Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощекой барышней. Многие знакомые называют ее не иначе как «душечка».
Ольга Семеновна испытывает постоянную потребность любить кого-нибудь. Очередной ее привязанностью становится Иван Петрович Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи».
Из-за постоянных дождей публика не посещает представления, и Кукин несет сплошные убытки, что вызывает в Оленьке сострадание, а затем и любовь к Ивану Петровичу, несмотря на то что он мал ростом, тощ и говорит жидким тенорком.
После свадьбы Оленька устраивается к мужу в театр. Своим знакомым она говорит, что это единственное место, где можно стать образованным и гуманным, но невежественной публике нужен балаган.
В великий пост Кукин уезжает в Москву набирать труппу, и вскоре Оленька получает телеграмму следующего содержания: «Иван Петрович скончался сегодня скоропостижно ждем распоряжений похороны вторник».
Ольга Семеновна очень сильно переживает его смерть и носит глубокий траур. Через три месяца, страстно полюбив Василия Андреевича Пустовалова, Оленька вновь выходит замуж. Пустовалов управляет лесным складом купца Бабакаева, и Оленька работает у него в конторе, выписывая счета и отпуская товар.
Ей кажется, что лес — это самое важное и нужное в жизни, и что она торгует лесом уже давным-давно. Оленька разделяет все мысли мужа и вместе с ним сидит по праздникам дома.
На советы знакомых сходить в театр или в цирк она степенно отвечает, что людям труда не до пустяков, а в театрах нет ничего хорошего.
С мужем Ольга Семеновна живет очень хорошо; всякий раз, когда Пустовалов уезжает в Могилевскую губернию за лесом, она скучает и плачет, находя утешение в беседах с ветеринаром Смирниным, своим квартирантом. Смирнин разошелся с женой, уличив ее в измене, и каждый месяц высылает по сорок рублей на содержание сына.
Оленьке жаль Смирнина, она советует ветеринару ради мальчика помириться с женой. Через шесть лет счастливого брака Пустовалов умирает, и Оленька вновь остается одна. Она ходит только в церковь или на могилу мужа. Затворничество продолжается полгода, а потом Оленька сходится с ветеринаром. По утрам они вместе пьют чай в саду и Смирнин читает вслух газету.
А Оленька, встретив на почте знакомую даму, говорит об отсутствии в городе правильного ветеринарного надзора.
Счастье продолжается недолго: полк, в котором служит ветеринар, переводят чуть ли не в Сибирь, и Оленька остается совершенно одна.
Идут годы. Оленька стареет; знакомые теряют к ней интерес. Она ни о чем не думает и у нее нет уже никаких мнений. Среди мыслей и в сердце у Оленьки такая же пустота, как и на дворе. Она мечтает о любви, которая захватила бы все ее существо и дала бы ей мысли.
Неожиданно к Оленьке возвращается ветеринар Смирнин. Он помирился с женой, вышел в отставку и решил остаться жить в городе, тем более что пришла пора отдавать сына Сашу в гимназию.
С приездом семьи Смирнина Оленька вновь оживает. Жена ветеринара вскоре уезжает к сестре в Харьков, сам Смирнин постоянно в отъездах, и Оленька берет Сашу к себе во флигель.
В ней просыпаются материнские чувства, и мальчик становится новой привязанностью Оленьки.
Она рассказывает всем знакомым о преимуществах классического образования перед реальным и о том, как трудно стало учиться в гимназии.
Оленька вновь расцвела и помолодела; знакомые, встречая ее на улице, испытывают, как и прежде, удовольствие и называют Ольгу Семеновну душечкой.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-dushechka/
Пересказ содержания — А. П. Чехов — «Душечка»
Дочь отставного коллежского асессора Оленька Племянникова часто застает своего соседа Кукниа, антрепренера и содержателя увеселительного сада «Тмволи», за жалобами на жизнь, на погоду, на невзыскательный вкус зрителей.
Несчастья Кукнма настолько трогают ее, что Оленька влюбляется в него, хотя Кукин некрасив. Она постоянно когонибудь любит; это потребность ее души. Оленька очень добрая, тихая, пышущая здоровьем девушка.
Все знакомые, встречая ее на улице или беседуя за чашкой чая, в восхищении называют Оленьку «душечкой».
Кукин делает предложение, Оленька принимает его. После свадьбы они живут хорошо.
Оленька помогает мужу (продает билеты в кассе), рассуждает о высоком предназначении театра, повторяя слово в слово фразы мужа, жалеет актеров, дает им понемногу взаймы и, если ей не возвращают, не жалуется. Они с мужем всегда вместе; о себе Оленька говорит не иначе как используя оборот «мы с Ваничкой». Кукпн уезжает в Москву набирать труппу.
Оленька скучает, плохо спит по ночам и ждет «Ваничку» у окна. Приходит телеграмма о скоропостижной кончине Кукина. Оленька горько плачет, одевается во все черное. Через три месяца в церкви она знакомится с управляющим лесным складом Пустоваловым. Вскоре от Пустовалова приходит сваха, Оленька принимает предложение.
После свадьбы молодые живут хорошо. Оленька помогает мужу, пишет счета и отпускает в конторе товар.
Со знакомыми она с видом знатока говорит о ценах на лес, слово в слово повторяя фразы мужа, Пустоваловы не выходят в свет, предпочитая сидеть дома, а когда ктонибудь советует Оленьке сходить в театр, она отвечает, что им «с Васичкой» не до таких пустяков.
Пустовалов часто ездит за товаром в Могилевскую губернию, а к Оленьке захаживает ветеринар Смирнин, который жалуется ей на свою жену (они разошлись изза измены жены, но Смирнину жалко сына).
Оленька жалеет его, угощает чаем, советует ради сына помириться с женой. Когда муж возвращается, она все рассказывает ему, и вместе супруги молятся, чтобы Бог дал им детей. Однажды зимой Пустовалов простужается и вскоре умирает. Безутешная Оленька вновь облачается в траур, запирается дома, только через полгода открывает ставни на окнах.
Ветеринар приходит все чаще, а Оленька принимается говорить со знакомым, что ветеринарное дело в городе поставлено из рук вон плохо, при этом повторяя слово в слово фразы Смирнина.
Счастье их продолжается недолго, так как Смирнина переводят в другой город. Оленька остается совсем одна. Ей не о чем говорить, у нее ни о чем нет собственного мнения.
«И так день за днем, год за годом, и никакой радости, и нет никакого мнения, что сказала Мавракухарка, то и хорошо».
Неожиданно в город возвращается Смирнин. Он помирился с женой и привез их с сыном с собой. Оленька предлагает ему с семьей поселиться в ее доме, а сама уходит во флигель.
Оленька искренне привязывается к сыну Смирнина Саше, часто подкармливает его, учит вместе с ним уроки, а затем, под предлогом отъезда жены Смирнииа, и вовсе забирает Сашу к себе во флигель.
У нее появляется и смысл жизни, и «мнение».
Теперь со знакомыми она обсуждает преподавание в гимназии, сложные задания для первоклассников, учебные пособия, слово в слово повторяя фразы Саши. Оленька каждое утро провожает Сашу в гимназию. Самое страшное для нее если мать захочет увезти мальчика.
Источник: http://ruslit.biz/pereskaz-soderzhaniya-a-p-chexov-dushechka/
Чехов «Душечка» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
В молодой дочери мелкого чиновника Оленьке, полной, розовощёкой, жалостливой барышне с кротким, мягким взглядом жило страстное желание кого-нибудь любить.
Объекту своей любви она стремилась принадлежать целиком, так чтобы целиком проникнуться его заботами и мыслями.
Любовь преображала Оленьку даже внешне: с её лица не сходила добрая, светлая, наивная улыбка, и знакомые дамы, глядя на неё, в порыве удовольствия говорили: «Душечка!»
В детстве Душечка любила вначале своего папашу, потом тётю, которая иногда приезжала из Брянска, а после – своего учителя французского языка. Когда Оленька выросла, у неё стали появляться более серьёзные увлечения.
Вначале она полюбила Кукина, молодого содержателя увеселительного сада «Тиволи», который квартировал у неё во флигеле. Человек нервный и эмоциональный, Кукин целыми днями бегал по двору и, воздевая руки к небу, жаловался на равнодушие публики к его заведению, на постоянные убытки.
Душечка вначале жалела этого малорослого и тощего мужчину, который говорил жидким тенорком, кривя рот. Потом жалость перешла в любовь.
«Душечка». Фрагменты фильма по рассказу А. П. Чехова
Они повенчались. После свадьбы Оленька сидела у Кукина в кассе, записывала расходы и говорила всем знакомым, что самое замечательное и важное на свете – это театр, но публика не понимает этого, ей нужен балаган.
Что говорил о театре и об актерах «её Ваничка» Кукин, то повторяла и она. Когда дела в увеселительном саду шли хорошо, Душечка полнела и вся сияла от удовольствия, хотя Кукин постоянно худел и желтел и жаловался на страшные убытки.
Однажды он уехал в Москву набирать труппу, и оттуда Душечке пришла телеграмма: её муж скончался.
После похорон Оленька рыдала так, что слышно было на улице, а соседки крестились.
Однако три месяца спустя, возвращаясь с церковной обедни, она случайно шла вместе с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом купца Бабакаева.
Пустовалов посочувствовал горю Душечки, и ей понравился этот степенный, солидный человек с бородой. Вскоре он пришёл к ней с визитом, потом сыграли и свадьбу.
Оленька теперь в обед сменяла нового супруга на лесном складе и сидела там до вечера, писала счета и отпускала товар. Знакомым она жаловалась, что доски дорожают, и «её Васичка» теперь должен ездить за ними в Могилевскую губернию.
По ночам ей снились бесконечные вереницы подвод, везущих брёвна, балки и горбыли. Тихо и смирно, в любви и полном согласии прожили Пустоваловы шесть лет.
Но как-то зимой Василий Андреич, напившись горячего чаю, вышел без шапки отпускать лес, простудился, занемог и умер.
Душечка безутешно рыдала, полгода носила траур и даже не открывала ставни на окнах. Но потом соседи узнали, что она часто пьёт вместе чай с полковым ветеринаром Смирниным, квартировавшим у нее во флигеле. Смирнин был женат и имел сына, но с женой разошелся, так как она ему изменила. Он очень переживал по поводу своих семейных несчастий, и добродушная Оленька сжалилась над ним…
Друзьям Душечка теперь рассказывала, что у них в городе нет правильного ветеринарного надзора, и поэтому люди часто заболевают от молока, заражаются от лошадей и коров. Другую бы осудили, но о вновь засиявшей своей доброй улыбкой Оленьке никто не мог подумать дурно. Однако счастье на сей раз продолжалось недолго: «её Володичка» уехал вместе с полком куда-то очень далеко.
Душечка вся переменилась. Её душу охватили безучастность и пустота. Она постарела, подурнела, ела и пила словно поневоле и даже перестала гладить свою чёрную кошечку Брыску. Так прошло несколько лет. Но в один жаркий июльский день в калитку постучали, и Оленька обомлела: за воротами стоял ветеринар Смирнин, уже седой. Он вышел в отставку и решил поселиться в этом городе.
Смирнин приехал с семьёй. С женой он помирился, а сына, 9-летнего Сашу, уже было пора отдавать в гимназию. Смирнин искал квартиру. Хотя с ним приехала и жена, Душечка с радостью предложила, чтобы они все поселились в её доме, а сама решила перейти во флигель.
Всю свою неутолённую любовь Душечка теперь перенесла на мальчика Сашу. Мать его вскоре уехала, легко оставив сына. Со Смирниным Оленька уже не сошлась, но Сашу поселила во флигеле вместе с собой.
По утрам она любовалась, как он крепко спит, потом будила его на гимназические занятия и поила чаем. В большом картузе и с ранцем на спине маленький Саша выходил из дома, а Душечка бежала сзади, суя ему в руку финик или карамельку.
Из прежних привязанностей Оленьки ни одна не была такою глубокой, как материнское чувство к этому чужому мальчику с ямочками на щеках.
Со знакомыми она теперь говорила о том, как нелегко учиться в гимназиях, какие трудные там задают уроки. По вечерам, укладывая Сашу спать, Душечка мечтала, как он в будущем станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, женится и у него родятся дети…
Автор краткого содержания
На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Душечка». Краткие содержания других произведений А. П. Чехова — см. ниже в блоке «Ещё по теме…»
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3240-chekhov-dushechka-kratkoe-soderzhanie
Анализ рассказа «Душечка» (А.П. Чехов) | Литрекон
Жизнь А.П. Чехова подобна его произведениям. Она весьма коротка и очень насыщенна. За 25 лет творчества он создал более 500 произведений, многие из которых стали мировой классикой. Сам он, полушутя и не без доли гордости, говорил:
«Вам хорошо, теперешним писателям. Вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов.»
Попробуем разобраться, почему именно Чехову удалось сломить презрительное отношение литературного общества к малому жанру. В качестве примера Многомудрый Литрекон рассмотрит рассказ «Душечка» об очаровательной и очаровывающейся, ласковой и доброй девушке, чья жизненная дорога определяется спутником…
История создания
Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1985 по 1987 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам.
Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года.
Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год.
Жанр, направление
Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта».
Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет.
Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.
Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века.
Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года.
Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались.
Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров.
Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни.
Смысл названия
Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).
Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.
Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся.
Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа.
Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.
Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».
Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.
Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.
Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней.
После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами.
Несмотря на это, они были счастливы.
Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.
Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась.
Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию. Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников.
На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.
Заканчивается рассказ на том, что Оленька получает телеграмму из Харькова. Мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии; кажется, что несчастнее ее нет человека во всем свете. Через мгновение ветеринар возвращается домой из клуба. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:
герои рассказа «душечка» | характеристика |
оленька | «это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы». |
кукин | «он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам». |
пустовалов | уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно. в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома. |
смирнин | о ветеринаре известно мало. он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька. |
Темы и проблемы
Говоря о тематике рассказа «Душечка», отчетливо видим одну доминирующую тему – любовь. Но не та любовь, о которой мы привыкли читать в романах. Здесь не раскрывается ее глубина, скупо описаны душевные переживания. Это не значит, что любовь не сильна и быстро проходит. Напротив, она здесь является природным свойством Оленьки, страдающей от невозможности эту любовь высвобождать.
Основная проблема рассказа «Душечка» – отсутствие «я» в отношениях. Четырехчастная композиция – четыре сменяющих друг друга объекта любви Оленьки – показывают повторяемость ситуации и невозможность изменений. Писатель с иронией завершает список привязанностей душечки мальчиком.
Во-первых, это показывает сущность ее любви: не биологическая тяга к мужчине и не пошлость, а материнское желание согреть, защитить, приласкать.
Во-вторых, особенность душечки присваивать себе мнения доведена до абсурда: теперь она пересказывает на базаре то, что слышит от ребенка – пустота ее внутреннего мира поражает читателя.
Основная идея
Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.
В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях.
Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали.
Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.
Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.
Чему учит?
Мораль в рассказе «Душечка» определенно стоит пытаться искать в баснях и детских сказках. Однако присутствует она не в любом произведении.
Задача писателя заключается в фиксации жизни на бумаге, но ни в коем случае не в поучении читателя, по крайней мере умышленно.
Взявший в руки книгу должен сам определить свою роль по отношению к автору: он может быть учеником, критиком или сторонним наблюдателем.
Мы можем говорить о морали в том случае, если выбрали позицию ученика.
Итак, какой вывод можно сделать, прочитав «Душечку»?
- Во-первых, это рассказ о важности наличия так называемого стержня. Только самодостаточность, т.е. наличие собственных интересов и увлечений, спасет человека от мучительности одиночества.
- Во-вторых, симбиоз возможен лишь при наличии собственной линии у каждого из участников. Иначе это паразитизм. Все, кто связывает жизнь с Оленькой, плохо кончают. Ее «папаша», которого она раньше любила, теперь был болен и тяжело дышал. Кукин умер. Пустовалов умер. Смирнин помирился с женой. Кругом несчастья. Душечка – паразит, питающийся энергией и интересами любимых людей. Она делает это ненамеренно, ведь это единственный способ поддержания в ней жизни. Это ее проклятье.
Таким образом, можно заключить, что основной посыл рассказала А.П. Чехова – не привязывайся к людям, они не вечны. Привяжись к чему-то, что вне зависимости от обстоятельств никогда тебя не покинет.
Александр Ладонцев
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/dushechka-chehov/
Краткое содержание Чехов Душечка для читательского дневника
Оленька пользуется большим вниманием у окружающих. Она добродушна и слегка наивна, что сильно привлекает к ней людей. Из-за этого и розовых щечек, ее называют «Душечка». У Ольги Семеновны присутствует большая необходимость любить и быть любимой. По истечении какого-то времени она увлекается Иваном Петровичем, он владелец театра с названием «Тиволи».
Погода не сопутствовала посещению представлений, и он нес убытки, что вызвало у Ольги сочувствие к нему, а после и любовь. Даже, несмотря на то, что он был невысокого роста, худой и имел неприятный голос.
После свадьбы Душечка устроилась на работу к супругу в театр, что бы стать, как она считала, образованной. Во время поста супруг отправляется в столицу для набора нового состава труппы, но через короткое время ей приходит телеграмма о том, что он умер. Она тяжело переживала его похороны, и долгое время ходила в трауре.
Прошло три месяца, она влюбляется в Василия Пустовалова, вскоре он ей делает предложение, и они расписываются. Ее новый супруг был управляющим складом, и Оленька приступает к работе вместе с ним.
Этим самым полностью разделила жизнь с супругом и даже на выходных сидела с ним дома.
Когда, знакомые предлагали ей сходить в театр, она отвечала, что это для нее пустая трата времени, и в представлениях нет ничего хорошего.
С супругом Ольга Семеновна живет душа в душу, каждый раз, когда он уезжал по работе, она плакала и страдала от долгой разлуки. Могла найти успокоение своей души только во время разговоров с ветеринаром Смирниным. Он бросил свою супругу из-за ее измены, но регулярно высылал деньги, на то чтобы помочь ей содержать сына. Оленька советует ему, ради мальчика вернуться к супруге.
Ее муж умирает через шесть лет, и Ольга Семеновна опять становиться вдовой. В своей новой жизни посещает только церковь и могилу умершего мужа. Такой образ жизни длится полгода, пока она не сходится с ветеринаром.
Они ведут размеренный образ жизни, пьют вместе чай, а он читает вслух ей газеты. Счастье продолжалось не долго, нового возлюбленного переводят на работу почти в Сибирь и опять Душечка коротает свои дни в одиночестве.
Годы идут, и Ольга стареет, к ней теряют интерес. Но все, же она продолжает мечтать о любви. И вдруг к ней возвращается ее друг Смирнин. Он снова померился с женой, ушел в отставку и принял решение жить в городе из-за сына Саши, потому что пришло время отдавать его в гимназию.
С возвращением семьи Смирнина, к ней возвращается желание жить. Жена ветеринара отправляется на долгое время в Харьков, сам ветеринар постоянно в разъездах.
Ольга Семеновна решает забрать их сына Сашу к себе во флигель на воспитание. Естественно в ней просыпаются к этому мальчику материнские чувства. Она снова расцветает и молодеет на глазах.
И чувствует на себе взгляды восхищения окружающих.
Чехов. Краткие пересказы:
Картинка Душечка
Сейчас читают:
- Краткое содержание Чехов детвора
В рассказе А.П. Чехова «Детвора», говориться о том, как играют дети в настольную игру лото. Во время игры описывается про поведение каждого из участников. Они ведут себя во время азарта, искренне неподдельно и каждый по-своему. - Краткое содержание Чехов Хирургия
Всем известный писатель Антон Павлович Чехов – его короткие юмористические произведения интересны и оригинальны. Главные персонажи в рассказах индивидуальны, события происходят в небольших городах. Рассказ « Хирургия » был изданный в 1884 году - Краткое содержание Чехов Крыжовник
История начинается с того, что Иван Иваныч и Буркин восхищаются установившейся тихой погодой. Буркин напоминает, что Иван Иваныч собирался рассказать историю. - Краткое содержание Чехов Душечка
Оленька пользуется большим вниманием у окружающих. Она добродушна и слегка наивна, что сильно привлекает к ней людей. Из-за этого и розовых щечек, ее называют «Душечка». У Ольги Семеновны присутствует большая необходимость - Краткое содержание Бунин Антоновские яблоки
Рассказчик начинает вспоминать свое прошлое. Он припоминает раннюю осень, золотой сад, с деревьев которого уже начали опадать листья. Ему вспоминается тонкий аромат антоновских яблок и запах опавшей листвы - Краткое содержание Пушкин Метель
У богатого помещика есть красавица-дочь, юная Марья. У прелестницы имеется тайна – она влюблена в бедного прапорщика, служащего в соседнем селении.
Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/chehov/dushechka
Анализ рассказа Чехова «Душечка» | Литерагуру
Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.
История создания
В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.
В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.
Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.
С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.
Жанр, направление
Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.
Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.
«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.
Суть
В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.
В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.
Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.
Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.
Главные герои и их характеристика
Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.
- Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
- Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
- Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
- Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.
Темы и проблемы
- Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
- Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки.
Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
- Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
- Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
- Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
- Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.
Смысл
Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души.
Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности.
Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.
Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.
Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.
Чему учит?
Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.
Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.
Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.
Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-chehova-dushechka/
Чехов за 30 минут
Любовь Андреевна Раневская, владелица имения с вишнёвым садом, возвращается из-за границы, где жила последние пять лет. Из родового имения она уехала, преследуемая тяжелыми воспоминаниями: умер муж (спился), Раневская полюбила другого и сошлась с ним, и в это же самое время (как наказание, считает она) погиб ее семилетний сын Гриша, утонул в реке…
За границей незаконный роман Раневской продолжается: купив дачу под Ментоной, она поселяется там со своим любимым и ухаживает за ним, так как он тяжело болен. Однако он в ответ поступает с ней подло: обобрав, сходится с другой женщиной. Любовь Андреевна даже пыталась отравиться, но потом нашла выход в том, чтобы перебраться на родину, к дочерям и брату.
Ее приезд по времени совпадает с предстоящей продажей имения за долги. Казалось бы, это к лучшему: владельцы имения, собравшись вместе, найдут способ спасти родовое гнездо. Но нет. Позицию Раневской, Гаева, и даже Ани с Варей можно охарактеризовать как «мучительное бездействие» (термин самого Чехова).
Купец Лопахин, деловой человек новой формации, предлагает способ спасения: разделив землю на участки, сдать их в аренду дачникам; таким образом можно не только спасти имение от продажи, но и получить прибыль! Правда, для этого нужно снести старый дом и вырубить вишневый сад. Владельцы и слышать не хотят об этом: для них и вишневый сад, и старая усадьба – хранители истории семьи.
Аллеи сада, стены дома помнят легкую поступь матери Раневской, помнят ее детство…
Так и тянутся дни, недели и месяцы до продажи: Лопахин убеждает – Раневская и Гаев ускользают от него. Хозяйство имения в таком же упадке, как сам дом: из экономии, как говорят, Варя кормит прислугу горохом и молочным супом.
Приехав из-за границы без рубля, Раневская тем не менее пытается по-старому сорить деньгами: в ресторане требует лучшее, дает неизвестному подвыпившему прохожему золотой, дарит весь свой кошелек крестьянам, пришедшим попрощаться…
С мая по сентябрь время проходит в разговорах, прогулках, воспоминаниях. Способ спасти имение не найден. Вишневый сад продают с торгов, и покупает его Ермолай Лопахин. Пьеса заканчивается отъездом прежних хозяев под аккомпанемент стука топоров – рубят вишневый сад.
- Внимание!
- Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.
- Публикация данных материалов не преследует за собой никакой коммерческой выгоды.
- Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.
- Все права на исходные материалы принадлежат соответствующиморганизациям и частным лицам.
Источник: https://litra.info/book/chekhov-za-30-minut/page-10.html