Краткое содержание воробьев крик за 2 минуты пересказ сюжета

Кирилл Векшин учился в седьмом классе. У него был маленький брат Антошка, ему всего несколько месяцев. Только Кирилл умел успокоить брата, когда тот не мог заснуть или что-то его беспокоило. В таких случаях Кирилл брал в руки маленький кричащий пакет, прижимал к груди и начинал петь ему песню. Она была совсем не похожа на колыбельную, эту песню он выучил в прошлом году в лагере.

Учебный год мальчика начался с неприятности. Его обвинили в краже кошелька из учительской раздевалки. Пропал он из кармана студентки-практикантки. В кошельке была вся её стипендия. Подумали именно на Кирилла из-за того, что он прятался в раздевалке учителей от завуча, который по просьбе учителя пения отправлял мальчика на внеклассные занятия хора.

В школе у Кирилла была любимая учительница Зоя Алексеевна, она преподавала у них в начальных классах. Она тоже засомневалась в его честности, поэтому мальчик назвал это предательством.

Позже он узнал, что кошелёк взял его одноклассник, тихий и незаметный Петя Чирков. Эти деньги ему понадобились для того, чтобы его перестала терроризировать уличная шайка, в которой верховодил парень по кличке Дыба.

Кирилл решил Петьке помочь.

Зимой Кирилл познакомился с молодым человеком по имени Геннадий, которому он помог донести тяжёлую сумку. Ребята, с которыми он познакомился в доме Геннадия, называли его Дедом. Позже Кирилл узнал, что это прозвище возникло из-за сына его племянницы, который приходился ему внучатым племянником или просто внуком.

Родители Митьки были геологами и дома появлялись редко. Поэтому мальчик жил с Геннадием и его родителями. В сарае несколько ребят во главе с Дедом из большой старой шлюпки делали парусник. Здесь Кирилл познакомился с восьмилетним Митькой и стал ему другом.

Больше всего Митька боялся привидений и жёсткой мочалки, с помощью которой Дед каждый вечер отмывал его от краски, пыли и грязи.

Однажды Дыба с напарником напал на Кирилла, когда он возвращался с молочной кухни, и жестоко избил его.

Может быть, всё для подростка закончилось намного хуже, если бы в этот момент не появился на велосипеде Митька, размахивая толстой веткой.

Он летел ему на помощь, не задумываясь о последствиях, помня только то, что накануне они поклялись всегда защищать друг друга. Нападающие поспешили убраться.

← Мальчик со шпагой↑ КрапивинТа сторона, где ветер →
Журавлёнок и молнии →

Краткое содержание Воробьев Крик за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/krapivin/kolybelnaya-dlya-brata-rasskaz

Методические рекомендации "Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ"

Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.

(методические рекомендации).

Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения).

Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения.

Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.

Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г.

Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).

Подробный пересказ.

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников.

А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии.

Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.

Памятка

  1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

  2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

  3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

  4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.

  5. Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).

  6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

  7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

  8. Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

  • Творческий пересказ.
  • Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
  • Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
  1. с изменением последовательности событий;

  2. с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).

Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.

Краткий пересказ

Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:

  1. Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.

  2. Составлю рассказ, опираясь на главное.

  3. Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.

  4. Кратко перескажу

Или:

  1. Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).

  2. Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.

  3. Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.

  4. Проверю краткость и последовательность пересказа.

Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:

Составлю план.

  1. По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).

  2. То же сделаю по другим частям.

  3. Пользуясь планом, кратко перескажу текст.

  4. Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.

Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_podrobnyy_vyborochnyy_tvorcheskiy_kratkiy_pereskaz.-329813.htm

1.Сведения о названии фильма (мультфильма) 2.Жанр, сценарий 3.Краткий пересказ сюжета, описание последовательности событий 4.Объяснение, почему понравился. — презентация

1

2 1.Сведения о названии фильма (мультфильма) 2.Жанр, сценарий 3.Краткий пересказ сюжета, описание последовательности событий 4.Объяснение, почему понравился и чем запомнился фильм (мультфильм) 5.Выделение особо запомнившихся фрагментов 6.Характеристика персонажей 7.Основная идея (мысль) фильма (мультфильма) 8.Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к увиденному

3 Мультфильм называется «Жихарка» по имени главной героини — непоседливой и непослушной девочки. 1. Сведения о названии фильма (мультфильма) Он создан по мотивам одноименной уральской сказки. 2. Жанр, сценарий В этом мультфитльме повествуется о приключениях Жихарки.

Кроме Жихарки в фильме действуют друзья Жихарки — кузнецы Воробей и Кот, а также вороватый Заяц и коварная Лиса. Фильм начинается с того, что Воробей и Кот отправляются на базар и наказывают Жихарке сидеть смирно, двери никому не открывать, никого не пускать.

Но никого не боится Жихарка, кроме ужасного Бабайки из страшной сказки. Не послушалась Жихарка доброго совета, отворила двери Лисе. Схватила ее Лиса и поволокла за темные леса. Громко кричала и звала на помощь друзей Жихарка. Услыхали они и спасли ее от Лисы.

Не пошла эта история впрок егозе Жихарке, и еще дважды похищала ее Лиса, и на третий раз Воробей и Кот были далеко и не смогли прийти на помощь Жихарке. Однако Жихарка не растерялась и сама запихнула Лису в печь, закрыв ее заслонкой.

Едва живая, чумазая, вся в саже, выбравшаяся из трубы Лиса погналась за Жихаркой, которая с криками «Бабайка, Бабайка» примчалась к родному дому, под защиту Кота и Воробья. 3. Краткий пересказ сюжета, описание последовательности событий

4 Мне мультфильм очень понравился. Он очень веселый и смешной. Мультфильм хорошо озвучен, сопровождается задорной игрой народных инструментов: балалайки, гармошки, дудочки, жалейки. 4. Объяснение, почему понравился и чем запомнился фильм (мультфильм) В этом фильме много интересных и запоминающихся фрагментов, выражений.

Например, неуклюжее оправдание Лисы: «Это не ваша деточка на мосту балуется?» 5. Выделение особо запомнившихся фрагментов Все действующие лица в мультфильме интересные и запоминающиеся.

Это и озорница, непослушная девочка Жихарка, способная сама постоять за себя и обхитрить саму Лису, и рассудительный Кот, и отважный Воробей, и вороватый и трусливый Заяц. 6. Характеристика персонажей Этот мультфильм учит, как опасно детям не слушаться добрых советов и доверять незнакомым. 7.

Основная идея (мысль) фильма (мультфильма) Мне кажется, что этот мультфильм с удовольствием посмотрят не один раз и дети, и взрослые. 8. Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к увиденному

5 Мультфильм называется «Жихарка» по имени главной героини — непоседливой и непослушной девочки. Он создан по мотивам одноименной уральской сказки. В этом мультфитльме повествуется о приключениях Жихарки. Кроме Жихарки в фильме действуют друзья Жихарки — кузнецы Воробей и Кот, а также вороватый Заяц и коварная Лиса.

Фильм начинается с того, что Воробей и Кот отправляются на базар и наказывают Жихарке сидеть смирно, двери никому не открывать, никого не пускать.

Но никого не боится Жихарка, кроме ужасного Бабайки из страшной сказки. Не послушалась Жихарка доброго совета, отворила двери Лисе. Схватила ее Лиса и поволокла за темные леса. Громко кричала и звала на помощь друзей Жихарка. Услыхали они и спасли ее от Лисы.

Не пошла эта история впрок егозе Жихарке, и еще дважды похищала ее Лиса, и на третий раз Воробей и Кот были далеко и не смогли прийти на помощь Жихарке. Однако Жихарка не растерялась и сама запихнула Лису в печь, закрыв ее заслонкой.

Едва живая, чумазая, вся в саже, выбравшаяся из трубы Лиса погналась за Жихаркой, которая с криками «Бабайка, Бабайка» примчалась к родному дому, под защиту Кота и Воробья.

6 Мне мультфильм очень понравился. Он очень веселый и смешной. Мультфильм хорошо озвучен, сопровождается задорной игрой народных инструментов: балалайки, гармошки, дудочки, жалейки. В этом фильме много интересных и запоминающихся фрагментов, выражений.

Например, неуклюжее оправдание Лисы: «Это не ваша деточка на мосту балуется?» Все действующие лица в мультфильме интересные и запоминающиеся. Это и озорница, непослушная девочка Жихарка, способная сама постоять за себя и обхитрить саму Лису, и рассудительный Кот, и отважный Воробей, и вороватый и трусливый Заяц.

Этот мультфильм учит, как опасно детям не слушаться добрых советов и доверять незнакомым. Мне кажется, что этот мультфильм с удовольствием посмотрят не один раз и дети, и взрослые.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/389980/

Паустовский К.Г. “Растрепанный воробей” Читательский дневник

Паустовский К.Г.

  • Название: “Растрепанный воробей”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: о людях
  • Число страниц: 22
  • Главные герои и их характеристика

Маша, маленькая девочка. Очень добрая, отзывчивая, любит маму и папу. Всем старается помочь, поддержать. Любознательная, веселая.

Пашка, растрепанный воробей. Озорной, признательный, благородный. Старается помочь девочке и ее маме. Бесстрашный.

Ворона. Воровка, жестокая и безжалостная. Хитрая, злая.

Мама Маши. Актриса. Красивая, добрая, любящая.

Няня Петровна, заботливая.

Читайте также:  Краткое содержание житие протопопа аввакума, им самим написанное за 2 минуты пересказ сюжета

Милиционер. Строгий, но справедливый.

  1. О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
  2. Рассказ о спасении воробья, который в
    благодарность помогает девочке и ее маме вернуть подарок папы — стеклянную
    брошь.
  3. Сюжет — краткое содержание
  4. Девочка Маша живет вместе с мамой и няней, их папа находится очень далеко, на Дальнем Востоке, а ворона постоянно ворует из дома разные вещи.
  5. Однажды милиционер подбирает побитого вороной воробья Пашку и отдает его Маше, а девочка согревает Пашку и кормит его.
  6. Ворона ворует стеклянную брошь, и мама сильно расстраивается, ведь она обещала надеть ее на премьеру, но Пашка решает помочь.
  7. Пашка собирает всех окрестных воробьев, и они нападают на ларек, где обитала ворона.
  8. Мама танцует Золушку и зрители в восторге, но на глазах мамы слезы.

Вдруг прилетает воробей и бросает маме стеклянную брошь. Мама плачет уже от счастья.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Пашка собрал всех воробьев,
и в ларьке завязалась настоящая битва. Воробьи протискивались в ларек и оттуда
летели пух и перья. Ворона была сильнее, но воробьев было много, и они
действовали сообща.

План произведения для пересказа

  • Девочка Маша и ее мама.
  • Подарок папы.
  • Воровка ворона.
  • Ворона и Пашка.
  • Милиционер дарит Пашку.
  • Похищение букета.
  • Пашка спешит на помощь.
  • Бойня в ларьке.
  • Премьера “Золушки”.
  • Стеклянный букет.

Главная мысль

Настоящий друг всегда придет на помощь и не важно,
какого он размера. Главное, что у него честное и благородное сердце.

Чему учит эта книга

Рассказ учит помогать животным и птицам, попавшим
в беду. Учит быть благодарным за помощь. Учит справедливости и доброте. Учит
тому, что все вместе могут сделать намного больше, чем каждый в одиночку.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень красивый рассказ, в котором много
добрых и хороших героев. Мне нравится девочка Маша, мне нравится ее мама и
милиционер, и конечно, мне нравится воробей Пашка, отважный и благородный. И
еще мне понравилось, что ворона понесла заслуженное наказание, ведь воровать
плохо.

  • Новые слова и выражения
  • Наковальня — инструмент в кузнице.
  • Молот — орудие труда кузнеца.
  • Трефовая дама — игральная карта, дама крестей.
  • Капельдинер — билетер в театре.
  • Пословицы к произведению
  • Долг платежом красен.
  • За добро добром и платят, а за худо — худом.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Мала ворона, да рот широк.
  • Не дорог подарок, дорога любовь.
  • Другие читательские дневники

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/paustovskiy-k-g-rastrepannyy-vorobe/

Журавлиный крик — краткое содержание

   1941 год, осень. Комбат дал распоряжение шести бойцам задержать на сутки фашистские войска у железнодорожного безымянного переезда. Командовать людьми должен был старшина Карпенко.

Старшина стал распределять места между остальными бойцами. Пшеничный получил позицию на фланге, за ним стал копать укрытие Фишер, рядом находились Глечик, Свист и Овсеев. Вечером позиции были подготовлены.

Карпенко принял решение поставить дозорным неумелого ученого.

   Пшеничный вырыл свой окоп раньше всех. Он уединился и решил поесть сала, которое старательно прятал от остальных. Неожиданно послышались выстрелы, Овсеев доложил об окружении. Трусливый Пшеничный для себя твердо решил сдаваться немцам.

   Иван Пшеничный был родом из зажиточной крестьянской семьи, которая попала под раскулачивание. Все семейство отправили по этапам в Сибирь, но молодой человек чудом этого избежал.

Отец Ивана был очень жестоким человеком и юноша начал недолюбливать его с детских лет.

Эта злоба и обида стала распространяться и на других людей, поэтому повзрослевший парень решил быть самим по себе, никому не помогать.

   Другой боец, Виктор Свист был родом из Саратова. Работал на заводе, потом в небольшом хлебном киоске. Однажды юноша влюбился в подругу одного преступника и попал в драку.

За эту выходку он был отправлен в сибирскую ссылку. После освобождения Витька начал работать матросом на корабле, а когда начались военные действия подался в стрелковую дивизию добровольцем.

Прошлое вспоминать Свист никогда не любил.

   Караульный Алик Овсеев считал себя умнее других. Этому способствовала мама, которая с детства внушала сыну о его исключительности. Алик мечтал добиться славы легким путем, но не в одной сфере деятельности этого не получалось. Окружающие парня недолюбливали. На войне Овсеев пытался выжить любой ценой, но сейчас выхода из ситуации не видел.

   Василий Глечик был самый юный в компании. Его папа погиб от удара тока, мать не находила себе места. Но однажды мама Васи привела в дом другого мужчину, ведь надо было поднимать двоих детей.

Это был коллега по работе, более старшего возраста. Отчим Глечику  не нравился и он сбежал. Мать вскоре нашла Васю, просила скорее возвращаться, но тогда он так и не успел. Началась ненавистная война и парень ушел на фронт.

Мысли о том, что бросил родных терзала юношу.

   Наконец-то бойцы уснули. Спал и Григорий Карпенко. Ему снилась семья, — братья и отец. Григорий был младше всех. Он воевал в Финской войне, был отмечен медалью за особые заслуги.

После этого старшина успешно работал на заводе, женился. Когда Карпенко вновь уходил на фронт супруга была беременна. Гриша всегда находил выход из трудных жизненных ситуаций, не везло ему лишь сегодня.

Командир держался уверенно, никогда не выставлял напоказ свои страхи и сомнения.

   Светало. На дозоре находился Фишер, успевший выкопать себе укрытие. Он стоял и размышлял о Карпенко. Этот человек вызывал у противоречивые чувства. С одной стороны, Борис не любил его черствый характер, с другой стороны иногда был готов выполнить любое пожелание Григория. Фишер не понимал, как он, талантливый ученый пытается угождать какому-то глупому солдафону. 

   Рожден Борис был в Ленинграде. Отец приобщал его к творчеству с малых детских лет. Но Фишер усвоил, что не дано ему стать известным художником и пошел по другому пути.

В возрасте двадцати с небольшим лет молодой человек получил звание кандидата наук в сфере искусствоведения. В армии юноша заметно выделялся среди остальных.

Бориса стали одолевать сомнения, не зря ли он посвятил свои юные прекрасные годы искусству и творчеству.

   Часовым после Овсеева был назначен Пшеничный. Он и подумал, что сейчас настал именно тот момент, когда можно смело сдаться фашистам. Иван ожидал, что ему достанется выгодная должность. Так он и шел к деревне.. Немцы поймали его и вскоре жестоко убили прямо на дороге.

   Шум пулеметов разбудил Бориса. Вскочив он услышал как приближаются мотоциклисты. Фишер начал стрелять по ним, но сумел ранить только одного немца. На этом подвиги бойца закончились. Возле окопа ученого расстреляли в упор подъехавшие офицеры.

   Стрельба разбудила остальных. Карпенко только сейчас приметил, что нет Пшеничного и еще одного парня. Первых мотоциклистов и транспортеров удалось героически отбить. Отряд немного воодушевился.

Больше всех — Овсеев, который во время перестрелки благополучно просидел в укрытии. Он догадался, что Пшеничный совершил побег и пожалел, что не сделал то же самое. Свист вылез из окопа и сумел принести новый пулемет с патронами.

У мертвого немца он вытащил золотые часы, подарив их старшине. Но Карпенко в ярости уничтожил «дар».

   Пулемет, что принес Свист отдали Овсееву. Тот был недоволен, ибо знал, что будет погибать первым. Немцы пустили танки. От первого танкового выстрела повредился один-единственный ПТР, а Карпенко очень сильно ранило. Свист кинулся под вражеский танк с гранатой и умер.

Танки стали потихоньку отступать, Глечик только сейчас бросил винтовку. Он видел, что старшина уже лежит без сознания. Самым кошмарным для Васи было увидеть смерть такого отважного и храброго человека, каким был Карпенко.

Овсеев стал покидать поле боя, но Глечик выстрелил ему прямо в спину, не позволив дезертировать. Воевать сейчас кроме него было некому.

   Глечик перестал бояться. Обстоятельства заставили из скромного парня превратиться в мужественного и сильного человека. Прошлые обиды, разочарования теперь казались такими смешными, глупыми и бессмысленными. Неожиданно боец стал слышать какой-то тоскливый шум. На небе он увидел стаю журавлей, летевших в теплые страны.

За клином летел маленький одинокий журавль, пытаясь догнать остальных. Птица жалобно и тоскливо кричала. Глечик осознал, что вернутся к стае он уже не в состоянии. Парень сидел и вспоминал людей, с которыми когда-то дружил и общался.  Из-за нахлынувших воспоминаний боец не сразу стал слышать приближающиеся фашистские танки. Он взял единственную гранату и стал поджидать немцев.

В душе Глечика все еще слышался журавлиный жалобный крик.

Источник: http://szhato.ru/bykov/115-zhuravlinyy-krik.html

Константин Воробьев: Крик

  • Константин Дмитриевич Воробьев
  • (1919-1975)
  • КРИК
  • Повесть

Уже несколько дней я командовал взводом, нося по одному кубарю в петлицах. Я ходил и косил глазами на малиновые концы воротника своей шинели, и у меня не было сил отделаться от мысли, что я лейтенант.

Встречая бойца из чужого взвода, я шагов за десять от него готовил правую руку для ответного приветствия, и если он почему-либо не козырял мне, я окликал его радостно-гневным: «Вы что, товарищ боец, не видите?» Обычно красноармеец становился по команде «смирно» и отвечал чуть-чуть иронически: «Не заметил вас, товарищ лейтенант!» Никто из них не говорил при этом «младший лейтенант», и это делало меня их тайным другом.

Наш батальон направлялся тогда на фронт в район Волоколамска. Мы шли пешим порядком от Мытищ и на каждом привале рыли окопы. Сначала это были настоящие окопы, мы думали, что тут, под самой Москвой, и останемся, но потом бесполезный труд осточертел всем, кроме командира батальона и майора Калача.

Он был маленький и кривоногий и, наверное, поэтому носил непомерно длинную шинель. Мой помощник старший сержант Васюков назвал его на одном из привалов «бубликом». Взводу это понравилось, а майору нет,- кто-то был у нас стукачом. После этого Калач каждый раз лично проверял качество окопа, отрытого моим взводом.

У всех у нас — я тоже рыл — на ладонях вспухли кровавые мозоли: земля была мерзлой — стоял ноябрь.

На шестой день своего землеройного марша мы вступили в большое село. Было уже под вечер, и мы долго стояли на улице — Калач с командирами рот сверял местность с картой. Весь день тогда падал редкий и теплый снег.

Может, оттого что мы шли, снежинки не прилипали к нашим шинелям, и только у майора — он ехал верхом — на плечах лежали белые, пушистые эполеты.

Он так осторожно спешился, что было видно — ему не хотелось отряхивать с себя снег.

— Гляди-ка, товарищ лейтенант! Бублик наш подрос!

Это сказал мне Васюков на ухо, и мне не удалось справиться с каким-то дурацким бездумным смехом. Майор оглянулся, посмотрел на меня и что-то сказал моему командиру роты. Я слышал, как тот ответил: «Никак нет!»

Село стояло ликом на запад, и мы начали окапываться метрах в двухстах впереди него, почти на самом берегу ручья. Воды в нем было по колено, и она казалась почему-то коричневой. Моему взводу достался глинистый пригорок на правом фланге в конце села. Дуло тут со всех сторон, и мы завидовали тем, кто окапывается в низинке слева.

— Застынем за ночь на этом чертовом пупке,- сказал Васюков. Может, спикировать в хаты за чем-нибудь?

Читайте также:  Краткое содержание стоппард розенкранц и гильденстерн мертвы за 2 минуты пересказ сюжета

Я промолчал, и он побежал в село. У него была плоская стеклянная фляга с длинным, узким горлом, оплетенная лыком. Он носил ее на брючном ремне, и она не выпирала из-под шинели. Васюков называл ее «писанкой».

Я ждал его часа полтора. За это время на нашем чертовом пупке побывал Калач и командир роты.

— Окоп отрыть в полный профиль, — распорядился Калач. Отсюда мы уже не уйдем.

Когда они ушли, я спустился к ручью. Он озябло чурюкал в кустах краснотала. За ним ничего не виделось и не слышалось. Мне не верилось, что мы не уйдем отсюда.

Васюков ожидал меня, сидя на краю полуотрытого окопа.

— Не достал,- шепотом сообщил он.- Шинель хотят…

— За сколько? — спросил я.

— За пару литров первача… Жителей совсем мало. Ушли.

— А за что сам тяпнул? — поинтересовался я.

— Да не-е, это я пареных бураков порубал,- сказал он.

Лишних шинелей у нас еще не было. А Васюков все же выпил, я с самых Мытищ знал, чем отдает самогон из сахарной свеклы.

— Между прочим, тут есть валяльня,- сказал он.- Полный амбар набит валенками. И никого, кроме кладовщицы… Бабец, между прочим, под твой, товарищ лейтенант, рост, а под мою…

— Давай-ка рыть,- предложил я.- Отсюда мы, между прочим, не уйдем, понял?

Становилось совсем темно, но мы продолжали работать, ругаться — ветер дул с запада и забивал глаза землей и снегом.

— Если на самом деле тут засядем, то не худо бы первыми захватить валенки, а? — сказал Васюков. От него хорошо все-таки пахло. Закусывал он, видать, не бураками. Он был прав насчет валенок. Хотя бы несколько пар. Почему не попытаться?

— Давай сходим,- сказал я.

Село как вымерло. Нигде ни огонька, ни звука — даже собаки не брехали. Мы миновали сторонкой школу, где разместился на ночь штаб батальона, потом завернули в темный двор, и там я минут десять ждал Васюкова. Из хаты он выходил шагом балерины, но сначала я увидел белую чашку, а затем уже его протянутые руки.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/53507-konstantin-vorobev-krik.html

Константин Воробьев — Крик

Уже несколько дней я командовал взводом, нося по одному кубарю в петлицах. Я ходил и косил глазами на малиновые концы воротника своей шинели, и у меня не было сил отделаться от мысли, что я лейтенант.

Встречая бойца из чужого взвода, я шагов за десять от него готовил правую руку для ответного приветствия, и если он почему-либо не козырял мне, я окликал его радостно-гневным: «Вы что, товарищ боец, не видите?» Обычно красноармеец становился по команде «смирно» и отвечал чуть-чуть иронически: «Не заметил вас, товарищ лейтенант!» Никто из них не говорил при этом «младший лейтенант», и это делало меня их тайным другом.

Наш батальон направлялся тогда на фронт в район Волоколамска. Мы шли пешим порядком от Мытищ и на каждом привале рыли окопы. Сначала это были настоящие окопы, мы думали, что тут, под самой Москвой, и останемся, но потом бесполезный труд осточертел всем, кроме командира батальона и майора Калача.

Он был маленький и кривоногий и, наверное, поэтому носил непомерно длинную шинель. Мой помощник старший сержант Васюков назвал его на одном из привалов «бубликом». Взводу это понравилось, а майору нет, — кто-то был у нас стукачом. После этого Калач каждый раз лично проверял качество окопа, отрытого моим взводом.

У всех у нас — я тоже рыл — на ладонях вспухли кровавые мозоли: земля была мерзлой — стоял ноябрь.

На шестой день своего землеройного марша мы вступили в большое село. Было уже под вечер, и мы долго стояли на улице — Калач с командирами рот сверял местность с картой. Весь день тогда падал редкий и теплый снег.

Может, оттого что мы шли, снежинки не прилипали к нашим шинелям, и только у майора — он ехал верхом — на плечах лежали белые, пушистые эполеты.

Он так осторожно спешился, что было видно — ему не хотелось отряхивать с себя снег.

— Гляди-ка, товарищ лейтенант! Бублик наш подрос!

Это сказал мне Васюков на ухо, и мне не удалось справиться с каким-то дурацким бездумным смехом. Майор оглянулся, посмотрел на меня и что-то сказал моему командиру роты. Я слышал, как тот ответил: «Никак нет!»

Село стояло ликом на запад, и мы начали окапываться метрах в двухстах впереди него, почти на самом берегу ручья. Воды в нем было по колено, и она казалась почему-то коричневой. Моему взводу достался глинистый пригорок на правом фланге в конце села. Дуло тут со всех сторон, и мы завидовали тем, кто окапывается в низинке слева.

— Застынем за ночь на этом чертовом пупке, — сказал Васюков. Может, спикировать в хаты за чем-нибудь?

Я промолчал, и он побежал в село. У него была плоская стеклянная фляга с длинным, узким горлом, оплетенная лыком. Он носил ее на брючном ремне, и она не выпирала из-под шинели. Васюков называл ее «писанкой».

Я ждал его часа полтора. За это время на нашем чертовом пупке побывал Калач и командир роты.

— Окоп отрыть в полный профиль, — распорядился Калач. Отсюда мы уже не уйдем.

Когда они ушли, я спустился к ручью. Он озябло чурюкал в кустах краснотала. За ним ничего не виделось и не слышалось. Мне не верилось, что мы не уйдем отсюда.

Васюков ожидал меня, сидя на краю полуотрытого окопа.

— Не достал, — шепотом сообщил он. — Шинель хотят…

— За сколько? — спросил я.

— За пару литров первача… Жителей совсем мало. Ушли.

— А за что сам тяпнул? — поинтересовался я.

— Да не-е, это я пареных бураков порубал, — сказал он.

Лишних шинелей у нас еще не было. А Васюков все же выпил, я с самых Мытищ знал, чем отдает самогон из сахарной свеклы.

— Между прочим, тут есть валяльня, — сказал он. — Полный амбар набит валенками. И никого, кроме кладовщицы… Бабец, между прочим, под твой, товарищ лейтенант, рост, а под мою…

— Давай-ка рыть, — предложил я. — Отсюда мы, между прочим, не уйдем, понял?

Становилось совсем темно, но мы продолжали работать, ругаться — ветер дул с запада и забивал глаза землей и снегом.

— Если на самом деле тут засядем, то не худо бы первыми захватить валенки, а? — сказал Васюков. От него хорошо все-таки пахло. Закусывал он, видать, не бураками. Он был прав насчет валенок. Хотя бы несколько пар. Почему не попытаться?

— Давай сходим, — сказал я.

Село как вымерло. Нигде ни огонька, ни звука — даже собаки не брехали. Мы миновали сторонкой школу, где разместился на ночь штаб батальона, потом завернули в темный двор, и там я минут десять ждал Васюкова. Из хаты он выходил шагом балерины, но сначала я увидел белую чашку, а затем уже его протянутые руки.

— Держи, — таинственно сказал он, и пока я пил самогон, он не дышал и вырастал на моих глазах — приподнимался на цыпочки.

После этого мы выбрались на огороды села. У приземистого деревянного амбара Васюков остановился и постучал ногой в дверь.

— Ктой-оо? — песенно отозвался в амбаре чуть слышный голос.

  • — Мы, — сказал Васюков.
  • — А кто?
  • — Командиры, — сказал я.

Амбар и на самом деле был забит валенками. Они ворохами лежали по углам и подпрыгивали — мигала «летучая мышь», стоявшая у дверей на полу. Я приподнял фонарь и увидел у притолоки девушку в черной стеганке, в большой черной шали, в серых валенках. Она держала в руках железный засов.

В жизни своей я не видел такого дива, как она! Да разве об этом расскажешь словами? Просто она не настоящая была, а нарисованная — вот и все!..

— Ну, что я говорил? — сказал Васюков.

Я сделал вид, будто не понял, о чем он, и сказал:

— Забираем сейчас же!

— Все? — обрадованно спросила девушка, глядя на меня так же, как и я на нее.

  1. — Пока тридцать две пары, — сказал Васюков.
  2. Он подмигнул мне и побежал во взвод за бойцами, а мы остались вдвоем. Мы долго молчали и почему-то уже не смотрели друг на друга, будто боялись чего-то, потом я спросил:
  3. — Кладовщицей работаете тут?

Она ничего не сказала, вздохнула и поправила шаль, не выпуская из рук засова. Да! Ни до этого, ни после я не встречал такой живой красоты, как она. Никогда! И Васюков говорил правду — ростом она была почти с меня.

Я всегда был застенчив с девушкой, если хотел ей понравиться, и сразу же превращался в надутого индюка, как только оставался с нею наедине. Что-то у меня замыкалось внутри и каменело, я молчал и делал вид, что мне все безразлично.

Это, наверно, оттого, что я боялся показаться смешным, неумным.

Все это навалилось на меня и теперь. Я щурил глаза, начальственно осматривал вороха валенок, стены и потолок амбара. Руки я держал за спиной. И покачивался с носков на каблуки сапог, как наш Калач.

— А расписку я получу? — спросила хозяйка валенок. Я понял, что подавил ее своим величием и кубарями, и молча кивнул.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-su-classics/350593-konstantin-vorobev-krik.html

Краткое содержание «Убиты под Москвой»

Повесть «Убиты под Москвой» Воробьева, написанная в 1963 году, является автобиографическим произведением. В центре сюжета рассказа – страшные события осени 1941 года, когда на оборону Москвы в числе прочих была брошена элитная рота курсантов Кремлевского училища.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Убиты под Москвой» по главам. Пересказ повести будет также полезен и для читательского дневника.

Рюмин – капитан роты кремлевских курсантов, большой авторитет среди своих подчиненных.

Алексей Ястребов – лейтенант, командир четвертого взвода.

Гуляев – лейтенант, командир второго взвода.

Анисимов – политрук роты, болезненный, слабый человек.

«Учебная рота кремлевских курсантов» под командованием капитана Рюмина вторые сутки идет на фронт. Прибыв на место, молодые бойцы входят «в  подчинение  пехотного  полка,  сформированного  из московских ополченцев».

Подполковник удивлен элитному подкреплению, состоящему из 240 человек одного роста – 183 сантиметра.

На вопрос Рюмина касательно вооружения, подполковник с грустью отвечает, что ничего не может предоставить, «кроме патронов и кухни».

Глава 2

Капитан приказывает командиру взвода, лейтенанту Алексею Ястребову, рыть окоп неподалеку от кладбища и церквушки. Уже «пятый месяц немцы безудержно» продвигаются к Москве, и этот факт никак не укладывается в голове у Ястребова, с детства привыкшего считать свою страну непобедимой.

К назначенному сроку окоп готов. Получив «каски для взвода и три ящика патронов», Ястребов отправляется к лейтенанту Гуляеву, и в этот момент в небе «кучной  и  неровной галочьей стаей» появляются самолеты.

Глава 3

Над деревней еще несколько раз пролетают самолеты. Слышны звуки фронта, расположенного неподалеку. Неожиданно из леса появляются красноармейцы, которым удалось выйти из окружения. Они просят накормить их, поскольку уже двое суток ничего не ели. Ястребов отводит их к капитану.

Глава 4

Рюмин сообщает Алексею, что, скорее всего, в их направлении прорван фронт, и «от штаба ополченского полка должны  тянуть сюда связь и должны подойти соседи слева и справа».

Утром на поле появляются «два грязно-серых броневика». Не вытерпев, курсанты начинают стрелять, но тем самым только выдают себя – броневики были вражескими разведчиками.

Читайте также:  Краткое содержание шекспир ричард 3 за 2 минуты пересказ сюжета

Анисимов сообщает Алексею о «результатах  ночной курсантской разведки – деревня,  что впереди, занята противником».

Глава 5

Немцы начинают сбрасывать мины, и вскоре окоп обваливается. Анисимов получает смертельное ранение. Дождавшись прекращения обстрела. Алексей пытается отдать приказ бойцам, но «загнанный куда-то вглубь живота ненужный слезный крик мешает ему что-нибудь сказать курсантам».  Помощник Ястребова сообщает, что немцы убили всех раненых.

Глава 6

Связной передает роте распоряжение отступать в срочном порядке, но Рюмин, не доверяя майору, отправляет одного из курсантов в штаб полка узнать, какова «ближайшая  задача  роты, связь и подкрепление соседями».

Возобновляется минометный обстрел, и Рюмин понимает, «что рота  находится  в  окружении».

Не дождавшись возвращения курсанта, посланного в штаб полка, Рюмин отдает приказ вырыть братскую могилу, и принимает решение «с  наступлением темноты двигаться по рву  на север, захватив раненых, и где-нибудь по болоту или по лесу выйти к своим». Оставив раненых у старика в деревне, Рюмин сообщает, что рота вернется через три дня.

Глава 7

Рюмин уверен, «что избрал  единственно правильное решение» – утаить от курсантов правду об окружении и сделать смертельный бросок вперед. Ночью рота начинает атаку в селе.

Взвод Алексея располагается в лесу, чтобы расстреливать убегающих немцев. Но их не было, и тогда Ястребов отдает приказ атаковать горящее село. Алексей убивает немца, после чего «его рвало долго и мучительно».

  Курсанты берут пленных, оружие, и отправляются в лес.

Глава 8

Безопаснее всего было передвигаться под покровом темноты, и рота остается в лесу до вечера. Вскоре в небе появляется «костыль» – «маленький черный самолет с узкими, косо обрубленными крыльями», самолет-разведчик. Обнаружив роту, он выбрасывает листовками с призывом добровольно сдаться в плен.

Спустя время небо заполняется «юнкерсами», и начинается бомбежка, после которой заходят «в лес танки и пехота противника».

Глава 9

Вместе с одним из курсантов Алексей притворяется мертвым. Ребята слышат «близкие автоматные выстрелы, голоса  немцев, улюлюканье и свист» – противник добивает остатки роты. Немцы уходят, и с приходом ночи Алексей с курсантом отправляются на поиски своих.

Глава 10

Ребятам везет, и они находят Рюмина и еще троих курсантов. Они становятся свидетелями воздушного боя и поражения советских «ястребков». Капитан Рюмин, не выдержав напряжения, кончает жизнь самоубийством. Курсанты решают похоронить своего командира «на опушке, под кленом».

Вскоре появляются два танка. Один из них проходит совсем рядом, и Алексей, стоявший возле не зарытой еще могилы, швыряет в танк бутылку с бензином. Алексей прыгает на дно могилы, и его заваливает землей. В этот момент его «телу ничего не хотелось, кроме одного – дышать», и курсанту чудом удается вырваться из завала.

Собрав все оружие, Алексей «пошел от  могилы по опушке леса, постепенно забирая вправо, на северо-восток», в надежде добраться до своих.

В повести Воробьева война показана без лишнего пафоса, в центре произведения – обычные люди с их страхами, сомнениями и отчаянием. Это нисколько не умаляет их достоинств, напротив, делает более близкими, понятными, человечными.

После ознакомления с кратким пересказом «Убиты под Москвой» рекомендуем прочесть повесть Константина Воробьева в полном объеме.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 525.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/vorobev/ubity-pod-moskvoy

"Убиты под Москвой": краткое содержание (пересказ по главам) повести Воробьева К.Д

В 1963 году была написана повесть «Убиты под Москвой». Краткое содержание ее представлено ниже.

Глава 1

Учебная рота кремлевских курсантов (240 человек, командир – капитан Рюмин) шла на фронт. Прибыв на место, солдаты вошли в подчинение полка, состоявшего из московских ополченцев.

Подполковник, командующий ополченцами, сообщил Рюмину, что для роты пока нет пулеметов, только кухня и патроны.

Кремлевцы остановились в большой деревне, где был центр обороны ополченцев и находился противотанковый ров.

Глава 2

Капитан сказал, что заброшенное кладбище, возле которого находилась церковь и длинное каменное строение, — самый выгодный участок. Он приказал рыть здесь окоп.

Командир взвода Алексей Ястребов был только что произведен в лейтенанты. Немцы уже пятый месяц продвигались к Москве. Это не укладывалось в голове Алексея, который с 10 лет знал, что советская армия намного превосходит другие, что Советский Союз непоколебим.

К положенному сроку окоп был готов, не удалось только вывести ход в церковь. Помощник Алексея предложил гранатами пробить брешь в фундаменте, но командир взвода сказал, что на это требуется разрешение капитана.

Алексей отправился к нему, тот не дал разрешения на подрыв фундамента, так как гранаты должны пригодиться для других целей. Алексей отправился к лейтенанту Гуляеву, чтобы передать ему распоряжение капитана. Во время их встречи появились самолеты. Командиры отправились к своим взводам.

Самолеты пролетели над ними, но удара не было – самолеты, вероятно, летели на Клин.

Глава 3

Над деревней еще несколько раз пролетали самолеты. Слышались звуки фронта, который находился неподалеку. Через некоторое время от опушки леса стали отделяться темные точки – красноармейцы, вышедшие из окружения. Они шли к деревне. С ними был генерал-майор Переверзев. Прибывшие попросили накормить их, так как они не ели уже два дня. Алексей проводил их к капитану Рюмину.

Глава 4

Вечером Рюмин приказал комвзводам выдвинуть по одному отделению за ров. Курсанты должны там встречать всех идущих от леса и направлять их в обход окопов. Рюмин сказал Ястребову сообщить взводу, что человек, выдающий себя за генерала, на самом деле контуженый боец.

Утром к окопу подошел солдат с раненым ухом. Он спросил Алексея, как они собираются противостоять надвигающимся танкам противника, ведь у них почти нет оружия.

Солдат хотел остаться с ними, но Алексей отправил его в госпиталь, находившийся в 4 км от деревни. В 9 утра к окопу поползли два броневика. Солдаты стали стрелять по ним, и это было ошибкой. Броневики уехали.

Это были разведчики. Красноармейцы выдали себя.

 Подошел Анисимов, политрук роты. Он сообщил о результатах курсантской разведки. Оказалось, что противник занял деревню, находящуюся впереди. Политрук призвал солдат к стойкости и сообщил, что из тыла подходят соседи и тянут связь.

Глава 5

На деревню посыпались мины. Окоп обвалился. Анисимов получил смертельное ранение. Солдаты укрылись у церкви. Во взводе Алексея оказалось четверо раненых. Обстрел прекратился и несколько солдат потащили тело Анисимова и раненых к санинструктору. Но вот начался новый обстрел. Алексей и солдаты из его взвода побежали назад в окоп.

Когда мины пролетали совсем рядом, солдаты опять укрылись у церкви. Помощник сообщил Алексею, что немцы убили всех раненых, которых он оставил у осин, и еще двух солдат, которые отправились за ними. Явился санинструктор и сообщил, что в других взводах ранено 8 человек. Алексей ответил, что у них убиты шестеро и политрук, раненых нет.

Глава 6

Связной передал роте распоряжение немедленно отступать. Но Рюмин не мог доверять майору, командиру ополченческого полка. Он отправил одного из курсантов в штаб полка для получения дальнейших распоряжений.

Начался минометный налет. Рота оказалась в окружении. Рюмин решил не говорить солдатам об этом и ночью двинуться на север, захватив раненых, по лесу добраться до своих. Солдаты вырыли братскую могилу для семерых убитых и похоронили их.

Рюмин сообщил бойцам, что поступило распоряжение идти на соединение с полком, предварительно разгромив занявших деревню немцев, а раненых временно оставить в деревне (на самом деле приказа не поступало).

Командир оставил раненых у старика и пообещал ему, что рота вернется через 3 дня.

Глава 7

Ночью рота начала атаку. Взвод Алексея остался в лесу, чтобы расстреливать отступающих немцев. Но немцев не было, и взвод начал атаку. Село горело. Алексей убил немца у грузовика. Затем его долго и мучительно рвало. Курсанты взяли пленных, а также немецкие автоматы, и отправились через лес прочь от села.

Глава 8

В лесу нужно было переждать день, чтобы ночью отправиться дальше. Днем через лес пролетел немецкий самолет-разведчик. Он нашел роту и сбросил листовки, в которых немцы звали русских в плен. Рюмин решил встретить врага в лесу – так безопаснее, чем в открытом поле. Вскоре в небе появилось много самолетов, полетели бомбы. Затем в лес вошли танки и пехота противника.

Глава 9

Рота была уничтожена. Алексей вместе с курсантом, оказавшимся рядом, притворился мертвым. Немцы прошли мимо. Алексей и курсант ночью добрались до Рюмина, с которым было трое солдат.

Глава 10

Все шестеро легли в скирды, чтобы отдохнуть. Оттуда они наблюдали воздушный бой – вражеские самолеты сбили русских «ястребков». Вскоре после этого боя капитан Рюмин застрелился. Солдаты вырыли ему могилу у клена. Затем появились два немецких танка.

Когда один из них подошел совсем близко, Алексей, находившийся у еще не зарытой могилы, швырнул в него бутылку с бензином. Подумав, что промахнулся (на самом деле он поджег танк), Алексей нырнул на дно могилы. Могилу завалило, но Алексею удалось выбраться.

Он повесил винтовки на плечи и пошел по опушке леса, надеясь добраться до своих.

На этом заканчивается повесть «Убиты под Москвой» (краткое содержание по главам). 

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/ubity_pod_moskvoj_kratkoe_soderzhanie_pereskaz_po_glavam_povesti_vorobeva_k_d/63-1-0-559

Крик — краткое содержание повести Воробьева

Произведение относится к военной прозе и повествует о событиях, происходящих в период Великой Отечественной войны.

Главным героем повести является двадцатилетний младший лейтенант Сергей Воронов, попавший на фронт с самого начала войны, повествование от лица которого ведется в произведении.

События разворачиваются в боях по Волоколамском, в которых участвует батальон Воронова, где он является командиром взвода. Вместе с Сергеем в батальоне воюет его лучший друг сержант Васюков.

В селе, где располагается батальон, друзья обнаруживают склад с хранящимися валенками и решают забрать обмундирование для солдат. На складе они знакомятся с местной жительницей Мариной, которая по счастливой случайности тоже носит фамилию Воронова.

Сергей симпатизирует девушке, а она отвечает ему взаимностью. Поэтому через некоторое время он решает посвататься и приходит в ее дом, где она живет с матерью и младшим братом.

Мать Марины поначалу противиться желанию дочери во время войны создать семью, но вскоре благословляет молодых людей.

При авиационной атаке немецких истребителей Васюкову с помощью Воронова удается уничтожить нескольких единиц противотанковых ружей противника, но немцам все равно удается захватить соседнюю деревню. После этого немецкие войска начинают массированный обстрел батальона Воронова.

Командир батальона принимает решение о проведении разведки боем и отправляет группу солдат под руководством Воронова. В группу включается и сержант Васюков. Во время проведения разведки, проходящей под сильным минометным обстрелом, Сергей неожиданно слышит крик Марины и видит, как она падает от удара взрывной волны.

Разведка заканчивается неудачно, поскольку несколько бойцов подрываются на минах, а раненный Воронов с Васюковым оказываются в немецком плену.

Сначала их доставляют в заброшенный сарай, а затем переправляют в концлагерь, где друзья видят огромное количество пленных, которых мучают голод и издевательства фашистов.

В один из дней в барак пленным кидают тушу раненной лошади, которая просто оказывается разорванной изголодавшимися людьми.

  • В финале повести друзья освобождаются из фашистского плена, однако радости Сергей не испытывает, поскольку понимает, что Марина погибла.
  • Произведение отличается реальным описанием военных событий, а также является одним из свидетельств мужества и героизма русских людей.
  • Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/krik-vorobev-rasskaz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector