Краткое содержание повести о разорении рязани батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Образование 13 октября 2015

«Повесть о разорении Рязани Батыем», краткое содержание которой нас интересует, — это летописное произведение.

Неизвестный автор в нем рассказывает о трагических событиях, произошедших в 1237 году.

Отметим, что на сегодняшний день ученые, исследовавшие этот памятник литературы, обнаружили 11 редакций произведения. Они представлены более чем в шестидесяти списках.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

О чем это произведение?

Важные вопросы затрагивает «Повесть о разорении Рязани Батыем». Краткое содержание ее мы изложим, предварительно сказав несколько слов о смысле этого произведения.

Неизвестный автор смог одновременно показать и те печальные и губительные последствия, к которым приводит раздробленность Руси, и доблесть простых воинов и князей, неустрашимость русских солдат перед лицом смерти.

Главным мотивом этого произведения является именно прославление доблести и храбрости защитников Рязани, смело противостоявших врагу. Все эти темы являются традиционными для своего времени. Литература Древней Руси не очень богата в идейном отношении. Однако она ценна тем, что в ней прекрасно отразилась эпоха.

Литература Древней Руси знакомит нас с мировоззрением наших далеких предков, поднимает вопросы, которые были наиболее актуальны в то время. Этим она и интересна. Простые исторические факты не могут передать дух времени, это по силам лишь литературе.

Автор говорит о подвиге, совершенном Евпатием Коловратом. С небольшим отрядом воинов он решился выступить против бесчисленного войска татар. Однако, несмотря на явный недостаток численности дружины, Евпатию удалось главное — посеять страх в среде неприятеля.

Даже Батый был поражен отваге русских, не боящихся смерти. Они не покидали поле битвы до самого конца. Русские воины предпочитали умереть свободными, нежели оказаться в рабстве у Батыя. Вот о чем рассказывает автор, написавший «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Краткое содержание: начало повести

Итак, в 6745 году от сотворения мира (от Рождества Христова — в 1237-м), спустя 12 лет после того как в Рязань из Херсонеса была перенесена чудотворная икона св. Николая, на Русь пришло огромное войско татар. Возглавлял его хан Батый. Заметим, что произведение было написано с опорой на исторические факты.

Древнерусский автор описал то, что имело место в действительности. Произведение относится к категории «историческая литература». Автор воссоздает облик и события прошлого. Историческая литература опирается на исторические данные, однако для нее характерен и творческий вымысел, без которого искусство невозможно.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Войско остановилось неподалеку от рязанских земель. Хан отправил своих послов к Юрию Ингваревичу, рязанскому князю. Он потребовал выплаты дани в количестве десятой доли от всех богатств, какими обладает рязанская земля.

Князь сразу же направил во Владимир с просьбой о помощи своих гонцов. Этим городом управлял Георгий Всеволодович. Однако тот не откликнулся на зов. Тогда Юрий Ингваревич созвал совет. Он пригласил на него своих братьев, а также других князей. На совете следовало решить, как смягчить дарами Батыя, чтобы он не пошел войной на русские земли.

Федор не покоряется Батыю

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Рязанский князь послал с дарами Федора, своего сына, к татарскому хану. Батый их принял и лживо пообещал не начинать войну с Рязанью. За это он начал требовать дочерей и сестер князей в наложницы. Какой-то знатный житель Рязани, обуреваемый завистью, сообщил хану о том, что у Федора Юрьевича Рязанского супруга из царского рода. Кроме того, она прекраснее всех остальных женщин города.

Безбожный хан Батый обратился к князю с требованием привести к нему княгиню. Однако Федор Юрьевич бесстрашно ответил ему, сказав, что христианам негоже водить своих жен к нечестивому царю на блуд.

Супругами ихними Батый будет владеть лишь тогда, когда сумеет одолеть русских. Тогда хан приказал воинам убить этого непокорного князя, а также всех прибывших с ним.

Тела мертвых он распорядился бросить диким зверям на растерзание.

Смерть супруги Федора и его сына

Однако одному из приближенных князя удалось уцелеть. Он тайно унес тело Федора и предал его земле, после чего пришел к княгине Евпраксии, его жене, и рассказал о том, как погиб ее супруг. Получив столь горестную весть, княгиня бросилась вниз с высокой башни и разбилась насмерть. На руках она держала Ивана, своего сына, который тоже погиб.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Юрий Ингваревич решает дать отпор врагу

О трагических событиях рассказывает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем». Герои повести всеми силами пытались бороться с врагом.

Юрий Ингваревич, рязанский князь (отец Федора), узнав о том, что случилось с его сыном, долгое время горевал вместе со своей супругой и родными. О смерти Федора скорбел весь город. Юрий Ингваревич решил отомстить врагам. Он собрал войско.

Прежде всего Юрий обратился к Богу с молитвой. Он попросил его помощи в истреблении врагов. После этого князь обратился к своим воинам. Он сказал им о том, что они приняли из Господних рук благое, поэтому стоит потерпеть и злое.

Лучше добыть себе вечную славу смертью, чем быть во власти поганых. Юрий Ингваревич сказал, что готов выпить смертную чашу раньше всех за христианскую веру, за Божии церкви и за отчизну Ингваря Святославича, великого князя.

Рязанский князь отправился в церковь и молился здесь Николаю Чудотворцу, а также Борису и Глебу, родственником которых являлся. Затем он попрощался со своей супругой и принял от священников благословение. Князь отправился в поход против отрядов Батыя.

Битва Юрия Ингваревича с Батыем

Битва произошла у рязанских границ. Она была беспощадной и долгой. Пало множество татарских воинов, и Батый испугался.

Однако войско его значительно превосходило по численности дружину рязанского князя. Неизвестный автор отмечает, что велики и непреоборимы были батыевы силы. Настолько, что одному рязанцу приходилось биться с тысячей врагов, а двум — с десятью тысячами.

В этом бою погибли и рязанский князь, и его братья, и множество других воинов, воевод и князей. Однако не только об этом «Повесть о разорении Рязани Батыем». Автор пишет, что ни один из русских воинов не убоялся смерти, не повернул назад — вот что важно.

А нашествие Батыя произошло за грехи людские по воле Бога.

Олега Ингваревича, одного из братьев князя, захватили татары живым в плен. Он был жестоко изранен. Сначала Батый хотел спасти Олегу Ингваревичу жизнь, если тот примет его веру. Однако князь отказался от этого предложения, назвав при этом хана врагом христианства и безбожником. Батый был в ярости. Он приказал изрубить на куски Олега Ингваревича.

Батый завоевывает русские города

Хан пошел дальше по земле русской. Отряды его жгли города и убивали всех без пощады. Так оказались разорены Бел, Пронск, Ижеславец. Они были полностью стерты с лица земли — практически все жители этих городов были убиты. А случилось это несчастье за грехи людей.

Как пала Рязань

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Батый пришел под стены Рязани со своим войском. Он осадил город. Битва продолжалась в течение пяти дней. Воины хана сменяли друг друга. Без отдыха сражались жители города. Многие из них были ранены, и многие погибли. Рано утром, в шесть часов, отряды Батыя пошли на город со стенобитными орудиями, с огнями и бесчисленными лестницами. 21 декабря им удалось взять Рязань.

Завоеватели направились в церковь. Здесь находилась мать рязанского князя, а также другие княгини. Все они были изрублены мечами. Священнослужители также погибли: кто-то от мечей неприятеля, а многие были сожжены в церкви.

Население города истребляли, включая женщин и детей. Одних топили в реке, других убивали оружием. Враги разрушили Рязань и сожгли город. Неизвестный автор отмечает, что ни одного живого не осталось в нем. Не было ни плачущего, ни стонущего. Все лежали вместе мертвые.

А причина всему этому — людские грехи.

Батый отправляется дальше со своими войсками. Он идет на Владимир и Суздаль, хочет завоевать все государство русское, разрушить церкви и полностью искоренить христианскую веру.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Храбрая дружина Евпатия Коловрата

Ингварь Ингваревич, брат рязанского князя, в это время находится в Чернигове, и Евпатий Коловрат, рязанский вельможа, вместе с ним. Они отправляются на помощь жителям Рязани, однако прибывают поздно, когда город был уже разорен. Евпатий решает собрать войско и сразиться с татарами.

Он нападает на Батыя внезапно и сражается так, что «мечи тупятся». Удаль и храбрость русских, в частности Евпатия Коловрата, поражают врага. Хостоврул, шурин Батыя, хвастает, что возьмет живым Евпатия вместе с его дружинниками. В поединке сходятся Коловрат и Хостоврул.

Русский богатырь «до седла» рассекает пополам шурина Батыя. Татарам, однако, удается убить Коловрата. Но даже мертвого Евпатия они боятся. Автор отмечает, что враги испытывают к русским храбрецам уважение.

А Батый говорит, что если бы такой человек, как Коловрат, служил у него, он бы приблизил его к себе.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Восстановление Рязани

Приближается к финалу «Повесть о разорении Рязани Батыем». Главная мысль произведения, как вы уже поняли, — прославление доблести русских воинов.

Ингварь Ингваревич оплакивает своих родственников, мать и братьев. Он приказывает отыскать трупы Олега Ингваревича, Юрия Ингваревича, Федора Юрьевича и др. С христианскими почестями он хоронит жену и сына Федора.

Ингварь Ингваревич теперь рязанский князь. Он обновляет город: заново строит монастыри, церкви, собирает людей.

«Повесть о разорении Рязани Батыем», краткое содержание которой вы только что прочитали, заканчивается тем, что христианам стала радость, так как Бог избавил их от безбожного Батыя.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/185306/

Древнерусская литература: краткое содержание "Повести о разорении Рязани Батыем" :

«Повесть о разорении Рязани Батыем», краткое содержание которой будет представлено ниже, относится к одному из немногих произведений Древнерусской литературы. Историки неоднозначно относятся к содержанию повести, говоря о том, что не все факты, указанные в произведении, являются достоверными.

О повести

Делая описание «Повести о разорении Рязани Батыем», важно сказать, что приблизительное время написания произведения датируется шестнадцатым веком. Это уже говорит о том, что повесть достаточно древняя, поэтому можно назвать ее памятником литературы.

Если обращать внимание на содержание «Повести о разорении Рязани Батыем», то можно сказать следующее: произведение описывает события, которые произошли в 1237 году, в декабре. Именно это время определяется как нападение монголо-татар на Русь, а конкретно – на Рязань. Этот исторический факт доказан и подкреплен документальной основой.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Все герои «Повести о разорении Рязани Батыем» являются реальными историческими личностями, о чем так же свидетельствуют находки исследователей.

Для того чтобы краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» было наиболее понятно для читателя, следует разбить его на несколько составляющих. Итак, приступим к непосредственному содержанию.

Предупреждение

Именно наступлением татарского хана и начинается краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем».

Спустя два года с тех пор, как святую икону Николы Чудотворца перенесли, на Руси появляется татаро-монгольский хан Батый. Он останавливает свои войска на реке вблизи российского города Воронежа. Безбожный хан посылает своих солдат к рязанскому князю – Юрию.

Послы должны были сообщить князю, что Батый собирается направить свою армию на Рязань, если Юрий не согласится на следующую сделку: он должен предоставить хану десятую часть своего имущества, которое представляло собой и княжеские богатства, и рязанские земли, и жителей княжества. Недолго думая, Юрий просит помощи у Георгия, который на тот момент был великим владимирским князем. Георгий отказывает в помощи рязанскому князю. Отчаявшись, Юрий созывает на совет всех соседей рязанского княжества, чтобы принять решение о том, что предпринять в данной ситуации.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Попытки примирения

Попыткой задобрить хана продолжается «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Юрий принимает решение – послать несколько даров для татарского хана. В качестве посла рязанский князь выбирает своего сына Федора.

Батый принимает переданные дары, однако хан был нечестен и льстив: он обещает, что не станет нападать на Рязань, но на самом деле не отказывается от своего злого плана.

Кроме того, монгольский хан требует, чтобы жители Рязани привели ему своих жен и дочерей «на блуд».

Один из приближенных Юрия оказался предателем. Именно он рассказывает Батыю о том, что у княжеского сына жена – великолепная красавица.

После этого хан предлагает Федору сделку: если будущий князь приведет на блуд Батыю свою жену, то Рязань останется нетронутой. Федор отказывается от данного предложения.

Монгольский хан впадает в ярость и отдает приказ своим солдатам убить молодого Федора, а его мертвое тело бросить на съеденье птицам.

Нападение

Ужасной трагедией продолжается повесть.

Все войско, которое находилось под руководством Федора, было убито, как и сам будущий рязанский князь. Жена Федора – Евпраксия, узнав о том, что произошло с ее любимым мужем, не может пережить страшной потери и справиться со своим страхом перед Батыем: она прыгает из окна вместе с маленьким сыном на руках и оба разбиваются насмерть.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Каждый житель города плачет от того, что происходит. Несколько часов подряд по всему городу слышатся рыдания.

Месть

Неудачной местью оборачиваются события краткого содержания «Повести о разорении Рязани Батыем».

Собравшись духом, рязанский князь Юрий решает отомстить за смерть родного сына. Юрий собирает свое войско и просит о помощи княжеств-соседей. Огромное количество князей погибает в битве с умелыми и ловкими татарами. В этой битве также сильно ранят брата Юрия – князя Олега.

Увидев, как мучается от боли Олег, татаро-монгольский хан предлагает князю перейти на сторону татар и сражаться с ними против Юрия, а взамен обещает вылечить его. Олег отказывается от сделки, за что его разрубают на куски.

Батый направляет свои войска на город. Рязанская армия бессменно бьется за город на протяжении пяти дней, но защита сильно ослабевает. Битва окончена падением рязанского княжества.

Читайте также:  Краткое содержание окаянные дни бунина за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Татары грабят жителей, убивают детей и насилуют женщин. Прямо в святой церкви монгольские солдаты убивают мать Юрия и еще многих других княгинь, священников и епископов.

Победа над татарами

Говоря о «Повести о разорении Рязани Батыем», нужно сказать, что Русь смогла отстоять свой город.

С просьбой о помощи в Чернигов спешит рязанский вельможа Евпатий. Он отправляется к брату Юрия – Ингварю. Выслушав вельможу, Ингварь собирает свое огромное войско и спешит на помощь Рязани.

Евпатий также собирает всю свою дружину, чтобы та могла помочь в битве. Под командованием вельможи войска внезапно атакуют татар, которые терпят большие военные потери.

Монголо-татары напуганы храбростью и ловкостью солдат Евпатия.

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

Татарский шурин обещает Батыю изрубить на мелкие кусочки рязанского вельможу. Евпатий, который явился на поединок с шурином, разрезает его напополам.

Солдаты, удивленные силой и смелостью Евпатия, нападают на него и убивают.

Но, несмотря на это, татарские воины боятся даже мертвого вельможу, а хан говорит, что если бы у него в армии был такой удалой и храбрый боец, он, не думая, сделал бы из него своего приближенного.

Ингварь тяжело переживает смерть своих родных. Он приказывает найти тела своих братьев и их близких людей. Тела находят, и Ингварь хоронит их по всем христианским обычаям.

После этого Ингварь становится рязанским князем и начинает реставрацию всего города.

Источник: https://www.syl.ru/article/330362/drevnerusskaya-literatura-kratkoe-soderjanie-povesti-o-razorenii-ryazani-batyiem

Персональный сайт — Повесть о разорении Рязани Батыем

Праздники сегодня
Статистика
  • Онлайн всего: 1
  • Гостей: 1
  • Пользователей:

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

     В первой четверти XIII в. Русь постигла национальная трагедия — вторжение орд монголо- татарских завоевателей. О нашествии кочевников, о разрушении городов, гибели населения, когда города лежали в развалинах, а «села… запустеша и ныне лесом зарастоша», рассказывают русские летописи, повести, жития, проповеди.

Об этом говорят еще более убедительно и беспристрастно — данные, добытые археологами и историками.

Тумены Батыя опустошили огромную территорию: во время его походов (1237-1241) были взяты, разрушены и сожжены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Чернигов, Переяславль-Южный, Владимир- Волынский, Галич.

    

Нашествие хана Батыя на Русь

Это произведение — шедевр древнерусской словесности, первая повесть в истории русской литературы. Композиция произведения двухчастная. В первой части идет речь о перенесении иконы Николая Мирликийского из Корсуни (Херсонеса) в Рязань.

Астафий, священник корсунской церкви, решил бежать из города и спасти икону, опасаясь нашествия татар. Путь его в Рязань был трехлетним, прямая дорога стала особенно опасной, поэтому Астафий двинулся от Черного моря до Балтийского и затем в Рязань.

Вторая часть повествует о смерти княжеской семьи и о самом нашествии. Эта часть — наиболее проникновенный рассказ о гордости и мужестве русских людей, об их героизме заключается возвращением из Чернигова князя Ингваря Ингваревича.

Он оплакивает и хоронит погибших и, сев на столе отца своего, «обнови землю Рязанскую, и церкви постави.»

Евпатий Коловрат

Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем за 2 минуты пересказ сюжета

     Центральный фрагмент повести связан с Евпатием Коловратом. Он — рязанский воевода и вместе с князем Ингварем Ингваревичем был в Чернигове. Услышав о нападении Батыя, он «с малою дружиною» поспешил к Рязани, но опоздал — «виде град разорен, государи побиты».

Догнав Батыевы полки, воины Евпатия «начаша сечи без милости и сметоша» вражеское войско. Враги подумали, что восстали из гробов мертвые рязанцы. Батый посылает против Евпатия «силныа полкы» во главе с шурином своим Хостоврулом: Евпатий в поединке рассекает Хостоврула «на полы [пополам] до седла».

Когда врагам удалось убить Евпатия, сам Батый восклицает: «Аще бы у меня такий служил, — держал бы его против сердца своего».

Мастерство автора

     Автор «Повести о разорении Рязани Батыем» неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли.     Литературные достоинства произведения заслужили похвалу многих исследователей и поэтов. Д.С. Лихачев назвал это произведение образцовым.

Автор повести в немногих словах передал высокий накал страстей («распалися в серце своем») и гордость «узорочьем рязанским» — рязанскими людьми.

Эта сжатость, точный подбор слов, ораторское мастерство, сравнения, эпитеты и метафоры («сии бо люди крылати и не имеюще смерти»), гиперболы («един бьяшеся с тысящей, а два со тмою») позволяют нам не только узнать о событиях тех лет, но и почувствовать дух времени.

Былинные мотивы в повести

     Многие исследователи считают фрагмент повести, связанный с Евпатием Коловратом, пересказом старинной былины о борьбе богатыря с захватчиками земли Русской. Это доказывают элементы устного народного творчества, которые присутствуют в повествовании (гиперболизация подвигов, анафора).

Есть в былинах и беседы богатырей с врагами родной земли, такую же беседу мы находим и в «Повести»: когда Батыю удается захватить пятерых воинов, «изнемогших от великих ран», он спрашивает пленных, кто они. Те отвечают, что они «от полку Еупатиева Коловрата», «посланы… тебя силна царя почтити и честна проводити и честь тебе воздати.

Да не подиви, царю, не успевали наливати чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивися ответу их мудрому».

Тема и идея

     Тема произведения — это то, о чем говорится в произведении. Часто тема определена уже в названии, например, «Повесть о взятии Рязани Батыем». Сразу понятно, что речь пойдет о нашествии орды Батыя. Идею произведения определить сложнее, она формулирует то, что хотел сказать автор своим произведением.

Иногда идею автора выражает кто-нибудь из героев. Так, в «Повести» великий князь рязанский, узнав о смерти сына, снохи и внука, обращается к боярам и воеводам с такими словами: «Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Призыв к борьбе с врагом — вот главная идея произведения.

Патриотизм в произведении

     Патриотизм — это любовь к Родине. Настоящий патриот всегда защищает свою землю. Это место дорого ему потому, что здесь он родился, воспринял традиции и язык, здесь жили его предки и сейчас живут соотечественники.

     Автор «Повести» — патриот. Его произведение дает возможность по-настоящему понять всю святость земли-родины, которая впитала в себя пролитую за нее кровь. Заканчивается повесть похвалой роду рязанских князей, в которой слышна тоска по былой независимости Родины.

Именно о ней — о Родине — думает автор, о ее чести и могуществе, когда говорит о рязанских князьях, что они были «к приезжим приветливы», «к посолником величавы», «ратным во бранех страшный являшеся, многие враги … побежаше (побеждали), и во всех странах славно имя имяше».

Рязанские князья рассматриваются как представители Русской земли, и именно ее чести, славе, силе и независимости и воздает хвалу автор.

Заключение

События, отраженные в произведении, происходили более восьмисот лет назад. Литературное мастерство неизвестного автора помогает нам и сегодня с напряженным вниманием следить за ходом событий, сопереживать трагичности происходящего и самоотверженности рязанских защитников.

Источник: http://alex59.ucoz.ru/index/povest_o_razorenii_rjazani_batyem/0-782

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок

Тема. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Цель:

  • воссоздать атмосферу эпохи, в которую происходят события, описанные в «Повести о разорении Рязани Батыем»; выявить художественную идею произведения;
  • формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  • Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Обращение к домашнему заданию. Проверка плана «Повести о разорении Рязани Батыем».

3.Лексическая работа.

— Объясните значение слов «мурза», «наполы», «пестун», «санчакбей», «сродник», «узорочье», «храбры».

Мурза́ (от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ‎, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда.

Наполы — пополам.

Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь.

  • Санчакбей — татарский правитель.
  • Сродник — то же, что родственник.
  • Узорочье — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
  • Ценные вещи, в том числе драгоценные узорчатые ткани, драгоценности; украшения.

4. Беседа.

— Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.

5. Сообщение «историка» о Рязани.

Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, как свидетельствуют археологические данные, она существовала ранее. По летописному сообщению, изгнанный из Чернигова Олег пошел к Смоленску, «и не прияша его смолняне, и иде к Рязаню». К 1096 г.

в городе уже сложилась какая-то правящая группа: с «рязанцами» приходилось вступать в соглашения. Князья ведут переговоры с горожанами, заключают мир: так, в 1096 г. княживший в Новгороде Мстислав, сын Мономаха, «сотвори мир с рязанци». Хотя в последние десятилетия XI и первые десятилетия XII в.

город уже имел определенное значение в Муромской земле, но на юге Руси Рязань, как территориальный центр была еще мало известна.

Время основания Рязани там, где Ока образует резкий изгиб к югу в сторону степи и, приняв Проню, поворачивает на север, что удовлетворяло целям борьбы с половцами, и где срубили крепость, — вторая половина XI в. Полностью исключается X в., — дата, не подкрепленная никакими материалами.

Своего расцвета город достиг в конце 12 — начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма — Спасский, Борисоглебский и Успенский.

— Какой была Рязань накануне нашествия Батыя?

— Чем славились рязанские мастера?

6. Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем».

6.1.Беседа.

— С чего начинается «Повесть…»? О чём свидетельствует такое начало? Докажите, что «Повесть…» могла быть включена в состав летописи.

«Повесть…» начинается с указания на дату события: «В лето 6745». Такие же указания присутствуют в летописи «Повесть временных лет». Значит, «Повесть о разорении Рязани Батыем» — часть летописного свода.

6.2. Сообщение «литературоведа» о «Повести о разорении Рязани Батыем».

«Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I.

В этот свод входят: 1) рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием, 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем», 3) «Родословие» «служителей» иконы.

Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля.

Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) — наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть — одно из лучших произведений древней русской литературы.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стёрлись и как бы восстановлены по памяти.

И вместе с тем «Повесть о разорении Рязани Батыем» не могла возникнуть позднее середины XIV века, поскольку сама острота переживания событий не сглажена и не смягчена ещё временем и в ней есть ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям.

Не забыта ещё «честь и слава» рязанских князей, родственные отношения рязанских князей с черниговскими. Успенский собор только почернел от пожара, но ещё не разрушен, в Рязани ещё можно похоронить её князей. Заключительный светлый аккорд «Повести о разорении Рязани Батыем» (восстановление Рязани князем Ингварем Ингваревичем) ещё ничем не омрачён.

Вернее всего считать, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена в первой половине XIV века.

— Когда была создана «Повесть…»?

6.3. Беседа.

  1. — Что говорит о том, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» — самостоятельное произведение?
  2. В повести вновь повторяется рассказ о гибели Евпраксии.
  3. — Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем.

6.4. Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами».

— Как названы князья?

Автор называет их братьями.

6.5. Сообщение «историка» о рязанских князьях.

Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли.

В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г.

, Всеволод Пронский умер ещё раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). В последующей битве все эти князья гибнут.

6.6. Беседа.

  • — Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско?
  • Это соединение всех рязанских князей — живых и мёртвых — в единое братское войско, затем гибнущее в битве с татарами, — результат эпического осмысления Батыева погрома как всеобщей круговой чаши смерти для всех русских «храбров».
  • — Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань?
Читайте также:  Краткое содержание оперы пуччини джанни скикки за 2 минуты пересказ сюжета

6.7. Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал».

— Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод?

«И некто из вельмож рязанских от зависти донёс безбожному царю Батыю, что княгиня князя Фёдора Юрьевича Рязанского из царского рода и что всех прекраснее она телом своим».

Среди князей русских нет единства. Зависть приводит к погибели Рязани.

6.8. Выразительное чтение эпизода от слов «О государи мои и братья!..» до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича».

— Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?

Призыв Юрия Ингваревича к своим воинам составлен в традициях высокого воинского красноречия домонгольской Руси.

6.8.Иисследовательская работа с текстом.

  1. 1 группа.
  2. — Как передана битва рязанцев с войском Батыя?
  3. — Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения.
  4. Рязанцы мужественно и отважно бьются, удивляя противников своей самоотверженностью.
  5. 2 группа.

— Найдите фрагменты, в которых присутствует образ «чаши смертной». Каково значение такого повтора?

Образ общей смертной чаши много раз как рефрен настойчиво повторяется в повести. О смертной чаше, испить которую пришёл перед битвой черёд князю и дружине, говорят перед боем князья; образ смертной чаши доминирует в плачах; он развивается в образ боя-пира; им подчёркивается равенство всех.

— Что такое плач?

6.9. Обращение к домашнему заданию. Художественный пересказ эпизода битвы Евпатия Коловрата с врагами.

— Чем похож этот эпизод на фольклорные произведения?

Герой имеет общие черты с былинными богатырями.

Автор подчёркивает богатырскую силу Евпатия Коловрата: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» По-былинному отвечают ему рязанцы: «Веры мы христианской, храбры великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата.

Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу татарскую».

6.10. Слово учителя.

  • Эпизод с Евпатием Коловратом сюжетно закончен, целиком принадлежит какой-то не дошедшей до нашего времени былине, но записан он в «Повести о разорении Рязани Батыем» в той же стилистической манере с рядом характерных и для других частей «Повети…» оборотов, выражений.
  • — Какое значение приобретает слово «чаша» в ответе рязанцев?
  • Поднесли рязанцы безбожному царю Батыю «чашу смертную», храбро сражаясь за родную землю.
  • — Чем заканчивается повесть?

6.11. Выразительное чтение эпизода от слов «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».

IV. Подведение итогов урока.

— В чём состоит замысел «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Автор «Повести…» обращается к мёртвым князьям, уже испившим общую «смертную чашу» и в последний момент искупившим своею кровью, пролитою за Русскую землю, преступления усобиц.

Выразительное чтение стихотворения Н.М.Языкова «Евпатий».

  1. 'Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?-
  2. В рязанские стены вломились татары!
  3. Там сильные долго сшибались удары,
  4. Там долго сражалась с насилием честь,
  5. Но всё победили Батыевы рати:
  6. Наш град — пепелище, и князь наш убит!'-
  7. Евпатию бледный гонец говорит,
  8. И, страшно бледнея, внимает Евпатий.
  9. 'О витязь! я видел сей день роковой:
  10. Багровое пламя весь град обхватило,
  11. Как башня, спрямилось, как буря, завыло;
  12. На стогнах смертельный свирепствовал бой,
  13. И крики последних молитв и проклятий
  14. В дыму заглушали звенящий булат —

Всё пало… и небо стерпело сей ад!'

  • Ужасно бледнея, внимает Евпатий.
  • Где-где по широкой долине огонь
  • Сверкает во мраке ночного тумана,-
  • То грозная рать победителя хана
  • Покоится; тихи воитель и конь;
  • Лишь изредка, черной тревожимый грезой,
  • Татарин впросонках с собой говорит,
  • То, вздрогнув, безмолвный, поднимет свой щит,
  • То схватит свое боевое железо.

Вдруг… что там за топот в ночной тишине?

'На битву, на битву!'- взывают татары.

  1. Откуда ж свершитель отчаянной кары?
  2. Не всё ли погибло в крови и в огне?
  3. Отчизна, отчизна! под латами чести

Есть сильное чувство, живое, одно…

  • Полмертвую руку подъемлет оно
  • С последним ударом решительной мести.
  • Не синее море кипит и шумит,
  • Почуя незапный набег урагана,-
  • Шумят и волнуются ратники хана;
  • Оружие блещет, труба дребезжит,
  • Толпы за толпами, как тучи густые,
  • Дружину отважных стесняют кругом;

Сто копий сражаются с русским копьем…

  1. И пало геройство под силой Батыя.
  2. Редеет ночного тумана покров,
  3. Утихла долина убийства и славы.
  4. Кто сей на долине убийства и славы
  5. Лежит, окруженный телами врагов?
  6. Уста уж не кличут бестрепетных братий,
  7. Уж кровь запеклася в отверстиях лат,
  8. А длань еще держит кровавый булат:
  9. Сей падший воитель свободы — Евпатий!

V. Домашнее задание.

1.Прочитать «Поучение…» Владимира Мономаха.

2.Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

3.Прочитать статью «Для вас, любознательные!» о Мономахе.

4.Индивидуальные задания. Подготовить сообщения «историка» о Владимире Мономахе, «литературоведа» о «Поучении…», «искусствоведа» об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация).

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/om4en43n.html

"Повесть о разорении Рязани Батыем": герои, композиция, автор

Среди ученых нет единогласия по вопросу о времени, когда была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем»: диапазон датировок простирается от конца XIII — начала XIV вв. до XVI в. Наиболее традиционной и обоснованной остается гипотеза Д.С.

Лихачева о том, что произведение в основном создавалось в конце XIII—XIV вв.

, но, поскольку оно сохранилось только в поздних списках, отдельные дополнения могли быть внесены позже (например, плач князя Ингваря Ингваревича, несущий на себе черты влияния плача Евдокии из «Слова о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского», мог быть включен в текст в середине XV в.).

Композиция

В том виде, в котором текст сохранился в списках XVI в., произведение состоит из 4-х частей. Первая из них представляет собой самостоятельный сюжет о приходе Батыя к границам Рязанского княжества и посольстве к нему сына рязанского князя Федора Юрьевича.

Завязка действия — требование дани татарами, кульминация — отказ Федора прислать по требованию хана свою жену Евпраксию, развязка — гибель послов, эпилог — смерть Евпраксии.

Развязка служит в то же время завязкой второй части повести — рассказа об обороне Рязани, поскольку после убийства послов мирное решение конфликта с Батыем становится невозможным.

Вторая часть построена как воинская повесть событийного типа. Она содержит рассказ о сборе войска, битве на подступах к городу, осаде Рязани, ее разорении и гибели всех «удальцов и резвецов» рязанских, отличающийся напряженностью и трагизмом.

Кульминацией является момент взятия Рязани, подготовленный детализированным и эмоциональным описанием битвы, основанным не на конкретных фактах, а на нанизывании ряда воинских формул. Эмоциональное напряжение поддерживается мотивом «единой чаши смертной», пронизывающим всю эту часть.

Большое внимание уделено последствиям военных действий, разорению города, как это было в летописных повестях по Лаврентьевскому своду о нашествии Батыя.

В третьей части представлено эпическое сказание о Евпатии Коловрате, рязанском вельможе. Она присоединена к предыдущей по хронологическому принципу.

По жанру она представляет собой воинскую повесть, поскольку объект и композиция соответствуют этому жанру.

Завязка действия — приход Евпатия в разоренную Рязань, кульминацией является поединок с Хостоврулом, и, наконец, развязка — это гибель героя.

4-я часть повествует о приходе в Рязань Ингваря Ингваревича, брата погибшего князя. Она соединена с предыдущим сюжетом хронологией. В отличие от предшествующих частей, четвертая сюжетно не представляет единого целого.

Она построена на сочетании сообщений о действиях Ингваря Ингваревича и двух лирических отрывков — плача Ингваря и похвалы роду рязанских князей.

По сравнению с предыдущими частями, рассказывающими о трагических событиях, последняя носит оптимистический характер — князь, собрав оставшихся в живых рязанцев, начал строительство нового города.

Таким образом, по структуре повесть представляет собой цепь из четырех относительно самостоятельных фрагментов, различных по жанру и построению, первые два из которых связаны сюжетно, последующие — хронологически. Объединяется весь материал повести единой темой — историей разорения Рязанского княжества Батыем и его возрождения.

Несмотря на большое разнообразие традиций, легших в основу повествования, произведение может рассматриваться как единое художественное целое. Первая часть представляет собой экспозицию и завязку основного действия, вторая — развитие действия, третья — кульминацию, четвертая — развязку и эпилог.

В процессе создания повести произошло соединение сведений различного происхождения, связанных с одним центральным событием — разорением Рязани.

Герои повести

Каждая из частей «Повести о разорении Рязани Батыем» имеет своего главного героя. В первой это Федор Юрьевич, изображенный реально-историческим способом как человек мужественный, даже в стане врага отважно защищающий честь не только своей жены, но и всех рязанских женщин.

В нем нет хитрости и дипломатичности, которые могли бы помочь ему довести до конца переговоры с Батыем, но автор не осуждает за это героя, считая справедливым его возмущение бесчестным предложением татарского хана.
Наиболее традиционно изображение героя второй части, князя Юрия Ингваревича, предстающего перед читателем в облике опытного правителя и полководца.

Вскользь его мудрость упомянута еще в начале повести, когда автор сообщает о посольстве к владимирскому князю с просьбой о помощи. Хотя этот шаг не имел успеха и соседний князь не помог Юрию, автор рисует героя как сторонника совместных действий князей против внешних врагов.

В описании осады Рязани роль Юрия особо не выделяется, он выступает как один из «удальцов и резвецов» рязанских и гибнет, испивая «единую чашу смертную» со всеми защитниками города.

Самым ярким персонажем повести, бесспорно, оказывается Евпатий Коловрат. Он показан как единственный герой третьей части, остальные его воины представлены как монолитная мощная сила, которую воины Батыя характеризуют метафорой: «Сии бо люди крылатыи и не имеющи смерти».

Их предводитель «исполин силою», он так яростно сражается с врагами, что «и мечи притупишася», и убить его удается только тогда, когда «навадиша на него множество пороков».

Двойное, практически тавтологическое указание на многочисленность стенобитных орудий, которые понадобились, чтобы победить героя, гиперболизироваино подчеркивает его силу. Как былинный богатырь выступает Евпатий и в поединке с Хостоврулом.

Эта сцена напоминает собой былинные поединки богатырей и редкие сказания о единоборствах в «Повести временных лет». Таким образом, герой третьей части повести охарактеризован с помощью приема фольклорной гиперболизации, в рамках которого используются и гиперболические формулы воинского повествования.

Во всех трех частях главным героям противопоставлен образ врага — Батыя. Характеризуя его, автор использует отрицательно-оценочные эпитеты: «лстив и немилосерд», «лукав и немилостив», «окаяный», «нечестивый законопреступник». Но, хотя оценка этого персонажа однозначна, черты его образа неодноплановы.

В первой части произведения он выступает как уверенный в себе завоеватель, считающий, что он имеет право требовать для себя всего, что пожелает, и жестоко расправляющийся с противниками. Во второй части подчеркивается безжалостность Батыя, убивающего не только воинов, защищавших Рязань, но даже и мирных жителей, укрывшихся в храме.

Новые черты характера хана проявляются в третьей части. Здесь автор дважды упоминает о способности Батыя по достоинству оценить противника и даже выказать уважение к нему. Когда к нему приводят взятых в плен воинов Евпатия и те отвечают ему на вопрос, кто они такие, «царь же подивися ответу их мудрому».

В тот момент, когда хан видит тело убитого воеводы и дивится его силе, он говорит о том, что если бы у него был такой воин, то «держал бых его против сердца своего». Более того, он отпускает оставшихся в живых русских воинов и отдает им тело Евпатия для погребения.

Эти неожиданные черты характера в образе врага Руси связаны с фольклорной традицией и находят аналогии в былинах, строй которых отразился на этой части повествования.

В четвертой части один герой — Ингварь Ингваревич. Он не представлен в каких-либо значительных деяниях. На его долю досталась горькая участь оплакивать и хоронить убитых, собирать оставшихся в живых и с ними начинать восстановление княжества.

Именно поэтому главное средство создания образа этого персонажа — изображение его чувств и мыслей через плач героя, наполненный лирическими восклицаниями, включающими метафорические образы.

Эта характеристика дополняется авторскими репликами, также рисующими душевное состояние героя: когда Ингварь увидел разоренный город, «едва отдохну душа его в нем», «от великого кричания» лежал он на земле, как мертвый; плакал «плачем великим».

Изображение Ингваря значительно отличается от обрисовки других персонажей прежде всего тем, что последние характеризуются, главным образом, через поступки, а князь — через раскрытие его душевного состояния. Такой прием изображения восходит не к летописной или фольклорной, а к агиографической традиции.

Итак, приемы и способы создания образов персонажей в повести, как и структура ее частей, восходят к различным традициям литературы и фольклора. Вместе с тем, в разнообразии персонажей проявляется большее, чем в традиции летописных воинских повестей, внимание к человеку и значительное мастерство в изображении людей.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов юрия нагибина за 2 минуты

Образ повествователя

Повествователь в произведении выражает отношение к героям с помощью оценочных эпитетов, как это было показано выше.

Кроме того, он прямо высказывает оценку событий, пользуется эмоциональными восклицаниями, приводит ретроспективную историческую аналогию (об Олеге Ингоревиче).

Таким образом, позиция повествователя характеризуется не только определенностью, но и эмоциональностью выражения.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/obshhie_stati/povest_o_razorenii_rjazani_batyem_geroi_kompozicija_avtor/81-1-0-496

Повесть о разорении Рязани Батыем

Каким чувством проникнуто повествование?

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е.

утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою».

На­помним, что тьма — это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

  • И спустился он с горы высокии,
  • И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
  • Стали бить-то силушку татарскую.
  • Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется

в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».

Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).

Евпатий Коловрат и Илья Муромец

План

  1. Введение: герои фольклора и древне­русской литературы.
  2. Илья Муромец и его воинские победы.
  3. Евпатий Коловрат на поле боя.
  4. Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе.
  5. Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.

На этой странице искали :

  • подвиг евпатия коловрата сочинение
  • сочинение подвиг евпатия коловрата
  • сочинение на тему подвиг евпатия коловрата
  • каким чувством проникнуто повествование
  • сочинение на тему евпатий коловрат и былинный богатырь илья муромец

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/povest-o-razorenii-ryazani-batyem.html

Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение древнерусской литературы, посвященное взятию Рязани монголо-татарами в 1237 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» на нашем сайте.

Историко-литературное значение произведения очень велико – проникнутая пафосом воинской доблести, оно утверждало идею защиты Родины до гибели последнего воина. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Батый – жестокий, безжалостный татарский хан, напавший и разоривший рязанскую землю.
  • Юрий Ингоревич – рязанский князь, который пытался защитить свое княжество.
  • Федор Юрьевич – сын князя Юрия Ингоревича, отважный князь с чувством собственного достоинства.
  • Ингварь Ингоревич – брат Юрия, отважный князь, занявший впоследствии рязанский престол.

Другие персонажи:

  • Евпраксия – верная, преданная жена Федора Юрьевича, которая, узнав о смерти мужа, покончила жизнь самоубийством.
  • Агрипина – великая княгиня, мать Юрия и Ингваря, жестоко убитая тарами.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» очень кратко

Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» для читательского дневника:

Повесть рассказывает о том, каким испытаниям подверглась Русская земля во время нашествия монголо-татарского ига. Этот по-настоящему страшный для Руси период начался в первой половине 13 века. Глазам читателя предстают мрачные картины разрушенных городов и жестоких сражений.

В 1240 году войска Батыя захватили Киев, несмотря на героическое сопротивление его жителей. С этого момента над Русской землей нависает страшная тяготеющая сила – татаро-монгольское иго, продлившееся более двух веков подряд.

Главная задача автора произведения – показать храбрость и героизм русского народа в противостоянии с беспощадным врагом. На примере подвига Евпатия Коловрата читатель видит, насколько может быть силен духом и телом русский человек. Повесть несет в себе яркий патриотический посыл, призванный пробудить в наших сердцах гордость за свой народ.

Короткий пересказ «Повести о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем» краткое содержание:

Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств.

Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.

Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей.

Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.

Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань.

Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти.

С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.

«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.

Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани.

Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города.

Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.

В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения.

Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся».

Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата.

Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла».

Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого.

Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».

Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями.

Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть…» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».

«Повести о разорении Рязани Батыем» с цитатами

Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» с цитатами из произведения:

В 1237 году на Русь пришел «безбожный царь Батый со множеством воинов татарских». Остановившись со всем своим войском на реке Воронеже неподалеку от Рязани, Батый отправил послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу. Его условия были таковы – князь сразу должен отдать десятую часть всех своих богатств, в том числе земель, людей, сокровищ.

Князь обратился за помощью к «благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому», но тот отказал. Тогда Юрий Ингоревич созвал на совет других князей, своих ближайших соседей и родственников, чтобы вместе решить, как поступить в столь сложной ситуации.

После совещания рязанский царь отправил к Батыю своего сына Федора Юрьевича с богатыми дарами и просьбой не нападать на Рязанские земли.

«Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый» принял дары, лживо пообещав не нападать на Рязань, но сам не оставил своего намерения. Более того, он стал требовать у князей, чтобы те привели к нему своих дочерей и сестер в утеху.

Узнав же, что у князя Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый потребовал у него привести княгиню.

В ответ Федор Юрьевич лишь рассмеялся в лицо безбожному царю, который в гневе повелел «убить благоверного Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам». Были убиты и другие князья и воинские люди, что находились тут же.

В живых остался лишь один из пестунов князя, которому удалось захоронить тело своего господина и принести страшную весть княгине Евпраксии. Узнав о смерти мужа, в страшном горе бросилась она «с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти».

Узнав об убийстве своего любимого сына Федора Юрьевича, князь Юрий Ингоревич горько оплакивал его. Он стал собирать большое войско, призвав на помощь всех князей и предложив им «смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть».

В битве с вражеским войском погибло немало русских князей и простых воинов. Князь Юрий Ингоревич был тяжело ранен. Узнав об этом, Батый предложил ему лучшего лекаря в обмен на предательство. Князь отказался, и жестокий хан приказал разрубить его на куски.

Подойдя к Рязани, Батый обступил его со всех сторон. В течение пяти дней продолжалась осада – «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились».  На шестой день битвы татарам удалось покорить себе город. Они убивали всех подряд, не жалея даже стариков, женщин и детей.

Но самое страшное святотатство они совершили, убив в церкви княгиню Агрипину – мать великого князя, а также многих других княгинь и княжон, епископа и священников.

Став свидетелем этого безбожного убийства, Батый ожесточился еще больше.

Намереваясь «Русскую землю попленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить», он отправился дальше с войском на Суздаль и на Владимир.

Тем временем брат Юрия Ингоревича, Ингварь Ингоревич, находился в Чернигове. Узнав о нападении на Рязань, князь поспешил к брату на помощь, но прибыл они слишком поздно. Перед его глазами предстало страшное зрелище – горы трупов лежали на улицах города.

Князь со своими помощниками в глубокой скорби принялся хоронить убитых – так он «очистил город, и освятил». Он отыскал тела всех князей, всех своих родственников, и с большими почестями предал их земле.

Спустя время князь Ингварь Ингоревич занял отцовский престол, «и обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал».

Заключение

Смысл древнего сказания заключается в том, что никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что. Она сильна благодаря своим сыновьям – храбрым, отважным, беззаветно любящим родную землю.

Спустя время после монголо-татарского нашествия русский народ начал понимать, что нельзя больше находиться под гнетом Золотой Орды.

Первым, кто отважился дать решительный отпор захватчикам, стал московский князь Дмитрий Иванович. На нашем сайте можно найти краткое содержание основных событий Куликовской битвы и календарь памятных дат того времени.

Изучение данной темы будет полезно для детей 3–5 классов на уроке литературы и истории.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/o-razorenii-ryazani-batyem.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector