Краткое содержание толстой крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

«Крейцерова соната» – выдающееся произведение Льва Толстого, опубликованное в 1891 году. Из-за своего провокационного содержания она тут же подверглась жесточайшей цензуре.

В повести поднимаются вопросы брака, семьи, отношения к женщине. На все эти животрепещущие темы автор имеет свое оригинальное мнение, шокировавшее изумленных читателей.

О содержании и проблематике этого произведения пойдет речь в данной статье.

Краткое содержание Толстой Крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

История создания

Повесть «Крейцерова соната» была написана Толстым в момент жестокого душевного и творческого кризиса. Автор утверждал, что в его жизни произошла перестройка «деятельности, которая называется художественной».

Все в произведении — поэтическая система, стилистика, структура литературных героев – претерпело существенное изменение по сравнению с более ранними работами Льва Николаевича.

Основной мыслью «Крейцеровой сонаты» Толстой в своем «Послесловии» называл письмо некой женщины, которая звалась Славянкой и изложила в своем послании собственное мнение об угнетении женщин требованиями полового характера.

Исследователи творчества классика датируют черновое написание повести октябрем 1887 года. Произведение автором неоднократно переписывалось. Окончательный вариант впервые был прочитан Толстым в ноябре 1989 года для избранной публики в доме Кузьминских.

Цензура

В 1889 году Толстой направил повесть «Крейцерова соната» в Петербургское издательство «Посредник», где сразу усомнились в том, что произведение будет пропущено цензурой. Сотрудники издательства потрудились собственноручно переписать произведение и распространить его копии по всему Петербургу.

Оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Однако до официальной публикации было еще очень далеко. Мнение работников Главного управления по делам печати было однозначным: повесть никогда не будет опубликована в России, а книга подлежит немедленному уничтожению. Тринадцатый том собрания сочинений Л.

Толстого отказались печатать по тем же соображениям – в него была включена «Крейцерова соната». И лишь личное разрешение Александра III, которого добилась жена Толстого, Софья Андреевна, позволило опубликовать скандальную книгу в 1891 году.

Почему же так беспощадна была к произведению цензура? Ответ на этот вопрос можно узнать из описания повести.

Краткое содержание Толстой Крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание

«Крейцерова соната» повествует о судьбе главного героя, Василия Позднышева, который, прожив бурную, полную веселых приключений молодость, в тридцать лет решил остепениться и обзавелся семьей. Он женился по любви, хотел придерживаться «единобрачия» и страшно гордился своими благими намерениями.

Однако отношения между супругами пошатнулись уже в медовый месяц. Позднышев почувствовал враждебность юной жены и сопоставил ее с «удовлетворением чувственности», которое будто бы «истощило» возвышенную влюбленность. Со временем герой осознал, что его женитьба не принесет ему никаких приятных ощущений. Все было «гадко, стыдно и скучно».

Рождение и воспитание детей послужило лишним поводом для споров и ругани. За восемь лет у семейной пары родилось пятеро ребятишек, после чего супруга отказалась рожать, привела себя в порядок и стала оглядываться вокруг в поисках новых впечатлений. Она увлеклась симпатичным скрипачом во время совместного исполнения с ним «Крейцеровой сонаты».

Позднышев страдал от ревности и однажды, застав жену с соперником, убил ее дамасским клинком.

Краткое содержание Толстой Крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

Отношение к женщине

Сюжет произведения трагичный, но вполне приемлемый. Чем же так возмутила и шокировала общество «Крейцерова соната» Толстого? Прежде всего суждениями, которые высказывает главный герой. Собственное распутное поведение в молодости вызывает у него омерзение. Но он винит в этом в первую очередь женщин.

Это они надевают соблазнительные платья, они стремятся быть «объектами страсти». Он обвиняет матерей, желающих выгодно выдать своих дочерей замуж и для этого наряжающих их в соблазнительные наряды.

Он говорит о том, что женщины прекрасно осознают свою власть над мужчинами и активно пользуются ей, зная, что плотские желания преобладают над всеми другими самыми возвышенными намерениями сильного пола. И все эти суждения относятся не только к падшим особам, чьими услугами, не скрываясь, пользуются представители богатых сословий.

Фактически он называет проституцией поведение дам высшего света и утверждает, что женщины всегда будут в униженном положении, пока не научатся быть скромными и целомудренными.

Отношение к браку

Повесть «Крейцерова соната», анализ которой представлен в этой статье, активно пропагандирует половое воздержание. И не только вне брака.

Толстой ссылается на изречение из Евангелия от Матфея: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», — и относит эти строки не только к любой посторонней даме, но и даже к собственной супруге. Он считает плотские удовольствия противоестественными и отвратительными.

Думает, что его отношения с женой испортились благодаря животным инстинктам, которые он непозволительно часто проявлял по отношению к ней. Он считает, что человеческая природа неиспорченной девушки противится всяким проявлениям телесной любви.

Если возвышенные стремления человек осуществляет во имя любви к богу, то низменные, плотские – из любви к самому себе, а это приближает грешника к дьяволу. А нечистый провоцирует на еще большие преступления, в случае с Позднышевым – на убийство.

Краткое содержание Толстой Крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

Отношение к детям

Много неоднозначных суждений содержит в себе «Крейцерова соната». Толстой (краткое содержание повести приводится в этой статье) не оставил камня на камне от общепринятого мнения о бескорыстной любви к собственным детям.

Появление пятерых отпрысков в семействе Позднышева не только не улучшило отношения в семье главного героя, но окончательно их испортило. Легковерная и чадолюбивая жена беспрестанно беспокоилась о детях, чем окончательно отравила жизнь Позднышеву. Когда кто-нибудь из ребятишек заболевал, существование для Василия оборачивалось совершеннейшим адом.

Кроме того, супруги научились «биться» друг с другом… детьми. У каждого был свой любимчик. Со временем ребята выросли и научились принимать сторону одного из родителей, что только лишний раз подливало масло в огонь.

Однако Толстой устами своего героя утверждает, что деторождение спасло его от мук постоянной ревности, поскольку супруга занималась только семейными делами и не имела желания кокетничать. Самое страшное началось, когда медики научили ее предупреждать беременность.

Краткое содержание Толстой Крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

Отношение к искусству

Не случайно самая скандальная повесть Льва Николаевича носит название «Крейцерова соната». Толстой, краткое содержание произведения которого мы сейчас пересказываем, имел свое оригинальное мнение по поводу искусства. Его он считал еще одним злом, пробуждающим в людях самые низменные пороки.

Жена Позднышева перестала рожать, похорошела и вновь увлеклась игрой на фортепиано. Это стало началом конца. Во-первых, по мнению главного героя, большая часть прелюбодеяний совершается в благородном обществе под предлогом занятия искусствами, в особенности музыкой.

Во-вторых, музыка производит «раздражающее впечатление» на слушателей, она заставляет почувствовать то, что ощущал в момент написания автор произведения, слиться с переживаниями, которые человеку не свойственны, заставить его поверить в новые возможности, раздвинуть, так сказать, горизонты собственного восприятия. А зачем? Что почувствовала жена Позднышева в минуту исполнения «Крейцеровой сонаты», какие новые желания вкрались в ее восприимчивую душу? Главный герой склонен винить в окончательном падении жены именно развращающую силу музыки, которая должна соответствовать месту и времени исполнения, а не будить в людях животные инстинкты.

Мнение современников

«Крейцерова соната» Толстого стала предметом яростного обсуждения не только в России, но и за рубежом. Чехов восхищался важностью замысла и красотой исполнения повести, однако позже она стала казаться ему смешной и бестолковой.

Более того, он утверждал, что многие суждения в произведении изобличают его автора как человека «невежественного, не потрудившегося… прочесть две-три книжки, написанные специалистами». Церковь категорически осудила идейное содержание повести. С ней были согласны многие светские критики.

Они наперебой расхваливали художественные особенности повести и также яростно критиковали ее смысл. А. Разумовский, И. Романов заявляли, что Лев Николаевич «в умоисступлении» исказил сокровенные подробности семейных отношений и «наговорил чуши». Им вторили зарубежные литературоведы.

Американка Исабель Хэлгуд, переводчица Толстого, сочла, что содержание повести является нецензурным даже по меркам свободы слова в России и Европе. Лев Толстой был вынужден опубликовать «Послесловие», в котором простым и понятным языком излагал основные идеи своего произведения.

Краткое содержание Толстой Крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

Ответная повесть

Множество негативных отзывов услышал о своей повести Лев Толстой. «Крейцерова соната» заставила читателей пересмотреть общепринятые нормы, сделала вопрос отношения полов необычайно актуальным и обсуждаемым. Интересно мнение жены автора, Софьи Андреевны.

Сравнения и параллели с семейной жизнью Льва Николаевича после публикации повести были неизбежны. Супруга Толстого хоть и бережно переписывала «Крейцерову сонату» и активно добивалась ее публикации, затаила обиду на знаменитого мужа.

Будучи женщиной незаурядной и талантливой, она написала ответное произведение «Чья вина», в котором вступила в полемику со Львом Николаевичем. Повесть была опубликована только в 1994 году, но получила негативные отзывы критиков.

Однако в ней Софья Андреевна высказала свою точку зрения, которая изобличала поведение мужчин и их истинное отношение к женщинам. «Крейцерова соната», отзывы о которой появлялись даже после смерти автора, оставила глубокий след в семейной жизни Толстого, навсегда расстроив его отношения с женой.

Читайте также:  Краткое содержание улицкая сонечка за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Толстой Крейцерова соната за 2 минуты пересказ сюжета

В заключение

В собрании сочинений Льва Толстого «Крейцерова соната» занимает почетное место. Более откровенной книги общественность того времени не знала. Запрет официальной цензуры сделал ее еще более популярной.

По отзывам современников, после появления этого произведения вместо дежурного вопроса «как дела?» все спрашивали друг у друга о «Крейцеровой сонате». Многие мысли, высказанные в произведении, и сейчас кажутся спорными, а порой смешными.

Однако психологически точное описание семейных отношений, которые со временем приобретают негативную окраску, и в наши дни остается актуальным и требует внимательного изучения.

Источник: https://autogear.ru/article/147/825/kreytserova-sonata-lva-tolstogo-kratkoe-soderjanie-analiz-i-otzyivyi-o-povesti/

Краткое содержание Крейцерова соната Толстой Л. Н

Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама.

Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый еще, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор.

До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством.

Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведен к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу.

Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живет, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел “неестественных вкусов”, не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать.

Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, “блудником”, подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения.

Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, “чистую” семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашел такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счел достойной себя.

Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался ее стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это – она.

Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведенного с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она – “верх нравственного совершенства”, и уже назавтра сделал предложение.

Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы “единобрачия”, то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался.

Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвертый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь – союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся.

Неужели влюбленность истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев еще не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием.

Но потом произошла еще ссора, потом еще одна, и Позднышев почувствовал, что “попался”, что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжелое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против “животного”, которое подавляло ее, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвертый год они уже разговаривали просто: “Который час? Пора спать.

Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши”. Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел ее именно за это. “Тебе хорошо гримасничать, – думал он, – ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание”. “Тебе хорошо, – думала она, – а я всю ночь не спала с ребенком”.

И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла.

Ах, как бы не пропустить! Уйдет время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания – любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось.

Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.

Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский.

(Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная веселость, говорил все больше намеками, отрывками.

) Трухачевский, приехав в Москву, зашел к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашел разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует.

Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: “Можно?” – и ответил: “Можно”. У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно.

Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать ее и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно.

Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

Вечер кончился благополучно, все разъехались. А еще через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с “грязной” мыслью о ней и о Трухачевском. Ужас и злоба стиснули его сердце.

Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от нее хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, “между ними связь музыки – самой утонченной похоти чувств”. Что может удержать их? Ничто. Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал.

Читайте также:  Краткое содержание голявкин быстрей, быстрей за 2 минуты пересказ сюжета

Ехать надо было тридцать пять верст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно. Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах еще горел свет. Он спросил лакея, кто в доме.

Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый.

Мягко ступая, пошел туда, резко распахнул дверь.

Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть – жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное.

“Няня, он меня убил!”, – из-под корсета хлынула кровь. “Добился своего…” – и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась ее знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить). Только позже, увидев ее в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил ее, что она была живая, теплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провел одиннадцать месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.

Вариант 2

Повесть “Крейцерова соната” Льва Николаевича Толстого является известным произведением, которое ранее подвергалось цензуре. В произведении писатель касается вопросов брака, семейных отношений и отношения к женщине.

Основная мысль повести “Крейцерова соната” заключается в письме от какой-то женщины. Об этом автор упоминает в своем “Послесловии”.

Смысл данного письма содержался в следующем: женщина высказала мнение об угнетении женщин требованиями полового характера.

В “Крейцеровой сонате” рассказывается о судьбе Василия Позднышева, он же главный герой повести. С самых первых страниц произведения, писатель изображает персонажа, как человека, который любит вести разгульный образ жизни. Однако вдруг, читатель становится свидетелем того, как у Василия появляется огромное желание измениться. В свои тридцать лет, он желает остепениться и заводит семью.

Совсем скоро герой осознает, что совершил большую и непоправимую ошибку. Собственная жена ему кажется чужой, а их семейная жизнь – скучной. Конечно, жена ему родила пятеро прекрасных ребятишек, но от этого ситуация не улучшилась. Прожив восемь лет, герой понимает, что такая жизнь ему надоела, ведь он так и не испытал приятных ощущений.

Жена отказалась рожать и увлеклась скрипачом во время совместного исполнения с ним “Крейцеровой сонаты”. Далее события разворачиваются намного стремительнее: Позднышев не переставал ревновать жену и однажды застал ее с любовником. Данный момент в повести “Крейцерова соната” является кульминационным.

Читатель находится в ожидании, как же поступит Василий? К сожалению, события разворачиваются трагически: Позднышев убил ее дамасским клинком.

Итак, в повести “Крейцерова соната”, четко прослеживается пропаганда полового воздержания. И прежде всего, это видно из суждений главного героя. По его мнению, только женщины виноваты том, что он ввел распутную жизнь.

Конечно, он не гордится своей прошлой жизнью и утверждает, что женщина не должна себя вести вызывающе. Вот поэтому и в повести “Крейцерова соната” представлена сцена с изменой жены. Сам герой считает, что разлад между ним и его женой произошел, благодаря животным инстинктам.

Ведь плотские отношения провоцируют на самые страшные преступления, в ситуации Позднышева – убийство.

В повести “Крейцерова соната” преобладает огромное количество спорных суждений. Читатель обращает внимание на то, что автор видит зло не только в любви, но и в искусстве. Не зря данная повесть считается скандальной, ведь он считал, что именно искусство порождает пороки зла.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-krejcerova-sonata-tolstoj-l-n/

"Крейцерова соната". Запрещенная повесть Толстого, поставившая рекорд по распространяемости

В 1889 году Л.Н. Толстой завершает повесть «Крейцерова соната». И как только произведение было закончено, оно тут же подверглось запрету со стороны цензуры.

Опубликовать повесть в России разрешили только после личной аудиенции жены писателя у Александра III. Тем временем в США Почтовое ведомство признало книгу неприличной, а переводчица Толстого Изабэль Хэпгуд отказалась ее переводить.

Все это лишь подогрело интерес к повести. «Крейцерова соната» стала самой распространяемой среди запрещенных произведений Толстого.

«Даже с учетом того, что нормальная свобода слова в России, как и всюду в Европе, больше, чем это принято в Америке, я нахожу язык «Крейцеровой сонаты» чрезмерно откровенным… Описание медового месяца и их семейной жизни почти до самого момента финальной катастрофы, как и то, что этому предшествует, является нецензурным» (Изабэль Хэпгуд). Фрагмент картины Рене-Ксавье Прине «Крейцерова соната» (1901)

О чем эта повесть?

В вагоне поезда главный герой наблюдает своего молчаливого и беспокойного соседа.

Сосед этот нарушает молчание неожиданно: во время разговора трех других пассажиров о браке и разводе не удерживается и вступает с ними в спор, отрицая существование настоящей любви: «Всякий мужчина испытывает то, что вы называете любовью, к каждой красивой женщине», «У нас люди женятся, не видя в браке ничего, кроме совокупления, и выходит или обман, или насилие». В ходе дальнейшего спора незнакомец представляется Позднышевым и внезапно признается в убийстве своей жены. На этом спор заканчивается.

Дальше Позднышев начинает рассказывать свою историю главному герою. Читатель узнает, что в молодости Позднышев был легкомысленным человеком, который «отдавался разврату степенно, прилично, для здоровья». И когда он посчитал нужным жениться, то женился на дочери разорившегося помещика.

Как он выбрал свою невесту? Выбор оказался довольно прост: однажды, когда они катались с ней на лодке, он увидел ее при лунном свете. Лицо ее красиво обрамлялось локонами, а джерси «было ей особенно к лицу». Всё. Этого достаточно, чтобы он поверил в святой брак и захотел соединить свою жизнь с этой девушкой.

Естественно, счастье его длилось недолго, и первая ссора, давшая понять, что они питают друг к другу взаимную ненависть, произошла еще в медовый месяц. Несмотря на это, они долгое время жили вместе и даже воспитывали четверых детей.

воздержанию, а не к похоти, даже если при этом человечество вымрет.

Кадр из фильма «Крейцерова соната» (1987) с Олегом Янковским

Впечатления о повести

Читается повесть легко. Так как финал истории мы узнаем в самом начале, появляется интрига: как же все дошло до убийства?

Некоторые мысли, высказанные в повести, кажутся безумными, тем не менее прочитанное заставляет задуматься: а что значит любовь и брак для меня, как я вижу свою семью? Уже замужним и женатым повесть тоже даст пищу для размышлений о своем браке.

Повесть называется «Крейцерова соната» — именно это произведение Бетховена играет жена Позднышева вместе со скрипачом. Соната подается как нечто страшное по силе влияния, роковое, губительное. Потому и сцена игры является переломной в сюжете повести. Предлагаю вам послушать сонату самим.

«Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно» (слова Позднышева о сонате).

Что посмотреть и почитать по этой теме?

Любопытную версию высказывает скрипач, искусствовед и педагог Михаил Казиник. Он по-своему объясняет, почему цензура так остро восприняла повесть Толстого.

«Послесловие к Крейцеровой сонате». Толстой получил много писем, где читатели после прочтения повести просили объяснить, что автор этим всем хотел сказать.

Он посчитал нужным разъяснить свои мысли в отдельном послесловии, где взгляды Позднышева строятся в целую систему убеждений, к которым Толстой сам пришел в течение своей жизни.

И да, мысль про воздержание и вымирание человечества там тоже развернуто объясняется.

Источники:

Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. / Викичтение.

Читайте также:  Краткое содержание петрушевская время ночь за 2 минуты пересказ сюжета

Жирков Г.В. Толстой и цензура. / Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2009. — №2.

Толстой Л.Н. Крейцерова соната. / Интернет Библиотека Александра Комарова.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b60a8e2d908d200a9e1f6b9/5b62bc25e9151400a9f49a9b

Л. Толстой "Крейцерова соната" (экранизация. краткое содержание. ТВ-программа "Игра в бисер"). Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

  • А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Матфея V, 28)
  • Говорят ему ученики его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
  • Он же сказал им: не все вмещают слово сие: но кому дано.

Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для царства небесного.

Кто может вместить, да вместит.

(Матфея XIX, 10, 11, 12)

Краткое содержание повести.

   Ранняя весна. Конец века. По России идёт поезд. В вагоне идёт оживлённая беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама.

Тут, в середине её речи, раздаётся странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый ещё, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор.

До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством.

Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

  Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведён к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу.

Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живёт, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать.

Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения.

Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашёл такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счёл достойной себя.

   Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она.

Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведённого с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение.

Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался.

Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвёртый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся.

Неужели влюблённость истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев ещё не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием.

Но потом произошла ещё ссора, потом ещё одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжёлое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

  В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвёртый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать.

Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребёнком».

И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла.

Ах, как бы не пропустить! Уйдёт время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось.

Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.

Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский.

(Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная весёлость, говорил все больше намёками, отрывками.

) Трухачевский, приехав в Москву, зашёл к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашёл разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует.

Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно». У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.

   Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно.

Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно.

Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

  Вечер кончился благополучно, все разъехались. А ещё через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с «грязной» мыслью о ней и о Трухачевском. Ужас и злоба стиснули его сердце.

Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от неё хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, «между ними связь музыки — самой утончённой похоти чувств». Что может удержать их? Ничто. Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал.

Ехать надо было тридцать пять вёрст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно. Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах ещё горел свет. Он спросил лакея, кто в доме.

Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый.

Мягко ступая, пошёл туда, резко распахнул дверь.

Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть — жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное.

«Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего…» — и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась её знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить). Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, тёплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провёл одиннадцатмесяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.

briefly.ru/tolstoi/krejcerova_sonata/‎

Сборник «Крейцерова соната» украшают иллюстрации художника Юрия Иванова.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/sergey_tashebsky/post290576108/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector