Краткое содержание жуковский сказка о царе берендее за 2 минуты пересказ сюжета

1831Краткое содержание сказки

Читается за 4 минуты, оригинал — 4 мин

Оригинал этого произведения читается всего за 4 минуты. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь.

На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял.

Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Вернулся к себе, блестящая пчёлка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.

Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у неё на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.

Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван — железным мостиком. Погоня возвратилась.

Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конём дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он — в монаха, а конь — в колокольню.

Кощей поскакал домой.

Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем. Но он поцеловал и забыл все.

Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснётся старик — в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится.

В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем.

Свадьбу сыграли.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/50239-kratkoe-soderzhanie-skazki-o-care-berendee-zhukovskogo.html

"Сказка о царе Берендее" (Жуковский): анализ, характеристика главных героев

Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой.

Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки.

Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.

Считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный Пушкину его няней Ариной Родионовной.

Если даже это так, а это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса премудрая», Жуковский не только по-своему его изложил, но и добавил в него эпизоды, детали из других сказок.

Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.

«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром — одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «прилажен» к русскому языку, что великолепно передает русский сказочный колорит. Он настолько оригинален и кажется столь естественным в этом произведении, что наводит на мысль о какой-то третьей форме речи, помимо прозы и стихов.

Сюжет в целом повторяет народный. Некоторые детали, введенные Жуковским, слегка нарушают логику. Например, Кощей Бессмертный царит в подземном мире. Это вполне закономерно — он злой дух тьмы. Более того, его дворец «высечен был весь из карбункула-камня». Если вспомнить переведенную в 1816 г. Жуковским сказку «Красный карбункул», там этот камень подарен герою сатаной.

Кощей

Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.

Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство.

Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями».

Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.

Марья-царевна

Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души.

«Белым камнем у дороги» остается Марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись Ивана-царевича. «Росинки слез на листках голубых заблистали». Героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события.

Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что, имя изменено не случайно.

Иван-царевич

Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.

Языковые особенности

В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны.

Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/zhukovskij_v_a/skazka_o_care_berendee_zhukovskij_analiz_kharakteristika_glavnykh_geroev/52-1-0-1031

Сказка о Царе Берендее Жуковский В.А

Три года был женат царь Берендей, но детей у него так и не было. Как-то он простился о своей царицей и на целых восемь месяцев уехал осматривать свои владения. На исходе девятого месяца он, уже на подъезде к столице, остановился отдохнуть.

Читайте также:  Краткое содержание о духе законов монтескьё за 2 минуты пересказ сюжета

Захотел пить, и тут увидел в поле колодезь с плавающим на поверхности ковшом. Берендей поспешно ухватил ковшик, но тот бросился прочь от руки царя. Царь решил и так напиться, но, пока пил, его схватили за бороду. Голос потребовал отдать ему то, о чем сам царь и не знает.

Берендей согласился, и, вернувшись домой, узнал, что у него родился сын.

Вскоре царь Берендей забыл об уговоре, и только радовался, глядя, как растет царевич. А тот как-то въехал в густую чащу и услыхал шум в дупле. Из дупла появился чудной старик с зеленой бородой и передал Берендею, что пора отдавать долг.

Царевич Иван рассказал все отцу, отчего тот побледнел и рассказал сну о произошедшем у колодезя. Иван поехал.

Ехал он три дня, и только на исходе четвертого добрался до озера. На нем плавали тридцать сереньких, хохлатых уточек у самого берега, а на самом берегу лежало тридцать сорочек. Иван подполз и взял одну белую сорочку.

Уточки вышли на берег, превратились в девиц, надели сорочки и улетели. И только она осталась на берегу. Она пообещала сослужить Ивану службу, если тот вернет ей сорочку. Она-де — дочь самого Кощея Бессмертного, зовут её Марья-царевна.

Посоветовала, едва завидев царя Кощея, падать на колени и ползти.

Они пустились в подземное царство Кощея, сам царь сидел на престоле, увенчанный светлой короной. Иван упал на колени и пополз — Кощей рассмеялся и сказал, что Ивану полагается отслужить три службы.

Проспав ночь, на следующий день Иван пришел к Кощею на его зов.

Кощей сказал, чтобы тот за ночь построил дворец с золотой кровлей, мраморными стенами, хрустальными окнами, регулярным садом вокруг, а в саду чтобы были пруды с карасями.

Иван вернулся к себе, и тут увидел полетевшую к окну блестящую пчелку. Влетев, пчела обернулась Марьей-царевной. Сказала, чтобы Иван ложился спать, а утра встал пораньше: к тому времени дворец будет готов.

Вторым заданием было выбрать Марью-царевну, младшую дочь, из всех тридцати. По уговору на щеке Марьи-царевны была Мошка, и Иван выбрал правильно.

Но третье задание было сшить сапоги с оторочкой, пока будет гореть соломинка. Иван с Марьей решают бежать, а вслед за ними отправляется погоня. Марья превратила Ивана в железный мостик, а сама стала речкой. Не найдя их, погоня вернулась.

Кощей опять послал их, и в этот раз Марь, Иван и конь стали дремучим лесом. Вернулась погоня снова. Тут сам Кошей отправился за беглецами. Марья обратилась церковью, Ивана обратила в монаха, а коня — в колокольню. Кощей вернулся домой.

По пути Ивану захотелось въехать в прекрасный город. Царевна казала, чтобы тот не целовал младенца, и сама осталась ждать белым камнем. Но царевич поцеловал младенца и обо всем забыл.

Царевна обратилась цветком, его вырыл и посадил в своей избушке старик. И начались чудеса. Проснется утром старик — а в избушке все убрано, к полудню всегда состряпан обед. Старуха посоветовала встать до восхода солнца и платком накрыть то, что в доме будет двигаться. Старик так и сделал, и ему явилась Марья.

Старик рассказал ей, что Иван вскоре женится. Царевна пошла в город в образе крестьянки, приготовив Ивану пирог. Когда Иван отрезал верхушку, увидел двух голубей — один говорил, чтобы другой не уходил, а то забудет все, как забыл Марью-царевну Иван. Иван тут все вспомнил, и дальше оправился в путь Марьей.

Приехали к царю Берендею, царь с царицей приняли их с огромной радостью. Сыграли свадьбу.

Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-o-care-berendee-zhukovskij-v-a/

“Сказка о царе Берендее” Жуковского в кратком содержании

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь.

https://www.youtube.com/watch?v=4aSTB8AfKco

На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик – ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает.

Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой.

Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал.

Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна.

Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы.

Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил ее, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.

Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.

Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком. Погоня возвратилась.

Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он – в монаха, а конь – в колокольню.

Кощей поскакал домой.

Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем.

Но он поцеловал и забыл все.

Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик – в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться.

Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну.

Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/skazka-o-care-berendee-zhukovskogo-v-kratkom-soderzhanii/

Композиция сказки «Сказка о царе Берендее» В.А.Жуковского

  • Нугманова А.Т.
  • Учитель русского языка и литературы
  • КГУ СШ №13 (со спецклассами)
  • г. Талдыкорган, Казахстан
  • Русская литература Я1 Сш № 13 Школа: Дата:23/11/2018 ФИО учителя: Нугманова А.Т Класс: 5 «б»
  • Количество присутствующих:
  • отсутствующих:

Раздел 2: Тема: Литературная поэтическая сказкаКомпозиция сказки «Сказка о царе Берендее» В.А.Жуковского Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) ПО 3.

Читайте также:  Краткое содержание оперы борис годунов мусоргского за 2 минуты пересказ сюжета

Чтение и цитированиеПО 2. Понимание художественного произведения

ПО 5. Пересказ

Цели урока 5.ПО 3. читать выразительно фрагментытекстов небольшого объема ;5. ПО 2. иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5. ПО 5. кратко пересказывать содержание произведения;

Критерии успеха Учащийся достигает цели обучения, если:1. читает выразительно фрагменты текстов небольшого объема2. имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;3. кратко пересказывает содержание произведения;

Привитие ценностей

Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік ел». Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость.

Межпредметные связи Связь с предметом самопознаниеНавыки использования ИКТ На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдовПредварительные знания На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному произведению, по выученному отрывку из произведения.

Ход урокаЗапланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке РесурсыНачало урока Создание коллаборативной средыУчитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.

Проверка домашнего задания:Учащиеся в парах проводят взаимоопрос по теме домашнего задания.Сказка. Виды сказок.Критерии успеха:1. выписанные цитаты соответствуют основным элементам сказочной композиции – зачином, завязкой, кульминацией и развязкой;2. демонстрирует выразительное чтение фрагментов текста небольшого объема

  1. ИКТ
  2. Слайды1-3

Слайд 4Середина урока Деление на две группы (по желанию учителя или учащихся)Создание коллаборативной средыУлыбнемся друг другу и пожелаем удачи В четырех колонках имена героев сказок.угадываемГ. Стратегия «Бисер»1. В каждой группе учащиеся пересказывают сказку, передавая роль рассказчика методом «бисера».. Стратегия «Бисер».

Учащиеся в малых группах пересказывают один и тот же текст. Первый рассказчик может остановить свой пересказ в любом месте и передать очередь пересказа любому члену группы. Учащийся, который получил роль пересказчика, должен продолжить пересказ данного текста с того места, где остановится предыдущий ученик.

Ф. ВзамооцениваниеКритерии успеха:1. Пересказывает определенную часть текстаЗаданиеЗадание для 1 группыОтветьте на вопросы — Как царь оказался у колодца?-Почему напившись воды, он не смог поднять голову?- Как автор описывает Кощея Бессмертного?- Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

— Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?- Почему царь согласился? (Он не знал про сына)- Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?- Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя.

Прочитайте?- Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)- Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?- Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?- Какой совет дала Марья-царевна Ивану?- Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе-вичу?- Помог ли царевичу ее совет?- Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?Ф. Наблюдения учителяКритерии успеха:имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;Г.Задание 2.Работа с иллюстрациями. обсудите эпизод в группе:• Какова основная мысль данного эпизода?• Какие качества характера проявляет каждый из героев в этом эпизоде? — Рассмотрите иллюстрацию.- Кто на ней изображен?- Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?- Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?- Опишите, как выглядит Иван-царевич?- Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)- Как бы вы описали коня?- Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?- Какой эпизод изобразил художник?- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпи-зоду?Ф. Наблюдения учителяКритерии успеха:

имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;

П.Задание 3. Вопросы:1. У кого из героев «Сказки о царе Берендее «огромные глаза горят, как два изумруда… вместо пальцев клешни… голос сиповатый»? 2. Кто из героев «был печален… днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью»?3 Кто из персонажей сказки «рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец… охотой в лесу» забавлялся?4.

«Снарядили как должно в путь Ивана-царевича…» Какие дары дали юному царевичу царь и царица? 5. Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея?6.

Кто из героев говорит: «Я не хуже родом его… видали мы много этих бессмертных… Снимет он голову — черт с ним, с собакой! Какая мне нужда!»? Как этот небольшой монолог характеризует героя?Формативное оценивание (наблюдение учителя)Критерии успеха:1. Пересказывает эпизод, используя цитаты

Тест по прочитанным произведениям

Слайд 5https://www.litmir.co/br/?b=45956&p=4

текст сказки В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее»

  • »Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8

http://pregnancy.org.ua/cstory-russkie-morskoyi-tsar-i-vasilisa-premudraya.html

  1. сказка «Морской царь и Василиса Премудрая
  2. Конец урока «Рефлексия»В конце урока учащиеся проводят рефлексию:
  3. Самооценивание

Домашнее задание:Что я пожелаю всем, если я поймаю щуку?Ф. Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание»Критерии успехаУчащийся достигает цель, если1.

указывает различия между народной и литературной сказками (не менее 3)2. читает выразительно фрагменты текстов небольшого объема3.

имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему;4. кратко пересказывает содержание произведения;

  • Слайд 10
  • Слайд 11

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

  1. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.
  2. Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО?Если нет, то почему?Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

  • КГУ СШ №13 (со спецклассами)
  • Открытый урок в 5 «б»классе Композиция сказки «Сказка о царе Берендее»
  • В.А Жуковского

Учитель русского языка и литературы А.Т. Нугманова

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/11772-kompoziciya-skazki-skazka-o-care-berendee-vazhukovskogo.html

Конспект урока в 4 классе. Жуковский " Царь -Берендей"

В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее.»

Цели урока:

Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

  • Оборудование: интерактивная доска
  • Ход урока
  • I.  Организационный момент
  • II.   Проверка домашнего задания
  • Учитель проводит игры «Третий лишний» и «Допиши по анало­гии», составленные детьми.
  • III.              Постановка цели урока
  • —  Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

—  Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

—  Как вы понимаете слово «классика»? (Классика — те произве­дения, которые прошли через годы и до сих пор нам интерес­ны.)

—  Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

—  Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

—  Какие стихотворения Жуковского вы можете вспомнить? (Сказка «Мальчик с пальчик», стихотворения «Жаворонок» («На солнце темный лес зардел.»), «Родного неба милый свет.»)

  1. —  Можете ли вы прочитать их наизусть?
  2. Учитель читает вступительную статью перед сказкой.
  3. —  Что вы узнали из жизни писателя?

—  Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки.

Читайте также:  Краткое содержание цветаева мой пушкин за 2 минуты пересказ сюжета

У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жу­ковского, с которой мы с вами сегодня и познакомимся.

Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?

Жуковский признал свое поражение и подарил Пушкину свой порт­рет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

IV. Изучение нового материала

1.   Первичное чтение первой части сказки.

Дети читают по цепочке до слов: «На другой день рано поут­ру..», по ходу чтения идет словарная работа.

  • 2.   Беседа после чтения:
  • ·         Как царь оказался у колодца?
  • —       Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
  • —       Как автор описывает Кощея Бессмертного?
  • —       Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
  • —       Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
  • —       Почему царь согласился? (Он не знал про сына)
  • —       Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

—       Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?

  1. —       Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)
  2. —       Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?
  3. —       Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?
  4. —       Какой совет дала Марья-царевна Ивану?
  5. —       Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?
  6. —       Помог ли царевичу ее совет?

—       Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

  • V. Физкультминутка
  • Наверху созрела слива,
  • А внизу растет крапива.
  • Мучается бедный ослик,
  • Что сначала съесть, что после?
  • Впереди крыжовник зреет,
  • Позади малина спеет.
  • Голоден до полусмерти.
  • Ослик головою вертит.
  • Слева — свекла.
  • Справа — брюква,
  • Слева — тыква,
  • Справа — клюква.
  • Снизу свежая трава
  • Закружилась голова.
  • VI Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией
  • —       Рассмотрите иллюстрацию.
  • —       Кто на ней изображен?
  • —       Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?

—       Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?

  1. —       Опишите, как выглядит Иван-царевич?
  2. —       Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)
  3. —       Как бы вы описали коня?
  4. —       Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?
  5. —       Какой эпизод изобразил художник?
  6. —       Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпи­зоду?
  7. 2. Составление плана
  8. —       Какие основные события происходили в этой части сказки?
  9. —       Давайте озаглавим каждую часть и запишем в тетрадь план.
  10. 1)   Поездка царя.
  11. 2)   Колодец в лесу.
  12. 3)   Встреча с Кощеем.
  13. 4)   Неожиданная весть.
  14. 5)   Иван-царевич встречается с Кощеем.
  15. 6)   Царевич собирается в дорогу.
  16. 7)   Встреча Ивана с Марьей-царевной.
  17. 8)   Иван-царевич у Кощея
  18. V1L Итог урока
  19. —       Понравилась ли вам сказка, которую мы начали читать сегодня?
  20. —       Хотели бы вы знать, что случилось с Иваном-царевичем дальше?
  21. Домашнее задание
  22. Подготовить пересказ первой части сказки.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-v-4-klassie-zhukovskii-tsar-bieriendiei

Разработка урока по литературному чтению на тему: ".А. Жуковский "

Цели урока:

Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

  • Оборудование: интерактивная доска
  • Ход урока
  • I.  Организационный момент
  • II.   Проверка домашнего задания
  • Учитель проводит игры «Третий лишний» и «Допиши по анало­гии», составленные детьми.
  • III.              Постановка цели урока
  • —  Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

—  Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

—  Как вы понимаете слово «классика»? (Классика — те произве­дения, которые прошли через годы и до сих пор нам интерес­ны.)

—  Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

—  Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

—  Какие стихотворения Жуковского вы можете вспомнить? (Сказка «Мальчик с пальчик», стихотворения «Жаворонок» («На солнце темный лес зардел…»), «Родного неба милый свет…»)

  1. —  Можете ли вы прочитать их наизусть?
  2. Учитель читает вступительную статью перед сказкой.
  3. —  Что вы узнали из жизни писателя?

—  Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки.

У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жу­ковского, с которой мы с вами сегодня и познакомимся.

Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?

Жуковский признал свое поражение и подарил Пушкину свой порт­рет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

IV. Изучение нового материала

  1. Первичное чтение первой части сказки.

Дети читают по цепочке до слов: «На другой день рано поут­ру.. .», по ходу чтения идет словарная работа.

  • Как царь оказался у колодца?
  • —       Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
  • —       Как автор описывает Кощея Бессмертного?
  • —       Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
  • —       Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
  • —       Почему царь согласился? (Он не знал про сына)
  • —       Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

—       Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?

  1. —       Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея)
  2. —       Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал?
  3. —       Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной?
  4. —       Какой совет дала Марья-царевна Ивану?
  5. —       Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?
  6. —       Помог ли царевичу ее совет?

—       Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

  • V. Физкультминутка
  • Наверху созрела слива,
  • А внизу растет крапива.
  • Мучается бедный ослик,
  • Что сначала съесть, что после?
  • Впереди крыжовник зреет,
  • Позади малина спеет.
  • Голоден до полусмерти.
  • Ослик головою вертит.
  • Слева — свекла.
  • Справа — брюква,
  • Слева — тыква,
  • Справа — клюква.
  • Снизу свежая трава
  • Закружилась голова.
  • VI Закрепление нового материала 1. Работа над иллюстрацией
  • —       Рассмотрите иллюстрацию.
  • —       Кто на ней изображен?
  • —       Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный?

—       Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках?

  1. —       Опишите, как выглядит Иван-царевич?
  2. —       Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)
  3. —       Как бы вы описали коня?
  4. —       Какие эпитеты, обычно в русских сказках дают коню?
  5. —       Какой эпизод изобразил художник?
  6. —       Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпи­зоду?
  7. 2. Составление плана
  8. —       Какие основные события происходили в этой части сказки?
  9. —       Давайте озаглавим каждую часть и запишем в тетрадь план.
  10. 1)   Поездка царя.
  11. 2)   Колодец в лесу.
  12. 3)   Встреча с Кощеем.
  13. 4)   Неожиданная весть.
  14. 5)   Иван-царевич встречается с Кощеем.
  15. 6)   Царевич собирается в дорогу.
  16. 7)   Встреча Ивана с Марьей-царевной.
  17. 8)   Иван-царевич у Кощея
  18. V1L Итог урока
  19. —       Понравилась ли вам сказка, которую мы начали читать сегодня?
  20. —       Хотели бы вы знать, что случилось с Иваном-царевичем дальше?
  21. Домашнее задание
  22. Подготовить пересказ первой части сказки.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-a-zhukovskii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector