- «Мамаша Кураж и ее дети» анализ поможет определить, какая тема, идея, жанр, сюжет, проблематика, главные герои произведения.
- Автор — Бертольд Брехт
- Год написания — 1938-1939
- Жанр — историко-аллегорическая драма (или драма-предостережение)
Основой пьесы Б. Брехта являются события Тридцатилетней войны.
Основной темой произведения является тема войны. Война, которая не щадит ни кого, делает людей злыми и жадными, она меняет не только судьбы людей, но и судьбы целых стран и континентов.
Идея — несовместимость материнства, счастья с войной и насилием.
Главная проблема произведения — проблема войны и мира, отношения родителей и детей, богатства и бедности.
Главные герои произведения «Мамаша Кураж и ее дети»
- Матушка Кураж (Анна Фирлинг)
- Катрин (Kattrin) — ее немая дочь
- Эйлиф (Eilif) — ее старший сын
- Швейцеркас (Schweizerkas) — ее младший сын
Произведение «Мамаша Кураж и ее дети» является одним из самых ярких воплощений теории «эпического театра»
Признаки «эпического театра» в пьесе:
- краткое изложение содержания в начале каждой картины;
- песни-зонґы, которые комментируют действие;
- широкое использование рассказа;
- монтаж — сочетание частей, эпизодов без их логической связи, вызывает у зрителя поток ассоциаций;
- использование параболы;
- «Эффект отчуження».
«Мамаша Кураж и ее дети» сюжет
Действие пьесы происходит в Европе во время Тридцатилетней войны (1624-1636 гг.). Пьеса состоит из 12 сцен, которые описывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка.
Матушка Кураж не имеет никаких иллюзий относительно войны и относится к ней как к способу обогащения. Желая прожить войной, матушка Кураж платит высокую цену. Сначала погибают два ее сына, потом — дочь Катрин.
Попрощавшись с мертвой дочерью, матушка Кураж ничего не меняет в своей жизни и снова идет вслед за солдатами на войну и думает только об обогащении.
Описывая события XVII в., Брехт обращал внимание соотечественников на опасность эгоизма и равнодушия. Он писал: «Задача автора пьесы не в том, чтобы заставить матушку Кураж прозреть в конце … Автору нужно, чтобы зритель прозрел. Прозрение Кураж противоречило бы не только ее характеру, но событиям в Германии 30-х годов XX в. ».
По мнению Брехта, зрители должны понять: фашизм угрожает всему человечеству. Образ матушки Кураж может служить метафорическим образом Германии 1930-х годов: начиная войну, немцы верили, что могут разбогатеть; теряя своих детей в боях, считали, что те погибли за великую идею.
Эта страна преодолела страшные испытания, но, в отличие от матушки Кураж, ее народ в конце концов сделал правильные выводы.
Источник: https://kratkoe.com/mamasha-kurazh-i-ee-deti-analiz/
Книга «Мамаша Кураж и её дети »
Действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны, обернувшейся для Германии национальной катастрофой.
Весна 1624 года; шведский военачальник Аксель Оксеншерна набирает войско для похода на Польшу, однако вербовка идёт плохо. Фельдфебель и Вербовщик встречают на дороге фургон маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж.
По дорогам войны она скитается со своими взрослыми сыновьями Эйлифом и Швейцеркасом и немой дочерью Катрин. Пока Фельдфебель заговаривает зубы мамаше Кураж, Вербовщик обрабатывает её старшего сына.
Несмотря на протесты матери, предсказывающей ему скорую гибель, Эйлиф уходит с Вербовщиком.
Проходит два года.
В Польше, у палатки шведского военачальника, мамаша Кураж торгуется с его поваром-голландцем по поводу каплуна; военачальник появляется вместе с Эйлифом, который, как выясняется, совершил подвиг: отбил у крестьян 20 голов скота, изрубив при этом четверых. Полковой священник оправдывает Эйлифа: «Господь наш умел сотворить из пяти хлебов пятьсот, ему и нужды не было. Потому и мог он требовать: люби ближнего своего. Ибо люди сыты были. Ныне не те времена».
Проходит ещё три года; Швейцеркас стал казначеем Финского полка, в который влилась и мамаша Кураж.
Война «наладилась», и дела у неё идут — грех жаловаться; в сопровождении священника к Кураж часто заходит повар — поговорить о политике, об этой войне, где, по его словам, «немножко грабёж, немножко резня, немножко поджигательство и, не забыть бы, немножко изнасилие».
Тем временем приближаются католики, армия лютеран стремительно отступает, — вместе с не успевшим скрыться священником, дочерью и Швейцеркасом, в последний момент прибежавшим к матери, чтобы спрятать в её фургоне полковую казну, Кураж оказывается на территории, занятой католиками.
Швейцеркас пытается добраться до своего полка, но, едва успев перепрятать ларец, попадает в руки к католикам, давно ищущим казначея.
Кураж, чтобы подкупить фельдфебеля и спасти сына, которому грозит смертная казнь, готова заложить свой фургон; бывшая полковая проститутка Иветта даёт ей под залог 200 гульденов и сама ведёт переговоры с фельдфебелем.
Однако выплатить долг Кураж рассчитывала из полковой казны, от Иветты она узнаёт: под пытками Швейцеркас признался в том, что, заметив погоню, он выбросил ларец в реку. Выкупать фургон не на что, — Кураж просит Иветту поторговаться и снизить «выкуп» за сына; пока она торгуется, Швейцеркаса приговаривают к смертной казни.
Прошло ещё несколько лет; мамаша Кураж со своим фургоном исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф, и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир — разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее она рада миру: по крайней мере второго сына война у неё не отнимет. У её палатки вновь появляется повар.
Кураж отправляется на базар — продать свой товар, пока за него хоть что-то могут заплатить; в её отсутствие под конвоем приводят Эйлифа: он повторил свой давний «подвиг» — отобрал у крестьянина скотину, зарезав при этом хозяйку; но в мирное время за это расстреливают, и повидаться с матерью ему разрешили перед казнью. Кураж возвращается со своим товаром и счастлива тем, что не успела его продать: как выяснилось, мир закончился и уже третий день опять идёт война. Она вновь отправляется в путь, взяв с собой повара, который ничего не рассказывает ей об Эйлифе.
Осень 1634 года, «война за веру» идёт уже шестнадцать лет. И повару, и Кураж надоело скитаться, торговля не идёт: людям нечем платить; повар получает известие о том, что его мать умерла и оставила ему в наследство маленький трактир; он зовёт с собой Кураж, но — без Катрин: троих его трактир не прокормит. Кураж отказывается бросить дочь.
Два года Кураж и Катрин скитаются по Германии в обозе войска. Фургон останавливается на ночь у крестьянского дома, и Катрин слышит, как три католика требуют, чтобы крестьянин показал им дорогу в город; за ними движется полк. Катрин поднимает тревогу и гибнет. Оплакав дочь, Кураж вновь впрягается в свой фургон: «Надо опять налаживать торговлю».
Источник: https://www.livelib.ru/book/1001797413-mamasha-kurazh-i-ejo-deti-bertolt-breht
Мамаша Кураж и её дети — краткое содержание пьесы Брехта
Действие пьесы Бертольда Брехта происходит во время тридцатилетней войны — одной из самых ужасных войн в Еврпопейской истории, а особенно для Германии. Шведский военачальник набирает войско для следующего похода на католиков, но дело движется не слишком удачно.
По дороге они встречают маркитантку Анну Фирлинг, которую называют матушкой кураж. Она занимается торговлей вместе со своим сыновьями и глухонемой дочерью. Фельдфебель отвлекает Анну, а вербовщик убеждает ее старшего сына Эйлифа вступить в армию.
Мать протестует против этого и предсказывает Эйлифа скорую гибель, но сын ее не слушает.
Через два года матушка кураж в Польше торгуется с поваром-голландцем. В то время прибывает шведский военачальник вместе с ее старшим сыном.
Тот совершил подвиг отбив у крестьян двадцать голов скота, в то же время убив четырех человек.
Священник, рассказывающий об этом подвиге трактует его с той стороны, что Иисус имея возможность накормить себя и всех вокруг легко мог говорить о любви к ближнему, но во время голода надо идти на жертвы.
Еще через три года младший сын Анны Швейцаркас становится казначеем в одном из полков. Торговля налаживается и дела матушки кураж процветает. В то же время католики наступают, а армия лютеран уходит. Швейцаркас приходит к матери, чтобы спрятать в нее казну полка.
Они оказываются на вражеской территории и сын матери кураж пытается добраться до своего поpfyznm деньги из казны полка, но оказывается ее сын выбросил их в реку убегая от католиков. Того что она собрала недостаточно и враги казнят Швейцаркаса.
Её дело процветает, но воюющие стороны заключают мир, а мир, очень плохо влияет на промысел матушки кураж. Больше никому не нужны товары матушки кураж, и она решает продать их на рынке.
Ее старший сын Эйлиф повторяет свой подвиг по отражению скота в селя, но в Мирное время за такое казнят. Анна видится со своим сыном и его вешают.
Она не успевает продать на рынке во многом уже не было нужды так, как война разгорается с новой силой.
Тысяча шестьсот тридцать четвертый год. Война за веру продолжается уже шестнадцать лет. Торговля процветает из-за того, что у людей уже нечем платить за товар. Война отняла у матушки кураж обоих сыновей, а теперь грозит голодной смертью.
Повар, уже несколько лет путешествует с ней, узнает о смерти своей тети и о том, что она оставила ему небольшой трактир. Он предлагает Анне поехать вместе с ним и работать в трактире, но ее дочь он не сможет прокормить.
Матушка кураж не соглашается покинуть своего единственного ребенка.
Через два года скитания матушка кураж и Катрин останавливаются возле одного крестьянского дома в Германии. Катрин видит нескольких католиков, показывают полка дорогу в город. Она поднимает тревогу ввиду, что сразу погибает. Матушка Кура оплакивает свою бедную ребенка и отправляется в путь. Война унесла всех кого она любила, но нужно продолжать торговлю.
Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» рисует перед нами ужасы войны.
В отличие от других произведений, в основном сосредотачиваются на жизни солдат, или крестьян, страдающих от войны Брехт рассматривает судьбу маркитантки, которая получая свою прибыль от войны, одновременно теряет самое ценное.
Кем ты ни был и как ни старался пристроиться, когда война затрагивает твою страну ты всегда платишь большую цену. Анна Фирлинг — это очень сильный персонаж, так как, несмотря на ужасы войны и собственные потери она продолжает свое дело и борется за жизнь.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
← Одиссея Гомера↑ Разные12 подвигов Геракла →
Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/mamasha-kurazh-i-eyo-deti-brekhta
Мамаша Кураж и ее дети
Хроника из времен Тридцатилетней войны
1
Весна 1624 года. Командующий Уксеншерна вербует в Даларне войско для похода на Польшу. Вербовщик и старший разговаривают на пути у моста о том, что «мир — это беспорядок. Только война творит порядок.
Мирного времени человечество переводится на нет. И люди, и скот развращаются предела. … Всякое доброе дело начинать тяжело, так и войну. Зато уж когда розбуяе, не удержишь.
Тогда люди начинают бояться мира, как игроки конца игры, ибо придется подсчитать, сколько они проиграли ».
Появляется фургон, который тянут два парня, а на нем сидят матушка Кураж и ее немая дочь Катрин. Мамаша Кураж поет песню о том, что они лавочники и без их товаров солдаты не смогут воевать.
Выясняется, что настоящее имя этой женщины Анна Фирлинг, а матушкой Кураж ее прозвали после того, как она, «боясь разорения, под пушечным огнем выехала из Риги с полусотней буханок в фургоне.
Хлеб уже начал цвести …», поэтому женщине нужно было спешить.
Кроме Катрин, матушка Кураж имеет и двух сыновей. И все ее дети — от разных мужчин. Этот, например, Эйлиф Койоцький.
Его отец всегда твердил, что он Койоцький то Мойоцький … сообразительный, весь в папочка, тот был так ловко взыщет штаны с крестьянина, бедняга ничего и не заметит ».
Меньший сын называется Швейцеркасом, потому что отец у него был швейцарцем. А вот фамилия парня Фейош, но от совсем другого мужчины, венгра. А дочь носит фамилию Гаупт, потому наполовину немка.
Фельдфебель намекает, что оба сына Кураж лучше подходят для военной службы. И отрицает, что они не пригодны для военного ремесла, и прибегает даже к гаданию на бумаге, чтобы фельдфебеля оставить в дураках, но все напрасно. Вербовщик забирает Эйлифа, к тому же парень и сам не прочь пойти с ним, пока матушка Кураж торгуется с фельдфебелем за какие пряжки.
2
В 1625-1626 годах матушка Кураж путешествует дорогами Польши в обозе шведского войска. Возле крепости Вальгоф она встречает Эйлифа.
Командующий приветствует Эйлифа с подвигом: тот, чтобы не платить крестьянам за волов, которых солдаты решили забить для своего обеда, изрубил четырех крестьян на куски. Командующий вполне одобряет такое поведение своего солдата: «Значит, ты их изрубил.
Что ж, хорошо сделал, моим бравым воякам будет что поесть. Разве в Писании не сказано: «Что сделал ты скудным из братьев моих, причинил ты мне»? Ты обеспечил им хороший мясной обед … »
Мамаша Кураж слышит этот разговор гневается: «Этот командующий, видимо, очень плохой, так ему нужны отважные солдаты … И вообще, где уже прибегают к высоким добродетелям, там что-то неладно. … В хорошей стране нужны никакие добродетели, все могут быть простыми себе людьми, не очень умными … »
Эйлиф затягивает песню о женщине и солдата, мать ее подхватывает, они с радостью узнают друг друга. Но потом Кураж дает сыну звонкую пощечину, не за то, что он захватил волов, а за то, что «не сдался в плен, когда на тебя напали четверо и хотели порубить в капусту! Разве я не учила тебя беречься! Финский дьявол!
3
Через три года матушка Кураж вместе с остатками Второго Финляндского полка попадает в плен. Швейцеркас служит в этом полку военным казначеем, потому что он «честный и не такой храбрый», как Эйлиф. Мамаша Кураж разговаривает с красивой девушкой Иветта Потье, которая рассказывает историю своей любви.
Ей было семнадцать лет, когда она полюбила полкового повара Питера-с-трубкой, врага. Полгода они любили, потом враги ушли, Иветта поехала вслед за своим поваром, но больше уже никогда его не видела.
Матушка Кураж не хочет, чтобы эту историю слушала ее дочь, потому Катрин — девушка «не такая милая, как порядочный».
Мамаша Кураж разговаривает со священником и поваром о политике. Кураж убеждена, что «большие господа говорят, что они ведут войну только ради страха Божия, только за добрые и хорошие дела. А как присмотришься ближе — и они вовсе не такие дураки, а воюют ради своего выгоды. Если бы не прибыль, то и маленькие люди, такие как я, также не хотели бы знать войны ».
Вдруг раздаются пушечные и ружейные выстрелы. На полк напали католики. Мамаша Кураж мажет пеплом лицо Катрин, чтобы сделать ее непривлекательной для солдат врага, и помогает священнику переодеться, чтобы католики не узнали в нем пастора.
Прибегает Швейцеркас со шкатулкой, в которой находится полковая касса. Мать советует ему выбросить ящик, ибо «кончилось твое скарбникувания». Он хочет спрятать деньги в фургоне матери, но и кричит: «Не дал бог ума! Они же повесят нас всех троих! »Но в конце концов прячет деньги в фургоне.
Через несколько дней обеспокоен Швейцеркас решает спрятать ящик в кротовые норе у реки. Но его видят фельдфебель и одноглазый шпион из войска католиков.
Они задерживают Швейцеркаса и начинают допытываться, где тот спрятал деньги. Чтобы спасти своих родных, Швейцеркас говорит, что не знает ни матушки Кураж, ни Катрин. Его выводят.
Мать узнает, что сына хотят казнить за те деньги, и пытается придумать, где их взять, чтобы спасти Швейцеркаса.
Появляется Иветта с новым любовником, полковником. Она согласна купить фургон Кураж, но и согласна только отдать его в залог. В конце концов женщины договариваются, и Иветта хочет осмотреть фургон, взяла в залог.
Кураж волнуется: «Теперь не время осматривать фургон, хотя он и твой. Ты обещала мне поговорить с фельдфебелем о моем Швейцеркаса. Нельзя терять ни минуты. Я слышала, что за час он предстанет перед полевым судом.
… Беги и не торгуйся, ведь речь идет о жизни ».
Иветта возвращается с известием, что «они соглашаются только на двести. И это нужно сделать немедленно. Лучше пойти мне сейчас же с одноглазым к моему полковнику. Он признался, что ящик был у него … Но он бросил ее в реку, когда заметил преследователей ».
Но матушка Кураж готова заплатить только 120 гульденов, потому что ей же надо самой на то жить и тянуть Катрин.
Католики не согласились на такое предложение, и вот-вот должен прозвучать барабанный бой, который означает, что Швейцеркаса казнен. Взволнованная Кураж вновь отправляет Иветту договариваться: она уже согласна заплатить за сына 200 гульденов.
Но поздно, Швейцеркаса расстреляли. Иветта говорит, что католики не верят, что касса действительно в реке: «Они подозревают, что она здесь и вообще, что вы его сообщница. Они хотят принести его сюда, — а может, вы, увидев его, выдаст себя ».
Католики заносят труп Швейцеркаса, но Кураж качает головой в знак того, что не знает этого человека.
Мамаша Кураж приходит к офицерскому палатки жаловаться, потому что солдаты изрубили «своими саблями все, что было в моей фургоне, и ни за что ни про что потребовали от меня пять гульденов штрафа».
Писарь говорит ей, что знает, что она прятала казначея протестантов, поэтому ей лучше не жаловаться, тем более что маркитантов в армии мало, и Кураж разрешат торговать. Но Кураж хочет пожаловаться.
К офицерского шатра подходят молодой и старый солдаты. Молодой кричит, что ротмистр «украл его награду», старый пытается его успокоить. Мамаша Кураж тоже советует молодому солдату поберечь голос, ибо придет ротмистр, возьмет его на дыбы, пусть тогда шумит.
Появляется писарь и приказывает всем сесть, потому что идет ротмистр. Кураж говорит: «Видите, что я говорила? Вы уже сидите. Конечно, они знают нас и умеют с нами обращаться. … Кто сидит, не бунтует. … Я ничем не лучше вас. Они у всех нас вместе скупили отвагу.
Еще бы, я же повредило бы своей торговле, если бы потеряла послушание. Я расскажу вам то о большой капитуляции ». Мамаша Кураж поет песню о Великой капитуляции », смысл которой в том, что« надо ладить с людьми, рука руку моет, стены лбом не прошибешь.
По одежке протягивают ножки »И после этого она говорит, что передумала жаловаться.
5
Прошло два года. Война все распространяется, и фургон матушки Кураж колесит землями Польши, Моравии, Баварии, Италии. 1631. Фургон матушки Кураж стоит в разбитом морамы баварском селе. Священник приводит раненого крестьянина, чтобы перевязать ему раны полотном из фургона.
Мамаша Кураж утверждает, что ничего не даст, потому должен заботиться только о себе. Катрин замахивается на мать доской, но слышит из дома детский голос, бежит туда и возвращается с младенцем. А священник в это время достает рубашки из фургона и рвет их на полоски.
Кураж отнимает у дочери ребенка, потому что уже пришла в себя после потери рубашек, и жалуется, что победа войска нанесла ей только убытки.
6
1632 у баварского города Ингольштадт прячут императорского командующего Тилли. В маркитантському палатке матушка Кураж и Катрин переписывают товары.
Мамаша Кураж говорит, что ей жаль полководцев и императоров: «Они, наверное, думают, что делают большое дело и что некогда люди будут их прославлять и ставить им памятники», но все идет «на нет из тот простонародье, что стремится лишь кружки пива и веселой кумпанийкы и не имеет никаких высоких порывов ».
Кураж спрашивает священника, не кончится со смертью командующего война, потому что ей нужно знать, делать или нет запас товаров, ведь сейчас все можно купить дешево.
Священник уверяет ее, что война скоро кончится, потому что она «удовлетворяет все потребности, в том числе и мирные, об этом уже позаботились …» Услышав эти слова, Катрин бросает на землю корзины с бутылками и убегает из палатки, потому что ей уже хочется мира: мать пообещала девушке, когда наступит мир, и найдет себе мужа.
Мамаша Кураж возвращает дочь и приказывает идти в город, чтобы еще прикупить товара: «Не будь дурой, пусть война немного затянется, мы еще заработаем немного денег, и от этого мир будет еще лучше». Катрин возвращается с товаром и раной под глазом: ей пришлось защищать товар от солдат.
Мамаша Кураж сожалеет, что учила дочку защищать товар, даже ценой собственного здоровья: «Теперь она напивпропаща. Замуж теперь не получится, а ведь она так любит детей. Она и онемела за войны, еще маленькой какой-то солдат напихал ей чем рот. Швейцеркаса я никогда не увижу, а где теперь Эйлиф Бог знает. Хотя она провалилась, эта война!
7
Мамаша Кураж на вершине своей торговой карьеры. Втроем — священник, Кураж и Катрин — влекут путем новый фургон, увешанный новым же товаром. Мамаша Кураж говорит: «Не хай войны, я не позволю.
Говорят, она уничтожает слабых, но они и в мирное время погибают.
Зато своих людей она кормит лучше », — и в подтверждение своего мнения поет песню о том, что« как для войны не имеешь силы, то победы не увидишь ты ».
8
В битве при Лютцене погибает шведский король Густав Адольф, и вроде война должна закончиться. Матушку Кураж это известие застает в бивуака, женщина взволнована: «Не хватало мне только, чтобы взорвался мир, когда я именно накупила нового товара».
Приходит повар, матушка Кураж расспрашивает о своего старшего сына Эйлифа. Повар отвечает, что Эйлиф должен вскоре прийти, а самой Кураж советует бежать на базар и быстро распродавать накуплений товар.
Появляется Иветта. Теперь она — полковница Штаргемберг. Девушка узнает в повару своего бывшего любовника, Питера-с-трубкой.
Иветта обеспокоена такой встречей, она говорит матушке Кураж, что Питер «наихудший из всех бездельников, которые шалалися фламандским побережьем. Сколько у него пальцев на руках, стольких женщин он сделал несчастными.
… И чудо берет, как такой ничтожество мог когда сбить меня с пути! Только благодаря моей счастливой звезде я сумела снова подняться ». Вместе с Кураж они идут на базар.
Вооруженные солдаты вводят Эйлифа, он бледный как мел, а на руках у него кандалы. Выясняется, что парня ведут на казнь, потому что он ворвался в крестьянскую хату и убил хозяйку. Священник замечает, что «во время войны его за это звеличалы … тогда это сочли геройство». Эйлиф хочет дождаться мать, чтобы увидеться с ней, но солдаты гонят его дальше.
Вбегает запыхавшаяся матушка Кураж и кричит, что мир закончился, снова идет война, и надо бежать. Повар рассказывает, что приходил Эйлиф, но скрывает, что его повели на казнь. Мамаша Кураж просит повара помочь ей тянуть фургон, ибо рассказ Иветты не изменила его отношение к Питеру-с-трубкой. А еще она мечтает, что скоро ей удастся увидеть Эйлифа, «он мне найлюбший из всех».
«Уже шестнадцать лет длится великая война за веру. Германия потеряла больше половины жителей. В некогда цветущих местностях свирепствует голод ».
Весной 1634 у полуразрушенной церкви повар рассказывает матушке Кураж, получивший в наследство кабак, и предлагает ей ехать вместе с ним и сделаться шинкарка.
Но повар не хочет брать с собой Катрин, ибо «разве гостям будет приятно смотреть все время на такую уродину».
Повар и Кураж поют песню о человеческой добродетели, мудрость, храбрость, честность, доброту. Из песни получается, что те добродетели лишь мешают человеку, так что лучше вообще их не иметь.
Кураж говорит повару, что без Катрин никуда не поедет. Катрин вешает на колесо фургона старые повару штаны и мамину юбку и собирается уйти прочь. Мамаша Кураж задерживает ее и говорит, что отказала повару не через дочь, а через свой фургон, без которого уже не представляет своей жизни. Кураж и Катрин впрягаются в фургон и везут его прочь.
- 10
- течение 1635 матушка Кураж и Катрин ездят путями Средней Германии по ободранным войском. Проезжая мимо одной крестьянскую избу, они слышат песню:
- «Была роза хороша
- У нас в садике малом.
- Конечно, тот апр прекрасный
- Сажали мы зря.
- Как хорошо иметь собственный,
- Хоть небольшой, дом ».
- Мамаша Кураж и Катрин, остановившись, слушают эту песню, а потом тянут своего фургона дальше.
- 11
В январе 1636 императорское войско грозит протестантскому городу Галле. Ободранный фургон матушки Кураж стоит у крестьянского дома с огромной соломенной крышей.
Из рощи в дом заходят трое солдат и прапорщик. Им нужен проводник, чтобы показал тропу в город. Крестьяне отвечают, что не знают тропы, но солдаты угрожают порубить скот семьи. Тогда молодой крестьянин соглашается провести врагов в город.
А его родители обсуждают, что произойдет в городе, когда туда ворвутся солдаты. Из-за фургона выходит Катрин, крестьянка говорит ей, что теперь им осталось только молиться: «Молись, бедная скотинку, молись! Мы никак не можем предотвратить кровопролитие. Хотя ты не можешь говорить, и можешь молиться.
… Отче наш, сущий на небеси, услышь молитву нашу, не дай погибнуть городу, не губи тех, что сейчас спят и ничего не ведают.
Разбуди их, пусть встанут они, пусть залезут на стены и увидят солдат, вот идут на них среди ночи с пушками и пиками … Отче наш, услышь нас, только Ты можешь помочь … мы бессильны. И у нас нет копий и другого оружия, мы не можем решиться … »
Оказывается, что в этих крестьян в городе живет дочь с зятем и четырьмя детьми, и младшему еще нет двух лет. Растерянная и растрогана услышанным, Катрин забирает из фургона барабан и лезет по лестнице на крышу дома. Там она начинает бить в барабан.
Крестьяне боятся и начинают кричать Катрин, чтобы она прекратила барабанить, потому что придут католики и переколють всех копьями. Но Катрин продолжает барабанить. Появляются прапорщик с солдатами и молодым крестьянином.
Католики пытаются утихомирить Катрин то лаской, то угрозами, а старый крестьянин начинает рубить дрова, чтобы отвлечь внимание жителей города. Крестьянка предлагает крушить фургон, парень несильно ударяет по фургону. Но вдруг кричит: «Барабан еще. А то все погибнут! Барабан еще … барабан еще … »Солдат бьет парня копьем.
Катрин продолжает барабанить, и в конце концов солдаты стреляют в девушку из ружья. Катрин делает несколько последних ударов и падает. Но тут раздается грохот городских пушек. Немая Катрин добилась своего — разбудила город.
12
Мамаша Кураж сидит возле фургона над своей убитой дочерью. Крестьянин пытается прогнать ее. Кураж поет мертвой Катрин колыбельную песню:
«Люли-люли, ты не знай Горя и надругательства.
В Польше первый сын пал, Кто знает, где мой второй? »
Крестьянин спрашивает, есть ли еще у матушки Кураж родные. Та отвечает, что есть сын Эйлиф. Крестьянин советует ей разыскать сына, а Катрин они похоронят сами как следует. Мамаша Кураж дает им деньги на похороны.
Крестьяне с поклоном давят ей руку и выносят Катрин. С барабанным боем проходит полк. Мамаша Кураж впрягается в фургон и кричит солдатам, чтобы они взяли ее с собой, потому что ей надо торговать дальше.
Звучит песня:
«Эй, христиане! Тает снег! Мертвецы вкушают покой. И каждый, кто еще не пал, Встает, чтобы отправиться в бой ».
Источник: http://www.1kessay.ru/brief/5150
"Мамаша Кураж и её дети" (краткое содержание)
- Немецкая литература
- Бертольт Брехт
- 1898−1956
- Мамаша Кураж и её дети
- 1941
- Краткое содержание пьесы
- 1
Весна 1624 г.
Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу. Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядка и цивилизации.
Где нет войны, какая там мораль: каждый бредёт куда хочет, говорит что хочет, ест что хочет — ни приказа, ни пайка, ни учёта!
Два парня вкатывают фургон матушки Кураж, маркитантки Второго Финляндского полка. Вот что она поёт: «Эй, командир, дай знак привала, / Своих солдат побереги! / Успеешь в бой, пускай сначала / Пехота сменит сапоги.
/ И вшей кормить под гул орудий, / И жить, и превращаться в прах — / Приятней людям, если люди / Хотя бы в новых сапогах. / Эй, христиане, тает лёд, / Спят мертвецы в могильной мгле.
/ Вставайте! Всем пора в поход, / Кто жив и дышит на земле!»
Родом она баварка, и настоящее её имя Анна Фирлинг, а прозвище Кураж она получила за то, что ни под бомбами, ни под пулями никогда не бросала свой фургон с товаром. Дети её — сыновья и немая дочь Катрин — настоящие дети войны: каждый имеет свою фамилию, и отцы их — солдаты разных армий, воевавшие под знамёнами разных вероисповеданий, — все уже убиты или сгинули неизвестно куда.
Вербовщик интересуется её взрослыми сыновьями, но Кураж не хочет, чтобы они шли в солдаты: кормится войной, а войне платить оброк не хочет! Она начинает гадать и, чтобы напугать детей, устраивает так, что каждый из них получает бумажку с черным крестом — метку смерти. И мошенничество становится зловещим пророчеством. Вот уже вербовщик ловко уводит её старшего сына Эйлифа, пока матушка Кураж торгуется с фельдфебелем. И ничего не поделаешь: надо поспевать за своим полком. Двое её оставшихся детей впрягаются в фургон.
2
В 1625–1626 гг. мамаша Кураж колесит по Польше в обозе шведской армии. Вот она принесла каплуна повару командующего и умело торгуется с ним.
В это время командующий в своей палатке принимает её сына, храбреца Эйлифа, который совершил геройский подвиг: бесстрашно отбил у превосходящих сил крестьян несколько быков. Эйлиф поёт о том, что говорят солдаты своим жёнам, матушка Кураж поёт другой куплет — о том, что жены говорят солдатам.
Солдаты толкуют о своей храбрости и удаче, их жены — о том, как мало значат подвиги и награды для тех, кто обречён на гибель. Мать и сын рады неожиданной встрече.
3
Прошли ещё три года войны. Мирная картина бивака потрёпанного в боях Финляндского полка нарушается внезапным наступлением императорских войск. Мамаша Кураж в плену, но она успевает заменить лютеранское полковое знамя над своим фургоном на католическое.
Оказавшийся здесь полковой священник успевает сменить пасторское платье на одежду подручного маркитантки. Однако императорские солдаты выслеживают и хватают младшего сына Кураж, простака Швейцеркаса. Они требуют, чтобы он выдал доверенную ему полковую казну.
Честный Швейцеркас не может этого сделать и должен быть расстрелян. Чтобы спасти его, надо заплатить двести гульденов — все, что мамаша Кураж может выручить за свой фургон. Надо поторговаться: нельзя ли спасти жизнь сына за 120 или за 150 гульденов? Нельзя. Она согласна отдать все, но уже слишком поздно.
Солдаты приносят тело её сына, и мамаша Кураж должна теперь сказать, что не знает его, ей же надо сохранить по крайней мере свой фургон.
4
Песня о Великой капитуляции: «Кое-кто пытался сдвинуть горы, / С неба снять звезду, поймать рукою дым. / Но такие убеждались скоро, / Что усилья эти не по ним. / А скворец поёт: / Перебейся год, / Надо со всеми в ряд шагать, / Надо подождать, / Лучше промолчать!»
5
Прошло два года. Война захватывает все новые пространства. Не зная отдыха, мамаша Кураж со своим фургончиком проходит Польшу, Моравию, Баварию, Италию и снова Баварию. 1631 г. Победа Тилли при Магдебурге стоит мамаше Кураж четырёх офицерских сорочек, которые её сердобольная дочь разрывает на бинты для раненых.
6
Близ города Ингольштадта в Баварии Кураж присутствует на похоронах главнокомандующего императорских войск Тилли. Полковой священник, её подручный, сетует, что на этой должности его способности пропадают втуне. Солдаты-мародёры нападают на немую Катрин и сильно разбивают ей лицо. 1632 г.
7
Мамаша Кураж на вершине делового успеха: фургон полон новым товаром, на шее у хозяйки связка серебряных талеров. «Все-таки вы не убедите меня, что война — это дерьмо». Слабых она уничтожает, но им и в мирное время несладко. Зато уж своих она кормит как следует.
8
В том же году в битве при Лютцене погибает шведский король Густав-Адольф. Мир объявлен, и это серьёзная проблема. Мир грозит мамаше Кураж разорением. Эйлиф, смелый сын мамаши Кураж, продолжает грабить и убивать крестьян, в мирное время эти подвиги сочли излишними.
Солдат умирает, как разбойник, а многим ли он отличался от него? Мир между тем оказался очень непрочен. Мамаша Кураж вновь впрягается в свой фургон.
Вместе с новым подручным, бывшим поваром командующего, который изловчился заменить слишком мягкосердечного полкового священника.
9
Уже шестнадцать лет длится великая война за веру. Германия лишилась доброй половины жителей. В землях, когда-то процветавших, теперь царит голод. По сожжённым городам рыщут волки. Осенью 1634 г.
мы встречаем Кураж в Германии, в Сосновых горах, в стороне от военной дороги, по которой движутся шведские войска. Дела идут плохо, приходится нищенствовать.
Надеясь выпросить что-нибудь, повар и мамаша Кураж поют песню о Сократе, Юлии Цезаре и других великих мужах, которым их блестящий ум не принёс пользы.
У повара с добродетелями не густо. Он предлагает спасти себя, бросив Катрин на произвол судьбы. Мамаша Кураж покидает его ради дочери.
10
«Как хорошо сидеть в тепле, / Когда зима настала!» — поют в крестьянском доме. Мамаша Кураж и Катрин останавливаются и слушают. Потом продолжают свой путь.
11
Январь 1636 г. Императорские войска угрожают протестантскому городу Галле, до конца войны ещё далеко. Мамаша Кураж отправилась в город, чтобы взять у голодных горожан ценности в обмен на еду.
Осаждающие между тем в ночной тьме пробираются, чтобы устроить резню в городе. Катрин не может этого выдержать: влезает на крышу и изо всех сил бьёт в барабан, до тех пор пока её не слышат осаждённые.
Императорские солдаты убивают Катрин. Женщины и дети спасены.
12
Мамаша Кураж поёт колыбельную над мёртвой дочерью. Вот война и забрала всех её детей. А мимо проходят солдаты. «Эй, возьмите меня с собой!» Мамаша Кураж тащит свой фургон.
«Война удачей переменной / Сто лет продержится вполне, / Хоть человек обыкновенный / Не видит радости в войне: / Он жрёт дерьмо, одет он худо, / Он палачам своим смешон. / Но он надеется на чудо, / Пока поход не завершен.
/ Эй, христиане, тает лёд, / Спят мертвецы в могильной мгле. / Вставайте! Всем пора в поход, / Кто жив и дышит на земле!» Пересказал Л. Б. Шамшин
Источник: https://infourok.ru/mamasha-kurazh-i-eyo-deti-kratkoe-soderzhanie-3557484.html
Добрый человек из Сычуани (краткий пересказ содержания). Брехт Бертольд
- Добрый человек из Сычуани
- Краткое содержание пьесы
- Главный город провинции Сычуань, в котором обобщены все места на земном шаре и любое время, в которое человек эксплуатирует человека, — вот место и время действия пьесы.
Пролог.
Вот уже два тысячелетия не прекращается вопль: так дальше продолжаться не может! Никто в этом мире не в состоянии быть добрым! И обеспокоенные боги постановили: мир может оставаться таким, как есть, если найдется достаточно людей, способных жить достойной человека жизнью.
А чтобы проверить это, три виднейших бога спускаются на землю. Быть может, водонос Ван, первым встретивший их и угостивший водой (он, кстати, единственный в Сычуани, кто знает, что они боги), достойный человек? Но его кружка, заметили боги, с двойным дном.
Добрый водонос — мошенник! Простейшая проверка первой добродетели — гостеприимства — расстраивает их: ни в одном из богатых домов: ни у господина Фо, ни у господина Чена, ни у вдовы Су — не может Ван найти для них ночлег. Остается одно: обратиться к проститутке Шен Де, она ведь не может отказать никому.
И боги проводят ночь у единственного доброго человека, а наутро, распрощавшись, оставляют Шен Де наказ оставаться такой же доброй, а также хорошую плату за ночлег: ведь как быть доброй, когда все так дорого!
I. Боги оставили Шен Де тысячу серебряных долларов, и она купила себе на них маленькую табачную лавку.
Но сколько нуждающихся в помощи оказывается рядом с тем, кому улыбнулась удача: бывшая владелица лавки и прежние хозяева Шен Де — муж и жена, её хромой брат и беременная невестка, племянник и племянница, старик дедушка и мальчик, — и всем нужна крыша над головой и еда. «Спасенья маленькая лодка / Тотчас же идет на дно. / Ведь слишком много тонущих / Схватились жадно за борта».
А тут столяр требует сто серебряных долларов, которые не заплатила ему прежняя хозяйка за полки, а домовладелице нужны рекомендации и поручительство за не слишком респектабельную Шен Де. «За меня поручится двоюродный брат, — говорит она. — И за полки расплатится он же».
II. И наутро в табачной лавке появляется Шой Да, двоюродный брат Шен Де. Решительно прогнав незадачливых родственников, умело вынудив столяра взять всего двадцать серебряных долларов, Предусмотрительно подружившись с полицейским, он улаживает дела своей слишком доброй кузины.
III. А вечером в городском парке Шен Де встречает безработного летчика Суна. Летчик без самолета, почтовый летчик без почты. Что ему делать на свете, даже если он прочел в пекинской школе все книги о полетах, даже если он умеет посадить на землю самолет, точно это его собственный зад? Он как журавль со сломанным крылом, и нечего ему делать на земле.
Веревка наготове, а деревьев в парке сколько угодно. Но Шен Де не дает ему повеситься. Жить без надежды — творить зло. Безнадежна Песня водоноса, продающего воду во время дождя: «Гром гремит, и дождик льется, / Ну, а я водой торгую, / А вода не продается / И не пьется ни в какую. / Я кричу: «Воды купите!» / Но никто не покупает.
/ В мой карман за эту воду / Ничего не попадает! / Купите воды, собаки!»
Смотрите также
- Мамаша Кураж и её дети
- Трехгрошовая опера
И Шен Де покупает кружку воды для своего любимого Ян Суна.
IV. Возвращаясь после ночи, проведенной с любимым, Шен Де впервые видит утренний город, бодрый и дарящий веселье. Люди сегодня добры. Старики, торговцы коврами из лавки напротив, дают милой Шен Де в долг двести серебряных долларов — будет чем расплатиться с домовладелицей за полгода.
Человеку, который любит и надеется, ничто не трудно. И когда мать Суна госпожа Ян рассказывает, что за огромную сумму в пятьсот серебряных долларов сыну пообещали место, она с радостью отдает ей деньги полученные от стариков. Но откуда взять еще триста? Есть лишь один выход — обратиться к Шой Да.
Да, он слишком жесток и хитер. Но ведь летчик должен летать!
Интермедии. Шен Де входит, держа в руках маску и костюм Шой Да, и поет «Песню о беспомощности богов и добрых людей»: «Добрые у нас в стране / Добрыми не могут оставаться. / Чтобы добраться с ложкою до чашки, / Нужна жестокость. / Добрые беспомощны, а боги бессильны. / Почему не заявляют боги там, в эфире, / Что время дать всем добрым и хорошим / Возможность жить в хорошем, добром мире?»
V. Умный и осмотрительный Шой Да, глаза которого не слепит любовь, видит обман.
Ян Суна не пугают жестокость и подлость: пусть обещанное ему место — чужое, и у летчика, которого уволят с него, большая семья, пусть Шен Де расстанется с лавкой, кроме которой у нее ничего нет, а старики лишатся своих двухсот долларов и потеряют жилье, — лишь бы добиться своего.
Такому нельзя доверять, и Шой Да ищет опору в богатом цирюльнике, готовом жениться на Шен Де. Но разум бессилен, где действует любовь, и Шен Де уходит с Суном: «Я хочу уйти с тем, кого люблю, / Я не хочу обдумывать, хорошо ли это. / Я не хочу знать, любит ли он меня. / Я хочу уйти с тем, кого люблю».
VI. В маленьком дешевом ресторане в предместье готовятся к свадьбе Ян Суна и Шен Де. Невеста в подвенечном наряде, жених в смокинге. Но церемония все никак не начнется, и бонза посматривает на часы — жених и его мать ждут Шой Да, который должен принести триста серебряных долларов.
Ян Сун поет «Песню о дне святого Никогда»: «В этот день берут за глотку зло, / В этот день всем бедным повезло, / И хозяин и батрак / Вместе шествуют в кабак / В день святого Никогда / Тощий пьет у жирнбго в гостях. / Мы уже не в силах больше ждать.
/ Потому-то и должны нам дать, / Людям тяжкого труда, / День святого Никогда, / День святого Никогда, / День, когда мы будем отдыхать».
«Он уже никогда не придет», — говорит госпожа Ян. Трое сидят, и двое из них смотрят на дверь.
VII. На тележке около табачной лавки скудный скарб Шен Де — лавку пришлось продать, чтобы вернуть долг старикам. Цирюльник Шу Фу готов помочь: он отдаст свои бараки для бедняков, которым помогает Шен Де (там все равно нельзя держать товар — слишком сыро), и выпишет чек.
А Шен Де счастлива: она почувствовала в себе будущего сына — летчика, «нового завоевателя / Недоступных гор и неведомых областей!» Но как уберечь его от жестокости этого мира? Она видит маленького сына столяра, который ищет еду в помойном ведре, и клянется, что не успокоится, пока не спасет своего сына, хотя бы его одного.
Настало время вновь превратиться в двоюродного брата.
Господин Шой Да объявляет собравшимся, что его кузина и впредь не оставит их без помощи, но отныне раздача пищи без ответных услуг прекращается, а в домах господина Шу Фу будет жить тот, кто согласен работать на Шен Де.
VIII. На табачной фабрике, которую Шой Да устроил в бараках, работают мужчины, женщины и дети. Надсмотрщиком — и жестоким — здесь Ян Сун: он ничуть не печалится из-за перемены участи и показывает, что готов на все ради интересов фирмы.
Но где Шен Де? Где добрый человек? Где та, кто много месяцев назад в дождливый день в минуту радости купила кружку воды у водоноса? Где она и её будущий ребенок, о котором она рассказала водоносу? И Сун тоже хотел бы знать это: если его бывшая невеста была беременна, то он, как отец ребенка, может претендовать и на положение хозяина. А вот, кстати, в узле её платье.
уж не убил ли несчастную женщину жестокий двоюродный брат? Полиция приходит в дом. Господину Шой Да предстоит предстать перед судом.
IX. В зале суда друзья Шен Де (водонос Вая, чета стариков, дедушка и племянница) и партнеры Шой Да (господин Шу Фу и домовладелица) ждут начала заседания. При виде судей, вошедших в зал, Шой Да падает в обморок — это боги. Боги отнюдь не всеведущи: под маской и костюмом Шой Да они не узнают Шен Де.
И лишь когда, не выдержав обвинений добрых и заступничества злых, Шой Да снимает маску и срывает одежду, боги с ужасом видят, что миссия их провалилась: их добрый человек и злой и черствый Шой Да — одно лицо.
Не получается в этом мире быть доброй к другим и одновременно к себе, не выходит других спасать и себя не погубить, нельзя всех осчастливить и себя со всеми вместе! Но богам некогда разбираться в таких сложностях. Неужели отказаться от заповедей? Нет, никогда! Признать, что мир должен быть изменен? Как? Кем? Нет, все в порядке.
И они успокаивают людей: «Шен Де не погибла, она была только спрятана. Среди вас остается добрый человек». И на отчаянный вопль Шен Де: «Но мне нужен двоюродный брат» — торопливо отвечают: «Только не слишком часто!» И между тем как Шен Де в отчаянии простирает к ним руки, они, улыбаясь и кивая, исчезают вверху.
Эпилог. Заключительный монолог актера перед публикой: «О публика почтенная моя! Конец неважный. Это знаю я. / В руках у нас прекраснейшая сказка вдруг получила горькую развязку. / Опущен занавес, а мы стоим в смущенье — не обрели вопросы разрешенья.
/ Так в чем же дело? Мы ж не ищем выгод, / И значит, должен быть какой-то верный выход? / За деньги не придумаешь — какой! Другой герой? А если мир — другой? / А может, здесь нужны другие боги? Иль вовсе без богов? Молчу в тревоге. / Так помогите нам! Беду поправьте — и мысль и разум свой сюда направьте.
/ Попробуйте для доброго найти к хорошему — хорошие пути. / Плохой конец — заранее отброшен. / Он должен, должен, должен быть хорошим!»
Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=67&bookid=1
Краткое содержание: Мамаша Кураж и её дети
Весной 1624г. армия шведского короля собрала всех солдат для того, чтобы отправиться в поход на Польшу. Фельдфебель с вербовщиком признали только войну учредителем цивилизации и общественного порядка.
Ведь там нет никакой войны, там присутствует мораль, где все бредут туда, куда им хочется, говорят, что хочется, едят, что хочется — нет никаких приказов, пайков, учётов!Двое парней вкатали фургон мамы Кураж — это маркитантка Финляндского Второго полка. Она поёт о том, чтобы командир дал знак привала и сберег своих солдат.
По своему роду она является баваркой, и её настоящее имя — Анна Фирлинг, а прозвание Кураж ей дали за то, что она не бросала никогда своего фургона с товаром ни под бомбой, ни под пулей. Ее детьми являлись сынишки и Катрин, немая дочь.
Это поистине дети войны: у всех есть своя фамилия, и папы их — солдаты из различных армий, которые воевали под знаменем различных вероисповеданий. Конечно же, так получилось, что все они были убиты или пропали безвести.
Вербовщик интересовался её сынишками, поскольку они уже выросли, однако Кураж не желает отдавать их в солдаты. Она приступила к гаданию и, дабы напугать своих детей и отпугнуть от армии, подстраивает таким образом, что каждый получает метку смерти — бумажка с черным крестом. Это мошенничество стало зловещим предсказанием. Вербовщик ловко увел Эйлифа, её старшего сына, пока Кураж торговалась с фельдфебелем.
2
В 1625-1626 года Кураж ездит в обозе шведской армии по Польше. Она приносит каплун повару командира и торгуется с ним умело. В этот момент командующий своей палаткой принял её Эйлифа. Эйлиф совершил героический поступок. Он смог бесстрашно отбить несколько быков у превосходящих сил крестьян.
Эйлиф поёт песню, которая рассказывает, что говорят своим жёнам солдаты, а Кураж поёт иной куплет, где уже жены говорят своим солдатам. Солдаты беседуют о своей удаче и храбрости, а их жены — о малой значимости их подвигов и наград для обречённых на гибель людей.
Мать с сыном очень радуются неожиданной встрече.3
Проходят ещё 3 года войны. Внезапно наступают императорские войска. Кураж попадает в плен, но успевает поменять над своим фургоном полковое лютеранское знамя на католическое. Полковой священник, который случайно здесь оказался, успел заменить платье пастора на одежду подручного маркитантки.
Но солдаты императора выследили и схватили Швейцеркаса, младшего простоватого сына Кураж. Они потребовали, чтобы он отдал полковую казну, которую ему доверили. Швейцеркас по своей честности не сможет сделать это, поэтому его должны расстрелять.
Для того, чтобы он остался живым, необходимо заплатить 200 гульденов — это все, что Кураж могла за свой фургон выручить. Может поторговаться и спасти жизнь сына за сто двадцать или за сто пятьдесят гульденов? Нет, нельзя. Она решает отдать все, но становится поздно.
Солдаты принесли убитое тело Швейцеркаса, и Кураж теперь должна сказать, что его не знает, поскольку ей нужно сохранить хотя бы свой фургон.4
Звучит песня о капитуляции. В ней говорится о том, что некто пытается сдвинуть горы и снять с неба звезду. А тем временем скворец поёт о том, чтобы год перебился, ведь нужно шагать со всеми в ряд, лучше подождать и промолчать.5
Проходит 2 года. Война захватила новые территории. Без отдыха, Кураж со своим фургоном прошла Польшу, Баварию, Моравию, Италию и опять Баварию. В 1631 году победа Тилли стоила Кураж четырёх сорочек офицеров, которые её дочка разрывает для бинтов для раненых офицеров и вояк.6
Неподалеку от Ингольштадта (Бавария) Кураж стоит на похоронах Тилли главного командующего императорского войска. Полковой священник говорит о том, что на этой должности втуне пропадают его способности. Солдаты и мародёры напали на немую дочь Катрин и сильно разбили ей лицо. 1632 год.7
Кураж достигает пика делового успеха: фургон полнейший обновками, у хозяйки на шее связка серебра. Она говорит о том, что война — это ничто. Она уничтожает слабых, но своих как следует кормит.8
В 1632 году при Лютцене в битве погиб Густав-Адольф, шведский король. Объявлен мир, и это оказывается серьёзной проблемой. Мир этот грозит Кураж банкротством. Смелый сын Кураж, Эйлиф, грабит и убивает крестьян, а в мирное время этого не сделать. Кураж снова запрягается в фургон со своим подручным.9
Уже на протяжении шестнадцати лет идет война за веру. Германия потеряла половину жителей. В когда-то процветавших землях царит теперь голод. В 634 году Кураж попадает в Германию, в Сосновые горы, вдали от военной дороги со шведскими войсками. Дела ее идут плохо, ей приходится голодать. В надежде что-то выпросить, Кураж вместе поваром поет песню о Юлии Цезаре, Сократе и прочих мужах.Повар предлагает себя спасти, бросив на произвол судьбы Катрин. Кураж бросает его ради своей дочери.
10
Кураж вместе с Катрин решают продолжить свой путь.11
В январе 1636 года войска императоров угрожали Галле, протестантскому городу. Кураж отправляется в город для того, чтобы у голодных горожан взять ценности взамен на еду. В это время они пробираются в ночной тьме. Катрин этого не может выдерживать: она залазит на крышу и бьёт в барабан как только может, пока её не услышат осаждённые. Солдаты императора убили Катрин. 12
Кураж поёт над мёртвой дочкой колыбельную. Теперь война отобрала у нее всех детей. В это время проходили мимо солдаты. На просит их взять ее с собой. Кураж потащила фургон.
Краткое описание пьесы «Мамаша Кураж и её дети» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Мамаша Кураж и её дети». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/brecht/mamasha/
Краткое содержание Мамаша Кураж и ее дети (Брехт) для читательского дневника
Германия вступает в разрушительную Тридцатилетнюю войну. Конфликт тянется так долго, что многие уже не помнят о мирном времени. Мамаша Кураж — так зовет себя баварка Анна Фирлинг. Следуя за солдатскими обозами, маркитантка прижила троих детей от разных отцов. Она гордится своей преданностью войску и тем, что никогда не оставляла своего обоза, даже под канонадой орудий.
Ее сыновья Эйлиф и Швейцеркас — рослые дюжие парни, которым как раз поспел срок идти в солдаты. Их присматривает вербовщик, который набирает войско для похода на Польшу. Мамаша Кураж пытается вырвать старшего из когтей чиновника, пророчит сыну несчастья и скорую гибель, но его уводят, не обращая внимания на ее протесты.
В 1626, два года спустя, Эйлиф возвращается к матери как герой: он зарубил четырех крестьян, пока отбивал у них скот для войска. Священник полка благословляет солдата за его храбрость.
Швейцеркас становится в Финском полку казначеем. Мамаша Кураж и ее немая дочь Катрин присоединяются к жизни этого подразделения. Внезапно начинается атака противника, солдаты отступают, а обоз мамаши Кураж остается в руках неприятеля.
Они ловят Швейцеркаса и требуют, чтобы он отдал полковую казну, но тот отказывается. Пытаясь спасти сына, Кураж хочет взять денег взаймы под залог своего фургона, а потом возместить сумму из казны, но оказывается, что Швейцеркас выбросил ларец с казной.
Пока идут торги за жизнь казначея, его расстреливают.
Спустя несколько лет война подходит к концу. Для мамаши Кураж начинаются не самые удачные времена, она теряет свою работу. Но мысль о том, что теперь она увидит своего старшего сына, греет сердце женщины.
В большом городе она уходит на базар, чтобы сбыть остатки товара, в это время к ее фургону подводят Эйлифа. Он совершил свой «подвиг» опять — прирезал хозяйку, чтобы забрать ее добро, но в мирное время за такой поступок полагается смертная казнь.
Ничего не подозревающая Кураж возвращается с вестью о том, что война объявлена опять. Она снова может промышлять своим дело. Сына она не застает.
К 1634 году бродячая жизнь утомляет всех. Повар, путешествовавший в фургоне с мамашей Кураж, зовет ее с собой держать маленький трактир в сельской местности. Недавно скончалась его мать, оставив заведение ему. Однако на немую Катрин приглашение не распространяется, и Кураж отказывается.
Через два года Катрин погибает. Она поднимает ночью тревогу, чтобы спасти мирных поселян от насилия войск. Ее расстреливают, когда она бьет в барабан. Похоронив дочь, мамаша Кураж снова отправляется в путь.
В образе мамаши Кураж Бертольт Брехт отобразил образ самой великой Германии, которая ведет уничтожительные войны, разоряя себя и всех вокруг, не вынося никаких уроков из прошлых трагедий.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/brekht-mamasha-kurazh-i-ee-deti