Краткое содержание шекспир ричард 3 за 2 минуты пересказ сюжета

См. полный текст пьесы, её анализ и статью Образ Гамлета в трагедии Шекспира.

Краткие содержания других драм Шекспира на нашем сайте: Ромео и Джульетта, Отелло, Макбет, Король Лир. статьи Уильям Шекспир – краткая биография, Драмы Шекспира, Английский театр эпохи Шекспира

Сцена первая. Датский город Эльсинор. Офицеры Марцелл и Бернардо заступают на караул перед королевским замком.

К ним на пост приходит друг принца Гамлета, молодой придворный Горацио: Марцелл и Бернардо рассказали ему, что минувшей ночью видели здесь призрак недавно умершего короля Дании. На их глазах призрак появляется снова.

Горацио пытается заговорить с ним, но в этот момент раздаётся утреннее пение петуха – и мертвец удаляется, не успев ничего ответить.

Сцена вторая. После скоропостижной смерти прежнего короля датский престол занял его брат, Клавдий, женившийся на вдове умершего, королеве Гертруде.

Наутро после появления призрака Клавдий, королева, её сын от умершего короля принц Гамлет, и придворные собираются в зале замка. Лаэрт, сын дворецкого Полония, испрашивает у короля разрешения вернуться на учёбу в Париж.

В диалогах этой сцены Шекспир даёт понять зрителю: принц Гамлет ненавидит своего дядю Клавдия и возмущается тем, что его мать поспешила вступить в новый, почти кровосмесительный брак, не выдержав приличного траура по его покойному отцу.

Когда царственная чета удаляется, к Гамлету приходят Горацио, Марцелл и Бернардо, сообщая ему о ночном появлении призрака. Принц решает в грядущую ночь прийти на пост к замку и узнать у отца, зачем он поднялся из могилы.

Сцена третья. Сын Полония, Лаэрт, перед отъездом в Париж прощается со своей сестрой, Офелией. Офелия рассказывает ему, что Гамлет в последнее время пытается ухаживать за нею. Лаэрт ставит на вид Офелии, что принц – не ровня ей, и советует сестре заботливо блюсти девичью честь. Тот же совет даёт Офелии и её отец, Полоний.

Сцена четвёртая. Той же ночью Гамлет, Горацио и два офицера, стоя на посту у замка, вновь видят призрака. Отец даёт Гамлету знак следовать за собой.

Сцена пятая. Отдалившись от свидетелей, умерший король рассказывает сыну, что он на самом деле умер не своей смертью, а был отравлен честолюбивым Клавдием: во время сна в саду тот влил ему в ухо сильный яд.

Убийца занял трон убитого, соблазнил его супругу и женился на ней. Отец просит Гамлета отомстить за себя. Вернувшись к друзьям, Гамлет просит их никому не рассказывать о случившемся и предупреждает, что в дальнейшем может повести себя странно.

Чтобы вернее осуществить свою месть, принц решает прикинуться безумным.

Краткое содержание Шекспир Ричард 3 за 2 минуты пересказ сюжета

Гамлет, Горацио и призрак. Иллюстрация к пьесе Шекспира художника Г. Фюсли. 1796

Шекспир «Гамлет», акт второй – краткое содержание

Сцена первая. Полоний отряжает слугу Рейнальдо во Францию, следить там за поведением уехавшего Лаэрта. В диалоге со слугой вскрывается мелочная, суетная, корыстная натура Полония, который не доверяет даже собственному сыну.

Входящая Офелия рассказывает отцу о том, что принц Гамлет сошёл с ума: он вбежал к ней с диким видом и вёл себя, как одержимый.

Полоний решает, что болезнь Гамлета вызвана любовным потрясением: ведь Офелия по данному ей отцом приказу в последнее время почти прекратила встречи с принцем. [См. полный текст 2 акта.]

Сцена вторая. Король Клавдий и королева принимают в замке вызванных ими издалека школьных друзей Гамлета, Розенкранца и Гильденстерна. Клавдия тревожит неожиданное сумасшествие Гамлета. Его обуревают туманные предчувствия: принц мог узнать тайну убийства своего отца.

Король поручает Розенкранцу и Гильденстерну выведать, что тревожит Гамлета, и те подобострастно соглашаются выполнять роль шпионов при товарище юности. Вошедший Полоний сообщает своё предположение: причина болезни принца – неразделённая любовь к Офелии.

Свою догадку Полоний предлагает подтвердить, устроив встречу Офелии и Гамлета, за которой он и король смогут скрытно наблюдать.

После ухода короля и королевы, на сцене появляется Гамлет. В его внешне бессвязном разговоре сначала с Полонием, а потом с Розенкранцем и Гильденстерном, то и дело проскальзывают тонкие, умные намёки, которые не остаются незамеченными и собеседниками. Принц догадывается, что Розенкранцу и Гильденстерну поручено шпионить за ним. Полоний приносит весть о прибытии в Эльсинор бродячего театра.

Гамлет просит комедиантов завтра сыграть перед королём и королевой пьесу «Убийство Гонзаго». Принц до сих пор не уверен, что явившийся ему призрак был действительно его отцом, а не коварным дьяволом. Чтобы получить доказательство слов призрака, он и просит актёров разыграть перед Клавдием сцену, похожую на описанное ему мертвецом убийство. Гамлет хочет увидеть, как новый король воспримет её.

Шекспир «Гамлет», акт третий – краткое содержание

Сцена первая. Розенкранц и Гильденстерн сообщают королю и королеве, что им не удалось выведать причину помешательства Гамлета. Клавдий беспокоится всё сильнее.

Расчётливая Офелия соглашается как будто невзначай попасться на глаза принцу в месте, где король и Полоний смогут следить за их встречей. Клавдий и Полоний прячутся.

Входит Гамлет, произнося в задумчивости знаменитый философский монолог «быть иль не быть». [См. полный текст 3 акта.]

Владимир Высоцкий. Монолог Гамлета «Быть иль не быть»

Офелия подходит к нему. Гамлет заводит с ней внешне сумасбродную, но наполненную глубоким скрытым смыслом беседу.

По-видимому, догадываясь о коварной роли Офелии, принц советует ей идти «в монастырь или замуж за дурака».

Клавдий, выслушав этот разговор, укрепляется в мысли, что Гамлет не безумен, а разыгрывает роль сумасшедшего ради какой-то скрытой цели. Он решает услать принца «с дипломатическим поручением» в Англию.

Сцена вторая. Актёры играют перед королевской четой спектакль «Убийство Гонзаго». Гамлет и Горацио следят за тем, как подействует на короля кульминация пьесы.

В начале представления актриса, изображающая персонажа-королеву, клянётся в вечной любви актёру, который играет короля. Затем актёры представляют убийство Гонзаго: на сцене ему спящему вливают в ухо яд. Клавдий в сильнейшем волнении вскакивает и выбегает.

У Гамлета теперь нет сомнений в его виновности. После спектакля Полоний сообщает принцу, что его зовёт к себе мать.

Сцена третья. Клавдий поручает сопровождать Гамлета в Англию тем же шпионам – Розенкранцу и Гильденстерну. Полоний сообщает королю, что принц идёт к матери, и предлагает присутствовать соглядатаем при этой встрече, спрятавшись за ковром.

Оставшись один, король пробует молиться, но сознаёт: его тяжким грехам нет прощения. На коленях за молитвой его замечает проходящий мимо Гамлет. Принц может заколоть Клавдия одним ударом меча, но не хочет этого делать в момент, когда на убийцу нашло мимолётное раскаяние.

Он решает покончить с королём, когда тот будет погружён в пучину греха – чтобы тот сразу кубарем упал в ад.

Сцена четвёртая. Гамлет приходит к матери, которая перед этим прячет за ковёр Полония. Гамлет начинает делать Гертруде жгучие упрёки за измену памяти отца ради нового ничтожного супруга. Объяснение становится таким резким, что Полоний пробует выйти из-за ковра.

Принц, услышав шорох, пронзает ковёр шпагой и убивает Полония. Гамлет рассказывает матери, как её бывший муж был отравлен мужем нынешним, и упрекает её с ещё большей яростью. Гамлет не скрывает от королевы, что он вовсе не безумный. Та обещает не выдавать его дяде.

Принц уходит, утаскивая с собой труп Полония.

Шекспир «Гамлет», акт четвёртый – краткое содержание

Сцена первая. Гертруда рассказывает королю о том, что Гамлет убил Полония (скрыв все откровения, сделанные ей сыном). Взволнованный Клавдий решает услать принца в Англию с первым же кораблём. [См. полный текст 4 акта.]

Сцена вторая. Посланные Клавдием Розенкранц и Гильденстерн пытаются узнать у Гамлета, куда он дел тело Полония. Он отвечает им издевательскими сарказмами.

Сцена третья. Клавдий объявляет Гамлету, что он должен немедленно отплыть в Англию. Сопровождающие его Розенкранц и Гильденстерн получают от короля запечатанное письмо. Клавдий просит в нём, чтобы английские власти казнили принца сразу по его прибытии.

Сцена четвёртая. Перед отъездом Гамлет встречает следующее через Данию на войну с поляками войско норвежского принца Фортинбраса.

Солдатский капитан поясняет ему, что война разгорелась из-за ничего не стоящего клочка земли.

Принц восторгается отвагой Фортинбраса и солдат, идущих в битву не ради жажды корысти, а по соображениям одной чести. Этот пример оживляет в нём жажду отомстить Клавдию.

Гамлет. Художественный фильм 1964

Сцена пятая. Повредившаяся в уме после известия о гибели отца Офелия произносит перед королём и королевой бессвязные речи. Затем во дворец врывается вернувшийся из Парижа брат Офелии, Лаэрт. Он угрожает, что возбудит против Клавдия народный бунт, если убийца Полония не будет назван и покаран.

Сцена шестая. Горацио получает письмо от Гамлета. Принц сообщает в нём, что по пути в Англию он во время боя с пиратами перескочил на их корабль и сумел вернуться обратно в Данию.

Сцена седьмая. Клавдий сообщает Лаэрту, что его отца убил Гамлет. В это время вносят письмо, где принц извещает короля о своём возвращении в Данию.

Зная, что Лаэрт – отличный фехтовальщик, Клавдий предлагает ему вызвать Гамлета на состязательный поединок тупыми рапирами, но во время боя незаметно подменить свою рапиру острой. Жаждущий отомстить за отца Лаэрт решает для большей верности смазать свою рапиру ядом.

Король предлагает ещё и припасти отравленный кубок, который во время поединка принцу дадут как бы для того, чтобы освежиться. Входит королева, рассказывая о том, что Офелия утонула в реке – то ли случайно упав туда с ивы, то ли покончив с собой.

Краткое содержание Шекспир Ричард 3 за 2 минуты пересказ сюжета

Офелия. Художник Джон Эверетт Милле. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1852

Шекспир «Гамлет», акт пятый – краткое содержание

Сцена первая. Двое могильщиков роют на кладбище яму для нового покойника. Подошедшие Гамлет и Горацио, глядя на работу копателей, рассуждают о бренности жизни.

Могильщики находят в земле череп бывшего королевского шута Йорика, которого принц хорошо знал в детстве. Появляется погребальная процессия во главе с королём, королевой и Лаэртом. Гамлет теперь понимает: хоронить будут Офелию.

Лаэрт и Гамлет громко стенают над гробом, даже прыгая за Офелией в могилу. При этом между ними происходит враждебная стычка. [См. полный текст 5 акта.]

Сцена вторая. Гамлет наедине рассказывает Горацио, что на корабле прочёл в письме, посланном в Англию Клавдием, предписание убить его.

Имея при себе отцовскую королевскую печать, он подменил это письмо другим – с распоряжением казнить продажных Розенкранца и Гильденстерна.

Гамлет говорит о своём желании помириться с благородным Лаэртом, но в это время входит придворный Озрик и приносит вызов принцу от Лаэрта на фехтовальное состязание. Гамлет смутно догадывается, что на этом состязании его хотят убить, но, тем не менее, принимает вызов.

Гамлет и Лаэрт начинают бой на рапирах. За ним следят король, королева и свита. После нескольких ударов Клавдий предлагает принцу «освежиться» из бокала, куда уже положен яд. Гамлет отказывается. Бокал пригубляет ничего не подозревающая Гертруда.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов ивана шмелёва за 2 минуты

Лаэрт ранит Гамлета отравленной рапирой, но потом они в пылу схватки меняются оружием, и принц ею же ранит Лаэрта. На королеву действует яд из бокала, и она падает мёртвой. Раненый Лаэрт рассказывает Гамлету о коварстве короля и о том, что у них обоих осталось лишь несколько минут жизни. Принц закалывает отравленной рапирой и Клавдия.

Все они умирают. Перед смертью Гамлет поручает Горацио рассказать датчанам то, о чём ему поведал призрак.

Входят вернувшиеся из Англии послы с известием о казни Розенкранца и Гильденстерна. Появляется и принц Фортинбрас, проходивший неподалёку со своим войском. Фортинбрас распоряжается похоронить Гамлета с воинскими почестями и готовится принять датский престол.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2797-shekspir-gamlet-kratkoe-soderzhanie-po-aktam

Шекспир, Ричард III и историческая ложь

Главный герой пьесы Шекспира король Англии Ричард III не был горбуном.

Хотя одна из самых противоречивых фигур в английской истории – король Ричард III – и вправду страдал сколиозом, облик его был далек от той «кривой жабы», как его называют в исторической хронике Уильяма Шекспира, а с подачи драматурга и вообще в литературной традиции.

Именно об этом заявили ученые в опубликованной статье в журнале Lancet. В статье приводятся результаты исследования скелета средневекового короля.

Ричард III погиб в сражении на Босвортском поле при подавлении восстания в 1485 году. Останки его несколько лет назад британские археологи обнаружили на территории муниципальной автопарковки города Лестер.

«Ричард III» – историческая пьеса Уильяма Шекспира. Была написана приблизительно в 1591 году. Основной сюжет – приход к власти и последующее краткое правление короля Англии Ричарда III. Центральная роль «монодрамы» – король Ричард III.

Шекспир описал его как злодея, лишенного совести, идущего к власти в буквальном смысле по головам – от одного убийства к другому. С другой стороны, персонаж пьесы можно назвать психологически сложно разработанным характером талантливого человека.

С исторической точки зрения такой образ монарха сильно преувеличен, он зависит от предшествующей традиции пропаганды времен Тюдоров, пришедших на смену Ричарду III.

В дальнейшем ученые выяснили – король действительно страдал сколиозом, но один из авторов исследования Пирс Митчелл (Piers Mitchell) отметил, что называть монарха горбуном было бы неправильно – его спина изгибалась скорее вбок. По словам Митчелла, шея у Ричарда III была прямой, однако правое плечо – выше левого, а туловище – сравнительно короткое по сравнению с конечностями.

  • Если бы вы не подошли к нему вплотную, вы вряд ли вообще заметили бы в нем какие-то изъяны.
  • Пирс Митчелл, один из авторов исследования
  • Более того, ученый убежден – умелый портной, который наверняка имелся при королевском дворе, конечно, мог вполне успешно скрывать все недостатки фигуры английского монарха.
  • Краткое содержание Шекспир Ричард 3 за 2 минуты пересказ сюжета
  • 3D-модель позвоночника Ричарда III
  • ©University of Leicester

Интересно, что современные историки давно предполагали, что рассказы о физическом уродстве Ричарда III – скорее «пропагандистский миф», который изобрели его недруги из дома Ланкастеров. И теперь эти догадки получили документальное подтверждение.

Останки средневекового монарха будут перезахоронены в следующем году в кафедральном соборе города Лестер.

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/king-richard-iii-had-scoliosis-but-was-not-hunchback

Краткое содержание «Ричард III»

Когда родился Ричард, бушевал ураган, крушивший деревья. Предвещая безвременье, кричала сова и плакал филин, выли псы, зловеще каркал ворон и стрекотали сороки. В тяжелейших родах появился на свет бесформенный комок, от которого в ужасе отшатнулась собственная мать. Младенец был горбат, кривобок, с ногами разной длины.

Зато с зубами — чтобы грызть и терзать людей, как злобно скажут ему впоследствии. Он рос с клеймом урода, терпя унижения и насмешки. В лицо ему бросали слова «богомерзкий» и «безобразный», а от его вида начинали лаять собаки.

Сын Плантагенета, при старших братьях он фактически был лишен надежд на престол и обречен довольствоваться ролью знатного шута. Однако он оказался наделен могучей волей, честолюбием, талантом политика и змеиным коварством.

Ему довелось жить в эпоху кровавых войн, междоусобных распрей, когда шла беспощадная борьба за трон между Йорками и Ланкастерами, и в этой стихии вероломства, предательства и изощренной жестокости он быстро овладел всеми тонкостями придворных интриг.

С активным участием Ричарда его старший брат Эдуард стал королем Эдуардом IV, одержав победу над Ланкастерами, Для достижения этой цели Ричард, герцог Глостер, убил вместе с братьями сподвижника Ланкастеров вельможу Уорика, прикончил наследника престола принца Эдуарда и затем в Тауэре лично заколол пленного короля Генриха VI, хладнокровно заметив над его трупом: «Сперва тебе, потом другим черед. / Пусть низок я, но ввысь мой путь ведет». Король Эдуард, который восклицал в конце предыдущей хроники: «Греми, труба! Прощайте, все невзгоды! / Счастливые нас ожидают годы!» — и не подозревал, какие дьявольские замыслы зреют в душе его родного брата.

Действие начинается через три месяца после коронования Эдуарда. Ричард презрительно говорит о том, что суровые дни борьбы сменились праздностью, развратом и скукой. Он называет свой «мирный» век тщедушным, пышным и болтливым и заявляет, что проклинает ленивые забавы.

Всю мощь своей натуры он решает обратить на неуклонное продвижение к единоличной власти. «Решился стать я подлецом…» Первые шаги к этому уже сделаны, С помощью наветов Ричард добивается того, что король перестает доверять брату Георгу, герцогу Кларенсу, и отправляет его в тюрьму — как бы для его же безопасности.

Встретив Кларенса, которого под стражей ведут в Тауэр, Ричард лицемерно сочувствует ему, а сам в душе ликует. От лорда-камергера Хестингса он узнает другую радостную для него весть: король болен и врачи серьезно опасаются за его жизнь. Сказалась тяга Эдуарда к пагубным развлечениям, истощавшим «царственное тело».

Итак, устранение обоих братьев становится реальностью.

Ричард тем временем приступает к почти невероятной задаче: он мечтает жениться на Анне Уорик — дочери Уорика и вдове принца Эдуарда, которых он сам же убил. Он встречает Анну, когда та в глубоком трауре сопровождает гроб короля Генриха VI, и немедля начинает прямой разговор с ней.

Эта беседа поразительна как пример стремительного завоевания женского сердца единственным оружием — словом. В начале разговора Анна ненавидит и проклинает Глостера, обзывает его колдуном, подлецом и палачом, плюет ему в лицо в ответ на вкрадчивые речи.

Ричард терпит все её оскорбления, именует Анну ангелом и святой и выдвигает в свое оправдание единственный довод: он совершил все убийства только из любви к ней. То лестью, то остроумными увертками он парирует все её упреки. Она говорит, что даже звери испытывают жалость.

Ричард соглашается, что ему жалость неведома, — стало быть, он не зверь. Она обвиняет его в убийстве мужа, который был «ласков, чист и милосерден», Ричард замечает, что в таком случае ему приличней быть на небесах. В результате он неопровержимо доказывает Анне, что причина гибели мужа — её собственная красота.

Наконец, он обнажает грудь и требует, чтобы Анна убила его, если не желает простить. Анна роняет меч, постепенно смягчается, слушает Ричарда уже без прежнего содрогания и напоследок принимает от него кольцо, давая тем самым надежду на их брак…

Когда Анна удаляется, возбужденный Ричард не может прийти в себя от легкости одержанной над ней победы: «Как! Я, убивший мужа и отца, / Я ею овладел в час горшей злобы… / Против меня был бог, и суд, и совесть, / И не было друзей, чтоб мне помочь. / Один лишь дьявол да притворный вид… / И все ж она моя… Ха-ха!» И он в очередной раз убеждается в своей безграничной способности влиять на людей и подчинять их своей воле.

Далее Ричард, не дрогнув, осуществляет свой план убийства заточенного в Тауэр Кларенса: тайно нанимает двух головорезов и подсылает их в тюрьму. Простакам-вельможам Бекингему, Стенли, Хестингсу и другим он при этом внушает, что арест Кларенса — происки королевы Елизаветы и её родни, с которыми сам враждует. Лишь перед смертью Кларенс узнает от убийцы, что виновник его гибели — Глостер.

Больной король Эдуард в предчувствии скорой смерти собирает придворных и просит представителей двух враждующих лагерей — окружения короля и окружения королевы — заключить мир и поклясться в дальнейшей терпимости друг к другу. Пэры обмениваются обещаниями и рукопожатиями. Не хватает лишь Глостера. Но вот появляется и он сам.

Узнав о перемирии, Ричард пылко заверяет, что ненавидит вражду, что в Англии у него врагов не больше, чем у новорожденного младенца, что он просит прощения у всех благородных лордов, если кого-то невзначай обидел, и тому подобное. Радостная Елизавета обращается к королю с просьбой в честь торжественного дня немедленно освободить Кларенса.

Ричард сухо возражает ей: вернуть Кларенса нельзя, ибо «все знают — благородный герцог умер!». Наступает минута общего потрясения. Король допытывается, кто отдал приказ об умерщвлении брата, однако никто не может ему ответить. Эдуард горько сокрушается о случившемся и с трудом добирается до спальни.

Ричард тихо обращает внимание Бекингема, как побледнели родные королевы, намекая, что в случившемся виновны именно они.

Не перенеся удара, король вскоре умирает. Королева Елизавета, мать короля герцогиня Йоркская, дети Кларенса — все они горько оплакивают двух умерших. Ричард присоединяется к ним со скорбными словами сочувствия. Теперь по закону трон должен наследовать одиннадцатилетний Эдуард, сын Елизаветы и покойного короля. Вельможи посылают за ним в Ледло свиту.

В этой ситуации родные королевы — дядя и сводные братья наследника — представляют для Ричарда угрозу. И он отдает приказ перехватить их по дороге за принцем и заключить под стражу в Памфретском замке.

Гонец сообщает эту весть королеве, которая начинает метаться в смертном страхе за детей.

Герцогиня Йоркская проклинает дни смут, когда победители, одолев врагов, немедленно вступают в бой друг с другом, «на брата брат и кровь на кровь родную…».

Придворные встречаются с маленьким принцем Уэльским. Тот ведет себя с трогательным достоинством истинного монарха. Его огорчает, что он пока не видит Елизавету, дядю по материнской линии и своего восьмилетнего брата Йорка. Ричард поясняет мальчику, что родные его матери лживы и таят в сердце яд.

Глостеру, своему опекуну, принц полностью доверяет и со вздохом принимает его слова. Он спрашивает дядю, где будет жить до коронации. Ричард отвечает, что «советовал бы» временно пожить в Тауэре, пока принц не изберет себе иное приятное жилище. Мальчик вздрагивает, но затем покорно соглашается с волей дяди.

Приходит маленький Йорк — насмешливый и проницательный, который досаждает Ричарду язвительными шутками. Наконец обоих мальчиков сопровождают в Тауэр.

Ричард, Бекингем и их третий союзник Кетсби уже тайно договорились возвести на престол Глостера. Надо заручиться ещё поддержкой лорда Хестингса. К нему подсылают Кетсби. Разбудив Хестингса среди ночи, тот сообщает, что их общие враги — родственники королевы — нынче будут казнены. Это приводит лорда в восторг.

Читайте также:  Краткое содержание мериме локис за 2 минуты пересказ сюжета

Однако идея коронования Ричарда в обход маленького Эдуарда вызывает у Хестингса возмущение: «…чтоб за Ричарда я голос подал, / наследника прямого обездолил, / — нет, богом я клянусь, скорей умру!» Недальновидный вельможа уверен в собственной безопасности, а между тем Ричард уготовил смерть любому, кто посмеет воспрепятствовать ему на пути к короне.

В Памфрете совершается казнь родственников королевы. А в Тауэре в это время заседает государственный совет, обязанный назначить день коронации. Сам Ричард появляется на совете с опозданием.

Он уже знает, что Хестингс отказался участвовать в сговоре, и быстро распоряжается взять его под стражу и отрубить ему голову. Он заявляет даже, что не сядет обедать, пока ему не принесут голову предателя.

В позднем прозрении Хестингс проклинает «кровавого Ричарда» и покорно идет на плаху.

После его ухода Ричард начинает плакать, сокрушаясь из-за людской неверности, сообщает членам совета, что Хестингс был самым скрытным и лукавым изменником, что он был вынужден решиться на столь крутую меру в интересах Англии. Лживый Бекингем с готовностью вторит этим словам.

Теперь предстоит окончательно подготовить общественное мнение, чем снова занимается Бекингем.

По указанию Глостера он распространяет слухи, что принцы — незаконные дети Эдуарда, что сам его брак с Елизаветой тоже незаконен, подводит различные иные основания для воцарения на английском престоле Ричарда.

Толпа горожан остается глухой к этим речам, однако мэр Лондона и другие вельможи соглашаются на то, что следует просить Ричарда стать королем.

Наступает высший момент торжества: делегация знатных горожан приходит к тирану, чтобы молить его о милости принять корону. Этот эпизод отрежиссирован Ричардом с дьявольским искусством. Он обставляет дело так, что просители находят его не где-нибудь, а в монастыре, где он в окружении святых отцов углублен в молитвы.

Узнав о делегации, он не сразу выходит к ней, а, появившись в обществе двух епископов, разыгрывает роль простодушного и далекого от земной суеты человека, который боится «ига власти» больше всего на свете и мечтает только о покое. Его ханжеские речи восхитительны в своем утонченном лицемерии.

Он долго упорствует, заставляя пришедших говорить о том, как он добр, нежен сердцем и необходим для счастья Англии. Когда же, наконец, отчаявшиеся сломить его нежелание стать королем горожане удаляются, он как бы нехотя просит их вернуться.

«Да будет мне щитом насилье ваше / от грязной клеветы и от бесчестья», — предусмотрительно предупреждает он.

Угодливый Бекингем спешит поздравить нового короля Англии — Ричарда III.

И после достижения заветной цели кровавая цепь не может быть разорвана. Напротив, по страшной логике вещей Ричарду требуются новые жертвы для упрочения положения — ибо он сам осознает, сколь оно непрочно и незаконно: «Мой трон — на хрупком хрустале».

Он освобождается от Анны Уорик, которая недолгое время была с ним в браке — несчастливом и тягостном. Недаром сам Ричард заметил как то, что ему неведомо присущее всем смертным чувство любви. Теперь он отдает распоряжение запереть жену и распустить слух о её болезни.

Сам он намерен, изведя Анну, жениться на дочери покойного короля Эдуарда, своего брата. Однако прежде ему надо совершить ещё одно злодейство — самое чудовищное.

Ричард испытывает Бекингема, напоминая ему, что жив ещё в Тауэре маленький Эдуард. Но даже этот вельможный лакей холодеет от страшного намека. Тогда король разыскивает алчного придворного Тиррела, которому поручает убить обоих принцев. Тот нанимает двух кровожадных стервецов, которые проникают по пропуску Ричарда в Тауэр и душат сонных детей, а позже сами плачут от содеянного.

Ричард с мрачным удовлетворением принимает весть о смерти принцев. Но она не приносит ему желанного покоя. Под властью кровавого тирана начинаются волнения в стране.

Со стороны Франции выступает с флотом могущественный Ричмонд, соперник Ричарда в борьбе за право владеть престолом. Ричард взбешен, полон ярости и готовности дать бой всем врагам.

Между тем самые надежные его сторонники уже или казнены — как Хестингс, или попали в опалу — как Бекингем, или тайно изменили ему — как ужаснувшийся от его страшной сути Стенли…

Последний, пятый акт начинается с очередной казни — на этот раз Бекингема. Несчастный признает, что верил Ричарду больше всех и за это теперь жестоко наказан.

Дальнейшие сцены разворачиваются непосредственно на поле сражений. Здесь расположились противостоящие полки — Ричмонда и Ричарда, Предводители проводят ночь в своих шатрах. Они одновременно засыпают — и во сне им поочередно являются духи казненных тираном людей.

Эдуард, Кларенс, Генрих VI, Анна Уорик, маленькие принцы, родные королевы, Хестингс и Бекингем — каждый из них перед решающим боем обращает к Ричарду свое проклятие, заканчивая его одинаковым грозным рефреном: «Меч вырони, отчайся и умри!» И те же самые духи безвинно казненных желают Ричмонду уверенности и победы.

Ричмонд просыпается, полный сил и бодрости. Его соперник пробуждается в холодном поту, терзаемый — кажется, впервые в жизни — муками совести, в адрес которой разражается злобными проклятьями.

«У совести моей сто языков, / все разные рассказывают сказки, / но каждый подлецом меня зовет…» Клятвопреступник, тиран, потерявший счет убийствам, он не готов к раскаянью. Он и любит и ненавидит сам себя, но гордыня, убежденность в собственном превосходстве над всеми пересиливают прочие эмоции.

В последних эпизодах Ричард являет себя как воин, а не трус. На заре он выходит к войскам и обращается к ним с блестящей, полной злого сарказма речью. Он напоминает, что бороться предстоит «со стадом плутов, беглецов, бродяг, / с бретонской сволочью и жалкой гнилью…».

Призывает к решительности: «Да не смутят пустые сны наш дух: / ведь совесть — слово, созданное трусом, / чтоб сильных напугать и остеречь. / Кулак нам — совесть, / и закон нам — меч./ Сомкнитесь, смело на врага вперед, / не в рай, так в ад наш тесный строй войдет».

Впервые он откровенно говорит о том, что считаться стоит только с силой, а не с нравственными понятиями или с законом. И в этом высшем цинизме он, может быть, наиболее страшен и вместе с тем притягателен.

Исход боя решает поведение Стенли, который в последний момент переходит со своими полками на сторону Ричмонда. В этом тяжелом, кровопролитном сражении сам король показывает чудеса храбрости.

Когда под ним убивают коня и Кетсби предлагает спастись бегством, Ричард без колебаний отказывается. «Раб, свою жизнь поставил я и буду стоять, покуда кончится игра».

Его последняя реплика полна, боевого азарта: «Коня, коня! Венец мой за коня!».

В поединке с Ричмондом он гибнет. Ричмонд становится новым королем Англии. С его воцарением начинается правление династии Тюдоров. Война Белой и Алой Розы, терзавшая страну тридцать лет, закончена.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/shekspir-uilyam-richard-iii/

Краткое содержание: Ричард III

Ричард родился в день когда был ураган, который крушил деревья. У его матери были тяжелые роды, он появился на свет очень страшным, от него даже отшатнулась мать. Он был кривобок, горбат, и с ногами разной длины, и с зубами. Над ним смеялись и издевались.

У него были старшие братья и практически он был лишен надежд на престол. Но у него оказалась, очень сильная воля, также он был честолюбив, имел талант политика и обладал змеиным коварством. Он жил во времена междоусобных распрей, кровавых войн, именно тогда шла борьба за трон между Ланкастерами и Йорками.

И благодаря этому он очень быстро обучился всем тонкостям придворных интриг. Одержав победу над Ланкастерами старший брат Ричарда Эдуард стал королем Эдуардом IV, но здесь не обошлось без Ричарда.

Чтобы достичь этой цели герцог Глостер, он же Ричард, вместе с братьями он убил соратника Ланкастеров вельможу Уорика, также убил принца Эдуарда, который являлся наследником престола и в Тауэре сам убил плененного короля Генриха VI.

Действие пьесы происходит после коронования Эдуарда через три месяца. Ричард с презрением говорит о том, что дни борьбы сменились праздником, скукой и развратом. Он считает, что его век, болтливый, пышный и тщедушный, ему не нравятся ленивые забавы. Все силы он отдает, чтобы стать единственным властителем. Ричард добивается того, что король перестает доверять брату Георгу, он же является герцогом Кларенсом, и сажает его в тюрьму. Когда он встречает Кларенса, которого ведут в Тауэр под стражей, он с лицемерием выражает ему свое сочувствие, но а в душе у него радость. Лордкамергер Хестингса сообщает Ричарду о том, что король сильно болен и врачи не могут дать гарантий на жизнь. Для Ричарда реальностью становится устранение обоих братьев.

Ричард хочет одновременно жениться на Анне Уорик, которая является дочерью Уорика и вдове принца Эдуарда. Анну, он встречает, когда она сопровождает гроб короля, в похоронной процессии, Генриха VI, и сразу же начинает с ней разговор.

В разговоре Анна проклинает и ненавидит Глостера, называет его колдуном, палачом и пошлецом. Ричард все оскорбления терпит, и называет Анну святой, и говорит, что все убийства которые он совершал, были из-за любви к ней. Она говорит Ричарду, что в нем нет жалости. Он с этим соглашается. Еще она его обвиняет в убийстве мужа, который был очень хорошим человеком.

Он убеждает ее, что в убийстве мужа виновата ее красота. Он оголяет грудь и говорит Анне, чтобы она его убила, если не может простить. Меч Анна роняет и смягчается, и в конце разговора она принимает от него кольцо, тем самым давая надежду на их брак.Анна уходит, а Ричард радуется своей победе. Он очень хорошо может управлять людьми и подчинять их своей воле.

Ричард, убивает заключенного в Тауэре Кларенса, для этого он нанимает двух отморозков и отправляет их в тюрьму. А вельможам Стенли, Бекингему, Хестингсу и другим Ричард, говорит, что Кларенс арестован по приказу королевы Елизаветы. Перед смертью Кларенсу удается узнать, кто является виновником его гибели, и им оказывается Глостер.Король Эдуард чувствует, что скоро умрет, просит представителей двух враждующих лагерей, окружения королевы и окружения короля, чтобы они заключили мир. Они соглашаются и жмут друг другу руки. Приходит Ричард и говорит, что рад примирению, так как не любит вражду, просит прощение у лордов. Елизавета просит короля, освободить Кларенса. Ричард отвечает, что Кларенс умер. Все потрясены. Король пытается узнать, кто приказал, убить брата, но ему никто не отвечает.

Король не может пережить смерть брата и умирает. Мать короля герцогиня Йоркская, королева Елизавета, дети Кларенса оплакивают умерших. Ричард выражает сочувствие им. По закону трон должен достаться одиннадцатилетнему Эдуарду, сыну Елизаветы и покойного короля. За ним в Ледло посылают свиту.

Теперь, родные представляют угрозу для Ричарда. И он приказывает, по дороге схватить их и заточить в тюрьму в Памфретском замке. Гонец докладывает королеве о захвате родных. Герцогиня Йоркская проклинает нынешнее времена смут.

Читайте также:  Краткое содержание васильев экспонат номер № за 2 минуты пересказ сюжета

Придворные встречают маленького принца Уэльского. Он расстраивается, когда не увидел родных, дядю, маму Елизавету, и бата Йорка. Ричард объясняет мальчику, что родные его матери очень коварные люди. Своему опекуну, Глостеру, принц верит.

Он спрашивает, где будет жить до коронации. Ричард советует ему, пожить в Тауэре, до тех по пока принц не выберет другое жилище. Мальчик соглашается. Приходит маленький Йорк, который не нравится Ричарду, так как у него шутки с язвами.

Обоих мальчиков отвозят в Тауэр.

Бекингем, Ричард, и Кетсби уже договорились на престол поставить Глостера, но необходимо, чтобы лорд Хестингс поддержал их. К нему присылают Кетсби. Он будит Хестингса среди ночи, и сообщает, что родственников королевы будут казнены.

Это лорду нравится, так как он с ними воевал, но идея коронования Ричарда вместо маленького Эдуарда не нравится Хестингсу, и от отказывается их поддерживать.

Но у Ричарда свои планы, он готов убрать каждого, кто помешает ему взойти на престол.

В Памфрете происходит казнь родственников королевы. А в Тауэре назначается совет, чтобы выбрать день коронации. Ричард на совет приходит с большим опозданием. Ему уже известно, что Хестингс отказался их поддерживать, и туте отдает приказ, чтобы его схватили и отрубили ему голову. После ухода Хестингса, Ричард плачет и говорит о том, что Хестингс был самым лукавым и скрытным изменником, и ему пришлось отдать такой приказ. Бекингем верит словам Ричарда.

Бекингем подготавливает общественное мнение, чтобы оно было в пользу короля.

По указанию Ричарда он пускает слухи о том, что принцы являются незаконными детьми Эдуарда, и что его брак с Елизаветой был незаконным , и подводит разные доводы, чтобы на престол воцарился Ричард.

Толпа горожан никак не реагирует на эти слухи, а вот мэр Лондона и вельможи соглашаются с тем, что на тон нужно посадить Ричарда.

Приходит толпа знатных горожан, и просят Ричарда принять корону. Он выкручивает все так, чтобы просители нашли его в монастыре за молитвой.

Узнав о делегации горожан, он к ним выходит не сразу, а позднее появляется с двумя епископами и играет роль человека, которому не нужна власть, так как он от нее далек.

Горожане умоляют его войти на престол, но он сначала делает вид, что не соглашается, и потом когда они уже уходят, он просит их вернуться и соглашается на их предложение.

Бекингем поздравляет Ричарда III, нового короля Англии.

Теперь Ричарду нужно закрепиться на троне, но для этого ему нужны новые жертвы. Он разрывает свой недолгий брак с Анной Уорик, этот брак очень был тягостным и несчастливым. Он запирает жену и распространяет слух о ее болезни. Он надеется, что изведет Анну и женится на дочери покойного брата Эдуарда.

Ричард намекает Бекингему о смерти маленького Эдуарда. Но он в ужасе от услышанного. Тогда король находит придворного Тиррела, которому и дает приказ убить обоих принцев. А он в сою очередь нанимает двух убийц, которые по пропуску Ричарда проникают в Тауэр и душат уснувших детей. А позднее сами жалеют, что совершили злодеяние.

Ричард получает известие о смерти принцев, но это ему не приносит желанного покоя. При власти Ричарда начинаются волнения в стране. На Ричарда из Франции с флотом выступает могущественный Ричмонд, который является соперником Ричарда в борьбе за престол. Ричард в ярости, и готов дать отпор всем врагам. Но в это время все его стороннику уже не с ним, они либо казнены, либо изменили ему.

Казнят Бекингема, он говорит, что доверял Ричарду, и теперь очень жестоко наказан. Действия на поле сражения. На поле расположились войска Ричмонда и Ричарда, предводители ночь проводят в своих шатрах. Они засыпают. И во сне им по очереди приходят духи казненных деспотом людей: Кларенс, Эдуард, Анна Уорик, Генрих VI, маленькие принцы, Хестингс, родные королевы, и Бекингем. Перед решающим боем каждый из них обращается к Ричарду со своим проклятием. Но те же самые духи, во сне приходят к Ричмонду и желают ему победы.

Ричмонд по после сна весел и бодр. Ричард же просыпается и его мучает совесть. Он пока не готов раскаяться. Ричард показывает себя как война, а не как труса. Утром он выходит к армии и обращается к ней с бодрой речью. В этой речи он говорит, что сражаться предстоит со «свиньями», и призывает к решительности.

Исход боя решает в последний момент, поведением Стенли, он со своими полками переходит на сторону Ричмонда. В этом кровопролитном и тяжелом сражении король показывает свою храбрость. Это проявляется когда, его коня убивают, и Кетсби предлагает королю спасаться бегством, но Ричард отказывается.

В сражении с Ричмондом он погибает. Теперь Ричмонд становится королем Англии. С него начинается династия Тюдоров, а война, мучавшая страну тридцать лет, Алой и Белой Розы, закончена.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Ричард III». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/shekspir/richard-3/

Историческая хроника Уильяма Шекспира “Ричард III”

   К первому периоду творчества Шекспира принадлежат исторические хроники, это драмы на сюжет, заимствованный из отечественной истории, где автор достаточно точно воспроизводит факты, судьбы главных героев. Главные действующие лица — исторические фигуры.

Следуя за событиями, Шекспир оставлял за собой право 1) психологически мотивировать поступки героев; 2) выбирать то или иное историческое событие; 3) субъективно осмысливать тенденции исторического развития. Обращение мастера к историческим хроникам не было случайным.

В его время с развитием буржуазных отношений происходил и рост национального самосознания. В этих условиях патриотическая тема вызывала большой интерес, важными были проблемы становление нации, национального государства. Общая тема всех хроник — рождение нации, становление абсолютной монархии как государства нового типа.

Разрабатывая эту тему, драматург обращается к событиям XV века, когда особого накала достигла борьба между королями и феодальными баронами.

   
   Все хроники Шекспира проникнуты идеей необходимости государственного единства, отражают процесс формирования английской нации и становления абсолютной монархии. Весь цикл проникнут идеей неизбежности победы централизованной государственной власти над феодальной анархией.

   Стоит напомнить некоторые факты английской истории. В конце XV века Ричард II (последний английский король из династии Плантагенетов, дурной король и человек) подавил восстание Уота Тайлера 1381 года, нарушил королевское слово. Его двоюродный брат организовал заговор и сверг его.

Генрих Болингброк IV воцарился на престоле. Его правление было трудным и сложным. При Генрихе IV начались распри, против него выступили Йорки (началась война Алой и Белой роз). Она закончилась победой герцогов Йоркских.

Генриха IV заточили в тюрьму, там убили, вероятно, по приказу Ричарда Глостера. Королем стал Эдуард IV, после его смерти — Ричард Глостер III. Его сверг и уничтожил Генрих Ричмонд из Тюдоров VII, основатель новой династии Тюдоров, происходивший из Ланкастеров, жена его была из Йорков.

Он дед королевы Елизаветы, во время правления которой Шекспир и создавал свои хроники.

   “Ричард III” написан в 1592-1593 гг. Автор обратился к событиям конца царствования Эдуарда IV и к царствованию Ричарда III.

В хронике поставлены две проблемы: 1) что станет с сильной личностью, если она аморальна и борется за власть неправедными способами; 2) борьба двух представлений о государстве — государство — вотчина, поместье, принадлежность династии, имущество, вокруг которого возможны распри; государство — это экономическая, географическая, политическая, национальная целостность, живущая по своим законам.

   В центре пьесы — сильная личность — Ричард III. Он уже с рождения отличен ото всех, это выдающийся человек даже по своей внешности: горбатый, низкий, уродливый. Это личность большой внутренней силы, он стремится к своей цели, подчиняет ей все и всех.

Единственная страсть всех героев пьесы и Ричарда — власть, политика. Он стремится стать королем и делает для этого все, даже обрекает на смерть невинных детей, которые могут составить угрозу его планам захвата престола. Герой обладает необыкновенным даром убеждения, он всегда добивается своего.

Шекспир изображает яркую сцену обольщения леди Анны (невестка Генриха VI, убитого Ричардом, ее муж тоже им убит). Анна идет за гробом свекра, на пути ее встречает Ричард, который решает, что для достижения своей цели ему нужно на ней жениться.

Многие Шекспира упрекали за недостоверность этой сцены, но историческая леди Анна действительно вышла замуж за исторического Ричарда Глостера.

  • Провожая свекра в последний путь героиня произносит гневную речь:
  • Будь проклят тот, кто сделал это дело,
  • И дух того, кому хватило духу,
  • И кровь того, кто пролил кровь твою!
  • Пусть доля злая поразит мерзавца,

Что гибелью твоей нас обездолил… (А. 1, с. 2)

   

  1.    После льстивой речи Глостера леди Анна меняет свое отношение к нему, и хотя нет еще полной приязни, но в ее отношении нет у же и ненависти. Довольный своим умением Ричард произносит разоблачающий монолог: 
  2. Кто обольщал когда-нибудь так женщин?
  3. Кто женщину так обольстить сумел?

Она — моя! Но не нужна надолго.

  • Как! Я, убивший мужа и отца,
  • Я ею овладел в час горшей злобы,
  • Когда здесь, задыхаясь от проклятий,
  • Она рыдала над истцом кровавым!
  • Против меня был бог, и суд, и совесть,
  • И не было друзей, чтоб мне помочь.
  • Один лишь дьявол да притворный вид.

Мир — и ничто. И все ж она моя.

  1. Ха-ха!
  2. Уж своего она забыла мужа,
  3. Эдварда храброго, что мной в сердцах
  4. Убит три месяца тому назад.
  5. Пленительного юношу такого,
  6. Который был бы так красив и смел…

   Шекспир использует здесь прием самохарактеристики героя. Драматург подчеркивает, что при всех талантах Ричарду никогда не удавалось обмануть народ. Уничтожив всех своих соперников, он уже должен был стать королем, но хотел, чтобы королем его провозгласил народ. Но простые люди ощущает в нем злую силу, коварного тирана.

Молчание народа предрекает Ричарду гибель. Герой противопоставил себя всем: родственникам, народу, дворянству.

Все воспринимают его как узурпатора, поэтому неудивительно, что поддержку широких масс получает его противник Генрих Ричмонд, в нем народ видит освободителя от узурпатора, короля нового типа, который сумеет создать крепкое государство — абсолютную монархию.

   В противостоянии Ричарда и Ричмонда отразилась борьба двух взглядов на государство, Ричард III, носитель старых взглядов, обречен.

Идейный смысл пьесы заключается в утверждении мысли о том, что историческое движение поступательно, а все, тормозящее прогрессивное развитие, отметается самим ходом событий.

Шекспир подчеркивает, что сильная личность, творящая зло, нарушающая нормы морали, не удержится на троне, она обречена на поражение, что и происходит с Ричардом III.
© Елена Исаева

Источник: http://elena-isaeva.blogspot.com/2011/12/iii_16.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector