Краткое содержание паустовский тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

Однажды в Бережках кавалерия красноармейцев оставила у старого мельника раненого коня. Дед Панкрат вылечил животное, вместе с конем он начал чинить плотину.

Еды у Панкрата коню не хватало. Конь шел по деревне и просил у жителей пищи себе на прокорм. Многие люди привечали коня, выносили ему хлеба.

В один из теплых зимних дней, когда плотина уже была починена, а Панкрат собирался запустить мельницу, конь отправился вновь по деревне. Он оказался у ворот, где жил нелюдимый и грубый мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя!». Так мальчик отвечал практически на все слова других людей. Он жил с бабушкой, которая в то время находилась у соседки.

Филька обедал ломтем хлеба, который посыпал солью. Он увидел коня, вышел к нему. Животное подалось к хлебной краюхе. В этот миг мальчик сильно ударил питомца Панкрата, выругал его, бросил кусок в сугроб. Филька крикнул коню, чтобы он отправлялся искать и выкапывать хлеб.

Конь заплакал, издал страшный звук и махнул хвостом. В ту же секунду началась такая метель, что Филька еле нашел вход домой. Вечером смогла вернуться бабка Фильки. Она предположила, что уже промерзли все колодцы и река до самого дна. Это означало смерть для всей округи.

Филька испугался по-настоящему, когда к печке стали жаться выбравшиеся из погреба мышки.

Бабушка поведала внуку, как давно случилось подобное ненастье от человеческой ненависти, когда хозяин дома вынес изувеченному старому солдату кусок заплесневелого хлеба и бросил его на землю.

Солдат от обиды свистнул, округу накрыла метель и холода. Жадный мужик умер от сердечной остуды. Бабка сказала внуку, что в Бережках снова завелся жестокий человек и сделал что-то дурное.

Филька понял, что этот дурной человек он сам. Он спросил, что делать, чтобы исправить беду. Бабушка сказала, что им остается надеяться, что злодей исправит свой поступок. Как это сделать, знает Панкрат.

Ночью Филька отправился к Панкрату. Он поведал мельнику, как обидел искалеченное животное, спросил, что ему делать. Панкрат дал Фильке немного времени на раздумье. Разговор услышала сорока, которая ютилась в сенях мельника.

Филька понял, что не справится с бедой один. Он пообещал мельнику, что вместе с ребятами будет колоть лед на реке. Как только они дойдут до воды, нужно запускать мельницу. Панкрат обещал поговорить со стариками, чтобы и они помогли ребятам.

За общей работой на следующий день никто не заметил, как потянуло ветром с юга, появлялись и падали сосульки. К вечеру люди смогли запустить мельницу, тогда же вернулась сорока. Она говорила воронам, которые грелись на трубах, что она пробудила теплый ветер и призвала его на помощь деревне.

К ночи хозяйки напекли свежего хлеба из муки, которую намололи в тот день. На следующий день Филька пришел к мельнице с буханкой свежего хлеба в компании друзей. Он предложил кусок с солью коню.

Тот поначалу отказался, но Панкрат уговорил животное помириться с мальчишкой, так как Филька от горя заплакал. Конь осторожно съел первый кусочек хлеба из филькиных рук, а после и всю булку.

Так примирились искалеченный конь и мальчик.

Источник: https://nukadeti.ru/chitatelskij-dnevnik/paustovskij-teplyj-khleb

Краткое содержание Паустовский Теплый хлеб для читательского дневника

Год: 1954    Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Филька, раненый конь, мельник

В деревне Бережки жил мальчик Филька. прозвище было его «Да ну, тебя!», так как на всё и всегда отвечал так: «Да ну, тебя!».

Произошёл с ним случай неприятный, который повлёк за собой беду.

В Бережках жил мельник Панкрат, который приютил вороного коня. Конь считался ничейный, поэтому каждый считал должным его покормить, то хлебушком чёрствым, а то и морковкой сладкой. Филька же проявил строгость к животному и не дал хлеба, а кинул его в снег, ещё и заругался сильно. Конь фыркнул и кусок хлеба не взял.

Погода поменялась тут же. Всё замело метелью, дороги, тропинки запорошило. Река замерзла, мельница остановилась — неминуемая гибель для деревни пришла.

Причитала Филькина бабка. Говорит, завёлся человек недобрый. Мальчик побежал к мельнику и рассказал ему про коня. Тот посоветовал исправить ошибку. Созвал Филька мальчиков, старики пришли. Стали лёд на реке долбить, проламывать.

Прошла лютая погода. Снова мельница заработала, пахло хлебом свежим, что бабы испекли из только что смолотой муки. Конь принял хлеб, что мальчик ему для примирения принёс.

Рассказ учит читателя тому, что Зло всегда порождает зло в ответ. А доброта на плоды сладка, богата. Злость и жадность — погибель для души людской.

Краткое содержание Теплый хлеб Паустовского

Мимо деревни Бережки военный отряд проходил. Немецкий снаряд взорвался и осколком ранил коня командира. Оставили его в деревне. Приютил мельник Панкрат. Но считался конь ничейным, общим.

Мужику сложно было содержать животное, стала лошадь по деревне ходить, побираться. Кто хлеба чёрствого вынесет, а кто морковку хрустящую да ботвы свекольной.

В Бережках проживал мальчик с бабушкой. Мальчугана Филькой звали, кличка его была «Да ну, тебя!».

Погода на эту зиму хорошая выдалась, тёплая. Река не встала. Около мельницы вода была чёрная, спокойная.

Бабы Панкрату жаловались, что мука скоро закончится, молоть зерно надо. Отремонтировал старик мельницу, молоть зерно собрался.

А конь всё по деревне ходил. Постучался он в калитку к Филькиной бабушке. Мальчик ел хлеб с солью.

Увидел коня, лениво высунулся, вышел за калитку. Жеребец носом к ароматному кусочку потянулся. Филька же сильно ударил его по губам. Животное фыркнуло, отшатнулось, назад попятилось. Мальчуган кинул кусок в рыхлый снег, крикнул: «На, бери свой хлеб, мордой рой, доставай его!»

Слеза появилась в глазах у бедного коня. Заржал так жалостливо, громко. Ударил хвостом себя и ускакал прочь.

И тут приключилось несчастье. Ветер завыл, метель такая поднялась, что ничего не видно было. Замело все дороги, тропинки. Река промёрзла насквозь. Филька не скоро в избу зашёл, потерял, где крыльцо его, испугался. Холод до костей пробирал, все звери лесные по норам попрятались. Нигде тепла не было. В избе холодно, сыро. Мальчуган всё под одеяло зарывался, а печь то не греет, остыла уже.

Причитала, охала бабка. Плохой человек, видно, в Бережках появился, беду принёс. Ведь без муки и воды не выживет народ деревенский.

Филька расспросил бабку, что за история сто лет назад произошла: жил мужик один, и он пожалел хлеба для просящего бедняка. И вот такая же погода случилась, столько народу погибло. Испугался мальчик, понял, что по его вине такая непогода.

Побежал Филька опрометью к Панкрату, рассказал ему всё, про коня, про хлеб, что в сугроб кинул. Старик головой покачал, сказал исправить ситуацию. Решили всей деревней реку долбить, освобождать ото льда. Дружно взялись. Погода меняться начала, река оттаивать стала, тепло пришло. Как будто и не было ничего.

Мельница заработала, зерно молоть старик Панкрат начал. В деревне хлебом свежим запахло, даже лисицы из нор повыбирались — хотелось кусочек испробовать. Снова жить селение начало.

А Филька с местными ребятами к коню мириться пошли. Несли хлеба да соли. Панкрат встретил их. Вывел коня. Филька протянул хлеб, а тот отвернулся, не берёт. Заплакал тогда мальчик. Старик погладил животное, сказал: «Ну, возьми угощение, мальчик то хороший». Жеребец взял с рук Фильки кусок, зажмурился от удовольствия, голову на плечо положил. Так и померились.

А сорока, что трещала про всё и перед воронами хвалилась, что она ветер свежий, тёплый из южных стран позвала, наверное  думала, что это её заслуга.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/paustovskij/teplyj-hleb

Паустовский «Теплый хлеб» краткое содержание: краткий пересказ рассказа

В 1954 году, когда в памяти людей ещё были живы ужасы войны, Константин Паустовский написал рассказ «Тёплый хлеб». Произведение актуально и сейчас, потому что оно учит доброте, состраданию, милосердию и чуткости. В рамках школьной программы эту историю изучают в 5 классе. Ученики заполняют читательский дневник, делают краткий пересказ и пишут изложение.

Краткое содержание произведения Паустовского «Тёплый хлеб» даёт возможность быстро ознакомиться с его сутью.

Основные персонажи рассказа

В истории всего 3 главных действующих лица. Главный персонаж — нелюдимый мальчик, второстепенные — мельник и бабушка. Краткое описание героев:

  • Филька. Угрюмый, со сложным характером, имеющий привычку часто говорить: «Да ну тебя!», когда ему что-то предлагали. Постепенно к нему привязалось это прозвище.
  • Панкрат. Добрый мельник, мудрый и рассудительный человек. По своей доброте Панкрат приютил раненого коня, оставленного красными кавалеристами.
  • Бабушка. С ней жил Филька, и она же рассказала ему историю, как в Бережках от людской злобы случился страшный холод.

Сорока и конь по имени Мальчик играют в произведении не последнюю роль. Хотя «Тёплый хлеб» чаще называют рассказом, по жанровой принадлежности он относится к сказке, поэтому животные, птицы тоже могут быть отнесены к главным героям. В произведении К. Паустовского упоминаются и другие действующие лица — хозяйки, кавалеристы, мальчишки, старики.

Краткий пересказ в тезисах

Если нет времени на то, чтобы читать краткое содержание, можно ознакомиться с пересказом в тезисах. Он коротко, но точно передаёт сюжет.

Осколок разорвавшегося снаряда ранил вороного коня, и кавалеристы оставили его в деревне. Старый мельник Панкрат приютил и выходил животное. Конь по имени Мальчик помогал ему в работе — перевозил доски и глину для ремонта плотины.

Мельнику было трудно прокормить вороного, и часто конь ходил по деревне — просил еду.

В один день Мальчик пришёл к дому, где жил Филька со своей бабушкой. Выйдя на улицу с краюхой хлеба, он рассердился, увидев коня, и накричал на него, а потом бросил горбушку в снег. Тут же замела метель, стало холодно, и паренёк еле нашёл вход в дом.

Ночью ударил мороз. Старушка поведала внуку, что подобная история уже случилась однажды. Тогда бессердечный человек обидел солдата, пережившего ранение. Она предположила, что и в этот раз похожая причина. Мальчик побежал к Панкрату и спросил, как всё исправить. Мельник подсказал, что нужно изобрести спасение от стужи, чтобы мельница могла работать.

Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжетаСтарушка рассказывает внуку легенду о злом человеке

Филька собрал ребят, вместе они прорубили прорубь, и почти сразу наступила оттепель. Потом дети и мельник помогли Фильке помириться с конём. На этом краткий пересказ произведения «Тёплый хлеб» можно закончить.

Краткое содержание рассказа

Когда была война, через деревню Бережки проходили советские солдаты. У них был конь, которого ранило осколком. Кавалеристам пришлось оставить Мальчика, потому что он не мог идти дальше.

На окраине села жил старый Панкрат, которого многие побаивались за суровый нрав. Старик был работящим, и даже зимой он нашёл себе занятие — чинить плотину.

В тёплое время года Панкрат молол зерно, а из муки хозяйки пекли хлеб.

Завязка произведения

Военное время было сложным, еды не хватало даже людям, и старику приходилось несладко. Когда ученик будет делать пересказ, он должен обратить на это особое внимание: несмотря на голод, мельник заботился о лошади.

Пожилой мельник был небогат, еды часто не было даже для себя, и вороной стал ходить по деревне в надежде, что его кто-нибудь покормит.

Жители считали животное общим и подкармливали, жертвуя из своих и без того скудных запасов.

В одном из домов жил мальчик с бабушкой. Паренёк был угрюмым, и местные мальчишки прозвали его «Ну Тебя». Прозвище приклеилось, потому что эти слова были любимыми у Фильки. Он говорил их по любому поводу: когда ругала бабушка, приглашали поиграть соседские ребята или происходил с кем-то спор.

Кульминационная часть

Однажды, когда зима уже подходила к концу, Панкрат собрался молоть зерно. Вода в речке, протекавшей возле мельницы, не замёрзла, да и погода стояла подходящая. В этот день конь ходил по улицам, и вот он приблизился к калитке Филькиного дома.

Вороной стал стучать в ограду, и ребёнок, услышав звук, вышел с хлебом, посыпанным солью. Краюху он приготовил для себя, а Мальчик решил, что это угощение для него. Он потянулся мордой к краюхе, и тут Филька разозлился, стал кричать, что ему надоели «христарадники». Размахнувшись, он стукнул вороного, и тот отпрянул, замотав головой.

В следующую минуту Филька увидел, что лошадь плачет. В кратком содержании рассказа «Тёплый хлеб» – это кульминационный момент.

Конь жалобно заржал, замотал головой, и тут же засвистел ветер, началась такая сильная вьюга, что паренёк еле добрался до дверей. Он залез под тулуп и в страхе прислушивался к тому, как стучат ставни и свистит вьюга.

Ему казалось, что это всё из-за коня: где-то сквозь шум вьюги мальчику слышался стук копыт и свист конского хвоста.

Развязка

Поздно вечером, когда метель утихла, домой пришла бабушка. Пока мела метель, она не могла добраться. Передохнув, она рассказала, какая беда приключилась в деревне: река покрылась толстым слоем льда, и теперь мельник не сможет размалывать зерно на муку. Значит, будет голод, и людям не выжить.

Заплакала бабка, и вслед за ней заревел Филька. Он стал подозревать, что в случившемся есть его вина. Старушка подтвердила его догадку, рассказав историю, которая произошла очень давно. От человеческой злобы случилась сильная стужа, и человек, по вине которого всё произошло, умер.

Здесь краткое содержание подходит к развязке. С помощью мельника Филька придумал, как всё исправить, а потом повинился перед конём за то, что его обидел. Тут же наступила оттепель, стар и мал стали радоваться, а хозяйки начали печь душистые булки.

Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжетаМальчик просит прощения у коня

В чём идея рассказа

Главная мысль истории, которую называют и сказкой, и рассказом: к людям и животным нужно относиться с добром. Даже в самые трудные времена стоит проявлять сострадание и милосердие, нести ответственность за свои действия. Совершив ошибку, нужно не бояться признать её и постараться исправить последствия. Если поставлена благородная цель, люди охотно согласятся помочь.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/paustovskiy-tepliy-hleb.html

"Теплый хлеб" — краткое содержание сказки Константина Паустовского — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В 1954 году, через девять лет после окончания войны, русский писатель Константин Паустовский написал рассказ, позже впервые опубликованный в журнале «Мурзилка», — «Тёплый хлеб».

Краткое содержание рассказывает удивительную историю про мальчика, обидевшего коня, но осознавшего свою вину.

В произведении причудливым образом переплетаются добро и зло, жизнь человека и его неразрывная связь с природой, плохой поступок и его искупление, сказочное и реальное.

Краткое содержание

Действие происходит в деревне Бережки. Когда кавалеристы проходили мимо этого поселения, на околице разорвался вражеский снаряд, ранив в ногу коня.

Его пришлось оставить в деревне, а военные пошли дальше. Коня приютил старый мельник Панкрат, которого местные ребятишки считали колдуном.

Он вылечил его и оставил у себя, чтобы тот помогал при мельнице и возил всё необходимое для починки плотины.

Останавливался у чьей-нибудь калитки, фыркал, стучал мордой, ему и выносили — кто ботвы, кто чёрствого хлеба, кто сладкой морковки.

Коня воспринимали ничьим или, скорее, общественным, поэтому каждый житель деревни считал своим долгом хоть немного позаботиться о нём, тем более что он был раненым, пострадавшим от немцев.

В деревне жил со своей бабкой мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя».

Эту фразу он говорил всем: и ребятам, которые звали его искать позеленевшие патроны, и бабушке, если она журила его за грубость.

Между тем однажды, в один из тёплых зимних дней, конь постучался в калитку его жилища. В это время бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, посыпанный солью.

Услышав стук, мальчишка вышел за калитку. Конь потянулся к хлебу в его руке, но Филька крикнул: «Да ну тебя! Дьявол!», наотмашь ударил его по губам и бросил кусок хлеба в снег.

«На вас не напасёшься! Вон твой хлеб, копай его из-под снега!», — зло крикнул он.

У коня из глаз скатилась слеза, он жалобно заржал, взмахнул хвостом, стукнул медными подковами, и тотчас повсюду страшно завыл и засвистел ветер.

Филька испугался и с трудом спрятался в доме, не сразу до него добравшись, так как снег застилал глаза. Метель бушевала, отрывались ставни и доски, ломались скворечники, и в этом гуле слышалось, как свистит конский хвост, когда разозлённый конь бьёт им себя по бокам. Всё утихло только к вечеру, и бабка смогла вернуться от соседки домой.

Но теперь деревню сковал колючий мороз. Бабка плакала, сказав, что они умрут от голода: воды нет, колодцы и река застыли, мельница теперь работать не сможет, зерно лежит немолотое, а мука у всех вышла. Лёжа на печи и посматривая на вылезающих из подпола мышей, Филька слушал причитанья бабушки.

Между тем она рассказала, что сто лет назад опустился на их деревню столь же страшный мороз, после которого ещё десять лет земля была похожа на пустыню, где ничего не цвело и не росло. Эта напасть произошла из-за человеческой злобы. Она рассказала историю.

Однажды мимо деревни шёл солдат, попросивший в одной избе хлеба. Но хозяин, злой мужик, швырнул ему на пол чёрствую и чёрную корку. Солдат сказал, что не может ничего поднять с пола, ведь вместо ноги у него деревяшка: лишился он ноги на Балканских горах в турецкой баталии.

Но мужик засмеялся и сказал: «Если сильно голодный — поднимешь, здесь тебе камердинеров нет». Солдат изловчился, поднял, но увидел, что это даже не корка, а одна зелёная плесень.

Тогда он разозлился, свистнул — и налетела буря, посрывала крыши, деревню охватил мороз, а тот мужик умер от охлаждения сердца.

Также бабушка добавила, что, значит, и сейчас в Бережках завёлся злой человек, обидчик, сотворивший злое дело, отчего и случился мороз. Филька понимал, что во всём виноват он сам. Но теперь он хотел исправить свою ошибку.

Бабушка сказала, что только Панкрат-мельник знает, как всё исправить. Когда она уснула, мальчик запахнул тулуп и побежал к мельнице. С трудом добежал он по морозу, но Панкрат втащил его в избу, усадил к печке и велел рассказывать, что его к нему привело.

Плача, он рассказал о том, как обидел коня.

Панкрат велел ему не плакать, а лучше придумать, как выйти из критического положения и спасти деревню от голода — тогда получится и искупить свою вину. Филька придумал с помощью ломов и других инструментов прорубить лёд, чтобы вода потекла на мельницу.

На следующий день он созвал ребят, а Панкрат потолковал со стариками. На реке закипела работа: рубили лёд, жгли костры, чтобы не замёрзнуть, с самого рассвета скалывали лёд у мельницы.

Поначалу за работой никто и не заметил, что после полудня с юга подул тёплый ветер, запахло весной.

Наконец вода пошла на мельницу. Панкрат говорил, что, если бы не ветер, не сколоть лёд ребятам и старикам.

А сорока, жившая у него в сенях и ночью подслушавшая его разговор с Филькой, трещала, что это она долетела до свежего летнего ветра, разбудила его и попросила прогнать лютый мороз, но никто ей не верил.

Так или иначе, к вечеру во всех избах была мука. Женщины пекли горячий хлеб с румяной коркой, от которого по всей деревне шёл вкусный запах.

Следующим утром Филька с ребятами пришёл к мельнице, неся в руках тёплый хлеб, а маленький мальчик Николка нёс деревянную солонку.

Они попросили Панкрата вывести коня. Поначалу тот испугался Фильки, попятился, а тот, увидев это, заплакал. Но мельник подбодрил коня, и наконец он принял подарок, начав есть хлеб из рук Фильки, а потом положил голову ему на плечо, таким образом помирившись с ним.

План для пересказа

Это довольно короткое произведение, в котором, тем не менее, заложен глубокий смысл. Но для удобства можно составить план для пересказа, разделив текст на несколько частей:

  • Конь в деревне.
  • Мальчик Филька.
  • Обида.
  • Рассказ бабушки.
  • Раскаяние.
  • Разговор с Панкратом: как исправить ошибку.
  • Ударный труд.
  • Мука и хлеб.
  • Примирение с конём.
  • Главные герои

    В сказке «Тёплый хлеб» главные герои имеют сухое и краткое описание внешности, зато их характеры раскрываются в полной мере. Их характеристика:

  • Филька — имеет прозвище «Ну Тебя», поскольку это является его любимым выражением. Живёт в доме со своей бабушкой. Молчаливый, недоверчивый, неласковый, грубый и жестокий мальчишка, не думающий о чувствах людей и животных. Однако он является динамичным персонажем: после рассказа бабушки он осознаёт свою ошибку и меняется, представ перед читателями с совершенно другой стороны. Проявляются другие качества его характера: искреннее раскаяние, трудолюбие, сообразительность, желание исправиться и помочь людям, организаторские способности — умение собрать людей ради общего дела.
  • Панкрат — пожилой мельник, кажущийся сердитым, из-за чего ребята считали его колдуном. В него навеки въелась мучная пыль, лежащая коркой на его ватнике и картузе. Посматривал на всех быстрыми глазами. Был скор на работу. Он мудрый, рассудительный, терпеливый и отзывчивый, любит животных, потому и приютил к себе коня. Понимает, что любой человек имеет хорошие стороны и может исправиться, искупить свою вину.
  • Бабка — пожилая женщина, воспитывающая Фильку. Её часто обижает его неласковость, за что она и выговаривает ему. Знает много историй, давным-давно произошедших в её родной деревне, в том числе и историю про солдата, которую рассказывает внуку.
  • Конь — обычный вороной конь, который раньше был в кавалерийском полку. Привязан к Панкрату, который называет его Мальчик. Даже животное имеет вполне человеческие чувства: может обидеться, разозлиться, простить.
  • Анализ и смысл

    Жанр произведения «Тёплый хлеб» — литературная сказка-быль. Здесь много сказочных моментов, а также достаточно реальных:

    Реальное Фантастическое
    Война и раненый конь Свист, вызывающий стужу
    Злоба людская: и в случае с солдатом-инвалидом, и в случае с Филькой Тёплый ветер, решивший вернуться, когда люди начали делать добрые дела
    Совместный труд жителей деревни против льда Сорока, рассказывающая о том, что это она вернула ветер

    Сюжет сказки раскрывается последовательно. В экспозиции автор знакомит читателей с раненым конём, Панкратом и Филькой. В завязке мальчишка обижает коня.

    Развитие событий: Бережки оказываются окутаны страшной метелью, а затем в деревню приходит лютый холод.

    Кульминация возникает в тот момент, когда Филька осознаёт свою ошибку и боится, что жители деревни погибнут от холода: тогда положение и в самом деле кажется безвыходным.

    Развязка отдалена от кульминации: она наступает, когда люди начинают печь в избах хлеб, а Филька мирится с конём.

    При написании автор использует средства художественной выразительности — эпитеты, метафоры, сравнения, с помощью которых читатель может ярче увидеть портреты и пейзажи или почувствовать напряжение, отражающееся в природе. Например, «сердитый старик», «молчаливый, недоверчивый Филька», «пронзительный ветер», «луна, убранная, как невеста», «небо зазеленело, как лёд».

    Главные мысли произведения:

  • Не следует совершать злые поступки: они всегда будут наказаны.
  • Даже если плохой поступок совершён, никогда не поздно раскаяться и искупить свою вину добрыми делами.
  • Нужно с любовью относиться к животным — братьям нашим меньшим, с сочувствием относиться ко всем, кто немощен или просит помощи.
  • Если взяться за какое-либо дело общими усилиями, всё обязательно получится.
  • Отзывы для читательского дневника

    Чтение книги «Тёплый хлеб» Паустовского произвело на меня очень сильное впечатление. Было до слёз жалко бедного коня, когда он всего лишь попросил поесть, но Филька ударил его по губам так, что тот отшатнулся. Также он сказал коню обидные слова. Злым словом можно ранить очень сильно, а животные ведь всё понимают, даже если сказать не могут.

    Не менее обидно было мне и за старого солдата из притчи бабушки, у которого вместо ноги была деревяшка. Он воевал, попросил поесть, а злой мужик бросил ему хлеб на пол, не имея никакого уважения к этому военному и его подвигам. У этого мужика сердце было столь же чёрствым и заплесневелым, как и та горбушка хлеба, которую он бросил солдату.

    Мужик из притчи не собирался раскаиваться в своём проступке, оттого и умер. Филька же наоборот: после совершения злого поступка было видно, что на душе у него тяжело, что он хочет всё исправить, но не знает как. Я рада, что в итоге он помирился с конём и всё закончилось хорошо.

    Сегодня в классе мы читали произведение «Тёплый хлеб». Главный герой, Филька, в начале не может вызвать ничего, кроме отвращения: он груб, плохо обращается с друзьями, бабушкой, животными.

    Но уже во второй части сказки он меняется до неузнаваемости, будто все хорошие качества его характера спали или были заморожены, а теперь оттаяли.

    В том, что он изменился, ему помогли бабушка, рассказавшая поучительную историю, мельник Панкрат, который понял его и не стал ругать за ошибку, и все жители деревни, которые вместе с ним начали колоть лёд.

    Для себя я сделал вывод, что нужно всегда давать человеку второй шанс. Возможно, он исправится, а произошедшее станет для него поучительным уроком.

    Текст сказки Паустовского «Тёплый хлеб» словно бы погружает нас в жизнь простой деревни Бережки и её жителей. Здесь все друг к другу добры, а пострадавшего от врага коня считают «общественным» и кормят, кто чем может. Только Филька выбивается из всей картины. Он очень сильно обижает животное и получает по заслугам.

    Но раскаяние — это очень важно. Филька проходит трудный путь, чтобы заслужить искупление.

    Он сам придумывает способ, как искупить вину и помочь всем людям, сам собирает мальчишек, чтобы они помогли ему колоть лёд, показывает трудолюбие и искренность.

    Последняя сцена этого произведения, когда Филька мирится с конём и кормит его тёплым хлебом, очень трогательная, добрая и светлая. Она даёт надежду.

    Эта сказка учит доброте, милосердию, состраданию, ответственности за свои слова и поступки, труду и настойчивости в достижении цели. Я советую всем прочитать это произведение, даже в кратком изложении онлайн, чтобы извлечь для себя важные и ценные уроки.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/90836-teplyi-hleb-kratkoe-soderjanie-skazki-konstantina-paystovskogo.html

    Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского

    Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

    Основные персонажи рассказа

    «Теплый хлеб» Паустовский краткое содержание главные герои:

    • Филька – угрюмый, нелюдимый мальчик, в сердце которого не было доброты ник животным, ник людям.

    Другие персонажи:

    • Панкрат – старый мельник, мудрый, практичный, рассудительный мужчина.
    • Бабушка – родная бабушка Фильки, добрая и чуткая женщина.

    Паустовский «Тёплый хлеб» очень кратко

    Краткое содержание «Теплый хлеб» для читательского дневника:

    деревне Бережки жил мальчик Филька. прозвище было его “Да ну, тебя!”, так как на всё и всегда отвечал так: “Да ну, тебя!”. Произошёл с ним случай неприятный, который повлёк за собой беду.

    В Бережках жил мельник Панкрат, который приютил вороного коня. Конь считался ничейный, поэтому каждый считал должным его покормить, то хлебушком чёрствым, а то и морковкой сладкой. Филька же проявил строгость к животному и не дал хлеба, а кинул его в снег, ещё и заругался сильно. Конь фыркнул и кусок хлеба не взял.

    Погода поменялась тут же. Всё замело метелью, дороги, тропинки запорошило. Река замерзла, мельница остановилась – неминуемая гибель для деревни пришла.

    Причитала Филькина бабка. Говорит, завёлся человек недобрый. Мальчик побежал к мельнику и рассказал ему про коня. Тот посоветовал исправить ошибку. Созвал Филька мальчиков, старики пришли. Стали лёд на реке долбить, проламывать.

    Прошла лютая погода. Снова мельница заработала, пахло хлебом свежим, что бабы испекли из только что смолотой муки. Конь принял хлеб, что мальчик ему для примирения принёс.

    Рассказ учит читателя тому, что Зло всегда порождает зло в ответ. А доброта на плоды сладка, богата. Злость и жадность – погибель для души людской.

    Это интересно: Рассказ «Мещерская сторона» Паустовского был написан в 1939 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещерская сторона» на нашем сайте. Произведение состоит из пятнадцати глав, небольших очерков, не связанных между собой. Они представляют собой описание природы средней полосы России.

    Короткий пересказ «Тёплого хлеба»

    Краткое содержание «Теплый хлеб» Паустовский:

    Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

    В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

    Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

    Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул на животное.

    Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

    Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

    Читайте также:  Краткое содержание гаршин то, чего не было за 2 минуты пересказ сюжета

    Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна.

    От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад. А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку.

    Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.

    Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику «изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём.

    Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков.

    На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать.

    К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья.

    Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.

    Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб. Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

    Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.

    Это интересно: Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского, написанный в 1937 году, поднимает сразу несколько серьезных тем. Среди них – взаимосвязь человека и природы, доброта и сопереживание одних людей на фоне равнодушия других.

    Рекомендуем прочитать краткое содержание «Заячьи лапы», которое будет полезным для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

    Своей книгой писатель хотел показать, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки.

    Содержание «Тёплого хлеба» с цитатами

    К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» краткое содержание с цитатами из произведения:

    Когда кавалеристский отряд проходил неподалеку от деревни Бережки, разорвался немецкий снаряд, и осколок «ранил в ногу вороного коня». Командиру отряда ничего не оставалось, как оставить его в деревне, и продолжить свой путь.

    Раненого коня взял себе старый мельник Панкрат, которого местные ребятишки считали колдуном. Старику удалось выходить коня, который стал его верным помощником и «терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину».

    Мельнику было тяжело прокормить коня, и вскоре тот начала ходить по деревне, выпрашивая еду у местных жителей. Многие жалели умное животное, пострадавшее в войне, и подкармливали его, кто чем мог.

    В Бережках проживал со своей бабушкой «мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя». Это был угрюмый, замкнутый парнишка, который по делу и без дела вставлял в разговор свою любимую фразу – «Да ну тебя!», за что его так и прозвали.

    К началу зимы Панкрату удалось починить мельницу. В деревне осталось совсем немного муки, и мельник собирался незамедлительно приступить к молотьбе хлеба.

    Как раз в это время раненый конь бродил по деревне в поисках еды. Он «постучал мордой в калитку к Филькиной бабке». Мальчик нехотя вышел во двор. В руках он держал недоеденный кусок хлеба, посыпанный солью. Конь потянулся было к хлебу, но Филька «наотмашь ударил коня по губам» и бросил краюху в снежный сугроб.

    Конь жалобно заржал, из его глаз скатилась слеза. Неожиданно поднялся сильный ветер, замела пурга. Филька с трудом добрался до избы. Сквозь рев обезумевшего ветра мальчику чудился «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

    Метель стихла только к вечеру. Придя домой, Филькина бабушка рассказала, что вся вода в деревне замерзла. Сильный мороз, который обрушился на Бережки ночью, вызвал тревогу у местных жителей – если погода не изменится, наступит голод. Мука у всех на исходе, вода в реке замерзла, и мельница работать не может.

    В избе было так холодно, что из подпола стали выбираться мыши, чтобы спрятаться «под печкой в соломе, где еще оставалось немного тепла». Филька заплакал от страха, и бабушка, чтобы успокоить внука, принялась рассказывать ему давнюю историю.

    Однажды в их краях приключилась большая беда – сильнейший мороз, погубивший все живое. А причиной тому стала человеческая злоба – когда старый бедняк, солдат-калека, попросил у зажиточного мужика хлеба, тот бросил черствый кусок на землю.

    С трудом подняв хлеб с земли, пожилой солдат заметил, что он весь покрыт зеленой плесенью и есть его невозможно. В этот же момент «сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала», и жадный мужик тут же умер.

    Филькина бабушка уверена, что и в этот раз причиной лютого мороза стал злой человек, который появился в деревне. Надежда только на то, «поправит дурной человек свое злодейство», а помочь в этом может только мудрый и всезнающий мельник.

    Ночью Филька, прихватив с собой телогрейку, со всех ног бросился к Панкрату. Он честно признался, что обидел коня. Мельник объяснил мальчику, что тот сможет искупить свою вину перед раненым конем и людьми, если изобретет «спасение от стужи».

    Филька решил собрать всех знакомых ребят и всем вместе разбить лед на реке, чтобы заработала мельница. На рассвете собрались ребята и старики, и на реке послышался «частый стук ломов». За дружной работой никто не заметил, как погода изменилась в лучшую сторону – подул теплый ветер, оттаяли ветки на деревьях, запахло весной.

    К вечеру лед разошелся, и мельница заработала в полную силу. Жители Бережков были очень довольны – в каждом доме стоял запах «запах теплого хлеба с румяной коркой».

    На следующее утро Филька пришел к Панкрату с целой буханкой свежего хлеба, чтобы накормить коня. Поначалу тот не хотел принимать угощение из рук обидчика, но мельник уговорил его помириться с мальчиком. Съев весь хлеб, раненый конь «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

    Заключение

    Своей книгой Константин Паустовский хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться равнодушным и проявлять милосердие.

    Рассказ «Стальное колечко» Паустовский написал в 1928 году. В произведении рассказывается о единстве природы и человека. Краткое содержание «Стальное колечко» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку литературы. Рассказ учит верить в чудеса и никогда не терять надежду.

    Видео краткое содержание Тёплый хлеб

    У всех народов во все времена было почтительное уважение к хлебу. Недаром и сегодня говорят, что нельзя никогда бросить хлеб на пол или на землю. А кроме того, основой человеческих взаимоотношений являются соборность и взаимовыручка, милосердие и доброта. Своим рассказом автор говорит, что совместными усилиями люди смогут всего добиться.

    «Теплый хлеб» Паустовский краткое содержание на видео:

    Источник: https://litfest.ru/shortwork/tyoplyy-hleb.html

    «Теплый хлеб» Паустовский пересказ

    «Теплый хлеб» Паустовский краткий пересказ можно прочитать за 5 минут

    Вороной конь был ранен в ногу снарядом, ко­гда кавалерия проходила через деревню Береж­ки. Командир оставил раненого коня в деревне, и коня взял к себе мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик», которого дети счи­тали колдуном. Его мельница давно не работала.

    Панкрат вылечил коня, конь остался при мельнице и помогал мельнику чинить плотину. Но Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Он стучал мордой в калитку, и ему что-то да выно­сили — свекольной ботвы, или черствого хлеба, или сладкую морковку. В деревне коня считали общим, и каждый старался его накормить.

    В Бережках жил со своей бабкой Филька — мальчик молчаливый, недоверчивый, по про­звищу Ну Тебя. Любимым выражением Фильки было: «Да ну тебя!»

    Зима в этот год стояла теплая, поэтому около мельницы вода не замерзала. Панкрат починил мельницу и собирался молоть хлеб, у многих жителей муки осталось на два-три дня.

    Однажды раненый конь постучал мордой в ка­литку к Филькиной бабке. Дома был только Филька, который жевал кусок хлеба, круто по­сыпанный солью. Филька нехотя вышел за ка­литку, а конь потянулся к хлебу. Филька наот­машь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, а Филька закинул хлеб в снег и закричал коню, чтобы тот копал его мордой из-под снега.

    После этого случая в Бережках стали творить­ся удивительные дела.

    «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросил­ся обратно в дом, но никак не мог найти крыль­ца — так уже мело кругом и хлестало в глаза». Началась настоящая снежная буря, и Филька едва нашел дверь в избу.

    Метель стихла только к вечеру, а к ночи уда­рил сильный мороз.

    Бабка Фильки плакала, сказала, что, навер­ное, замерзли колодцы и теперь людей ждет ги­бель — воды нет, муки тоже, а мельница рабо­тать теперь не сможет, потому что река замерзла. Филька тоже заплакал от страха. Баб­ка сказала, что такой мороз был лет сто назад, он «заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады.

    Десять лет после того не цве­ли ни деревья, ни травы. Семена в земле пожух­ли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни». И мороз этот случился от «злобы людской». Баб­ка рассказала Фильке историю: через деревню шел старый солдат, который в одной избе попро­сил хлеба.

    Хозяин избы, злой мужик, швырнул черствую корку на пол со словами: «Вот тебе! Жуй!» Солдат сказал, что не может поднять хлеб с пола, так как вместо ноги у него деревяшка, на что мужик ответил, что если голодный, то поднимет. Солдат сумел поднять хлеб, а когда поднял, то увидел, что она вся зеленая от плесе­ни, то есть — яд.

    Солдат вышел на улицу, свист­нул, началась метель, а потом ударил жестокий мороз. Мужик тот помер от «охлаждения серд­ца». Бабка добавила, что, видимо, такой жесто­кий человек и теперь завелся в Бережках, поэто­му и мороз. Филька стал спрашивать, что же делать теперь.

    Бабка ответила, что нужно наде­ется на то, что исправит этот злой человек то, что сотворил. Всхлипывая, Филька спросил, что нужно сделать для того, чтобы все исправить. Бабка сказал, что об этом знает «хитрый, уче­ный» Панкрат, но в такой холод до мельницы не дойти. Ночью Филька слез с печи, одел тулуп­чик и побежал к мельнице.

    Он постучал в окош­ко Панкратовой избы, в сарае за избой заржал и забил копытом конь. Филька испугался, а Панкрат открыл дверь и втащил его в избу. Мельник посадил мальчика к печке и велел рас­сказывать. Плача, Филька рассказал Панкрату обо всем и спросил, что теперь делать. Панкрат ответил: «Изобрести спасение от стужи.

    Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед ране­ной лошадью — тоже. Будешь ты чистый чело­век, веселый. Каждый тебя по плечу потреп­лет». На изобретение способа Панкрат дал Фильке «сроку час с четвертью».

    В сенях избы Панкрата жила сорока, которая подслушивала весь разговор Панкрата с мальчи­ком. Она вылетела наружу и полетела на Юг. Ее никто не видел, кроме лисицы.

    Филька наконец придумал средство: как только рассветет, он решил собрать ребят со всей деревни и прорубить лед у лотка около мельни­цы до воды. И как только вода потечет на колесо, Панкрат должен будет запустить мельницу. «Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасе­ние».

    Чтобы не замерзнуть, они будут жечь кос­тры. Панкрат поинтересовался, а что будет, если ребята не захотят расплачиваться за глупость Фильки. Мальчик на это уверенно ответил, что в деревне его обязательно поддержат, поскольку люди там хорошие.

    Мельник пообещал со своей стороны поговорить со стариками — может, и они помогут.

    Стоял сильный мороз. На реке стучали ломы, трещали костры — и стар, и мал с самого рассве­та скалывали лед у мельницы. Никто не заме­тил, что после полудня подул теплый ветер и «в воздухе запахло весной, навозом».

    К вечеру, когда у мельницы показалась пер­вая полынья, прилетела старая сорока. Она си­дела на ветке, смотрела на кричащих ура людей и что-то рассказывала, но ее никто не понял.

    А сорока говорила, что она долетела до теплого моря, разбудила летний ветер и упросила его прогнать лютый мороз, помочь людям. И ветер не отказал ей. Не известно, правду ли говорила сорока, но к вечеру лед треснул, разошелся, и в мельничный лоток хлынула вода.

    И мельни­ца начала молоть зерно, и сыпалась в мешки го­рячая мука, и, смеясь, женщины опускали в му­ку озябшие руки.

    А потом в избах хозяйки месили тесто, «и все, что было живого в избах — ребята, кошки, даже мыши, — все это вертелось около хозяек, а хозяйки шлепали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались». Ночью по деревне сто­ял запах теплого хлеба с румяной коркой.

    На следующее утро Филька вместе с ребятами пришел к мельнице. В его руках была буханка свежего хлеба, а маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Филька шел мириться с конем.

    «Панкрат отворил ворота сарая, выпустил ко­ня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учу­ял запах свежего хлеба. Филька разломил бу­ханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко пере­бирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки.

    Читайте также:  Краткое содержание оперы верди аида за 2 минуты пересказ сюжета

    Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал». Панкрат стал уговаривать ко­ня не пугаться и мириться с Филькой. «Конь по­мотал головой, подумал, потом осторожно вытя­нул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок.

    Филька ухмылял­ся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия». Все вокруг были рады, а старая сорока трещала на раките о том, как ей удалось помирить мальчика и коня.

    Но ее никто не слу­шал.

    «Теплый хлеб» — рассказ, в котором изобра­жен поединок между эгоизмом и добрыми чув­ствами и победа добра в этом поединке.Писатель доказывает, что с бедой можно справиться только вместе и что на доброе дело откликнутся все — и люди, и звери, и сама при­рода.

    Источник: https://ktoikak.com/teplyiy-hleb-paustovskiy-pereskaz/

    Паустовский, "Теплый хлеб": краткое содержание и анализ :

    Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский – признанный мастер небольшой новеллы.

    В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» — замечательный образец художественного мастерства писателя.

    Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

    Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

    Поучительный рассказ

    За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский.

    «Теплый хлеб» — это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных.

    Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

    Название произведения

    Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. «Теплый хлеб» — это символ жизненной силы и душевной щедрости.

    Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме.

    Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

    Начало произведения

    Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. «Теплый хлеб» повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу.

    Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном.

    Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

    Далее рассказ Паустовского «Теплый хлеб» повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей.

    Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду.

    Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь «общественный» и пострадал за правое дело.

    Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

    Мальчик Филька

    В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. «Теплый хлеб» — рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым.

    На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: «Да ну тебя!» Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи.

    Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: «На вас, на христорадников, не напасешься!»

    Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз.

    Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло.

    Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: «Да ну тебя!» Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

    Лютый холод

    Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб» рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов.

    Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда.

    Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

    Старая легенда

    Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. «Теплый хлеб» устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи.

    Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное «угощение». Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя.

    Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер «от охлаждения сердца».

    Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

    Осознание поступка

    Поучительную притчу придумал Паустовский. «Теплый хлеб» описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика.

    Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается.

    Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

    Путь к покаянию

    «Путь Фильки был нелегким», — пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы.

    Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику.

    Тот обозвал мальчика «бессмысленным гражданином» и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

    Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

    Придуманный способ

    Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы.

    Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода.

    Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

    Избавление от стужи

    Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод.

    Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой.

    Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

    Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

    Примирение с конем

    Рассказ Паустовского «Теплый хлеб» — замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука.

    Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем.

    Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб.

    Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

    Символ хлеба

    Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский «Теплый хлеб». Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль.

    Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость — со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом.

    За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

    Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

    Коллективная ответственность

    Школьники изучают в пятом классе рассказ «Теплый хлеб» (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал.

    Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце.

    Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

    Роль природы в произведении

    В рассказе «Теплый хлеб» (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня.

    Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину.

    И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

    Краткое содержание Паустовский Тёплый хлеб за 2 минуты пересказ сюжета

    Сила слова

    Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении «Теплый хлеб» он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло.

    Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке.

    А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину — теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

    Реальное и сказочное

    Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в «Теплом хлебе» присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы.

    События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного.

    Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину.

    Благодаря этому «Теплый хлеб» можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

    Старинные слова

    Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо.

    Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог.

    Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

    В рассказе часто используются и другие архаизмы: «картуз», «баталия», «пожухли», «нашкодил», «треух», «яр», «осокори» и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

    Грех и покаяние

    За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины.

    Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок – заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил.

    Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

    Заключение

    Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности.

    В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька — мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке.

    А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность – одно из самых важных человеческих качеств.

    Источник: https://www.syl.ru/article/182052/new_paustovskiy-teplyiy-hleb-kratkoe-soderjanie-i-analiz

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector