Краткое содержание буран аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Инфоурок › Литература ›Презентации›Открытый урок по литературе на тему «Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран.»

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Фрагмент из повести «Детские годы Багрова-внука» Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №60» г. Чебоксары Корчакова Е.В.

2 слайд Описание слайда:

Г. Свиридов. Вальс «Метель»

3 слайд Описание слайда:

Георгий Васильевич Свиридов (1915 —1998) — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975).

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова — всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А.

С. Пушкина «Метель» и сюита (муз. произведение из неск. частей) «Время, вперёд!».

4 слайд Описание слайда:

Писатель Сергей Тимофеевич Аксаков посвятил многие свои произведения теме взаимоотношений человека и природы. Рассказ «Буран» был написан Аксаковым со слов очевидцев, переживших страшную бурю в оренбургской степи. Впервые его опубликовали в1834 году. В отрывке из повести очень точно передана снежная буря. С. Т. Аксаков

5 слайд Описание слайда:

Литературный жанр «Бурана» ОЧЕРК – прозаический документальный жанр, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям. В очерке точно изображаются события реальной жизни участники которых существовали в действительности. Записать, подчеркнуть важные слова, выделить маркерами.

6 слайд Описание слайда:

Название очерка. В чём разница между метелью, пургой и снежной бурей? Начнём с метели. Обратите внимание – это не просто выпадение снежных осадков из облаков (подобное явление называют просто «снегопадом»). Метель – это перенос снега ветром. При этом метель бывает разная. Различают позёмок, низовую метель и общую метель.

Позёмок (в просторечии – позёмка) и низовая метель представляют собой перенос ветром уже выпавшего на землю снега. Они возникают тогда, когда снег не идёт. При этом позёмок возникает при малой скорости ветра и не приводит к ухудшению видимости, так как снежинки поднимаются всего на несколько сантиметров от поверхности земли.

Низовая метель возникает при сильном ветре, который поднимает сухой снег с поверхности земли на высоту 2 метров и более. Видимость при низовой метели ухудшается значительно. А вот при общей метели наряду с сильным ветром наблюдается ещё и выпадение снега, скорость ветра в этом случае достигает 10 метров в секунду и более.

Видимость при общей метели обычно очень плохая, выпадает много снега. Пурга, вьюга, снежная буря – согласно научным словарям, всё это на самом деле синонимы слова «метель». При этом есть свои тонкости. Вьюгой обычно называют сильную низовую метель.

В азиатских регионах сильная общая метель при низкой температуре называется бураном. На севере России, в Сибири и в Финляндии сильную метель называют пургой (purku – по-фински метель). Кроме того, до или после метели может возникать такое атмосферное явление, как снежная мгла.

При снежной мгле в воздухе во взвешенном состоянии находятся снежинки, при этом видимость не слишком хорошая, однако ветра практически нет.

7 слайд Описание слайда:

Словарная работа Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина) , «зыбка» (колыбель) , «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём) . Речь жителей той или иной местности назы­вают диалектом.

8 слайд Описание слайда:

Словарная работа Молодые деревья увЯзили гибкие вершины свои — запутали БерЕзник — то же, что: березнЯк (березовый лес) Вещует урожай — предсказывает Калякать — разговаривать Умёт — постоялый двор, хутор (малый населённый пункт) в степи. Вожжи — ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи. Воз — повозка с кладью.

Мочальные Оброти – конская узда. Невзнузданный — не имеющий удил во рту. Обоз — группа повозок, перевозящих грузы. Рысью — о лошади и животных иногда и о человеке: бежать легонько. Обелиск — памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.

Верста — русская мера длины, равная 1,06 км; дорожный столб, отмечающий эту меру (устар.).

9 слайд Описание слайда:

Словарная работа Перед сим – перед этим Осьмнадцать подвод – восемнадцать Подвода — конная повозка. Распутица — период, когда дороги становятся непроходимыми или труднопроходимыми. Яик – старое название реки Урал.

ГнедкО — гнедая лошадь (коричневого окраса) Передовым поеду — движущийся или находящийся впереди. Малахай рысий — широкий кафтан без пояса. Кантонный – от кантон, т.е. округ. СеркО – серой масти лошадь.

Пуд (двадцатипудовый воз) — русская мера веса, равная 16,3 килограмма.

10 слайд Описание слайда:

Словарная работа Оглобли — одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади в корень. Оболочем кошмами – обернем войлоком Околевать – замерзать, погибать от холода. Возвращался порожняком – без груза, без седоков. Полати — нары для спанья.

11 слайд Описание слайда:

Проверка домашней работы. Художественный пересказ очерка «Буран».

12 слайд Описание слайда:

Ямская тройка, застигнутая метелью. Сверчков Николай Егорович 1881 год

13 слайд Описание слайда:

В метель Сверчков Николай Егорович. 1857 год

14 слайд Описание слайда:

Сверчков Николай Егорович (1817-1898) – русский жанровый живописец. Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных

15 слайд Описание слайда:

Средства художественной выразительности Беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба …можно было заметить, как всё необозримое пространство снеговых полей бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным! …Нередко…не встретишь жилья человеческого! Уже закипели степи снегов Уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдалённый плач младенца, а иногда вой голодного волка. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт Сравнение Олицетворение Эпитет Риторическое восклицание Метафора

16 слайд Описание слайда:

Средства художественной выразительности Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал ,вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось. Сердце падает у самого неробкого человека… Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв. Сравнение Олицетворение Эпитет Риторическое восклицание Метафора

17 слайд Описание слайда:

В Московской Государственной библиотеке хранится рукопись писателя, датированная 1815-1824 годами. В тетради лежат вкладыши из почтовой бумаги, где записано рукой писателя стихотворение о снежном буране, которое считается первоначальной попыткой воплощения рассказа о пострадавшем обозе.

18 слайд Описание слайда:

Сияет солнце, воздух тих; Недвижимы дерев вершины, Спокойны снежные пучины; Алмазный блеск горит на них И ослепляет взор прельщенный; Здоровый холод всех живит, Тащась дорогой искривленной, Обозный весело бежит. Уж солнце полдень протекает И зимний вечер недалек, Как вдруг от севера взвывает Порой прерывный ветерок.

Хоть солнце все еще сияет И чист небес лазурный вид, Но под ногами закипает, И поле струйками бежит. Знакомы с бедами обозы Поспешно ускоряют бег, Зимы свирепы зная грозы, Спешат укрыться на ночлег. И горе, горе запоздавшим И ночь встречающим в полях, Опасностей не испытавшим В безлюдных и степных местах.

И вскоре туча снеговая С заката кроет небосклон, И ветер пустынный, завывая, Взрывает степь со всех сторон. Земля смешалась с небесами, Бушует снежный океан, Все белый мрак одел крылами, Настигла ночь, настал буран! Свистит, шипит, ревет, взвывает.

То вниз, то вверх вертит столбом, Слепит глаза и удушает Кипящий снежный прах кругом.

19 слайд Описание слайда:

В дореволюционной России стоило произнести имя Аксаковых — и «не найдется грамотного человека на Руси, который не отозвался бы: «Знаю — Аксаковы, — как же… Любили Русь, царей, веру русскую». (Розанов) Сергей Тимофеевич Аксаков

20 слайд Описание слайда:

Люди могли не читать «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука», не слышать сказки «Аленький цветочек», но они знали, что старик Аксаков — отец великой семьи. И ключевым словом в оценке Аксаковых было слово «любили». «Знаю — Аксаковы, — как же… Любили…».

И люди в большинстве своем отвечали Аксаковым добром. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Что-то загадочное было в этом. Ведь в жизни Аксаковых не происходило ничего героического.

Многодетность сама по себе не почиталась за подвиг.

21 слайд Описание слайда:

Ольга Семеновна Аксакова, жена писателя. В браке родились четыре сына и семь дочерей Константин (1817—60) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост. Григорий (1820—91) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—86) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта) Михаил (1824—41) — воспитанник Пажеского корпуса. Вера (1819—64) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—61), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету, состоявшую исключительно из винограда и мороженого[23]. Надежда (1829—69), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—67), художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре. Мария (1831—1908), жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского. Анна (1831—?), умерла в детстве. Софья (1834—1885[24])

Читайте также:  Краткое содержание старый гений лескова за 2 минуты пересказ сюжета

22 слайд Описание слайда:

Люди могли не читать «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука», не слышать сказки «Аленький цветочек», но они знали, что старик Аксаков — отец великой семьи. И ключевым словом в оценке Аксаковых было слово «любили». «Знаю — Аксаковы, — как же… Любили…».

Любили друг друга и свой дом. Без пафоса любили свой народ, трезво понимая все его слабости. Любили, как Сергей Тимофеевич, — наивно и хлопотливо. Любили, как старший сын Константин, — слепо, горячо, по-детски. И как Иван — требовательно, без иллюзий. По-хозяйски — как Григорий.

Жертвенно — как Вера, которая писала в дневнике: «Один миг любви, и все недоступное, все ужасное и несовместимое, все становится близко и доступно… все ясно, светло и блаженно…». И люди в большинстве своем отвечали Аксаковым добром.

Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Что-то загадочное было в этом. Ведь в жизни Аксаковых не происходило ничего героического.

Многодетность сама по себе не почиталась за подвиг.

23 слайд Описание слайда:

Сергей Тимофеевич Аксаков к шестидесяти годам совершенно ослеп, и свои произведения он не писал, а рассказывал, диктовал близким.

И «Аленький цветочек», и «Семейная хроника», и «Детские годы Багрова-внука» созданы слепым человеком. Чаще всего записывала отца старшая дочь Вера. Летом самой внимательной слушательницей была внучка Оля.

Не случайно Сергей Тимофеевич именно ей и посвятил «Детские годы…». 

24 слайд Описание слайда:

Потеряв зрение, Сергей Тимофеевич обрел какое-то особенно полное и цельное видение мира. Он невольно доказал, что видеть сердцем — не один лишь романтический образ глубокой духовной жизни, но это и есть истинное видение мира.

Для сердца нет преград, и взгляд Аксакова-художника не упирается в вещи, а охватывает всю картину: от коврика в детской до самого горизонта, от земли до неба, от раннего утра до позднего вечера, от первых дней детства до глубокой старости. 

25 слайд Описание слайда:

Один из первых читателей Аксакова так рассказывал о своих впечатлениях от книги: «Обрадованное сердце, долго черствевшее в холодном уединении, выходит будто из какого-то мрака на вольный свет, на Божий мир…».

26 слайд Описание слайда:

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-literature-na-temu-sergey-timofeevich-aksakov-buran-3631823.html

Аксаков буран краткое содержание читать. С. Т. Аксаков, годы Багрова

Аксаков буран краткое содержание читать Rating: 9,2/10 182 reviews

Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Мне велели сидеть смирно на месте, и я должен был нехотя угомониться. Рейнвейну налили мне из какой-то странной бутылки со сплюснутым, широким, круглым дном и длинною узенькою шейкою. Постепенное воспоминание приходит к детям в возрасте четырех лет.

Родители собираются в Сергеевку, чтобы лечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Да и что мудреного: рассказчику только пошел пятый год, а слушательнице — третий.

Я спорил и в доказательство приводил иногда такие обстоятельства, которые не могли мне быть рассказаны и которые могли знать только я да моя кормилица или мать. Через год ее совсем отослали в деревню.

Next Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Мать сидела в креслах, печальная и утомленная сборами, хотя она распоряжалась ими, не вставая с места. У него было только одно успокоение — чтение книг.

Один раз, сидя на окошке с этой минуты я все уже твердо помню , услышал я какой-то жалобный визг в саду; мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтобы послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», — мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого, щеночка, который, весь дрожа и не твердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька. Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива. Как только мы напились чаю, я стал просить отца, чтобы он показал мне уженье. В самом деле, я слишком утомился и заснул, не дождавшись даже чаю.

Next Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Я иногда лежал в забытьи, в каком-то среднем состоянии между сном и обмороком; пульс почти переставал биться, дыханье было так слабо, что прикладывали зеркало к губам моим, чтобы узнать, жив ли я; но я помню многое, что делали со мной в то время и что говорили около меня, предполагая, что я уже ничего не вижу, не слышу и не понимаю, — что я умираю.

Видно, дорога и произведенный движением спокойный сон подкрепили меня; мне стало хорошо и весело, так что я несколько минут с любопытством и удовольствием рассматривал сквозь полог окружающие меня новые предметы. Однако многие интересуются этим произведением и после школы. Общим примирением кончается это дело.

На этом кончается детство Сережи и начинается отрочество. Впоследствии она где-то достала гравированный портрет Бухана, и четыре стиха, напечатанные под его портретом на французском языке, были кем-то переведены русскими стихами, написаны красиво на бумажке и наклеены сверх французских.

И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающий Бугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.

Next Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Последовательные воспоминания начинаются с четырёхлетнего возраста. Я не могу забыть, как эти добрые люди ласково, просто и толково отвечали мне на мои бесчисленные вопросы и как они были благодарны, когда отец дал им что-то за труды.

Я принялся было за «Домашний лечебник Бухана», но и это чтение мать сочла почему-то для моих лет неудобным; впрочем, она выбирала некоторые места и, отмечая их закладками, позволяла мне их читать; и это было в самом деле интересное чтение, потому что там описывались все травы, соли, коренья и все медицинские снадобья, о которых только упоминается в лечебнике. Она употребила все усилия растолковать мне, что такие рассказы — вздор и выдумки глупого невежества. Мы остановились и все вышли из кареты, чтоб переладить в ней ночное устройство на денное. Здоровых мать и слушать не стала, а больным давала советы и даже лекарства из своей дорожной аптечки. Дети успевают проститься с ним.

Next Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Дедушка умирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «все чувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения няньки Параши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глаза да только губами шевелит».

Краткое содержание, представленное ниже, даст вам представление о важнейших событиях, повлиявших на формирование личности мальчика.

Долго мы ехали межами, и вот начал слышаться издалека какой-то странный шум и говор людей; чем ближе мы подъезжали, тем становился он слышнее, и наконец сквозь несжатую рожь стали мелькать блестящие серпы и колосья горстей срезанной ржи, которыми кто-то взмахивал в воздухе; вскоре показались плечи и спины согнувшихся крестьян и крестьянок.

Мироныч и несколько стариков с толпою крестьянских мальчиков и девочек проводили нас до околицы. Муравьи, пчелы и особенно бабочки с своими превращеньями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и наконец из хризалиды в красивую бабочку — овладели моим вниманием и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами. Однако все выходит иначе: мальчика ждет начало очень важного события — его отдадут в гимназию.

Next Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Переправа кареты, кибитки и девяти лошадей продолжалась довольно долго, и я успел набрать целую кучу чудесных, по моему мнению, камешков; но я очень огорчился, когда отец не позволил мне их взять с собою, а выбрал только десятка полтора, сказав, что все остальные дрянь; я доказывал противное, но меня не послушали, и я с большим сожалением оставил набранную мною кучку. Медленно поправляясь, я не скоро начал ходить и сначала целые дни, лежа в своей кроватке и посадив к себе сестру, забавлял ее разными игрушками или показываньем картинок. Ведь таких дармоедов и лежебоков много. Помню, однако, благосклонный и одобрительный хохот хозяина, загремевший в моих ушах и постепенно умолкавший по мере моего удаления. Уже обозначилась зеленеющая долина, по которой текла река, ведя за собою густую, также зеленую урему. Все тексты стихов выложены на сайте для некоммерческого использования, публикуются исключительно для ознакомительных целей и взяты из открытых источников сети.

Next Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Сад, впрочем, был хотя довольно велик, но не красив: кое-где ягодные кусты смородины, крыжовника и барбариса, десятка два-три тощих яблонь, круглые цветники с ноготками, шафранами и астрами, и ни одного большого дерева, никакой тени; но и этот сад доставлял нам удовольствие, особенно моей сестрице, которая не знала ни гор, ни полей, ни лесов; я же изъездил, как говорили, более пятисот верст: несмотря на мое болезненное состояние, величие красот божьего мира незаметно ложилось на детскую душу и жило без моего ведома в моем воображении; я не мог удовольствоваться нашим бедным городским садом и беспрестанно рассказывал моей сестре, как человек бывалый, о разных чудесах, мною виденных; она слушала с любопытством, устремив на меня, полные напряженного внимания, свои прекрасные глазки, в которых в то же время ясно выражалось: «Братец, я ничего не понимаю». Я стоял в каком-то оцепенении. Один из башкирцев скоро догадался, о чем идет дело, и отвечал: «Екши, екши, бачка, ладно! Она любила его, возможно, поэтому, больше чем других детей. Мальчик, например, не может понять отношения крестьян со старостой. После водосвятия, приложившись ко кресту, окропленные святой водою, получив от священника поздравление с благополучным приездом, пошли мы на господский двор, всего через улицу от церкви.

Читайте также:  Краткое содержание горький сказки об италии за 2 минуты пересказ сюжета

Next Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

Сердце у меня опять замерло, и я готов был заплакать; но мать приласкала меня, успокоила, ободрила и приказала мне идти в детскую — читать свою любимую книжку и занимать сестрицу, прибавя, что ей теперь некогда с нами быть и что она поручает мне смотреть за сестрою; я повиновался и медленно пошел назад: какая-то грусть вдруг отравила мою веселость, и даже мысль, что мне поручают маленькую мою сестрицу, что в другое время было бы мне очень приятно и очень лестно, теперь не утешила меня. Семья собирается помолиться тамошним чудотворцам. Няньку мою она прогнала и несколько дней не позволяла ей входить в нашу детскую. Дом вдовы Куролесовой, богатый, хотя и немного аляповатый, сначала кажется Сереже дворцом, который описан в сказках Шахерезады. События сложно разделить на более и менее значимые, и фабула в произведении практически отсутствует.

Next

Источник: https://gabads.global.ssl.fastly.net/klass/aksakov-buran-kratkoe-soderzhanie-chitat.html

Вопросы и ответы к очерку С. Т. Аксакова «Буран»

  1. Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедитель­ные приметы жестокого мороза.

  2. Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их.

    Дере­вья постарее, пополам изломанные, тор­чали высокими пнями, а иные, разодран­ные надвое, лежали, развалясь на обе сто­роны». Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

  3. Что помогало мужикам справляться с холодом?
  4. Справляться с холодом мужикам помо­гала специально подобранная одежда и то, как они вели себя во время пути.

    Одежда их состояла из дубленых полу­шубков, тулупов и серых суконных зипу­нов, а также теплых шапок — башкир­ских малахаев.

    Крепкие и подвижные возчики «шутили, припрыгивали, боро­лись, толкали, будто невзначай, друг дру­га с узенькой тропинки в глубокий суг­роб… Тут-то сыпались русские остро­ты…».

  5. Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?
  6. Описание жестокой картины искале­ченной морозом березовой рощи как бы предсказывало, что человеку будет не просто справиться с напором стихии, если в степи разразится буран. То, что удалось сделать с березовой рощей, могло обру­шиться и на тех, кто проезжал эти места. Стоило испортиться погоде, как путников могли ждать страшные беды.

  7. Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: «Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…» Как вы думаете, за­чем мы выделили слово «казалось»? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз «но»: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы прибли­жения бурана.
  8. Проследим за тем, как нарастало беспо­койство.

    «Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из лю­бимой рощи искать себе ночлега на высо­ких и открытых местах; но лошади храпе­ли, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но белова­тое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…» Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвига­ющегося бурана заметны в поведении жи­вых существ и в окружающей природе.

  9. Проследите за изменением описания снего­вой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?
    • «Быстро поднималось и росло белое об­лако с востока…»;
    • «…уже огромная снеговая туча заво­локла большую половину неба…»;
    • «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…»;
    • «Вдруг настала ночь… наступил буран…».

    Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показы­вал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, на­конец, снеговая туча «обтянула весь гори­зонт».

  10. Опишите поведение возчиков во время бурана.
  11. В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продол­жить путь.

    Автор точно указал, как труд­но было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключа­лось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более су­ток.

    Далее мы узнали о печальном конце бурана. Материал с сайта //iEssay.ru

  12. Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.
  13. Вначале нужно перечитать текст с опи­санием бурана.

    «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сто­рон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.

    Справка. Описание бурана С. Т. Ак­саковым произвело такое впечатление на А. С. Пушкина, что в повести «Капитан­ская дочка» он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пуш­кин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.

  14. Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?
  15. Трагический финал, о котором расска­зал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрай­ним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешест­венников. Можно считать, что часть зим­них поездок кончалась бедой. Степень ри­ска была велика, и приходилось с ней считаться.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/a/aksakov/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/buran/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-ocherku-s.-t.-aksakova-buran

Очерк С.Т. Аксакова «Буран»

  • Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа
  • МБОУ СОШ №18
  • Учитель русского языка и литературы

Салимгареева Э.Ф.

Цель:развитие логического мышления, связной речи, филологической интуиции, творческих и научно-исследовательских способностей учащихся; формирование эстетического вкуса, воспитание культуры чтения художественного произведения.

Оборудование: текст художественного очерка С.Т. Аксакова «Буран», иллюстрации учащихся к очерку, портрет С.Т. Аксакова.

Ход урока:

Учитель. Первого октября 2006 года исполнилось 215 лет со дня рождения С.Т. Аксакова (1791-1859) – замечательного русского писателя, создавшего великолепные образцы художественной автобиографической прозы и семейной хроники, книги о природе, охоте.

В историю русской литературы С.Т. Аксаков вошёл как художник, который показывает первозданную общность природы с человеком.     В рецензии на книгу С.Т. Аксакова «Записки ружейного охотника» И.С.

Тургенев писал: «Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью нерасторжимых нитей».

Описание природы у Аксакова – это не просто фон, на котором разворачивается действие. Пейзаж имеет важное значение для общей структуры произведения, характеристики персонажа, ибо в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его душевно-нравственная сущность.

Сегодня мы обратимся к анализу очерка С.Т. Аксакова «Буран».

  1. – Вспомните, в чём особенности жанра очерка?
  2. Очеркразновидность малой формы эпической литературы, отличающийся от других её форм отсутствием единого быстро разрешающегося конфликта и большой разновидностью описательного изображения.
  3. – Какова творческая история создания очерка «Буран»?

Очерк С.Т. Аксакова «Буран» был впервые напечатан в альманахе «Денница» в 1834 году. Творческая история этого произведения изложена самим автором во вступлении. Очерк был напечатан без подписи автора. Это было связано с враждебным отношением к С.Т.

Аксакову издателя альманаха Николая Полевого, редактора и критика журнала «Московский телеграф». Когда альманах вышел в свет, рецензент «Московского телеграфа» восторженно отозвался о «мастерском изображении зимней вьюги в степях Оренбургских».

Положение вышло затруднительное: издателю «Московского телеграфа» нельзя было признаться, что он не знал имени сочинителя, нельзя и отступиться от своих слов», – писал Сергей Тимофеевич.

В основе Аксаковского очерка «Буран» ­­– действительное происшествие, случившееся неподалёку от родного поместья писателя в Оренбургской губернии.

  • – Определите тему художественного очерка.
  • Тема произведения – описание бурана и поведения русских мужиков, застигнутых им в степи.
  • ­– Дайте краткий пересказ сюжета произведения.

В очерке рассказывается, как обоз с хлебом, состоявший из восемнадцати подвод, сопровождаемый десятью мужиками, был застигнут в Оренбургской степи страшным бураном.

«Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось». Обоз с двадцатипудовыми возами тянулся медленно, мужики выбились из сил. И тогда старик.

Прокладывающий след, остановил обоз и призвал переждать снежную бурю, «отдавшись на волю божию». Он, основываясь на народном опыте, предложил составить возы и распряженных лошадей вместе, кружком; а оглобли поднять вверх, покрыть их кошмами и сесть самим под ними, как под шалашом.

«Совет был странен и страшен, но в нём заключалось единственное средство к спасению» – пишет С.Т. Аксаков. Не все мужики захотели послушаться старика. С ним остались трое, а шестеро остальных на двенадцати подводах последовали за молодым и неопытным «удальцом», сбились с пути и замёрзли.

– Как вы считаете, кто является центральным персонажем очерка? Почему?

В центре небольшого по объёму произведения – образ мудрого старика. Он опытный и мудрый: объясняет товарищам, что случилось с рощей, верно толкует приметы, первым предвидит бурю и даёт совет, чтобы спасти людей. Аксаков выделяет этот образ среди других персонажей, подчёркивая его жизненный опыт, настойчивость, смелость.

Только один из персонажей очерка имеет собственное имя – это Петрович, «высокий и плотный мужик», который поддерживает совет старика. Остальные персонажи безымянные, в том числе и мудрый старик. Видимо, в понимании  С.Т.

Аксакова старик и есть тот самый русский мужик, который умеет «улаживаться с яростной стихией» и приспособиться к суровым условиям природы.

  1. – Какова композиция художественного очерка?
  2. Композиция очерка двуплановая: описание природы перемеживается с рассказом о поведением крестьян в зимней дороге.
  3. – Выделите идею аксаковского очерка.

Писатель подчёркивает неразрывную связь природы и человека. Очерк имеет поучительный смысл: человек должен учиться у природы, понимать её, следовать ей, не пытаясь её победить. С.Т. Аксаков предупреждает: неразумно противостоять разыгравшейся стихии, лучше переждать бурю, как призывает мудрый старик. Это и есть идея аксаковского очерка.

  • – Какие проблемы поднимает писатель в произведении?
  • В «Буране» Аксаков рассматривает широкий круг вопросов: взаимоотношения человека и природы, особенности жизни и труда русских мужиков зимой; взаимоотношения старшего и младшего поколений; правильное и неправильное поведение людей в экстремальных ситуациях; красота и непредсказуемость трагических для людей проявлений природы.
  •  Учитель:

Художественный очерк С.Т.

Аксакова отличают конкретность, подробность, яркая изобразительность, и, хотя в произведении есть прямая эмоциональная оценка случившегося и отчетливо проявляется авторская позиция, писатель не навязывает читателю своего мнения.

Впечатление от очерка тем сильнее, что Аксаков оттеняет основную идею не пояснениями, а чисто изобразительными средствами. В целях художественной экспрессии писатель использует различные изобразительно-выразительные средства.

– Как вы считаете, какие фигуры и тропы актуальны для очерка «Буран»?

– Можно выделить следующие фигуры и тропы:

  • Анафора («Всё одел мрак…, всё смешалось…» и другие)
  • Множественность однородных членов («Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жёг всё живое…» и другие)
  • Период («Быстро поднималось и росло белое облако…» и другие)
  • Перифраз («Снежный прах» и другие)
  • Эпитеты («Жестокий мороз, змеиное шипение, роковые приметы»)
  • Олицетворения («Ветер ныл, стонал, ревел…»)
  • Сравнения («Как небо», «как будто ураганы или громовые удары», «как будто вой голодного волка», «как голова огромного зверя» и другие)

Учащиеся активно приводят примеры фигур и тропов.

– Вы, наверное, заметили, ребята, что С.Т. Аксаков активно использует фразеологические обороты. Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

Фразеологизмы помогает понять эмоциональное состояние героя, его внутренний мир, придают очерку выразительность и самобытность: «падает сердце», «гляди в оба», «терять присутствие духа», «кровь стынет», «божий свет», «бог даст», «какой леший», «выбиться из сил»…

– Какие ещё особенности языка очерка вы смогли выделить?

В очерке Аксакова присутствуют тюркизмы: «буран», «умет», «малахай», «сырт», «кошма», «Яик». Использование тюркизмов даёт возможность писателю как можно точнее отразить изображаемую действительность.

Также для описания бурана и поведения людей характерно использование относительных и качественных прилагательных: смертный, чудный, громовой, снеговой и т.д.

 Учитель:

Вот так, проанализировав очерк С.Т. Аксакова «Буран», мы действительно убедились в том, что художественная речь писателя отличается изумительной выразительностью, яркостью. «Буран» – первое произведение, говорящее о настоящем Аксакове.

Этот очерк открыл тему природы в творчестве писателя, которая была развита им во второй половине сороковых годов в книгах: «Записки об уженье рыбы» (1847 г.), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.), «Рассказы и вспоминания охотника о разных охотах» (1855 г.).

Эти произведения принесли писателю известность и истинное признание.

В заключении хочу обратить ваше внимание, ребята, на нашу «картинную галерею». Вы смогли не только хорошо прочувствовать и проанализировать очерк «Буран», но и изобразить красоту и непредсказуемость такого трагического для людей проявления природы, как буран в степи, используя при этом выразительные средства живописи.

– Домашнее задание.

Лингвостилистический анализ рассказа А.М. Горького «Немой. Башкирская легенда».

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/3478-2.html

Аксаков Буран: краткое содержание

Сергей Тимофеевич Аксаков чаще всего писал стихи, однако имеются у него и произведения в прозе. Среди них, изучаемый нами рассказ Буран, краткое содержание которого пригодится для нашего читательского дневника. Давайте попробуем описать нагрянувший буран, сохранив детали, которые использует писатель в своей работе.

Буран: краткий пересказ

С первых строк рассказа Буран С.Т. Аксаков переносит читателя в зимнюю стужу. Стоял мороз, было очень снежно, но такая погода не помеха для русского мужика, поэтому небольшой обоз находится в дороге.

Лошади тянут возы, мужики идут следом, веселятся и подшучивают. Вот они зашли в березовую рощу и обомлели от увиденного, весь березняк был исковеркан а деревья повалены и изломаны.

Один из стариков приказал всем садится на возы и гнать к ночлегу, а все потому, что опытный старик учуял надвигающую непогоду.

Далее, в кратком пересказе Аксакова, мы видим все еще ясное небо, однако опытный взгляд замечает приметы, которые говорят об одном, буря не за горами. Так, птицы вылетали, чтобы искать убежище, лошади стали беспокойные, облака на небе начали собираться, а снег побежал струйками по земле, шипя, подобно змее.

Те, кто бывал в пути с обозами знают, что в такую погоду лучше не высовываться и поскорее найти убежище. Наши путники направлялись в Оренбург, чтобы продать хлеб и купить соли, которую планировали затем перепродать. Дорога была длинной, вот и застало в пути их ненастье. Облака стали расти быстрее, солнце скрылось, тучи заволокли все небо.

Ветер стал реветь, и порой казалось, что где-то плачет ребенок или завывает волк.

Описание бурана

Буран всей своей мощью обрушился на землю. Тут же наступила темнота, поднимая снежные хлопья разыгрался ветер, создавая белоснежный сумрак, который слепил и ухудшал видимость. Все слилось воедино, небо, земля и воздух. Стало тяжело дышать, а буран не собирался стихать.

Наоборот, он стонал, свистел, рвал, из стороны в сторону бросал предметы, обвивая своей мощью подобно змею, который решил задушить любого, кто попал в его объятия. В такие моменты человек, попавший в буран, теряет память, сила духа падает и кровь стынет в жилах не от холода, а от страха.

Люди попросту сходят с ума, что и становится частой причиной их смерти.

Идти дальше было очень сложно и опасно, поэтому опытный старик предлагает остановиться и создать некое укрытие.

Может кому-то посчастливится уцелеть и не замерзнуть… Несмотря на то, что совет старика показался многим странным, люди с опытом понимали, что это единственный путь к спасению. Однако молодое поколение было с этим не согласно.

Кто-то стал говорить, что если старик уже повидал жизнь, то они пока не готовы умирать. Несмотря на буран, они отправятся до умета, а как буря стихнет, вернутся и откопают стариков. Молодежь не желала слушать умных советов и шестеро из них продолжили свой путь.

Буран свирепствовал, и не собирался затихать. Он бушевал всю ночь. Не прекратился буран и на следующий день, все заметая и создавая огромные бугры из снега. Только к следующему вечеру непогода стала стихать, хотя снег продолжал идти всю ночь.

Когда ветер утих, перед взором читателя простиралось снежное море с оледеневшими волнами из снега. Как раз по дороге, где укрылись от бурана наши герои, возвращался уже пустой обоз.

Они и увидели пробивающийся из-под снега пар. Поняв в чем дело, людей стали откапывать и нашли стариков. Они были без памяти.

Пострадавших отвезли в умет, отогрели, дали проспаться, а когда старики проснулись, то были рады, что им удалось выжить в эту ужасную непогоду.

Молодые же путники, которые отбились от стариков, так и не дошли до пристанища. Скорее всего они заблудились, разбрелись по сторонам, да и замерзли. Их тела нашли уже весной. Тело одного из них находилось рядом с уметом, у забора. Он так и погиб, даже не поняв, что спасение было совсем рядом.

Главные герои

Познакомившись с кратким пересказом рассказа Буран, мы можем выделить главных героев. Это путники, которые направляются в Оренбург. Среди них можно выделить образ старика, который много уже повидал в жизни, был мудрым и хорошо понимал приметы природы.

Он и дал советы, которые помогли спастись тем, кто его послушал. В том числе и Петровичу, герою, которому автор дает собственное имя. Другие персонажи рассказа остались безымянными.

Может оттого, что Аксаков хотел показать общий образ русского мужика, которому всегда приходилось нелегко.

В качестве героев рассказа Аксакова Буран, следует выделить и молодое поколение. Не имея опыта и понадеявшись на свои силы, они не выжили в борьбе со стихией.

Отдельно хочется остановиться и на стихии, описанной в рассказе. Это буран, который также можно назвать героем произведения. Он, подобно живому существу, уничтожал все вокруг, никого не щадя.

Источник: https://sochinyshka.ru/aksakov-buran-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector