Краткое содержание сказание о борисе и глебе за 2 минуты пересказ сюжета

Один из самых знаменитых памятников древнерусской литературы – «Сказание о Борисе и Глебе». Краткое содержание этого произведение стоит знать любому ценителю отечественной литературы. Оно посвящено реальной истории убийства сыновей князя Владимира, которые позже были канонизированы.

История сказания

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

«Сказание о Борисе и Глебе», краткое содержание которого приведено в этой статье, по мнению литературоведов, было написано в середине XI веке. В это время русским князем был Ярослав Мудрый.

В начале следующего столетия появилось описание чудес святых, которое было включено сразу тремя авторами в книгу «Сказание о чудесах». Она создавалась в период между 1089 и 1115 годами. Именно в таком виде древний текст попал в Успенский сборник (древнерусскую пергаментную рукопись, которая сегодня хранится в Историческом музее).

Всего же «Сказание о житии Бориса и Глеба» существовало более чем в 170 списках. Это было одно из самых популярных произведений древнерусской литературы.

Автор сказания

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

Установить авторство этого произведения пытались многие исследователи. Дальше всех продвинулись митрополит Московский и Коломенский Макарий и историк Михаил Петрович Погодин, жившие в XIX веке. Они пришли к выводу, что сказание было написано Иаковом Черноризцем. Это православный монах XI века.

Существует и иная версия авторства произведения. Некоторые исследователи считают, что первоначальный текст создал знаменитый летописец Нестор, это было сделано еще в 1080-е годы. Его житие называлось «Чтение о Борисе и Глебе». Именно на его основе в летописях, вышедших после 1115 года, появилось само сказание, которое стало включать в себя рассказы о чудесах братьев.

Краткое содержание произведения

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

«Сказание о Борисе и Глебе» кратко начинается с рассказа о детях князя Владимира. Их у него было 12, причем от разных жен. Одним из самых заметных был Ярополк. Его мать, монахиню, взял в жены брат Владимира. Но в ходе междоусобной войны князь убил его, таким образом завладев его женой. В то время она как раз была беременна Святополком.

Владимир сына усыновил, но всегда недолюбливал. Главные персонажи сказания, Борис и Глеб, были родными сыновьями князя от супруги-болгарки. Владимир владел большим количеством земель, которые постарался равномерно распределить между детьми. Так, Святополк получил Пинск, Глеб — Муром, а Борис — Ростов.

Смерть Владимира

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

Уже в конце правления Владимира, когда он тяжело болел, на Русь двинулись печенеги. Князь приказал выступить против них Борису. Тот отправился в поход, но с врагом так и не встретился. Возвращаясь обратно, он узнал, что его отец все-таки скончался, однако старший брат Святополк старается скрыть этот факт. Узнав это, Борис расплакался.

Он сразу раскусил коварный план старшего брата, осознав, что тот хочет убить его, захватив всю власть в свои руки. Будучи правоверным христианином, он решил не сопротивляться. В результате, Святополку удалось захватить киевский престол. Борис же не послушал своих дружинников, которые убеждали его выступить против брата.

Святополку мало было киевского престола, он решил избавиться от всех сыновей Владимира. Для начала он приказал дружине вышгородских мужей, которых возглавлял Путыня, убить Бориса.

Последний в это время разбил лагерь на реке Альте. Он ждал близкую смерть и весь вечер молился у себя в шатре. На следующий день он заказал у священника заутреню. Когда тот читал молитвы, убийцы подошли к шатру. Услышав их недружелюбный шепот, Борис все понял.

Злодеи вошли в шатер с обнаженным оружием в руках и закололи князя копьями. Слуга Бориса, Георгий, венгр по национальности, пытался его спасти, прикрыв своим телом, но только погиб сам.

Дружинники, подосланные Святополком, хотели покончить со смертельно раненым Борисом, но тот стал просить их остановиться, чтобы дать ему возможность помолиться напоследок.

Окончив воззвание к Богу, он обратился к своим убийцам со словами прощения. Князь умер 24 июля.

Тело Бориса повезли на телеге, завернутое в шатер. Когда достигли леса, он поднял голову. Тогда варяги еще раз пронзили мечом его сердце. Бориса похоронили в Вышгороде.

План против Глеба

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

Подробно описываются все злодеяния Святополка в «Сказании о Борисе и Глебе». Краткое содержание позволяет с ними познакомиться. Разобравшись с Борисом, тот задумал извести Глеба. Он отправил ему письмо, в котором сообщил, что тяжелобольной отец хочет его видеть.

Юный князь, поверив этому, поехал в Киев. На берегу Волги он повредил ногу. Пришлось остановиться неподалеку от Смоленска.

Тем временем новости о смерти Владимира дошли до еще одного его сына, которого звали Ярослав. Он в то время руководил Новгородом.

Ярослав попытался предостеречь Глеба, рассказав, что отец умер, а их брата Бориса убили. Когда Глеб оплакивал их, злодеи от Святополка пришли и к нему.

Подробно описывается убийство в «Сказании о Борисе и Глебе». этого произведения во многом зависит именно от этого момента. Глеб как раз плыл в ладье по Смядыни, убийцы начали его настигать. Юный князь подумал, что они хотят его поприветствовать, но вместо этого они запрыгнули в его лодку с обнаженными мечами.

Глеб стал просить, чтобы его оставили в живых, но те были неумолимы. Князю ничего не оставалось, как начать молиться Богу. За отца, братьев и даже Святополка, задумавшего против него преступление. Своего господина зарезал повар Глеба, Торчин. Это произошло 5 сентября.

«Сказание о Борисе и Глебе» в кратком содержании описывает, как тело Глеба бросили в пустынном месте. Вскоре люди, проходившие мимо, стали слышать ангельское пение и видеть огненные столпы, но не могли догадаться, что там лежит тело святого.

Расправа со Святополком

Ярослав отправляется с войском на Святополка в финале «Сказания о Борисе и Глебе». Герои этого произведения, как утверждается на его страницах, воссоединились на небесах. А тем временем на земле Ярослав одерживает победу за победой.

Ключевое сражение состоялось на Альте, где убили Бориса. Ярослав снова победил, а Святополк был вынужден бежать. Он скрылся за границей, там и умер.

Ярослав стал великим князем, которые прекратил междоусобные войны. Он нашел и похоронил тело Глеба, которое оказалось нетленным.

От мощей братьев стали исходить чудеса.

Источник: https://www.syl.ru/article/338525/skazanie-o-borise-i-glebe-kratkoe-soderjanie-proizvedeniya

«Сказание о Борисе и Глебе»: что имел в виду автор?

6 августа (нового стиля) – день памяти святых Бориса и Глеба. А значит – у нас снова есть возможность вернуться ко всем темам, которые этим летом обсуждаются так широко. О том, что мы достоверно знаем из русской истории начала XI века. О том, что имели в виду древнерусские авторы. Ну, и перечитать «Сказание о Борисе и Глебе», в конце концов.

«Сказание о Борисе и Глебе» — просто сборник фактов, увлекательные байки или же особо чуткое видение мира, окружавшего автора? Поговорим об этом в статье!

Сказание о Борисе и Глебе: о сухой фактографии

Перво-наперво, постараемся отжать из летописей и иных источников сухие факты. Что мы точно знаем о Борисе и Глебе? Крайне немного.

Знаем, что были они сыновьями Владимира Святославича, предположительно – старшими, то есть среди претендентов в очереди на великокняжеский престол занимали первые места. Видимо, именно оттого в междоусобице, разразившейся между братьями после смерти отца, первыми и погибли.

А может быть – погибли просто оттого, что, в отличие от других братьев, за власть не боролись и сопротивление не оказывали. В то время как их брат Ярослав (будущий Ярослав Мудрый), согласно «Повести временных лет», был гораздо более воинственным и, отстаивая право не платить Киеву дань, в 1015 году собирался воевать даже с собственным отцом.

Вообще надо сказать, что точных лет рождения никого из сыновей Владимира мы не знаем, однако уделы, которыми владели Борис и Глеб – Ростов и Муром соответственно – свидетельствуют о том, что были они скорее младшими.

Киевская летопись упоминает также, что Борис рождён «от болгарыни». В более поздней традиции «болгарыню» благочестиво отождествляют с христианской женой Владимира царевной Анной, сестрой Василия II Болгаробойцы.

Однако отождествление это – натяжка: древнерусские памятники упоминают Бориса и Глеба в числе сыновей Владимира от языческих жён. А вот потомков князя от Анны «Повесть временных лет» не знает совсем.

Да и зачем давать потомку крещёных греков языческое имя Глеб (имя Борис к тому времени вошло в болгарские святцы)?

Возможно, языческое многожёнство Владимира во многом обусловило и натянутые отношения между его отпрысками. Система престолонаследия в Древней Руси первых веков была родовой, когда имущество отца делилось на всех сыновей по старшинству, отцовский же престол доставался старшему брату.

В случае же с сыновьями Владимира фактически сразу образовалось несколько самостоятельных династических ветвей. Одна из них – полоцкие Изяславичи или Рогволодовичи – тут же обособилась, другие начали борьбу за власть между собой.

По сообщению большинства источников, Борис и Глеб были убиты в 1015 году Святополком, фактическим сыном Ярополка, старшего брата Владимира, на беременной жене которого Владимир женился.

Чуть позже Святополком был убит ещё один сын Владимира – Святослав. Потом за смерть братьев начал мстить Ярослав Владимирович, который в 1019 году убил Святополка в Битве на Альте. Впрочем, некоторая часть исследователей предполагает, что отношения между участниками конфликта были сложнее.

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века. 1. Князь Владимир посылает Бориса против печенегов. 2. Смерть князя Владимира.

О важности канонизации бориса и глеба

Смерть Бориса и Глеба, отказавшихся нарушить принцип послушания старшему, – ведь после смерти Владимира Святополк занял место отца – была воспринята как мученическая. Более того, братья, по-видимому, стали первыми русскими святыми, канонизацию которых официально признал Константинополь.

Они не были первыми по времени подвига (таковыми считаются Феодор Варяг и его сын отрок Иоанн, погибшие в Киеве ещё во времена язычества Владимира), ни первыми по статусу (однако равноапостольных Ольгу и Владимира Константинополь не признал, поскольку собственные святые такого ранга слишком возвысили бы епархию вчерашних язычников). Значение Бориса и Глеба в другом – они фактически положили начало восточнославянским святцам.

Наличие собственных святых укрепляло статус епархии, наличие канонизированных родственников – статус династии Рюриковичей.

Отсюда логично предположить, что Рюриковичи канонизации святых братьев всячески способствовали.

Правда, поскольку святые Борис и Глеб не упомянуты в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, почитание их скорее всего началось всё-таки не при самом Ярославе, а при Ярославичах, то есть в 1060-е.

О столь важных святых, какими были Борис и Глеб, в Древней Руси почти одновременно было составлено несколько произведений: «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», летописная повесть, вошедшая в состав «Повести временных лет». Позже возникли многочисленные проложные сказания, паремийные чтения, похвальные слова и церковные службы. Однако самое знаменитое из древнерусских произведений о святых братьях – «Сказание о Борисе и Глебе».

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века) 1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов 2. Борис идёт на печенегов

Что хотел сказать автор?

Мы подходим, наверное, к самому интересному вопросу – стоит ли произведения древнерусских авторов рассматривать как простое собрание фактов? Нет.

Стоит ли, в таком случае, рассматривать их как «байки»? Тоже нет. Древнерусские произведения отражали мир таким, каким понимали его древние авторы.

Так возник своеобразный писательский приём, который Дмитрий Сергеевич Лихачёв назвал «литературным этикетом».

По мнению знаменитого учёного, древние книжники представляли себе мир как некий неизменный заведённый Богом порядок. Соответственно, всех действующих лиц в нём можно было поделить на несколько ролей: праведник или грешник, святой, военачальник, достойный образцовый князь или недостойный князь-предатель – это перечень лишь самых частых.

Соответственно, автор древнерусского произведения не пытался просто отобразить факты (хотя и не прибегал к откровенному вымыслу. Привычные нам по литературе Нового времени вымышленные персонажи появятся в литературе Древней Руси веке в XVII). Древнерусский автор оценивал каждого героя и изображал персонажа в его роли.

И неважно, если иногда приходилось позаимствовать, например, поступки одного святого и приписать их другому, или выделить в разных персонажах сходные черты там, где автору Нового времени интересны были бы, наоборот, разные. Ведь каждый герой, по мнению древнего книжника, выполнял свою жизненную задачу, а способность читателя извлечь из рассказа поучение была важнее жизненной правды в мелочах.

Итак, в Древней Руси идея была важнее факта и типаж важнее героя.

Но даже и при таком понимании роли книжности у сочинителя оставалось в распоряжении немало литературных приёмов – например, трактовка поступков героя, а ещё – аллюзии, когда в тех или иных исторических событиях читатель узнавал тот или иной «вечный» сюжет – библейский или мифологический. Впрочем, факты книжник тоже не игнорировал, а просто отбирал то, что вписывалось в актуальную для него схему.

При этом стоит признать: древняя литература очень непроста. Мы плохо представляем себе круг чтения тогдашних книжников, не умеем с такой свободой узнавать библейские сюжеты.

Летописи со временем переписывались в своды, так что сложно сказать, «чей» летописец создавал тот или иной сюжет, а ведь текущие отношения с патроном летописца тоже могли повлиять на оценку героя.

Читайте также:  Краткое содержание калина красная шукшина за 2 минуты пересказ сюжета

Так, например, в разных древнерусских летописях есть два диаметрально противоположных описания князя Игоря Святославича – того самого, который стал персонажем ещё и знаменитого «Слова о полку Игореве». К тому же уровень мастерства древних авторов и конкретный набор используемых ими приёмов очень менялся от эпохи к эпохе.

Так что во многом древние тексты – это головоломка, ключ от которой утерян, и восстановить его могут попытаться лишь те исследователи, чей книжный опыт и кругозор будет отчасти сопоставим с самими авторами прошлых веков. И ведь скрытая образность древнерусских памятников – это только одно из направлений для исследования.

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

Перевозка на телеге раненого князя Бориса

«Сказание о Борисе и Глебе» — психология праведника. Князь Борис

Жанровым образцом для автора «Сказания о Борисе и Глебе» послужил, очевидно, особый тип греческого жития – мартирий. Именно поэтому автор не рассказывает обо всей жизни своих героев от рождения, но создаёт повествование только о их гибели.

Ещё одна отличительная особенность «Сказания» — глубокий психологизм. Здесь много эмоций, и герои постоянно произносят пространнейшие внутренние монологи.

Пожалуй, настолько подробно к внутреннему состоянию героя русская литература вновь обратится веке в XVIII.

Правда, в случае со «Сказанием» мы должны признаться: монологи героев здесь вымышлены автором, ведь достоверно знать, о чём думали князья, он не мог. А вот о чём положено было думать идеальным князьям, представлял вполне.

Два образа «Сказания» очевидно контрастируют между собой. Старший Борис здесь хоть и плачет, размышляя о своей будущей смерти (о которой он словно бы заранее знает), но его мысли больше напоминают поучения с библейскими цитатами. Отвергает Борис и предложение дружины, которая изъявляет готовность пойти на Киев и добыть своему повелителю отцовский престол.

Убийцы застают отпустившего дружину князя одного ночью в шатре; Борис молится.

Дальше, видимо, желая подчеркнуть для читателя благоверие князя и ещё более заставить сопереживать происходящему, автор допускает явную несообразность.

Пока убийцы ходят вокруг княжеского шатра, не решаясь войти внутрь и исполнить задуманное, Борис успевает прочесть утреню и канон. Много веков спустя такой литературный приём с замедлением времени назовут ретардацией.

Но даже и самый напряжённый момент повествования автору, очевидно, хочется продлить, поэтому Бориса в его рассказе закалывают трижды. К тому же повествование об этом неправдоподобно затянувшемся убийстве прерывается то проникновенной речью жертвы к нападавшим, то отступлением о печальной участи княжеского отрока Георгия, то краткой ремаркой о судьбе дружины.

Составители мартириев считали, что сопереживание святым заставит читателей задуматься о вечном.

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

Убиение святого Глеба. Сильвестровский сборник

Психология отрока. Глеб

Совершенно другим «Сказание» рисует Глеба. Несмотря на то, что ко времени описываемых событий муромскому правителю не могло быть меньше двадцати восьми лет (а для Древней Руси это был очень почтенный возраст), «Сказание» характеризует князя скорее как человека юного, непосредственного, и даже несколько наивного и неопытного.

Так, в отличие от своего рассудительного брата, известие о смерти отца и коварстве Святополка Глеб получает от брата Ярослава; причём, узнав всё это, он, по сравнению с Борисом, гораздо больше плачет и даже «стенает», и «омачает» слезами землю.

Увидев плывущих ему навстречу убийц, князь почему-то решает, что те хотят его поприветствовать, а разобравшись, в чём дело, начинает умолять их не трогать его и даже – вещь, немыслимая для средневековья, — предлагает этим княжеским наёмникам быть его господами, изъявляя готовность стать их рабом. В разговоре с ними Глеб подчёркивает, что «возрастом ещё младенчествует».

Лишь позже, убедившись в неотвратимости происходящего, князь несколько придёт в себя, в его речи появится смирение и размеренность, равно как и верный признак авторского вмешательства – обширные библейские цитаты.

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе за 2 минуты пересказ сюжета

Исцеление слепого у гробницы князей. Мощи князей переносят в храм. Сильвестровский сборник

Житие для вчерашних язычников

Ещё одной особенностью «Сказания» исследователи считают то, что целью автора здесь было прославить не только своих героев – святых Бориса и Глеба, — но и весь род правящих князей – потомков Владимира. Не случайно своё повествование книжник начинает с библейского изречения о том, что «род праведных благословится».

Другая особенность «Сказания», возможно, состоит в том, что автор ориентировался на своих читателей – недавних язычников. Отсюда – некоторые языческие категории мышления, которые можно усмотреть в его рассуждениях.

Например, «окаянный» Святополк назван таковым с самого начала повествования, ещё до того, как он начал творить что-то неблаговидное. Можно предположить, что виной тому было рождение князя, которого автор называет «сыном двух отцов». Более того, такое происхождение Святополка могло бросать тень на весь род Владимира.

В дальнейшем князь оправдывает своё прозвище, совершая братоубийство. И здесь опять интересно проследить, как сочетаются в авторских рассуждениях различные аргументы.

Автор подчёркивает: братоубийца не только «стал вторым Каином», но и «осквернил себя кровью». А значит, гибель Бориса и Глеба могла восприниматься, в том числе, и как очистительная жертва.

И признаки такого восприятия в авторском повествовании есть.

Разговаривая со своими будущими убийцами, умоляя их не убивать его, Глеб, по-видимому, не случайно использует образы негодной жертвы.

«Не пожинайте колоса, ещё не созревшего, и лозу, не до конца выросшую», — говорит князь.

За этим следует и совсем странный аргумент: «Се несть убийство, но сырорезание!» В современных переводах последнее слово обычно заменяется на «живодёрство», но не идёт ли здесь речь о неграмотно принесённой жертве.

В убийстве Глеба есть и ещё одно странное обстоятельство – автор почему-то не забывает упомянуть о том, что юного князя зарезал его повар. И здесь убийство опять уподобляется жертвоприношению: «Заклал его, как агнца непорочного и невинного».

Доказательств того, что древний текст воспринимался именно так, у нас нет. Странно лишь то, что образы, объединённые общей темой, встречаются здесь слишком часто, позволяя построить научную гипотезу.

  • Так «Сказание о Борисе и Глебе» позволяет нам проследить круг проблем, с которыми сталкиваются исследователи, — когда факты нужно отделить от образов, а последние, по возможности, ещё и попытаться истолковать.
  • Самостоятельно прочитать текст «Сказания о Борисе и Глебе» можно в Электронной библиотеке Пушкинского Дома.
  • Вы прочитали статью «Сказание о Борисе и Глебе»: что имел в виду автор?
  • Борис и Глеб: «Легли и ждали, пока убьют»?

Источник: https://www.pravmir.ru/skazanie-o-borise-i-glebe-chto-imel-v-vidu-avtor/

Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе

Трагический факт русской истории – убийство Святополком Окаянным братьев Бориса и Глеба – имел широкий резонанс в древнерусском обществе и привел к созданию целого ряда литературных памятников на эту тему.

Несмотря на публицистическую направленность произведений о князьях-мучениках, которые были созданы, как доказали исследователи, в интересах Ярослава Мудрого, эти сочинения сохранили ценные исторические свидетельства: их авторы упоминают об обстоятельствах, времени и месте смерти Бориса и Глеба, приводят имена княжеских слуг и наемных убийц.

В «Повести временных лет» под 1015 г. сообщалось, что после смерти князя Владимира один из его сыновей – пинский (или туровский) князь Святополк захватил киевский стол и жестоко расправился с другими возможными претендентами на великокняжескую власть. Его жертвами стали ростовский князь Борис и муромский князь Глеб, а также другой его брат – Святослав.

Когда умер князь Владимир, Бориса, который «любимъ бо бѣ отцемь паче всих» сыновей, не было в Киеве. Он возвращался из похода на печенегов, и весть о смерти отца застала его на реке Альте. «Отня» дружина была готова силой добыть киевский стол молодому князю, но Борис отказался идти войной против старшего брата.

Покинутый дружиной (с ним остался лишь небольшой отряд верных «отроков»), Борис был убит по приказу Святополка. К Глебу «русский Каин» отправил гонца с просьбой, как можно быстрее прибыть в Киев, где его якобы ждет тяжелобольной отец. В пути Глеб узнает страшную правду: отец умер, брат убит, а его самого ждет скорая кончина.

И действительно, под Смоленском на княжеский корабль нападают наемные убийцы, по приказу которых повар, «выньвь ножь, зарѣза Глѣба, аки агня непорочно». На борьбу с братоубийцей поднимается Ярослав, в битве с которым Святополк терпит поражение. С помощью польского короля Болеслава ему ненадолго удается вернуть Киев. В 1019 г.

Святополк, пришедший на Русь с печенегами «в силѣ тяжьцѣ», был окончательно разгромлен, бежал за границу и вскоре умер.

Возможно, что уже при Ярославе Мудром возникает местное почитание Бориса и Глеба в Вышгороде, где братья были похоронены. Перенесение мощей князей-мучеников в новый храм сыновьями Ярослава в 1072 г. ученые связывают с общерусской канонизацией святых.

Мнение исследователя

В научной литературе есть точка зрения, что вначале святые почитались в княжеской среде и, возможно, раздельно. Согласно гипотезе В. Биленкина (США), существовало даже отдельное житие Глеба, а сам культ был Глебо- Борисовским, ибо первые чудеса связаны с именем младшего из братьев.

Если сначала святые почитались как «источници цѣльбамъ неоскудеюще», то позднее, к концу XI – началу XII в., культ братьев-целителей трансформировался в культ воинов-защитников Русской земли и стал Борисо-Глебским, выдвинув на первый план старшего брата, особо чтимого в роде Владимира Мономаха.

Повторное перенесение мощей святых в 1115 г. закрепляет именно эту форму культа. Борис и Глеб отныне становятся самыми авторитетными национальными святыми. К ним, как к небесным покровителям, неизменно обращаются за помощью в битвах русские князья.

Именно они помогли одержать победу над рыцарями войску Александра Невского, предупредив о приближении врага.

Борису и Глебу посвящен целый цикл произведений древнерусской литературы.

Кроме летописных повестей в него входят «Чтение о житии и о погублении» Бориса и Глеба, написанное Нестором, анонимное «Сказание и страсть и похвала» святым, к которому в Успенском сборнике XII–XIII вв.

примыкает «Сказание о чудесах», возникшее на основе записей, составленных в разное время в Вышегородской церкви. Святым Борису и Глебу посвящены также краткие рассказы в Прологе и «чтения», входящие в богослужебные книги – Паремийники и Служебные минеи.

Научная дискуссия

Очень сложен вопрос о взаимоотношении и хронологии отдельных произведений, составляющих Борисо-Глебский цикл. В настоящее время в науке существует несколько версий о порядке его формирования. Согласно концепции, которой придерживались, в частности, С. А. Бугославский и И. П.

Еремин, «Сказание» возникло в последние годы правления Ярослава Мудрого, т.е. в середине XI в.; позднее к нему было присоединено «Сказание о чудесах», составлявшееся разными авторами на протяжении 1089–1115 гг., и уже на этой основе около 1108 г. Нестором было написано «Чтение» о Борисе и Глебе.

Иную точку зрения защищали в своих работах А. А. Шахматов, Д. И. Абрамович, Н. Н. Воронин, полагавшие, что «Чтение» первично по отношению к «Сказанию»; оно возникло в 1080-е гг.

и вместе с летописной повестью послужило источником для автора «Сказания», изначально включавшего в себя рассказы о чудесах святых и созданного после 1115 г.

«Сказание» и «Чтение» о Борисе и Глебе по своему типу – это жития мучеников, однако конфликт в них носит не столько религиозный, сколько политический характер.

Борис и Глеб погибают не от рук язычников или иноверцев; их убивают по приказу брата-христианина, одержимого преступным замыслом: «Избью всю братью свою и прииму власть русскую единъ». Младшие сыновья князя Владимира предпочли смерть борьбе против Святополка.

Таким образом, произведения о Борисе и Глебе утверждали важную для своего времени политическую идею родового старшинства в системе княжеского наследования, тем самым выступая за укрепление государственного правопорядка.

Эта мысль пронизывает и завещание Ярослава Мудрого сыновьям, помещенное в «Повести временных лет» под 1054 г.: «Се же поручаю в себе мѣсто столъ свой старѣйшому сыну своему, брату вашему Изяславу – Кыевъ, сего послушайте, якоже послушаете мене».

Тема вассальной верности раскрывалась в житиях Бориса и Глеба как на примере трагической судьбы братьев, так и через описание подвига слуги Бориса, который прикрыл князя своим телом, восклицая: «Да нс остану тебе, господине мой драгый, да идсжс красота тѣла твоего увядаетъ, ту и азъ съподобленъ буду с тобою съкончати животъ свой!»

Самым совершенным в литературном отношении памятником Борисоглебского цикла специалисты считают анонимное «Сказание и страдание и похвалу мученикам святым Борису и Глебу», автор которого в отличие от летописца сосредоточил основное внимание на духовной стороне этой исторической драмы.

Задача агиографа – изобразить страдания святых и показать величие их духа перед лицом неминуемой смерти. Если в летописной повести Борис не сразу узнает о замысле Святополка, то в «Сказании», получив весть о смерти отца, он предвидит, что Святополк «о биении его помышляеть».

Борис поставлен агиографом в ситуацию нравственного выбора: вместе с дружиной идти «воевать Киев» и убить Святополка, как некогда в борьбе за власть поступил его отец, князь Владимир, расправившись со своим братом Ярополком, или собственной смертью положить начало новой традиции в межкняжеских отношениях – традиции христианского смирения и безоговорочного подчинения старшему в роде. Все духовные силы герой сосредоточил на том, чтобы достойно принять мученическую смерть. В этом решении его укрепляют приходящие на память примеры из житийной литературы, когда праведник был убит своими близкими. Борис вспоминает «мучение и страсть» святых Никиты и Вячеслава Чешского «и како святѣй Варварѣ отьць свой убойца бысть».

Читайте также:  Краткое содержание оперы борис годунов мусоргского за 2 минуты пересказ сюжета

Хотя Борис идет на гибель добровольно и сознательно, душа его полна тоски и смятения; тяжел и страшен последний сон князя; ноты боли и обиды на брата прорываются в предсмертной молитве Бориса, когда он призывает Бога стать судией между ним и Святополком.

Из авторского комментария поступков Бориса видно, что в герое борются противоречивые чувства: с «сокрушенным сердцем», плача, он ожидает убийц, в то же время «радуясь душою», что удостоен от Бога мученического венца.

Психологическая сложность характеристики Бориса делает жизненной и по-настоящему трагичной картину его гибели.

Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор «Сказания» трижды повторяет сцену убийства князя. Сначала его пронзают копьями в шатре Путьша, Талец, Елович и Ляшко.

Затем, когда раненый князь «в оторопе» выбегает из шатра, убийцы призывают друг друга «скончать повеленое».

Наконец, тело Бориса, обернутое в шатер, везут на телеге, но Святополку кажется, что противник еще жив и приподнимает голову; объятый ужасом, он посылает варягов, и те пронзают Бориса мечом в сердце.

Сцены мученической смерти князя то и дело прерывают пространные молитвы героя, заставляя убийц с занесенным над жертвой оружием терпеливо ждать, когда тот кончит молиться: «Искусственность таких коллизий, разумеется, понималась читателями, – пишет О. В.

Творогов, – но и принималась ими как деталь житийного ритуала.

И чем многословнее и вдохновенней молился в предсмертные минуты праведник, чем настойчивее просил он Бога простить его губителям их грех, тем ярче сияла святость мученика и тем рельефнее виделась богопротивная жестокость мучителей».

Экспрессивно-эмоциональная стихия, господствующая в «Сказании», создается путем использования первичных лирических жанров. К ним, кроме молитв и псалмов, относятся плачи и внутренние монологи героев, которые то и дело «глаголааше в сердци своем», «на уме си помышляя». Чувством глубокой скорби полон плач Бориса по умершему отцу.

Восходя к традиции устной народной причети по покойному, он рождает сочувствие к осиротевшему. Плач строится как чередование однотипных по структуре предложений с использованием анафоры, повторения первого слова. Он насыщен риторическими возгласами и вопросами-обращениями: «Увы мнѣ, свѣте очию моею, сияние и заре лица моего!..

Увы мнѣ, отьче и господине мой! Къ кому прибѣгну, къ кому възьрю? Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети?» Узнав о смерти брата, плачет Глеб, горько сетующий на свое одиночество. Восклицание «Увы мнѣ! Уне бы съ тобою умрети ми…

» звучит в его плаче как крик отчаяния. Сила плача удваивается, поскольку Глеб оплакивает и брата, и отца.

«Горькие воздыхания» и «жалобные сетования» верных слуг Бориса, для которых он был как «поводырь слепым, одежда нагим, посох старцам, наставник неразумным», сливаются в хор и образуют коллективный плач по князю, «милостивому и блаженному». Интонации плача буквально пронизывают «Сказание», определяя главную тональность повествования.

Доминирующую в произведении тему смерти усиливают символика, используемая автором, — символика воды и корабля, связанная с древним погребальным обрядом, и ряд предзнаменований: под Глебом, который по зову Святополка спешит в Киев, спотыкается конь, словно предупреждая хозяина об опасности.

Для «Сказания» характерна тенденция к индивидуализации житийного героя, что противоречило канону, но соответствовало правде жизни. Изображение младшего из князей-мучеников не дублировало характеристики старшего.

Глеб неопытнее брата, поэтому с полным доверием относится к Святополку и отправляется по его призыву в Киев, не подозревая ничего дурного, в то время как Бориса мучат мрачные предчувствия и подозрения.

Позднее Глеб нс может подавить в себе страх смерти, верит в возможность разжалобить наемных убийц, моля о пощаде: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие! Не трогайте меня, никакого зла вам не причинившего! Пощадите, братья и повелители мои, пощадите! Какую обиду нанес я брату моему и вам, братья и повелители мои? Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого! Не срезайте лозу, еще не выросшую, но плод имеющую! Умоляю вас и отдаюсь на вашу милость». Эти слова герой произносит с «кротким взором», «заливаясь слезами и ослабев телом», «трепетно вздыхая» «в сердечном сокрушении». Неизвестный агиограф создал один из первых в русской литературе психологических портретов, богатый тонкими душевными переживаниями героя, для которого венец мученика тяжел и преждевремен. Автор сознательно усилил мотив беззащитной юности Глеба, детскости его поступков и слов. Рисуя словесный портрет Бориса, он подчеркнул молодость и красоту героя, видя в этом отражение чистоты и красоты духовной: Борис «тѣлом бяше красьнъ, высокъ», душою же «правьдивъ и щедръ, тихъ, крътъкъ, съмѣренъ». На самом деле братья не были так молоды: они родились от «болгарыни», одной из жен Владимира-язычника, а от крещения князя до его смерти прошло около 28 лет.

Психологически достоверно изображение в «Сказании» житийного антигероя, в роли которого выступает князь Святополк. Он одержим непомерной завистью и гордостью, его сжигают жажда власти и ненависть к братьям.

Появление в тексте имени Святополка сопровождается постоянными эпитетами «окаянный», «треклятый», «прескверный», «злый» и др. Средневековый писатель объяснял его поступки и помыслы не только порабощенностью Святополка дьяволом, но и реальными фактами из биографии антигероя.

Святополк является воплощением зла, поскольку его происхождение греховно. Его мать, черница, была расстрижена и взята в жены Ярополком; после убийства мужа князем Владимиром она, будучи «непраздной» (беременной), стала женой последнего, таким образом, Святополк – сын сразу двух отцов, являющихся братьями.

«Родовой грех», превративший Святополка во «второго Каина», позволяет выявить реальные истоки его ненависти к братьям.

За совершенное преступление Святополк несет достойное наказание. Разбитый в «сѣче злой» Ярославом Мудрым, он бежит с поля боя, но «раслабѣша кости его, яко не мощи ни на кони сѣдѣти, и несяхуть его на носилѣхъ».

Топот конницы Ярослава преследует ослабевшего Святополка, и он торопит: «Бежим дальше, гонятся! Горе мне!» Из-за страха возмездия он не может нигде подолгу оставаться и умирает, «неизвестно от кого бегая», в пустынном месте на чужбине, где-то между Чехией и Польшей.

Имя Святополка Окаянного становится в древнерусской литературе нарицательным, обозначающим злодея.

В «Сказании» Святополк противопоставлен не только «земным ангелам» Борису и Глебу, но и Ярославу Мудрому, ставшему орудием божественного возмездия убийце и идеальным правителем, который положил конец «крамолам» и «усобицам» на Руси.

Символично, что победу над Святополком он одержал на реке Альте, там, где когда-то был убит Борис.

В некоторых летописных редакциях «Сказания» победить Святополка Ярославу помогают ангелы, и сама природа обрушивает па братоубийцу молнию, гром и «дождь велик».

Чтобы окружить героев ореолом святости, автор «Сказания» приводит в конце произведения их посмертные чудеса, а в заключительном похвальном слове ставит Бориса и Глеба в один ряд с авторитетными деятелями христианской церкви.

Например, он сравнивает их, «защитников отечества», с Димитрием Солунским: «Вы бо тѣмъ и намъ оружие, земля Русьскыя забрала и утвьржение и меча обоюду остра, има же дьрзость поганьскую низълагаемъ и дияволя шатания въ земли попираемъ».

В отличие от традиционного жития, «Сказание» не описывает жизни героев от рождения до смерти, а дает крупным планом только один эпизод – злодейское убийство братьев.

Авторская установка на «историзм» повествования также препятствовала признанию «Сказания» собственно житием, поэтому, по мысли И. П. Еремина, возникла потребность в произведении о Борисе и Глебе, где было бы усилено агиографическое начало.

Так появилось «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора, созданное в полном соответствии с церковным каноном.

Житие открывалось пространным риторическим вступлением, где автор обращался к Богу с просьбой просветить его разум, а к читателю – простить его грубость. Излагая всемирную историю от Адама и Евы до крещения Руси, Нестор рассуждал об извечной борьбе сил добра и зла.

Публицистический настрой предисловия к житию, где христианизация Руси расценивалась как поворотный момент национальной истории, перекликался со «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Далее, руководствуясь жанровой традицией, Нестор рассказывал о детстве святых и их раннем благочестии.

Он уподоблял героев двум светлым звездам на темном небе. Борис и Глеб, как и положено святым, удивляли всех милосердием и кротостью, много и слезно молились, читали жития святых мучеников, словно предчувствуя, что им суждено повторить их подвиг.

Князья без колебаний приняли смерть, являясь поборниками христианских идеалов смирения и братолюбия. В заключении приводились чудеса, совершавшиеся у гроба святых.

Как отмечал И. П.

Еремин, в «Чтении о Борисе и Глебе» образы героев «суше, строже, схематичнее»; и если в «Сказании» они проникнуты «теплым сентиментальным лиризмом», то у Нестора – «торжественной, почти литургической патетикой». «Чтение» не получило широкого распространения в древнерусской письменности, в то время как «Сказание» пользовалось огромной популярностью и дошло до нас в большом количестве списков.

Источник: https://studme.org/55341/literatura/zhitiynyy_tsikl_proizvedeniy_borise_glebe

«Сказание о Борисе и Глебе». Поэтика и проблематика -Русская литература XI — XVII веков -История русской литературы

Библиографическая запись: «Сказание о Борисе и Глебе». Поэтика и проблематика // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – 2016-03-03 13:55:43. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/skazanie-o-borise-i-glebe-poetika-i-problematika/ (дата обращения: 26.03.2020)

«Сказание о Борисе и Глебе». Поэтика и проблематика

Сказание о Борисе и Глебе — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике страстотерпцев.

Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), созданным в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами.

В таком виде текст содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170 списках. Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М.

П. Погодина считают Иакова Черноризца.

Существует иная версия происхождения Сказания. В 1080-е годы Нестором Летописцем было составлено «Чтение о Борисе и Глебе». На основе Чтения и летописи был написан после 1115 года текст Сказания, изначально включавший в себя рассказы о чудесах.

«Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми.

Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество.

И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании». Они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его как отца, он же употребил во зло их братскую покорность.

Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми защитниками Русской земли. 

Создание культа Бориса и Глеба, потребовавшее написания житий, им посвященных, преследовало две цели.

С одной стороны, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси (прежде всего перед лицом ревниво следившей за сохранением своего главенствующего положения среди православных стран Византии), свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред богом» и удостоилась своих «святых угодников».

С другой стороны, культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политический подтекст: он «освящал» и утверждал не раз провозглашавшуюся государственную идею, согласно которой все русские князья — братья, однако это не исключает, а, напротив, предполагает обязательность «покорения» младших князей «старшим».

 Именно так поступили Борис и Глеб: они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его «в отца место», он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми патронами Русской земли.

По Сказанию после смерти великого князя Владимира власть в Киеве захватил его пасынок, князь Святополк. Опасаясь претендентов на престол — многочисленных родных детей великого князя, Святополк прежде всего подослал убийц к самым старшим из них — Борису и Глебу.

Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но присланные Святополком убийцы — вышегородцы, вошли к молящемуся в шатре Борису и закололи его копьями.

Читайте также:  Краткое содержание притча о блудном сыне за 2 минуты пересказ сюжета

Посланец от Ярослава передаёт Глебу весть о кончине отца и убийстве брата Бориса. Сестра Предслава предупреждает Ярослава, что Святополк собирается устранить и его. Святополк отправил гонца к брату Глебу с ложным известием, что его отец князь Владимир болен и желает видеть Глеба.

Когда Глеб, опечаленный скорбью, плыл по реке в ладье, его настигли посланные Святополком убийцы. Глеб, осознав предательство брата Святополка, промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы».

Главарь разбойников Горясер отдал приказ Торчину, повару Глеба, который зарезал своего господина ножом.

Сказание весьма отличается от рассмотренного выше летописного рассказа, и эти отличия демонстрируют особенности агиографического повествования: исключительную эмоциональность, нарочитую условность сюжетных ситуаций и этикетность речевых формул, объясняемые строгим следованием агиографическому канону.

Если в «Житии Феодосия Печерского» живые детали помогали поверить в истинность даже самого откровенного чуда, то здесь, напротив, герои поступают вопреки жизненной правде, именно так, как требует их амплуа святого мученика или мучителя, деталей и подробностей мало, действие происходит как бы «в сукнах», все внимание автора и читателя сосредоточивается зато на эмоциональной и духовной жизни героев.

Феодальные распри на Руси того времени были достаточно обычным явлением, и участники их всегда поступали так, как подсказывал им трезвый расчет, военный опыт или дипломатический талант: во всяком случае, они ожесточенно сопротивлялись, отстаивая свои права и жизнь. Пассивность Бориса и Глеба перед лицом Святополка уже необычна, она — дань агиографическому канону, согласно которому мученик, страшась смерти, одновременно покорно ожидает ее.

Действительно, если в летописи говорится, что Борис готов отправиться в Киев к Святополку, быть может доверившись его льстивым словам («С тобою хочю любовь имети, и к отню придамь ти», — заверяет его Святополк), и лишь перед самой гибелью узнает о грозящей ему опасности («бе бо ему весть уже, яко хотять погубити и?»), то в Сказании Борис, едва узнав о смерти отца, уже начинает размышлять: к кому обратиться в своем горе? К Святополку? «Нъ тъ, мьню, о суетии мирьскыих поучаеться и о биении моемь помышляеть. Да аще кръвь мою пролееть и на убииство мое потъщиться, мученик буду господу моему. Аз бо не противлюся, зане пишеться: „Господь гърдыим противиться, съмереным же даеть благодать“».

Судьба Бориса предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем — это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей обреченностью князя.

Чтобы усилить эмоциональное воздействие жития, агиограф даже саму смерть Бориса как бы утраивает: его пронзают копьями в шатре, затем убийцы призывают друг друга «скончать повеленое» и говорится, что Борис «усъпе, предав душю свою в руце бога жива», и наконец, когда тело Бориса, обернутое в ковер, везут в телеге, Святополк, заметив, что Борис приподнял голову (значит, он еще жив?), посылает двух варягов, и те пронзают Бориса мечами.

Чисто этикетным характером отличаются пространные молитвы Бориса и Глеба, с которыми они обращаются к богу непосредственно перед лицом убийц, и те как бы терпеливо ждут, пока их жертва кончит молиться.

Искусственность таких коллизий, разумеется, понималась читателями, но и принималась ими как деталь житийного ритуала.

И чем многословнее и вдохновенней молился в предсмертные минуты праведник, чем настойчивее просил он бога простить его губителям их грех, тем ярче сияла святость мученика и тем рельефнее видилась богопротивная жестокость мучителей.

Обращала на себя внимание «беззащитная юность Глеба», который молит о пощаде, «как просят дети»: «Не деите мене… не деите мене». Но это также чисто литературный прием, ибо согласно тексту самого же Сказания Борис и Глеб, родившиеся от болгарки, одной из жен Владимира-язычника, были уже далеко не юноши: ведь от крещения Владимира до его смерти прошло 28 лет.

Текст «Сказания»

Источник: https://myfilology.ru/russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/skazanie-o-borise-i-glebe-poetika-i-problematika/

«Сказание о Борисе и Глебе» краткое содержание

У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жен. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира.

Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки.

Своих детей Владимир посадил по разным землям на княжение: Святополка — в Пинске, Бориса — в Ростове, Глеба — в Муроме.

Когда дни Владимира приблизились к концу, на Русь двинулись печенеги. Князь послал против них Бориса Тот выступил в поход, но врага не встретил. Когда Борис возвращался обратно, вестник рассказал ему о смерти отца и о том, что Святополк попытался скрыть его смерть.

Слушая эту повесть, Борис заплакал. Он понял, что Святополк хочет захватить власть и убить его, но решил не сопротивляться. Действительно, Святополк коварно завладел киевским престолом. Но, несмотря на уговоры дружины, Борис не захотел прогнать брата с княжения.

Тем временем Святополк подкупил киевлян и написал Борису ласковое письмо. Но его слова были лживыми. На самом деле он хотел убить всех наследников своего отца. И начал он с того, что приказал дружине, состоявшей из вышгородских мужей во главе с Путыней, убить Бориса.

Борис же раскинул стан на реке Альте. Вечером он молился у себя в шатре, думая о близкой смерти. Проснувшись, он велел священнику служить заутреню. Убийцы, подосланные Святополком, подошли к шатру Бориса и услышали слова святых молитв. А Борис, заслышав зловещий шепот возле шатра, понял, что это убийцы. Священник и слуга Бориса, видя печаль своего господина, горевали о нем.

Вдруг Борис увидел убийц с обнаженным оружием в руках. Злодеи устремились к князю и пронзили его копьями. А слуга Бориса прикрыл своим телом господина. Этот слуга был родом венгр по имени Георгий. Убийцы поразили и его. Раненный ими, Георгий выскочил из шатра.

Злодеи хотели нанести князю, который был еще жив, новые удары. Но Борис стал просить, чтобы ему позволили помолиться Богу. После молитвы же обратился князь к своим убийцам со словами прощения и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте повеленное вам». Так умер Борис в 24 день июля.

Убили и многих его слуг, в том числе Георгия. Ему отрубили голову, чтобы снять с шеи гривну.

Бориса обернули в шатер и повезли на телеге. Когда ехали лесом, святой князь приподнял голову. И два варяга пронзили его еще раз мечом в сердце. Тело Бориса положили в Вышгороде и погребли у церкви Святого Василия.

После этого Святополк задумал новое злодеяние. Он послал Глебу письмо, в котором писал, что отец, Владимир, тяжко болен и зовет Глеба.

Юный князь отправился в Киев. Когда он доехал до Волги, то слегка повредил ногу. Он остановился недалеко от Смоленска, на реке Смядыни, в ладье.

Весть о смерти Владимира тем временем дошла до Ярослава (еще одного из двенадцати сыновей Владимира Святославича), который тогда княжил в Новгороде. Ярослав послал Глебу предупреждение, чтобы он не ездил в Киев: отец умер, а брат Борис убит.

И, когда Глеб плакал об отце и брате, перед ним внезапно появились злые слуги Святополка, посланные им на убийство.

Святой князь Глеб плыл тогда в ладье по реке Смядыни. Убийцы находились в другой ладье, они начали грести к князю, а Глеб думал, что они хотят его приветствовать. Но злодеи стали перескакивать в лодку Глеба с обнаженными мечами в руках.

Князь стал умолять, чтобы они не губили его юную жизнь. Но слуги Святополка были неумолимы. Тогда Глеб начал молиться Богу об отце, братьях и даже о своем убийце, Святополке. После этого повар Глебов, Торчин, зарезал своего господина.

И взошел Глеб на небеса, и встретился там с любимым братом. Случилось же это 5 сентября.

Убийцы же вернулись к Святополку и рассказали ему о выполненном повелении. Злой князь обрадовался.

Тело Глеба бросили в пустынном месте меж двух колод. Проходившие мимо этого места купцы, охотники, пастухи видели там огненный столп, горящие свечи, слышали ангельское пение. Но никто не догадался поискать там тело святого.

А Ярослав двинулся со своим войском на братоубийцу Святополка, чтобы отомстить за братьев. Ярославу сопутствовали победы. Придя на реку Альту, он стал на том месте, где был убит святой Борис, и помолился Богу об окончательной победе над злодеем.

Целый день длилась сеча на Альте. К вечеру Ярослав одолел, а Святополк бежал. Его обуяло безумие. Святополк так ослабел, что его несли на носилках. Он приказывал бежать, даже когда погоня прекратилась. Так на носилках пронесли его через Польскую землю. В пустынном месте между Чехией и Польшей он скончался. Его могила сохранилась, и от нее исходит ужасный смрад.

С тех пор в Русской земле прекратились усобицы. Великим князем стал Ярослав. Он нашел тело Глеба и похоронил его в Вышгороде, рядом с братом. Тело Глеба оказалось нетленным.

От мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба стали исходить многие чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, горбатые выпрямлялись. А на тех местах, где братья были убиты, созданы церкви во их имя.

«Сказание о Борисе и Глебе» краткое содержание

  1. Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб — одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича….
  2. Сказание о знамении от иконы Богородицы В новгородском Трефологионе, или Патерике, это сказание, известное вообще в очень большом количестве списков, основанное на кратком летописном известии под…
  3. «Последний» в русском зарубежье (о Борисе Константиновиче Зайцеве) История бывшего советского государства изобилует примерами запрета на культуру. Запрещались не только произведения, но и сами имена писателей. Однако вопреки…
  4. Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского СКАЗАНИЕ О УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЯРИНА ФЕОДОРА — памятник древнерусской литературы, одно из произведений, посвященных…
  5. Краткое содержание рассказа Лондона «Сказание о Кише» У Полярного моря живет тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестер у Киша нет, а его отец…
  6. Краткое содержание рассказа Шукшина «Срезал» К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей…
  7. Сочинение по литературе на тему История Руси в прадавней литературе Немного старинных книг осталось, но когда видишь фолианты, которые пришли к нам из глубины веков, то приходит мысль о том,…
  8. Сказание о крестьянском сыне Следует еще остановиться на одном пародическом произведении — на «Сказании о крестьянском сыне», вышедшем, видимо, нз той же среды, что…
  9. Краткое содержание рассказа Чехова «Пересолил» Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию. До усадьбы, куда он направляется, ему остается 30-40 верст. После продолжительных поисков землемер…
  10. Краткое содержание «Жития Александра Невского» Ы Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него…
  11. Темы сочинений и рефератов по лирике А. К. Толстого 1. Тематика и проблематика лирики А. К. Толстого. 2. Тема России в лирике А. К. Толстого. 3. Пейзажная лирика А….
  12. Краткое содержание «Сказания о Мамаевом побоище» Начало повести о том, как даровал бог победу государю великому князю Дмитрию Ивановичу за Доном над поганым Мамаем и как…
  13. Краткое содержание «Повести об убиении Андрея Боголюбского» В 1175 г. был убит великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь получил некогда во владение…
  14. СКАЗАНИЕ О ПОПЕ САВЕ Если Калязинская челобитная сатирически изображает быт черного монастырского духовенства, то «Сказание о попе Саве и о великой славе», написанное целиком…
  15. «Сказание» Авраамия Палицына Одним из популярнейших произведений, посвященных «Смуте», было «Сказание» Авраамия Палицына, в полном своем составе дошедшее до нас в большом количестве…
  16. «Сказание о Старом Мореходе» Кольриджа Старик останавливает троих молодых людей, идущих на сельскую свадьбу для того, чтобы рассказать им трагическую историю своей жизни, а через…
  17. «Сказание о Вавилоне» своеобразный памятник переходного жанра Рядом с переводной повестью, прочно усвоенной русской письменностью в XV в., на Руси создаются в этот период и оригинальные повести….
  18. Краткое содержание былин об Алеше Поповиче Ы Алеша Попович и Тугарин Змеевич Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано,…
  19. Краткое содержание повести Астафьева «Пастух и пастушка» По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах…
  20. Краткое содержание «Киево-Печерского патерика» Нестора, инока обители монастыря Печерского, сказание о том, почему монастырь был прозван Печерским Во время княжения Владимира Святославича в Любече…

Источник: https://ege-russian.ru/skazanie-o-borise-i-glebe-kratkoe-soderzhanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector