Краткое содержание рассказов бориса екимова за 2 минуты

Прежде чем перейти к краткому содержанию «Ночи исцеления» Бориса Екимова, расскажем об авторе этого произведения.

Об авторе

Борис Екимов (родился в 1938 году) — один из старейших русских прозаиков. Его перу принадлежат такие произведения, как «Девушка в красном пальто», «Офицерша», «У своих», «Доехали благополучно» и др. Рассказ «Ночь исцеления» написан в 1986 году.

Действие рассказа происходит в 1970-1980-е годы. Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, вернулись домой с победой советские воины, но все еще живы воспоминания в сердцах людей, переживших это страшное время.

В изложении краткого содержания «Ночи исцеления» Б. Екимова отметим, что в рассказе нет описаний батальных сцен, не грохочут взрывы, не гибнут люди. Произведение вроде бы не о войне. Но и о войне одновременно. О ее тяжелых последствиях, о том, сколько страданий пришлось пережить и тем, кто не воевал, а работал и жил ради будущей победы, растил детей, верил в лучшее.

О героях

В кратком содержании «Ночи исцеления» расскажем о его героях.

Краткое содержание рассказов Бориса Екимова за 2 минутыБаба Дуня — это пожилая женщина, которая мучается беспокойными сновидениями. Она кричит во сне, зовет на помощь, причитает, что потеряла хлебные карточки. От ее криков просыпаются окружающие. Они успокаивают ее, поят валерьянкой, но вскоре, когда баба Дуня засыпает, все повторяется вновь.

В городе у нее живут дочка и сын, оба со своими семьями, но баба Дуня не хочет даже гостить у них. Понимает, какое беспокойство доставляет домочадцам эти ее «шумные» сны.

Они, конечно, тоже понимают, что все это сложилось из тревог и страхов военной и послевоенной жизни — голода, неустроенности, неустанных трудов на износ. Но с тех пор прошло много времени.

Баба Дуня постарела, а во сне словно возвращается в прошлое.

Водили бабу Дуню по врачам, те прописывали ей лекарства, но они мало помогали. И ночь не становилась тише. Поэтому старушка, не желая никого обременять, живет одна. А если и приезжает проведать детей, то на короткое время — «обыденкою».

Ее внук Гриша — высокий, нескладный подросток, еще совсем недавно, как кажется его бабушке, бывший «косолапым» ребенком. Веселый и активный. На праздники и каникулы навещает бабушку Дуню.

Переходим к краткому содержанию «Ночи исцеления» Екимова.

Сюжет

К бабе Дуне, живущей в деревне, приехал Гриша, ее внук. Походить на лыжах, на коньках прокатиться, порыбачить. Старушка и рада — пирожки затевает, борщ и компот варит, хозяйничает. Временно исчезло ее стариковское одиночество, в доме стало веселее. И хоть внук умчался на природу с сельскими друзьями, Гришины вещи — одежда, книги — лежат повсюду, напоминая, что он скоро вернется.

Краткое содержание рассказов Бориса Екимова за 2 минутыЗавязка сюжета, как необходимо отметить в кратком содержании «Ночи исцеления», в том, что в первую же ночь по приезде Гриша вскочил от крика бабушки Дуни: «Помогите, люди добрые! … Карточки потеряла! … В синем платочке!» Мальчик вскочил, разбудил кричавшую, велел лечь ей на другой бок.

Старушке было совестно, что она разбудила внука, она расстроилась, но вскоре снова заснула. А во сне снова заговорила и даже заплакала. Приснилось ей, что ходила она за Дон желуди собирать, а когда стала назад на пароме переправляться, паромщики мешки с желудями отобрали. Вот с ними и ссорилась баба Дуня во сне, совестила их. И плакала.

Гришу особенно поразили ее слезы — никогда он не видел, чтобы люди принимали сны так близко к сердцу. Но баба Дуня заново переживала во сне то, что с ней уже случалось, и в этом было все дело. Никак не могла она забыть горькое, тяжелое прошлое. Кто-то, может, и забыл, а она — нет. Каждую ночь старые беды оживали и возвращались к ней.

Гриша съездил на рыбалку, привез бершей на уху и жареху. Прошла еще пара дней. Как-то Гриша сходил на почту, поговорил с матерью, и та, узнав, что баба Дуня по-прежнему плохо спит и шумит по ночам, присоветовала: «Она только начнет говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет. Мы пробовали».

Краткое содержание рассказов Бориса Екимова за 2 минутыГрише очень хотелось помочь бабушке, и он решил последовать маминому совету. Наступил вечер, он изо всех сил крепился, чтобы не заснуть. А когда бабушка Дуня легла спать, сел на кровати и стал ждать.

Далее мы переходим к краткому содержанию завершающего эпизода «Ночи исцеления».

Последний эпизод рассказа

Наконец, баба Дуня заворочалась, беспокойно забормотала, что, мол, карточки хлебные она потеряла, как же выжить теперь? Хотел Гриша, по совету матери, крикнуть и топнуть, уже набрал полную грудь воздуха и ногу приподнял…

Но такая мука была на лице у старушки и такие горькие слезы на глазах, что паренек встал на колени рядом с кроватью, тихо сказал: «Вот они, ваши карточки, бабушка… В синем платочке, да? Это ваши в синем платочке? Вы уронили, а я поднял. Вот, возьмите…

» И баба Дуня успокоилась.

А спустя какое-то время вдруг снова заговорила: пробирается она к мужу в госпиталь, вот документы, пустили бы ее переночевать, ей бы только перекантоваться где-нибудь до утра. Гриша «взял документы», сказал, что все в порядке и она может остаться до утра. И бабушка Дуня затихла, умиротворенная.

А наутро хотел он рассказать бабушке эти ночные истории, похвастаться, какой он сообразительный, но понял: нельзя говорить. Это должно стать его тайной. Он еще побудет со своей бабаней. И следующую ночь, и ту, что за ней. Снова «войдет» в ее сон. «Найдет» потерянные ею карточки, «защитит» от отбирающих последнее, «вернет» то, что украли. И тогда к ней придет исцеление.

Таково краткое содержание рассказа «Ночь исцеления» Екимова.

О чем рассказ?

Основная мысль этого произведения: внимание и сострадание к человеку — главное в жизни.

Очень важно найти в себе силы для того, чтобы понять и посочувствовать другому, особенно старику — ведь у него за плечами непростая, наполненная утратами и лишениями жизнь.

Автор подводит читателя к выводу, что желание помочь ближнему должно быть бескорыстным, идти от всего сердца. И речь здесь не только о родных, хотя и о них тоже. Ведь многое в жизни начинается с семьи, с отношения друг к другу близких людей.

Краткое содержание рассказов Бориса Екимова за 2 минутыЕще этот рассказ о взрослении человека. Гриша понял, какая боль до сих пор в душе у бабушки, как мучает ее прошлое, и он не в силах пройти мимо, принимает важное решение, никому не говоря об этом.

Все это нельзя не отметить, излагая краткое содержание «Ночи исцеления».

Источник: https://www.syl.ru/article/360473/kratkoe-soderjanie-nochi-istseleniya-boris-ekimov

Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде»

На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству еще одного нашего знаменитого земляка, а именно Бориса Екимова.

Краткое содержание рассказов Бориса Екимова за 2 минуты

Борис Екимов. Фото из домашнего архива.Источник: https://biography.wikireading.ru/220094

Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края, в семье служащих. Писатель успел примерить на себя множество профессий: он работал на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером, на стройках в Казахстане и в Тюменской области, а также в сельской школе учителем труда.

Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

В его творческом багаже более 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская».

Свою популярность приобретает в годы перестройки. В это время его работы достигают максимального тиражирования.

Выходят такие сборники рассказов, как «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Бориса Екимова называют своеобразным «проводником» литературных традиций Донского края. В его произведениях можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.

Произведения писателя переводились на множество иностранных языков: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента.

За свой вклад в литературу Борис Екимов удостоен множеством премий. В 2000 году он стал обладателем премии Александра Солженицына.

Также является лауреатом премий журнала «Наш Современник» (1976), «Литературной Газеты» (1987), имени И. А.

Бунина (1994), журнала «Новый Мир» (1996), первой премии «Москва-Пенне» (1997), Государственной премии РФ (1998), «Сталинград» (1999),  премии Ясная поляна (2014), Патриаршей литературной премии (2016)

Сегодня мы обратимся к рассказу «Мальчик на велосипеде», написанному в 1982 году.

Система вопросов и заданий к рассказу Бориса Екимова «Мальчик на велосипеде

Краткое содержание рассказов Бориса Екимова за 2 минуты

«Мальчик с велосипедом». Дроздов А. Ю. 

1.Какой эпизод рассказа понравился вам больше всего?

Ученики могут называть различные эпизоды, учитель должен выяснить, почему именно конкретный эпизод запомнился больше всего и был назван ребенком в качестве любимого.Например, эпизод первой, после долгого расставания, встречи Худрина и матери. Или визит Худрина в дом Серёжи и его сестренки.

2.Как автор передает атмосферу родного дома?

Описания местности, портреты сельских жителей, деревенский быт, воспоминания героя о прошедших днях, множественное употребление диалектизмов.

3.Как диалектные слова помогают ему в этом?

Диалектизмы используются автором для того, чтобы передать колорит местности, в которой оказался герой. Они создают атмосферу родного дома для человека, долго находящегося за границей. Автор старается показать деревенскую жизнь такой, какая она есть, не романтизируя ее, диалектные слова помогают ему в этом.

«Какой год во слезах ничего не вижу… Все об тебе да об тебе. Войны боюся. Телевизор кажеденно гляжу, а там все недоброе гутарят: война да война»

4.Почему мать главного героя, несмотря на предложения детей, не уезжает из города и не оставляет хозяйство?

Для матери Худрина жизнь в селе является привычной и устоявшейся. Ей нравится рано вставать, пасти коров, кормить кур, ухаживать за хозяйством, обеспечивать «своими» продуктами детей. В этом заключается ее счастье. Покинув хутор, мать потеряет свой смысл жизни.

5.Как молодое поколение относится к деревенскому быту?

Нужно рассмотреть этот вопрос на примере Серёжи и его сестрёнки. Маленькая девочка помогает вести своему брату хозяйство, насколько это возможно в ее возрасте. Она поливает капусту и лук, ей нравится это.

« — Помогать Сеёже, помогать буду, — быстро и дово. Помогать буду. Лена будет помогать. Она удобно сидела на старой телогрейке, обняв руками ведро, и езды не боялась»

Что касается ее брата, Серёжа разбирается в том, как нужно ухаживать за огородом, как взрослый человек, в некоторых вопросах он даже компетентнее, чем Худрин.

«Конечно, косье было коротко, и Хурдину пришлось чуть не к земле присесть. Мальчик не выдержал, прыснул в кулак и отвернулся. Хурдин маханул косенкой высоко, по маковкам. Второй замах взял ниже и вонзил носок в землю. Вытянул его, очистил, и снова косу поднял. Но ничего не получалось. Одно дело — забыл, другое — косенка игрушечная. В две минуты упарившись, Хурдин сдался.

Читайте также:  Краткое содержание однодум лесков за 2 минуты пересказ сюжета

— Нет, — сказал он. — Не могу.

Честное признание смягчило мальчика.

— Конечно… привычку надо. Надо держать ее вот так, — он косу взял и махнул ею, подправляя испорченное. И после двух-трех взмахов его ровная кошенина осталась да валок травы»

Автор старается показать, что детям нравится их жизнь, несмотря на сложности. Мы можем сделать вывод о том, что представители молодого поколения, показанные в рассказе, довольны своей жизнью в селе. Они, как и мать главного героя, привыкли трудиться и жить заботами своего хозяйства.

6.Почему мальчик Сережа привлекает внимание героя?

Десятилетний мальчик ведет себя как ребенок (изображает звук мотора, когда садится на велосипед, восхищается фломастерами), что вполне нормально для его возраста.

Однако узнав, что мальчик фактически один содержит хозяйство и воспитывает сестренку, Худрин не может связать детский, жизнерадостный образ мальчика с условиями, в которых он находится в реальности.

Ребенок напоминает ему об ушедшем товарище своей близостью к природе, простотой, любовью к жизни.

7.Можно ли назвать Серёжу счастливым? Почему?

Да, ведь несмотря на все трудности и раннее взросление, в душе мальчик все равно остается ребенком. Он мастерит крылья и искренне верит, что сможет взлететь на них, когда будет спускаться с горы на велосипеде.

Однако, наивная детская мечта раскрывает и взрослую целеустремлённость Сережи. Он сам делает шаги навстречу мечте, дорабатывает крылья, улучшает их.

Он занимается интересным ему делом, у него есть жизненная цель, поэтому он счастлив.

8.Как вы думаете, почему рассказ называется «Мальчик на велосипеде»?

В начале рассказа Худрин вспоминает, как они с Виктором катались с горы на велосипеде, вспоминает чувство «когда мчишься, и захватывает дух, и кажется, вот-вот взлетишь». Это чувство свободы, которое друзья испытывали в детстве, покинуло их во взрослой жизни, которую ограничивала работа и прочие обстоятельства.

Виктор стремился вновь обрести эту свободу, он хотел бросить нелюбимую работу, вернуться в хутор, стать ближе к природе и перестать зависеть от материальных благ.

Однако обстоятельства складываются таким образом, что Виктор не успевает исполнить свою мечту, и даже зная, в чем заключается его смысл жизни, умирает несчастливым. Встретив мальчика Серёжу, Худрин понимает, что своим стремлением «взлететь» и как бы обрести свободу, ребенок похож на его ушедшего друга.

Именно «мальчик на велосипеде» в конечном счете, заставляет главного героя переосмыслить свою жизнь, вспомнить слова Виктора и понять, что он живет неправильно.

9.Сможет ли Худрин отказаться от привычной жизни в пользу своего истинного предназначения?

Автор оставляет финал открытым, мнения учеников могут расходиться.

Учителю нужно чтобы дети пришли к выводу о том, что Худрин прошел долгий и сложный путь взросления, обретения смысла жизни, и важно, что спустя многие годы он, наконец, понимает, что жил неправильно и знает, что нужно сделать, чтобы стать счастливым.

Неизвестно как отнесется к его решению семья, как быстро получится уйти с нелюбимой работы, но у него есть возможность все исправить и, если он начнет заниматься «перекраиванием» своей жизни прямо сейчас, в конечном итоге сможет достичь этого чувства свободы.

10.В чем, по мнению автора, заключается смысл человеческого существования?

Автор считает, что по-настоящему счастлив тот, кто выбрал правильный жизненный путь. Тот, кто сумел уйти с нелюбимой работы, кто понял, что счастье не заключается только в материальных благах. Лучше жить на своей родной земле и работать на ее благо.

« Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую»;

«И вся мудрость мира, все лучшие люди его из века в век, твердят: живите проще. Высшая мудрость в том, чтобы не мудрить. Главное вам дано – жизнь»;

«Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами. Второй жизни не дано, и об этом жалеть — пустое. Но упустить свою единственную… Какая беда»

11.Вспомните рассказ Ивана Алексеевича Бунина « Господин из Сан-Франциско».  Какая общая проблема объединяет эти произведения?

В обоих рассказах поднимается проблема обретения человеком смысла жизни. Господин, который не имеет имени, что намекает на то, что таких людей (героев) целое множество,  всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование.

Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, он видел его в материальных благах, а потому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда поговорить не о чем даже с самыми близкими людьми.

На примере своего героя Бунин хочет показать насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Все пассажиры корабля, видят смысл жизни в богатстве, но называя судно «Атлантида», автор намекает нам, что они обречены на гибель.

В рассказе Бориса Екимова герои могли бы прийти к подобной жизни, но они  осознают, что жить, мечтая только о большом количестве заработанных денег, бессмысленно. Люди, стремясь увеличить свой доход, зачастую не видят разумных границ, они не могу вовремя остановиться, поэтому жизнь проходит мимо них.

Хочется верить, что Худрин, главный герой рассказа, сможет после многих лет вернуться в хутор и стать по-настоящему счастливым.

Рецензент: Давыдова Дарья ФЛ-РЛБ- 51

Источники:

  1.  Екимов Б. П. «Мальчик на велосипеде»// Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=57962
  2.  Борис Екимов — биография // LiveLib [Электронный ресурс]. URL:https://www.livelib.ru/author/2948-boris-ekimov

Источник: http://iteach.vspu.ru/01-2019/18600/

Рассказ Бориса Екимова: "Говори, мама, говори" — Православный журнал "Фома"

По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

– Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость – спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит – и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

– Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.

Но в год нынешний осень выдалась долгая, теплая. Возле хутора, на окрестных курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по-летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром.

Птичий перелет затянулся. Неспешно уходила на юг казарка, вызванивая где-то в туманистом, ненастном небе негромкое онг-онг… онг-онг… Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.

– Кидаю умом, не накину… – жаловалась она соседке. – Ехать, не ехать?.. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло-растепло. Туды-сюды… Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить.

Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.

Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из пазухи еще один довод – мобильный телефон.

– Мобила! – горделиво повторяла она слова городского внука. – Одно слово – мобила. Нажал кнопку, и враз – Мария. Другую нажал – Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? – вопрошала она. – Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…

Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой. Одно дело – возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет?

Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь старики да пьянь. И хлеб не возят, про остальное не говоря. Тяжело старому человеку зимовать.

Вот и решила ехать на зиму к своим. Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит.

Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут.

Да и не больно весело на старости лет новые углы обживать. Хоть и родные дети, но стены чужие и вовсе другая жизнь. Гостюй да оглядывайся. Вот и думала: ехать, не ехать?.. А тут еще телефон привезли на подмогу – «мобилу». Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила дочь из города, по утрам.

Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго:

– Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь-будь.

Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла.

В первые дни старая Катерина лишь дивилась такому чуду. Прежде на хуторе был телефон в колхозной конторе. Там все привычно: провода, черная большая трубка, долго можно говорить. Но тот телефон уплыл вместе с колхозом. Теперь появился «мобильный». И то слава Богу.

– Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую.

Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.

– Это что за страсть такая… – ворчала старая женщина. – Не телефон, свиристелка. Прокукарекал: будь-будь… Вот тебе и будь. А тут…

А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чем рассказать хотелось.

– Мама, слышишь меня?

– Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские – модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже.

А то я ныне сон видала, такой нехороший. К чему бы? Вроде на нашем подворье стоит скотиняка. Живая. Прямо у порога. Хвост у нее лошадиный, на голове – рога, а морда козиная.

Это что за страсть? И к чему бы такое?

– Мама, – донеслось из телефона строгое. – Говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф.

– Прости Христа ради, – опомнилась старая женщина. Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном.

Читайте также:  Краткое содержание гоголь как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем за 2 минуты пересказ сюжета

Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей… И в самом деле ведь привиделась ночью такая страсть: лошадиный хвост и козья страшенная морда.

Вот и думай, к чему это? Наверное, не к добру.

Снова миновал день, за ним – другой. Старой женщины жизнь катилась привычно: подняться, прибраться, выпустить на волю кур; покормить да напоить свою малую живность да и самой чего поклевать. А потом пойдет цеплять дело за дело. Не зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит.

Просторное подворье, которым когда-то кормилась немалая семья: огород, картофельник, левада. Сараи, закуты, курятник. Летняя кухня-мазанка, погреб с выходом. Плетневая городьба, забор. Земля, которую нужно копать помаленьку, пока тепло. И дровишки пилить, ширкая ручною пилой на забазье. Уголек нынче стал дорогущий, его не укупишь.

Помаленьку да полегоньку тянулся день, пасмурный, теплый. Онг-онг… онг-онг… – слышалось порой. Это казарка уходила на юг, стая за стаей. Улетали, чтобы весной вернуться. А на земле, на хуторе было по-кладбищенски тихо. Уезжая, сюда люди уже не возвращались ни весной, ни летом. И потому редкие дома и подворья словно расползались по-рачьи, чураясь друг друга.

Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке – белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище.

Неловко начался день, да так и пошел не в лад.

Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.

– Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что – живая. Я ныне так вдарилась, – пожаловалась она. – Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… – подосадовала она. – Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины…

– Мама, – раздался в телефоне далекий голос, – конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину.

– А я тебе о чем и толкую. Тама корень из земли вылез, как змеюка. А я шла не глядела. Да тут еще глупомордая кошка под ноги суется. Этот корень… Летось Володю просила до скольких разов: убери его Христа ради. Он на самом ходу. Черномяска…

– Мама, говори, пожалуйста, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это – мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?

– Вроде бы не сломала, – все поняла старая женщина. – Прикладаю капустный лист.

На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: «Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…»

И, отгоняя горькие мысли, старая женщина занялась привычными делами во дворе и в доме. Но старалась больше толочься под крышей, чтобы еще не упасть. А потом возле прялки уселась.

Пушистая кудель, шерстяная нить, мерное вращенье колеса старинной самопряхи. И мысли, словно нить, тянутся и тянутся. А за окном – день осенний, словно бы сумерки. И вроде зябко. Надо бы протопить, но дровишек – внатяг.

Вдруг и впрямь зимовать придется.

В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины:

– Болят ваши косточки?..

Так впору и к месту были эти душевные слова, что ответилось само собой:

– Болят, моя доча…

– Ноют руки и ноги?.. – словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос.

– Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка – никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят…

  • – Болит ваша спина… – мягко ворковал, словно завораживая, женский голос.
  • – Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь…
  • Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа.

Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал, а потом смолк. Старая женщина даже всплакнула, ругая себя: «Овечка глупая… Чего ревешь?..» Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.

И тут совсем неожиданно, в обеденный неурочный час, заиграла музыка и засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась:

– Доча, доча… Чего случилось? Не заболел кто? А я всполохнулась: не к сроку звонишь. Ты на меня, доча, не держи обиду. Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. Но я ведь взаправду чуток не убилась. Тама, возля этой дулинки… – Она опомнилась: – Господи, опять я про эту дулинку, прости, моя доча…

Издалека, через многие километры, донесся голос дочери:

– Говори, мама, говори…

– Вот я и гутарю. Ныне какая-то склизь. А тут еще эта кошка… Да корень этот под ноги лезет, от грушины. Нам, старым, ныне ведь все мешает. Я бы эту грушину навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня?..

В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.

– Говори, мама… – просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь. – Говори, мама, говори…

Краткое содержание рассказов Бориса Екимова за 2 минутыРассказ из книги «Екимов Борис. Возвращение. Рассказы о живой жизни»

 – М.: Издательский дом «Никея»,

2015. – 304 с.: илл. – (Русская духовная проза).

На заставке фрагмент фото Giuseppe Milo, flick.com

Источник: https://foma.ru/govori-mama.html

Екимов Борис Петрович

Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих.

Род его деятельности был довольно обширным, ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане т в Тюменской области, работал в сельской школе учителем труда.

Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.

За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях таких как: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская».

Но пик читательского интереса к его творчеству перепадает на «перестроечные» годы, в это время его работы достигают максимального тиражирования в «толстых журналах».

На их страницах читатели могли прочесть целые сборники рассказов Бориса Екимова: «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».

Бориса Екимова часто и не без оснований называли своеобразным «проводником» литературных традиций края Донского. В его произведения можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.

Обозреватель газеты «Труд», Дмитрий Шеваров, писал в те годы: «Всякий, кто хоть раз читал рассказ Бориса Екимова, обязательно его запоминал. Несмотря на то, что все герои, описанные в рассказах, жители задонских хуторов, может сказать — это написано про нас, написано про меня.

Это все про нашу с вами жизнь — нелегкую, тревожную, разлетевшуюся на осколки.

Силой своего неисчерпаемого таланта и любви к людям писатель смог очень бережно собрать все эти осколки воедино, в повествование, которое навсегда останется в русской литературе честным свидетельством того, что испытали страна и люди за последние двадцать лет».

Произведения Екимова Бориса переводились на множество иностранных языков. Среди них: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента. В этой библиотеке находится целые серии произведений выдающихся российских авторов.

Биография Бориса Екимова повествует о том, что с 1985 года по 1991 год он является членом правления союза писателей РСФСР. После распада советского союза, с 1994года Борис Екимов становится членом Союза писателей России.

С 1987 года был членом редакционной коллегии популярного еженедельника «Литературная Россия». С 1998 года член редакционной коллегии журналов «Роман-газета» и «Отчий край». С 1997 года является членом комиссии по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации.

В 1997 году Борис Екимов входил в состав жюри Букеровской премии.

Сам Борис Екимов часто говорит, что живет на два дома: в Калаче-на-Дону и в Волгограде.

Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына.

По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами.

В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации.

Источник: https://biblioman.org/authors/ekimoff/

Борис Екимов — Возвращение

Здесь можно скачать бесплатно «Борис Екимов — Возвращение» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Возвращение» читать бесплатно онлайн.

Борис Екимов

ВОЗВРАЩЕНИЕ

В пору зимнюю или ранней весной, когда свои припасы на исходе, а до смерти захочется вдруг сладкой тыквенной каши, горькой редечки или жгучего перца «гардала» — приправы для хлебова, — куда правиться… К бабке Наде. Там уж точно не будет отказа и скупых отговорок, когда отводят глаза: «Было, да вышло…» Баба Надя ли, баба Надежа — она и есть «надежа».

Весной идут к ней за семенами да рассадой. Легкая рука у бабы Надежи. Соседи идут, а родня да свойство — словно в дом свой. Порой копеечку надо занять, на хлеб. Опять — к бабе Надеже.

Домик у нее — хозяйке под стать — ветхая скворечня. Словно на курьих ножках, стоит на какой-то шаткой подставе. Дунь — улетит вместе с хозяйкой, которая все больше говеет.

А там уж, по правде, и говеть нечему — живые мощи: под старой кофтенкой — узкие худые плечики, за ними — горб; иссохшие плети рук с большими ладонями и шишковатыми пальцами; под белым платком теплится, словно свеча, беззубая улыбка. Она — для всех.

Читайте также:  Краткое содержание алая буква готорн за 2 минуты пересказ сюжета

— На провед?.. — радуется любому гостю. — Спаси Христос… Не забывают люди добрые. Кто с нуждой, а кто меня поглядеть, трухлю старую. Соседи идут, родненькие, свои. Мы все тута посплелися, как плетень. Гостинцы несут. А мне какие гостинцы, я говею.

Она говеет. Великий пост да Рождественский, Петров да Успенский, среды да пятницы.

— Покушай моей тыковки, — угощает она гостей жданных и нежданных. — И свеколку я нынче парила, сладимая свеколка…

На черном листе противня светят оранжевые кусочки печеной тыквы. Они душисты, сладки даже на погляд, в коричневых каплях и подтеках пахучей сахарной патоки.

Знаменитые тыквы ее громоздятся, заполняя невеликую хатку. Они — под кроватью, под столом, вдоль стен: серые, словно мраморные валуны, — «русские», ярко-желтые, праздничные «костянки», дольчатые «ломтевки».

Печеная тыква для старой женщины — это баловство, на заедку, а больше для гостей угощенье. Еда ее — вечные казачьи щи: картошка, кислая капуста, красная помидорная да капустная заправа.

— Казачура… — посмеивается над собой баба Надя. — Щи всему отвечают. У нас, бывало, на хуторе и в завтрак — похлебаешь, в полудни — само собой, и вечером: «Давай, мать, горяченького…» Такой адат.

В доме пахнет сладостью щей, печеной тыквы, кислиной яблочной кулаги, горькими травами, что висят за печкой, и, конечно, старостью.

Лет бабке Наде много и много.

— Была бы сучкой, давно бы повесили, — простодушно объясняет она свои годы. — Всякий день молюсь Господу, Богородицу всякий день прошу… Богородица — моя заступница…

— подслеповато жмурясь, обращается она к божнице, крест кладет. — Всякий день прошу: «Дай покою. Изработалась, устала…» — жалуется она Богу и людям, гостям своим. — Так устала, жилочки нет живой.

Смерти прошу. Не дают. Надо покоряться.

— Не помирай, — говорят ей. — Как без тебя. Ты — первая огородница. Семена да рассаду где будем брать?

Окраина малого степного поселка. Невеликие дома, просторные огороды, от них — жизнь. Долгое лето, жаркое солнце. Зимой поселок засыпан снегом. Осенью чернеет заборами да нехитрым строеньем. Летом вскипает цветом и зеленью, словно рай.

В пору теплую, от светлого апреля до черной осени, жилье у бабы Нади царское: над головой — небо, под ногами — теплая земля и сочная зелень вокруг. С утра до ночи старая женщина в трудах: сажает, рыхлит, поливает; недолго, по-стариковски, спит где-нибудь в меже, кинув на землю дерюжку. Подремлет, очнется — и снова за дело.

Летом ее хатенка пустая стоит, двери — настежь. Гости придут, ищут:

— Баба Надежа! Ты где?! Хозяйка!!

— Аюшки… — тихим эхом отвечает она из огородной чащобы.

— Где схоронилась?!

Она не хоронится, она живет в огородной зелени, словно плеть огуречная, тыквенная. Кипень головного платка, словно белый цвет, порой всплывает над зеленью ботвы.

— Баба, ты где?!

— Аюшки… Тута…

Зимой — тесная хатка. Печь, железная кровать, стеганое одеяло, серая телогрейка — на гвозде, возле двери. Закопченный чайник — на плите. Хата словно пещерка. В малые оконца еле цедится непогожий день. В переднем углу божница: Спаситель и Богоматерь, Никола, Иоанн Златоуст.

Иконы старинного письма, староверские, от дедов. Они и во тьме светят. А когда погожий день заглянет в окошко или лампочка вспыхнет, тогда сразу праздник: густая киноварь, медовая желтизна, лазурь — иконы словно новехонькие. И будто раздвигаются стены. Не хатка, а храм Господний.

Баба Надя — не только огородница, она и перед Богом заступница: блюдет посты, знает молитвы. К огороднице бегут за тыквой да свеклой, за пахучей мятой да капустной рассадой. К заступнице, когда приходит иная нужда: болезнь ли, беда.

В трудную дорогу человек соберется, просит: «Помолись, баба Надя…» Она молится: «…нехай едет и легкой ногой ворочается, сохрани его… ему нужда…» О служивых нынче душа болит: то Чечня, то иная казнь. «Помолись, баба Надя…

«

Далекий степной поселок. Окраинная улица. Ветхий домик с шатким скрипучим крылечком. Порой по нему поднимаются чередом: родные, внуки да правнуки, соседи. Все — с нуждой. А порою словно отрежет. Никого нет. Особенно в непогоду. Но старой женщине не скучно. Она не торопясь потрудится, помолится, отдохнет. Пригреется на кровати: так покойно, так тихо, словно в могилке.

Иногда в домике бабы Нади живет девочка. Далекая, но родня. Как запьют отец с матерью, девочка к бабе Наде стучится: «Можно я пока поживу?» — «Живи, моя хорошая», — ей в ответ. Она и живет. Школьный портфель при ней. Спит на сундуке.

Покойная девочка, тихая, старательная. В тетрадках пишет, по книжке зубрит, рисует картинки и лепит их на стены. На картинках — цветы, нарядные дома, а еще — простое зверье, кошки да собаки, со странными, все понимающими глазами.

На серых стенах хатенки рисунки глядятся хорошо.

Девочка живет. Потом за ней приходит мать — печальная, усталая женщина. «Прости, Христа ради», — кланяется она бабе Наде.

«Бог простит», — машет рукой старуха и, провожая гостей, одаривает их тыквой, свеклой, хрусткой морковкой, а то и сунет немного денег — на хлеб. И снова остается одна. Грех говорить, но одной — легче.

Старому человеку все в тягость. Покоя просят тело, душа. Особенно когда неможется, в непогожие дни.

В непогожий осенний день, как раз перед Анной-зимней, пришла беда. Как всегда, порой утренней старая женщина, выйдя во двор, копошилась позади хатки своей, возле сарая: дров набирала, секла топором хворост на разжижку, нагребала уголь. Слышала она от старости плохо и глазами не больно хорошо видела, но что-то почудилось: какие-то шаги, движенье у крыльца ли, у калитки. Она откликнулась:

— Аюшки! Тута я!

Но никто не ответил.

В хату она вернулась не вдруг, копошась по-стариковски неторопливо. А когда вернулась, то сразу почуяла неладное.

Во дворе стояла осенняя сумеречь, а в хате — и вовсе тьма. И пахнбуло каким-то смрадом. Словно не в родную хату вошла, а в чужой дом, давно брошенный.

Она щелкнула выключателем. Тусклая лампочка, подчиняясь приказу, лишь обозначила желтый зрак, сумерек не рассеяв.

Еще не видя, старая женщина все поняла и шагнула к тому углу, перед каким молилась. Она шагнула и стала руками обшаривать стены, глазам не веря.

Угол был пуст. Осталась лишь липкая паутина, пустые гвозди. И не было икон. Все ушли: Спаситель, Богоматерь, Никола, Иоанн Златоуст. Сухие цветы и цветки бумажные, прежде украшавшие иконы, теперь валялись на полу.

Раздетая, в тонкой кофточке, неверными шагами, шарясь перед собой в воздухе, словно слепая, старая женщина вышла из дома, спустилась с крыльца и, ухватившись руками за планки калитки, пыталась увидеть ли, услышать чей-то след, чей-то голос, а потом попросила: «Христа ради, Христа ради…» Ей ответил лишь ветер. Осенняя непогожая улица, темные дома и заборы молчали.

Она вернулась в дом и словно заведенная, по вечной привычке, затопила печь, поставила чайник.

А когда он запел, закипая, достала мешок с травой, стала ломать и сыпать, накладывать в клокочущее чрево узкие листы, розовые цветы, обломки граненых стеблей. Пряная горечь клубами растекалась по хате.

Рука привычно потянулась к кружке. Но вдруг, опомнившись, старая женщина упала на колени и поползла к пустому углу:

— Прости, Христа ради… Прости… Не уберегла…

Она не молилась, она просто плакала, припав к дощатому полу. По-женски, по-детски наивные слова лились чередой, невнятно, со всхлипом. Потом она замерла, словно ожидая ответа. А не дождавшись, почуяла, что озябла, устала. Добралась до кровати, легла, но не заснула, а просто лежала, отдыхая и приходя в память.

Но день требовал своего. За печкой нужно глядеть, чтобы не прогорела. И маковой росинки не было во рту.

За полдень объявилась девочка. Как всегда, она поскреблась у двери, встала у порога, тихо спросила:

— Бабушка, можно я у тебя поживу?

— Живи, моя хорошая… Живи, — ни о чем не выспрашивая и все понимая, ответила баба Надя, хотя нынче ей было не до гостей и тем более не до жильцов.

Источник: https://www.libfox.ru/15491-boris-ekimov-vozvrashchenie.html

отзыв о рассказе Бориса Екимова "ночь исцеления"

5-9 класс

Ночь исцеления» — рассказ о там, как внук нашёл способ исцелить свою бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала. Ей каждую ночь снилось, что она потеряла хлебные карточки (а это действительно так однажды случилось во время воины).

Автор даёт нам понять, что, несмотря на то, что воина уже давно закончилась, она, оказывается, продолжает жить в сердцах тех, кто был её свидетелем. Но исцелилась не только бабушка.

В душе её внука Гриши тоже происходит исцеление: он смог почувствовать чужую беду как свою, он вылечился от равнодушия, проявив милосердие и сострадание.

Автор как бы призывает нас, читателей, хоть на минутку остановиться в бесконечной гонке современной жизни, остановиться, чтобы посмотреть вокруг и увидеть тех, кто рядом с нами и кому нужна помощь и поддержка.

У поэта А. Дементьева есть такие строки: «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе…». Как это просто! Не забывать бы только делать это.

иди нахуй

не то сочинение что надо

Да, когда это отзыв. Логично.

Ответить

Ksusha312 / 02 дек. 2014 г., 10:47:51

Напишите отзыв по рассказу » Васюткино озеро » . Кто не спишит с интернета , апридумает сам , начначу как лучший ответ . Прошу , прошу , я вообще

  • курица , не логики , не фантазии , прошу , я надей , что вы мне поможете .
  • ___________________________________________________________________
  • Напишите отзыв по рассказу » Васюткино озеро » .

александрочка01love / 10 марта 2014 г., 7:55:33

Плиз срочно надо на завтра! Рассказ Ночь исцеления Борис Екимов.

  1. Вопросы:
  2. 1) какие проблемы автор старается решить 2) » А говорили всё проходит
  3. И позабудется всё в свой срок
  4. Но боль войны живёт в народе
  5. И бродит как в берёзе сок»
  6. Смысл названия эпиграфа и связь с рассказом.

Вы находитесь на странице вопроса «отзыв о рассказе Бориса Екимова «ночь исцеления»«, категории «литература«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/4291288_otzyv-o-rasskaze-borisa-ekimova-noc-iscelenia/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector