На летние каникулы школьникам задают разные произведения, которые они должны прочитать и ознакомиться с сюжетом. Таким образом дети не только знакомятся с писателями и их творчеством, но еще и получают общее развитие. Однако не все горят желанием читать полные произведения и здесь на помощь приходят краткие содержания. Сегодня представляем вашему вниманию балладу Кубок Жуковского и ее краткое содержание для читательского дневника.Краткое содержание произведения Жуковского под названием Кубок начинается сообщением о том, что царь со своими рыцарями пришел на высокие скалы. Они нависали над бездонным морем. Захотелось проверить своих рыцарей и латников на храбрость, поэтому и придумал царь сложное задание. Он решил бросить золотой кубок со скалы в море, а тому, кто решится достать этот кубок, достанутся почести и награда. Да никто не решился испытывать свою судьбу, уж слишком высокой была скала, да и море грозное глядело на всех. Однако нашелся смельчак. Это был паж.
Он не раздумывая, снимает с себя пояс, епанчу, подходит к окраине скал. Там бушует море, но обратившись к Богу, срывается паж со скалы и его поглощает бездна. Все присутствующие были уверены, что парень погиб и не вернется. Придворные заговорили, заволновались.
Кто-то сказал, что даже ради трона никогда бы не прыгнул в пучину, а значит, никто не расскажет, что хранит в себе бездна, откуда никто не возвращается живым.
Дальше вдруг послышались звуки, все зашипело, засвистело и вот показался паж. В одной руке держал он кубок, а второй пытался доплыть до берега, ведя борьбу с волнами. Наперекор судьбе ему удалось выжить, еще и отыскать кубок царя.Когда пажу налили вино в кубок, тот стал делиться своими мыслями.
Он сказал, чтобы люди радовались, что живут на земле, ведь бездна устрашающая. Там внизу его кружило, било о скалы, а он шептал молитву. Пажу повезло, и благодаря молитвам, удалось отыскать кубок, который зацепился за кораллы и не упал на дно.
Однако за это время он успел увидеть все ужасы бездны с ее морскими чудовищами в виде скатов, морских гиен и других стоногих чудовищ.
В конце концов ему повезло и выбросило потоком наверх.
Однако царю захотелось еще больше узнать о морской жизни и бездне, поэтому он обещает смельчаку, кроме кубка, перстень и дочь в придачу. Дочь стала защищать пажа и просить отца помиловать слугу.
Просила, чтобы тот послал своего рыцаря в бездну. Но, паж вдохновившись, вновь бросается в воду. Сколько ни всматривалась царевна в бездну, не было видно там пажа. Приходила волна за другою волною, а юноша уже не появится никогда.На этом завершается краткое содержание баллады Кубок.
(4 голоса, в среднем: 4.3 из 5)
Краткое содержание: Кубок (Жуковский)
Однажды царь, собрав своих рыцарей, спросил, кто из них сможет совершить знатный подвиг: прыгнуть с вершины в глубокую тьму за брошенным им кубком. И рыцарь знатный, и простой латник имели возможность сделать это, царь не ставил ограничений. Главным было желание достать царский кубок, не испугавшись страшной морской бездны. Победителю в награду доставался сам кубок.Проговорив свою волю, царь бросил златой кубок с высокой скалы и стал ждать, кто же отважиться совершить ради него подвиг.Но рыцарь и латник недвижно стоят; Молчанье — на вызов ответ;В молчанье на грозное море глядят;За кубком отважного нет.Вдруг из молчаливой толпы выступил молодой паж. Он снял епанчу и пояс, молча положил их на землю… У всех окружающих дам, да и рыцарей тоже, пронеслась мысль: куда ты? Но паж подступил к краю скалы, заглянул в глубину, где шумела и гремела морская пучина.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,Как влага, мешаясь с огнем,Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом;Пучина бунтует, пучина клокочет…Не море ль из моря извергнуться хочет?Призвав спасителя-бога, юноша прыгнул вниз под общий вскрик толпы и исчез в морской бездне.
Над бездной утихло… в ней глухо шумит…И каждый, очей отвестиНе смея от бездны, печально твердит:«Красавец отважный, прости!»Далее автор будто предполагает, какие мысли бродили в умах тех, кто стал свидетелем этой трагической сцены.
Эти мысли приводятся в авторском тексте в кавычках, как цитата:«Хоть брось ты туда свой венец золотой, Сказав: кто венец возвратит,Тот с ним и престол мой разделит со мной! — Меня твой престол не прельстит.Того, что скрывает та бездна немая,Ничья здесь душа не расскажет живая…».
Цитирование мыслей продолжается рассказом о том, что в этой глубине пропадало немало судов, которые затем вылетали назад в виде мелкой щепы. В глубокой пучине тем временем слышалось будто бы роптание грозы недалекой. Все выло, свистало, било и шипело, волны сменяли друг друга, и дымящаяся пена летела к небу столбом. С оглушительным ревом брызнул поток извергнутой бездны.
Вдруг… Что-то мелькнуло «живой белизной» сквозь седую пену. Приглядевшись, люди увидели, как в волнах показалась рука и плечо. Отважный юноша пытался побороть стихию.
И видят — весь берег потрясся от клича —Он левою правит, а в правой добыча.И долго дышал он, и тяжко дышал,И божий приветствовал свет…И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. — Чудеснее подвига нет Из темного гроба, из пропасти влажной Спас душу живую красавец отважный».
Юноша вышел на берег, приветственный толпой, и упал к ногам царя, положив у его ног кубок. Царь приказал дочери дать герою кубок вина в качестве награды. Юноша же стал славить государя.
Да здравствует царь! Кто живет на земле,Тот жизнью земной веселись!Но страшно в подземной таинственной мгле.И смертный пред богом смирись:И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.
Стрелою стремглав полетел я туда…И вдруг мне навстречу поток;Из трещины камня лилася вода;И вихорь ужасный повлекМеня в глубину с непонятною силой…
И страшно меня там кружило и било…
Юноша рассказал, что выжить помогла ему молитва к Богу. Вознеся ее, он увидел торчащий из мглы утес, крепко обхватил его и заметил на ветвях коралла кубок. Внизу, под ним, все было смутно, пурпуром светился сумрак, ничего не было слышно. Но виделись страшные картины морской стихии.
Я видел, как в черной пучине кипят,В громадный свиваяся клуб,И млат водяной, и уродливый скат,И ужас морей однозуб;И смертью грозил мне, зубами сверкая,Мокой ненасытный, гиена морская…Отважный юноша рассказал, как он был один среди морских чудовищ, обреченный на смерть, и как ему было страшно.
Содрогаясь, он вдруг услышал, как из мглы ползет страшное стоногое чудище. Он в ужасе бросился прочь от скалы, и это было его спасением. Юношу подхватил прилив, и его выбросило наверх.
Царь сказал юноше:Мой кубок возьми золотой;Но с ним я и перстень тебе подарю,В котором алмаз дорогой,Когда ты на подвиг отважишься снова И тайны все дна перескажешь морскова.
Услышав эти слова, царевна взволнованно стала просить отца пощадить молодого пажа, и уж если царю так необходим подвиг, то пусть отправит совершать его не юношу, а рыцаря. Но отец не послушал дочери.
…свой кубок златой В пучину швырнул с высоты:«И будешь здесь рыцарь любимейший мой, Когда с ним воротишься, ты;И дочь моя, ныне твоя предо мною Заступница, будет твоею женою».От этого обещания у юноши загорелась душа, а глаза наполнились отважностью. Глядя на то, как краснеет и страшится за него царевна, он, полный неописуемой радости, бросился в волны.
Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…И с трепетом в бездну царевна глядит…И бьет за волною волна…Приходит, уходит волна быстротечно:А юноши нет и не будет уж вечно.***Невероятный поэтический талант Жуковского превращает его баллады в яркие живописные полотна. При прочтении их возникает ощущение, что стоишь среди героев произведения и видишь то же, что и они.
Знакомясь с балладой «Кубок», кажется, что волнение толпы, следящей за тем, как разворачиваются события, физически ощутимо. В произведении «Роланд-оруженосец» легко представить эмоции рыцарей, которые сначала смирились с горечью своего поражения, а затем узнали, что их обошел юный оруженосец.
Оба произведения отличает ярко выраженная тематика, подчеркивающая доблесть и непревзойденность юных героев.
Как часто родители сознательно недооценивают своих чад, чтобы как можно дольше сохранить их детство! Им тяжело представлять, что их ребенок вырос и способен превзойти их самих в выполнении серьезной задачи.
Именно такую позицию обрисовал Жуковский в балладе «Роланд-оруженосец». Юный сын доблестного рыцаря, боясь потревожить сон своего родителя, сам побеждает великана. Никто не воспринимал Роланда всерьез, все считали его ребенком, но именно он выполнил приказ царя, прославив свое имя.
В данном произведении интересно само отношение героев к подвигу. В отличие от умудренных опытом рыцарей, которые относятся к подвигу как к серьезному делу, Роланд совершает его мимолетом, стремительно, не привлекая к своей персоне повышенного внимания.
Так и в жизни порой подход нового поколения к выполнению значительных задач в корне отличается от подхода родителей легкостью и быстротой. В произведении видно, что Роланд не готовится к подвигу специально, но не проходит мимо него, хотя имеет для этого все основания.
Из этого можно сделать вывод, что истинная рыцарская доблесть никогда не должна отдыхать. Другой вывод в том, что молодым необходимо давать проявить себя. Ведь если бы Роланду было отказано в просьбе взять его в поход, он бы еще долгое время оставался бы в тени рыцарей более зрелого возраста.
Произведение «Кубок» производит двойственное впечатление. С одной стороны, читатель непременно испытывает восхищение доблестью юного пажа, отважившегося на поступок, который заставил дрожать сильных рыцарей.
С другой — возникает мысль о бессмысленности подобных подвигов, совершенных во имя демонстрации собственной отваги и во главе которых находится жизнь человека. Из произведения становится ясно, что удача в делах рискованных — величина переменная.
Для тех, кто подставляет свою жизнь опасности, может наступить период, когда привычное везение по независящим от них причинам отворачивается.
Как и произведение «Роланд-оруженосец», «Кубок» пронизано идеей замечательной доблести и отваги юного человека. И снова в числе наблюдателей подвига оказываются те, на кого и возлагалась основная надежда.
Умудренные опытом рыцари остаются позади, лидером же становится молодой паж.
Тематически выделена тема поклонения главного героя дочери царя: после совершения славного подвига лучшей наградой для него оказывается кубок вина, поданный ею, а ко второму безрассудному подвигу его склоняет обещание царя отдать ему дочь в жены.
На этой странице искали :
- жуковский кубок краткое содержание
- кубок жуковский краткое содержание
- жуковский кубок
- краткое содержание кубок
- кубок жуковский
Сохрани к себе на стену!
Краткое содержание “Кубок” Жуковского
Один владыка предложил своим рыцарям совершить подвиг – прыгнуть с горы за царским кубком. К кандидатам не ставились особые условия, свою отвагу мог испробовать как знатный воин, так и простой латник. Главное, чтобы брошенный царем кубок был найден с морской глубине. Тот, кто достанет сосуд, получит его в награду. Озвучив условия, царь бросил с горы в море кубок и стал ждать храбреца, готового совершить подвиг. Но ни рыцарь, ни латник не осмелились прыгнуть в пучину. Вдруг из толпы появился юный паж. Он молча начал раздеваться и готовиться к прыжку. Окружающие мужчины и женщины были удивлены решительностью юноши.
Молодой паж стал на край скалы и начал смотреть на страшную морскую пучину. Удары волн напоминали огонь, заливающийся водой, море клокотало и вздымалось ввысь. Юноша обратился за помощью к своему богу-покровителю и прыгнул со скалы. Весь народ в один голос вскрикнул.
Море утихло и начало тихо шуметь, а зрители печально просили у него прощения. Один свидетель этой печальной сцены размышлял, что даже бросил бы царь свой золотой венец с обещанием наградить храбреца престолом, то и это не привлекло его к прыжку.
Ведь еще никто живой не выходил из этой пучины.
Даже корабли здесь терпели крушения, только щепки всплывали наверх.В это время из глубины был слышен звук, похожий на рокот грозы, на волнах подымалась шипящая пена. Из бездны вырвался поток воды из оглушительным громом, среди которой кто-то заметил что-то белое. Зрители начали присматриваться и заметили руку и…плечо юноши. Молодой паж активно сражался с волнами.
Толпу всколыхнул крик радости, ведь юноша плыл только левой рукой, потому что в правой руке держал царский кубок. Он тяжело дышал и долго восстанавливал дыхание. Юноша был рад увидеть божий свет. Народ радовался, что молодой паж выжил и совершил мужественный подвиг, сумев выйти невредимым из смертельной пучины.
Выйдя на берег, юноша под радостные приветствия народа преклонил колени перед царем и преподнес ему кубок.
Владыка приказал своей дочери наградить отважного пажа кубком вина. Юноша произнес хвалебные речи государю, ради которого ему было не страшно прыгать со скалы. Паж начал рассказывать, как летел вниз, а затем льющийся из трещины в камне поток затянул его в водоворот. Он опускался все глубже и в отчаянии обратился с мольбой к Богу.
Юноша схватился за утес, а в коралле заметил кубок. На глубине он в темноте рассмотрел страшные картины, которые грозили ему смертью. К юноше начало направляться стоногое чудовище, но прилив вовремя выбросил пажа на берег.
После рассказа царь пообещал храбрецу к кубку еще и перстень с алмазом, если тот еще раз повторит подвиг и еще поведает истории о морских чудовищах.
Царевна умоляла отца отказаться от такого предложения, но царь остался непреклонным и вновь бросил сосуд в море, пообещав в придачу еще и свою дочь отдать в жены. Юноша бросился в морскую пучину. Бездна на время утихла, а потом продолжила свой шум. Молодой паж на этот раз не смог выбраться из глубины.
Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-jykovskii-kybok-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt
Краткое содержание баллады Кубок Жуковского
На летние каникулы школьникам задают разные произведения, которые они должны прочитать и ознакомиться с сюжетом.
Таким образом дети не только знакомятся с писателями и их творчеством, но еще и получают общее развитие. Однако не все горят желанием читать полные произведения и здесь на помощь приходят краткие содержания.
Сегодня представляем вашему вниманию балладу Кубок Жуковского и ее краткое содержание для читательского дневника.
Василий Жуковский: Кубок
Краткое содержание произведения Жуковского под названием Кубок начинается сообщением о том, что царь со своими рыцарями пришел на высокие скалы. Они нависали над бездонным морем. Захотелось проверить своих рыцарей и латников на храбрость, поэтому и придумал царь сложное задание.
Он решил бросить золотой кубок со скалы в море, а тому, кто решится достать этот кубок, достанутся почести и награда. Да никто не решился испытывать свою судьбу, уж слишком высокой была скала, да и море грозное глядело на всех. Однако нашелся смельчак. Это был паж.
Он не раздумывая, снимает с себя пояс, епанчу, подходит к окраине скал. Там бушует море, но обратившись к Богу, срывается паж со скалы и его поглощает бездна. Все присутствующие были уверены, что парень погиб и не вернется. Придворные заговорили, заволновались.
Кто-то сказал, что даже ради трона никогда бы не прыгнул в пучину, а значит, никто не расскажет, что хранит в себе бездна, откуда никто не возвращается живым.
Дальше вдруг послышались звуки, все зашипело, засвистело и вот показался паж. В одной руке держал он кубок, а второй пытался доплыть до берега, ведя борьбу с волнами. Наперекор судьбе ему удалось выжить, еще и отыскать кубок царя.
Когда пажу налили вино в кубок, тот стал делиться своими мыслями. Он сказал, чтобы люди радовались, что живут на земле, ведь бездна устрашающая. Там внизу его кружило, било о скалы, а он шептал молитву.
Пажу повезло, и благодаря молитвам, удалось отыскать кубок, который зацепился за кораллы и не упал на дно. Однако за это время он успел увидеть все ужасы бездны с ее морскими чудовищами в виде скатов, морских гиен и других стоногих чудовищ.
В конце концов ему повезло и выбросило потоком наверх.
Однако царю захотелось еще больше узнать о морской жизни и бездне, поэтому он обещает смельчаку, кроме кубка, перстень и дочь в придачу. Дочь стала защищать пажа и просить отца помиловать слугу.
Просила, чтобы тот послал своего рыцаря в бездну. Но, паж вдохновившись, вновь бросается в воду. Сколько ни всматривалась царевна в бездну, не было видно там пажа.
Приходила волна за другою волною, а юноша уже не появится никогда.
На этом завершается краткое содержание баллады Кубок.
Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-ballady-kubok-zhukovskogo.html
Краткое содержание баллады Жуковского «Людмила»
Людмила ожидает своего возлюбленного из военного похода. Стоя на распутье, девушка наблюдает, как мимо нее проходят оставшиеся в живых воины, но любимого среди них нет. Людмила решает, что ее любимый умер. Идя домой она думает о нем и о своих чувствах к нему; ей кажется, что она не может без него жить.
- Расступись, моя могила; Гроб, откройся; полно жить;
- Дважды сердцу не любить.
Дома перепуганная мать пытается выяснить, о чем так горюет дочь. Людмила отвечает, что не хочет больше жить, а Бог забыл про нее. Мать отвечает, что надо быть смиренной, принимать и стойко переживать то, что посылает Бог, тогда душа непременно попадет в рай. Но девушка считает, что с любимым рай везде, а без него везде ад.
- С милым вместе — всюду рай; С милым розно — райский край
- Безотрадная обитель.
Ночью жених предстает перед Людмилой и забирает ее к себе. Они держат путь в его холодный и тесный дом. Целую ночь они скачут и под утро приезжают к воротам, за которыми кресты и могилы.
Конь вместе с седоком падают в свежую могилу. Людмила видит своего жениха мертвым — синим и страшным, он зовет ее к себе. Испугавшись, окаменевшая Людмила замертво падает в могилу к возлюбленному.
Мертвые толпой выходят из могил, их страшный хор воет:
- Смертных ропот безрассуден; Царь всевышний правосуден; Твой услышал стон творец;
- Час твой бил, настал конец.
Краткое содержание баллады Жуковского «Людмила»
- Жанр баллады в творчестве Жуковского Главная эстетическая тональность баллад Жуковского — романтика ужасов. Сохраняется меланхолическая прелесть стихов, но она существует теперь на почве сюжетов фантастических,…
- Сочинение: — Герои баллады В. А. Жуковского «Светлана» Баллада — это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического характера. Наиболее известной балладой Жуковского является баллада «Светлана», над которой поэт…
- Краткое содержание поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» Князь Владимир-солнце пирует в гриднице с сыновьями и толпой друзей, празднуя свадьбу младшей дочери Людмилы с князем Русланом. В честь…
- Волшебные картины природы поэме «Руслан и Людмила» Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех…
- Урок — «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады Перед изучением «Светланы» нужно повторить определение и характерные признаки жанра баллады: Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)….
- Краткое содержание «Баллады о невеселом кабачке» Маленький городок на американском Юге. Хлопкопрядильная фабрика, домики рабочих, персиковые деревья, церковь с двумя витражами и главная улица ярдов в…
- Царькова Людмила: Епоха Освіти Царькова Людмила: Епоха Освіти. «Джерело: Історія всесвітньої літератури. 19 століття «Джерело: Історія всесвітньої літератури. 19 століття «Джерело: Історія всесвітньої літератури….
- Краткое содержание поэмы Жуковского «Светлана» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди…
- Краткое содержание повести Жуковского «Двенадцать спящих дев» Таинственное повествование предваряется обращением к Мечте, «воздушной подруге юных дней», чьим присутствием обещается сладкое воспоминанье. Громобой В незапамятную старину над…
- Краткое содержание «Сказки о царе Берендее» Жуковского Ы Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей…
- Сочинение по поэме Пушкина «Руслан и Людмила» В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму — » Руслан и Людмила » (1820). По жанру это шуточная…
- Сюжетний аналіз балади «Людмила» «Що не говори, — писав Пушкін Рилєєву, — Жуковський мав рішучий вплив на дух нашої словесності, до того ж перекладний…
- Сочинение на тему О. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Благодаря своей няне русский поэт Александр Сергеевич Пушкина навсегда полюбил народные сказки. Они стали материалом и для его собственных сказок-поэм….
- Пролог до поеми О. Пушкіна «Руслан і Людмила» Мета: допомогти учням глибше усвідомити зміст і художню довершеність пушкінської поезії через виразне читання; розвивати навички виразного, вдумливого читання віршів;…
- Балади «Людмила» і «Світлана» Жуковський В. А Балади «Людмила» і «Світлана» …Тут нещастя — брехливий сон; Щастя — пробужденье. В. Жуковський Ідея людяності, що Василь Андрійович Жуковський…
- Первое прочтение — Людмила Улицкая Наведение справок об авторе дало не много. Популярна, но книги с лотков с неуловимой быстротой не расходятся. Скорее, писатель не…
- Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое…
- Своеобразие романтической поэзии В. А. Жуковского Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию («Жизнь и поэзия — одно»). Его любовь к Маше Протасовой,…
- Что составляет сущность поэтической индивидуальности Жуковского? Психологический анализ в элегиях Жуковского тесно связан с этическим анализом. Не психика человека вообще интересует поэта, а лишь нравственное сознание…
- Типология русского романтизма. Психологический роман Жуковского Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного человека. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить…
Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-ballady-zhukovskogo-lyudmila/
Краткое содержание: Людмила, Жуковский
ЛЮДМИЛА
Людмила ждет своего возлюбленного. Она гадает, что же с ним могло произойти, — или изменил ей, или его нет в живых. Ее «милый друг» с «грозной ратию» уехал воевать уже давно.
Людмила видит, как многие воины возвращаются домой, проходит мимо одна дружина за другой, но возлюбленного среди этих воинов нет. Мать спрашивает Людмилу, что с ней творится.
Людмила жалуется на Бога, который «нас забыл». Мать говорит, что большой грех — роптать на Бога. Но Людмила стоит на своем — она и молилась перед иконами, и плакала, но мольбы ее Всевышний не услышал.
- «Нет, забыл меня спаситель!» —
- Так Людмила жизнь кляла,
- Так Творца на суд звала…
Ночь. Людмила слышит, что «борзый конь и ржет и пышет». Затем она слышит знакомый голос — вернулся ее жених. Людмила рада, спрашивает его, как случилось, что он вернулся.
- Жених отвечает:
- Близ Наревы дом мой тесный.
- Только месяц поднебесный Над долиною взойдет,
- Лишь полночный час пробьет —
- Мы коней своих седлаем,
- Темны кельи покидаем.
- Поздно я пустился в путь Ты моя; моею будь…
Жених зовет Людмилу с собой, но та предлагает переждать ночь, а уж потом пустится в путь. Однако жених говорит, что ему дан очень короткий срок, — нужно срочно ехать. Людмила спрашивает, где его дом. Ее возлюбленный отвечает:
- Там, в Литве, в краю чужом:
- Хладен, тих, уединенный,
- Свежим дерном покровенный;
- Саван, крест и шесть досток…
Людмила и всадники мчатся. Они скачут рвами, полями, кустами и буграми.
Путь их неблизкий. Наконец они достигли цели. Людмила с ужасом видит, что оказалась на кладбище:
- Камней ряд, кресты, могилы,
- И среди них Божий храм.
- Она и ее жених примчались к свежей могиле и вместе с конем упали в нее.
- Дом твой — гроб; жених — мертвец.
- Видит труп оцепенелый:
- Прям, недвижим, посинелый,
- Длинным саваном обвит.
- Страшен милый прежде вид;
- Впалы мертвые ланиты;
- Мертвый взор полуоткрытый;
- Руки сложены крестом.
- Вдруг привстал… манит перстом… «Кончен путь: ко мне, Людмила; нам постель — темна могила;
- Завес — саван гробовой;
- Сладко спать в земле сырой».
Людмила каменеет и умирает. Завыл страшный хор о том, что смертным не следует роптать на Бога.
Здесь искали:
- жуковский людмила краткое содержание
- людмила жуковский краткое содержание
Источник: https://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-lyudmila-zhukovskij/
Двенадцать спящих дев (краткий пересказ содержания). Жуковский Василий Андреевич
- Двенадцать спящих дев
- Краткое содержание повести
- Таинственное повествование предваряется обращением к Мечте, «воздушной подруге юных дней», чьим присутствием обещается сладкое воспоминанье.
- Баллада первая. ГРОМОБОЙ
В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой.
Он клянет свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов свести счеты. Но в образе сурового старика ему является Асмодей, сулит богатство, веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждет он Громобоя в любом случае — рано или поздно.
Размыслив, тот подписывает договор, получает кошелек с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать дев, не смущаясь их мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей.
Но Громобою незнакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний день дарованной Громобою безбедной жизни.
Одолеваемый тоскою, он ищет спасения у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их невинной молитвой купить свое прощение. И дочери кротко молятся о нем, но с наступлением ночи засыпают.
В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громобою, является бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, намеревается, исторгнув его душу, низвергнуть ее в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему.
Но вид спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить дочерними душами еще десять лет жизни. Устрашенный открывшимися ему безднами, Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку.
Но, погубившему дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки.
Громобой, вся надежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою молится Громобой, отягченный веригами.
Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный недугом Громобой не в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к небесам взоры, исполненные кротости и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со стоном и слезами», окруженный молящимися дочерьми, не знающими своей доли. С наступлением ночи затихает «предустрашенная» природа.
И вдруг веет тихий ветерок, открывается Божий храм, и, окруженный сиянием, дивный старец приближается к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон. Объятый ужасом Громобой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громобою следует надеяться и страшиться.
Вместе с грозой приходит полночь, и в пламени и треске является бес.
Однако вид старца смущает его, он требует своей добычи, но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто чист душою, не воспламенится любовью к одной из дев, не видя ее, и не придет снять с нее и сестер заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения своих чад.
Смотрите также
- Вечер
- Людмила
- Светлана
- Сказка о царе Берендее
С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах, и, устрашенные, они бегут.
В скором времени в запустение приходят окрестные места, их покидают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой могилы тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встает и идет вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдет, нейдет спаситель!»).
И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок искупления неизвестен.
Баллада вторая. ВАДИМ
Прекрасный юноша Вадим, пленяющий Новгород красотою и мужеством, проводит время в охоте, не устрашаемый ни диким зверем, ни непогодою.
Однажды он видит сон, смысл коего ему неясен: чудный муж, облаченный в светлые ризы, с крестом, сияющим на груди, идет, не касаясь земли, держа в руке серебряный колокольчик. Он предвещает Вадиму «желанное вдали» и называется его провожатым.
В то же мгновенье Вадим видит деву, черты которой скрыты покрывалом, а на челе лежит благоуханный венок. Она манит его к себе. И пробудившийся Вадим еще слышит звон колокольчика. Вокруг привычная картина: катящий воды Волхов, широкий луг, холмы, — а в вышине что-то звенит — и умолкает.
Три раза сряду он видит тот же сон и, не в силах противиться стремленью, прощается с родителями и садится на коня. На распутье он дает волю коню, и тот скачет прямо на юг, не разбирая пути.
Дни бегут за днями, Вадиму везде радушный прием; когда же приходится заночевать в поле иль в лесу, его не тревожит ни дикий зверь, ни змея. Вадим достигает широкого Днепра и, при всполохах начинающейся грозы, въезжает в дремучий лес.
Ему приходится пробивать себе путь мечом, он движется все дальше и дальше в чашу. Вдруг он слышит крики — жалобные, молящие и свирепые, дикие. Он бросается напролом и, достигнув поляны, видит могучего великана с красавицей на руках. Взмахнув мечом, он отсекает руку со страшной дубиной, поднятую на него.
Поверженный враг умирает, и Вадим спешит к пленнице. Она оказывается дочерью киевского князя, к коей воспылал страстью литовский князь («Враг церкви православной») и послал гонца, дабы похитить ее.
Тот долго скрывался в дебрях, выжидая, и нынче, когда княжна с подружками собирала цветы, он схватил ее и увлек в лес. Вадим, посадив девицу за собою на коня, с поляны въезжает в дебри, и тут разражается невиданная гроза, рушатся деревья, воет ветер, и смятенный Вадим не видит нигде пристанища.
Но вот при свете воспламененной молнией ели он примечает мшистую пещеру и направляется к ней. Там, распалив костер, сложив кольчугу, он выжимает влагу из златых кудрей княжны и согревает ее трепещущие перси своим дыханием.
Прекрасная княжна разжигает в Вадиме чувства, и он уже запечатлевает на устах ее горячий поцелуй, как вдруг слышит в отдаленье знакомый звон. И чудится ему чей-то незримый полет, чей-то печальный вздох.
Княжна засыпает на его руках и просыпается утром, и они направляются в Киев. Там на крыльце стоит сокрушенный печалью князь, снарядивший в погоню за супостатом дружину и сулящий избавителю свой трон и дочернюю руку.
Но вот является Вадим с княжною, и ликующий князь награждает его.
Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспокоенный неутихаемым звоном, идет к Днепру, видит челн с ветрилом, с гребущим веслом, но пустой («Вадим к нему К Вадиму он…»). Ладья несет его все быстрее, вокруг молчание, надвигаются скалы, черный лес отражается в волнах, луна меркнет, — и ладья пристает к берегу.
Вадим выходит и, влекомый неясной силой, взбирается на крутые скалы. Перед ним заглохший, заросший мхом лес («И, мнится, жизни в той стране / От века не бывало»); при вышедшей луне он видит древний храм на холме, обрушенные заборы, упавшие столбы, зияющие своды и — могильный камень с покосившимся крестом.
С него слетает пробудившийся ворон, а из могилы поднимается привидение, идет к храму, стучит. Но дверь не отворяется. И призрак идет меж обломков дальше. Вадим следует за ним, объятый страхом, и видит за зубчатой оградой безмолвный замок. Какое-то смутное ожидание наполняет витязя.
С луны слетает туман, серебрится бор, от востока веет ветерок, и вдруг из-за стены слышится знакомый звон. Вадим видит, как по стене, скрытая туманным покровом, идет дева, навстречу — другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна спускается к замку, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полный ожидания.
И вдруг, при свете восходящего солнца, она видит витязя — и покрывало слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись… о веший, верный сон!» Из терема идут пробужденные девы. Раздается благовест, храм отворен, там слышится моленье.
Вадим с девою у царских врат, вдруг звучит венчальный гимн, и в их руках свечи, их головы под венцами. Тихий голос зовет их нежно, и вот они перед могилой, она светла, в. цветах, и крест ее обвит лилией. И по прошествии веков, когда и замок, и обитель — все скрылось, на месте том зелен пышный лес и сладок ветра шепот.
Там, где скрыт пепел инокинь, дождавшихся кончины при гробе отца, в утренний светлый час «Бывают тайны чудеса»: слышен хор отшельниц, блистает крест и, венчанные звездами, предстают молящиеся девы.
Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=226&bookid=3
Василий Жуковский — Людмила: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
«Где ты, милый? Что с тобою? С чужеземною красою, Знать, в далекой стороне Изменил, неверный, мне, Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила». Так Людмила, приуныв, К персям очи приклонив, На распутии вздыхала. «Возвратится ль он,- мечтала,- Из далеких, чуждых стран
С грозной ратию славян?»
Пыль туманит отдаленье; Светит ратных ополченье; Топот, ржание коней; Трубный треск и стук мечей; Прахом панцыри покрыты; Шлемы лаврами обвиты; Близко, близко ратных строй; Мчатся шумною толпой Жены, чада, обрученны… «Возвратились незабвенны!..» А Людмила?.. Ждет-пождет…
«Там дружину он ведет;
Сладкий час — соединенье!..» Вот проходит ополченье; Миновался ратных строй… Где ж, Людмила, твой герой? Где твоя, Людмила, радость? Ах! прости, надежда-сладость! Всё погибло: друга нет. Тихо в терем свой идет, Томну голову склонила: «Расступись, моя могила; Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить».
«Что с тобой, моя Людмила?- Мать со страхом возопила.- О, спокой тебя творец!» — «Милый друг, всему конец; Что прошло — невозвратимо; Небо к нам неумолимо; Царь небесный нас забыл… Мне ль он счастья не сулил? Где ж обетов исполненье? Где святое провиденье? Нет, немилостив творец;
Всё прости, всему конец».
«О Людмила, грех роптанье; Скорбь — создателя посланье; Зла создатель не творит; Мертвых стон не воскресит».- «Ах! родная, миновалось! Сердце верить отказалось! Я ль, с надеждой и мольбой, Пред иконою святой Не точила слез ручьями? Нет, бесплодными мольбами Не призвать минувших дней;
Не цвести душе моей.
Рано жизнью насладилась, Рано жизнь моя затмилась, Рано прежних лет краса. Что взирать на небеса? Что молить неумолимых? Возвращу ль невозвратимых?»- «Царь небес, то скорби глас! Дочь, воспомни смертный час; Кратко жизни сей страданье; Рай — смиренным воздаянье, Ад — бунтующим сердцам;
Будь послушна небесам».
«Что, родная, муки ада? Что небесная награда? С милым вместе — всюду рай; С милым розно — райский край Безотрадная обитель. Нет, забыл меня спаситель!» Так Людмила жизнь кляла, Так творца на суд звала… Вот уж солнце за горами; Вот усыпала звездами Ночь спокойный свод небес;
Мрачен дол, и мрачен лес.
Вот и месяц величавой Встал над тихою дубравой; То из облака блеснет, То за облако зайдет; С гор простерты длинны тени; И лесов дремучих сени, И зерцало зыбких вод, И небес далекий свод В светлый сумрак облеченны… Спят пригорки отдаленны, Бор заснул, долина спит…
Чу!.. полночный час звучит.
Потряслись дубов вершины; Вот повеял от долины Перелетный ветерок… Скачет по полю ездок, Борзый конь и ржет и пышет. Вдруг… идут… (Людмила слышит) На чугунное крыльцо… Тихо брякнуло кольцо… Тихим шепотом сказали… (Все в ней жилки задрожали) То знакомый голос был,
То ей милый говорил:
«Спит иль нет моя Людмила? Помнит друга иль забыла? Весела иль слезы льет? Встань, жених тебя зовет».- «Ты ль? Откуда в час полночи? Ах! едва прискорбны очи Не потухнули от слез. Знать, тронулся царь небес Бедной девицы тоскою. Точно ль милый предо мною? Где же был? Какой судьбой
Ты опять в стране родной?»
«Близ Наревы дом мой тесный. Только месяц поднебесный Над долиною взойдет, Лишь полночный час пробьет — Мы коней своих седлаем, Темны кельи покидаем. Поздно я пустился в путь. Ты моя; моею будь… Чу! совы пустынной крики. Слышишь? Пенье, брачны лики. Слышишь? Борзый конь заржал.
Едем, едем, час настал».
«Переждем хоть время ночи; Ветер встал от полуночи; Хладно в поле, бор шумит; Месяц тучами закрыт».- «Ветер буйный перестанет; Стихнет бор, луна проглянет; Едем, нам сто верст езды. Слышишь? Конь грызет бразды, Бьет копытом с нетерпенья. Миг нам страшен замедленья; Краткий, краткий дан мне срок;
Едем, едем, путь далек».
«Ночь давно ли наступила? Полночь только что пробила. Слышишь? Колокол гудит».- «Ветер стихнул; бор молчит; Месяц в водный ток глядится; Мигом борзый конь домчится».- «Где ж, скажи, твой тесный дом?» — «Там, в Литве, краю чужом: Хладен, тих, уединенный, Свежим дерном покровенный; Саван, крест и шесть досток.
Едем, едем, путь далек».
Мчатся всадник и Людмила. Робко дева обхватила Друга нежною рукой, Прислонясь к нему главой. Скоком, лётом по долинам, По буграм и по равнинам; Пышет конь, земля дрожит; Брызжут искры от копыт; Пыль катится вслед клубами; Скачут мимо них рядами Рвы, поля, бугры, кусты;
С громом зыблются мосты.
«Светит месяц, дол сребрится; Мертвый с девицею мчится; Путь их к келье гробовой. Страшно ль, девица, со мной?»- «Что до мертвых? что до гроба? Мертвых дом — земли утроба».- «Чу! в лесу потрясся лист. Чу! в глуши раздался свист. Черный ворон встрепенулся; Вздрогнул конь и отшатнулся; Вспыхнул в поле огонек».-
«Близко ль, милый?» — «Путь далек».
Слышат шорох тихих теней: В час полуночных видений, В дыме облака, толпой, Прах оставя гробовой С поздним месяца восходом, Легким, светлым хороводом В цепь воздушную свились; Вот за ними понеслись; Вот поют воздушны лики: Будто в листьях повилики Вьется легкий ветерок;
Будто плещет ручеек.
«Светит месяц, дол сребрится; Мертвый с девицею мчится; Путь их к келье гробовой. Страшно ль, девица, со мной?»- «Что до мертвых? что до гроба? Мертвых дом — земли утроба».- «Конь, мой конь, бежит песок; Чую ранний ветерок; Конь, мой конь, быстрее мчися; Звезды утренни зажглися, Месяц в облаке потух.
Конь, мой конь, кричит петух».
«Близко ль, милый?»- «Вот примчались». Слышут: сосны зашатались; Слышут: спал с ворот запор; Борзый конь стрелой на двор. Что же, что в очах Людмилы? Камней ряд, кресты, могилы, И среди них божий храм. Конь несется по гробам; Стены звонкий вторят топот; И в траве чуть слышный шепот,
Как усопших тихий глас…
Вот денница занялась. Что же чудится Людмиле? К свежей конь примчась могиле, Бух в нее и с седоком. Вдруг — глухой подземный гром; Страшно доски затрещали; Кости в кости застучали; Пыль взвилася; обруч хлоп; Тихо, тихо вскрылся гроб… Что же, что в очах Людмилы?.. Ах, невеста, где твой милый? Где венчальный твой венец?
Дом твой — гроб; жених -мертвец.
Видит труп оцепенелый: Прям, недвижим, посинелый, Длинным саваном обвит. Страшен милый прежде вид; Впалы мертвые ланиты; Мутен взор полуоткрытый; Руки сложены крестом. Вдруг привстал… манит перстом. «Кончен путь: ко мне, Людмила; Нам постель — темна могила; Завес — саван гробовой;
Сладко спать в земле сырой».
Что ж Людмила?.. Каменеет, Меркнут очи, кровь хладеет, Пала мертвая на прах. Стон и вопли в облаках; Визг и скрежет под землею; Вдруг усопшие толпою Потянулись из могил; Тихий, страшный хор завыл: «Смертных ропот безрассуден; Царь всевышний правосуден; Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец».
Анализ баллады «Людмила» Жуковского
Баллада «Людмила» была написана В. А. Жуковским в 1808 году как переложение «Леноры» немецкого поэта Г. Бюргера.
В основе сюжета баллады лежит вариация распространенной в Европе страшной легенды о том, как умерший жених приходит после смерти к своей оставшейся жить девушке. Жуковский очень хотел перенести эту историю на русскую почву, при этом не меняя ее смысла, то есть просто русифицировать данный сюжет.
В произведении рассказывается о девушке по имени Людмила, которая ждет своего жениха, ушедшего на Ливонскую войну. Однако когда войско возвращается, девушка узнает от других воинов, что он погиб.
Убитая горем, она отправляется домой, где в отчаянии начинает обвинять Бога в несправедливости судьбы и говорит матери, что больше не хочет жить. Мать пытается ее успокоить, предостерегает от жалоб на судьбу, но все тщетно.
Ночью к Людмиле приходит всадник, в котором она узнает жениха, и, ослепленная чувствами, уезжает с ним, не поверив, что он мертв. На рассвете жених привозит ее на кладбище, опускается вместе с ней в могилу, и когда девушка наконец обнаруживает его труп, она умирает от ужаса.
В финале баллады толпа мертвецов восстает из могил и провозглашает, что Творец услышал Людмилу и послал ей смерть, которой она так желала.
Главная героиня — восторженная юная девушка, которая не смогла справиться с обрушившимся на нее ударом судьбы — внезапной смертью любимого жениха. В отчаянии она начинает обвинять Творца, роптать на судьбу и считать, что и ей самой теперь не остается ничего другого как умереть, что и происходит в финале.
Мать пытается убедить дочь, что роптать на судьбу нельзя, надо смириться и жить дальше, но Людмила не слушает. Нетрудно понять, что симпатии поэта на стороне матери, объясняющей дочери, что нельзя идти против судьбы и Бога, нужно быть смиренной.
Девушка отказывается признавать реальность, что и приводит в итоге к печальному концу.
Отличительной особенностью жанра баллады является сплетение в ней реальных и фантастических событий, что и наблюдается в «Людмиле». Жуковский употребляет большое количество эпитетов («мертвые ланиты», «чуждых стран», «мутен взор» и т.д.), рефрены («едем, едем, путь далек»), метафоры («меркнут очи», «кровь хладеет»).
Стихотворный размер произведения — четырехстопный хорей. После выхода «Людмилы» ранее нераспространенный жанр баллады стал популярен и в дальнейшем часто использовался русскими поэтами.
Читать стих поэта Василий Жуковский — Людмила на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/vasilij-zhukovskij-lyudmila/
Светлана баллада
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
В. А. ЖУКОВСКИЙ (1783-1852)
- СВЕТЛАНА
- Баллада
- Раз в крещенский вечерок
- Девушки гадали:
- За ворота башмачок,
- Сняв с ноги, бросали;
- Снег пололи; под окном
- Слушали; кормили
- Счетным курицу зерном;
- Ярый воск топили;
- В чашу с чистою водой
- Клали перстень золотой,
- Серьги изумрудны;
- Расстилали белый плат
- И над чашей пели в лад
- Песенки подблюдны.
- Тускло светится луна
- В сумраке тумана —
- Молчалива и грустна
- Милая Светлана.
- «Что, подруженька, с тобой?
- Вымолви словечко;
- Слушай песни круговой;
- Вынь себе колечко.
- Пой, красавица: «Кузнец,
- Скуй мне злат и нов венец,
- Скуй кольцо златое;
- Мне венчаться тем венцом,
- Обручаться тем кольцом
- При святом налое».
- «Как могу, подружки, петь?
- Милый друг далеко,
- Мне судьбина умереть
- В грусти одинокой.
- Год промчался — вести нет;
- Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет.
Им лишь сердце дышит…
- Иль не вспомнишь обо мне?
- Где, в какой ты стороне?
- Где твоя обитель?
- Я молюсь и слезы лью!
- Утоли печаль мою,
- Ангел-утешитель».
- Вот в светлице стол накрыт
- Белой пеленою;
- И на том столе стоит
- Зеркало с свечою;
- Два прибора на столе.
- «Загадай, Светлана;
- В чистом зеркала стекле
- В полночь, без обмана
- Ты узнаешь жребий свой:
- Стукнет в двери милый твой
- Легкою рукою;
- Упадет с дверей запор;
- Сядет он за твой прибор
- Ужинать с тобою».
- Вот красавица одна;
- К зеркалу садится;
- С тайной робостью она
- В зеркало глядится;
- Темно в зеркале; кругом
- Мертвое молчанье;
- Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
- С треском пыхнул огонек,
- Крикнул жалобно сверчок,
- Вестник полуночи.
- Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
- Кто-то стукнул, слышит;
- Робко в зеркало глядит:
- За ее плечами
- Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
- Вдруг в ее влетает слух
- Тихий, легкий шепот:
- «Я с тобой, моя краса;
- Укротились небеса;
- Твой услышан ропот!»
Оглянулась… Милый к ней
- Простирает руки.
- «Радость, свет моих очей,
- Нет для нас разлуки.
- Едем. Поп уж в церкви ждет
- С дьяконом, дьячками;
- Хор венчальну песнь поет;
- Храм блестит свечами».
- Был в ответ умильный взор;
- Идут на широкий двор,
- В ворота тесовы;
- У ворот их санки ждут;
- С нетерпеньем кони рвут
- Повода шелковы.
Сели… кони с места враз;
- Пышут дым ноздрями;
- От копыт их поднялась
- Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
- Степь в очах Светланы;
- На луне туманный круг;
- Чуть блестят поляны.
- Сердце вещее дрожит;
- Робко дева говорит;
- «Что ты смолкнул, милый?»
- Ни полслова ей в ответ:
- Он глядит на лунный свет,
- Бледен и унылый.
- Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
- Вот в сторонке Божий храм
- Виден одинокий;
- Двери вихорь отворил;
- Тьма людей во храме;
- Яркий свет паникадил
- Тускнет в фимиаме;
- На средине черный гроб;
- И гласит протяжно поп:
- «Буди взят могилой!»
- Пуще девица дрожит;
- Кони мимо; друг молчит,
- Бледен и унылой.
- Вдруг метелица кругом;
- Снег валит клоками;
- Черный вран, свистя крылом,
- Вьется над санями;
- Ворон каркает: печаль!
- Кони торопливы
- Чутко смотрят в темну даль,
- Подымая гривы;
- Брезжит в поле огонек;
- Виден мирный уголок,
- Хижинка под снегом.
- Кони борзые быстрей,
- Снег взрывая, прямо к ней
- Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися… и вмиг
- Из очей пропали:
- Кони, сани и жених
- Будто не бывали.
- Одинокая, впотьмах,
- Брошена от друга,
- В страшных девица местах;
- Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
- В чью зашла обитель?
- Страшен хижины пустой
- Безответный житель.
- Входит с трепетом, в слезах;
- Пред иконой пала в прах,
- Спасу помолилась,
- И с крестом своим в руке,
- Под святыми в уголке
- Робко притаилась.
Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. В тишине
Легкое журчанье…
- Вот глядит: к ней в уголок
- Белоснежный голубок
- С светлыми глазами,
- Тихо вея, прилетел,
- К ней на перси тихо сел,
- Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится…
- Сорвался покров; мертвец
- (Лик мрачнее ночи)
- Виден весь — на лбу венец,
- Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
- Голубочек белый.
- Встрепенулся, развернул
- Легкие он крылы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
- Всей лишенный силы,
- Простонав, заскрежетал
- Страшно он зубами,
- И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь Светлана… о Творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах!., и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
- Посреди светлицы;
- В тонкий занавес окна
- Светит луч денницы;
- Шумным бьет крылом петух,
- День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
- Не добро вещает он —
- Горькую судьбину;
- Тайный мрак грядущих дней,
- Что сулишь душе моей,
- Радость иль кручину?»
- Села (тяжко ноет грудь)
- Под окном Светлана;
- Из окна широкий путь
- Виден сквозь тумана;
- Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
- Колокольчик звонкий;
- На дороге снежный прах;
- Мчат, как будто на крылах,
- Санки кони рьяны;
- Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет…
Кто? Жених Светланы.
- Что же твой, Светлана, сон,
- Прорицатель муки?
- Друг с тобой: все тот же он
- В опыте разлуки;
- Та ж любовь в его очах,
- Те ж приятны взоры;
- Те ж на сладостных устах
- Милы разговоры.
- Отворяйся ж, Божий храм!
- Вы летите к небесам,
- Верные обеты;
- Соберитесь, стар и млад;
- Сдвинув звонки чаши, в лад
- Пойте: многи леты!
- Улыбнись, моя краса,
- На мою балладу;
- В ней большие чудеса,
- Очень мало складу.
- Взором счастливый твоим,
- Не хочу и славы;
- Слава — нас учили — дым;
- Свет— судья лукавый.
- Вот баллады толк моей:
- «Лучший друг нам в жизни сей
- Вера в провиденье.
- Благ зиждителя закон:
- Здесь несчастье — лживый сон;
- Счастье — пробужденье».
- О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
- Будь, Создатель, ей покров!
- Ни печали рана,
- Ни минутной грусти тень
- К ней да не коснется;
- В ней душа как ясный день;
- Ах! да пронесется
- Мимо — Бедствия рука;
- Как приятный ручейка
- Блеск на лоне луга,
- Будь вся жизнь ее светла,
- Будь веселость, как была,
- Дней ее подруга.
Источник: https://scribble.su/short/all/53.html