Краткое содержание богданович душенька за 2 минуты пересказ сюжета

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» нелегко понять с первого раза.

Основные события запутанные, сюжет полон мистики и фольклорных символов, язык отдает глубокой стариной, ведь многие слова сейчас уже не используются в обиходе.

Чтобы помочь вам справиться с этим испытанием, команда «Литерагуру» разместила очень краткое содержание книги для читательского дневника и несложный анализ книги.

(526 слов) Произведение начинается со встречи семи мужиков — временно обязанных крестьян. Между ними возникает спор, кто на Руси живет лучше. В пути конфликт не прекращается, дошло до драки. Но вот один из них поймал птенца пеночки, и птица в обмен на его жизнь создает скатерть-самобранку, чтобы герои смогли обойти всю Русь и выяснить, кто прав.

В следующих главах писатель рассказывает о поисках мужиков. Сперва проверили благосостояние попа. Ответ мужики услышали не тот, который ожидали. Священнослужитель говорит, что счастье в спокойствии, но поп этого не имеет: его постоянно дергают на свадьбы, похороны, крестины, а денег дают мало.

Дальше мужики отправились на ярмарку — узнать у народа об их жизни. Находясь на ярмарке, мужики увидели пьющий народ и драки, сделав вывод, что здесь нет довольных жизнью людей.

Встречный человек Ермила Гирин делится историей, как он отправил постороннего человека вместо брата в рекруты, как раскаялся в этом, как просил у народа скинуться по рублю, а потом роздал каждому то, что взял на дело, как сидел в остроге после крестьянского бунта.

О своей жизни рассказывает следующий встречный, дворянин Гаврила, он вспомнил, как весело жил, держал крепостных, но после отмены крепостного права ничего не осталось веселого от прежнего раздолья.

Мужики уже не верили, что встретят счастливого человека и решили спросить у женщин. Они поделились историей о Матрене, которая сама рассказала свою историю. Она жила в хорошей семье.

В молодости вышла замуж, родители мужа невзлюбили невестку, и ей пришлось терпеть все обиды, вот только дедушка Савелий был добр к ней, но случилась трагедия, дед не уследил за сыном Матрены: Дёмушку съели свиньи. Матрена не смогла забыть это, хоть у нее потом родилось еще пятеро детей.

Сам дед полжизни провел на каторге за то, что убил управляющего, который довел крестьян до нищеты.

Но случилась еще одна беда, сына Матрены обвинили в неисправной работе, и она взяла всю вину на себя, получив побои. Потом, будучи беременной, она отправилась спасать своего мужа рекрутства и отстояла его освобождение, выпросив его у барыни – супруги чиновника. Сама героиня считает, что крестьянка не может быть счастлива.

Дальше мужики пришли к Волге и там заметили народ, который усердно работает. Но выяснилось, они это делают для старого помещика Утянина, который не знает об отмене крепостного права. Путники узнают историю, как его родня обманывает: они подговорили крестьян претворяться до смерти барина. В итоге простых людей богачи обманули, ничего не заплатив за участие в этой постановке.

В этом селе Вахлачиха они слушают песни. Есть история о Якове. Он постоянно помогал своему барину и, когда тот стал совсем стар, крестьянин возил его всюду на коляске. У Якова был племянник, который решил жениться на девушке, старик из ревности к красавице приказал отдать парня в рекруты. Слуга запил и решил отмстить барину, но на холопский лад: увез коляску в лес и там перед ним повесился.

Встретился мужикам странник Ион, который рассказал им историю грешников. Один из них был разбойник, совесть его мучила, и захотел он замолить грехи, но убил пана Глуховского. Следующая байка про Глеба, который решил скрыть за деньги освобождение крестьян.

В этой же деревне живет семинарист Гриша Добросклонов, который думает обо всей Русской земле и о народе, слагая песни. Он верит, что эта земля сильна и богата. Вот, кажется, мужики и нашли того самого счастливца.

Наталия Данилкина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-poemy-komu-na-rusi-zhit-horosho-dlya-chitatelskogo-dnevnika-n-nekrasov/

Краткое содержание Юшка Платонова за 2 минуты пересказ сюжета

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика и образ Юшки в рассказе Платонова

Произведения А.П. Платонова в основном повествуют о добрых и несчастных людях, не способных на плохие поступки. Его персонажи зачастую беззащитны, но невероятно сильны духом, бескорыстны и добросердечны. Таким является и Юшка — главный герой одноимённого рассказа.

Юшка — невысокий, худой, бедный человек сорока лет, работающий в кузнице подручным помощником. Настоящее имя героя — Ефим, но все окружающие привыкли звать его Юшкой.

Несмотря на свой возраст, выглядел он намного старше, и причиной тому была долго мучившая его чахотка.

Юшка был слаб, плохо видел, глаза его всегда были влажны, будто в них стояли никогда не высыхающие слезы, а ходил он из года в год в одной и той же, порядком изношенной одежде.

Все жители города знали Юшку, но никто не был к нему по-настоящему добр, кроме, разве что, дочери хозяина кузницы Даши. Остальные же глумились над ним, вымещали на несчастном свою злобу.

Дети бросались в него комьями земли и смеялись, когда он без тени упрека отвечал им: «Вы, должно быть, любите меня!». Юшка отличался своей большой любовью ко всему живому, искренне восхищался природой, «целовал цветы» и «гладил кору на деревьях».

Этот человек был не способен проявлять жестокость по отношению к другим, именно поэтому люди имели возможность безнаказанно над ним издеваться.

Раз в год Ефим, надев на плечи котомку с хлебом, покидал город. Никто не знал, что он навещал девочку-сироту, которая училась и жила в Москве на зарабатываемые им деньги.

Юшка во всем ограничивал себя ради нее, копил средства на ее обучение, а она, в свою очередь, пообещала ему выучиться на врача и вылечить его чахотку. Однако главному герою было не суждено дожить до ее приезда. Юшка умер, получив толчок в грудь от прохожего, разозлившегося на его слова о всеобщем равенстве.

Это был первый и последний раз, когда Ефим Дмитриевич осмелился ответить на оскорбления. Смерть Юшки повлекла за собой не самые лучшие последствия. Оказалось, что своим существованием он действительно играл большую роль среди людей, хоть они и не замечали этого.

Исчез тот, на ком можно было срывать свою злость, тот, кто безответно терпел все издевки и унижения. Отныне «вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними».

Таким образом, Юшка, над которым насмехались, которого презирали и считали чудаковатым, оказался намного милосерднее и человечнее всех тех, кто его окружал. Позаботившись когда-то о девочке-сироте, он оставил память о себе, подарив своему городу чудесного доктора.

  Нравственный выбор — сочинение-рассуждение 9 класс

Жанр и сюжет произведения

«Юшка» — произведение гениального автора Андрея Платонова, суть написания которого заключалась в преподнесении повседневности со всеми ее жизненными проявлениями, а название красноречиво говорит о том, что центральную позицию в повествовании занимает человек с такой кличкой. Жанр «Юшки» — повесть. В центре сюжета стоит старик по прозвищу Юшка (на жаргоне это означает немощный или непутевый), кузнец, предоставляющий работу центральному персонажу, и Даша — девочка-сирота, которой помогал главный герой и которая стала врачом.

Довольно сложно уместить все страдания Ефима Дмитриевича (именно так зовут центрального персонажа) и основную мысль повести Платонова «Юшка» в кратком содержании для читательского дневника. Но школьники, проходящие это произведение, должны уметь грамотно составлять сокращенное описание. Для этого необходимо выделить основную сюжетную линию.

Главный герой по прозвищу Юшка — помощник местного кузнеца с трудной судьбой. В качестве завязки автор решил поведать историю жизни персонажа, рассказать о его работе, родственниках.

Кульминация же повести весьма непредвиденна, ведь жизнь Ефима обрывается из-за простого спора с озлобленным прохожим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

В качестве развязки автор рассказывает читателям о приемной дочке Юшки, которая была сиротой.

В своих рассказах Андрей Платонов не прибегает к рассуждениям об экстремальных ситуациях или неординарных поступках.

Читайте также:  Краткое содержание конармия бабеля за 2 минуты пересказ сюжета

Герои его произведений демонстрируют простые бытовые взаимоотношения, позволяющие заглянуть внутрь человеческой души сквозь призму типичных ситуаций.

Основные проблемы, рассматриваемые писателем:

  1. люди не должны вымещать свою злобу на других представителей общества только потому, что они не такие;
  2. любую боль, жизненные неудачи, накопившуюся злобу нельзя проецировать на человека, отличающегося внешне, неспособного дать отпор;
  3. состоятельность любого человека проявляется не в красивой одежде, модной прическе, а в отношении к людям, требующим сострадания.

Тогда только можно стать богатым, наполнив себя высокими моральными качествами. И ярким тому примером был Юшка, богатый душой, заслуживающий внимания и уважения окружающих. Именно таких людей нужно ценить, беречь, а не губить.

Названная дочь

Вот так погиб Юшка. Очень краткое содержание рассказа продолжается неожиданным визитом в кузницу девушки. Она пришла осенью и попросила позвать Ефима Дмитриевича. Кузнец не сразу понял, что она говорила о Юшке. Он рассказал девушке, что произошло. Спросил, кем она приходится этому человеку.

Девушка ответила, что она сирота, и Ефим Дмитриевич ей не родня. Он заботился о девушке с самого детства, раз в год приносил ей накопленные деньги на жизнь и учебу.

Благодаря ему она окончила университет, стала доктором. И вот теперь приехала вылечить дорогого ей человека, но было уже поздно.

Однако девушка не покинула город, она стала здесь работать в туберкулёзной больнице, бесплатно приходила на дом ко всем нуждающимся, лечила их.

Даже когда она состарилась, не перестала помогать людям. В городе её прозвали дочерью доброго Юшки, слишком поздно поняв, каким необыкновенным и чистым душой был тот человек, которого они погубили.

План повести

Несмотря на то что рассказ сам по себе короткий, не разделен на главы, детям, учащимся в 7 классе, порой довольно сложно прочитать полностью столь эмоциональное произведение. Чтобы упростить себе задачу пересказа повести или создания изложения, стоит заранее составить план с выделением основных мыслей.

Условно его можно разделить на несколько частей:

  • Портрет главного героя Юшки, повествование о его работе и кузнеце.
  • Материальное положение Ефима Дмитриевича.
  • Отношение детей и взрослых к главному персонажу, моральное и физическое давление.
  • Поездки каждое лето в отпуск, никто не знает, куда отправляется ежегодно на месяц Юшка.
  • Плохое здоровье героя, из-за чего он не отправляется в очередную поездку.
  • Трагическая смерть Ефима Дмитриевича.
  • Изменение жизни односельчан после кончины подмастерья кузнеца.
  • Приезд приемной дочери Юшки, которая была обеспокоена отсутствием отца.
  • Рассказ, который заставил измениться злых людей, о доброте главного персонажа.
  • Устройство Даши на работу врачом в том же городе, где раньше жил ее приемный отец.
  • Несение добра людям Юшкиной дочерью.

Придерживаясь каждого пункта такого плана, можно с легкостью написать изложение или краткий пересказ повести, составить отчет для читательского дневника, проникнуться идеей.

Как одевался помощник кузнеца

Он не позволял себе тратить деньги. Почему? Об этом вы узнаете в самом конце рассказа «Юшка». Краткое содержание произведения даёт возможность лучше рассмотреть всю глубину души этого человека. Немолодой мужчина вместо сладкого чая пил воду.

Он постоянно отказывал себе в покупке новой одежды, поэтому ходил всегда в одном и том же. Летом его бедный гардероб состоял из блузы и штанов, которые со временем сильно закоптились и были прожжены искрами.

Летней обуви у героя рассказа не было, поэтому в теплое время года он всегда ходил босяком.

Зимний гардероб был таким же, только поверх рубахи помощник кузнеца надевал старый, доставшийся ещё от отца, полушубок. На ногах были валенки, которые от времени тоже продырявились. Но их каждую осень подшивал неутомимый Юшка.

Образ Юшки

Центральным персонажем повести является подмастерье местного кузнеца Ефим Дмитриевич, которого по просторечному называют Юшкой. Добросердечный мужчина выглядел как старик, хотя ему было всего сорок лет. Добросердечный Ефим всегда был примером истинной, святой, чистой любви.

По мнению окружающих, вел себя он предельно странно, о чем говорит цитата: «Он склонялся к земле и целовал цветы».

И поступал он так неспроста, он просто боялся повредить все живое своим дыханием, гладил древесную кору, старательно относил в траву попадающихся на его пути жуков, бабочек, всматриваясь прямо в их глаза, словно ведя беседу с насекомыми.

Отдыхая душой на природе, Юшка забывал о том, что страдает чахоткой, превратившей его из молодого мужчины в старика.

Без всего живого он испытывает одиночество, ведь люди не могут принять Ефима из-за внешности. Но это не умеряет его любви к людям.

Особенное значение в Юшкиной жизни имеет сиротка по имени Даша, выращенная им как родная дочка.

Она живет в Москве, где учится на врача. Он настолько сильно любил приемную дочь, что сам не пил чай, не ел сахар, лишь бы она могла все это позволить себе.

Краткая характеристика, анализ Юшки из одноименной повести Платонова:

  • У него нет жены, родных детей, друзей.
  • Отличается худощавым телосложением и низким ростом.
  • У Юшки нет густых усов или бороды, просто отдельно растущие волоски.
  • Словно затянутые, как у слепого, белой пеленой глаза.
  • Простая одежда, он всегда носил простую блузу и старые рабочие штаны.
  • Спокойный умиротворенный голос и добродушие в каждом слове звучали из его уст.
  • Безобидность и малая разговорчивость.
  • Спокойствие и невозмутимость, даже если кто-то пытался задеть главного героя словами либо действиями.

Из-за добродушия главному персонажу приходилось терпеть постоянные насмешки. Его мог обидеть не только взрослый, но и ребенок, которому привили презрение к больному односельчанину. Несмотря на это, Ефим не проявляет агрессию к окружающим, он молча терпит оскорбления и избиения.

Это еще больше злит оскорбителей, предстающих в рассказе в виде детей. Главный герой принимает подобные действия, словно проявление любви к нему, не подозревая, что рядом с ним стоит не друг, а враг.

Работает Ефим в кузнице, куда отправляется с раннего утра, откуда возвращается самым последним. Трудится он здесь, не покладая рук, на протяжении 25 лет.

Но в глазах окружающих он выглядит ущербным человеком, который ничего не достиг в жизни, им даже страшат детей, говоря, что они могут стать как Юшка, если не будут слушаться.

Счастливым главный герой чувствует себя исключительно вдали от города, наедине с травами, реками и их обитателями.

Главные герои

Юшка

Данный герой характеризуется с положительной стороны. Он очень добр ко всем и всех любит. Всегда отвечал добром на зло, не ожидая взаимности в ответ. Готов жертвовать последним ради незнакомого человека. За всю жизнь не обидев ни одного живого существа. Для него все равны и букашки и люди. Любви обильный человек.

Всю свою жизнь работает за гроши, которые не тратит на себя, а помогает бедной незнакомой сиротке. Эта девочка была для него всем смыслом жизни. Ради нее он вставал по утрам, зная что сегодня он поможет ей заработав немного денег.

Отдавал ей все. Воспитывал ее. Был примером для нее, примером добра, примером того что все заслуживают хорошего отношения ни взирая ни на что. Девочка слушала его и брала пример. После уехала в другой город для получения образования.

Окружающие люди, которых он встречает на своем пути, не понимают его действий и всячески пытаются над ним поиздеваться. Ведь горожане прогнили душой и не замечают за своими поступками всего этого зла.

Но Юшка пытается им это показать и доказать всеми способами. Помогая всем, кто к нему обращался за помощью. Взамен не просил ничего и не принимал благодарности в виде любых вознаграждений.

И вот однажды один из таких плохих людей случайно убивает Юшку.

Краткое содержание

Ефима, работающего помощником в кузнице, в народе прозвали Юшкой. На вид слабый мужчина был словно старик, хотя ему недавно исполнилось лишь сорок лет.

Так старо он выглядел из-за чахотки, подкашивающей его с каждым днем все больше. Он так долго работает в кузнице, что местные жители сверяют по нему часы. Когда тот отправляется на работу, то взрослые поднимают детей.

Читайте также:  Краткое содержание лессинг натан мудрый за 2 минуты пересказ сюжета

Когда он уходит домой, то приходит для других время ужина и сна.

Горожане обижают Юшку, постоянно осуждают за спиной, бьют, бросают в него камни и землю. Но он не обижается на людей. Детишки, пытающиеся разозлить помощника кузнеца, порой думают, что он не настоящий, наряду с этим сам Ефим считает подобное поведение выражением слепой любви.

Все заработанные деньги он бережно собирает, а питается только пустой водой. Каждый год летом на целый месяц он уезжает куда-то, но никто из местных не знает, куда и зачем. Некоторые подозревают, что он ездит к дочке, такой же жалкой и немощной как сам отец.

Ежегодно чахотка одолевает больного мужчину все больше. Одним летом он остается дома. Проходя по улице, Юшка встречает пьяного прохожего, задевающего мужчину за живое. Тот не выдерживает и отвечает на злословие веским аргументом, что, раз он появился на свет, значит, он тоже кому-то нужен здесь.

Такие слова не приходятся по вкусу прохожему, он толкает бедолагу в грудь, Ефим падает, теряет много крови и умирает. Все соседи сбежались на похороны подмастерья кузнеца, тело которого мастер нашел на улице. Теперь горожанам не на ком срывать свой гнев и злобу, они начинают скучать по Юшке.

Однажды в город из Москвы приезжает девушка, ищущая Ефима Дмитриевича. Все принимают ее за ту самую дочку, которая представилась Дашей.

Девушка рассказывает, что покойный не был ее отцом, он просто ухаживал за сироткой, которая была для него как дочка.

Даша училась на врача, она была благодарна опекуну, хотела вылечить его, ведь он заслуживал то, чтобы не болеть, но он не приехал в очередной раз, поэтому ей пришлось отправиться на поиски.

Узнав о смерти приемного отца, девушка остается в его родном городе, где работает врачом, а в народе ее все называют Юшкиной дочкой, хотя сами уже не помнят, кем он был.

Главный герой рассказа

Андрей Платонович Платонов написал этот удивительный рассказ в 1935 году. Автор ведет повествование от первого лица, поэтому читателю кажется, что он хорошо знал главного героя произведения.

Звали того Ефимом, но все именовали его Юшкой. На вид этот человек был старым. В его руках уже было мало силы, и зрение подводило — мужчина плохо видел. Работал он в кузнице при большой дороге, простиравшейся в сторону Москвы — выполнял посильные задания. Ефим носил уголь, воду, песок, раздувал горн мехами. Были у него и другие обязанности при кузне. Вот так и работал Юшка.

Жил он у хозяина кузницы на квартире. Рано утром уходил на работу, а поздно вечером возвращался обратно. За хорошее исполнение своих обязанностей хозяин его кормил кашей, щами, хлебом. Чай, сахар, одежду Юшка должен был покупать на своё жалованье, которое составляло 7 рублей 60 копеек.

Отзывы

Прочитав эту повесть, я поняла, что не стоит обижать и обзывать своих одноклассников, например, тех, кто зациклен на учебе или носит очки. Все мы равны, каждый по своему прекрасен. Нужно принимать окружающих такими, как есть, чтобы потом не ощущать чувство вины. Повесть Юшка прекрасно учит этому.

Ангелина

Задали ребенку прочитать этот рассказ. Скажу честно, короткий, но читается тяжело. Очень сопереживали с сыном главному герою. Жаль, что для него все закончилось трагически, а все поняли, что были неправы поздно. Многое можно переосмыслить благодаря повести Юшка, прочитать однозначно стоит.

Светлана

Краткое описание достаточно передает все нюансы рассказа. Написано доступно и понятно с выделением основных мыслей, благодаря чему можно составить отличный и детализированный пересказ. Мне понравилось. Павел

Источник: https://memblog.ru/stihotvoreniya/yushka-kratkoe-soderzhanie.html

Сюжет «Душеньки» Ипполита Федоровича Богдановича

Ипполит Федорович Богданович вошел в историю русской литературы как автор «Душеньки» (1783), которая узаконила еще один вариант русской поэмы: волшебно-сказочный.

Дальнейшее развитие этого жанра выражалось в замене античного содержания образами, почерпнутыми из национального русского фольклора.

«Душенька» стоит на периферии русского классицизма, с которым она связана античным сюжетом и некоторой назидательностью повествования.

  • Приятно рассмеялась Хлоя
  • Не для похвал себе пою;
  • Сюжет «Душеньки» восходит к древнегреческому мифу о любви Купидона и Психеи, от брака которых родилась богиня наслаждения. Эту легенду в качестве вставной новеллы включил в книгу «Золотой осел» римский писатель Апулей. В конце XVII в.

    произведение «Любовь Психеи и Купидона», написанное прозой со стихотворными вставками, опубликовал французский писатель Жан Лафонтен.

    В отличие от своих предшественников, Богданович создал свое стихотворное произведение, полностью отказавшись от прозаического текста.

    Сюжет «Душеньки» – сказка, широко распространенная у многих народов,- супружество девушки с неким фантастическим существом. Муж ставит перед супругой строгое условие, которое она не должна нарушать. Жена не выдерживает испытания, после чего наступает длительная разлука супругов.

    Но в конце концов верность и любовь героини приводит к тому, что она снова соединяется с мужем. В русском фольклоре один из образцов такой сказки – «Аленький цветочек». Богданович дополнил сказочную основу выбранного им сюжета образами русской народной сказки.

    К ним относятся Змей Горыныч, Кащей, Царь-Девица, в ней присутствует живая и мертвая вода, кисельные берега, сад с золотыми яблоками. Греческое имя героини – Психея – Богданович заменил русским словом Душенька.

    В отличие от героических поэм типа «Илиады», «Душенька» служила чисто развлекательным целям:

    «Душенька» написана в стиле рококо, популярном в аристократическом обществе XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к античным мифологическим сюжетам, которым они придавали кокетливо-грациозный эротический характер. Постоянными персонажами искусства рококо были Венера, Амур, Зефир, Тритон и т. п.

    Во французской живописи XVIII в. наиболее известными представителями рококо были А. Ватто и Ф. Буше. Белинский объяснял популярность «Душеньки» именно особенностями ее стиха и языка.

    «Представьте себе,- писал он,- что вы оглушены громом, трескотнёю пышных слов и фраз… И вот в это-то время является человек со сказкою, написанною языком простым, естественным и шутливым… Вот причина необыкновенного успеха «Душеньки» . Вместе с тем она расширила границы самого жанра поэмы. Богданович первый предложил образец сказочной поэмы.

    За «Душенькой» последуют «Илья Муромец» Карамзина, «Бова» Радищева, «Альоша Попович» Н. А. Радищева, «Светлана и Мстислав» Востокова и, наконец, «Руслан и Людмила» Пушкина.

  • Но чтоб в часы прохлад, веселья и покоя
  • Шутливая манера повествования сохраняется по отношению ко всем героям поэмы, начиная с богов и кончая смертными. Античные божества подвергаются в поэме легкому травестированию, но оно лишено у Богдановича грубости и непристойности майковского «Елисея».

    Каждый из богов наделен чисто человеческими слабостями: Венера – высокомерием и мстительностью, Юпитер – чувственностью, Юнона – равнодушием к чужому горю. Не лишена известных недостатков и сама Душенька. Она доверчива, простодушна и любопытна. От античных и классицистических героических поэм «Душенька» отличается не только содержанием, но и метрикой.

    Первые писались гекзаметром, вторые – александрийским стихом. Богданович обратился к разностопному ямбу с вольной рифмовкой.

    Источник: https://www.getsoch.net/syuzhet-dushenki-ippolita-fedorovicha-bogdanovicha/

    Поэма-сказка «Душенька» И. Ф. Богдановича (герои и стиль)

    Ипполит Федорович Богданович вошел в историю русской литературы как автор «Душеньки» (1783), которая узаконила еще один вариант русской поэмы: волшебно-сказочный.

    Дальнейшее развитие этого жанра выражалось в замене античного содержания образами, почерпнутыми из национального русского фольклора.

    «Душенька» стоит на периферии русского классицизма, с которым она связана античным сюжетом к некоторой назидательностью повествования.

    Сюжет «Душеньки» восходит к древнегреческому мифу о любви Купидона и Психеи, от брака которых родилась богиня наслаждения. Эту легенду в качестве вставной новеллы включил в книгу «Золотой осел» римский писатель Апулей. В конце XVII в.

    произведение «Любовь Психеи и Купидона», написанное прозой со стихотворными вставками, опубликовал французский писатель Жан Лафонтен.

    В отличие от своих предшественников, Богданович создал свое стихотворное произведение, полностью отказавшись от прозаического текста.

    Сюжет «Душеньки» — сказка, широко распространенная у многих народов, — супружество девушки с неким фантастическим существом. Муж ставит перед супругой строгое условие, которое она не должна нарушать.

    Читайте также:  Краткое содержание стивен кинг сияние за 2 минуты пересказ сюжета

    Жена не выдерживает испытания, после чего наступает длительная разлука супругов. Но в конце концов верность и любовь героини приводит к тому, что она снова соединяется с мужем.

    В русском фольклоре один из образцов такой сказки — «Аленький цветочек».

    Богданович дополнил сказочную основу выбранного им сюжета образами русской народной сказки. К ним относятся Змей Горыныч, Кащей, Царь-Девица, в ней присутствует живая и мертвая вода, кисельные берега, сад с золотыми яблоками. Греческое имя героини — Психея — Богданович заменил русским словом Душенька.

    В отличие от героических поэм типа «Илиады», «Душенька», служила чисто развлекательным целям. Он пишет изящную сказку, и его задача – увести читателя от больших и серьезных проблем в светлый, веселый мир шутки, легких чувств, безобидных горестей, розового света. Поэтому вся его поэма от начала до конца шутлива, иронична.

    Он низвергает своей усмешкой все идейные кумиры.

    Шутливая манера повествования сохраняется по отношению ко всем героям поэмы, начиная с богов и кончая. смертными. Античные божества подвергаются в поэме легкому травестированию, но оно лишено у Богдановича грубости и непристойности майковского «Елисея».

    Каждый из богов наделен чисто человеческими слабостями: — высокомерием и мстительностью, Юпитер — чувственностью, Юнона — равнодушием к чужому горю. Не лишена известных недостатков и сама Душенька. Она доверчива, простодушна и любопытна. От античных и классицистических героических поэм «Душенька» отличается не только содержанием, но и метрикой.

    Первые писались гекзаметром, вторые — александрийским стихом. Богданович обратился к разностопному ямбу с вольной рифмовкой.

    «Душенька» написана в стиле рококо, популярном в аристократическом обществе XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к античным мифологическим сюжетам, которым они придавали кокетливо-грациозный эротический характер. Постоянными персонажами искусства рококо были Венера, Амур, Зефир, Тритон и т. п.

    Во французской живописи XVIII в. наиболее известными представителями рококо А. Ватто и Ф. Буше. Белинский объяснял популярность «Душеньки» именно особенностями, ее стиха и языка. «Представьте себе, — писал он, — что вы оглушены громом, трескотнёю пышных слов и фраз…

    И вот в это-то время является человек со сказкою, написанною языком простым, естественным и шутливым… Вот причина необыкновенного успеха «Душеньки». Вместе с тем она расширила границы самого жанра поэмы. Богданович первый предложил образец сказочной поэмы. За «Душенькой» последуют «Илья Муромец» Карамзина, «Бова» Радищева, «Альоша Попович» Н.

    А. Радищева, «Светлана и Мстислав» Востокова и, наконец, «Руслан и Людмила» Пушкина.

    Источник: https://students-library.com/library/read/46013-poema-skazka-dusenka-i-f-bogdanovica-geroi-i-stil

    Богданович «Душенька» – краткое содержание и анализ — Русская историческая библиотека

    Самым известным представителем русской «легкой поэзии» эпохи Екатерины II считается Ипполит Фёдорович Богданович (1743 – 1802). Его главное произведение: «Душенька».

    Это – поэма шутливая, «легкая», – жанр, узаконенный еще древним миром (например, поэма: «Война мышей и лягушек»). В противоположность «серьезной» поэме, эта «шутливая» отличалась и легкостью содержания, и вольностью стиха.

    • На поэзию Богданович смотрит так:
    • Любя свободу я пою, Не для похвал себе пою; Но чтоб в часы прохлад, веселья и покоя
    • Приятно рассмеялась Хлоя!
    • К Гомеру обращается поэт с следующей речью:
    • О ты, певец богов, Гомер, отец стихов Двойчатих, ровных, стройных, И к пению пристойных! Прости вину мою, Когда я формой строк себя не беспокою
    • И мерных песен здесь порядочно не строю!

    «Душеньки» взято из прозаического произведения Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона» («Les amours de Psyché et de Cupidon»). этого произведения, в свою очередь, заимствовано было автором из романа Апулея «Золотой осел».

    В произведении Апулея главная идея заключается в том, что душа, погрязшая в чувственности, материи потом, благодаря посвящению в таинства, очищается и преображается. Душа женщины (Психея), утратив свою первоначальную чистоту, долженствовала как невольница Любви (Венеры) пройти ряд суровых испытаний, чтобы подняться до божественного жениха – Эрота (Купидона, Амура).

    Уже Лафонтен взял для своего романа из повести Апулея только эротическую фабулу, отбросив «идею». То же, следуя за Лафонтеном, сделал и Богданович.

    Краткое содержание его стихотворной повести таково. Оракул предсказывает царю, отцу Душеньки, что его дочь выйдет замуж за чудовище; для исполнения воли богов она должна, быть отвезена на гору и там оставлена. Приказание оракула исполнено, и покинутая героиня делается женою чудовища. Она живет в богатом дворце, окружена богатством, но супруга своего не видит: он является к ней лишь ночью.

    Узнать, кто он, она не смеет, так как предупреждена, что тогда лишится всех благ. Любопытство, однако, побеждает все. Она зажигает светильник, когда супруг её является к ней. Оказывается, он – сам бог Амур.

    За ослушание, Душенька лишается всех богатств и бродит одна в пустыне.

    Отчаянье заставляет ее искать средств к самоубийству, но Амур ее спасает всякий раз – и, наконец, она, раскаявшись, возвращает себе и богатства, и любовь мужа.

    1. Мораль произведения, выраженная в заключительных словах Зевса: –
    2. Закон времен творит прекрасный вид худым! Наружный блеск в очах проходит так, как дым, Но красоту души ничто не изменяет –
    3. Она единая всегда и всех пленяет!

    – осталась еще от греческого оригинала. Тем менее она вяжется с тем легким цинизмом, который, наслоившись на этот сюжет еще во Франции, делается подчас грубоватым под пером Богдановича. Самое остроумие, тонкое у Лафонтена, сделалось у русского поэта тяжелым. Горе отца, при разлуке с дочерью изображено, например, так:

    И напоследок царь, согнутый скорбью в крюк, Насильно вырван был у дочери из рук.

    Блуждая в пустыне, Душенька встречает рыбака. Тот ее спрашивает, кто она; – она отвечает:

    «Я – Душенька… Люблю Амура!» Потом расплакалась, как дура…

    • Олимпийцы представлены в карикатурном виде:
    • А там, пред ней, Сатурн, без зуб, плешив и сед, С обновою морщин на старолетней роже, Старается забыть, что он – давнишний дед: Прямит свой дряхлый стан, желает быть моложе, Кудрит оставшие волос свои клочки
    • И видеть Душеньку вздевает он очки.

    Сама героиня у Богдановича потеряла всю поэзию апулеевской Психеи и обратилась в пустую, капризную «щеголиху», любящую наряды и поклонников, ради богатств легко примиряющуюся с мыслью, что её супруг – чудовище.

    Любопытно, что в поэму Богдановича, кроме нескольких игривых народных сценок его собственного изобретения, вошли некоторые мотивы русских сказок («Кощей Бессмертный», «Царь-девица», «кисельные берега», «мертвая и живая вода»).

    Впрочем, как к классицизму, так и к народной поэзии автор относится с насмешкой. Для нас, конечно, особенно важно, что и форма, и содержание этого произведения подрывают основы псевдоклассицизма, и героиня получает реальные черты живого существа.

    Значение поэмы Богдановича признано было даже Белинским, увидевшим в ней «переходную ступень от громких, напыщенных од и тяжелых поэм, которые всех оглушали и удивляли, но никого не услаждали, – к более легкой поэзии, куда вводится комичный элемент, где высокое смешивается со смешным, как это есть в самой действительности, и сама поэзия становится ближе к жизни».

    Карамзин с восторгом отозвался об этой поэме: «В 1775 году, – говорит он, – Богданович положил на алтарь Грации свою «Душеньку»…

    «Душенька» есть легкая игра воображения, основанная на одних правилах нежного вкуса, а для них нет Аристотеля». «В таком сочинении все правильно, что забавно и весело, остроумно выдумано, хорошо сказано.

    Это кажется очень легко – и в самом деле нетрудно, но только для людей с талантом».

    Такой суд Карамзина, уже все порвавшего с ложным классицизмом ради сентиментализма, ясно указует, что произведение Богдановича принадлежит скорее новой школе поэтов «свободного» чувства, чем школе староверов-классиков.

    Пушкин отдал дань Богдановичу, взяв некоторые черты у его «Душеньки» для своей Людмилы; с писателем XVIII в. великий поэт впоследствии честно расплатился, признавшись (в «Евгении Онегине»), что в юности ему были «милы Богдановича стихи».

    Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5709-bogdanovich-dushenka-kratkoe-soderzhanie-i-analiz

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector