Краткое содержание «Волков и овец» Островского должно быть хорошо известно всем поклонникам творчества этого знаменитого отечественного драматурга. Комедийная пьеса в пяти действиях была создана в 1875 году. Впервые ее опубликовали в «Отечественных записках». Уже через несколько месяцев состоялась премьерная постановка на сцене Александринского театра.
Завязка пьесы
Краткое содержание «Волков и овец» Островского должны знать все знатоки российской литературы. Ведь это одна из классических комедий XIX века, которую до сих пор можно увидеть на театральной сцене, так как она не теряет своей актуальности.
Рассказывая краткое содержание «Волков и овец» Островского, следует начать с эпизода, в котором собираются мастеровые у дома 65-летней Меропии Мурзавецкой. Все требуют, чтобы она вернула деньги, которые взяла в долг. Появляется экс-член уездного суда Чугунов, который ведет дела состоятельной вдовы Купавиной, при этом наживаясь на ее деньгах.
В дом приезжает хозяйка вместе с бедной родственницей Глафирой и приживалками. В это время дворецкий Павлин рассказывает Чугунову, что племянник кляузницы и ханжи Мурзавецкой, которого зову Аполлон, беспробудный пьяница. Хотя сама Меропия хочет женить его на Купавиной.
Вскоре Мурзавецкого действительно доставляют после очередной попойки из трактира. Спектакль «Волки и овцы» Островского имел успех у зрителей, так как вместе с морализаторством автор уделял внимание здоровому юмору.
Вот и в этой сцене Мурзавецкий начинает навязчиво ухаживать за Глафирой, одалживает денег у Павлина, а приняв на грудь, начинает хамить.
Эти уморительные эпизоды помнят все, кто знаком даже с кратким содержание пьесы Островского «Волки и овцы».
При этом Аполлон не прислушивается к тому, что говорит его тетка, так как занят своим псом Тамерланом. Мурзавецкая отправляет спать племянника, собираясь вечером ехать к невесте.
После этого через Чугунова принимается распускать слухи по всей губернии, что покойный супруг Купавиной остался должен отцу Мурзавецкой, который тоже уже умер.
Делается это на случай, чтобы вдова была сговорчивей, когда она придет свататься с Аполлоном.
Чугунов даже соглашается подделать долговое обязательство, не обращает внимания, когда Купавина заявляет, будто не может найти письмо, в котором муж Купавиной признает свой долг.
Новые персонажи
В кратком содержании «Волков и овец» Островского важно представить всех важных персонажей пьесы, чтобы у читателя сложилось полноценное впечатление о произведении.
Следующий герой, который появляется на сцене, это 50-летний барин Лыняев, который к тому же почетный мировой судья. С ним тетка Купавиной Анфуса Тихоновна.
Он рассказывается про неизвестного кляузника, появившегося в их губернии, он пользуется подлогами, которые начали выявлять. По всей видимости, это племянник Чугунова, помогающий и в деле Меропии.
Сама Мурзавецкая ехидно напутствует, чтобы теляти поймали волка. Это прямая отсылка к названию пьесы «Волки и овцы» Островского.
Следующей снова появляется Купавина, которая отдает Мурзавецкой тысячу рублей, якобы одолженную умершим мужем. Этими деньгами главная героиня расплачивается с кредиторами. Также она напутствует Глафиру, чтобы та поехала к Купавиной и не допустила ее сближения с Лыняевым.
В доме купавиной
Краткое содержание спектакля «Волки и овцы» в идеале должно быть хорошо известно всем, кто собрался на эту постановку. Так вы лучше поймете все, что будет происходить на сцене, разберетесь в деталях. Правда, есть такие зрители, которые предпочитают даже в случае с классическим произведением не знать спойлеров. Им краткое содержание «Волков и овец» Островского может пригодиться только в процессе подготовки к экзамену или зачету.
Действие пьесы переносится в дом Купавиной. Хозяйка подписывает очередной пустой бланк векселя, который ей подкладывает Чугунов. Причем делает это с таким неведением, что он даже пускает слезу.
На смену ему появляется Лыняев, один из самых прозорливых персонажей пьесы Островского «Волки и овцы». Он читает письмо от старого приятеля Беркутова, который собирается приехать. После Лыняев возмущается, когда узнает о долге покойного Купавина, так как знает, что тот ненавидел Мурзавецкую. Вдова показывает ему письмо, в котором тот сразу подозревает подлог.
Но в это время приезжает сама Меропия. Она привозит племянника и Глафиру. При этом пытается запугать женщину, наводя страх, но ничего толком не объясняя. Вдова готова выслушать все претензии, но Аполлона удовлетворяют 5 рублей, полученные от Купавиной.
Эффектная особа
Пересказывая пьесу «Волки и овцы» Островского в кратком содержании, все обязательно вспоминают эпизод с чудесным преображением Глафиры. Она имеет виды на Лыняева, а когда узнает, что Купавиной он безразличен, сразу превращается из тихой девицы в эффектную особу, готовую на все.
Вместе с Лыняевым, Купавиной и Анфусой она отправляется на прогулку. Но в последний момент единственный мужчина в этой компании ленится далеко идти и остается. Находит повод тогда никуда не идти и Глафира. Когда все наконец их покидают, Глафира тут же принимается обхаживать Лыняева.
Возвращение
С прогулки герои возвращаются спешно, избавляясь от приставаний Мурзавецкого. Его прогоняет только Лыняев. Затем тот встречается с Горецким, перекупает его, чтобы он признался в подделке письма.
На следующий день Глафира озабочена тем, что Лыняев не спешит к ней с объяснениями. В это время приходит письмо от Мурзавецкой, в котором она угрожает Купавиной взыскать с нее крупную сумму долга, раз она накануне не приняла ее племянника, коварная Меропия грозит вдове разорением.
Приезжают Лыняев и Беркутов. Последний признается, что прибыл, чтобы жениться, и просит товарища не вмешиваться в дела вдовы. При встрече он оценивает ее положение как незавидное. Разговор со вдовой он заканчивает советом выйти замуж за Мурзавецкого, чтобы избежать полного разорения.
Сцена страстной влюбленности
В это время с прогулки возвращается уставший Лыняев, которого оставляют лежать на диване, а сами отправляются писать письмо Меропии Давыдовне.
В это время появляется Глафира, которая разыгрывает с барином сцену страстной влюбленности. Лыняев беспомощен. Когда возвращается Купавина с Беркутовым, Лыняев соглашается с Глафирой, обещая, что женится на ней.
При этом в доме Мурзавецкой Чугунов убеждает женщину в необходимости отомстить, хоть хозяйка и так сильно разозлена. Чугунов хочет подбить Меропию, чтобы в ход пошли его фальшивки.
Еще один замысел, который он решил реализовать, — несуществующее письмо Купавина к Аполлону, в котором тот якобы признает свой долг. Это должно стать веским дополнением к векселю.
Чугунов даже демонстрируется технику, с помощью которой оформляет фальшивки. Он использует старую книгу, в которой документ сразу выцветает.
Беркутов и Мурзавецкая
Появляется Беркутов, который привозит Мурзавецкой книги духовного содержания, он подчеркнуто любезен с ней. Беркутов задумал баллотироваться, поэтому рассчитывает на поддержку и советы окружающих.
В самом конце он вспоминает о поручении от своей соседки Евлампии Николаевны. После этого разговор сразу резко меняет свой характер.
Он прямо называет Аполлона и его приспешников негодяями, возмущаясь их действиями.
Он рассказывает, что главный виновник в появлении фальшивок Горецкий уже во всем сознался, Беркутов же рассказывает Мурзавецкой, что всерьез подозревает ее племянника, который может быть замешен в этом деле.
Встреча с Чугуновым
Следом он просит пригласить Чугунова. Иносказательно он предупреждает его обо всем. Тот его за это благодарит и отправляется уничтожать по возможности все улики.
Однако Беркутов его задерживает, призывая заплатить ему что-нибудь за труды, чтобы Купавиной был урок, как вести себя впредь. Чугунов уходит, всем вокруг обязанный.
В финале пьесы разыгрывается сватовство Купавиной, а затем торжество Глафиры, которая приходит продемонстрировать, что Мишель у нее под каблуком.
В этом месте стоит признать, что сцена написана настолько ярко и удачно, что не поддается пересказу, от которого может стать только хуже.
Даже если у вас нет времени и возможности читать все произведение целиком, найдите несколько минут, чтобы познакомиться с этой сценой, которая доставит вам искреннее удовольствие.
В завершение Лыняев подытоживает, что все на свете овцы и волки. Будущие Лыняевы отправляются в Париж, а Беркутовы на зиму уезжают в Петербург. Когда они все уходят, Чугунов удивляется в разговоре с Мурзавецкой, за что Лыняев обозвал их волками, считая, что они на самом деле голуби или куры.
В финале слышны вопли Мурзавецкого, у которого волки съели Тамерлана. Чугунов пытается его утешить, отмечая, что настоящие «волки» «съели» его невесту со всем приданым. В результате даже он с его тетей чудом остались живы.
Основная мысль пьесы
Островский рассказывает нам старую как мир историю о том, что одним людям суждено быть простодушными и кроткими, как овечки, а другим — хищными и опасными, как волки. Порою, однако, и матерый хищник попадает впросак.
«На свете живут волки да овцы, волки да овцы… Волки кушают овец, овцы смиренно позволяют себя кушать…», — такова простая мысль, положенная в основу комедии.
Прототипы
Интересно, что прототипом одной из главных героинь Мурзавецкой стала дочь генерала Розена игуменья Митрофания.
https://www.youtube.com/watch?v=etamlgd_-Zk
Островский был знаком с ее делом, которое разбиралось за год до написания пьесы. Ее обвинили в мошенничестве, подлогах, растрате и присвоении чужого имущества. Махинации она проворачивала в Серпуховском монастыре и Владычне-Покровской общине.
Источник: https://autogear.ru/article/434/560/ostrovskiy-volki-i-ovtsyi-kratkoe-soderjanie-syujet-geroi-i-osnovnaya-myisl-pesyi/
Описание и характеристика героев повести Александра Островского «Гроза»
Меню статьи:
Пьеса Александра Островского «Гроза» – настоящее наследие для будущих поколений. Несмотря на то, что она была написана почти два века назад, ее сюжет затрагивает насущные проблемы нашего неспокойного времени.
Те же проблемы невестки и свекрови, мужа и жены, матери и детей… События произведения происходят на побережье реки под названием Волга, в вымышленном городе Калинове. Там, в этом, на первый взгляд, тихом месте развивается настоящая драма, виной которой – обыкновенные люди.
Но чтобы понять, что произошло, нужно познакомиться с героями пьесы и определить ту роль, которую каждый из них играет в произведении.
Местный механик-самоучка Кулигин
Этот герой фигурирует с самого начала пьесы. Он механик-самоучка, который является своеобразным экскурсоводом. По натуре Кулигин – добрый человек, который привык поступать соответственно устоявшимся правилам.
Говоря о других и оценивая их нравы, он очень точен в своих суждениях. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о громоотводе, о перпету-мобиле, о честном труде, однако, увы, его заветным желаниям не суждено сбыться.
Ваня Кудряш – возлюбленный Вари
Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием пьесы “Бедность не порок” А. Островского по действиям и явлениям.
Он – сильный, умный, хорошо сложенный парень, которого любит Варвара Кабанова. Между ними возникает светлое и доброе чувство, хотя чтобы избежать скандалов со стороны матери Варвары, эти отношения приходится тщательно скрывать.
Борис – племянник Дикого
Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного.
Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.
- Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.
- Таким образом, можно сделать вывод, что Борис – не столько положительный, сколько отрицательный персонаж пьесы Александра Островского «Гроза».
Дикой – представитель «темного царства»
Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.
Ему не важно что думают другие по поводу того или иного вопроса, Дикой считает единственно правильным собственное мнение. Он ни перед чем не останавливается, нагло отбирая нахрапом то, что нажито непосильным трудом. Со всеми ругаясь, бранясь, этот герой получает удовольствие.
Он кричит на своих работников, которые приходят за положенным жалованием, повышает голос на членов семьи, которым больше всего достается от характера Савла Прокофьича.
Зная, что судьба племянника в его руках, он злоупотребляет своими полномочиями в отношении Бориса, ведь тот ради получения наследства готов исполнить любые его требования. На равных Дикой может общаться только с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая, к удивлению, понимает его натуру.
Савл Прокопьич олицетворяет нравы маленького провинциального городка. С помощью этого образа автор хотел показать читателю необходимость перемен во взглядах и поведении общества в то время.
Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы
Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего.
«Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно.
Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.
Кроме того, Марфа Игнатьевна – лицемерная и хладнокровная старуха, которая любит читать морали своим детям, при этом не исполняя того, что советует сама.
Кабанова привыкла добиваться своего не иначе, как упреками и угрозами, ей неведомы такие чувства как любовь и сострадание. Она ошибочно считает, что дети должны настолько почитать родителей, что их мнение не берется в расчет.
Косвенно Кабанова становится главной причиной страшной гибели ее невестки Катерины, но не осознает этого.
Тихон, сын Кабановой
Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.
С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.
Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.
Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Кабанихи” в пьесе А. Островского “Гроза”
Только один раз, в конце пьесы, когда произошла трагедия с его супругой Катериной, Тихон воскликнул, упрекая мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И здесь показано, что даже загнанный в тупик человек способен отстаивать свою позицию. Только жаль, поздно он понял, какой драгоценностью и сокровищем для него была жена.
Варвара – сестра Тихона
Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра.
Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно.
Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.
Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Эта девушка, во-первых, практична, во-вторых, жизнелюбива, в-третьих, умна и проницательна. Кроме того, она единственная в семье, кто поддерживает Катерину и дает ей дельные советы. В произведении установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в образе Варвары.
Катерина – главная героиня пьесы
В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.
Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.
А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.
Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос.
Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины.
Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.
Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису.
И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.
Батюшки мои! что мне с ней делать?»
И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».
После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте.
Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек.
Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-opisanie-geroev-pesy.html
Русский Мольер. Когоназываютдобрымгениемрусскоготеатра? МОУ СОШ 15, г. Ярославль — PDF Free Download
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
I. Аннотация 1. Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом — Б1.Б.8 «История русского театра» 2. Цель и задачи дисциплины Дисциплина Б1.Б.8 «История русского театра» входит в базовую часть
Подробнее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ШИРОКОЕ» ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол
Подробнее
Сочинение нравы и быт русского купечества в драме гроза Сочинение по произведению Гроза Островский А. Н.: Душевная драма Катерины Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского Гроза Быт и нравы Дикой
Подробнее
ООП-17Б-ПВИ/03-2015 Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Подробнее
ООП-17Б-ПВИ/05-2017 Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Подробнее
МБУК «Межпоселенческая библиотека» К 190-летию со дня рождения А. Н. Островского «Отец русского театра» Рекомендательный указатель литературы Составитель: А. И. Шафранова с. Парабель 2013 г. Предисловие
Подробнее
Русский театр от истоков до 18 века 1. Общее понятие План: 2. Этапы становления русского театра 3. Истоки русского театра 4. 17 век. Первый Русский театр 5. 18 век. Формирование профессионального русского
Подробнее
ОСТРОВСКИЙ В ЮГОСЛАВИИ Сообщение Г. А. Покровской Пьесы Островского стали переводиться и ставиться в Югославии еще при жизни великого русского драматурга. Кроме того, как во всех остальных славянских странах,
Подробнее
Сочинение на тему в чем особенности конфликта в комедии ревизор Социальное и личностное в конфликте комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Сочинение на тему Горе от ума: актуальность и по сей день. План
Подробнее
Муниципальное бюджетное учреждение «Курильская централизованная библиотечная система муниципального образования «Курильский городской округ» 694530, Россия, Сахалинская область, г. Курильск, ул. Приморское
Подробнее
Сочинение на тему герои комедии в современном мире Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением. Это главный
Подробнее
Русский театр от истоков до 18 века Общее понятие театр это 1. Искусство представления драматических произведений на сцене. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения.
Подробнее
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 31.03 (12.04)1823-2.06.1886 Материал подготовила Пронских С.В. Дубна, 2009 Я как русский готов жертвовать для Отечества всем, чем могу. Я тружусь всю жизнь, давно уже нет
Подробнее
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе 68 часов Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
Подробнее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР С.М. Чистякова «30» августа2016
Подробнее
Художественный мир литературного произведения Рамочный текст. Персонаж и средства его создания. Сюжет. Пространство и время. Композиция Основные понятия Теоретическая поэтика наука о формах, видах, средствах
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/37966870-Russkiy-moler-kogonazyvayutdobrymgeniemrusskogoteatra-mou-sosh-15-g-yaroslavl.html
Краткое содержание пьесы Свои люди – сочтемся Островского А. Н
СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: “То ли дело отличаться с военными! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками!”
В мечтах у нее – наряды, развлечения, блестящие кавалеры.
Липочка – девушка пустоголовая, да и вальсирует она дурно, хотя и взяла двадцать уроков у местного учителя танцев. Маменька бранит Липочку за то, что она вертится-крутится, а Липочка отбивается: “Не очень-то вы, маменька,
для меня значительны!” Бранятся мать с дочерью. Липочка очень хочет выскочить замуж. Мать желает для нее жениха солидного, а дочери нужен “душка, милашка, капидон”! “Капидон” – слово, производное от “Купидон”, божок любви. Речь Липочки, ее матери и отца безграмотна до комичности. Они постоянно оскорбляют друг друга. И если Аграфена Кондратьевна питает все-таки животное чувство материнской любви к своей дочери (“Дайка я тебе лоб платочком оботру!”), то Липочка рвется прочь из дома – навстречу свободной жизни, где только наряды и развлечения.
За купца Липочка не хочет
идти, только “за благородного”. И чтоб непременно был брюнет! Приходит сваха, выпивает рюмочку, обещает “бралиянтового” жениха. А у Самсона Силыча свои проблемы и заботы. Обращается он к стряпчему (мастеру состряпать судебные делишки) Рисположенскому (“говорящая” фамилия – от “напиться до положения риз”), горькому пьянице, чтобы тот помог ему не платить долги, объявить себя банкротом (несостоятельным должником). На самом деле деньги у Болыпова есть, вот только отдавать он их не хочет. Рисположенский советует Болыпову продать или заложить все его лавки кому-нибудь, кто заслуживает доверия. И потом объявить, что он гол как сокол. Извольте, если хотите, получить по двадцати пяти копеек за рубль долгу, а то вовсе останетесь ни с чем!
Самсон Силыч считает, что он вполне может довериться своему приказчику. Тот клянется в преданности, а на уме имеет только свою выгоду. Не зря фамилия этого ловкого молодого человека Подхалюзин даже не подхалим, а подхалюза.
Да и чего может ждать от него Боль-шов, который взял его в лавку мальчишкой и унижал как мог, считая, что оказывает благодеяние? Как же Подхалюзину не урвать свой кусок от сделки? Знает он, что Болыпов купец богатый, только из жадности и даже для развлечения затеял аферу с банкротством.
Подхалюзин привлекает на свою сторону Рисположенского, посулив ему в два раза больше денег, нежели Большов. И еще одна идея осеняет приказчика: а не заключить ли союз с Липочкой? Не жениться ли на ней? За сватовство он обещает Устинье Наумовне соболью шубу и две тысячи рублей.
Награда просто неимоверная! А тому жениху, которого сваха уже нашла для Липочки, нужно просто сказать, что никакого приданого за невестой нет, потому как ее отец – банкрот.
Устинья, соблазнившись собольей шубой и огромными деньгами, обещает помогать Подхалюзину.
Болыиов соглашается отдать Липочку за Подхалюзина: “Мое детище! Хочу – с кашей ем, хочу – масло пахтаю!” Липочка разрядилась в ожидании визита жениха. Мать смотрит на нее со слезами умиления, дочь отталкивает ее: “Отстаньте, маменька! Фи! Нельзя одеться поприличнее, вы тотчас расчувствоваетесь…” Сваха сообщает, что “бралиянтовый” жених передумал. Липочка в отчаянии.
Большов объявляет дочери, что жених есть! И приглашает Подхалюзина: “Ползи!” Липочка отказывается от такого несуразного брака, но отец ее не слушает. Дочь Болыпова остается с Подхалюзиным наедине.
Он показывает ей документы: “Ваш тятенька – банкрут-с!” Подхалюзин соблазняет ее перспективами будущей жизни: “Вы и дома будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости или в театр, окромя бархатных, и надевать не станем-с”. И дом обещает купить Лазарь Елизарович, и оформить его с бьющей в глаза роскошью.
А если Липочке его борода не нравится, так он изменит внешность так, как жена пожелает. А родителям подчиняться не будут, сами заживут! Олимпиада Самсоновна соглашается. После свадьбы Липочка очень довольна своей жизнью: много у нее новых платьев, хороший дом, муж обещаний не нарушил! А вот ни сваха Устинья, ни Рисположенский обещанной награды не получили. Обманул их Подхалюзин.
Более того, Большов сидит в тюрьме – в “долговой яме”. Подхалюзин и не собирается выплачивать его долги, хоть бы и по двадцати пяти копеек за рубль. Не нужны свежеиспеченным богачам ни отец, ни мать. Свои люди, и сочлись по-своему – обманщик обманул обманщика. А Подхалюзин открывает магазин и приглашает:
“Милости просим! Малого ребенка пришлете – в луковице не обочтем”.
( Loading… Краткое содержание пьесы Свои люди – сочтемся Островского А. НОбраз и характер Мцыри по поэме Мцыри (Лермонтов М. Ю.) »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-pesy-svoi-lyudi-sochtemsya-ostrovskogo-a-n/