Краткое содержание распутин нежданно-негаданно за 2 минуты пересказ сюжета

Распутин Валентин

Нежданно-негаданно

Валентин Распутин

НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

Расположились в скверике напротив дебаркадера.

Скверик уже не походил на скверик: на бойком месте земля была вытоптана до камня, с одного бока его поджимала стоянка для машин, выдвинутая из-под моста и огороженная высокой металлической сеткой, с другого — теснила расползшаяся, в ямах, дорога к Ангаре, с третьего — асфальтовая дорога вдоль Ангары.

Высокие тополя в скверике стояли редко, но раскидисто и тень давали. К ним и повел Сеня Поздняков свою группу, как только объявили, что «Метеор», на котором предстояло им ехать, подадут с опозданием на час. Группа была из своих, из своей деревни, и из соседей, из замараевских, возвращающихся из города.

Поровну по три человека оттуда и оттуда. Свои: Сеня, Правдея Федоровна, потерявшая свое имя Клавдея еще в старые времена за пристрастие к правде, когда, выступая на собраниях с разоблачительными речами против начальства, она повторяла: «Я правду люблю», — и Сенина соседка по деревенскому околотку бабка Наталья.

Замараевские: муж и жена Темниковы, он инженер в леспромхозе, она — бывший врач. Но это еще по старой сдаче инженер и врач. Теперешняя жизнь сдала карты заново и козырей поменяла. И кто из них сейчас кто, они и сами не знали. Леспромхоз то работал, то не работал, больницу ужали до фельдшерского пункта, и поговаривали, что закроют и фельдшерский.

Третья замараевская — молоденькая девчушка по имени Лена, сдававшая вступительные экзамены в один из новых университетов.

Сеня, как человек бывалый, рассмотрел неподалеку за разбитой дорогой торгующую пивом коммерцию и приволок от нее три картонные коробки. Их сплющили, разодрали и устроили под седево — чтоб не на землю. Вышло вполне культурно. Расселись и принялись за разговором поджидать, когда стянется назначенный час.

Вот наступили времена: раньше, как лето, каждая деревенская изба полна городских гостей. Ехали и воздухом подышать, и стариков повидать, а у кого руки не отсохли — и помочь старикам в их непрестанном битье-колотье по хозяйству.

Теперь в деревню не едут: для одних дорого, для других неинтересно. Одни спасаются участком подле дачки, который не отпускает к отцу-матери, другим позарез стал нужен и берег турецкий, и Африка вместе с Америкой.

Теперь и писем в деревню не пишут, а заказывают при случае: пусть мама приедет, пусть папа приедет — соскучились.

А что такое «соскучились» — понятно.

Вот и Сене Позднякову, по которому донельзя соскучились внуки, пришлось набивать снедью два мешка и отправляться как Магомету к горе. Правдея Федоровна прямо называла себя «савраской». Уже второй раз за лето впрягалась она и ехала.

Бабку Наталью на старости лет заставила сниматься с лежанки другая, как говорила она, «везея». Гостила зимой внучка и оставила золотые сережки. И два месяца уже: бабушка, отправь, бабушка, отправь. А с кем отправишь золотые сережки какого-то фасонистого издела? Пришлось снаряжаться самой.

А сын привез сегодня на пристань и посадки не дождался: некогда.

Зачем ездили замараевские, муж с женой, осталось еще не расспрошено. Впереди длинная дорога. И до дороги сидение в маете. Девчонка, Ленка, сказала, что экзамены в университет сдала, но учиться, наверно, не будет, не понравились ни университет, ни преподаватели, а в общежитии и селиться опасно, там одни кавказцы.

Солнце нагревалось и начинало дышать горячо. По мосту через Ангару дребезжали трамваи и ползла из машин с краю с шипом огромная, во весь мост, разноцветная гусеница, то вздымаясь горбом, то опуская уродливые сочленения. А по другой боковине моста навстречу ей двигалась, поддергивая длинное членистое тело, точно такая же гусеница. И дух с моста сбрасывался едкий, злой.

За Ангарой, вздымаясь в гору, продолжался город, сначала деревянный, низкий, закрытый зеленью, затем переходящий в коробчатые белые многоэтажки, нахальные и одновременно сиротски печальные. В одной из них, с шестью рядами разноцветных балконов по фасаду, и жили Сенины дочь с зятем и семилетним внуком. Сын жил по эту сторону Ангары далеко, за плотиной.

Только в Сенины наезды они и сходились, что-то у них меж собой не ладилось. Но ни одна, ни другая сторона, ни дочерняя, ни сыновья, сколько ни выспрашивал Сеня, не признавались, в чем дело, закатывая одинаково при расспросах глаза, будто Сеня тронулся.

Но не из тех был Сеня, кого можно оставить в неведеньи надолго, и на следующее гостеванье у него появилась надежда на сватью, на невесткину мать, которую собирались осенью окончательно забрать в город. Деревня деревню поймет.

Сеня видел однажды сватью, крупную старуху с больными ногами и пытливыми глазами; она без обиняков сразу же уставила их на Сеню с хитрым прищуром — будто Сеня когда-то до родства за нею приударял. Этого быть не могло. Сеня на всякий случай выспросил, где протекала ее жизнь. Не могло.

Но, выспрашивая, убедился он, что сватья, которую звали Руфина Сергеевна, не поверху глядит на мир и все, что надо, выглядит. «Как вот в деревню залетают такие имена?» — подивился Сеня, знакомясь со сватьей, подбирая руку, которую она как-то быстро выронила, но имя еще больше его убедило: мимо Руфины Сергеевны ни одна семейная соринка не пролетит, она во все вникнет.

По скверику неприкаянно бродили люди, томившиеся ожиданием, натыкались на Сенин табор и отходили, морщась от убитого и захламленного угла, обманывающего сверху зеленью.

У пивной за обнаженной земляной дорогой становилось веселей, оттуда доносились частый звон и бряк, возбужденные голоса.

Дебаркадер, хорошо видимый по сквозящему скверику, был совершенно безлюден, на деревянном помосте причала, с которого была перекинута на дебаркадер под ступенчатым спуском стремянка с поручнями, высилась гора из огромных полосатых баулов, известных всей России.

Девчонка отошла от табора и стояла неподалеку. Отошел и инженер, рассматривая за решетчатой оградой машины.

Правдея Федоровна достала из сумки яблоки, тугие, краснобокие, с глянцевым отливом, и принялась угощать. А чего не угощать на прошлогодние зубы, которые хорошо кусали только в воспоминаниях? Сеня и бабка Наталья отказались, яблоки даже с виду были неукусные.

Отказалась и фельдшерица и принялась рыться в старой черной сумке с испорченным ездовым замком, застрявшим посреди хода. Склонясь над сумкой, фельдшерица вытянула ногу.

Сеня смотрел на крепкую неодрябшую ногу с безобидным интересом: есть на ней чулок или нет? Чулки пошли под цвет кожи, не отличишь, а отличить зачем-то хотелось.

Ехали обратно, сумки были полупустые, с обвисшими боками. Что давалось в гостинцы или что покупалось, шло в легкую укладку. Только инженер вез большой и плоский фигурный предмет, замотанный в целлофан.

«Крыло для «жигуля»», — еще при встрече догадался Сеня, по привычке всем интересоваться, спросил, много ли отдано за крыло. Отдано было много, Сенина прикидка осталась далеко внизу. «Все в порядке, — решил он. Никакого торможения».

Он все угрюмей и терпеливей относился к загадке: если торможения нет и не предвидится, то куда же они взлетят?

Конец ознакомительного отрывка Краткое содержание Распутин Нежданно-негаданно за 2 минуты пересказ сюжета Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/45250-valentin-rasputin-nezhdanno-negadanno.html

Читать

Валентин Распутин

Нежданно-негаданно

  • © Распутин В., 1973–1997
  • © Курбатов В., вступительная статья, 1998
  • © Бирюков Л., рисунки, 1998
  • © Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2008

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Правда памяти и память правды

Я читал эту повесть и эти рассказы в разные годы и в разные дни.

И дома, в Пскове, за привычным столом, и в Москве, в редакционной беготне, когда до выхода рассказа в журнале еще долго и хочется прочитать скорее, и в деревне, когда по странице нет-нет пробежит алый, меньше типографской точки паучок или заполошно прострочит гусеница, испуганная белизной, торопливо свесится с края страницы, ища опоры, как дети, слезая с лестницы, ищут пяткой следующей ступеньки, и облегченно вздохнет в траве. А «Прощание с Матёрой» и вовсе перечитывал не однажды в разных контекстах. И опять убеждался в старой-престарой и оттого уже почти неслышной истине, что книги живут как люди и в разный час как будто открываются на разных страницах, так что порой даже остановишься в растерянности – да как же я пропустил это тогда или почему не понял.

Это душа растет «не ровно» и не во все стороны одновременно, завися и от числа лет читателя, и от опыта, и от того, чем в этот час живет история.

А уж сегодня история так история! Не знаю, как в остальных странах, а у нас, по-моему, и самый беспечный, одним днем живущий человек, и легкодумный школьник чувствует, что кончается не только век и тысячелетие, но и сама привычная тысячелетняя Россия, переходя в совсем новое, неведомое качество.

Такие пороги всегда тревожны. Человек отчетливо чувствует закрывающуюся за прежней историей дверь, но, как тот же нащупывающий ступеньку ребенок, не знает, куда он шагнет после.

Концы слышны хорошо, а начала неразличимы. То, с чем мы прощаемся, понятно и близко. То, перед чем стоим, – пугающе и опасно.

Но идти надо, и потому хочется осмотреть оставшееся позади с особенной заботой, чтобы продержаться на самом прочном из прошлого хоть самое первое время, а там уж будет видно – авось история сама догадается, что она жива, пока памятлива и пока растет с естественностью дерева, без тимирязевских прививок европейских бананов к русской картошке.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов рылеева за 2 минуты

Как ни одна нация близкие к природной полноте и наследованное™ жизни, мы вместе с тем, как ни одна же нация, податливы на всякую новость и легки в разрушении своих оснований. Это мучило русскую мысль, совершившую еще не всегда осознанные миром психологические открытия, сродные открытиям географическим.

Это волновало и великую русскую литературу последнего времени, ту ее ветвь, которую еще недавно называли «деревенской», хотя ее резоннее было бы назвать национальной в самом глубоком природном и генетическом смысле. Тут сама русская природа устами лучших своих детей высказывала себя с доверчивой искренностью и удивительной глубиной. Это была подлинно «родная речь», как, бывало, хорошо назывались школьные хрестоматии.

Малая часть написанного Валентином Распутиным, собранная в этой книге, – хорошее зеркало и его собственного творчества, и всех беспокойных проблем русского сознания конца века и тысячелетия во всей их подвижности и устойчивости, во всей противоречивости азартной новизны и самозащитной жизни.

I

Когда я говорил, что книги в разное время раскрываются на разных страницах, я прежде всего думал о «Прощании с Матёрой».

Повесть вышла впервые в осенних номерах «Нашего современника» 1976 года, посреди времени, когда уже были построены одни великие сибирские гидростанции и задумывались другие, когда рукотворные моря разливались по земле, а моря природные высыхали и мелели, вызывая грандиозные планы поворота рек для их наполнения.

Отчеты партии были торжественны, задор молодости, порывавшейся на великие стройки, еще достаточно искренен, а коммунизм, судя по уличным плакатам, неизбежен. Идея уже слабела, но тем энергичнее торопилась утвердить свою праведность.

Благо грандиозных проектов казалось так очевидно, что какие-то малые неизбежные издержки и утраты легко покрывались величием приобретения. И вдруг оказалось, что несомненное вовсе не несомненно и возможен взгляд и с «той стороны». То все идея «глядела» на человека, а тут человек поднял глаза – и оказалось, что в ответном этом взгляде не то что благодарности, но и понимания нет, что они с идеей смотрят в разные стороны.

Сколько их, русских деревень и малых городков, было затоплено Куйбышевским, Московским, Рыбинским, Братским, Красноярским и иными новодельными морями! Города мы еще вспоминали в печали, жалея Весьегонск и Мологу, оплакивая ушедшие под воду чудные памятники культуры. А деревни… Что деревни? Вон их у нас сколько – не убудет.

(Вот и в повести чиновник «из отдела затопления» говорит старухам, пытающимся остановить разорение кладбища, – «У нас семьдесят точек под затопление, и везде кладбища».

) И вот русский художник поглядел на одну из этих малых «точек», этих ничем не выделившихся деревень, как, бывало, русская литература глядела на «маленького человека», и открылось, что с каждой деревней уходит Родина и сиротеет каждое русское сердце, слыхом не слыхавшее об этой деревне.

Распутин горестно и бережно подробен в оглядывании каждого дня и чувства своих старых героинь, оставшихся в обреченной затоплению деревне, чтобы доглядеть огороды, да и просто дотянуть до последнего, потому что на новом месте, в новом поселке, куда перевозят деревню, несмотря на соблазн городских удобств, они уже жить не смогут.

Он не зря выбирает деревне имя Матёра, заставляя вспомнить, что так в Сибири зовется коренное срединное течение реки, так определяется первородная живая сила и все вместе имеет великим началом слово – мать. Он нигде этого символизма не подчеркивает, но сами-то мы не слепые.

И не зря выбирает в героини сильную характером старуху Дарью, из тех, на ком стоит всякая деревня, да и сама наша Родина, потому что именно они в самые тяжелые годы не дают пошатнуться ни Церкви, ни миру, храня течение реки жизни в устойчивом русле.

А на чем они стоят – это видно из долгих разговоров и Дарьиных раздумий, которые при внешней простоте своей вмещают все глубинные понятия нашей национальной мысли, так что возьмись этот круг проблем очерчивать русский философ, он скажет только сложнее и отвлеченнее, но навряд скажет больше.

Так хотелось бы выписать все подряд, но книга перед читателем, и нечего опережать и теснить мысль читателя своим комментарием. Но от чего-то все-таки не удержусь. Куда деть свою боль и свое понимание происходящего? «Ничем лучшим, – писал когда-то поэт и мыслитель Вяч.

Иванов, – не могут отдарять друг друга люди, чем уверяющим ясновидением своих хотя бы только предчувствий или начатков высшего духовного сознания»[1]. Какие уж сегодня претензии на «высшее сознание»! Не в них дело, а вот отдарить писателя и его Дарью хоть малой мерой своего понимания хочется.

Тянет отозваться на ее слово, договорить с нею там, на Матёре, где жизнь еще дотягивает нить памяти, а то и пожаловаться ей на то, что случилось с нашим сердцем уже в нынешнее время, после гибели Матёры, понять вместе с нею, что мы успели растратить после ее, увы, не услышанных нами в свое время вразумлений.

Ну и, таким образом, может быть, протянуть ее правду подальше, подержать ее на земле и, значит, еще побыть со всем лучшим, что было Россией и что держит ее существо на глубине до лучшего дня и сейчас.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=156672&p=1

Методическая разработка урока «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно») учебная дисциплина «Литература»

  • Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
  • «Колледж промышленности и автомобильного сервиса»
  • Методическая разработка урока
  • «Главное – делать людям добро…
  • (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»)
  • учебная дисциплина «Литература»
  • общеобразовательный цикл
  • Разработчик:
  • преподаватель русского языка
  • и литературы
  • Орлова Вероника Васильевна
  • 2017 г.

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению знаний по творчеству В. Распутина. Методическая разработка направлена на освещение проблем, поднятых в рассказе В.

Распутина «Нежданно-негаданно». До сих пор проблемы, поднятые в рассказе, волнуют как литературоведов, так и простых читателей.

  1. Методическая разработка содержит пояснительную записку, основную часть (краткий конспект урока), заключение, список использованной литературы, а также приложения.
  2. Содержание
  3. 1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для подготовки и проведения обобщающего урока по литературе по теме «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»).

Изучение творчества Распутина В. в Разделе 2 «Русская литература ХХ века». Работа по данной теме готовит студентов к аналитическому изучению прозы второй половины ХХ века. Урок проводится в стандартной форме, что помогает студентам самостоятельно проанализировать поступки героев повести, сформировать собственную точку зрения и высказать ее.

Изучение темы «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно») включает следующие этапы: теоретическое изучение жизни и творчества В. Распутина (обзорно), чтение рассказа «Нежданно-негаданно» и его анализ.

Использование такой формы проведения занятия (урока-беседы) для обобщения данной темы дает возможность повысить интерес студентов к дисциплине, открыть для них практическую значимость данной темы, явную связь ее с современной действительностью; позволяет студентам на личном опыте убедиться в важности теоретических и практических знаний.

Любое изученное на уроках произведение – это конкретная жизненная ситуация, показанная автором с определенного угла зрения. Данный урок должен заставить каждого студента задуматься над причиной конфликта, поставленного автором в рассказе, и научить самостоятельно оценивать поступки героев произведения с нравственной точки зрения.

  • При подготовке к занятию студентам предварительно необходимо внимательно прочитать данное произведение, изучить поведение персонажей, обдумать причины данных поступков.
  • Кроме того, необходимо выбрать студентов для подготовки доклада и чтения стихотворения.
  • 2. Методическая разработка урока
  • 2.1 Паспорт урока
  • Открытый урок разработан и проведен преподавателем русского языка и литературы КОГПОАУ «Колледж промышленности и автомобильного сервиса» Орловой Вероникой Васильевной.
  • Дисциплина: литература, общеобразовательный цикл.
  • Тема дисциплины по рабочей программе: Тема 2.17 Проза второй половины XX века

Тема урока: «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»).

  1. Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
  2. Вид урока: урок-беседа.
  3. Общедидактическая цель:создание содержательных и организационных условий для обобщения и закрепления знаний студентов по теме.
  4. Цели урока:
  5. Образовательные:
  1. Обобщение и закрепление знаний по содержанию рассказа «Нежданно-негаданно»

  2. Обобщение знаний основных фактов жизни и творчества В. Распутина.

Воспитательные:

  1. Воспитание способности оценивать поступки героев произведения с нравственной позиции.

  2. Воспитание чувства гражданской и нравственной ответственности.

Развивающие:

  1. Закрепление навыков анализа литературного произведения.

  2. Формирование навыков публичного выступления.

  • Группа: ТО-17, студенты 1 курса по программе подготовки специалистов среднего звена «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики», количество человек в группе 26, на «4 и 5» обучается 24 человек (86%).
  • Межпредметные связи: обществознание; культура речи; информатика; русский язык.
  • Обеспечение урока:
  • мультимедийный проектор, экран, ноутбук;
  • текст рассказа.
  • презентация к уроку (Приложение 2 на электронном носителе).
  1. Формы организации познавательной деятельности (включая подготовку к проведению урока): индивидуальная, парная, фронтальная.
  2. Методы обучения: по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические; по степени самостоятельности обучаемых – частично-поисковый.
  3. Структура урока
  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация.

  4. Обобщение и закрепление знаний.

  5. Рефлексия.

  6. Подведение итогов урока.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

Преподаватель: Тема занятия на сегодня: «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»).

Эпиграфом к занятию служат слова нашего земляка Альберта Лиханова: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро; каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

Исходя из темы занятия и эпиграфа давайте обозначим цели занятия (1 слово в каждой строке написано на доске; задание –продолжить фразу в тетради):

  • Вспомнить (воспроизвести)………… (содержание рассказа В. Распутина «Нежданно-негаданно»;
  • Проанализировать ………… (тему рассказа, героев, проблематику);
  • Соотнести …………. (литературное произведение с реальной жизнью)
  • Выявить ………………(авторскую позицию)
  • Сформулировать ……(свое отношение к прочитанному)
Читайте также:  Краткое содержание козлов ежедневно в тумане за 2 минуты пересказ сюжета

Преподаватель: спасибо. Попробуем достичь с вами всех намеченных целей.

Кто же такой Валентин Распутин? Что мы знаем о нем и его творчестве?

  • Заслушаем доклад ________________
  • Выступление студента.
  • Преподаватель: Ребята, скажите, какое слово часто встречалось в докладе __________________?
  • Ответ: Доброта, добро, добролюбие
  • Преподаватель: Давайте применим прием создания синквейна. ПРИМЕР: ДОБРО
  • -2 прилаг/прич чуткий отзывчивый
  • -3 глаг/деепр сочувствовать доверять помогать
  • -фраза готовность оказать поддержку тем, кто в этом нуждается
  • -слово-итог/синоним гуманность
  • (пишут самостоятельно, обсуждаем, делаем записи на доске (обязательно подсказываем слово гуманность)
  • Преподаватель: Кого из персонажей рассказа «Нежданно-негаданно» можно назвать добрым (гуманным)?

Ответы: Сеню Позднякова и его жену Галю. Запишите их имена внизу нашего синквейна.

А теперь давайте вкратце вспомним события рассказа и проанализируем их.

Ответы: 1-2 человека из группы очень кратко передают суть рассказа.

Преподаватель: Давайте обратимся к образу главного героя – Сени Позднякова. Каков он?

Ответы: Сеня, как человек бывалый..

Преподаватель: Скажите, почему именно Сеню выбрала «тетя Люся»?

Ответы:

Преподаватель: Одобряете ли вы поступок героя (взять к себе Катю)? Почему?

Ответы:

Преподаватель: Что вы можете сказать о Гале? Как она отнеслась к поступку мужа?

Ответы:

Преподаватель: Что вы узнали о Кате? Ее жизнь до знакомства с Сеней и его женой. Как сложилась жизнь Кати в доме Поздняковых?

Ответы:

Преподаватель: Так прошло лето… Началась осень, прошёл месяц жизни Кати у новых людей. Девочка внешне оттаяла, подружилась с соседкой. Но светлое жаркое лето отошло. На дворе — осень, и в душе героев тоже наступает осень. Почему? Что чувствует Сеня и чего боится?

Ответы:

Сеня несколько раз расспрашивал Катю о её прежней жизни и понял главное, что она чего-то очень боится. Это что-то не даёт покоя Сене. –

“ Что она там видит? О чём думает? Куда улетают её желания? И с кем она – с ними или с кем-то другим?” — задавал в это время вопросы Сеня, смотря на неё “со стылым сердцем”. “Мы с ней по-простому, а она как стеклянная. Не разбить бы!” — беспокоилась Галя.

— Он ждёт беды и боится быть застигнутым врасплох. Торопит дни, чтобы быстрее пришла зима, когда заметёт все дороги, и этот кто-то не достанет у него Катю. Да и метеору осталось сделать всего несколько ходок.

-Но недолгими оказались детские радости Кати и радость приютивших её Сени и Гали.

Преподаватель: Как призошла встреча с этим кем-то, который приехал за Катей. Как ведёт себя Катя?

Ответы: Как всегда всё произошло неожиданно, внезапно. Болью захлестнуло Сеню. Растерялся он, но обмер, когда увидел Катю

— Когда за Катей приехали два мужика, она вмиг повзрослела: «перед ним стояла другая, до неузнаваемости изменившаяся девочка…».

Катя лучше Сени и Гали знает тех, кто её отыскал. Она додумала, как до неё добрались эти люди: разыскали тётю Люсю, пытали, пока она не сказала о местонахождении Кати. Поэтому она торопится уйти, спасая приютивших её людей от всего того, что могут сделать её хозяева. Она в этом опытнее, чем деревенские жители – люди «невинные и настоящей жизни, которая теперь взяла силу, не знают».

Преподаватель: Как вы оцениваете поступок Сени — отдать Катю? Как герои переживают такой финал?

Ответы: Они не просто переживают, они себе простить не могут, что подчинились злым людям. Зло оказалось сильнее добра. Такого не должно быть, поэтому нет прощения Сене и ничего его не спасёт. Даже время не вылечит от болезни, название которой отступление, трусость. Такое помнится всегда, и виноват в этом, он Сеня.

  1. Обобщение и закрепление знаний.

Преподаватель: Да. Изменения в жизни произошли неожиданно, внезапно. Сеня оказался не готовым к борьбе с трудностями, которые на него навалились.

На основе всего услышанного сегодня ответьте, пожалуйста, на 2 последних, но не менее важных вопроса:

1.Какие нравственные и социальные проблемы подняты в данном произведении?

Ответы:

  • беспризорные дети;
  • Сиротство;
  • Торговля детьми;
  • «Рабский» труд детей;
  • Проблема бессилия человека перед стремительно меняющимся обществом;
  • Власть денег и власть «силы».

2.Объясните смысл заглавия повести.

  1. Ответы: Да, произошло что-то непривычное, неожидаемое, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.
  2. а)нежданно-негаданно на человечество обрушивается антигуманность, обрушивается на всех, не щадя ни старого, ни малого, ни здорового, ни больного;
  3. б) нежданно-негаданно взрослые люди с жестокостью используют детей в своих интересах;
  4. в) нежданно-негаданно жизнь опять испытывает людей на прочность, честность, добропорядочность;
  5. г) нежданно-негаданно «…недвижное, холодное лицо, затуманенное изнутри» просветлело, «глаза заискрились»;
  6. д) нежданно-негаданно девочку стремительно оторвали от Сени, не дав даже попрощаться.

ДЗ: Какое бы вы дали название этому произведению? Какой вы можете предложить финал? Может ли это произведение кому-либо помочь?

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Надеюсь, никого из вас рассказ не оставил равнодушным. Как вы думаете, достигли ли мы целей, поставленных нами в начале занятия?

За работу на уроке оценки получают:…

…. Молодцы! Спасибо за урок!

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-glavnoe-delat-lyudyam-dobro-urokbeseda-po-rasskazu-v-rasputina-nezhdannonegadanno-uchebnaya-disc-2356513.html

Краткое содержание «Последний срок»

Повесть «Последний срок» Распутина была написана в 1970 году. В своей книге автор раскрывает темы духовного и нравственного падения человека. В произведении показано, как завладевшие людскими жизнями и душами эгоизм, черствость, бессердечие влияют не только на судьбу конкретного человека, но и на общество в целом.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Последний срок» по главам, которое будем полезным при подготовке к уроку по литературе и для читательского дневника.

Анна – старая женщина, мать пятерых детей, добрая, работящая, заботливая женщина.

  • Варвара – старшая дочь, простая деревенская женщина, измученная тяжелой жизнью и частыми родами.
  • Люся  – дочь Анны, городская жительница, образованная, требовательная к себе и к  людям.
  • Илья  – средний сын, также житель города.
  • Михаил  – младший сын, у которого живет Анна; нерешительный, безответственный, большой любитель выпить.
  • Татьяна – самый младший ребенок Анны, добрая и ласковая женщина.
  • Мирониха  – лучшая подруга Анны.
  • Надя и Нинка – невестка Анны и ее маленькая внучка.

Старуха Анна, которой было уже под восемьдесят, «дожидалась смерти, время для которой вроде приспело». Она держалась из последних сил, но три года назад «сдалась и слегла».

За свою жизнь Анна родила много детишек, но «в живых у нее осталось только пятеро» – два сына и три дочери. Все, кроме младшего сына Михаила, уехали из деревни, и именно у него «старуха и доживала свой век». Когда стало ясно, что она со дня на день отойдет мир в иной, Михаил отправил телеграммы брату и сестрам, чтобы те приезжали.

Первой приехала старшая Варвара, вслед за ней объявились «городские – Илья и Люся», и все ждали Татьяну из Киева. Мать была очень плоха, и Варвара стала оплакивать ее еще при жизни, а Люся села за шитье траурных нарядов.

Главы 2-3

Понимая, что в день получки в магазине не будет водки, братья предусмотрительно решили купить алкоголь на похороны матери – не меньше одного ящика, ведь «полдеревни придет».

Неожиданно для всех Анна открыла веки, поименно назвала собравшихся возле нее детей. Узнав, что Татьяна еще не приехала, женщина вновь впала в забытье.

«Мало-помалу старуха выправилась» и к вечеру попросила жидкой манной каши. Радость от того, что она видит «своих ребят, не давала ей отдохнуть, билась в лицо, шевелила руки, грудь, забивала горло». Анна была очень слаба, ей трудно было говорить, и она только с любовью смотрела на детей – «жадно, торопливо, словно навеки впитывая в себя каждое лицо».

Поправляя матери постель, Люся заметила, что она спит на грязных, давно не стиранных простынях. Она стала выговаривать Михаилу за такое безразличие, не заметив, как густо «залилась краской Надя» – жена брата.

На что Анна принялась защищать невестку, которая все это время терпеливо ухаживала за ней. Женщина призналась, что гораздо тяжелее ей приходилось с Михаилом, когда тот выпьет, а в таком состоянии он бывал регулярно.

Люся пообещала поговорить с братом.

На радостях, что мать оклемалась, Илья с Михаилом решили выпить.

Главы 4-5

На следующее утро Анна попыталась самостоятельно сесть, и это у нее получилось. На рассвете к ней притопала Нинка – малолетняя дочь Михаила, и пригрелась возле бабушки.

Анна попросила Варвару, которой приснился дурной сон, сбегать к Миронихе – старушке-соседке – и проведать ее.

Проснулся Михаил, который намедни с Ильей выпил три бутылки водки. С похмелья он испугался, что они с братом выпили весь ящик, но, заглянув в кладовку, Михаил «счастливо сморщился» – нетронутые бутылки были на месте.

Предусмотрительно спрятав одну бутылку водки в курятнике, Михаил разбудил брата, и они принялись жаловаться друг другу на то, как тяжело с возрастом бороться с похмельем. Впрочем, это не помешало братьям, пока их не видят женщины, распить бутылку водки еще до завтрака.

Алкоголь развязал языки собутыльникам, и они стали сокрушаться, что мать вовремя не померла, когда «все собрались, приготовились».

Глава 7

Поразмыслив, Люся решила пойти прогуляться в лес. Ей «не хотелось никого видеть, ни с кем разговаривать – ни жалеть, ни подбадривать». Вглядываясь в знакомые пейзажи, Люся вспоминала свое беспечное детство, юность – «как странно и как далеко это было, будто и не с ней».

Наконец, она дошла до поля, которое и было целью ее прогулки. Однажды, в  голодное послевоенное время, Люсю отправили бороновать это поле, выделив изможденного тяжелой работой и вечным недоеданием жеребца Игреньку. Во время работы он неожиданно упал, и так и не смог подняться. От страха Люся принялась бить коня, а после побежала за матерью.

Читайте также:  Краткое содержание альпийская баллада быкова за 2 минуты пересказ сюжета

Узнав о беде, Анна тотчас примчалась на помощь Игреньке. С ласковой настойчивостью она помогла подняться жеребцу, который понимал ее с полуслова. Тем и спасла его от верной смерти.

Гуляя «по местам, которыми ярче всего была отмечена ее прежняя деревенская жизнь», Люся отчетливо поняла, что многое забыла, и многое ушло безвозвратно…

Главы 8-11

Анну навестила ее давняя подружка – живая и непоседливая Мирониха, которая всегда с удовольствием подтрунивала над своей соседкой. Они с удовольствием посмаковали все деревенские сплетни. Глядя на Анну, Мирониха думала о том, «что хорошо бы им со старухой умереть в один час, чтобы никому не оставаться на потом».

Михаил с Ильей ушли в глубокий запой. Вскоре компанию им составил сосед Степан, и теперь «Михаилу больше не страшны были ни сатана и ни жена».

Анна была очень рада, что возле нее собрались дети, но материнскому сердцу не давали покоя мысли о Таньчоре – младшей дочери Татьяне. Она давно ее не видела – Татьяна вышла замуж за военного, которого «перебрасывали» из города в город, и вскоре  супруги обосновались в далеком Киеве.

Таньчора была «была последней, заскребышем» и «выросла ласковей своих сестер». Поначалу Анне было непривычно принимать от дочери столько любви, столько нежности, и в ответ ее сердце переполнялась благодарностью и невыразимой радостью.

Когда Анна поняла, что нет смысла больше ждать Татьяну, в ней «вдруг что-то оборвалось». Дети пытались было ее успокоить, но старуха плакала, не унимаясь – она была уверена, что с Татьяной что-то случилось.

«В эту же ночь, не откладывая», Анна решила умереть. Она вспомнила всех родственников, ушедших в мир иной, всех своих деток, которым так и не суждено было пожить на этом свете. Анна считала, что и так задержалась, а ведь ей есть к кому уходить. «Ночью старуха умерла»…

В своем произведении Валентин Распутин поднимает проблему забвения своих истоков, своих корней. Люди, закованные в панцирь собственного эгоизма и безразличия, утрачивают богатое духовное наследие своих предков.

После ознакомления с кратким пересказом «Последний срок», рекомендуем прочесть повесть Распутина в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 227.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/rasputin/posledniy-srok

Нежданно-негаданно (сборник) — Валентин Распутин — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

Странным образом получилось, что до сих пор «ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ» не читал. Хотя содержание в общем-то знал — по крайней мере общую схему событий и сюжетную основу, но вот сам текст в руки не брал.

И не то, чтобы из какого-то принципа или по недомыслию, а просто так получалось. Точнее — не получалось.

И только 242 пункт задания в Охоте на снаркомонов понудил специально поискать произведение из «деревенской темы», и тут уже первым, что всплыло — фамилия русского писателя-деревенщика Валентина Распутина и конечно же эту ставшую уже программной повесть.

Моё запоздалое «свидание» с Матёрой превратилось даже не просто в литературно-читательское пиршество и не только в тревожные и порой мучительные невнятные рассуждения и поиски ответов на извечные русские вопросы «Кто мы? Откуда мы взялись? Куда идём?», но ещё и настоящее свидание со своей малой родиной — родом я из тех мест, о которых пишет Валентин Распутин, иркутянин я, сибиряк (не коренной, правда, но всё равно, там родился и именно сибиряком всё чаще себя ощущаю и порой позиционирую вплоть до готовности обозначить однажды таковое своё качество при очередной переписи населения в графе «национальность»).

Эта повесть и вообще вся книга (а в ней ещё и «Уроки французского» и другие рассказы Распутина) удивительным и случайным образом совпала по настроению и отчасти по внутренней сути с предыдущей библиотечной прочитанной книгой («Русские: рассказы»).

Совпала и стала не то предтечей, не то — в моём случае — прямым продолжением поисков ответов на сформулированные выше вопросы о нашей народной и национальной сути, о внутренней сущности русскости.

И в поисках ответов на эти многажды уже переиначенные и отчасти затрёпанные вопросы много открывается горечи и сокрушения, много всякого рода нашей русской и российской дурости, расхлябанности и сойдётитакости, много печали и недоумения…

Выписанные с тщанием и любовью образы деревенских матёрских старух и стариков будто взяты из гущи деревенской жизни середины 60-х и просто перенесены текстом книги в нашу современность; перенесены и поставлены перед нами немым вопросом и прямым укором.

И это строгие и одновременно любящие глаза бабки Дарьи смотрят сейчас прямо в душу и мне, и моим детям, и всему моему поколению, и вообще всем нам — смотрят уже из глубины времён и поколений, предшествовавших нам, ставившим на ноги и собиравшим по крохам эту страну и эту землю и саму Русь; смотрят требовательно и с тревогой… и с надеждой…

Не знаю, входит ли эта повесть в программный школьный список русской литературы, но как по мне, так хотя бы факультативно и рекомендательно должна входить — пусть только для того, чтобы каждый школяр запомнил, что такая книга есть, и однажды всё-таки взял её в руки и прочёл.

РАССКАЗЫДополняющие сборник рассказы продолжают, развивают и поворачивают под разными углами подобно 3D-модели тему.

И если в «Уроках французского» автор больше вспоминает (и, вспоминая, не просто ностальгирует, но ещё и ставит перед героями и персонажами, и вместе с ними перед читателями, нравственно-этическую проблему) времена теперь уже довольно давние и для большей части более молодого населения скорее экзотические, то в двух других рассказах мы попадаем во вполне современные ситуации и совсем актуальные темы — давно ли закончились они, те самые «лихие 90-е», да и совсем ли они закончились, уйдя в прошлое календарно — признаки и приметы тех совсем не красящих ни страну ни народ ситуаций до сих пор то и дело выплывают на испуг и вздрагивание обывателя… И пугаешься и вздрагиваешь!

Источник: https://MyBook.ru/author/valentin-grigorevich-rasputin/nezhdanno-negadanno-sbornik/

Результат запроса: Распутин нежданно негаданно краткое содержание — PDF Скачать Бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Результат запроса: Житков помощь идет краткое содержание Борис Степанович Житков: Дата рождения: 30 августа (11. * Житков Б.С. Помощь идет. (1982). СОДЕРЖАНИЕ: Борис Степанович Житков: Пудя. Краткое сообщение.

Подробнее

Результат запроса: Книга золя Эмиль Золя: Émile Zola: Эмиль Золя: Имя при рождении: фр. Émile Édouard Charles Antoine Zola. Дата рождения: Дамское счастье,. Легкая и в то же время поучительная книга. Книги

Подробнее

Результат запроса: Любовная лирика лермонтова краткое содержание Главная» Краткое содержание» Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА. Лермонтова. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.. краткое содержание.

Подробнее

Результат запроса: Любовница дьявола книга Всё о книге Любовница дьявола — содержание, описание, сюжет книги, интересные факты на. Video embedded Сериал Любовница дьявола: Унесенные страстью показывает

Подробнее

Результат запроса: Елена миро книги купить Лена Миро Все книги в интернет-магазине Yakaboo. Тел (044) 225-05-05. Полное собрание книг Лена. Родилась Елена в Старом Осколе в 1981 году.. Скачать все книги

Подробнее

Результат запроса: Танька бунина краткое содержание Танька маленькая девочка спит на печке вместе с. Сохранить краткое содержание: Бунин Иван Алексеевич — Танька — краткое содержание произведения, рассказа,

Подробнее

Список экспонируемой литературы к выставке «Быть на Земле человеком» (к 80-летию со дня рождения В. Г. Распутина) 1. Распутин, В. Г. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 1 : Деньги для Марии. Последний срок.

Подробнее

Результат запроса: Знахарь журнал Подписка на журнал ЗНАХАРЬ. СОВЕТЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ, ДОСТАВКА ВО ВСЕ СТРАНЫ, подписка на. Приветствуем тебя на страницах сайта «Читальный зал Знахарь»! Если ты забрёл

Подробнее

Результат запроса: Невинные убийцы книга Размести ссылку новости Скачать Невинные убийцы на блоге, на форуме,. Книга Невинные: Скачать бесплатно, читать онлайн Невинные убийцы. К этой книге можно возвращаться.

Подробнее

Результат запроса: Краткое содержание две судьбы Сериал Две судьбы-4. Новая жизнь (2008) — содержание серий — российские фильмы и сериалы — Кино. Две судьбы Сюжет. Шестидесятые годы. Две деревенские подруги,

Подробнее

Результат запроса: Вокзал для двоих википедия Вокзал для двоих. Материал из. Википедия; Обсуждение:Вокзал для двоих Проект:Кино; В Википедии есть портал. Вокзал для двоих Википедия, Вокзал для двоих: Жанр:

Подробнее

Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 работ. 7732776291082 Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова иивана Карамазова

Подробнее

2 класс» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. В приложении отражены все. Скачать множество книг и журналов различных жанров и направлений.. Канакина В.П. — Электронное приложение к учебнику «Русский

Подробнее

Результат запроса: М а осоргин пенсне краткое содержание Осоргин М. А. Сивцев. Пенсне Михаил Осоргин. Premium. this book is currently unavailable.. Между прочим, кончило это пенсне. В первой фразе рассказа

Подробнее

Результат запроса: Книгу евангелие от фомы Купить книгу «Евангелие от Фомы» автора В. Н. Нечипуренко и другие произведения в разделе. Евангелие от Фомы, на коптском языке в pdf-формате; Евангелие от Фомы,

Подробнее

Результат запроса: Книга история советского союза Название: История Советского Союза (в 2-х томах) Джузеппе Боффа Издательство. Боффа Дж. История Советского Союза: в 2-х тт. Т. 2. От Отечественной

Подробнее

Результат запроса: Сказки среди бела дня Виткович, В. С. Сказки среди бела дня : [сказочные повести] / Виктор Виткович, Григорий. Купить книгу «Сказки среди бела дня» автора Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/34652233-Rezultat-zaprosa-rasputin-nezhdanno-negadanno-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector