Краткое содержание басни листы и корни крылова за 2 минуты пересказ сюжета

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас».

Герои

Корни и листы

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание

Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров.

Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые.

А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.

Мораль

Самое важное может быть совсем не то, что на виду.

Анализ басни

История создания

Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.

Смысл названия

В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.

Основная тема

Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.

Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие.

Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя.

Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.

Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.

Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл.

Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения.

Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.

Проблематика

В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.

Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.

Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Композиция

Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.

Чему учит автор

Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?

Источник: https://spadilo.ru/basnya-krylova-listy-i-korni/

Краткое содержание:Листы и корни (Крылов)

Листы и корни

В прекрасный летний день листья на дереве шептались с зефирами. Отбрасывая тень на зем­лю, они всячески красовались и спрашивали, со­гласны ли ветра с тем, что они, листья, очень красивы и значительны.

https://www.youtube.com/watch?v=-3NmMKJsbKI

Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею

зарей Насвистывает соловей.

  • Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами.
  • В этот момент из-под земли раздался смирен­ный голос, что за все перечисленное листья мог­ли бы сказать кое-кому спасибо. Листья возму­тились, зашумели:
  • Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там,
  • Что дерзко так считаться с нами стали?
  • Оказалось, им ответили корни, которые, ро­ясь в темноте, питают листву.

Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час!

  1. Да только помните ту разницу меж нас:
  2. Что с новою весной лист новый народится,
  3. А если корень иссушится, –
  4. Не станет дерева, ни вас.

Зачастую участники одного и того же дела не­верно воспринимают степень своей причастности к работе. Из-за этого неизменно возникают кон­фликты. Басня показывает это в образной форме.

Листья и корни – составляющие одного и то­го же дерева. Гордость листьев за то, что они кра­сивы и всеми любимы, не дает им увидеть оче­видного. Их заслуга в жизни дерева ничуть не превышает заслугу корней, напротив, листья нарождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его все­гда.

В басне скрыт глубокий смысл. Часто тот, кто на виду, производит важное впечатление. Ка­жется, что именно его роль является ключевой.

На самом деле главное действующее лицо не спе­шит демонстрировать себя, иногда из-за скром­ности.

Мораль басни в том, что без участия скром­ных людей не спорится ни одно дело, а также в том, что все разногласия на тему “кто главнее” лишены смысла.

(No Ratings Yet) Loading… Краткое содержание:Листы и корни (Крылов)« Краткое изложение Барбюс А

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-listy-i-korni-krylov/

Басня Крылова Листы и корни

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета Листы и корни рисунок

В прекрасный летний день,Бросая по долине тень,Листы на дереве с зефирами шептали,Хвалились густотой, зеленостью своейИ вот как о себе зефирам толковали:»Не правда ли, что мы краса долины всей?Что нами дерево так пышно и кудряво,Раскидисто и величаво?Что б было в нем без нас? Ну, право,Хвалить себя мы можем без греха!Не мы ль от зноя пастухаИ странника в тени прохладной укрываем?Не мы ль красивостью своейПлясать сюда пастушек привлекаем?У нас же раннею и позднею зарейНасвистывает соловей.Да вы, зефиры, самиПочти не расстаетесь с нами».»Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-Им голос отвечал из-под земли смиренно.»Кто смеет говорить столь нагло и надменно!Вы кто такие там,Что дерзко так считаться с нами стали?» -Листы, по дереву шумя, залепетали.»Мы те,-Им снизу отвечали,-Которые, здесь роясь в темноте,Питаем вас. Ужель не узнаете?Мы корни дерева, на коем вы цветете.Красуйтесь в добрый час!Да только помните ту разницу меж нас:Что с новою весной лист новый народится,А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас».

Мораль басни Листы и корни

А если корень иссушится,-Не станет дерева, ни вас

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Листы и корни

 Власть зависит от народа. Без него не было бы и власти.

Анализ басни Листы и корни, аллегорический смысл

Баснописец написал Листы и Корни для того чтобы донести к людям проблемы государства и общества, значение общего дела, несоответствие интересов, действий и много другого. По принципу Крылова, мораль всего написанного заложено в последних строках, где давно забытые «корни» заводят разговор.

Своими словами они напоминают молодым «листьям», что из них дерево берет необходимое питание и дает жизнь новым листикам. То есть верхушка (власть) меняется, а корни (простой народ) остаются прежними.

И до тех пор, пока простолюдины живы – будет жить власть и государство, и, конечно же, будет развиваться.

Разбирая и анализируя басню, следует рассмотреть каждого персонажа отдельно. Листы олицетворяют вершину общества (дворян, купцов и др.), перешептываясь с весенним ветром (проходящие мимолетные правители). А корни (простые крестьяне и рабочие) – делают всю работу такую как производство пищи и остальные благи.

Высокомерная, самовлюбленная и поверхностная верхушка общества считает себя самой умной и правой во всех начинаниях, что есть ошибочным решением. В действительности они – всего лишь маленькая часть большой системы, которые связаны между собой и поодиночке не имеют шансов на существование.

Краткое содержание

Басня рассказывает о листьях и корнях. О том как листья красуются, забывая, что без корней он не могли бы жить.

Герои басни (персонажи)

Слушать Басню Крылова Листы и корни

Послушать басню Ивана Андреевича Крылова

Другие Басни этого автора

← Лев и Барс↑ Басни КрыловаБумажный змей →

Несколько интересных Басен

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-listyi-i-korni

Анализ и мораль басни Крылова «Листы и Корни»

При изучении творчества баснописца Ивана Андреевича Крылова школьники знакомятся с разными по тематике, но одинаково интересными и нравоучительными произведениями.

Анализ и мораль басни «Листы и Корни» на уроке позволяет обсудить литературный труд, понять смысл аллегории и сделать выводы применительно к настоящей жизни.

В ней раскрывается тема хвастовства и социального неравенства, актуальная и во времена автора, и в современном обществе.

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Об авторе и истории произведения

Иван Андреевич Крылов (1769−1844) прославился своими баснями. Сын бедного российского офицера благодаря своему таланту и наблюдательности стал одним из самых знаменитых авторов своего времени. Он любил простых людей, общался с ними на ярмарках и в других публичных местах, изучал взгляды и образ жизни. Параллельно он тянулся к искусству, классикам, литературной деятельности.

Первые творческие попытки Крылова не были удачными, однако литератор не останавливался. Он написал несколько пьес, которые получили высокую оценку читателей и критиков.

Популярность принесли басни, которые вошли в то время в моду. Всего из-под пера автора вышло 236 аллегорических произведений, в которых высмеивались людские пороки.

Они подкреплялись яркими рисунками, отличались честностью и точностью выражения мысли.

«Листы и Корни» Крылов написал в середине своего творческого пути в 1811 году. Басня сразу была опубликована в «Чтении и беседе любителей русского слова», а позже — в сборнике № 19 «Новые басни».

Читайте также:  Краткое содержание о. генри дороги, которые мы выбираем за 2 минуты пересказ сюжета

Несмотря на простоту и легкость сюжета, история наделена глубоким смыслом. Она сыграла большую роль в повышении популярности автора.

Содержание басни

Проводя анализ Крылова «Листы и Корни», следует прочитать басню и ознакомиться с тематическими раскрасками, ответить на вопросы теста. Сюжет заслуживает отдельного внимания. Главными героями произведения выступают:

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Листья («листы на дереве»). Большие, зеленые, красивые. Понимают свою значимость, укрывают путников в жару, дарят приют птицам. Девушки под ними водят хороводы, любуются красивой зеленью. Горделивые, заносчивые. Считают себя важнее остальных.
  2. Корни. Опора дерева, роются в земле. Их работы не видно, но гибель приводит к прекращению существования Листьев.
  3. Зефиры. Теплые ветры, ласкающие Листья, которые не прочь поболтать с ними о своей важности. Приносят желанную прохладу.

События, описываемые в басне, разворачивались в прекрасный летний день. На поляне стояло роскошное дерево, листья которого хвастались налетевшему ветерку, что они самые важные на свете. Кто, если не они, укроют путников от палящего солнца, приютят птиц. Ими восхищаются танцоры, которые часто водят вокруг дерева хороводы.

В монолог вмешиваются корни, возмущенные хвастовством листвы. Они напоминают, что именно благодаря их незаметной деятельности листья столь роскошны.

Не будь корней, которые дают им все необходимое для жизни, не было бы ничего. Новые листья рождаются на дереве каждый год. Однако оно живет благодаря корням.

Анализ и мораль

Композиция произведения поделена на 2 части. В первой можно прочитать, как хвастливо ведут себя листья перед теплыми ветрами из дальних стран.

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Во второй — познакомиться с резонным возражением и возмущением корней и задуматься над их предостережением.

В основе названия басни — противопоставление двух существующих рядом миров. Один из них — показная красота и роскошь. Второй — глубокие внутренние силы и тяжелый человеческий труд, благами которого пользуются те, кто ведет праздный образ жизни. В басне автор обличает хвастовство и указывает на истинный источник жизни.

Ее аллегорический смысл прозрачен:

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Листы символизируют великолепие, внешний лоск российского общества (представлено Деревом). Они считают себя украшением мира, за которым несложно угадать образ Российской Империи. Листьям свойственно преувеличивать свое значение и опираться на мнимые добродетели. От них не требуется усилий, чтобы спрятать путника, стать прибежищем для соловья или привлекать хороводы. Это господа, сливки общества.
  2. Смиренные корни тяжело трудятся. Они работают постоянно и не видят солнечного света, земных радостей. Сезонная смена листьев — такое же обычное явление, как и замена чиновников, правителей, министров. Она не затрагивает основ государства. Гораздо страшнее последствия разорения подавляющей массы населения (корней). Крылов подчеркивает, что без народа не будет государства, и предупреждает о необходимости облегчить положение крепостного крестьянства.
  3. Зефир. Олицетворение высокопоставленных особ их других стран, мнение которых очень важно для листьев.

Басня поднимает проблему, над которой задумывалось много талантливых и творческих людей в начале XIX века. Им было понятно, что крепостная система тормозила развитие России, не могла поставить ее в ряд с цивилизованными европейскими государствами.

Пренебрежительное отношение листьев к корням в произведении указывает на презрение, которое высказывали помещики по отношению к крепостным крестьянам.

Автор считает, что общественный порядок следует изменить, поскольку дворянство само рубит сук, на котором сидит.

Мораль басни Крылова «Листы и Корни» заключается в последних строках:

А если корень иссушится, — Не станет дерева, ни вас.

Смысл, вложенный И. А. Крыловым

В басне Крылов пишет об общем участии власти и народа в достижении общественного блага. Чтобы полноценно существовать, важны все части общества. Каждый человек в нем — кирпичик, который выполняет свою функцию.

Без тяжелого труда простого народа (корней) элите общества (деревьям) нечем будет хвастаться. Самостоятельно они не могут ничего производить, и после отказа корней выполнять свою функцию быстро погибнут, деградируют.

В то же время элита создает законы, по которым живет страна, распределяет общие блага.

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

У иносказательного произведения есть и другой смысл, который не касается существования общества. Если рассматривать текст с точки зрения человеческих поступков, можно отметить одно явление, которое часто встречается в жизни. Люди, которые достигают успеха, нередко забывают о тех, кому они обязаны этим. Они возвеличивают себя и начинают верить в собственные необыкновенные способности.

Автор говорит, что нельзя забывать тех, с помощью кого был достигнут успех. Например, за популярностью ученых, певцов, актеров, стоит работа многих людей.

Военные начальники не снискали бы славы, если бы не подвиги простых солдат. Пекарь не испек бы вкусный хлеб без землепашца, крестьянина.

Нередко человек прозябает в нищете и вынужден продавать свой талант тем, кто им умеет пользоваться в силу изворотливости, связей в обществе и финансовых возможностей.

Басню можно толковать с точки зрения людской скромности. Труженики и думающие люди не всегда стремятся демонстрировать себя и свои успехи, и это не порок.

Однако этим пользуются те, кто ничего не умеет, но хочет получать от жизни много благ и доказать окружающим свою важность. Крылов говорит и о том, что как бы высоко не поднялся человек, нельзя забывать о своем происхождении, роде, семье.

О важности корней

Предшественник баснописца, писатель М. Н. Муравьев стал автором басни «Верхушка и Корень». Под верхушкой он подразумевал власть, под корнями — обычных людей.

Однажды недовольный тяжелой судьбой Корень перестал кормить, поить и носить на себе Верхушку. В итоге деревце поблекло, Верхушка упала и Корень стал колодой.

Этот автор считал, что благополучие зависит от элиты общества, а бунт подрывает прочность государства.

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Крылов тоже думал над этим вопросом и не возражал по вопросу того, какое место занимает каждое из сословий. Однако его Корни справедливо возмущены пренебрежительным отношением к своему тяжкому труду. Баснописец не против, чтобы листочки красовались перед зефирами. Однако говорит, что не стоит забывать о роющихся в земле корнях, которые производят все блага для дерева.

Так и без скромных умельцев не будет спориться ни одно дело, не откроется ни один ларчик, поэтому разговоры, кто главнее в обществе, коллективе, семье, лишены смысла.

Краткое эссе

Басня — произведение, где есть мораль (нравоучение). В этом жанре работал Андрей Иванович Крылов, которым написано более 200 стихов, затрагивающих проблемы общества и человека. Басни автора переведены на несколько языков, некоторые строки из них стали известными афоризмами.

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Через большинство произведений Крылова проходит антитеза — противопоставление алчности богачей и человечности, свободолюбия, патриотизма простых людей. Исчерпывающе эта мысль выражена в басне «Листы и Корни», тема которой посвящена отношениям власти и крестьян.

В основе произведения лежит антитеза. Автор противопоставляет хвастовство и презрение Листьев (жирующей знати) и спокойную уверенность Корней (простого народа).

Они являются частью единого организма (Дерева), которое олицетворяет Россию. Однако Листья не приучены работать. Их задача — красоваться, общаться с зефирами, прятать в тени путников.

Корни не видят белого света из-за тяжелого труда, создания благ для листвы.

Автор подчеркивает важность народа. Новый лист рождается каждую весну, но с гибелью корней исчезает весь организм. В этом основная мысль произведения, и оно будет актуально до тех пор, пока в обществе будут существовать пороки, которое оно талантливо высмеивает.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/analiz-i-moral-basni-krylova-listy-i-korni.html

Иван Крылов — Листы и корни (Басня): читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас».

Анализ / мораль басни «Листы и корни» Крылова

Произведение «Листы и корни» Ивана Андреевича Крылова впервые было напечатано в «Чтении Беседы любителей русского слова».

Басня написана примерно в 1811 году. Писателю в этот момент исполнилось 42 года, он бросил службу в департаменте и занялся басенным творчеством. Размер типичный – разностопный ямб с рифмовкой трех видов (смежная, опоясывающая и перекрестная).

По некоторым сведениям, сюжет ее навеян дебатами в своеобразном негласном комитете молодого императора Александра I, пожелавшего продумать проект освобождения крестьян от крепостной зависимости. Писатель не боится общих мест: прекрасный летний день. «Листы с зефирами»: обращает на себя внимание устаревшая форма образования множественного числа слова «лист».

Вообще, лексика того времени во многом кажется устаревшей, однако в произведениях И. Крылова она выглядит органично, уместно, и интуитивно понятна из контекста. Зефиры – ветра, понятие пришло из мифологии. В этой басне чувствуется влияние и античности (популярная тема в ту эпоху), и классицизма. Итак, происходит диалог листьев с ветрами.

Эта басня переполнена эпитетами: пышно, раскидисто, кудряво, густотой. Зеленые герои тщеславятся своей красотой: хвалить себя мы можем без греха! Здесь писатель вновь ненавязчиво привносит чисто христианскую ноту. Действительно, самолюбование и себялюбие – черты отрицательные. Листы не унимаются и перечисляют свою великую пользу чуть ли не для всего живущего.

Особенно лестно для них хвастаться «услугами», оказанными людям. Здесь и кров для странника и пастуха, и радость для глаз пастушек (явно героини античных идиллий). Да вот и соловей не даст соврать – он тоже целый день в ветвях «насвистывает». Да и сами «зефиры» облюбовали крону величественного дерева.

Однако оказывается, что эти слова были услышаны и третьим действующим лицом. Едва слышно, из-под земли, листьям отвечают корни. Сперва автор сохраняет интригу и зазнайки слышат лишь некий «смиренный голос», не догадываясь, кому он принадлежит. «Вы кто такие там»: ответ довольно наглый. Кстати говоря, листы почувствовали, что им также отвечает целое множество.

«Мы питаем вас». Здесь маленький экскурс в биологию растений от И. Крылова. Одушевление листвы и корней – достаточно нетривиальный прием даже в сложившемся жанре аллегории. «Красуйтесь в добрый час!»: корни не в претензии и вовсе не соревнуются с листами в красоте.

Однако они резонно напоминают, что мертвый корень грозит гибелью не только листам, но и всему дереву. Вскользь они ставят хвастунишек на место, указав на кратковременность их жизни. Мораль в финале: польза может быть и без внешнего блеска, всяк хорош на своем месте, не следует забывать о благодарности.

Басню «Листы и корни» И. Крылова принято относить к аллегории на тему крестьянского вопроса в России.

Читайте также:  Краткое содержание произведений сергея михалкова за 2 минуты

Слушать аудио-басню:

Читать стих поэта Иван Крылов — Листы и корни (Басня) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/ivan-krylov-listy-i-korni-basnya/

Открытый урок на тему "И.А.Крылов. Басня "Листы и Корни"

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Конспект урока литературы по теме: «Басня И.А.Крылова «Листы и корни». Аллегория и мораль».

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Гагиева Мадинат Хажбикеровна – учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия Назрановского района».

Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать умения находить нужные сведения;
  • Выявить основную идею басни;
  • Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
  • Формирование умения анализа сюжета и построения басни;
  • Закреплять термины «аллегория», «мораль», «олицетворение», «антитеза»;
  • Формирование навыка работы с иллюстрациями;
  • Совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям;
  • Совершенствовать навык осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать речь учащихся;
  • Активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
  • Развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • Раскрывать творческий потенциал учащихся;
  • Развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
  • Формирование и воспитание духовно развитой личности;
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как хвастовство, надменность, высокомерие.

Наглядность и оборудованиепортрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г, иллюстрированная книга «Басни И.Крылова. интерактивная доска.

  • Тип урока: урок овладения новыми знаниями,
  • формирования и совершенствования навыков
  • и умений.
  • Цели: познакомить с басней «Листы и корни»;
  • продолжить развитие умения понимать
  • иносказательный подтекст басни и ее мораль.

-Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Как именно выполнять различные задания каждый выбирает сам. Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверенна, будет послушна.

  1. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом? (повторить литературные термины, читать басню).

  1. А) Инсценировка басни «Осел и Соловей»
  2. Б) Отгадывание кроссворда(Приложение №1)
  3. По горизонтали:

1)Выражение иного, скрытого смысла. Это прием когда баснописцы изображают животных, а имеют ввиду людей. (Иносказание)

5)Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец)

По вертикали:

2)Самый известный русский баснописец. (И.А.Крылов)

  • 3)Короткий рассказ нравоучительного характера, в котором действует животные, а подразумеваются люди? (Басня)
  • 4)Иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек? (Аллегория)
  • 6)Нравоучительная часть басни? (Мораль )
  • 7)Когда о неодушевленных предметах говорится, как об одушевленных. (Олицетворение)
  • Фронтальный опрос:
  • А) Легендарный древнегреческий баснописец Эзоп.
  • — Кто является родоначальником басни?
  • Б) Каких еще баснописцев вы можете назвать?
  • 1) Жан де Лофонтен,- знаменитый французский мыслитель и баснописец.
  • 2) Иван Иванович Дмитриев ;
  • Михаил Васильевич Ломоносов;
  • Лев Николаевич Толстой;
  • Александр Петрович Сумароков;
  • Сергей Владимирович Михалков .

А кто знает, как называется басня на ингушском языке? («К1оаналгаш» Муталиев Шовхала Хьажбикар, «Барт эг1ар» Хашагульгов Али Татарханович, «Борзи 1ахари» Чахкиев Саид).

  1. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

И.А.Крылов

-Ребята, как вы понимаете слово «порок»? (Отрицательное моральное качество человека, нравственный, духовный недостаток).

-Какие пороки вы знаете? (Жадность, злость, лицемерие, подлость, предательство, хвастовство, лень и т.д.).

-Как вы понимаете это высказывание? (Это значит, что при каждом удобном случае И.Крылов высмеивал в своих баснях пороки).

  1. -Ребята, скажите нам, какие цели и задачи стоят перед нами?
  2. 1) Научиться выразительно читать басни.
  3. 2) Понять смысл басни «Листы и корни».

3) Выяснить, какие пороки высмеивал И.Крылов.

  1. Сегодня мы с вами познакомимся с другой басней И.А.Крылова «Листы и корни». Я хочу, чтобы вы меня внимательно послушали, а затем мы разберем значение непонятных слов (вы в учебниках галочкой отмечайте). Чтение учителем басни.

  • А) Словарная работа:
  • Зефиры-теплые летние ветры.
  • Надменно-высокомерно, заносчиво.
  • Залепетали-говорить невнятно, неотчетливо.
  • Ужель-то же, что и неужели.
  • Коем-который.
  • -Итак, давайте определим мораль данной басни
  • («Да только помните ту разницу меж нас: что с новою весной лист новый народится,
  • А если корень иссушится,-
  • Не станет дерева, не вас»).

-Кто герои басни? (Листья и корни).

Чтобы нам легче было понять смысл басни, предлагаю вам нарисовать дерево в тетради. В течение анализа басни наш рисунок мы будем дополнять.(Приложение №2)

-С кем шептались листы? (С зефирами).

-Чем они хвастаются, гордятся? (Густотой, зеленостью, считают себя красотой долины).

-Какой характер у листьев? Какие они? (Капризные, заносчивые).

*В кроне дерева добавляем карточки.

(Капризные, самодовольные, эгоистичные).*

-Чего не осознают листья? (Что они зависят от корней, они связаны с ними).

-Какова роль корней? Как они говорят об этом? («Здесь роясь в темноте, питаем вас»).

-А какими чертами характера обладают корни? (Они спокойные, трудолюбивые, они много трудятся, а за их счет живут листы).

*Добавляем карточки, где корни.

(Терпеливые, трудолюбивые).*

-Можно ли сказать, что корни противопоставлены листам в этой басне? (Да).

-Такой прием называется антитеза. Давайте запишем:

Антитеза-это противопоставление образов, эпизодов, картин.

(Т.е. ленивые, самовлюбленные листы противопоставлены трудолюбивым корням).

-Обратите внимание на иллюстрацию к басне. Кто там изображен? (Крестьяне и дворяне).

-Как вы понимаете слово «Дворянство»?

(Дворянство-это сословие, возникшее в 12 столетии на Руси. В 18-19 веках представители дворянского сословия определяли развитие российской культуры.

А после Февральской революции, которая произошла в 1917 году, основной целью которой было свержение монархии, дворянство в России навсегда исчезло как сословие и полностью утратило свои социальные привилегии.

Кстати, в результате этой революции было отречение от престола Николая 2 и установление республиканского строя. (Николай 2-последний русский император, который правил с 1894-1923 года.)

-Вернемся к нашей иллюстрации. Почему художник не нарисовал листья и корни? В чем скрытый смысл басни? Скажите нам. (Под листами подразумевается дворянство-высшее общество, которое живет богато за счет крестьян-корней).

*Мы дополняем рисунок

На основании дерева-крестьяне, народ; на верхушке дерева-дворянство, власть.*

-За что корни осуждают листы? (За хвастовство и надменность, за то, что они не ценят тяжелый труд).

-Что высмеивает И.А.Крылов в этой басне? (Отрицательные черты характера, неумение договариваться, безделие и бессмысленную злобу).

  1. *Проблематика басни-пренебрежение листьев к корням, указывает на отношение власти к своему народу.*
  2. Но эта проблематика очень велика и рассмотреть ее можно с нескольких позиций:
  3. 1)Дерево-российское государство 19 века.

Корни-это обычный народ, на котором держится власть и высшее сословие. На этом и держится государство, не будет народа, не будет и власти. Автор подчеркивает, что власть не вечна, она может поменяться, а народ останется верным государству.

2)Можно рассмотреть смысл басни по-иному.

Человек никогда не должен забывать свои корни, свое место рождения, людей, которые подарили ему жизнь. Если человек не помнит прошлого, не будет и будущего.

Актуальность этой басни доказана веками.

Сейчас часто можно увидеть людей, занимающих высокие посты в правительстве, звезд-бизнеса, которые считают себя выше других. Но достигнуть таких высот им помогли именно люди, которые верят им.

Гордыня-один из тяжких грехов перед Всевышним. Это качество высокомерных людей, считающие себя больше развитыми, чем другие. И поэтому, они считают, что должны обладать властью над людьми.

-Ребята, у вас вся жизнь впереди, вы только начинаете жить, я хочу, чтобы вы запомнили, что высокомерие и гордыня-это пороки, которые приводят к разрыву дружеских, родственных отношений. Мы должны развивать в себе лучшие человеческие качества, такие как скромность, доброта, уважение к старшим, честность, общительность, желание помочь другим и т.д.

-Так, в чем заключена основная тема этой басни? (В том, что листы символизируют высшее общество, а смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, которое не видит света из-за постоянной тяжелой работы).

*-И.А.Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: «Кто достоин большего уважения?». А как вы считаете?*

-А сейчас, я предлагаю вам составить синквейн.

1 вариант составляет на слово «Листы», а 2 вариант-на слово «Корни».

  1. «Листы»

  2. Красивые, пышные

  3. Гордятся, хвалятся, говорят

  4. Их жизнь зависит от дерева

  5. Хвастуны

  1. «Корни»

  2. Большие, подземные

  3. Говорят, питают, возмущают

  4. Без корней погибает дерево

  5. Трудяги

  1. -Понравилась вам басня? Чем? Что высмеивал Крылов в своих баснях? (Отрицательные черты характера).

  2. Домашнее задание:

  1. Выучить басню наизусть

  2. Ответить на вопросы на стр. 44

  1. Оценки.

  2. Приложение № 1

    7

  3. 7
  4. Приложение № 2

  5. Краткое содержание басни Листы и корни Крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-na-temu-iakrilov-basnya-listi-i-korni-3894326.html

Мастерство Крылова-баснописца

/ Сочинения / Крылов И.А. / Разное / Мастерство Крылова-баснописца

  Скачать сочинение

    Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в том языке, которым написаны басни.

В языке крыловских басен ярко проявилась живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского литературного языка.
    Басня согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов.

По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг.

Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Чтобы понять, что нового внес И. А. Крылов в басенный жанр, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников.
    Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк.

Каждый из них был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей — олицетворение трудолюбия («Стрекоза и муравей»), свинья — невежества («Свинья под дубом»), ягненок — кротости, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»).

    Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют бо^Лее важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.

Басни Крылова имеют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.
    У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых образы животных получают совсем другое назначение.

Прежде всего эти басни также высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. Например, в басне «Воспитание Льва» Лев-отец — не только воплощение силы, мужества.

Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст (имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом). Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но и как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями.

В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.
    В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон.

Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни»… Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона.

Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.
    Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исторической подоплеки, трудно угадать назначение этого образа в произведении.

    Теперь можно сделать вывод, что человек не отделим от своего социального положения, поэтому образы животных можно классифицировать как метафоры определенных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова.

Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс — выходцы из высших слоев общества, лиса и кот — из чиновничества. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват», — гласит мораль этой басни. Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» — аллегория слабости и беззащитности.

Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.
    Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных.

Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые “Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом И косолапым мишкой”.

Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?
    Итак, широко используемые Крыловым образы животных с разными характерами указывают на реалистическую основу крыловской басни. Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его басням русский, национальный дух.

Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.
    Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа.

Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени, например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером — хореем.

Крылов также широко применяет звукопись для создания «звукового» образа животного. Например, в басне «Змея» инструментовка на шипящие звуки и «з», в басне «Мор зверей» повторение звуков «м», «у», «ы».
    Ориентация Крылова на русскую разговорную речь наглядно проявилась в его баснях благодаря введению в них образа рассказчика.

Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим личностный тон рассказчика с присущими ему формами и оборотами речи.
    Вот «Лебедь, Рак да Щука», взявшись за дело, «из кожи лезут вон», вот «Механик пуще рвется», чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала «топорщиться, пыхтеть», а затем «С натуги лопнула и — околела».

Бедняк, увидев Смерть, «оторопел». Моська появляется «отколе ни возьмись».
    Встречаются баснях такие обороты: «зима катит в глаза», 'с ним была плутовка такова». Язык рассказчика басен — просторечно-фамильярный.

Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них, как о знакомых, дает им прозвища: «попрыгунья-Стрекоза», «проказница Мартышка» , «Повар-грамотей», «механик-мудрец». Иногда в самих обращениях уже выражено отношение рассказчика: «мой бедный соловей», «бедный Фока мой», «мой хитрец» («Волк на псарне»).

    Но приближение к персонажам не мешает давать им справедливую опенку: “Избави, Бог, и нас от этаких судей”, “Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку”. Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка: “Кто виноват из них, кто прав — судить не нам, Да только воз и ныне там”. Это как раз и есть то «веселое лукавство ума», о котором писал Пушкин.

    Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок: «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова». («Музыканты»).
    То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. Другую представляет обратное явление. Многие выражения из басен стали восприниматься как пословицы.

«А Васька слушает, да ест»; «А ларчик просто открывался»; «Слона-то я и не приметил»; «Соседушка, я сыт по горло», — отпирается Фока. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.
    Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Яркие примеры находим в баснях «Любопытный», «Кошка и Соловей», «Кот и Повар».

Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Если сравнить разработку этого сюжета у Тредьяковского, Лафонтена, то последний пример наглядно продемонстрирует, что совершенствование басни шло именно по языковой, стилистической линии. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование.

Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла.
    Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства. Басни Крылова — стихотворные произведения, на которые распространяются законы поэзии.

    Разговорный язык басни способствует тому, что ее можно представить как маленькую комедию. Комизм ситуации часто дополняется комизмом языка. Непременное условие басни — действие подчеркивается частыми глагольными рифмами. Рифма у Крылова несет смысловую нагрузку:
    Две Бочки ехали, одна с вином,
    Другая
    Пустая.

    Здесь рифма соединяет именно те слова, которые определяют предмет рассмотрения в басне. На ее примере покажем средства художественной выразительности языка Крылова. Рассказ представляет нам фантастическую картину: по городу едут сами по себе две бочки, одна — плавно, другая — несется и гремит.

Если принять условность ситуации, то все выглядит вполне натурально: пыль столбом, прохожий жмется к стороне. Но во второй части басни прямо говорится о людях, которые «про свои дела кричат». Затем четко формулируется мораль: “Кто делов истинно — тих часто на словах”. И
    дальше: “Великий человек……думает свою он крепку думу Без шуму”.

Это
    «без шуму» точно повторяет слова из характеристики движения полной бочки, что устанавливает не только идейную, но и образную связь между ней и человеком деловым. Возвращаясь к началу рассказа, мы осмысляем его уже на другом уровне. Бочки оказываются условными предметами, обозначающими человеческие качества.

Но это аллегорическое высказывание содержит дополнительный метафорический элемент, который мы осознаем после прочтения всей басни. Метафорическое значение пустой бочки в данном контексте осмысляется применительно к пустому человеку, болтуну. Вся басня построена на сопоставлениях.
    В басне «Слон на воеводстве» метафора оказывается главным выразительным средством рассказа.

Реализация ее буквального смысла создает движение и комизм басни.
    На примере басни «Две Бочки видна роль разностопного ямба, которым пользовался Крылов во всех своих баснях. В данном случае это выделение существенных моментов рассказа. С той же функцией мы встречаемся в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Смерть», «Крестьяне и Река». Другими его функциями являются передача интонаций живой речи («Кот и Повар», «Обоз») и стремительного развития действия («Волк на псарне»).
    Вольный ямб Крылова отражал жизненное разнообразие, представшее в его баснях. Оно сказалось еще в расширении жанровых границ басни. Так, в басне Осел и Соловей» описание пения соловья дано языком, свойственным идиллии. Жуковский находил у Крылова «два стиха, которые не испортили бы никакого описания… в эпической поэме». Он же с восхищением отмечал его искусство изображения различных предметов. При описании мухи стихи «летают вместе с мухой». Стихи о медведе как бы тянутся, длинные слова передают медлительность и тяжесть медведя.
    В своих баснях не забывал Крылов и звуковую сторону стихов. Возьмем, например, басню «Листы и Корни». Две части басни, соответствующие монологам Листов и Корней, подчеркиваются различным подбором звуков. Из восемнадцати стихов первой части только четыре не содержат звука «л», а в пяти стихах этот звук повторяется не по одному разу. Во второй части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Противопоставление Листов и Корней дополнительно подчеркивается на фонетическом уровне. Так у Крылова и звуковой состав слова может нести смысловое значение.
    Встречаются у Крылова, правда, не очень часто, такие речевые приемы, как сравнение и синекдоха. Например, в басне «Ворона и Курица»:
    Тогда все жители, и малый и большой…     И вон из стен московских поднялися,
     Как из улья пчелиный рой.
    Для характеристики языка басен Крылова можно еще указать факт употребления необычного названия обычных предметов. Так, в нескольких баснях Крылов вместо “Ворона” говорит «вещунья»
    Все вышесказанное позволяет заключить, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему внес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял русскую басню на небывалую высоту.

    В то же время Крылов обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных. Русский баснописец разработал принципы реалистической типизации, без которых невозможны были бы емкие сатирические образы животных у Салтыкова-Щедрина и вообще все дальнейшее движение русской литературы по пути изображения русского национального характера.

11278 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Крылов И.А. / Разное / Мастерство Крылова-баснописца

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00010601184864115990/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector