Краткое содержание аристофан всадники за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Аристофан Всадники за 2 минуты пересказ сюжета

Всадники — это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие — те, у кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имели за городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были мирным замкнутым сельскохозяйственным государством. Поэт Аристофан хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Они выступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных деревянных лошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию на афинскую политическую жизнь. Хозяин государства — старик Народ, дряхлый, ленивый и выживший из ума, а его обхаживают и улещают хитрые политиканы-демагоги: кто угодливее, тот и сильнее. На сцене их четверо: двух зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник (настоящее имя ему Клеон), а четвертого зовут Колбасник (этого главного героя Аристофан выдумал сам). Для мирной агитации время было трудное. Никий и Демосфен (не комедийные, а настоящие афинские полководцы; не путайте этого Демосфена с одноименным знаменитым оратором, который жил на сто лет позже) только что возле города Пилоса взяли в окружение большое спартанское войско, но разбить и захватить в плен его не могли. Они предлагали воспользоваться этим для заключения выгодного мира. А противник их Клеон (он и вправду был ремесленником-кожевником) требовал добить врага и продолжать войну до победы. Тогда враги Клеона предложили ему самому принять командование — в надежде, что он, никогда не воевавший, потерпит поражение и сойдет со сцены. Но случилась неожиданность: Клеон одержал при Пилосе победу, привел спартанских пленников в Афины, и после этого от него в политике уже совсем не стало проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеоном и обличать его, тому сразу напоминали: «А Пилос? а Пилос?» — и приходилось умолкать. И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот «Пилос», чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову победу, а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали. Итак, на сцене — дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два его раба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а теперь их оттер новый раб, негодяй кожевник, Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а он выхватил ее у них из-под носа и поднес Народу. Тот хлебает, а кожевнику бросает все лакомые кусочки. Что делать? Посмотрим в древних предсказаниях! Война — время тревожное, суеверное, люди во множестве вспоминали (или выдумывали) старинные темные пророчества и толковали их применительно к нынешним обстоятельствам. Пока кожевник спит, украдем у него из-под подушки самое главное пророчество! Украли; там написано: «Худшее побеждается только худшим: будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его колбасник». Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывали у власти; теперь стоит кожевник; надо искать колбасника. Вот и колбасник с мясным лотком. «Ты ученый?» — «Только колотушками». — «Чему учился?» — «Красть и отпираться». — «Чем живешь?» — «И передом, и задом, и колбасами». — «О, спаситель наш! Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними всеми быть правителем? Вертеть Советом, орать в собрании, пить и блудить на казенный счет? Одной ногой стоять на Азии, другой на Африке?» — «Да я низкого рода!» — «Тем лучше!» — «Да я почти неграмотен!» — «То-то и хорошо!» — «А что надо делать?» — «То же, что и с колбасами: покруче замешивай, покрепче подсаливай, польстивей подслащивай, погромче выкликивай». — «А кто поможет?» — «Всадники!» На деревянных лошадках на сцену въезжают всадники, преследуя Клеона-кожевника. «Вот твой враг: превзойди его бахвальством, и отечество — твое!» Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками. «Ты кожевник, ты мошенник, все твои подметки — гниль!» — «А зато я целый Пилос проглотил одним глотком!» — «Но сперва набил утробу всей афинскою казной!» — «Сам колбасник, сам кишочник, сам объедки воровал!» — «Как ни силься, как ни дуйся, все равно перекричу!» Хор комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцов и нахваливает гражданам лучшие намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие сочинители комедий, но один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во всех старинных комедиях. Но это — присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой выходит старый Народ: кто из соперников больше его любит? «Если я тебя не люблю, пусть меня раскроят на ремни!» — кричит кожевник. «А меня пусть нарубят на фарш!» — кричит колбасник. «Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!» — «Чтобы ты, Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» — «Вспомни, Народ, от скольких заговоров я тебя спас!» — «Не верь ему, это сам он мутил воду, чтобы рыбку половить!» — «Вот тебе моя овчина греть старые кости!» — «А вот тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!» — «У меня для тебя целый сундук благих пророчеств!» — «А у меня целый сарай!» Один за другим читают эти пророчества — высокопарный набор бессмысленных слов -’ и один за другим их толкуют самым фантастическим образом: каждый на пользу себе и во зло противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней. Когда кончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки — и тоже с самыми неожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья: «Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!» (в Греции действительно было три города под таким названием), следует куча непереводимых каламбуров на слово «Пилос». И готово — цель Аристофана достигнута, уже ни один из зрителей не вспомнит этот Клеонов «Пилос» без веселого хохота. «Вот тебе, Народ, от меня похлебка!» — «А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от меня вино!» — «А от меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!» — «Где? где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасник подхватывает его жаркое и подносит от себя. «Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!» — «А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» — «Не важно, кто зажарил, — честь поднесшему!» — провозглашает Народ. Кожевника гонят в шею, колбасника провозглашают главным советником Народа. Хор подпевает всему этому куплетами во славу Народа и в поношение такого-то развратника, и такого-то труса, и такого-то казнокрада, всех — под собственными именами. Развязка — сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котел с зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за сценою и колбасник бросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит оттуда молодым и цветущим. Они шествуют по сцене, и Народ величественно объявляет, как теперь хорошо будет житься хорошим людям и как поделом поплатятся дурные (и такой-то, и такой-то, и такой-то), а хор радуется, что возвращаются старые добрые времена, когда все жили привольно, мирно и сытно.

Краткое содержание Аристофан Всадники за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Всадники» АристофанаАристофан Стр. 1

Краткое содержание Аристофан Всадники за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Всадники» АристофанаАристофан Стр. 2

Краткое содержание Аристофан Всадники за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Всадники» АристофанаАристофан Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-vsadniki-aristofana

Краткое содержание Аристофан Всадники

Всадники – это люди, которые могли ездить на лошадях, самой разной породы. Эти люди уже сами по себе считались богатыми и обеспеченными.

Так как вообще в мире считалось, что если люди какие-либо имели коней, то тогда они автоматически становились зажиточными людьми, которые имеют хозяйство, дом и вообще – деньги, одним словом.

Такие люди – были очень уважаемы и даже их немного боялись, так как все, кто имел деньги вселяли простым людям, бедным  — страх и уважение.

Народ в это время властвует, как ни странно. Но все, как говорится, до поря — до времени. Ведь народ почти и не правит, так как он – невежественный и упрямый просто невероятно.

А это сразу же дает возможность более хитрым людям, править и манипулировать народом, одним словом – невежественными бедняками. И существует всего несколько таких тайных лидеров – Никий и Кожевник, а также – Демосфен, и Колбасник. Недаром у них такие имена. Ведь они – хитры и корыстны. Им очень выгодно прикрываться народом, оставаясь самим в тени, и брать с этого выгоду.

А также, в это время шли войны, опасные и болезненные, в принципе – как обычно. Именно это также было весьма опасным для тайных лидеров, и для народа, который не всегда знал, как воспользоваться своей властью.

И вот происходит ситуация, когда у тайных лидеров появляется новый противник, и не сам народ – а какой-то раб, который также хитер и готов выполнить все, что ему прикажут, лишь бы быть в лучших прислужников у него.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аристофан. Все произведения

Всадники. Картинка к рассказу

Краткое содержание Аристофан Всадники за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Тургенев Бурмистр
    Автор рассказывает об одном из своих соседей, помещике, который ведет свое хозяйство очень аккуратно и дельно. У этого помещика, Аркадия Павловича Пеночкина, очень хорошие земли, где водится много зверья
  • Краткое содержание Оперы Вагнера Гибель богов
    Все происходит на скале под названием Рейна. Именно там находятся три норны, которые прядут нить жизни каждого человека. Здесь же разговаривает Гунтер вместе со своей сестрой и их сводным братом по имени Хаген
  • Краткое содержание Азимов Конец вечности
    Произведение относится к философской фантастической прозе писателя и в качестве сюжетной линии представляет описание деятельности вымышленной организационной структуры, существующей вне временных промежутков.
  • Краткое содержание Думбадзе Я вижу солнце
    Роман известного писателя из Грузии, признанного во всем мире мастера слова «Я вижу солнце» начинается с повествования будней одной из многих деревень, живших мирно в горной местности и чтущих местные традиции
  • Бондарев
    Бондарев Юрий Васильевич, талантливейший писатель, один из столпов прозаики в Советском Союзе. Родился на свет 15.03.1924 году в городе Орске. В годы военного лихолетья Юрий не прятался за спинами товарищей

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/aristofan/vsadniki-kratko

Аристофан «Осы» анализ

Краткое содержание Аристофан Всадники за 2 минуты пересказ сюжета

Анализ произведения «Осы» Аристофана поможет определить, какая тема, идея, жанр, сюжет, проблематика.

Автор: Аристофан. Год написания: 422 год до нашей эры (дата постановки пьесы). Жанр: сатирическая комедия. Литературный род — драма.

Тема: Изображения непростых отношений отца и сына как результата чрезмерного увлечения первым судом. Идея: Осуждение автором афинской системы судопроизводства, а именно — суда присяжных, который был игрушкой в ​​руках власти.

  • Проблематика:
  • — отношения отца и сына, обмен ролями; — чрезмерное увлечение как патология, что приводит к безумию; — несправедливая система судопроизводства; — суд ради суда;
  • — суд присяжных — лишь игрушка в руках власть имущих.

Главные герои:

  • Филоклеон (то есть «любящий Клеона») — старый афинянин
  • Бделиклеон (то есть «испытывающий отвращение к Клеону») — его сын
  • Сосий, Ксанфий — рабы
  • Пес Лабет (то есть хапуга)
  • Пес кидафинский — истец
  • Торговка
  • Гость
  • Дети
  • Танцовщица
  • Хор из 24 стариков — присяжных, наряженных осами
  1. Сюжет:
  2. Экспозиция — отсутствует.
  3. Завязка — Бделиклеон закрывает старого отца Филоклеон дома, чтобы уберечь его от страстного и пагубного увлечения судом.
  4. Развитие действия — спор между отцом и сыном, Филоклеон дома судит пса, который украл кусок сыра, и, с помощью хитрости Бделиклеон выносит оправдательный приговор, в результате чего теряет сознание;
  5. Кульминация — Филоклеон напивается и убегает с флейтисткой, давая всем путникам пощечин.
  6. Развязка — Бделиклеон в отчаянии из-за безумия отца, который вызвал на соревнование в танце всех поэтов-трагиков.

Краткое содержание «Осы»

Старый Филоклеон настолько пристрастился посещать заседания суда, что его сын Бделиклеон запирает его в доме и растягивает вокруг дома сетку. Он хочет обеспечить отцу спокойную жизнь, но Филоклеон вовсе не желает покоя.

Он задирист, как и хор, состоящий из его старых друзей — судейских заседателей, и ему нравится выносить обвинительные приговоры.

Хор появляется на сцене в костюмах ос и пытается помочь Филоклеону ускользнуть, однако этому препятствует Бделиклеон.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Далее следует агон (сцена спора), в котором Бделиклеон доказывает, что страсть Филоклеона ходить в суд не пристала простому гражданину, и предлагает ему устроить судебное заседание дома.

Филоклеон соглашается, отводит для суда специальный зал и выносит на рассмотрение дело пса, который украл кусок сыра. Бделиклеон хитростью заставляет отца вынести псу оправдательный приговор, и Филоклеон от ужаса падает в обморок.

Очнувшись, он соглашается оставить судейские иски и отдаться досугу, как подобает свободному человеку. Сын приводит Филоклеона на гулянку, но старец предается увеселениям и бежит за флейтисткой, отвешивая пощечины всем, кого встречает на пути домой.

В финале комедии Бделиклеон в полном отчаянии, поскольку его отец совершенно лишен рассудка. Филоклеон вызывает всех поэтов-трагиков на соревнования в танце и сам же его начинает, а хор идет за ним.

Осы не знают себе равных в неустанном веселье.

Источник: https://kratkoe.com/aristofan-osyi-analiz/

Всадники

Всадники — это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие — те, у кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имели за городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были мирным замкнутым сельскохозяйственным государством.

Поэт Аристофан хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Они выступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных деревянных лошадках. А перед ними актёры разыгрывали шутовскую пародию на афинскую политическую жизнь.

Хозяин государства — старик Народ, дряхлый, ленивый и выживший из ума, а его обхаживают и улещают хитрые политиканы-демагоги: кто угодливее, тот и сильнее.

Читайте также:  Краткое содержание распутин в ту же землю за 2 минуты пересказ сюжета

На сцене их четверо: двух зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник (настоящее имя ему Клеон), а четвёртого зовут Колбасник (этого главного героя Аристофан выдумал сам).

Продолжение после рекламы:

Для мирной агитации время было трудное. Никий и Демосфен (не комедийные, а настоящие афинские полководцы; не путайте этого Демосфена с одноимённым знаменитым оратором, который жил на сто лет позже) только что возле города Пилоса взяли в окружение большое спартанское войско, но разбить и захватить в плен его не могли.

Они предлагали воспользоваться этим для заключения выгодного мира. А противник их Клеон (он и вправду был ремесленником-кожевником) требовал добить врага и продолжать войну до победы. Тогда враги Клеона предложили ему самому принять командование — в надежде, что он, никогда не воевавший, потерпит поражение и сойдёт со сцены.

Но случилась неожиданность: Клеон одержал при Пилосе победу, привёл спартанских пленников в Афины, и после этого от него в политике уже совсем не стало проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеоном и обличать его, тому сразу напоминали: «А Пилос? а Пилос?» — и приходилось умолкать.

И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот «Пилос», чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову победу, а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.

Брифли существует благодаря рекламе:

Итак, на сцене — дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два его раба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а теперь их оттёр новый раб, негодяй кожевник. Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а он выхватил ее у них из-под носа и поднёс Народу.

Тот хлебает, а кожевнику бросает все лакомые кусочки. Что делать? Посмотрим в древних предсказаниях! Война — время тревожное, суеверное, люди во множестве вспоминали (или выдумывали) старинные тёмные пророчества и толковали их применительно к нынешним обстоятельствам.

Пока кожевник спит, украдём у него из-под подушки самое главное пророчество! Украли; там написано: «Худшее побеждается только худшим: будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его колбасник».

Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывали у власти; теперь стоит кожевник; надо искать колбасника.

Вот и колбасник с мясным лотком. «Ты учёный?» — «Только колотушками». — «Чему учился?» — «Красть и отпираться». — «Чем живёшь?» — «И передом, и задом, и колбасами».

 — «О, спаситель наш! Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними всеми быть правителем? Вертеть Советом, орать в собрании, пить и блудить на казённый счёт? Одной ногой стоять на Азии, другой на Африке?» — «Да я низкого рода!» — «Тем лучше!» — «Да я почти неграмотен!» — «То-то и хорошо!» — «А что надо делать?» — «То же, что и с колбасами: покруче замешивай, покрепче подсаливай, польстивей подслащивай, погромче выкликивай». — «А кто поможет?» — «Всадники!» На деревянных лошадках на сцену въезжают всадники, преследуя Клеона-кожевника. «Вот твой враг: превзойди его бахвальством, и отечество — твоё!»

Продолжение после рекламы:

Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками.

«Ты кожевник, ты мошенник, все твои подмётки — гниль!» — «А зато я целый Пилос проглотил одним глотком!» — «Но сперва набил утробу всей афинскою казной!» — «Сам колбасник, сам кишочник, сам объедки воровал!» — «Как ни силься, как ни дуйся, все равно перекричу!» Хор комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцов и нахваливает гражданам лучшие намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие сочинители комедий, но один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во всех старинных комедиях.

Но это — присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой выходит старый Народ: кто из соперников больше его любит? «Если я тебя не люблю, пусть меня раскроят на ремни!» — кричит кожевник. «А меня пусть нарубят на фарш!» — кричит колбасник.

«Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!» — «Чтобы ты, Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» — «Вспомни, Народ, от скольких заговоров я тебя спас!» — «Не верь ему, это сам он мутил воду, чтобы рыбку половить!» — «Вот тебе моя овчина греть старые кости!» — «А вот тебе подушечка под зад, который ты натёр, гребя при Саламине!» — «У меня для тебя целый сундук благих пророчеств!» — «А у меня целый сарай!» Один за другим читают эти пророчества — высокопарный набор бессмысленных слов — и один за другим их толкуют самым фантастическим образом: каждый на пользу себе и во зло противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней. Когда кончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки — и тоже с самыми неожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья: «Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть ещё Пилос и третий!» (в Греции действительно было три города под таким названием), следует куча непереводимых каламбуров на слово «Пилос». И готово — цель Аристофана достигнута, уже ни один из зрителей не вспомнит этот Клеонов «Пилос» без весёлого хохота. «Вот тебе, Народ, от меня похлёбка!» — «А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от меня вино!» — «А от меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!» — «Где? где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасник подхватывает его жаркое и подносит от себя. «Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!» — «А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» — «Не важно, кто зажарил, — честь поднёсшему!» — провозглашает Народ. Кожевника гонят в шею, колбасника провозглашают главным советником Народа. Хор подпевает всему этому куплетами во славу Народа и в поношение такого-то развратника, и такого-то труса, и такого-то казнокрада, всех — под собственными именами.

Развязка — сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котёл с зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за сценою и колбасник бросает старый Народ в кипящий котёл, и тот выходит оттуда молодым и цветущим.

Они шествуют по сцене, и Народ величественно объявляет, как теперь хорошо будет житься хорошим людям и как поделом поплатятся дурные (и такой-то, и такой-то, и такой-то), а хор радуется, что возвращаются старые добрые времена, когда все жили привольно, мирно и сытно.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Источник: https://briefly.ru/aristofan/vsadniki/

Краткое содержание: Всадники

Всадниками называли раньше людей, у которых было достаточно средств, чтобы содержать боевого коня. У них были огромные поместья, за счёт которых они жили. Всадники мечтали создать из Афин сельскохозяйственное государство.

Хор в комедии Аристофана состоял из шуточных всадников на деревянных лошадках. Всадники- это политическая пародия. Главный персонаж- хозяин государства — дряхлый старик Народ.

Рядом с ним находятся хитрецы политиканы, и каждый пытается угодить правителю, опережая других.

Среди этих персонажей Никий, Демосфен, Кожевник (Клеон) и Колбасник (выдуманный персонаж). Демосфен и Никий были на самом деле полководцами. Они окружили спартанцев рядом с городом Пилосом и хотели заключить мирное соглашение, а Кожевник (Клеон) жаждал продолжить войну, чтобы сразить спартанцев.

Клеону было предложено взять командование в свои руки, ведь он никогда не воевал и наверняка будет побеждён. Клеон не оправдал надежд соперников, он одержал победу, взяв в плен спартанцев. Этот успех определил в дальнейшем будущее Клеона. Любой спор с Клеоном заканчивался упоминанием о Пилосе.

Аристофан хотел, чтобы при упоминании Пилоса греки думали не о Клеоне, а об Аристофане и его шутках.

Народ сидит у себя дома, а неподалёку Никий и Демосфен переживаю из-за того, что они впали в немилость хозяина. Виноват в этом кожевник, который благодаря удаче в Пилосе стал советником при Народе, а их отодвинули на второй план. В те времена люди выдумывали разные пророчества и сами их же толковали. Никий и Демосфен украли самое главное пророчество кожевника.

Оно гласило: «Худшее побеждается только худшим: будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его колбасник». Нужно было найти колбасника. На сцене появляется колбасник. Никий и Демосфен предлагают ему стать правителем. Можно кричать на всех, пить и гулять за государственный счёт. А для этого нужно превзойти в бахвальстве кожевника.

Начинается состязание в бахвальстве кожевника и колбасника, на шум выходит Народ. Он желает знать, кто из них больше любит своего правителя. Соперники стараются как можно больше унизить друг друга.

И вот доходит до присловья: «Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть ещё Пилос и третий!» (в Греции правда было три города Пилоса), затем множество непереводимых каламбуров на слово «Пилос». И наконец — цель Аристофана достигнута, уже никто не вспомнит этот Клеонов «Пилос» без весёлого хохота.

«Вот тебе, Народ, от меня похлёбка!» — «А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от меня вино!» — «А от меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!» Кожевник убегает искать деньги, колбасник забирает его жаркое и подносит его Народу.

«Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!» — «А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» — «Не важно, кто зажарил, — честь поднёсшему!» — говорит Народ. Кожевника выгнали, а колбасник стал вместо него советником Народа.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Всадники». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/aristofan/vsadniki/

“Всадники” Аристофана в кратком содержании

Всадники это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие те, у кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имели за городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были мирным замкнутым сельскохозяйственным государством.

Поэт Аристофан хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Они выступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных деревянных лошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию на афинскую политическую

жизнь. Хозяин государства старик Народ, дряхлый, ленивый и выживший из ума, а его обхаживают и улещают хитрые политиканы-демагоги: кто угодливее, тот и сильнее.

На сцене их четверо: двух зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник, а четвертого зовут Колбасник.

https://www.youtube.com/watch?v=etamlgd_-Zk

Для мирной агитации время было трудное. Никий и Демосфен только что возле города Пилоса взяли в окружение большое спартанское войско, но разбить и захватить в плен его не могли. Они предлагали воспользоваться этим для заключения выгодного мира.

А противник их Клеон требовал добить врага и продолжать войну до победы. Тогда враги Клеона предложили ему самому принять командование в надежде, что он, никогда не воевавший, потерпит поражение и сойдет со сцены.

Но случилась неожиданность: Клеон одержал при Пилосе победу, привел спартанских пленников в Афины, и после этого от него в политике уже совсем не стало проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеоном и обличать его, тому сразу напоминали: “А Пилос? а Пилос?” и приходилось умолкать.

И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот “Пилос”, чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову победу, а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.

Итак, на сцене дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два его раба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а теперь их оттер новый раб, негодяй кожевник. Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а он выхватил ее у них из-под носа и поднес Народу. Тот хлебает, а кожевнику бросает все лакомые кусочки. Что делать?

Посмотрим в древних предсказаниях! Война время тревожное, суеверное, люди во множестве вспоминали старинные темные пророчества и толковали их применительно к нынешним обстоятельствам.

Пока кожевник спит, украдем у него из-под подушки самое главное пророчество! Украли; там написано: “Худшее побеждается только худшим: будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его колбасник”.

Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывали у власти; теперь стоит кожевник; надо искать колбасника.

Вот и колбасник с мясным лотком. “Ты ученый?” “Только колотушками”. “Чему учился?” “Красть и отпираться”. “Чем живешь?” “И передом, и задом, и колбасами”. “О, спаситель наш! Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними всеми быть правителем?

Вертеть Советом, орать в собрании, пить и блудить на казенный счет? Одной ногой стоять на Азии, другой на Африке?” “Да я низкого рода!” “Тем лучше!” “Да я почти неграмотен!” “То-то и хорошо!” “А что надо делать?” “То же, что и с колбасами: покруче замешивай, покрепче подсаливай, польстивей подслащивай, погромче выкликивай”. “А кто поможет?” “Всадники!” На деревянных лошадках на сцену въезжают всадники, преследуя Клеона-кожевника. “Вот твой враг: превзойди его бахвальством, и отечество твое!”

Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками.

“Ты кожевник, ты мошенник, все твои подметки гниль!” “А зато я целый Пилос проглотил одним глотком!” “Но сперва набил утробу всей афинскою казной!” “Сам колбасник, сам кишочник, сам объедки воровал!” “Как ни силься, как ни дуйся, все равно перекричу!” Хор комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцов и нахваливает гражданам лучшие намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие сочинители комедий, но один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во всех старинных комедиях.

Но это присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой выходит старый Народ: кто из соперников больше его любит? “Если я тебя не люблю, пусть меня раскроят на ремни!” кричит кожевник. “А меня пусть нарубят на фарш!” кричит колбасник.

“Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!” “Чтобы ты, Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!” “Вспомни, Народ, от скольких заговоров я тебя спас!” “Не верь ему, это сам он мутил воду, чтобы рыбку половить!” “Вот тебе моя овчина греть старые кости!” “А вот тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!” “У меня для тебя целый сундук благих пророчеств!” “А у меня целый сарай!” Один за другим читают эти пророчества высокопарный набор бессмысленных слов и один за другим их толкуют самым фантастическим образом: каждый на пользу себе и во зло противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней.

Когда кончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки и тоже с самыми неожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья: “Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!” , следует куча непереводимых каламбуров на слово “Пилос”.

И готово цель Аристофана достигнута, уже ни один из зрителей не вспомнит этот Клеонов “Пилос” без веселого хохота.

Читайте также:  Краткое содержание страсти-мордасти горького за 2 минуты пересказ сюжета

“Вот тебе, Народ, от меня похлебка!” “А от меня каша!” “А от меня пирог!” “А от меня вино!” “А от меня жаркое!” “Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!” “Где? где?” Кожевник бросается искать деньги, колбасник подхватывает его жаркое и подносит от себя.

“Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!” “А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?” “Не важно, кто зажарил, честь поднесшему!” провозглашает Народ.

Кожевника гонят в шею, колбасника провозглашают главным советником Народа. Хор подпевает всему этому куплетами во славу Народа и в поношение такого-то развратника, и такого-то труса, и такого-то казнокрада, всех под собственными именами.

Развязка сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котел с зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за сценою и колбасник бросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит оттуда молодым и цветущим.

Они шествуют по сцене, и Народ величественно объявляет, как теперь хорошо будет житься хорошим людям и как поделом поплатятся дурные, а хор радуется, что возвращаются старые добрые времена, когда все жили привольно, мирно и сытно.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/vsadniki-aristofana-v-kratkom-soderzhanii/

Краткое содержание комедии «Облака» Аристофана

Известный греческий философ Сократ славился тем, что во многом сомневался. В комедии Аристофана «Облака» о Сократе написано то, чего на самом деле не было.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Облака».

Название появилось благодаря тому, что одной из первых тем, обсуждаемых философами, было происхождение облаков. Из чего они образуются? Чем примечательны?

Основные персонажи пьесы

Главные герои:

  • Стрепсиад – старик, бывший земледелец, простой, недалёкий человек.
  • Фидиппид – его сын, любит конный спорт, отца чтит мало, не обращает внимание на то, что вводит семью в долги.
  • Сократ – пародийный мыслитель-софист, однако проповедует философские мысли не самого исторического Сократа, а видного софиста Антифонта, и, частично, Анаксагора, Гиппона и Протагора.

«Облака» очень краткое содержание

Аристофан «Облака» краткое содержание для читательского дневника:

В Афинах жил себе Сократ, который был учен умен, и кроме того – философ, и именно это и подвигло многих людей отправляться к нему в ученье, чтобы стать таким же как он – великим мыслителем.

Была одна семья, где уже вырос мальчик, став юношей. Но он, Стрепсиад, как его звали, был увлечен конными скачками и играми. Это нравилось парню, но он впал в долги просто огромные, и именно из-за этих конных скачек. А потому, отец, возмущаясь, обвинял поначалу жену – горожанку, которая хотела, что мальчик рос образованным и настоящим – аристократом.

Потом отец советует сыну поехать учиться к великому Сократу, который научил бы его своим мыслям – философским, которые и сделали бы его не таким бедным. Ведь умными непонятными мыслями можно обдурить людей.

Потом парень все же поехал к Сократу, который стал учить его смирению, но вместе с тем – совсем не таким вещам, как казалось бы, должен был учить философ.

И потому, когда кредиторы пришли получить свои деньги, он смог наглостью своей просто загнать их в угол.

Стрепсиад понял, что смирение приведет его к бедности, а не к богатству, а потому, он решил, что только наглость поможет ему и дальше жить припеваючи.

Главная мысль:

Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.

Короткий пересказ «Облака»

Краткое содержание «Облака» Аристофан:

Действие начинается в доме Стрепсиада. Тот волнуется из-за долгов, в которые влезла его семья из-за его сына, Фидиппида, и его любви к конному спорту.

Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями.

Тогда Стрепсиад решает сам пойти к Сократу. В мыслильне ученик показывает Стрепсиаду их занятия, что представлены в комическом ключе. Стрепсиад проходит посвящение, ему рассказывают об «облаках», что почитаются здесь вместо богов. Сократ объясняет действие вихрей и облаков на примере человеческого желудка.

Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям якобы с посланием от Селены.

Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать.

Он рассказывает ему свои размышления по поводу родов и их использования в языке, но Стрепсиаду его слова непонятны.

Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов.

Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу Фидиппида и на этот раз уговаривает сына.

Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков остерегает Стрепсиада.

По прошествии времени Стрепсиад приходит за сыном Сократ сообщает, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего, осунувшегося сына домой.

Обнадёженный Стрепсиад отсылает двух соседей, которым он должен не с чем. Хор вновь предостерегает Стрепсиада насчёт его сына.

Следущая сцена – Стрепсиад выбегает из дома, преследуемый Фидиппидом, который пытается его поколотить.

Отец пытается отчитать сына за нанесённые побои, но, используя приобретённое умение искажать правду, Фидиппид утверждает, что имеет полное право бить отца, и Стрепсиад не может опровергнуть его хитрые слова. Отчаявшийся и разочарованный Стрепсиад отказывается от учения Сократа, берёт факел и поджигает дом Сократа.

Заключение:

Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения.

Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. Некоторые нововведения всё же сохранились и дошли до наших дней.

К примеру, сцена со спором Правды и Кривды отсутствовала на первом показе.

Это интересно: «Собака на сене» Лопе де Вега – это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора. И несмотря на то, что он умный и красивый мужчина графиня не пускает даже мысль об их союзе.

Сюжет комедии «Облака» Аристофан

«Облака» Аристофан краткое содержание произведения:

Живёт в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щёголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи.

Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.

Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок.

Или вот ещё: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей.

А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочём не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звёздам.

«Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь».

— «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром».

— «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живёхоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву».

Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда.

Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает.

«Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели учёные беседы».

— «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьёшься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радёхоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянётся: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!»

— «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмём и заведём! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?».

Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Вывод:

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твёрдо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Поэма «Божественная комедия» Данте Алигьери, написанная в период 1308–1321 гг., является выдающимся произведением средневековой литературы.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Божественная комедия» по главам.

Поэма стала вершиной творчества Данте, воплощением его мировоззрения, а также настоящей энциклопедией философских, научных и богословских знаний своего времени.

Видео о комедии Облака

Содержание комедии Аристофана «Облака» состоит в разоблачении софистики – группы новых философских теорий, появившихся в Элладе как раз во времена творчества великого афинского драматурга.

В противовес прежним прочным моральным устоям и твёрдой религиозности софисты проповедовали учение об относительности нравственных понятий, о ложности народной веры в богов, о субъективности привычного человеческого познания.

Читайте также:  Краткое содержание петербург андрея белого за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://litfest.ru/shortwork/oblaka-aristofan.html

Читать

Аристофан

Всадники

Действующие лица

  • Народ афинский дряхлый старик
  • Кожевник (Клеон)
  • Колбасник (Агоракрит)
  • 1-й раб (Никий)
  • 2-й раб (Демосфен)
  • Слуги
  • Нимфы мира
  • Хор из двадцати четырех всадников знатных афинских юношей

Пролог

На сцене – жилище Народа. Из двери с плачем выбегает 1-й раб Никий.

Никий

Иаттатай! Ах, горе мне! Иаттатай!

  1. Пусть пафлагонца, эту язву новую,
  2. С его лукавством сгубят всемогущие!
  3. С тех пор как в дом ворвался он, прохода нет
  4. Нам, домочадцам, от битья и ругани.

Выбегает 2-й раб Демосфен.

Демосфен

Да, да, пускай погубят горькой гибелью

Распафлагонца подлого!

  • Никий
  • (замечая Демосфена)
  • Демосфен

Да как и ты, прескверно!

Подойди сюда!

Никий

Затянем вместе плач Олимпа[1] жалостный.

  1. Оба
  2. (делая вид, что играют на флейте)
  3. Демосфен

Постой, довольно жалоб! Не поищем ли,

Как нам спастись? А в плаче утешенья нет!

  • Никий
  • Демосфен
  • Никий

Нет, ты скажи,

Чтоб мне не спорить!

Демосфен

Никий

В слова, молю, признанье облеки мое![2]

Демосфен

Ну, говори смелее, я потом скажу.

Никий

Нет смелости! И слов мне не найти никак

Искусных, скользких, гладких, еврипидовских.

Демосфен

Ах, нет, не надо брюквы еврипидовской!

Как нам уйти, придумай, от хозяина.

Никий

Так говори «де-рем», слоги подряд связав.

Демосфен

Ну вот, сказал: «Де-рем».

Никий

Теперь прибавь еще

«У» перед «де» и «рем».

Демосфен

Никий

Так, поори теперь

«Де-рем», а после «у» скороговоркою!

Демосфен

Де-рем, у-де-рем, у-де-рем.

Никий

Демосфен

Конечно, только вот боюсь

За шкуру.

Никий

Демосфен

Да у поротых

Линяет шкура, знаешь?

Оба озабоченно молчат.

Никий

Уж не лучше ль нам

В беде такой с мольбою к алтарю припасть?

Демосфен

К чьим алтарям? Поди, в богов ты веруешь?

  1. Никий
  2. Демосфен
  3. Никий

Потому, чудак,

Что я богопротивен. Значит, боги есть.

Демосфен

Ты прав! Но все ж иного нет ли выхода?

Не рассказать ли нам о деле зрителям?

Никий

  • Прекрасно, только об одном попросим их:
  • Пусть откровенно скажут нам, довольны ли
  • Они рассказом и игрою нашею?

Демосфен

(Зрителям.)

Хозяин с ним один у нас,

Бобов грызун,[3] сварливый, привередливый,

  1. Народ афинский, старикашка глухонький.
  2. На рынке прошлом он себе раба купил,
  3. Кожевника, рожденьем пафлагонца.

    Тот,

  4. Пройдоха страшный, негодяй отъявленный,
  5. Нрав старика тотчас же раскусить сумел,
  6. Кожевник наш, и стал ему поддакивать,
  7. Подкармливать словечками лукавыми,
  8. Подмасливать и льстить: «О государь Народ!
  9. Одной довольно тяжбы, отдохни теперь!

Поешь, попей, а вот тебе три грошика![4]

  • Сварить прикажешь ужин?» Дерзко выхватив
  • Еду, что мы хозяину состряпали,
  • Ему он преподносит. Вот недавно так
  • Крутую кашу заварил я в Пилосе,
  • Лаконскую. Негодник подскочил, схватил
  • И господину всю мою стряпню поднес.
  • Нам не дает прислуживать, всех гонит прочь,
  • А сам овчину держит над хозяином,
  • Как опахало, чтобы ей отмахивать

Ораторов. И все поет пророчества.

Старик совсем помешан. Отупел совсем.

А тот и рад. Всех нас оклеветал кругом.

  1. Под розги подведет, а после бегает
  2. По дворне и орет, и взяток требует:
  3. «Видали вы, как Гила нынче высекли
  4. Из-за меня? Послушными не будете –

Помрете все!» И мы даем, и как не дать!

Не то такого влепит подзатыльника

Хозяин, что в овчинку свет покажется.

вернуться

Олимп – древний музыкант-флейтист, создатель печальных мелодий.

вернуться

В слова, молю, признанье облеки мое! – стих из трагедии Еврипида «Ипполит».

вернуться

…бобов грызун…

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=128437&p=1

Билет 16. Идейно-художественный анализ комедии Аристофана "Всадники". Билет 17. Идейно-художественный анализ комедии Аристофана "Облака". Всадники

Эта
пьеса была направлена против влиятельного
лидера радикальной партии Клеона в
момент его наибольшей популярности,
после блистательного военного успеха,
одержанного им над спартанцами.

Действие
— перед домом старика Демоса. Пролог
начинается с диалога двух рабов Никия
и Демосфена →Демос передал власть в
доме новому рабу, кожевнику. (отца
Клеона). Рабам хотят стянуть у кожевника
оракулы, которыми тот морочит голову
старику (оракулы, сулившие победу в
Пелопоннесской войны). Оракул найден:
кожевник должен уступить власть
колбаснику. Появляется колбасник.

Свалка
и ругань кончаются «агоном», в котором
колбасник превосходит Пафлагонца
(Клеона) бесстыдством. Следующий «агон»
происходит уже в присутствии самого
Демоса – критика политики. Тяготы войны,
обнищание крестьянства. Продолжают
соперники состязаться и далее, поднося
Демосу пародийные оракулы и потчуя его
различными яствами (комедийная «трапеза»).

Наконец, когда колбасник угощает старика
украденным у Пафлагонца зайцем. Демос
признает колбасника победителем. В
заключительной сцене Демос оказывается
возрожденным: колбасник вернул ему
юность, сварив его в кипятке и Демос
отныне крепок и свеж. Комедия заканчивается
обычной любовной сценой: вбегают
красотки, изображающие мир на тридцать
лет. В конце А.

дает характеристику
целого ряда комедийных поэтов, своих
предшественников.

Особенности:

  1. ярко выраженная политическая критика

  2. все герои либо названы своими именами, либо дана их должность

Облака

Старик Стрепсиад
в долгах из-за аристократических замашек
своего сына Фидиппида, отправляется на
выучку в «мыслильню» к Сократу. Сократ
принимает Стрепсиада в «мыслильню» и
проделывает над ним обряд «посвящения».

Мудрость софистов символизируется в
хоре «божественных» облаков, почитание
которых отныне должно заменить
традиционную религию. Пародируются
естественно-научные теории философов
и новые софистические дисциплины,
например грамматика. Стрепсиад оказывается
неспособным к восприятию этой премудрости
и посылает вместо себя сына.

От
теоретических вопросов сатира переходит
в область практической морали. Перед
Фидиппидом состязаются в «агоне» Правда
(«Справедливая речь») и Кривда
(«Несправедливая речь»). Правда восхваляет
старое строгое воспитание. Кривда
защищает свободу вожделений. Кривда
побеждает.

Фидиппид быстро овладевает
всеми необходимыми уловками, и старик
спроваживает своих заимодавцев. Но
вскоре искусство сына обращается против
отца. Любитель старых поэтов Симонида
и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в
литературных вкусах с сыном, поклонником
Еврипида.

Фидиппид поколотил старика,
доказывает ему, что сын вправе бить
отца. Стрепсиад готов признать силу
этой аргументации, но, когда Фидиппид
обещает доказать и то, что законно бить
матерей, взбешенный старик поджигает
мыслильню Сократа.

Особенности:

  1. Сократ — карикатура на софистику (далек). На деле – выступал на площади, здесь – в мыслильне.

  2. комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы

  3. Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей.

БИЛЕТ
18. БИЛЕТ 19. Идейно-художественный анализ
комедии Менандра «Третейский суд».
Основные темы, сюжеты, образы новоаттической
комедии (на примере анализа одной комедии
Менандра).

Менандр
жил и творил в конце IV и начале III в. до
н.э. (343/2-292/1). Он был состоятельным
афинянином, но участия в политической
жизни своего города не принимал. От
позднейшего Аристофана до начала
деятельности Менандра прошло полстолетия.

Но уже последний период творчества
Аристофана характеризуется элементами
бытовизма. Поэтому от Аристофана, как
от представителя древней комедии, до
Менандра, как представителя новой
комедии, прошло еще гораздо больше
времени.

За эти 75 (приблизительно) лет
произошли коренные перемены как в жизни
греческого общества, так и в литературном
стиле комедии.

Уже
замолкла политическая комедия. Греческая
общественность переставала волноваться
политическими событиями. Между Аристофаном
и Менандром действует несколько
комедиографов, которых обычно объединяют
под названием средней комедии.

Она тоже
расстается с политическими темами и
переходит на пути бытовой комедии, так
как теперь уже считается, что древняя
аристофановская комедия слишком близка
к деревне, груба и далека от повседневной
жизни, слишком прямо разоблачает
политические ситуации и полна
непристойностей.

Однако эта подчищенная
и гораздо более благоприличная средняя
комедия все еще полна условностей и не
в силах отобразить повседневную жизнь
человека.

Менандр
прославился тем, что стал принципиально
избегать изображения условных характеров
и стремился выводить действие из самих
же характеров. Правда, даже и ему это не
удалось, как это не могло удаться и
вообще всей античной комедии.

У него мы
располагаем только сравнительно
небольшим числом типических характеров;
и все его искусство заключается в
наделении этих характеров разными
жизненными деталями.

Обычно в этих
комедиях фигурируют: молодой человек,
легкомысленный или серьезный, отец,
тоже легкомысленный или скупой, девица,
кем-нибудь обиженная и добродетельная,
женщина легкого поведения и с благородными
чувствами, рабы, жулики или честные,
весьма оборотистые и пронырливые,
помогающие своим господам довести дело
до благополучного конца, хвастливые и
много о себе мнящие воины. За пределы
этих типических характеров комедия
Менандра почти не выходила. Но и без
того им был сделан огромный шаг в развитии
комедийного жанра, обеспечивший ему
большой успех и в Греции, и в Риме на
много столетий. Некоторые античные
писатели отводили ему даже первое место
после Гомера, а Плутарх ставил его выше
Аристофана.

Стереотипы
– 3 основных сюжета новоаттической
комедии, которая продолжает и развивает
жанр комедии в Греции.

1)мотив
потерянного/покинутого ребенка –
заимствован у Еврепида. Новоаттическая
комедия выросла во многом из бытовой
драмы.

2)
молодой человек влюбляется в рабыню, с
помощью раба пытается освободить
возлюбленную.

Рабы
играют большую роль. Раб-двигатель
действия – Фигаро, герои Мольера. Гетера
– несвободная девица, рабыня, находящаяся
на особом положении, типа гейши, для
скрашивания досуга высшей знати.

3)
герой совершает насилие над девушкой,
а потом становится ее мужем.

«Третейский
суд» — возникает благодаря одному
случаю, происшедшему за несколько
месяцев до того. Богатый юноша Харисий
на празднике Таврополий вступил в связь
с некоей Памфилой, причем они друг друга
не успели даже хорошенько заприметить.

Вскоре после этого Харисий вступает в
законный брак с Памфилой, не зная, что
это та самая девица, с которой он вступил
в связь на празднике. В отсутствие
Харисия она рождает через пять месяцев
после заключения брака ребенка, не зная,
что это ребенок от Харисия. Вернувшийся
же Харисий тоже не знает, что ребенок
от него, бросает свою жену и не хочет с
ней жить.

Он проводит время в кутежах
со своими приятелями и, между прочим, с
арфисткой Габротонон. Памфила же,
удрученная тяжелыми семейными
обстоятельствами, подкидывает своего
ребенка чужим людям. Ребенок попадает
сначала к рабу Харисия, а раб Харисия
отдает его рабу приятеля Харисия, с
которым этот последний ведет веселый
образ жизни.

Рабы между собой ссорятся,
так как раб Харисия хочет оставить у
себя те вещи, которые были при ребенке,
и между прочим перстень, потерянный
Харисием и найденный Памфилой. В качестве
третейского судьи оба раба зовут
Смикрина, отца Памфилы, то есть тестя
Харисия. А тот присуждает вещи вместе
с ребенком рабу, взявшему ребенка на
воспитание.

Но раб Харисия узнает по
перстню подлинного отца ребенка, то
есть Харисия, а Габротонон, беря ребенка
к себе вместе с перстнем, без труда
доказывает Харисию, что этот именно их
ребенок, Харисия и Габротонон. Оказывается,
Габротонон тоже была на злополучном
празднике Таврополий и даже помнит в
лицо Памфилу.

В этой гетере вдруг
зарождается благородное чувство, и она
все открывает Памфиле, передавая ей
ребенка с перстнем. Что же Харисий?
Вполне веря Габротонон, он раскаивается
в том преступлении, в котором сам обвинял
Памфилу, но Габротонон открывает тайну
и ему.

Это
изображение быта средних и низших слоев,
которых уже не интересует политика и
которые далеки от древней мифологии и
от героизма периода классики. Это — люди,
исключительно преданные своим узко
личным интересам. Однако идейный смысл
в этих комедиях вовсе не такой мелкий,
как это иной раз себе представляют.

Менандр,
во-первых, стоит за нормальную семейную
жизнь. Он явно осуждает мизантропа
Кнемона, который осыпает руганью и всех
близких людей, и чужих, вечно раздражен
и даже ни с кем не хочет иметь никакого
дела.

В уста своего Харисия Менандр
вкладывает такую покаянную речь, которая
заставляет видеть в нем незаурядного
и благородного человека, несмотря на
допускаемые им глубокие жизненные
ошибки. Во-вторых, в презренных и маленьких
людях Менандр склонен видеть часто
человеческие и даже благородные чувства.

Пасынок Кнемона Горгий, всегда терпящий
от него, первый бросается спасать его,
когда тот попадает в колодец. Этот же
Горгий, видя любовь и честные намерения
Сострата, помогает и ему, несмотря на
постоянную разгневанность и злобность
Кнемона.

В гетере Менандр тоже видит
человека с благородными чувствами, а
не относится к ней с холодным и безусловным
осуждением, как это делает общество,
которое само же ее порождает. В-третьих,
женщина у Менандра вполне равноправный
член общества, иной раз даже превосходящий
мужчину по своим душевным качествам.

В-четвертых, рабы для него тоже люди, и
притом самого разнообразного склада,
то эгоистического, а то и мягкого,
доброго, отзывчивого. В-пятых,
просветительство у Менандра сквозит и
в его деистических мотивах, несомненно,
заимствованных у Эпикура. Из комедий
Менандра сама собой вытекает мораль,
хотя он и никого не бичует и никого не
принуждает к добродетели каким-нибудь
строгим авторитетом.

Мораль эта
заключается в том, что все люди имеют
разного рода слабости и совершают
разного рода погрешности, но что у всех
людей есть и хорошие стороны. Есть
мягкость и доброжелательность, сознание
своих погрешностей и желание от них
избавиться. Мы едва ли ошибемся, если
назовем эту мораль гуманизмом или
гуманностью.

К этому необходимо прибавить,
что Менандр глубоко чувствует и
общественные язвы настоящего времени.
Природа человека, как его сущность,
чрезвычайно устойчива. В «Третейском
суде» Сириек, нашедший подброшенного
ребенка, с большим знанием дела и
несколько философично рассуждает о
том, что даже воспитанный среди трудового
люда мальчик благородного происхождения
будет свободным, «устремившись в свою
собственную природу». Здесь природа
понимается как некая исконно социальная
сущность, свойственная свободному и
рабу от рождения. Никакие обстоятельства,
никакое воспитание не в силах ее побороть.

Источник: https://studfile.net/preview/7480945/page:9/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector