Краткое содержание шукшин гринька малюгин за 2 минуты пересказ сюжета

Тема: В.М.Шукшин «Гринька Малюгин».

  • Цель: развитие творческих способностей посредством обобщения и анализа и стилистической переработки полученной информации на основе литературного произведения «Гринька Малюгин».
  • Задачи:
  • Образовательные:  
  • -учить выделять основную мысль в тексте для использования её в своей творческой работе; способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения  через  обсуждение  поступков  героя.
  • Коррекционно-развивающие:
  • -корректировать мышления на основе активизации познавательной и творческой деятельности, развивать умение выделять главное, существенное, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные:
  •  -воспитывать нравственные и эстетические чувства посредством  понятия  идейного смысла  произведения, продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера.
  • Здоровьесберегающий аспект:
  • Работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
  • Оборудование: презентация, бланки для ответов, плакаты «Речевая разминка», иллюстрации газеты, блокноты трёх цветов.
  • Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
  • Ход урока.

1.Оргмомент.

Цель:Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы уже с вами учились писать заметки о героях басен И.А.Крылова. Мы с вами будем вновь журналистами, но для этого надо подготовиться.

Ведь профессиональный журналист должен быть образованным, умным, любознательным, трудолюбивым и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

А о чём мы с вами будем писать в своей заметке — узнаем позже.

2.Речевая разминка Цель: развитие четкости произношения и подвижности речевого аппарата. Упражнения «Звуковая разминка»

  1. 1) Читаем быстро 3 раза, убыстряя темп.
  2. ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
  3.  ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
  4.  ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

3. Актуализация знаний.

Цель: Повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия нового знания. Какое произведение мы изучаем? («Гринька Малюгин») Кто автор этого произведения? (В.М.Шукшин) Слайд №1 А что вы знаете про Василия Михайловича Шукшина? Ответы детей.

Чтобы обобщить наши знания мы сейчас проведём блиц – тест. Слайд № 2-8 Карточки для ответов у вас на партах — вы записываете только ту букву, которая соответствует правильному ответу.

Блиц – тест:1. В каком году родился В.М.Шукшин? а) 1929 б) 1838 в) 1910

2. Где родился В.М.Шукшин? а) В Краснодарском крае б) на Алтае в) на Кавказе

3. Сколько ролей он сыграл в кино? а) 46 б)20 в) 15

4. Кто герои его произведений: а) военные б) дети в) деревенские люди

5. В 1963 году вышел первый сборник рассказов Шукшина, который назывался: а) «Повесть о настоящем человеке»; б) «Приключения Васи Куролесова»;в) «Сельские жители»

6. В.М.Шукшин написал: а)3 книги б) 14 книг в)7 книг

7.На основе рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году вышел фильм, под названием: а) «Живёт такой парень» б) « Водитель Гринька» в) «Чудики» Проверяем (слайд №9)

Молодцы!

В.М.Шукшин был разносторонним и талантливым человеком. Он был и режиссёром, и актёром, и писателем. В его рассказах героями были – сельские механизаторы, шофёры, плотники, кузнецы, простые деревенские люди, работяги, готовые на самопожертвование и подвиг. И одним из них был наш герой Гринька.

  • Зрительная гимнастика. Цель: снять зрительное напряжение.

Краткое содержание Шукшин Гринька Малюгин за 2 минуты пересказ сюжета

  • Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Ответьте на вопросы?

  • Почему автор не назвал рассказ «Григорий Малюгин». (В.М.Шукшин не назвал так рассказ, потому что Гринька был простым деревенским парнем. Чудным, работящим, некрасивым. И название точно передаёт характер Гриньки.)
  • Почему Гринька сразу не рассказал больным из своей палаты, что совершил? (Гринька был скромным парнем и не считал, что совершил подвиг.)

Цель: анализ произведения и подготовка для творческой работы. * Прочитайте по ролям разговор журналистки и Гриньки. (Выразительное чтение)

  • Подтвердите примером из текста, что Гринька был большой фантазёр. (Ответы учащихся).
  • Как воспринял Гринька приход журналистки. (Ответы учащихся).
  • Почему он просил её не писать о своём подвиге? (Ответы учащихся).
  • Что ответил Гринька на вопрос журналистки: «Что Вас заставило броситься к горящей машине?». Найдите ответ из учебника.
  • А на самом деле, как вы думаете, что заставило Гриньку совершить такой поступок?
  • Как вы относитесь к Гриньке? (Ответы учащихся).
  • Считаете ли вы его героем? (Ответы учащихся).
  • Какие качества проявил Гринька во время пожара? (Ответы учащихся).

У слабых учеников на парте ответы-подсказки: -Гринька воспринял приход журналистки…. я-Гринька попросил не писать о своём подвиге потому, что…. -Я думаю, что Гринька….. и т. д.

4.Физминутка. Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Почувствуйте себя Гринькой. Я выписала словосочетания, которые характеризуют его. Повторите эти движения. Ходил, раскачиваясь взад-вперёд….наденет штаны, намочит чуб, уложит его на правый бочок и идёт по деревне….побежал …остановился…добежал до машины…надавил на газ…прыгнул…смотрел в потолок с таким в важным видом…сел…Слайд № 10

5.Творческая работа.

Цель: формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной речи, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

А сейчас вы все разбиваетесь на три творческие группы. У вас на парте лежат блокноты, они разного цвета. У первой группы красные блокноты, у второй группы – зелёные, у третьей – синие.

Учащиеся разделены по группам по принципу «сильные-слабые».

Рассаживаются по группам.

Ваша задача обсудить со своей группой: о чём вы напишете, какую заметку в газету вы напечатаете. Затем каждый представитель группы озвучит вашу статью.

Напоминаю структуру заметки: должен быть заголовок (название); вступительная часть, в которой сжато говорится о новости; непосредственно сама новость и ваша оценка случившегося.

Любая статья должна отвечать на вопросы Что? Где? Когда? (Учащиеся обсуждают материал, выбирают название и записывают короткую стать).

Из каждой группы выходит редактор и читает свою статью. Остальные внимательно слушают и аплодируют в конце.

6.Подведение итогов. Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.Чем мы сегодня занимались? (Обсуждали поступок Гриньки, вспомнили биографию В.М.Шукшина, читали по ролям, высказывали свою точку зрения и написали заметку в газету)

Как поступить, как выбрать верное решенье? Эти вопросы каждому из нас приходится задавать себе и выбирать правильное решение. Обычно подвиг совершают люди скромные.

Они заранее не готовятся совершать подвиг и делают это, чтобы помочь человеку в трудную минуту, спасти кого-то. Чаще эти люди остаются в тени и не кричат о своём поступке на каждом шагу.

И посмотрите вокруг, наверняка вокруг вас найдутся такие люди, которые не приметны, некрасивы внешне, но в душе настоящие герои и они готовы совершать подвиги.

6. Рефлексия.

Читайте также:  Краткое содержание осоргин пенсне за 2 минуты пересказ сюжета

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Куда бы вы поместили свою статью? На первую полосу, на разворот или в конце газеты. (Иллюстрация газеты в трёх видах на пейзажном панно) Учащиеся выходят и крепят свою заметку на газету. Комментируют, почему они так решили.

Краткое содержание Шукшин Гринька Малюгин за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Шукшин Гринька Малюгин за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Шукшин Гринька Малюгин за 2 минуты пересказ сюжета

Спасибо всем за работу!

  • Оценивание с ми.
  • Домашнее задание: прочитать самостоятельно рассказ В.М.Шукшина «Чудики»

Источник: https://multiurok.ru/files/pourochnaia-razrabotka-uroka-lit-chtieniia-v-9-kl.html

Шукшин «Гринька Малюгин» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Здоровенного, худого шофёра, чудака и мечтателя Гриньку Малюгина, в селе считают парнем слегка придурковатым. По воскресеньям он одевается получше, мочит русый чуб, чтобы он лёг аккуратненько набок – и ходит по деревне, просто так, «бурлачить».

Девки любят Гриньку. Мать советует ему жениться. Но он говорит, что подождёт до тридцати лет.

Краткое содержание Шукшин Гринька Малюгин за 2 минуты пересказ сюжета

Василий Шукшин — автор рассказа «Гринька Малюгин»

Раз Малюгина отправляют в город за горючим для совхоза. Он загружает свой машину на бензохранилище и идёт в контору оформлять документы. Но в этот самый момент на одном из стоящих тут же грузовиков загораются бочки с топливом.

Все бросаются из конторы разбегаться. Ждут взрыва и большого пожара. Толстый мужчина кричит: «Несите брезент!» – но его никто не слушает.

Живёт такой парень. Фильм по произведениям В. Шукшина. Эпизод рассказа «Гринька Малюгин» см. с 1:14:30

Гринька вначале бежит со всеми. Но потом останавливается и кидается к машине с пылающими бочками. Вскочив в кабину, он давит педаль на полный ход и правит к реке.

Берег довольно далеко. На траве косогора машина буксует, Гринька едва выруливает её. Он выпрыгивает из кабины, когда до обрыва остаётся метров пять. Машина падает в реку. Раздаётся сильный взрыв, и всё затихает. А Гринька не может встать с земли – он сломал бедро…

В больничной палате Гриньки несколько мужчин лежат, задрав кверху загипсованные ноги, к которым привязаны железяки. Проведать Малюгина приходит тот самый толстый человек с бензохранилища – тамошний профорг. Он приносит еды, журналов, рассказывает, что упавшую в реку машину всю разворотило взрывом. Лежать в больнице Гриньке придётся месяца два!

Толстый говорит, что на бензохранилище приходил корреспондент из газеты, хотел описывать гринькин подвиг. Наверное, придёт и в больницу.

Когда профорг уходит, соседи по палате расспрашивают Малюгина, что геройского он совершил. Шутник Гринька с серьёзным видом отвечает: меня запускали на Луну. «Долетел до половины, и горючего не хватило. Прыгнул, неточно приземлился – и вот ногу сломал». Соседи вначале слушают его рассказ с раскрытыми ртами, но потом начинают хохотать.

В палату входит корреспондент – красивая городская девушка в брюках, накрашенная, с жёлтыми волосами. Сказав: «Здравствуйте, товарищи», она садится на койку Гриньки и начинает расспрашивать про его смелый поступок.

Девушка очень нравится Гриньке. Он с шутливой важностью говорит, что волнуется. «Я боюсь: вы напишете, а мне стыдно будет потом перед людями. «Вон, – скажут, – герой пошел!»»

Девушка смеётся. Ободренный Гринька начинает расспрашивать, замужем ли она. «Можно, я вам письменно все опишу? Вы только завтра опять придите!» Корреспондентка мнётся. Объясняет, что завтра уезжает. «Расскажите всё сейчас, коротко».

Гриньке с неохотой признаётся, что он кончил всего пять классов. На вопрос: «Что вас заставило броситься к горящей машине?» – честно отвечает: «Дурость».

Девушка уходит, пообещав вернуться завтра. Гринька ласково смотрит ей вслед. Появившийся доктор с улыбкой интересуется: «Влюбился?» Гринька тоже смеётся: «Не я, она в меня!»

Гринька засыпает. Ему снится, будто он в хромовых сапогах красиво танцует в какой-то незнакомой избе «Ритмический вальс» – и знает, что на него сейчас смотрит та самая корреспондентка… Он просыпается от того, что кто-то сел на кровать. Это его мать, она глядит на сломанную ногу и утирает слёзы концом полушалка. Гринька успокаивает мать: «Срастётся!»

На следующий день приносят газету с заметкой о нём: «Мужественный поступок». В мыслях о корреспондентке, Гринька даже складывает четыре стихотворных строки. Но девушка так и не приходит: простой шофёр ей не пара. Прождав её два дня, Гринька всё понимает, но не обижается…

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

На нашем сайте вы можете прочитать полный текст рассказа «Гринька Малюгин» и краткие содержания сразу многих произведений Василия Шукшина на одной странице

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4371-shukshin-grinka-malyugin-kratkoe-soderzhanie

Книга Гринька Малюгин — читать онлайн. Шукшин Василий Макарович. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Василий Шукшин

ГРИНЬКА МАЛЮГИН

Гринька, по общему мнению односельчан, был человек недоразвитый, придурковатый.

Был он здоровенный парень с длинными руками, горбоносый, с вытянутым, как у лошади, лицом. Ходил, раскачиваясь взад-вперед, медленно посматривал вокруг бездумно и ласково. Девки любили его. Это было непонятно. Чья-то умная голова додумалась: жалеют. Гриньке это очень понравилось.

— Меня же все жалеют! — говорил он, когда был подвыпивши, и стучал огромным кулаком себе в грудь, и смотрел при этом так, будто он говорил: «У меня же девять орденов!»

Работал Гринька хорошо, но тоже чудил. Его, например, ни за какие деньги, никакими уговорами нельзя было заставить работать в воскресенье. Хоть ты что делай, хоть гори все вокруг синим огнем — он в воскресенье наденет черные плисовые штаны, куртку с «молниями», намочит русый чуб, уложит его на правый бочок аккуратненькой копной и пойдет по деревне — просто так, «бурлачить».

  • — Женился бы хоть, телеграф, — советовала ему мать.
  • — Стукнет тридцать — женюсь, — отвечал Гринька.
  • Гриньку очень любили как-нибудь называть: «земледав», «быча», «телеграф», «морда»… И все как-то шло Гриньке.
  • Вот какая история приключилась однажды с Гринькой.

Поехал он в город за горючим для совхоза. Поехал еще затемно. В городе заехал к знакомым, загнал машину в ограду, отоспался на диване, встал часов в девять, плотно позавтракал и поехал на центральное бензохранилище — это километрах в семнадцати от города, за горой.

День был тусклый, теплый. Дороги раскисли после дождя, колеса то и дело буксовали. Пока доехал до хранилища, порядком умаялся.

Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны — цилиндрические, круглые, квадратные.

  1. Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.
  2. Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.
  3. Гринька подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы.
  4. И тут — никто потом не мог сказать, как это случилось, почему — низенькую контору озарил вдруг яркий свет.
  5. В конторе было человек шесть шоферов, две девушки за столами и толстый мужчина в очках (тоже сидел за столом).
  6. Он и оформлял бумаги.
Читайте также:  Краткое содержание метерлинк синяя птица за 2 минуты пересказ сюжета

Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице:

— Пожар!

Шарахнули из конторы.

Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.

Люди бежали от машин.

Гринька тоже побежал вместе со всеми. Только один толстый человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился.

— Давайте брезент! Э-э! — заорал он. — Куда вы?! Успеем же!.. Э-э!..

— Бежи, сейчас рванет! Бежи, дура толстая! — крикнул кто-то из шоферов.

Несколько человек остановились. Остановился и Гринька.

— Сча-ас… Ох и будет! — послышался сзади чей-то голос.

— Добра пропадет сколько! — ответил другой.

Кто-то заматерился. Все ждали.

— Давайте брезент! — непонятно кому кричал толстый мужчина, но сам не двигался с места.

— Уходи! — опять крикнули ему — Вот ишак… Что тут брезентом сделаешь? Брезент…

Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били — мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя.

Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер, воткнул скорость — человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и от других машин с горючим.

Река была в полукилометре от хранилища: Гринька правил туда, к реке.

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорчике, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь.

До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел — там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.

Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохотнули бочки. Взвыл мотор… Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столб огня. И стало тихо.

  • Гринька встал и тут же сел — в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело.
  • — Мм… ногу сломал, — сказал Гринька самому себе.
  • К нему подбежали, засуетились. Подбежал толстый человек и заорал:

— Какого черта не прыгал, когда отъехал уже?! Направил бы ее и прыгал! Обязательно надо до инфаркта людей довести!

— Ногу сломал, — сказал Гринька.

— В герои лезут! Молокососы!.. — кричал толстый.

Один из шоферов ткнул его кулаком в пухлую грудь.

— Ты что, спятил, что ли?

Толстый оттолкнул шофера. Снял очки, трубно высморкался. Сказал с нервной дрожью в голосе:

— Лежать теперь. Черти!

Гриньку подняли и понесли.

В палате, кроме Гриньки, было еще четверо мужчин.

Один ходил с «самолетом», остальные лежали, задрав кверху загипсованные ноги. К ногам их были привязаны железяки.

Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил:

— Слышь!.. Неужели у тя сердца нету?

— Нету, — спокойно отвечал ходячий.

— Эх!..

— Вот те и «эх». — Ходячий остановился против койки белобрысого. — Я отвяжу, а кто потом отвечать будет?

— Я.

— Ты… Я же и отвечу. Нужно мне это. Терпи! Мне, ты думаешь, не надоела тоже вот эта штука? Надоела.

— Ты же ходишь!.. Сравнил.

— И ты будешь.

— А чего ты просишь-то? — спросил Гринька белобрысого. (Гриньку только что перевели в эту палату.)

— Просит, чтоб я ему гири отвязал, — пояснил ходячий. — Дурней себя ищет. Так — ты полежишь и встанешь, а если я отвяжу, ты совсем не встанешь. Как дите малое, честное слово.

— Не могу я больше! — заскулил белобрысый. — Я психически заболею: двадцать вторые сутки лежу как бревно. Я же не бревно, верно? Сейчас орать буду…

— Ори, — спокойно сказал ходячий.

— Ты что, тронулся, что ли? — спросил Гринька парня.

— Няня! — заорал тот.

— Как тебе не стыдно, Степан, — сказал с укоризной один из лежачих. — Ты же не один здесь.

— Я хочу книгу жалоб и предложений.

— Зачем она тебе?

— А чего они!.. Не могли умнее чего-нибудь придумать? Так, наверно, еще при царе лечили. Подвесили, как борова…

  1. — Ты и есть боров, — сказал ходячий.
  2. — Няня!
  3. В палату вместо няни вошел толстый мужчина в очках (с бензохранилища, из конторы).

— Привет! — воскликнул он, увидев Гриньку. — А мне сказали сперва, что ты в каком-то другом корпусе лежишь… Едва нашел. На, еды тебе приволок. Фу-у! — Мужчина сел на краешек Гринькиной кровати. Огляделся. — Ну и житье у вас, ребята!.. Лежи себе, плюй в потолок.

— Махнемся? — предложил мрачно белобрысый.

— Завтра махнемся.

— А-а!.. Нечего тогда вякать. А то сильно умные все.

— Ну как? — спросил мужчина Гриньку — Ничего?

  • — Все в ажуре, — сказал Гринька.
  • — Ты скажи, почему ты не прыгал, когда уже близко до реки оставалось?
  • — А сам не знаю.

— Меня, понимаешь, чуть кондрашка не хватил: сердце стало останавливаться, и все. Нервы у тебя крепкие, наверно.

— Я ж танкистом в армии был, — хвастливо сказал Гринька. — Вот попробуй пощекоти меня — хоть бы что. Попробуй!

— Хэх!.. Чудак! Ну, машину достали. Все, в общем, разворотило… Сколько лежать придется?

Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-27114

Гринька Малюгин

Гринька, по общему мнению односельчан, был человек недоразвитый, придурковатый.

Был он здоровенный парень с длинными руками, горбоносый, с вытянутым, как у лошади, лицом. Ходил, раскачиваясь взад-вперед, медленно посматривал вокруг бездумно и ласково. Девки любили его. Это было непонятно. Чья-то умная голова додумалась: жалеют. Гриньке это очень понравилось.

– Меня же все жалеют! – говорил он, когда был подвыпивши, и стучал огромным кулаком себе в грудь, и смотрел при этом так, будто он говорил: «У меня же девять орденов!»

Работал Гринька хорошо, но тоже чудил. Его, например, ни за какие деньги, никакими уговорами нельзя было заставить работать в воскресенье. Хоть ты что делай, хоть гори все вокруг синим огнем – он в воскресенье наденет черные плисовые штаны, куртку с «молниями», намочит русый чуб, уложит его на правый бочок аккуратненькой копной и пойдет по деревне – просто так, «бурлачить».

  • – Женился бы хоть, телеграф, – советовала ему мать.
  • – Стукнет тридцать – женюсь, – отвечал Гринька.
  • Гриньку очень любили как-нибудь называть: «земледав», «бы́ча», «телеграф», «морда»… И все как-то шло Гриньке.
  • Вот какая история приключилась однажды с Гринькой.

Поехал он в город за горючим для совхоза. Поехал еще затемно. В городе заехал к знакомым, загнал машину в ограду, отоспался на диване, встал часов в девять, плотно позавтракал и поехал на центральное бензохранилище – это километрах в семнадцати от города, за горой.

Читайте также:  Краткое содержание калоши счастья андерсена за 2 минуты пересказ сюжета

День был тусклый, теплый. Дороги раскисли после дождя, колеса то и дело буксовали. Пока доехал до хранилища, порядком умаялся.

Бензохранилище – целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны – цилиндрические, круглые, квадратные.

  1. Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.
  2. Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бензином.
  3. Гринька подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы.
  4. И тут – никто потом не мог сказать, как это случилось, почему, – низенькую контору озарил вдруг яркий свет.

В конторе было человек шесть шоферов, две девушки за столами и толстый мужчина в очках (тоже сидел за столом). Он и оформлял бумаги.

Свет вспыхнул сразу. Все на мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице:

– Пожар!

Шарахнули из конторы.

Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко.

Люди бежали от машин. Гринька тоже побежал вместе со всеми. Только один толстый человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился.

– Давайте брезент! Э-э! – заорал он. – Куда вы?! Успе-ем же!.. Э-э!..

– Бежи, сейчас рванет! Бежи, дура толстая! – крикнул кто-то из шоферов.

Несколько человек остановились. Остановился и Гринька.

– Сча-ас… Ох и будет! – послышался сзади чей-то голос.

– Добра пропадет сколько! – ответил другой.

Кто-то заматерился. Все ждали.

– Давайте брезент! – непонятно кому кричал толстый мужчина, но сам не двигался с места.

– Уходи! – опять крикнули ему. – Вот ишак… Что тут брезентом сделаешь? Брезент…

Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били – мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя.

Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер, воткнул скорость – человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн и от других машин с горючим.

Река была в полукилометре от хранилища: Гринька правил туда, к реке.

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе медленно. На косогорчике, на зеленой мокрой травке, колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь.

До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел – там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.

Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять. Упал. Слышал, как с лязгом грохотнули бочки. Взвыл мотор… Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столб огня. И стало тихо.

  • Гринька встал и тут же сел – в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело.
  • – М-м… ногу сломал, – сказал Гринька самому себе.
  • К нему подбежали, засуетились. Подбежал толстый человек и заорал:

– Какого черта не прыгал, когда отъехал уже?! Направил бы ее и прыгал! Обязательно надо до инфаркта людей довести!

– Ногу сломал, – сказал Гринька.

– В герои лезут! Молокососы!.. – кричал толстый.

Один из шоферов ткнул его кулаком в пухлую грудь.

– Ты что, спятил, что ли?

Толстый оттолкнул шофера. Снял очки, трубно высморкался. Сказал с нервной дрожью в голосе:

– Лежать теперь. Черти!

Гриньку подняли и понесли.

В палате, кроме Гриньки, было еще четверо мужчин. Один ходил с «самолетом», остальные лежали, задрав кверху загипсованные ноги. К ногам их были привязаны железяки. Один здоровенный парень, белобрысый, с глуповатым лицом, просил того, который ходил:

– Слышь!.. Неужели у тя сердца нету?

– Нету, – спокойно отвечал ходячий.

– Эх!..

– Вот те и «эх». – Ходячий остановился против койки белобрысого. – Я отвяжу, а кто потом отвечать будет?

– Я.

– Ты… Я же и отвечу. Нужно мне это. Терпи! Мне, ты думаешь, не надоела тоже вот эта штука? Надоела.

– Ты же ходишь!.. Сравнил.

– И ты будешь.

– А чего ты просишь-то? – спросил Гринька белобрысого. (Гриньку только что перевели в эту палату.)

– Просит, чтоб я ему гири отвязал, – пояснил ходячий. – Дурней себя ищет. Так – ты полежишь и встанешь, а если я отвяжу, ты совсем не встанешь. Как дите малое, честное слово.

– Не могу я больше! – заскулил белобрысый. – Я психически заболею: двадцать вторые сутки лежу, как бревно. Я же не бревно, верно? Сейчас орать буду…

– Ори, – спокойно сказал ходячий.

– Ты что, тронулся, что ли? – спросил Гринька парня.

– Няня! – заорал тот.

– Как тебе не стыдно, Степан, – сказал с укоризной один из лежачих. – Ты же не один здесь.

– Я хочу книгу жалоб и предложений.

– Зачем она тебе?

– А чего они!.. Не могли умнее чего-нибудь придумать? Так, наверно, еще при царе лечили. Подвесили, как борова…

  1. – Ты и есть боров, – сказал ходячий.
  2. – Няня!
  3. В палату вместо няни вошел толстый мужчина в очках (с бензохранилища, из конторы).

– Привет! – воскликнул он, увидев Гриньку. – А мне сказали сперва, что ты в каком-то другом корпусе лежишь… Едва нашел. На, еды тебе приволок. Фу-у! – Мужчина сел на краешек Гринькиной кровати. Огляделся. – Ну и житье у вас, ребята!.. Лежи себе, плюй в потолок.

– Махнемся? – предложил мрачно белобрысый.

– Завтра махнемся.

– А-а!.. Нечего тогда вякать. А то сильно умные все.

– Ну как? – спросил мужчина Гриньку. – Ничего?

  • – Все в ажуре, – сказал Гринька.
  • – Ты скажи, почему ты не прыгал, когда уже близко до реки оставалось?
  • – А сам не знаю.

– Меня, понимаешь, чуть кондрашка не хватил: сердце стало останавливаться, и все. Нервы у тебя крепкие, наверно.

– Я ж танкистом в армии был, – хвастливо сказал Гринька. – Вот попробуй пощекоти меня – хоть бы что. Попробуй!

– Хэх!.. Чудак! Ну, машину достали. Все, в общем, разворотило… Сколько лежать придется?

– Не знаю. Вон друг двадцать вторые сутки парится. С месяц, наверно.

– Перелом бедренной кости? – спросил белобрысый. – А два месяца не хочешь? «С месяц»… Быстрые все какие!

– Ну, привет тебе от наших ребят, – продолжал толстый. – Хотели прийти сюда – не пускают. Меня как профорга и то еле пропустили. Журналов вот тебе прислали… – Мужчина достал из-за пазухи пачку журналов. – …

конец ознакомительного фрагмента

Источник: https://iknigi.net/avtor-vasiliy-shukshin/60792-grinka-malyugin-vasiliy-shukshin/read/page-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector