И. С. Соколов-Микитов – один из самых талантливых писателей-натуралистов. Сказка «Листопадничек» является частью программы летнего чтения для первоклассников – будущих второклассников. В ней говорится о маленьком зайчонке, который решился сбежать в теплые страны. История эта как понравится маленьким детям, так и пригодится для домашнего чтения в первом классе.
Неспокойный зайчонок
План пересказа «Листопадничка» можно начать с пункта «Знакомство с главным героем». Глубокой осенью у старой зайчихи появилось на свет трое зайчат. Их обычно охотники называют листопадничками, так как рождаются они по осени.
Каждое утро малыши наблюдали за тем, как собираются в далекий полет журавли. Обычно время, когда детям задают в качестве домашней работы подготовить план пересказа «Листопадничка», — 3 класс. Это неудивительно, ведь главный герой сказки – малыш-зайчонок.
Он выражает желание научиться летать подобно птицам. Но мать велела ему не говорить глупостей.
Настала поздняя осень, лес стал холодным, скучным. «В лесу наступает зима» — так может звучать второй пункт плана пересказа «Листопадничка». Начали собираться в путь журавли. Крики их были слышны над болотом, будто бы они прощались с зайчатами.
Лесные звери залегли в спячку, в лесу стало еще более уныло. И зайчата стали жаловаться матери, что замерзнут. Но зайчиха ответила, что это глупости – скоро у них появится теплая зимняя шерстка. Только один младший зайчонок никому не давал покоя.
Как-то раз он сказал своим братьям, что побежит за журавлями в далекие теплые края. И отправился в путь.
Встреча с бобрами
Долго бежал зайчик по лесу. И тут он натолкнулся на бобров, строивших плотину. Здесь можно обозначить следующий пункт плана пересказа «Листопадничка».
На вопрос о том, зачем они валят деревья, строители ответили: это нужно для того, чтобы заготовить как можно больше корма и выстроить хатку для маленьких бобрят. Зайчонок спросил о том, тепло ли в их хатке в холодное время года.
Те ответили, что очень. Зайчонок попросился на зиму к бобрам, и они его приняли.
Невозможность сбежать
В хатке было два этажа. Внизу лежал корм для маленьких бобрят — мягкие ивовые ветви. Сверху было настлано сено для малышей. Когда бобры уже поставили крышу, зайчонок решил и отсюда убежать – ведь в хатке темно и сыро, можно замерзнуть.
Когда бобры вернулись, малыш сказал, что не сможет оставаться у них долго, и что ему необходимо ступать дальше в лес. Но оказалось, что выход из хатки бобров – только под водой. И если зайчонок умеет хорошо плавать, то он может выходить. Сунул малыш лапку в воду и ощутил, что она очень холодная.
Тогда он сказал бобрам, что придется ему перезимовать у них. Бобры ответили, что он может оставаться и кормить маленьких бобрят, пока сами они будут пилить лес.
Намучился с ними бедный Зайчонок. Когда же, наконец, вечером вернулись бобры, они пригласили гостя ужинать. Зайчонок спросил у трудолюбивых зверей, нет ли у них репки. Но бобры питались только осиновой и ивовой корой. Она показалась маленькому Зайчонку горькой и невкусной.
Опасный гость
Следующий пункт плана пересказа «Листопадничка» можно продолжить происшествием, связанным с опасным гостем бобриной хатки. На следующий день Зайчонок снова стал кормить бобрят.
Побежал он в кладовую и заметил, что около двери стоит какой-то страшный зверь. Очень испугался Зайчонок и стал изо всех сил колотить в дверь, чтобы бобры услышали его зов и вернулись.
Бобры услыхали и прогнали страшного зверя. Им оказалась злая разбойница Выдра.
Снова отправились бобры на работу. А Зайчонок остался кормить бобрят. Много раз за зиму слышал он, как страшная разбойница подходила к хатке. И постоянно вспоминал малыш свое жилище, старую зайчиху, братьев.
Происшествие на плотине
Школьникам, которым нужно составить план пересказа «Листопадничка», можно продолжить работу пунктом, описывающим разрушение бобриной хатки. Как-то раз, уже ранней весной, на плотине произошла беда.
Вода прорвала плотину, построенную зимой бобрами. Старый бобр закричал, чтобы все вставали – разбойница прогрызла хатку. Это происшествие – один из предпоследних моментов в сказке о Зайчике-листопадничке.
Пересказ по плану продолжим описанием действий зверей в катастрофической для них обстановке. А Зайчонку он сказал плыть, иначе тот утонет. Хвост у него со страху стал дрожать. Бобр сказал ему, чтобы садился на его хвост, и Зайчонок послушался.
Но вот нырнул зверь под воду, и Зайчонок оторвался от его хвоста. Пришлось до берега добираться ему самостоятельно. Вышел он на берег, отряхнулся и со всех ног помчался в родное гнездо.
Там старая зайчиха спала с его братьями в теплом, уютном гнездышке.
Счастливый конец
Обрадовался малыш, прижался к своей матери. Та спросонья его не узнала. Когда она поняла, что это Листопадничек, то облизала его и положила спать. Крепко заснул малыш.
А наутро все обитатели болота собрались послушать историю отважного Листопадничка. Он поведал слушателям, как познакомился с бобрами и как научил его старик плавать и нырять.
С тех времен прослыл Листопадничек на всю округу самым смелым зайцем.
Соколов-Микитов, «Листопадничек»: план пересказа
Рассмотрим еще один вариант плана, который может быть составлен для данного произведения.
- Рождение зайчат.
- Желание Листопадичка отправиться в далекие края.
- Лес засыпает.
- Начало путешествия Листопадичка: знакомство с семейством бобров.
- Жизнь главного героя в бобриной хатке.
- Столкновение с опасностью.
- Плотину прорвало.
- Возвращение домой.
- Чем мне понравилось произведение.
Характеристика главного героя
Прочесть краткое содержание сказки, описанное в статье, будет интересно и взрослому, и ребенку. После этого составить план пересказа о Зайчике-листопадничке не составит труда. Свой ответ на уроке можно дополнить и краткой характеристикой главного героя – это поможет получить на занятии более высокую оценку.
При желании можно добавить и такой пункт в план своего выступления. Главная черта, присущая Листопадничку – это любопытство. Он не боится внешнего мира, смело отправляясь в путешествие.
Несмотря на то что обиталище трудолюбивых зверей не подходит малышу, Зайчонок не испытывает страха и во время знакомства с бобрами, поселении в их хатку.
Но нужно заметить, что все-таки Листопадничек боязлив. В самом начале произведения он боится, что замерзнет зимой. Его успокаивает только старая зайчиха, которая говорит о том, что у всех представителей их породы вырастает теплая шерстка, защищающая от холодов.
В конце сказки Листопадничек получает славу самого смелого зайца, ведь с помощью старого бобра он научился плавать и нырять. Также главный герой сказки отличается самостоятельностью. Он кормит маленьких бобрят, пока их родители занимаются работой. Но это дается ему нелегко.
В сказке описано, что главный герой намучился, таская ветви.
Вопросы школьнику для размышления
Чтение сказки будет полезно как самым маленьким слушателям, так и тем деткам, которые уже посещают школу. Сказка учит ребят дорожить своей «малой родиной». Для размышления над произведением маленьким школьникам можно задать несколько вопросов.
Например, к какому жанру относится «Листопадичек» — рассказ или сказка? Жалел ли маленький зайчонок о том, что с ним приключилось? Узнал ли Листопадичек в процессе своего путешествия что-то новое, интересное? Можно задать школьнику и такой вопрос: стоит ли отказываться от своей мечты в пользу уюта, определенности и безопасности?
Источник: https://autogear.ru/article/360/761/sokolov-mikitov-listopadnichek-plan-pereskaza/
План пересказа «Листопадничка» Соколова-Микитова
Сказка «Листопадничек» Соколова-Микитова рассказывает об удивительно храбром зайчонке, который отважился покинуть родную норку и пережил немало приключений. Часто чтение этой поучительной и интересной сказки задают на дом школьникам 1-4 классов. Основная мысль рассказа состоит в том, что не стоит покидать родной дом – нигде не бывает лучше, чем под собственной крышей.
Первый пункт плана – знакомство
Прежде чем составить план пересказа «Листопадничка», необходимо рассмотреть краткое содержание этой доброй сказки. Ведь не зная сюжета, невозможно составить и план. Действие начинается в осеннем лесу. У зайчихи рождаются трое маленьких зайчат. Так как они появились на свет осенью, охотники называют их листопадничками.
Очень красиво в рассказе Соколова-Микитова «Листопадничек» описывается лес. Поздней осенью там стало темно, глухо. Листопадничек говорит матери, что хотел бы научиться летать, как это делают журавли. Но старая зайчиха отвечает, что ему не стоит мечтать об этом. Ведь они не умеют летать. Эта сцена соответствует первому пункту в плане.
Его можно озаглавить «Появление зайчат на свет».
Зима пришла в лес
В плане пересказа «Листопадничка» по желанию можно упоминать и некоторые подробности. Однако стоит помнить о том, что тезисы плана должны быть краткими. Они должны емко выражать основные события сказки. Другими словами, план должен опираться на сюжет произведения. «Листопадничек» Соколов-Микитов писал, конечно же, не по плану. Однако рассказ очень структурирован.
Следующая часть продолжает описание леса. Крикливые журавли покинули родные просторы, заснули ежи и медведи. Листопадничкам стало совсем скучно. Они стали бояться, что замерзнут холодной зимой. Но старая зайчиха строго говорит им, что они замерзнуть никак не могут.
Ведь у них скоро появится теплая шерстка. На этом зайчата успокоились. Только один Листопадничек никак не мог удовлетвориться этим ответом. Он говорит своим братьям, что побежит за журавлями и покидает родной дом.
Эта часть рассказа может соответствовать пункту плана пересказа «Листопадничка» «Наступление зимы».
По теме: Пятерка популярных самарских университетов
Встреча с бобрами
Пробежав некоторое время по глухому лесу, Листопадничек встречает бобров, которые строят хатку. Стало холодно, и зайчонок попросился к ним. Бобры спросили у него, умеет ли он нырять и плавать. Зайчонок отвечает, что нет, однако он скоро научится. «Хорошо, — отвечают бобры. — Тогда можешь прыгать в хатку, она почти готова».
Не успел Листопадничек освоится, как работящие бобры достроили хатку, поставив крышу. Вернувшись домой, бобры спрашивают, как себя чувствует зайчонок. Он отвечает, что хотел бы вернуться домой. «Листопадничек» Соколова-Микитова описывает также характер трудолюбивых и гостеприимных бобров.
Но зайчонок не будет чувствовать себя у них так же уютно, как в своей норке. Бобры говорят, что он может выйти, только если умеет плавать, ведь выход из хатки имеется только под водой. Листопадничек отвечает, что вода для него слишком холодная, и что лучше ему остаться.
Бобры говорят, что не против – он может пожить у них и послужить в качестве няньки для бобрят. Весь день зайчонок таскает бобрятам ивовые ветки. Вечером бобры предлагают ему тоже поесть веток, но Листопадничку они не по вкусу. По сравнению с домашней кашей из репки они кажутся ему горькими.
Этот пункт плана пересказа «Листопадничка» можно озаглавить «Листопадничек и бобры».
По теме: Как посмотреть исходящие заявки «ВК»: разные методы
Заключительные пункты
На следующий день Листопадничек побежал в кладовую, а у входа в хатку сидел страшный зверь – разбойница-выдра. Бобры пришли на помощь, и прогнали ее. За всю зиму Листопадничек натерпелся немало страху. Ведь постоянно к хатке подходили страшные животные. Этот пункт можно озаглавить «Опасность».
Как-то раз случилась беда – выдра повредила нору, и вода начала подниматься. Зайчонок не мог плавать, и бобер понес его на хвосте. Когда он нырнул под воду, пришлось Листопадничку плыть до берега самостоятельно.
Сказка «Листопадничек» заканчивается хорошо. Добравшись до берега, он побежал домой к матери и братьям, которые в то время спали. На весь лес прослыл Листопадничек самым храбрым зайчонком.
Завершить план можно пунктом «Возвращение домой».
Альтернативный план
План пересказа «Листопадничка» может быть кратким или подробным. Мы рассмотрели подробно все части рассказа и дали им краткие названия. Но план можно сделать и более развернутым:
- Знакомство с главными героями, а также описание поздней осени в лесу.
- Уход из родной норки, знакомство с бобрами.
- Жизнь Листопадничка в хатке бобров.
- Столкновения с опасными животными.
- Наводнение.
- Возвращение домой.
Каким был Листопадничек? Характер главного героя
Зайчонок показан очень смелым. Ведь, несмотря на свой страх, он покидает родной дом. А затем он оказывается способным доплыть до берега. На ошибках главного героя можно и поучиться.
Ведь он ослушался наставлений своей мудрой матери-зайчихи. «Листопадничек» Соколов-Микитов сделал не только добрым рассказом, но и поучительным. Нигде не будет так же хорошо и уютно, как под крышей родного дома.
Это и предстояло понять главному герою.
По теме: Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами
Рассказ «Листопадничек» Соколов-Микитов написал в 1955 году. Но он будет интересен детям и сегодня. Чтение сказки поможет ребенку не только усвоить основную мысль, которую пытался донести автор произведения, но и задуматься над другими вопросами, касающимися жизни животных. Например, малышу можно задать несколько вопросов по сказке.
Каким образом животные готовятся к холодному времени года? Как человек может помочь птицам пережить зиму? Почему некоторые птицы зимой улетают в теплые края? Кто еще, кроме журавлей, в холодное время года покидает родные просторы? Этот короткий и легкий рассказ поможет ребенку расширить кругозор, а также пополнить свои знания об окружающем мире.
Источник: https://textman.ru/sovety/2017/11/08/90746/
Презентация на тему: И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
Описание слайда:
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
Описание слайда:
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 гг.)Он прожил долгую, богатую событиями жизнь. Вот что записано в автобиографии: «Родился в 1892 году под Калугою, в лесной конторе купцов Коншиных, у которых отец ходил в приказчиках по лесному делу. Мать — крестьянка Калужской губернии. Ее отец — крепостной, у барина, охотника и доброго чудака, был псарем.
Многочисленную псарню барин сохранил и после воли. Поэтому первая память матери — большой двор и на нем обглоданные конские кости (собак кормили кониной). Семья деда была велика, семнадцать душ, как вообще были велики семьи — со стороны матери и со стороны отца.
После учреждения земства (местного самоуправления) дед много лет проходил членом управы и, будучи неграмотным, всю «бухгалтерию» вел на бирках — на березовых палках зарубками, — которых после него осталось на чердаке полный «архив».
То, что ранние годы, описанные потом в автобиографической повести «Детство» прошли в лесу, в одиночестве, оставило печать на всю жизнь. Учился в Смоленске, в реальном училище. Окончательно изгнали из пятого класса, после чего жизнь «пошла колесом».
Описание слайда:
Семнадцати лет Иван Соколов-Микитов впервые ушел в море учеником матроса, и жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. На Первую мировую войну отправился добровольцем. Служил в санитарном отряде, а затем стал летчиком. Потом пришлось стать матросом. Потом грянула революция…Весной 1918 г. демобилизовался и уехал в деревню работать школьным учителем.
К тому времени уже шесть лет печатались его небольшие произведения. Позже из них складывались целые книги, сборник очерков «Северные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету» — учились писать друг у друга.Волей судьбы оказался он в занятом белыми Крыму. Вырваться оттуда удалось только на иностранном пароходе, и лишь в 1922 г.
он снова вернулся в Россию.Когда началась Великая Отечественная война, этот уже не очень молодой человек хотел остаться в тылу у немцев, чтобы писать «с натуры» книгу 6 партизанах. Ему не разрешили — эвакуировали с семьей в Пермь…В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон.
Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране.
Описание слайда:
Речевая разминка Бобры храбры идут в боры;Бобры для бобрят добры. Прочитайте медленно.Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.) Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с утвердительной. Прочитайте с сердитой. Прочитайте с веселой. Прочитайте с ускорением. Прочитайте очень быстро.
Описание слайда:
Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите о ком или о чем этот рассказ.Что вы знаете о зайцах, о бобрах? Расскажите.
Описание слайда:
Итог урокаРебята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
Описание слайда:
Речевая разминка Не хочет косой косить косой;Говорит: «Коса коса».Прочитайте скороговорку «птичьим базаром». Какие слова одинаковы по звучанию и произношению, но разные по значению? Прочитайте с ускорением. Прочитайте очень быстро.
Описание слайда:
Работа над текстом «Листопадничек». Выборочное чтение Какая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась?Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя другие звери?Кого встретил зайчонок во время путешествия?Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Почему листопадничек остался в хатке бобров?Как провел зайчонок зиму?
Описание слайда:
Деление текста на части Как вы думаете, это рассказ или сказка? Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план. 1. Мечта Листопадничка.2. Подготовка животных к зиме.3. Зайчонок в хатке бобров.4. Пришлось остаться на зиму.5. За долгую зиму большого страху натерпелся.6. Наконец-то дома!Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.
Описание слайда:
Характеристика героя Опишите Листопадничка. Каким он был:
Описание слайда:
Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали
Описание слайда:
Итог урока — Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?Домашнее заданиеПридумать продолжение этой истории. Какие еще приключения могли бы с ним произойти?
Описание слайда:
очень понравилось не очень понравилосьне понравилось
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/i-sokolovmikitov-listopadnichek.html
Отзыв к рассказу "Листопадничек" для читательского дневника, примеры, план рассказа
Сказка «Листопадничек» хоть и небольшая, но зато в ней кладезь новой и полезной информации о животных. А приключения про зайчонка вообще читаются на одном дыхании. И поучительная сторона тоже имеется — нужно слушать родителей и не лезть не в свои дела, особенно когда бы совсем несмышленный.
Прочитав сказку, можно узнать, что листопадничками называют родившихся осенью крольчат, потому что в это время опадают листья. Из сказки также можно узнать о зимовке бобров и их врагах, чем они питаются и как делают себе домики на зиму. И хорошо, что приключения все же заканчиваются на доброй ноте.
Рассказ Соколова-Микитова «Листопадничек» посвящен живой природе, а, если точнее, обитателям русского леса. Листопадничек — имя главного героя повествования — зайца. Именно листопадничками в народе называют зайчат, рожденных осенью (в тексте будут еще интересные диалектизмы). Приключения этого персонажа, действительно, относятся к сказочному жанру.
Зайчонок ищет спасение от надвигающейся зимы и знакомится с другими обитателями леса. В то же время в обрамлении сюжета можно найти массу интересных фактов о природе. Вот таким сочетанием правды и откровенного вымысла «Листопадничек» напоминает охотничьи байки.
Эта сказка учит быть внимательным к окружающей среде, замечать интересное и не боятся фантазировать.
Как написать отзыв к рассказу «Листопадничек? Листопадничек отзыв?
Этот рассказ хоть и небольшой, но очень интересный. Мне понравился тут главный герой со своим нестандартным мышлением, правда оно его чуть не погубило если бы бобры его не приютили когда он погнался за клином птиц улетающих в теплые края.
Малыш зайчонок переждал зиму в норе, но там ему было очень неуютно и он скучал по своим родным и лесу. Бобры ему помогли вернуться в родные края.
Сказка нас учит тому, что нельзя ослушиваться взрослых, и что на свете нет лучше мест чем родные, всегда туда будет тянуть где бы ты не находился.
Подходит к рассказу Листопадничек следующая поговорка
«Где родился, там и пригодился».
Мне очень понравилась сказка Соколова — Микитова «Листопадничек», так как ее было очень интересно читать. Особенно, мне понравились приключения, в которые попал зайчонка.
Также я смогла сделать вывод, что когда наступает зимнее время года, животные попадают в опасности. Данная сказка смогла меня научить ценить природу, ведь это очень важно.
Никогда нельзя забывать свой родной, нужно его обязательно любить.
Я прочитал про смелого зайчонка в рассказе Соколова-Микитова «Листопадничек».
Листопадничек — это имя того зайчика. Он родисмя осенью, а осенью листья падают. Поэтому его так зовут. Красивое имя.
Зайчик хотел попасть в теплые края, не хотел зиму, которая близилась.
Он сбежал из теплого дома, но не знал, куда бежать, заблудился, попал к бобрам на зимовку, которые его пустили, выучился плавать, бобрят смотрел, а весной домой смог вернуться. Потому что за зиму зайчик понял, как хорошо дома, зря он убегал.
Рассказ хороший, он показал смелость у маленького зайчишки, и к чему она может привести, если смел, да неопытен. Если бы не бобры, Листопадничка могли съесть лиса или волк, или он замерз бы.
Нам показали и бобров, которые помогли зайцу, чужаку. А Листопадничек отплатил добром, помогал с бобрятами бобрам.
Автор еще говорит, что дома не плохо, кажется, в других краях лучше, но лучшие края стоит посещать когда ты уже вырос и набрался ума. И тогда поймешь, что лучший край — это тот, где ты живешь.
Полезно прочесть рассказ «Листопадничек», и поучиться по нему доброте бобров, и смелости Листопадничка, но только проявлять смелость надо по делу. А еще узнать, что едят зайцы и бобры, как устроена хатка бобров. И еще любить свой дом, свою Родину учит рассказ.
Источник: https://faston24.ru/otzyv-k-rasskazu-listopadnichek-dlya-chitatelskogo-dnevnika-primery-plan-rasskaza/
И. Соколов-Микитов. Листопадничек (стр. 66-67) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
- Опиши Листопадничка. Каким он был? Выбери слова, дополни своими.
- любопытным любознательным боязливым
- легкомысленным смелым беспокойным
- решительным беззаботным
Листопадничек – это самый маленький, непослушный, беспокойный и
любопытный зайчонок.
Из-за своей боязливости и легкомыслия, он убежал из
родного гнезда. Побывав в хатке бобров, зайчонок проявил любознательность и
научился многому, стал смелым, ответственным, трудолюбивым и решительным, стал
ценить родной дом. После его приключений в лесу его стали считать храбрым и
отчаянным.
- Представь себя в роли зайчика-Листопадничка и расскажи о своем путешествии.
Составь план пересказа. Попробуй при
пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Перескажи текст сначала
подробно, потом кратко.
План для пересказа от лица Листопадничка.
- Кто я такой.
- Журавли
- Бобры
- Дом
Я – самый маленький зайчонок в семье, меня зовут Листопадничек. Я
родился, когда наступила осень.
Мне нравилось наблюдать за журавлями на болоте, за тем, как они учатся
летать. Я тоже хотел научиться летать, но мама сказала, что зайцы не летают. Я
огорчился. Однажды журавли сказали мне, что наступают холода и надо улетать на
юг. Я испугался, что будет холодно, заплакал и собрался улететь с ними. Мама не
разрешила, но я все равно побежал за ними и добежал до речки.
На речке я подружился с бобрами и стал у них жить. Правда, в их домике
было темно, и ветки ивы были горькие. Но я научился заботиться и охранять
детенышей бобров от врагов. Когда выдра сломала плотину, я очень испугался
холодной воды, но сумел выбраться на берег и побежал домой.
Дома было тепло, я так был рад маме и братикам!
- Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план.
План рассказа-продолжения о Листопадничке.
- Знакомство с
медведем. - Школа
- Возвращение домой.
После путешествия Листопаднича к бобрам пошло довольно много времени:
зима сменилась весной, и наступило лето. Зайчонок больше не убегал из дома и
слушался маму-старую зайчиху, пока однажды, гуляя по лесу недалеко от своего
домика он не встретил медведя.
-Кто ты? – испуганно спросил зайчонок огромного зверя.
— Я медведь – учитель в лесной школе. – ответил зверь. – А ты, зайчонок,
почему не ходишь в школу?
— А что такое школа и где она находится? – спросил Листопадничек.
Медведь рассказал зайчонку о школе и показал дорогу до большой поляны,
где находилась лесная школа. Листопадничек со всех ног бросился на большую
поляну. Он так боялся опоздать, что не подумал предупредить маму-зайчиху.
В лесной школе за столиками уже сидели еноты, кабаны и медвежата. Медведь
учил их, какие грибы съедобны, кто такой охотник, как красиво рисовать любимые
лакомства. Листопадничек нарисовал морковку.
Зайчонку очень понравилось в школе. Прибежав домой, он подарил обеспокоенной его отсутствием маме рисунок и попросил разрешения ходить в школу каждый день.
Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/i-sokolov-mikitov-listopadnichek-str-66-67/
Соколов — Микитов Иван сказка
- Соколов — Микитов, Иван Сергеевич
- Название произведения: «Листопадничек»
- Число страниц: 5
- Жанр: сказки о животных
- Главные герои: зайчонок — Листопадничек, старая зайчиха, Бобр, Бобриха.
Характеристика главных героев:
Зайченок — листопадничек — трусливый, но любопытный.
Наивный. Заботливый.
- Ухаживал за бобрятами.
- Сумел вернуться домой.
- Бобры — добрые и отзывчивые.
- Приняли зайчонка и пожалели его.
- Заботливые и добродушные.
Краткое содержание сказки «Листопадничек» для читательского дневника
- Родила в пору листопада старая зайчиха зайчат, которых так и называют листопаднички.
- Пока зайчата были маленькие, смотрели они на журавлей и завидовали их способности летать.
- Один Листопадничек все мечтал полететь как журавли.
- Поздней осенью журавли полетели на юг, и зайчата испугались, а ну как замерзнут они зимой?
- Зайчиха успокоила их, только Листопадничек не успокаивался.
- Решил он бежать за журавлями.
- Добежал до реки и бобров встретил, которые плотину строили.
Попросился зайчонок к ним зимовать, в теплую хатку. Бобры согласились.
- Залез Листопадничек в хатку, а бобры сразу крышу положили.
- Стало в хатке темно, захотелось Листопадничку домой, а пути назад нет, только под водой плыть.
- Так и стал Листопадничек у бобров зимовать.
- Днем таскает бобрятам ивовые веточки, кормит, вечером сам кору жует.
- Однажды приходила выдра, но Листопадничек вовремя заметил страшного зверя и бобров на помощь позвал.
- Ходили вокруг плотины и другие звери: лиса, рысь, росомаха, но к плотине просто так не подступишься.
- Весной плотину смыло водой, и Листопадничек чуть не утонул.
- Бобр мотнул хвостом и выбросил зайчонка на берег.
Побежал тот мокрый домой. Узнала его мать — зайчиха и спать уложила.
А утром он хвастал перед другими зайчатами своими приключениями.
План для пересказа произведения:
- 1. Зайчата
- 2. Зайчик-мечтатель
- 3. Осень
- 4. Путь в теплые края
- 5. Строительство бобра
- 6. Жизнь среди бобров
- 7. Выдра
- 8. Наводнение
- 9. Как плыть
- 10. Возвращение к родным
- 11. Храбрый Листопадничек
Рисунок — иллюстрация к сказке»Листопадничек»
Синквейн:
- Листопадничек.
- Храбрый, смышленый.
- Убегает, скучает, возвращается.
- Место теплых стран зимовал у бобров.
- Мечтатель.
Главная мысль сказки «Листопадничек»:
На чужой стороне может быть и теплее, да дома все равно лучше.
Чему учит произведение
Сказка учит нас любить и ценить природу, но еще больше учит любить свой родной дом.
Пусть нам кажутся чужие края более привлекательными, на деле оказывается, что там все не так, а кора ивовая может быть горькой.
Краткий отзыв о сказке «Листопадничек» для читательского дневника
- Мне очень понравился рассказ «Листопадничек».
- Это забавная история про зайчонка, который всю зиму прожил с бобрами, но так и не научился плавать.
- Было очень интересно читать про его приключения, нравы бобров и опасности, которые могут поджидать зверье зимой в лесу.
- Главный герой произведения — Листопадничек мне понравился.
- Я даже и не знал, что зайцы могут быть такими заботливыми и чуткими.
- Уверен, всем понравится этот замечательный рассказ.
Отрывок из сказки «Листопадничек», поразивший меня больше всего:
— А теперь, — сказали они зайчонку, — пожалуйста, садись с нами кушать.
— Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.
- — Нет у нас репки, — отвечают бобры.
- – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.
- Отведал зайчонок бобрового кушанья.
- Горькой показалась ему твердая ивовая кора.
«Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!» — подумал листопадничек-зайчонок.
Пословицы к сказке «Листопадничек»:
Своя хатка родная матка.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Неизвестные ранее слова и их значение:
Листопадничек — зайчонок, который рождается осенью;
хатка — жилье бобра.
Еще читательские дневники по произведениям Ивана Соколова-Микитова:
- Рассказ «Русский лес»
- Рассказ «Барсуки»
- Рассказ «Клад»
- Библиотека читательских дневников автора пополняется
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/sokolov-mikitov-ivan-skazka-listopadnichek