«Отель «У погибшего альпиниста» (1979). В отель, носящий странное имя «У погибшего альпиниста», небольшое зданьице, расположенное в горном ущелье, прибывает инспектор полиции Петер Глебски. Странности не заставляют себя ждать. Владелец отела, некто Алек Сневар, уверяет, что он не вызывал полицейских. Учитывая то, где расположена гостиница, и то, сколь поздний час на дворе, Глебски решает не тратить ночь на дорогу обратно в участок и остается на кратковременный постой в отеле, намереваясь испробовать местное вино, славящееся своим дивным вкусом.
Сневар чертовски вежлив, а вот постояльцы… они тоже соблюдают правила этикета. Но кажутся донельзя странными – будто это и не отель, а курорт для разного рода умалишенных или, как минимум, чрезмерно «экспрессивных» и «творческих» персон.
Особенный интерес у инспектора вызывает супружеская пара Мозесов и некто Олаф. Что-то с ними… не так. «Не так» означает странность, не поддающуюся разумному описанию и объяснению.
Подозрение вызывает и записка, чудесным образом оказавшаяся в кармане пиджака Глебски.
Согласно изложенному в ней тексту, один из гостей отеля, Хинкус – человек, проводящий все время на крыше отеля, человек, страдающий от туберкулеза, человек, уверовавший в то, что горный воздух спасет его от смертельной болезни, — опасный террорист, готовящий убийство в стенах гостиницы.
Вскоре обнаруживается, что Хинкус исчез. А Олаф мертв. Еще один из «местных», Симонэ – сознается в том, что убил госпожу Мозес, которая, по его словам, оказалась вовсе не человеком… В чемодане Олафа инспектор находит странный прибор: «либо военное, либо космическое».
Похоже, на отель и его обитателей пала тень безумия.
Глебски оказался здесь совсем не зря – лишь инспектору под силу разгадать суть происходящего. Выходящую за пределы человеческого… и земного понимания.
Вы будете смеяться, но я совершенно не знаком с творчеством братьев Стругацких. Единственное исключение – вольная экранизация одного из их романов, роскошный – один из лучших! – российский хоррор под названием «Гадкие лебеди».
Именно «Гадкие лебеди», не «Сталкер», в ходе просмотра которого я – будучи еще ребенком – благополучно уснул. Увы мне, невежде и паршивому знатоку классики. А теперь – ближе к делу.
«Отель «У погибшего альпиниста» был снят в 1979 году в Эстонии и был нередким гостем в советских салонах видеопроката в конце 80-х и начале 90-х. Фильм по-прежнему интересен, вне зависимости от качества и культовости первоисточника.
Атмосфера и локации слегка напоминают чешский шедевр в жанре фантастического хоррора – речь о «Волчьей базе» — несмотря на то, что хоррора в «Отеле» практически нет, зато в достатке – детектива, и чуть – фантастики.
Эта лента буквально пронизана сюрреализмом и фантасмагорическими образами, реальность кажется надуманной, словно за ней кроется другая – настоящая, непонятная и диковатая, что не сильно далеко от правды. Яркие образы – в наличии, а камерности – даже слишком много.
Сценарий, разумеется, хорошо проработан, и, что греха таить, многослоен – в случае, если зритель не в курсе сути происходящего, начитавшись хотя бы той же Википедии, последняя треть ленты явится ему откровением.
Качество съемок и игры не подлежат сомнению – сплав российской и прибалтийской школ.
Достаточно мистики и трагизма, неожиданных поворотов сюжета, да и слегка безумная атмосфера – все это играет на руку авторам «Отеля», немало постаравшимся для того, чтобы их работа была невосприимчива к временным и жанровым рамкам. Проще говоря, эта лента может принести немало удовольствия, но к этому удовольствию надо быть готовым.
7,5/10
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d94c72e8d5b5f00b14d6618/5dcadc472fb64b4381e2b977
Стругацкие Аркадий и Борис «Отель «У погибшего альпиниста»
Аркадий и Борис Стругацкие по праву считаются классиками не только советской, но и мировой фантастики. Их книги впечатляют реализмом, тонким психологизмом и продуманностью, каждая, даже самая невероятная деталь тут не только на своем месте, но и имеет обоснование. Данный роман с приятной атмосферой и необычной фабулой понравится всем ценителям жанра.
Краткое содержание книги «Отель «У погибшего альпиниста»
Что делает полицейский следователь, который крайне устал не только от дел в участке и постоянной каторжной работы, но и от семейного быта? Правильно, он постарается уехать в отпуск в такое место, где ничего не может приключиться. Для этого инспектор Петер Глебски, от имени которого и ведется повествование, уезжает в горы, в отдаленный отель со странным названием.
Хозяин, по видимости, большой оригинал. Он не только назвал свое коммерческое детище в честь альпиниста, который на этом самом месте сорвался с уступа и расшибся насмерть, но и верит в разные мистификации — заговоры, присутствие высшего разума и инопланетян. Тем не менее, Алик Сневар оказывается приятным собеседником, а вместе со служанкой Кайсой умеет создать уют.
Эта особая атмосфера заснеженных гор и уютного шале, в котором тепло, приятно и вкусно, и станут полотном, на которое авторы нанесут невероятную, поражающую картину. А пока что под крышей затерянного курорта собирается разношерстная компания:
- Господин Мозес — сварливый и своенравный богач;
- Ольга — жена Мозеса;
- Олаф Андварафорс — жизнерадостный и спортивный курортник, настоящий потомок викингов;
- Симон Симонэ — гениальный и известный физик с очень странными привычками;Дю Барнстокр — знаменитый иллюзионист, путешествует с чадом по имени Брюн, пол которого определить крайне сложно;
- Хинкус — таинственный человек в шубе, утверждает, что он инспектор по делам несовершеннолетних.
Все отдыхающие знакомятся, заводят дискуссии и подшучивают друг над другом, имитируя присутствие в номерах духа погибшего альпиниста. Однако всем становится не до смеха, когда крепыш Олаф обнаруживается в своем номере мертвым.
Можно сказать, что с этого момента не только отпуск инспектора Глебски, но и его жизни кардинально меняются. Вместо заслуженного отдыха, этому опытному в криминальных делах человеку придется расследовать загадочное убийство, опираясь только на поддержку хозяина отеля.
Отель заносит снегом, отрезая от все возможных способов связи с цивилизацией. Компания спасает неизвестного, который представился как Луарвик Л. Луарвик. Удивительно, но этот загадочный человек разыскивает именно Олафа, труп которого заперт в номере.
Постепенно раскручивая клубок улик и раскрывая совершенно не относящиеся к делу, но любопытные и даже опасные тайны постояльцев, инспектор Глебски выявляет, что почтенный делец Мозес, богач и хам, на самом деле — инопланетный пришелец. А его жена Ольга, хрупкая блестящая красавица — просто робот, который сконструирован для поднятия невероятных тяжестей и прочей черновой работы.
Все гости отеля тут же разделяются во мнениях, одна часть, возглавляемая физиком, полностью верит тому, что Мозес прилетел с другой планеты, а Олаф — вышедший из строя робот, другая, под руководством инспектора, настроена скептически. Узнать, являются ли на самом деле эти личности инопланетными гостями, предстоит и Вам. Читать детектив Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» онлайн бесплатно Вы можете тут, в нашей библиотеке.
Мы собрали для Вас тысячи книг в разных жанрах, как классику, так и горячие новинки. Все они — в свободном доступе, как в формате электронных книг, так и в аудио вариантах. Читать и слушать книги с нами — настоящее удовольствие!
Источник: http://booksonline.com.ua/blog/strugatskie-arkadij-i-boris-otel-u-pogibshego-alpinista/
Отель «У погибшего альпиниста»
Какой же отель — и без привидения? Без собственного фантома во фраке и с перерезанным горлом или, на худой конец, специально нанятого ухальщика-скрипельщика, который играет на нервах богатых постояльцев и добавляет перца их пресной и безвкусной жизни. Такие услуги оказываются куда более востребованными, чем какой-то пошлый бесплатный коктейль в гостиничном баре. Пугаться ведь прикольно!
Здоровяк Алек Сневар, хозяин отеля «У погибшего альпиниста», отлично усвоил это правило. Прямо с порога он начинал обрабатывать своих клиентов, замогильным голосом рассказывая истории о мертвом постояльце и его привычке ходить босиком по коридору. Но владелец и не предполагал, что в его уютном отеле поселятся пришельцы, а потом случится жестокое убийство.
Как упоительны в отеле вечера… Настроение — самое новогоднее. |
Нецензурный детектив
Немногие сейчас помнят, что у популярной повести братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста»» был подзаголовок «Отходная детективному жанру».
Бдительные советские цензоры усмотрели в нем крамолу и заставили авторов убрать подозрительное — а вдобавок к тому, превратить буржуазных гангстеров непонятной политической ориентации в радикальных неонацистов.
В ту пору страна активно боролась со всеми проявлениями реваншизма и националистических идеологий…
Сами братья вовсе не собирались писать агитку, ими двигало единственное желание сочинить еще одну историю «типичного английского убийства». Прямо как у британских мастеров детектива.
Вот что рассказывает Борис Натанович: «Мы оба были большими любителями этого вида литературы, причем Аркадий, свободно владевший английским, был вдобавок еще и большим знатоком творчества Рекса Стаута, Эрла Гарднера, Дэшила Хеммита, Джона Ле Карре и других мастеров, в те годы мало известных массовому русскому читателю».
Настала новая эра развлекательной литературы. Околокриминальным чтивом забиты все магазины, но вот оригинальная версия «Отеля «У погибшего альпиниста»» так практически и не стала известной среди поклонников жанра.
Ликвидировать эту несправедливость взялись киевские разработчики из компании Electronic Paradise. Не мудрствуя лукаво, они решили следовать каждой букве «сакрального» текста.
И за этими своими стараниями они совершенно не прочувствовали того иронического настроения, которым пропитано все произведение Стругацких.
Волшебный инопланетный чемодан. |
Долой унылые рожи!
Ну зачем — зачем было делать такие серьезные лица?! Ведь у Стругацких что ни персонаж — то шарж или карикатура.
Будь то «невообразимо длинный и очень сутулый» гипнотизер Дю Барнстокр, или бесконечно тупая Кайса — «кубышечка, пышечка этакая лет двадцати пяти, с румянцем во всю щеку», или сам хозяин Алек Сневар со своей «грубой красной физиономией и шеей борца-тяжеловеса». Истинные мастера жанра, Стругацкие могут обходиться парой-другой слов, чтобы дать герою точную характеристику.
Это упрек даже не художникам, а создателям моделей персонажей, которые слепили таких унылых, а порой и угловатых граждан. Зачем было стремиться к фотографической достоверности (особенно — в случае с книгой)? Другое дело — здешние интерьеры и особенно пейзажи. Они практически безупречны.
Снег, как и положено, ноздреватый, а горы — голубые, с крыши свисают гофрированные сосульки, а у крыльца понатыканы лыжи. Все как в оригинальном тексте. Эти красоты зачаровывают, но к ним, как ни печально, быстро привыкаешь. Особенно наматывая круги вокруг отеля в поисках заветного активного пикселя.
Пиксель, родной, аууу!
Несмотря на все уверения разработчиков, среда получилась абсолютно статичной и мертвой. Хорошо, если на игровом экране найдутся два-три предмета, которые можно пощупать и подергать.
Все остальные объекты — не более чем задник, еще один «нарисованный котел из каморки папы Карло», за которым, к сожалению, одна серая пыль и никакой волшебной страны. Те немногие вещи, которые хоть как-то отзываются на ваши действия, вызывают одну только скуку.
Усталый Глебски снова и снова констатирует: «Это — часы, это — вечный двигатель». Естественно, такие банальные комментарии очень скоро начинают раздражать. Тем более в контексте бесконечного и крайне утомительного пиксель-хантинга.
Один душ на весь отель. Вторая душевая сломалась черт знает когда. |
Квадратное катаем?
Вдохновленные идеями мсье Сокаля, создателя Syberia и Amerzone, авторы соорудили похожий инвентарь, но вот нюанс — он оказался крайне неудобным и кривым.
Не сразу понятно, какие предметы можно комбинировать между собой, а какие — только использовать на окружающей среде. Не говоря о том, что эта коробка с инструментами занимает половину экрана и к некоторым объектам сначала попросту не доберешься.
Потом, многократно покликав кнопками мыши, понимаешь: нужно всего-то щелкнуть левой, потом правой, следом на предмет, и снова правой, чтобы зажигалка превратилась в привычный «умный» курсор.
Ах эти умные курсоры! По идее они должны упростить нашу жизнь до необычайности, на самом деле все выходит совсем иначе. Стрелка ведет себя очень нервно, и часто кажется, что ты обнаружил очередной активный объект, но это лишь иллюзия. При наведении на переход в новую локацию курсор становится ладошкой, очень похожей на финскую лопатку для телесных наказаний.
Вроде бы все здорово и удобно, но вот нюанс — в процессе игры выясняется, что ты можешь использовать на эти зоны предметы из инвентаря. Взять и применить спичку прямо на точке входа в контору Сневара, чтобы сломать замок, — отдельного объекта «дверь» нет. Как догадаться об этом самостоятельно — непонятно.
Так же, как и то, почему геймеру приходится обшаривать все углы экрана в поисках прохода в новую локацию?
В многочисленных пресс-релизах делался акцент на особой интерактивности игрового мира, на том, что обитатели отеля не сидят на месте и живут своей собственной курортной жизнью: катаются на лыжах и моются в душе, либо просто медитируют в своих номерах, наслаждаясь бездельем и негой. Враки.
Среда меняется только после того, как задействован очередной сюжетный триггер. До этого момента постояльцы будут тупо стоять (или сидеть) на месте и талдычить одни и те же реплики. Сами диалоги никак не влияют на развитие сюжета, можно выговорить все доступные реплики и отношение к вам не изменится.
Похоже на галчонка Хватайку из «Дяди Федора»: «Я принес посылку про вашего мальчика, я принес посылку про вашего мальчика, я при…».
Кайса тут точно не убиралась. |
Отель «У погибшего оптимиста»
Стругацкие рассказывали о том, как они работали над «Отелем»: рисовали планы помещений, просчитывали хронометраж, выверяли перемещения персонажей. Все эти факторы являются крайне важными, когда идет речь о «заковыристом, многоходовом и забойнейшем детективе с нетривиальной концовкой».
В игре это обернулось хаосом и путаницей с предметами. Был «мальчик» — и нету. В одной из головоломок требуется использовать шланг, который валяется на полу в гараже. Ранее мы видели его не раз, но когда шланг действительно понадобился — он попросту пропал, растворился в свежем горном воздухе.
Видимо, неправильно сработал сюжетный переключатель.
Немного разряжают ситуацию встроенные мини-игры: «Выпей рюмку и не пролей» (нужно удерживать центр тяжести), «На лыжах за мотоциклом» (требуется вовремя нажимать стрелки на клавиатуре и сохранять равновесие), «дартс» и Black Jack. Наиболее удачно реализован бильярд, что совершенно понятно: «Провинциальный игрок» делался при активном участии Electronic Paradise и парни хорошо разбираются в подобных настольных забавах.
Здешние «джунгли». |
Мыльные хлопоты
Не хочется выглядеть злыми и желчными критиками, а хочется повлиять на разработчиков, чтобы следующая их игроизация оказалась лучше и интереснее.
В «Отеле» есть масса моментов, когда сердце начинает учащенно биться и ты понимаешь, что прикоснулся к тайне. Вот чемодан с загадочным, возможно инопланетным содержимым.
Содержимое это потрескивает, мечет молнии — так почему нельзя покрутить шкалы, подергать переключатели? Просто так, безо всякой привязки к генеральной сюжетной линии?
«Отель» страдает болезнями плохого телесериала: сначала время тянется бесконечно медленно, ничего практически не происходит, но «в последней серии» события следуют друг за другом с космической скоростью. Итог — самые скомканные впечатления. Авторам просто не хватило режиссерского навыка, чтобы выстроить динамику, провести нас от пролога до забойнейшей кульминации.
Да, пришлось бы пойти на некоторое упрощение геймплея, но что с того? Сокаль не побоялся и сделал ломовой триллер Sinking Island (о нем мы напишем совсем скоро), очень камерную игру с тремя десятками локаций. Но драйва от этого меньше не стало, напротив — сужая горизонты, Бенуа добился необычайного напряжения с давлением и в финале «взорвал свой паровой котел».
В «Отеле» же все наоборот.
***
«Отель «У погибшего альпиниста» — это сплошные обманутые ожидания, скучная детективная пьеса в живописных декорациях. Единственный плюс — возможность познакомиться с оригинальной версией повести Стругацких. Но лучше все-таки ее прочитать.
Рейтинг «Игромании.ру»: 2,5/5
Источник: https://www.igromania.ru/article/12813/Otel_U_pogibshego_alpinista.html
Читать
Я остановил машину, вылез и снял черные очки. Здесь все было именно так, как рассказывал Згут. Отель был двухэтажный, желтый с зеленым, над крыльцом красовалась траурная вывеска: «У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА».
Высокие ноздреватые сугробы по сторонам крыльца были утыканы разноцветными лыжами – я насчитал семь штук, одна была с ботинком. С крыши свисали мутные гофрированные сосульки толщиной с руку.
В крайнее правое окно первого этажа выглянуло чье-то бледное лицо, и тут парадная дверь отворилась, и на крыльце появился лысый коренастый человек в рыжем меховом жилете поверх ослепительной нейлоновой рубашки. Тяжелой медлительной поступью он приблизился и остановился передо мною.
У него была грубая красная физиономия и шея борца-тяжеловеса. На меня он не смотрел. Его меланхолический взгляд был устремлен куда-то в сторону и исполнен печального достоинства. Несомненно, это был сам Алек Сневар, владелец отеля, долины и Бутылочного Горлышка.
– Там… – произнес он неестественно низким и глухим голосом. – Вон там это произошло. – Он простер указующую руку. В руке был штопор. – На той вершине…
Я повернулся и, прищурившись, поглядел на сизую, жуткого вида отвесную стену, ограждавшую долину с запада, на бледные языки снега, на иззубренный гребень, четкий, словно нарисованный на сочно-синей поверхности неба.
– Лопнул карабин, – все тем же глухим голосом продолжал владелец. – Двести метров он летел по вертикали вниз, к смерти, и ему не за что было зацепиться на гладком камне. Может быть, он кричал. Никто не слышал его.
Может быть, он молился. Его слышал только Бог.
Потом он достиг склона, и мы здесь услышали лавину, рев разбуженного зверя, жадный голодный рев, и земля дрогнула, когда он грянулся об нее вместе с сорока двумя тысячами тонн кристаллического снега…
– Чего ради его туда понесло? – спросил я, разглядывая зловещую стену.
– Позвольте мне погрузиться в прошлое, – проговорил владелец, склонил голову и приложил кулак со штопором к лысому лбу.
Все было совершенно так, как рассказывал Згут. Только вот собаки нигде не было видно, но я заметил множество ее визитных карточек на снегу возле крыльца и вокруг лыж. Я полез в машину и достал корзину с бутылками.
– Привет от инспектора Згута, – сказал я, и владелец тут же вынырнул из прошлого.
– Вот достойный человек! – сказал он с живостью и весьма обыкновенным голосом. – Как он поживает?
- – Неплохо, – ответил я, вручая ему корзину.
- – Я вижу, он не забыл вечера, которые провел у моего камина.
- – Он только о них и говорит, – сказал я и снова повернулся было к машине, но хозяин схватил меня за руку.
– Ни шагу назад! – строго произнес он. – Этим займется Кайса. Кайса! – трубно взревел он.
На крыльцо выскочила собака – великолепный сенбернар, белый с желтыми пятнами, могучее животное ростом с теленка. Как я уже знал, это было все, что осталось от Погибшего Альпиниста, если не считать некоторых мелочей, экспонированных в номере-музее. Я был не прочь посмотреть, как этот кобель с женским именем станет разгружать мой багаж, но хозяин твердой рукой уже направлял меня в дом.
Мы прошли через сумрачный холл, где ощущался теплый запах погасшего камина и тускло отсвечивали лаком модные низкие столики, свернули в коридор налево, и хозяин плечом толкнул дверь с табличкой «Контора». Я был усажен в уютное кресло, позвякивающая и булькающая корзинка водворилась в углу, и хозяин распахнул на столе громоздкий гроссбух.
– Прежде всего разрешите представиться, – сказал он, сосредоточенно обскабливая ногтями кончик пера. – Алек Сневар, владелец отеля и механик. Вы, конечно, заметили ветряки на выезде из Бутылочного Горлышка?
– Ах, это были ветряки?..
– Да. Ветряные двигатели. Я сам сконструировал их и сам построил. Вот этими руками.
– Что вы говорите… – пробормотал я.
– Да. Сам. И еще многое.
– А куда нести? – спросил у меня за спиной пронзительный женский голос.
Я обернулся. В дверях, с моим чемоданом в руке, стояла этакая кубышечка, пышечка этакая лет двадцати пяти, с румянцем во всю щеку, с широко расставленными и широко раскрытыми голубыми глазками.
– Это Кайса, – сообщил мне хозяин. – Кайса! Этот господин привез нам привет от господина Згута. Ты помнишь господина Згута, Кайса? Ты должна его помнить.
Кайса немедленно залилась краской и, поведя плечами, закрылась ладонью.
– Помнит, – объяснил мне хозяин. – Запомнила… Н-ну-с… Так я помещу вас в номер четыре. Это лучший номер в отеле. Кайса, отнеси чемодан господина… м-м…
– Глебски, – сказал я.
– Отнеси чемодан господина Глебски в четвертый номер… Поразительная дура, – сообщил он с какой-то даже гордостью, когда кубышечка скрылась. – В своем роде феномен… Итак, господин Глебски? – Он выжидательно взглянул на меня.
– Петер Глебски, – продиктовал я. – Инспектор полиции. В отпуске. На две недели. Один.
Хозяин прилежно записывал все эти сведения огромными корявыми буквами, а пока он писал, в контору, цокая когтями по линолеуму, вошел сенбернар. Он поглядел на меня, подмигнул и вдруг с грохотом, словно обрушилась вязанка дров, пал около сейфа, уронив морду на лапу.
– Это Лель, – сказал хозяин, завинчивая колпачок авторучки. – Сапиенс. Все понимает на трех европейских языках. Блох нет, но линяет.
Лель вздохнул и переложил морду на другую лапу.
– Пойдемте, – сказал хозяин, вставая. – Я провожу вас в номер.
Мы снова пересекли холл и стали подниматься по лестнице.
– Обедаем мы в шесть, – рассказывал хозяин. – Но перекусить можно в любое время, а равно и выпить чего-нибудь освежающего. В десять вечера – легкий ужин. Танцы, бильярд, картишки, собеседования у камина.
Мы вышли в коридор второго этажа и повернули налево. У первой же двери хозяин остановился.
– Здесь, – произнес он прежним глухим голосом. – Прошу.
Он распахнул передо мною дверь, и я вошел.
– С того самого незабываемого страшного дня… – начал он и вдруг замолчал.
Номер был неплохой, хотя и несколько мрачноватый. Шторы были приспущены, на кровати почему-то лежал альпеншток. Пахло свежим табачным дымом. На спинке кресла посередине комнаты висела чья-то брезентовая куртка, на полу рядом с креслом валялась газета.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=70472&p=1
Рецензии на книгу «Отель «У Погибшего Альпиниста»» Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
— Вы иностранец? — Очень, — сказал он. — В большой степени. — Вероятно, швед?
— Вероятно. В большой степени швед.
50 страниц текста — ощущение: Очень! Классный классический детектив! 100 страниц текста — ощущение: В большой степени классический детектив! 150 страниц текста — ощущение: Вероятно, это в большой степени классический детектив! 200 страниц — Да, вероятно, это детектив!…
288 страниц — Нет! Это замечательная фантастическая повесть!
Нет, нет! Это — действительно наслаждение! Представьте себе, высокие горы, красота, чистый воздух, белый-белый снег, небольшой двухэтажный отель в долине среди этой снежной белизны.
Здесь можно прекрасно отдохнуть, позагорать на крыше, погонять на лыжах или лыжероллере, в ресторане вкусно готовят (каждый представляет себе свой любимый горный пункт отдыха, кому Куршавель, кому Красная поляна, кому Гора Соболиная, кому Белокуриха, кому Чимбулак, для меня же Бад Райхенхаль — северо-восточные Альпы). И вокруг никто не мешает, только ты, природа и… безумные соседи!
Любителям герметичных детективов (к которым я и себя отношу) очень понравится эта повесть.
Посредственный детектив, инспектор Петер Глебски, отлавливающий в свое служебное время экономических преступников и красавцев, отлынивающих от уплаты налогов, приезжает первый раз в знаменитый отель отдохнуть от «трудов праведных», погонять на лыжах. Соседи по отелю — просто презанимательные.
Целый первый этаж занимает богатей, мистер Мозес с женой, имеющий безразмерную кружку пива, на втором этаже рядом с инспектором живут мировая знаменитость — молодой физик, любящий скалолазание (даже лазание по отвесным стенам и потолку ему в радость), известнейший иллюзионист Дю Барнстокр со своим «чадом», молодой персоной неопределенного пола в черных очках, потомком брата иллюзиониста. А после Глебски приезжают еще двое незаурядных личностей. Постоянные жители отеля тоже непросты и каждый имеет свою изюминку. Один только сенбернар Лель чего стоит!
И тут, одного из приезжих позже инспектора постояльца, застают в своем номере…
мертвым! Почти одновременно с этим событием произошел завал дороги к отелю в связи со сходом лавины, потому постояльцы отеля становятся отрезаными от большого мира и вызов полиции не представляется возможным.
Петеру приходится вспоминать свою молодость и брать на себя инициативу по разгадке преступления. Самый крутой поворот в сюжете происходит в последнюю пятую часть повести и речь уже пошла не о преступлении…
О чем? А не хочу рассказывать! Вдруг Вы еще не читали!
Финал: да, финал понятен по сути, но не ожидаем напрямую! Я бы хотел другого окончания истории, но, к сожалению, она осталась только в истории старого дедушки Петера, которую он рассказывает своим внукам…
Иронизм Стругацких на высоте! Прекрасный слог языка! Захватывающие повороты, чудаковатость персонажей, характеры которых полностью раскрыты, повествование от первого лица! Короче, все для любителей фантастики, изредка ностальгирующим по Мегрэ и Пуаро! Прекрасная аудионачитка от Народного артиста России Эммануила Виторгана! Заинтересовавшимся желаю приятных зимних часов под пледом! И не читайте аннотаций, каждая вторая содержит спойлеры, будет неинтересно! Я рад, что прогинорировал свою.
Да, удивительное рядом с нами, только надо немножко пофантазировать! Тогда и мы с Вами сможем рассказывать захватывающие сказочки-истории своим дорогим внукам!
Четыре сезона. Зима. Зимний сон. СЕЗОН 1, именной совет от sola-menta Прекрасный и неожиданный, но настоящий зимний совет, огромная благодарность! + Игра «Книжное путешествие» (6) — Современная литература, Ход 4, Поле 8 + Охота на снаркомонов 2015
167) У автора длинная фамилия, не меньше 10 букв одним словом
Источник: https://topliba.com/books/447048/reviews
Читать онлайн "Дело об убийстве [Отель «У погибшего альпиниста»]" автора Стругацкие Аркадий и Борис — RuLit — Страница 1
- ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ
- (ОТЕЛЬ «У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА»)
- Киносценарий
«Как сообщают, в округе Винги близ местечка Мюр опустился летательный аппарат, из которого вышли желто-зеленые человечки о трех ногах и восьми глазах каждый. Падкая на сенсации бульварная пресса поспешила объявить их пришельцами из Космоса…»
(Из газет)
По обеим сторонам дороги тянулась нетронутая снежная долина, стиснутая отвесными скалами, — сизые, жуткого вида иззубренные гребни казались нарисованными на сочно-синей поверхности неба. Впереди уже был виден отель — приземистое двухэтажное здание с плоской крышей. Уютный дымок белой свечкой упирался в небо.
Солнце било в ветровое стекло, весело отражалось от приборов и наполняло машину душным зноем. Водитель открыл ветровик, и сейчас же стал слышен трескучий рев, словно шел на посадку спортивный биплан.
Водитель едва успел подать машину вправо, как огромный мотоцикл с ревом пролетел мимо, залепив стекла ошметками снега, так что водитель успел разглядеть только тощую, согнутую в седле фигуру, развевающиеся черные волосы, торчащий, как доска, конец красного шарфа и еще одну фигуру — лыжника в ярком свитере, несущегося следом на туго натянутом блестящем тросе. Искрящееся снежное облако поднялось над дорогой, заволакивая солнце.
Перед зданием отеля водитель остановил машину, вылез и снял темные очки. Отель был уютный, старый, желтый с зеленым. Над крыльцом красовалась траурная вывеска «У Погибшего Альпиниста».
С крыши свисали мутные гофрированные сосульки толщиной в руку. Огромный мотоцикл остывал у крыльца, рядом, на снегу, валялись кожаные перчатки с раструбами.
Водитель извлек из машины тяжелый портфель и направился к крыльцу. Высокие ноздреватые сугробы вокруг крыльца были утыканы разноцветными лыжами. Одна лыжа была с ботинком. Водитель остановился, внимательно оглядел лыжи, выдернул одну из сугроба, подержал на весу и воткнул обратно в снег. Потом он повернулся к двери и остолбенел.
В дверном проеме у самой притолоки, упираясь ногами в одну филёнку, а спиной — в другую, висел невесть откуда взявшийся молодой человек. Поза его при всей неестественности казалась вполне непринужденной. Он глядел на водителя сверху вниз, скалил длинные желтоватые зубы и отдавал по-военному честь.
— Здравствуйте, — сказал водитель, помолчав. — Вам помочь?
Незнакомец мягко спрыгнул вниз и, продолжая отдавать честь, стал во фрунт.
— Честь имею, — сказал он. — Разрешите представиться: старший лейтенант от кибернетики Симон Симоне.
— Вольно, — сказал водитель.
Они пожали друг другу руки.
— Собственно, я физик, — сказал Симоне. — Но «от кибернетики» звучит почти так же плавно, как от «инфантерии». Получается смешно!.. — И он неожиданно разразился ужасным рыдающим хохотом, в котором чудились сырые подземелья, невыводимые кровавые пятна и звон ржавых цепей на прикованных скелетах.
— Что вы делали там, наверху? — осведомился водитель, преодолевая некоторую оторопь.
— Тренировался, — объяснил Симоне, любезно распахивая перед водителем дверь. — Я ведь альпинист…
— Погибший? — сострил водитель и сейчас же пожалел об этом: на него вновь обрушилась лавина замогильного хохота.
Они вошли в холл.
— Неплохо, неплохо для начала, — проговорил Симоне, вытирая глаза. — Я чувствую, мы с вами подружимся…
В сумрачном холле тускло отсвечивали лаком модные низкие столики, на одном негромко мурлыкал транзистор, а рядом, развалившись в креслах, неподвижно застыли давешний мотоциклист и лыжник.
Лыжник оказался румяным гигантом, этаким белокурым викингом, а что касается мотоциклиста, то это было на редкость тощее гибкое существо, то ли мальчик, то ли девочка.
Маленькое бледное личико было наполовину скрыто черными очками. К губе прилипла потухшая сигарета.
— Тс-с-с! — сказал Симоне, понизив голос и подмигивая. — Вам сюда… Жду в бильярдной. Играете?..
И Симоне на цыпочках вышел из холла.
Инспектор отогнул портьеру, вышел в коридор и толкнул дверь с табличкой «Контора».
В залитой солнцем комнате, небрежно опираясь на тяжелый сейф, стоял с дымящейся сигарой невообразимо длинный, очень сутулый человек в черном фраке с фалдами до пят.
У него был галстук бабочкой и благороднейших очертаний лицо с печальными водянистыми глазами и аристократическими брылями. Рядом с сейфом, положив морду на лапы, лежал великолепный сенбернар, могучее животное ростом с теленка.
А за столом сидел лысый коренастый человек в меховом жилете поверх ослепительной нейлоновой рубашки. У него была грубая красная физиономия и шея борца-тяжеловеса.
— Разрешите представиться, — сказал человек в жилете. — Алек Сневар — владелец этого отеля, этой долины, близлежащих гор и ущелий… Господин Мозес — наш гость.
Господин Мозес любезно улыбнулся и покивал, тряхнув брылями.
— Очень рад, — сказал водитель сухо.
Господин Мозес понимающе развел руками, и сигара вдруг исчезла из пальцев его левой руки и оказалась в пальцах правой. Водитель растерянно мигнул, но тут же решил, что это ему показалось.
— Не буду вам мешать, — сказал господин Мозес, направляясь к дверям. — Боже! — воскликнул вдруг он, и взгляд его просветлел. — Какая прелесть! Где вы это взяли, сударь? — Он схватил водителя за лацкан, и в пальцах у него вдруг оказалась маленькая фиалка. Он посмотрел на водителя, удовлетворенно рассмеялся и вышел.
— У вас занятные постояльцы, — заметил водитель, усаживаясь в кресло.
— О да! — сказал хозяин многозначительно. — За обедом вы их всех увидите. — Он раскрыл громоздкий гроссбух и принялся сосредоточенно оскабливать ногтями кончик пера. — Итак?
— Я инспектор полиции Петер Глебски, — сказал водитель. — Что тут у вас случилось?
Хозяин поднял на него удивленные глаза.
— Простите?..
— Вы вызывали полицию?
— Я?! — Пораженный хозяин даже приподнялся со стула.
— Та-ак… — протянул инспектор. — Понятно… Лыжи у вас никто топором не рубил и шины у автомобилей не протыкал?
— Помилуйте, инспектор! — вскричал потрясенный хозяин. — Это какая-то ошибка!..
— Ясно. — Инспектор поглядел на часы и подтянул к себе телефонный аппарат. — Вижу, что ошибка. — Он набрал номер. — Капитан? Это инспектор Глебски.
Я прибыл на место и рад сообщить, что здесь ничего не произошло… Да, ложный вызов… Слушайте, дружище, я охотно верю, что вы проверяли, и тем не менее… Что? Да, это было бы неплохо, но для того чтобы этого типа оштрафовать, надо его сначала выловить… Что? — Он снова посмотрел на часы. — Нет, скоро стемнеет, а дорога дрянь. Завтра? Часам к двум… Хорошо… Какая-какая настойка? Ах, вот как… Ладно. Привет.
- Он повесил трубку и откинулся в кресле, с наслаждением вытянув ноги.
- — Насколько я понимаю, — сказал хозяин с достоинством, — кто-то из моих гостей…
- — Увы, — сказал инспектор.
- — Я приношу глубочайшие извинения, господин инспектор, — сказал хозяин, прижимая руку к жилету. — У меня нет слов…
— И не надо, — сказал инспектор добродушно. — Я, знаете ли, давно уже вышел из того возраста, когда огорчаются ложному вызову. С удовольствием проведу у вас вечер и ночь за казенный счет. Что это у вас тут за знаменитая эдельвейсовая настойка?
— Господин инспектор! — торжественно произнес просиявший хозяин. — Мои подвалы — к вашим услугам! — Он захлопнул гроссбух и приказал:
— Лель! В шестой номер багаж господина инспектора!
Сенбернар поднялся, цокая когтями по линолеуму, подошел к портфелю, взял его в зубы и вынес в коридор.
* * *
У себя в номере инспектор симметрично расположил на лакированной поверхности стола чернильный прибор и пепельницу, рассеянно огляделся, подошел к окну и закурил сигарету. За окном расстилалась долина, снежный покров был чист и нетронут, как новенькая накрахмаленная простыня.
Солнце стояло еще высоко, синяя тень отеля лежала на снегу, и видны были тени двух людей на крыше — один сидел, а другой неподвижно стоял рядом. Потом тень сидящего шевельнулась — человек поднял руку с бутылкой, основательно присосался, запрокинув голову, и вдруг сделал резкое движение. Пустая бутылка пролетела мимо окна и бесшумно канула в сугроб.
Инспектор усмехнулся, раздавил в пепельнице окурок и прошел в спальню.
Источник: https://www.rulit.me/books/delo-ob-ubijstve-otel-u-pogibshego-alpinista-read-95429-1.html