Михаил Зощенко известен как писатель сатирик, он автор смешных фельетонов и рассказов. Герои его произведений наивны, простодушны, способны унизить, оскорбить, и даже убить, если дело касается их собственности. Но, тем не менее, они всегда вызывают искренний смех.
Автобиографический роман Зощенко «Перед восходом солнца», сам автор считает своим главным произведением, на самом деле читателю больше известны такие его рассказы как «Баня», «Аристократка» и др.
Имя писателя стало не разделимым со словом «юмор», в зените своей славы он написал книгу, в которой пытался разобраться в причинах своей тоски.
Часто возвращаясь мыслями в свои детские и юношеские годы, к фронтам Первой мировой войны, где он был героическим участником сражений, там он получил первый литературный успех, он анализирует собственный путь и путь русского интеллигента, который оказался на границе двух эпох.
Он часто в своих воспоминаниях рассказывает о коллегах по «писательскому цеху» — Викторе Шкловском, Александре Блоке, Сергее Есенине, Юрии Олеше, Корнее Чуковском… Конечно, такая книга в сороковых пришлась не по вкусу литературному и высокому начальству. Роман Зощенко «Перед восходом солнца» вышел в свет лишь в 1972 году. Вторая часть книги содержит записи из дневника и писем Зощенко, в которых он рассказывает о замысле и самом процессе написания этого романа.
В этой повести, автор рассказывает о том, как пытался победить страх жизни и меланхолию.
Он считал, что этот страх является душевной болезнью и всячески пытался побороть себя, внушая себе жизнерадостное мировосприятие, тем самым пытаясь изжить свои детские страхи и побороть мрачные воспоминания юности.
Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаружил, что почти вся его жизнь состояла из тяжелых и мрачных впечатлений, уязвляющих и трагических.
Повесть состоит примерно из ста маленьких рассказов, в каждом из которых автор перебирает свои не веселые воспоминания: первая газовая атака на фронте, неудачная любовь, самоубийство студента-ровесника… Главной любовью его жизни была Надя В., которая выходит замуж и позже эмигрирует.
Автор пытался найти утешения в романе с некоей Алей, но её глупость и лживость быстро ему надоели. Автор видел войну и не смог вылечиться от последствий отравления газами, из-за этого у него часто бывали нервные и сердечные припадки.
Он больше всего на свете боялся нищеты и унижения, поэтому его часто преследует образ нищего.
Автор всегда верил в силу разума, в любовь, в мораль, но всё это рушится на его глазах: любовь обречена, люди опускаются, и какая там мораль — после того, что он видел на фронте во время первой мировой и в гражданскую?
Зощенко в своем произведении пытался найти корни своего мрачного мировосприятия в детстве: он сильно боялся грозы и воды, каким пугающим был для него весь мир, как в его снах назойливо появлялась грозная, хватающая его рука…
Всем этим детским страхам автор пытался найти какое-нибудь объяснение. И не просто объяснение, а объяснения с научной точки зрения. Изучая научную литературу, Михаил Зощенко предлагает очень интересную версию трактовки сновидений, связывая их с теорией великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова о высшей нервной деятельности человека.
Но особенности характера, трагическое мировосприятие, больное самолюбие, множественные разочарования сделали его писателем с особенным и неповторимым углом зрения. По-советски ведя постоянную борьбу с собой, Зощенко пытается убедить себя, что он должен любить людей. Он считает, что истоки его душевной болезни кроятся в детских страхах и постоянном умственном перенапряжении.
Результатом становится то, что «Перед восходом солнца» превращается в мучительный отчет художника о безрезультатной борьбе с самим собой. Зощенко хотел совершить литературное самоубийство, но к счастью, не преуспел в этом. Его книга останется памятником художнику, который был бессилен перед своим даром.
Рекомендую повесть Михаила Зощенко «Перед восходом солнца» людям, которые хотят глубже изучить тему снов, стрессов, страхов и способов избавления от них.
Читатели и гости блога vahe-zdorovye.ru, если представленный материал Вам был полезен, порекомендуйте его своим друзьям и знакомым в социальных сетях. А также делитесь своими мнениями после изучения повести Михаила Зощенка «Перед восходам солнца» в х.
С Любовью и Благодарностью Василий!
Источник: https://vahe-zdorovye.ru/audio/zoshhenko-pered-voshodom-solntsa
Перед восходом солнца
Автобиографическую повесть «Перед восходом солнца» Зощенко всегда считал главным своим произведением.
Эта повесть о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие.
Для этого (как он полагал под влиянием работ Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости.
И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжелых, трагических и уязвляющих.
Он придирчиво анализирует собственный путь, а тем самым и путь русского интеллигента, оказавшегося на переломе двух эпох.
Рассказывает он и о коллегах по «писательскому цеху» — Александре Блоке, Викторе Шкловском, Юрии Олеше, Сергее Есенине, Корнее Чуковском…
ЕЩЕ
Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу «Перед восходом солнца» Зощенко Михаил Михайлович по зову своего сердца. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним.
Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений.
Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками.
Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями.
Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой.
Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. «Перед восходом солнца» Зощенко Михаил Михайлович читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.
Источник: https://readli.net/pered-voshodom-solntsa/
Зощенко М. М. — Голубая книга, Перед восходом солнца — кратко
Симочка просила у него прощения за поведение матери, и они поженились без какихлибо возражений со стороны Мишеля и его родни. Но тетка была все же недовольна поспешностью и вынужденностью брака. Мать Мишеля, тихая, незаметная женщина, умерла, а тетка, энергичная и надеющаяся на скорое возвращение имения и вообще старых времен, решает ехать в Петербург.
Петербург, поговаривают в народе, скоро должен отойти к Финляндии или вообще стать вольным городом в составе какогонибудь государства Северной Европы. В дороге тетку грабят, о чем она сообщает Мишелю письмом.Тем временем Мишель становится отцом. Это его на короткое время занимает, но вскоре он перестает интересоваться семьей и решает уехать к тетке в Петербург.
Та встречает его без особого энтузиазма, ибо в нахлебниках не нуждается. Не думая возвратиться к беззаветно влюбленной в него Симочке, пишущей ему письма без всякой надежды на ответ, Синягин устраивается на скромную канцелярскую должность в Петербурге, забрасывает стихи и знакомится с молодой и красивой дамочкой, которую пародийно зовут Изабеллой Ефремовной.
Изабелла Ефремовна создана «для изящной жизни». Она мечтает уехать вместе с Синягиным, перейти с ним персидскую границу и потом бежать в Европу. Она играет на гитаре, поет романсы, тратит деньги Мишеля, а тот все небрежней исполняет свои служебные обязанности, к которым питает глубокое отвращение. Но он ни к чему толком не способен, существует на нищенское жалованье и подачки тетки.
Вскоре его выгоняют с работы, тетка отказывается его содержать, и Изабелла Ефремовна собирается его бросить. Но тут приходит спасение: тетка теряет рассудок, ее увозят в сумасшедший дом, и Синягин начинает проживать ее имущество.Так продолжается около года, и тетка все глубже погружается в безумие, но вдруг ее привозят домой выздоровевшую.
Мишель старается не пустить ее в ее комнату, чтобы она не увидела картины полного разорения, которое он учинил там. Тетка, однако, проникает к себе в комнату и при виде опустошения (ибо Мишель успел прожить с Изабеллой Ефремовной почти все) окончательно подвинулась умом.
Изабелла Ефремовна все равно вскоре бросила Мишеля, поскольку денег у него не осталось, а служить он не умел и не хотел. Так он начал просить милостыню, не чувствуя всей глубины своего падения, ибо «миллионер не сознает, что он миллионер, и крыса не сознает, что она крыса».
Прося милостыню (страх такого конца, как и образ нищего, всегда преследовал Зощенко), Синягин неплохо живет и даже позволяет себе нормально питаться. Для придания себе «интеллигентного вида» он неизменно носит с собой парусиновый портфель.Но сорока двух лет от роду он вдруг понимает весь ужас своей жизни и решает вернуться в Псков, к жене, о которой он шесть лет не вспоминал.
Жена его, думая, что он пропал в Петрограде, давно вышла замуж за другого, начальника треста, пожилого и бледного мужчину. Увидев опустившегося, грязного, голодного Мишеля, который со слезами открывает родную калитку, жена принялась рыдать и ломать руки, а ее второй муж решил принять в Мишеле участие.
Его кормят сытным обедом, а впоследствии находят ему место в управлении кооперативов, где он и работает в последние месяцы своей жизни.А потом он умирает от воспаления легких «на руках у своих друзей и благодетелей» — первой жены и ее второго мужа. Могила его убирается живыми цветами. Этой иронической фразой автор заканчивает свою повесть о падении интеллигента.
Голубая книга — Цикл новелл (1934)Однажды Зощенко был у Горького. И вот Горький ему говорит: а что бы вам, Михал Михалыч и все такое прочее, не написать вот в этой вашей сказовой, с позволения сказать, манере всю историю человечества? Чтобы, значит, герой ваш, обыватель, все понял и достало его ваше сочинение, образно говоря, до самых, извините, печенок.
Вот так бы и писали: со всеми вводными словами, на смеси коммунального жаргона и, как бы это сказать, канцелярита, в такой, знаете, маловысокохудожественной манере, чтобы которые без образования, те все поняли. Потому что те, которые с образованием, они вымирающий класс, а надо, говорит, объясняться с простыми.И вот Михал Михалыч его послушал и примерно так и пишет.
Он пишет с бесконечными повторами одних и тех же фраз, потому что мысль герояповествователя, с позволения сказать, убога. Он пишет со смешными бытовыми подробностями, которые в действительности места не имели.
И он, примерно сказать, уважаемые граждане и гражданочки, конечно, терпит тут крах как идеолог, потому что его читательобыватель только со смеху покатится над такой книгой, но никакой пользя для себя не приобретет, его перевоспитывать бесполезно.
Но как художник Михал Михалыч одерживает большую победу, поскольку на смешном мещанском языке излагает пикантные факты из разной там всемирной истории, показывая, что бывает с этой всемирной историей и вообще с любой деликатной материей, ежели в нее лапы запустит обывательское, примерно сказать, мурло.Вот он, значит, и пишет. Он на таком вот языке и пишет.
Он пишет «Голубую книгу», деля ее на пять разделов: «Деньги», «Любовь», «Коварство», «Неудачи» и «Удивительные события». Он, конечно, хочет быть полезным победившему классу и вообще. Поэтому он рассказывает истории из жизни разных попов, царей и других маловысокообразованных кровопийц, которые тиранили трудовой народ и пущай за это попадут в позорную яму истории.
Но фокус весь, гражданетоварищи, в том, что он в каждый раздел подверстывает еще несколько историй из советской жизни, новой, социалистической жизни, а из историй этих прямиком вытекает, что победивший народ есть такое же, простите, мурло и по части коварства ничуть не уступит кровопийцам вроде Екатерины Великой или Александра полководца Македонского.
И получается у Михал Михалыча, что вся человеческая история есть не путь восставшего класса к своему, значит, триумфу, а один грандиозный театр абсурда.
Вот он, значит, пишет про жильца, выигравшего деньги, и как этот жилец ушел к любовнице со своими деньгами, а потом деньги у него сперли, и та жиличка его выперла, и он очень прекрасно вернулся к своей жене, у которой морда от слез уже пухлая. И не употребляет при этом даже слов «человек» или «женщина», а только «жилец» и «жиличка».
Или вот он в разделе «Любовь» пишет про то, как жена одного служащего, пардон, влюбилась в одного актера, пленившего ее своей великолепной игрой на подмостках сцены. Но он был семейный, и им негде было встречаться. И они встречались у ее подруги.
А к этой подруге очень великолепно ходил муж этой дамочки, что влюблена в артиста, а к соседу этой подруги ходила жена нашего артиста, будто бы попить чаю с пирожными, а на самом деле всякий моментально поймет, какие такие у них водились пирожные.
И тут им надо было бы всем разжениться и пережениться, но поскольку уже была куча детей у всех у них, то это было невозможно и только обременительно, и все они, поскандалив и изведя этим в корне свою любовь, остались, извините за выражение, в статускво. Но крови много друг другу попортили, страдая, как последние извозчики или сапожники, даром что были артисты и служащие.
И так вот они живут, к примеру, поэты, которые влюблены, но жизни не знают, или артисты, у которых нервы не в порядке. И Михал Михалыч тем подписывает приговор своему классу и себе самому, что вот они оторваны от жизни. Но трудящие у него выходят ничуть не лучше, потому что только и думают, как пива выпить, жене в харю плюнуть или чтобы из партии не вычистили.
При слове «чистка» с ними вроде как бы удар делается, и они перестают чувствовать в себе вещество жизни (но это уже понесло Платоновым). А исторические события в изложении Михала Михалыча выглядят того пошлее, потому что он их излагает таким же языком, каким другие его герои в поезде рассказывают случайному попутчику свою жизнь.
И получается у него, что вся история человечества есть одни только деньги, коварство, любовь и неудачи с отдельными удивительными происшествиями.И мы со своей стороны против такого подхода ничего возразить не можем. И мы смиренно склоняем наше перо перед Михалом Михалычем, потому что так у нас все равно не получится, и слава Богу.Перед восходом солнца — Повесть (ч. 1я — 1943; ч.
2я по назв. «Повесть о разуме» — 1972)Автобиографическая и научная повесть «Перед восходом солнца» — исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детскижизнерадостное мировосприятие.
Для этого (как он полагал, начитавшись Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости. И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжелых, трагических и уязвляющих.
В повести около ста маленьких главрассказов, в которых автор как раз и перебирает свои мрачные воспоминания: вот глупое самоубийство студентаровесника, вот первая газовая атака на фронте, вот неудачная любовь, а вот любовь удачная, но быстро наскучившая… Главная любовь его жизни — Надя В., но она выходит замуж и эмигрирует после революции.
Автор пытался утешиться романом с некоей Алей, восемнадцатилетней замужней особой весьма необременительных правил, но ее лживость и глупость наконец надоели ему. Автор видел войну и до сих пор не может вылечиться от последствий отравления газами. У него бывают странные нервные и сердечные припадки.
Его преследует образ нищего: больше всего на свете он боится унижения и нищеты, потому что в молодости видел, до какой подлости и низости дошел изображающий нищего поэт Тиняков.
Автор верит в силу разума, в мораль, в любовь, но все это на его глазах рушится: люди опускаются, любовь обречена, и какая там мораль — после всего, что он видел на фронте в первую империалистическую и в гражданскую? После голодного Петрограда 1918 г.
? После гогочущего зала на его выступлениях?Автор пытается искать корни своего мрачного мировоззрения в детстве: он вспоминает, как боялся грозы, воды, как поздно его отняли от материнской груди, каким чуждым и пугающим казался ему мир, как в снах его назойливо повторялся мотив грозной, хватающей его руки… Как будто всем этим детским комплексам автор отыскивает рациональное объяснение. Но со складом своего характера он ничего поделать не может: именно трагическое мировосприятие, больное самолюбие, многие разочарования и душевные травмы сделали его писателем с собственным, неповторимым углом зрения. Вполне посоветски ведя непримиримую борьбу с собой, Зощенко пытается на чисто рациональном уровне убедить себя, что он может и должен любить людей. Истоки его душевной болезни видятся ему в детских страхах и последующем умственном перенапряжении, и если со страхами еще можно чтото сделать, то с умственным перенапряжением, привычкой к писательскому труду не поделаешь уже ничего. Это склад души, и вынужденный отдых, который периодически устраивал себе Зощенко, ничего тут не меняет. Говоря о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко забывает о том, что здоровое мировоззрение и беспрерывная радость жизни — удел идиотов. Вернее, он заставляет себя об этом забыть.В результате «Перед восходом солнца» превращается не в повесть о торжестве разума, а в мучительный отчет художника о бесполезной борьбе с собой. Рожденный сострадать и сопереживать, болезненно чуткий ко всему мрачному и трагическому в жизни (будь то газовая атака, самоубийство приятеля, нищета, несчастная любовь или хохот солдат, режущих свинью), автор напрасно пытается себя уверить, что может воспитать в себе жизнерадостное и веселое мировоззрение. С таким мировоззрением писать не имеет смысла. Вся повесть Зощенко, весь ее художественный мир доказывает примат художественной интуиции над разумом: художественная, новеллистическая часть повести написана превосходно, а комментарии автора — лишь беспощадно честный отчет о вполне безнадежной попытке. Зощенко пытался совершить литературное самоубийство, следуя велениям гегемонов, но, по счастью, не преуспел в этом. Его книга остается памятником художнику, который бессилен перед собственным даром.
Мишель Синягин — Повесть (1930)
Голубая книга — Цикл новелл (1934)
Перед восходом солнца
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология. Происхождение свидерской культуры также связывают с культурой Лингби Существенные особенности свидерской культуры заставили исследователей искать причины различий между этими культурами. (Л.Л.
Зализняк правильно отметил, что «свидерская культура могла сформироваться лишь в районах с выходами кремня высокого качества». Однако эта причина, объясняющая более совершенную технику изготовления кремневых орудий, — второстепенна.
Хотя мы и не отрицаем вслед за рядом исследователей генетической связи Лингби со свидерской культурой, но вместе с тем подчеркиваем типологические различия между этими культурами, которые состоят в различии даже культурно-определяющих стрел.
Совершенно новым орудием является изобретенный свидерцами топор, два типа которого отражены в евразийском словаре. Нет в культуре Лингби и долотовидных орудий, продолжающих ее культурную эстафету, известных в репертуаре евразийской лексики.
В свидерской культуре к орудиям, близким к доло-товидным, можно с известной долей осторожности отнести орудия на толстых ножевидных пластинах, с обработанным ретушью краем (прямой или чуть вогнутой узкой торцовой стороной, иногда оформленной резцовым сколом.
Таким образом, во всех культурах, кроме свидерской, нет трех орудий, указанных в евразийской лексике. Если учесть, что в финальнопалеолитических памятниках топоры известны только в свидерских комплексах, то сви-дерская культура — единственная, которая может быть археологическим эквивалентом евразийской обпщости. Одомашненный свидерцами волк, из которого они вывели собаку, потребовал многовековых усилий и явился одним из первых опытов по одомашниванию животных. Это событие свидерцы запечатлели в своем лексиконе и воспели в мифах.
Кости собаки были найдены дважды в свидерских памятниках и один раз в финально-палеолитических слоях пещеры Ла Ферраси. Последнее окончательно убеждает нас, что можно ставить знак равенства между свидерской культурой и евразийской бореальной языковой общностью.
Источник: https://sheba.spb.ru/lit/d20/r235.htm
Краткое содержание повести Зощенко «Перед восходом солнца»
Автобиографическая и научная повесть «Перед восходом солнца» — исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни.
Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого (как он полагал, начитавшись Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости.
И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжелых, трагических и уязвляющих.
В повести около ста маленьких глав-рассказов, в которых автор как раз и перебирает свои мрачные воспоминания: вот глупое самоубийство студента-ровесника, вот первая газовая атака на фронте, вот неудачная любовь, а вот любовь удачная, но быстро наскучившая… Главная любовь его жизни — Надя В., но она выходит замуж и эмигрирует после революции.
Автор пытался утешиться романом с некоей Алей, восемнадцатилетней замужней особой весьма необременительных правил, но ее лживость и глупость наконец надоели ему. Автор видел войну и до сих пор не может вылечиться от последствий отравления газами. У него бывают странные нервные и сердечные припадки.
Его преследует образ нищего: больше всего на свете он боится унижения и нищеты, потому что в молодости видел, до какой подлости и низости дошел изображающий нищего поэт Тиняков.
Автор верит в силу разума, в мораль, в любовь, но все это на его глазах рушится: люди опускаются, любовь обречена, и какая там мораль — после всего, что он видел на фронте в первую империалистическую и в гражданскую? После голодного Петрограда 1918 г.? После гогочущего зала на его выступлениях?
Автор пытается искать корни своего мрачного мировоззрения в детстве: он вспоминает, как боялся грозы, воды, как поздно его отняли от материнской груди, каким чуждым и пугающим казался ему мир, как в снах его назойливо повторялся мотив грозной, хватающей его руки… Как будто всем этим детским комплексам автор отыскивает рациональное объяснение. Но со складом своего характера он ничего поделать не может: именно трагическое мировосприятие, больное самолюбие, многие разочарования и душевные травмы сделали его писателем с собственным, неповторимым углом зрения. Вполне по-советски ведя непримиримую борьбу с собой, Зощенко пытается на чисто рациональном уровне убедить себя, что он может и должен любить людей. Истоки его душевной болезни видятся ему в детских страхах и последующем умственном перенапряжении, и если со страхами еще можно что-то сделать, то с умственным перенапряжением, привычкой к писательскому труду не поделаешь уже ничего. Это склад души, и вынужденный отдых, который периодически устраивал себе Зощенко, ничего тут не меняет. Говоря о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко забывает о том, что здоровое мировоззрение и беспрерывная радость жизни — удел идиотов. Вернее, он заставляет себя об этом забыть.
В результате «Перед восходом солнца» превращается не в повесть о торжестве разума, а в мучительный отчет художника о бесполезной борьбе с собой.
Рожденный сострадать и сопереживать, болезненно чуткий ко всему мрачному и трагическому в жизни (будь то газовая атака, самоубийство приятеля, нищета, несчастная любовь или хохот солдат, режущих свинью), автор напрасно пытается себя уверить, что может воспитать в себе жизнерадостное и веселое мировоззрение.
С таким мировоззрением писать не имеет смысла. Вся повесть Зощенко, весь ее художественный мир доказывает примат художественной интуиции над разумом: художественная, новеллистическая часть повести написана превосходно, а комментарии автора — лишь беспощадно честный отчет о вполне безнадежной попытке.
Зощенко пытался совершить литературное самоубийство, следуя велениям гегемонов, но, по счастью, не преуспел в этом. Его книга остается памятником художнику, который бессилен перед собственным даром.
Краткое содержание повести Зощенко «Перед восходом солнца»
- Краткое содержание драмы Гауптмана «Перед восходом солнца» Действие происходит в современной писателю Силезии. В имении Краузе появляется Альфред Лот, он хотел бы видеть господина инженера. Фрау Краузе…
- Краткое содержание драмы Гауптмана «Перед заходом солнца» Действие разворачивается после первой мировой войны в большом немецком городе. В особняке семидесятилетнего Маттиаса Клаузена, холеного господина, тайного коммерции советника,…
- Краткое содержание повести Зощенко «Мишель Синягин» Михаил Синягин родился в 1887 году. На империалистическую войну он не попал из-за ущемления грыжи. Он пописывает стишки в духе…
- Театр Зощенко Театр Зощенко — это 10 пьес, 8 одноактных комедий, 2 либретто, множество сценок (для сатирических журналов 20-30-х гг. «Бузотер», «Смехач»,…
- Краткое содержание цикла Зощенко «Голубая книга» Однажды Зощенко был у Горького. И вот Горький ему говорит: а что бы вам, Михал Михалыч и все такое прочее,…
- Форма выражения авторской позиции М. Зощенко В творчестве Михаила Зощенко, в частности в его рассказах, особое место занимает позиция авторского лица и авторской маски. В этой…
- Комизм и сатира в рассказах Зощенко Способ мышления зощенковского героя стал способом его саморазоблачения. Языковый комизм нес с собой не только стихию смеха — он вскрывал…
- Краткое содержание «Закатного солнца» Дадзая 1 Послевоенное время. Повествование ведется от первого лица — главной героиней повести 29-летней Кадзуко. Кадзуко с матушкой завтракают супом. Дочь…
- Тема урока Воспоминание о школе в рассказе М. М. Зощенко Цель урока Закрепить представления учащихся о юморе. Материал для чтения М. М. Зощенко «Пора вставать». Оборудование урока Таблица «Словарь характеристик»….
- Краткое содержание «Беды» Зощенко Ы Два года деревенский мужик Егор Иваныч копил деньги на лошадь. Плохо питался, бросил курить махорку, «а что до самогона,…
- «Немного солнца в холодной воде» краткое содержание Журналист Жиль Лантье, которому сейчас тридцать пять лет, в депрессии. Почти каждый день он просыпается на рассвете, и сердце его…
- Краткое содержание рассказа Зощенко «История болезни» Ы Повествование ведется от имени больного Петра. Рассказчик не любит лежать в больницах. Он повествует о том, как однажды лежал…
- Грустное и смешное в рассказах Зощенко Никто из русских писателей 20-х годов XX века не мог сравниться по популярности с М. Зощенко. Юношей он участвовал в…
- Краткое содержание рассказа Зощенко «Аристократка» Ы Повествование ведется от лица водопроводчика Григория Ивановича. Он рассказывает, к чему его привело увлечение аристократкой. Он советует не связываться…
- Краткое содержание «Кладовой солнца» Пришвина Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом….
- Образ глупого рассказчика в рассказах Зощенко У Зощенко очень много «рассказывающих» героев, объясняющих свое житье. В значительной степени этими качествами наделен рассказчик, который иногда рассказывает очень…
- Краткое содержание романа Каверина «Перед зеркалом» Лиза Тураева и Костя Карновский познакомились на гимназическом балу. Они протанцевали вместе весь вечер, а потом решили переписываться. Судьба подарила…
- Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не…
- Краткое содержание «Повести о Горе и Злочастии» Ы Начинается «Повесть» с того, что автор вписывает свою историю в общебиблейский контекст и рассказывает о первом грехе человечества, грехе…
- Краткое содержание повести Попова «Жизнь удалась» Это трагифарсовая, гротескная повесть, состоящая из десятка устных новелл. Сам автор рассказывает ее так: «Живут трое друзей, познакомившихся еще в…
Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-zoshhenko-pered-vosxodom-solnca/
Михаил Зощенко «Перед восходом солнца»
Михаил Зощенко — один из главных представителей русской литературы первой половины 20 века. Его произведения еще при жизни писателя пользовались огромным успехом у читателей. Но после издания своего главного произведения «Перед восходом солнца» автор оказался запрещен и загнан советской цензурой и властью.
Об авторе
Михаил Зощенко родился в 1894 году в Петербурге. Его семья была наполнена творческой атмосферой. Отец будущего писателя был художником, а мать до рождения ребенка выступала на сцене, а так же занималась литературным творчеством.
Получив в Петербурге среднее образование Зощенко поступает в университет. Но отучиться новоявленному студенту удается лишь первый год, и его обучение заканчивается в связи с невозможностью платить за образование.
К этому моменту в Европе уже начинается Первая мировая война и Михаил Зощенко поступает в военное училище. В нем он учился до 1915 года, пока не был отправлен на фронт. Во время войны Зощенко несколько раз был ранен. За доблестную службу в императорской армии он был множество раз награжден, а также успешно продвигался по службе.
С приходом советской власти писатель отказался от возможности уехать во Францию, решив остаться на родине. В последующие несколько лет Зощенко переезжает из города в город, меняя самые разнообразные профессии.
Молодой писатель ищет себя в новом государстве. В 1919 году он поступает на службу уже в советскую армию, участвует в нескольких боях, но вскоре его демобилизуют из-за серьезных проблем с сердцем.
Творчество писателя
Лишившись возможности выстроить военную карьеру и не найдя себя в других профессиях, Зощенко к 1920-м годам сближается с петербуржскими литературными кругами.
В это время он посещает кружок Корнея Чуковского, начинает участвовать в литературном объединении «Серапионовы братья» вместе с другими молодыми литераторами.
Участники этого кружка старались не примыкать к ограничениям советской идеологии, защищая свою творческую свободу.
Постепенно Зощенко стал считаться самым творчески сильным из этого объединения. В начале 1920-х годов его произведения начинают печататься в сборниках.
Основной темой творчества Зощенко становятся описания быта обычных советских граждан.
Его тонкий и наблюдательный взгляд подмечал мелочи, которые составляли жизнь людей, которые при этом часто подвергались критике и сатире автора.
Произведения Зощенко в это время пользуются огромной популярностью. Он становится одной из ярчайших фигур ранней советской литературы. Книги писателя раскупаются, а сам он гастролирует по стране с выступлениями.
С началом Второй мировой войны Зощенко желает вспомнить свое военное прошлое и отправиться на фронт. Но в связи со стоянием здоровье ему отказывают в мобилизации и отправляют в эвакуацию в Казахстан.
В период войны писатель активно работает над сценариями для фильмов и театральных представления, а так же начинает писать свою повесть «Перед восходом солнца». По созданным им сценариям впоследствии будут сняты такие фильмы, как:
- «На ясный огонь»
- «Безумный день инженера Баркасова»
- «Не может быть!»
- «Золотые слова»
- «Преступление и наказание»
- «Золотая рыбка»
Сюжет книги «Перед восходом солнца»
Переживая военные тягости, находясь вдали от дома, Зощенко активно работает над произведением, которое он впоследствии считал главным в жизни – «Перед восходом солнца».
Эту повесть можно назвать исповедью или же автобиографией.
Работая над этим произведением Зощенко, под впечатлением от наследия Фрейда, пытался в творческом виде провести самоанализ, все глубже и подробнее погружаясь в свои детские воспоминания.
Писатель описывает свое детство, свои комплексы и многочисленные страхи, пытаясь понять, откуда они взялись и как можно с ними бороться. «Перед восходом солнцем» крайне личное, даже откровенное произведения, подобного которому в советской литературе не было, и быть не могло.
Публикация повести началась в 1943 году, когда были изданы первые части «Перед восходом солнца», но вскоре на данное произведение был наложен строжайший запрет.
Цензура поняла, насколько творение Зощенко не соответствует всей советской системе искусства, где личным переживаниям и тем более неврозам, не было места, где психические проблемы и страхи считались устаревшими пережитками капиталистического общества.
После окончания войны, в 1946 году, Зощенко вместе с Анной Ахматовой подвергся критике и гонениям, став, на долгие годы, запрещенной фигурой в советской литературе.
Источник: http://booksonline.com.ua/blog/mihail-zoshhenko-pered-voshodom-solntsa/
Михаил Зощенко: Перед восходом солнца
Зощенко Михаил
Перед восходом солнца
М.М.Зощенко.
- Перед восходом солнца
- (повесть)
- ПРЕДИСЛОВИЕ
Эту книгу я задумал очень давно. Сразу после того, как выпустил в свет мою «Возвращенную молодость».
Почти десять лет я собирал материалы для этой новой книги и выжидал спокойного года, чтоб в тиши моего кабинета засесть за работу.
Но этого не случилось.
Напротив. Немецкие бомбы дважды падали вблизи моих материалов. Известкой и кирпичами был засыпан портфель, в котором находились мои рукописи. Уже пламя огня лизало их. И я поражаюсь, как случилось, что они сохранились.
Собранный материал летел со мной на самолете через немецкий фронт из окруженного Ленинграда.
Я взял с собой двадцать тяжелых тетрадей. Чтобы убавить их вес, я оторвал коленкоровые переплеты. И все же они весили около восьми килограммов из двенадцати килограммов багажа, принятого самолетом. И был момент, когда я просто горевал, что взял этот хлам вместо теплых подштанников и лишней пары сапог.
Однако любовь к литературе восторжествовала. Я примирился с моей несчастной участью.
- В черном рваном портфеле я привез мои рукописи в Среднюю Азию, в благословенный отныне город Алма-Ата.
- Весь год я был занят здесь написанием различных сценариев на темы, нужные в дни Великой Отечественной войны.
- Привезенный же материал я держал в деревянной кушетке, на которой спал.
По временам я поднимал верх моей кушетки. Там, на фанерном дне, покоились двадцать моих тетрадей рядом с мешком сухарей, которые я заготовил по ленинградской привычке.
Я перелистывал эти тетради, горько сожалея, что не пришло время приняться за эту работу, столь, казалось, ненужную сейчас, столь отдаленную от войны, от грохота пушек и визга снарядов.
— Ничего,- говорил я сам себе,- тотчас по окончании войны я примусь за эту работу.
Я снова укладывал мои тетради на дно кушетки. И, лежа на ней, прикидывал в своем уме, когда по-моему может закончиться война. Выходило, что не очень скоро. Но когда — вот этого я установить не решался. — Однако почему же не пришло время взяться за эту мою работу?- как-то подумал я.
Ведь мои материалы говорят о торжестве человеческого разума, о науке, о прогрессе сознания! Моя работа опровергает «философию» фашизма, которая говорит, что сознание приносит людям неисчислимые беды, что человеческое счастье в возврате к варварству, к дикости, в отказе от цивилизации.
- Ведь об этом более интересно прочитать сейчас, чем когда-либо в дальнейшем.
- В августе 1942 года я положил мои рукописи на стол и, не дожидаясь окончания войны, приступил к работе.
- I. ПРОЛОГ
- За доброе желание к игре
- Прощается актеру исполненье.
- Десять лет назад я написал мою повесть под названием «Возвращенная молодость».
- Это была обыкновенная повесть, из тех, которые во множестве пишутся писателями, но к ней были приложены комментарии — этюды физиологического характера.
- Эти этюды объясняли поведение героев повести и давали читателю некоторые сведения по физиологии и психологии человека.
Я не писал «Возвращенную молодость» для людей науки, тем не менее именно они отнеслись к моей работе с особым вниманием. Было много диспутов. Происходили споры. Я услышал много колкостей. Но были сказаны и приветливые слова.
Меня смутило, что ученые так серьезно и горячо со мной спорили. Значит, не я много знаю (подумал я), а наука, видимо, не в достаточной мере коснулась тех вопросов, какие я, в силу своей неопытности, имел смелость затронуть.
Так или иначе ученые разговаривали со мной почти как с равным. И я даже стал получать повестки на заседания в Институт мозга. А Иван Петрович Павлов пригласил меня на свои «среды».
Но я, повторяю, не писал свое сочинение для науки. Это было литературное произведение, и научный материал был только лишь составной частью.
Меня всегда поражало: художник, прежде чем рисовать человеческое тело, должен в обязательном порядке изучить анатомию. Только знание этой науки избавляло художника от ошибок в изображении.
А писатель, в ведении которого оолыпе, чем человеческое тело,- его психика, его сознание,- не часто стремится к подобного рода знаниям. Я посчитал своей обязанностью кое-чему поучиться.
И, поучившись, поделился этим с читателем.
Таким образом возникла «Возвращенная молодость».
Сейчас, когда прошло десять лет, я отлично нижу дефекты моей книги: она была неполной и однобокой. И, вероятно, за это меня следовало больше бранить, чем меня бранили.
Читать дальше
Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/58638-mihail-zoshhenko-pered-voshodom-solnca.html
Рецензии на книгу «Перед восходом солнца» Михаил Зощенко
Большинство писателей — хорошие психологи, это составляющая таланта, Зощенко удивил меня другим — кроме несомненного писательского таланта, он обладал даром настоящего исследователя, ученого, и живи он в …другой России, мир вполне определенно пополнился бы еще и значительным авторитетом в области врачевания человеческих душ. Не сложилось. Многое не сложилось и пришло туда, куда пришло.
Однако, в большей мере книга восхитила меня не этим. Накладываясь на современность, она вызывает весьма невеселые размышления, которые тем невеселее, что утраченное не вернуть, историю не поправить и варварство гораздо ближе толпе, чем все вместе взятые высокие идеалы.
Это было бы даже смешно, коли не было столь грустно: руководители Управления пропаганды и агитации писали в свое время, что мол «повесть Зощенко чужда чувствам и мыслям нашего народа… Зощенко рисует чрезвычайно извращенную картину жизни нашего народа… Вся повесть Зощенко является клеветой на наш народ, опошлением его чувств и его жизни«. Какое жестокое дежавю.
Еще вспоминается незабвенная басня Крылова о мартышке, увидевшей себя в зеркале («…я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.»)
-Я верю только своим глазам. Как Гарун аль Рашид, я хожу по чужим домам. Я хожу по коридорам, кухням, захожу в комнаты. Я вижу тусклые лампочки, рваные обои, белье на веревке, ужасную тесноту, мусор, рвань. Да, конечно, только недавно миновали тяжелые годы, голод, разруха… Но все же я не думал, что увижу то, что увидел.
Зощенко пишет о своей юности, первой влюбленности («— Вообще я полюбила вас напрасно.
Решительно все девочки не советовали мне этого делать…«), учебе, о дорогах Первой мировой («Мне казалось, что я был в аду! В аду я был двадцать пять лет спустя, когда через дом от меня разорвалась немецкая бомба весом в полтонны.
«), о детстве, младенчестве — он пишет о стране, которую мы потеряли, о культуре, которую утратили (да, это была небольшая пленка на дремучем море, но она хотя бы была), о том новом мире, который и раньше прекрасно себя чувствовал, но теперь просто расцвел буйным цветом повсеместно-неприкрыто:
— Ну да… У меня уже есть договоренность почти со всеми вашими… Доход пополам… — Мерзавец!.. Вы врете! — бормочу я. — Со всеми? Кассир пожимает плечами.
— Ну, не со всеми, — говорит он, — но… со многими… А что вас так удивляет? Все так делают… Да разве мог бы я жить на тридцать шесть рублей… Я даже не считаю это преступлением. Нас толкают на это… Резко повернувшись, я ухожу. Кассир догоняет меня.
— Коллега, — говорит он, — если не хотите — не надо, я не настаиваю… Только не вздумайте кому-нибудь об этом рассказать. Во-первых — никто не поверит. Во-вторых — доказать нельзя. В-третьих — прослывете лжецом, склочником…
Я медленно бреду к дому… Идет дождь…
Я читаю все эти строки. А за окном идет дождь. Я перечитываю зощенковское «Моя работа опровергает «философию» фашизма, которая говорит, что сознание приносит людям неисчислимые беды, что человеческое счастье в возврате к варварству, к дикости, в отказе от цивилизации.» … и мне кажется, этот дождь вечен. И мы — вечно перед восходом солнца, которое никак не взойдет.
Источник: https://topliba.com/books/568033/reviews
Краткое содержание Перед восходом солнца Зощенко
Автобиографическая и научная повесть “Перед восходом солнца” – исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни.
Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого (как он полагал, начитавшись Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости.
И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжелых, трагических и уязвляющих.
В повести около ста маленьких глав-рассказов, в которых автор как раз и перебирает свои мрачные воспоминания: вот глупое самоубийство студента-ровесника, вот первая газовая атака на фронте, вот неудачная любовь, а вот любовь удачная, но быстро наскучившая… Главная любовь его жизни – Надя В., но она выходит замуж и эмигрирует после революции.
Автор пытался утешиться романом с некоей Алей, восемнадцатилетней замужней особой весьма необременительных правил, но ее лживость и глупость наконец надоели ему. Автор видел войну и до сих пор не может вылечиться от последствий отравления газами. У него бывают странные нервные и сердечные припадки.
Его преследует образ нищего: больше всего на свете он боится унижения и нищеты, потому что в молодости видел, до какой подлости и низости дошел изображающий нищего поэт Тиняков.
Автор верит в силу разума, в мораль, в любовь, но все это на его глазах рушится: люди опускаются, любовь обречена, и какая там мораль – после всего, что он видел на фронте в первую империалистическую и в гражданскую? После голодного Петрограда 1918 г. После гогочущего зала на его выступлениях?
Автор пытается искать корни своего мрачного мировоззрения в детстве: он вспоминает, как боялся грозы, воды, как поздно его отняли от материнской груди, каким чуждым и пугающим казался ему мир, как в снах его назойливо повторялся мотив грозной, хватающей его руки… Как будто всем этим детским комплексам автор отыскивает рациональное объяснение. Но со складом своего характера он ничего поделать не может: именно трагическое мировосприятие, больное самолюбие, многие разочарования и душевные травмы сделали его писателем с собственным, неповторимым углом зрения. Вполне по-советски ведя непримиримую борьбу с собой, Зощенко пытается на чисто рациональном уровне убедить себя, что он может и должен любить людей. Истоки его душевной болезни видятся ему в детских страхах и последующем умственном перенапряжении, и если со страхами еще можно что-то сделать, то с умственным перенапряжением, привычкой к писательскому труду не поделаешь уже ничего. Это склад души, и вынужденный отдых, который периодически устраивал себе Зощенко, ничего тут не меняет. Говоря о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко забывает о том, что здоровое мировоззрение и беспрерывная радость жизни – удел идиотов. Вернее, он заставляет себя об этом забыть.
В результате “Перед восходом солнца” превращается не в повесть о торжестве разума, а в мучительный отчет художника о бесполезной борьбе с собой.
Рожденный сострадать и сопереживать, болезненно чуткий ко всему мрачному и трагическому в жизни (будь то газовая атака, самоубийство приятеля, нищета, несчастная любовь или хохот солдат, режущих свинью), автор напрасно пытается себя уверить, что может воспитать в себе жизнерадостное и веселое мировоззрение.
С таким мировоззрением писать не имеет смысла. Вся повесть Зощенко, весь ее художественный мир доказывает примат художественной интуиции над разумом: художественная, новеллистическая часть повести написана превосходно, а комментарии автора – лишь беспощадно честный отчет о вполне безнадежной попытке.
Зощенко пытался совершить литературное самоубийство, следуя велениям гегемонов, но, по счастью, не преуспел в этом. Его книга остается памятником художнику, который бессилен перед собственным даром.
Вариант 2
Повесть “Перед восходом солнца” имеет научный и автобиографический смысл. Это рассказ-исповедь о попытке автора победить свою меланхолию и страх в жизни. Он уверен, что этот страх – его душевная болезнь, а не свойство таланта.
Он старается побороть себя, внушая себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Автор считал, что необходимо забыть детские страхи и побороть мрачные воспоминания молодости.
Зощенко, перебирая свою жизнь, понимает, что она вся складывалась из мрачных, трагических и уязвляющих впечатлений.
Повесть состоит из сотни маленьких глав рассказов. В них автор и перебирает свои мрачные воспоминания.
Это и глупое самоубийство студента-ровесника, на фронте первая газовая атака, несчастливая любовь к Наде, которая вышла замуж и эмигрировала после революции, любовь счастливая к восемнадцатилетней замужней Але, которая наскучила быстро… Получив отравление газами в войну, автор до сих пор не может вылечиться. Появляются сердечные и нервные припадки. Преследующий его образ нищего угнетает его. Вера в силу разума, любви и морали рушится на глазах.
Пытаясь найти начало его мрачного мировоззрения, вспоминает свою боязнь грозы, воды, то, что его поздно отняли от груди матери, что мир ему казался пугающим… Он вроде хочет отыскать всему этому рациональное объяснение. Хотя с характером своим поделать ничего не может.
Именно эти качества, разочарования и душевные травмы способствовали открытию его писательского таланта с собственным углом видения. Зощенко непримиримо убеждает себя, что может и обязан любить людей. Начала своей душевной болезни ему видны в детских страхах с вытекающим умственным перенапряжением.
Если страх еще можно побороть, то привычку писать уже никуда не денешь. Это состав души, и вынужденный отдых, который устраивал для себя Зощенко время то времени, здесь бессилен. Утверждая о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко упускает то, что все это удел идиотов.
Точнее забыть об этом он себя заставляет.
В конечном итоге “Перед восходом солнца” стает мучительным отчетом о бесполезной борьбе с самим собой, а не повестью о торжествующем разуме.
Автор родился, чтобы сострадать и переживать, он до боли чуткий ко всему трагическому и мрачному в жизни, безрезультатно стараясь себя убедить, что в силе воспитать в себе веселое и радостное мировоззрение. А работы писателя, имеющего такие качества, не имеют смысла.
Зощенко данной повестью хотел совершить литературное самоубийство, подражая велениям гегемонов. К счастью, не успевает. Его книга остается памятником художнику, бессильному перед своим даром.
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-pered-vosxodom-solnca-zoshhenko/