Краткое содержание петрушевская время ночь за 2 минуты пересказ сюжета

  • Рецензии (0)
  • Написать рецензию

Рецензий на «Время ночь» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

— Самая популярная рецензия на книги писателя:

Я не понимаю тех людей, которые не любят Л.С. Петрушевскую. У меня её книги вызывают обычно или удивление или дикий, ничем не сдерживаемый восторг. Прочитала многое: и «Время ночь», жуткое и действительно трагическое произведение… Читать полностью →

  • Отзывы (1)
  • Оставить свой отзыв

Посмотреть все отзывы (1)

  • Цитаты (1)
  • Добавить цитату

Самая популярная цитата Самая новая

  • 1 + «Дети все-таки воплощенная совесть. Как ангелы, они тревожно задают свои вопросики, потом перестают и становятся взрослыми. Заткнутся и живут. Понимают, что без сил. Ничего не могут поделать, и никто ничего не может.»

Посмотреть все цитаты (1)

Книгу «Время ночь» Людмила Петрушевская можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 168 руб.

  • Объявления
  • Разместить объявление

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

  • Читали (14)
  • Хотят прочесть (12)

Посмотреть всеx прочитавших (14)

Краткое содержание Петрушевская Время ночь за 2 минуты пересказ сюжета

Завершился прием работ. Лонг-лист будет объявлен до 20 мая Всероссийский конкурс на лучшее…

Краткое содержание Петрушевская Время ночь за 2 минуты пересказ сюжета

По сообщению «The Bookseller», издательство «MacLehose Press» приобрело права на новую трилогию…

Краткое содержание Петрушевская Время ночь за 2 минуты пересказ сюжета

Новичок месяца. Март 2020В первых числах апреля будут подведены итоги и вручены призы по итогам…

Краткое содержание Петрушевская Время ночь за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение, написанное в манере музыкального произведения, как будто через слова льется музыка…

0.19071698188782==(88)

— Персональные рекомендации; — Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; — Своя онлайн библиотека; — Обмен мнениями и тематические сообщества; — Личные блоги о книгах и не только; — Рейтинги и тематические подборки; — Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте

Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=349800

Людмила Петрушевская — Время ночь

Людмила Петрушевская

Время ночь

Мне позвонили, и женский голос сказал: — Извините за беспокойство, но тут после мамы, — она помолчала, — после мамы остались рукописи. Я думала, может, вы прочтете. Она была поэт. Конечно, я понимаю, вы заняты. Много работы? Понимаю. Ну тогда извините.

Через две недели пришла в конверте рукопись, пыльная папка со множеством исписанных листов, школьных тетрадей, даже бланков телеграмм. Подзаголовок «Записки на краю стола». Ни обратного адреса, ни фамилии.

Он не ведает, что в гостях нельзя жадно кидаться к подзеркальнику и цапать все, вазочки, статуэтки, флакончики и особенно коробочки с бижутерией. Нельзя за столом просить дать еще.

Он, придя в чужой дом, шарит всюду, дитя голода, находит где-то на полу заехавший под кровать автомобильчик и считает, что это его находка, счастлив, прижимает к груди, сияет и сообщает хозяйке, что вот он что себе нашел, а где — заехал под кровать! А моя приятельница Маша, это ее внук закатил под кровать ее же подарок, американскую машинку, и забыл, она, Маша, по тревоге выкатывается из кухни, у ее внука Дениски и моего Тимочки дикий конфликт. Хорошая послевоенная квартира, мы пришли подзанять до пенсии, они все уже выплывали из кухни с маслеными ртами, облизываясь, и Маше пришлось вернуться ради нас на ту же кухню и раздумывать, что без ущерба нам дать. Значит так, Денис вырывает автомобильчик, но этот вцепился пальчиками в несчастную игрушку, а у Дениса этих автомобилей просто выставка, вереницы, ему девять лет, здоровая каланча. Я отрываю Тиму от Дениса с его машинкой, Тимочка озлоблен, но ведь нас сюда больше не пустят, Маша и так размышляла, увидев меня в дверной глазок! В результате веду его в ванную умываться ослабевшего от слез, истерика в чужом доме! Нас не любят поэтому, из-за Тимочки. Я-то веду себя как английская королева, ото всего отказываюсь, от чего ото всего: чай с сухариками и с сахаром! Я пью их чай только со своим принесенным хлебом, отщипываю из пакета невольно, ибо муки голода за чужим столом невыносимы, Тима же налег на сухарики и спрашивает, а можно с маслицем (на столе забыта масленка). «А тебе?» — спрашивает Маша, но мне важно накормить Тимофея: нет, спасибо, помажь потолще Тимочке, хочешь, Тима, еще? Ловлю косые взгляды Дениски, стоящего в дверях, не говоря уже об ушедшем на лестницу курить зяте Владимире и его жене Оксане, которая приходит тут же на кухню, прекрасно зная мою боль, и прямо при Тиме говорит (а сама прекрасно выглядит), говорит:

— А что, тетя Аня (это я), ходит к вам Алена? Тимочка, твоя мама тебя навещает?

— Что ты, Дунечка (это у нее детское прозвище), Дуняша, разве я тебе не говорила. Алена болеет, у нее постоянно грудница.

— Грудница??? — (И чуть было не типа того, что от кого ж это у нее грудница, от чьего такого молока?)

И я быстро, прихватив несколько еще сухарей, хорошие сливочные сухари, веду вон из кухни Тиму смотреть телевизор в большую комнату, идем-идем, скоро «Спокойной ночи», хотя по меньшей мере осталось полчаса до этого.

Но она идет за нами и говорит, что можно заявить на работу Алены, что мать бросила ребенка на произвол судьбы. Это я, что ли, произвол судьбы? Интересно.

— На какую работу, что ты, Оксаночка, она же сидит с грудным ребенком!

Наконец-то она спрашивает, это, что ли, от того, о котором Алена когда-то ей рассказывала по телефону, что не знала, что так бывает и что так не бывает, и она плачет, проснется и плачет от счастья? От того? Когда Алена просила взаймы на кооператив, но у нас не было, мы меняли машину и ремонт на даче? От этого? Да? Я отвечаю, что не в курсе.

Все эти вопросы задаются с целью, чтобы мы больше к ним не ходили.

А ведь они дружили, Дуня и Алена, в детстве, мы отдыхали рядом в Прибалтике, я, молодая, загорелая, с мужем и детьми, и Маша с Дуней, причем Маша оправлялась после жестокой беготни за одним человеком, сделала от него аборт, а он остался с семьей, не отказавшись ни от чего, ни от манекенщицы Томика, ни от ленинградской Туси, они все были известны Маше, а я подлила масла в огонь: поскольку была знакома и с еще одной женщиной из ВГИКа, которая славна была широкими бедрами и тем, что потом вышла замуж, но ей на дом пришла повестка из кожно-венерологического диспансера, что она пропустила очередное вливание по поводу гонореи, и вот с этой-то женщиной он порывал из окна своей «Волги», а она, тогда еще студентка, бежала следом за машиной и плакала, тогда он из окна ей кинул конверт, а в конверте (она остановилась поднять) были доллары, но немного. Он был профессор по ленинской теме. А Маша осталась при Дуне, и мы с моим мужем ее развлекали, она томно ходила с нами в кабак, увешанный сетями, на станции Майори, и мы за нее платили, однова живем, несмотря на ее серьги с сапфирами. А она на мой пластмассовый браслетик простой современной формы 1 рубль 20 копеек чешский сказала: «Это кольцо для салфетки?» — «Да», — сказала я и надела его на руку.

А время прошло, я тут не говорю о том, как меня уволили, а говорю о том, что мы на разных уровнях были и будем с этой Машей, и вот ее зять Владимир сидит и смотрит телевизор, вот почему они так агрессивны каждый вечер, потому что сейчас у Дениски будет с отцом борьба за то, чтобы переключить на «Спокойной ночи». Мой же Тимочка видит эту передачу раз в год и говорит Владимиру: «Ну пожалуйста! Ну я вас умоляю!» — и складывает ручки и чуть ли не на колени становится, это он копирует меня, увы. Увы.

Читайте также:  Краткое содержание улицкая бумажная победа за 2 минуты пересказ сюжета

Владимир имеет нечто против Тимы, а Денис ему вообще надоел как собака, зять, скажу я вам по секрету, явно на исходе, уже тает, отсюда Оксанина ядовитость.

Зять тоже аспирант по ленинской теме, эта тема липнет к данной семье, хотя сама Маша издает все что угодно, редактор редакции календарей, где и мне давала подзаработать томно и высокомерно, хотя это я ее выручила, быстро намарав статью о двухсотлетии Минского тракторного завода, но она мне выписала гонорар даже неожиданно маленький, видимо, я незаметно для себя выступила с кем-нибудь в соавторстве, с главным технологом завода, так у них полагается, потому что нужна компетентность. Ну а потом было так тяжело, что она мне сказала ближайшие пять лет там не появляться, была какая-то реплика, что какое же может быть двухсотлетие тракторного, в тысяча семьсот каком же году был выпущен (сошел с конвейера) первый русский трактор?

Что касается зятя Владимира, то в описываемый момент Владимир смотрит телевизор с красными ушами, на этот раз какой-то важный матч. Типичный анекдот! Денис плачет, разинул рот, сел на пол.

Тимка лезет его выручать к телевизору и, неумелый, куда-то вслепую тычет пальцем, телевизор гаснет, зять вскакивает с воплем, но я тут как тут на все готовая, Владимир прется на кухню за женой и тещей, сам не пресек, слава Богу, спасибо, опомнился, не тронул брошенного ребенка.

Но уже Денис отогнал всполошенного Тиму, включил что где надо, и уже они сидят, мирно смотрят мультфильм, причем Тима хохочет с особенным желанием.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/42569-lyudmila-petrushevskaya-vremya-noch.html

Идейно-художественные особенности, проблематика, образы повести Петрушевской «Время ночь»

К прозе «жестокого реализма» относится повесть «Время ночь» Людмилы Петрушевской.

Произведение имеет рамочную композицию и открывается кратким предисловием, из которого мы узнаем историю появления основного текста повести. Сообщается, что автору позвонила женщина с просьбой прочитать рукопись своей матери. Так перед нами появляется дневник поэтессы Анны Андриановны, раскрывающий трагедию жизни многодетной семьи.

В повести «Время ночь» мы обнаруживаем практически все основные темы и мотивы, звучащие в творчестве Петрушевской: одиночество, сумасшествие, болезнь, страдание, старость, смерть.

При этом используется прием гиперболизации: изображается крайняя степень человеческих страданий, ужасы жизни. «Шоковой проза» — именно так определяют творчество Петрушевской многие критики.

Каков мир персонажей повести? Это замкнутый круг тяжелых жизненных обстоятельств: тесная квартира, в которой живут три поколения людей, неустроенный быт, социальная незащищенность, невозможность получения достоверной информации.

Петрушевская показывает бытовые условия и ситуации, на которых замкнуто существование героев, и своеобразно рисует признаки этих ситуаций: от пустых тарелок, заштопанного белья, «полбуханки черняшки и супа из минтая» до абортов, разводов, брошенных детей, сумасшедших старух.

При этом можно заметить, что текст рукописи Анны Андриановны крайне физиологичен, в нем широко используется просторечие («цапать», «шарить», «тыкать», «шнырять», «рехнуться», «урвать» и т. п.) и даже бранная лексика (диалоги поэтессы и ее дочери, реплики Андрея).

Мне показалось, что в мире героев повести отсутствует представление о реальном времени. Отсюда, как мне думается, возникает одно из значений названия этого произведения: ночью время не ощущается, как бы замирает.

Не ощущают времени и Анна Андриановна, и Алена, и Андрей, которые живут сиюминутными проблемами, повседневной рутиной. С другой стороны, ночь — время интенсивной духовной жизни, занятое размышлениями, воспоминаниями, самоанализом.

Ночью пишутся стихи, ведутся дневники, как это и делает рассказчица: «ночью можно остаться наедине с бумагой и карандашом».

С моей точки зрения, «время ночь» — это еще и постоянное ощущение всеми персонажами повести тоски, подавленности, душевной тяжести, предчувствие новых проблем и трагедий: «Все висело в воздухе как меч, вся наша жизнь, готовая обрушиться». Кроме того, создается впечатление, что герои постоянно блуждают в темноте, двигаются на ощупь.

Таким образом, Петрушевская изображает мир, в котором человек не осознает ценности своей жизни и жизни других людей, даже самых близких.

В этом произведении мы наблюдаем страшное состояние разъединенности, отчужденности близких людей: дети не нужны родителям, и наоборот. Так, Анна Андриановна пишет о своих детях: «Им не нужна была моя любовь.

Вернее, без меня бы они сдохли, но при этом, лично я им мешала».

Такое состояние души вселяет мысли о безысходности, конце существования. «Жизнь моя кончена», — несколько раз заявляет Анна Андриановна. Подобные размышления бесконечно варьируются и становятся лейтмотивом всего повествования.

Кто виноват в этих бесконечных страданиях? Анна Андриановна находит самое простое объяснение: «О, обманщица природа! О великая! Зачем-то ей нужны эти страдания, этот ужас, кровь, вонь, пот, слизь, судороги, любовь, насилие, боль, бессонные ночи, тяжелый труд, вроде чтобы все было хорошо! Ан нет, и все плохо опять».

Можно заметить, что и способ изложения событий в этом произведении типичен для художественной манеры Петрушевской. Так, в тексте рукописи Анны Андриановны часто отсутствуют причинно-следственные связи, логические объяснения поступков персонажей. Мне кажется, что делается это намеренно — с целью усиления передачи хаоса происходящего.

Этой же цели служит и неразработанность характеров повести. Например, мы не знаем, какие стихи пишет Анна Андриановна. Сложно понять, кого действительно любит Алена и почему она бросила своего сына, но сама воспитывает двух других детей. Не совсем ясно, за что сидит в тюрьме ее брат Андрей.

Одновременно можно заметить, что определенный схематизм персонажей делает их обобщенными типами, типичными образами. Перед нами возникает, например, образ «невинной жертвы», в котором оказываются практически все герои повести.

Так, Андрей — жертва своей правдивой, но ранимой натуры. Тимофей — жертва семейных распрей, «дитя голода», «замкнутый ребенок до слез». Алена — жертва оставивших ее неверных мужчин. Сама Анна Андриановна — жертва бытовых обстоятельств и своих жизненных взглядов. надо в дурдом!»; «Да к тебе надо врача со шприцом!»

Тема болезни и сумасшествия типична для прозы Петрушевской. В повести «Время ночь» эта тема достигает предельного развития. Болезнь — естественное состояние героев.

На каждом из них лежит печать не только духовного страдания, но и физического вырождения. Шизофрения — родовое проклятие всей семьи.

Этой болезнью страдают бабушка маленького Тимофея по отцовской линии и мать Анны Андриановны. На учете в диспансере состоит Алена.

Однако я думаю, что мотив болезни приобретает здесь более философское, расширительное значение: весь мир «болен» духовно, но люди не видят и не понимают этого. Рассказчица справедливо предполагает, что «там, за пределами больницы, гораздо больше сумасшедших».

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/36462.html

Краткое содержание: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Майская ночь

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Опера в трех актах (четырех картинах)

Либретто Н. А. Римского-Корсакова

Действующие лица:

  • Голова
  • Левко, его сын
  • Свояченица Головы
  • Ганна
  • Писарь
  • Винокур
  • Каленик
  1. бас
  2. тенор
  3. меццо‑сопрано
  4. меццо‑сопрано
  5. бас
  6. тенор
  7. бас
  • Панночка
  • Наседка
  • Ворон
  • Мачеха
} русалки
  1. сопрано
  2. меццо‑сопрано
  3. сопрано
  4. меццо‑сопрано
  • Парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки.
  • Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на
    Троицкой или Русальной неделе.
  • Время: начало XIX века.
  • СЮЖЕТ
Читайте также:  Краткое содержание абрамов безотцовщина за 2 минуты пересказ сюжета

Веселые песни звучат майским вечером на улице
украинского села: это парубки и дивчата затеяли игру в «Просо». Лишь молодой
казак Левко не участвует в игре. Он торопится к своей возлюбленной, красавице
Ганне. Ласковой песней он зовет ее на свидание. И хотя отец Левко — старый
Голова — до сих пор не дал согласия на женитьбу, влюбленные счастливы.

Красота
украинского вечера, приветливые огоньки загорающихся звезд, тихий плеск озера
навевают им светлые грезы. Ганна просит рассказать ей старинное предание о
полуразвалившемся панском доме, что таинственно чернеет над озером. Левко не
хочет тревожить девушку страшной историей, но уступает ее настойчивым просьбам.

Давным-давно, рассказывает он, жил в этом доме вдовец-сотник с красавицей
дочкой. Он женился, но молодая жена невзлюбила свою падчерицу. Она была ведьмой
и сделала так, что сотник выгнал дочь из дому. Девушка с горя бросилась в озеро
и обернулась русалкой. Однажды вместе с подругами она утащила в воду свою
мачеху, но та тоже прикинулась русалкой.

Так и не знает Панночка, которая из ее
подруг — злая мачеха-ведьма. Пока рассказывал Левко, на землю спустились
сумерки. Далеко слышны задумчивые девичьи песни. Девушки весело подтрунивают
над пьяным Калеником, который никак не может найти своей хаты. С шутками они
указывают ему дорогу в хату Головы.

А тем временем Голова, воспользовавшись
отсутствием Левко, прокрался к Ганне, чтобы опять докучать ей любовными
признаниями. Рассерженная красавица грозит все рассказать своему жениху. Но
Левко и сам слышал это объяснение; он решил как следует проучить старого
кривого Голову, сложив про него насмешливую песню.

Голова и его Свояченица
чинно беседуют с почтенным гостем, Винокуром. Неожиданно в хату вваливается
пьяный Каленик. Не замечая никого, он располагается спать, как у себя дома, и
вовсю поносит Голову.

Только хотел возмущенный хозяин выпроводить незваного
гостя, как камень, пущенный чьей-то рукой, выбил стекло, и с улицы послышалась
озорная, насмешливая песня парубков про Голову. В гневе он выскочил из хаты,
чтобы поймать зачинщика, и возвратился, таща переодетого Левко.

Внезапно
светильник погас, и вместо сына в темном чулане оказалась запертой Свояченица,
которую ловкие парубки подсунули Голове в темноте. К торжествующему Голове
пришел Писарь с вестью, что главный смутьян пойман и посажен в казенную хату.
Но Голова уверен, что виновника поймал он сам. Чтобы разрешить пор, он отпирает
чулан и с изумлением видит Свояченицу.

Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной
хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх:
они вновь видят Свояченицу.

Голова решает не пожалеть добра и спалить хату
вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь.

По
его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился
поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что
перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.

А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к
озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную
песню. И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома
показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы.

Они затеяли
игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму. С торжествующими
возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав
казаку записку для отца, пропала. Парубок проснулся с запиской в руке.

Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража)
признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к
удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой
рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне.

Радостно встретились
влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью.

МУЗЫКА

Несмотря на простоту сюжета и относительно скромные
размеры, «Майская ночь» привлекает разнообразием музыкального содержания.

Наряду с лирическими сценами в ней представлены комедийно-бытовые и
фантастические эпизоды, картины народных обрядов, в обрамлении и на фоне
которых развертывается действие.

Музыка оперы имеет преимущественно лирический
характер, основой ее служат многочисленные напевные, легко запоминающиеся
мелодии, среди которых немало народных.

Увертюра, построенная на музыкальных темах оперы,
начинается поэтичными зовами валторн; музыка постепенно оживляется, приводя к
стремительной, темпераментной коде.

Первый акт открывается хороводом «Просо» (слова и
мелодия народные), основанным на перекличке двух хоров. Гибкая, привольно
льющаяся песня Левко «Солнышко низко, вечер уж близко» полна восторженного,
теплого чувства.

Следующий за ней лирический дуэт «О, не бойся, калиночка
красная» вырастает в большую сцену; певучим фразам Ганны сопутствуют то
капризные, то мечтательные реплики солирующей скрипки в оркестре;
заключительный эпизод сцены — рассказ Левко «Давно это было», в котором
свободно чередуются речитативно-ариозные фразы. Прощание Ганны и Левко звучит на
фоне печальной троицкой песни девушек «Завью венки» (слова и музыка народные).
С ней контрастирует последующая комическая сцена с пьяным Калеником, музыка
которой выдержана в ритме гопака. В терцете (Ганна, Левко, Голова)
выразительные мелодии Ганны оттеняются умоляющей скороговоркой Головы. Акт завершается
раздольной песней Левко и парубков «Хлопцы, слышали ли вы?»

Во втором акте — две картины, изобилующие комедийными
ситуациями.

В первой картине выделяются таинственно-вкрадчивый рассказ Винокура
«Вечером, как помнится, не поздней вот этого» и сменяющая его задорная песня
парубков (музыка из первого акта).

Картина заключается комической трехголосной
фугеттой (Голова, Писарь, Винокур) «Пусть все знают, что значит власть»; ее
напыщенная важность подчеркивается сопровождением флейты пикколо и малого
барабана.

В начале второй картины обращает на себя внимание
комическое фугато «Сатана! Это сам сатана!», передающее оцепенение и страх
Головы, Писаря и Винокура. Сочным юмором окрашена захлебывающаяся, дробная скороговорка
Свояченицы.

Третий акт распадается на две большие контрастные сцены
— фантастическую и бытовую. Оркестровое вступление (музыка начала увертюры)
живописует поэтичную картину южной ночи, полной таинственных, неясных звуков.

Ариозо Левко «Как тихо, как прохладно тут» и его песня «Спи, моя красавица»
проникнуты безмятежным, мечтательным настроением.

Полная восхищения песня Левко
«Ой ты, месяц», близкая к украинским народным напевам, прерывается чарующими
лирическими фразами Панночки, которые сопровождаются легкими, как дуновение «ветерка,
прозрачными пассажами арф.

Выдержанный в изящном танцевальном ритме хор русалок
«Заманивать молодца пением» пленяет чистотой и свежестью напевной мелодии.
Светлым, прозрачным колоритом обладает хороводная песня русалок «Собирайтесь,
девицы, собирайтесь, красные», родственная народным игровым песням.

Сцена игры
в ворона основана на мотивах, напоминающих древние языческие заклинания. Фантастическая
часть акта заканчивается нежным лирическим дуэтом Панночки и Левко «О, как
легко мне теперь, как отрадно» и оркестровой картиной солнечного восхода
(музыка начала акта).

С хрупкой, поэтичной музыкой фантастических эпизодов
выпукло контрастируют грубовато-комичные речитативы Головы, Писаря и Винокура.
Окончание речитативной сцены идет на фоне русальной обрядовой песни женского
хора «Порох, порох по дороге», которая сменяется песней мужского хора «Святая неделя,
зеленые святки» быстрого, решительного характера; затем оба напева,
полифонически объединяясь, звучат одновременно. Ликующий, взволнованный дуэт
Ганны и Левко и торжественный величальный хор завершают оперу.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/085.html

Краткое содержание Свой круг Петрушевская

Дружеская компания много лет собиралась по пятницам у Мариши и Сержа. Хозяин дома, Серж, талант и общая гордость, вычислил принцип полета летающих тарелок, его приглашали в особый институт завотделом, но он предпочел свободу рядового младшего научного сотрудника института Мирового океана.

Читайте также:  Краткое содержание житков мангуста за 2 минуты пересказ сюжета

К компании принадлежал и Андрей-стукач, работавший вместе с Сержем. Его стукачество не пугало собравшихся: Андрей обязан был стучать только во время океанских экспедиций, на суше же он не нанимался.

Андрей появлялся сначала с женой Анютой, потом с разными женщинами и наконец с новой женой Надей, восемнадцатилетней дочерью обеспеченного полковника, по виду напоминающей испорченную школьницу, у которой от волнения выпадал на щеку глаз.

Еще одним участником пятничных сборищ был талантливый Жора, будущий доктор наук, еврей наполовину, о чем никто никогда не заикался, как о каком-то его пороке. Всегда бывала Таня, валькирия метр восемьдесят росту, которая маниакально чистила белоснежные зубы по двадцать минут три раза в день.

Двадцатилетняя Ленка Марчукайте, красавица в “экспортном варианте”, почему-то так и не была принята в компанию, хотя и втерлась было в доверие к Марише. И наконец, к компании принадлежала героиня со своим мужем Колей, закадычным другом Сержа.

Десять ли лет прошло в этих пьяных пятницах, пятнадцать ли, прокатились чешские, польские, китайские, румынские события, прошли политические судебные процессы, – все это пролетело мимо “своего круга”.

“Иногда залетали залетные пташки из других, смежных областей человеческой деятельности” – например, повадился ходить участковый Валера, неизвестно кого выслеживавший на вечеринках и мечтавший о скором приходе “хозяина”, подобного Сталину. Когда-то все они любили походы, костры, вместе жили в палатках у моря в Крыму.

Все мальчики, включая Колю, с институтских пор были влюблены в Маришу, недоступную жрицу любви. На закате общей жизни Коля ушел к ней, бросив жену.

Серж к тому времени оставил Маришу, продолжая, впрочем, поддерживать видимость семейной жизни ради горячо любимой дочери Сонечки, вундеркинда с выдающимися способностями к рисованию, музыке и стихам. Семилетний сын героини и Коли, Алеша, никаких способностей не имел, чем ужасно раздражал отца, видевшего в сыне свою копию.

Героиня – человек жесткий и ко всем относится с насмешкой. Она знает, что очень умна, и уверена: то, чего она не понимает, не существует вообще. Она не питает никаких иллюзий будущего и участи своего сына, так как знает, что больна неизлечимой болезнью почек с прогрессирующей слепотой, от которой недавно в страшных муках умерла ее мать.

Убитый горем отец умер от инфаркта вскоре после матери. Сразу после похорон матери Коля как раз и предложил жене развестись.

Зная о своей скорой смерти, героиня не рассчитывает на то, что ее бывший муж позаботится о сыне: в свои редкие посещения он только кричит на мальчика, раздраженный его неталантливостью, а однажды ударил его по лицу, когда после смерти дедушки и бабушки ребенок начал мочиться в постель.

На Пасху героиня приглашает “свой круг” в гости. Пасхальные сборища у нее и Коли всегда были такой же традицией, как пятничные – у Мариши и Сержа, и никто из компании не решается отказаться.

Прежде в этот день она готовила вместе с мамой и папой много еды, потом родители брали Алешку и уезжали на садовый участок в полутора часах езды от города, чтобы гостям было удобно всю ночь есть, пить и гулять.

В первую после смерти родителей Пасху героиня везет сына на кладбище к бабушке и дедушке, без объяснений показывая мальчику, что ему надо будет делать после ее смерти. До прихода гостей она отправляет Алешку одного на дачный участок.

Во время привычной общей пьянки героиня вслух говорит о пороках “своего круга”: бывший муж Коля удаляется в спальню, чтобы унести оттуда простыни; Мариша приглядывается к квартире, размышляя, как ее получше разменять; преуспевающий Жора снисходительно разговаривает с неудачником Сержем; дочка Сержа и Мариши Сонечка отправлена на время вечеринки к сыну Тани-валькирии, причем все знают, чем занимаются эти дети наедине. А лет через восемь Сонечке предстоит стать любовницей собственного отца, которого сумасшедшая любовь к дочери “ведет по жизни углами, закоулками и темными подвалами”.

Героиня мимоходом сообщает, что собирается отдать сына в детдом, чем вызывает общее возмущение. Собравшись наконец уходить, гости обнаруживают на лестнице под дверью Алешу. На глазах всей компании героиня бросается к сыну и с диким криком до крови бьет его по лицу.

Ее расчет оказывается верным: люди “своего круга”, которые могли бы спокойно разрезать друг друга на части, не выносили вида детской крови. Возмущенный Коля забирает сына, все хлопочут над мальчиком.

Глядя им вслед из окна, героиня думает о том, что после ее смерти всей этой “сентиментальной” компании неловко будет не позаботиться об ее осиротевшем ребенке и он не пойдет по интернатам. Ей удалось устроить его судьбу, отправив без ключа на дачный участок.

Мальчику пришлось вернуться, а роль матери-изверга она разыграла точно. Навсегда расставаясь с сыном, героиня надеется, что он придет к ней на кладбище на Пасху и простит за то, что она ударила его по лицу вместо благословения.

Вариант 2

Эта компания была очень дружная. Их дружба длилась уж много лет. Обычно всей компанией собирались у Мариши и Сержа, и только по пятницам. Хозяин дома, Серж, вычислил траекторию полета летающих тарелок, и его с радостью пригласили в институт поработать завотделом, но он предпочел свободу рядового сотрудника.

К компании принадлежал Андрей. Хоть и шестерка, но не мешал и не пугал собравшихся. Андрей сначала появился с Анютой, потом с новой женой Надей, дочерью обеспеченного полковника. Вид у нее был попорченной школьницы, а при сильном волнении закрывался правый глаз.

Другим участником дружеской компании был Жора, добродушный весельчак и юморист, будущий доктор наук. О том, что он наполовину еврей, никто и никогда не намекал, как о его волнующем пороке.

Также была и Танюша, роста небольшого, всего метр восемьдесят, которая старательно вычищала свои белоснежные зубки по двадцать минут три раза в день. Замыкающая в компании героиня с мужем Колей, другом Сержа.

Много уж лет проплыло в этих пьяненьких пятницах, где мимо прошло столько всяких исторических и политических событий, все пролетело и прогудело, мимо “своего круга”. Временами к ним на огонек повадился участковый Валера, который за кем-то следил по вечеринкам, но мечтал о приходе хозяина.

Раньше, правда, они все ходили в походы, пекли картошку на костре, даже жили в палатках у моря в Крыму. Серж, бросив Марину, поддерживал видимость семейной жизни ради любимой дочери Сони, отличавшейся способностью к рисованию и стихам.

У героини и Коли есть семилетний сын Алеша без способностей, чем раздражал своего отца. Героиня – фигура жесткая и меркантильная, относящаяся ко всем с легкой насмешкой. Она больна неизлечимой болезнью и прогрессирующей слепотой, и поэтому не загадывает будущее своего сына.

При посещении Колей сына он только кричит на него, а раз ударил по лицу, теперь ребенок мочится в постель.

На Пасху героиня приглашает “свой круг” в гости, и там открыто говорит о пороках “своего круга”. Мариша прикидывает в уме, как разменять квартиру, Коля уходит в спальню, прихватив простыни. А героиня с восторгом сообщает, что отдает сына в интернат. Возмущенный Коля забирает ребенка. Глядя в след всем им из окна, она навсегда уже рассталась с сыном.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-svoj-krug-petrushevskaya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector