Краткое содержание похвала глупости роттердамский за 2 минуты пересказ сюжета

Есть разные формы увеселения, которые вы получаете от книг. Какие-то книги дают вам почти кинематографические переживания. Какие-то погружают в пучины разных эмоций, иногда даже неприятных, чтобы взбодриться, например.

Некоторые вообще нужны только затем, чтобы потешить эго или получить ачивмент.

Но есть книги, которые читаешь ради того, чтобы испытать нечто вроде дружеского чувства — словно общаешься с умным и остроумным товарищем, которого просто приятно послушать.

«Похвала глупости» Эразма Роттердамского — именно такая книга. Остроумная, дурацкая, легкая и короткая.

«Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх и никогда не связывается с Палладой. До того чужды ему всякие помыслы о славе мудреца, что он радуется, когда ему служат со смехом и шутками».

Краткое содержание Похвала глупости Роттердамский за 2 минуты пересказ сюжета

Эразм был последним человеком, которого вы заподозрили бы в написании смешной, непочтительной и почти анархической книги. Он был богословом, считался гениальным схоластом и толкователем Библии, отирался при дворах императоров, которые считали его чудаковатым гением, и жил в XV веке.

Без знания контекста звучит так, словно дальше редакция Disgusting Men посоветует вам почитать тысячестраничный труд о феномене евхаристии в номинализме (не переживайте, мы тоже не знаем, что это такое). Но это не так.

«Похвалу глупости» великий интеллектуал Эразм Роттердамский написал для развлечения, пока добирался из Италии, в которой был в командировке, в Англию.

Максимум, на который он рассчитывал — дать почитать ее своему закадычному другу — Томасу Мору (еще один гений, именно он придумал жанр утопии).

По этой причине книга изобилует непочтительными размышлениями, забавным трепом и профессиональными шутками средневековых умников за триста.

Краткое содержание Похвала глупости Роттердамский за 2 минуты пересказ сюжета

«К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают»

Сюжета как такового здесь нет. Вся книга — это обращение Мории, выдуманной Эразмом богини глупости, к смертным.

В своем дурашливом послании покровительница дурошлепства склоняет читателей к тому, что она — самая влиятельная, добрая и адекватная богиня, которой достойно человечество.

И доказывает она это весьма убедительно, ведь никакие Зевсы, Аполлоны и Гефесты не сделали для счастья людей столько, сколько Глупость.

Главная идея послания — Глупость делает людей терпимее друг другу, счастливее, удовлетвореннее, здоровее, краше и в целом лучше.

Излишний ум же — причина уныния, скорби, дурных отношений с миром и прочего болезненного ницшеанства.

Я не зря упомянул Ницше — некоторые идеи Эразма написаны так, словно нужны для того, чтобы поддеть этого усатого мыслителя и спародировать его. Тем страннее, что Ницше жил на четыреста лет позднее.

Краткое содержание Похвала глупости Роттердамский за 2 минуты пересказ сюжета

Итого основная мысль умещается в цитату:

«Но возвращаюсь снова к благополучию дураков. Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они переселяются прямо в Поля Елисейские [то есть Рай] дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных.

А теперь сравним жребий какого угодно мудреца с участью глупого шута.

Представьте себе человека, который все детство и юность свои провел в усвоении наук, который убил лучшую часть жизни на непрестанные бдения, заботы, труды, а в прочие годы не вкушал никаких наслаждений; неизменно бережливый, бедный, печальный, хмурый, к самому себе взыскательный и суровый, для других тягостный и ненавистный, бледнолицый, тощий, хилый, подслеповатый, преждевременно состарившийся и поседевший, он до срока расстается с жизнью.

Впрочем, не все ли равно, когда он умрет — ведь он и не жил вовсе! Вот вам образ совершенного мудреца!».

Краткое содержание Похвала глупости Роттердамский за 2 минуты пересказ сюжета

«Похвала глупости» — это ловкая литературная игра, издевка и при этом очень умно выстроенная ловушка для читателя. Сначала кажется, что каждое слово здесь стоит понимать от обратного, как насмешку над идиотами.

Потом вдруг становится понятно, что прячась за заведомо глупыми словами Эразм высказал и многие свои мысли.

Подчас они настолько остры и опасны, что забываешь о давности лет и думаешь: «Эй-эй полегче, людей сжигали и за меньшие шуточки!».

Местами же богиня Глупости говорит вещи на грани добра и зла, настоящие философские парадоксы. Становится непонятно — сарказм это, реальные мысли или приглашение подумать над сложнейшими моральными дилеммами.

Проще говоря, Эразм болтает с вами, балагурит, подмигивает и тычет в бок локтем безостановочно хохоча. А потом вы вдруг понимаете: умному, по-настоящему умному человеку не зазорно паясничать и обезьянничать. Но вести себя как дурак и при этом не потерять лицо — это привилегия лишь по-настоящему состоявшихся умов.

Краткое содержание Похвала глупости Роттердамский за 2 минуты пересказ сюжета

«Вовремя глупым умей притвориться — всех будешь мудрее»

В общем и целом, Эразм Роттердамский считает, что глупых людей одинаковое количество среди всех слоев. Больше половины крестьян — непроходимые тупицы, но и больше половины профессоров или королей — тоже. Просто интеллект вторых и статус третьих создают иллюзию, что это не так.

«А посему будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории» — завершает книгу Эразм. И сразу хочется сделать какую-нибудь несусветную глупость во славу богини.

Источник: https://disgustingmen.com/reading/encomium-moriae-ebobo-reading

Эразм роттердамский (1469 – 1536 гг.)

Эразм Роттердамский – один из самых ярких представителей движения гуманизма.

В борьбе со схоластикой он выдвинул новое понимание задач и способов философствования, внес заметный вклад в возрождение античных ценностей.

Эразм Роттердамский отстаивал право человека на радость, счастье, свободу, главным условием которых он считал нравственную жизнь. Проблема нравственности стала главной в его философии религии, политики и обыденной человеческой жизни.

В истории культуры Эразм Роттердамский прославился как «писатель одной книги» — «Похвалы Глупости». Обладая незаурядным сатирическим даром, он подверг критике глупость в самых разных областях человеческой жизни. Эта книга побуждает к размышлению о коренном вопросе философии: «Что же есть истинная мудрость?».

Эразм Роттердамский критиковал (часто в форме сатирического осмеяния) схоластическую философию за ее отрыв от жизни, человека, природы, культуры. Философия, по его мнению, должна помогать людям решать многочисленные проблемы их реальной жизни.

Вместо этого «доктора величавые, доктора изощренные, доктора изощреннейшие» предлагают «невежественной толпе» «силлогизмы, конклюзии, короллярии, суппозиции», а также такое множество направлений философии, «что легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, томистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и прочих».

Схоластике Эразм Роттердамский противопоставил свое понимание философии: заумствованиям — здравый смысл, небесным проблемам — земные, теоретической абстрактности – практическую конкретность, наукообразному трактату – художественную форму, кабинетам ученых – домашнее застолье, угрюмой серьезности – игру, юмор, сатиру, пародию.

Еще в юности Эразм Роттердамский составлял для своих учеников пособия в жанре обыденных разговоров с целью научить их изящно мыслить, говорить и писать, а также правильно вести себя в разных житейских ситуациях. Эти диалоги он пополнял до конца своей жизни. Так возникла книга «Разговоры запросто».

Ему было присуще живое чувство глубокой взаимосвязи различных сторон жизни, поэтому он не любил жестких граней и четких формул.

Мысль не может ограничиться одной стороной действительности, она всегда незавершенна, открыта и разрастается в целую энциклопедию жизни.

Исходя из того, что всякое категорическое суждение содержит в себе зародыш глупости, он просил не приписывать автору мнений его героев.

Эразм Роттердамский и Похвала Глупости

Книга «Похвала Глупости» написана в жанре сатиры. В ней Глупость хвалит сама себя в самых разнообразных жизненных ситуациях. В одних случаях похвала выступает сатирической формой обвинения глупости, а в других критикой так называемой «мудрости», и тогда глупость оборачивается мудростью, а «мудрость» глупостью.

Например, в простых житейских, самых обычных делах, так называемый, «мудрец» оказывается «тупым чурбаном», «ибо он слишком далек от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев. Из такого разлада с действительной жизнью и нравами неизбежно рождается ненависть ко всему окружающему». «Мудрец» оказывается противником обычной жизни, здравого смысла и, в результате, — человеконенавистником.

В некоторых случаях под Глупостью подразумевается то, что противоположно разуму, а именно, чувства. Но без чувств не бывает ни наслаждения, ни счастья, ни жизни.

Важнейшим принципом философии Эразма Роттердамского является всеобщая парадоксальная (диалектическая) двойственность бытия, главным этическим требованием — «ничего сверх меры».

Поэтому подлинной глупостью он считает односторонность и ограниченность. Разум и чувства – необходимые стороны человеческой жизни.

В своей философии Эразм Роттердамский не противопоставляет мудрость не только чувствам, но и здравому смыслу, наслаждению и счастью.

Вторая часть книги – обвинение глупости в разных слоях общества, начиная от простого народа до высших кругов знати.

Эразм Роттердамский обличает порочных государей, разлагающих все общество, выступает против войны – одного из самых тяжких и позорных проявлений Глупости. За несколько лет до «Утопии» Т.

Мора он увидел разрушающее, деморализирующее воздействие собственничества на тогдашнее общество.

Его сатирический бич с особой силой разил церковнослужителей, монахов, схоластов.

Эразм Роттердамский и критика церкви

Эразм Роттердамский выступил с критикой католической церкви. Он считает, что обрядно-догматическая сторона католицизма заглушила главное в христианстве – его нравственный смысл.

Он был присущ раннему христианству, которое не противостояло античной культуре, а являлось ее продолжением.

Программа, так называемой, «философии Христа» была сформулирована еще молодым писателем в «Оружии христианского воина», где Священное писание трактуется, в первую очередь, как нравственное учение.

Критика Эразмом католицизма оказалась плодотворной почвой для развития идей Реформации, недаром, говорили, что Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм.

Но через некоторое время обнаружилось принципиальное противоречие между мировоззрением Лютера и Эразма, протестантизмом и гуманизмом. Эразма насторожила, а затем оттолкнула фанатичность, жесткая догматичность Лютера и бесчеловечность учения о несвободе воли.

Обе стороны – католики и протестанты — ждали выступления знаменитого писателя в свою защиту. Он же уклонялся от однозначного ответа. Тогда и те, и другие обвинили его в измене и трусости. Однако уклончивость Эразма была принципиальным выражением его философской позиции. Ограниченность обеих религиозных программ не вмещала гуманистического содержания его мировоззрения.

Через два года после «Государя» Макиавелли, в 1516 году Эразм Роттердамский написал сочинение под названием «Воспитание христианского государя», где выступил с совершенно противоположных философских позиций.

Идеальный государь не может быть безнравственным; Эразм Роттердамский представил его как честного, справедливого, миролюбивого слугу народа. По мнению автора, государю следует рассчитывать не на страх, а на любовь народа. Страх не уменьшит преступлений. Только любовь ведет к свободному подчинению закону.

Тогда же Эразм Роттердамский написал антивоенный трактат «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного».

Читайте также:  Краткое содержание басни ларчик крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Эразм Роттердамский и значение его философии

  • Общечеловеческое содержание произведений Эразма Роттердамского делает их современными и в наши дни.
  • Он продолжает учить нас ценить жизнь, уметь радоваться, соблюдать меру во всем, быть миролюбивыми, терпимыми, снисходительными, уважать свободу другого человека, одним словом, быть ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.
  • Он продолжает бороться против односторонности, категоричности, бескомпромиссности, догматизма, формализма, фанатизма, жестокости, тирании, высокомерия, невежества, войны – одним словом, ГЛУПОСТИ.

Галина Зубец

Эразм Роттердамский произведения

  • Похвала глупости
  • Воспитание христианского государя
  • Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного
  • Диатриба или рассуждение о свободе воли
  • О воспитанности нравов детских

Эразм Роттердамский цитаты

  • Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой
  • Иногда хорошо любить — значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть — значит любить
  • Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить
  • Мир полон фарисеев
  • Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад
  • Начать войну легко, а закончить трудно
  • Невежество — мать высокомерия, а ученость рождает скромность

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/erazm-rotterdam

Что хотел сказать Эразм Роттердамский своей "Похвалой глупости"

Заходите сюда, если вас интересует философия.

Чем умнее человек, тем ему очевиднее тот факт, что в мире очень много всевозможной глупости. Эразм Роттердамский (1467-1536) был одним из умнейших людей не только своего времени.

Он сумел стать выдающимся мыслителем, преподавателем Кембриджа, известным писателем, оставшись сиротой в 13 лет фактически без средств к существованию.

Брак его родителей не был официальным, и в таком случае претендовать на какое-то наследство мальчик не мог.

Он к тому времени уже учился в школе и сильно увлекался латинскими книгами. Подросток уже видел свой путь в жизни — он пролегал среди книг. Куда мог пойти сирота в XV веке, чтобы выжить, получить образование и начать карьеру? Только в монастырь. 13-летний Эразм туда и явился.

Ганс Гольбейн «Портрет Эразма Роттердамского»

Его дальнейшая жизнь прошла в учении, творчестве и скитаниях. Блестящий ум, остроумие, благородство характера, обаяние личности привлекали к Эразму сердца.

Он был дружен со многими известными людьми, его хорошим другом был другой философ-гуманист — Томас Мор. Сочинения Эразма Роттердамского вызывали неизменный интерес и восхищение.

Его пригласили одновременно Кембридж и Оксфорд, предлагая кафедру и должность профессора.

Эразм выбрал Кембридж (там работал его друг епископ Фишер). И вот как раз по дороге туда из Италии мыслителю пришла в голову идея новой книги, которая должна была быть написана как похвальное слово Глупости.

Квентин Массейс «Портрет Эразма Роттердамского»

Это небольшая книга, которую сам автор считал безделицей, вышла в Париже в 1511 году и сразу стала популярной.

Жанр сатиры становится особенно востребованным в ключевые моменты истории, когда общество испытывает судьбоносные перемены и «смеясь, расстается со своим прошлым».

Так что книга Эразма Роттердамского пришлась очень к месту. Кстати, тот факт, что она регулярно переиздается и в наше время, о многом говорит.

Эразм Роттердамский использовал безошибочный прием — он сделал Глупость не предметом осуждения, а предметом восхваления, то есть перевернул с ног на голову привычное отношение. При этом, разумеется, вся книга пронизана тонкой иронией, которая помогает читателю все установить в его голове в верном порядке. Читатель как бы ввязывается в игру, и это ему нравится.

«Похвала глупости»

Это пародийное произведение при этом абсолютно не злое. Автор склонен в большей степени к добродушному юмору, так что обижаться на такое высмеивание весьма сложно. Эразм был добрым человеком, и это чувствуется в его произведении. Он никого не хочет унижать. Он хочет помочь. Может быть, во многом это придает обаяние этой книге, наряду с прекрасными литературными достоинствами.

Книга состоит из двух частей. Их предваряет вступление, в которой Глупость рассказывает о себе, так сказать, презентует. В первой части говорится об универсальных проявлениях глупости, во второй — о конкретных, злободневных в эпоху Эразма. Книгу завершают рассуждения о том, что истинной ценностью являются чувства (христианская простота), а не сухая рассудочность (схоластика).

Ганс Гольбейн-мл. Иллюстрация к «Похвале глупости»

Так что же хотел сказать Эразм Роттердамский своей книгой? Невзирая на юмористический тон, она полна гуманистического пафоса. Речь идет о переосмыслении жизненных ценностей, происходит реабилитация чувства, права человека на нетривиальность, свободу поступка, даже на то, что может показаться безумием.

Эразм как бы говорит: не надо бояться быть смешным, надо бояться быть скованным условностями, жесткими правилами. Человек не должен жить, как узник рассудочности, прагматизма, он должен иметь возможность выражать себя так, как считает нужным. Таким образом, Эразм Роттердамский своей книгой боролся с догматизмом, в чем бы он ни выражался.

  • Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
  • Чего хотел Дидро, создавая «Энциклопедию»
  • Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
  • Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
  • Карикатуры Герхарда Хадерера: поразительно точное отражение современной жизни

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfd08ec7d716900aa72e8ee/5df664491febd400b9d05842

«Похвала Глупости» Роттердамского в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать, что ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости.

Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы? Ведь леностные и неблагодарные смертные, усердно ее почитая и охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжении стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости. И вот она, Глупость, щедрая подательница всяческих благ, которую латиняне зовут Стультицией, а греки Морией, самолично выступает пред всеми во всей своей красе.

Итак, поскольку далеко не всем известно, из какого рода она происходит, то, призвав на помощь Музы, прежде всего излагает Глупость свою родословную. Отец ее — Плутос, который, не во гнев

будет сказано Гомеру, Гесиоду и даже самому Юпитеру, есть единственный и подлинный отец богов и людей. Кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами.

И родилась Глупость, пользуясь словами Гомера, не в узах унылого брака, а от вожделения свободной любви.

И был в ту пору отец ее ловким и бодрым, хмельным от юности, а еще больше — от нектара, которого хлебнул он изрядно на пиру богов.

Рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Нет на этих островах ни старости, ни болезней, и не увидишь там на полях ни волчцов, ни бобов и тому подобной дряни, а лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты. И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы — Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность.

Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Колакиия-Лесть, и Лета-Забвение, и Мисопония-Лень, и Гедонэ-Наслаждение, и Анойя-Безумие, и Трифэ-Чревоугодие. А вот еще два бога, замешавшиеся в девичий хоровод: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон.

С помощью этих верных слуг подчиняет Глупость весь род людской и отдает повеления самим императорам.

Узнав, каков род, каково воспитание и какова свита Глупости, навострите уши и внимайте, какими благами одаряет она богов и людей и как широко простирается ее божественная сила.

Прежде всего — что может быть слаще и драгоценней самой жизни? Но к кому, как не к Глупости, должен взывать мудрец, ежели вдруг возжелает стать отцом? Ведь скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невзгоды супружеской жизни? А какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? Итак, только благодаря хмельной и веселой игре Глупости рождаются на свет и угрюмые философы, и порфироносные государи, и трижды пречистые первосвященники, и даже весь многочисленный рой поэтических богов.

Мало того, все, что есть в жизни приятного, — тоже дар Глупости, и сейчас это будет доказано. Чем была бы земная жизнь, если б лишена была она наслаждений? Сами стоики отнюдь не отворачиваются от наслаждений. Ведь что останется в жизни, кроме печали,

скуки и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее глупостью?

Первые годы — самый приятный и веселый возраст в жизни человека. Чем объяснить нашу любовь к детям, если не тем, что мудрость окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые.

За детством следует юность, В чем источник очарования юности, если не в Глупости? Чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому.

А чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остается ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы Глупость не сжалилась над несчастными и не поспешила бы им на помощь.

По ее милости старцы могут считаться недурными собутыльниками, приятными друзьями и даже принимают участие в веселой беседе.

А каковы тощие угрюмцы, придающиеся изучению философии! Не успев стать юношами, они уже состарились, упорные размышления иссушили их жизненные соки.

А дурачки, напротив, — гладенькие, беленькие, с холеной шкуркой, настоящие акарнские свинки, никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками.

Недаром учит народная пословица, что одна только глупость способна удержать быстро бегущую юность и отдалить постылую старость.

И ведь не найти на земле ни веселья, ни счастья, которые не были бы дарами Глупости.

Мужчины, рожденные для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума.

Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины — высшее блаженство мужчины.

Впрочем, многие мужчины высшее блаженство находят в попойках. Но можно ли представить себе веселый пир без приправы Глупости? Стоит ли обременять чрево снедью и лакомствами, если при

этом глаза, уши и дух не услаждаются смехом, играми и шутками? А именно Глупостью заведено все это для блага человеческого рода.

Но, быть может, найдутся люди, которые находят радость лишь в общении с друзьями? Но и тут не обойдется без глупости и легкомыслия.

Да что там толковать! Сам Купидон, виновник и родитель всякого сближения между людьми, разве он не слеп и разве не кажется ему безобразное прекрасным? Боже бессмертный, сколько было бы повсеместно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скрашивали и не облегчали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легкомыслия, заблуждения, притворства и прочих спутников Глупости!

Одним словом, без Глупости никакая связь не была бы приятной и прочной: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, квартирант — домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга медом глупости.

Допусти мудреца на пир — и он тотчас же всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд. Возьми его с собой на какое-нибудь зрелище — он одним своим видом испортит публике всякое удовольствие. Если мудрец вмешается в разговор — всех напугает не хуже волка.

Но обратимся к наукам и искусствам. Не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица, и лица эти отнюдь не схожи одно с другим: под красотой — безобразие, под ученостью — невежество, под весельем — печаль, под пользой — вред.

Читайте также:  Краткое содержание повести о разорении рязани батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Устранить ложь — значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывает к себе взоры зрителей. Но и вся жизнь человеческая есть не что иное, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль. И все любят и балуют дурачков.

А уж государи, те своих дурачков любят, без всякого сомнения, больше, нежели хмурых мудрецов, ибо у последних два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам.

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательная сила, если только не примешивается к ней ничего обидного, но лишь одним дуракам даровали боги уменье говорить правду, никого не оскорбляя.

Всех счастливее тот, кто всех безумнее.

Из этого теста испечены люди, которые любят рассказы о ложных знамениях и чудесах и никак не могут досыта наслушаться басен о призраках, лемурах, выходцах с того света и тому подобной невидали; и чем более расходятся с истиной эти небылицы, тем охотнее им верят. Впрочем, нужно помянуть и о тех, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псалтири, сулит себе за то вечное блаженство. Ну, можно ли быть глупее?

А разве просят люди у святых чего-нибудь не имеющего отношения к Глупости? Взгляните на благодарственные приношения, которыми стены иных храмов украшены вплоть до самой кровли, — увидите ли вы среди них хоть одно пожертвование за избавление от глупости, за то, что приноситель стал чуть-чуть умнее бревна? Так сладко ни о чем не думать, что от всего откажутся люди, только не от Мории.

Не только большинство людей заражено глупостью, но и целые народы. И вот в самообольщении британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол. Французы только себе приписывают приятную обходительность.

Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами. Испанцы никому не согласны уступить своей воинской славы. Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии. Рука об руку с самообольщением идет лесть.

Это благодаря ей каждый становится приятнее и милее самому себе, а ведь в этом и состоит наивысшее счастье. Лесть — это мед и приправа во всяком общении между людьми.

Говорят, что заблуждаться — это несчастье; напротив, не заблуждаться — вот величайшее из несчастий! Счастье зависит не от самих вещей, но от нашего мнения о вещах, а знание нередко отнимает радость жизни. Если супруга до крайности безобразна, но мужу своему кажется достойной соперницей Венеры, то не все ли равно, как если бы она была воистину красавицей?

Итак, либо нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положение дураков не в пример выгоднее. Во-первых, их счастье, покоящееся на обмане или самообмане, достается им гораздо дешевле, а во-вторых, они могут разделить свое счастье с большинством других людей.

Многие люди всем обязаны Глупости. Есть среди них грамматики, риторы, юристы, философы, поэты, ораторы, а в особенности те, которые марают бумагу разной чушью, ибо кто пишет по-ученому, достоин скорее сожаления, чем зависти. Поглядите, как мучаются такие люди: прибавляют, изменяют, вычеркивают, затем, лет эдак через девять, печатают, все еще недовольные собственным трудом.

Прибавьте к этому расстроенное здоровье, увядшую красоту, близорукость, раннюю старость, да всего и не перечислишь. И наш мудролюб мнит себя вознагражденным, ежели похвалят его два-три таких же ученых слепца.

Напротив, сколь счастлив сочинитель, послушный внушениям Глупости: он не станет корпеть по ночам, но записывает все, что взбредет ему на ум, ничем не рискуя, кроме нескольких грошей, истраченных на бумагу, и зная заранее, что чем больше вздора будет в его писаниях, тем вернее угодит он большинству, то есть всем дуракам и невеждам.

Но всего забавнее, когда глупцы начинают восхвалять глупцов, невежды — невежд, когда они взаимно прославляют друг друга в льстивых посланиях и стихах. Что до богословов, то не лучше ли не прикасаться к этому ядовитому растению, хотя они и в великом долгу у Глупости.

Впрочем, никому нельзя забывать меру и границу, а посему говорит Глупость: «Будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6764-pohvala-gluposti-rotterdamskogo-v-kratkom-izlojenii

Эразм Роттердамский «Похвала глупости»

Несколько слов про произведение:

· 1511 г. – было издано 20 тыс. экземпляров, что является огромным тиражом для того времени;

  • · Прослеживается 3 традиции: 1) Высокая (восходит к Античности), 2) Проповедь, 3) Низкая (восходит к смеховой культуре);
  • · Один из основных приемов – аллегория (главная героиня, госпожа Глупость, — персонификация порока);
  • То, что говорила Абрамова непосредственно про произведение на паре:
  • 1. Глупость берется доказать, что на ней держится весь мир;

2. Что такое глупость? Невежество, неопытность, отсутствие ума, бесхитростность, безумие, способность не видеть недостатки других людей — как бы доказательство ее тезиса; посредством подбирания вышеперечисленных синонимов, Глупость старается убедить нас, что мы встречаемся с ней чаще, чем нам кажется;

  1. 3. Цель Глупости: докопаться до истины, сделать людей счастливее (как и у мудрости);
  2. 4. При рассуждениях с другими Глупость легко принимает чужие точки зрения (человеку свойственно ошибаться);
  3. Краткое содержание:

Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать, что ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости.

Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы? Ведь леностные и неблагодарные смертные, усердно ее почитая и охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжении стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости.

Итак, поскольку далеко не всем известно, из какого рода она происходит, то, призвав на помощь Музы, прежде всего излагает Глупость свою родословную. Отец ее — Плутос (Бог богатства), единственный и подлинный отец богов и людей (по мнению Глупости). Кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами.

Рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Нет на этих островах ни старости, ни болезней, на полях — лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты.

И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы — Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность.

Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Колакиия-Лесть, и Лета-Забвение, и Мисопония-Лень, и Гедонэ-Наслаждение, и Анойя-Безумие, и Трифэ-Чревоугодие. А вот ещё два бога, замешавшиеся в девичий хоровод: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон. С помощью этих верных слуг подчиняет Глупость весь род людской и отдаёт повеления самим императорам.

  • В чем заключается сила Глупости?
  • 1) Люди образуют семьи благодаря глупости, т. к:
  • · какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невзгоды супружеской жизни?
  • · какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей?
  • 2) Многие наслаждения, — тоже дар Глупости:

1) Первые годы — самый приятный и весёлый возраст в жизни человека. Чем объяснить нашу любовь к детям, если не тем, что мудрость окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые.

2) За детством следует юность. В чем источник очарования юности, если не в Глупости? Чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому.

А чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остаётся ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость.

Никто из смертных не вынес бы старости, если бы Глупость не сжалилась над несчастными и не поспешила бы им на помощь

3) Глупость «омолаживает» людей:

· А каковы тощие угрюмцы, придающиеся изучению философии! Не успев стать юношами, они уже состарились, упорные размышления иссушили их жизненные соки.

· А дурачки, напротив, — гладенькие, беленькие, с холёной шкуркой, настоящие акарнские свинки, никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками.

4) Женщины привлекают мужчин своей глупостью:

Мужчины, рождённые для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума. Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины — высшее блаженство мужчины.

5) Глупость делает попойки веселее!

Впрочем, многие мужчины высшее блаженство находят в попойках. Но можно ли представить себе весёлый пир без приправы Глупости? Стоит ли обременять чрево снедью и лакомствами, если при этом глаза, уши и дух не услаждаются смехом, играми и шутками? А именно Глупостью заведено все это для блага человеческого рода.

  1. 6) Глупость посредством шуток, лести, притвораства поддерживает общение между друзьями, супругами!
  2. 7) Глупость поддерживает многие связи в обществе:
  3. Без нее народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, квартирант — домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга мёдом глупости.

Любая вещь имеет два лица: под красотой — безобразие, под учёностью — невежество, под весельем — печаль, под пользой — вред. Устранить ложь — значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывает к себе взоры зрителей.

8) Глупость делает людей счастливее:

Всех счастливее тот, кто всех безумнее: люди, которые любят рассказы о ложных знамениях и чудесах и никак не могут досыта наслушаться басен о призраках, лемурах, выходцах с того света и тому подобной невидали; те, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псалтири, сулит себе за то вечное блаженство. Ну, можно ли быть глупее?

  • 9) Целые народы подвластны влиянию Глупости:
  • · В самообольщении британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол.
  • · Французы только себе приписывают приятную обходительность.
  • · Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами.
  • · Испанцы никому не согласны уступить своей воинской славы.
  • · Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии.
  • 10) Заблуждаться, подвергаться Глупости, — прекрасно!

Говорят, что заблуждаться — это несчастье; напротив, не заблуждаться — вот величайшее из несчастий! Счастье зависит не от самих вещей, но от нашего мнения о вещах, а знание нередко отнимает радость жизни. Если супруга до крайности безобразна, но мужу своему кажется достойной соперницей Венеры, то не все ли равно, как если бы она была воистину красавицей?

11) Противопоставление ученых писателей и глупых

Ø Многие люди всем обязаны Глупости. Есть среди них грамматики, риторы, юристы, философы, поэты, ораторы, а в особенности те, которые марают бумагу разной чушью, ибо кто пишет по-учёному, достоин скорее сожаления, чем зависти. Поглядите, как мучаются такие люди: прибавляют, изменяют, вычёркивают, затем, лет эдак через девять, печатают, все ещё недовольные собственным трудом. 

Читайте также:  Краткое содержание лихачёв письма о добром и прекрасном за 2 минуты пересказ сюжета

Ø Напротив, сколь счастлив сочинитель, послушный внушениям Глупости: он не станет корпеть по ночам, но записывает все, что взбредёт ему на ум, ничем не рискуя, кроме нескольких грошей, истраченных на бумагу, и зная заранее, что чем больше вздора будет в его писаниях, тем вернее угодит он большинству, то есть всем дуракам и невеждам.

Впрочем, никому нельзя забывать меру и границу, а посему говорит Глупость: «Будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории (с др. гр. – глупость)».

Письма темных людей

«Пи́сьма тёмных люде́й»— немецкий са­ти­рический пам­флет, на­пи­сан­ный на лат. яз. (с не­зна­чит. вкра­п­ле­ния­ми нем. яз.) гу­ма­ни­ста­ми К. Ру­биа­ном, У. фон Гут­те­ном и Г. Бу­шем. Анонимно издан в Германии в двух частях (1515 и 1517 гг.).

Анонимная форма выступлений гуманистов либо использование псевдонимов были довольно частым явлением того времени, поскольку, помня об инквизиции, с открытым забралом против церковных устоев осмеливались действовать немногие. Под вымышленными именами издавал, в частности, свои многочисленные сатирические диалоги, выдержанные в духе Лукиана, Крот Рубеан — инициатор создания «Писем тёмных людей».

Соз­дан памфлет в хо­де спо­ра о еврейских кни­гах ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми бо­го­слов­ско­го ф-та Кёльн­ско­го ун-та и фи­ло­ло­гом-гу­ма­ни­стом И. Рейх­ли­ном. Ини­циа­тор спо­ра, из­вест­ный го­ни­тель иу­де­ев И. Пфеф­фер­корн, под­дер­жан­ный кёльн­ски­ми до­ми­ни­кан­ца­ми, по­тре­бо­вал унич­то­же­ния Тал­му­да и Каб­ба­лы; Рейх­лин вы­сту­пил за их со­хра­не­ние и изу­че­ние.

Со­чи­не­ние пред­став­ля­ет со­бой со­б­ра­ние пи­сем, яко­бы на­пи­сан­ных кли­ри­ка­ми-об­ску­ран­та­ми (от лат. obscurus – тём­ный) и ад­ре­со­ван­ных проф. тео­ло­гии Кёльн­ско­го ун-та Гра­цию Ор­туи­ну. Обскуранты, поначалу принявшие «Письма» за работу своих единомышленников, стали всеобщим посмешищем.

Со­дер­жа­ние кни­ги вы­хо­дит за рам­ки уз­ко­на­уч­но­го спо­ра о цен­но­сти фун­даментальных тек­стов иу­да­из­ма; в ост­ро­ум­ной фор­ме в ней под­ни­ма­ют­ся во­про­сы о без­нрав­ст­вен­но­сти ка­то­лического ду­хо­вен­ст­ва, об ин­дуль­ген­ци­ях, о ре­лигиозном фа­на­тиз­ме, о не­ве­же­ст­ве «учё­ных» схо­ла­стов.

«Письма темных людей» на­пи­са­ны па­ро­дий­но-на­пы­щен­ным сти­лем, в ко­то­ром не­ле­по на­гро­мо­ж­дён­ные ци­та­ты из свя­щен­ных книг пе­ре­ме­ша­ны с бес­по­мощ­ны­ми, но пре­тен­дую­щи­ми на изя­ще­ст­во по­этическими фраг­мен­та­ми.

При­влёк­шие об­щественное вни­ма­ние к ре­лигиозным про­бле­мам «Письма темных людей» спо­соб­ст­во­ва­ли за­ро­ж­де­нию Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии.Выход «Писем» стал симптомом гражданской зрелости радикальной части движения, изжившей традицию компромисса со старой церковью.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 540;

Источник: https://studopedia.net/6_98706_erazm-rotterdamskiy-pohvala-gluposti.html

Читать

Эразм Роттердамский

Похвала глупости

Перевод с лат. П. Губера

  • Художник К. Журавлев
  • В оформлении издания использованы материалы, находящиеся в музее RIJKS MUSEUM
  • ***

Эразм Роттердамский

своему милому Томасу Мору – привет

В недавние дни, возвращаясь из Италии в Англию и не желая, чтобы время, проводимое на лошади, расточалось в пустых разговорах, чуждых музам и литературе, я либо размышлял о совместных ученых занятиях, либо наслаждался мысленно, вспоминая о покинутых друзьях, столь же ученых, сколь любезных моему сердцу.

Между ними и ты, милый Мор, являлся мне в числе первых: вдали от тебя я не менее наслаждался воспоминаниями, нежели, бывало, вблизи – общением с тобою, которое, клянусь, слаще всего, что мне случалось отведать в жизни.

И вот я решил заняться каким-нибудь делом, а поскольку обстоятельства не благоприятствовали предметам важным, то и задумал я сложить похвальное слово Глупости. «Что за Паллада внушила тебе эту мысль?» – спросишь ты.

Прежде всего, навело меня на эту мысль родовое имя Мора, столь же близкое к слову «мория», сколь сам ты далек от ее существа, ибо, по общему приговору, ты от нее всех дальше.

Затем мне казалось, что эта игра ума моего тебе особенно должна прийтись по вкусу, потому что ты всегда любил шутки такого рода, иначе говоря – ученые и не лишенные соли (ежели только не заблуждаюсь я в оценке собственного моего творения), и вообще не прочь был поглядеть на человеческую жизнь глазами Демокрита.

Хотя по исключительной прозорливости ума ты чрезвычайно далек от вкусов и воззрений грубой толпы, зато благодаря необыкновенной легкости и кротости нрава можешь и любишь, снисходя до общего уровня, играть роль самого обыкновенного человека. А значит, ты не только благосклонно примешь эту мою ораторскую безделку, эту памятку о твоем товарище, но и возьмешь ее под свою защиту; отныне, тебе посвященная, она уже не моя, а твоя.

Портрет Дезидерия Эразма.

Альбрехт Дюрер. Нюрнберг. Германия

Найдутся, быть может, хулители, которые станут распространять клевету, будто легкие эти шутки не к лицу теологу и слишком язвительны для христианского смирения; быть может, даже обвинят меня в том, что я воскрешаю древнюю комедию или, по примеру Лукиана, подвергаю осмеянию всех и каждого.

Но пусть те, кого возмущают легкость предмета и шутливость изложения, вспомнят, что я лишь последовал примеру многих великих писателей.

Сколько веков тому назад Гомер воспел Батрахомиомахию, Марон – комара и чесночную закуску, Овидий – орех! Поликрат написал похвальное слово Бусириду, которое затем исправил Исократ, Главк восхвалял неправосудие, Фаворин – Терсита и перемежающуюся лихорадку, Синесий – лысину, Лукиан – муху и блоху, Сенека сочинил шуточный апофеоз Клавдия, Плутарх – разговор Грилла с Улиссом, Лукиан и Апулей – похождения осла и уже не помню кто – завещание поросенка по имени Грунний Корокотта, о чем упоминает св. Иероним.

Если же всего этого мало, то пусть вообразят строгие мои судьи, что мне пришла охота поиграть в бирюльки или поездить верхом на длинной хворостине.

В самом деле, разрешая игры людям всякого звания, справедливо ли отказывать в них ученому, тем более если он так трактует забавные предметы, что читатель, не вовсе бестолковый, извлечет отсюда более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения? Вот один в терпеливо составленной из разных кусков речи прославляет риторику и философию, вот другой слагает хвалы какому-нибудь государю, вот третий призывает к войне с турками. Иной предсказывает будущее, иной поднимает новые вопросы – один другого пустячнее и ничтожнее. Но ежели ничего нет нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью. Конечно, пусть судят меня другие: однако коль скоро не вконец обольстила меня Филавтия, то сдается мне, что я восхвалил Глупость не совсем глупо. Что же касается пустого упрека в излишней резкости, то отвечу, что всегда дозволено было безнаказанно насмехаться над повседневной человеческой жизнью, лишь бы эта вольность не переходила в неистовство. Весьма дивлюсь я нежности современных ушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов. Немало также увидишь в наш век таких богомолов, которые скорее стерпят тягчайшую хулу на Христа, нежели самую безобидную шутку насчет папы или государя, в особенности когда дело затрагивает интересы кармана. Но если кто судит жизнь человеческую, не называя имен, то почему, спрошу я, видеть здесь непременно язвительное издевательство, а не наставление, не увещание? А в противном случае сколь часто пришлось бы мне обращаться с укорами и порицаниями к самому себе! И наконец, кто не щадит ни одного звания в роде людском, тот ясно показывает, что не против отдельных лиц, а только против пороков он ополчился. Итак, если кто теперь станет кричать, жалуясь на личную обиду, то лишь выдаст тем свой страх и нечистую совесть. Куда вольней и язвительней писал св. Иероним, не щадивший и имен порою! Я же не только избегал повсеместно имен собственных, но сверх того старался умерить всячески слог, дабы разумному читателю сразу же было понятно, что я стремлюсь скорее к смеху, нежели к злому глумлению. Я не хотел по примеру Ювенала ворошить сточную яму тайных пороков и охотнее выставлял напоказ смешное, нежели гнусное.

Дезидерий Эразм в церкви.

Корнелис ван Дален-старший, Йоханнес Майр

Того, кто не удовлетворится всем сказанным, прошу вспомнить для утешения, что весьма почтенно служить жертвою нападок Глупости, от лица которой я взял слово. Впрочем, стоит ли говорить все это такому искусному адвокату, как ты; и без того ты сумеешь отстоять наилучшим образом даже и не столь правое дело. Прощай же, мой красноречивейший Мор, и Морию твою защищай всеусердно.

Писано в деревне, 10 июня 1508 г.

Глава I

Глупость говорит:

Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, – мне ведомо, на каком худом счету Глупость даже у глупейших, – все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.

Наилучшее тому доказательство – перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все подались вперед и повсеместно раздался радостный, ликующий смех.

При взгляде на вас кажется мне, будто я вижу богов Гомеровых, охмелевших от нектара, настоянного на непенте, а ведь только что вы сидели печальные и озабоченные, словно воротились недавно из Трофониевой пещеры.

Подобно тому как утреннее солнце, показывающее земле свой прекрасный золотой лик, или как ранняя весна, веющая приятными зефирами после суровой зимы, всему сообщают новый цвет и вид и новую юность, так и у вас при взгляде на меня совсем иными сделались лица. В то время как даже великие риторы лишь при помощи длинной, старательно обдуманной речи понуждают вас стряхнуть с души тяжелые заботы, я достигла этого сразу, единым моим появлением.

Портрет Эразма Роттердамского.

Ганс Гольбейн-младший

Глава II

Глупость говорит:

Чего ради выступаю я сегодня в несвойственном мне обличии, об этом вы узнаете, ежели будете слушать внимательно, – не так, как слушают церковных проповедников, но как внимают рыночным скоморохам, шутам и фиглярам, или так, как наш друг Мидас слушал некогда Пана.

Ибо захотелось мне появиться перед вами в роли софиста, но только – не одного из тех, которые ныне вколачивают в головы мальчишкам вредную чушь и научают их препираться с упорством, более чем бабьим. Нет, я хочу подражать тем древним грекам, которые, избегая позорной клички мудрецов, предпочли назваться софистами. Их тщанием слагались хвалы богам и великим людям.

И вы тоже услышите сегодня похвальное слово, но не Гераклу и не Солону, а мне самой, иначе говоря – Глупости.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=23594&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector