Краткое содержание безумная евдокия алексина за 2 минуты пересказ сюжета

  • Алексин А
  • Вторая очень страшная история
  • (еще пострашней первой!)
  1. ПОКОЙНИК ОЖИВАЕТ И НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
  2. Предисловие,
  3. из которого становится ясно, как я дошел
  4. до жизни такой (в положительном смысле!)

Вероятно, есть еще на свете люди, которые не успели прочитать мою первую «Очень страшную историю». Для них я перескажу ее содержание, непрерывно помня о том, что краткость — сестра таланта.

Это утверждал кто-то из тех, кого, как говорит наша учительница Нинель Федоровна, стоит цитировать. Но ведь сестры бывают разные: родные, двоюродные, троюродные… Так вот, краткость — родная сестра таланта. Это высказывание принадлежит уже мне!

Я решил рассказать еще много «очень страшных историй». И каждая последующая будет страшней предыдущей. До чего все это дойдет — трудно себе представить. Как трудно представить, до чего дойдет сама жизнь.

Которая все сюжеты мне и подскажет! В классе подсказывать запрещено, а в литературе — разрешено. Таким образом, мои «очень страшные истории» являются, говоря милицейским языком, документами.

То есть они, говоря литературным языком, документальны.

Я и думать не думал, что моя первая детективная повесть будет напечатана в самом настоящем журнале… А потом будет издана не только, говоря патриотическим языком, на родной земле, а и в странах далеких и даже самых что ни на есть капиталистических.

Там ей, говоря юридическим языком, незаконно давали другие названия. Иногда мне это было приятно. К примеру, в Нью-Йорке — есть такой город — на обложке напечатали: «Алик — детектив».

Меня, значит, признали детективом, говоря дипломатическим языком, в международном масштабе! А это, говоря грубым языком, толкнуло меня продолжить первую «Очень страшную историю».

Но не буду попусту тратить время: его ведь, как уверяют мои родители, не вернешь. Тем более, что краткость — родная сестра…

Итак, перескажу содержание своей первой повести для тех, кто ее случайно еще не прочитал и поэтому, полагаю, не помнит.

Шестиклассник Глеб Бородаев очень любил собак. Он и некоторых людей тоже любил. Но неожиданно оказалось, что он — внук писателя Глеба Бородаева-старшего, который творил в нашем городе в первой половине этого века… Что именно он натворил, я не знал. Но вдруг… Глеба, который раньше был весьма незаметным, сразу заметили.

Для начала его избрали почетным членом литературного кружка, созданного и взращенного преподавателем литературы Святославом Николаевичем. Потом Святослав Николаевич, говоря судебным языком, стал сажать Глеба… как внука нашего знатного земляка, в президиумы. Внук без конца делился воспоминаниями о своем деде, который скончался, когда Глебу было три года, не более.

Но и не менее… Потому что об этом было сообщено в «Уголке Гл. Бородаева», открытом тем же Святославом Николаевичем. Он соорудил пьедестал, возвел на него Глеба и, наверное, так устал от всего этого, что ушел на покой — пока еще не на вечный, но, по крайней мере, на заслуженный. Постепенно Глеб, прежде любивший собак и некоторых людей, всей душой полюбил себя самого.

А тут как раз явилась новая классная руководительница Нинель Федоровна. Она была хорошей, или, по выражению моего старшего брата, студента Кости, «прехорошенькой». Тем не менее она закрыла «Уголок Гл. Бородаева» и открыла «Уголок А. С. Пушкина», тоже творившего в первой половине века, но предыдущего.

Новый «Уголок» разместился не в уголке, а между окнами, одно из которых выходило прямо во двор, а другое — прямо на улицу.

Нинель, как мы за глаза называли свою «прехорошенькую» классную руководительницу, объявила, что про писателя Гл. Бородаева никогда ничего не слышала. «А еще литературу преподает», — сказал Глеб Бородаев-младший.

Заодно Нинель пообещала закрыть в скором будущем и кружок имени Глебова дедушки: «Пусть у нас будет не «кружок», а большой круг поклонников литературы!»

Тогда-то Глеб и решил вернуть себе, говоря образным языком, потерянный трон… Он придумал для этого план, полный и даже переполненный хитрости и коварства.

Глеб заманил весь наш литературный кружок не только далеко за город, но и на таинственную «старую дачу», которая с виду была вполне молодой. А потом он завлек нас всех в то самое подземелье, где писатель Гл.

Бородаев сочинил свое нашумевшее — в нашей школе! — произведение «Тайна старой дачи». Из-за этой повести дача преждевременно и состарилась. Но ведь «Тайной новой дачи» детектив не назовешь: не звучит как-то!

Мрачная погода и душераздирающий пейзаж, которые я очень люблю, потому что они полностью соответствуют непроглядному характеру преступлений, давили на нас в тот день буквально со всех сторон…

С помощью полууголовника с добрым прозвищем Племянник Григорий Глеб хотел замуровать до утра весь литературный кружок и себя самого в подземном склепе. Там было все, что мне так нравится: темнота, сырость, запах плесени и даже скелет с биркой, подаренный, как выяснилось, Гл. Бородаеву поклонниками его писательско-детективного дарования.

О, как мудры русские пословицы и поговорки! Вот, например, одна из них серьезно предупреждает: не рой яму другому — сам в нее попадешь. Племянник Григорий, окончивший всего шесть классов школы, этой пословицы не знал. И потому сам оказался несколько позже запертым в подземелье.

Это случилось еще и потому (о, как мудры русские поговорки!), что как веревочке ни виться, а конец обнаружится… Тот самый конец, согласно плану моей операции, и наступил! Когда мы вырвались на свободу, Племянник Григорий словно бы исполнял арию из популярной оперы «Князь Игорь»: «О, дайте, дайте мне свободу!» Вернее, он не пел, а вопил. Тоже, значит, захотел воли! Особенно важной была следующая строка: «Я свой позор сумею искупить…» Я сказал Глебу, что если он хочет искупить свой позор, то должен вернуться на «старую дачу» и с риском для жизни выпустить Племянника-пленника: не погибать же ему от голода без суда и следствия! И без искупления, о котором, говоря языком кузнецов, перековавшийся Племянник Григорий, оказывается, мечтал… Глеб минут через двадцать догнал нас по дороге на станцию и доложил, что задание выполнено. Вот на этом факте, читатели, заострите свое внимание. Заострите, но не до такой степени, чтобы поранить его: оно вам еще пригодится! Впрочем, не буду забегать вперед… Хотя какой же детектив без беготни и погони?

Мамы и папы, бабушки и дедушки в городе сходили с ума. И проклинали ни в чем не повинную Нинель, которая якобы отпустила нас в дальнюю и опасную дорогу одних. На самом же деле она ничего не знала, ибо потеряла связь с окружающим миром из-за отсутствия телефона в своей новой квартире.

Но родители были, говоря дипломатическим языком, дезинформированы. Все подстроил свергнутый с трона Глеб… Он задумал произвести «классный» переворот, то есть переворот в нашем классе: руками восставших родителей изгнать Нинель, снова вернуть «Уголок Гл. Бородаева» и все остальное.

Читайте также:  Краткое содержание аристотель поэтика за 2 минуты пересказ сюжета

Но не тут-то было!

Конец ознакомительного отрывка Краткое содержание Безумная Евдокия Алексина за 2 минуты пересказ сюжета Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/186500-anatoliy-aleksin-ochen-strashnaya-istoriya-2.html

Краткое содержание «Безумная Евдокия»

Повесть «Безумная Евдокия» Алексина была написана в 1975 году под влиянием неприятного инцидента, который произошел в семье близких друзей писателя. Одна из самых проникновенных книг автора посвящена темам любви, добра, сочувствия и взаимопонимания.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Безумная Евдокия» по главам, которое будет полезно при подготовке к уроку литературы. Также краткий пересказ произведения пригодится для читательского дневника.

  • Рассказчик  – мужчина средних лет, отец Оли, порядочный, любящий, честный человек.
  • Надежда  – мать Оли, страдающая пороком сердца, положившая на алтарь любви к дочери все свои интересы.
  • Оля  – девятиклассница, талантливая, надменная, эгоистичная девушка.
  • Евдокия Савельевна – классная учительница Оли, бескомпромиссная, эмоциональная, ответственная женщина.
  1. Люся Катунина  – лучшая подруга Оли, скромная девочка с большим любящим сердцем.
  2. Борис Антохин  – самый красивый мальчик в школе, одноклассник Оли, влюбленный в нее.
  3. Митя Калягин – водитель самосвала, лучший ученик и гордость Евдокии Савельевны.

Рассказчик – средних лет мужчина, который вспоминает свою прошлую жизнь и пытается отыскать в ней роковой момент, ставший причиной трагических событий. Он постоянно ведет внутренний диалог с любимой женой Надей, чтобы не сойти с ума, чтобы «восстановить разрозненные детали».

Со своей будущей супругой герой познакомился в конструкторском бюро, где они работали чертежниками. Он пригласил привлекательную девушку на концерт, и его сразу покорила «милая детская непосредственность» и честность Надюши.

Герой сразу же сделал Наде предложение, и она предупредила, что у нее «есть приданое: порок сердца и запрет иметь детей». Впрочем, после замужества Надюша совершенно позабыла о врачебных запретах – счастливые супруги так страстно мечтали о дочери, что спустя время стали родителями девочки, которую назвали Оленькой.

***

Даже спустя шестнадцать лет Надя не утратила способность подтрунивать над собой, а ведь «на это способны только хорошие и умные люди». Между супругами по-прежнему царила любовь и уважение, и их семейная идиллия еще больше укреплялась обожанием к единственной дочери.

Все изменилось в тот момент, когда в дверь постучали, и на пороге оказалась классная руководительница Оли, Евдокия Савельевна, в компании двух Олиных одноклассников – Бори и Люси. Она сообщила опешившим родителям, что девочка, которая пошла вместе с классом в поход, вчера вечером исчезла.

Евдокия Савельевна была, что называется, «женщиной без возраста», которая «раз и навсегда решила, что внешность и годы значения для нее не имеют». Она выглядела неопрятно и, порой, откровенно нелепо, но при этом старалась прививать детям «чувство прекрасного, учить их замечать и понимать красоту».

Евдокия Савельевна обладала решительным характером «вулканического происхождения», и однажды Оля назвала ее «безумной Евдокией». Она очень любила, «чтобы все были вместе. И с ней во главе!..

», и зачастую выделяла в классе самых незаметных и откровенно неинтересных детей.

При этом Олю, которая «училась в художественной школе для особо одаренных детей», она упоминала только в том случае, если девочка куда-то не пришла или что-то не сделала.

Оля не только занималась в художественной школе, но и изучала итальянский язык, чтобы «прочитать о гениях Возрождения на их родном языке». Не имея свободного времени, она регулярно пропускала собрания учеников, которые организовывала Евдокия Савельевна, чем вызывала только негатив в свой адрес.

Люся Катунина была Олиной подругой, которая искренне восхищалась талантом Оли. Люся тоже рисовала, но ее возможности ограничивались классной стенгазетой.  Отношения между подругами резко изменились, когда Оля не смогла провести Люсю на встречу с известным художником.

***

Боря Антохин был самым красивым парнем не только в классе, но и во всей школе. Но вместо того, что кружить девушкам головы, он стал «главным проводником в жизнь всех замыслов и идей Евдокии Савельевны».

Несмотря на привлекательность Бори, Оля видела в нем только «вычислительную машину» без намека на внутреннюю красоту.

Однажды классной руководительнице пришла мысль сводить девятые классы по местам боевой деятельности Мити Калягина – ее лучшего ученика, водителя самосвала, который  в годы фашистской оккупации проявил себя настоящим героем.

Дойдя в субботу до станции, школьники расположились на ночлег, и спустя «несколько часов Оленьки уже не было». Глядя на троицу, продолжавшую стоять за порогом, герой думал, что «они… втроем учинили что-то такое, чего она не выдержала, не стерпела».

Евдокия Савельевна принялась обзванивать милицию, дежурного по городу, больницы и даже Митю Калягина, но ситуация с пропажей девочки так и не прояснялась.

Надя уверена, что виновницей пропажи дочери стала она, поскольку накануне уговаривала ее отправиться в поход с классом. Когда позвонили из милиции, Надя взяла трубку. Узнав, что нужно кого-то опознать, ей стало плохо.

В этот момент в двери появилась радостная Оля с букетом цветов. Ей удалось первой разгадать короткий маршрут, и она получила приз. После перенесенного стресса Олина мать все время продолжала повторять одну фразу – «Я не узнаю ее».

***

Надежду пришлось отправить в психиатрическую клинику. По дороге отец Оли разговорился с Евдокией Савельевной и узнал, что его дочь была на редкость эгоистичной и тщеславной. Она высмеивала влюбленного в него Борю, предала лучшую подругу Люсю, огласив всему классу ее семейную тайну. «Безумная Евдокия» пыталась достучаться до Оли, но у нее это не получилось.

***

Отец Оли понял, что они с Надюшей совершили роковую ошибку, когда «перестали вглядываться друг в друга». Превратившись в ничтожное подобие самих себя, и выбрав профессию под названием «родители Оленьки», они добровольно согласились на столь ужасную развязку их истории…

В своем рассказе Анатолий Алексин попытался раскрыть все стороны родительской любви, которая может стать разрушительной силой при формировании личности ребенка. Ставя на себе «крест», родители получают обратный результат – эгоистичного и избалованного человека, не способного сопереживать и думать о чувствах других.

Познакомившись с кратким пересказом «Безумная Евдокия», рекомендуем прочесть повесть Алексина полностью.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 285.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/aleksin/bezumnaya-evdokiya

«Безумная Евдокия» – Анатолий Алексин. Краткое содержание

Меню статьи:

Повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» затрагивает сразу несколько неразрешенных проблем социума. Автору хочется заставить читателя разобраться и дать самостоятельную оценку таким вопросам как:

  • Является ли благом самоотречение во имя ребенка;
  • Совместима ли творческая одарённость и эмпатия у детей;
  • Способно ли одиночество деформировать личность человека;
  • Взрослые и дети: взаимное воспитание и манипулирование;
  • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

Главные роли отведены четырём действующим лицам: безымянный повествователь от первого лица, его жена Надя, дочь Оля и учитель истории Евдокия Савельевна. На втором плане не менее важные люди – Боря, влюблённый в Олю одноклассник и «Люси», лучшая подруга.

Читайте также:  Краткое содержание подпоручик киже тынянов за 2 минуты пересказ сюжета

Краткая сюжетная линия повести

Знакомство супругов происходит в рабочей обстановке. «Милая детская непосредственность» взрослой женщины влюбляет в неё будущего мужа с первых дней знакомства.

Молодая семья мечтает о рождении дочери, и вопреки пороку сердца и предостережениям врачей, Надя принимает судьбоносное решение – она становится матерью.

Бессонные внутренние монологи приводят главного героя к пониманию, что дочь стала причиной их с Надей отчуждения друг от друга.

На время страшного события Оля была шестнадцатилетней девушкой, одарённой талантом скульптора и художницы. Уйдя на сутки в поход с компанией одноклассников и школьной учительницей истории Евдокией Савельевной, девочка исчезает.

Мать, находясь в опасном для неё состоянии потери самообладания, не вовремя подходит к телефону, когда из участка милиции звонят и предлагают опознать тело неизвестной девушки. В этот момент героиня теряет рассудок, а в квартиру заходит радостная Оля.

Характеристика главных действующих лиц

«Родители Оленьки» – так характеризует повествователь их с женой потерянные годы. Начало представлено ретроспекцией главного героя в далёкое прошлое, и его размышлениями о том, что упущенные детали могут иметь катастрофические последствия. Неумолкающие внутренние диалоги с женой приводят к мысли о том, что увлёкшись единой целью и глядя в одном направлении, можно забыть о самих себе.

Вначале автор хочет сказать о том, что влюблённые в равной степени были наделены эмоциональным интеллектом и без труда нашли общие цели в жизни.

Не раз упоминается способность Нади к самоиронии, ведь «на это способны только хорошие и умные люди» – думает муж, не переставая восхищаться своей избранницей.

Женщина обладает такими главными человеческими качествами, как духовная чистота и мудрость в сочетании с самоотдачей.

Героине отведена роль доброго наставника мужа, а он в свою очередь высоко ценит способности супруги тонко чувствовать людей и ситуацию. Часто она заставляет задуматься о том, что во время веселья в одном месте, где то раздаётся плачь других людей. Идею автор подкрепляет неугомонным весёлым радио, звуки которого сопровождает трагическую ситуацию.

Образ Нади и её болезнь сердца показывает, что рождение ребёнка является ценным даром. Мать полностью растворяется в чаде, забыв с годами о том, что сама была некогда наделена хорошим голосом и могла петь.

Анатолий Алексин задаёт вопросы читателю:

  • Жертвенность родителей – полезна ли она для ребёнка.
  • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

На то время такими критериями мыслить не разрешалось, но можно предположить, что излишняя увлечённость жизнью сына или дочки способна негативно отразиться на всей семье.

Повествователь хочет сказать, что родители, излишней заботой воспитали молодую эгоистичную дочь, которая легко и с налётом небрежности переступает через родных и друзей.

Девочка владеет даром не только скульптора, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы в повседневных диалогах. В школе она отличается от серой массы, но не находит признания.

Отец видит в ней родственную душу – талант, который стараются не замечать посредственности, и начинает ещё больше жалеть дочь.

Девочка-подросток во всём винит Евдокию, странную учительницу, которая пытается всех уравнять и выделить любимчиков среди бесполезных в классе учеников. Рассказы дома о странном поведении преподавателя не умолкают: «— Наша безумная Евдокия! — сказала о ней Оля». Так произошло единогласное клеймление личности.

Алексин хочет донести, что ребёнок с ранних лет стал неосознанно практиковаться в манипулировании людьми. Родители видят несуразную учительницу предвзято, с подачи Оли она выглядит так:

  • Одинокая нелепая женщина, которая старается подавить в детях творческое начало.
  • Необъективных холерик, который «хватает из толпы» себе фаворитов среди бездарных учеников.
  • Взбалмошный и волевой характер держит сплочённым весь класс, порицая каждого, кто не хочет принимать участия в коллективной деятельности.

Гротескная персона Евдокии выстроена ею лично, и создаётся впечатление, будто она тщательно следит за этим, специально надевая несуразную мужскую и женскую одежду вместе.

Однако безумство её всё же относительно, она под стать родителям Оли, растворилась в чужих детях. Не имея своих, всей душой хочет научить их дружить и приносить пользу обществу, подтверждая свои слова яркими примерами.

Только после потери рассудка жены главный герой осознает, что за шестнадцать лет они воспитали умного манипулятора, неспособного сочувствовать.

Картина показывает, как растворяясь в жизни талантливых, или бесталанных детей родители теряют способность мыслить критически, поддаваясь умелому плетению интриг детьми. Читатель обязан задуматься, насколько самостоятельно даётся оценка людям, или она кем-то запланирована и просчитана в корыстных целях.

Одиночество губительно для человека

Автор хочет показать, что с «духовной тишиной» карикатурная Евдокия и ей подобные стараются справиться тем, что громко «шумят» вокруг, не желая оставаться наедине с собой. Такое энергичное поведение способно заряжать энтузиазмом, но в равной степени может мешать людям более тонкого склада ума, одиночкам, которые хотят дистанцироваться от толпы.

Такие «личности в себе» по мнению писателя, могут представлять скрытую угрозу для общества, с ними он посылает бороться «безумных» одиноких учителей.

Интеллектуалы наподобие Оли наделены большой долей эгоизма и не хотят сливаться с массой. Проблема в том, что у них отсутствует эмпатия, а оказываемая помощь – способ доминирования, проявление превосходства, а не сочувствия.

Лицом к лицу с тишиной и поиски ответов

Алексин заставляет представить страшную ситуацию: способен ли любящий муж простить дочери сумасшествие Нади. Возможно ли принять свои ошибки, когда уже пожинаешь их необратимые последствия?

О чём хотел сказать А. Алексин

Для каждого родителя необходимо найти ответ, в чём заключается воспитание – в бездумном потакании ребенку, или создании духовной базы, на которой будут основаны человечность и социальная адаптация.

Только целостные взрослые люди могут выстроить гармоничные отношения с собой и окружающими. В человеке должно присутствовать самоуважение, иначе им будут управлять более сильные, даже в лице детей.

А ведь нужно иметь способность вовремя видеть намерения людей сквозь их суету и «шум», различать слова, поступки и последствия сделанного.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/anatolij-aleksin/bezumnaya-evdokiya.html

Безумная Евдокия

Безумная Евдокия

Жанр

драма

Автор

Анатолий Алексин

Язык оригинала

русский

Дата написания

1977

«Безумная Евдокия» — драма советского писателя и драматурга Анатолия Георгиевича Алексина. Напечатана в журнале «Юность» в июне 1976 года.

История создания

У Анатолия Алексина была подруга, начальница отдела кадров СП СССР, — Нина Васильевна Боровская. Дочь Нины Боровской была проблемной девочкой-подростком, которую Алексин не раз помогал вытаскивать из разных неприятных ситуаций.

Однажды дочь Боровской не пришла домой вовремя из туристического похода, и Боровская вызвала к себе Алексина и они стали обзванивать больницы, милицию, морги. Дочь явилась через два дня и даже не подозревала о том, что её непредвиденное отсутствие мать могла принять так близко к сердцу.

Читайте также:  Краткое содержание драйзер американская трагедия за 2 минуты пересказ сюжета

Под влиянием этой истории Алексин написал «Безумную Евдокию». Первоначальное название повести — «Оленька»[1].

Сюжет

В школе некоего города учится девятиклассница Оля, единственная дочь у родителей. Когда-то её мать любила петь, а отец писал фантастические рассказы, но с рождением дочери эти их увлечения ушли на второй план.

Мать Оли Надя страдала пороком сердца, и врачи не рекомендовали ей иметь детей, но Надя настолько мечтала о дочери, что пренебрегла запретом врачей, в результате чего ей пришлось полгода провести в больнице.

Когда Оля родилась, Надя написала мужу записку, где сказала о дочери «Спасибо ей!» Уже в раннем возрасте у Оли проявились замечательные способности к изобразительному искусству, параллельно с основной школой она учится ещё и в художественной. Родители очень гордятся своей талантливой дочерью.

Классным руководителем Оли является учительница истории Евдокия Савельевна, обладающая странным вкусом в одежде и бурным характером, за что Оля её прозвала «безумной Евдокией». Эта учительница имеет склонность подчёркивать малейший успех слабых и посредственных учеников и при этом забывает отмечать талантливых.

Она внимательно следит за судьбой своих бывших учеников, часто приглашает их на встречи с Олиным классом, причём Оля и её родители замечают, что практически все эти бывшие ученики получили самые рядовые профессии (шеф-повар, шофёр, диспетчер), никто из них не добился ничего выдающегося.

Такая педагогическая практика Евдокии Савельевны идёт вразрез с Олиным характером. Во-первых, напряжённый график Оли не оставляет ей времени на школьные мероприятия, тем более что эти мероприятия для неё не интересны. Во-вторых, Оля считает, что Евдокия Савельевна просто не способна оценить её таланты.

Так, однажды Олин класс под руководством Евдокии Савельевны ставит спектакль на английском языке, но Оле, хотя она и владеет этим языком лучше всех в классе, достаётся лишь третьестепенная роль. Оля часто подшучивает над Евдокией Савельевной, иногда в рифму.

Родители во всём согласны с дочерью, хотя Надя иногда пытается приучить дочь к тактичности — по мнению Нади, если Евдокии Савельевне так дороги её бывшие ученики, то не стоит придумывать рифмованные дразнилки на эту тему.

Одно время Оля дружит со своей одноклассницей Люсей. Однажды Оля, пообещав взять Люсю на встречу с известным художником, не смогла сделать это — в зале не оказалось для Люси места, в результате Люсе пришлось ждать подругу на улице.

Люся обиделась на Олю. Дружба сводится на нет. Вскоре после этого Евдокия Савельевна делает Люсю старостой класса, и Люся отчитывает бывшую подругу за увиливание от дежурств и прочей общественной работы.

Оля и её родители считают поведение Люси предательством.

Однажды Евдокия Савельевна планирует поход двух девятых классов по местам боевой деятельности Мити Калягина — её бывшего ученика, совершившего во время войны смелый поступок.

В 1942 году тринадцатилетний Митя доставил медикаменты своему дяде-врачу, лечившему спрятанных солдат, причём проявил при этом находчивость — нашёл кратчайший путь к дому дяди. Два девятых класса должны найти этот путь, причём выигравший класс получит приз.

Оля не хочет идти в этот поход, но всё же идёт под влиянием как Бори, главного активиста класса, так и матери, боящейся, что её дочери, у которой не за горами окончание школы, могут испортить характеристику.

На следующее утро в квартире родителей Оли появляется Евдокия Савельевна с Люсей и Борей. Евдокия Савельевна извещает Олиных родителей о том, что ночью Оля исчезла в неизвестном направлении.

Удостоверившись в том, что дома Оли нет и не было, Евдокия Савельевна звонит в различные места по телефону, подключая к поискам и Митю Калягина, а родители не находят себе места от волнения.

Отец Оли считает, что, скорее всего, в походе его дочь так обидели, что та не смогла этого стерпеть и сбежала — никаких других причин для внезапного исчезновения дочери он найти не может.

Когда Евдокии Савельевне надо на минуту отлучиться, звонит телефон, к нему подходит Надя. Ей говорят, что звонят из морга и необходимо приехать туда и опознать труп девушки. После этого разговора Надя теряет над собой контроль и повторяет одну и ту же фразу «я не узна́ю её».

Вдруг открывается дверь, появляется Оля, живая и невредимая — оказалось, она, убежав из палатки, нашла путь, пройденный Митей Калягиным и получила приз (фотографию молодой Евдокии Савельевны, прятавшей у себя тех солдат.

) Но приход Оли происходит слишком поздно — Надя потеряла рассудок, и её увозят в психиатрическую больницу. По дороге из больницы происходит разговор между Евдокией Савельевной и отцом Оли.

В результате отец Оли впервые задумывается над тем, что Евдокию Савельевну до сих пор он рассматривал только через призму взгляда Оли и что именно его привычка оправдывать эгоистическое поведение Оли привела к случившейся трагедии.

Критика

Произведение вызвало огромное количество читательских рецензий.

Одни читатели считали, что Евдокия Савельевна была абсолютно права, другие — что, хотя Оля и неправа, Евдокия Савельевна неправа ещё больше, так как, будучи классным руководителем и руководителем похода, она позволила себе несколько недопустимых ошибок, ставящих под сомнение её профессиональную пригодность (так, Евдокия Савельевна не позаботилась о том, чтобы пересчитать участников похода перед отбоем, а также неграмотно вела поиски пропавшей Оли — фактически учительница повторила ошибку Генки Петрова, героя «Бронзовой птицы» А. Н. Рыбакова; в книге Рыбакова Генкины товарищи-комсомольцы сурово осудили действия Генки, в подобной ситуации поступившего точно так же, как Евдокия Савельевна, а ведь то, что непростительно школьнику-старшекласснику, тем более непростительно многоопытному педагогу.)

Судьба произведения

Впервые повесть была опубликована в журнале «Юность» №6 за 1976 год. Тираж составил 2 660 000 экземпляров. Повесть была переиздана более сорока раз; общий тираж составил более 10 миллионов экземпляров. В 1978 году, — в составе пяти повестей Алексина,— она была награждена Государственной премией СССР .

Ни одна из алексинских повестей не вызывала столь широкого и противоречивого отклика в прессе. Появилось свыше восьмидесяти рецензий, защищавших нравственную позицию Евдокии Савельевны, или отрицавших эту позицию; осуждавших юную эгоистку, либо оправдывавших Оленьку…
[2].

По повести также был поставлен радиоспектакль «Безумная Евдокия».
Повесть «„Безумная“ Евдокия» была переведена на:

  • английский,
  • болгарский,
  • венгерский,
  • вьетнамский
  • греческий,
  • испанский,
  • китайский,
  • персидский,
  • польский,
  • суахили,
  • чешский,
  • югославский,
  • японский и
  • на все языки союзных республик бывшего СССР.

Примечания

  1. ↑ Иду по дороге прошлого… Архивировано 19 июля 2014 года.
  2. ↑ Татьяна Алексина: ЖИТЬ ТОЛЬКО СОБОЙ?.. (о рассказе «БЕЗУМНАЯ» ЕВДОКИЯ») Архивировано 19 июля 2014 года.

Ссылки

  • Анатолий Алексин. Безумная Евдокия

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Безумная_Евдокия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector