Краткое содержание приставкин солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

— О чём эти пословицы? О любви к Родине.

Что обозначает слово Родина?

Родина (происходит от слова «род»; — семья, место рождения); место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

— Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна).

Толковый словарь — В.И.Ожегов:

Отечество, Отчизна — родная страна. Понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые люди испытывают к Отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Патриотизм — любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

— Как раньше называли нашу Родину? (Русь – страна света (светлое место)).

  • — Закончите предложение: Слайд 6.
  • Родина для меня – это …
  • — Какие великие даты вы знаете в истории нашей Родины?
  • 1240г- победа над шведами на берегу Невы Александром Невским (битва на Чудском озере – 1242г),

1380г – победа над монголо-татарским игом за Доном Дмитрием Донским (Куликовская битва), 1812г – победа над французами во главе с фельдмаршалом М.И. Кутузовым,

1941 – 1945 г- ВОВ – победа над фашистской Германией.

  1. Выявление причины затруднения.

Видеоролик: (события ВОВ)

Какое событие увидели? Когда оно происходило?

Давайте подумаем вместе, вы знаете ответ на эти вопросы?

( Наверное, сражение ВОВ 1941 – 1945гг)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

А) — Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?

Верно, о событиях ВОВ.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И. Приставкина.

Посмотрите на слайд. Прочитайте название рассказа. Слайд 7.

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (Об отце — солдате).

— Верны ли ваши предположения мы узнаем, когда прочитаем рассказ.

Б) Знакомство с биографией писателя. Слайд 8,9,10.

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931 – 2008 гг) родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири.

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

«У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги.

Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно.

Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».

В) Какую цель поставим перед собой?Слайд 11.

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

— Заполните таблицу, работая в паре: что вы знаете о теме, что хотите узнать. Слайд 12.

Таблица ЗХУ

ЗНАЮ

  1. (на фазе вызова)
  2. Хочу узнать
  3. (на фазе вызова)
  4. Узнал
  5. (на фазе осмысления
  6. или рефлексии)
  7. Работа в паре:
  8. что я знаю о теме урока?
  9. Формулирование вопросов (целей)
  10. Запись ответов на вопросы (на основе новой полученной информации)
  1. Реализация построенного проекта. Открытие детьми нового знания.

1) Первичное чтение.

А) Мозговой штурм (дети читают текст «по цепочке» и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Словарная работа. Слайд 13.

  • Детдом – воспитательное учреждение для детей, оставшихся без родителей или детей, нуждающихся в помощи и защите государства
  • Полушубок – короткая до колен овчинная шуба
  • Наткнулся на книжку – обнаружил неожиданно
  • Стащил – украл
  • Компас – прибор для ориентирования на местности
  • Зависть – негативное чувство, вызванное успехом другого человека
  • Б) Проверка первичного восприятия
  •    — Кто главный герой рассказа?
  •    — Что вы можете сказать о мальчике?
  •               — Какие чувства испытывали вы, читая   рассказ?
  1. Физкультминутка. (Родины сыны)

  2. Первичное закрепление во внешней речи.

— От чьего имени ведётся рассказ?

— Прочитайте отрывок рассказа с. 81, со 2-ого абзаца по ролям.

— Сколько действующих лиц в рассказе? Назовите. (автор, Вовка Акимцев, воспитательница)

— Найдите в первом абзаце текста пятисложные слова. Прочитайте.

— Найдите в первом абзаце текста словосочетания. Прочитайте.

— Сколько вопросительных предложений в тексте?

— Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

— Хорошо ли он поступил?

— Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

— С кем он поделился своим открытием? Прочитайте.

— Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.

— Верно ли, что Вовка в рассказе А.И.Приставкина «Портрет отца» мог бы обменять портрет отца только на перочинный нож? Обоснуйте своё мнение строчками из рассказа.

  1. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. (Вопрос в треугольных письмах) Слайд 14.

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

(Ответы детей)

У. — Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить.

Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на восток страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

  1. — Справились мы с поставленными задачами?
  2. — А теперь я попрошу ответить вас на очень важный вопрос
  3. Как мы с вами должны жить, чтобы сохранить мир на земле?
  4. (ответы детей)
  5. Закончите предложение:

Рассказ А.И.Приставкина «Портрет отца» помог мне понять …

События Великой Оте­чественной войны помогают мне…(узнать больше о мужестве, чести, смелости, отваге, бесстрашии, храбрости обычных людей и героев того времени)

 Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

 Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из рассказа.

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

1) Работа в группах.

Я попрошу вас высказать свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Слайд 15, 16, 17.

Синквейн – малая стихотворная форма.

Тема: Война. Победа. Парад. Салют. Солдат. Память. (6 групп)

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Молодцы.

Я всех благодарю за эту работу и прошу вас поблагодарить друг друга.

X. Домашнее задание. (По выбору)

— Составьте план для пересказа произведения А.И.Приставкина «Портрет отца», подготовьте пересказ произведения или подготовьте ответы на данные вопросы (Слайд 19).

Алгоритм составления сложного плана произведения (для пересказа)

Для того чтобы составить и оформить подробный план текста, надо:

1. Внимательно прочитать текст и определить его тему.

  • 2. Разделить текст на основные части по смыслу, используя три, подсказки
  • — появление новой темы;
  • — появление нового героя;
  • — появление нового места действия.

3. Озаглавить каждую часть текста.

4. В каждой части выделить ключевые события и разделить содержание основной части на подчасти.

5. Озаглавить каждую подчасть текста.

6. Оформить письменно подробный план текста.

7. Пересказать текст, используя составленный план (пересказ краткий, т. е. использовать для пересказа план основных частей).

— Что вас взволновало на уроке, что показалось важным, таким, что надо обязательно запомнить?

— Почему мальчик был согласен отдать другу все, что у него было, за портрет  своего отца?

Мы сегодня с вами говорили о ВОВ, о героическом подвиге Советского народа. Мы живем с вами в мирное время, и чтобы всегда был мир на земле, мы должны помнить своих героев.

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Список используемых ресурсов:

Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.2 / Л.: Просвещение, 2013

  1. Демонстрационный материал:

компьютерные презентации «Государственные символы Российской Федерации», «Великие полководцы»; выставка книг А.И. Приставкина.

карточки с учебными заданиями, экранно-звуковые пособия CD.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-klass-ai-pristavkin-portret-otca-1900198.html

“Солдат и мальчик”, Анатолий Приставкин

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжетаУже два дня не устаю всем советовать: «Если не читали — прочтите обязательно»! Повесть в двести страниц. Пока не дочитаете, не сможете отложить в сторонку. Потому что не сможете оставить без внимания двух очень хороших людей, попавших в беду. Детдомовца Ваську и солдата Андрея. Я как-то писал о книге «Над пропастью во ржи», где тоже все время хотелось перевернуть все страницы сразу и поскорее убедиться что у подростка-персонажа все в порядке. У Приставкина их двое.

«Ваську в детдоме и на улице звали Сморчком. Откуда пришло такое прозвище, он и сам не знал. Но откликался, когда его звали. А почему бы не откликаться! У всех были какие-нибудь клички: Жаба, Король, Дыра, Обгрызок… Ну а он Сморчок».

Идет война, в ближайшем подмосковье открыто много детских домов, куда со всей страны(войны) свозят беспризорных детей. Через город идут эшелоны с войсками на фронт. В одном из них, вместе с другими бойцами, едет солдат Андрей. Он родом из этого города.

Поезд Андрея на несколько суток задерживается в его городе. Командир отпускает солдата(вспомнив, как сам когда-то не попросился проведать мать и больше живой ее уже не увидел) на побывку, на сутки. Череда событий и поступков приводит Ваську и Андрея друг к другу.

Васька в беде(никому не нужен) уже давно, Андрей попадает в беду только что, на глазах у читателя.

Правду говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». А как бы иначе встретились мальчик и солдат? Спасибо Анатолию Приставкину за чистоту сквозь грязь и горе, за настоящую прозу и настоящих людей, за счастливый конец(которого может в действительности и не было, если верить послесловию к книге), отдельное спасибо за характеры вообще и женские в особенности:

Читайте также:  Краткое содержание сказка о потерянном времени шварц за 2 минуты пересказ сюжета

«- Но ведь я женщина, русская баба, — доносился до него торопливый грудной голос. — А ты, Андрюшенька, родной мой, не понял, что русская баба не бросает мужа калечного да несчастного посреди ужасной страшной войны…

Мы жалеть умеем, Андрюшенька, а наша жалость, она и есть наша любовь. Знаю, знаю, ты думал, переспала, вот уже и моя. Но я и была твоя и вспоминать буду тыщу раз посреди ночи, до самого края жизни не забуду ничего.

И не так, как мужик вспоминает, а изводиться по твоим ласкам буду, подушку омывать слезами — так вспоминать… Но его не брошу. Он меня Андрюшенька, тоже жалеет по-своему, как родитель старший все равно. Обо мне печется, любит меня. А баба, он, что баба…

Она за ласковую душу отдаст все, и терпеть калечного будет, и любить будет. Да, тем сильней, может, ты не понял Андрюшенька, чем больше он несчастный…».

Солдат Андрей и беспризорник Васька проходят свое чистилище. И мы вместе с ними. Так бывает когда закрывается занавес в театре, после хорошего спектакля. И когда дочитываешь хорошую книгу.

В книге полно афоризмов и очевидных, но к сожалению не в наше время, истин и мыслей. Почему ее не изучают и не изучали в школе?

С нетерпением открываю следующую повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Источник: http://interesnyeknigi.ru/recenzii/soldat-i-malchik-anatolij-pristavkin/

Платонов "Маленький солдат", какое краткое содержание?

Русский писатель Платонов был военкором во время Великой Отечественной войны. Им было написано много статей и рассказов, которые отражали военную действительность. Писатель умело и точно показывал всю неоправданную жестокость, сломанные судьбы, покалеченные души людей.

Историю про маленького солдата, произошедшую на разрушенном бомбёжкой вокзале, недалеко от линии фронта, он написал в 1943 году. Небольшой рассказ как-бы со слов наблюдавшего со стороны военного, который охраняет вещи майора Бахичева.

Уставшие, измождённые солдаты спят вповалку, в ожидании своих поездов. Им выдалась пауза отдохнуть и они сладко храпят.

Мальчишка, в затёртой военной форме, со слезами и горечью в глазах, прощается с молодым майором. Тот обнимает маленького солдата, целует и пытается успокоить, мол скоро свидимся. Передаёт его в руки второго офицера, чтобы тот присматривал за мальчуганом, ведь он сирота.

Мальчика зовут Серёжа. Ему не хочется вновь терять близкого человека и открывать своё сердце незнакомым людям. Серёжа с недоверием смотрит и слушает чужого майора, с которым его оставили. Неохотно перекусив, он сразу засыпает, ведь поезд обещали только завтра.

И майор Бахичев рассказал военному, охранявшему вещи, что этот мальчик сын командира полка и военврача, он перенёс вместе с полком много испытаний, принимал участие в боевых действиях.

Сам, по своей инициативе, стал помогать отцу-полковнику, добывал сведения о вражеских расположениях, помог отбить склад с боеприпасами, обезвредил этот заминированный склад и сутки караулил под носом у немцев, чтобы они не заминировали его снова. Когда отца тяжело ранило, мать хотела отправить сына в тыл, но Серёжа ни в какую. Потом отец скончался, а следом и мать.

Вот и остался он сиротой, но очень привязался к молодому офицеру Савельеву, который заменил отца, взяв команду полком, и для самого Серёжи. Теперь Савельева отправили на обучение, а майору поручили взять мальчика с собой и присматривать.

Серёжа сладко похрапывал, майор со вторым военным уснули тоже. Поезд только завтра, всем надо выспаться.

Проснувшись Серёжи ни где не было. Осталось только предполагать, куда мальчуган мог сбежать. Возможно решил искать Савельева, а может быть снова на фронт, в свой полк… в полк где воевали его родители.

Анализ произведения, а так же смысл рассказа можно прочитать нажав на ссылки.

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3173833-platonov-malenkij-soldat-kakoe-kratkoe-soderzhanie.html

Солдат и мальчик

  • Анатолий Приставкин
  • Солдат и мальчик
  • – 1 —

Васька возвращался из школы. День был теплый, пасмурный, приятный.

Зеленая острая травка вылезла через прошлогоднюю листву. Почки на деревьях разбухли, стали мясистые.

Васька, наклонив сук, обгладывал эти почки, а потом сорвал ветку и всю ее обгрыз вместе с корой, облизал белый прутик. Кора была горьковато-терпкой, пахла весной.

Навстречу попался Витька, Васькин одноклассник, который сегодня не был на уроках. Впрочем, он и вчера не был, и позавчера. Может, он вообще забросил школу.

Витька бежал по тропинке и делал Ваське издалека какие-то знаки. Васька решил, что Витька будет его снова просить прийти домой, чтобы Витькина мать поверила, что сын ее ходит исправно в школу. За такое вранье в прошлый раз Витька дал две картофелины. Васька сразу их съел в сыром виде. Схрупал, как кролик морковку, и попросил еще. «Жирный будешь! – сказал Витька. – Потом придешь, получишь».

Теперь Васька сообразил, что предполаг…

ЕЩЕ

Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть — очень интересные. К какому разряду отнести «Солдат и мальчик» Приставкин Анатолий Игнатьевич решать Вам! Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя.

Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы.

В заключении раскрываются все загадки, тайны и намеки, которые были умело расставлены на протяжении всей сюжетной линии. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом — во всю даль и ширь души.

Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ.

Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству.

Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. «Солдат и мальчик» Приставкин Анатолий Игнатьевич читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…

Краткое содержание Приставкин Солдат и мальчик за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://readli.net/soldat-i-malchik/

Читать Солдат и мальчик

– Что… взял? – спросил Васька и стал подползать к Витькиному пню. Подползал и смотрел на него снизу, два собачьих просящих глаза.

– Взял-то? – произнес Витька и сплюнул. Вот Сморчок, с ним не о чем и поговорить. Лишь бы хапнуть что-нибудь. За чужой счет. Сам он ничего не умеет. Пни его ногой, не обидится… Будет ждать, пока ему кусок не бросишь. За кусок он землю будет есть, шнурки проглотит, не подавится.

– Он что, он пьяный был? – спросил Васька и сел, держась руками за землю. У него еще кружилась голова, поташнивало.

– Кто? Солдат-то? – произнес Витька и поболтал снятым ботинком, выливая воду. Несколько капель попало на Ваську, но он и не заметил. Витька сухой травой вытирал ботинок изнутри, говорил: – Спал, как убитый!

– А может, он убитый?

– Да нет, храпел…

Витька положил ботинок рядом с собой, полез за пазуху. Вынул оттуда черную квадратную коробку – электрический фонарик! Васька шею напряг, чтобы разглядеть чудо-фонарик.

Витька будто равнодушно осмотрел его, дыхнул на стекло, протер рукавом, и оно заблестело; двинул двумя рычажками, и сразу красное стекло выползло, а потом шторка с щелью.

Нажал на кнопку, и засветилось, полоснуло Ваську по глазам ярким светом.

  • Витька как бы невзначай направлял на Ваську свет, но сам будто и не видел Ваську, а был занят чудо-фонариком.
  • А Васька ловил Витькин взгляд и тихо, совсем тихонечко, по-мышиному пискнул:
  • – Дай… мне…
  • Витька не услышал, стал включать и выключать свет.
  • – Дай, Вить…
  • Васька не заметил, что его собственная рука протянулась к черной игрушке, а Витька – хлоп, больно ударил по руке.

– Не лапай, будешь косолапый! – крикнул Витька и спрятал фонарик под рубаху. Надел ботинок, собрался уходить.

– А мне? – спросил Васька.

– Тебе? – удивился Витька и посмотрел на Ваську нахально-невинными глазами. – Чего тебе, Сморчок?

– Я же стоял? – пробормотал быстро Васька и старался поймать Витькин взгляд. Все было в глазах у Васьки – и просьба, и подобострастие, и жалость к себе, и молчаливый страх. Страха было больше всего.

– Мог бы и не стоять, – сказал Витька и сплюнул.

– Но ведь я стоял… Я стоял… Стоял!.. – заныл Васька. В голосе у него появились слезы. Вот Сморчок, и дела от него никакого нет, а если начнет просить, не отстанет.

Витька даже замахнулся на него, но не ударил. Не до конца разозлился. Если бы разозлился настолько, что ударил, то еще бы тогда разозлился и смог бы побить Ваську. А сейчас только заорал на него:

Читайте также:  Краткое содержание балета щелкунчик чайковского сюжет за 2 минуты пересказ сюжета

– Отстанешь или нет! Вот, держи!

На ладони у него лежал круглый компас. Васька за' молчал и даже съежился, когда Витька протянул ему этот блестящий, как часики, компас. Не поверил, что от' даст, и правда: только протянул руку, как Витька зажал компас в кулаке и сунул ему кулак под нос:

– Во тебе! Понял! Во, а не компас!

И вдруг швырнул прямо в лицо Ваське компас, так что тот ударился в глаз и упал ему прямо в руки. Васька сжал компас в двух руках, не в силах поверить, что он его…

Витька смотрел, не скрывая своей враждебности. Никогда бы не отдал он такой драгоценной вещицы, если бы не острая мысль о том, что Васька может проболтаться. Дело-то было нешуточное, тут фонарик, да компас, да еще что-то, чего не видал Васька, – пустячки. А главное… Пусть возьмет этот компас и молчит. Как-никак, а с компасом он соучастник. Компас ему замком на язык.

– Жаль, – сказал Витька искренне. – Мы бы и без тебя очистили солдата. Одурел он или выпил… Как мертвый… Хотели шинель из-под него вынуть, да побоялись… Проснется…

– Еще что взяли? – спросил Васька, а сам отвернулся, спрятал компас куда-то внутрь себя. Попробуй-ка разыщи теперь.

– Тебе все и рассказать? – спросил Витька, словно опять озлясь.

– Может, хлеба там…

– Вот Сморчок! – сквозь зубы крикнул Витька и встал. – Тебе мало. Мало, да? А хочешь, компас заберу?

– Нет, – быстро произнес Васька и сделал шаг назад.

– Тогда чеши отсюда… Косолапь… Подальше. Да смотри, если пикнешь!

– Не пикну, – тихо отвечал Васька.

Он обождал, пока приятель скроется за деревьями, с оглядкой извлек компас, стал смотреть. Пощелкал стопором, нашел север и юг, покрутил, пытаясь обмануть стрелку, но ничего у него не вышло. Наигравшись, спрятал Васька компас снова и рысцой двинулся к детдому. Он и без часов, минута в минуту, мог сказать, когда у них обед.

– 2 —

Воспитательница Анна Михайловна построила ребят на поверку. Быстро пересчитала. Выходило, что нет шестерых. Ну, Сычева, или Кольку Сыча, никто никогда и не спрашивал. И он никого не спрашивал, хотел – приходил, а не хотел – не приходил. Да и попробовали бы его спросить. Он тут никого не боялся. Это его боялись, в том числе боялись и воспитательницы.

Его не трогали, лишь бы не тронул сам. Все – и воспитанники и воспитатели – были только рады, что нет сегодня Сыча.

Не оказалось двух братьев Кузьминых, или, как их звали, Кузьменыши. Они уехали к родне. Куда пропали еще трое – никто не знал. Может, кто знал, да помалкивал.

То ли гуляли, то ли сбежали, сели на проходящий санитарный поезд да подались на фронт. Многие так делали. Или на крыше товарняка поехали искать край по-сытнее нашенского. На восток, на юго-восток.

Там, говорят, из-за корочки хлеба не давятся, там даже мясо настоящее жрут. Потому что в тех местах война не проходила.

Но возможно и так, что сидят все трое в каталажке за незаконные действия на рынке с честными советскими гражданами, сидят и ноют, скулят через замочную скважину: «Дяденька милиционер, отпусти… Отпусти, мы детдомовские…» А что с них возьмешь, у них ничего и никого нет. Подержат да отпустят, припугнув для острастки. А наш беспризорный брат – пуганый. Чем больше пужают, тем больше не боится.

Васька вспомнил, как однажды они козу сперли. Попробовали доить, а она такая дура – не доится. Держали ее под домом в подвале, пока она не заблеяла от голода на весь поселок.

– Вывернуть карманы, – сказала Анна Михайловна и пошла по ряду. Все вывернули, и Васька вывернул, размышляя над тем, что вот Анна Михайловна, воспитательница, – не дура, не чета той козе. А простой истины не понимает.

Кто же станет прятать ценные вещи в дурацких карманах? И без них в одежде столько тайных мест, что на спор мешок картошки вынес бы со склада, если бы тебя пустили на тот склад… А уж для всяких там мелочей вроде ножичка, денег или корки хлеба – тысяча самых загашных мест, попробуй-ка их сыщи! Можно в ботинок под стельку положить, сунуть в манжетину штанов, в трусы между ног или сбоку под мышкой… А то за подкладкой, а то и в кармане у самой воспитательницы, пока она проверяет.

Рядом с Васькой стоял Грачев Сашка, Грач, заложив что-то за щеку, громко сосал и чмокал. Вот тоже вариант – положить в рот и молчать, покуда шарят. Анна Михайловна проверила у Васьки карманы, посмотрела у Грачева, пошла дальше.

– У тебя чего? – спросил Васька. Грач высунул изо рта кусочек жмыха и тут же убрал обратно.

– Подумаешь, – сказал Васька и вынул свой компас. – Смотри! Только руками не лапай!

– Часы? – спросил Грач. У него получилось: «Чаши».

– Дура, компас это. Стороны света показывает.

– Дай посмотреть! – У него вышло: «Вайошошеть».

  1. – А ты жмых!
  2. – Посмотреть?
  3. – Пощупать… – сказал Васька. – Языком… Я только лизну…

– Ладно, – подумав, согласился Грач. – Лизни. – И предупредил: – Зубами не грызи, он тоненький.

Незаметно обменялись, Грач уткнулся в компас, стал искать север и юг. А Васька только засунул в рот жмых, впился зубами. Авось отколется краешек. Напрасные усилия, жмых был как каменный. Повезло Грачу: неделю можно сосать.

Интересно, где он свой жмышок прячет на ночь? Небось так и держит во рту. Полезешь, полруки отхватит. А что, если компас попробовать прятать в рот? Не залезет разве? Рот как резина, его и растянуть можно.

Но ведь компас не жмых, он от слюней испортиться может…

Источник: https://online-knigi.com/page/22471?page=2

Ответы Mail.ru: Очень краткое содержание " Ночевала тучка золотая " для читательского дневника на 4-7 строчек

Я сначала подумала, что Вам Лермонтов нужен ))). А Вам, видимо, Приставкин..

Тучка пеночевала, проснулась, помочилась и улетела. Хорошо, что не лошадь переночевала.

2 близнеца во время войны живут в детском доме и голодают. Их отправляют с другими русскими детьми из детдомов заселять Кавказ после того, как оттуда выселили коренных жителей. Мальчики в течение всего произведения добывают и прячут еду. На новом месте они начинают понимать, что происходит.

В данном произведение показано очень тяжелое военное время для детдомовцев. Главные герои-братья Кузьмёныши. Сашка — очень сообразительный и умный мальчик, постоянно добивался чего хотел. Колька — более быстрый и всегда поддерживал идеи своего брата.

Братья претворяясь друг другом, не раз всех путали, так было легче выжить. Они были откровенны только друг с другом. В конце войны часть детдомовцев вывозили на Северный Кавказ. Никто из детей не знал, почему их везут на Кавказ, где сказочно тепло и сытно.

Но это было не так, на Кавказе в те времена в горах прятались чеченцы, которые вскоре уничтожили детский дом. Сашка был зверски убит, Колька своими глазами видел, какую смерть принял его брат.

Эти дети доказали мне, если близкому трудно, нужно всегда позаботиться и сделать так, чтобы ему было хорошо и он на мгновение забыл о боле. Я поняла, что ближе брата или сестры, мамы или папы никого нет. Ведь они всегда помогут и поддержат.

Приставкин показывает нам, как тяжело было всем детям сиротам во время войны. Он шлет свое не прощение всем, кто обрек детей на страдания. Мне понравилось произведение А. Приставкина. Оно научило меня беречь своих близких, ведь в любой момент их может не стать.

2 близнеца во время войны живут в детском доме и голодают. Их отправляют с другими русскими детьми из детдомов заселять Кавказ после того, как оттуда выселили коренных жителей. Мальчики в течение всего произведения добывают и прячут еду. На новом месте они начинают понимать, что происходит.

ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееедддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддддоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/181011299

Солдат и мальчик читать онлайн, Анатолий Приставкин

Анатолий Приставкин. Солдат и мальчик

– 1 —

Васька возвращался из школы. День был теплый, пасмурный, приятный. Зеленая острая травка вылезла через прошлогоднюю листву. Почки на деревьях разбухли, стали мясистые. Васька, наклонив сук, обгладывал эти почки, а потом сорвал ветку и всю ее обгрыз вместе с корой, облизал белый прутик. Кора была горьковато-терпкой, пахла весной.

Навстречу попался Витька, Васькин одноклассник, который сегодня не был на уроках. Впрочем, он и вчера не был, и позавчера. Может, он вообще забросил школу.

Витька бежал по тропинке и делал Ваське издалека какие-то знаки. Васька решил, что Витька будет его снова просить прийти домой, чтобы Витькина мать поверила, что сын ее ходит исправно в школу. За такое вранье в прошлый раз Витька дал две картофелины. Васька сразу их съел в сыром виде. Схрупал, как кролик морковку, и попросил еще. «Жирный будешь! – сказал Витька. – Потом придешь, получишь».

Теперь Васька сообразил, что предполагается пожива, и, бросив горькую веточку, спросил:

– Ты чего? Снова пропустил?

– Тише! – прошипел Витька. – Из школы, Сморчок?

– Ага. А ты почему не был?

– По кочану, – ответил Витька и оглянулся. – Сморчок, дело есть.

Читайте также:  Краткое содержание некрасов крестьянские дети за 2 минуты пересказ сюжета

– Какое дело? – спросил Васька.

– Тише ты! Иди сюда. Скорей, тебе говорят! Васька приблизился к забору, с интересом глядя на Витьку. Тот шептал:

– Стой тут, смотри! Если какой шухер, свистнешь! Понял?

– Не… – сказал Васька. – А ты чего будешь делать?

– Что надо! Потом узнаешь. Так, понял? В четыре глаза смотреть!

– Чур, моя доля, – уже шепотом сказал Васька. Витька оглянулся, кивнул. Нырнул в узкую дырку и скрылся.

Ваську в детдоме и на улице звали Сморчком. Откуда пришло такое прозвище, он и сам не знал. Но откликался, когда его звали. А почему бы не откликаться! У всех были какие-нибудь клички: Жаба, Король, Дыра, Обгрызок… Ну а он Сморчок.

Повариха однажды сказала ему, что сморчок – гриб такой весенний, после зимы вылезает на теплых полянах, серый и кривой. И хоть виду в нем никакого нет, да и вкус не настоящий, все-таки он гриб, а не поганка.

Его едят, а нынче-то, в войну, чего не едят… А он, сморчок, хоть уродец, прет из земли этой весной кучей, как детдомовская шпана на поляне…

Так ли объясняла повариха, а может, и нет, Васька не запоминал. Запомнил другое, что она разрешила ему собрать картофельные очистки и поскребыш из мусорного ведра. И пока она рассказывала ему сказки о грибах, Васька живо, будто фокусник, слепил из очисток комок, сунул в духовку и через пару минут ел его обжигаясь, слезы текли из глаз.

Знал, что у дверей дежурят шакалы. В детдоме шакалами зовут тех, кто вечно торчит у дверей кухни, просит, ноет, ждет кусочка. Увидят съедобное, изо рта вырвут. Васька это помнил и, пока не выгнала повариха (он дежурил по дровам и подлизывался, получил очистки), быстро, быстро, стоя в дверях, сжевал все и проглотил. Потом уже вышел наружу.

Теперь проси не проси, а если проглотил – твое.

Васька попробовал вспомнить вкус поджаристых очисток, но во рту и на губах еще оставался горький запах коры. Вот если бы Витька тяпнул что-нибудь съестное, буханку хлеба, например… Он везучий, тут и Ваське перепадет кусок, отломок от угла, да с кислым мякишем, да с коркой…

Бывало же время, это еще из глупой довоенной Васькиной жизни, из далекого, значит, времени, из детства, – сейчас он числил себя иным, – когда он не догадывался, не знал, что нужно наедаться про запас.

Тогда не только картофельные очистки, а гуща, капуста и крупа водилась в супе, и даже корки хлеба оставались на столах.

Вот бы знать, Васька вмиг сообразил, как все это добро применить, подсушить, скопить, заханырить на черный сегодняшний день! Но ведь мал был, неумен, неопытен, одним словом – дурачок! Об этом времени мало что помнилось, но осталось счастливое и щемящее чувство, как во сне.

Но при удобном случае кто-то из ребят обычно произносил: «Ну, как до войны». И тогда понималось, что оно было, было, хоть и давно, и хоть не так, как представлялось теперь.

Потому что, перехлестывая через собственную фантазию, один из помнящих все в той сказочной, довоенной жизни однажды утверждал и божился несуществующей родней, что на какой-то праздник, на Новый год, что ли, детдомовцам принесли от шефов мешок баранок и еще горсть конфет в золотых бумажках, и никто не шарапил, не тырил в заначку, а высыпали на стол, и можно было брать без счета, – вот случались какие непостижимые, почти легендарные случаи!

Он будто очнулся, вспомнив, что поставлен на шухере отрабатывать свой кусок. Быстро, словно носом вынюхивал, посмотрел по сторонам. Пусто. Редкий сосняк, за которым далеко видно. Васька подошел к дыре и осторожно заглянул за забор. Сразу увидел нескольких ребят, все постарше его и Витьки.

Наклонившись, что-то они шуровали у забора, и только Витька прыгал, мельтешил около них, временами оглядываясь в сторону лаза. Васька догадался вдруг, что Витька сам был оставлен сторожить, быть на шухере, но передоверил свое дело ему, то есть Ваське, чтобы самому не остаться внакладе.

Витька – цепкий, зубастый, он-то свое возьмет. Он из горла вырвет, если что…

У Васьки зоркий глаз, но, как ни щурился, как ни напрягался, не мог разобрать за спинами, что они делают. Вот один из компании разогнулся, и Васька узнал толстомордого Купца – так его звали. Еще бы Ваське не помнить Купца, который издевался над детдомовскими:

встречал их по пути в школу и начинал медленно клещами-пальцами щипать кожу… Через одежду выворачивал кожу так, что она потом вспухала и болела, не могла зажить. А Купец требовал, чтобы стоял под его щипками прямо и не смел чтобы голосом. А в горле крик застревал, когда он медленно крутил кожу, и слезы брызгали на полметра, и, несмотря на запрещение, вырывалось:

«А-а-а!» Купец блаженно прищуривал поросячьи глазки, но всевидящие, цепляющие, как крючки, проходящих, и делал новый щипок, где-нибудь в чувствительном месте, под ребром, при этом смотрел в твои глаза, наслаждаясь и удивляясь твоей нечеловеческой боли…

Как же Ваське не узнать Купца, он даже вздрогнул, увидев толстое лицо с цепучими глазками. Даже шею вытянул Васька, но Купец сейчас не смотрел по сторонам. Он держал в руках мешок и быстро туда что-то клал.

Долговязый незнакомый парень поднял с земли длинный предмет, и еще один парень, тоже незнакомый, которыйбыл к Ваське спиной, помогал ему возиться с этим предметом, а Витька прыгал вокруг, суетился, мешал. Вдруг оглянулся, увидел торчащую Васькину голову и показал кулак. Мол, смотри. Сморчок, не сюда, а смотри на дорогу.

Васька мигом отпрянул от дыры, зыркнул быстрым глазом во все стороны, сунулся в лаз, но смотреть уже было нечего.

Купец с мешком в руках – Васька увидел, что это зеленый вещмешок, – бежит от забора в сторону парка, за сосны. Толстый Купец, но легко бежит, прыгает через пеньки, а за ним долговязый с другим парнем. Этот оглянулся, налетел на дерево, ударившись ногой, присел, скорчился от боли. Его не ждали, и, хромая, он поскакал дальше, вслед за дружками. Все моментально, как в кино.

Теперь Васька увидел у забора на земле лежащего человека в зеленом. Еще не сообразил, солдат убитый ли, а может, пьяный, как налетел Витька, крикнул «бежим», и они рванулись вдвоем, дальше и дальше в лес, прочь от пагубного места.

Долго бежали, пока вдруг поняли, что вне опасности. Витька опустился на пенек, а Васька лег на землю, и рот у него был открыт. Он задохнулся, не мог произнести ни слова. Только грудь часто ходила, глаза вылезли от натуги.

Не было сил шевельнуть рукой или ногой.

Витька снимал ботинок, он с разбегу влетел в какую-то лужу и одним глазом весело следил за Васькой, думал про себя: «Эх, Сморчок, не бегун ты, нет, не бегун… Задохнулся так, что плашмя лег и слюну пустил. А если бы догоняли? Нет, Сморчок, с тобой накроют на мокром деле.

А ты кусаться по-настоящему не умеешь и бегать не умеешь, не жилец ты на белом свете. Подохнешь однажды, когда будут гнать. И не своруешь – подохнешь, прутиками не наешься. Куда ни кинь, все не жилец… А ведь тоже тявкает, тоже чего-то хочет. Чего он хочет еще?» – Чего ты хочешь? – сказал Витька. Он сидел на пне, руки в боки.

Хозяин, настоящий хозяин, не чета всякой вшивоте.

– Что… взял? – спросил Васька и стал подползать к Витькиному пню. Подползал и смотрел на него снизу, два собачьих просящих глаза.

– Взял-то? – произнес Витька и сплюнул. Вот Сморчок, с ним не о чем и поговорить. Лишь бы хапнуть что-нибудь. За чужой счет. Сам он ничего не умеет. Пни его ногой, не обидится… Будет ждать, пока ему кусок не бросишь. За кусок он землю будет есть, шнурки проглотит, не подавится.

– Он что, он пьяный был? – спросил Васька и сел, держась руками за землю. У него еще кружилась голова, поташнивало.

– Кто? Солдат-то? – произнес Витька и поболтал снятым ботинком, выливая воду. Несколько капель попало на Ваську, но он и не заметил. Витька сухой травой вытирал ботинок изнутри, говорил: – Спал, как убитый!

– А может, он убитый?

– Да нет, храпел…

Витька положил ботинок рядом с собой, полез за пазуху. Вынул оттуда черную квадратную коробку – электрический фонарик! Васька шею напряг, чтобы разглядеть чудо-фонарик.

Витька будто равнодушно осмотрел его, дыхнул на стекло, протер рукавом, и оно заблестело; двинул двумя рычажками, и сразу красное стекло выползло, а потом шторка с щелью.

Нажал на кнопку, и засветилось, полоснуло Ваську по глазам ярким светом.

  • Витька как бы невзначай направлял на Ваську свет, но сам будто и не видел Ваську, а был занят чудо-фонариком.
  • А Васька ловил Витькин взгляд и тихо, совсем тихонечко, по-мышиному пискнул:
  • – Дай… мне…
  • Витька не услышал, стал включать и выключать свет.
  • – Дай, Вить…

Васька не заметил, что его собственная рука протянулась к черной игрушке, а Витька …

Источник: https://knigogid.ru/books/30342-soldat-i-malchik/toread

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector