Краткое содержание жуковский лесной царь за 2 минуты пересказ сюжета

В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки. Малыш отказывался, отец гнал коня быстрей, но на месте оказалось, что ребенок мертв. На самом деле это перевод Гете.

Начинается произведения с вопроса о том, кто мчится сквозь холодную мглу. Это делается, чтобы ввести в повествование героев, ведь тут же автор отвечает на вопрос, поясняет, что это ездок и его сын маленький. Даётся их разговор, параллельно – описание героев. Отец оказывается уже стариком, а мальчик – совсем малышом.

Ребенок очень боится, прижимается к старику и дрожит. Конечно, старик интересуется причиной страха, хочет подбодрить сына. Тот рассказывает, что только что видел лесного царя – с бородой густой, с грозным взглядом, короной… Но отец не верит, поясняет, что это туман всего лишь.

Но видимо, ребенок не слушает, так как он продолжает делиться свежим воспоминанием. Царь ему рассказывает, что в его стране всё богатство: вода жемчужная, цветы из бирюзы, строения из золота… И снова повторяет ребенок отцу про то, какие драгоценности обещал ему царь. (Интересно, что сын называет отца «родимый».

) Царь ещё и радость предлагает, но отец думает, что ребенок принял за голос шум ветра.

Теперь уже автор вводит в повествование голос самого царя. Тот прямо говорит, хотя слышит его, наверное, лишь ребенок, говорит о своих прекрасных дочерях. Как бывает в сказках, у царя нет наследника… Принцессы будут «братцу» петь, танцевать для него, летать. Малыш уже видит принцесс, а отец – лишь деревья. 

Лесной царь угрожает, что заберёт ребенка даже против его воли. Тут мальчику становится трудно дышать. Испугавшись, старик подгоняет коня, а сын кричит и задыхается. Когда старик доскакал, сын его уже задохнулся.

Баллада страшновата, немного романтична, печальна. Лесной царь со своими дочерями – потусторонняя сила, в которую не верит взрослый, но она влияет на чувствительного, как многие дети, ребенка.

Слог баллады основательный, а не тяжелый, достаточно много богатых эпитетов. Сюжет, само событие захватывает, вызывает сочувствие, поэтому на слог особенно не обращаешь внимания.

Мне баллада понравилась. Жаль, что отец не послушал ребенка раньше, они бы, наверное, успели спастись. Но сын не предал отца – держался, буквально, до последнего вздоха.

Краткое содержание Жуковский Лесной царь за 2 минуты пересказ сюжета Анализ баллады Жуковского Лесной царь

Сейчас читают:

  • Сочинения на тему Семья
  • Сочинение Чудесная жизнь леса зимой 3 класс
    Лес — прекрасное место для прогулок, походов, пикников в любое время года. В нем растут ягоды и грибы, орехи. Для многих насекомых, птиц и животных это родной дом. Но мне особенно нравится зимний лес, интересна жизнь в нем
  • Проблематика романа Обломов сочинение
    С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.
  • Характеристика и образ Скотинина в комедии Недоросль Фонвизин сочинение
    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в основных традициях классицизма. Одной из черт этого художественного стиля является четкая градация героев на положительных и отрицательных. Последние, представлены в комедии в первую
  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс
    Прекрасный русский художник, который относится к великолепной плеяде передвижников, которые создали огромное количество прекрасных произведений искусства. Наш герой, работал в портретном жанре, так как
  • Главные герои рассказа Ионыч сочинение
    Екатерина Ивановна в начале произведения предстает перед нами в виде талантливой дочери талантливых родителей, но, в отличие от них, она видит, что их способности совсем не выдающиеся. Котик, как называют ее родители,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/analiz-ballady-lesnoj-car-zhukovskogo-8-9-klass

«Лесной царь» краткое содержание баллады Жуковского – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Баллада «Лесной царь» Жуковского была написана в 1818 году. В центре мистического произведения – тяжело больной мальчик, которого заманивал в свои владения Лесной царь. Ребенок пытался найти спасение от пугающего духа на груди отца, но в итоге стал жертвой повелителя мрачного леса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Лесной царь» на нашем сайте.

Содержание

  • Главные герои
  • Другие персонажи
  • Краткое содержание
  • Заключение

Главные герои

Мальчик – больной ребенок, маленький красивый мальчик, который видел и разговаривал с лесным царем.

Другие персонажи

Всадник – пожило мужчина, отец мальчика, который стремился оказать больному сыну помощь.

Лесной царь – повелитель темного леса, жестокий дух, привыкший получать все, что пожелает.

Краткое содержание

По мрачному ночному лесу скакал «ездок запоздалый, с ним сын молодой». Ребенок болен, у него сильный жар. Он крепко прижался к отцу, пытаясь унять дрожь. Неожиданно мальчику почудилось, будто на него взглянул Лесной царь – «в темной короне, с густой бородой». Он очень испугался, и отец поспешил его успокоить, сказав, что «то белеет туман над водой».

Мальчик же продолжал видеть перед собой Лесного царя, который манил его к себе. Он уговаривал мальчика навсегда остаться в его владениях, предлагал ему много заманчивого: «золото, перлы и радость». Ребенок вновь пожаловался отцу, но тот не видел никакого царя. Он постарался успокоить испуганное дитя, и сказал, что это «ветер, проснувшись, колыхнул листы».

Между тем Лесной царь не унимался. Он призывал мальчика отправиться к нему в дубраву, где он мог беззаботно резвиться и играть с его дочерьми, прекрасными лесными нимфами.

Однако это предложение не на шутку встревожило ребенка. Он видел нимф, которые кивали ему «из темных ветвей». Мальчик рассказал об этом отцу, но и в этот раз всадник ему не поверил.

Мужчина считал, что все это привиделось его больному сыну.

Лесной царь признался мальчику, что он ему очень понравился, и он не намерен отпускать его из своих владений: «Неволей иль волей, а будешь ты мой!». Мальчик принялся умолять отца скакать как можно быстрее, чтобы скрыться от преследований Лесного царя. Он начал задыхаться, его дыхание становилось все более тяжелым.

Всадник понял, что дела плохи. Он гнал лошадь что есть силы, надеясь побыстрее выбраться из леса и оказать помощь больному ребенку. Когда же цель была достигнута, и мужчина благополучно выбрался из мрачной дубравы, «в руках его мертвый младенец лежал». Лесной царь так и не отпустил мальчика, оставив его душу в своих чертогах.

Заключение

Стихотворение Жуковского наполнено мистикой и волшебством. Лесной царь олицетворяет собой неотвратимость судьбы, однако автор предлагает даже в самой безысходной ситуации бороться до последнего вздоха.

После ознакомления с кратким пересказом «Лесной царь» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19072-lesnoi-car-kratkoe-soderjanie-ballady-jykovskogo-chitat-pereskaz-onlain.html

скажите пожалуйста краткое содержание баллады Жуковского Лесной царь

Игорь Дригайло Мыслитель (7430) 9 лет назад Анализ баллады «Лесной царь» В. А. Жуковского Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт, он является основоположником жанра баллады в России. Ему принадлежат не только оригинальные «русские» баллады, но и талантливые переводы зарубежной классики, например, «Лесной царь».

Это перевод баллады Гeте «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе. Жуковский отступил от подлинника, однако, его перевод по совер-шенству формы сразу же был признан образцовым. В балладе «Лесной царь» мы слышим проникновенный голос рассказ-чика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность.

Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему. Дитя, что ко мне ты так робко прильнул? Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в желтой короне, с густой бородой О нет, то белеет туман над водой. Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу.

Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои.. . С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады.

Автор держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве — дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем. Родимый, лесной царь нас хочет догнать, Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит, Младенец тоскует, младенец кричит.. . И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире. Ездок погоняет, ездок доскакал.. . В руках его мертвый младенец лежал. Зло всегда настигает слабых и беззащитных.

В своих переводах Жуковский выступает как подлинный творец, отступая от буквальной точности оригинала и внося свои мысли и чувства в произведение. Можно сказать, что Жуковский сочинял баллады на заданную тему. Вспомним его слова: «… переводчик в стихах — соперник».

Не стоит забывать, что многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, это еще раз подчеркивает его талант и роль в русской литературе.

Poof Профи (572) 3 года назад Холодной ночью мчатся на лошади двое путников. К отцу прижался продрогший сын. Чтобы как-то согреть своего ребенка, путник обнимает его. От болезненного жара мальчику начинают казаться бредовые образы, он видит хозяина леса с бородой и в темной короне, который блеснул ему. Он обращается за объяснениями к отцу, но родитель видит, что это белеет туман над водой. Лесному царю очень понравился мальчик. Хозяин леса владел красивыми бирюзовыми цветами, жемчугами, золотыми чертогами и седыми ветлами. Но его возмущает, что красивый мальчик ему не принадлежит.Лесной царь обращается к ребенку и предлагает ему разные соблазны. Мальчик пересказывает отцу обещание о богатстве и радости, сулимое духом. Но отец только слышит шум ветра, который колышет ветви деревьев. Лесной царь утверждает, что мальчик будет ему принадлежать в любом случае, добровольно или насильно. Ребенок слышит, как хозяин леса предлагает своих дочерей, которые будут всегда ему петь и летать вокруг него. Они при месяце будут ему играть и усыплять его. Сын обращает внимание отца, что дочери лесного царя зовут его из темных ветвей, но тот видит стоящие в стороне седые ветлы. Мальчик не может понять, почему его родитель не замечает происходящее вокруг, и постоянно переспрашивает, что тот видит на самом деле. Для отца видения мальчика кажутся следствием болезни, для ребенка же – это реальность, наполненная страхом и переживаниями. Сын просит отца скакать быстрее, чтобы хозяин лесной чащи не догнал их. Ему все сложнее становится дышать, он кричит.

Лесному царю удается захватить мальчика и забрать в свой мир, хоть отец и гнал своего коня со всей силы. Иллюзия юноши превратилась в реальность.

В этом мире добро не всегда побеждает зло, которое охотиться на слабых и беззащитных. И неизвестно, отчего скончался мальчик. Возможно, ребенок умер от страха из-за бредовых видений.

А может, лесной царь существовал в действительности и забрал себе мальчика.

Гуля Гамзатова Ученик (135) 2 года назад «Лесной царь» — это произведение Гёте .Перевёл на русский язык. В. А. Жуковский .Получилась замечательная баллада .Герои : маленький больной ребёнок и его отец .Отец с мальчиком скачут, видимо, домой .Ночь, тревожный ветер ,»седые вётлы» — всё это пробудило больные фантазии ребёнка .Ему чудится страшный «Лесной царь» ,который хочет его погубить .Мальчик плачет, жалуется отцу .Тот успокаивает сына, объясняя реальностью его видения .Но, когда отец доскакал до дома ,»в руках его мертвый младенец лежал».Легенда основана на мифе о злом лесном духе и его дочерях, убивающих людей .

Произведение написано очень поэтично, в нем много эпитетов .сравнений .олицетворений, метафор .Оно мне нравится своей таинственностью, загадочностью, ритмикой

Евгения Жаркова Ученик (166) 2 года назад Анализ баллады «Лесной царь» В. А. Жуковского Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт, он является основоположником жанра баллады в России. Ему принадлежат не только оригинальные «русские» баллады, но и талантливые переводы зарубежной классики, например, «Лесной царь». Это перевод баллады Гeте «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе. Жуковский отступил от подлинника, однако, его перевод по совер-шенству формы сразу же был признан образцовым. В балладе «Лесной царь» мы слышим проникновенный голос рассказ-чика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность.

Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему. Дитя, что ко мне ты так робко прильнул? Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в желтой короне, с густой бородой О нет, то белеет туман над водой. Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу.

Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои.. . С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады.

Автор держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве — дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем. Родимый, лесной царь нас хочет догнать, Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит, Младенец тоскует, младенец кричит.. . И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире. Ездок погоняет, ездок доскакал.. .В руках его мертвый младенец лежал. Зло всегда настигает слабых и беззащитных. В своих переводах Жуковский выступает как подлинный творец, отступая от буквальной точности оригинала и внося свои мысли и чувства в произведение. Можно сказать, что Жуковский сочинял баллады на заданную тему. Вспомним его слова: «… переводчик в стихах — соперник».

Не стоит забывать, что многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, это еще раз подчеркивает его талант и роль в русской литературе.

Читайте также:  Краткое содержание лондон любовь к жизни за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://otvet.mail.ru/question/43107256

«Лесной царь» (В. Жуковский)

Василий Андреевич Жуковский заинтересовался романтическими балладами Гёте, в частности, балладой «Лесной царь».

На тот момент в русской литературе не было стихотворений, в жанровом отношении подобных «Лесному царю» (романтическое сюжетное стихотворение с неожиданной развязкой).

Жуковский решил перевести балладу Гёте на русский язык, и результатом его творческого перевода стало вполне самостоятельное произведение.

Впоследствии балладу «Лесной царь» переводил на русский язык и Афанасий Афанасьевич Фет.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: баллада.

Тема

Гёте при создании баллады опирался на древние датские легенды, в которых фигурирует злобный Лесной царь и его дочери. В «Лесном царе» Василия Андреевича Жуковского образ Лесного царя аллегоричен: мистический персонаж воплощает страх и болезнь мальчика. В результате Лесной царь становится причиной смерти ребёнка.

Можно сказать, что «Лесной царь» Жуковского стоит у истоков такого популярного в настоящее время беллетристического жанра, как ужасы.

Краткое содержание

Ямщик едет по ночному лесу, прижимая к себе малютку-сына. Ребёнка бьёт озноб от холода и ужаса: мальчику мерещится Лесной царь, который хочет отобрать его у отца. Он рассказывает об этом отцу.

Ямщик пытается успокоить сына, уверяет, что тому мерещится: всему виной шум листьев на ветру. Но ребёнок не успокаивается и рассказывает, что Лесной царь позвал своих дочерей. Отец уверяет мальчика, что это ветки.

Но сын явственно слышит голос Лесного царя: «Неволей иль волей, а будешь ты мой».

Ребёнок жалуется, что не может дышать. Отец спешит, погоняет лошадь, но, когда «ездок доскакал», ребёнок в санях лежал уже мёртвый.

Метрика

  • Размер: четырёхстопный хорей.
  • Рифма: перекрёстная (абаб).

Тропы и фигуры речи

  • Эпитеты: хладною, запоздалый, оробелый, «в тёмной короне, с густой бородой».
  • Метафоры: «ветер, проснувшись, колыхнул листы», «ветлы седые», «не скачет, летит».
  • Параллелизм: действия Лесного царя имеют природные параллели (его голос — шум листвы, фигуры дочерей Лесного царя — вётлы).
  • Повторы: «будут играть и летать, / Играя, летая, тебя усыплять», «мне душно, мне тяжко», «Младенец тоскует, младенец кричит; / Ездок подгоняет, ездок доскакал».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие синонимы к слову «ребёнок» используются в балладе?

Ответ. «Сын молодой», «дитя», «малютка», «младенец».

Какой из диалогов, представленных в балладе, носит фантастический характер?

Ответ. Фантастичен диалог ребёнка и Лесного царя. Мальчик ведёт также разговор с отцом, но этот диалог имеет реалистическую природу. Что касается разговора с Лесным царём, то он может быть воспринят и как мистика, и как болезненный бред мальчика.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquolesnoj_carraquo_v_zhukovskij.html

Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский) | Литрекон

Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» в свое время стала заметным событием в русской поэзии. Писатель создает новое произведение на основе вольного художественного перевода баллады Der Erlkönig авторства И. О. Гёте.

Сюжет «Лесного царя» на первый взгляд кажется достаточно простым: отец везет маленького ребенка по лесу, и заболевшему мальчику в бреду видится Лесной царь – фольклорный повелитель лесов, который хочет забрать его к себе.

Мужчина же говорит сыну, что на самом деле ему все мерещится: лицо царя он видит в тумане, его дочери – это просто ветви деревьев, которые колышутся на ветру, а все, что слышится ребенку, является шумом листвы. Конец поэмы трагичен – ребенок не пережил поездки. Когда «ездок» доскакал до места назначения, в руках его был «мертвый младенец». 

История создания 

Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».

И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика.

Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов».

В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.

Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории. 

Жанр, направление, размер 

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя. 

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный. 

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии.

В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Композиция

Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк. 

Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка. 

Главные герои и их характеристика

В балладе «Лесной царь» есть три персонажа: наездник, его маленький сын и Лесной царь. Все образы одинаково важны для понимания текста.

Жуковский не дает прямых описаний героев, кроме «ездока» — упоминается, что он старик. Он сильно переживает за ребенка, «летит» на коне сквозь лес, крепко прижимает мальчика к себе, однако все равно не успевает.

Его сын зовется в произведении «молодым», «младенцем», что указывает на его юный возраст. Детям свойственно видеть фантастических существ в темноте, особенно когда им страшно. Более того, ребенок бредил.

То есть он никак не мог поверить, что ему мерещится Лесной царь, пускай отец ему все объяснил. 

Сам же фольклорный персонаж представляется бородатым зловещим видением, который заманивает мальчика к себе, обещая ему забавы и богатство. В чем-то образы Лесного царя и отца героя схожи: один с бородой, второй «старик», и они много говорят, как бы переманивая ребенка на свою сторону, пока он находится между двумя мирами. 

Темы и проблемы

  1. В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен.

    В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга.

    Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать. 

  2. Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное.

    Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.

  3. Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать.

    Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.

Главная мысль 

В балладе раскрыто типичное для романтизма противостояние героя и высших сил, рока, предназначения. Жуковский делает его более реалистичным, чем Гете: если у немецкого поэта отец ребенка так же видит Короля эрлов, как и его сын, то у российского автора Лесного царя видит исключительно ребенок. М. И.

Цветаева справедливо отмечала: у Жуковского мальчик «увидел оттого, что дрожит», а у Гёте – «задрожал оттого, что увидел». Основная идея произведения Жуковского заключается в том, чтобы передать мистическое переживание человека накануне смерти. Ребенок видит ее в образе Лесного царя, сопротивляется, но ничего не может изменить.

Гете закладывал в свое произведение иной смысл: его фантастический герой — не метафора смерти и не плод воображения, а реальный персонаж.

В романтизме авторы обычно ориентировались на более чувственные, социальные вещи, такие как отчуждение, одиночество, упадок общества. Жуковский создает бытовую историю – болезнь, которая приобретает фантастические мотивы. Он показывает, что в качестве рока могут выступать не только испытания, полученные от социума. 

Чему учит?

Жуковский в своей балладе «Лесной царь» изображает ситуацию, в которой Зло, казалось бы, побеждает Добро.

Но является ли данная история противостоянием высших сил? Автор призывает читателей быть более чуткими друг к другу, не терять надежду и бороться до конца.

Так делал мальчик – он пытался спастись от Лесного царя, пускай ему это и не удалось; так делал и его отец – он «летел» на коне, спрашивал ребенка, как тот себя чувствует, пытался донести до него, что повелитель леса ему только мерещится. 

Баллада «Лесной царь» не может оставить никого равнодушным, и этим она уникальна. Жуковский создает сюжет, более близкий российскому читателю, что помогает вызвать глубокий эмоциональный отклик в душе. 

Альбина Исмаилова

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lesnoj-tsar-zhukovskij/

Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский) | Литерагуру

В эпоху романтизма в Европе весьма широк интерес к фольклорным сюжетам. Они нашли своё отражение, как в прозе, так и в поэзии: в новеллах Гофмана, сказках братьев Гримм. В поэзии – это баллады Гёте, Бюргера.

Например, всемирно известную балладу Гёте «Лесной царь» нередко интерпретируют, и не только в литературе.

На русской почве образцовым является художественный перевод Жуковского, который получился настолько самобытным, что стал самостоятельным произведением по мотивам творчества немецкого поэта.

История создания

Иоганн Вольфганг фон Гёте написал балладу «Лесной царь» в 1782 году. Сам образ злобного лесного духа поэт заимствует из датской легенды о Короле Эльфов, которую перевёл на немецкий Иоганн Гердер. Жуковский создаёт свой вариант «Лесного царя» в 1818 году.

Если сравнить его балладу с оригиналом, то можно увидеть массу принципиальных отличий в создании образов. Например, у Гёте острее переданы переживания отца, а Лесной царь предлагает более подходящие для ребёнка соблазны: материнскую заботу, игры, хороводы.

У Жуковского же мы встречаем более традиционное для русского восприятия, ласковое обращение к отцу «родимый», а сам Лесной царь изображен не с хвостом, а «с густой бородой», что опять же привычнее для русского сознания.

Всё это позволяет считать, что русский поэт создал своё уникальное произведение, лишь опираясь на немецкий образец.

Жуковский создавал свои произведения тогда, когда читающая публика полагала, что русской литературы не существует, а на родном языке писать произведения – невозможно.

Поэтому образованные люди читали и «Лесного царя», и многие другие шедевры западноевропейской литературы в оригинале.

Перед поэтом стояла весьма трудная задача: доказать, что русский язык способен встать на одну ступень вместе с такими великими языками, как французский, немецкий и английский.

О чем?

Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах.

Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.

Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.

Жанр и направление

Баллада берёт своё начало в устном народном творчестве, французские писатели 14-15 вв. активно разрабатывали этот жанр в литературе, а поэзию романтизма без этих сказочных стихов представить невозможно. «Лесной царь» — баллада – стихотворное сюжетное произведение, которое может носить напевный характер. Обычно в балладе присутствует фантастический элемент, происходящий из фольклора.

Участник литературного общества «Арзамас» В.А. Жуковский имел в этом окружении прозвище Светлана, что неслучайно. Среди всего его наследия баллады считаются самыми лучшими и непревзойдёнными произведениями.

Притом, по большей части они переводные. Но не только он писал фантастические стихотворные рассказы на русском языке, интересовались этим жанром и Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, обращались к данной форме и наследники Жуковского – А.С.

Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Главные герои и их характеристика

В балладе Жуковского «Лесной царь» присутствуют три главных героя: отец, сын и кажущийся больному ребёнку Лесной царь.

Отец в варианте Жуковского представлен уже стариком, что придаёт ещё больший трагизм происходящему. Он изо всех сил пытается мужественно противостоять опасности, нависшей над его семьёй, но болезнь победила ребёнка.

Мальчик же не понимает, что ему лишь мерещится злой дух, он принимает видения за реальность. Он умирает не с ощущением физической боли, но с чувством страха перед Лесным царём. Можно представить себе, что так к ребёнку приходит смерть, ведь согласно датским легендам, именно лесной дух навещает тяжело больных и забирает их с собой.

Тематика

  • Смерть. Эта тема представлена в балладе глазами взрослого и ребёнка. Детское сознание еще не способно воспринять угасание, поэтому мальчику не страшно умирать: он боится Лесного царя, ему страшно разлучиться с отцом. Совершенно иначе видит ситуацию несчастный родитель. Он понимает, что жизнь его, может быть, единственного наследника в опасности: сын бредит, а это плохой знак.
  • Мистика. Образ Лесного царя читатель волен воспринимать по-разному. Может быть, это лишь галлюцинации ребёнка в горячке, но ничто не мешает предположить, что это гораздо больше, чем страшный мираж. Лесной царь символизирует собой смерть, зло, тьму и самое главное – страх.
  • Борьба. И отец, и сын пытаются пройти испытание, каждый — своё. Отец хочет помочь своему ребёнку, он старается как можно скорее доставить его к доктору. Попробуем вообразить, что домашнее лечение или живущий неподалёку лекарь не помогли, а только усугубили состояние мальчика. И теперь отец «не скачет, летит» в другой город за помощью. Дитя же борется с самим Лесным царём, он не соглашается ни на какие его соблазны, ищет защиты у папы, но не всем открывается злой дух. Демон борется со слабеющим малышом, желая забрать его в свои темные дремучие владения.

Главная мысль

Одной из популярнейших идей для романтизма является судьба героя — предопределение, злой рок. Эта же мысль пронизывает балладу «Лесной царь». Трагедия имеет, как это ни печально, вполне реальный и распространённый сюжет для своего времени.

Возможно, и это послужило большой популярности произведения, как в Европе, так и в России. Герои – отец и сын, судьба – Лесной царь. И ничто не в силах изменить то, что должно неизбежно случиться.

Ещё больший драматизм придаёт финал баллады: отец уже доскакал, мальчик сражался до последнего, но в шаге от спасения – умер.

Чему учит?

В.А. Жуковский своей балладой «Лесной царь» призывает читателя быть смелым и стойким, бороться до конца, несмотря ни на что. Хоть и надежда порой умирает, но всё-таки последней.

Нельзя терять силу духа и приходить в отчаяние, особенно когда в опасности находится жизнь близкого человека. Отец потерял своего ребёнка, но, тем не менее, он выглядит героем, а не проигравшим страдальцем.

Он сделал всё, что мог, а не ждал печальной участи, сложа руки, однако понимал: шансов на спасение практически нет. Жуковский убеждает нас: только веря и надеясь возможно противостоять судьбе.

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-ballady-lesnoj-tsar-v-zhukovskij/

Сочинение Лесной царь | Инфошкола

Каким я представляю себе Лесного царя (Вариант 1)

На уроке литературы мы читали балладу В.А. Жуковского «Лесной царь». В.А. Жуковский — выдающийся русский поэт.

Его перу принадлежат не только баллады собственного сочинения, но и талантливые переводы из зарубежной классики. И баллада «Лесной царь» — это перевод баллады немецкого поэта Гете.

В балладе одним из главных героев является Лесной царь. Поэт
говорит, что он «в темной короне» и у него густая борода.

Мне кажется, что Лесной царь — это дух леса. Он невидим и может появиться в любой момент. Я думаю, что Лесной царь может показываться только детям. Ведь отец мальчика его не видит. Лесной царь может принимать любой вид, какой захочет.

Когда Лесной царь показался ребенку, ветви деревьев были короной. Так как было уже поздно, корона была темная. Бородой могли быть темные кустарники. Лесной царь высокий, как деревья. Он хотел про извести впечатление на ребенка.

О том, что Лесной царь — невидимый дух, говорят нам те строки, в которых отец успокаивает своего ребенка.

Когда мальчик говорит, что с ним разговаривал Лесной царь, отец ему отвечает: «То ветер, проснувшись, колыхнул листы». У Лесного царя нет голоса, он использует ветер и листья, чтобы разговаривать с ребенком. Лесной царь жесток. Он думает только о себе.

Он хочет оставить мальчика в лесу, потому что он «пленился» красотой мальчика. Лесной царь угрожает ему: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Мальчик не хочет оставаться ним, но Лесной царь привык, что все его желания исполняются.

Он не думает о том, что у мальчика есть родители, друзья.

  • Ему просто хочется, чтобы красивый мальчик играл вместе с его дочерьми. В конце баллады Лесной царь все-таки забрал мальчика к себе:
    Ездок погоняет, ездок доскакал …
  • В руках его мертвый младенец лежал.

Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь» мне очень понравилась, хотя в ней все заканчивается печально. Но человек не может бороться с невидимым духом. Он может только верить, что все будет хорошо.

Таинственность, загадочность, тусклость и причудливые образы. Всегда ли это плохо? Иногда такая композиция очень гармоничной и наоборот заставляет читателя не только испытывать страх, но и захватывать дыхание в предвкушении приближающихся событий. Примеров таких произведений можно назвать множество, но есть один, который запомнился мне больше всего.

Сочинение на тему: Лесной король

Баллада Иоганна Гете «Лесной король». Читая строки, не многие задумываются над тем, какой смысл автор хотел вложить в эти страшные строки. Это и не удивительно, потому диссонанс, который присутствует в произведении, отвлекает от всего обыденного.

 Человек ощущает присутствие чего-то сверхъестественного. Чего-то, она даже не видит таз чем не может бороться. Это пугает и манит ее. Образ короля взят с фольклора, но он присутствует не только для того, чтобы напугать впечатлительного читателя.

Несмотря на то, что произведение короткий, можно понять не только сюжет, но и настроение и характер героев. Сын — беззащитный человек. Он почти один в целом мире и видит защиту в другом — отцу, который, в свою очередь, не видит опасности. Мальчик верит ему и пытается прекратить бояться, но тщетно. Лесной король все же его убивает.

В произведении много образов, которые противопоставляются. Это величие смерти и ценность жизни, беззащитность ребенку и власть взрослого, предел фантастического и прагматичный реальных мир. Никто не знает, что произошло бы, если бы отец остановился и попытался понять сына, остановить лесного короля, которого сам не видел.

 Возможно, тогда это произведение было бы только устрашающей колыбельной, которую будет петь иметь своим детям, что не хотят вовремя идти в постель. Но пока «Лесной король» считается одной из самых интересных и самых известных баллад. Ее мотивы так далеки от обыденности, но знакомы каждому. Читатель понимает, что смерть подстерегает везде и никогда не знаешь, где она сейчас.

 Возможно, достаточно просто посмотреть за спину …

Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-lesnoj-car/

«Лесной царь», анализ баллады Жуковского

Жуковский в 1818 году решил перевести на русский язык балладу Гёте «Король эрлов». Сделал он это превосходно. Василий Андреевич, полностью сохранив гётовский сюжет немецкой легенды, внёс в свою балладу своё личное художественное и эмоциональное дополнение. Напечатана баллада была в том же году, в четвёртом номере сборника «Для немногих».

В балладе повествуется о дорожном разговоре отца и маленького сына. Отец, быстро скача на лошади, нежно прижимает ребёнка к себе. Мальчик жалуется отцу на Лесного царя, которого он, якобы, видит и слышит.

Мальчик боится, что злодей отнимет его у отца и всё сильней прижимается к родному человеку. Пленённый красотой младенца, Лесной царь во что бы то ни стало хочет забрать его в свою страну и за это сулит мальчику богатство и игру с его дочерьми.

В конце баллады мальчик начинает кричать и задыхаться. Отец, остановив коня, находит на руках мёртвого сына.

Таков сюжет баллады. Автору очень жаль маленького мальчика, душа поэта наполнена горечью и печалью. Лесной царь представлен в виде злого и страшного духа. Давным-давно, ещё до рождения Гёте, в датском фольклоре родилась подобная легенда об умирающем мальчике и жестоком короле эрлов.

Спустя многие годы люди выдвинули свою версию происходящей в легенде трагедии: мальчик уже был смертельно болен и король эрлов был лишь призраком, следствием предсмертной галлюцинации ребёнка.

Некоторые же придерживалось иной точки зрения: король был реальным злобным существом, сгубившим кроху.

Жуковский в своей балладе не аргументирует страшное событие, он просто его правдиво констатирует, последовательно показывая нагнетающую обстановку страха мальчика и печальной неизбежности его смерти.

Диалог отца и сына выдержан в мрачных тонах: мольба ребёнка о защите наталкивается на недоверие взрослого человека. Жуковский раскрывает эгоизм отца — он отмахивается от сына, так как времени мало: надо вовремя доскакать до пристанища.

Идея баллады — в соучастии, во внимательности, в предусмотрительности людей друг к другу.

Образы Лесного царя и отца ребёнка у Жуковского незримо похожи: У Лесного царя — борода и отец мальчика уже «старик»; оба они много говорят: первый, чтобы обольстить речами ребёнка, второй, чтобы что-то ответить, но не делать.

Ребёнок же совсем другой: испуганный, ласковый (отца называет родимым), одинокий в своём детском страхе. Мальчик вызывает жалость, сострадание и слёзы. Жуковский заставляет читательскую душу «болеть» и «кровоточить». Это и называется силой слова.

Конечно, отец любит своё дитя, но любовь эта почему-то не спасла мальчика.

Язык баллады «Лесной царь» насыщен меткими и точными фразами. Они заостряют сюжет и держат читателя в напряжении. Возьмём, например, пять глаголов, относящихся к действиям старика: держит, греет, скачет, летит, погоняет. Спокойствие старика сменяется паникой, любовь — страхом. Недоверие отца иллюстрируется неоднократно повторяющимся отрицательным ответом: «О нет…».

В балладе много «мрачных» эпитетов, которые усугубляют бедственное положение героев: «темной короне», «ветлы седые», «хладною мглой», «тёмных ветвей». Тёмное время суток — время небывалой «жизнедеятельности» нечистой силы. Вечером и ночью она творит свои злые дела и лучше ей не попадаться на пути.

Олицетворения наполняют балладу мистикой. Кажется, что всё вокруг живое и зловещее: царь сверкнул в глаза, кивают дочери из ветвей.

Произведение написано ямбом. В нём рифмы смежные: первая рифмуется со второй, а третья с четвёртой. Такой выбор рифмовки помог автору построить выразительный диалог между сыном и отцом и лживый монолог Лесного царя.

По произведению: «Лесной царь»

По писателю: Жуковский Василий Андреевич

Источник: https://goldlit.ru/zhukovsky/1147-lesnoi-tsar-analiz

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: В.А.Жуковский "Лесной царь". | Социальная сеть работников образования

ТЕМА: «В. А. ЖУКОВСКИЙ. ДЕТСТВО И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

ЗАДАЧА УРОКА: привитие интереса к личности поэта и его творчеству.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии В. А. Жуковского, переводной балладой поэта «Лесной царь»

  • ХОД УРОКА
  • 1.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (по статье учебника «Литературная баллада»)
  •     — Что называется литературной балладой?
  •        (Литературная баллада – это лироэпический жанр, в основе которого лежит сюжетное повествование с включенным в него диалогом (явным или скрытым)).
  •       — Какие особенности в построении литературной баллады?
  •          (Как и фольклорная баллада, ее литературная сестра часто открывается пейзажным зачином, а завершается пейзажной концовкой; строится в форме диалога (явного или скрытого))
  •         — Что такое явный диалог?

          (Это такой диалог, в котором идет обычный разговор, т. е. есть реплики и одного, и другого лица).

  1.          — Что такое скрытый диалог?
  2.            (Это такой диалог, когда один из собеседников молчит, либо принимает участие в разговоре, ограничиваясь короткими репликами).
  3.           — Какая классификация литературных баллад?

           (Так как все писатели стремились сделать свои баллады и по содержанию, и по форме похожими на фольклорные (такой прием называется стилизацией), то и классификация баллад одинакова. Существуют баллады «страшные», исторические, семейно-бытовые, любовные, трагические, разбойничьи).

  •           — Чем отличается литературная баллада от фольклорной?
  •             (Фольклор ориентируется на общенародный идеал, а литературная баллада, стилизующая этот идеал, заключает в себе и личное эмоциональное отношение автора к самому народному идеалу).
  • 2. СЛОВО О ПОЭТЕ

            Сегодня мы с вами познакомимся с личностью русского поэта В. А. Жуковского, который занимался прежде всего переводческой деятельностью. Используя баллады зарубежных поэтов, он переводил их на русский язык. Но сам Василий Андреевич считал это не переводом, а соревнованием, так как переведенные произведения наполнялись русским колоритом, в них выражалась самобытность самого поэта.

          В. Белинский писал: «Без Жуковского не имели бы Пушкина»

              Родился Жуковский в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии 29 января (9 февраля) 1783 года. Отец – Афанасий Иванович Бунин, дворянин по происхождению, помещик Тульской губернии, владелец села Мишенское. Был женат на Марии Григорьевне Буниной, урожденной Безобразовой. Имел 11 детей.

             Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 года. Бунину ее подарил майор К. Муфель, обрусевший немец. При крещении Сальха получила имя Елизаветы Дементьевны Турчениновой.

Родившийся у нее сын по желанию А. И. Бунина был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, обедневшим киевским помещиком, жившим «на хлебах» у Бунина.

Мальчик получил отчество Андреевич и фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянское звание.

            С 1790 по 1794 годы учился в пансионе Роде и Главном народном училище Тулы. Из училища за «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего поэта). Здесь он впервые приобщился к литературному творчеству.

Для домашнего театра были написаны одиннадцатилетним Жуковским его первые ученические пьесы. Первым опубликованным произведением Жуковского было лирическое стихотворение «Майское утро». С 1797 по 1800 годы учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль.

Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших в разные годы пансион.

             Началом своей самостоятельной литературной деятельности поэт считает стихотворение «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея.

              Русскому читателю Жуковский станет известен как поэт, переводчик, критик и издатель, руководитель литературного общества «Арзамас». Все члены общества должны были иметь прозвища, взятые из баллад Жуковского. Так А. Пушкин звался Сверчок, Вяземский – Асмодей, Батюшков – Ахилл, сам же Жуковский получил имя Светлана.

              Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Так уже в 1815 году после посещения в Лицее, в Царском селе Пушкина в письме к Вяземскому Жуковский скажет: «Это надежда нашей словесности.

Нам надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Известен и другой факт. 26 марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».

По окончании чтения Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя…» вручил его А. Пушкину.

  1.               Заканчивая рассказ, вспомним строки Пушкина, обращенные к Жуковскому:
  2.                                 Его стихов пленительная сладость
  3.                                 Пройдет веков завистливую даль…
  4. 3. БАЛЛАДЫ ЖУКОВСКОГО

                 Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Сюжеты их он заимствует преимущественно у немецких романтиков Гете, Шиллера, Уланда. Так баллада «Лесной царь» — перевод произведения Гете.

               Но спустя почти сто лет Марина Цветаева так написала о переводе Жуковским баллады Гете «Лесной царь»: «Вещи разновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, — нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».

  • 4.БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
  •         а) Общие замечания о герое
  •              — Исходя из названия баллады, как вы думаете, с каким языческим персонажем мы столкнемся?
  •                   (С Лешим)

               — Кто же такой Леший? Поможет нам в этом разобраться А. Н. Афанасьев – известный исследователь русского фольклора. Послушайте отрывок из статьи Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

              Лешие – властители дремучих лесов, их называют лесными царьками. В больших лесах господствуют по два и по три леших. Когда леший идет дозором по своим владениям, то при приближении шумит лес и кругом трещат деревья.

По ночам он приходит спать в какой-нибудь станок (сторожку) и, проснувшись поутру, назначает место будущего своего ночлега.

Если лесную избушку займет запоздалый путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет ее дверь, то тряхнет ближайшими деревьями и поднимет страшный шум.

               В 1843 году в лесах Варнавинского и Ветлужского уездов вдруг показалось огромное количество ходовых белок; тамошние мужики говорили, что белок гонит леший, а другие прибавляли, что один леший проиграл своих белок в карты другому лешему и потому перегоняет их из своего владения в другое, чужое.

               Те случаи, когда путник сбивается с дороги (что, конечно, нередко бывало в дремучих лесах старого времени), суеверие народа приписывает злым проказам лешего: он нарочно путает.

               Между крестьянами ходит множество рассказов о том, как леший сбивает с пути.

Желая, чтобы кто-нибудь запутался, он превращается в точно такое же дерево, какое служит в лесу приметою: в ель, в сосну, мох, растущий на древесном стволе, и становится в стороне от настоящей дороги; он заводит в трущобы и, натешившись вволю, заливается громким хохотом.

Иногда он показывается путнику в виде седого старика с большой клюкой. Так, например, едет мужик одинехонек; нагоняет его прохожий, и – слово за слово – просит подвести в деревню; мужик соглашается, едут они, мирно беседуют.

Вдруг глядь – прохожего как не бывало, с глаз пропал! – а мужик с возом в болоте или в овраге; осматривается – и видит: на крутом, неприступном обрыве, куда ни за что не взобраться человеку, стоит леший и хлопает в ладоши.

  1. б) Чтение учителем баллады «Лесной царь»
  2. Лесной царь
  3. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
  4. Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
  5. К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
  6. Обняв его, держит и греет старик.
  7. Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
  8. Родимый, лесной царь в лицо мне сверкнул;
  9. Он в темной короне, с густой бородой.
  10. О нет, то белеет туман над водой.
  11. «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
  12. Веселого много в моей стороне:
  13. Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
  14. Из золота слиты чертоги мои».
  15. — Родимый, лесной царь со мной говорит:
  16. Он золото, перлы и радость сулит.
  17. — О нет, мой младенец, ослышался ты:
  18. То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
  19. «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
  20. Узнаешь прекрасных моих дочерей:
  21. При месяце будут играть и летать,
  22. Играя, летая, тебя усыплять».
  23. — Родимый, лесной царь созвал дочерей:
  24. Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
  25. — О нет, все спокойно в ночной глубине:
  26. То ветлы седые стоят в стороне.
  27. «Дитя, я пленился твоей красотой:
  28. Неволей иль волей, а будешь ты мой».
  29. — Родимый, лесной царь нас хочет догнать:
  30. Уж вот он, мне душно, мне тяжко дышать.
  31. Ездок оробелый не скачет, летит;
  32. Младенец тоскует, младенец кричит;
  33. Ездок догоняет, ездок доскакал…
  34. В руках его мертвый младенец лежал.
  35. В) Анализ баллады «Лесной царь»
  36.          — Какому типу относится баллада?
  37.         («Страшная», так как присутствует фантастический герой – Лесной царь).
  38.           — Назовите персонажей этой баллады.
  39.            (Ездок, его сын, Лесной царь).
  40.            — Когда, в какое время суток происходит действие в балладе?
  41.            (Вечером – об этом говорят слова «под хладною мглой»).
  42.             — Как связано это с поверьями о таинственных хозяевах леса?
  43.              (Сумерки, ночь – время нечистой силы, когда она творит свои недобрые дела, и лучше человеку не попадаться ей на пути).
  44.              — Как построена баллада?

             (Первая и последняя строфы – рассказ о происходящих событиях, причем в первой есть элемент пейзажного зачина: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?» Остальные строфы – явный диалог отца с сыном, из которого мы узнаем, что произошло. 3,5,7 строфы – монолог Лесного царя).

  •               — Как вы думаете, зачем здесь нужен монолог Лесного царя?
  •               (Чтобы читатель понял, что это не просто ночные страхи ребенка, а ему действительно грозит смертельная опасность).
  •                — Сколько раз мальчик сообщает отцу о Лесном царе?
  •               (Три раза – это является элементом фольклора, так как число 3 в фольклорных произведениях – магическое число).
  •                 — Где в балладе мы еще встречаемся с числом 3?
  •                 (Три раза встречается монолог Лесного царя).

               — Охарактеризуйте Лесного царя. Почему он преследует всадника?

               (Лесной царь злой, кровожадный, коварный. Он преследует всадника из-за того, что тот оказался ночью в его владениях, и он «пленился» красотой ребенка: «Дитя, я пленился твоей красотой; Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

  1.                 — Почему отец не мог спасти сына?
  2.                  (Он не верил своему сыну, наверное, думая, что это обычные детские страхи, хотя и тревожился за него).
  3.                   — В какой последовательности действует Лесной царь?
  4.                 (Сначала он только показывается мальчику, потом он уговаривает, завораживает его: «Он золото, перлы и радость сулит…»; затем он угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).
  5.                   — Сравните главного героя баллады с образом лешего из русских народных поверий.

                  (Внешне они в общем похожи ( с густой бородой). Леший из народных поверий с людьми шутит, играет, но не убивает, а Лесной царь в балладе способен на убийство, он более кровожаден и беспощаден).

               — Какими художественными средствами создается в этой балладе ощущение страха?

  •   Использование магии – связи между реальным и ирреальным мирами
  • Использование повторов – возрастающий страх в словах мальчика.
  • Обращение сына к отцу: «Родимый».
  • Выразительность текста.
  • К концу баллады убыстряется темп.
  • Пейзаж, усиливающий напряжение, дан в эмоциональном восприятии ребенка

г) Чтение баллады.

              — Прочитаем балладу по ролям. Постарайтесь голосом, интонацией передать, как тревожится мальчик и как старается успокоить его отец, хотя он тоже тревожится, беспокоится за мальчика.

Особенно внимательным нужно быть, когда вы читаете слова Лесного царя.

Ведь он коварен и ведет себя по-разному: то как проситель он уговаривает, заманивает, завораживает мальчика, то как властный хозяин решает его судьбу.

д). Итоговый контроль (тестирование с ответом на поставленный вопрос)

     1)Каков жанр стихотворения В.А.Жуковского?

  •                                                               («Страшная» баллада)
  •      2)Какие черты указывают на этот жанр?
  •                                                              (Есть сюжетная линия, диалог, драматический конец —              смерть)

     3)Назовите героев произведения В.А.Жуковского.

                                                            (Ездок, дитя, лесной царь)

     4)Какой элемент фольклора использует В.А.Жуковский?

                                                           (Троекратный повтор)

     5)В какой форме построено стихотворение В.А.Жуковского?

                                                          (Диалог)

     6)Что помогает нам понять, что перед нами разговор нескольких лиц: «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?», «Родимый, лесной царь в лицо мне сверкнул…»

  1.                                                         (Вопросно- ответная форма, обращения)
  2.      7)Как называются художественно- изобразительные средства, используемые автором: «бирюзовы», «жемчужны», «седые»?  
  3.                                                       (Эпитеты)

     8)Какой прием использует В.А.Жуковский в стихотворении: «Кто скачет, кто мчится…», «Младенец тоскует, младенец кричит…»?

  •                                                     (Лексический повтор)
  •     9)К какой необщеупотребительной лексике относятся слова: «перлы», «сулит», «чертоги»?
  •                                                   (Устаревшие слова)
  •     10)Из последней строфы выпишите эмоционально окрашенные слова, помогающие усилить напряжение, страх, ощущение беды.
  •                                                    («Летит», «тоскует», «кричит», «мертвый»)
  •   5. ИТОГИ УРОКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

   6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: балладу «Лесной царь» выучить наизусть; нарисовать рисунок к балладе.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/10/23/vazhukovskiy-lesnoy-tsar

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector