В начале произведения перед нами возникает образ Буланова, который сильно старается завоевать сердце юной девушки.
Когда Аксинья удаляется, то дворовый Буланова говорит своему барину, чтобы тот не тратил зря сил на Аксинью, а начал ухаживать за помещицей.
Гурмыжская также желает, чтобы эти юноша и девушка создали семью, но имеется одно важное дело — обеспечить беззаботное будущее своему племяннику, которой неизвестно где обитает, но никогда не забывает ее и шлет презенты.
Сосватать воспитанницу Раисы Павловны хочет также коммерсант Восмибратов, который пришел приобретать у нее лес, но при покупке надумал смошенничать. Покупку он все-таки совершил, но расписки он так и не оставил.
Аксюша любит сына Восмибратова, и они даже тайно встречаются, но отец молодого человека невесту без состояния даже не представляет.
Гурмыжская же приказывает девушке показывать всем любовь к Буланову, и даже приставляет к ней Улиту, чтобы та следила за ней.
Дальше мы видим двух бродячих артистов, которые даже не представляют, как они будут ставить представление вдвоем. Вскоре они оказываются в усадьбе Гурмыжской, где Несчастливцев принимает образ военного в отставке, а Несчастливцев – лакея.
Геннадий помогает Гурмыжской разоблачить Восмибратова, и даже пробует влюбить в себя Раису Павловну. Но она подсмеивается над ним и отдает обещанное вознаграждение за оказанную помощь Карпу.
Расстроенный Несчастливцев оскорблен таким поведением женщины и очень разочарован тем положением, в котором он оказался. Геннадий намерен сознаться перед всеми в том, что он на самом деле является актером.
Аксюша и Петр, не зная ничего о нем, просят денег для того, чтобы сыграть свадьбу, но Геннадий признается, что у него в карманах пусто. Девушка в отчаянии намеревается покончить жизнь самоубийством, но он не допускает этого.
Параллельно с этими событиями помещица пробует заигрывать с Булановым, и от перемены своего настроения прогоняет его из дома. Озлобленный Карп хочет выжить Несчастливцева, но тот, сам покидает поместье.
По пути он случайно находит шкатулку с деньгами, которые он отдает Аксюше и Петру, хотя и сам он сильно в них нуждался.
Девушка очень благодарна ему за такой поступок, а господин Бодаев даже готов сообщить об этом в прессу.
В произведении драматург высветил нам проблемы, которые актуальны в наше время. Самая главная-это сохранение фамильных ценностей. Комедия учит нас в любой ситуации беречь свое семейство, думать над каждым своим словом в адрес родных. Ведь неосторожно высказанная фраза может разбить даже очень крепкие семейные узы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Островский. Все произведения
Лес. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Чехов Медведь
Шуточная одноактная пьеса Медведь знакомит нас с главными героями — это молодая, симпатичная вдова помещика Попова. Она уже семь месяцев безутешна в своем горе. - Краткое содержание Довлатов Компромисс
Основным персонажем является бывший репортер, который лишился должности. Он смотрит на свои вырезки из газет, которым 10 лет. Все эти годы, как он считал были годами притворства - Краткое содержание Толстой Акула
Корабль бросил якорь у берегов жаркой Африки. Климат материка давал о себе знать: со стороны пустыни Сахары дул горячий ветер. Моряки чувствовали себя на корабле словно в душной бане. Всем хотелось освежиться в море. - Краткое содержание Пушкин Медведиха
В начале произведения показан прекрасный летний день. Медведица выходит на прогулку со своими детками. Медвежата весело и беззаботно играют. - Краткое содержание Плавт Хвастливый воин
«Хвастливый воин» — этот термин, введённый ещё в Древней Греции. Так кто же такие, эти хвастливые войны? Это обыкновенные наёмники, которые возвращались после войны с несметными богатствами, рассказывая о своих подвигах.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/ostrovskij/les
Лес
В усадьбе Раисы Павловны Гурмыжской, «очень богатой помещицы», к воспитаннице Аксюше пристаёт Буланов, «молодой человек, не доучившийся в гимназии». Аксюша уходит, и лакей Карп намекает Буланову: не обратить ли ему внимание на саму барыню.
В это время появляются сама Гурмыжская и вместе с ней «богатые соседи-помещики»: отставной кавалерист Бодаев и Милонов.
Хозяйка рассказывает, что хочет сделать «три добрых дела разом» — выдать Аксюшу за Буланова и позаботиться о племяннике покойного мужа; его она не видела пятнадцать лет, и он её единственный родственник и законный наследник. Он шлёт ей небольшие подарки со всей России, но где он, что с ним — неизвестно.
Продолжение после рекламы:
Купец Восмибратов пришёл купить лес и сватать сына Петра за Аксюшу. Денег за уже купленный лес он, однако, «не захватил». Гурмыжская отказывает: «Уже есть жених, в доме живёт. Может быть, в городе говорят вздор какой-нибудь, так вы знайте: это жених». «Только отца в дураки ставишь. Погоди ж ты у меня!» — грозит сыну купец. Зато лес куплен с выгодой.
На этот раз как бы случайно купец не оставляет и расписки. Отец с сыном уходят. Карп приводит Аксюшу и Улиту. Стараясь унизить Аксюшу, Раиса Павловна велит ей играть роль невесты Буланова: «мне так нужно». Но презрение, выказываемое Аксюшей Буланову, её бесит. Она выспрашивает про них Улиту, та ей угождает: «Она-то к нему очень ласкова, а он как будто так… …
не желаю».
В лесу встречаются Петр и Аксюша. Они любят друг друга, но отец Петра не хочет и слышать о снохе без приданого. Они уходят. Появляются с разных сторон Счастливцев и Несчастливцев, два знакомых актёра: комик и трагик. Они встречаются случайно на пути один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду.
И теперь сообщают друг другу, что ни в Керчи, ни в Вологде труппы нет, играть негде. Оба идут пешком, без денег. В ранце Геннадия Демьяновича Несчастливцева «пара платья хорошего», «шляпа складная», ещё что-то и сломанный пистолет. У Аркадия Счастливцева все имущество — узелок на палке и «самое лёгкое» пальто, а в узелке «библиотека», «пьес тридцать», да бутафорские ордена.
«И все ты это стяжал?» (в значении стащил, стянул). «И за грех не считаю: жалованье задерживают». Они мечтают о собственной труппе: «Вот если бы нам найти актрису драматическую, молодую, хорошую Бросится женщина в омут головой от любви — вот актриса. Да чтоб я сам видел, а то не поверю. Вытащу из омута, тогда поверю. Ну, видно, идти». «Куда?» — спрашивает Аркадий.
И читает надпись: «В усадьбу „Пеньки“ г-жи Гурмыжской». Они «медленно уходят».
Брифли существует благодаря рекламе:
Утром в саду имения Гурмыжская, кокетничая с Булановым, рассказывает ему сон, будто её племянник «приехал и убил тебя из пистолета при моих глазах». Она озабочена: «…
И вдруг он явится! Надо будет и ему дать какую-нибудь часть! И я должна буду отнять у того, кого люблю». Они решают лучше и не говорить о племяннике. Входит Карп и докладывает: самовар готов, а ночью «барин приехали».
И со словами «Вот и не верь снам» Гурмыжская с Булановым уходят пить чай.
Входят актёры. Несчастливцев, «одетый очень прилично», решает Аркадия, который в «прежнем костюме», объявить здесь своим лакеем, а самого себя — офицером в отставке.
Приходят Восмибратов и Петр. Карп не желает докладывать о них барыне: «…Заняты с полковником. Племянник ихний приехал». «Полковник?» «Разумеется, полковник». Купцы уходят.
Буланов откровенничает с Несчастливцевым: «Маменька говорит, у меня ум не такой, не для ученья-с». «Какой же?» «Практический-с». «Ну, благодари творца, что хоть „какой-нибудь“ есть. А то часто бывает, что и никакого нет».
«Да и это ничего-с.
Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума Можно прожить-с!» «Да ты, брат, молодец совсем!», — восклицает актёр, когда Буланов просит научить его карточным «вольтам», чтобы шулерствовать.
Продолжение после рекламы:
Поселили гостей в беседке. И когда Несчастливцев уходит туда с Булановым, Восмибратов тут же является к Гурмыжской и простейшим образом обманывает её, забрав расписку, недодав тысячу рублей и намекнув на неудачное сватовство.
«Денной грабёж», — говорит Раиса Павловна и делится неприятностью с вошедшим Булановым. С ним Несчастливцев. Он на слова Гурмыжской: «Уж теперь нечего делать» по ремарке «с жаром» восклицает: «Как нечего? Воротить его! (Поднимая глаза к небу.
) Что я с ним сделаю! Боже, что я с ним сделаю! Аркашка, подай мои ордена!»
Приводят Восмибратова с сыном, и трагик пускает в ход самые громкие слова, чтоб изобразить грозного барина. Хозяйка пугается, купцы — не очень. Но в конце концов актёру удаётся задеть «честь» купца, и тот отдаёт деньги.
«Вот ваши деньги, получите», — говорит Несчастливцев Гурмыжской. («Отходит к стороне и стоит, скрести руки и спустя голову».) Гурмыжская благодарит и говорит, что должна ему «ровно такую сумму» (о чем речь шла ещё и до его прихода в усадьбу).
Актёр отвечает: «Не верю», говорит цветистые фразы о деликатности, благородстве Гурмыжской и со слезами и словами: «Довольно милостей! Довольно ласк! Я сделаюсь идолопоклонником, я буду молиться на тебя!», — закрывает лицо руками и уходит.
Возмущённый Аркадий прячется в кустах и наблюдает, как Гурмыжская, посмеиваясь над Несчастливцевым, отдаёт деньги Буланову.
Брифли существует благодаря рекламе:
И ночью в другой части сада хвалится Несчастливцеву: «Умный человек нигде не пропадёт». «Умный? Это ты про кого же?» «Про себя-с». «Ну, кто ж это тебе сказал, что ты умный? Ты, братец, не верь, тебя обманули».
Но Аркадий собой вполне доволен: поужинал с барского стола, «сказал, что так приучен у вас», «сошёлся с ключницей и по такому случаю занял у неё денег, да ещё у меня бутылка наливки в уголку подле кровати, будто вакса». А товарища порицает: «Вот вы говорите, что умны, а гимназист-то, видно, умнее: он здесь получше вашего роль-то играет».
«Какая роль, братец? Ну, что он такое? Мальчишка, больше ничего». «Какая роль? Первый любовник-с». «Любовник? Чей?» «Тётеньки вашей! Он-то любовника играет, а вы-то… простака!» Последние слова Аркадий говорит «из-за куста», спасаясь от всерьёз уже разъярённого трагика. Аркадий убегает, но дело сделано.
«Он солгал, бесстыдно солгал», — начинает монолог трагик. И продолжает: «Но если моя благочестивая тётушка…», кончая так: «Посмеяться над чувством, над тёплыми слезами артиста! Нет, такой обиды не прощает Несчастливцев!»
Появляются Карп, Улита, затем Аркадий. Карп подтрунивает над УЛИТОЙ, явившейся, видимо, на свидание; сплетничает про разорительные романы барыни: он сам возил на почту деньги доктору-французу, топографу, какому-то итальянцу.
Улита ахает, а оставшись с Аркадием, начинает изливать ему душу, жалуясь на зависимое положение.
Аркадий боится Несчастливцева, который бродит по саду, и пробалтывается с досады Улите, что тот не офицер, сам он не слуга ему, оба — актёры «и оба пьяницы».
В сад приходят Петр и Аксинья. Восмибратов-отец опять час ругал сына, зато теперь согласен приданого взять две тысячи — но уж не меньше. Пара приходит к мысли просить денег «у братца, у Геннадия Демьяновича» — больше не у кого. Аксинья между тем начинает отчаиваться: «Все в воду тянет, все на озеро поглядываю».
Петр испуган, она его успокаивает, он уходит, и Аксинья внезапно встречается с Несчастливцевым. Он в некотором экстазе и актёрствует сам перед собой и Аксиньей: «Женщина, прекрасная женщина… Ты женщина или тень?.. А! я вижу, что ты женщина. А я желал бы в эту прекрасную ночь побеседовать с загробными жителями… Много тайн, много страданий унесли они с собой в могилу.
Душа моя мрачна, мне живых не надо… Прочь!» «Братец, и я много страдала и страдаю». Живая, до конца открытая речь Аксюши вдруг попадает в тон аффектации Несчастливцева — он у Аксюши, видимо, вызывает полное доверие — а главное, у обоих свои несчастья.
Они тут же и выясняются: на отчаянную просьбу о двух тысячах актёр может только ответить: «Прости меня, прости! Я бедней тебя не тебе у меня денег просить, а ты мне не откажи в пятачке медном, когда я постучусь под твоим окном и попрошу похмелиться. Мне пятачок, пятачок! Вот кто я». Тут пафос трагика вполне отвечает реальности: Аксинья бежит к озеру.
За ней Несчастливцев с криком: «Нет, нет, сестра! Тебе рано умирать!» Со словами: «Ну, убежал куда-то. УЖ не топиться ли? Вот бы хорошо-то. Туда ему и дорога…» — идёт в беседку Аркадий.
Собираясь, уходить, он сталкивается с товарищем и спасённой им девушкой. Трагик на пике душевного подъёма: все словно бы следует его тону, словам, декламациям: женщина от любви бросилась на его глазах в воду. И он убеждает Аксюшу идти в актрисы: буквально, вот сейчас в его труппу.
Отчаявшаяся, полузавороженная, Аксюша как будто соглашается: «Хуже не будет. Как вам угодно. Я готова на все». «У меня есть несколько ролей, я тебе почитаю. В эту ночь я посвящаю тебя в актрисы. Стой, беглец! Я великодушен, я тебя прощаю.
Торжествуй, Аркашка! У нас есть актриса; мы с тобой объедем все театры и удивим всю Россию».
Они втроём уходят в беседку, их сменяют Раиса Павловна с УЛИТОЙ, та передаёт новости барыне; оборот событий её устраивает.
Улита приглашает Буланова и исчезает. Раиса Павловна напропалую кокетничает с Булановым, требуя, чтоб он угадал, что же она любит. А когда, услышав: «Тебя, дурак! тебя!», тот, бормоча: «Да-с Давно бы вы-с…
Вот так-то лучше, Раисынька! Давно бы ты…» лезет целоваться, отталкивает его: «Что ты, с ума сошёл? Пошёл прочь! Ты, неуч, негодяй, мальчишка!» и уходит. Буланов в ужасе. «Что я сдуру-то наделал! Завтра же меня…
Отсюда В три шеи! Виноват-с! Пропал, пропал, пропал!»
Но Буланов не пропал. Наутро в зале он куражится над Карпом: «Я беспорядков в доме не потерплю! Я вам не Раиса Павловна…» Карп уходит с ехидно подчёркнутой покорностью. «Здравствуйте, господин Несчастливцев!» — приветствует актёра Буланов. «Ты знаешь, что я Несчастливцев?» «Знаю».
«Я очень рад, братец. Значит, ты знаешь, с кем имеешь дело, и будешь вести себя осторожно и почтительно». Буланов явно побаивается актёра, а тот метко над ним издевается; но все-таки сейчас ему приходится уйти, раз такова воля хозяйки.
УХОДЯ, он замечает случайно оставленную на столе денежную шкатулку.
Входит Гурмыжская. Буланов с ней на ты, он строит планы. На приданое Аксюше денег жаль. Раиса Павловна с Булановым в затруднении, и тут входит сама Аксюша. Буланова отсылают, и Гурмыжская затевает с Аксюшей о нем разговоры.
Они приводят только к обмену колкостями не в пользу хозяйки, и в конце концов она признает, что ревнует Буланова к Аксюше. Когда Аксюша говорит, что сама решила уйти из Пеньков, Раиса Павловна почти умиляется. Аксюшу сменяет Несчастливцев, и очень решительно. «Они никаких резонов не слушают», — говорит Карп.
Актёр его высылает: «Не пускай никого». Он в своём дорожном костюме. Отбирает колокольчик у барыни и кладёт пистолет возле шкатулки. «Не бойтесь, мы будем разговаривать очень мирно, даже любезно. Знаете что? Подарите мне её на память (шкатулку)». «Ах, нельзя, мой друг, тут важные бумаги, документы по имению».
«Вы ошиблись, тут деньги». Так, попугивая, актёру удаётся уговорить Раису Павловну уделить ему деньги из шкатулки. В итоге Гурмыжская отдаёт тысячу, которую должна (в чем признается), и говорит, что «не сердится» — не то трагик грозит тут же застрелиться.
Актёр заказывает тройку, предвкушает выгодные контракты, бенефисы. Аркадий в восторге. В доме собираются гости. Аксюша ищет Петра: попрощаться. Оказывается, последнее условие отца: «Хоть бы тысячу за тебя, дурака, дали». Аксюша бросается к трагику: «Попросите тётушку, теперь только тысячу рублей нужно, только тысячу».
«А что ж в актрисы-то, дитя моё? С твоим-то чувством…» «Братец… чувство… оно мне дома нужно». И актёр со словами «Дай мне хорошенько вдохновить себя…» идёт в столовую.
Входят Милонов, Бодаев, хозяйка с Булановым, и выясняется причина торжества: Гурмыжская выходит за Буланова замуж. Появляется Несчастливцев. В дверях Восмибратовы, Аксюша, Аркадий. «Тётушка, вы счастливы?» — спрашивает Несчастливцев и убеждает её сделать доброе дело — небольшой для себя суммой устроить и счастье племянницы: Гурмыжская отказывает. Буланов ей поддакивает.
И актёр, к ужасу Аркадия, отдаёт деньги Аксюше. Их берет Восмибратов и пересчитывает. Аксюша горячо благодарит Несчастливцева. Милонов желает «поступок напечатать в газетах», а Бодаев приглашает к нему заходить, но на брудершафт с актёром выпить отказываются. «Вы, кажется, ехать собираетесь» — напоминает Буланов.
«И в самом деле, брат Аркадий, как мы попали в этот сыр-дремучий бор? Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец», — говорит трагик. «Комедианты», — пожимает плечами Раиса Павловна. «Комедианты? Нет, мы артисты, а комедианты — вы.
Что вы сделали? кого накормили? кого утешили? Девушка бежит топиться, кто её толкает в воду? Тётка. Кто спасает? Актёр Несчастливцев.
„Люди, люди! Порождение крокодилов!“» И актёр читает монолог Карла Моора из «Разбойников», заканчивая словами: «О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!» «Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу!» «Да просто к становому. Мы все свидетели!» — откликаются Милонов и Буланов.
«Меня? Ошибаешься. Цензуровано. Смотри: одобряется к представлению. Ах ты, злокачественный мужчина! Где же тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты — как подьячий. Ну, довольно. В дорогу, Аркашка. Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти её, братец, в город, и скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подаёт руку Счастливцеву и медленно удаляется.)»
Пересказала А. И. Журавлева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://briefly.ru/ostrovskij/les/
Краткое содержание Островский За двумя зайцами для читательского дневника
Довольно таки знаменитая пьеса была создана М.Старицким. Островский же перевел ее на русский язык, и получилось комическое, но поучительное творение. По произведению был поставлен фильм, а в театрах с большим аншлагом проходили спектакли.
А сюжет пьесы совсем незамысловатый. Действие происходит в Киеве.
Промотавшийся цирюльник Голохвостый, высшей степени франт попадает в очень неприятную для него историю.
Он должен выплатить огромные деньги кредиторам, которые придут с минуты на минуту и закроют его цирюльню. Ему этот ужас снится каждую ночь.
Что же делать? Трудиться он не привык, чтобы нажить состояние. Остается найти невесту с богатым приданым, чтобы поскорее исправить свое положение.
И тут Свириду Петровичу подфартило. Из пансиона благородных девиц прибывает дочь состоятельных торговцев Проня Серко. Конечно кандидатура подходящая, но уж девушка и внешностью особо привлекательной не обладала, да и по отношению к родителям уважения не проявляла. Все какие-то иностранные словечки, сказанные невпопад, да и барские манеры совсем не украшали барышню.
Прогуливаясь по улице, Свирид Петрович встречает красивую скромную девушку, которая ему очень понравилась. Но она оказывается двоюродной сестрой Прони Серко. Мать ее торговала на рынке яблоками и была особенно строга по отношению к дочери. И Голохвостый решает ринуться в погоню за двумя зайцами.
Он начинает ухаживать за Проней Прокопьевной. Приглашает ее в кино, объясняется ей в любви. Он совсем замутил голову девушке, что та приглашает его к себе домой, где у молодого человека от показанного богатства кружится голова. Родители же по приказанию Прони благословляют их на брак и готовятся к свадьбе.
Возвращаясь от Серко, он встречает в переулке Галю и пристает к ней, но тут их застает мать девушки и заставляет покреститься на том, что он женится на ее дочери, раз он ухаживает так старательно.. А что оставалось делать этому хитрецу? Только соглашаться. Секлита Пилиповна собирает срочно всех подруг и организует венчальный вечер . Она благословляет Голохвастова и Галю на брак.
Девушка в слезах бежит к своему жениху Степану и все рассказывает. И тогда он со своими друзьями говорит о шарлатане всю чистую правду и намерен разоблачить его.
И вот в день свадьбы Прони и Голохвастова Степан и найденные ими кредиторы рассказывают всю чистую правду о нем. Все гости, и в особенности Проня и ее родители был и в шоке. И как жаль Проню. Она от всего сердца была влюблена, а ее обманули.
Ну а что же Голохвастый? Он так и остался у разбитого корыта, ничего не добившись.
Произведение актуально и в наши дни особенно. Оно учит нас проявлять уважение к женщине, воспитывать моральную культуру молодого поколения. И ставьте всегда одну цель и добивайтесь ее, ведь, можно как наш главный герой остаться и не с чем.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/aleksander-ostrovskij/za-dvumya-zajcami
Чехов «Чайка» – краткое содержание по действиям — Русская историческая библиотека
[См. полный текст «Чайки» на нашем сайте.]
В поместье пожилого отставного чиновника Петра Сорина приезжает его сестра, известная театральная актриса Ирина Аркадина с любовником – писателем Тригориным.
Здесь же живёт сын Аркадиной, Константин Треплев, нервный честолюбивый юноша, который завидует популярности матери. Желая прославиться не меньше её, Константин начинает писать пьесы в модном символистско-декадентском стиле. После приезда матери он пробует поставить при ней одну из них в импровизированном парковом театре.
Главную роль исполняет дочь владельца соседней усадьбы, Нина Заречная, которую Треплев страстно любит. Но писательские таланты Константина невелики, и постановка с треском проваливается. Высмеиваемый матерью Треплев в отчаянии убегает.
Юная Нина тоже мечтает об успехе и славе, хочет блистать на сцене театра. Константин обожает её, однако Нина относится к нему довольно холодно. Её гораздо больше привлекает весьма популярный литератор Тригорин. По завершении любительского спектакля в саду Аркадина знакомит Заречную с ним.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 1 – краткое содержание.
«Чайка», спектакль. Действия 1-2. Постановка Олега Ефремова
«Чайка», действие 2 – кратко
Константин замечает тягу Нины к Тригорину и начинает устраивать ей сцены ревности. Один раз он кладёт у ног Заречной случайно убитую на охоте чайку, говоря, что от её нелюбви скоро так же убьёт и себя.
После ухода Треплева Нина встречает идущего с рыбалки Тригорина и впервые заводит долгий разговор с ним, выражая горячее преклонение перед творческим даром писателей. Тригорин, литератор хотя и более одарённый, чем Константин, но далеко не гениальный, отвечает Заречной скептически. Писательство для него – не упоение, а нелёгкое ремесло.
Оно перешло в навязчивую привычку постоянно подмечать вокруг себя мелкие жизненные детали и развивать из них темы для произведений. Заметив убитую чайку, брошенную Треплевым, Тригорин говорит, что ему пришёл в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка.
Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую птицу.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 2 – краткое содержание.
Утратив любовь Нины, Константин Треплев делает неудачную попытку самоубийства, а потом собирается вызвать Тригорина на дуэль. Сближение Тригорина с Заречной замечает и Аркадина. Она решает побыстрее увезти любовника из деревни в город.
Между ней и сыном напоследок происходит резкая ссора: возбуждённый Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства и уверяет, что он талантливее их.
Мать в ответ называет Константина приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.
Нина дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы название его книги – «Дни и ночи» – и надпись: «страница 121, строки 11 и 12».
Заглянув на эту страницу, Тригорин видит, что эти строки гласят: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина почти насильно увозит его.
Улучив минуту, писатель встречается с Заречной прямо перед отъездом. Нина тоже едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин уговаривается с ней о встрече там.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 3 – краткое содержание.
«Чайка», фильм-спектакль, 1974
«Чайка», действие 4 – кратко
4-е действие пьесы происходит через два года после 3-го. За прошедшее время Нина в Москве сходилась с Тригориным и родила от него ребёнка, но писатель вскоре бросил её и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной совершенно не сложилась. Её игра была преувеличенно-экспрессивной и безвкусной.
Нине пришлось переехать из Москвы в провинцию, участвовать в дешёвых труппах. Отец, владелец усадьбы, узнав, что дочь ушла в актрисы, отказался от неё и бросил прозябать в нищете.
Треплев, продолжая любить Нину, пытался ездить за ней, но она из стыда уклонялась от встреч, хотя писала Константину письма, где подписывалась «Чайкой».
4-е действие открывается тёмным ветреным вечером в той же усадьбе Сорина, где происходили три первых. Аркадина вместе с Тригориным приезжает к тяжело заболевшему брату. Константин Треплев живёт в дядином поместье, печатает в журналах свои произведения, но без особого успеха – они похожи на странноватый бред, где нет ни единого живого лица.
Аркадина, Тригорин и чета управляющих имением садятся играть в лото. Константин уходит в соседнюю комнату и играет на фортепиано меланхолический вальс. Внезапно он слышит стук в окно и видит на террасе Нину Заречную.
Нина недавно приехала в соседний город. Перед отбытием на всю зиму во второсортный елецкий театр она всё же решила повидаться с Треплевым. Нина плачет на груди у Константина и рассказывает: Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Треплев уговаривает Нину остаться с ним, но она убегает, порывисто обняв его напоследок.
В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 4 – краткое содержание.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
На нашем сайте вы можете также прочитать краткие содержания пьес «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» и краткую биографию Антона Павловича Чехова. Другие статьи о творчестве писателя — см. ниже в блоке «Ещё по теме…»
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3206-chekhov-chajka-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam
Лермонтов "Мцыри": краткое содержание по главам
«Мцыри», краткое содержание по главам которой представлено в статье, — романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.
1
«Немного лет тому назад» в месте, где сливаются две реки — Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря «теперь один старик седой», который и рассказывает историю жизни Мцыри.
2
Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре.
Вначале мальчик «бродил безмолвен, одинок», но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего.
Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.
3
Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но «душу можно ль рассказать?» Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в «мир тревог и битв», туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.
4
Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью.
У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву — когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди «хоть незнакомой, но родной».
Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.
5
Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.
6
Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле — красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами — словом, гордой природой Кавказа.
- 7
- Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.
- 8
Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет — для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.
9
Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.
10
Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.
11
Продолжаем описывать поэму «Мцыри» (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.
12
Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как «сладко вольный».
13
Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.
14
Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель — вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.
15
Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, «как зверь степной». Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.
16
Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.
17
Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.
18
Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.
19
Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.
20
Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья — где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой.
Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю — своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки.
И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.
21
Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.
22
Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.
23
У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.
- 24
- Герой опечален лишь одним — тем, что похоронен будет не в «земле родной».
- 25
Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку — рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.
26
Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма «Мцыри». Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий источник:
Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО «Дом Славянской книги», 2015
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/lermontov_mcyri_kratkoe_soderzhanie_po_glavam/54-1-0-320