Пьеса «Горе от ума» принесла автору всемирное признание. Украшенное изящной сатирой литературное произведение рассказывает читателю о привычках и нравах московского дворянства в XIX веке.
Детально ознакомиться с комедией Грибоедова помогут представленные ниже краткий пересказ пьесы, история создания «Горе от ума», характеристика героев и краткие выводы по произведению.
Краткий пересказ сюжета пьесы Грибоедова «Горе от ума»
Действие пьесы отражают события одного дня. Чацкий, молодой дворянин, после трёхлетнего отсутствия возвращается в дом Фамусовых, где воспитывался.
Здесь у него оставалась девушка Софья Фамусова, в которую он влюблён. За время его отсутствия Софья начала тайно от отца встречаться с бедным писарем Молчалиным.
Старший же Фамусов хочет выдать дочь за полковника Скалозуба, уже не молодого, но богатого жениха.
Новый возлюбленный Софьи на самом деле очарован служанкой Лизой, а с дочкой Фамусова крутит лишь в надежде на дальнейшее расположение её отца и взлёт по карьерной лестнице.
Чацкий всё это видит и постоянно глумится над выбором бывшей возлюбленной. Не доволен герой и привычками здешнего общества — стремлением слепо подражать Западу и отсутствием желания заниматься самопросвещением.
О своих наблюдениях он открыто высказывается на званном вечере Фамусовых.
Софья, возмущенная тем, что друг детства высмеивает её Молчалина и их отношения, пускает слух о его сумасшествии. Общество поддерживает эту догадку, так как не приемлет идей и высказываний Чацкого.
К концу дня Фамусов узнаёт о тайных свиданиях дочери и понимает, что планы на выгодный брак разрушены. Софья осознав, что Молчалин её обманывал, прогоняет его.
Чацкий произносит обличительную речь и покидает дом Фамусовых.
Краткое содержание комедийной пьесы Грибоедова «Горе от ума» по действиям
Москва. Начало XIX века. Дом богатого чиновника Фамусова
Действие I. Возвращение Чацкого или «третий лишний»
За спиной хозяина дома, богатого чиновника Фамусова его дочь София и секретарь Молчалин тайно встречаются по ночам. Служанка Лиза сторожит за дверью, пока парочка общается.
Фамусов начинает подозревать неладное, но подозрения откладываются с приездом Александра Андреевича Чацкого, воспитанника дома Фамусовых, который отсутствовал долгих три года. Александр Андреевич до своего отъезда был влюблён в Софью и она отвечала ему взаимностью.
Не забыв свои чувства, Чацкий вновь надеется заполучить расположение девушки, которая совсем ему не рада. Софья влюблена в Молчалина, хоть и надеется, что их встречи остаются в тайне. Девушка не знает, как назвать имя своего возлюбленного Чацкому.
Отец Софьи не рад этим двум ухажёрам дочери, по его мнению, лучшей партией для неё станет полковник Скалозуб.
Действие II. Чацкий узнаёт, кто стал его соперником
В доме Фамусовых появляется Чацкий и заводит «странные» беседы с Фамусовым. По мнению Чацкого смешно и не правильно гоняться за чинами и богатством. Фамусов не доволен такими изречениями воспитанника и, когда к нему с визитом приходит Скалозуб, он уводит его в свой кабинет, подальше от «смутьяна». Софья наблюдает за Молчалиным в окно и видит, как тот падает с лошади.
Переволновавшись, девушка теряет сознание. Чацкий всё видит и догадывается, кто является тайным возлюбленным Софьи. Выясняется, что Молчалин не пострадал, когда он остаётся наедине со служанкой Лизой, то признаётся девушке в любви. Лиза возмущена по этому поводу и осуждает секретаря за обман и лживые ухаживания за Софьей.
Самой крепостной нравится слуга Петруша, Молчалин ей безразличен.
Действие III. Званый вечер в доме Фамусовых
Между Чацким и Софьей происходит объяснение. Понимая, что он отвергнут, Чацкий начинает упрекать Софью и не очень лестно отзывается о её новом возлюбленном. Софью задевают слова Чацкого, и она покидает его, торопясь на очередное тайное свидание.
К Фамусовым съезжаются гости. Во время беседы с одним из приглашённых Софья говорит, что Чацкий не в своём уме. Слух о его сумасшествии быстро распространяется среди остальных гостей. Когда приходит Чацкий, он замечает, что на него все смотрят как на сумасшедшего.
Действие IV. Разоблачение
После ухода гостей, к Фамусовым вбегает Репетилов. Старый товарищ приглашает Чацкого в Английский клуб, но тот решает остаться. Чацкий, спрятавшись за колонну, подслушивает, как Молчалин ухлёстывает за Лизой. Хитрец вновь признаётся служанке в любви, и этот разговор слышит Софья. В ярости девушка прогоняет обманщика из дома.
Входит Чацкий и высказывает Софье свои возмущения по поводу роспуска слухов о его сумасшествии. Появляется Фамусов, ругает и стыдит дочь за непристойное поведение и обещает ей в воспитательных мерах «ссылку» в деревню. Он запрещает Чацкому ухаживать за своей дочерью, однако это лишнее — Александр Андреевич разочарован в Софье и в московском обществе.
Он желает покинуть Москву навсегда и вызывает карету.
Краткий анализ и выводы по знаковому произведению литературы XIX века пьесе Грибоедова «Горе от ума»
Комедийная пьеса «Горе от ума» занимает важную нишу в истории русской классической литературы. В ней раскрыты основные вопросы, волновавшие общественность в послевоенное время в XIX-м столетии и детально разобран намечавшийся в то время дворянский раскол.
Краткий пересказ столь серьёзного литературного труда позволит представить его основную тему, проблематику и сюжетную линию. Но, к сожалению, не передаст языкового благородства произведения и не покажет заложенного в нём тонкого сарказма. Многие фразы из пьесы «Горе от ума» превратились в крылатые выражения, и используются по сей день.
Кратко об истории создания комедии «Горе от ума»
В далёком 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся на родину из длительного заграничного путешествия и был приглашён на светский вечер.
Поражённый тем, как русская знать преклоняется перед всем заграничным, он возбуждённо произнёс обличительную речь на публику. Многие из знатных господ всерьёз задумались о психическом здоровье Грибоедова.
Так родилась идея создания сатирической комедии «Горе от ума», которая обещала стать сладкой местью недалёкому аристократическому обществу.
Грибоедов работал над пьесой около четырёх лет. Точку в своей работе он поставил в 1824 году, но в публикации автору было отказано цензурой.
Рукописные копии расходились по рукам, пока Грибоедов осуществлял новые правки, надеясь, что его работа всё же попадёт в печать. Но впервые полная версия «Горе от ума» была напечатано лишь в 1831 году, на немецком языке, уже после смерти автора.
В России, претерпев сильнейшие цензурные правки, пьеса увидела свет в 1833 году, а авторский вариант получил свой «звёздный час» лишь в 1862 году.
Кратко о героях комедии «Горе от ума»
Для качественного восприятия краткого содержания комедии Грибоедова «Горе от ума», необходимо знакомство с характеристиками её главных и второстепенных персонажей.
Характеристика основных персонажей пьесы
- Фамусов Павел Афанасьевич Состоятельный помещик и чиновник, который служит управляющим в госструктуре. Павел Афанасьевич вдовец, воспитывающий дочь. Он слишком озадачен тем, что думают о нём окружающие. Основные его ценности: блат, богатство, высокие чины. Павел Афанасьевич настороженно относится к образованным «выскочкам» и просвещению масс. Для своей единственной дочки Софьи Фамусов выбрал достойного жениха — уже не юного, но уважаемого и материально обеспеченного офицера Скалозуба.
- Фамусова Софья Павловна Семнадцатилетняя дворянка, единственная дочь Фамусова. Девушка росла без матери, но её воспитание от этого не пострадала. Она получилась сметливой, привлекательной и прогрессивной барышней. Как и другие девушки на выданье, Софья играет на музыкальных инструментах, поёт, танцует, свободно владеет французским языком. Влюбившись в небогатого Молчалина, девушка встречается с ним тайно, так как её отец, считает очень важным положение в обществе и вряд ли одобрит такой союз. Софья распускает слухи о сумасшествии Чацкого, желая, таким образом, ему отомстить за подтрунивания над Молчалиным.
- Молчалин Алексей Степанович Молодой неименитый мужчина, служащий секретарём при доме Фамусовых. Молчалин с детства приучен угождать окружающим ради получения выгоды. Из себя ничего особенного не представляет, мнение своё держит при себе и поддакивает тем, кто выше рангом, умом особым не обременён. В угоду своему господину ухаживает за его дочкой, которая ему совершенно безразлична, при этом тайно симпатизирует служанке Лизе.
- Чацкий Александр Андреевич Молодой дворянин, воспитанник дома Фамусовых. Рано осиротел, рос рядом с Софьей и долгое время был влюблён в неё. Чацкий вырос человеком «нового поколения»: он горд, умён и отрицает ценности московского дворянства. Вернувшись из длительного путешествия заграницу, молодой человек узнаёт об отношениях Софьи и Молчалина. Его самолюбие оскорблено, он изводит соперника нападками и встречает неожиданно резкий отпор от бывшей возлюбленной.
Характеристика второстепенных персонажей пьесы
- Скалозуб Сергей Сергеевич Богатый холостяк, полковник, карьерист. Человек ограниченных взглядов, интересуется исключительно наградами и повышением по военной службе. Очень нравится Фамусову, который приглядел его в качестве супруга для дочери.
- Репетилов Товарищ Чацкого, дворянин. Забавный и неловкий человек, у которого не вышло с карьерой и семейной жизнью. Любитель кутежа и званых вечеров.
- Лиза Крепостная служанка в доме Фамусовых. Ветреная, но не глупая особа. Девушка нравится Фамусову и Молчалину, а сама неровно дышит в сторону буфетчика Петруши.
Другие персонажи пьесы «Горе от ума»
- Загорецкий Антон Антонович Дворянин, знакомый Фамусова.
- Хлестова Анфиса Ниловна Сестра покойной супруги Фамусова.
- Горич Платон Михайлович Отставной офицер, дворянин.
- Горич Наталья Дмитриевна Молодая дворянка, супруга Платона Михайловича.
- Тугоуховский Пётр Ильич Князь, глухой старик.
- Тугоуховская Марья Алексеевна Супруга Петра Ильича, мать шести дочерей на выданье.
- Графини Хрюмины Древняя бабушка и внучка, ищущая себе супруга.
- Петрушка Крепостной слуга Фамусовых.
«Горе от ума» А. С. Грибоедов Кратко Ссылка на основную публикацию
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/griboedov/gore-ot-yma
О «черном человеке» сергея есенина — литературная россия
Занятие литературной критикой в наше время вовсе небезопасно: нужно иметь стальные нервы.
Недавно обратился к свежему № 23 газеты «Литературная Россия», в которой нередко нахожу что-то интересное. На этот раз привлёк заголовок статьи «Есенин и чёрный человек» Александра Балтина. Поэма «Чёрный человек» Сергея Есенина меня давно заинтересовала. Я даже хотел поделиться своим впечатлением о ней, но так и не реализовал задуманное. И вот решил узнать чужое мнение.
Какое же было удивление, когда после первых абзацев стало понятно, что передо мной некая галиматья, пустопорожний несвязный текст.
После того, как я отошёл от стресса и моя голова перестала махать ушами на шее-ноге, решил вновь вернуться к поэме гениального поэта Сергея Есенина «Чёрный человек» с целью написать отзыв.
Вспомнил один из видео-уроков Дмитрия Быкова как раз по этой поэме. Вновь получил истинное удовольствие от лекции. Данного писателя считаю талантливой личностью. Потому многие посредственности и бездари завидуют ему. Это заключение не относится к объективным критикам его многогранного творчества.
Однако слепо не могу принять полностью некоторые выводы Д.Быкова. Он, не совсем лестно отзываясь о советских литературоведах, сам отчасти допускает их ошибку. Сила выступления Быкова в фактах, косвенно относящихся к поэме. Например, об отношениях Есенина и Маяковского. О том, что «чёрный человек» не так уж и редок у знаменитостей: был он у Моцарта, Некрасова, Высоцкого…
До сих пор я не нашёл полноценных отзывов о знаменитой поэме С.Есенина, за исключением поделок, подобных той, что обнаружил в газете «Литературная Россия». О самой поэме, её сути, критиками не сказано ни слова. Удивительно.
Известно, что «Чёрного человека» Есенин начал писать ещё в конце 1923 года, а окончательный вариант датирован 14 ноября 1925-го. 28 декабря этого же года поэта не стало. Согласно официальной версии, он покончил жизнь самоубийством.
Сразу отмечу, что глупо ставить заочные диагнозы. Быков же это делает, пригвоздив поэта последних лет жизни деменцией. Также некая «тема двойничества» в российской поэзии меня не интересует. Только текст поэмы и сопутствующие сведения.
Известна разгульная, весёлая жизнь Сергея Есенина. Но не всё было гладко. Эмоциональная личность поэта постоянно подвергалась агрессивному воздействию окружения, среды и… алкоголя.
Понятно, что уже к 1923 году у него назрела необходимость откровения. Так появился замысел «Чёрного человека». В конечном итоге, после сокращения, осталось три части: две основных и одна короткая заключительная, раскрывающая основной приём автора.
На это не обратил внимания ни один критик, работы которых я находил.
Стихотворения, поэмы – не проза. Их следует читать особо. «Чёрный человек» оказывает неизгладимое впечатление на эмоциональных людей. Автор умело использовал тоническое стихосложение и дольник (неровный) в качестве размера.
При прочтении стихотворения – читал несколько раз – обратил внимание на появляющийся местами стиль В.Маяковского. Подсказку нашёл в лекции Быкова: поэты были конкурентами и одновременно не могли друг без друга. Потому «чёрный человек» – да и лирический герой – иногда говорит устами Маяковского.
Вообще поэма сильная по форме, содержанию, стилю, средствам выразительности…
Почти каждая строфа автономна, но вместе они составляют единое целое. Ошибочным является мнение о раздвоенности сознания поэта (раздвоении личности). Просто автор использует литературный прием и доводит его до совершенства. Перед нами фактически происходят действия спектакля. Вот и начало его – обращение к конкретному читателю (зрителю).
Следует помнить, что поэзия во времена С.Есенина была в какой-то мере эстрадная. Т.е., авторы или чтецы исполняли произведения со сцены, на вечерах в компании… Это самая совершенная форма общения с аудиторией. Недаром в шестидесятые годы оттепели, поэты в Советском Союзе собирали тысячи, а на стадионах – десятки тысяч слушателей.
Так и должно быть. Только в таком случае многие читатели научатся потреблять и понимать поэзию. Д.Быков, как я понял, имел возможность слышать записи стихотворений Есенина в авторском исполнении. Он искусно продемонстрировал стиль и голос Есенина, читая отрывок из поэмы.
Удивительно, но я почти так читаю «Чёрного человека», как когда-то Есенин.
- Друг мой, друг мой,
- Я очень и очень болен.
- Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
- То ли ветер свистит
- Над пустым и безлюдным полем,
- То ль, как рощу в сентябрь,
- Осыпает мозги алкоголь.
Так начинается поэма. Сразу видно, что лирический герой (в котором без труда угадывается автор) настроен на максимальное откровение. Герой не просто говорит, что у него с похмелья болит голова, а «я очень и очень болен». Это несколько шире, чем головная боль.
Что можно наблюдать в первой части поэмы?
Лирический герой страдает бессонницей. Но не банальной, когда разные мысли лезут в голову. К нему приходит чёрный человек, садится на кровать и не даёт спать всю ночь напролёт, что можно принять как за галлюцинацию, так и за сновидение.
Во второй строфе может показаться элемент бреда. Это касается головы, которая машет ушами. Однако очевидно, что поэт избрал такую форму показа (средство выразительности) своего состояния.
Критики спорят по поводу строк «Ей на шее ноги // Маячить больше невмочь». Возможно, редакторы, при первой публикации в 1926 году, допустили ошибку, приняв букву «ч» за «г» и вместо «ночи» получилось «ноги».
Но что такое «шея ночи»? Да и маячить можно перед глазами или на фоне чего-то. Похоже, эти строки так и останутся загадкой.
Вообще, некоторые проблемные места поэмы, включая это, можно списать на состояние Есенина в последние годы жизни.
Необходимо отметить, что как раз в 1921–1923 годах происходили довольно значимые события в жизни Есенина: женитьба на танцовщице Айседоре Дункан, поездки за рубеж, относительно длительное проживание в США. После возвращения из Америки в августе 1923 года, через короткое время распадается брак с Дункан. Похоже, это подкосило Есенина. Также он мог ощутить контраст между жизнью в России и США.
И вот в третьей строфе становится понятной цель незваного ночного гостя: он читает строки как бы из Книги Судеб, касающиеся некоего человека, очень похожего на Есенина.
Следует разделить автора и лирического героя. Последний как бы не имеет ничего общего с поэтом: он не узнаёт в описываемом чёрным человеком незнакомце себя. Возможно, это делается сознательно – автор не хочет признавать свой неприглядный образ.
Интересно, что у человека из книги «много прекраснейших мыслей и планов». Смело сказано о стране Советов – страна «самых отвратительных громил и шарлатанов». Каково! 1925 год.
Несколько мистически выглядит упоминание о декабре в пятой строфе. Поэт как раз умер в этом месяце, но… через два года после начала работы над поэмой.
Чёрный человек настойчиво продолжает характеристику неизвестного: «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки», «изящен, к тому ж поэт», небольшой, но ухватистой силы… Говорит о милой женщине сорока с лишним лет… Об «изломанных и лживых жестах».
Это как раз та внешняя сторона поведения С.Есенина, которая не соответствует внутреннему его состоянию. В общем, герой уже должен опознать себя.
Но… спектакль продолжается, и он выговаривает гостю, продолжая дистанцироваться от человека из книги:
- «Чёрный человек!
- Ты не смеешь этого!
- Ты ведь не на службе
- Живёшь водолазовой.
- Что мне до жизни
- Скандального поэта.
- Пожалуйста, другим
- Читай и рассказывай».
- И вот последняя строфа первой части, перед закрытием занавеса.
- Чёрный человек
- Глядит на меня в упор.
- И глаза покрываются
- Голубой блевотой, –
- Словно хочет сказать мне,
- Что я жулик и вор,
- Так бесстыдно и нагло
- Обокравший кого-то.
Автор впервые указывает на некоторое сходство себя и чёрного человека: «глаза покрываются голубой блевотиной». Как известно, у Есенина были ясные голубые глаза. Позже из текста можно это узнать.
Примечательны заключительные четыре строки. Откуда герой знает, что хотел сказать ему чёрный человек и кого мог обокрасть герой (поэт)? В дальнейшем можно понять – обокрасть самого себя.
Есенин использует в поэме, пожалуй, самое главное и важное средство выразительности – повторы. Вторая часть начинается точно такой же строфой, что и первая. Повторением обычно подчеркивают важность событий или состояний, акцентируют на них внимание.
Первая часть закончилась, будто сновидение. Ему на смену приходит другое. Теперь герой у окна, смотрит на заснеженное пространство перед собой. Он одинок: «ни гостя, ни друга не жду». Автор как бы подчёркивает своё одиночество и зиму жизни, ощущение конца.
Обстановка не совсем обычная. «Где-то плачет ночная зловещая птица». Помните: «где-то плачет иволга, схоронясь в дупло». Оказывается, эта птица по ночам может кричать голосом маленького заблудившегося котёнка.
Появляются деревянные всадники. В общем автор постепенно нагнетает страх, и не зря. Чёрный человек снова тут как тут, садится в кресло героя. Теперь можно узнать, как он выглядит: в сюртуке и цилиндре. На сей раз он более развязан и бесцеремонен: хрипит, нагло смотрит в лицо герою и всё ближе клонится к нему.
Отмечу один момент: за окном луна. Далее вернусь к нему. А пока чёрный человек просто издевается над лирическим героем, называя его подлецом, страдающим бессонницей, который будет читать «свою дохлую томную лирику» даме «с толстыми ляжками», если она тайно придёт к герою. Здесь и ранее речь идёт, скорее всего, об Айседоре Дункан.
Затем гость-наглец неприлично отзывается о поэтах. Приводит пример с длинноволосым уродом, который говорит прыщавой курсистке о мирах, «половой истекая истомою». Некоторые критики видят в длинноволосом поэте Сергея Есенина.
Трудно в это поверить, поскольку он был приятной внешности, даже красивым. Разве что, если поэт сам себя считал моральным уродом. В среде современных российских поэтов некоторые считают, что «длинноволосый урод» – это К.Бальмонт.
События движутся к развязке. Чёрный человек продолжает рассказывать о мальчике, не то из Калуги, не то из Рязани (снова дистанцирование от Есенина), желтоволосом, с голубыми глазами. Вновь идёт повтор о женщине «сорока с лишним лет»… Герой не выдерживает, срывается и запускает трость прямо в морду непрошенного гостя, в его переносицу…
На этом заканчивается вторая часть, второе действие. Занавес.
- И вот самое главное: развязка, которая вносит строй в как бы разлаженную партию.
- …Месяц умер,
- Синеет в окошко рассвет.
- Ах ты, ночь!
- Что ты, ночь, наковеркала?
- Я в цилиндре стою.
- Никого со мной нет.
- Я один…
- И разбитое зеркало…
- Так закончилась одна из бессонных ночей лирического героя, которая наковеркала невообразимое.
Возникает закономерный вопрос – где здесь признаки психического расстройства автора? Я вижу мастерское произведение самой высшей пробы, созданное в здравом уме. Иначе не получилось бы. Максимум, поэт мог находиться под воздействием алкоголя. Это действительно поэма, в которой показано отношение Есенина к своей жизни, своей личности. Жёсткое, бескомпромиссное.
Поэтом выбрана форма общения с самим собой. Есть в психологии (НЛП) техника «экран», которая позволяет посмотреть на себя со стороны. Есенин пошёл дальше – он использовал ролевую игру, поместив часть своего «Я» в чёрного человека, или иными словами – делегировал ему часть «Я». И не нужно для этого быть сумасшедшим.
Подобным способом в жизни пользуются очень многие люди.
Лишь в конце поэмы автор показывает, что лирический герой общался сам с собой: зеркало разбито, чёрный человек исчез, а герой стоит в цилиндре у зеркала. Чёрный человек исчез здесь и сейчас, утром, после того, как герой очнулся ото сна или дремоты.
Но на стене, возможно, появится новое зеркало и тогда есть вероятность, что неприятный незваный гость снова навестит героя.
А может, за те полтора месяца до трагедии, зеркало не появилось, и поэт вынужден был бороться с чёрным человеком, которого обнаружил в себе.
В какой-то момент Есенин решит покончить с этой гнусной сущностью. Известно, каким способом он это сделал.
Источник: https://litrossia.ru/item/o-chernom-cheloveke-sergeja-esenina/
Поэма С.Есенина «Черный человек»
/ Сочинения / Есенин С.А. / Разное / Поэма С.Есенина «Черный человек»
Скачать сочинение |
Тип: Идейно-художественный анализ произведения |
В центре сюжета поэмы – разговор лирического героя с неким «черным человеком», который рассказывает поэту о его жизни. Но к концу поэмы мы узнаем что «черный человек» — и есть лирический герой, то есть его двойник, который появляется во время бессонницы и не может уснуть. «Черный человек» — это не совесть, и не внутренний голос, и тем более не голос Бога.
Его образ – это попытка поэта взглянуть на себя со стороны, осмыслить свою жизнь, свои поступки.
Почему человек именно черного цвета? В начале поэмы поэт описывает свое состояние во время прихода «ночного гостя»: состояние боли, грусти, тоски… Во второй части мы узнаем, что лирический герой страдает от одиночества, и даже окружающий его мир кажется хмурым и серым: «Вся равнина покрыта / Сыпучей и мягкой известкой, / И деревья, как всадники, / Съехались в нашем саду».
Именно в такой момент, когда одиночество и грусть захватывают поэта, ночью перед ним является «черный человек» и начинает рассказывать ему о его жизни. Он говорит о родине поэта, о жизни в стране «в стране самых отвратительных громил и шарлатанов». Но, несмотря на серость окружающего мира, поэт все же «самой высокой и лучшей марки».
Черный человек не ругает лирического героя, не осуждает и не оценивает, он просто рассказывает со стороны о том, как складывается его жизнь. Можно уловить даже ноты нежности в его слова: «мальчик… желтоволосый, с голубыми глазами».
Но, тем не менее, поэт чувствует, что черный человек хочет назвать его вором, жуликом… Почему в конце поэмы Есенин бросает трость в своего «собеседника»? Я считаю, что черный человек, описав жизнь поэта, пытался сказать, что часть жизни уже прожита, но не сделано ничего великого, хотя у него есть и способности, и возможности. Есенин возненавидел его за осознание своих упущенных возможностей, за то, что этот необычный «самоанализ» привел к таким неутешительным выводам, к неудовлетворенности жизнью, к бессоннице.
Боль, грусть и тоска не покидают поэта вместе с черным человеком, но «ночной гость» раскрыл ему глаза на жизнь, заставил задуматься о своем предназначении и смысле жизни.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Есенин С.А. / Разное / Поэма С.Есенина «Черный человек»
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00054801184864215813
Художественный анализ поэмы Есенина “Черный человек”
«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.
Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.
Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» — черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников.
Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.
«Черный человек» — это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова.
Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.
Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек – это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.
Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне.
Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного.
В исповедальной книге, читаемой «прескверны м гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.
Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается ккак аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.
Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром – спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.
Сергей Есенин. В самом этом имени присутствуют музыка родных раздолий и красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Сложно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками.
Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины — основное в его творчестве. Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родному краю.
Стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой…
С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина: «Родился я с песнями, в травном одеяле…».
Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
Противоречивость поэта наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Он не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествовавших поколений.
Автор любовно поэтизирует приметы родной стороны:
- Свет луны, таинственный и длинный,
- Плачут вербы, шепчут тополя,
- Но никто под оклик журавлиный
- Не разлюбит отчие поля.
Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации воспринимается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными.
В «Письме к деду» он говорит о неоспоримом преимуществе техники «стального коня». Сердечные пристрастия поэта меняются.
Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и «безысходном», и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям…
- В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:
- Что же, дайте косу, я вам покажу,
- Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
- Памятью деревни я ль не дорожу?
В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости, о растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт.
Есенин ощущает роковую безостановочность времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».
И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны светлой печали Пушкина.
Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаяния — разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается с его главной темой — темой родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи — магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, в его творчестве что-то свое, и в этом тайна такого мощного воздействия есенинских стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное».
Источник: http://www.rlspace.com/xudozhestvennyj-analiz-poemy-esenina-chernyj-chelovek/
Сергей Есенин — Черный человек: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Черный человек, Черный, черный, Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек
- Спать не дает мне всю ночь.
- Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек
- Черный, черный…
- «Слушай, слушай,- Бормочет он мне,- В книге много прекраснейших Мыслей и планов. Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных
- Громил и шарлатанов.
- В декабре в той стране Снег до дьявола чист, И метели заводят Веселые прялки. Был человек тот авантюрист, Но самой высокой
- И лучшей марки.
- Был он изящен, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой
- И своею милою».
«Счастье,- говорил он,- Есть ловкость ума и рук. Все неловкие души За несчастных всегда известны. Это ничего, Что много мук Приносят изломанные
- И лживые жесты.
- В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым —
- Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек! Ты не смеешь этого! Ты ведь не на службе Живешь водолазовой. Что мне до жизни Скандального поэта. Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек Глядит на меня в упор. И глаза покрываются Голубой блевотой. Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная… Тих покой перекрестка. Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой, И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет Ночная зловещая птица. Деревянные всадники Сеют копытливый стук. Вот опять этот черный На кресло мое садится, Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай!- Хрипит он, смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится.- Я не видел, чтоб кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся! Ведь нынче луна. Что же нужно еще Напоенному дремой мирику? Может, с толстыми ляжками Тайно придет «она», И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов! Забавный народ. В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах,
- Половой истекая истомою.
- Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый,
- С голубыми глазами…
- И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой
- И своею милою».
«Черный человек! Ты прескверный гость! Это слава давно Про тебя разносится». Я взбешен, разъярен, И летит моя трость Прямо к морде его,
В переносицу…
. . . . . . . . . . . . . . . .
…Месяц умер, Синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один…
И — разбитое зеркало…
Анализ поэмы «Чёрный человек» Есенина
Поэма «Черный человек», пожалуй, наиболее мрачное и зловещее произведение Есенина. Замысел поэмы возник у поэта еще во время заграничной поездки с А. Дункан. В 1923 г. он читал первый вариант своим друзьям.
Они были поражены безысходностью, исходившей от стихотворения. Есенин долго работал над текстом. Окончательный вариант для публикации был готов лишь к концу 1925 г.
Те, кто слышал первоначальную редакцию, утверждали, что она была больше по объему и намного трагичнее и страшнее.
С первых же строк Есенин заявляет о своей мучительной болезни, связанной с алкоголем. Учитывая обстоятельства его жизни, это заявление вполне закономерно. Неумеренное пьянство с буйными выходками серьезно воздействовало на поэта. Психика творческого человека особенно чувствительна к внешним раздражителям.
Есенин с ужасом говорит о том, что каждую ночь страдает от посещений таинственного черного человека. Известно, что поэт неоднократно подвергался приступам белой горячки и даже проходил курс лечения. Вероятно, образ черного человека порожден этими приступами полусумасшедшего состояния.
Он рассказывает Есенину по книге все обстоятельства безумной жизни «какого-то прохвоста и забулдыги». Незнакомец упоминает не только о негативном, он отмечает, что человек был «к тому ж поэт», полный «прекраснейших мыслей и планов».
В книге фигурирует «женщина сорока с лишним лет», в образе которой угадывается А. Дункан.
Измученный рассказом лирический герой начинает отчаянно кричать, пытаясь прогнать черного человека и прекратить эту пытку с чтением чьей-то бесполезной жизни. Но это не помогает: незнакомец упорно сидит и не отрывает от него тяжелого взгляда.
На следующую ночь визит повторяется. Автор пытается избавиться от невыносимого видения и проклинает свою бессонницу. Есенин начинает вспоминать о своем детстве, о простом деревенском мальчике «с голубыми глазами».
Дойдя в воспоминаниях до «женщины сорока с лишним лет», он с внезапным ужасом понимает, что в книге, которую читает черный человек, рассказывается о нем самом.
Разъяренный поэт кидает трость прямо в «морду» незнакомца…
Приходя утром в сознание, автор видит осколки зеркала и осознает, что ночные визиты черного незнакомца – сумасшедшие разговоры с самим собой.
«Черный человек» — не просто бред страдающего от алкоголизма поэта. Есенин был гением. Настоящий талант всегда расценивается как определенный вид сумасшествия. «Черный человек» — беспощадный самоанализ автора, вызванный стремлением донести до читателя весь ужас своего душевного конфликта.
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Сергей Есенин — Черный человек на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/sergej-esenin-chyornyj-chelovek/
«Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом.
Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце».
Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.
Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу.
Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.
Год завершения поэмы — 1925 — это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.
В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга.
Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане.
И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.
Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица», и ей «на шее ноги маячить больше невмочь», отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим», «тоска», «страх».
Прямая речь «чёрного человека», этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки», «поэт с ухватистой силою»… и дальше едкая насмешка — о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой».
Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье.
Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.
Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное.
Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица», «деревянные всадники», и — «опять этот чёрный на кресло моё садится», теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке.
Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец», «ненужно», «глупо», «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии.
«Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»…
Далее — короткая и драматичная развязка, при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.
Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке», и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой.
И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!
Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.
- «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
- «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
- «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
- «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
- «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
- «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
- «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
- «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
- «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
- «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
- «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
- «Пороша», анализ стихотворения Есенина
- «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
- «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина
- По произведению: «Чёрный человек»
- По писателю: Есенин Сергей
Источник: https://goldlit.ru/esenin/525-chernii-chelovek-analiz
Анализ поэмы «Черный человек» (С. А. Есенин) | Литрекон
Самый Зелёный · 14.02.2019
Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца.
Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности.
Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.
История создания
1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год.
В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный.
Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.
Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.
Считать, что «Черный человек» — предсмертная исповедь поэта, как видите, ошибочно. Есенин как минимум два года жил в том мраке, что описан в произведении.
Жанр, направление, размер
Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене.
Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).
Направление сложно определить точно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма.
В реальности и обыденности нашего героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм.
Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами, как и принято в рамках направления, являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности.
На экзистенциальные корни поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния (герой пьян, сознание покидает его, и только тогда высвобождается его истинная сущность, испытывающая экзистенциальную тошноту от всей его жизни).
Размер стихотворения: дольник
Композиция
Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога.
Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»).
В этом и состоят особенности композиции.
Поэма имеет 3 смысловые части.
- Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
- Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию, начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено — с ним надо покончить – трость летит в переносицу.
- И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате.
Смысл названия
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.
Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери».
Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу.
У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.
Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.
Образы и символы
В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.
Есенин=лирический герой=черный человек?
Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт.
И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним.
Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.
Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов.
Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта.
Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).
Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно.
Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».
Темы и проблемы
Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.
Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними.
Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек.
В этом и заключается трагизм поэмы.
Двойничество. Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов.
Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет.
Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.
Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.
Постоянное притворство, игра на публику. Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.
Пограничное состояние. Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.
Разочарование. Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».
Основная идея
Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно.
Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком».
Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.
Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой.
Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.
Средства выразительности
Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.
- Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
- Сравнения. «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
- Метафоричные олицетворения. Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
- Эпитеты. Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
- Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
- Градация. В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.
Анастасия Чернышева
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chernyj-chelovek-esenin/