Краткое содержание рыбаков дети арбата за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

Трилогия Анатолия Рыбакова «Дети Арбата»

Эта рецензия далась мне сложно.
Есть такие книги, которые поднимают целый ворох внутренний переживаний, воспоминаний, отрезков жизни, которые переосмысливаешь.

Для меня такой книгой стала трилогия «Дети Арбата».
Только через пару месяцев я сформулировал ясно почему.

Я яснее увидел свою жизнь в свете жизни моих родителей, дедушек и бабушек и главное, среды, из которой они вышли и воспитывали меня. И некоторые вопросы были глубоко в подсознании, но именно книга дала ответы на них.

В общем, я взялся за «Детей Арбата» — книгу, о которой слышал давно, хотел прочесть давно, да всё руки не доходили. Анатолий Рыбаков был для меня тёмной лошадкой, автором, о котором я ничего не слышал, но знал, что это человек сильной судьбы.
Прочитал. И понял, что это изменило меня и мое понимание многого, в том числе и себя.

Однажды Твардовский сказал Анатолию Рыбакову:

«Каждый писатель, — сказал Твардовский, — мечтает о своей главной книге, но не всякий, даже очень талантливый, ее создает, потому что не находит того, что должно послужить для нее материалом. Вы нашли свой золотой клад. Этот клад — ваша собственная жизнь.

И то, что вы, пренебрегая своей славой известного беллетриста, своим материальным положением, пишете такую книгу, без надежды на скорое её опубликование, пишете всю правду, подтверждает, что вы настоящий писатель. Я уже имел случай говорить товарищам из секретариата Союза писателей о вашем романе.

Я им сказал, что это первый в советской литературе роман о Москве. Вы прекрасно показали ту эпоху, показали общество во всех его разрезах — от сына портного до дочери наркома. И от этого невозможно оторваться. Я прочитал его за одни сутки. Вы достигли в нем поразительной силы и убедительности изображения.

Мне очень горько, что я ничего не могу пообещать вам конкретно. Журнал в очень тяжелом положении, его медленно и тихо удушают. Я уже говорил им — так дальше невозможно, так дальше журнал существовать не сможет. Мы имеем, что печатать, но нам не дают, хотят, чтоб журнал угас сам по себе.

Я им много хорошего говорил про ваш роман, я его большой поклонник и пропагандист, но как только я упомянул, что там есть арест, она сразу замолчали и больше к этому не возвращались. И ставить сейчас вопрос о вашем романе бесполезно.»

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

01.01.1993 Анатолий Наумович Рыбаков, русский советский писатель, романист,

Есть писатели, которые нашли свою тему. Им повезло — они вычерпывают неисчерпаемый источник. Только написал одну книгу об этом — уже появилась новая, с другого ракурса.
К ним я отношу Ремарка с темой о нацизме, потерянном поколении и эмигрантах, Хэмингуэя — с темой становления личности и войной, Солнженицына с ГУЛАГом.

И вот появился новый автор — Анатолиий Рыбаков. И его переосмысление влияния Сталина на эпоху и на страну.

Человек особенной судьбы — Анатолий Рыбаков пережил ссылку в 22 года, но в 35 был полностью реабилитирован. И решил начать жизнь заново.

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

«Дети Арбата» я принимал как пилюлю.

У меня был ряд вопросов к тому времени — в какой стране жили мы, мои родители и их родители. В какой стране я родился. И почему у моих родителей именно такая жизнь, а не другая.
Сегодня этой страны нет, но ее ноги до сих пор торчат из шкафа.

«Дети Арбата» показывает истоки Советской машины, перемалывающей реальных людей ради мнимого светлого будущего. И я читал ее так, словно это сборник с ответами на ребус, который я не мог разгадать долгие годы. Я вертел этот сборник и так, и эдак, пока наконец у меня не сформировалась цельная картинка.

Сегодня я понимаю, что образ мышления Сталина сформировал образ мышления страны. Он заложил его. И Именно Анатолий Рыбаков показал, как мыслил человек, 30 лет управлявший 4-й частью земного шара.

Как я читал?

Первые 100 страниц я читал медленно и втягивался.
Потом 400 страниц у меня был ритуал. Я укладывал дочь спать и у меня был вечер с чашкой вкусного чая и не менее вкусного чтения.

А последние 700 страниц превратились в марафонский бег. Я не мог остановиться, читал и читал, книга захватывала всё сильнее и глубже.

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

Мемориальная доска на доме на Арбате, где жил Анатолий Рыбаков.

«Дети Арбата» — одна из тех книг, которые я поставлю на особую полку. Полку книг, которые я перечитываю.
Это фундаментальный труд, который отразил эпоху. Именно так эпохально ее и стоит читать — спокойно, не спеша и с глубоким погружением.

И после этой книги у меня еще больше вопросов, но теперь есть и ответы, например на вопрос — что больше всего формировалось в СССР в людях.

Я понимаю, что настоящей свободы не было — было приспособленчество и мышление «не высовывайся», в большинстве своём.

(Да, я, как и вы, знаю отдельные примеры людей, которые не позволили себе слиться с толпой и партией и были честны до конца, но это редкие исключения) И это печально, но лучше честно признать этот факт.

Сейчас меня больше волнует другой вопрос. Мы-то вышли из Советского Союза, но вышел ли он из нас?

P.S. И да, вы правы если подумал, что на основании отдельной книги нельзя судить. Но в моем случае «Дети Арбата» стали последним штрихом к картине, сформированной Солнженицыным, Бродским, Пастернаком.

P.P.S. Уже после завершения прочтения книги к нам в гости приехал папа. Мы живем сейчас в разных городах.
Он ночевал у нас и я до часа ночи мучал его вопросами, которые цепляют, тревожат меня: какие перспективы были у молодежи тогда? Как можно было развиваться? Что читали молодые люди?

Его рассказы только подтвердили мои выводы — большая страна, со мнимым светлым будущим и реальным отсутствием перспектив. Как шутили тогда по словам папы, «СССР — страна с неясным прошлым, а не будущим». Каждый год всплывали такие жуткие факты, тщательно скрываемые от всех, что у многих волосы на голове становились дыбом.

Похоже, чтобы избавиться от этого пугающего наследия, нам нужно еще время и осмысление. Да, только время и осмысление.

Автор текста Владимир Багненко

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”.

Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.

Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Источник: http://bagnenko.name/books/children-of-the-arbat-anatoly-rybakov-about-the-main-problem-of-the-soviet-union

Дети Арбата – краткое содержание романа Рыбакова (сюжет произведения)

Действие романа происходит в Москве на Арбате в одном из высотных домов. Здесь и живут 4 наших главных героев. Первый-это Саша Панкратов, который был секретарем комсомольской организации.

Мать у второго персонажа Максима Костина работала лифтершей. Он и Нина Иванова были активистами в школе. Елена Будягина была дочерью знаменитого дипломата.

А Юра Шарок, их одноклассник родом был из семьи портных и поэтому не особенно любил своих друзей.

Все они окончили школу, и теперь, повзрослевшие и красивые отмечают Новый год. Вроде все хорошо, только Александр Панкратов опечален, так как он был исключен не только из института, но из комсомола за чужую ошибку, приравненную к вражеской.

Саша попытался объяснить все в Центральном комитете, и его восстановили в институте, но потом опять арестовали и допрашивали каждый день. Ему пытался помочь Березин, заместитель Ягоды. Он знал, что Саша – честный парень и ни в чем не виноват.

Но его даже не стали слушать.

Мать Панкратова пришла на свидание с сыном, прихватив теплую одежду и продукты. Было понятно, что парню вынесли приговор. Все это время с ней была Варя Иванова, но сегодня она с ней не пришла, так как провожала приятелей, курсантов на Дальний Восток. Девушка увидела Александра на вокзале. Парень совсем изменился. Сильно похудел, лицо вытянулось, и выросла бородка.

Так необычно сложилась судьба бывших одноклассников. Саша отправился в ссылку, Максим уехал на Дальний Восток. А Шарок работает в прокуратуре и выносит приговор таким же людям, как они. Совсем недавно Варвара встретила Вику Марусевич с шикарным кавалером и пригласила девушку провести свободное время в их компании.

Когда Варя пришла в это место, то она увидела, что люди здесь живут совсем по- другому. Они пьют дорогие напитки и едят изысканную еду. Она втянулась в эту жизнь. Сразу познакомилась с Костей, который был известным бильярдистом. Он предложил ей съездить на юг, и Варя согласилась. Приехав из Крыма, молодые люди селятся у матери Панкратова.

Варя живет в свое удовольствие. Дорого одевается, делает шикарные прически.

А тем временем Саша определяется жить в деревне Мозгова, где занимается починкой сепаратора. Юноша постоянно говорит председателю, что надо необходимы новые детали. И вот, когда сепаратор ломается, то председатель обвиняет Панкратова вредителем колхозного имущества. А за такой проступок Саше грозил новый срок. Он понимает, что его честность никому не нужна.

В это время от Березина Шароку поступает предложение поступить в Высшую школу НКВД. Но тот отказывается, так как идет работать в НКВД в Ленинграде. У Варвары отношения с Костей становятся плохими. Оказалось, что он женат на другой женщине из-за прописки. Да и работа у него легкомысленная. Он- игрок.

Сегодня может быть в выигрыше, а завтра без денег остаться. Варя решает от него уйти и устроиться на работу. Девушка стала все чаще думать о Саше, и в письме матери Панкратова пишет строчки от себя. Саша, прочитав письмо, взбодрился, и ощутил симпатию к девушке.

Но он понял, что с известием об убийстве Кирова, придут тяжелые времена.

Произведение учит нас, несмотря на встречающееся в жизни предательство и ложь сохранить в себе человеческое достоинство.

Также читают:

Рассказ Дети Арбата

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

Популярные сегодня пересказы

Городничий созывает всех чиновников к себе, дабы сделать неприятное заявления, что скоро в город прибудет секретный ревизор из Петербурга. Городничий начинает раздавать приказы

Бедняк Эвклион нашел горшочек с золотом, но бедняк не знает как распоряжаться с золотом и он просто прячет его поблизости, снова закапывает. При этом он не просто закопал найденный клад, но теперь и невероятно нервничает

Проспер Мериме (1803 – 1870) – романист, переводчик и критик. Родился в Париже. Сын Жана-Франсуа-Леонора Мериме. Отец был художником и занимался химией. В возрасте 15 лет выучил английский.

Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, события которой разворачиваются в середине девятнадцатого века в период установления власти Второй империи.

Дети Арбата

Самый большой дом на Арбате — между Никольским и Денежным переулками. В нем живут четверо бывших одноклассников.

Трое из них: Саша Панкратов, секретарь комсомольской ячейки школы, сын лифтёрши Максим Костин и Нина Иванова — составляли в школе сплочённую группу активистов. К ним ещё примыкала дочь известного дипломата, большевика с дореволюционным стажем Лена Будягина.

Читайте также:  Краткое содержание ломоносов пётр великий за 2 минуты пересказ сюжета

Четвёртый — Юра Шарок, сын портного. Этот лукавый и осторожный парень политику ненавидит. В его семье новых хозяев жизни язвительно называют «товарищами».

Школа окончена. Теперь Нина учительница, Лена — переводчица. Максим кончает пехотное училище, Саша учится в техническом вузе, а Юра — в юридическом.

К их компании примыкает ещё Вадим Марасевич, сын известного врача, он метит в литературные и театральные критики. Школьница Варя, сестра Нины. Красавица Вика Марасевич, сестра Вадима. Они сидят за столом, встречая новый, 1934 г.

Они молоды, не представляют себе ни смерти, ни старости, — они рождены для жизни и счастья.

Но у Саши неприятности. Собственно говоря, из института и из комсомола его исключили. Неприятная история, мелочь: к годовщине революции выпустили стенгазету, и кое-кто из факультетского начальства расценил помещённые в ней эпиграммы как враждебную вылазку.

Саша побывал в ЦКК, и его восстановили и в институте, и в комсомоле. Но вот — ночной звонок в два часа, красноармейцы, понятые. Арест и Бутырская тюрьма.

«За что вы здесь сидите?» — спросил его следователь Дьяков на первом допросе. Саша теряется в догадках. Чего от него хотят? У него нет разногласий с партией, он честен перед ней. Может, дело в Марке Рязанове, брате матери, — он влиятелен, первый металлург страны.

Марк тем временем поговорил о Саше с высокопоставленными людьми. Будягин ясно понимает: «они» знают, чей Саша племянник. Когда человека вводят в состав ЦК, не могут не знать, что его племянника арестовали.

Березин, заместитель Ягоды (главы ОПТУ), лучше Будягина и лучше Рязанова знает, что Панкратов ни в чем не виноват. Честный, идейный парень. Его дело тянется много дальше и выше, выходя через замдиректора Сашиного института Криворучко на Ломинадзе, замнаркома тяжёлой промышленности (а нарком Орджоникидзе).

Но даже Березин, член коллегии НКВД, не знает и не может, конечно, знать, что думает об Орджоникидзе, человеке своего ближайшего окружения, Сталин. А думает Сталин вот что: они давно знакомы, слишком давно. Начинали в партии вместе. А у вождя нет единомышленников, есть только соратники. Серго после капитуляции оппозиционеров не захотел уничтожить их.

Хочет сохранить противовес Сталину? И чем, какими политическими целями объясняется нежная дружба Серго и Кирова?

Софье Александровне велели прийти в Бутырку на свидание с сыном. С собой взять тёплые вещи, деньги и продукты. Значит, приговор Саше вынесен. Все это время ей помогала Варя Иванова: ходила за продуктами, возила передачи. Но в тот вечер не зашла — на следующий день они провожали Максима и ещё одного курсанта на Дальний Восток.

На вокзале Варя увидела Сашу: он покорно шёл между двумя красноармейцами с чемоданом в руке и заплечной сумкой, бледный и с бородой.

Итак, Саша выслан. Что осталось от их компании? Макс на Дальнем Востоке. А Шарок — и это для многих дико — работает в прокуратуре. Юрка Шарок — вершитель судеб, а чистый, убеждённый Саша — ссыльный!

Варя как-то встретила на Арбате красавицу Вику Марасевич с франтоватым мужчиной. Вика пригласила звонить и заходить, хотя Варя никогда ей не звонила и к ней не заходила. Но тут пошла. И попала в совершенно другой мир. Там — стоят в очередях, живут в коммуналках. Здесь — пьют кофе с ликёрами, любуются заграничными модами.

Для Вари началась новая жизнь. «Метрополь», «Савой», «Националь». Коренная москвичка, она прежде лишь слышала эти притягательные названия. Только одета она плоховато.

Масса новых знакомств. И среди них — Костя, знаменитый бильярдист. Он родом из Керчи, а Варя никогда не была на море. Узнав об этом, он сразу предлагает ехать. Костя — независимый, могущественный человек, он никому не покорится, не потащит под конвоем свой чемодан по перрону.

Вернувшись из Крыма, Варя и Костя поселяются у Сашиной мамы, Софьи Александровны. Варя не работает. Костя даже не разрешает ей готовить. Она одевается у лучших портных, причёсывается у самых модных парикмахеров, они постоянно бывают в театрах, ресторанах.

Первую телеграмму маме Саша отправил из села Богучаны Канского округа. Товарищ по ссылке, Борис Соловейчик, ввёл его в курс местной жизни: в здешних местах можно увидеть кого угодно — меньшевиков, эсеров, анархистов, троцкистов, национал-уклонистов. И действительно, в пути до места Саша знакомится с самыми разными людьми, и далеко не всех из них интересует политика или идеология.

Местом ссылки Саше определяют деревню Мозгову, в двенадцати километрах от Кежмы вверх по Ангаре. За квартиру с питанием он платит деньги, иногда приносит сметаны — чинит общественный сепаратор.

Сепаратор изготовлен в конце прошлого века, резьба сносилась, и несколько раз Саша передаёт председателю, что надо нарезать новую.

Сепаратор в очередной раз ломается, председатель обвиняет Сашу в умышленной порче, и они крупно ругаются на людях.

Объяснения приходится давать уполномоченному НКВД Алферову. Тот растолковывает: аппарат вышел из строя, председателю насчёт резьбы никто ничего не передавал — да бабы слов «резьба», «гайка», «валик» просто не знают. В общем, за вредительство Саше дадут минимум десять лет. Кроме того, дискредитация колхозного руководства.

Сразу после ареста Саша надеялся, что все скоро разъяснится и его освободят, — он чист, а невиновных партия не наказывает. Теперь он хорошо понимает, что бесправен, но сдаваться не хочет. Решил отвечать на оскорбление оскорблением, на плевок — плевком. Конфликт с сепаратором как-то замят.

Надолго ли? Сашей овладевает тоска: он рос в убеждении, что будет строить новый мир, теперь у него нет ни надежды, ни цели. Идеей, на которой он вырос, завладели бездушные карьеристы, они попирают эту идею и топчут людей, ей преданных.

Учительница Нурзида, с которой у него роман, предлагает ему вариант будущей жизни: после ссылки они зарегистрируются, Саша возьмёт фамилию жены и получит чистый паспорт, без отметок о судимости.

Тараканья, запечная жизнь? Нет, на такую Саша не согласится никогда! Он чувствует, что меняется, да и товарищ по ссылке говорит ему, что не стоит из осколков прежней веры лепить новую. Можно или вернуться к прежним убеждениям, или оставить их навсегда.

Березин предлагает Шароку поступить в Высшую школу НКВД. Тот отказывается, так как Запорожец берет его в ленинградский аппарат НКВД. Это подтверждает подозрение Березина: в Ленинграде готовится какая-то акция.

Сталин недоволен положением в городе, требует от Кирова репрессий против так называемых участников зиновьевской оппозиции, хочет развязать в Ленинграде террор. Для чего? Как детонатор для террора по всей стране? Запорожец должен организовать такое, перед чем Киров должен будет отступить.

Но что? Диверсия, взрыв — Кирова на этом не проведёшь. Убийство одного из соратников Кирова? Позвончее, но не то.

Березин хорошо помнит, как в 1918 г. в Царицыне Сталин поучительно сказал ему: «Смерть решает все проблемы. Нет человека, и нет проблем».

Вечером Березин впервые зашёл к Будягину и в разговоре мельком сообщил, что Запорожец под строжайшим секретом подбирает в Питере своих людей. Будягин оценил сказанное в полной мере и утром передал Орджоникидзе.

Но Орджоникидзе и Будягину в голову не пришло то, о чем сразу догадался кадровый чекист Березин.

У Вари сложности с Костей — ведь, в сущности, сближаясь с ним она его не знала. Выясняется, что он женат, хотя якобы женился из-за прописки. Он игрок, сегодня богат, завтра станет беднее всех. Может проиграть и её саму. Хватит! Ей пора идти работать. Приятели устраивают её в Бюро по проектированию гостиницы «Москва» чертёжницей.

С Костей все хуже. Они чужие люди, и самое лучшее — разойтись. С Софьей Александровной и её соседями по коммуналке Варя все чаще говорит о Саше, все чаще думает о нем.

Да, она ценит свою и чужую независимость, решает все сама, не осторожна, не умеет отказывать себе в удовольствиях — на этом и попалась. Ну что ж, с Костей покончено, ещё не поздно изменить свою жизнь.

В письме Софьи Александровны, адресованном Саше, она делает приписку от себя.

Прочитав Варины строки, Саша испытывает острое, щемящее чувство любви и влечения к этой девочке. Все ещё впереди! Но пришедший к нему в гости товарищ-ссыльный хмур и озабочен. Он принёс плохие новости — 1 декабря в Ленинграде убит Киров. И кто бы это ни сделал, можно сказать с уверенностью: наступают чёрные времена.

Дети Арбата (2004)

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

Регистрация >>

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/deti-arbata-kratkoe-soderzhanie-romana-rybakova-syuzhet-proizvedeniya

Краткое содержание рыбаков дети арбата точный пересказ сюжета за 5 минут

27 Марта 2020 г.

Поделитесь: VK | FB | OK | TW

Содержание:

Было экранизировано в 2004 году произведение «Дети Арбата». Краткое содержание серий практически совпадает с представленным выше изложением книги. Единственное, некоторые сцены трилогии совсем отсутствуют в картине, либо были сильно урезаны.

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

Вы прочитали краткое содержание романа “Дети Арбата”. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Рассказывает о жизни простых юношей и девушек, попавших в водоворот исторических событий, трилогия «Дети Арбата» (краткое содержание это подтверждает). Итак, наши герои не так давно окончили школу.

Книга «Дети Арбата» не одна, у нее есть продолжения «Страх» и «Прах и Пепел». То есть произведение является трилогией. Я прочитала все три книги и на основе них пишу свой отзыв.

Автор романа «Дети Арбата, 7 букв, сканворд

Слово из 7 букв, первая буква — «Р», вторая буква — «Ы», третья буква — «Б», четвертая буква — «А», пятая буква — «К», шестая буква — «О», седьмая буква — «В», слово на букву «Р», последняя «В». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Краткое содержание Рыбаков Дети Арбата за 2 минуты пересказ сюжета

«Дети Арбата» показывают нам десятилетие из жизни определенных людей. Читатель наблюдает как меняется их жизнь, как видоизменяется их внутреннее мировоззрение, к чему приводят поступки и с чем люди оказываются в итоге. Кто мог выжить и закалиться во времена, когда процветало стукачество, ложь и всюду разрасталась липкая паутина страха.

Он знал о главной книге своей жизни — «Дети Арбата». И он хотел ее издать именно в СССР. Он не хотел издавать ее за границей, хотя ему предлагали десятки раз.

Идет 1934 год. События происходят на Старом Арбате, где все еще ездят трамваи, мчатся кони-извозчики, а также появляются первые автомобили, которые могут позволить себе лишь избранные. Этот крупнейший дом свысока «наблюдает» за прочей арбатовской мелочью.

«Дети Арбата» (книга): краткое содержание. Завязка

Саша идеалист, несмотря ни на что он пытается оставаться человеком с большой буквы, но и ему приходится приспосабливаться, как-то изворачиваться, где-то обманывать и все для того, чтобы сохранить жизнь.

Тэги: #анатол #шарок #панкрат #саш #википеди #называетс #марасевич #будягин #лен #анатоли #иванов #вар

Читайте также:  Краткое содержание горький легенда о ларре из рассказа старуха изергиль за 2 минуты пересказ сюжета

Нашли неточность или устаревшие данные? Отредактируйте статью!

Источник: https://ozpp-omsk.ru/27127/

Рыбаков "Дети Арбата", какое краткое содержание?

«Дети Арбата» — название и романа, и тетралогии, в которой этот роман является первой частью. Она (первая часть) была начата Анатолием Рыбаковым еще в 50-е годы, анонсировалась в 66-м и 78-м годах, но не была опубликована.

Когда первый роман был заявлен в журналах «Новый мир» и «Октябрь», писатель работал над второй и третьей частями.

В конце концов роман «Дети Арбата» вышел в 1987 году, а четвертая часть — «Прах и пепел» — в 1994-м.

Это роман о комсомольцах 30-х. Здесь есть искренне верящие в справедливость Советской власти — Саша Панкратов, Лена Будягина, Нина Иванова — и те, кто только притворяются, а на деле идеалы социализма им совершенно чужды.

Сашу Панкратова исключают из института на пятом курсе, он пытается доказать, что все обвинения — недоразумение, друзья поддерживают его. Саша почти восстановлен, как вдруг его арестовывают, судят и отправляют в ссылку в Сибирь.

Уже позже выясняется, что на арест повлияло родство Саши с хозяйственником на высоком посту, неугодным Сталину, — это брат матери Саши, Марк Рязанов. Сестра Сашиной одноклассницы Нины, Варя, влюбляется в Сашу и во всем помогает его матери, когда Сашу высылают. Очень по-разному складывается жизнь компании, в которую входил Саша.

Юра Шарок становится НКВД-шником, Вика Марасевич выходит замуж за француза и уезжает с ним из СССР, ее брат, Вадим, — популярный театральный критик, а заодно осведомитель НКВД.

Лена Будягина, дочь наркома, рожает сына, отец которого — Юрий. Варя Иванова выходит замуж за давно влюбленного одноклассника Максима — командира Советской Армии.

И, чтобы избежать ареста, который вот-вот случится, по совету Вари уезжает к Максиму на Дальний Восток.

Позже Варя, чтобы спасти маленького сына Лены, которую тоже высылают из Москвы (без суда и следствия, ни за что), выдает мальчика за своего сына и увозит к сестре.

Саша, отбыв ссылку, возвращается, но в Москву ему нельзя в соответствии с паспортным режимом. Он оказывается сначала в Рязани, затем в Уфе, но нигде не получается зацепиться, режим ужесточают…

Начинается Великая Отечественная война. Саша идет на фронт, сначала простым водителем. Позже он выводит автоколонну из окружения, и сам Жуков присваивает ему звание военного инженера. Варя замужем за именитым архитектором — она разуверилась в том, что они когда-нибудь смогут встретиться с Сашей.

Она тоже уходит на фронт, добровольно, инженером по строительству военных сооружений. Попав в район боевых действий, Варя и Саша наконец встречаются в лесу… и Варя погибает от немецкой пули. Саша остается рядом — ему уже некуда идти, он умирает здесь же от раны.

Похоронная команда, найдя их после боя, хоронит в одной могиле.

Параллельно с вымышленным сюжетом Рыбаков рассказывает о реально существующих людях: Сталине, Орджоникидзе, Кирове, маршалах Советского Союза.

Он показывает в тетралогии, как получилось, что молодые ребята, готовые беззаветно служить Советскому государству, оказываются не нужны этому государству.

Как погибают самые порядочные, смелые, а трусы и двуличные выживают. Очень тяжелое произведение!

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3186859-rybakov-deti-arbata-kakoe-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова

Через всю книгу проходят судьбы нескольких человек: Саши Панкратова и его мамы, Лены Будягиной, Нины и Вари Ивановых, Юрия Шарока, Вадима и Вики Марасевич. Чьи-то судьбы тесно сплетены с книгой, другие, появившись, тают, теряются на ее страницах.

Главный герой книги – Саша Панкратов, бывший когда-то активистом, комсомольцем, учился в техническом университете.

За то, что назвал бухгалтерию аполитичной наукой, а в выпуске стенгазеты к седьмому ноября не сделал передовицу и написал смешные эпиграммы, он был исключен из института и комсомола. Позже и вовсе сослан в деревню Мозгова на Ангаре.

То, что эпиграммы и обвинения в аполитичности бухгалтерии были лишь поводом, становится ясно очень быстро, но истинные причины не афишируются. Очевидно, они связаны с его дядей, Марком Александровичем, и другими высокопоставленными лицами.

Саша, уверенный в себе, сильный человек, воспитывавший в себе несокрушимую волю, испытал на себе всю гамму чувств – от надежды, что дело его разберут, поймут, что он ни в чем не виновен, до тоски, отчаяния, апатии и опять надежды. Но надежды уже не на то, чтобы вернуться в Москву и доказать свою невиновность, а надежду на любовь.

На станции перед отправкой в ссылку Варя увидела его с бородой. Его внешний вид внушил ей ужас и страх. Несколько дней она не могла смириться с тем, что Саша стал похож на старика. Тема старика, перекликается с мыслями и страхами Сталина.

Зубной врач предложил ему поставить пластиковый протез вместо удаленного зуба. Но Сталин был против – так он будет выглядеть старым, а ему надо жить, руководить людьми, менять подчиненных, убивать их, уничтожать старое. Его образ, размышления проходят через всю книгу.

На некоторых страницах он говорит сам, на других автор пересекает мысли Сталина с размышлениями Саши. Так, Сталин думает о том, что он управляет людьми, которые верят в него как в отца, бога.

Панкратов же приходит к мысли, что все судебные процессы, расстрелы – только для укрепления власти одного человека, в которого люди верят, ради которого страдают.

Что делать в такой ситуации? Жить как заяц, прятаться ото всех, приспособляться жить как все и не высовываться? Наверное, такую жизнь избрал для себя Юра Шарок.

Сын бывшего владельца модной мастерской, он с детства ненавидел всех, чувствовал себя ущемленным. Однако смело и уверенно шел по карьерной лестнице, не обращая внимания на чувства людей, используя связи, просчитывая, что будет для него лучше.

Вероятно, он мог бы отказаться от своих родителей и брата, который попал в тюрьму из-за кражи.

Тема родственных связей, отношений и того, кем остается человек, важна в книге. В начале книги автор прямо пишет, что для детей революции отвлечение на личное это предательство общественного. Но в ссылке Саша встречает разных людей. Сын ссыльного Петра Кузьмича отрекся от него, выбрав учебу и комсомол.

К другому ссыльному, Михаилу Михайловичу, приехала на место ссылки его жена, хотя он просил ее отречься от него ради себя и детей, выйти замуж, сменить фамилию, избавиться от его имени. Зида предлагает Панкратову жениться на ней и тоже сменить фамилию, стать другим человеком.

Не случайно Варя, поступая на работу, а потом и в профсоюз, вынуждена отвечать на огромное количество вопросов, связанных со своими родственниками. Вся личная жизнь перестает быть личной, становится достоянием властей, НКВД, разглядывающих ее под микроскопом.

Люди типа Юры Шарока складывают ее в папки, перешнуровывают, сохраняют.

Тем важнее отношения Саши с Варей, мамой и даже отцом, который их бросил. Женщина, за ночь превратившаяся в старуху, нежная, но сильная девушка, не понимающая, зачем ей нужно вступать в комсомол, отец, хороший ли плохой, для него обретают смысл. Человеческие отношения становятся важнее партии и номенклатуры.

Через все повествование проходит жизнь Арбата, как будто он сам – живой человек. Арбат, а вместе с ним и вся Москва, живет, меняется. Вот респектабельный дом, по соседству с ним – маленькие старые домики, барские особняками.

Вечером зажигаются огни кинотеатров, ходят веселые девчонки, звенит трамвай. Но через какое-то время уже этих нет трамвайных трелей, пути демонтируют, строят станцию метро. Сталин меняет город, делает так, что Москва стала памятником его эпохи, заново воссоздает его.

Ибо только архитектура и города долговечны.

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-deti-arbata-a-n-rybakova.html

Изображение исторических судеб первого поколения советских людей (по роману А. Н. Рыбакова «Дети Арбата»)

Мое поколение стало свидетелем, очевидцем наступления после мно­гих десятилетий эпохи гласности и проявления демократизма. Я думаю, что моему поколению придется быть не только очевидцем, но необходимо стать участником всех сложнейших процессов, направленных на переустрой­ство многих сторон нашей такой суровой действительности.

В этом нам помогут произведения, возвратившиеся к нам через несколь­ко десятилетий, произведения честные, талантливые, осветившие светом правды многие страницы нашей истории, без осмысления которой нам нико­гда не установить так необходимую для нашей деятельности связь поколе­ний. Ведь прошлое не умирает и не подлежит забвению!

К нам вернулись книги А. Бека, М. Булгакова, С. Антонова, А. Плато­нова, Б. Можаева, В. Дудинцева, О. Воинова, А. Ахматовой — истинных литераторов, не искавших идей, а дышащих этими идеями, как воздухом, переживших их вместе с обществом, ибо они осознавали себя причастны­ми к судьбе народа. Многие из них знавали черные дни в своей жизни, дни бедствий и напастей, гнет глухой клеветы.

Репрессии 1937-1938 гг. жестоко отозвались в их судьбах, но стоический оптимизм и вера в высокую миссию писателя, поэта не покидали этих муже­ственных художников, помогающих нам осмыслить прошлое и извлечь из него уроки во имя будущего. Книги этих писателей звучат как Реквием по невосполнимым утратам.

Повсеместный интерес вызвал роман Анатолия Рыбакова «Дети Ар­бата». Этот интерес объясняется благородным стремлением писателя вскрыть (впервые столь подробно в нашей литературе) психологию Сталина в ка­честве государственного деятеля. Деятеля, у которого, по А. Н.

Рыбакову, не­разделимо слились представления о благе народном и благе собственном, причем под собственным благом подразумевалась безграничная власть, устраняющая без всякой пощады со своего пути всех не согласных с ним, «избранным самою судьбой».

Для достижения высокой цели хороши лю­бые средства — этот постулат итальянского политика эпохи Возрождения Макиавелли применительно к «Детям Арбата» полностью объясняет пути и способы возвышения и утверждения Сталина.

«Дети Арбата» — это и эпическое повествование об исторических судь­бах первого поколения советских людей, чья молодость и возмужание при­шлись на 30-40-е гг.

Произведение, где впрямую столкнулись реальные исто­рические деятели и вымышленные герои (Сталин, Орджоникидзе, Киров — Будягин, Рязанов, Березин), где рядом с жизнью и работой крупных госу­дарственных деятелей идет, пересекаясь с ней, жизнь рядовых людей эпохи, прежде всего — детей Арбата, старинной московской улицы, становящей­ся как раз в те годы волею Сталина режимной.

Здесь проходит путь от Кремля на ближнюю дачу Сталина.

Автор ставит перед собой задачу, к решению которой приглашает и читателя: разобраться в истоках и следствиях трагедии 30-х гг. Он повест­вует о распадении связей между поколениями и внутри поколений (это одна из самых тяжелых драм эпохи), но и утверждает эстафету поколений.

Истинная революция, по словам Будягина, видимо, наиболее близкого автору героя романа из поколения отцов молодежи 30-х гг., «велика не тем, что разрушает, а тем, кого создает».

Эта генеральная мысль романа во­площена в судьбе Саши Панкратова, который всем своим поведением про­тивостоит насаждаемой Сталиным, а вслед за ним большими и малыми исполнителями его воли системы страха и расчета, подавления самостоя­тельности не только в делах, но и в помыслах, Материал с сайта //iEssay.ru

В романе есть такой эпизод, когда Сталин говорит Кирову: «Честность, искренность, любовь — это не политические категории. В политике есть только одно: политический расчет».

Читайте также:  Краткое содержание шекспир ричард 3 за 2 минуты пересказ сюжета

Но именно отвергаемые Сталиным кате­гории определяют самое существо Сашиной натуры и помогают ему одер­жать моральную победу: в тюрьме и на каторге вызревает характер Саши, он мужает, становится бесстрашным, рушится слепая безоговорочная вера в мудрость политики вождя.

«Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» (В. Г. Белин­ский). Панкратов находит свою дорогу, узнает и понимает свое место в жизни — становится самим собой. А «в этом всё для человека».

Роман «Дети Арбата» оказался первопроходцем в освоении необычайно сложной и трудной области исторических знаний. Он передает нам не только эстафету памяти, эстафету поколений, но и эстафету поисков истины. На­ступает время для тех, кто пойдет вслед. И нужно отдать должное граждан­скому мужеству А. Н. Рыбакова, решившего рассказать «о времени и о себе».

И этот суровый роман, и целый рад других правдивых книг, посвящен­ных художественному освоению сложных и драматических сторон нашего недавнего прошлого, позволяет в очень широком историческом плане по­нять, почему приняли предложенную им диктаторскую форму миллионы и миллионы людей, преданных идеям революции: да они и не знали, не пред­ставляли себе, что могут быть иные формы правления, иные принципы взаимоотношений между властью и народом.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/r/rybakov/sochineniya/deti-arbata/izobrazhenie-istoricheskih-sudeb-pervogo-pokoleniya-sovetskih-lyudej-po-romanu-a.-n.-rybakova-deti-a

Полемика вокруг романа А. Н. Рыбакова «Детей Арбата»

Во многих откликах на «Детей Арбата» один и тот же мотив: как же вовремя вышла эта книга! Считается, что книги все-таки должны выходить по мере их написания. Отнюдь не отказавшись от этой мысли, сегодня критики правы.

Теперь, когда страсти вокруг рыбаковского романа поулеглись и яростные споры о нем отошли в область хоть и недавней, но все же истории, даже самые активные противники «Детей Арбата» вряд ли станут отрицать, что этой книге было суждено сыграть особую роль в нашем общественном развитии.

Именно в ходе полемики вокруг «Детей Арбата» шел невиданный прежде процесс объединения и размежевания разных литературных — и не только литературных — сил. Именно в ходе этой полемики обозначились отчетливые контуры грядущих общественных противостояний.

И для «левых», и для «правых» роман является чем-то вроде испытательного полигона: в ходе пробных боев многое уточнялось, укреплялись позиции, неизбежно становилось легче двигаться дальше.

Именно после публикации «Детей Арбата» и вызванной ими полемики вовсю развернулся и сделался практически неуправляемым поток «возвращаемой» литературы.

И — оглянемся еще раз — после «антисталинских» «Детей Арбата» по-настоящему пошел, раскрутился разговор о нашей сравнительно близкой и чуть более отдаленной истории, дошедший от разоблачения беспримерных злодеяний «отца народов» до анализа глубинных начал большевистского государства и личности его основателя. Разговор, в свете которого потерял недавнюю остроту и сам прогремевший роман Рыбакова.

Этот взгляд можно позволить отнюдь не для того, чтобы убедить читателей, открывших для себя «Детей Арбата», будто бы все это произошло благодаря одному-единственному произведению. Но так уж сложилось, что этому роману выпало оказаться камнем преткновения.

Начну с последнего. Нам уже доводилось сравнивать литературу советского периода с айсбергом — на поверхности видна лишь верхушка, все остальное спрятано под водой.

В те далекие годы, как бы то ни было, но полностью «распахнуться» было дано далеко не каждому, у каждого ставились свои пределы.

Все светские люди мечтали, что пределов в обозримом будущем вообще не будет — такую перспективу с огромным трудом способно было переварить сознание человека. Но даже самые вольнодумные из нас продолжали оставаться советскими людьми, воспитанниками этой системы.

Словом, в той или иной мере, с теми или иными оговорками наше сознание оставалось «айсбергом». Такими и пришли к чтению романа «Дети Арбата».

Резонанс в печати, какого еще не вызывало ни одно произведение то Удашней литературы. Тому виной служили несколько причин. И первой, главной была фигура Сталина, которой автор отдал первостепенное место.

Если вспомнить тот образ человека с трубкой, который еще недавно во множестве копий представал перед нами из книг, — контраст был разительным.

Не «строгий, но справедливый» Отец, несущий тяжкое бремя ответственности за подданных своей необъятной державы, — кровавый деспот, паук, плетущий нити заговора против своих вчерашних соратников, хладнокровно подготавливающий убийство Кирова, чтобы развязать террор.

Показывая своего героя изнутри, раскрывая отчасти в подробных внутренних монологах его психологию и, главное, философию, Рыбаков обращался к самым серьезным вопросам нашего исторического бытия — вопросам, которые в таком прямом виде еще никогда не вставали со страниц нашей литературы. Сталин, Киров, Ягода, Ежов. Арестованные, допрашиваемые, ссыльные.

Коридоры тюрьмы и — коридоры власти. Скрытая от посторонних взоров жизнь НКВД. Подоплека политических процессов.

А ведь еще Москва тридцатых годов, где страх и подступающие прозрения мешают с бесшабашным весельем, где не только томятся в тюремных очередях, но и коротают время в «подвальчиках», прожигают жизнь в ресторанах, от души смеются и от души танцуют, заводят знакомства.

«Дети Арбата» вышли «достаточно полнокровными — достаточно для того, чтобы выглядеть «живыми людьми». Прочтение подлинных миссий, неизбежная дань «правилам игры», которые заставляли писателя даже в самой смелой своей смелости проявить осторожность.

Сегодня можно сказать, что это была полемика с кляпом во рту, во всяком случае, начиналась она именно так. Сам роман был поставлен в ложное положение: как в старые добрые времена. В результате «Дети Арбата» были выдернутыми из общего литературного ряда.

В романе автор учит нас, как достойно сражаться с противником, использующим то обстоятельство, что писатель делает предметом изображения Москву 1934 года, для обвинений его в равнодушии к судьбам российской деревни тридцатого— тридцать третьего годов? С противником, из того факта, что автор рисует героев романа детьми своего времени, живущими в Москве на Арбате, делающим вывод, будто его волнует лишь трагедия «своих» в противоположность трагедии «общенародной», — вот смысл названия романа Рыбакова «Дети Арбата». Давал ли автор повод упрекать себя в равнодушии к судьбам российского крестьянства, в том, что за трагедией арбатских детей и коммунистов он не увидел трагедии «народа»? Нет, не давал. Давал ли он повод упрекнуть свой роман в сложности понимания? Был ли он полностью свободен в своих воззрениях на истоки потрясших Россию катаклизмов?

А ведь «Дети Арбата» были к тому же произведением незаконченным, может быть, крайне важной, но все-таки частью полотна, задуманного писателем.

В самом деле, откуда нам знать, как будет развиваться замысел и к чему в конце концов придет автор и его герои? Даже и сейчас, когда прочитаны еще две книги, продолжившие «Детей Арбата», мы не имеем права сказать, будто этот замысел нам стопроцентно ясен. В «Детях Арбата» Саша Панкратов говорит философу Всеволоду Сергеевичу: «Ленин тоже не отрицал вечные истины, он сам на них вырос.

Его слова об особой классовой нравственности были вызваны требованиями момента, революция — это война, а война жестока. То, что для Ленина было временным, вызванным жестокой необходимостью, Сталин возвел в постоянное, вечное, возвел в догму». «При всем вашем благородстве, Саша, — отвечает Всеволод Сергеевич, — у вас есть одна слабинка: из осколков своей веры вы пытаетесь испить другой сосуд.

Но не получится: осколки соединяются только в своей прежней форме». Слова слишком значимы, чтобы оказаться в романе случайно. Но теперь не до конца понятен замысел автора….В «Тридцать пятом…» показано, как осколки мировоззрения сами соединились в прежней форме.

Новый роман не подтвердил догадки критики.

Но означает ли это, что догадка в принципе была неверна? Если подумать прежде всего потому, что все мы слишком хорошо знаем, как долго и мучительно избавлялось наше общество от иллюзий, как, даже пройдя через испытания, несопоставимые с Сашиными, люди продолжали держаться пусть не за Сталина, так хоть за Ленина, некоторые герои романа пытаются жить по меркам партии, они не знают весь ужас, который творится буквально у них под носом, а кто не может привыкнуть ко лжи, те погибают, не выдерживая «паутины» Сталина. Так что, рисуя своих героев такими, писатель не погрешил против истины.

И, видно, правда Сашиного характера и характера времени заключается как раз в том, что ни на Арбате, ни в тюремной камере, ни даже в сибирской ссылке не дано ему еще было прозреть.

Лишь пройдя через мытарства главного героя Саши, человекас «минусом» в паспорте, через унижения, связанные с устройством на работу, с ежедневным страхом снова «загреметь» и увлечь за собой других, лишь совершив над собой нравственное насилие и подняв руку за смертную казнь людям, — лишь пройдя через все это, Саша Панкратов начинает догадываться и о своей вине: «То, что происходит сейчас, — неизбежное следствие того, что происходило тогда. Тогда он сам требовал от других победных гимнов, теперь того же требуют от него».

В свете двух последующих книг несколько по-иному читаются и «Дети Арбата». Нет, в замысел автора не входит скорый суд над героями, как не входило и вынесение окончательных исторических приговоров. Кто рассуждает у Рыбакова о Ленине? Сталин, Саша Панкратов, Киров, Будягин.

Кого из них можно назвать «рупором идей» писателя? Рыбаков не ушел от вопроса об исторической вине героев и вождей революции в той крови, что пролилась и прольется, — он обошел этот вопрос. Причем обошел вполне в духе «айсберговых» времен, в расчете на понятливого читателя.

И кто знает, что пригрезится в последнем, смертном дыму герою Гражданской войны Будя-гину: может, он, проходя через пытки, как и Саша Панкратов, помнит: «то, что происходит теперь, — неизбежное следствие того, что происходило тогда?» «Наступают черные времена» — кончились «Дети Арбата».

Тридцать седьмой год у Рыбакова — это уже апофеоз страха. Страха. Страха и лжи. Люди отъединяются друг от друга и замолкают, рушатся человеческие контакты.

Страх делает людей палачами. Так говорит Варя своей правоверной сестре Нине после того, как ту вызывали в райком. Неизмеримая, нескончаемая цепь страха: от Сталина — и вниз, вниз, вниз. Где каждый — звено этого страха.

Критики упрекают Рыбакова в длиннотах, в перенасыщенности фактическим материалом, в ослабленности психологических мотивов. Писатель торопился, и его можно понять. Сейчас мы читаем Рыбакова глазами людей, для которых возвращенное прошлое еще не остыло.

Но когда это все уляжется и отойдет в область далекой истории, то люди будут более лояльны к подобным романам.

Сегодня, когда напечатано чуть ли не все из «потаенной» литературы, кажется, перешагнули порог долгожданной свободы слова, очень велик соблазн противопоставлять одних писателей другим. Каждый писатель — если это честный писатель — вершит дело своей жизни.

Скажем, Рыбаков написал «Детей Арбата» в 1987 году, а время взял тридцатые—сороковые годы Москвы. Нам есть за что испытывать благодарность к Анатолию Рыбакову. «Арбатская эпопея» еще не закончена. Так что дай Бог писателю довести свой замысел до конца.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/polemika-vokrug-romana-a-n-rybakova-detej-arbata/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector