Краткое содержание трамвай желание уильямс за 2 минуты пересказ сюжета

Пьеса «Трамвай «Желание» является одной из знаменитейших работ известного драматурга Т. Уильямса. Это первая «серьезная» американская драматическая история, которая получила признание во всем мире. Она раскрывает конфликт мироощущения и общества.

В ней ярко показывается отстраненность человеческой души от жестокой реальности событий. Человек сам того не желая погружается в иллюзию собственных мыслей.

«Трамвай «Желание», краткое содержание которого представлено в этой статье, не оставит равнодушным ни одного читателя.

Про автора

Будущий драматург родился в марте 1911 года в США. Настоящее имя автора – Томас Ланир Уильямс, псевдоним мужчина взял уже на заре своего признания в обществе. Драматург описал свою семью в книге «Стеклянный зверинец», завуалировав рассказ о детстве.

Отец маленького Уильямса был строгим человеком и постоянно попрекал сына за отсутствие мужественности. А матерью овладела гордыня от значимости в светских кругах.

Не желая заниматься обычной работой на производстве, Уильямс решает отправиться путешествовать, именно это стало толчком для его творческой деятельности.

Кинематографисты часто интересовались его пьесами и экранизировали большинство его работ, включая нашумевшую пьесу «Трамвай «Желание» (краткое содержание описано в этой статье). За это произведение мужчину выдвигали на премию «Оскар» за лучший сценарий. Умер Теннесси Уильямс в феврале 1983 года от несчастного случая. Он уронил в рот колпак от спрея от насморка.

Мировоззрение автора

Теннесси Уильямс написал пьесу «Трамвай «Желание» в 1947 году. В ней автор хотел донести до читателя всю иронию столкновения разных культурных ценностей и предпочтений. Он свел столь разных по духу людей в одном месте. Каждый живет по собственным внутренним законам, которые диктует им судьба.

Краткое содержание Трамвай Желание Уильямс за 2 минуты пересказ сюжетаАвтор воплощает это в главных героях пьесы – Бланш и Стенли. «Трамвай «Желание» (краткое содержание поможет понять суть) увозит главную героиню совсем не в то место, где сбываются мечты, а туда, где открываются двери в жестокую реальность. Теннеси Уильямс не зря выбрал столкновение двух разных мировоззрений. Он выбрал романтичный Юг с его утонченными манерами и благородством и расчетливый Север с его коварством и хладнокровием.

Трамвай «Мечта»

Бланш Дюбуа прибывает в дом сестры из своего родового поместья, которое пришлось отдать за долги. Новый Орлеан встречает девушку неприветливостью и убогостью.

Трамвай под символическим названием «Мечта» привозит на окраину, где царит атмосфера порочности и серости. Уставшая от череды неудач в жизни, Бланш пытается найти спокойствие и уют в доме своей сестры. Весь ее аристократический вид сложно не заметить.

Белый костюм, шляпа и роскошные белые перчатки создают ощущение, что девушка собралась на званый ужин в элитном обществе.

Краткое содержание Трамвай Желание Уильямс за 2 минуты пересказ сюжетаДом сестры приводит Бланш в ужас, вместо шикарных апартаментов она видит убогую лачугу. Сестра по имени Стелла очень сочувствует Бланш и всячески старается ее поддержать, чего не скажешь о ее муже Стенли. Он воспринял приезд родственницы жены в штыки. Стенли кардинально отличается от Бланш. Можно сказать, что он полная противоположность с черствой душой и грубой силой. Он больше напоминает пещерного человека, которому чуждо страдание других людей. Он абсолютно не верит рассказам Бланш о тяжелой доле и настаивает на том, что родительский дом был продан. А на вырученные деньги она накупила себе драгоценностей. Стенли становится настоящим врагом в глазах героини, но ей ничего не остается, как терпеть хамство ради своей сестры, которая ждет ребенка.

Счастье

Вскоре Бланш знакомится с Митчем, слесарем, тихим и спокойным человеком. Девушка сразу вызывает у него восторг. Ведь она так не похожа на его окружение, в котором он привык находиться. Она образованна и очень утонченна. Стенли тем временем наблюдает за Бланш. Услышав нелицеприятный разговор двух сестер, где Бланш умоляла сестру уйти от него, он начинает наводить о ней справки.

Краткое содержание Трамвай Желание Уильямс за 2 минуты пересказ сюжета Ведь он не такой человек, который может простить обиды, да и Бланш могла негативным образом повлиять на Стеллу. Прошлое Бланш Дюбуа оказывается не таким безупречным. Оказалось, что после смерти родителей муж девушки покончил жизнь самоубийством по ее вине. И Бланш в поисках понимания и любви побывала во многих мужских руках.

Разоблачение

Наступает день рождения Бланш. Она ждала на праздничный обед любимого. Готовилась к торжеству, ведь Митч должен был предложить ей руку и сердце.

Стенли тем временем не без злорадства заявил Стелле, что Митч отказался приходить, так как у него, наконец, открылись глаза. Что это он рассказал возлюбленному Бланш о ее неприличных похождениях.

Стелла была шокирована действиями своего мужа, ведь прекрасно понимала, как важна была свадьба для Бланш.

Краткое содержание Трамвай Желание Уильямс за 2 минуты пересказ сюжетаПраздник начался, но Митч так и не пришел, расстроенная девушка старалась дозвониться до него, но никто на том конце провода трубку не поднимал. В самый торжественный момент Стенли преподнес подарок для Бланш – билет в город, из которого она приехала. От накалившейся обстановки у беременной Стеллы начинаются преждевременные роды. И Стенли сопровождает жену в больницу.

Разбитое сердце

Когда Бланш остается в квартире одна, к ней приходит Митч. Будучи сильно обиженным, он безжалостно начинает выяснять отношения, говоря, что раскусил девушку и знает всю правду. Возраст Бланш не соответствует истине, да и порядочность девушки можно с легкостью оспорить. Он сам наводил справки о ее прошлом, все, что говорил Стенли, оказалось правдой.

Девушка ничего не отрицала и призналась, что после смерти мужа была очень опустошена и искала поддержки и опоры у многочисленных партнеров. Она очень сожалеет о том, что сделала и возблагодарила Бога за то, что у нее появился такой человек, как Митч. Но мужчине были безразличны высокие высказывания и душевные муки, он начал приставать к Бланш, тем самым сильно унижая ее.

Девушка прогоняет Митча.

Жестокая реальность

После ухода любимого Бланш теряет покой и изрядно выпивает. Когда Стенли возвращается домой из больницы, девушка уже не в себе. Чтобы не потерять остатки достоинства, она сообщает, что приходил Митч и принес ей корзину цветов. Разозлившись, Стенли унижает девушку, а затем насилует ее.

Краткое содержание Трамвай Желание Уильямс за 2 минуты пересказ сюжета После этого у Бланш помутняется рассудок. Стенли уговаривает жену сдать сестру в лечебницу, и та соглашается. За Бланш Дюбуа приходит врач, его мягкости и доброты так не хватало девушке, что она покорно уходит за ним, признаваясь, что всегда зависела от доброты первого встречного.

Героиня

«Трамвай «Желание» — пьеса, глубоко пропитанная одиночеством души, которая не была принята в жестоком мире. Уильямс не идеализирует свою героиню, но симпатизирует ей с ее душевной простотой и обаянием.

Бланш Дюбуа, привыкшая к красоте и богатству, прибывает в бедный квартал к людям, которые живут будто безжалостные машины.

Героиня предстает в образе надменной особы, в то же время она намного чувствительнее и светлее других героев.

Краткое содержание Трамвай Желание Уильямс за 2 минуты пересказ сюжета Бланш очень одинока и беззащитна перед жестокостью. И даже тот факт, что она проводила ночи с бесчисленными кавалерами не из-за испорченности натуры, а в поисках надежного плеча и опоры, никого не тронул. После всего пережитого Бланш научилась жить в реальности. Пьеса «Трамвай «Желание», краткое содержание которой вы только что прочли, не теряет актуальности в современном мире. Героиня вызывает сочувствие.

Пьеса «Трамвай «Желание», сюжет которой не может оставить равнодушным, была поставлена на многих сценах мира. Она имеет большое количество поклонников. «Трамвай «Желание», отзывы о котором в основном положительные, высоко оценивается не только читателями, но и знаменитыми критиками. Это классика американского театра, которая по сей день будоражит человеческие умы.

Источник: https://www.syl.ru/article/304063/tennessi-uilyams-tramvay-jelanie-kratkoe-soderjanie-personaji-otzyivyi

Система образов в пьесе Т. Уильямса "Трамвай Желание"

                                                                                                        Два мира.Пьеса Т. Уильямса  «Трамвай «Желание» была написана в 1947 году. Была неоднократно экранизирована, самая популярная экранизация получила 4 премии «Оскар».

  Роль Бланш Дюбуа в ней исполняла Вивьен Ли, исполнительница роли Скарлетт  О’Хара в фильме «Унесенные ветром» по роману Маргарет Митчелл.  Два практически противоположных образа, имеющих одни корни – обе родом с аристократического Юга, обе поставлены на грань выживания, обе пытались решать свои проблемы за счет мужчин.

Но насколько сильна и расчетлива Скарлетт О’Хара, настолько слаба, беззаботна и легкомысленна Бланш Дюбуа. В сознании  любого американца наиболее яркое противопоставление мировоззрений воплощают именно  мировоззрения Юга и Севера.

  Патриархальный, аристократический Юг с его романтическими представлениями о благородстве, чести, с его рыцарским духом против прагматичного, расчетливого Севера. Этим и объясняется выбор героев в пьесе Т.

Уильямса  «Трамвай «Желание» — стремлением показать                                                 столкновение двух миров, двух Вселенных (воплощенных в образах Бланш и Стэнли) живущих по разным внутренним законам.Пьеса с самого начала погружает нас в атмосферу убогой окраиныНью – Орлеана, на «улицу  между рекой и железнодорожными путями».

Уже в этой ремарке Т. Уильямс  как бы задает тон всей пьесы, противопоставляя естественность природы, «от  которой на сцену словно входит поэзия»,  урбанистическому пейзажу, «благоухающему кофе и бананами», пронизанному музыкой «синего пианино».Жизнь здесь проста и в чём-то примитивна,  речь вульгарна .

  И снова противопоставление  – Стэнли, «великолепный племенной  производитель»   и его жена Стелла, «изящная  молодая женщина  лет двадцати пяти; ни  по  происхождению, ни по воспитанию явно  не пара мужу». Появление Бланш буквально взрывает картину, настолько она  неуместна, настолько  «невписанна» в предлагаемый пейзаж.

Её подчеркнутая белизна (имя «Бланш», элегантный белый  костюм, белые же шляпа и  перчатки,  жемчужные серьги  и  ожерелье), изысканность, аристократизм – все кажется  «недоразумением».  С первой же картины противостояние двух противоположностей очерчено очень зримо, почти вызывающе. Тревожную ноту вносит в это противостояние образ «пропитанного  кровью пакета из мясной  лавки». Мы не можем предположить, чем закончится это противостояние, но чувствуем, что финал будет, скорее всего, трагичным.

                                                                                          Мужчина и женщина.

Проще всего и естественней всего противопоставить мужчину и женщину – в силу своих физиологических различий мы противопоставлены друг другу самой природой. Но в пьесе Т. Уильямса  мужчина и женщина (Бланш и Стэнли) противопоставлены не только и не столько физиологически. Аристократизм воспитания Бланш противостоит вульгарности  Стэнли.

«– Пожалуйста, не вставайте!» – говорит Бланш собравшимся на покер    мужчинам.                                     « – А никто и не собирается», – отвечает Стэнли.Для Бланш естественно, когда джентльмены встают, приветствуя входящих дам. Для Стэнли – это проявление нарочитой манерности, жеманности.

«Ведет себя  как скотина, а повадки – зверя! Ест  как  животное,ходит как животное, изъясняется  как  животное!» — говорит Бланш о Стэнли. А Стэнли безумно раздражает поведение Бланш – «Белая Дама», «принцесса крови» называет её он. Конечно, можно предположить, что раздражение вызывает не само поведение, а подобное поведение при сложившихся обстоятельствах.

Скорее всего, если бы Бланш удалось сохранить дом и репутацию, её поведение вызывало бы у Стэнли почтение или, хотя бы, уважение. Но «Мечта» утрачена (пошла на погашение закладных), репутация погублена, а поведение прежнее – поведение «южной леди», требующей к себе джентльменского отношения по праву рождения. Но Стэнли – то  ни по рождению, ни по воспитанию не джентльмен.

  «Да — плебей, да — из хамов!» — говорит он о себе. Его уровень – пиво, покер и сальные анекдоты. Он видит перед собой жеманную дамочку, которая не прочь выпить виски ипокрасоваться перед мужчиной в нижнем белье.  Это для сестры Стеллы (и для читателей – зрителей) понятно, что виски и флирт на грани приличия (а порой и за гранью) – это признаки нервного срыва.

В тексте пьесы Бланш несколько раз повторяет, что ей «страшно, до ужаса страшно». (И опять приходит на ум аналогия со Скарлетт О’Хара.)  Но  при этом Бланш не можетопуститься с  высоты Эдгара Алана По, сонетов миссис Браунинг   и музыки Шопена  (Бланш называет своего поклонника Митча именем героя оперы «Кавалер Розы») до уровня Стэнли. Её мышление – образно-поэтическое.  «Весенний сад  в  цвету..

.» — объясняет она Митчу свое имя, — «Французская  фамилия. Она значит «деревья»,  а Бланш — «белые»: белые деревья».  «Это мужчина  не  из  тех, для  которых  цветет жасмин» — характеризует она мужа сестры во второй картине.  А мышление Стэнли  — понятийно-логическое.  «У меня есть знакомый меховщик. Позову его,  оценит…  У меня есть знакомый  в ювелирном магазине.

Я позову его, послушаем, что  он скажет…  У меня есть знакомый юрист, он изучит эти документы». С точки зрения Стэнли отношения с Бланш могли закончиться только так, как они закончились – он просто взял то, что ему (как он думал) предлагали, даже навязывали. А с точки зрения Бланш – это насилие.Они не пытаются, да, наверное, и не могут понять и принять друг друга.

  При столкновении этих двух миров, двух Вселенных сильный уничтожает слабого – действует закон джунглей.  Образ джунглей, появляясь в третьей картине, проходит сквозной нитью через пьесу; не основной, но значимой.

Он повторяется в десятой картине, в сцене насилия «ночь  кричит нечеловеческими  голосами, словно дикие  джунгли заревели, зааукали на все лады» и возникает опять в финале, когда Бланш забирают врачи  — «снова джунгли подают свой голос». Бланш теряется в этих джунглях, она не знает как себя вести, что и как говорить.

Читайте также:  Краткое содержание боккаччо декамерон за 2 минуты пересказ сюжета

    Мы знаем, что практически все отношения с мужчинами, которые были у Бланш, строились не так, как хотелось бы ей. Только Митч  как-то отвечает её представлениям. Но и Митч «кидает в неё камень». В отношениях «Бланш – Митч» отчетливо пролеживается аналогия с евангельской  притчей о раскаявшейся блуднице.

  Бланш после самоубийства мужа, после того, как рухнул такой понятный и привычный мир «в панике  металась от одного к другому, рыскала в поисках  опоры — хоть какой-нибудь!  —  …где  придется, с кем придется — что  уж тут было собой-то дорожиться!», но встреча с Митчем, завязавшиеся было отношения  вернули её надежду. «Я  благодарила бога,  что он послал мне  вас…».

Но Митч отвергает все её объяснения, он видит только ложь, во всех словах, которые  Бланш говорилаему, во всех её поступках. Для Бланш правда «не то, как есть, а как должно быть в жизни».  И в этом тоже – поэтично-образное мышление Бланш. Но  этот взгляд, это восприятие мира не понятно Митчу. «Вы врали мне, Бланш!» — говорит он.Образ раскаявшейся блудницы  поддержан репликой в одиннадцатой картине – «Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного», —  говорит Бланш. Трагедия Бланш, что в первых встречных доброты было катастрофически мало, если она была вообще. 

                                                                                                         Сестры.

Но не только в противостоянии двух мировоззрений, двух образов мышления передает Т. Уильямс  трагичность образа Бланш.  В пьесе противопоставлены друг другу сестры Дюбуа – Бланш и Стелла. Причем это противостояние не дано так явно и зримо, как в отношениях «Бланш – Стэнли», оно раскрывается постепенно в ходе пьесы.

Сцена встречи Стеллы и Бланшпроникнута теплом узнавания, они говорят на одном языке – когда Бланш называет сестру  «Стелла – звездочка», это не вызывает у неё отторжения. Стелла понимает Бланш. И принимает. И её нежелание показываться в яркомсвете, и настойчивое требование комплиментов, и её восприятие дома Стеллы «Уирским лесом со всей своей нечистью…

», и даже желание выпить не вызывает раздражения Стеллы. Тревогу во взгляде Стеллы можно объяснить  и  тем, что старшая сестра опять не дает ей «и рта раскрыть», и тем, что Стелла «замечает состояние Бланш». Поток поэтических сравнений («куропатка», «ангел в сонме ангелов») тоже не утомляют и не раздражают Стеллу – они говорят на одном языке.

И шутка Бланш насчет ванной («О,  есть и ванная!  Наверху,  рядом  со спальнями, первая  дверь направо?») вызывает в сестрах одинаковые эмоции – « обе смущенно смеются».

Стелла пытается объяснить Бланш, в каком обществе она теперь живет – общество простых рабочих, с невысоким уровнем культуры, с примитивными запросами, то, что называется «публика» — « боюсь, тебе они совсем не покажутся милыми». Но Бланш не понимает намека сестры, она вся во власти своих эмоций и переживаний.

Бланш приехала к сестре заподдержкой и утешением – на «Елисейские поля», к своей Звезде. ТутТ. Уильямс создает очень сложный образ, передающий отношение Бланш к сестре : Елисейские поля — прекрасные поля блаженных в загробном мире, аСтелла – Вифлеемская звезда, указывающая путь.Но это не тот путь, которого ищет Бланш.

И осознание этого приходит ранним утром после «покерной ночи» – Бланш понимает, что Стелла находится «в омуте  ещё почище моего» и, что самое страшное для Бланш, не стремится прочь из этого омута. Стелле  «и так неплохо».  « Неужели ты забыла всё, чему тебя учили?» — спрашивает сестру Бланш.

  И уже совсем иначе воспринимается обмен репликами между сестрами в первой картине: «… это ты  отреклась от «Мечты», не я! Я оставалась до конца, билась не на жизнь, а на смерть!» — говорит Бланш.«Мне надо было устраивать свою жизнь», — отвечает Стелла («The best I could do was make my own living, Blanche»).

В этом контексте название дома «Мечта» (Belle Reve) – приобретает второе значение. Не просто от дома отреклась Стелла, а от чего – то  большего, от мечты, прекрасной грёзы.  Перешла на сторону мужа –   «стопроцентного американца Стэнли Ковальского».    И когда перед Стеллой встает выбор – муж или сестра, Стелла выбирает мужа. Ей нужны не грёзы, ей нужна её жизнь.

   Так человек, родной по крови, получивший такое же воспитание, одного с ней пола отвергает Бланш,  практически предает её,  переходя  в другой лагерь.                                           Отношения Бланш и Стеллы ассоциируются с евангельской притчей о двух сестрах – Марфе и Марии.

  В Евангелии от Луки рассказывается: «Христос пришел однажды в селение, где жили две сестры — Марфа и Мария. Они с радостью приняли его в своем доме. Мария села у ног Иисуса и внимательно слушала его. «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее»

Но в пьесе  не находится героя на роль божества, и  поэтому поруганную и отвергнутую  Бланш («Мария» в интерпретации  Т. Уильямса) отправляют  в дом сумасшедших.                         

                                                                                                                 Заключение.Кроме ассоциативных отсылок к евангельским притчам,  в пьесе Т. Уильямса присутствует некая аллюзия на пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад». «Дюбуа…  Французская  фамилия. Она значит «деревья»,  а Бланш — «белые»: белые деревья.

Весенний сад  в  цвету » – эта реплика уже сама по себе отсылает к «Вишневому саду». Но есть и более глубокие связи  между этими произведениями. Во-первых, схожесть замысла. В обеих пьесах  отражен конфликт  уходящего прошлого и агрессивного настоящего.Во – вторых, в пьесе А.П. Чехова  сюжет строится вокруг судьбы вишневого сада. В пьесе Т.

Уильямса сюжет строится вокруг судьбы героини с именем «Весенний сад в цвету».  Финал пьес и для сада, и для женщины трагичен.К.С. Станиславский в своих воспоминаниях писал: «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов.

Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого». Эти слова можно отнести и к героине Т. Уильямса Бланш Дюбуа.В- третьих, и в пьесе А.П. Чехова, и в пьесе Т. Уильямса нет однозначно положительных и отрицательных персонажей. Конечно, можно примерить маску злодея на Стэнли, но это будет не совсем корректно.

Стэнли охраняет свой мир, который может разрушить Бланш своим стремлением к возвышенному. Он мирится с её присутствием в доме до тех пор, пока случайно не подслушивает речь Бланш, в которой та сравнивает его со зверем, с обезьяной. Стэнли копается в  прошлом Бланш, узнает о её сексуальной распущенности  и рассказывает об этом   Митчу, мстя ей.

«Не смей так обращаться со мной, брось эту манеру раз и навсегда. «Свинья… поляк… противный… грязный… вульгарный…» — только и слышишь от вас с сестрицей; затвердили! Да вы-то что такое? Возомнили о себе… королевы!.. И здесь, у себя, я — король » – говорит он.Саму Бланш  автор не просто не идеализирует. Он намеренно снижает её образ.

В ней нет подлинного благородства, подлинного аристократизма и утонченности южной леди, воплощенных в Мелани Уилкс, антагониста Скарлетт  О’Хара.

Она не может сохранять чувства собственного достоинства в любых обстоятельствах, в ней нет твердости характера перед лицом невзгод и неудач, не может она и устоять перед соблазном выпить и смутить юношу (в конце пятой картины, эпизод с молодым человеком).Бланш живет в выдуманном ею самой мире и страдает от того, что реальность не соответствует ему.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Можно сделать вывод, что подлинная трагедия Бланш Дюбуа в непреодолимом противоречии между реальным миром  и  миром её грёз.

Источник: https://nsportal.ru/blog/uvlecheniya/all/2013/09/21/sistema-obrazov-v-pese-t-uilyamsa-tramvay-zhelanie

Краткое содержание Трамвай “Желание” Уильямс

Место действия пьесы – убогая окраина Нового Орлеана; в самой атмосфере этого места, по ремарке Уильямса, ощущается что-то “пропащее, порченое”.

Именно сюда трамвай с символическим названием “Желание” привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач, невзгод, компромиссов и утраты родового гнезда надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище – устроить себе передышку у сестры Стеллы и ее мужа Стэнли Ковальского.

Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе – словно ее ждут на коктейль или на чашку чая светские знакомые из аристократического района. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы ее давно уже на пределе – Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски.

За те десять лет, что Стелла живет отдельно, Бланш многое пережила: умерли родители, пришлось продать их большой, но заложенный-перезаложенный дом, его еще называли “Мечтой”. Стелла сочувствует сестре, а вот ее муж Стэнли встречает новую родственницу в штыки.

Стэнли – антипод Бланш: если та своим видом напоминает хрупкую бабочку-однодневку, то Стэнли Ковальский – человек-обезьяна, со спящей душой и примитивными запросами – он “ест, как животное, ходит, как животное, изъясняется, как животное… ему нечем козырнуть перед людьми, кроме грубой силы”.

Символично его первое появление на сцене с куском мяса в оберточной бумаге, насквозь пропитанной кровью. Витальный, грубый, чувственный, привыкший во всем себя ублажать, Стэнли похож на пещерного человека, принесшего подруге добычу.

Подозрительный ко всему чужеродному, Стэнли не верит рассказу Бланш о неотвратимости продажи “Мечты” за долги, считает, что та присвоила себе все деньги, накупив на них дорогих туалетов. Бланш остро ощущает в нем врага, но старается смириться, не подавать вида, что его раскусила, особенно узнав о беременности Стеллы.

В доме Ковальских Бланш знакомится с Митчем, слесарем-инструментальщиком, тихим, спокойным человеком, живущим вдвоем с больной матерью. Митч, чье сердце не так огрубело, как у его друга Стэнли, очарован Бланш. Ему нравится ее хрупкость, беззащитность, нравится, что она так непохожа на людей из его окружения, что преподает литературу, знает музыку, французский язык.

Тем временем Стэнли настороженно приглядывается к Бланш, напоминая зверя, готовящегося к прыжку. Подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное Бланш в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем, почти животным и советует Стелле уйти от него, он затаивает зло.

А таких, как Стэнли, лучше не задевать – они жалости не знают. Боясь влияния Бланш на жену, он начинает наводить справки о ее прошлом, и оно оказывается далеко не безупречным.

После смерти родителей и самоубийства любимого мужа, невольной виновницей которого она стала, Бланш искала утешения во многих постелях, о чем Стэнли и рассказал заезжий коммивояжер, тоже какое-то время пользовавшийся ee милостями.

Наступает день рождения Бланш. Та пригласила к ужину Митча, который незадолго до этого практически сделал ей предложение. Бланш весело распевает, принимая ванну, а тем временем в комнате Стэнли не без ехидства объявляет жене, что Митч не придет, – ему наконец открыли глаза на эту потаскуху.

И сделал это он сам, Стэнли, рассказав, чем та занималась в родном городе – в каких постелях только не перебывала! Стелла потрясена жестокостью мужа: брак с Митчем был бы спасением для сестры.

Читайте также:  Краткое содержание преданный друг оскара уайльда за 2 минуты пересказ сюжета

Выйдя из ванной и принарядившись, Бланш недоумевает: где же Митч? Пробует звонить ему домой, но тот не подходит к телефону. Не понимая, в чем дело, Бланш тем не менее готовится к худшему, а тут еще Стэнли злорадно преподносит ей “подарок” ко дню рождения – обратный билет до Лорела, города, откуда она приехала.

Видя смятение и ужас на лице сестры, Стелла горячо сопереживает ей; от всех этих потрясений у нее начинаются преждевременные роды…

У Митча и Бланш происходит последний разговор – рабочий приходит к женщине, когда та осталась в квартире одна: Ковальский повез жену в больницу.

Уязвленный в лучших чувствах, Митч безжалостно говорит Бланш, что наконец раскусил ее: и возраст у нее не тот, что она называла, – недаром все норовила встречаться с ним вечером, где-нибудь в полутьме, – и не такая уж она недотрога, какую из себя строила, – он сам наводил справки, и все, что рассказал Стэнли, подтвердилось.

Бланш ничего не отрицает: да, она путалась с кем попало, и нет им числа. После гибели мужа ей казалось, что только ласки чужих людей могут как-то успокоить ее опустошенную душу.

В панике металась она от одного к другому – в поисках опоры. А встретив его, Митча, возблагодарила Бога, что ей послали наконец надежное прибежище.

“Клянусь, Митч, – говорит Бланш, – что в сердце своем я ни разу не солгала вам”.

Но Митч не настолько духовно высок, чтобы понять и принять слова Бланш, Он начинает неуклюже приставать к ней, следуя извечной мужской логике: если можно с другими, то почему не со мной? Оскорбленная Бланш прогоняет его.

Когда Стэнли возвращается из больницы, Бланш уже успела основательно приложиться к бутылке. Мысли ее рассеянны, она не вполне в себе – ей все кажется, что вот-вот должен появиться знакомый миллионер и увезти ее на море.

Стэнли поначалу добродушен – у Стеллы к утру должен родиться малыш, все идет хорошо, но когда Бланш, мучительно пытающаяся сохранить остатки достоинства, сообщает, что Митч приходил к ней с корзиной роз просить прощения, он взрывается. Да кто она такая, чтобы дарить ей розы и приглашать в круизы? Врет она все! Нет ни роз, ни миллионера.

Единственное, на что она еще годится, – это на то, чтобы разок переспать с ней. Понимая, что дело принимает опасный оборот, Бланш пытается бежать, но Стэнли перехватывает ее у дверей и несет в спальню.

После всего случившегося у Бланш помутился рассудок. Вернувшаяся из больницы Стелла под давлением мужа решает поместить сестру в лечебницу.

Поверить кошмару о насилии она просто не может, – как же ей тогда жить со Стэнли? Бланш думает, что за ней приедет ее друг и повезет отдыхать, но, увидев врача и сестру, пугается.

Мягкость врача – отношение, от которого она уже отвыкла, – все же успокаивает ее, и она покорно идет за ним со словами: “Не важно, кто вы такой… я всю жизнь зависела от доброты первого встречного”.

Вариант 2

Трамвай с названием “Желание” привозит на окраину Нового Орлеана Бланш Дюбуа. Женщина пережила за последние десять лет цепь неудач и потеряла родовое гнездо под названием “Мечта”.

Теперь хочет обрести временное убежище у сестры Стеллы и ее мужа Стэнли Ковальского. Она появляется вся в белом, разодетая, как на прием к королю.

Увидев, как живет сестра, Бланш потрясена убожеством жилья сестры и все время пьет виски.

Муж Стеллы встретил родственницу в штыки. Они с Бланш антиподы: она нежная бабочка, он человек-обезьяна с примитивными запросами. На сцене он впервые появляется с куском мяса в оберточной бумаге.

Он не поверил Бланш, что продажа имения неотвратима. Думает, что деньги присвоила и накупила дорогие туалеты на них.

Бланш понимает, что он враг ей, но смиряется и не подает вида, узнав о беременности сестры.

В доме сестры Бланш познакомилась с Митчем. Он слесарь-инструментальщик, тихий, спокойный человек, который живет с больной матерью. Митч очарован Бланш, ее утонченностью и душевностью.

Стенли же наоборот, услышав беседу жены и Бланш, в которой последняя нелестно отзывается о нем и советует сестре уйти от такого животного, затаил зло. Он боится, что Бланш сильно повлияет на жену, поэтому наводит о свояченице справки и узнает, что после того, как умерли родители и покончил самоубийством любимый муж, Бланш спала со многими мужчинами.

День рождения Бланш. Накануне Митч почти сделал ей предложение и она пригласила его на ужин. Стенли рассказал мужчине все о Бланш и тот не хочет видеть ее. Стэнли подарил Бланш обратный билет до Лорела (откуда та приехала).

Увидев, в каком ужасе сестра, сопереживая ей, Стелла начинает рожать до срока. Когда Ковальский увез жену в больницу, Бланш и Митч в последний раз говорят.

Митч безжалостен в упреках, к тому же ведет себя с Бланш, как с проституткой, поэтому она его прогоняет.

Когда Стэнли вернулся, Бланш уже напилась. Сначала Стэнли дружелюбен, но когда Бланш врет, что Митч приходил с розами просить прощения, он резко оскорбляет Бланш и утаскивает в спальню. У женщины после этого помутился рассудок. Когда Стелла вернулась из больницы, Стэнли убедил ее поместить Бланш в лечебницу.

В кошмар о насилии мужа над сестрой она не может поверить. Иначе как жить дальше? Бланш считает, что вот-вот приедет друг, и они поедут отдыхать. Вид сестры и врача ее пугает.

Деликатное отношение врача успокоило ее, и она покорилась, проговаривая слова: “Не важно, кто вы такой… я всю жизнь зависела от доброты первого встречного”.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-tramvaj-zhelanie-uilyams/

Трамвай «Желание»

Место действия пьесы — убогая окраина Нового Орлеана; в самой атмосфере этого места, по ремарке Уильямса, ощущается что-то «пропащее, порченое».

Именно сюда трамвай с символическим названием «Желание» привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач, невзгод, компромиссов и утраты родового гнезда надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище — устроить себе передышку у сестры Стеллы иее мужа Стэнли Ковальского.

Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе — словно ее ждут на коктейль или на чашку чая светские знакомые из аристократического района. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы ее давно уже на пределе — Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски.

За те десять лет, что Стелла живет отдельно, Бланш многое пережила: умерли родители, пришлось продать их большой, но заложенный-перезаложенный дом, его еще называли «Мечтой». Стелла сочувствует сестре, а вот ее муж Стэнли встречает новую родственницу в штыки.

Стэнли — антипод Бланш: если та своим видом напоминает хрупкую бабочку-однодневку, то Стэнли Ковальский — человек-обезьяна, со спящей душой и примитивными запросами — он «ест, как животное, ходит, как животное, изъясняется, как животное… ему нечем козырнуть перед людьми, кроме грубой силы».

Символично его первое появление на сцене с куском мяса в оберточной бумаге, насквозь пропитанной кровью. Витальный, грубый, чувственный, привыкший во всем себя ублажать, Стэнли похож на пещерного человека, принесшего подруге добычу.

Подозрительный ко всему чужеродному, Стэнли не верит рассказу Бланш о неотвратимости продажи «Мечты» за долги, считает, что та присвоила себе все деньги, накупив на них дорогих туалетов. Бланш остро ощущает в нем врага, но старается смириться, не подавать вида, что его раскусила, особенно узнав о беременности Стеллы.

В доме Ковальских Бланш знакомится с Митчем, слесарем-инструментальщиком, тихим, спокойным человеком, живущим вдвоем с больной матерью. Митч, чье сердце не так огрубело, как у его друга Стэнли, очарован Бланш. Ему нравится ее хрупкость, беззащитность, нравится, что она так непохожа на людей из его окружения, что преподает литературу, знает музыку, французский язык.

Тем временем Стэнли настороженно приглядывается к Бланш, напоминая зверя, готовящегося к прьокку. Подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное Бланш в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем, почти животным и советует Стелле уйти от него, он затаивает зло.

А таких, как Стэнли, лучше не задевать — они жалости не знают. Боясь влияния Бланш на жену, он начинает наводить справки о ее прошлом, и оно оказывается далеко не безупречным.

После смерти родителей и самоубийства любимого мужа, невольной виновницей которого она стала, Бланш искала утешения во многих постелях, о чем Стэнли и рассказал заезжий коммивояжер, тоже какое-то время пользовавшийся ee милостями.

Наступает день рождения Бланш. Та пригласила к ужину Митча, который незадолго до этого практически сделал ей предложение. Бланш весело распевает, принимая ванну, а тем временем в комнате Стэнли не без ехидства объявляет жене, что Митч не придет, — ему наконец открыли глаза на эту потаскуху.

И сделал это он сам, Стэнли, рассказав, чем та занималась в родном городе — в каких постелях только не перебывала! Стелла потрясена жестокостью мужа: брак с Митчем был бы спасением для сестры.

Выйдя из ванной и принарядившись, Бланш недоумевает: где же Митч? Пробует звонить ему домой, но тот не подходит к телефону. Не понимая, в чем дело, Бланш тем не менее готовится к худшему, а тут еще Стэнли злорадно преподносит ей «подарок» ко дню рождения — обратный билет до Лорела, города, откуда она приехала.

Видя смятение и ужас на лице сестры, Стелла горячо сопереживает ей; от всех этих потрясений у нее начинаются преждевременные роды…

У Митча и Бланш происходит последний разговор — рабочий приходит к женщине, когда та осталась в квартире одна: Ковальский повез жену в больницу.

Уязвленный в лучших чувствах, Митч безжалостно говорит Бланш, что наконец раскусил ее: и возраст у нее не тот, что она называла, — недаром все норовила встречаться с ним вечером, где-нибудь в полутьме, — и не такая уж она недотрога, какую из себя строила, — он сам наводил справки, и все, что рассказал Стэнли, подтвердилось.

Бланш ничего не отрицает: да, она путалась с кем попало, и нет им числа. После гибели мужа ей казалось, что только ласки чужих людей могут как-то успокоить ее опустошенную душу.

В панике металась она от одного к другому — в поисках опоры. А встретив его, Митча, возблагодарила Бога, что ей послали наконец надежное прибежище.

«Клянусь, Митч, — говорит Бланш, — что в сердце своем я ни разу не солгала вам».

Но Митч не настолько духовно высок, чтобы понять и принять слова Бланш, Он начинает неуклюже приставать к ней, следуя извечной мужской логике: если можно с другими, то почему не со мной? Оскорбленная Бланш прогоняет его.

Когда Стэнли возвращается из больницы, Бланш уже успела основательно приложиться к бутылке. Мысли ее рассеянны, она не вполне в себе — ей все кажется, что вот-вот должен появиться знакомый миллионер и увезти ее на море.

Стэнли поначалу добродушен — у Стеллы к утру должен родиться малыш, все идет хорошо, но когда Бланш, мучительно пытающаяся сохранить остатки достоинства, сообщает, что Митч приходил к ней с корзиной роз просить прощения, он взрывается. Да кто она такая, чтобы дарить ей розы и приглашать в круизы? Врет она все! Нет ни роз, ни миллионера.

Единственное, на что она еще годится, — это на то, чтобы разок переспать с ней. Понимая, что дело принимает опасный оборот, Бланш пытается бежать, но Стэнли перехватывает ее у дверей и несет в спальню.

После всего случившегося у Бланш помутился рассудок. Вернувшаяся из больницы Стелла под давлением мужа решает поместить сестру в лечебницу.

Поверить кошмару о насилии она просто не может, — как же ей тогда жить со Стэнли? Бланш думает, что за ней приедет ее друг и повезет отдыхать, но, увидев врача и сестру, пугается.

Мягкость врача — отношение, от которого она уже отвыкла, — все же успокаивает ее, и она покорно идет за ним со словами: «Не важно, кто вы такой… я всю жизнь зависела от доброты первого встречного».

Вы прочитали краткое содержание пьесы «Трамвай «Желание»». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/tramvay-zhelanie

История цензуры кинематографа: «Трамвай "Желание"»

  • Страна-производитель и год выпуска: США, 1951
  • Компания-производитель / дистрибьютор: Warner Bros.
  • Формат: звуковой, черно-белый
  • Продолжительность: 121 мин (оригинальная версия); 126 мин (вторая версия, 1993)
  • Язык: английский
  • Продюсер: Чарльз К. Фелдмэн
  • Режиссер: Элиа Казан
  • Авторы сценария: Оскар Сол (адаптация), Теннесси Уильямс (пьеса)
  • Награды: 1951 г. — премия «Оскар»: лучшая женская роль (Вивьен Ли), лучшая художественная постановка / декорации к черно-белому фильму (Ричард Дэй, Джордж Джеймс Хопкинс), лучшая мужская роль второго плана (Карл Молден), лучшая женская роль второго плана (Ким Хантер);
  • 1953 г. — премия Британской киноакадемии: лучшая женская роль (Вивьен Ли);
  • 1952 г. — премия «Золотой глобус»: лучшая роль второго плана (Ким Хантер);
  • 1999 г. — Национальная комиссия по сохранению кинонаследия, Национальный кинореестр;
  • 1951 г. — премия Кружка кинокритиков Нью-Йорка: лучшая женская роль (Вивьен Ли), лучшая режиссерская работа (Элиа Казан), лучший фильм года;
  • 1951 г. — премия Венецианского кинофестиваля, специальная премия жюри (Элиа Казан); Volpi Cup: лучшая женская роль (Вивьен Ли)
  • Жанр: драма
  • В ролях: Вивьен Ли (Бланш Дюбуа), Марлон Брандо (Стзнли Ковальски), Ким Хантер (Стелла Ковальски), Карл Молден (Митч), Руди Бонд (Стив), Ник Деннис (Пабло)
Читайте также:  Краткое содержание булгаков морфий за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание

Этот фильм — экранизация одноименной пьесы Теннесси Уильямса, принесшей ему Пулицеровскую премию и успех на Бродвее. Режиссер Элиа Казан взял большинство актеров из театра и внес лишь небольшие изменения в пьесу, и то лишь для того, чтобы удовлетворить главу Администрации контроля за соблюдением правил производства кинопродукции (АКСППК) Джозефа Брина.

«Трамвай «Желание», действие которого происходит во французской части Нового Орлеана в годы сразу после Второй мировой войны, рассказывает о жизни Бланш Дюбуа, хрупкой и нервной бывшей учительницы английского, которая приехала к своей беременной сестре Стелле и зятю Стэнли Ковальски из родного города Лорела в штате Миссисипи.

Она говорит, что взяла отпуск из-за «нервного истощения», но на самом деле она потеряла работу после того, как совратила 17-летнего мальчика, отец которого рассказал об этом директору школы.

У Бланш нет денег, ее кров, пища и выпивка зависят от сестры и зятя, однако она разыгрывает изысканную красавицу Юга: она презирает маленькую квартирку Ковальски, мужчину, который работает, чтобы иметь возможность заплатить за то малое, что у них есть, и явную страсть, которую ее сестра испытывает к нему.

Бланш заявляет, что ее нынешнее положение — следствие серии финансовых неудач, постигших их семейную плантацию в Белль-Рив. Стэнли ей не доверяет и просит показать закладную, предупреждая Бланш, что «по наполеоновскому кодексу штата Луизиана имущество жены является имуществом ее мужа».

Кадр из фильма «Трамвай «Желание»»

Пользуясь гостеприимством Ковальски, Бланш во что бы то ни стало пытается разрушить их брак. На время ее отвлекает друг Стэнли, Митч, такой же одинокий, как и она сама, который вскоре начинает уважать в Бланш красивую и тонкую женщину.

Она разыгрывает перед ним невинность, однако этот образ разрушается, когда до Нового Орлеана не без помощи Стэнли доходят слухи о ее прошлом. Когда Стэнли увозит Стеллу в больницу, где ей предстоит рожать, к Бланш приходит пьяный Митч и рассказывает, что все о ней знает.

После его ухода ее мысли в беспорядке, а ее психологическое состояние становится еще хуже, когда возвращается Стэнли, пьяный после празднования рождения ребенка.

Злоба, накопившаяся за многие месяцы, наконец выплескивается наружу: Стэнли разбрасывает вещи Бланш, терроризирует ее и в конце концов насилует, говоря, что они назначили друг другу это «свидание» с первой же встречи. В конце фильма Бланш увозят в больницу для душевнобольных, а Стелла прижимает к себе ребенка и шепчет, что больше никогда не вернется к Стэнли.

История цензуры

Еще до начала съемок Джозеф Брин, глава АКСППК, сказал продюсеру, что пьеса не выйдет на экран, если не будет удалена значительная часть сцен и диалогов. Прочитав сценарий, Брин 28 апреля 1950 г.

написал записку в компанию Warner Brothers: ему придется удалить намек на «подразумеваемое сексуальное извращение» в реплике Бланш о ее молодом муже и «намек на нимфоманию в отношении самой Бланш».

Вдобавок Брин также предсказывал проблемы со сценой изнасилования и предлагал несколько вариантов, в том числе что Бланш сама придумала это изнасилование, а Стэнли «положительно» доказывает, что он этого не делал.

В процессе переговоров между цензорами и студией Брин в конце концов сдался, поскольку и Казан и Уильямс твердо стояли на своем, a Warner Brothers отстаивала проект — и солидное капиталовложение, которое уже и без того пострадавшая студия не могла себе позволить потерять, если хотела выжить.

Однако Брин все же выиграл в споре об изнасиловании: он убедил Казана, что нужно наказать Стэнли в финале тем, что он потеряет любовь Стеллы, — пусть она шепчет своему ребенку: «Мы никогда не вернемся. Никогда, никогда не вернемся, никогда не вернемся». Как заметил Шумах: «Таким образом, двенадцатилетние могут поверить, что Стелла уходит от мужа. Но остальные прекрасно поймут, что это всего лишь вспышка эмоций».

Как только фильм получил одобрение Брина, режиссер переключился на другие проекты, однако компания Warner Brothers узнала, что Общество добродетельных католиков (ОДК) собирается присудить фильму код «С» (запрещено), что лишило бы его многих зрителей-католиков. По просьбе Warner Brothers Казан встретился с представителем ОДК, отцом Патриком Мастерсоном, который заявил режиссеру, что он не цензор и не имеет права указывать, что делать. Когда Казан ушел, он подумал, что фильм останется нетронутым.

Однако существует еще один этап цензуры художественных фильмов, который ни Казан, ни Уильямс не приняли во внимание. В кинопромышленности студии не нужно разрешение ни сценариста, ни режиссера, чтобы вырезать сцены из фильма после окончания съемок. Привилегия вносить изменения в картину после завершения съемок называется «правом последних ножниц».

Кадр из фильма «Трамвай «Желание»»

После того как ОДК выдвинуло Warner Brothers свои требования, студия вырезала сцены из той версии фильма, которую Казан и Уильямс сочли окончательной.

Были удалены крупные планы, чтобы отношения между Стеллой и Стэнли не выглядели такими страстными, а также слова «в губы», когда Бланш предлагает разносчику газет поцеловать ее.

Цензоры также вырезали упоминания о сексуальной неразборчивости Бланш и слова Стэнли, которые он произносит перед тем, как изнасиловать Бланш: «А почему бы и правда не побаловаться с вами… что ж, пожалуй, вполне сойдете…»[30], а также большую часть сцены изнасилования.

В 1993 г. в рецензии на восстановленную версию кинокритик Роджер Эберт заметил, что вырезанными оказались пять минут фильма, в которых заключалась большая часть всего эмоционального воздействия.

Когда «Трамвай «Желание» впервые вышел на экран, вокруг него разгорелось множество споров. Критики вопили, что он аморальный, декадентский, вульгарный и греховный. И это уже после того, как основные кадры были вырезаны по настоянию Warner Brothers самими цензорами от кинопромышленности.

Элиа Казан, режиссер фильма, боролся за восстановление этих кадров — и проиграл. Многие годы пленка, длиной всего в пять минут — но это были главные пять минут, — считалась утраченной. Однако реставрация 1993 г.

вернула ленту к версии Казана, и теперь мы можем увидеть, насколько на самом деле дерзким был фильм.

Последние ограничения на картину наложило ОДК, а не АКСППК и Брин, который «потихоньку ослаблял Правила», чтобы поддерживать на плаву студию Warner Brothers, отчаянно нуждавшуюся в финансовом успехе.

Материал взят из книги Дон Б. Соува 125 Запрещенных фильмов: цензурная история мирового кинематографа.

Популярное

Обзоры

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

Мнение

Разбираемся, в чем заключаются ошибки молодых режиссеров при работе с актерами и как их избежать при постановке задач

Практика

Как рассказать через крой и фактуру костюмов о персонажах известной итальянской сказки? Почему режиссер просил художника по костюмам сделать их потертыми и мокрыми? И при чем тут маккьяйолли? Обо всем этом читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

Обзоры

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

Обзоры

Короткий метр — важнейшая форма кинематографа, удобная для «пробы пера», творческого эксперимента и полноценного художественного высказывания. Выбрали десятку фильмов, которые, несмотря на скромный хронометраж, оставили заметный след в истории кино

Обзоры

На «Всероссийском питчинге дебютантов» десятки начинающих кинематографистов ежегодно получают помощь в создании своих фильмов, что особенно ценно для регионов. О проектах, которые в работе прямо сейчас, рассказываем в нашей подборке

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article55-istoriya-cenzuri-kinematografa-tramvaj-zhelanie

«Трамвай "Желание"» и «Кошка на раскаленной крыше»: два шедевра Уильямса

«Трамвай “Желание”» (A Streetcar Named Desire, 1947) — пьеса об одиночестве.

Главная героиня — Бланш Дюбуа, элегантная, красивая женщина, переменчивая в своих настроениях. Бланш приезжает погостить в Нью-Орлеан к сестре Стелле, в квартире которой и развертывается действие пьесы.

Бланш из обедневшей южной аристократии, но фамильное поместье под названием «Мечта» продано родственникам. Муж — красавчик, жуир, гомосексуалист, покончил жизнь самоубийством. Бланш пришлось зарабатывать на жизнь скромным трудом учительницы. Однако из школы она вынуждена уйти, уличенная в интимной связи с одним из своих учеников.

Любовники не дают желанной стабильности. Бланш упрямо надеется на лучшее. Неумолимо уходит молодость. Героиня откровенно, но безуспешно охотится за женихами, озабочена внешностью, нарядами.

Ее экзальтированную натуру ранит контраст между романтическими представлениями о благородном, идиллическом Юге и тем убожеством и грубостью, с которыми она сталкивается в семье Ковальских.

Олицетворением этих пороков становится для нее Стэнли Ковальский — муж сестры. Конфликт Бланш и Стэнли, столкновение двух жизненных принципов — внутренний мотив пьесы.

Бывший военный, а ныне торговец, Стэнли — само торжествующее хамство. Он нахрапист, агрессивен, самоуверен. «Ведет себя как скотина, а повадки зверя! — аттестует Бланш. — Есть в нем даже что-то нечеловеческое — существо, еще не достигшее той ступени, на которой стоит современный человек».

Его стихия — чувственные радости, выпивка, игра в карты. Когда же Бланш пытается открыть сестре глаза, выясняется, что Стелла довольна своим замужеством. Она любит Стэнли, ибо «есть у мужчины с женщиной свои тайны, тайны двоих в темноте, и после все остальное не столь уж важно».

Бланш знакомится с Митчем, приятелем Стэнли, который не на шутку увлекается утонченной гостьей Ковальских. Но наметившийся альянс расстраивается: Стэнли рассказывает Митчу о прошлом Бланш, о причине ее ухода из школы, о ее образе жизни в отеле «Фламинго», где она фигурировала под именем Белой Дамы.

Стелла попадает в родильный дом, Бланш и Стэнли остаются одни. Стэнли грубо овладевает Бланш. По возвращении сестры Бланш признается ей в том, что произошло. Стелла не только не верит, но и полагает ее признание плодом помутившегося воображения.

При активном участии Стэнли вызываются врачи, которые должны отправить Бланш в психиатрическую больницу.

Конечно, изложение драматургического сюжета дает лишь самое общее представление о пьесах Уильямса. В «Трамвае “Желание”», как и в лучших его сочинениях, значимы каждая деталь, реплика, музыкальная нота.

Стелла и Стенли (обратим внимание на созвучие имен) не только вступают в драматургический конфликт, но и составляют получивший музыкальное выражение контраст двух эмоциональнопсихологических стихий — любви, хрупкой, трагической, и любви, чувственной, грубой, «тайны двоих в темноте».

Символика — важнейший прием в этой и других пьесах Уильямса. Впервые появившись на сцене, Стенли Ковальский бросает на балкон кусок завернутого окровавленного мяса Стелле. Это подчеркивает его брутальность, животное начало. Напротив, бумажный фонарик, сопровождающий Бланш, — указание на духовное, утонченное начало героини.

  • Многие критики считают «Трамвай “Желание”», пьесу с тонко разлитой атмосферой эротики, лучшим драматургическим произведением Уильямса.
  • «Кошка на раскаленной крыше» (Cat on a Hot Tin Roof, 1955) продолжает художественное исследование «южных» нравов.
  • Действие развертывается в южной усадьбе, в семье Большого Папы Подлита, грубого, вульгарного, деспотичного 65-летнего плантатора, безнадежно больного раком, что держится в тайне и от него, и от его жены Большой Мамы.

Он предстает в окружении родственников, которые ведут как явную, так и подковерную борьбу за наследство — десять тысяч акров земли в дельте Миссисипи. Перед нами старая как мир тема: растлевающая власть денег, которая превращает родственников в непримиримых врагов.

В разгоревшейся сваре они не щадят друг друга. Сын Брик открывает отцу, что тот обречен, другой сын Гупер и его жена Мэй, в свою очередь, пытаются уверить Большую Маму, что Большой Папа неизлечим. Но та отказывается подписать составленный ими документ о разделе имущества.

Мэгги, жена Брика, решает обрадовать Большого Папу и «зацепиться» за наследство. Она сообщает ему о своей беременности. В финале умирающий плантатор находит точные слова, характеризующие его ближних: «Кругом, всюду, везде, всегда — ложь и фарисейство. Все лгут, все врут.

Лгут и дохнут».

Источник: https://studme.org/239252/literatura/tramvay_zhelanie_koshka_raskalennoy_kryshe_shedevra_uilyamsa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector