Краткое содержание васильев экспонат номер № за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение Васильева «Экспонат №» довольно драматично и депрессивно. Начинается оно с того, как в октябре 1941 года в коммунальной квартире проходят проводы молодого человека Игоря на фронт. Сосед Володя, который был ранен, давал парню советы, так как больше сделать это было некому — отца у Игоря не было. Мать Анна Федоровна проводила сына взглядом.

За все время службы сына, Анна Федоровна получила всего навсего одно письмо, где Игорь рассказывал о военных действиях и просил о том, чтобы мать прислала ему адрес девушки Риммы, которая жила в соседнем подъезде. Он хотел, как и все солдаты, получать весточки из дома. Второе письмо было получено женщиной уже от сержанта Вадима, в котором он сообщал о том, что его друг Игорь погиб. Следом мать получила похоронку.

Из всех лиц мужского пола, которые проживали в коммуналке, невредимым пришел лишь сосед Володя. Немного погодя он женился на Римме, чем очень огорчил Анну Федоровну. Она заочно считала ее девушкой своего погибшего сына. Вечерами Анна читала письма от Игоря.

Так как делала она это каждый вечер, то с них были сняты копии, а подлинники бережно лежали в тумбочке. Позже у Риммы и Владимира родился мальчик. Сначала Анна не обращала на него внимания, но позже привыкла к нему и практически стала для мальчика бабушкой.

Через некоторое время на свет появилась и дочь Валя.

По истечении долгого времени женщина вышла на пенсию и стала присматривать за детьми. Однажды она смотрела телевизор, и ей почудилось, что там она увидела своего сына. С этого момента Анна Федоровна постоянно сидела у экрана, с надеждой вновь его лицезреть. Такое времяпровождение не прошло даром — женщина стала слепнуть и уже была не в силах перечитывать письма Игоря.

На этот момент времени сын Риммы и Владимира женился и уехал из коммуналки, а их дочь Валя, так и не выйдя замуж, родила девочку. Малышку назвали Таней. Когда она подросла, то по просьбе ослепшей Анны, перечитывала письма сына.

После очередной годовщины победы к Анну Федоровну навестили пионеры. Они просили ее показать письма Игоря. После их просмотра одна девочка из пионеров попросила женщину отдать письма им. Обосновала она эту просьбу тем, что женщина все равно скоро умрет и письма ей не пригодятся, а пионеры отнесут их в музей для выполнения плана. Анна разозлилась и выгнала их.

Этим же вечером обнаружилось то, что письма исчезли. Женщина больше не слышала голос сына, перечитывая их. Горе ее было огромно. Казалось, что не прошло оно даже после ее смерти.

Письма в музее на всеобщее обозрение так и не выставили. Они остались пылиться вместе с другими документами с пометкой «Экспонат №».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Васильев. Все произведения

Экспонат номер №. Картинка к рассказу

Краткое содержание Васильев Экспонат номер № за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • История создания поэмы Мцыри Лермонтова кратко
    «Мцыри» — романтическая поэма в стихах, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Произведение увидело свет в 1840 году в сборнике под названием «Стихотворения М. Лермонтова».
  • Краткое содержание Лето Господне Шмелёва
    В повествовании описываются события, произошедшие в течение двух лет, и описываются так, как будто бы воспринимаются глазами ребенка, Вани, — воспоминания того, что было в детстве, что ярко запомнилось
  • Краткое содержание Солоухин Закон Набата
    В произведении «Закон набата», созданном советским писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным, рассказывается о селе, в котором сразу загорелось несколько домов.
  • Петрушевская
    Творческая жизнь Людмилы Стефановны Петрушевской началась в школьные и студенческие годы. Она писала рассказы, стихи и в то время еще не планировала становиться писателем.
  • Краткое содержание Черный человек Есенина
    Человек, от лица которого написана поэма, чувствует себя очень плохо. Он не знает, что является причиной его боли: разбушевавшийся ветер или, быть может, вино. Он испытывает странные ощущения

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilev/ehksponat-nomer

Экспонат № — краткое содержание рассказа Васильева (Экспонат номер)

Рассказ повествует о судьбе Анны Федоровны, которая растила одна своего сына Игорька. Когда ему было три года, гражданский супруг Анны Федоровны ушел из семьи, она разменяла комнату, переехала в небольшую коммуналку, назвалась вдовой.

1941 год молодого парня забирают на фронт, сосед Володька, который ранее получил тяжелое ранение, дает ему советы. Игорек с фронта пишет единственное письмо, потом приходит письмо от сержанта, который рассказывает о гибели своего друга – Игоря. Спустя неделю появляется похоронка.

Эти письма остаются единственным воспоминанием о сыне, женщина ежедневно их перечитывает, там звучит голос сына и сержанта. Похоронку она не читает, похоронка «молчит». В период войны Анна работает сцепщиком на вокзале, делится своей пайкой с сиротами в коммуналке.

После войны в квартире остается только Володя, за него выходит Римма, которая виделась Анне Федоровне девушкой Игорька.

Женщина грустит об этом, но становится на свадьбе названной матерью, сына обещают назвать Игорем, но Римма записывает Андреем, они в ссоре полгода, но потом нужно заботиться о заболевшем мальчике, Анна становится бабушкой.

Владимир и Римма покупают всю коммуналку, пять комнат, анна Федоровна остается смотреть за внуками. Там же живет теперь и взрослый инженер Андрей и дочка Володи и Риммы Валя, которая без отца рожает девочку. Теперь та вечерами читает женщине письма от сына и сержанта.

Анна Федоровна начала слепнуть, так как на одном из парадов по телевизору кажется увидела Игорька, его силуэт и после этого начала фанатично вглядываться в экран.

Читать она больше не может, но точка Вали Танечка читает письма каждый день, благодаря этому женщина снова слышит голос сына и сержанта, которые звучат там.

История продолжается до 1985 года, очередная годовщина окончания войны, Римма приглашает людей, которые помнят сына Анны Федоровны, женщина счастлива по этому поводу.

Также следует описание воспоминаний женщины о своем сыне, жизни с ним и без него, на протяжении всего рассказа автор подчеркивает факт того как звучит голос в письмах.

Когда женщина слепнет, голос перестает звучать, та как она не может читать, но потом появляется Танечка и пожилая женщина доверяет ей самую большую свою тайну и голос снова звучит, сын как бы остается живым с ней.

Письма читаются ежедневно как обязательный ритуал.

Однажды после годовщины 1985 года к Анне Федоровне приходят пионеры, у них план по сбору экспонатов для военного музея в школе. Они узнали о письмах, просят показать и потом одна из девочек требует ей отдать эти письма. Женщина выгоняет пионеров, но письма исчезают, Анна Федоровна вспоминает, как дети шептались у комода, где лежала заветная шкатулка.

В комнате наступает тотальная тишина. Эта образная тишина, точнее она наступает только для Анны Федоровны в ее сознании, письма больше не звучат и не зазвучат, но начинает греметь похоронка и женщина начинает рыдать, она умирает и даже труп истекает слезами. Украденные письма в школьном музее оказываются не нужны, их оставляют в запасниках под маркировкой экспонат №.

← Вам привет от бабы Леры
← Не стреляйте в белых лебедей↑ ВасильевЛетят мои кони →
Завтра была война →

Краткое содержание Васильев Экспонат номер № за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/vasilev/ehksponat-nomer-rasskaz

Краткое содержание повести "А зори здесь тихие" Б. Васильева: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

Главная страницаПовесть «А зори здесь тихие»

Краткое содержание Васильев Экспонат номер № за 2 минуты пересказ сюжета
«А зори здесь тихие».
Кадр из фильма 1972 г.

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева является одним из самых известных произведений о Великой Отечественной Войне. В этой статье читайте краткое содержание повести «А зори здесь тихие»: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении.

Также смотрите краткий пересказ повести по главам.

Смотрите: Все материалы по повести «А зори здесь тихие»
Май 1942 года. Советский Союз воюет с немцами. Где-то в глубинке России в деревне несет свою службу разъезд (военное подразделение). Комендантом разъезда является 32-летний старшина Федот Васков, добрый и ответственный человек. Однажды разъезд Васкова получает пополнение в виде группы девушек-зенитчиц. Девушки вносят оживление в тихую жизнь подразделения. По ночам зеничицы стреляют по немецким самолетам, а днем занимаются хозяйством, загорают и т.д.

В июне одна из зенитчиц, Рита Осянина, замечает в лесу двух немцев-разведчиков, которые идут к стратегическим объектам СССР. Узнав об этом, Васков собирает команду из 5 зенитчиц и ведет ее на поиски врага. В команду, помимо Васкова, входят Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и Соня Гурвич.

В лесу команда Васкова обнаруживает, что немцев не двое, а шестнадцать человек. Васков понимает, что враг превосходит его по численности и с ним нельзя открыто сражаться.

Однако старшина также понимает, что немцев нельзя пускать дальше к их цели. Васков посылает за помощью на разъезд одну из зенитчиц, Лизу Бричкину. По дороге Лиза тонет в болоте.

В результате на разъезде никто не догадывается о том, что отряд Васкова попал в беду.    

Тем временем Васков и девушки-зенитчицы следят за немцами в лесу и пытаются запутать их, чтобы выиграть время в ожидании помощи. Немцы в свою очередь наблюдают за противником.

В конце концов между отрядом Васкова и немцами происходят столкновения, в ходе которых все девушки-зенитчицы самоотверженно погибают. Раненый Васков остается один на один с врагом. Он отыскивает спящих немцев в лесу и берет их в плен.

Теряя сознание, раненый Васков приводит пленных на разъезд. 

После войны Васков остается инвалидом без руки. Он усыновляет сына Риты Осяниной, одной из погибших девушек-зенитчиц.

Конец.

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/04/kratkoe-soderzhanie-a-zori-zdes-tihie.html

Экспонат №

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда — хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки.

Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка.

Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Продолжение после рекламы:

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька.

Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке.

Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой».

Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем — в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша. Однажды Андрюшка заболел.

Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

Брифли существует благодаря рекламе:

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын.

«К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную.

На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

Читайте также:  Краткое содержание улицкая бумажная победа за 2 минуты пересказ сюжета

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька.

С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром. Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать.

Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

Продолжение после рекламы:

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись.

Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой.

Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма.

Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки.

Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.

А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №».

Источник: https://briefly.ru/vasilev/eksponat/

Краткое содержание Васильев Экспонат номер (Экспонат №) для читательского дневника

В этом произведении передана трогательная история памяти солдата, погибшего на второй Мировой войне. Его мама Анна Федотовна осталась совсем одна, старушка уже почти слепа, единственное, что ее держит в этом мире — драгоценные письма сына с фронта, точней, единственное письмо. Второе — уже сообщение от его товарища о гибели.

И вот к бабушке приходят пионеры с просьбой отдать драгоценные письма для музея, но она с возмущением отказывается.

Получается так, что пионеры не останавливаются – «конфискуют» письма, более того, зачитывают их практически на весь город.

Анна слышит этот голос «с того света», плачет, заново переживает весь ужас, который она, казалось, скрыла в своей душе. В итоге, для писем этих не нашлось места в экспозиции музея, их положили в запасники под номером. 

Рассказ учит тому, что рано или поздно придется пережить все то, что люди прячут в своей душе — слишком сильные эмоции, почти всегда болезненные. Однако пережить их, проплакаться — лучше, чем копить их грузом на сердце. 

Читать краткое содержание Васильев Экспонат № (номер)

Начинается всё со сцены проводов сына Анны Федотовны (Игорька) холодным утром на войну. Отец ушел уже довольно давно. Теперь очередь за этим молодым человеком. Мать, прижимая руки ко рту, чтобы не разрыдаться, смотрела на него — совсем еще худенький мальчишка. Он оставлял ее одну.

Вообще, в их пятикомнатной коммуналке теперь было только пять женщин. Все они с болью провожали этого мальчика. Был еще раненный на поле боя сосед, который в то утро давал наставления, например, не забыть ложку. Игорек смущался, ему хотелось успокоить родных.

Мама даже не могла его проводить до военкомата, так как у нее не было сменщицы, а работы еще много. Игорек пообещал вернуться…

Но не смог сдержать обещания.

У матери осталось только одно его письмо. Может, и были другие, но они затерялись в тыл. В этом письме сын говорит, что фрицев бьют, и текст его письма вполне оптимистичен. Игорек вспоминает девушку из соседнего подъезда — Римму. Он просит, чтоб она ему написала, ведь всем солдатам пишут, а ему — нет. Он был ещё слишком молод, чтобы начать отношения с девушкой.

Другое письмо (от друга Игоря) начинается со слов «Игорек был». И Анна Федотовна все понимает. Вспоминает своего мальчика… Ей ужасно больно, ужасно. Но жизнь продолжается.

Война окончилась, в их квартиру вернулся лишь один мужчина, но и тот — калекой. Соседка, которую Игорек просил ему написать, вышла за солдата. Опять зазвучал в городе смех, музыка.

Но вот Анна практически перестала чувствовать что-то после того шока. Она жила теперь, как робот. 

Проходит много лет. К постаревшей Анна Федотовне приходят бодрые пионеры. Дети объясняют, что знают о письмах с фронта, просят их показать. Анна, которая уже плохо видит и слышит, достает знакомое письмо из шкатулки. Она с нежностью гладит бумагу, которой касался ее сын.

Пионеры говорят, что им письмо нужно. Но старушка не может отдать эту часть себя! Дети, воспитанные на идеалах коммунизма, возмущаются, ведь это не частная собственность, а теперь уже достояние общественности. Письмо — память для всех! И ещё они хотят показать себя взрослыми.

Кроме того, у детей совсем не детский тон, а официальный. Неприятные ощущения у Анны Федоровны… Она готова отдать для школьного музея копии, но гости возмущенно отказываются. Тогда ей приходится попросить их убрать письма на место. Дети шепотом переговариваются, спорят, мол, кто из них трус. В итоге, они забирают — воруют письма. 

Анна чувствует что-то подозрительное. Когда она обнаруживает пропажу драгоценных писем, то впервые за почти полвека рыдает. Ощущение, что письма вынули из ее сердца. И вот она слышит голос (холодный и официальный), который зачитывает похоронку. 

Анна освободилась от того, что сковывало ее долгие годы. Заново пережила всю боль, которую когда-то не могла принять. Мысленно она отрицала, что ее сын погиб, поэтому и сама не жила, а существовала.

Она будто слышала в этой озвученной похоронке холодный голос самой смерти… А пионеры получили похвалу за рвение. Вот только не нашлось места для этих писем в их музее. Письма убрали далеко — присвоив ему номер, убрали в запасники.

Но это письмо выполнило свою важную миссию, пусть и почти через полвека. 

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/vasilev/ehksponat-nomer

Краткий пересказ Экспонат № Васильев *Общие критические статьи —

Игорь ушел второго октября одна тысяча девятьсот сорок первого года на войну. Володя ( сосед ) советовал пареньку брать только ложку и кружку — он уже был на войне, но был ранен и вернулся домой.

Анна Федотовна — мама Игоря — сильно плакала, она даже толком не могла проводить своего сына, так как работала сцепщиком вагонов. Спустя некоторое время женщина получила два письма: 1) от Игоря ( оно было о том, что у него все хорошо; 2)письмо от сержанта и похоронка ( письма были о том, что Игоря убили) .

Вот пришел с войны сосед Владимир ( Володя ) — вместе с ним пришла и Победа — женился он на Римме, с которой мечтал переписываться Игорь. Каждый день перед сном Анна Федотовна читала письма и мечтала о том, чтобы ей приснился сын.

Годы шли, Римма родила своего первого ребенка, которого Владимир хотел назвать Игорем, а Римма хотела назвать Андреем, что, в итоге, и произошло. Как и суждено всем детям, Андрей как-то заболел, а температура поднялась у него до тридцати девяти градусов.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Анна Федотовна взялась за его лечение, а потом и вовсе к нему привязалась. Спустя некоторое время родилась у Риммы девочка Валентина, которую назвали в честь матери Володи. Анна Федотовна же жила все это время с молодыми и помогала им по хозяйству.

Прошло некоторое время, наступил юбилей Победы, в течении всего этого дня показывали фильмы на военную тему. Как-то Анна Федотовна посмотрела один раз в телевизор и увидел там образ своего сына, после чего стала просматривать все ежедневные фильмы и программы, чтобы еще раз увидеть своего сына. От такой ее деятельности у женщины испортилось зрение и ей прописали очки.

Дети Риммы и Владимира уже совсем выросли: Валентина стала студенткой медицинского училища, а Андрей женился и переехал. Сам Владимир скончался в семидесятых.

Спустя время уже сама Валентина родила дочь, которую назвали Танечкой, Анна Федотовна же окончательно ослепла, поэтому, когда Танечка подросла и научилась читать, то она заменяла свою мать и читала письма Анне Федотовне каждый день пред сном.

Анна Федотовна, просыпаясь по ночам, в тишине, вспоминала своего сына малышом, все его истории.

Вот настал тот день, когда нашей героине исполняется восемьдесят лет. Как-то Таня привела своих друзей-пионеров в квартиру.У детей было задание: принести данные на тему :»Нет неизвестных героев».

Они хотели взять письма старушки, но сама она им этого сделать не разрешила, поэтому пионеры пошли на ужасный поступок — кражу этих самых писем.

Сначала, разумеется, Анна Федотовна не поняла, что ее драгоценные письма украли, но вот наступает то момент, что она хочет снова послушать содержимое своих писем, Римма пришла ей почитать, но, как оказалось, оригиналов писем нет.

Анна Федотовна стала терять сознание, ей оказали помощь, но в скором времени она скончалась. Детей же, которые украли дорогие сердцу нашей героини письма, похвалили. А письма положили в самый дальний ящик в красную папку с названием «Вторичные материалы к истории Великой Отечественной войны» и пометкой «Экспонат №…».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id12132

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=12132

Краткое содержание рассказа Васильева “Экспонат №”

Игорек ушел на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжелым ранением, давал ему мужские советы – больше это сделать было некому, у Игоря не было отца.

Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Федоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда – хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Федоровна

получила от сержанта Вадима Переплетчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Еще через неделю пришла похоронка.

Оплакав сына, Анна Федоровна “перестала кричать и рыдать навсегда”.

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой “горько справляла коммунальные поминки”. Пятеро овдовевших женщин “живой стеной” ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Федоровна с трудом смирилась с этим – для нее Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплетчикова.

Бумага совсем истрепалась, и Анна Федоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Федоровне. Только один раз обида “пробежала черной кошкой”. Владимир, на свадьбе которого Анна Федоровна была посаженной матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем – в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша.

Читайте также:  Краткое содержание роза мира андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Федоровне, и с тех пор она стала для мальчика “самой настоящей бабкой”. Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребенка, но родилась девочка Валечка.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Федоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос ее сын.

“К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру” с условием, что одна комната будет переделана в ванную.

На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Федоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Федоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита.

Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Федоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора “КВН”, надеясь еще раз увидеть сына.

Это не прошло для нее даром. Анна Федоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, “без всякого замужества родила девочку”. Для окончательно ослепшей Анны Федоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма.

Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Федоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос “А где папа?”. С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил ее, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой.

Анна Федоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Федоровны. Римма пригласила всех, кто еще помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Федоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма.

Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Федоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрет, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Федоровне была неприятна наглая напористость пионерки.

Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Федоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка.

Вокруг Анны Федоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный – это заговорила похоронка.

Слезы продолжали медленно течь по щекам Анны Федоровны даже после того, как она умерла.

А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью “Экспонат №”.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-vasileva-eksponat/

Читать

Борис Васильев

Экспонат №…

***

Игорек уходил ранним утром 2 октября 1941 года. В повестке значилось, что он «должен явиться к семи ноль-ноль, имея при себе…»

— Ложку да кружку, больше ничего не бери, — сказал сосед Володя. — Все равно либо потеряешь, либо сопрут, либо сам бросишь.

Володя был всего на два года старше, но уже успел повоевать, получить тяжелое ранение и после госпиталя долечивался дома у отца с матерью. А у Игоря отца не было, только мама, и поэтому мужские советы давал бывалый сосед:

— Ложку, главное, не забудь.

Этот разговор происходил накануне, вечером, а в то раннее утро Игоря провожала мама да женщины их коммуналки. Мама стояла в распахнутых дверях, прижав кулаки ко рту. По щекам ее безостановочно текли слезы, а из-за плеч выглядывали скорбные лица соседок.

Неделей раньше ушел в ополчение отец Володи; сам Володя, чтобы не смущать, уже спустился, уже ждал в подъезде, а Игорь вниз по лестнице уходил на войну, и женщины в бессловесной тоске глядели ему вслед.

На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой город Москву и их коммунальную квартиру на пять комнат и пять семей.

— Холодно, — гулко сказал снизу Володя. — Главное, не дрейфь, Игорек. Но пасаран.

Было сумрачно, синий свет слабенькой лампочки в подъезде странно освещал маму, которая так хотела проводить его до военкомата, но не могла оставить работу, потому что сменщиц уже не было, а работа еще была.

И она потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвному перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом.

Игорь оглянулся в конце первого лестничного марша, но улыбнуться не смог, не до улыбок было в октябре того сорок первого. Но сказал, что все они тогда говорили:

— Я вернусь, мама.

Не вернулся.

И письмо Анна Федотовна получила всего одно-единственное: от 17 декабря; остальные — если были они — либо не дошли, либо где-то затерялись. Коротенькое письмо, написанное второпях химическим карандашом на листочке из ученической тетрадки в линейку.

  • «Дорогая мамочка!
  • Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят…»
  • И об этой великой радости, об этом великом солдатском торжестве — все письмо. Кроме нескольких строчек:

«…Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку…»

И еще, в самом конце:

«…Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?»

И последняя фраза — после «до свидания», после «целую крепко, твой сын Игорь»:

«…Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!»

Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо. От сержанта Вадима Переплетчикова:

«Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был…»

Был.

Был Игорь, Игорек, Игоречек. Был сыном, ребенком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девочкой Риммой, хотел вернуться к маме, хотел дождаться праздника на нашей улице. И еще жить он хотел. Очень хотел жить.

Три дня Анна Федотовна кричала и не верила, и коммуналка плакала и не верила, и сосед Володя, который уже считал дни, что оставались до Медкомиссии, ругался и не верил. А еще через неделю пришла похоронка, и Анна Федотовна перестала кричать и рыдать навсегда.

Каждое утро — зимою и осенью еще затемно — она шла на Савеловский вокзал, где работала сцепщиком вагонов, и каждый вечер — зимой и осенью уже затемно — возвращалась домой.

Вообще-то до войны она работала счетоводом, но в сорок первом на железной дороге не хватало людей, и Анна Федотовна пошла туда добровольно да так потом там и осталась.

Там давали рабочую карточку, кое-какой паек, а за усталой, рано ссутулившейся спиной стояла коммуналка, из которой никто не уехал и в осень сорок первого. И мужчин не было, а дети были, и Анна Федотовна отдавала всю свою железнодорожную надбавку и половину рабочей карточки.

— Аня, все-то зачем отдаешь? Ты сама на себя в зеркало глянь.

— Не вам, соседки, детям. А в зеркало мы с вами и после войны не глянемся. Отгляделись.

Отгляделись, да не отплакались. Еще шли похоронки, еще не тускнели воспоминания, еще не остыли подушки, и вместительная кухня горько справляла коммунальные поминки.

— Подружки, соседки, сестрички вы мои, помяните мужа моего Волкова Трофима Авдеевича. Я патефон его премиальный на сырец сменяла, на что мне теперь патефон. Поплачь и ты со мной, Аня, поплачь, родимая.

— Не могу, Маша. Сгорели слезы мои.

А от Трофима Волкова трое «волчата» осталось. Трое, и старшему — девять. Какие уж тут слезы, тут слезы не помогут, тут только одно помочь способно: плечом к плечу. Живой женской стеной оградить от смерти детей.

Валентина (мать Володи) плечом к Полине, проживавшей с дочкой Розочкой в комнате, где прежде, еще при старом режиме, находилась ванная: там прорубили узенькое окошко, света не хватало, и вся квартира Розочку Беляночкой звала.

А Полина — плечом к Маше Волковой, за которой — трое, а Маша — к Любе — аптекарше с близнецами Герой да Юрой: пятнадцать лет на двоих. А Люба — к Анне Федотовне, а та — опять к Валентине, к другому ее плечу, и хоть некого ей было прикрывать, да дети — общие. Это матери у них разные и отцы, если живы, а сами дети — наши.

Общие дети коммунальных квартир с переделанными под жилье ванными и кладовками, с заколоченными парадными подъездами еще с той, с гражданской войны, с общими коридорами и общими кухнями, на которых в те годы собирались вместе чаще всего по одной причине.

— Вот и моему срок вышел, подруги мои дорогие, — давилась слезами Полина, обнимая свою всегда серьезную Розочку, которую полутемная ванная да темные дни войны окончательно превратили в Беляночку. — Муж мой Василий Антонович пал храброй смертью, а где могила его, того нам с дочкой не писали. Выходит, что вся земля его могила.

Выпивала Анна Федотовна поминальную за общим столом, шла к себе, стелила постель и, перед тем как уснуть, обязательно перечитывала оба письма и похоронку.

Дни складывались в недели, недели — в месяцы, месяцы — в годы; пришел с войны еще раз покалеченный Владимир, и это был единственный мужчина, кто вернулся в их коммуналку на пять комнат и пять вдов, не считая сирот.

А за ним вскоре пришла Победа, возвращались из эвакуации, с фронтов и госпиталей москвичи, оживал город, и оживала вместе с ним коммуналка. Опять зазвучал смех и песни, и сосед Владимир женился на девушке Римме из соседнего подъезда.

— Как ты мог? — сквозь слезы сдавленно спросила Анна Федотовна, когда он пригласил ее на свадьбу. — Ведь с нею Игорек переписываться мечтал, как же ты мог?..

— Прости нас, тетя Аня, — сказал Владимир и виновато вздохнул. — Мы все понимаем, только ты все-таки приди на свадьбу.

Время шло. Анна Федотовна по-прежнему утром уходила на работу, а вечером читала письма. Сначала это было мучительно болезненной потребностью, позже — скорбной обязанностью, потом — привычной печалью, без которой ей было бы невозможно уснуть, а затем — ежевечерним непременнейшим и чрезвычайно важным разговором с сыном. С Игорьком, так и оставшимся мальчишкой навсегда.

Она знала письма наизусть, а все равно перед каждым сном неторопливо перечитывала их, всматриваясь в каждую букву. От ежевечерних этих чтений письма стали быстро ветшать, истираться, ломаться на сгибах, рваться по краям.

Тогда Анна Федотовна сама, одним пальцем перепечатала их у знакомой машинистки, с которой когда-то — давным-давно, еще с голоду двадцатых — вместе перебрались в Москву. Подруга сама рвалась перепечатать пожелтевшие листочки, но Анна Федотовна не разрешила и долго и неумело тюкала одним пальцем.

Зато теперь у нее имелись отпечатанные копии, а сами письма хранились в шкатулке, где лежали дорогие пустяки: прядь Игоревых волос, зажим его пионерского галстука, значок «Ворошиловский стрелок» ее мужа, нелепо погибшего еще до войны, да несколько фотографий.

А копии лежали в папке на тумбочке у изголовья: читая их перед сном, она каждый раз надеялась, что ей приснится Игорек, но он приснился ей всего два раза.

Читайте также:  Краткое содержание оперы золотой петушок римского-корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=29101&p=1

Урок- раздумье по рассказу Б.Васильева "Экспонат №…"

УРОК – РАЗДУМЬЕ»ЧУЖОГО ГОРЯ НЕ БЫВАЕТ «( по рассказу Бориса Васильева » Экспонат №…»)

  • познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
  • помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения;
  • сформировать умение характеризовать героев на основании их поступков и соотносить их с реальной жизнью;
  • воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших.(Писатель предупреждает: равнодушие – тоже зло, только более опасное.)

Оборудование урока:портрет писателя, выставка произведений;высказывания А. Дементьева и К. Симонова, грампластинка “Алешенька” («Баллада о матери») (исполняет Л. Лещенко), аудиозапись “Память” (исполняет И.Тальков).

2. Вступительное слово учителя. Звучит песня «Память».

    Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.67 лет назад, 9 мая 1945 года, отгремели последние орудийные залпы. Почему мы через столько лет вновь и вновь обращаемся к этим страницам истории, почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне?

    Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной, страшной ценой. Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью людей.

  • За все несправедливости чужиеНесу вину сквозь память и года.За то, что на одной планете живыЛюбовь и боль,
  • Надежда и беда.

А. Дементьев. » Несу вину».

    Один из ответов на волнующий нас вопрос: достойны ли мы памяти павших? постараемся найти у Бориса Васильева, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное ученицей.

4. Итак, ребята, давайте обратимся к произведению.

    Мужество и печаль пронизывают повествование о том, как одна из обычных московских «коммуналок» провожает на фронт своих сыновей.

Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны, и она «потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвно перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом…»Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: «Я вернусь, мама».

    И тут же за словами прощания — авторская фраза, короткая и пронзительная:    «Не вернулся».

Чтение эпизода «Письмо от сына» (читает ученик с.201).

— Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.201).

— Что помогло Анне Федотовне и ее соседям по коммунальной квартире выстоять, выжить в годы войны?     Сначала она беззаветно с утра до вечера отдавала себя не женской профессии сцепщика вагонов и, получая положенный на рабочую карточку паек, подкармливала им вечно голодных соседских детей.

    За долгие годы после войны Анна Федотовна так и продолжала жить работой и заботой о чужих людях.

Она принимала окружающую ее жизнь очень близко, потому что эта такая непонятная с виду, а, по сути, такая обыкновенная жизнь представлялась ей теперь вроде большой коммунальной квартиры.

Где все рядом, где все свои, где горюют общим горем и радуются общим радостям, где едят общую картошку после общих трудов.

   Были у нее в этой трудной жизни и минуты для себя. Каждый вечер, затаившись в своей комнате, перечитывала единственное письмо от Игоря, полученное с фронта, да еще горькую весточку о гибели сына.

— Зачем Анна Федотовна каждый вечер перечитывала единственное письмо погибшего сына?     Свой ответ подтвердите цитатой из текста («Время шло…» с.203).

УЧИТЕЛЬ: Все менялось вокруг нее: достаток, соседи, появлялись другие интересы, возникали тревоги, и она привычно и охотно принимала все близко к сердцу. Только одно оставалось неизменным — это вечернее «священнодействие», когда за строчками письма звучал голос сына.(Прослушивание аудиозаписи “Письмо сына”.)

Стихотворение Андрея Дементьева «Письма…» созвучно рассказу Б. Васильева “Экспонат №…”.- Какая общая мысль объединяет эти произведения?

Читает ученица.

Фотографии в альбоме.Смотрят парни матерям в глаза. Матери их мертвыми не помнят —

Оттого и верят в чудеса.

Все они их видят молодыми,Сильными,Как 20 лет назад…А в округе на родное имяСтолько откликается ребят…Разных -Незнакомых и знакомых,Никогда не знавшихся с войной,Ждут их тезок матери домой

И глядят на карточки в альбомах.

Парни там –Смешливы и красивы,Где им было знать, что скоро в бой.В 20 лет они спасли Россию!

Ну а что свершили мы с тобой?

УЧИТЕЛЬ: И так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года… » … Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник… »    В 1965 году, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне — художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет.

  1.     Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: не могла она заставить свое насквозь изъеденное сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына.
  2. — Чтение эпизода «Мать узнала сына…» (читает ученик с.209)

    Но однажды…

    Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери” перекликается с материнскими чувствами Анны Федотовны, когда она случайно увидела своего сына в кадре документального фильма.(Прослушивание грамзаписи «Алешенька» в исполнении Л. Лещенко.)

 УЧИТЕЛЬ:   И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма. И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга.

— Пересказ эпизода (с. 210-211)

УЧИТЕЛЬ:   Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.- Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?

    Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых”.

Чтение эпизода «Воспоминание «(с. 211).

    «Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь «.    Проходила и дошла до сорокалетия Победы.

    Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости — «две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик». Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.

  • ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Детская жестокость«.
  • УЧИТЕЛЬ:   Старательные пионеры украли ее реликвии.
  •     Сердце Анны Федотовны столкнулось с неосознанной жестокостью детей.

— Кто они, эти, не ведающие, что творят, дети?- Что имела в виду девочка, спросив Анну Федотовну: «Вы ведь очень, очень старенькая, правда ведь?

Прав, А. Дементьев, написавший эти строки:

Когда душа твоя   устанет быть душой,Став безразличной к горести чужой, То это означает,   что ты умер…Хотя ты будешь думать,

  что живешь.

ВЫВОД: Мы должны учиться с малых лет умению сострадать, потому что человек, неспособный к этому чувству, страшный человек. Согласны ли вы со мной?

УЧИТЕЛЬ:   Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну.     «Да что с несмышленышей спрашивать, — думала она.- Что хочется, то и говорится, души-то чистые».

    Но через некоторое время она стала ощущать какую-то безадресную тревогу. И оттого, что тревога ощущалась безадресно, ей делалось все беспокойнее.

    Чтение диалога по ролям (с. 223)

УЧИТЕЛЬ:Вечером к Анне Федотовне приезжала «неотложка» — врачи вытащили Анну Федотовну из «безвременья», но душа ее замолчала. Сын для нее «угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда».

— Как вы понимаете смысл этих слов? — Выразительное чтение эпизода.

“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 224).

  1. УЧИТЕЛЬ:Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени — непонимание, недоброту, равнодушие.
  2. — Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.225)
  3. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».
  4. БЕСЕДА:

Что это за понятие » вторичные экспонаты «?»Вторичны» ли они в этом рассказе?

(А для Анны Федотовны — эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни).

ВТОРИЧНЫЙ — 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.

— А может, место писем и должно быть в музее? — Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?- Как бы вы поступили на месте этих ребят?- Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?

— Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?

ВЫВОД:Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.

УЧИТЕЛЬ:Жизнь предлагает добро и зло вместе, и от каждого человека, от его совести, сострадания, доброты, деятельности зависит, что победит в ней.

— Я вижу, чувствую, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …» не оставил вас равнодушными.- Как вы думаете, ребята, как должны мы относиться к окружающим нас людям, чтобы не причинить им зла, боли, страдания?

ВЫВОД:Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.

«Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой — то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки.Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

  • «Чужого горя не бываетКто это подтвердить боится,Наверно, или убивает,
  • Или готовится в убийцы», — писал наш замечательный поэт Константин Симонов.
  • — В чем, на ваш взгляд, должна проявляться память о Великой Отечественной войне?

5. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ:    Великая Отечественная война — это героическая страница истории нашей Родины, и вы, ребята, должны ее знать, помнить и гордиться ею.    9 мая 2012 года мы будем торжественно отмечать 67-летие нашей великой Победы.

Уже немного осталось людей, которые пережили войну и помнят ее. Но в семьях хранятся письма и похоронки с фронта, фотографии погибших, а может, есть и другие реликвии.

    Может быть, в ваших семьях вместе с вами живут дедушки и бабушки, защищавшие нашу страну, хранятся дорогие сердцу реликвии, и живет в их сердцах добрая светлая память. И от этой памяти зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

    Звучит песня “Память” в исполнении И. Талькова.    Пусть ваши детские души будут всегда светлыми, чистыми, неравнодушными к чужой памяти, к чужому горю.

  1.     Ведь жить на земле — это строить свою жизнь на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце.
  2. Домашнее задание:написать отзыв о прочитанном произведении:»О чем заставил меня задуматься рассказ Б.Васильева “Экспонат № …”;» Спешу поделиться только что прочитанным «;
  3. » Страшно ли быть » беспамятным «?

Источник: https://infourok.ru/urok-razdume-po-rasskazu-bvasileva-eksponat-3206185.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector