Рис. 1. 14-й лист Радзивилловской летописи (список XV века, описывающий поход Вещего Олега на Царьград)
«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и очень важным историко-политическим документом.
Летописный свод кроме кратких погодных записей содержит много произведений различных жанров той эпохи – это предания, сказания, жития, поучения, легендарно-библейские, былинно-сказочные сказания и многие другие.
ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД – одна из форм русских средневековых историко-литературных сочинений. В сводах погодно (по годам) излагались события русской истории.
Перед обращением к тексту предания «Сказание о белгородском киселе», поясним значение некоторых слов, встречающихся в произведении.
ПРЕДАНИЕ – в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях; возникает из рассказов очевидцев, но при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации.
ОСАДА – окружение войсками укрепленного места с целью его захвата. ВЕЧЕ – собрание горожан для решения важнейших вопросов (рис. 2).
Рис. 2. Репродукция картины А.М. Васнецова «Новгородское вече»
ПЕЧЕНЕГИ – объединение тюркских и других племен в VIII–IX веках в заволжских степях. Печенеги – кочевники-скотоводы, очень часто нападавшие на русские земли. Лишь в 1036 году Ярославу Мудрому удалось с ними справиться (рис. 3).
Рис. 3. «Пленные печенеги». 1896. Эскиз костюма к опере А.Н. Серова «Рогнеда»
А теперь обратимся к самому произведению:
«В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече и сказали:
— Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом… послал он за городскими старейшинами и сказал им:
- — Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю.
- Они же с радостью обещали послушаться.
- И сказал им:
- — Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и поставить в него кадку и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во втором колодце.
- Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
- — Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
- Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
- И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже, если будете, стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его и пришли к другому колодцу и почерпнули меду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси».
Действие происходит в 997 году через пять лет после событий, описанных в «Сказании о Кожемяке». Таким образом, оба события происходили более чем за сто лет до того момента, как Нестор написал свою летопись, поэтому можно сделать вывод, что автор записывал то, что сохранила народная память.
«Сказание о Кожемяке» напоминает былину. Юноша Кожемяка предстает как сильный, могучий войн, готовый пожертвовать жизнью ради спасения родины.
БЫЛИНА – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях.
«Сказание о белгородском киселе» напоминает нам сказку, но летописец и те, кто читал это произведение, беззаветно верили в описываемые события и не подвергали сомнению. Это напоминает отношение к мифам.
Почему же горожане сначала хотели сдаться печенегам?
Они понимали, что нужно сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.
Но сдаться врагу унизительно, поэтому они рады любой возможности, чтобы сохранить свою честь и честь города.
Именно поэтому они полностью доверились старцу и сделали все, что он им говорил, даже не догадываясь о его хитроумном плане. Военная хитрость удалась – город не погиб от голода.
Вспомним, кому из героев удавалось с помощью хитрости победить врагов.
Это, конечно же, Одиссей, который перехитрил циклопа, назвавшись именем «Никто». Он же посоветовал ахейцам сделать троянского коня, с помощью которого была завоевана Троя.
Какой же смысл заложен во фразе горожан: «Мы имеем пищу от земли»?
Кроме прямого смысла хитрости, которая дала возможность обмануть печенегов, эта фраза несёт более глубокий смысл. Это наша земля она нас кормит, она же нас защищает, такой народ непобедим.
В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.
Летописание являлось важнейшим делом. Вот как об этом говорит летописец Пимен из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Действие происходит в келье Чудова монастыря в 1603 году.
- Еще одно, последнее сказанье –
- И летопись окончена моя,
- Исполнен долг, завещанный от бога
- Мне, грешному. Недаром многих лет
- Свидетелем господь меня поставил
- И книжному искусству вразумил;
- Когда-нибудь монах трудолюбивый
- Найдет мой труд усердный, безымянный,
- Засветит он, как я, свою лампаду –
- И, пыль веков от хартий отряхнув,
- Правдивые сказанья перепишет,
- Да ведают потомки православных
- Земли родной минувшую судьбу,
- Своих царей великих поминают
- За их труды, за славу, за добро –
- А за грехи, за темные деянья
- Спасителя смиренно умоляют.
- На старости я сызнова живу,
- Минувшее проходит предо мною –
- Давно ль оно неслось, событий полно,
- Волнуяся, как море-окиян?
- Теперь оно безмолвно и спокойно,
- Не много лиц мне память сохранила,
- Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
- Но близок день, лампада догорает –
- Еще одно, последнее сказанье.
- Свой долг Пимен видит в том, чтобы донести потомкам историю родины, это есть долг, «завещанный от Бога».
Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в драме «Борис Годунов», с которым вы будете знакомиться в старших классах. Эта сцена происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г.
Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.
Напоследок обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева (рис. 4), большого знатока древнерусской литературы, благодаря которому мы можем знакомиться с древнейшими произведениями Руси.
Рис. 4. Д.С. Лихачев
Его переводы с древнерусского языка на современный точны, научны и понятны: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
Вопросы к конспектам
Подготовьте художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе» (пересказ с сохранением художественных особенностей). *Творческое задание по выбору.
А. Письменное аргументирование.
Д.С. Лихачёв писал: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». На примере «Сказания о белгородском киселе» приведите 2–3 аргумента, подтверждающего эту мысль.
Б. Устное рисование.
Рис. 6. Репродукция миниатюры В.М. Васнецова «Нестор-летописец». 1919 г., акварель (Дом-музей В.М. Васнецова)
Рассмотрите внимательно репродукцию миниатюры В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (рис. 6). Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Что мы видим на картине?
2. Как изображен летописец?
3. Какова главная мысль этой миниатюры?
4. Прочитайте отрывок из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»:
- Еще одно, последнее сказанье –
- И летопись окончена моя,
- Исполнен долг, завещанный от бога
- Мне, грешному.
- Как они подтверждают вашу мысль?
5. Оформите ваши мысли в виде связного устного высказывания на тему «Летописание – «долг, завещанный от бога»».
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3322
"Сказание о белгородском киселе": краткое содержание предания :
Истории государства Древнерусского посвятил свою знаменитую «Повесть временных лет» Нестор, служивший монахом в Киево-Печерском монастыре в начале XII века.
Многое пришлось пережить русичам за свою историю, в том числе и нашествие кочевников. В их число входят и тюркские племена печенегов, принесшие немало страданий и бедствий.
Об этом, в частности, рассказывает «Сказание о белгородском киселе».
Краткое содержание истории о мудром старце
Русичи всегда славились не только своими ратными подвигами, но и смекалкой, позволяющей находить выход из самых трудных ситуаций. Это лишний раз доказывает краткое содержание рассказа.
«Сказание о белгородском киселе» смело можно назвать гимном русскому уму, находчивости, патриотизму. Неслучайно история о старце навсегда сохранилась в памяти народной – ведь сказание было записано Нестором спустя век после белгородских событий (в летописи они датированы 997 годом).
Осада Белгорода
В указанный год племена тюркских кочевников-скотоводов подошли к Белгороду и решили взять его осадой. Не могли теперь жители выйти за пределы крепости, и начался вскоре сильный голод.
Пришлось старейшинам собрать вече – собрание, на котором горожане всегда решали важнейшие вопросы. Поразмыслив, пришли к выводу: нужно сдаться, пока все не погибли.
С таких печальных событий начинается «Сказание о белгородском киселе», краткое содержание которого здесь дается.
Неожиданное предложение старца
Один из старцев, отсутствовавший на вече, узнал, в чем дело, и попросил позвать к нему старейшин. Когда те пришли, старец предложил потерпеть еще три дня и сделать за это время то, что он повелит.
А повелел он сначала собрать женщинам хотя бы по горсточке овса, пшеницы или отрубей, затем приготовить из них болтушку, из которой варят кисель, и вылить ее в кадку. После этого выкопать колодец и поставить на дно его кадку с болтушкой.
Когда все было сделано, то же самое проделали с медом – лукошко его нашли в кладовой князя – налили мед в кадку, а кадку опустили во второй вырытый колодец.
К утру в городе были готовы два колодца с опущенными в них кадками: в одной находилась болтушка для варева, в другой – немного меду. Так необычно развивается сюжет в «Сказании о белгородском киселе». Краткое содержание поможет узнать, что было дальше и удалось ли старцу спасти город.
Удивленные печенеги
Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город.
Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу.
В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель.
Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.
Развязка действия
Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.
Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать.
Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно.
Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».
Краткое содержание предания, сохранившегося в благодарной памяти народа, позволяет понять, что часто смекалка и находчивость могут оказаться куда важнее боевой рати, а мудрость старших – дар, который нужно ценить.
Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.
Источник: https://www.syl.ru/article/343044/skazanie-o-belgorodskom-kisele-kratkoe-soderjanie-predaniya
Урок 5. «повесть временных лет»: «сказание о белгородском киселе» — Литература — 6 класс — Российская электронная школа
Урок Конспект Дополнительные материалы
Выберите слово, подходящее под определение.
Один из основных жанров древнерусской литературы; сообщения, описания событий; повествование велось по годам-«летам» называется:
басня сказка летопись поэма роман
- Как бы выразились герои древнерусской литературы, если бы им нужно было сказать:
- Приеду весной;
- Кто-то много сделал для Родины;
- Враги бежали.
Прочитайте высказывание и подставьте подходящее по смыслу слово.
В Летописи описывались события.
Выделите цветом правильный ответ.
В каком году происходят события, описанные в «Сказании о белгородском киселе»?
Добавьте подпись – имя персонажа «Сказания» к отрывку из текста.
Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю. |
Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем. |
Не поверят нам князья наши, если не отведают сами. |
Вспомните содержание «Сказания о белгородском киселе», восстановите последовательность событий, чтобы получить план спасения города.
«И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси».
«Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам».
«Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город».
«И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце».
«И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец».
Слово старца: «…не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю».
«И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами»».
Выделите цветом правильный ответ.
Как ещё называют церковнославянский язык, на котором написаны многие произведения древнерусской литературы?
- Древнеболгарский
- Древнерусский
- Древнеславянский
- Общеславянский
Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям, установите соответствие между прямым значением слова и сравнением.
Выберите из списка правильный ответ. Символом чего стало выражение «белгородский кисель»?
Добродетели Ужаса Обмана Доблести Славы
Заполните пропуски в таблице. Поставьте дату к соответствующим иллюстрации и событию.
Крещение Руси | |
Годы жизни Александра Невского | |
«Пришли печенеги и стали под Белгородом» |
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7030/train/
«Сказание о белгородском киселе» — краткое содержание произведения
Искусство и развлечения 15 января 2016
Сегодня мы рассмотрим «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание рассказа приведем далее. Если у вас нет времени на прочтение полного варианта, наша статья вам поможет.
Степные народы
Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.
Хитрость
В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.
Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.
Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят – отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.
Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.
Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.
Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.
Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.
Примечания
«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.
К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.
Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.
Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/124810/
Сказание о белгородском киселе (fb2)
— Сказание о белгородском киселе (пер. Дмитрий Сергеевич Лихачев)
563 Кб, 4с.
(скачать fb2) — Нестор Летописец
Настройки текста:
Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый
Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный
Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px
Насыщенность шрифта
жирный
Обычный стиль
курсив
Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px
1100px
1200px
Показывать меню
Убрать меню
Абзац
0px
4px
12px
16px
20px
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов[1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество.
И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?».
И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду.
Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».
Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли.
Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки[3]. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами».
Люди же налили им корчагу[4] кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.
«Сказание о белгородском киселе» (Современное изложение)
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече[5] и сказали:
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
- — Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
- Они же с радостью обещали послушаться.
- И сказал им:
- — Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
- Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
- — Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
- Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
- И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
«Сказание о белгородском киселе» (Свободный пересказ)
Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.
Примечания
1
Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.
(обратно)
2
Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
(обратно)
3
Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.
(обратно)
4
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
(обратно)
5
Вече — собрание горожан для решения общественных дел.
(обратно)
Оглавление
Источник: https://coollib.com/b/348820-nestor-letopisets-skazanie-o-belgorodskom-kisele/read
Краткое содержание Сказание о белгородском киселе
Во время тяжелой беспробудной войны 997 года князь Владимир был против печенегов. Печенегов было большинство, они окружили город, тем самым избавили людей от возможности доставлять туда продукты.
Голод в городе царил невероятный, еще бы немного и он бы начал граничить с жизнью. Князь на помощь не шел, потому что не хватало воинов в его армии.
На народном вече было принято решение сдаваться печенегам, так как все равно все умрут от голода, а так хоть у кого-то будет возможность остаться в живых.
Один мудрый старец, который узнал о вече немного позже, предложил свое решение проблемы. Он попросил принести немного крупы и подготовить все что нужно, чтобы сварить кисель в колодце.
Такое действие нужно было сделать с тремя колодцами. Потом нужно было пойти к врагам, предложить им взять нескольких человек в плен и зайти посмотреть, как обстоят дела в городе.
На радости, что скоро печенеги захватят город, раз предлагают пленных, они согласились.
Когда избранные печенеги отправились в разведку, им рассказали, что могут они стоять в осаде десятилетиями, потому что горожан сама земля кормит.
Конечно же, нужно проверить эту информацию лично, потому что новые сведения должны быть донесены до военачальника. И повели «гостей» к колодцам угощать всеми дарами. Печенеги были вынуждены отступить перед горожанами.
Так мудрость одного горожанина спасла от падения целый Белгород.
В «Сказании о белгородском киселе» воспеваются мудрость и находчивость старца, как символа русского человека. А также акцентируется внимание на том, что из любой, даже самой сложной, ситуации всегда есть выход, в этом поможет нестандартное мышление, изобретательность и нежелание покоряться чужой воле.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сказание о белгородском киселе. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Белов Весенняя ночь
Бурная фантазия, река, паром и работа… Что еще нужно для мальчика, которому всего 10 лет. Вот именно таким романтиком был Вася. Конечно, он не один работал, а с паромщиком Кириллом. - Краткое содержание Сахарный ребенок Ольги Громовой
Стелла – это девочка, которая была маленькой, и она жила в квартире вместе со своей мамой, также и с папой. Родители девочки всегда были просто отличными людьми, так как они, будучи занятыми - Краткое содержание О’Нил Любовь под вязами
Произведение показывает нам нетрадиционный любовный треугольник в одной из английских семейств. С первых страниц книги перед нами предстает ферма Кэбота. Все события происходят в 1850 году в Англии. - Краткое содержание Акунин Азазель
Средь бела дня в общественном парке застрелился молодой человек. Был он из богатой семьи, полон сил, энергии и совсем не понятно, зачем вдруг решил умереть. Ответить на этот вопрос попытается Эраст Фандорин - Краткое содержание Лесные домишки Бианки
Убегая от Сокола Береговушка заблудилась и не знала, где ей переночевать. Зуёк пригласил её переночевать.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/skazanie-o-belgorodskom-kisele-kratko
Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»
«Сказание о белгородском киселе» – эпизод из произведения «Повесть временных лет» Нестора Летописца, знаменитого памятника древнерусской литературы. Представляет собой рассказ о чудесном избавлении жителей Белгорода от осады печенегов.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказание о белгородском киселе» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 6 классе.
Старец – мудрый старик, который нашел решение, как спасти жителей родного города от верной смерти.
Жители Белгорода – несчастные жертвы осады печенегов, которые послушались старца и спаслись от гибели.
Печенеги – воинствующие кочевники, которые своими набегами разоряли русскую землю.
Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками.
Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду.
Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».
Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади, и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам – помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.
Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня, и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.
На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались – они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.
Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».
Старинное сказание учит любить свою землю, свой народ, и никогда не опускать руки даже в самых сложных жизненных ситуациях. Белгородцы были близки к поражению, но природная смекалка позволила им не только спастись от голода, но и избавиться от врагов.
После ознакомления с кратким пересказом «Сказание о белгородском киселе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 65.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/letopisec/skazanie-o-belgorodskom-kisele
Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе
Древнерусское сказание о белгородском киселе является частью летописи временных лет. Данная летопись есть исторический документ, где отображены события, происходящие в Киевской Руси.
Если познакомиться с содержанием сказания о белгородском киселе, то вы поймете, что речь идет о происходящих событиях глубокой давности, когда еще Русь Киевская подвергалась постоянным набегам, в том числе и набегам печенегов, которые периодически нападали на города, грабили их, убивали людей.
Повесть временных лет Сказание о белгородском киселе
Повесть временных лет и ее сказание о белгородском киселе отправляет нас в далекое прошлое, когда киевским князем был Владимир.
В то время печенеги, проведав об отсутствии князя в городе, приступом решили взять Белгород, но не получилось, поэтому они решили осадить Белгород, из которого никого не выпускали и куда никого не впускали. Так проходили дни, в городе наступил голод, люди стали впадать в отчаяние и уже были готовы сдаться.
На вече уже решили, что лучше пожертвовать жизнями немногих, нежели всем умереть с голоду. Но тут вызвался старик, который предложил печенегов обхитрить, а так как терять было нечего, на собрании народ согласился рискнуть.
Знакомясь со сказанием о белгородском киселе и читая его дальше, понимаем, в чем суть. Так, по совету старика, все жители отыскали у себя дома остатки зерна, отрубей, овса, из которых потом сделали болтушку.
Эту болтушку в кадке опустили в вырытый колодец, а во второй колодец поместили кадку с сытой, что была приготовлена из найденного меда. Когда все было готово, были приглашены печенеги, которые подумали, что жители города вот-вот сдадутся.
Вот только горожане сдаваться и не собирались, мало того, они захватчикам сказали, что и десять лет продержаться. А то и больше, ведь даже земля на их стороне и кормит их каждый день.
С этими словами они подвели захватчиков к колодцам, набрали подготовленной смеси и сварили кисель, которым накормили и печенегов, и жителей города. Такого печенеги не ожидали и, решив, что таким образом они не перестоят русский народ, ушли враги, освободив город.
Если говорить о сказании о белгородском киселе и отвечать на вопрос: «Кто автор?», то здесь все просто, ведь предания сочинялись народом.
Они сочинялись и передавались из поколения в поколение, дабы показать, насколько русский народ был находчивым, умным и имел всегда чувство патриотизма.
Так героями сказания о белгородском киселе являются печенеги, русский народ и старец, который предложил хитрый план.
Главная мысль сказания о белгородском киселе заключается в вере в лучшее, и даже в сложной ситуации никогда не сдаваться, а пробовать любыми способами, даже хитростью, получить победу над противником.
Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-skazanie-o-belgorodskom-kisele.html
«Сказание о белгородском киселе» — краткое содержание эпизода — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
«Повесть временных лет» — это один из памятников древнерусской литературы. Ее автором считают монаха Нестора. Один из эпизодов свода — «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание текста знакомит с основными событиями сюжета. История носит поучительный характер и показывает, как важно ценить свой народ и не опускать руки в сложных ситуациях.
Содержание
- Действующие лица
- Краткое содержание
- Анализ произведения
Действующие лица
Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:
- старец — мудрый старик, который придумал, как спасти жителей города;
- печенеги — воинствующие кочевники, которые часто нападали на русские земли;
- жители Белгорода — несчастные люди, которые могли умереть, если бы не мудрость старика.
Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.
Краткое содержание
Сказание начинается с описания того, что шла война между печенегами и русским народом. Князь Владимир был вынужден отправиться в Новгород. Там он хотел попросить помощи у северных братьев. Но печенеги быстро узнали, что город остался без защиты, поэтому они устроили осаду. Их было много, поэтому все подходы к Белгороду были перекрыты.
В городе начался сильный голод. Когда все запасы почти закончились местные жители вышли на площадь и начали совещаться. На народном вече было предложено сдаться печенегами. Сражаться с ними бессмысленно, так как их больше и они лучше вооружены. Князь не возвращается, поэтому помощи от него ждать нечего. Остаться в городе равносильно медленной смерти от голода.
Только один старик попросил старейшин не торопиться. Он предложил подождать 3 дня, а за это время собрать овес, пшеницу и отруби. Достаточно взять по горсти и приготовить из собранного болтушку. Ее поставили на дне колодца. Рядом вырыли еще колодец и на его дно установили кадь с медом.
После этих приготовлений белгородцы предложили печенегам взять несколько людей в заложники и зайти в город. Печенеги обрадовались и решили принять приглашение. Горожане показали, что их кормит мать-земля и поэтому голод им не страшен. Они начали поднимать ведра из колодцев с киселем и медом.
Печенеги были так удивлены увиденным, что сразу ушли. Они поняли: победить город им не удастся. Потом печенеги сняли осаду и ушли. Так белгородцы спасли свои жизни.
Анализ произведения
Сказание повествует, что не всегда к победе приводит грубая сила. Иногда лучше положиться на смекалку и находчивость. Только хитрость старика позволила спасти жителей Белгорода. В эпизоде восхваляется мудрость и терпеливость. Если бы люди пошли в открытый бой с печенегами, их ждало неминуемое поражение.
Сказание содержит немало наставлений — нельзя торопиться, победу можно одержать только совместными усилиями, смекалка может спасти в сложной ситуации. Работа прославляет находчивость и острый ум старца.
Тема сказания — народная победа. Только объединившись и собрав все самое ценное (из-за голода в городе почти не осталось еды), люди смогли обхитрить злых печенегов. Несмотря на то что ориентировочная дата написания «Повести временных лет» 1110—1118 годы, ее тексты не потеряли актуальности. Они учат вечным ценностям, поэтому их полезно читать детям.
Краткое содержание можно использовать для заполнения читательского дневника. В него также можно внести информацию о героях сказания и сформулировать личные впечатления от прочитанного. Это поможет сохранить информацию об эпизоде.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/107454-skazanie-o-belgorodskom-kisele-kratkoe-soderjanie-epizoda.html
сказание о белгородском киселе краткое содержание
Автор Илья Кармацкий задал вопрос в разделе Другое
краткий пересказ сказки о белгородском киселе. краткий пересказ сказки о белгородском киселе и получил лучший ответ
Ответ от Галина Скулкина (в отпуске)[гуру]Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня.
Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп) . Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй – с медовой сытой.
На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.
» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту.
Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.
Ответ от ¦Ег?¦ ???у??[гуру]Там не много, прочитайтеВ лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.И собрали в городе вече1 и сказали:— Вот уже скоро умрём от голода.
Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам.
Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.Они же с радостью обещали послушаться.И сказал им:— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.Они собрали.
И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.
И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
Ответ от Даниил Карлов[активный]А прочитать лень?Ответ от Владислава Терехова[новичек]Данил Карлов, да!Ответ от Екатерина Ширинкина[новичек]Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли.
Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода».
Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля.
А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.
Ответ от Кристалина Мина[новичек]В сказании говорится о хитрости старца. Когда печенеги осадили город и стало нечего есть, жители города собрали собрание, а старцу рассказали, что жители города не протянут долго из-за осады. Старец велел взять остатки муки (зерна, отрубей) в одну кадку и меда в другую. Кадки поместили в колодцы. Затем в город позвали печенегов и сказали им, что еду дает сама земля, достали еду из колодца и накормили печенегов. Печенеги поняли, что им не взять города измором и ушлиОтвет от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: краткий пересказ сказки о белгородском киселе. краткий пересказ сказки о белгородском киселе
Источник: https://3otveta.ru/skazanie-o-belgorodskom-kisele-kratkoe-soderzhanie/
Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»
Сказание о белгородском киселе является частью летописи временных лет. Предание было включено в летопись монахом Нестором. Летопись описывает события, происходящие от библейских времен вплоть до двенадцатого века. Этот исторический документ отображает историю Киевской Руси и был написан монахами в Киеве.
Повесть отображает реальные исторические события, произошедшие в Белгороде в 6505 году (997 год по новому стилю). Тогда Киевская Русь часто подвергалась набегам кочующих племен печенегов.
Эти племена в десятом веке кочевали в Крыму и в степях от Дона к Дунаю. Они нападали на города, грабили и убивали местных жителей. На Киевскую Русь эти набеги были регулярными.
Обороняясь от нападений, города ограждались стенами, а на берегах рек строили мощные укрепления.
События, описанные в сказании о белгородском киселе, происходили при правлении Великого князя Владимира. Сначала Владимир княжил в Новгороде, а позже стал и киевским князем. Пошел как то князь Владимир в Новгород за воинами. Тогда была затяжная непрерывная война, войско требовало пополнения.
Печенеги проведали об отсутствии правителя и, воспользовавшись моментом, вторглись в Киевскую Русь. Они стали в Белгороде и осадили его. Никого не впускали и никого не выпускали из города. Печенегов было много, одолеть князь Владимир со своим малочисленным войском их не мог бы. Осада города продолжалась очень долго, так как Белгород был хорошо укреплен.
Спустя время в городе начал бушевать голод. Жители были все в отчаянье, боевой дух и защитников и горожан был сломлен.
Тогда люди собрались на вече и начали думать, что же им делать дальше. Все уже готовы сдастся, ведь бороться не оставалось сил. Пусть печенеги часть жителей убьют, а кого-то оставят в живых, но это лучше чем всем бесславно умереть с голоду. На том и решили.
Один старец был не согласен с решением вече и не был на нем. Ему поведали, что город будут сдавать печенегам и не могут люди уже терпеть голод. Тогда старец попросил потерпеть еще три дня. Нужно было сделать так, как он им повелит.
И сказал старец собрать с каждого двора хоть бы по горстке зерновых. Будь то пшеница, овес или отруби. Он понимал, что в городе голод и каждая пища очень дорога. Жители собрали все что могли. Потом старец сказал приготовить болтушку.
Женщины перемололи зерно в муку и смешали с водой, получилась основа для киселя. После велел он выкопать колодец, а на дно поставить кадку с болтушкой. И еще один колодец был выкопан. Велел старец найти мед для второго колодца. Горожане раздобыли лукошко меда.
Тогда велел старик сделать из меда сыту. Кадка с сытой была опущена на дно второго колодца.
Утром пошли представители города к печенегам. Они предложили им войти за городские стены и посмотреть, что происходит в городе. Чтоб захватчики наверняка согласились, защитники Белгорода предложили им взять несколько жителей в заложники.
Завоеватели обрадовались приходу горожан. Они были уверены, что Белгород сдастся. Печенеги взяли заложников и отправили за городские стены лучших своих мужей. Около десяти воинов из разных известных родов вошли в город.
Они хотели посмотреть, что делается за стенами осажденного Белгорода. Защитники города сказали печенегам, что смогут выдержать осаду хоть 10 лет. «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас?» – уверенно заявляли горожане.
Люди твердили, что ничего с ними не станется, если осада продлится. Они говорили, что земля дает им пищу, и показали завоевателям колодцы. Подвели для начала к первому колодцу, где на дне стояла кадка с болтушкой. Опустили ведро и зачерпнули из кадки.
Вытащили и разлили в латки болтушку. Потом сварили кисель на огне и с ним пришли ко второму колодцу. Опустили ведро в другой колодец и зачерпнули сладкой жидкости из кадки. Достали сладкой сыты и начали есть ее с киселем. Печенеги не поверили в происходящее.
Потом и они стали есть с защитниками Белгорода.
Пораженные захватчики твердили, что их правители им не поверят, пока сами не отведают. Тогда люди взяли корчагу и наполнили ее болтушкой. Дали воинам и сладкой сыты с собой.
Вернувшись к своим, печенеги рассказали князьям о том, что видели в осажденном городе. Достали они корчагу и наварили киселя. Стали угощать своих правителей киселем и сытой. Поели князья и удивились богатству и щедрости русских земель.
Не отведав, они никогда не поверили бы в такое диво дивное.
Нигде такого чуда не видели печенеги и поняли, что не одолеть им славный город Белгород. Тогда отпустили они, взятых заложников и забрали своих воинов, попавших в плен. Поднялись завоеватели и, оставив осаду, покинули русские земли.
Этот сказ многому учит. Рассказывает, как можно хитростью одержать победу над противником. Несмотря на преимущество в численности воинов, печенеги сами оставили осаду города. Никогда ненужно терять веры и сдаваться, даже в самых безнадежных ситуациях.
(4 votes, average: 2.75
Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-skazanie-o-belgorodskom-kisele.html