Краткое содержание твардовский о бунине за 2 минуты пересказ сюжета

Любите ли вы краткий пересказ? «Василий Теркин» — творение А. Твардовского, с которым мы сегодня кратко ознакомимся. Мы попробуем рассмотреть основные моменты и понять суть произведения. Для начала же давайте познакомимся с автором поближе.

Об авторе

Александр Твардовский – известный советский писатель и поэт. Также он являлся главным редактором журнала «Новый мир». Писатель появился на свет в июне 1910 года в Смоленской области. Уже в возрасте 15 лет он начал писать. Поначалу это были краткие заметки в местные газеты. Затем его литературная стезя становилась всё шире.

К сожалению, он застал времена коллективизации. Его родные были отправлены в ссылку, родной хутор – сожжён до тла. «Василий Теркин» является достаточно известным произведением автора. Сам он его называл «книгой про бойца без начала и без конца». Рассказ полюбился многим читателям. Он отличается мастерским слогом, динамичным сюжетом и простотой.

Это делает его приятным, легким, но заставляющим задуматься.

Краткое содержание Твардовский О Бунине за 2 минуты пересказ сюжета

Начало истории

«Василий Теркин», краткое содержание которого мы рассмотрим, начинается рассказом о главном герое. Мы знакомимся с парнем, который находится в пехотной роте. Автор рассказывает, что это уже вторая война для Василия (перед этим была финская).

Парень долго описывается в разных красках. Становится понятно, что он не полезет за словом в карман, любит поесть, да и просто это хороший человек. Василий вспоминает, как он пробирался к фронту в отряде из десяти товарищей. Пробирались они с восточной «немецкой» стороны.

На своем пути встретили родное село командира отряда, и все вместе пошли к нему в дом. Хозяйственная жена накормила бойцов вкусной похлёбкой и пожелала им доброй ночи. Рано утром солдаты покинули село, оставляя его в плену врага.

На протяжении пути Теркина не покидали мысли о том, чтобы вернуться и поблагодарить простую русскую женщину.

Краткое содержание Твардовский О Бунине за 2 минуты пересказ сюжета

Василий Теркин – главный герой рассказа, поэтому весь сюжет будет неразрывно связан именно с ним. А тем временем ребята проходили реку. Внезапно раздался вражеский огонь. Часть солдат успела перебраться на другой берег, а вторая осталась ждать рассвета. А дело было зимой, река была почти замёрзшая.

Поздно ночью к берегу приплывает Василий и сообщает, что они могут обеспечить переправу. Между отрядами устанавливается связь, идёт подготовка к переправе. Действовать надо быстро, чтобы успеть до рассвета. Раздаётся огонь, и Теркин занимает вражескую «погребушку», из которой уничтожает немецкого солдата. Не разобрав ничего, по Василию начинают бомбить союзники.

Все заканчивается печально, его подбирают танкисты и отправляют в медсанбат.

Краткое содержание Твардовский О Бунине за 2 минуты пересказ сюжета

«Василий Теркин», глава «Гармонь»

В госпитале он проходит длительное лечение, но это его не расстраивает. Василий Теркин – главный герой с юмором. Придя в себя, он начинает подшучивать, что не прочь получить медаль за свои дела и хорошенько погулять в соседней деревне. Оправившись окончательно, он решает догнать своих. Его соглашаются подвезти ребята, но на дороге образуется застой транспорта.

Зима, лютый холод… Чем себя развлечь? Оказывается, у танкистов есть гармонь, которая принадлежала погибшему командиру. Её-то и дают Василию, который затягивает грустную мелодию. Затем следует весёлый мотив — и весь состав оказывается в пляске. Разговорившись, танкисты вспоминают раненого парня, и оказывается, что это и был Теркин.

Заканчивается тем, что командирскую гармонь ему дарят как благодарность.

Краткое содержание Твардовский О Бунине за 2 минуты пересказ сюжета

Чем же продолжается наш краткий пересказ? Василий Теркин находит старую избу, где знакомится с бабой и дедом. Те его угощают, он чинит им разные предметы и уходит. Один из бойцов теряет свой кисет, и Теркин отдает ему свой, говоря о том, что на войне можно многое потерять.

Также он вспоминает, что в больнице медсестра подарила ему свою шапку, которую он до сих пор с нежностью хранит. Происходит бой, в котором Василий отважно сражается и побеждает врага. Затем он идёт в разведку и возвращается с пленником, который владеет важной информацией. А.Т.

Твардовский («Василий Теркин») очень умело передал атмосферу весны, обновления природы, первых теплых дней на фоне войны, смерти и отчаяния. Весной Теркин удачно сбивает самолёт, за что получает орден. Он очень рад своей заслуге и вспоминает мальчика из госпиталя, который в юном возрасте уже был героем.

Он сказал Василию, что является «героем из Тамбова». Это натолкнуло главного героя на мысли о его бедной Смоленщине.

Краткое содержание Твардовский О Бунине за 2 минуты пересказ сюжета

Солдату дают отпуск, но поскольку его село в плену, он остаётся на фронте. Позже происходит сражение за село Борки, от которого, к сожалению, остается только пепел. Вскоре его отправляют на отдых туда, где можно есть 5 раз в день и много спать. Уже спустя день он ловит попутку и возвращается в роту, не выдержав безделья.

Конец

Медленно движется к финалу наш краткий пересказ. Василий Теркин со взводом идёт освобождать село под командованием тщеславного лейтенанта, который быстро гибнет. Его место занимает наш герой. Солдаты освобождают село, но Василий получает сильное ранение. Он не сдаётся смерти, и его находят ребята из похоронной бригады.

Возвращаясь после лечения, Василий обнаруживает, что в роте все изменилось: даже появился новый Иван Теркин. А тем временем через село с его стариками пролегла линия фронта, поэтому дед и баба переселились в погреб. Василий навещает их, и узнает, что немцы отобрали часы.

Он обещает привезти новые из Берлина. Что же дальше готовит нам краткий пересказ? Василий Теркин узнает о том, что его село было взято союзниками, поэтому на душе становится спокойнее. При этом бабка попадет в плен, и Василий способствует её освобождению.

Скоро она оказывается дома.

«Василий Теркин», краткое содержание которого мы рассмотрели, заканчивается сценой в немецкой бане. Несколько солдат парятся и разговаривают. Среди них есть один, который выделяется: на нем много шрамов, есть много медалей, и за словом в карман он не лезет. Другие говорят про него: «Всё равно, что Теркин».

На этом мы заканчиваем рассмотрение рассказа А. Т. Твардовского. Следует понимать, что книга хоть и имеет одну сюжетную линию, всё же строится на выбранных эпизодах. Читать рассказ целиком – настоящее удовольствие, которое должен попробовать каждый. Читайте Твардовского – это полезно!

Источник: https://FB.ru/article/294760/kratkiy-pereskaz-vasiliy-terkin-aleksandra-tvardovskogo

«Антоновские яблоки» краткое содержание: пересказ произведения Бунина

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан И.А. Буниным в 1900 году. Сочинение представляет собой лирический монолог-воспоминание. В основе краткого содержания «Антоновских яблок» лежит повествование о дворянах, которые начали разоряться. Теперь им остается лишь вспоминать о былых днях. Постепенно и само слово «дворянин» уходит в прошлое.

Краткое описание персонажей

Прежде чем приступить к пересказу монолога «Антоновские яблоки», необходимо рассмотреть основных персонажей:

  • Рассказчик – в его образе можно увидеть самого писателя. Он повествует о своей счастливой жизни, веселом детстве, обнищании и отъезде в 12 лет.
  • Анна Герасимовна – тетя рассказчика. Гостеприимная дама из провинции, которая любит вспоминать о своей молодости.
  • Арсений Семеныч – беззаботен, любит выпивку и веселье. Бесшабашный дворянин с сильным нравом. Раньше было много таких людей, но сейчас их уже нет.
  • Образ разоренного помещика – человека, скучающего по былым временам и тратящего остаток денег на охоту.

Краткое содержание Твардовский О Бунине за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои

Пересказ тезисно

В сюжете лежит несколько основных моментов, которые нужно проанализировать.

Воспоминания главного героя о том, что его жизнь была подобна большому урожаю антоновских яблок – такая же богатая и интересная. Он сравнивает жизнь крестьян и помещиков, все были счастливыми. Охота и повседневные дела приносили много радости.

Главный герой понимает, что эпоха помещиков закончилась. Яблоки больше не будут пахнуть так же, как раньше. Несмотря на сожаления, он все же принял факт изменений. Возможно, все уже не будет таким, но жизнь продолжается.

Краткое содержание по главам

Сочинение состоит из 4 глав. В каждой из них автор ностальгирует о былых временах. Ему нравился образ жизни помещика. Краткий пересказ переносит читателя в воспоминания рассказчика.

Глава 1 В содержании повествователь вспоминает о теплой ранней осени. Главной особенностью года стал богатый урожай яблок. Их собирали крестьяне, и фруктовый аромат наполнял деревню несколько дней. В его памяти сохранились радостные вечера с весельем в саду и громкой музыкой. Главный герой чувствовал всю прелесть своей жизни, ему хотелось, чтобы так было всегда.

Краткое содержание Твардовский О Бунине за 2 минуты пересказ сюжетаАнтоновские яблоки

Глава 2 Автор вспоминает, как веселились в деревнях раньше. В годы, когда урожай яблок был особенно богат, жители, казалось, становились другими. Создавалось впечатление, что именно в сезоны урожая они были обеспеченны.

В деревне жили старики, которые даже не могли вспомнить свой возраст. Создавалось впечатление, будто от старости здесь никто не умирал, разве что из-за несчастных случаев.

У каждого жителя был большой двор и богатое хозяйство. Автор обратил внимание на заносчивого крестьянина и его красивую жену, завидуя им. Если сравнивать быт помещиков и крестьян, в нем практически не было различий.

Главный герой думает об изменениях, связанных с его тетей – Анной Герасимовной. Когда он бывал у нее, то чувствовал, будто попадает в другое время. Старые дворяне, постоянные рассказы Анны Герасимовной о прежней жизни, былых временах – все это вызывало у героя ностальгию. На столе в доме тети всегда было множество изысканных блюд, что тоже напоминало о прошлом.

Глава 3 Охота была распространенным увлечением помещиков, но теперь это стало редким явлением. Рассказчик вспоминал про Арсения Семеныча, который так любил поохотиться.

В его доме всегда собиралось множество гостей. Казалось, их было настолько много, что они не помещались в его особняке, и некоторым приходилось стоять на улице.

Арсений Семеныч, бывало, забавы ради, стрелял в доме, со смехом досадуя, что промахнулся.

Автор также вспомнил запах сырости в лесу, холодный вечер, громкие разговоры охотников. Постепенно крики сменялись тишиной, но вскоре доносился собачий лай и звук рогов. Компания помещика шла ночевать в дом к холостяку, которого они не знали. С рассветом все снова возвращались в лес, продолжая охотиться и выпивать.

После охоты помещики рассказывали друг другу о своих впечатлениях. В центре же комнаты лежало тело убитого волка, окрашенное кровью.

Рассказчик также упомянул, что сам он часто опаздывал на охоту. Тогда ему приходилось проводить весь день в пустом доме, читать книги и смотреть на семейные портреты.

Глава 4 Постепенно запах яблок исчезает вместе с радостью помещиков. Многих из них уже нет на свете. Главный герой приезжает в деревню осенью. Он видит, как работают девушки. Ему все еще нравится малопоместный образ жизни. Зимой он снова собирается на охоту, но теперь она уже не будет такой громкой, как раньше.

Основная идея рассказа

Иван Бунин хотел передать, как чувствовали себя дворянские гнезда в процессе своего исчезновения. Это было неизбежно, подобно необратимому изменению времен года с ранней осени до поздней зимы. Меняется эпоха, меняется жизнь людей, меняется все.

Главный герой (в образе которого можно увидеть самого писателя) принял эти изменения как нечто естественное, то, что невозможно изменить, что обязательно должно произойти. Но все же он вспоминает былые деньки, когда он был так счастлив. Основная цель лирической новеллы – донести до читателя, что нужно ценить то, что мы имеем, пока оно не исчезло.

В кратком содержании рассказа «Антоновские яблоки» заложена идея, что изменения неизбежны, однако, тем не менее, следует уважать традиции предков.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/bunin/antonovskie-yabloki.html

О бунине — краткое содержание рассказа твардовского

Твардовский считает, что Бунин на протяжении долгих лет не был известным, признанным на родине писателем. Повествователь считает, что присуждение ему Нобелевской премии по литературе было делом тенденциозным.

А также не могло добавить к нему уважения присуждение ему звания почетного академика Императорской Академии наук, потому что писатели с обостренным чувством совести, несправедливости: Чехов и Короленко – отказались от этого звания, т.к.

император отказался присудить это звание Горькому.

Одной из самых обсуждаемых книг Бунина, по мнению Твардовского, была «Деревня», вышедшая в 1910 году.

Только сейчас Бунин обретает интерес со стороны читателей и славу, которой он вполне заслуживает. Талант Бунина при его жизни признавали и высоко оценивали многие писатели, в частности Чехов и Горький.

О Бунине мало писала русская критика ввиду того, что он эмигрировал, порвав связи с родиной, которой он многим обязан. За границей талант Бунина пошел на убыль.

Бунина часто воспринимают как певца оскудения «дворянских гнезд». Эту тему уже при жизни писателя многие считали несколько устаревшей. По мнению Твардовского, в том, что Бунин пишет об этом, проявилось своеобразие его таланта.

Твардовский рассказывает о семье, в которой родился и вырос Бунин. Это старинный, но обедневший дворянский род. Сам писатель особенно гордится своими предками-литераторами.

Разорение и оскудение дворянского рода происходит практически на глазах взрослеющего Бунина, поэтому не случайно он обращается в своем творчестве к этой теме.

Литературное творчество становится для него прибежищем, спасающим его в период разрушения, распада старого порядка жизни.

В литературу Бунин входит, ощущая себя представителем дворянства, в своих произведениях поднимает тему единства людей разных сословий, живущих и работающих на земле.

Бунин с большой любовью изображает своих деревенских персонажей, но при этом они не размышляют о несправедливости миропорядка, он часто изображает пожилых крестьян, с особым душевным настроем, отношением к природе, памятью о прошлом.

Однако, будучи талантливым писателем, он не мог не знать о революционных настроениях, которые бродят в народной среде.

В повести «Деревня» отразился весь спектр настроений крестьян, события, волновавшие народ, психологический мир человека. Это произведение знаменует духовный перелом в творчестве Бунина.

Основное настроение поэзии Бунина – созерцательность, грусть. В лирике присутствуют темы любви, поиска гармонии, тема смерти. Поэзия Бунина еще ждет своих толкователей и исследователей.

Бунин родился на Орловщине, красоты которой уже давно были известны русскому читателю со времен «Записок охотника», но он, с его выдающимся талантом, сумел сказать об этой земле новое слово, по-новому показать ее читателю.

Твардовский признает заслугу Бунина в развитии жанра рассказа, где акцент переносится с внешней занимательности, на изображение вроде бы обыденных вещей, которые каждый много раз встречал в жизни, но проходил мимо, не замечая.

Бунин – мастер пейзажа. Он умел великолепно чувствовать и изображать времена года, землю и людей родной Орловщины. Его изображения природы трехмерны, в них присутствуют запахи, ощущения.

Бунин обладал талантом музыкального построения прозаической речи, говорил о единстве в этом плане стихов и прозы. В этом была его верность пушкинским и лермонтовским традициям в литературе.

Бунин на протяжении всего своего творчества сосредоточен на определенных темах и размышляет о них глубоко и вдумчиво. Такого же вдумчивого отношения произведения Бунина заслуживают и со стороны читателя.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Василий Теркин↑ ТвардовскийЗа далью — даль →

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/tvardovskij/o-bunine-rasskaz

«Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского

Автор рассуждает о том, что на войне самое главное – не пища, а немудрая шутка, хорошая поговорка и присказка, а также сущая правда, пусть и горькая.

Читайте также:  Краткое содержание айтматов ранние журавли за 2 минуты пересказ сюжета

Автор знакомит читателя с Василием Тёркиным, своим героем, бойцом. Он дорог на войне, потому что в трудное время должно быть место шутке и забаве.

Автор определяет форму своего повествования как книга без начала и конца и начинает её прямо с середины.

На привале

Тёркин попадает в первый взвод пехоты и сразу становится своим. В первую же ночь после этого взвод не спит, слушая рассказы бывалого бойца Василия Тёркина. Его шутки помогают товарищам пережить тяготы военного быта: сон в мокрых шинелях, на голых корнях, грязь, голод и холод.

Автор рассуждает о том, что такой Тёркин есть в каждой роте. Он неказист собою: среднего роста, не особенно красив, воевал, но не был награждён, был ранен, трижды был в окружении, но выжил под любым огнём и на любой позиции.

Перед боем

Тёркин рассказывает, как он в группе из 10 человек выбирался из окружения, был политруком, чья единственная беседа заключалась в словах «не унывай». По дороге бойцы зашли в деревню командира.

Жена командира приготовила бойцам ужин, заботливо уложила отдыхать. Хозяин ждал её в углу, но она всё не шла, звякала посудой, шила. Тёркину не спалось, было неловко, он вышел на крылечко, смастерил из шинели, верной подруги солдата, постель.

Хозяин не пошёл к жене, он до света рубил дрова, чтобы ей помочь. На рассвете проснулись дети и заплакали, будто поняв, что отец уходит. Тёркин мечтает после войны посетить ту хозяйку, чтобы «поклониться доброй женщине простой».

Переправа

Во время переправы через реку зимней порой на понтоны погрузились бойцы первого, второго и третьего взвода. Когда первый взвод должен был достичь противоположного правого берега, начался обстрел, погубивший многих бойцов. Переправа сорвалась, но все беспокоились о бойцах первого взвода.

На рассвете дозорные увидели вдалеке маленькую точку на реке. Они приняли плывущего человека за мертвеца из погибших вчера, но сержант в бинокль разглядел живого пловца. Кто-то пошутил, что это Тёркин, а это и вправду оказался он.

Его одели, приказали бежать, потом уложили на кровать и стали растирать спиртом. Тёркин попросил погреться изнутри и доложил, что первый взвод просит подбросить огоньку.

Продолжился святой и правый бой не ради славы, а ради жизни на земле.

О войне

Жизнелюб Тёркин рассуждает о войне. Когда приходит война, нужно обо всём забыть, потому что все «в ответе за Россию, за народ и за всё на свете». На войне надо забыть себя, быть единым со своим народом. Каждый должен драться, бить немца, быть готовым выполнить приказ ценою жизни. Можно только надеяться на благодарность потомков.

Тёркин ранен

Зимним днём Тёркину приказали делать связь. Василий шёл за стрелковой ротою. Вдруг рядом зашипел снаряд. Все в страхе упали на землю.

Тёркин первый приподнялся, заметил, что снаряд сырой, и справил на него малую нужду. Передав бойцам катушку, Тёркин решил проверить, не из погребка ли бьёт враг.

В погребе никого не было, сделан он был на славу. Тёркин решил защищать его двумя имеющимися гранатами.

Боец увидел немецкого солдата в двух шагах. Когда в ровик спрыгнул немецкий офицер и выстрелил в Тёркина, ранив в правое плечо, Тёркин ударил штыком. Тут по рву стала бить тяжёлая артиллерия.

Истекающего кровью Тёркина нашли танкисты, когда он уже терял сознание. Его в обнимку вез незнакомый танкист, грел своим дыханием. Нет святей и чище дружбы, чем на войне.

О награде

Теркин рассуждает о том, что ему не нужен орден, он согласен на медаль, да и то нужна она после окончания войны, когда он поедет в отпуск, пойдёт в сельсовет и найдёт в одном из колхозов гулянку.

Тёркин мечтает, что будет рассказывать девчонкам, как ходил в атаку.

Автор сокрушается, что Тёркину нет дороги в родимый сельсовет, на вечорки, потому что он участник страшного, смертного, кровавого боя не ради славы, а ради жизни на земле.

Гармонь

Тёркин возвращался после ранения и госпиталя в первую роту своего стрелкового полка. Его подобрал грузовик, тоже едущий на фронт. Колонна остановилась из-за снежного затора. Два танкиста позволили Тёркину сыграть на гармони своего погибшего во вчерашнем бою командира.

От осиротевшей гармошки всем становится теплее. Танкистам будто чудится, что они знакомы с Тёркиным, где-то его подвезли. Гармонь помогает людям забыть о страхе смерти и об убитых близких, бойцы даже пляшут. Танкисты дарят Тёркину гармонь в память о командире.

Два солдата

В трёх верстах от войны Тёркин отдыхает в избе у стариков. Дед – солдат прошлой войны. Тёркин помог деду сделать разводку пилы, почистил от пыли и починил часы. Шутками он выманивает у бабки сало и даже два яйца. Пообедав и выпив за жизнь из фляги, два солдата сравнивают бытовые трудности двух войн. Тёркин обещает деду, что немец будет побит.

О потере

Боец потерял кисет и очень этим огорчён, ведь он потерял семью, родные края. Тёркин в утешение достаёт из вещмешка вторую шапку и рассказывает, что её отдала раненому Василию девчонка, делающая перевязку. Эта шапка стала бойцу очень дорогой.

Он надеется как-нибудь встретить ту девчонку и отдать ей «головной убор». Тёркин подарил товарищу свой кисет и заметил, что горько потерять семью, жизнь и даже кисет, но нельзя потерять Россию, мать-старуху, потому что «мы с тобой за всё в ответе».

Поединок

Тёркин бьётся с немцем насмерть. Немец крупный, сильный, ловкий, «сытый, бритый, бережёный». У Тёркина уже выбиты зубы, у немца подбит левый глаз. Тёркин уже плохо владеет правой раненой рукой, он изнемог и убился, но и у врага побита вся морда. Наконец немец ударил Тёркина каской, а тот сразил немца незаряженной гранатой.

Тёркин наслаждается военной удачей, потому что страшный, кровавый смертный бой продолжается.

От автора

Автор решил сделать передышку в «сказке про войну». О войне хорошо слушать человеку, который победил врага и вернулся домой. Автор признаёт желание читателя-солдата на войне слушать мирную сказку.

Но пока родной край в плену, автор, «любитель жизни мирной», «на войне поёт войну».

Этим объясняется и форма книги про солдата: «без начала и конца, без особого сюжета», потому что на войне солдат только исполняет приказ, его жизнь ему не принадлежит.

Кто стрелял

После вчерашнего боя бойцы сидят в окопах недалеко от противника. Летний вечер напоминает о мирном времени, о крестьянском труде и отдыхе. Звук приближающегося самолёта томит душу. Никому не хочется умирать в любое время года, особенно весной.

Парень двадцати неполных лет, лежащий ничком и ждущий обстрела, вспоминает мирную жизнь, друзей, близких, родной дом. Но один боец решил встретить смерть лицом к лицу. Он встал и ударил с колена из винтовки в самолёт. «Скоростной, военный, чёрный, современный, двухмоторный самолёт» упал.

Тёркин стал героем, ему прочили орден.

О герое

Тёркин рассказывает, как в госпитале встретил героя-орденоносца, мальчишку из-под Тамбова. Василию обидно за свою смоленскую сторону, он не гордый, но рад, что получит орден. Но важнее ему Родина, родная сторона, которой он дорожит.

Генерал

Во второе лето войны Тёркин «в обороне загорал». Он постирал в речушке и сушил гимнастёрку и штаны, когда его позвали к генералу, чтобы наградить орденом.

Перед генералом Тёркин робел, но выглядел орлом. Он отказался от недельного отпуска домой, тогда генерал пообещал, что сам пойдёт с Тёркиным на Смоленскую сторону, куда идёт война. Генерал тепло, как с сыном, попрощался с Тёркиным.

О себе

Автор рассказывает о том, как в юности оставил отчий дом, но сберёг его в своей душе. Автор вспоминает лес, не израненный войной, летний день, «дворик, стёжку у колодца» и множество деталей домашней жизни.

Ещё год назад герой мог вернуться на родину и обнять старуху-мать. Но сейчас его край страдает в плену, и автор обещает прийти и вернуть его. Автор отождествляет себя со всеми людьми, у которых семья и всё родное за чертой фронта.

Тёркин – земляк автора, оба они за всё в ответе.

Бой в болоте

Безвестный бой в болоте за разрушенный населённый пункт Борки кажется бессмысленным. Вокруг сыро, голодно, даже покурить нельзя – всё раскисло.

Но Тёркин подбадривает, рассказывая, что сейчас бойцы находятся в своём болоте и среди своих бойцов, при них есть оружие, их защищает артиллерия и танки. Каждый человек – это воплощение самой России, это боец. А год назад, в тылу, Тёркин прятался в копне от немцев, занявших Москву.

Слова Тёркина развеселили товарищей, и они без труда взяли деревушку. Тот долгий бой нигде не упомянут, но Россия отдаст почесть всем бойцам, погибшим в войне.

О любви

Каждого солдата проводила на войну женщина. Любовь жены ободряет, предостерегает, осуждает и прославляет. Жёны не жалуются в письмах на тяжёлую жизнь. Любовь жён пережила войну, поэтому автор призывает их писать чаще. А вот Тёркина никто в дорогу не провожал. Автор просит девушек присмотреться к герою, полюбить его и подарить ему сердце.

Отдых Тёркина

Тёркин попал «прямо в рай», дом для отдыха, с тёплой печью, спальней, кроватью с чистым постельным бельём. Но в этом «раю» есть ограничения: нельзя сидеть в одежде, корёжить хлеб штыком, держать у ног винтовку, прятать ложку за голенище. Тёркину неуютно в такой чистоте, ему кажется, что он снова в госпитале. Боец думает о тех, кто сейчас на войне, и не может уснуть.

На исходе первых суток Тёркин задумался о том, что война не закончена, поэтому, закусив и собравшись, поехал к своим на передний край. А пока отдыхать можно только в пути, «где нам случай приведёт», перед следующим боем.

В наступлении

Бойцы пообвыклись в обороне, но был получен приказ идти в наступление. Молодые бойцы равняются на Тёркина, хотя ему так же страшно лежать на снегу и ждать разрыва. Когда генерал за полем бранным отдал приказ атаковать за Родину, лейтенант, бегущий впереди, был тяжело ранен и умер на поле боя. Тогда Тёркин повёл взвод в атаку и тоже был тяжело ранен.

Смерть и воин

Тёркин остался на снегу неподобранным, и к нему пришла смерть, стала звать его с собой, но Тёркин отказывается сдаться. Смерть пугает его увечьем, и Тёркин, замерзая, просит у Смерти увидеть победу, вернуться домой и «погулять среди живых».

Бойца нашла похоронная команда. Пока его осторожно несли в медсанбат, смерть шла рядом. Когда она увидела, как живые заботятся друг о друге, она отстала.

Тёркин пишет

Тёркин пишет из своей палаты, что выжил, хотя и долго выздоравливал, что нога заживает, что хочет попасть в родную часть, которая на время войны стала для него родной стороной, семьей и хатой. Тёркину хотелось бы дойти со своей частью до самой границы или хотя бы умереть среди своих.

Тёркин-Тёркин

Выздоровев, Тёркин снова оказался дома, на войне, но после отлучки чувствует себя чужим. Вдруг на чей-то вопрос, где Василий Тёркин, отозвался другой, рыжий боец. Тёркин старый, затаив обиду, решил выяснить, кто настоящий.

Оказалось, что новый Тёркин Иван, что он тоже герой, что у него два ордена, что он подбил на одну машину больше и уверен, что книга про него, а другое имя для рифмы. Новый Тёркин оказался искусным гармонистом и таким же шутником, так что Василий Тёркин даже согласился уступить ему первенство, а сам решил считаться однофамильцем.

Их спор разрешил старшина, объявивший, что по уставу каждой роте вскоре «будет придан Тёркин свой».

От автора

Автор опровергает слухи о том, что Василий Тёркин, который так полюбился читателям, умер. Тёркин, подобно богатырю, прошёл всю землю, которая была отдана, а теперь возвращена с кровью. Автор обращается к матери-России, чья победа близка, потому что в бой идёт «святой и грешный, русский чудо-человек» — Тёркин.

Дед и баба

В третью весну в село, где когда-то при отступлении Тёркин починил деду и бабе часы, а потом их снял со стены как трофей немец, пришли наши войска.

Дед с бабой сидели в погребе, когда звук выстрелов стих и старики услышали голоса разведчиков, в одном из которых узнали Тёркина. Старики приняли Тёркина как сына, накормили даже салом.

Тёркин обещал, что армия больше не отступит. Он взялся привезти из Берлина двое часов вместо отобранных немцем.

На Днепре

Всю войну Тёркин чувствовал вину перед родной землёй, его родное село освободил не он. Фронт продвигался к Днепру. На исходе бабьего лета на рассвете случился бой на Днепре. И сейчас ещё на дне лежит «хлам войны».

Василий Тёркин, как и вся пехота, переправился вплавь на правый берег. Чуть южнее на правый берег переправлялись немцы, готовые сдаться в плен. Они вызывали у народа только смех.

Но Тёркин, чувствуя вину пред теперь освобождённой Родиной, даже заплакал.

Про солдата-сироту

Всех солдат, освобождающих за городом город, где-то ждала родня, а солдату-сироте некуда было писать.

Когда наступали под Смоленском, этот солдат отпросился в родную деревню Красный Мост, но жители рассказали, что его жены и сына уже нет в живых. Возвратившись в батальон, солдат плакал о родных и о себе.

Его слёзы святы для нас, мы должны взыскать расплату и вспомнить солдата-сироту в светлый день победы.

По дороге на Берлин

Дорога на Берлин — чужой край, немилая сторона, в которой непривычна красная черепица, знаки на чужом языке и чужая речь. Для солдат желанна мать-земля, на которой даже умереть лучше. Но воины, слуги народа, мечтают вернуться живыми из четырёхлетнего похода.

По дорогам на восток, «как из адовых ворот», течёт народ. Французы, британцы, поляки глядят на русских солдат дружелюбно. Солдат-освободитель, встретив землячку, солдатскую мать, которая возвращалась за Днепр в свой разрушенный двор, дал ей экипировку, лошадку с полной сбруей, коровку, овцу, домашнюю утварь.

В бане

В конце войны в глубине Германии баня – отчий дом на чужбине. Солдат раздевается, и становятся видны все зажившие раны, которые он получил в разных боях. Солдаты радуются тому, что война кончается и недалёк праздник. Попарившись, солдаты завершают «банный труд желанный». Боец надевает чистую одежду и гимнастёрку с орденами и медалями, а товарищи сравнивают его шутки с шутками Тёркина.

От автора

Автор прощается с Тёркиным, который стал не нужен после войны, потому что теперь время для иной песни. Эта книга про бойца дорога автору, потому что Тёркин – его боль, отрада, отдых и подвиг. Автор писал эти строки, чтобы порадовать читателя. Теперь же автор надеется, что прошедшие войну солдаты вспомнят Тёркина. Автор посвящает эту книгу всем павшим, всем «друзьям поры военной».

  • «Василий Тёркин», анализ поэмы Твардовского
Читайте также:  Краткое содержание карамзин письма русского путешественника за 2 минуты пересказ сюжета

По писателю: Твардовский Александр Трифонович

Источник: https://goldlit.ru/tvardovsky/1172-vasilii-terkin-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание рассказа «Цифры» И. А. Бунина

Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. На нашем сайте вы сможете прочитать краткое содержание «Цифры» по главам.

Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий.

Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Женя – невероятно активный, любознательный, но при этом капризный и избалованный мальчик с чутким любящим сердцем.
  • Дядя – родной дядя Жени, выступает в роли рассказчика. Сдержанный мужчина, который очень любит своего племянника, но боится избаловать его.

Другие персонажи:

  • Мама Жени – выступает на стороне своего брата, и старается поддерживать его методы воспитания.
  • Бабушка Жени – любящая женщина, которая не может спокойно смотреть на душевные страдания ребенка, даже если тот наказан по заслугам.

Бунин «Цифры» кратко для читательского дневника

Вариант 1

Рассказ Бунина “Цифры” про ссору дяди и племянника. Героев рассказа несколько: маленький мальчик Женя, его дядя, мама и бабушка. Однажды Женя попросил дядю показать ему, как пишутся цифры. Но дядя был занят и не хотел потакать племяннику, он попросил его подождать.

Тогда племянник расшалился и, когда дядя его строго одернул, стал кричать и плакать. Так он плакал и капризничал весь день. Его уговаривали мама и бабушка, но он злобно отвечал им. Наконец, он пришел к дяде и попросил прощения.

Тогда дядя стал учить его писать цифры. Мальчик был счастлив, что получает новые знания, а дядя простил мальчика.

Вариант 2

Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему. В итоге мальчик извинился и попросил показать ему цифры. Именно этот случай вспоминает рассказчик. Он в подробностях описывает, как проходил тот день, как вел себя ребенок.

В тот день Жене хотелось, чтобы у него были цветные карандаши, пенал, книжки, чтобы он умел писать цифры и рисовать. Мальчик позвал дядю к себе в детскую комнату и попросил купить ему всё, что Жене хотелось в тот день. А еще научить считать. Но дяде было лень идти в город и показывать цифры. Ребенок очень просил, но дядя был непреклонен.

Женя расстроился. Он стал быть стулья в зале и шуметь. Весь день он был рассеян, кушал плохо. А вечером бил ногами об пол и кричал. Никто не мог унять его. Дядя рассердился и выставил Женю из комнаты. Мальчик еще громче стал кричать. Никто не пошел его успокаивать, и он затих.

Дядя пришел только через полчаса, притворяясь, что ищет портсигар. Женя сказал, что ненавидит его. Потом к нему заходили мама и бабушка. Они тоже прикидывались, что зашли за чем-то важным. Но Женя ни с кем не помирился.

В детской было темно. Дядя собрался уходить, и тут бабушка стала говорить Жене, что ему должно быть стыдно, так как дядя ему гостинцы привозит. Еще она говорила, что дядя обидится и больше не приедет.

Кто же теперь купит Жене карандаши и покажет цифры? Мальчик остался в комнате один. Его самолюбие было задето. Он вышел из своей комнаты. Извинился перед дядей, уверил его, что любит. Дядя согласился показать цифры. Женя принес карандаш и бумагу.

Ребенок был счастлив и очень старался аккуратно писать цифры.

Рассказ учит тому, что необходимо слушаться взрослых и не расстраивать их.

Это интересно: Рассказ «Сны Чанга» Бунина был написан в 1916 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сны Чанга» для читательского дневника.  Особенность данного произведения в том, что он ведется от имени пса, в снах и воспоминаниях которого отражается драматическая история жизни его хозяина.

Короткий пересказ «Цифры» Бунина по главам

Глава I

Дядя делится со своим племянником воспоминаниями о давнишней крупной ссоре между ними, когда тот еще был маленьким мальчиком.

Женя – «большой шалун», готовый без удержу резвиться с утра до ночи. Между ним и дядей частенько вспыхивают ссоры, но они быстро мирятся и забывают взаимные обиды. Однако этот конфликт приобрел совсем иные масштабы, и быстрое его разрешение было невозможно.

Главы II-III

Женя отчаянно мечтает научиться писать цифры. Он просыпается в хорошем настроении, предвкушая интересное и полное удивительных открытий времяпровождение. Мальчик просит дядю сходить в магазин и купить все необходимое: детский журнал, бумагу и цветные карандаши.

Однако дяде лень выходить из дома, и он находит подходящую отговорку – «Царский день!». Женя возмущен таким положением дел, ведь он хочет писать цифры здесь и сейчас, и никакой царский день ему не указ. Вот только горячо любимый дядя наотрез отказывается идти на компромисс, и соглашается выучить племянника цифрам на следующий день.

Понимая, что он ничего не добьется от упрямого взрослого, мальчик решает, как следует ему отомстить и с удвоенной силой принимается за шалости. Набегавшись по дому, Женя находит новое развлечение, которое заключается в том, чтобы «подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом звонко вскрикивать».

Первыми не выдерживают такой атаки мама и бабушка шалуна. Они просят Женю успокоиться, но тот не обращает на них никакого внимания, ведь у него одна цель – позлить несговорчивого дядю. И это вскоре ему удается. Дядя кричит на проказника, шлепает его и закрывает в детской.

Главы IV‑V

От «острого и внезапного оскорбления» Женя принимается пронзительно кричать на самой высокой ноте. Устав от криков и рыданий, он прибегает к более эффективной манипуляции, изображая из себя умирающего. Однако и эта мера не оказывает решительно никакого влияния на взрослых.

Тогда Женя хватается за последний шанс и принимается звать бабушку, сердце которой едва выдерживает подобное испытание. Но, так и не дождавшись утешения в лице бабушки, мальчик затихает.

Спустя некоторое время дядя заходит в детскую, чтобы убедиться, что с Женей все в порядке. Но, чтобы выдержать характер, он не обращает никакого внимания на проказника, а делает вид, что ищет портсигар.

Желая, как можно больнее наказать дядю за проявленное равнодушие, Женя обещает, что уж более никогда не будет его любить. Более того, он даже грозится отобрать у него «японскую копеечку», которую подарил ему в знак особого расположения.

Мать с бабушкой просят мальчика помириться с дядей, однако тот не соглашается, и взрослые оставляют его в покое.

Главы VI-VII

Перед сном бабушка в очередной раз уговаривает внука попросить прощения у дяди. Не добившись успеха, она пускает в ход тяжелую артиллерию и напоминает мальчику о том, что если он не помирится с дядей, то тот никогда не научит его писать цифры.

Утром Женя, «обессиленный борьбой за счастье», робко просит прощения у дяди за свое отвратительное вчерашнее поведение. Наконец, между ними воцаряется мир и согласие, и они приступают к работе.

Мальчик с нескрываемым удовольствием и большим старанием выводит цифры, в то время как дядя, которому больше не нужно держать марку строгого и требовательного взрослого, радуется их сближению.  Он с наслаждением вдыхает запах волос любимого племянника, ведь детские волосы так чудесно пахнут, «совсем как маленькие птички».

Заключение

Своей книгой Бунин наглядно демонстрирует, насколько важно взаимопонимание между взрослыми детьми. Необходимо всячески поощрять любознательность ребенка, но ни в коем случае не баловать и не потакать его капризам. Только тогда из малыша вырастет образованный и хорошо воспитанный человек.

Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году.  Произведение представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций». На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Антоновских яблок». Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, проверочной работе.

Содержание «Цифры» с цитатами

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, — это было после одной из наших ссор, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу.

Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты притихнешь, подойдешь и прижмешься к моему плечу! Если же это происходит после ссоры, и я говорю тебе ласковое слово, как порывисто ты целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которую способно только детство! Но это была слишком крупная ссора…»

В тот вечер ты даже не решился подойти ко мне: «Покойной ночи, дядечка» — сказал ты и, поклонившись, шаркнул ножкой (после ссоры ты хотел быть особенно благовоспитанным мальчиком). Я ответил так, будто между нами ничего не было: «Покойной ночи».

Но мог ли ты удовлетвориться этим? Забыв обиду, ты опять вернулся к заветной мечте, что пленяла тебя весь день: «Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И пожалуйста, покажи мне цифры!» Можно ли было после этого медлить с ответом? Я помедлил, ведь я очень умный дядя…

В тот день ты проснулся с новой мечтой, которая захватила всю твою душу: иметь свои книжки с картинками, пенал, цветные карандаши и выучиться читать и писать цифры! И все это сразу, в один день! Едва проснувшись, ты позвал меня в детскую и засыпал просьбами: купить книг и карандашей и немедленно приняться за цифры. «Сегодня царский день, все заперто» — соврал я, уж очень не хотелось мне идти в город. «Нет, не царский!» — закричал было ты, но я пригрозил, и ты вздохнул: «Ну, а цифры? Ведь можно же?». «Завтра» — отрезал я, понимая, что тем лишаю тебя счастья, но не полагается баловать детей…

«Ну хорошо же!» — пригрозил ты и, как только оделся, пробормотал молитву и выпил чашку молока, принялся шалить, и весь день нельзя было унять тебя.

Радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше, и вечером ты нашел им выход. Ты начал подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и громко кричать.

И мамино замечание ты проигнорировал, и бабушкино, а мне в ответ особенно пронзительно крикнул и ещё сильнее ударил в пол. И вот тут начинается история…

Я сделал вид, что не замечаю тебя, но внутри весь похолодел от внезапной ненависти. И ты крикнул снова, весь отдавшись своей радости так, что сам господь улыбнулся бы при этом крике. Но я в бешенстве вскочил со стула.

Каким ужасом исказилось твое лицо! Ты растерянно крикнул ещё раз, для того, чтобы показать, что не испугался. А я кинулся к тебе, дернул за руку, крепко и с наслаждением шлепнул и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь.

Вот тебе и цифры!

От боли и жестокой обиды ты закатился страшным и пронзительным криком. Ещё раз, ещё… Затем вопли потекли без умолку.

К ним прибавились рыдания, потом крики о помощи: «Ой больно! Ой умираю!» «Небось не умрешь, — холодно сказал я. — Покричишь и смолкнешь». Но мне было стыдно, я не поднимал глаз на бабушку, у которой вдруг задрожали губы.

«Ой, бабушка!» — взывал ты к последнему прибежищу. А бабушка в угоду мне и маме крепилась, но едва сидела на месте.

Ты понял, что мы решили не сдаваться, что никто не придет утешить тебя. Но прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за самолюбия. Ты охрип, но все кричал и кричал… И мне хотелось встать, войти в детскую большим слоном и пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами воспитания и с достоинством справедливого, но строгого дяди? Наконец ты затих…

Только через полчаса я заглянул будто по постороннему делу в детскую. Ты сидел на полу весь в слезах, судорожно вздыхал и забавлялся своими незатейливыми игрушками — пустыми коробками спичек.

Как сжалось мое сердце! Но я едва взглянул на тебя. «Теперь я никогда больше не буду любить тебя, — сказал ты, глядя на меня злыми, полными презрения глазами.

— И никогда ничего не куплю тебе! И даже японскую копеечку, какую тогда подарил, отберу!»

Потом заходили мама и бабушка, и так же делая вид, что зашли случайно. Заводили речь, о нехороших и непослушных детях, и советовали попросить прощения. «А то я умру» — говорила бабушка печально и жестоко. «И умирай» — отвечал ты сумрачным шепотом. И мы оставили тебя, и сделали вид, что совсем забыли о тебе.

Опустился вечер, ты все так же сидел на полу и передвигал коробки. Мне стало мучительно, и я решил выйти и побродить по городу. «Бесстыдник! — зашептала тогда бабушка. — Дядя любит тебя! Кто же купит тебе пенал, книжку? А цифры?» И твое самолюбие было сломлено.

Я знаю, чем дороже мне моя мечта, тем меньше надежд на её достижение. И тогда я лукавлю: делаю вид, что равнодушен. Но что мог сделать ты? Ты проснулся, исполненный жаждой счастья. Но жизнь ответила: «Потерпи!» В ответ ты буйствовал, не в силах смирить эту жажду. Тогда жизнь ударила обидой, и ты закричал о боли. Но и тут жизнь не дрогнула: «Смирись!» И ты смирился.

Как робко ты вышел из детской: «Прости меня, и дай хоть каплю счастья, что так сладко мучит меня». И жизнь смилостивилась: «Ну ладно, давай карандаши и бумагу».

Какой радостью засияли твои глаза! Как ты боялся рассердить меня, как жадно ты ловил каждое мое слово! С каким старанием ты выводил полные таинственного значения черточки! Теперь уже и я наслаждался твоей радостью. «Один… Два… Пять…» — говорил ты, с трудом водя по бумаге.

«Да нет, не так. Один, два, три, четыре». — «Да, три! Я знаю», — радостно отвечал ты и выводил три, как большую прописную букву Е.

Это интересно: Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал в 1924 году, после переезда писателя во Францию. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Лапти» для читательского дневника. В своей книге автор описал быт дореволюционной России, с большой любовью раскрыл самобытный характер русского народа.

Видео краткое содержание Цифры

В своем труде, под названием «Цифры» Бунин делает основными героями маленького мальчишку и его дядю. Они показаны в теплых взаимоотношениях и давно дружат. Дядя любит племянника, но держит его на расстоянии, потому как придерживается личного мнения о том, что детей баловать очень вредно. Жизнь показана через восприятие взрослого человека с опытом и умением владеть своими чувствами.

Читайте также:  Краткое содержание горячий снег бондарева за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-tsifry.html

«Василий Теркин» (Поэма) Пересказ

  • «Василий Теркин»
  • (Поэма)
  • Пересказ

От автора

Стихотворение, открывающее цикл поэтических повествований о фронтовой жизни и подвигах вымышленного солдата Василия Теркина. Автор знакомит читателя с Теркиным, но лишь поверхностно, как бы давая понять, что настоящее знакомство еще только впереди — когда бойца увидят в деле.

Заодно поэт предупреждает, что его эпопея с Теркиным не похожа на обычные стихотворные циклы: в ней нет начала и конца, иначе она лишилась бы смысла. Война началась внезапно, вырвав людей из обычного течения жизни, а закончилась для каждого по-своему.

Поэтому и стихи о войне должны быть без конца и начала.

На привале

Рота знакомится с Василием Ивановичем Теркиным — солдатом, который на фронте с первых дней войны. Он оказывается хорошим едоком и балагуром, умеет развеселить вокруг себя компанию. Но Теркин — «хват» не только на словах, но и на деле: он знает о войне больше, чем собравшиеся вокруг него.

Солдат объясняет всем на привале, что такое «сабантуй», так он называет какую-нибудь опасную ситуацию во время боя. Теркин учит, что главное для бойца — не терять самообладания и не унывать.

По виду солдата становится понятно, что из таких берутся герои, так что даже странно, что Теркин пока не отмечен медалью.

Перед боем

Автор рассказывает об отступлении Красной армии в первые месяцы войны. Поэт не называет это бегством: солдаты не бежали от войны, а шли за ней — двигались за смещавшейся на восток линией фронта. Был среди тех, кто шел за войной по пятам, и Василий Теркин.

Как «более идейный» он вел с другими бойцами политбеседы, которые неизменно сводились к одному: «Не унывай!» Во время отступления случалось оставаться в тех деревнях, откуда родом какой-нибудь боец. И удивительно: не только этот боец, но и все солдаты его роты были там свои, родные, земляки.

Пока отдыхают солдаты, местный трудится по дому, помогает, чем может жене, которую на рассвете вынужден будет оставить.

Переправа

В стихотворении описана ночная переправа роты на понтонах через замерзающую реку под огнем противника. Переправа сорвалась, на противоположный правый берег попал только первый взвод. Остальные — кто уцелел при обстреле — закрепились на левом берегу в ожидании.

Уже утром солдаты с правого берега замечают бойца в реке, плывущего к ним. Его вынули из ледяной воды, отогрели, выслушали его историю. Это Теркин, он сообщает о том, что первый взвод удачно закрепился и готов обеспечить переправу при огневом прикрытии.

Боец шутит и просит наградить его стопкой, «потому как молодец», чем поднимает настроение остальных.

О войне

Обращение к бойцу с речью о воинском долге. Автор устами Теркина рассуждает, что главное для солдата.

Вывод Теркина (и автора): главное — исправная служба на защите Родины, готовность без сожаления отдать жизнь за правое дело.

Теркин излагает эту мысль простым языком, без высоких слов, что позволяет описать войну как трудную работу, а ее итог — как счастье для тех, кто остался в тылу, т. е. жен и детей.

Теркин ранен

Выполняя приказ «делать связь», Теркин принимает решение для успешного выполнения задания в одиночку уничтожить одну из огневых точек противника, забросав ее гранатами. При этом солдат был ранен из пистолета в плечо и потерял много крови. Спустя сутки бойца подобрало наступавшее подкрепление.

О награде

Теркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщеславия. Почетно вернуться домой с наградой — сразу становишься первым парнем на любой сельской гулянке. А главное — тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить.

Гармонь

Вернувшийся из госпиталя Теркин едет догонять свою роту. Во время вынужденной остановки на морозе Теркин жалеет, что нет гармони — с ней бы лучше согрелись. Выясняется, что гармонь-то есть, но принадлежит она убитому командиру.

Наконец солдаты решают дать гармонь-трехрядку Теркину, чтоб сыграл что-нибудь. И тогда живой, словно в память об ушедших, зачастил «стороны родной, смоленской грустный памятный мотив», а там и другие. От этого всем действительно теплее стало, кто-то пустился в пляс. Тогда водитель решает подарить Теркину гармонь, чтобы она и дальше пела в умелых руках в память о погибшем командире.

Два солдата

Когда рота останавливается в одной из деревень, Теркин квартирует в избе у двух стариков. Солдат помогает им по хозяйству: затачивает пилу, чинит часы. Дед доволен молодым бойцом.

Старик, вспомнив собственную молодость, прошедшую на фронтах Первой мировой войны, похваляется перед старухой удалью Теркина, как своей. Дед и Теркин заводят разговор о фронтовой жизни, спорят. Перед уходом, то ли отвечая на вопрос старика, то ли давая ему клятву, боец говорит, что немца Красная армия побьет.

О потере

Один из бойцов, бородач, теряет кисет, сильно переживая из-за этого. Теркин поначалу вроде соглашается, что солдату потерять кисет — беда. Но потом начинает возражать, уверяя, что есть потери и похуже. Принимается рассказывать про шапку, доставшуюся от приглянувшейся ему медсестры. Такую вещь потерять еще страшней. Но есть и другое, что потерять никак нельзя.

Теркин продолжает перечислять и в конечном итоге приходит к выводу, что на войне по большому счету не стыдно и не страшно потерять вещи, друзей, семью, жизнь — стыдно и страшно потерять Родину.

Поединок

Автор рассказывает о рукопашной схватке Теркина с фрицем. Трудный был бой, словно вся война для Теркина в тот момент сосредоточилась на схватке этих двух солдат — советского и вражеского. А раз так, то нельзя не победить, хоть советский солдат, измотанный лишениями, и слабее, и голоднее.

Теркин, одерживая верх, заключает: с нашим братом — это не с бабами воевать. Но «война не вся», впереди еще много таких боев.

От автора

Небольшое отступление, в котором автор рассуждает о том, чего он хочет добиться своей книжкой. Поэт лишний раз напоминает, что его стихи — «без особого сюжета», поскольку нет сюжета у войны. А воспетый в них солдат — обычный человек, каких тысячи, не заколдованный ни от пули, ни от «осколка-дурака». В строках звучит призыв к бойцам верно служить Родине.

«Кто стрелял?»

Уставшие от боев солдаты, которые расположились по окопам, мечтают о мирной жизни под жужжание майского жука. Неожиданно с неба раздается другое «жужжание» — показывается вражеский самолет. Он кружит над позицией и поливает солдат огнем.

Какой-то храбрец решается подняться из окопа и выстрелить из винтовки в приближающуюся машину. Самолет удается сбить. Генерал требует найти героя. Им оказывается Теркин, который, верно, скоро получит «орден как с куста».

Боец при этом предупреждает других, чтоб не завидовали и не радовались раньше времени: у фашистов сбит не последний самолет.

О герое

Теркин рассказывает о том, как в госпитале видал настоящего героя — с орденом. И было Теркину обидно за родной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и словно все там особое. Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина — сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную землю он старался, а не за личную славу.

Генерал

Теркин расположился на отдыхе — сушит выстиранную одежду и нежится на солнце. На войне таких деньков мало. Вдруг приходит приказ явиться к генералу. Пришлось спешно одеваться в непросохшие вещи и спешить в генеральскую палатку. Дается описание генерала, краткий рассказ о его боевой славе: перед таким генералом и оробеть не грех.

Генерал за сбитый самолет награждает Теркина орденом. Автор рассказывает, сколь почетна для бойца эта награда, а особенно — крепкое рукопожатие генерала. Генерал дает бойцу отпуск, но Теркин отказывается: дом сейчас на занятой немцами территории.

Тогда генерал дает слово, что отпуск не отменяется, а только откладывается: придет время, и они вместе дойдут до дома бойца.

О себе

Небольшое отступление. Автор восхищается родной землей и уверен, что Теркин, хоть и не поэт, а как русский человек испытывал и думал о Родине то же самое.

Бой в болоте

Третий день рота пытается взять Борки. Некоторые из солдат ропщут, кто-то ругает танкистов, кто-то авиацию. Теркин пресекает такие разговоры: бывает и хуже во сто раз.

Сейчас бойцы на отвоеванной земле, в роте, имеют связь, неплохо вооружены — разве можно тужить?! Хуже было, когда прятался от немцев в копне сена, а они пели «Москва моя».

Не стоит сетовать на трудный бой — со временем он будет памятен, словно освобождали большой город.

О любви

Поэт славит женскую любовь, которая в тяжелые минуты придавала силы бойцу. Женская любовь, как уверен автор, «на войне сильней войны и, быть может, смерти». Много дум и волнений, много ласки и тепла вложено в письма любимых.

И сам солдат, читая такое «письмецо», полон дум о милой ему женщине: что с ней, где она, как течет ее жизнь? Любовь к солдату-защитнику делает всех жен удивительно добрыми.

Автор советует женщинам писать бойцам чаще: это для солдат — лучшая награда.

Отдых Теркина

Пока был в госпитале, вроде славно отдохнул Теркин. Здесь, как в солдатском раю, но для настоящего бойца такой рай — не в рай. Нельзя резать краюху штыком, нельзя есть с колена и еще много чего нельзя. Понимает Теркин, что место его — на фронте. И спешит подлечившийся солдат вернуться в строй.

В наступлении

Бойцы берут еще одно селение. Командир смертельно ранен, и тогда вести взвод под огнем противника решается Теркин: «За Родину! Вперед!» — командует он. Селение взято. Солдаты славят перед генералом имя Василия Теркина.

Смерть и воин

Теркин тяжело ранен, к нему в облике старухи является смерть. Она уговаривает бросить борьбу за жизнь, отступить. В обмен предлагает покой. Смерть уверяет солдата, что он все равно не вернется домой живым, а если чудом повезет и вернется, то непременно калекой.

На какой-то миг Теркин дрогнул, поддался уговорам, но поставил условие: в день Победы хоть на миг воскреснуть, чтобы увидеть всеобщую радость. И когда смерть отвечает отказом, Теркин со злобой гонит ее прочь — он решает жить, во что бы то ни стало.

Бойца вскоре находят другие солдаты, хоронившие мертвых.

Теркин пишет

Письмо Теркина из больничной палаты боевым товарищам. Боец с шуткой-прибауткой велит держаться, не унывать. Он обещает непременно вернуться «в родную часть», чтобы — если уж суждено будет погибнуть от пули — встретить смерть среди друзей.

Теркин-Теркин

Вернулся Теркин в родной полк, не может с ходу привыкнуть: все здесь изменилось, это всем раненым, вернувшимся в строй, известно. Но вдобавок ко всему появился в полку новый Теркин — Иван-бронебойщик. Василий недоумевает: знать, Теркин не настоящий. Нет, настоящий — балагур, гармонист, герой, имеет награды.

А то, что рыжий — так это даже лучше, таких девушки больше любят. И уж засомневался Теркин — может, он не настоящий. Старшина объявляет, что отныне каждой роте приписали «своего Теркина», и велит всем спать.

Автор заключает тем, что настоящие герои вроде выдуманного Теркина есть в каждой роте, в каждом взводе, в том числе и однофамильцы.

От автора

Небольшое отступление. Стихотворение написано поэтом в ответ на слухи, которые пошли о Теркине по фронту: все его знают — кто «видел», кто слышал о нем. Многие беспокоятся о судьбе смелого паренька. Автор успокаивает читателей: не погибнет Теркин, «коль войне не вышел срок». И тем более не может умереть герой, когда армия уверенно перешла в наступление и гонит врага с родной земли.

Дед и баба

Вновь оказывается Теркин в том селе и в том доме у гостеприимных стариков, где случалось ночевать. Те не сразу его признали, а только когда солдат завел речь об отремонтированных им часах.

Все теперь по-другому: тогда отступали бойцы, теперь наступают. Дед шутит: наступаешь — стал героем, вновь случится отступать — будешь просто рядовым, как когда-то.

В ответ на шутку слышит серьезное: отступать Теркин больше не намерен, не бывать тому.

На Днепре

Наконец Теркин оказался на берегах родного Днепра. Боец вспоминает проведенные здесь годы — с детства и до того времени, как пошел служить. И солдата берет тоска, что вынужден он вновь оставить смоленскую землю, только теперь уже в глубоком тылу: война идет дальше на запад, за ней следом — бойцы Красной армии.

Про солдата-сироту

Когда рота остановилась под Смоленском, один из солдат отпросился у командира посетить родное село. Оказалось, там почти все погибли, включая и семью бойца, который остался сиротой.

Поэт поет гимн простому солдату, солдату-сироте, который для него важнее генералов и героев. Автор славит солдата-сироту, который прошел через испытания войны и спасал Родину, зная, что «плакать некому о нем».

Автор велит всем помнить о «слезе его святой», которую проронил боец, осиротев на войне.

По дороге на Берлин

Рота Теркина в заграничном походе. Здесь их радостно встречают мирные жители — как иностранцы, так и те из советских граждан, кого война забросила далеко от дома. Среди них немолодая женщина — для всех солдат мать.

Бойцы выделяют ей сани с конем и еще много чего дают с собой в дорогу. Женщина беспокоится, что задержат ее с конем — не положено. Но один из бойцов успокаивает: «Скажешь, Теркин разрешил!»

В бане

«Глубоко в Германии» солдаты заняли пустующий дом и одну из комнат переделали под баню, чтобы всласть попариться. Автор пишет о шрамах бойцов, об этих отметинах войны — вехах фронтовых дорог. И в парной, как на войне для солдата: хлещет веником, как немца бьет, не знает усталости. И в бою, и в «банном труде» одинаков русский человек.

От автора

Заключение эпопеи о похождениях бравого Теркина. Автор признается, что персонаж его выдуман полностью и прототипов у Теркина вроде нет. Но вместе с тем прототипом в той или иной мере послужил каждый русский солдат. Создавая этот собирательный образ, поэт мечтал «о сущем чуде» — чтобы от его выдумки, «на войне живущим людям было чуточку теплей».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://lit.wikireading.ru/44766

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector