Краткое содержание стругацкие улитка на склоне за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Из всех читателей, которых я знаю, по-моему, есть только один или два человека, которые поняли.(Борис Стругацкий о повести «Улитка на склоне»)

    Ясное дело, что я не одна из этих двух.

    Даже если бы Борис Натанович меня знал, даже если бы он произнёс эту фразу не в 1987 году, а скажем, в 2007, и увеличил бы количество понятливых читателей в сто раз. Но, слава богу, тех, кто заглянул в «Комментарий к пройденному» (или, как в моём случае, сразу в текст выступления Б.

    Стругацкого в Красной гостиной ленинградского Дома писателя им. В.В.Маяковского 13 апреля 1987 года) много. И глубокий символизм произведения теперь ни для кого не секрет.

    Произведение сложное, насыщенное. Тут две сюжетные линии, идущие параллельно — в одном мире, но на разных плоскостях: сверху – Управление, снизу — Лес. Между ними есть дорога. Хотя какая там дорога, одно название.

    Если ехать сверху вниз, грузовик трясёт и подбрасывает, если идти снизу вверх, то помимо того, что «там на неведомых дорожках следы невиданных зверей», ещё и болота всякие встречаются, мертвяки, воры.

    В общем, с сообщением трудно.

    Поговорим лучше о мирах и символах. Итак, верх — Управление, которое «стоит на кафкианском мире, на попытке изобразить мир, который неотличим от сна». И благодаря этому в нём более-менее можно угадать то самое Настоящее, которое актуально и по сей день. Оно предстаёт перед нами в виде абсолютного абсурда.

    И абсурда великолепнейшего! Чего стоит дверь «Выхода нет» или эпизод в машине по дороге за зарплатой. Население Управления очень колоритно: Доморощинер, Тузик, Ахти. И все поголовно… нет, не в белых штанах, как мечтал Остап, а пьют кефир. И только один не пьёт, не любит. Филолог Перец. Он сидит на обрыве и смотрит на Лес, наслаждается, как турист, приехавший за запахом Тайги.

    Он мечтает попасть в Лес, не подозревая даже, что из этого получится…

    А Лес… Лес — это Будущее. Увы, «не гневайся, боярин, не признал я тебя». Но это вовсе не читательский недосмотр, потому что, как говорил сам Борис Стругацкий:

    О Будущем мы знаем только одно – оно совершенно не похоже на наше представление о нем.

    Нет ничего удивительного в том, что мы не разгадываем тайну Леса. По крайней мере, не так сразу.

    У Стругацких своё видение Будущего, причём выстроенного под определённую оригинальную концепцию. Что такое этот Лес для читателя? Он фантастичен, он реалистичен, но неопределим.

    Ведь по сути мы знаем только то, что:

    А вокруг шевелился лес, трепетал и корчился, менял окраску, переливаясь и вспыхивая, обманывая зрение, наплывая и отступая, издевался, пугал и глумился лес, и весь он был необычен, и его нельзя было описать, и от него мутило.

    В общем, Лес – это Будущее. Там свои законы, свои жители, свои трудности. И свой Кандид. Он, конечно, не часть Леса. Он попал туда извне, из Управления.

    И хотя он почти ничего не помнит из своей тамошней жизни, кроме редких слов типа «биостанция», которое служит ему паролем в прошлое, именно это обстоятельство заставляет его мечтать о путешествии в Город.

    И однажды Кандид решается отправиться в путь. Цели у него вроде бы не те, что у вольтеровского Кандида, но финал по сути тот же.

    Творчество Стругацких – высшая проба фантастики. Каждый раз в этом убеждаюсь. Снова и снова.

  2. Жаркий июнь, солнце нещадно печёт, раскаляя камни до немыслимой температуры. По пустынному склону Фудзи одиноко ползёт улитка, желая достичь самой её вершины.

    Другие улитки на редких стебельках пожухлой травы уговаривают её не ползти вверх, там ничего нет, даже травы, только горячие камни и ветер, совсем не то, что нужно добропорядочной улитке.

    Но она упрямо ползёт, миллиметр за миллиметром, и она обязательно доберётся, пусть через тысячу лет, когда не останется уже ни улиток, ни ветра, ни травы, только склон Фудзи и ветер на самой вершине. Но будет ли она счастлива на вершине Фудзи?

    Само собой, это роман вовсе не про улиток или альпинизм. В нём рассказывается история двух персонажей — Переца и Кандида — один из которых стремится попасть Внутрь, а второй жаждет выбраться Наружу. В сущности, это одна и та же история, хоть и рассказанная про двух разных персонажей.

    Персонажи рвутся прочь из рамок обыденности, невзирая на протесты окружающих ползут по склону Фудзи, а потом… а что случается потом — каждый должен оценить самостоятельно.

    Наверное, про этот роман я хотела бы говорить меньше всего, потому что каждый должен трактовать его самостоятельно, так много он допускает размышлений вокруг себя. Это большая притча, двойная притча, коан с двойным дном, над которым можно долго размышлять, рассматривая каждую грань драгоценного произведения.

    Пожалуй, любителям экшена, клюнувшим на «таинственный Лес», «русалок» и слово «фантастика», это произведение не очень понравится. Действие здесь не развивается стремительно, а ползает по кругу и, достигнув логической завершённости, откатывается назад, оставляя читателя в лёгком недоумении.

    Мой лучший друг рассказывал, что долго ненавидел «Улитку на склоне», но бросить и забыть почему-то не мог, поэтому понял всю прелесть романа (естественно, «прелесть» в своём понимании) только при третьем прочтении.

    Стругацкие, безусловно, гении в создании миров и атмосферы чуждости. Несколькими штрихами набросанный Лес, в котором не всё понятно, но видно, что всё следует неумолимой чужой логике, которую мы так и не поймём. А она есть.

    В этом романе миров целых два, кроме Леса есть ещё и Управление, которое, казалось бы, сопряжено с нашей обычной реальностью, обычное здание, полное бюрократов.

    Но под пером Стругацких Управление преображается в замок абсурда, сходный с «Замком» Кафки, где считают на заведомо сломанных машинах, следуют совершенно идиотским предписаниям, преклоняются перед бумагами с печатями и готовы даже убить себя, если сверху поступит такое распоряжение.

    К концу романа этот абсурдный мир приобретает совершенно гротескные пугающие очертания, так что ничего удивительного, что какой-то левый проезжий филолог вдруг оказывается во главе этого балагана. Только оказаться во главе балагана совершенно не значит руководить им. В случае с Кандидом всё то же самое. После встречи с истинными хозяевами леса, которые тоже слепо подчиняются чьим-то неведомым предписаниям, словно роботы, ему остаётся только покрепче сжать скальпель и ждать.

    А ещё посмотрите, как похожи работники Управления и странноватые жители Леса.

    Бесконечный словесный понос, попытки заполнить пустоту словами, отсутствие мышления (кроме редких исключений, например, Обиды-Мученика, впрочем, долго не протянувшего) как человеческой способности.

    И как неуютно с ними нормальной личности, которой приходится предпринимать всё возможное, чтобы не деградировать до их уровня.

    Ползи, ползи, улитка… Только не думай о том, что будет после того, как ты достигнешь вершины.

  3. Редко провожу эксперименты с авторами, которых никогда не читала и вряд ли бы взяла. Из этого уже ясно, что с братьями Стругацкими я знакома не была, ну разве что встречала их имена в обзорах. Вот и подходила к эксперименту с особой опаской.

    Не то чтобы мне не понравилось, просто я не понимаю такие образы. Так что вышло серединка наполовинку. Сюжет мне нравится, герои тоже, но вот метафоры до моего сознания не доходят. Ну, мало у меня познаний в русской фантастике и магическом реализме. Можно охарактеризовать это так.

    Это интересный опыт, но повторять его, я бы не стала.

    И вот по какой причине. Герои здесь интересные, места таинственные. Обстановка чем-то напоминает период СССР где каждый называет друг друга товарищем, каждый работает и выполняет какую-то обязанность, но не в коем случае не лежит и не сидит спустя руки. Каждый чем-то занимается.

    Но я так и не смогла понять над, чем все они трудятся, и с какой целью. Место, в котором они живут, город не город, село не село, во всяком случае, какой-то населённый пункт, где-то там есть лесная база, научные руководители. В Лесу водятся мертвяки, обязательно синего или жёлтого цвета.

    Улиток нет, и не будет в ближайшем будущем – это, по крайней мере, ясно. Зато есть Перец, который вообще непонятно откуда взялся и неизвестно, что ему нужно, но в Лес ему всё-таки хочется, но непонятно с какой целью. И здесь много всего такого. Факты какие-то разрозненные, фразы – отрывисты, нет целостности.

    Но при этом испытываешь странное «поощрение» к героям.

    И постепенно прослеживается некий образ человека вне системы, вне каких-то рамок. Пародия на общество, в котором всё есть, есть деньги, есть общение, но ты не понимаешь, что ты творишь. Общество бумажной волокиты и дверей. Где-то ты числишься и что-то делаешь, а нужно ли это или нет – другой вопрос.

    Тебя просто поглощают, день за днём одно и то же, одни и те же беседы, один и тот же стаканчик кефира. А где самореализация? Нужно ли всё это? Вспоминаю Зинаиду Кирк «Скарабей», где герой, будучи дизайнером, предлагает новую модель, на что начальник ему говорит «а кому это надо, сиди на месте и не суйся».

    Вот и здесь так же. Человек рвётся куда-то за пределы обыденности, а натыкается на то же самое. «Деньги получили? Премию получили? Отлично, а теперь не мешайте мне».

    Как видите, в таком обществе не сложно получить деньги, не сложно найти работу, но трудно быть философом, потому что тебя никто не будет слушать.

    Но Перец такой не один, таких людей сотни, тысячи, но все они просто подчиняются, а если бунтуют, то становятся изгоями. Уходят в леса, дальние города, если до них доберутся. А Лес – это что-то вроде синонима свободы. Лес защитник, Лес – место последнего пристанища.

    Ключевая фраза звучит так: «Они маленькие и беззащитные, а я большой и сильный». Только в книге понимают, что малышей обижать не надо и вредить, тоже не стоит. В современном обществе – я большой, значит, могу всё уничтожить и посмотреть, как передо мной будут ходить на задних лапках. Есть в этом определенно что-то мерзкое и гадкое.

    Ты сильнее и что с того? Найдётся тот, кто сильнее тебя, он тебя в итоге раздавит.

    Любопытно тут и соотношение город/деревня. Город, место с массой возможностей, а деревня это скука смертная, однообразная работа. Много таких деревушек, но они между собой не контактируют.

    Интересно и то, что людей называют кличками, например Кандид, Молчун, Нава и прочие, как это делали в глубоком прошлом. Когда давали по пристрастиям, увлечениям, работе и привычкам. Так что в этой книге столкнулось всё, новое и старое.

    Но мне, читающей в первый раз подобные книги, это в новинку.

Читайте также:  Краткое содержание островский доходное место за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://MyBook.ru/author/arkadij-i-boris-strugackie/ulitka-na-sklone-2/

«Улитка на склоне» или «Беспокойство»?

«Улитка на склоне» является третьей по популярности книгой братьев Стругацких, после «Пикника на обочине» и «Трудно быть богом», если смотреть по тиражам. У этого произведения очень интересная история. Сначала оно задумывалось как повесть «Беспокойство», но затем было частично переписано, и мир его узнал как «Улитку на склоне». Сама повесть «Беспокойство» была опубликована спустя 22 года после издания «Улитки на склоне».

С творчеством Аркадия и Бориса Стругацких я начала знакомство относительно недавно. И в этом есть небольшое преимущество перед советским читателем — можно выбрать порядок чтения произведений.

С какой книги вы бы начали знакомство — с той, которая была изначально написана авторами (то есть с «Беспокойства») или с той, которая в итоге была первая опубликована («Улитка на склоне»)? Я решила начать с «Улитки на склоне»: чтобы смотреть на произведение не со стороны авторов, а со стороны читателя. В общем, я просто добровольно лишила себя преимущества.

Улитка на склоне

— Проснись, — попросил Перец. — Погляди на меня хотя бы сейчас, когда мы одни, не беспокойся, они все спят. Неужели тебе никто из нас не нужен? Или ты, может быть, не понимаешь, что это такое — нужен? Это когда нельзя обойтись без. Это когда все время думаешь о. Это когда всю жизнь стремишься к.

Я не знаю, какой ты. Этого не знают даже те, кто совершенно уверен в том, что знают.

В аннотации к книге написано, что это «одно из самых неоднозначных произведений» Аркадия и Бориса Стругацких. Обычно после прочтения книги я ищу ее в википедии.

Так, например, если открыть в википедии страницу со «Вторым нашествием марсиан», то можно найти фразу «Одно из самых неоднозначных произведений Стругацких …». Сами авторы считали «Улитку на склоне» самым значимым и совершенным своим произведением.

Так бывают ли у Стругацких однозначные произведения? И разве может совершенное быть неоднозначным?

«Улитка на склоне» очень необычное произведение, оно не похоже на другие произведения Стругацких, которые я читала. Роман делится на две части — лес (главы «Кандид») и управление (главы «Перец»). В нем очень много того, что может сначала показаться абсурдным, непонятным и даже скучным.

Произведение сложно назвать научно-фантастическим, но легко можно назвать сложным: придуманный авторами лес не будоражит сознание, да и науки в нем совсем не много, но много загадок. Во время чтения больше проникаешься глубокими мыслями, а не погружаешься в лесной мир.

«Улитка на склоне» — это скорее философия, помещенная в научно-фантастическую среду.

Из-за неоднозначности трактовки и цензуры полностью произведение удалось выпустить только в 1972 году в ФРГ, и только в 1988 году оно было впервые издано в СССР. Интересно, что Стругацкие создали эту неоднозначность невольно. Авторов даже немного расстраивало, что многие читатели так и не поняли их замысел целиком — это подробно описано в «Комментариях к пройденному» Бориса Стругацкого.

Но, возможно, совершенство «Улитки на склоне» и заключается в том, что у каждого читателя возникает своя особенная трактовка, что и делает произведение неоднозначным.

Беспокойство

— Чудак вы все-таки. Человечеству совсем не нужно, чтобы его спасали. Леонид Андреевич натянул шлепанцы, подумал и сказал:

— В чем-то вы, конечно, правы. Это мне нужно, чтобы человечество было в безопасности. Я наверное самый большой эгоист в мире.

В повести «Беспокойство» также есть лесная часть, но нет части управления, главы лесной части чередуются с главами о Горбовском. Эта часть заметно меньше управления «Улитки на склоне», и она, наверное, более однозначна. Но она по-своему хороша.

При чтении этой части узнаешь, что действие изначально происходило на планете Пандора, на которую собирались лететь герои «Попытки к бегству»; что на краю обрыва сидел уже хорошо знакомый по «Далекой Радуге» ловец во ржи Леонид Андреевич Горбовский — Д-звездолетчик, капитан Тариэля; что директором базы является Либер Полли, судьба которого окажется очень сложной (об этом мы знаем из произведения «Полдень, XXII век»); а его друг по 18-й комнате Аньюдинской школы, биолог, побывавший на Владиславе — Атос — и есть Молчун. В отличии от «Улитки на склоне» повесть «Беспокойство» — часть мира Полудня, что является дополнительным бонусом для фанатов.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов стефана цвейга за 2 минуты

Что касается лесной части, то мне кажется, что она написана гениально.

Не только потому что авторам удалось очень правдиво описать лесных жителей и хаос (ты уже не понимаешь, это твои мысли зацикливаются или мысли Молчуна).

Но и потому, что в сочетании с управлением она производит совсем другое впечатление, чем в сочетании с главами о Горбовском. Лесная часть в «Беспокойстве» внезапно обретает совершенно иной, отдельный смысл.

В общем, я долго думала, какое из произведений лучше, но наверное просто невозможно ответить на этот вопрос: несмотря на то, что у них много общего, они совершенно разные.

Но если все-таки выбирать, то, наверное, повесть «Беспокойство» мне больше по душе, потому что оно более компактное, камерное, оно не о будущем, а о человеке.

Хотя, возможно, я, как и многие читатели, просто не до конца понимаю «Улитку на склоне».

А что вы думаете об «Улитке на склоне» и «Беспокойстве»?

– Не хочу я вырезать по дереву. Я математик.– И пожалуйста! И занимайся себе математикой на здоровье!– Математикой я и сейчас занимаюсь на здоровье.– Сейчас ты получаешь за это жалованье. Глупо. Будешь прыгать с вышки.– Зачем?

– Ну как – зачем? Интересно ведь…

Кей

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bcd8fc65d3a3100ab5cb9b8/5bfbb0ea074c3900aa0eb4b5

Краткое содержание Улитка на склоне Стругацкие А и Б

“Улитка на склоне” – это научно-фантастический роман двух братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Свое произведение авторы считали одним из самых совершенных и значительных шедевров, которые они написали.

Сюжет романа делится на две не связанные между собой части: “Управление” (“Перец”) и “Лес” (или же “Кандид”). Также каждая часть разбита на несколько глав. Главным героем первой части является лингвист Перец, который с детства мечтает увидеть Лес. Он работает в “Управлении по делам леса”, но в Лес его не пускают.

Он также хочет уехать на материк, но ему не предоставляют машину. Поэтому герою остается лишь наблюдать за местом своей мечты с обрыва и удивляться жизни Управления, которая была очень странной. В Управлении пьют кефир, издают различные абсурдные приказы, считают на сломанных машинах.

Также находящиеся здесь слушаются директора, которого слышат лишь в телефоне. Странным развлечением в Управлении является охота с завязанными глазами за сверхсекретными машинами, которые сбегают. А чтобы получить зарплату, работники должны были ехать в Лес на биостанцию.

Вот так и однажды поехав за заработной платой Перец, попадает в Лес. Он был счастлив. Теперь он хочет стать директором Управления, а чтобы осуществить мечту нужно всего лишь переспать с Алевтиной из библиотеки.

В конце части романа Перец все-таки становится директором и издает новый указ “Приказ сотрудникам группы Леса уехать за короткое время”. Также остается неизвестно, поглотит ли бюрократическая машина такого честного и чистого человека, как Перец.

Во второй части романа “Лес” читатели узнают о новом главном герое Кандиде. Он был исследователем Леса, а несколько лет назад с ним произошла трагедия. Герой разбился на вертолете в джунглях и потерял память. Его спасли аборигены и вылечили.

Со временем Кандид стал вспоминать обрывки своего прошлого и пытается вернуться к людям на биостанцию, но остается с аборигенами в деревни. На него повлияло то, что местные рассказали ему о своей жизни здесь. Так Кандид узнал, что аборигены – это прошлое Леса, а их смерть близка.

В тоже время будущим среды обитания являются амазонки, которые полностью отказались от связи с мужчинами и смогли приручить силы Леса.

“Улитка на склоне” – это слепок нашей жизни, который описан в фантастическом мире. В этом мире живут люди философы, которые пытаются найти себя и смысл их существования.

(2

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-ulitka-na-sklone-strugackie-a-i-b/

Улитка на склоне. Братья Стругацкие — отзыв

Авторы называют Улитку самой лучшей своей книгой. Я так не считаю, по крайней мере пока. Книга представляет собой зеркало, как и любое другое гениальное произведение, в зависимости от жизненного опыта и уровня развития ума каждый найдет в ней свое толкование.

  • ◦ •ৡ• ◦
  • Книгу можно найти бесплатно в электронном виде на Litres и в бумажной — в любой библиотеке города.
  • ◦ •ৡ• ◦

Сюжет напоминает ночной кошмар при быстром сне, тяжелый, запутанный, бессмысленный. От попыток упорядочить всё это начинает болеть голова.

◦ •ৡ О чем Улитка на склоне ৡ• ◦

Книга входит в цикл «Мира полудня». Действие происходит в далёком будущем, когда люди начали осваивать новые планеты, создавали кабину для телепортации и научились совершенствовать свою физическую оболочку. Улитка на склоне — это новый вариант Беспокойства. Прочитав его и пару предшествующих книг «Мира полудня» действие в книге-герое отзыва становится более ясными.

Люди высадились на планете Пандора для изучения леса, который населяют вполне мирные деревенские люди и недобрые женщины-амазонки. Эмансипированные барышни мастерят страшные чудовища, которые мешают жить мирным гражданам и усложняют работу исследователям. Гигантские ракопауки, ходячие мертвецы и перерабатывающая станция, гуляющая по лесу — их рук дело.

Деревни с живущими на суше людьми тонут в треугольных болотах, это на местном языке называется «одержанием». Происходит постоянная борьба между изобретением амазонок и лесом. Деревья умеют ходить, прыгать и оказывать сопротивление.

Один из Земных кораблей терпит крушение в лесу. Кандид, член русскоговорящего экипажа, попадает в деревню мирного населения и не может покинуть её. Чтобы вернуться назад в управление, ему придется обмануть своих соседей по дому и столкнуться со страшными творениями амазонок.

В книге также показана работа «Управления». Главный герой Перец хочет попасть в лес, но его никто туда не пускает. В конце книги он становится главой управления, так и не достигнув своей основной цели прибытия на Пандору.Но помимо сюжета, между строчками спрятаны сюрпризы.

◦ •ৡ Улитка на склоне Стругацких: смысл ৡ• ◦

Я думаю, многие решат, что никакого смысла в книге нет и будут правы. Но если задуматься, всё что нас окружает, абсолютно все явления и утверждения — это полный бред. Всё нормальное могло бы быть ненормальным и наоборот. Всем заправляет только мозг людей и решает чему быть, а чему нет.

Так о чем «Улитка на склоне»:

  • О комичности человеческих утверждений, принципов и стереотипов. Мне Управление Переца очень напомнило все наши госучреждения старого типа — больницы, жэки. Часто посетитель вообще не понимает что происходит. Когда изречения одного должностного лица противоречит словам другого служащего. Да и в жизни часто я чувствую себя улиткой, перед лицом больших начальников и манипуляторов.
  • О бессмысленности реальности.
  • О глупой власти. Чиновники, которые в глаза не видели «леса» управляют его делами, выпускают законы.
  • О восстании женщин в будущем. Еще век назад А.И. Куприн писал, что слабый пол «отомстит за отсутсвие любви» мужчинам. О том, что его пророчество является правдой, можно судить о взаимоотношении полов в Европе сейчас, например.

В последнем пункте я не уверена, братья Стругацкие женскую долю в своих книгах никогда не затрагивали. Скорее всего амазонки в книге — просто символ власти. А что этим хотели сказать писатели — один Бог знает.

◦ •ৡৡৡ• ◦

Прочитав Улитку на склоне я решила, что авторы как-будто хотели высказаться, но не нашли равного собеседника. Возможно она и была создана как сборник умных мыслей, прикрытых безумным сюжетом.

Читайте также:  Краткое содержание пелевин чапаев и пустота по частям за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://irecommend.ru/content/samaya-slozhnaya-kniga-v-tsikle-mir-poludnya-o-chem-ulitka-na-sklone-bratev-strugatskikh

Рецензии на книгу Улитка на склоне

#Г1_2курс

Братья Стругацкие считали этот роман своим лучшим произведением, и хотя у меня за плечами только три их книги, пока я с ними полностью согласна. Он поразил меня тем, что поначалу ещё более-менее понятен мир, в котором живут герои, но чем дальше читаешь, тем острее чувствуешь, насколько всё сложнее, чем показалось изначально.

Можно даже сказать, что вторая половина книги оказалась гораздо запутаннее и туманнее, что категорично намекнуло на необходимость перечитывания, хотя я и редко к нему прибегаю.

В романе поднято очень много тем, которые можно слишком по-разному трактовать, поэтому трудно представить, сколько километров должно быть в рецензии, хоть сколько-нибудь передавшей бы суть произведения, но я попробую затронуть некоторые из них.

Очень осложняло чтение разбивка на две непересекающиеся между собой линии, и хотя герои живут в одном мире, но события, происходящие в их жизнях, настолько разнятся, что было тяжело перескакивать с одной истории на другую каждую главу.

В каком-то смысле я даже пожалела, что читаю книгу сейчас, а не в годы первых публикаций, когда два этих сюжета печатались раздельно (кстати, при перечитывании обращусь сначала к истории Переца, а уж потом к Кандиду для меньшей путаницы, чего и остальным желаю).

Линия Переца гораздо ближе к антиутопическому жанру, чем Кандида. Здесь поначалу всё довольно банально: он любит сидеть у обрыва и ищет свободы в обществе, погрязшем в универсальности и единомыслии.

И хотя авторы прекрасно описали весь абсурд подобного социума, всё же самое интересное начинается к середине книги, когда Перецу предоставляется возможность изменить окружающий мир.

Стругацкие подчёркивают, что какой бы свободолюбивый и честный человек ни встал у власти, она меняет его, когда он начинает смотреть на ситуации с другой колокольни. Психологически точно прописаны внутренние терзания героя, и это лучшая часть линии об Управлении.

Хотя история Кандида мне показалась более специфичной и интересной. Начать хотя бы с того, что его происхождение малопонятно: его выходила девушка, позднее ставшая ему женой, но откуда он пришёл, с чем связаны его видения, почему ему так тяжело логически мыслить – всех вопросов не перечесть.

Как и Перец, он отправляется в Путь, но ещё более опасный, ведь ему приходится заботиться об инфантильной жене, которую то воры угрожают отобрать, то мертвяки, но от этих живым уж точно никто не возвращался.

К примеру, у одного мужика из Деревни мертвяки сначала одну жену забрали, а потом и вторую, и сколько он не ходил по Лесу, чтобы его тоже забрали и можно было их спасти, так ничего и не выходил, ведь им только женщины нужны. Но странное дело: сами воры уверяют, что с ними девушка целее будет, а главное, искренне так уверяют.

И что если и и вправду в конце Пути их ждёт совсем не то, на что рассчитывает Кандид? Уж Стругацкие-то известные мастера перевернуть представления читателей с ног на голову, что им и в этом случае прекрасно удалось.

Особое удовольствие наблюдать за тем, какой причудливый мир выстроили авторы. От милых странностей быта (когда одежду закапывают, а потом вырастает новая, а питаются растёртыми в ладошках грибами) до куда более зловещих созданий, встреча с которыми вызывает мурашки.

Стругацкие мало писали о сексе, тема взаимоотношения полов обычно не выводилась на первый план, но эту книгу в какой-то степени можно отнести к исключениям.

Нет, написано как обычно не так много, но ближе к финалу понимаешь, что многократные вкрапления в линии Управления, когда Перец рассказывает об интимной жизни своих знакомых (например, Тузик 15-летней женой расплачивается «за приятелевых любовниц», а Домарощинер и вовсе почти заслуживает сочувствия – как не возьмёт он на работу сотрудницу, так она через положенное количество месяцев рожать вздумает) имеют прямую связь с финальной частью о Кандиде. Ведь если считать вторую половину человечества «девками, падлами» и уже совсем непечатностями, то тут и вправду до партеногенеза недалеко.

Книге справедливо приписывают «магический реализм», и яркий пример тому – Лес. Это нечто живое, и писатели сразу уславливаются с читателем, что объяснить его сущность в двух словах невозможно.

Один из знакомых Переца, к примеру, уверял, что там, по Пушкину, русалки обитают.

Но что это такое на самом деле можно будет (хотя бы приблизительно) представить себе только перелистнув последние страницы, и что-то мне подсказывает, что однозначного ответа здесь не будет.

Это исключительная книга, не обойдите её вниманием.

Источник: http://readly.ru/book/7166/reviews/

Аркадий и Борис Стругацкие. Улитка на склоне

Или ты, может быть, не понимаешь, что это такое — нужен?
Это когда нельзя обойтись без.

Это когда все время думаешь о.

Это когда всю жизнь стремишься к.

Всё равно вы никогда не поймёте, что думать — это не развлечение, а обязанность…

Слушайте, книги, а вы знаете, что вас больше, чем людей? Если бы все люди исчезли, вы могли бы населять землю и были бы точно такими же, как люди.

Среди вас есть добрые и честные, мудрые, многознающие, а также легкомысленные пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, растлители, дети, унылые проповедники, самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспалёнными глазами. И вы бы не знали, зачем вы…

Тоска по пониманию, — вдруг подумал Перец. — Вот чем я болен – тоской по пониманию.

— Я тебя здесь давно жду.
— Я знаю, — сказал он.
— А почему же ты шел мимо?
В самом деле, почему? — подумал он. Наверное, потому, что мне было все равно.

— Мне было все равно, — сказал он.

Но ты знаешь, есть такое мнение, что для того, чтобы шагать вперёд, доброта и честность не так уж и обязательны. Для этого нужны ноги. И башмаки. Можно даже немытые ноги и нечищенные башмаки… Прогресс может оказаться совершенно безразличным к понятиям доброты и честности, как он был безразличен к этим понятиям до сих пор.

Управлению, например, для его правильного функционирования ни честность, ни доброта не нужны. Приятно, желательно, но отнюдь не обязательно. Как латынь для банщика. Как бицепсы для бухгалтера. Как уважение к женщине у Домарощинера… Но всё зависит от того, как понимать прогресс.

Можно понимать его так, что появляются эти знаменитые «зато»: алкоголик, зато отличный специалист; распутник, зато отличный проповедник; вор ведь, выжига, но зато какой администратор! Убийца, зато как дисциплинирован и предан… А можно понимать прогресс как превращение всех людей в добрых и честных.

И тогда мы доживём когда-нибудь до того времени, когда будут говорить: специалист он, конечно, знающий, но грязный тип, гнать его надо…

Непонятное всегда страшно. Хорошо бы научиться не бояться непонятного, тогда все было бы просто.

И теперь ей, наверное, уже стало совершенно ясно все то, о чем раньше она только догадывалась: что никакой свободы нет, заперты перед тобой двери или открыты, что все глупость и хаос, и есть только одно одиночество…

Я знаю только, что они способны на любые крайности, на самую крайнюю степень тупости и мудрости, жестокости и жалости, ярости и выдержки. У них нет только одного: понимания.

Они всегда подменяли понимание какими-нибудь суррогатами: верой, неверием, равнодушием, пренебрежением. Как-то всегда получалось, что это проще всего. Проще поверить, чем понять.

Проще разочароваться, чем понять. Проще плюнуть, чем понять.

— Непонятное всегда страшно. Хорошо бы научиться не бояться непонятного, тогда все было бы просто.
— А по-моему, просто не надо выдумывать Если поменьше выдумывать, тогда на свете не будет ничего непонятного.

Однообразная работа – это тоже работа. Однообразное удовольствие – это тоже удовольствие. Это не причина для разговоров о смерти и тому подобном.

Каждый человек в чем-нибудь да гений. Надо только найти в нем это гениальное.

Необходимость не может быть ни страшной, ни доброй. Необходимость необходима, а всё остальное о ней придумываем мы…

Как же ты еще никак не можешь понять, что ничего нет на свете, кроме любви, еды и гордости. Конечно, все запутано в клубок, но только за какую ниточку не потянешь, обязательно придешь или к любви, или к власти, или к еде…

И вдруг он обнаружил, что он один. У него никого не было. Вокруг спят люди, и все они любят меня, я это знаю, я много раз это видел. И все-таки я один, словно они вдруг умерли или стали моими врагами…

Источник: https://citaty.info/book/arkadii-i-boris-strugackie/ulitka-na-sklone?sort_by=rating&page=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector