Краткое содержание шергин волшебное кольцо за 2 минуты пересказ сюжета

Реальная жизнь сказки показывает, что жанр не
умирает. Далеко не сказочные проблемы добра и
зла, выбора жизненного пути, долга и чести
находят свое место не только фольклорной сказке,
но и литературной. Именно поэтому она продолжает
оказывать влияние на нравственное воспитание
учащихся.

Главной задачей учителя – словесника на этом
этапе обращения к литературной сказке является
отбор текстов сказок. Известно, что литературная
сказка развивается по двум направлениям: по пути
следования традициям фольклорной сказки и,
наоборот, – отталкиваясь от нее. Современная
школьная программа по литературе в 5-х классах и
предлагает для изучения оба вида таких сказок.

На начальном этапе и проводятся уроки
ознакомления с волшебными сказками: народными и
литературными. Современная методическая
литература дает разнообразный материал для
сравнения сказок.

На таких уроках ученики с
помощью учителя знакомятся со специфическими
свойствами волшебной сказки: выразительностью,
красотой речи, сказочными формулами, яркостью
вымысла (необычными героями, окружающим миром,
необыкновенными животными, чудесными
предметами), противоборством злых и добрых сил,
непременной победой добра; обязательным
присутствием положительного героя, его
помощников.

Не случайно именно народная сказка “Волшебное
кольцо” стала основой для создания Платоновым и
Шергиным одноименной авторской сказки.

На уроке,
посвященном анализу данных текстов, и дается
представление о литературной сказке, о ее
неразрывной связи с народной.

Также ученики
овладевают навыками сравнительного анализа,
усваивают такие литературоведческие термины,
как стиль, эпитеты, метафоры, гиперболы;
составляют словари писателей.

Подобная работа была проведена в 5-м классе на
уроке – мастерской “Добро …явилось из добра” и
стала началом исследовательской работы и
учителя и учеников над текстами волшебных
литературных сказок. Учеников также
заинтересовали важные проблемы: прежде всего
проблема выбора героями жизненного пути.

На
уроке был поставлен вопрос: “Помогла ли Змея
Скаропея Семену, подарив ему волшебное кольцо?”
Ответы разделились. Одни указывали на то, что без
кольца герой остался бы бедным. Другие возражали:
кольцо принесло богатство, но и горе,
разочарование в любви.

Путем сравнений и анализа
различных мнений мы пришли к выводу: человек
может быть богат, но несчастлив. Оказывается,
дело не в волшебном кольце, а в том, кому оно
принадлежит. Семен сначала выбрал путь, который
не стоил никаких усилий и также легко все и
потерял (вспомним Ивана-царевича из сказки
“Царевна-лягушка”).

Только испытания и помощь
верных друзей помогли ему сделать верный выбор и
правильно распорядиться кольцом.

До учеников важно донести и следующую народную
мудрость: сказка не наказывает героя, не мстит
ему, она дает право на ошибку, ведь герой всегда
очень молод и не имеет жизненного опыта, но она
всегда поддержит всеми своими чудесными силами
героя доброго, отважного, ценящего других. В
таком контексте проблема выбора жизненного пути
становится особенно актуальной в наше
прагматичное время.

Эту проблему можно изучить глубже, связав ее с
образом волшебного кольца.

Такие задания, как
нарисовать иллюстрации, связанные по сюжету с
кольцом, подготовить вопросы к конкурсу “Из
какой сказки кольцо?” и инсценировки по сказкам
подготовили ребят к исследовательской работе
над сказочной повестью Толкина “Хоббит, или туда
и обратно” и трилогией “Властелин колец”.
Рассуждая о значении волшебного кольца в
вышеперечисленных сказках, они приходят к
выводу: “С помощью кольца добрые дела
совершались быстрее, оно помогало опередить зло,
обезвредить его”.

Последним произведением ребята называют
повесть Толкина “Хоббит, или туда и обратно”, к
изучению которой мы и приступаем (после
предварительного чтения “Хоббит…” и отдельных
глав трилогии). На уроке используется
презентация одного из учеников, составленная по
фильму “Властелин колец”.

На доске записаны
значения терминов: фэнтези, фантастический,
трилогия. Ученики рассказывают о писателе, об
истории создания сказки и трилогии, учитель – о
жанре фэнтези, обращаясь при этом к словам на
доске. Сначала ребята работают над образом
хоббита, находят отличия и сходство с изученными
героями сказок.

Например, как и другие герои
волшебных сказок, он любит приключения и
путешествия, дружит с волшебниками, гномами и,
наконец, находит волшебное кольцо. Один из
учеников кратко пересказывает этот эпизод.

Далее
работаем над вопросом: почему Бильбо не
воспользовался кольцом и не уничтожил
“скользкую тварь” Голлума? Он, как и герои
других сказок, пожалел Голлума., т.е. сделал свой
выбор в пользу добра. Необходимо отметить, что
такой выбор дается нелегко.

Почему Бильбо с
трудом преодолевает в себе страх и отвращение
перед Голлумом, в котором не осталось ни капли
доброты? В данном примере Толкиен как писатель,
творивший в жанре фэнтези, отталкивается от
противоречивости характеров реальных людей (на
примере образа Боромира можно подчеркнуть эту
особенность фэнтези).

Ученики делают вывод, что и
здесь волшебное кольцо является предметом,
которое целиком зависит от жизненных взглядов
его хозяина. Вспомним слова Гендальфа: “Важно и
то, каковы при этом его цели и каков он сам.
Сильный духом и добрый продержится дольше…” [1]

Эпизод с кольцом полностью входит в трилогию
“Властелин колец” и приобретает символический
смысл.

Что мы нового узнаем о кольце? По
подготовленным главам из 1-ой летописи ученики
пересказывают историю кольца Всевластия и
указывают, что в отличие от других колец это
кольцо обладает злой мистической силой, так как
оно было сделано с целью завладеть всем миром.
Его опасность в том, что слабого оно заставляет
желать только одного – овладеть им любым
способом, а сильного – упиваться своей властью
над другими.

А почему же Бильбо не стал таким, как Голлум,
ведь он носил кольцо дольше? И тут ребята
вспоминают, что каждый из них в решающую минуту
выбирают: Бильбо – жалость, Голлум – убийство.
Даже обладая такой властью над человеком, оно не
лишает героя права выбора.

Когда Бильбо вновь пришлось сделать выбор?
Конечно, когда он не без помощи Гэндальфа,
оставляет кольцо Фродо, которого кольцо тоже
ставит перед выбором: оставаться беззаботным
хоббитом или стать хранителем кольца?

Почему именно Фродо автор поручает такую
сложную задачу? Фродо, на первый взгляд, ничем не
отличается от других хоббитов, но его, как и
Бильбо, постоянно тянет из дома. Он открыт для
всего нового.

Вспомните, кто из героев волшебных
сказок обладает такими же чертами? Как и другие
герои сказок, Фродо любит свой край, свой Удел,
так как его предки из поколения в поколение жили
здесь.

Таким образом, ученики приходят к выводу,
что Фродо один из обычных героев сказок. Фродо и
сам не мог понять, почему избран. Ведь он –
“невысоколик”.

Указание на малый рост хоббита –
метафора, обращенная к нам, читателям, тоже
маленьким по отношению к большой истории. Да и
сам Толкин признался однажды: “В
действительности, я – хоббит”[2]. Но как раз
“маленькие люди” и становятся героями – таков
ответ автора.

Почему? Вспомним, что он писал о хоббитах. Это
очень мирные люди, любящие свою землю, семью,
друзей.

Будничные свойства способны
преображаться: скромность оборачивается
самопожертвованием, здравый смысл – героической
находчивостью, оптимизм и жизнелюбие –
стойкостью и мужеством.

Прокомментируем
авторские мысли примерами из текста. Ученики
пересказывают наиболее значимые эпизоды,
связанные с Фродо и кольцом.

Какой эпизод показывает нам второй выбор героя?
Ребята вспоминают сцену Совета, где Фродо, уже
почувствовав злую силу кольца, осознанно
решается стать его хранителем, чтобы уничтожить
его.

Какой поступок Фродо сближает его с другими
героями волшебных сказок? Ученики пересказывают
эпизод разговора Фродо с Голлумом и опять
приходят к выводу, что волшебное кольцо не мешает
Фродо оставаться самим собой.

Оно является
отражением истинных чувств человека в
переломных ситуациях. В течение всего нелегкого
пути Фродо не раз вспоминал слова Гендальфа о
том, что жалость “может изменить судьбу многих”.

[3] Это качество помогло ему не поддаться
злым чарам кольца.

Но почему Фродо в последний момент решает
оставить кольцо себе? Данный финал как будто бы
расходится с финалом волшебных сказок, где герой
побеждает зло с помощью волшебного кольца. И в
этом, конечно, проявляется особенности жанра
фэнтези, где героям неподвластны мистические
силы. С другой стороны, победа над Злом
достигается с помощью Фродо.

Читайте также:  Краткое содержание горький детство кратко и по главам за 2 минуты пересказ сюжета

Какой эпизод из
трилогии подготовил такой финал? Как когда-то
Бильбо пожалел Голлума, так и Фродо сумел понять
и даже воскресить в бывшем Смеаголе что-то живое
и вопреки воле кольца сделать добро.

Смеагол (так
звали когда-то Голлума) помог Фродо, но
притяжение кольца, как и память обо всем дурном,
что он сделал, оказалась сильнее, и Голлум тонет
вместе с ним в огненной реке.

Кольцо логически завершило свой круг зла, но
вопреки воле того, кто его создал, не зло явилось
причиной его гибели, а тот акт милосердия,
который совершил Фродо, пожалев Голлума. Так
“добро …явилось из добра”,– как писал Платонов
в своей сказке “Волшебное кольцо”.

Дома ребята выполняют следующее задание: найти
в трилогии эпизоды, где другим героям пришлось
делать выбор. Какое место занимает в этих
эпизодах кольцо?

На следующем уроке ученики рассказывают о
Боромире, который стремился завладеть кольцом,
чтобы защитить свой народ, но не учел злую волю
кольца и вынужден был погибнуть. Автор еще раз
подчеркивает, что победить зло при помощи зла и в
одиночку невозможно. “Один в поле не воин”, –
гласит народная поговорка и поэтому – то в
народных и авторских сказках герои действуют
сообща.

Как изменилась бы жизнь Боромира и его
спутников, если бы Фродо отдал ему кольцо?
Выслушав ответы учеников, мы знакомимся с
мнением автора (см. Предисловие), где он
предрекает бесславный и трагический конец как
результата такого выбора.

И здесь мы не можем не
задуматься над словами Фродо, сказанными
Боромиру: “…мое сердце предостерегает …против
выбора пути, который кажется легче…”.

[4] К
сожаленью, даже сама близость кольца усилило
агрессивность Боромира, которая помогала ему
мобилизоваться против врагов, и заставило его
применить это качество против Фродо. Этот
неверный выбор и стал причиной гибели Боромира.

Используя навыки сравнительного анализа,
ученики сопоставляют образ Боромира с образом
Сэма. Ведь и ему пришлось делать выбор: “Перед
ним вставал выбор: терпеть кольцо или объявить
его своим?..”[5] Что помогло Сэму выдержать
испытание?

Напомним, что первый свой выбор Сэм делает еще в
Уделе, добровольно согласившись сопровождать
Фродо. Он очень любил своего хозяина, и ему
хотелось “полюбоваться на эльфов”.[6] Но в
пути он приходит к выводу, что “…не это важно”.[7]
Сэм понял, “что если его (кольцо) заполучит враг,
и всему конец.

И Лориэну и Разлогу, и Уделу – одно
слово, всему”.[8] Его привязанность к Фродо
имеет один источник: любовь к родному краю, к
своей земле, ведь недаром автор сделал его
садовником. Ему не нужен “королевский садик”, а
нужен “свой собственный маленький садик, чтобы
возделывать его собственными руками, так оно
привычнее”.

[9] Любовь к родному краю и
понимание, что его родина – часть целого мира,
помогли ему не поддаться чарам кольца. Вспомним,
что спасло Сэма от отчаяния, когда он оказался
без Фродо в башне орков? Примечательно, что Сэм не
воспользовался кольцом .

Он “тихонько
запел…старые песенки, мелькавшие в сознании
мимолетными видениями родной страны…А потом
вдруг в нем поднялись новые силы, голос окреп…”О
чем же пел Сэм?

  • У нас, в Закатной стороне, Не молкнет песнь дрозда, Цветут цветочки по весне,
  • Журчит в ручье вода…[10]

Именно Сэму обращены прощальные слова Фродо:
“Ты будешь читать Алую книгу, чтобы не умерла
память об уходящей Эпохе – чтобы народ не
забывал о Великой угрозе и еще сильнее любил
родную землю”[11].

По словам автора, он создал хоббитов
маленькими, чтобы “выявить в существах более чем
слабых поразительный и неожиданный героизм
обыкновенного человека в крайних
обстоятельствах”[12].

Именно из
обыкновенного и заурядного вырастают великие
дела.

Почему учитель обращается именно к этой
трилогии? Произведения в жанре фэнтези стали
очень популярны среди детей и взрослых, поэтому
некоторые из них включены в школьную программу.

Секрет этой популярности, по мнению многих, в
увлекательном сюжете, который очень далек от
жизни. Это и вызывает сомнения филологов, нужна
ли такая литература детям, так как она приводит к
тому, что человек отказывается “от решения
насущных и остросоциальных проблем”.

[13]
Автор совершенно справедливо подчеркивает, что к
выбору таких сказок нужно подходить очень
осторожно.

Поэтому целью урока – мастерской
“Образ кольца – символа в произведениях русской
и зарубежной литературы” является научить
видеть в трилогии “Властелин колец” не просто
волшебную занимательную книгу об эльфах, магах,
войне, а “книгу сложную и глубокую”[14],
заставляющую задуматься о верности своего
жизненного выбора.

Трилогия позволяет решить одну из важнейших
нравственных задач, которую ставит перед собой
каждый учитель литературы – подготовить наших
детей к осознанному, ответственному выбору
модели поведения в ситуации, которая требует
ответа на вопрос: кто мы, каковы наши
нравственные ориентиры? Как мы убедились при
анализе произведения, эта проблема является
“насущной” и для самих детей. Именно она
заставляет с интересом и душевной тревогой
следить за сюжетом.

Работа над проблемой выбора жизненного пути,
над образами “маленьких людей” продолжится на
уроках, которые будут посвящены героям Пушкина,
Лермонтова,

Гоголя, Достоевского, Толстого. Наконец,
трилогия избежала бы упрека в отсутствии
“нравственно-патриотического влияния на
подрастающее поколение”, так как
исследовательская работа по тексту убедительно
показала, что выбор жизненного пути зависит от
отношения героев к проблеме чести, долга, которая
неразрывно связана с любовью к родной земле.

  1. Как мы убедились при анализе волшебных сказок,
    она учит смелости, доброте и всем другим хорошим
    человеческим качествам, но делает это без
    скучных наставлений, а с помощью целого арсенала
    чудесных сказочных средств, которые передаются
    из народных сказок в литературные и
    переосмысляются, делая произведение полезным и
    увлекательным.
  2. Образ – символ волшебного кольца, переходящий
    из сказки в сказку, “позволяет осуществить
    основное предназначение волшебного вымысла –
    помочь положительному герою в борьбе со Злом, а в
    победе Добра со Злом сохраняется воспитательная
    направленность сказки”.
  3. Литература

1. Толкин Дж. Полная история Средиземья:
Сб.:Пер.с англ. /Дж.Толкин.-М.:ООО “Издательство
АСТ;СПб.: Terra Fantastica, 2004/– 1341,(3)c.: ил.– С. 229.
2. Михаил Свердлов. Джон
Толкин.//Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная
литература.– С.346.  3. Толкин Дж. Полная история Средиземья:
Сб.:Пер. с англ.– С.242.
4. Там же. – С.544.
5. Там же.– С.967.
6. Там же.– С.267.
7. Там же.– С.267.
8. Там же. – С.967

9. Там же. – С.967.

10. Там же. – С.974.

11. Там же. – С.1082.

12. Михаил Свердлов. Джон Толкин //Энциклопедия
для детей. Том 15. Всемирная литература.– С.345.

13. Шустов М.П. Всякая ли современная сказка то,
за что себя выдает?// Литература в школе.– 2006.– №3.

14. Там же.

12.02.2008

Источник: https://urok.1sept.ru/статьи/505654/

Небылица

У этого термина существуют и другие значения, см. Небылицы.

Небыли́ца или небыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности[1].

По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку»[2][3]. К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»[4]

Небылицы в русском фольклоре

Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины[5] рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект»[6]. В качестве примера он приводит следующий фрагмент из «Северных сказок» Н. Е. Ончукова:

Бывал да живал, на босу ногу топор надевал, топорищем подпоясывался, кушаком дрова рубил… Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…

Он также отмечает, что для достижения комического эффекта в небылицах «просто меняют местами значения поставленных рядом слов» (например, вместо «баба доит корову» говорится: «под дубом корова бабу доит», вместо «озеро всколебалось, утка улетела» говорится: «утка всколебалась, озеро улетело»)[7].

Читайте также:  Краткое содержание оперы вагнера золото рейна за 2 минуты пересказ сюжета

По мнению Синявского, небывальщины, как и докучные сказки, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку.

Различие между ними состоит в том, что пародируются разные стороны сказки: докучная сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки («от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность»). В небывальщине же «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»:

Небывальщина — это сказка, потерявшая честь и стыд и поверившая, после долгих уговоров, что все в ней дурь и вранье. Как подгулявшая баба, сказка начинает молоть вздор, нести околесицу — по старой (чтобы было смешнее), освящённой веками канве.

Все мотивировки утрачены, священные запреты и обязательства забыты. (…) От прошлого осталась лишь фикция — принцип соединения слов в слаженную цепь тарабарщины. Как если бы сказка напрашивалась на какой-то скандал или шла на откровенный шантаж[8].

Небылицы в американском фольклоре

Небылицы являются неотъемлемой частью американского фольклора и восходят к состязаниям по хвастовству, проводившимся на Диком Западе.

Конкурсы ораторского искусства, которые каждые два года устраивает «Тостмастерс Интернешнл», также могут включать в качестве одного из компонентов рассказывание небылиц.

В таком случае каждому участнику даётся 3—5 минут на рассказ, который затем оценивается жюри.

К наиболее популярным героям американских небылиц, некоторые из которых являются историческими персонажами (они помечены в списке знаком §), относятся[9]:

Статуи Поля Баньяна и его спутника, Голубого Быка по кличке Малыш, в Бемиджи

  • Поль Баньян — великан-дровосек, который взял в руки топор уже на второй день после рождения[10]
  • Тони Бивер — кузен Поля Баньяна, дровосек из Западной Виргинии
  • Пит Корд — младший брат Поля Баньяна
  • Пекос Билл — ковбой, который был «самым диким на Диком Западе» и изобрёл лассо
  • Даниэль Бун § — основатель города Бунсборо, одного из первых англоязычных поселений за пределами гор Аппалачи
  • Джон Генри § — негр-силач, работавший на железной дороге
  • Бедовая Джейн § — скаут, участница войн с индейцами
  • Кейси Джонс § — отважный машинист, ценой своей жизни спасший поезд от крушения
  • Дэви Крокетт § — офицер, путешественник и конгрессмен
  • Нэт Лав § — негр, после отмены рабства ставший ковбоем
  • Молли Питчер § — героиня Войны за независимость США
  • Питер Франсиско § — герой Войны за независимость США
  • Фиболд Фиболдсон — фермер из Небраски, который боролся с вредителями и засухой
  • Майк Финк § — соперник Дэви Крокетта и один из сильнейших гребцов на реках Огайо и Миссисипи
  • Джонни Яблочное Зернышко § — житель Среднего Запада, посвятивший свою жизнь посадке яблонь

Небылицы в других традициях

  • Действие австралийских небылиц, как правило, происходит в буше, в том числе на легендарном ранчо Спива (англ. The Speewah). Их основными героями являются Большой Билл — самый тупой житель ранчо, занимавшийся выкапыванием скважин для добычи угля, а также Кривой Мик — знаменитый стригаль, обладавший недюжинной силой (этот персонаж фигурирует также в сказочной повести Алана Маршалла «Шёпот на ветру»).
  • В Канаде популярным героем небылиц является легендарный великан-дровосек Джо Маферо (англ. Big Joe Mufferaw).

Небылицы в современной культуре

  • В начале XX века популярным средством рассказывания небылиц стали изображения на почтовых открытках[11]. Авторы таких открыток, как правило, совмещавших фотографию и рисунок, использовали монтаж и изменение перспективы для изображения таких тем, как ловля огромной рыбы[12], охота на гигантских животных[13] или катание на них[14][15], а также выращивание урожая необычайных размеров[16].
  • Факты о Чаке Норрисе — юмористические небылицы об известном актёре Чаке Норрисе

Небылицы в художественной литературе

Барон Мюнхгаузен и его разрубленный конь

Небылицы характерны для фольклора, но встречаются и в художественной литературе (прежде всего основанной на фольклорных сюжетах). Примерами могут служить:

  • приключения барона Мюнхгаузена в изложении Эриха Распе
  • приключения героев романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • отдельные эпизоды романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • поморские сказки Бориса Шергина и Степана Писахова
  • стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»

Экранизации небылиц

Мультипликация

  • «Небылицы» (1970) — советский мультфильм по мотивам русских прибауток и потешек
  • «Небылицы в лицах» (1973) — советский мультфильм по мотивам русских прибауток и потешек
  • «Путаница» (1974) — советский мультфильм по стихотворению Корнея Чуковского
  • «Смех и горе у Бела моря» (1988) — советский мультфильм по сказкам и небылицам Бориса Шергина и Степана Писахова
  • Серия мультфильмов режиссёра Роберта Саакянца:
    • 1982 — «Кто расскажет небылицу?»
    • 1983 — «Ух ты, говорящая рыба!»
    • 1984 — «В синем море, в белой пене…»
    • 1985 — «Ишь ты, Масленица!»
В Викисловаре есть статья «небылица»

Кинематограф

  • «Крупная рыба» — фильм Тима Бёртона, сюжет которого основан на небылицах, рассказанных отцом главного героя
  • «Легенды дикого запада» — американский фантастический вестерн, героями которого стали легендарные персонажи небылиц
  • «Небывальщина» — кинокомедия режиссёра Сергея Овчарова по мотивам рассказа Вячеслава Шишкова «Винолазы» и русского фольклора

См. также

  • Скоморошина
  • Литература абсурда
  • Городская легенда
  • Легенда
  • Бывальщина

Примечания

  1. С. П. Белокурова. Небылица (неопр.). Словарь литературоведческих терминов (2005). Дата обращения 24 декабря 2013.
  2. ↑ В. Я. Пропп. Поэтика фольклора. / Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. — М.: Издательство «Лабиринт», 1998. — С. 87.
  3. ↑ В. Я. Пропп. Русская сказка. / Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова. — М.: Издательство «Лабиринт», 2000. — С. 288.
  4. ↑ В. Я. Пропп. Поэтика фольклора. / Составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. — М.: Издательство «Лабиринт», 1998. — С. 32.
  5. ↑ В английском варианте книги данные термины переведены как tall tale

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Небылица

Краткое содержание «Волшебное кольцо»

Рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Волшебное кольцо», а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

  • Семен  – молодой парень, крестьянский сын, добрый и отзывчивый.
  • Крестьянка  – мать Семена, бедная женщина, вдова.
  • Скарапея  – змейка, змеиная царевна, которую спас Семен.
  1. Собачка и кошечка – животные, которых Семен спас от верной смерти.
  2. Царевна  – красивая девушка, жена Семена, которая оказалась подлой изменницей.
  3. Змеиный царь – отец Скарапеи, добрый и щедрый правитель.
  4. Аспид  – приемный сын Змеиного царя, подлый и жадный.

Давным-давно в одной деревне жила крестьянка, а вместе с ней – «сын ее Семен, не женатый еще». Они жили очень бедно: спали на соломе, ели скудно, да и одежонка была у них «старая, латаная». И даже с землей не повезло крестьянам – она была неродящей, и давала плохой урожай. Жили мать с сыном на отцовскую пенсию, получая в городе «копейку в месяц».

Вот как-то раз возвращался из города Семен со своей денежкой. Вдруг увидел, как какой-то бессердечный человек собирался удавить маленькую белую собачку. Семену стало жалко песика, он отдал живодеру «последнюю копейку, взял щенка на руки и пошел домой». Узнав об этом, мать принялась браниться – самим есть нечего, а сын притащил в дом собачонку.

Спустя месяц Семен вновь пошел в город за пенсией. «Вышла копейка прибавки», и Семен получил целых две копейки. По дороге домой он опять увидел злого человека, который в этот раз мучил кошку. Пришлось ему купить за две копейки и кошку, за что «мать пуще прежнего забранилась на сына».

Спустя положенный срок Семен отправился за пенсией. Опять ему вышла прибавка, и получил он уже три копейки. На обратном пути он увидал того же живодера, который давил змейку. Чтобы спасти животное от гибели, Семен отдал все свои деньги.

Оказалось, что змейка эта могла говорить. Она была дочерью Змеиного царя, и звали ее Скарапеей. За свое спасение она пообещала щедро наградить Семена.

При виде змеи мать так сильно испугалась, что даже не стала бранить сына. Она сразу невзлюбила Скарапею – «то есть ей не даст и воды не поставит, то на хвост наступит». Тогда змея попросила Семена отнести ее в Змеиное царство, к отцу. Она посоветовала своему спасителю попросить у отца только золотое кольцо.

Змей очень обрадовался, когда узнал, что его любимая дочь была спасена. Он предложил Семену взять «золота, сколько хочешь», но тот, помня совет Скарапеи, попросил лишь золотое кольцо. Задумался Змеиный царь, но все же подарил кольцо Семену, и рассказал, как им пользоваться.

Читайте также:  Краткое содержание пастух и пастушка астафьева за 2 минуты пересказ сюжета

Кольцо оказалось волшебным – если переменить его с палец на палец, то тут же появятся двенадцать молодцев, и исполнят любое желание своего хозяина. С тех пор Семен с матерью зажили в достатке.

Но однажды увидел Семен во сне красивую девушку и затосковал. Когда он узнал, что то была царская дочь, загрустил еще больше – «и пища не естся, и брага не пьется». Он решил жениться на царевне, но мать долго отговаривала его от этого. Уже лучше жениться на простой крестьянской девушке, так и счастья в семье больше будет.

Однако Семен настоял на своем, и послал мать к царю-императору сватать царевну. Царь согласился отдать дочь, но только если будущий зять построит хрустальный мост от дворца к своему дому. При помощи змеиного кольца Семен выполнил это требование, и вскоре женился на царевне.

Однажды супруги решили прогуляться по лесу, устали, и заснули на полянке. Их увидел Аспид – приемный сын Змеиного царя, который давно мечтал заполучить волшебное кольцо. Обернувшись красивым юношей, он подговорил царевну, и та отдала ему волшебное кольцо и научила, как им пользоваться. Так Семен потерял все, что имел.

Царь разгневался, и посадил Семена в тюрьму. Кошка и собачка, которых когда-то спас Семен от верной гибели, решили помочь хозяину в беде. Они нашли волшебное кольцо и принесли его Семену, который приказал вернуть на место и хоромы, и жену. Узнав, что царевна потеряла кольцо, Аспид «от злости превратился в змею-гадюку».

Семен вернул коварную изменницу царю, а сам женился на красивой и доброй сиротке из соседней деревни.

Произведение учит милосердию, верности, трудолюбию, умению и желанию прийти на помощь в трудную минуту. Нужно творить добро от души, не задумываясь о том, что это может принести какую-то выгоду.

После ознакомления с кратким пересказом «Волшебное кольцо» рекомендуем прочесть рассказ Платонова полностью.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 125.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/platonov/volshebnoe-kolco

Сказка Волшебное кольцо. Русская народная сказка

Сказка Волшебное кольцо увлекает читателя в мир приключений вместе с главным героем Мартынкой. С его помощью юные читатели постигнут мудрые жизненные истины и научатся позитивному восприятию окружающего. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Волшебное кольцо читать

Краткое содержание сказки

Сказка Волшебное кольцо о благородстве и благодарности. После смерти отца начинаются злоключения Мартынки. На последние деньги паренек вместо того, чтобы купить хлеба, спасает от смерти собаку и кота. Прослужив три года у попа, Мартынка получает в награду мешок песка.

С помощью него он затушил пламя и спас от смерти красавицу-девицу, которая превращается в змеевну. Отец девицы – змеиный царь за спасение дочери дарит молодцу волшебное кольцо. Оно может исполнять любые желания. Вернулся парень домой. Зажили они с матерью богато и счастливо. Надумал Мартынка на королевне жениться. Волшебное кольцо ему помогло. Сыграли пышную свадьбу.

И король полюбил зятя, вот только королевна не может простить мужу свой позор: не царского роду ее муженек. Дождавшись удобного момента, узнала королевна от мужа тайну волшебного кольца. Похила она кольцо, с его помощью дворец превратила в прежнюю хижину. Себя же велела перенести за тридевять земель в мышиное царство.

Король, узнав о пропаже дочери, приказал замуровать Мартынку в высокую каменную башню. Умер бы парень от голода, если бы не верные Журка и Васька. Отплатили они Мартынке за добро добром сполна. Друзья ему еду приносили. За кольцом в мышиное царство отправились. Нелегко им пришлось в дороге, много преград одолели, но друга из беды выручили, доставили кольцо Мартынке.

Вернул молодец все свое добро и неверную жену. Да только король приказал ее казнить за предательство. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Волшебное кольцо

Сказка Волшебное кольцо состоит из цепочки приключений, в которых и раскрывается характер главного героя. Такие черты характера Мартынки, как доброта и сострадание к другим, сослужили ему добрую службу.

Спасенные парнем кот и пес, отплатили ему своей преданностью. В сказке воплощены мечты народа о справедливости. Герои вознаграждены за свои поступки.

Чему учит сказка Волшебное кольцо? Сказка учит бескорыстию, отзывчивости, милосердию, верности в дружбе.

Мораль сказки Волшебное кольцо

Помогать людям в беде, не задумываясь о выгоде, на добро отвечать добром – вот мораль сказки Волшебное кольцо.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Добро добром поминают.
  • За добро добром платят.
  • Что посеешь, то и пожнешь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/volshebnoe-koltso-russkaya-narodnaya-skazka/

Волшебное кольцо — краткое содержание сказки Шергина

В одной деревне жил Иван с матерью. Жили они бедненько. Иногда даже маковой росинки не было. И ходил парень ежемесячно в город за пенсией, которая составляла всего лишь1 копейку.

Вот как-то раз возвращается он домой и видит, как мужик давит собачонку. Спросил парень, почему,  тот так делает, на что получает ответ, якобы дело сугубо личное, и пусть не лезет. Иван тогда купил у мужика за копейку этого щенка и принес домой. Отругала его мать, да делать нечего, стал щенок жить у них.

Через некоторое время Иван выкупает у этого же мужика кошку, а затем и змею, которая назвалась Скарапеей. Вот и стали они все вместе проживать. Да только не понравилась змея матери, и старушка стала ее изводить. Скарапея попросила Ивана отвести ее к отцу, царю всех змей.

  Привел он ее во дворец, а отец змеи хотел по-разному отблагодарить парня, да тот только взял волшебное кольцо.

Прибыл Ваня домой, переменил кольцо с пальца на палец и явились к нему 3 молодых парня. Приказал он им насыпать амбар мукой и сахаром до верха. Приказывает Ваня матери, чтобы она напекла пирогов. Удивилась матушка, увидев столько богатства.

Приготовила пироги, остальную муку они продали, оделись хорошо. Захотел Иван в жены взять царскую дочь, и поэтому отправил мать сосватать девушку за себя. Да только засмеялся государь над ней. Говорит ей, что они из бедного рода, и их дочь не будет в нищете жить.

А раз уж он такой богатый, пусть построит хрустальный мост от дома до дворца. Старушка вернулась невеселая, рассказала все сыну. Выполнил он этот приказ при помощи волшебного кольца. Да еще построил дом красивый, и машину пустил по мосту.

Пока царь доехали на этой машине с царицей, растрясло их, и согласились они на этот брак.

Свадьбу долго гуляли. Да только царевне не нужен был Ванька. Был у нее кавалер за границей. Вот выманила она секрет появления богатства у Вани, да и вызвала этих молодцев. Перенесла мост и дом в Париж, да укатила с любовником.  Очутился Ваня вновь в  старой хижине. Рассердился царь, увидев, что нет роскошных палат, и посадил парня в темницу.

Кошка, собака и змея, решили помочь юноше. Ведь он когда-то спас от погибели.  Узнали животные, где живет царевна, украли они кольцо и пускаются в путь. Но, когда переплывала собака реку, кошка, которая держала кольцо во рту, выронила его. Кольцо рыба проглотила, да в этот момент ее выловили рыбаки.

И пока они отвернулись, кошка с собакой утащили рыбу и, распотрошив ее, нашли кольцо.

Доставили они его Ване, тот вернул себе снова и мост и дворец. А царевна со своим полюбовником по пути выпали в болото, да там и остались. А Иван женился на простой деревенской девушке.

Сказка учит нас быть добрыми и честными,  а семью создавать по взаимному согласию.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Для увеселения↑ ШергинМиша Ласкин →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/shergin/volshebnoe-kolco-skazka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector