Краткое содержание вампилов свидание за 2 минуты пересказ сюжета

Окончательный вариант пьесы А. Вампилова “Старший сын”, краткое содержание которой представлено ниже, был опубликован в 1970 году, автор переписывал пьесу 4 раза. Полная версия написана по действиям, главы построены в виде диалога между героями.

Критики отмечают нестандартный сюжет произведения, которое начинается с фарса и продолжается философской глубиной. По пьесе также был снят великолепный фильм с Николаем Караченцевым и Евгением Леоновым в главных ролях.

Краткое содержание Вампилов Свидание за 2 минуты пересказ сюжетаВ экранизации пьесы были заняты лучшие актёры советского периода

Действующие лица

  • Владимир Бусыгин — молодой человек, случайный гость в семье Сарафановых. Горячий, отчаянный, справедливый студент медицинского института.
  • Андрей Сарафанов — пожилой музыкант. Доверчивый, сочувствующий и переживающий за своих детей.
  • Надя — 19-летняя дочь Сарафанова. Серьезная, умная, искренне переживающая за отца.
  • Васенька — 16-летний сын музыканта. Безнадежно влюблен, страдает и готов уехать подальше от своих переживаний.
  • Сильва — случайный попутчик Бусыгина. Торговый агент, наглый повеса, бабник, любитель авантюр и приключений.
  • Кудимов — жених Нади. Ответственный, живущий по расписанию казармы молодой человек.
  • Макарская — соседка Сарафановых, в которую влюблен Васенька. Работает секретарем в суде, немного эгоистичная.

Очень краткий пересказ

Волею случая два молодых человека оказываются в квартире отца семейства, музыканта Сарафанова. Чтобы не ночевать на улице, один из них (Владимир Бусыгин) притворяется его сыном, о котором раньше ничего не было известно. Вместе с Сарафановым проживают его младший сын Василий и дочь Нина.

Оба планируют уехать из отцовского дома надолго или даже навсегда. Вася безнадежно влюблен в соседку Макарскую, девушку намного старше его, и часто сбегает из-за несчастной любви из дома. Нина же планирует выйти замуж за будущего военного и уехать на Сахалин.

Бусыгин проводит в квартире новых знакомых пару дней, за которые меняет отношение детей к отцу. Владимир влюбляется в Нину, которая отвечает ему взаимностью. Отношения внутри семьи налаживаются. Васенька возвращается домой, Нина передумывает выходить замуж.

После того, как правда вскрывается, Сарафанов продолжает относиться к Бусыгину, как к старшему сыну.

Краткое содержание по действиям

Действие первое

Картина первая После прогулки молодые мужчины провожают девушек до дома. Сильва и Бусыгин рассчитывают заночевать в гостях у новых знакомых, но те им отказывают. Так мужчины оказываются ночью в незнакомом городке, на электричку они не успевают, а следующая будет только рано утром.

Сарафанов возвращается домой, по дороге встречает соседа. Тот втайне работает на похоронах музыкантом, но просит об этом не рассказывать, так как стесняется своего положения.

Вася тайком дожидается возвращения Макарской у ее дома. Он страстно влюблен и готов добиваться расположения любыми способами. Девушка значительно старше его и не отвечает взаимностью, отправляет юношу спать домой.

Тем временем Бусыгин и Сильва ищут приют на ночь, но все попытки оказываются тщетны. Видят, как Сарафанов уходит из квартиры, решают воспользоваться моментом и заходят к нему домой, пока хозяина нет. Застают там Васю, который собирает вещи и планирует срочно уезжать от несчастной любви.

Картина вторая Расстроенный Василий собирает вещи и сочинят прощальное письмо. Старшая сестра Нина, видя неладное, останавливает юношу и забирает рюкзак с вещами. В это время на пороге появляется парочка замерзающих товарищей.

Сильва не придумывает ничего лучше и сочиняет на ходу историю о том, что Бусыгин — внебрачный сын Сарафанова, а значит брат Васеньки. Юноша, ошарашенный внезапной новостью, накрывает на стол и достает выпивку, чтобы отметить встречу.

Сарафанов возвращается домой и предполагает, что Бусыгин действительно может быть его сыном. Он вспоминает о своей случайной связи с женщиной Галиной 21 год назад. Вася поддерживает отца, не обвиняя его ни в чем.

Надя не столь доверчива. Она задает Бусыгину уточняющие вопросы, но тот отвечает верно, так как подслушал разговор Сарафанова и Васеньки. До утра Сарафанов общается со “старшим сыном”, рассказывает о ситуации в семье и том, что дети скоро покинут его. Дочь выходит за военного и переезжает на Сахалин.

Вася хочет уехать зарабатывать в таежные земли. Смущенные Сильва и Бусыгин к утру хотят покинуть дом гостеприимного Сарафанова, но тот их останавливает. Он достает серебряную табакерку, семейную реликвию. Хочет передать ее старшему ребенку, как делали в предыдущих поколениях в этой семье.

Владимиру становится неловко за свой обман, и он соглашается побыть еще немного.

Между Ниной и Владимиром появляется взаимное притяжение, что обескураживает обоих, ведь только что девушка рассказывала о том, какой у нее замечательный жених.

Действие второе

Картина первая Неожиданно Васю зовет на свидание Макарская, чем вызывает его бурную радость. Юноша убегает за билетами в кино, в это время Сильва назначает девушке встречу на то же время.

Нина рассказывает Владимиру, что Сарафанов потерял работу в оркестре и очень стыдится в этом признаться. Он тайно работает на похоронах и танцах, а дети делают вид, что ничего не знают. Вечером она ожидает в гости жениха и хочет познакомить его с Бусыгиным.

Макарская говорит, что передумала встречаться вечером с Васей. Объясняясь с юношей, она раскрывает, что пригласить его попросил Сарафанов. Вася в отчаянии возвращается в дом отца и собирается вновь уезжать.

Картина вторая В доме у Сарафановых появляется Надин будущий муж, курсант авиационного училища. Михаил приносит с собой цветы и шампанское, жалуется на отсутствие времени. Даже после просьбы Нади не намерен задерживаться в гостях.

Вася уходит из дома. Отец семейства нервничает, выговаривается, что дети эгоистичны и черствы. Он собирает вещи и хочет ехать с Владимиром для встречи с его матерью. Тем временем Владимир раскрывает правду Нине о том, что он ей не брат, и признается девушке в любви. Как объяснить Сарафанову все произошедшее, они не знают.

Возвращается торжествующий Васенька. Он поджег квартиру Макарской, чем очень доволен. Чуть позже приходит Сильва весь в следах от пожара. Со злости он раскрывает Сарафанову правду об обмане.

Однако Сарафанов не огорчается. Он уже считает Бусыгина близким человеком и даже предлагает жить у них дома, а не в общежитии. Смущенный Владимир отказывается, но обещает навещать новых знакомых как можно чаще.

Краткое содержание Вампилов Свидание за 2 минуты пересказ сюжетаИллюстрация к книге «Старший сын» А. Вампилова

Основная идея пьесы

В кратком содержании пьесы прослеживается мысль, которую Александр Вампилов несет читателю: родство душ не всегда означает кровное родство. Внешне циничные Бусыгин и Сильва открывают в себе способность к состраданию, пониманию.

По случайному совпадению оказавшись в чужом доме, Владимир становится ближе и понимает “отца” лучше, чем собственные дети Сарафанова. Автор поднимает темы любви, добра, зла, правды и лжи.

Выясняется, что обман не всегда ведет к неприятностям, а иногда становится спасением.

Читать пересказ пьесы “Старший сын” нужно для того, чтобы осознать идею автора: бережное отношение к близким, ответственность за их жизнь и чувства — это залог настоящего семейного счастья. Игры с чувствами других не приводят к добру, а ложь, рано или поздно, все равно выйдет на поверхность.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/vampilov/starshiy-syn.html

Старший сын

Двое молодых людей — студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, — приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку.

Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они — парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.

Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюблённого в неё десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым.

Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца.

Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки.

Вдохновлённый этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца.

Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие — найти в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Продолжение после рекламы:

Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью. Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допускает такую возможность — тогда только закончилась война, он же «был солдат, а не вегетарианец».

Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали… её звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца.

А Сарафанову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушёл из симфонического оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают.

Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.

Брифли существует благодаря рекламе:

Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.

Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своём решении задержаться на день.

Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в родственные рамки.

Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к разговору о Сарафанове.

Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.

Продолжение после рекламы:

Между тем Васенька, ободрённый неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с Сарафановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание с приглянувшимся ей Сильвой.

Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущённо признается, что её неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.

Вечером появляется с двумя бутылками шампанского жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится.

Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина.

Вся компания пьёт за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина

Брифли существует благодаря рекламе:

пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.

Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвётся прочь, боясь опоздать в казарму.

Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошёлся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не брат он Нине. Больше того — он, кажется, влюблён в неё. А между тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном.

Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил её квартиру.

Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый.

Читайте также:  Краткое содержание толстой как мужик гусей делил за 2 минуты пересказ сюжета

Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.

Пересказал Е. А. Шкловский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Источник: https://briefly.ru/vampilov/starshij_syn/

Александр Вампилов — Свидание

  • Александр Вампилов
  • Свидание
  • Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек.

Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты – все в образцовом порядке.

К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции…

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги… Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная…

СТУДЕНТ (поспешно и категорически). Десять рублей!

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки – по три раза в сутки… И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки – тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо… Среднее арифметическое между десятью и тридцатью – двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди… Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель…

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права… Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте… то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю… Поймите, меня ждут…

СТУДЕНТ. Очень рад за вас… (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность…

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились…

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы… (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо… Я прошу вас, вы понимаете, прошу… Я даже признаюсь вам… мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье…

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений.

Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом.

Не уступите в автобусе места – и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: «Уступите мне свое счастье!» С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой.

Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите – вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах…

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы – хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы… Вы самый наглый хам…

СТУДЕНТ (бледнея). Вы… Вы – Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы… Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!… Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней…

СТУДЕНТ (бормочет). Девушка с нежным голосом! Гордая любовь… Первая встреча…

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дышать в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил… Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание…

САПОЖНИК. Хе-хе… Феодал рвет струны…

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Источник: https://libking.ru/books/poetry-/dramaturgy/96326-aleksandr-vampilov-svidanie.html

Краткое содержание пьесы «Утиная охота» А. Вампилова

Пьесу «Утиная охота» Вампилов написал в 1967 году. Произведение отличается достаточно сложной структурой, поскольку состоит из трех частей: реалий жизни главных героев, воспоминаний и промежуточного пласта видений. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Утиная охота» по главам (действиям), которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи пьесы

Главные герои:

  • Виктор Зилов – молодой мужчина, самоуверенный, любвеобильный, раскованный.

Другие персонажи:

  • Галина – супруга Виктора, учительница, хрупкая, утонченная женщина.
  • Кузаков – приятель Зилова, спокойный, немного замкнутый мужчина.
  • Саяпин – лучший друг Виктора, его одноклассник и сослуживец.
  • Кушак Вадим Андреевич – начальник Саяпина и Зилова.
  • Валерия – жена Саяпина, энергичная молодая женщина.
  • Вера – любовница Зилова.
  • Ирина – студентка, новая пассия Виктора
  • Дима – официант, одноклассник Саяпина и Зилова.

Вампилов «Утиная охота» очень кратко

Краткое содержание «Утиная охота» для читательского дневника:

В центре сюжета жизнь простого карьериста и ловеласа Виктора Зилова, которому друзья делают шуточный подарок – похоронный венок, и который начинает представлять, что происходило бы на его реальных похоронах. При этом Зилов часто погружается в воспоминания о самых значимых событиях его жизни и в конце повествования обнаруживает, что вел никчемную, бессмысленную жизнь.

Зилов на самом деле решает покончить жизнь самоубийством и лишь своевременное появление друзей удерживает его от этого шага. Впрочем, самобичевания Зинина продолжается недолго. Вскоре он приходит в себя, и как нив чем не бывало собирается ехать на утиную охоту.

Вспомнив все и проанализировав свою жизнь Зилов решается на самоубийство. Он готов выстрелить, но друзьям удается остановить его.

Вывод:

Пьеса показывает «духовную деградацию» человека. Главный герой существует без каких-либо ценностей. Он с легкостью предает самых близких людей: отца, жену, любовницу, друзей. В итоге, он настолько запутался в себе, что готов пойти на самоубийство. Утиная охота демонстрируется автором как символ духовности. Охота – это единственный шанс героя выйти из порочного круга.

Пьеса учит тому, что существовать без глубоких духовных ценностей невозможно. Бездуховная жизнь пуста и порочна.

Короткий пересказ «Утиной охоты» Вампилова

«Утиная охота» Вампилов краткое содержание:

Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встаёт, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идёт дождь. Зилов пьёт пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание.

Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает с официантом Димой, с которым они вместе собирались на охоту, и чрезвычайно удивлён, что Дима его спрашивает, поедет ли он. Зилова интересуют подробности вчерашнего скандала, который он учинил в кафе, но о котором сам помнит весьма смутно. Особенно его волнует, кто же вчера съездил ему по физиономии.

Едва он кладёт трубку, как в дверь раздаётся стук.

Входит мальчик с большим траурным венком, на котором написано: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Зилов раздосадован столь мрачной шуткой.

Он садится на тахту и начинает представлять себе, как бы все могло быть, если бы он действительно умер. Потом перед его глазами проходит жизнь последних дней.

Воспоминание первое.

В кафе «Незабудка», излюбленном месте времяпрепровождения Зилова, он с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие — он получил новую квартиру. Неожиданно появляется его любовница Вера. Зилов просит Веру не афишировать их отношения, усаживает всех за стол, и официант Дима приносит заказанное вино и шашлыки.

Зилов напоминает Кушаку, что на вечер назначено празднование новоселья, и тот, несколько кокетничая, соглашается. Вынужден Зилов пригласить и Веру, которой этого очень хочется. Начальнику, только что проводившему законную супругу на юг, он представляет её как одноклассницу, и Вера своим весьма раскованным поведением внушает Кушаку определённые надежды.

Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. В ожидании гостей Галина, жена Зилова, мечтает, чтобы между ней и мужем все стало как в самом начале, когда они любили друг друга. Среди принесённых подарков — предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, используемых на утиной охоте для подсадки.

Утиная охота — самая большая страсть Зилова (кроме женщин), хотя пока ему не удалось до сих пор убить ни одной утки. Как говорит Галина, главное для него — сборы да разговоры. Но Зилов не обращает внимания на насмешки.

Воспоминание второе. На работе Зилов с Саяпиным должны срочно подготовить информацию о модернизации производства, поточном методе и т. п. Зилов предлагает представить, как уже осуществлённый проект модернизации на фарфоровом заводе.

Они долго бросают монету, делать — не делать. И хотя Саяпин опасается разоблачения, тем не менее они готовят эту «липу». Здесь же Зилов читает письмо от старика отца, живущего в другом городе, с которым он не виделся четыре года.

Тот пишет, что болен, и зовёт повидаться, но Зилов относится к этому равнодушно. Он не верит отцу, да и времени у него все равно нет, так как в отпуск он собирается на утиную охоту. Пропустить её он не может и не хочет.

Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник.

У Зилова завязывается с Ириной роман.

Воспоминание третье. Зилов возвращается под утро домой. Галина не спит. Он сетует на обилие работы, на то, что его так неожиданно послали в командировку. Но жена прямо говорит, что не верит ему, потому что вчера вечером соседка видела его в городе. Зилов пытается протестовать, обвиняя жену в чрезмерной подозрительности, однако на неё это не действует.

Она долго терпела и больше не хочет выносить зиловского вранья. Она сообщает ему, что была у врача и сделала аборт. Зилов изображает возмущение: почему она не посоветовалась с ним?! Он пытается как-то смягчить её, вспоминая один из вечеров шесть лет назад, когда они впервые стали близки.

Галина сначала протестует, но затем постепенно поддаётся очарованию воспоминания — до момента, когда Зилов не может припомнить каких-то очень важных для неё слов.

В конце концов она опускается на стул и плачет. Воспоминание следующее.

Под конец рабочего дня в комнате Зилова и Саяпина появляется разгневанный Кушак и требует от них объяснения по поводу брошюры с информацией о реконструкции на фарфоровом заводе.

Выгораживая Саяпина, который должен вот-вот получить квартиру, Зилов берет на себя всю ответственность. Только внезапно появившейся жене Саяпина удаётся погасить бурю, уведя простодушного Кушака на футбол.

Читайте также:  Краткое содержание жуковский людмила баллада за 2 минуты пересказ сюжета

В этот момент Зилову приходит телеграмма о смерти отца. Он решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Галина хочет ехать вместе с ним, но он отказывается.

Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить.

Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной. Свидетельницей их встречи случайно становится Галина, которая принесла Зилову плащ и портфель для поездки. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлёт на завтра.

Воспоминание следующее. Галина собирается к родственникам в другой город. Как только она уходит, он звонит Ирине и зовёт её к себе. Неожиданно возвращается Галина и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ.

Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все своё красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней.

Воспоминание последнее. В ожидании друзей, приглашённых по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости. С каждой минутой он расходится все больше, его несёт, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят.

Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьёт его по лицу. Зилов падает под стол и «отключается». Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Припомнив все, Зилов и в самом деле вдруг загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Он уже не играет. Он пишет записку, заряжает ружье, разувается и большим пальцем ноги нащупывает курок. В этот момент раздаётся телефонный звонок. Затем незаметно появляются Саяпин и Кузаков, которые видят приготовления Зилова, набрасываются на него и отнимают ружье.

Зилов гонит их. Он кричит, что никому не верит, но они отказываются оставить его одного. В конце концов Зилову удаётся их выдворить, он ходит с ружьём по комнате, потом бросается на постель и то ли смеётся, то ли рыдает. Через две минуты он встаёт и набирает номер телефона Димы. Он готов ехать на охоту.

Сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году, так как В. В. Маяковский стремился к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Клоп» с цитатами. В пьесе автор высмеивает и осуждает романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы.

Содержание «Утиной охоты» по главам

  • А. Вампилов «Утиная охота» краткое содержание с описанием каждого действия:
  • Действие первое
  • Картина первая

Виктор Зилов просыпается от телефонного звонка. Он «нехотя берет трубку», но в ответ – тишина. Заметив, что за окном идет дождь, мужчина выражает недовольство. Повторный звонок, и вновь тишина.

Виктор сам набирает нужный номер, и в разговоре с собеседником – официантом Димой – уточняет, что долгожданная охота все же состоится. Становится понятно, что у Зилова накануне был весьма насыщенный вечер, и он плохо помнит, как учинил скандал в кафе.

В дверь раздается стук, и мальчик передает ошеломленному Зилову «большой, дешевый, с крупными бумажными цветами и длинной черной лентой сосновый венок». По надписи на траурной ленте он узнает, что венок – от друзей. Подобная шутка совершенно не кажется ему смешной.

В растерянности мужчина садится на тахту и представляет, как все происходило, если бы он действительно умер. Перед глазами Зилова проплывают картины его жизни.

В кафе «Незабудка» в обеденный перерыв приходят Зилов и его приятель Саяпин. Они ждут своего начальника – Кушака, чтобы отметить важное событие – Зилов получил квартиру в новом доме. На вечер намечено празднование новоселья, и Виктор также приглашает официанта – Диму, с которым вместе учился в школе и охотился.

Неожиданно появляется Верочка – молодая любовница Зилова, которая уже порядком ему надоела. При виде шефа он просит Верочку не афишировать их отношения. Девушка представляется одноклассницей Зилова и, узнав, что Кушак отправил свою жену на отдых в Сухуми, начинает заигрывать с ним. Виктор, видя заинтересованность начальника, вынужден пригласить на новоселье и свою любовницу.

В ожидании гостей жена Виктора – Галина – принимается мечтать, что на новом месте их отношения станут, «как в самом начале».

Встретив Кушака, Зилов дает ему понять, что с Верой он может вести себя смело и настойчиво – «Хватайте быка за рога!».

Друзья дарят хозяину дома «предметы   охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, какие на утиной охоте используются для подсадки». Все знают, что охота – самая большая страсть Зилова.

Верочка динамит подвыпившего Кушака, и уходит вместе с приятелем Виктора – Кузаковым.

Картина вторая

На работе Зилов жалуется Саяпину, что шеф срочно требует «модернизацию, поточный метод, молодое растущее производство». Коллеги решают рискнуть и представить начальнику липовый отчет по модернизации на фарфоровом производстве.

Зилов получает письмо от старика отца, с которым он не виделся несколько лет. Оно вызывает в нем волну раздражения, поскольку отец просит его повидаться перед смертью. Виктор ему не верит, считая, что пару раз в год «старик ложится помирать», а он не может пропустить долгожданную утиную охоту.

В кабинете появляется юная девушка по имени Ирина, перепутавшая техническое бюро с редакцией. Понимая, что «такие девочки попадаются не часто», Зилов решает закрутить с ней роман, и представляется сотрудником газеты.

Действие второе

Картина первая

Вернувшись домой только рано утром, Зилов жалуется жене, что вынужден был задержаться на работе. Галина не верит ни одному его слову, поскольку вчера вечером его видели в городе. Оскорбленный Виктор напоминает, что «в семейной жизни главное – доверие».

Узнав, что Галина сделал аборт, Зилов притворно возмущается. Галина не реагирует на мужа, которого успела как следует изучить за шесть лет супружеской жизни.

Картина вторая

Зилов договаривается о свидании с Ириной в кафе «Незабудка», Саяпин ждет похода на футбольный матч. Входит разгневанный Кушак, который требует у них объяснения по поводу липового документа о реконструкции фарфорового завода.

Вину за «серьезную ошибку в работе» берет на себя Зилов, чтобы выгородить Саяпина, готового вот-вот получить квартиру. В этот момент появляется жена Саяпина – Валерия, которой удается смягчить Кушака и отвести его на футбол.

Зилов получает телеграмму о смерти отца – «на этот раз старик не ошибся». Он просит Галину срочно принести деньги, чтобы успеть на самолет.

Перед отъездом Виктор решает пропустить стаканчик-другой в «Незабудке». В кафе Галина случайно застает мужа в компании Ирины. Зилов вынужден признаться девушке, что это его жена, но они «давно уже чужие люди, друзья, добрые друзья». Ради романтического вечера с Ириной Зилов откладывает поездку на похороны отца.

Картина третья

Галина укладывает вещи – она собирается отдохнуть у родственников. Едва за женой закрывается дверь, Виктор звонит Ирине, чтобы пригласить к себе.

Неожиданно возвращается Галина, чтобы сообщить Зилову правду – она уезжает от него навсегда. Она признается, что уезжает к другу детства, который все эти годы был влюблен в нее. Уязвленный Зилов пытается остановить Галину, но она уходит и закрывает ключом входную дверь, чтобы он ей не помешал.

Виктор пускает в ход все свое красноречие, пытаясь убедить жену в своей искренней любви к ней, но она тихонько уходит. Он продолжает сулить счастливую совместную жизнь, не подозревая, что все его излияния слышит уже не Галина, а Ирина. Девушка уверена, что Зилов таким образом признается ей любви.

Действие третье

По случаю предстоящего отпуска и охоты Зилов приглашает друзей отметить это событие в «Незабудке». Он обсуждает с Димой совместную поездку, о которой давно мечтал.

К приходу друзей Зилов успевает напиться, и принимается оскорблять их. Он не останавливается даже перед тем, чтобы унизить Ирину и официанта Диму, которого называет лакеем. Возмущенные гости покидают кафе. Спустя время возвращаются Саяпин и Кузаков, чтобы отвести Зилова домой.

Вспомнив свое поведение накануне, Зилов решает покончить жизнь самоубийством. В квартиру входят Кузаков и Саяпин. Увидев приготовления Виктора, они отнимают у него ружье. После непродолжительной истерики Зилов успокаивается и, как ни в  чем не бывало, договаривается с Димой об охоте.

В основе пьесы «Пигмалион» Шоу, написанной в 1912 году, лежит греческий миф о скульпторе Пигмалионе и его прекрасном творении. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Пигмалиона» по действиям и главам. Остроумие, оригинальность и затрагивание острых социальных проблем обеспечили произведению Бернарда Шоу популярность во многих странах мира.

Видео краткое содержание «Утиная охота» Вампилов

Книга Вампилова носит исповедальный характер. Испытывая нравственные муки, главный герой собирается разрешить внутренний конфликт самоубийством, однако ему не хватает решимости изменить свою жизнь.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/utinaya-ohota.html

«Старший сын» (А. Вампилов)

Цитата: «Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих».

История создания

Этот сюжет интересовал Вампилова с ранних лет. Драматург делал наброски, но к окончательному сюжету пришёл только во второй половине 1960-х.

Проблематика:

  • нравственная (совесть, справедливость, добро);
  • семейная (родство по духу и по крови).
  • Смысл названия: главный герой пьесы Володя Бусыгин, практически случайно выдавший себя за потомка Сарафановых, в конце пьесы фактически принимает на себя все функции старшего сына и заботится о каждом члене семьи.
  • Литературное направление: реализм.
  • Литературный жанр: комедия, драма.

Жанровые особенности: «Старший сын» сочетает в себе признаки комического и трагического, что позволяет нам говорить о совершенно особой жанровой природе этого произведения. Философская «пьеса жизни» сочетает смешное и печальное так же естественно, как и сама жизнь.

Время и место действия: действие пьесы происходит в маленьком посёлке, время действия — середина 1960-х гг.

Действующие лица

  • Володя Бусыгин — студент медицинского института, 21 год.
  • Семён Севостьянов (Сильва) — приятель Володи Бусыгина, по профессии — торговый агент.
  • Андрей Григорьевич Сарафанов — отец семейства, мужчина 55 лет. По профессии — музыкант (играет на кларнете в клубе).
  • Нина — дочь Андрея Сарафанова. Собирается выйти замуж за Михаила Кудимова.
  • Михаил Кудимов — курсант, будущий муж Нины.
  • Васенька — младший сын Андрея Сарафанова, десятиклассник. Влюблён в соседку, Наталью Макарскую.
  • Наталья Макарская — женщина 34 лет, соседка Сарафановых, по профессии — секретарь в суде.

Краткое содержание

Действие первое

Володя Бусыгин и его приятель Сильва провожали девушек и опоздали на электричку. Они заходят в первый попавшийся дом (он принадлежит Сарафановым). Подходя к дому, парни видели хозяина дома и слышали, как он называет своё имя, поэтому могут сказать, к кому пришли.

До визита Бусыгина и Сильвы в доме происходила ссора: Васенька, которому отказала возлюбленная, хочет уйти из дома. Его сестра Нина против: она сама планирует выйти замуж и уехать, а если и Вася бросит родной дом, то отец останется один.

Чтобы парней не выгнали сразу, Сильва рассказывает Васеньке несусветную историю: дескать, Володя Бусыгин — незаконный старший сын Сарафанова, брат Васеньки.

Васенька ошарашен. Пришедший Сарафанов задаёт всякие вопросы, но ответы подтверждают опасения Андрея Григорьевича: этот парень действительно мог бы быть его сыном. Нина просыпается и тоже пытается вывести Бусыгина на чистую воду, но все ответы свидетельствуют, что рассказанная им история правдива.

Сарафанов искренне и душевно беседует с Бусыгиным, просит повлиять на влюблённого Васеньку. Андрей Григорьевич очень рад, что у него появился сын, ведь дочь Нина выходит замуж и уезжает. Потом все ложатся спать.

Наутро Бусыгин будит Сильву и хочет поскорей уехать. Но появляется Андрей Григорьевич. Он очень огорчён, что сын уезжает, и хочет сделать Володе подарок. Пока Сарафанов ходит за подарком, просыпается Нина и привлекает внимание Володи Бусыгина.

Володя думает, какая Нина красивая, и тут Сарафанов выносит ему серебряную табакерку, сообщив, что эта вещица всегда принадлежит старшему сыну семейства Сарафановых. Бусыгин говорит, что останется ещё на один день. Все этому рады.

Володя и Нина убирают в доме и разговаривают о женихе Нины (тот уже не нравится Володе, хоть они ещё и не познакомились).

Действие второе

Наталья Макарская говорит с Васенькой и посылает его за билетами в кино. Как только Васенька уходит, появляется Сильва и начинает ухаживать за Макарской.

Читайте также:  Краткое содержание балета спящая красавица за 2 минуты пересказ сюжета

В это время Нина рассказывает Бусыгину об отце: из филармонии Андрея Григорьевича уволили, теперь он играет на похоронах, но от детей это скрывает, а Нина и Вася делают вид, что ничего не знают. Входит радостный Васенька, он купил билеты в кино.

Макарская берётся пришить Васеньке пуговицу, но в кино идти наотрез отказывается. Вася догадывается, что у Макарской свидание. Раздосадованная его навязчивостью, Наталья говорит, что только из жалости к Андрею Григорьевичу разговаривает с Васенькой. Молодой человек убегает: он снова хочет уйти из дому, но потом просто запирается в своей комнате и ни с кем не разговаривает.

Семью Сарафановых посещает жених Нины Михаил Кудимов. Он категорически не нравится Бусыгину: слишком равнодушный, ведёт себя как хозяин. Кудимов никогда не опаздывает, поэтому дожидаться Андрея Сарафанова не намерен. Но Сарафанов всё же приходит.

Кудимов пристально разглядывает Сарафанова, пытаясь вспомнить, где его видел, и наконец радостно вспоминает: на похоронах! Андрей Григорьевич играл музыку на похоронах. Все пытаются убедить Кудимова, что он ошибся. Сарафанов расстроен. А тут ещё Васенька снова уходит из дому.

Сильва тоже собирается — «по делам».

Нина просит у Кудимова прощения за поведение брата и настаивает, чтобы Михаил остался, но тот равнодушен ко всему: ему пора в казарму. Сарафанов совсем огорчается и кричит, что это он сейчас уйдёт… Володя Бусыгин неожиданно говорит, что не оставит отца и, если понадобится, будет жить с ним.

Позднее Бусыгин беседует с Ниной наедине. Девушка решила никуда не уезжать: отца оставлять нельзя. Бусыгин сознаётся, что он не брат Нины, и говорит, что любит её. Нина очень рассержена.

Тут приходит Андрей Григорьевич с новой идеей: он поедет в Чернигов, родной город Бусыгина, и женится на его матери, чтобы восстановить семью. Сразу после этого прибегает Васенька: он понял, что к Макарской пришёл мужчина, и поджёг дом неверной возлюбленной.

Появляется Сильва в обгоревших штанах: конечно, он и был тем самым любовником Макарской. За ним следует сама Наталья Макарская.

Бусыгин очень сердится на Сильву и хочет его выгнать. Тогда Сильва открывает тайну Бусыгина: он вовсе не сын Сарафанова. Андрей Григорьевич слышит, но не хочет признавать. Он настаивает: как бы там ни было, Володя Бусыгин — его сын. Сарафанов просит Володю жить вместе с ними. Бусыгин растерян, растроган, влюблён и обещает приезжать каждый день, а сегодня снова опоздал на электричку…

Экранизация

«Старший сын» (СССР, 1976, Андрей Сарафанов — Евгений Леонов, Володя Бусыгин — Николай Караченцев, Сильва — Михаил Боярский).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В чём общность образов Андрея Сарафанова и Володи Бусыгина?

Ответ. И для первого, и для второго характерны человечность, трепетное отношение к ближнему, к семье.

Что Андрей Григорьевич Сарафанов хотел подарить своему «старшему сыну» Володе Бусыгину?

Ответ. Серебряную табакерку.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/starshij_syn_a_vampilov.html

Открытый урок литературы по пьесе А. Вампилова «Свидание»

  • Открытый урок литературы по пьесе А. Вампилова «Свидание»
  • Хайбулаева Патимат Хабибовна, учитель русского языка и литературы
  • Цель урока:
  1. Привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;

  2. Воспитать вежливое уважительное отношения к людям, понимание того, что поведение человека не должно зависеть от ситуации, иначе случайность может стать причиной серьезных неприятностей в жизни, исправить которые не всегда возможно.

  3. Школьники повторят особенности драматического произведения, научатся анализировать пьесу А.Вампилова «Свидание»: работать с текстом драматического произведения, авторскими ремарками, сформируют навыки выразительного чтения текста по ролям.

  4. Знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения.

  5. Литература к уроку: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (Раздел воспоминания и размышления).

  6. Теория литературы: драма, конфликт, авторская ремарка.

  7. Словарная работа: кустарь, благообразный, штиблеты

Оборудование: презентация с фотографиями, таблицами; карточки с текстом. Для оформления кабинета к уроку можно использовать портрет А. Вампилова

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию произведения.

В этом году исполняется 70 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти одного из самых интересных драматургов нашего времени, для которого тема любви, взаимопонимания, верности, сердечной чуткости была, пожалуй, главной.

Мы не можем не знать этого замечательного человека еще и потому, что родился он в поселке Кутулик Иркутской области. Человек, которого знает весь мир,- наш земляк. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.

Вампилова «Свидание».

  1. Словарная работа: записываем в словари.
  2. Кустарь — ремесленник, занимающийся кустарным (нефабричным) трудом.
  3. Благообразный — приятный по внешнему виду, внушающий уважение своей наружностью.
  4. Интеллигентность — от «интеллигентный» — принадлежащий к интеллигенции, а также обладающий большой внутренней культурой.

«Обуженные в мастерской брюки» — в описываемую Вампиловым эпоху (конец 50-х — начало 60-х гг.) в моде были узкие брюки. Но промышленность их не производила, и модники обуживали брюки в мастерских. Кроме того, следование «острой» моде в те времена многими людьми оценивалось негативно, как признак подражания западу.

«Стиляг» (так называли модников) высмеивали в газетах, порицали в трудовых коллективах. В этой пьесе Вампилов изображает героя, далекого от совершенства, но следующего последней моде в одежде, тем самым подчеркивая ироническое к нему отношение.Перед нами небольшое произведение — пьеса А.Вампилова «Свидание». -К какому роду литературы оно относится? Аргументируйте ответ.

(Это драматическое произведение, т.к.предназначено оно для игры на сцене. Действие ,отношение к героям драматург раскрывает через слова .) -Что является средствами характеристики действующих лиц в драматическом произведении? (диалоги и монологи).

— Что такое ремарки? Какую роль они выполняют в пьесе?(авторские замечания, помогают понять душевное состояние героев, могут дать сведения о возрасте, внешнем облике, месте действия)

2. Анализ драматического произведения.

Ученики читают сцену по ролям.

3. Работа над теорией

К какому роду литературных произведений относится эта сцена? Познакомьтесь со статьей «драма, драматическое произведение, диалог» в теоретическом разделе учебника.

— В чем особенность построения драматических произведений?

— Укажите в этом тексте элементы диалога, монолог, авторскую ремарку.

— Что является основным средством изображения жизни в драме? (Диалог.)

  • — Что проявляется в диалогах?
  • (Борьба, напряженное взаимодействие героев — конфликт.)
  • Конфликт1 — столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.
  • Определение конфликта записывается в словарик.
  • — К какому драматическому жанру относится эта сцена: комедии, драме или трагедии?
  • — Над чем смеется здесь зритель?
  • — Только ли смех стремится вызвать в зрителе и читателе автор?

4. Работа над текстом.

Обратите внимание на заглавие: «Сцена из нерыцарских времен». У А.С. Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари.

— Что же хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок? (Сценка вполне могла произойти в наши дни).  -Наше время: рыцарское или нерыцарское? (Во все времена есть люди, способные защитить слабого, пожертвовать собой ради любимой женщины, способные на подвиг. Но ситуация, описанная в пьесе, на рыцарскую не похожа).

  1. -Почему Вампилов, описывая одну ситуацию, говорит о нерыцарских временах? (такие ситуации повторяются все чаще)
  2. Определите по словарю значение слова «рыцарь»

Рыцарь  1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

2. Самоотверженный благородный человек.

В использовании второго значения слова часто подчеркивается благородное отношение именно к женщине как отголосок средневекового культа Прекрасной Дамы.

— В каком значении использовано это слово у Пушкина, и в каком — в Вампилова?

(Вампилов использует многозначность слова, чтобы подчеркнуть «нерыцарское», неблагородное поведение юноши. Комизм ситуации в том, что юноша, спеша к одной «Прекрасной Даме», невежлив и даже груб с другой, и она оказывается его предполагаемой избранницей.)

— Обратите внимание на речь и поведение персонажей. Чем они интересны?

— Как автор с помощью ремарок подчеркивает нарастание напряжения (конфликта)?

5. Работа над названием пьесы.

Итак, благодаря писателю, мы словно подсмотрели одну из уличных сценок. -Что же произошло на улице в самый обычный день? (кратко сюжет).Анализ действующих лиц. Героями пьесы являются сапожник, студент и девушка.

-Что вы можете рассказать о каждом из этих действующих лиц?Сапожник- бородатый, благообразный старичок с задатками интеллигентности, он с чувством юмора, в хорошем настроении.Студент производит впечатление остроумного, веселого. находчивого парня.

— Но что в поведении студента вас насторожило, не понравилось? (торгуется со старым человеком, фраза «Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте. (у студента не было основания оскорблять сапожника, он его совсем не знает) -Как вы думаете, мог ли такой человек понравиться девушке? (почему бы и нет.

Красивый, образованный, веселый). Так и случилось. Иначе бы девушка не согласилась прийти на свидание. -Как состоялось знакомство? (по телефону, разговаривали довольно долго, 3 месяца).

-Как вел себя студент во время телефонных разговоров? Что же случилось? Почему свидание не состоялось?

 -Как вы объясните причину случившегося? (причина в грубости студента).Попробуем разобраться. -Как вы думаете, зачем драматургу понадобился такой сюжетный ход: он перед свиданием спешит починить башмаки, она по воле автора здесь же ломает каблук? (на назначенном свидании каждый бы старался казаться как можно лучше, а здесь каждый был таким, какой он есть на самом деле).

Вернемся к этому моменту: девушка ломает каблук. С каким чувством она это обнаруживает? (с отчаянием)Жалко обувь? (нет, она спешит на свидание, а тут…)Вот и встретились наши герои, не подозревая, кто есть кто, не подозревая, что сейчас им предстоит пройти испытание, которое приготовил для них автор.

-Как повели себя герои?Попробуем понять каждого и передать это в чтении по ролям. Но чтобы точнее передать характер действующих лиц, поработаем с ремарками, сопровождающими диалог. Ремарки к речи юноши попробуют сделать девочки, а к словам девушки-мальчики.Каждому учащемуся выдается таблица с текстом.

Необходимо подобрать ремарки, которые помогут разобраться в ситуации и выразительно прочитать текст по ролям. Проверка осуществляется по тексту.

Чтение по ролям сцены спора.

Анализ сцены спора.  -В чем суть спора действующих лиц и на чьей вы стороне? ( нельзя оправдать поучительный, высокомерный тон студента, отсутствие чуткости. Ведь ему доверили: решается судьба, зависит счастье.

) -Каким предстает в споре каждый из героев? ( юноша поучает, наступает, насмешки его обидны и неуместны, в конце концов он грубит девушке; девушка умоляет, просит, уговаривает и только в ответ на хамство юноши произносит слово хам. А разве она не права?)В тексте Вампилов использует выражение элементарная вежливость.

 -Как вы понимаете это выражение?  -Был ли выход из создавшейся ситуации?В русском языке есть много способов выразить вежливость даже в случае отказа.

-Какие слова мог бы использовать студент, чтобы не обидеть девушку и при этом отказать ей в просьбе?

Обобщение по тексту пьесы.

 -Так состоялось свидание, первое свидание?(состоялось, но не таким, каким его себе представляли герои) -Каков же итог? (девушка разочарована, юноша ей нравился, иначе она бы не согласилась бы на свидание, произошло крушение надежд) -А он? (и юноша разочарован, ведь он не чувствует собственной вины) Но он сожалеет о случившемся, ведь все могло быть по другому.-А вы заметили, что автор оставляет финал открытым? Он приглашает нас в соавторы. И мы, исходя из своего жизненного опыта, представлений о том, что хорошо, что плохо, что нравственно и безнравственно, додумываем эту историю. -Как бы мы поступили в данной ситуации?А.Вампилов был очень счастлив со своей женой Людмилой. Может быть одной из причин счастливой совместной жизни было умение Вампилова поступать порядочно и честно всегда, в любой ситуации.

В.Распутин сказал о Вампилове: «Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души». Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам достоин того же.

Творческое задание. Попробуйте изменить сюжет в момент развития действия или кульминации и привести героев к счастливому финалу.

1. Опишите ту же сцену, но только герои в ней добры по отношению ко всем, а не только по отношению к тем, кто им понравится.

2. Поразмышляйте (письменно или устно) над тем, как изменилась бы жизнь, если бы это было так.

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-literaturi-po-pese-a-vampilova-svidanie-3722041.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector