Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!”-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
“Огня!- кричат,- огня!” Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: “Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…” – “Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Краткое содержание
Волк хотел ночью пробраться в овчарню, но вдруг попал на псарню. Разумеется, там почуяли чужого и поднялись, словно по команде. Псы лаяли и рвались драться. Псари решили, что объявился вор. Поэтому заперли ворота. На псарне началась суматоха. Кто-то несся с дубинкой, кто-то с ружьем. Другие просили огня.
Когда появился огонь и посветили, стало видно Волка, который прижался в углу. Он скалил зубы, шерсть его встала дыбом. Он готов был броситься в бой, однако понимал, что ему не победить. Он понимал, что последует расплата, поэтому ради хитрости устроил переговоры. Заявил, что является родственником и зашел не ссориться, а мириться.
Он попросил не вспоминать прошлое и жить мирно. За хорошее отношение к нему он дал обещание не нападать на местные стада, а быть охраной для них. Он согласился поклясться.
Однако мудрый ловчий, отлично знакомый с волчьей натурой и ценой его обещаниям, перебил Волка и объявил, что он привык не доверять волкам и не соглашаться на мир с ними, а лишь снимал с волков шкуру. После этого он выпустил гончих псов.
Анализ басни
История создания
Басня «Волк на псарне» была создана И. А. Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 г. договориться с Кутузовым о перемирии. Как известно, русский главнокомандующий решительно отклонил мирные предложения и в начале октября одержал решительную победу при Тарутине.
Кутузов получил текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам после битвы под Красным. Прочитав строку «а я приятель сед», полководец снял головной убор и продемонстрировал собственную седую голову.
Смысл названия
Крылов открыто намекает на безвыходное положение Наполеона, уподобившегося волку, попавшему в западню Кутузова.
Основная тема произведения
Основная тема произведения — решительная и беспощадная борьба против агрессора.
Перед походом в Россию Наполеон практически не знал поражений. Французская армия с легкостью одерживала победы над любым противником. Наполеон самоуверенно считал, что Россия станет такой же легкой добычей, но жестоко ошибся в своих расчетах. Точно так же волк по ошибке попадает вместо овчарни в псарню.
Оказавшись в безвыходном положении волк (Наполеон) с помощью обещаний пытается выкрутиться из ситуации. Однако ловчий (Кутузов) знает, какова цена лживым волчьим обещаниям. Хищник остается хищником. Ему нельзя верить и нельзя прощать. Единственный разумный выход — выпустить «на Волка гончих стаю», что и делает Кутузов, начиная преследование остатков армии «великого завоевателя».
Проблематика
После Бородинского сражения и отступления французской армии из Москвы Наполеону стало понятно, что кампания уже проиграна. Согласно традиционным «правилам ведения войны» было необходимо подписывать перемирие. Сторонники такой точки зрения были и с русской стороны.
Перед Александром I и Кутузовым стояла проблема дальнейшего плана действий. Крылов дает однозначное решение: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.
Композиция басни последовательная. В концовке дается общий нравоучительный вывод.
Мораль
Крылов иносказательно обращается к патриотической теме. Если Наполеон сравнивал поход в Россию с неудачной шахматной партией, но для русского народа он обернулся тысячами жертв среди мирного населения, разрушенными и сожженными городами, унижением от взятия столицы. Все это требовало беспощадной мести зарвавшемуся «волку».
Такая точка зрения полностью отвечала чаяниям населения Российской империи. К. Батюшков писал, что «Волка на псарне» и другие патриотические басни Крылова «в армии… все читают наизусть».
Источник: https://spadilo.ru/basnya-krylova-volk-na-psarne/
Анализ басен Крылова. Крылов волк на псарне текст. Волк на псарне краткое содержание, герои, главная мысль, мораль, читательский дневник, рисунок волк на псарне поэтапно
Басню «Волк на псарне» изучают по школьной программе. А, чтобы ознакомить вас c сюжетом, Luckclub.ru подготовил краткое содержание, главную мысль и описание героев.
Волк на псарне текст
Читательский дневник волк на псарне краткое содержание
Хитрый хищник, желая очередной раз полакомиться овцами, решает отправиться на овчарню. Однако просчитавшись, волк попадает на псарню. На устроенный собаками переполох сбежались ловчие. Закрыв ворота, они предотвратили побег волка. В этот момент псарня для волка превращается в ад, выхода из которого нет. На него бежали с ружьями и палками.
Чтобы спастись, волк решается на хитрый поступок — устраивает переговоры с людьми, дабы объясниться. Он пытается убедить их в том, что ссоры ему надоели, что хочет он установить мир, обещая не трогать больше овец. Впредь он обещает раздирать всех, кто к ним притронется. Ему до конца не дали произнести речь.
Ловчий, прервавший его, зная волчью натуру, решил не идти на мировую с хитрецом и спустил на него псов.
Герои волк на псарне
- Ловчий. Седой, повидавший на веку многое мужчина. Он вмиг разглядел хитрый умысел волка и, не дав себя одурачить, спустил псов.
- Волк. В народе волков и лис сравнивают со лживыми, не держащими слово, хитрыми людьми. Поэтому в басне не случайно был выбран именно этот персонаж, дабы донести основную мысль к читателю.
Главная мысль волк на псарне
В басне Крылов акцентирует внимание на том, что прощать обманщиков, которые неоднократно не сдерживали своих обещаний и слов нельзя. Крылов в своей басне призывает людской мир быть осмотрительным и с осторожностью доверять людям, дабы не собирать горькие плоды своего опрометчивого прощения.
Волк на псарне мораль
Не верьте на слово тем, кто неоднократно не держал своего слова.
Волк на псарне историческое событие
Нельзя не упомянуть об историческом факте, ставшим основой сюжета данной басни. Написал её Крылов в разгар Русско-Французской войны 1812 года.
Волк стал воплощением образа Наполеона, желающим устроить переговоры с русским полководцем. Ловчим, спустившим на волка псов, выступает генерал М.И.Кутузов.
Этот факт указывает ещё и на то, что данная басня олицетворяет патриотизм, безусловную любовь к родине и веру в несомненную победу Великой Империи над французами.
Рисунок волк на псарне, поэтапно карандашом
Волк.
- Нарисуйте 3 кружочка. Первый послужит ориентиром для головы, второй (большего размера) для туловища, а третий для таза животного.
- Соедините круги линиями, обозначив будущую морду и тело. Вертикальной линией обозначьте нос, а горизонтальной — уровень расположения глаз.
- Над верхним кругом прорисуйте уши. Чтоб нарисовать нос, нарисуйте круг, затем перейдите к детализации. Далее рисуются разные части тела. Задние и передние лапы важно разместить на одной высоте. Волк в данном варианте стоит боком, посему не все части тела видны. Нарисуйте круги, обозначив передние лапы, оставив видимую часть только для 1 лапы. Лишнее сотрите. Задние лапы изобразите овалами, не забывая одну из лап нарисовать частично.
- На морде детализируйте нос. Добавьте формы лап и хвост. Изобразить их можно прямоугольниками.
- Детализируйте глаза и уши. Добавьте шею, дорисуйте хвост.
- Удалите вспомогательные линии. Прорисуйте основные черты животного, не забывая о шерсти. По желанию дорисуйте зубы в виде холмов.
Пёс.
- Начните с прорисовки фигур, которые в дальнейшем станут туловищем пса, а именно: круг для груди, головы, бёдер, лап. После чего соедините круги линиями, как на примере. Так же проведите линии шеи и лап. Затем в верхнем круге нанесите руководящие линии, для морды, а так же линии для шеи.
- Прорисуйте переднюю часть морды и уши. Затем приступите к лапам. Проведите линии бёдер, живота и хвоста. Нарисуйте глазки-бусинки.
- Теперь прорисуйте надбровные складки пса, внутреннюю часть ушей. После изобразите челюсть. Проведите линии лап, спины, шеи.
- Нарисуйте нос, прорисуйте линии мордочки, после подробно изобразите кожные складки на шее. Далее нарисуйте мышцы на лапы. Детализируйте лапы, дорисовав пальцы и когти. Сотрите лишнее.
Источник: https://luckclub.ru/analiz-basen-krylova-krylov-volk-na-psarne-tekst-volk-na-psarne-kratkoe-soderzhanie-geroi-glavnaya-mysl-moral-chitatelskij-dnevnik-risunok-volk-na-psarne-poetapno
«Волк на псарне» — анализ и мораль басни И.А. Крылова — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Творчество Ивана Крылова знакомо каждому человеку. В своих произведениях автор высмеивал ситуации из жизни. Каждый его рассказ имел в себе какую-нибудь мораль.
Анализ басни «Волк на псарне» дает понять, что если человек злой и хитрый, изменить его невозможно. Он ни за что не отступит от своего образа жизни.
Именно высмеивание человеческих пороков было основным направлением творчества Крылова.
Содержание
- Краткое содержание
- История создания
- Художественные приемы
Краткое содержание
Басня была написана в 1812 году и сразу же опубликована в газете «Сын отечества». Сегодня с этим произведением дети знакомятся в школе, на уроках русской литературы в 5 классе. Анализ басни «Волк на псарне» многому учит и несет иносказательную характеристику.
История начинается с того, что хищник решается поохотиться за овцами и отправляется в овчарню. Но совершенно случайно попадает на псарню. Когда собаки начали громко гавкать, поднялся шум и в этот момент прибежали ловчие с ружьями, закрыв ворота, они преградили путь хищнику.
После того как главный персонаж понимает, что бежать некуда, он начинает паниковать и думать, как провести всех. И тут он решается на хитрый поступок — устраивает переговоры.
Волк старается убедить людей, что изменился, ему надоели постоянные ссоры. Волк предлагает заключить перемирие и обещает больше не трогать овец. Кроме этого, он будет защищать и охранять их.
Но не успел хищник договорить свою мысль до конца, как ловчий спускает на него псов.
Анализ басни Крылова «Волк на псарне» раскрывает 2 главных персонажа:
Произведение основано на том, что нельзя доверять людям, которые неоднократно обманывали и говорили пустые слова. Писатель хотел сказать, что нужно быть внимательным при общении с людьми и не доверять первому встречному.
История создания
Неслучайно Крылов написал это произведение в период Русско-французской войны. В роли волка автор представил Наполеона, который желал устроить переговоры с русскими.
Ловчий — это генерал Кутузов, который на протяжении всего времени не велся на провокации со стороны врага.
Кроме того, что в произведении четко прописана мораль, «Волк на псарне» также олицетворяет патриотизм и любовь к родине.
Название сказки имеет двойственный смысл и подчеркивает безвыходное положение, в котором оказался Наполеон, когда занял Москву после Бородинского сражения.
Когда он столкнулся с сильным противником, предложил заключить мировое соглашение. Все эти действия имеют много общего с персонажем из басни.
Очевидно, что эта просьба насквозь пропитана лживыми обещаниями, которые возникли в результате безвыходного положения.
После того как закончилось Бородинское сражение и французское войско отступило, Наполеон понимал, что проиграл. Теперь по «правилам войны» нужно сдаться или подписать перемирие. Но, как и в произведении Крылова, Кутузов не поверил врагу. Тот, кто вторгся в чужую страну с плохими намерениями, не заслуживает пощады.
Основная мораль басни «Волк на псарне» заключена в том, что в любой ситуации нельзя доверять врагу и остановить конфликт возможно, только когда он будет поражен.
Художественные приемы
Крылов, помимо того, что баснописец, также и лирик. Автор имеет жанровую особенность красочно описывать фон, картины, передавать настроение героев. Он использует крылатые выражения, которые сегодня вошли в разговорный язык.
Писатель акцентирует много внимания на том, что враг опасен и хитер. Ловчего автор описывает как человека с острым умом и спокойным характером, который научен жизнью. Герой сразу понимает намерения животного и знает, насколько он изворотлив. Волк — серый и хитрый, а ловчий — седой и мудрый.
Главной темой басни является решительная и беспощадная борьба с врагом. Хищник всегда останется таковым, несмотря ни на что. Ему нельзя доверять и тем более прощать.
Единственное правильное решение — уничтожить или обезвредить агрессора любым способом.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/91703-volk-na-psarne-analiz-i-moral-basni-i-a-krylova.html
«Волк на псарне»: басенное мастерство Крылова
Меню статьи:
Иваном Крыловым написаны сотни басен: это произведения, смысл которых не утратил своей актуальности для современного мира тоже. В нашем анализе мы перенесемся на пару столетий назад. «Волк на псарне» – одна из басен, которая наделена историческим смыслом.
Этот текст писатель начал осенью 1812 года. А как мы помним, 1812 год в истории России и Франции ознаменовался зимним походом Бонапарта на Российскую империю. Этот поход завершился попыткой последнего наладить мир, что и стало темой крыловской басни. В результате, басню опубликовали в «Сыне отечества» – русском периодическом издании.
Коротко об истории написания басни
В сентябре 1812-го французский император предпринял несколько неудачных попыток наладить мир с Российской империей. В ту осень Наполеон приехал в Москву. Мир был нужен французу из соображений престижа и благополучия его армии.
Когда Наполеон занял Москву, то оказался – сам того не ведая – в ловушке. Осознав свою ситуацию, французский полководец написал несколько писем русскому императору. В этих посланиях Наполеон предлагал заключить мирный договор.
Но француз делал это не прямо, а намеками, окольными путями. Александр Первый не отвечал врагу.
Басня Крылова «Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.
Тогда завоеватель написал Кутузову. Главнокомандующему русской армии Наполеон также предлагал мир, снабдив письмо соответствующими аргументами. Но и Кутузов ничего не ответил французу.
Поражение французской армии под Красным ознаменовалось также публичным чтением крыловской басни. В это время Кутузов как раз получил рукописный вариант произведения. Русский полководец зачитал текст перед солдатами.
Можно предположить, что этот жест значительно поднял боевой дух русской армии. Крылов умело намекнул на серую форму Наполеона, изобразив француза в образе волка.
Не зря современники баснописца говорили, что Крылов применил против врага свое самое мощное оружие – слово басни:
Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор – Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…
- В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем,
- Иной с ружьем…
О морали произведения
Басня – это жанр, в котором особенную важность приобретает мораль. В морали выражается суть произведения. Обычно эту суть писатель помещает в конце текста. Этот же подход Крылов использует и в «Волке на псарне». Шедевр русского баснописца заканчивается следующими словами:
И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой…
В тексте говорится о неудачном переговорном процессе между двумя великими полководцами – Кутузовым и Наполеоном. Крылов, собственно, пишет о коварности, лицемерии и подлости врага, который не брезгует любыми методами в борьбе.
Например, для дурного (плохого) человека характерно не только не делиться благами с другими людьми, но также присваивать себе чужие блага. Но несправедливость и дурные поступки наказуемы.
А человеку, который однажды поступил плохо, будет сложно восстановить свою репутацию.
Конечно, темы антагониста и протагониста, мира и войны, добра и зла, истины и лжи, справедливости и свободы – это вечные мотивы мировой литературы:
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад…
Некоторые выражения из крыловского шедевра даже стали «крылатыми». Например, чего стоит только известная фраза «волчью вашу я давно натуру знаю»!
Люди, которые совершают подлость, попадаясь на своем проступке, часто, что называется, дают «задний ход». То есть провинившиеся хитрецы оправдываются, клянутся в собственной невиновности, всячески себя выгораживают.
Конечно, встречаются люди, способные на мастерскую ложь. Однако, когда человек попался «на горячем», то подобные речи и оправдания скорее походят на нелепость. Откровенная ложь «шита белыми нитками». Идеальный финал в такой ситуации – это справедливое наказание виновного.
Герои басни
Особенность басни – это представление ключевых персонажей в виде животных. Здесь тоже соблюдается этот принцип. Крылов выводит на сцену волка и ловчего, который охотиться за хищником.
Под личинами этих зверей, соответственно, баснописец скрыл двух реально существовавших исторических персон – Наполеона и Кутузова.
Конечно, роль врага, волка, досталась Наполеону, а роль ловчего, героя, – Кутузову.
Суть басни Крылова «Тришкин кафтан» можно сформулировать одним предложением: важные дела следует решать первыми, а далее можно переходить к рассмотрению деталей и мелочей. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Разумеется, мораль этого произведения намного глубже, чем простая – хоть и ловкая – демонстрация событий 1812 года. Волки, забредшие на псарню, встречаются во все времена и в любом месте.
Художественные особенности текста
Крылов – мастер не только ироничных иносказаний. Писатель живописно представляет картины, фон событий, а также живо выводит настроения и характеры персонажей. Кроме того, баснописец часто использует яркие, динамичные выражения, перемежеванные с просторечиями. Басня также предполагает высокий уровень образности.
Автор уделяет много внимания описанию опасности врага, волчьей хитрости, изворотливости. Что касается ловчего, то этому персонажу свойственен острый ум. Ловчий сразу понимает, насколько лицемерный волк.
Ведь враг готов пойти на любые меры, чтобы спастись. Но ловчий не дает волку договорить его льстивые речи, прерывает врага. Речь ловчего и выражает басенную мораль – в данном случае.
Волк – серый, однако ловчий – седой, то есть мудрый:
…Послушай-ка, сосед, – Тут ловчий перервал в ответ, – Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…
И мудрый герой способен раскусить обман хитрого врага.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-krylov/volk-na-psarne.html
Басня Крылова Волк на псарне
Волк на псарне — басня Крылова, иносказательно описывающая неудавшиеся переговоры Наполеона и Кутузова. Волк на псарне — настоящий шедевр басенного жанра.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор —Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»—И вмиг ворота на запор;В минуту псарня стала адом.Бегут: иной с дубьем,Иной с ружьем.«Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;Но, видя то, что тут не перед стадомИ что приходит, наконец,Ему расчесться за овец,—Пустился мой хитрецВ переговорыИ начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?Я, ваш старинный сват и кум,Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;Забудем прошлое, уставим общий лад!А я, не только впредь не трону здешних стад,Но сам за них с другими грызться радИ волчьей клятвой утверждаю,Что я…» — «Послушай-ка, сосед,—Тут ловчий перервал в ответ,—Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
- И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,
- Как снявши шкуру с них долой.
Басня Крылова Волк на псарне – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни Волк на псарне.
В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников.
Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: «псы рвутся на драку»… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: «Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».
Автор очень легко передает ум Ловчего, которому и так понятно лицемерие волка в попытке спасти свою шкуру. Ловчий не дослушивает его, а произносит слова, ставшие началом морали: «Ты сер, а я, приятель, сед».
Мораль басни не перестает быть актуальной, потому как борьба с любым коварным врагом сложна, но необходима.
- Ты сер, а я, приятель, сед
- Волчью вашу я давно натуру знаю
Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/volk-na-psarne/
Конспект урока литературы на тему "И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий
Конспект урока литературы в 5 классе
Тема: И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий
Цели: познакомить с биографией И. Крылова, создать представление о внешнем облике баснописца, формировать представления о басенном творчестве И.А. Крылова; развивать умение определять жанровые признаки басни, проанализировать басню Крылова «Волк на псарне»; воспитывать любовь к художественному слову.
Оформление кабинета: портреты И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и басня, тема урока, эпиграф.
Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)
«Его басни переживут века!»
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся, проверка д/з.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?
-Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре, покажем знание и понимание басен.
— Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)
-А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?
А теперь рассмотрите лежащие перед вами карточки с заданием: выразительно прочтите произведения и определите, являются ли они баснями? Почему?
- С. Погореловский «Трудное положение»
- Стояла лестница однажды у стены.
- Хотя ступени все между собой равны,
- Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
- Шёл мимо человек, на лестницу взглянул,
- И верхняя ступень внизу уж очутилась.
- Так человек иной уж на высоте стоит,
- Гордится, и глядишь: как раз слетит.
- Как сатана с небес, так он слетел со трона.
Цель: научить отличать басню от ранее изученных жанров.
Учащиеся читают вслух данные произведения и отвечают на вопросы. (Первое произведение не является басней, потому что отсутствует аллегория, нет морали. Второе произведение басня, потому что есть все признаки басни.)
В чём иносказательный смысл басни А. Измайлова «Лестница»? (Не надо слишком зазнаваться, оказавшись в высоком положении: оно может быть не вечным.)
-А что называется басней? Давайте дадим определение.
- -К какому роду литературы относится басня?
- -Что лежит в основе басни? (аллегория)
- -А что такое аллегория?
- -Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)
- -А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)
- -Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?
( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)
-Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.
II.Слово о писателе.
И.А. Крылов родился в Москве в бедной дворянской семье. Десять лет было мальчику, когда умер отец. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях.
Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами.
Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.
Будущий писатель не учился в школе. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.
А образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где учился бесплатно вместе с детьми хозяина. Николай Александрович Львов — известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант.
Впоследствии Ваня вместе с сыном Львова был отправлен в Петербург, здесь он начал заниматься переводами зарубежных произведений.
В Крылове жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему с трудностями.
Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни.
Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова.
«Это ваш род, вы нашли его», сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.
Крылов написал более двухсот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества.
Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо.
И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.
В 1855 году в Петербурге был поставлен памятник И. А. Крылову
До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.
- Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
- Обратите внимание, как изображён Крылов?
- А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?
III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания)
Памятник Крылову, созданный скульптором П. Клодтом, был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года в Летнем саду.
Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. ( барельеф-вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.)
Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел.
Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской.
Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка.
Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить.
Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний.
-Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца.
IV. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Особенности жанра.
-Ребята, все басни Крылова написаны в связи с какие-то событиями. Очень много басен посвящено войне 1812 года. Это басни «Раздел», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», «Щука и Кот», «Крестьянин и змея». Знакомство с басней «Волк на псарне».
-Какие слова в басне вы не поняли? (чаще всего это слова «овчарня», «псарня», «хлев», «ловчий»)Разбираем значение слов.
- -Ребята, еще раз внимательно прочтите басню и найдите, какими словами рисует автор переполох на псарне.
- (поднялся весь псарный двор, псы залились в хлевах, рвутся на драку, псари бегут, кричат; переполох Крылов рисует с помощью глаголов)
- -А как волк ведет себя в этой обстановке?
- Задание 1 группе: найдите в тексте слова, которыми Крылов описывает действия, поступки волка (сидит, прижавшись в угол задом, ощетинил шерсть, щелкает зубами, глазами всех хотел бы съесть, видно, что волк злится)
Здание 2 группе: найдите в тексте слова, которые волк произносит. Какова его речь? (речь волка льстивая, заискивающая, он притворяется хорошим, чтобы его отпустили).
3 группа: прочитать выразительно, соблюдая правильную интонацию, речь волка.
-Молодцы, справились с заданием. Действительно, волк злится на собак, готов их растерзать, но собак много, и ловчие прибежали на псарню.
Поэтому волк вынужден притворяться добрым, заискивать, обещать невыполнимое, чтобы его отпустили живым. Это притворное поведение, лицемерие.
Крылов и сам называет волка «хитрец», подсказывая нам, что волк хитрый, он притворяется хорошим, скрывая свою злобу. Ловчий видит это и не верит волку. Поэтому он не дослушал волчьих льстивых речей.
-Прочтите внимательно слова Ловчего. Они очень значимы для всей басни. Почему? (в словах Ловчего – мораль басни)
-В чем же мораль басни И. А. Крылова?
(мораль басни в том, что Ловчий, будучи седым и мудрым человеком, разбирается в волчьей натуре и знает, что с волками нельзя идти на мировую, волки обманут)
-Крылов во всем согласен с Ловчим?(да, в слова Ловчего автор вкладывает свои мысли)
-Конечно, ведь баснописец начинает свое произведение со слов: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Как мы эти слова понимаем?
- (волк уже не первый раз залезал в овчарню и воровал овец, а в этот рах случайно попал не в овчарню, а на псарню)
- -В каких словах волка явно проявляется его волчья натура?
- (глазами, кажется, хотел бы всех он съесть)
И съел бы, но понимает, что не получится. Почему? Как Крылов высказывает мысль о том, что пришла пора волку ответить за свои грехи?
( «тут не перед стадом, и что приходит наконец ему расчесться за овец»)
-Автор как будто напоминает нам старые нехорошие дела волка, напоминает нам, что волк – хищник, что он злой, беспощадный. Он легко и безнаказанно расправляется с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом он все равно остается злобным и опасным хищником. Поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов.
V.История создания басни
-А теперь я вам расскажу историю создания басни, а вы подумайте, какие есть соответствия между басней и моим рассказом.
В 1812 году французская армия, победив многие страны Европы, напала на Россию. Захватнические походы французов совершались под командованием Наполеона Бонапарта. Русскими войсками командовал Михаил Илларионович Кутузов. Наполеон занял столицу – Москву.
Но, уже находясь в горящей Москве, он понял, что его ждет гибель, и он стал просить мира. Но Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры: «Меня проклянет потомство, если признает первым виновником какого бы то ни было виновником примирения.
Таков действительный дух моего народа».
Через несколько дней Крылов, появившись у друзей, прочитал им новую басню – «Волк на псарне».
-Как вы думаете, кто из героев басни напоминает Наполеона Бонапарта? Почему? (волк попал на псарню, не раз нападал на овец, Наполеон занял страны Европы и напал на Россию, волк серый, форма у французов тоже)
«Волк, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню» — эти строки подсказывают нам, что Наполеон без труда завоевал многие страны Европы (как волк хватал множество безобидных овец) и думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но на борьбу с захватчиками поднялся весь народ: армия, партизаны («поднялся вдруг весь псарный двор»). В Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и стал просить мира.
-Кто в басне противопоставлен Наполеону-Волку? Почему?
(Ловчий – Кутузов, он не поверил Наполеону и отказался от мирных переговоров, Кутузов седой, как и Ловчий, и такой же мудрый)
Два разных лагеря — Кутузов и Наполеон, Ловчий и Волк. Они противопоставлены друг другу. Такое противопоставление в литературе называется антитезой (записываем определение)
Басня была переписана И. А. Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу.
Очевидцы потом рассказывал, как после одного из сражений Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, достал из кармана листок с басней и прочитал ее вслух.
При словах: «ты сер, а я, приятель, сед», которые он произнес с особой выразительностью, Кутузов снял фуражку, указал на свои седины и прослезился. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура».
Люди хорошо понимали, кого изобразил в басне Крылов.
Давайте еще раз повторим, какова мораль басни. Неужели мораль применима только для одного конкретного случая, или она имеет более общее значение?
(мораль басни актуальна и в настоящее время – всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. Недаром Ловчий говорит не об одном волке, а о свойствах хищников вообще: «волчью вашу я давно натуру знаю», « с волками иначе не делать мировой», то есть он имеет ввиду всех волков (захватчиков).
VI.Рефлексия.
Вопросы:
-А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?
( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).
- -Ребята, вам понравилась басня «Волк на псарне»?
- -В каком году написал басню Крылов?
- -Какое событие писатель отразил в басне?
- -Почему басня актуальна и в настоящее время?
- VII.Выставление и комментирование оценок
VIII.Домашнее задание: Выразительное чтене басни; найти в басне и выписать в тетрадь крылатые выражения, меткие обороты, перешедшие в пословицы.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-na-temu-ia-krilov-zhanr-basni-v-tvorchestve-krilova-basnya-volk-na-psarne-otrazhenie-istoricheskih-sob-1321296.html
Краткое содержание «Волк на псарне» Крылова
Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор — Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»- И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. «Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец,- Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…» — «Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
- Мораль басни Крылова Волк на псарне
- И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.
- Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Волк на псарне
- Нельзя верить на слово тем, кто прежде неоднократно обманывал и не держал свое слово
- Анализ басни Волк на псарне
Что такое басня? Басня – это лиро-эпическое произведение, в котором автор чему-то учит читателя. Чаще всего басня излагается в стихотворной форме, а главными действующими лицами в произведениях этого жанра выступают животные и насекомые. Басня традиционно делится на 2 части.
В первой автор передает сюжет произошедшего события, а во второй приходит к некоторому выводу. Этот вывод в литературе называют моралью. Мораль призвана учить и наставлять читателя. И. А. Крылова без сомнений можно назвать самым известным и любимым русским баснописцем.
Его творения по праву вошли в золотой фонд русской литературы, их любят и читают люди разных возрастов, его сборник можно найти в каждом доме. Одной из наиболее поучительных и интересных его басен является басня «Волк на псарне».
Она написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией.
Она учит не верить на слово тем, кто прежде неоднократно обманывал и не держал свое слово. Басня призывает быть осмотрительными и недоверчивыми, чтобы позже не пожинать плоды своего необдуманного прощения. Стоит сказать, что И. А.
Крылов не просто так выбрал Волка главным героем своего произведения. Как известно, еще в устном народном творчестве волки, а наряду с ними и лисы, считались воплощением хитрости и лжи.
Этот образ, как нельзя кстати вписался в сюжет басни и помог читателю полнее и точнее понять мораль.
Очень сложно определить рифму и размер, в которых написана басня. Это еще одна отличительная черта басни, как жанра. Впрочем, не смотря на это, произведение все равно читается легко, нараспев.
Стоит также отметить исторический факт, ставший основой сюжета произведения Крылова. Басня написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией.
Известно, что под образом Волка автор подразумевал Наполеона, командующего французской армией, а сторожем, спустившим собак на Волка, является генерал Кутузов.
Этот факт, говорит так же о том, что басня «Волк на псарне» — это патриотическое и переполненное любовью к Родине и уверенностью в ее величии и несомненной победе в этой войне над французами.
Главные герои басни (персонажи) Ивана Крылова
Главным героем басни является Волк. Он забрался на псарню ночью, а когда его загнали в угол, решил «пойти на сделку» и договориться о мире со сторожами псарни. Однако сторожа оказались достаточно умными, чтобы не принять предложения хитрого Волка и спустили с поводков озлобленных собак со словами, которые и является моралью всей басни.
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-volk-na-psarne-krylova/
План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Басня Крылова "Волк на псарне" | Социальная сеть работников образования
И.А. Крылов. «Волк на псарне» как басня о войне 1812года. Эзопов язык.
(Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей станицы Каневской Каневского района Краснодарского края Лямина Лариса Николаевна)
Цель: закрепить теоретические сведения о басне, её признаках, обучать выразительному чтению,познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; развивать навыки анализа литературного произведения.
Ход урока
- Знакомство с биографией И.А. Крылова (сообщения учащихся)
- Историко-литературоведческое вступление к изучению басни «Волк на псарне»(предварительное задание)
Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню» — подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом…» — пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! — кричат, — огня!» — можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им. Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, — // Ты сер, а я, приятель, сед…»
Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении.
Гончие — это собаки, которые преследуют бегущего зверя.
«Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.
- Чтение по ролям
- Анализ содержания басни
— Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий). Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами.)
-Что во внешнем облике и поведении волка напоминает Наполеона? (Щелкающий зубами Волк и его ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу.
Безвыходность Волка, по ошибке забравшегося вместо овчарни на псарню,- это аллегорическое изображение безвыходного положения Наполеона, вероломно вторгшегося в пределы России.
Лживые уловки Волка выражены в словах: «Пустился мой хитрец в переговоры» — это коварные домогательства Наполеона насчет мира.)
— Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова?(Седины Ловчего напоминают образ престарелого седовласого Кутузова, а мудрый ответ Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении русского главнокомандующего не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до полного разгрома.)
— В каких словах басни дан намек на партизанское движение против Наполеона?( «Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём. «Огня!» кричат: «огня!»
5.Повторение. Объяснение учителем особенностей языка и построения басни.
Что такое басня? Дайте определение. (Басня — это эпический литературный жанр, создающий в емкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)
А как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Как вы объясните понятие аллегории? (Аллегория — художественный прием, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)
— Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.)
Первая часть басни по содержанию и строю речи представляет повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция псарного двора на это событие. Здесь много действия.
Оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов: попал, поднялся, залились, рвутся, кричат, бегут.
Существительные: двор, забияка, драка, вор, ад, огонь, дубьё, ружьё – ещё сильнее усиливают динамику и напряжённость события, намекая на его военный характер.
Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка.
Третья и четвертая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейное содержание басни. Убедившись в своих просчётах, Волк пустился в переговоры с Ловчим и псарями. В этом эпизоде особенно интересна своим лицемерием речь Волка.
Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. «Волчья клятва»- это клятва хищника, который непременно обманет. Речь Волка пространна, потому что имеет цель усыпить бдительность ловчего.
- Заключительная часть басни- краткая динамическая речь Ловчего и его расправа с Волком- реализует мораль басни:
- С волками иначе не делать мировой , Как снявши шкуру с них долой.
- Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.
- Домашнее задание . Составьте кроссворд по басне «Волк на псарне»
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/07/02/basnya-krylova-volk-na-psarne
Краткое содержание: Волк на псарне (Крылов)
Басня рассказывает о том, как однажды ночью Волк, планируя залезть в овчарню, по ошибке попал на псарню. Псы, почуяв Волка, “залились в хлевах и рвутся вон на драку”. Прибежали псари, и Волк понял, что он попал в ловушку.
- И вмиг ворота на запор;
- В минуту псарня стала адом.
- Бегут: иной с дубьем,
- Иной с ружьем.
Волк очень сильно испугался, забился в угол, ощетинился и “глазами, кажется, хотел бы всех он съесть”. Однако он понял, что силы не равны, что ему придется держать ответ за ранее украденных овец.
Волк решил сменить тактику, чтобы спасти свою шкуру. Он решил вести переговоры:
И начал так: “Друзья! к чему весь этот шум?
- Я, ваш старинный сват и кум,
- Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад!
- А я не только впредь не трону здешних стад,
- Но сам за них с другими грызться рад
- И волчьей клятвой утверждаю,
- Что я…”
Однако ловчий прервал Волка, сказав, что давно знает волчью натуру, и привык не вступать с переговоры с ними: “обычай мой: С волками иначе не делать мировой”. И ловчий выпустил на Волка стаю гончих собак.
Басня “Волк на псарне”
стала откликом Крылова на реальные исторические события 1812 года. В то время Наполеон (в басне он предстал в образе Волка), вступив в Москву, скоро понял, что проиграл войну, и запросил мира. Однако Кутузов (в басне — ловчий) не пошел на сделку и отверг предложение о мире.
Крылов написал эту басню в 1812 году и послал ее в армию Кутузову, чем выразил свою патриотическую позицию.
Глоссарий:
- волк на псарне краткое содержание
- волк на псарне
- историческое и философское звучание басни крылова волк на псарне
- волк и ягнёнок краткое содержание
- крылов волк на псарне краткое содержание
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-volk-na-psarne-krylov/