1886Краткое содержание цикла
Читается за 7 минут, оригинал — 8 ч
В сатирических сказках иносказательно описываются человеческие пороки, высмеивается власть, либеральная интеллигенция, чиновники и помещики, затрагиваются этические проблемы и беды простого народа.
Салтыков-Щедрин писал сказки с 1869 по 1886 год, но из-за цензуры часть из них была опубликована только после его смерти. Здесь сказки приведены в порядке их публикации.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Кратко Подробный пересказ
Глупые беспомощные генералы попадают на необитаемый остров, но и там умудряются найти мужика и заставляют его служить им. Тот покорно добывает им еды, строит корабль и отвозит их назад в Петербург.
Пропала совесть
Кратко Подробный пересказ
Совесть превращается в грязную тряпку, и каждый желает от неё избавиться. Поскитавшись по свету, совесть находит пристанище в чистом сердце ребёнка. Она вырастет вместе с ним и будет управлять миром.
Дикий помещик
Кратко Подробный пересказ
Глупый помещик избавляется от мужиков. На базаре исчезает еда, в казне кончаются деньги, а сам он дичает. Всё приходит в норму, когда в поместье снова появляются мужики.
Премудрый пискарь
Кратко Подробный пересказ
Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не поймают. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни дружбы, ни любви, а все вокруг считают его дураком.
Самоотверженный заяц
Кратко Подробный пересказ
Волк ловит зайца и решает съесть, но потом отпускает попрощаться с невестой, оставив в заложниках заячьего друга. Вместо того чтобы сбежать, заяц покорно возвращается в волчий плен.
Бедный волк
Кратко Подробный пересказ
Всю жизнь волк убивает и разбойничает, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понимает, что убивать — плохо, но иначе жить не может, поэтому решает покончить с жизнью, сдавшись охотникам.
Добродетели и Пороки
Добродетелям и Порокам надоедает враждовать. Они решают примириться, посредником становится Лицемерие — дочь Добродетели и Порока. Вскоре под её воздействием Добродетели сравниваются с Пороками.
Медведь на воеводстве
Кратко Подробный пересказ
Трёх медведей по очереди назначают воеводами леса. Два первых делают ставку на кровопролитие и проигрывают. Последний не вмешивается в жизнь леса и заслуживает похвалу правителя.
Обманщик-газетчик и легковерный читатель
Газетчик обманывает читателя и наживается на мрачном вранье. Когда читателю объясняют, что он живёт во лжи, газетчик начинает писать прекрасную правду, которая имеет ту же цену, что и ложь.
Вяленая вобла
Кратко Подробный пересказ
Вяленая вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.
Орёл-меценат
Кратко Подробный пересказ
Собрав дворню, орёл учреждает науки и искусства, но просвещение не идёт ему на пользу. Орёл остаётся невежественным, кровожадным самодуром, а помощники — ворами и интриганами.
Карась-идеалист
Кратко Подробный пересказ
Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.
Игрушечного дела людишки
Рассказчик знакомится с мастером, механические куклы которого разыгрывают отвратительные и порочные спектакли. Рассказчик шокирован увиденным и рад, что люди не всегда похожи на этих кукол.
Чижиково горе
Богатый и немолодой чижик женится на хорошенькой канарейке-вертихвостке. Вскоре жена улетает от него, чижик ждёт её целый год. Канарейка возвращается, и супруги живут в одном гнезде как чужие.
Верный Трезор
Кратко Подробный пересказ
Пёс верно служит хозяину всю жизнь, охраняет его семью и имущество. Наконец, состарившемуся на службе псу находят замену, после чего хозяин приказывает его утопить и быстро забывает о нём.
Недреманное око
Кратко Подробный пересказ
Одним глазом Прокурор видит несуществующие преступления, а другим не видит настоящих преступников. С рождения ему обещана должность в сенате, но времена меняются, и Прокурор остаётся без должности.
Дурак
Кратко Подробный пересказ
У умных родителей рождается сын дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители пытаются сделать сына таким, как все, но его не меняют даже скитания, он остаётся дураком навсегда.
Соседи
Кратко Подробный пересказ
Богач пытается помочь бедняку разбогатеть, но у него ничего не выходит. Наконец, богач обращается к мудрецу и узнаёт, что бедняк беден потому, что так в плане записано, и изменить это невозможно.
Здравомысленный заяц
Заяц считает, что судьба зайцев — быть съеденными, для того они и существуют. Встретив лисицу, он покоряется судьбе, хотя ему и выпадает шанс сбежать. Лисица долго играет с зайцем и съедает его.
Либерал
Кратко Подробный пересказ
Либерал мечтает претворить свои идеалы в жизнь и просит совета у сведущих людей. Те заставляют либерала идти на уступки, пока его высокие идеалы не увязают в грязи подлости.
Баран-непомнящий
Баран, купленный для улучшения породы, видит дивный сон, но забывает, о чём он. Баран начинает тосковать и забывает о своих обязанностях, пытаясь вспомнить, что ему приснилось, а вспомнив, умирает.
Коняга
Кратко Подробный пересказ
Коняге, в отличие от брата, приходится трудиться в тяжёлых условиях. Брат же только удивляется живучести Коняги — ничем его не проймёшь.
Кисель
Кратко Подробный пересказ
Кухарка варит для господ кисель. Сначала он всем нравится, но потом господа отказываются от киселя и уезжают. Кисель съедает свинья. Всё прогуляв, господа возвращаются и видят, что кисель закончился.
Праздный разговор
Губернатор считает, что его должность никому не нужна — чем меньше начальство лезет в дела мужиков, тем лучше они живут. Однако от жалования губернатор не отказывается, называя его «воздаянием».
Деревенский пожар
Сгорает деревня, у вдовы погибает сын. Погружённая в горе, она отказывается от денег барыни, помогающей погорельцам. Деревню отстраивают, но вдова не может забыть о погибшем сыне и уходит.
Путём-дорогою
Двое крестьян работают в городе. По дороге домой они жалуются друг другу на тяжёлую жизнь, голод, большие налоги. Один мечтает отыскать Правду, но другой считает, что Правды на свете уже нет.
Богатырь
Кратко Подробный пересказ
Баба-яга родила и воспитала сильного богатыря, но вместо помощи людям он тысячу лет проспал в дупле.
Гиена
Гиена — хитрое и злобное животное, на которое похожи некоторые люди. Иногда кажется, что «гиенские» черты характера вытеснили человеческие, но рассказчик надеется, что «человеческое» всё же победит.
Приключение с Крамольниковым
Писатель, протестующий против несправедливости, попадает в немилость, перестаёт писать и внезапно понимает, что его работа была бесполезна, ведь она ничего не изменила в жизни людей.
Христова ночь
Кратко Подробный пересказ
Воскресший Господь награждает несчастных, судит грешников и показывает им путь к спасению. Прощения не заслуживает только предатель — он осуждён вечно скитаться по земле, презираемый всеми.
Ворон-челобитчик
Кратко Подробный пересказ
Старый ворон, спасая свой род, истребляемый людьми и хищниками, ищет правды у начальства и доходит до коршуна. Тот объясняет, что время его правды ещё не пришло, но в будущем она всех объединит.
Рождественская сказка
Кратко Подробный пересказ
Услышав проповедь о Правде, впечатлительный мальчик обнаруживает, что слова проповеди не соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, и умирает, не выдержав этого несоответствия.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/48297-kratkoe-soderzhanie-skazok-saltykova-shhedrina.html
Читать
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Чижиково горе
Канарейку за чижика замуж выдали и свадьбу на славу справили. В магазине «Забава и дело» купили новенькую кирку; за пастора ученый снегирь был; скворцы величальные песни пели, а для наблюдения за порядком полициймейстер отряд копчиков прислал.
Чуть не со всего леса птицы слетелись на молодых поглазеть, да и почтенных гостей нашлось довольно. У чижа был шафером зяблик, у канарейки – соловей.
Сам ястреб к невесте в посаженые отцы набивался, но родители, под благовидным предлогом, от этой чести уклонились и пригласили глухого тетерева, того самого, который еще при царе Горохе, во внимание к дряхлости и потере памяти, в сенат посажен был.
https://www.youtube.com/watch?v=N9hIk1bsrMk
И молодые, и родители, и поезжане – все были веселы.
Чижик выступал гордо и предвкушал; канарейка перебирала носиком перышки; родители думали: «Ну, слава богу, одну дочку сбыли!» А поезжане мечтали о той горе конопляного семени, маринованных комаров, варенных в сахаре мух и проч., которую им предстояло уничтожить на новоселье у чижика. Только ворона-вещунья без пути каркала: «Не будет проку от этого брака! не будет! не будет! не будет!»
Хотя между людьми ворона и слывет глупою, однако птицы отлично знают, что ежели она каркает, то, значит, есть у нее на то основание. И точно: едва раздалось воронье карканье, как кукушка первая прокуковала: «Ку-ку! как бы и в самом деле по-вещуньиному не сбылось!» А за нею следом в том же смысле свистнули: синичка, горихвостка, пеночка…
И все начали всматриваться в молодых, начали припоминать. Обратились к интимной истории этих двух существ, за минуту перед тем связавших друг друга неразрывными узами; вспомнили их наклонности, вкусы, привычки. И, как и водится, в результате вышла картина.
Чижик был малый простодушный и добрый, имел три характеристические особенности: неприхотливость, аккуратность и домовитость. Сверх того, он был и немолод, хотя надежда, что, в случае чего, он еще может за себя постоять, не покидала его.
Всю жизнь он служил в интендантском ведомстве, дослужился там до майорского чина и там же образовал свой ум и сердце. Взяток он не брал (царство хищения кончилось), однако нелицеприятными действиями успел-таки скопить капиталец.
Однажды ему удалось приобрести, по случаю, хорошую партию канареечного семени, и вот тогда-то в голове у него блеснула мысль: «Женюсь на канарейке и буду жену и детей канареечным семенем кормить!» Отца и матери он, еще слетком будучи, лишился, наследства никакого не получил, а потому охотно выставлял на вид, что солидным своим положением в обществе обязан единственно самому себе. Даже ведерко с водой он выучился таскать самоучкою.
Таков был умственный и нравственный облик новобрачного. Особенных поводов для симпатий он, конечно, не представлял, но с легальной точки зрения – это был обыватель, какого лучше не надо.
В наружности его тоже не замечалось ничего обольстительного или блестящего; напротив, вся его фигура поражала несомненною будничностью и заурядностью.
Даже воробьи смеялись, как он, желая сказать девице комплимент, потряхивал фалдочками и пущал глаза враскос.
Да и комплименты выходили у него неинтересные: либо интендантский анекдот расскажет, либо похвастается, что, как бы дешево ни просил с него извозчик, он ему всегда пятачком меньше дает, а ежели время терпит, то и пешком дойдет.
– И вот, благодарение богу, – обыкновенно заканчивал он, – не только себя могу прокормить, но и семью-с.
Родителям такие речи очень нравились, и они так усердно ловили его в свои силки, что однажды чуть было совсем не удавили. Но дочки-девицы называли его «интендантскою холерою» и при появлении его мгновенно разлетались, хотя маменьки и приказывали им: «Ресте!»[1]. И он не только не оскорблялся этими девичьими поступками, но даже успокоивал родителей, говоря:
– Ничего-с, я привык-с. Это в них девичье-с. Когда я в интендантском ведомстве служил, так одна трясогузочка была-с. Ну, такая, доложу вам, – отдай все, да и мало! И тоже на первых порах: «Хи-хи» да «ха-ха!» Я ей говорю: «Познакомимтесь, мамзель!», а она: «Ах, нет, вы противный!» Словом сказать, я за ней, она – от меня! Туда-сюда… настиг-с! И что же-с: впоследствии даже хвалила!
– Так вот вы, Иван Иванович, какой! – шутили родители, – чего доброго, детей у вас на стороне нет ли?
– Наверное сказать не могу, но поручиться не смею-с. Природную слабость в свое время в совершенстве выполнил-с. Вообще я насчет этого так полагаю: излишеств допускать не следует, но в пропорцию отчего же себе удовольствие не предоставить! Я и от водки не отказываюсь, пью-с; но не без просыпу-с, а, как в песне поется, «по этой причине-с».
В последнее время он службу оставил. «Сыт-с». Прихоти у него были небольшие, да и капиталец, который ему бог на службе послал, он крепко зажал. Следовательно, одних казенных процентов ему за глаза довольно; а ежели он свой капитал взаймы под вторые закладные раздаст, так и деваться с деньгами будет некуда-с.
– Одежа у меня даровая, богом предназначенная, – говорил он, – ем я тоже не покупное, а богом предназначенное; а ежели удовольствие себе захочу доставить, так и это дорогого не стоит: спою песню – вот и прав-с! Следственно, покуда есть на свете мухи, пауки, червяки и другая подобная снедь и покуда я в силах ловить, я обеспечен-с. Ежели же силы меня оставят, тогда придется помереть. Что же такое-с! И с прочими птицами завсегда так бывает-с!
Но ежели и на службе он ни о чем с таким удовольствием не мечтал, как о семейном очаге, о самоваре, халате, двуспальной кровати и других идеалах семейного счастья, выработавшихся в интендантском ведомстве («Что такое бессемейный чиж? – рассуждал он, – медицинский термин, и больше ничего-с!»), то, по выходе в отставку, эта мысль начала угнетать его с каждым днем все больше и больше. И вот, наметивши желтенькую канарейку, он надел мундир, прицепил шпоры (все это он при отставке «в воздаяние» получил) и отправился к родителям своей суженой рекомендоваться в качестве жениха.
В первый раз в жизни восторг овладел его сердцем, в первый раз в жизни он пропел «По улице мостовой» – и не сфальшивил! Страсть к красавице канарейке до такой степени овладела всеми его помыслами, что он, вопреки своей обычной осмотрительности, пренебрег даже справиться, что за птица была его невеста и есть ли за нею какое-нибудь приданое.
А это было, пожалуй, нелишним, потому что невеста была барышня светская и образованная.
Любила пожеманиться, принарядиться, пела «Si vous n'avez rien a me dire»,[2] играла на органчике «Le Ruisseau»[3] и скучала, ежели около нее кавалеров не было.
Может быть, она и добрая была, да некогда ей было об этом подумать. То новые фасоны из магазина привезут, то юнкера к братцу в гости прилетят. Так, промеж дел, доброты своей и не рассмотрела.
– Барышня! можно у вас ножку поцеловать? – приставали к ней юнкера.
– Ах, какие вы… ну, целуйте!
Только и всего.
И родители у нее были светские, и тоже без гостей скучали. Папаша в Канареечной губернии Пять трехлетий предводителем прослужил, четыре наследства спустил, с год тому назад последнее выкупное свидетельство проел, а теперь жил финансовыми операциями и до того изловчился, что от извозчиков чрез проходные ворота улепетывал.
Что касается до мамаши, то она как смолоду канарейкой была, так и под старость канарейкой осталась. Прыгала с жердочки на жердочку, высматривала, нет ли где кавалеров, и с благодарностью вспоминала, как она, будучи предводительшею, писаные пряники ела, а павлин-губернатор, завидев ее, хвост распускал.
В этом же духе она и старшенькую дочь свою воспитала.
– Я мою девочку на высшие курсы не посылаю, – сказала она чижику, когда он посватался, – по-моему, умела бы девушка по-французски, да с жердочки на жердочку прыгать, да одеться к лицу, да гостей занять – вот и все, что для счастья женщины нужно!
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=23992&p=1
Краткое содержание романа «История одного города» (М.Е. Салтыков-Щедрин) | Литрекон
«История одного города» – сатирический роман, вызвавший в свое время шквал эмоций и мнений. Многие считали, что роман ложно показывает общество, власть и уклад жизни. Но либерально настроенная публика одобряла творчество автора. Например, И.С. Тургенев писал, что роман замечательный и отражает действительность благодаря сатире.
Салтыков-Щедрин обращается к фольклору и показывает с помощью иронии, гротеска всю нелепость, абсурд и трагизм государства и народа. Анализ произведения Многомудрый Литрекон оставил здесь, а список героев с их характеристикой — тут.
Данная страница посвящена краткому пересказу «Истории одного города»: Литрекон описал основные события в сокращении и передал сюжет максимально кратко.
Обращение к читателю от последнего Архиевариуса-летописца
Обращение – это пародия на летописное сказание, в котором летописец обращается к христианам. Летопись слагали четыре архивариуса.
Объясняет «смиренный городовой архивариус», что будет рассказывать о главах государства города Глупова, сменяющих друг друга.
По его мнению, города и веси не могут быть без начальства: везде будет тот, кто превосходит всех остальных, но летописец почему-то называет только негативные качества.
Глупов имеет три реки, на семи горах построен как великий Рим. Все его градоначальники были присланы из Российской империи. Они делятся на бурных и кротких: первые принесли с собой разрушительные реформы, вторые тихо проживали свой век. Тем не менее, летописец считает, что должен перечислить правителей в назидание потомкам, не рассуждая и не оценивая их поступки.
О корени происхождения глуповцев
В первой главе повествуется о древнем времени, когда головотяпы (такое название произошло от привычки народа «тяпать» головами обо все, что им встречается на пути) одержали победу над соседними племенами.
Война разорила их угодья, уничтожила всех «жен и дев», и тогда люди решили, что им нужно привести в порядок общество, поэтому им требуется правитель.
Головотяпы искали себе князя, но все им отказывали, отчаявшись, они обратились к вору-новотору, который сумел найти князя, но князь не хотел править сам и приказал вору-новотору быть своим наместником. Тогда и переименовали головотяпов в глуповцев, а город назвали Глупов.
Глуповцы отличались начальстволюбием и смирением, что не понравилось вору-новотору, он жаждал бунта, упрека и мятежа. Так он хотел возвыситься в глазах князя.
Чтобы добиться милости князя и собрать барыши у бунтовщиков, Вор-новотор решился донять их всеми правдами-неправдами, и народ взбунтовался. Он подавил бунт.
Но Вор-новотор до того проворовался, что князь об этом узнал и решил посадить его на петлю, вор-новотор решил не дожидаться и «зарезался огурцом».
Князь послал им одоевца, но он тоже решил, что без бунта никак, и начал донимать народ. Князь, опять услыхав пальбу, терпел-терпел и не вытерпел «вырвал у одоевца ноздрю и послал его править на Вятку». Послал князь орловца, потом калязинца, но все оказались ворами, тогда князь сам пришел в Глупов со словами: «Запорю!». Так начались исторические времена.
Опись градоначальникам (1731-1826)
В этой главе перечисляются поименно градоначальники Глупова и кратко упоминаются их «достижения». Говорится о двадцати двух правителях. Так, например, об одном из градоправителей в документе записано так: «22 Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».
Каждый градоначальник имеет говорящую фамилию и особое место в истории России, ведь является сатирической копией реального человека или события. Подробнее о значении имен и дел, закрепленных за ними, Литрекон написал здесь.
Органчик
1762 год — появился новый глава — Дементий Варламович Брудастый. Жители сначала ликовали, надеялись на развитие науки и искусства, а потом испугались, так как Брудастый говорил лишь две фразы: «не потерплю» и «разорю».
Глуповцы любили улыбчивых и приветливых господ, наперебой им угождали, поэтому расстроились, видя на лице правителя суровое выражение, несмотря на все уловки. Все жители думали, что ему мало податей, которые они платят, и недоумевали, как узнать, сколько нужно платить.
Люди приуныли и начали распускать слухи о том, что новый начальник — оборотень.
Оказалось, что голова у Дементия совершенно пустая, это увидел письмоводитель. Они вспомнили Байбакова — мастера органных дел, он рассказал, что внутри у градоначальника органчик. Мастер пытался починить сам, но у него не получилось, заказали новою голову, а она все не идет. Дело в том, что действующая голова отсырела в дороге.
Народ начал бунтовать, была смута. Помощник начальника сообщил обо всем в Россию, но получил лишь увольнение за нелепое донесение. Оттуда голову выслали, но в дороге она укусила почтальона, и он сбежал, испугавшись. Ее раздавили на дороге и использовали в качестве удобрения. Недовольство жителей переросло в бунт. Смута и безвластие окутали город.
Люди пришли в администрацию и потребовали показать им руководителя. Но тут вместе с офицером приехал градоначальник с той самой головой, которая была раздавлена на дороге. Народ успокоился, но вдруг приехал второй градоначальник с головой, которую починили в Глупове. Они «смерили друг друга глазами», народ разошелся.
Градоначальников забрали, и началась анархия длиной в неделю.
Сказание о шести градоначальницах
Анархия началась с того, что глуповцы сбросили с раската Степку да Ивашку, утопили двух граждан: Порфишку да другого Ивашку, а потом разошлись по домам. Теперь анархическими элементами явились женщины, которые решили захватить власть в городе.
Первая – Ираида Палеологова, опоила трех солдат, вторглась в казначейство и обокрала казну. Это была жестокая женщина в возрасте, которая била своих крепостных девок и отдавала деньги в рост.
Чтобы спасти народ от нее, штаб-офицер решил «выбить клин-клином». Ираида боролась с Клемантинкой де Бурбон — дочерью градоначальника, который был уволен за игру в карты. Она любила напиваться и ездила на коне по-мужски.
Проиграв сражение с конкуренткой, Ираида взорвала себя, своих сподручных и все награбленные деньги.
Появилась третья претендентка Амалия Карловна Штокфиш-помпадурша. Она жила у какого-то градоначальника, поэтому имела право стать правительницей. Она арестовала Клементину с помощью атаманцев, которым дала пенного. Но в Глупов приехали поляки, у которых была своя кандидатура — Анеля Алоизиевна Лядоховская, которая тоже когда-то приходила к градоначальнику.
Анархия продолжалась, правителей не было. Клементина была в клетке на площади, все над ней потешались, а Амалия обложила людей налогами. Но ее сместили поляки вместе со своей кандидаткой. Однако в стрелецкой слободе вспыхнул бунт.
Как только народ стал приходить в себя, объявилась еще две претендентки — Дунька Толстопятая и Матренка Ноздря. Глуповцы обезумели от ужаса, началась резня, ведь две дамы были жестоки и ненасытны: пытали и ели людей. Люди начали нападать друг на друга, уцелели немногие.
После того, как Дуньку съели клопы, оставшиеся в живых образумились и решили ждать настоящего начальника.
Назначили нового градоначальника — Двоекурова. Водворился мир.
Известие о Двоекурове
Семен Константинович правил 8 лет, знаменовался как либерал, сподвижник, хотел установить академии, занимался медо и пивоварением, приказывал есть горчицу и лавровый лист, но был не решительным. Поэтому многие его начинания не принесли успеха.
Голодный город
6 лет город не горел, не голодал во времена правления бригадира Петра Фердыщенко. Он был прост и естественен, глуп, и все процветало. Секрет был в том, что он ничего не делал, а значит, не мешал людям работать и наживать деньги.
Но на седьмой год градоправитель влюбился в Алену Осипову, жену ямщика Митьки. Он стал настойчивым, требовательным, прежнее бездействие сменилось активностью, и она уже была только во вред людям.
Однако Аленка чувств Петра Петровича не разделила, они с мужем упорно оборонялись и оскорбляли начальника за его домогательства. Фердыщенко предпринимал всевозможные действия, чтобы заставить Аленку полюбить его, даже отправил Митьку в Сибирь.
После этого Аленка стала благосклонной к ухаживаниям градоначальника. После этого бригадир начал воровать все товары из лавок, как и его Алена.
В Глупове началась засуха, а вслед за ней начались голод и людские смерти. Глуповцы потеряли терпение и отправили к Фердыщенко посланца, однако ходок не вернулся. Градоначальник его заковал и мер не принял.
Тогда сочинили жители бумагу с жалобами, которую разослали во все концы империи. Поданное прошение также не нашло ответа. Тогда жители взбунтовались и сбросили Аленку с колокольни.
В город пришла рота солдат для подавления бунта.
Соломенный город
Новое легкомыслие осенило бригадира, ее звали Домашка – стрельчиха. Это решительная, мужественная и пьющая женщина, которая жила у стрельцов. Они не хотели ее отдавать бригадиру, да и она была против. Но два раза стегал ее бригадир, а на третий Домашка не выдержала. Отбил он ее у «опчетсва». Они вместе пили до беспамятства.
Новое бедствие настигло город – пожары. Сгорела Пушкарская слобода, затем Болотная и Негодница. Глуповцы обвинили Фердыщенко в новой напасти и заставили его выдать им Домашку и вернуть ее на место.
Начальник повинился, поплакал и выполнил их требования. Но на самом деле он не смирился с этим и решил написать начальству в Россию. Оттуда пришла армия на подавление бунта. Так он отомстил горожанам.
Фантастический путешественник
Фердыщенко вздумал путешествовать. Он думал, что от его приезда все вокруг зацветет и даже появятся новые реки. Экономка отговаривала, но он никого не слушал.
Но так как путешествие было недалеким, а бригадир со времен Домашки начал запивать, то и тут напился до безобразия. Слава о путешествии бригадира разошлась, начали праздновать.
Бригадир давал людям смешные советы и собирал подати. Фердыщенко на радостях умер от ожирения.
Испугались глуповцы, но тут прислали другого градоначальника – Василиска Семеновича Бородавкина. При нем начался золотой век.
Войны за просвещение
Бородавкин был очень бдительным и усердным, поэтому спал с открытым глазом и постоянно кричал на всех. Он был очень амбициозным начальником и мечтал покорить другие земли силой оружия. Но поводов для войн он не нашел, поэтому ограничился внедрением цивилизации.
Решил Бородавкин ровняться на Двоекурова, продолжать сеять горчицу, а то запустили культуру. Но глуповцы не соглашались, чтобы потом не заставляли их есть еще какую-нибудь мерзость. Тогда начальник ввел обязательное употребление прованского масла, и люди опять его не приняли.
Правитель решил подавить бунт походом, но поход не увенчался успехом, потому что все убегали и прятались от солдат. Потом были сражения, но и они не были триумфальными, так как начальник искал слободу там, где ее не было, и завел войско в болото, где увязли пушки. Он бродил несколько дней, хотя слобода была рядом.
В итоге жители приняли горчицу.
Было четыре таких войны за просвещение. Первая – за горчицу, вторая — за каменный фундамент в домах, третья — за выращивание персидской ромашки, четвертая — за академии. Во все времена начальник искал бунт там, где его не было. Посредством прокламаций он диктовал свою волю, но люди его не понимали, потому что читали с трудом.
Из-за его реформ и просвещения горожане голодали, так как засадили все горчицей и ромашкой. Он захотел собрать подати, но денег уже ни у кого не было. Бородавкин разозлился и решил, что народ опять бунтует. Он пошел на людей и разорил несколько деревень.
Бородавкина не стало, когда он в который раз решил сжечь город.
Эпоха увольнения от войн
В 1802 году пал Негодяев. Пал за несогласие насчет конституций. Но вещественным фактом считалось, что он был истопником в Гатчине, а значит, выступал за гатчинское демократическое начало. Глупов изнурили войны, и народу захотелось освободиться от них. Поэтому после Негодяева правление взял Микеладзе, его назначили сверху.
При нем увеличилось потомство, так как он любил женщин. Микеладзе «не вмешивался» в дела граждан и был далек от политики. При Негодяеве народ совсем одичал, а Микаладзе привел его к цивилизации, заставив одеваться и вести нормальный образ жизни. Он добился этого, перестав издавать законы и наказывать людей.
Он умер от истощения сил и любовных утех.
После Микеладзе взял бразды правления Беневоленский Феофилакт. Он был преемником Сперанского, поэтому страсть к законадательству была и у него. Но он не имел права издавать законы, а издавать он очень любил, ему приходилось ночью раскидывать их по городу.
Он сам сочинял проповеди и демонстрировал их людям, а также учил попов произносить их. Уволили за связи с Напоелоном, которые он установил по просьбе своей любовницы — купчихи Распоповой. Она хотела взглянуть на императора.
Тогда начальника арестовали и отправили в ссылку.
Подполковник Прыщ — следующий градоначальник. Он был простым и рже глуповатым, нажил много денег, а теперь хотел просто отдохнуть на службе, поэтому войне не устраивал и законы не издавал.
Город во времена его правления ни в чем не нуждался, хотя сам правитель не делал ничего. Он охотился и жил роскошно, так как все вокруг преуспевали.
Глуповцы заподозрили что то неладное, искали причину в чертовщине, но оказалось, что голова у начальника – фаршированная трюфелями, и голову съели.
Поклонение Мамоне и покаяние
Новый градоначальник — статский советник Иванов. Но тот быстро умер, так как «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного». Он погиб от страха, ведь не смог понять длинный сенатский указ.
Назначили веселого и прожорливого Виконта де Шарио. Любил маскарады, питал страсть к веселью, поддерживал неистовство глуповцев, которые забыли, как нормально креститься, и в итоге совсем отбились от рук.
Они начали бросать хлеб на пол от неслыханного изобилия. После вера отцов уступила место идолопоклонничеству: люди слушали проповедников из народа вместо попов. Укоренилось язычество, появились жертвы. Нравы вконец испортились.
Но Виконт оказался женщиной, его выслали за границу.
Еще один статский советник начал править в Глупове – Эраст Грустилов. Глуповцы погрязли в пороках, обленились и перестали верить в Бога. Грустилову это было безразлично. Люди ничего не сеют, все лишь тратят, предаются разврату.
Он сам был таким: его возвеличила связь с важной дамой, а после ее падения он написал книгу, где намекал на ее беспутство. В Глупове герой искал молоденьких любовниц и обольщал девиц.
Пока он правил, народ только и думал, что о любовных утехах, но говорил о них сентиментально и высокопарно. В то же время он ловко воровал казенные деньги.
Но случилась неожиданная перемена: жена аптекаря Пфейера направила Грустилова на путь добра, он стал помогать людям, которые верили в Бога. Она убедила его в том, что он живет грешно. В то же время люди стали ощущать голод: пока они танцевали, никто ничего не сеял. Лавки пустели.
Аптекарша состояла в переписке с мистиками и химиками, интересовалась вопросами души и просветления. Она втянула городничего в секту, заставляла нюхать нечистоты и изнурять тело.
Его окружили блаженные, которые заняли все главные посты в городе, угрожая начальнику пламенем ада за его грехи. Под их влиянием глуповцы перестали развратничать, но делать ничего не стали: поля опустели, как и лавки. Ни один из богов им не помог.
Градоправителя сместили по доносу штабс-капитана. В город приехал Угрюм-Бурчеев.
Подтверждение покаяния. Заключение
Заключительный правитель – Угрюм-Бурчеев — «чистейший тип идиота». Его идеей было сделать из Глупова город Непреклонск по образу Святослава Игоревича.
Он хотел видеть город идеально прямым: дороги, дома, реки должны были идти прямо и сводиться к главной площади. Все вокруг должно было стать казармами.
Собираясь сделать идеальный город, он разрушил старый, глуповцы плакали, страдали, но выполняли все обязанности. Начальство одобрило его план.
Градоначальник считал, что все равны перед шпицрутеном — наказанием. Он считал разумы злейшим врагом человека, поэтому никогда не рассуждал. Герой отличался упрямством, узколобостью и железной волей. Люди ненавидели его, потому что он разрушал все, что не было прямым. При нем можно было только маршировать.
Его идеалом была голая пустыня, в которой было лишь одно здание — острог. Начальник вел аскетический образ жизни: спал на земле, ел лошадиное мясо с жилами, курил самую вонючую махорку. Жену и детей он морил голодом в подвале: когда их выпустили, они объелись и погибли.
Чтобы доказать ему свою преданность, нужно было отрубить себе палец.
Все выполнялось, пока не помешала река. Ничего не помогало идти против этой реки. Она не желала идти прямо, даже когда ее решили забросать мусором и навозом — ничего не помогло, она лишь разлилась шире. Потом соорудили плотину, но и ее река прорвала.
Угрюм-Бурчеев сдался, весь народ был в трауре, так как градоначальник сошел с ума и только маршировал в кабинете. Тогда решил создать город в другом месте, но что ему еще помешало — неизвестно, записи не остались. Пришло ОНО.
Что-тонеобьяснимое, Угрюм-Бурчеев растворился в воздухе, история прекратилась.
Аида Убиева
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/istoriya-odnogo-goroda-m-e-saltykov-shhedrin/
Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок
Баран-непомнящий
Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».
Богатырь
Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.
Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.
Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.
Дикий помещик
Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.
Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).
Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.
Карась-идеалист
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника».
В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек).
Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.
Здравомысленный заяц
Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.
Кисель
Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.
Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».
Источник: https://mirznanii.com/a/123731/saltykov-shchedrin-kratkoe-soderzhanie-nebolshikh-skazok
Деревенский пожар (краткое содержание) Салтыков-Щедрин М. Е. —
В деревне Софонихе в июне, в разгар пахоты, случился пожар. Все взрослые были в поле, поэтому деревня выгорела дотла. Крестьяне потеряли все имущество и стали нищими. К счастью, не погиб скот. Многие крестьяне плакали на пепелищах своих домов. Из людей в пожаре погибли бабушка и восьмилетний мальчик Петька, единственная опора и надежда матери, которая уже являлась вдовой.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Хорошо, что другие дети, оставшиеся в деревне, убежали и спаслись.
Помощи решили просить у соседней деревни, чтобы дали временный приют, а старосту отправили в город за страховыми выплатами и пособием.
Погорельцев утешал сельский батюшка советами посещать храм и не унывать. Говорил, что будет хороший урожай, зерно продадут, будут деньги, и новые дома в будущем году построятся еще лучше прежних. И все будут благодарны Богу за это благодеяние.
Татьяна, мать погибшего ребенка, увидев тело сына, не смогла сдержать крика. Батюшка и ее принялся утешать историями первых мучеников из Библии и призывами усердно молиться. Напомнил притчу об Ионе, который, будучи богатым, потерял все, включая детей.
И полюбив Господа еще сильнее после всего этого, стал опять здоров, богат, и все у него наладилось. Однако Татьяна не слышала его.
В тот день барыня праздновала в своей усадьбе день рождения. Приглашенных было немного, но все они были известными богатыми людьми.
Барыня оказалась доброй и решила помочь «страждущим братьям меньшим», распорядилась накормить погорельцев, пожертвовала им рожь и стала собирать для Татьяны деньги («маленькую коллекту»).
Гости не очень охотно вынули несколько мелких купюр, а дочка барыни Верочка расплакалась из-за смерти мальчика и не пожалела всех своих денег. Когда она побежала отдавать деньги Татьяне, то женщина к удивлению девочки их не взяла.
Никакие уговоры не помогли, бедная женщина даже не шелохнулась. Верочка расстроилась, положила деньги и ушла. Когда дома заплаканная Верочка пожаловалась, что Татьяна не взяла денег, богатые гости изумились ее гордости, решив, что «душок этот» еще не выбили из крестьян.
А барыня, согласившись с «душком», все-таки вспомнила о глубине горя бедной женщины. Зато батюшка не растерялся и тут же прибрал деньги на нужды храма.
Через год все так и случилось, как предсказывал поп: вместо пепелища стояли новые просторные дома, жизнь потихоньку наладилась. Мужики работали, платили, отбывали повинности – и все с готовностью, на радость исправнику. Но только на месте избы Татьяны так и остались головешки, а сама женщина покинула деревню.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id41288
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=41288
Краткое содержание сказки «Коняга» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.
«Коняга» очень краткое содержание
М. Е. Салтыков-Щедрин «Коняга» краткое содержание для читательского дневника:
Вся жизнь тощего и изморенного Коняги- это бесконечная тяжелая работа, сравнимая только с каторжным трудом. Ест Коняга один овес и постоянно недосыпает. Но только таким образом можно заработать на хлеб.
Хозяин лошадки совсем не злой и никогда зря не ударит, а только покричит и пошумит, а днем отпускает попастись на свежей травке. Но это время конь использует для сна, хотя насекомые и жалят беспощадно.
Мимо поля проходит его брат Пустопляс, он своей лестью и почтительностью завоевал сердце отца и тот поселил его в теплой конюшне и ест он только чистый овес. Смотрит Пустопляс на брата и дивится, как это он от жизни такой еще не издох. А Коняга молча тащит свое ярмо и терпит.
Вывод:
Автор в образе Коняги показывал роль бессловесного народа – труженика, который не имел никакой радости в жизни, а только тяжелый труд. Коняга не умел льстить и ластиться, поэтому работал, а Пустопляс своей вежливостью добился иной участи.
Повесть «Как мужик двух генералов прокормил» была написана в 1869 году.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Как мужик двух генералов прокормил» на нашем сайте.
Это одно из лучших сатирических произведений в русской литературе, в котором высмеиваются пороки общества: социальное неравенство, несправедливость, злоупотребление властью.
Короткий пересказ «Коняга»
Краткое содержание «Коняга» Салтыков-Щедрин:
Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб.
С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает.
Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.
«Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление её жизни отражается на нём мучительством, всякое цветение — отравою».
Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.
Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.
Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника. Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.
Сюжет сказки «Коняга» Салтыков-Щедрин
«Коняга» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:
Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами.
Каторжной работой замучен Коняга. Летом пашет, зимой «произведения» возит. Сил ему взять неоткуда, потому что корм плохой. Летом можно еще травы сочной поесть. А вот зимой только прелую солому дают. Зиму пережить трудно. Весной жердями на ноги ставят Конягу, до того он обессилен.
Хорошо, что хозяин у Коняги добрый. Зря не бьет, окриком поддерживает, сам всеми силами помогает упираться на пахоте. После работы выпрягает и пускает покормиться. Но тощему коню лучше поспать, отдышаться, чем траву щипать. Непосильная работа у Коняги, но она – единственная возможность ему и его хозяину на хлеб заработать.
А вокруг лежит громада полей, как будто силу сказочную в себе стережет. Коняга с мужиком бьются над тем, чтобы силу эту освободить. Исхожено поле от края до края. Всяким видел его Коняга: в цвету и наряде, обнаженным и безжизненным. Пленило бескрайнее поле Конягу и его хозяина. Не замечают они красоты вокруг и цветения, а знают только каторжный труд, от которого нельзя освободиться.
Вся жизнь Коняги заключена в работе. И сил, и еды ему отмеряно ровно столько, чтобы выдержать эту непосильную тяжесть. Никому нет дела до усталости и кровавых ран, никто не заботится о благополучии Коняги. Не жизнь, не смерть, а бесконечное существование.
В дреме чудится Коняге, что мимо него Пустоплясы идут. Помнится, легенда о том, что был у них с Пустоплясом один отец – старый конь.
В отличие от грубого и некультурного Коняги, Пустопляс был услужливым и обходительным. Старый конь относился к сыновьям ровно, по-отечески, а потом не выдержал и повелел, чтобы Пустопляс в теплом стойле стоял, овес ел.
Конягу в холодный хлев определил, солому есть сказал, да водой из лужи запивать.
Вспомнил Пустопляс своего брата, решил проведать, как тот живет. И удивился: бессмертным оказался Коняга. Бьют его, в холоде и голоде держат, а он все живой. Ходят сородичи-пустоплясы около Коняги, разглагольствуют о его бессмертности.
Рассуждают о здравом смысле работы, о том, что она определяет жизненный дух и сохраняет равновесие в душе. Они уверены, что неистребимость Коняги оттого, что находится он на своем месте. Пустыми и бесполезными являются эти разговоры. И продолжает Коняга тянуть тяжелое ярмо, выпавшее на его долю.
Заключение:
Коняга, в сказке Салтыкова-Щедрина, является символом народа. Он не осознает свою силу, мощь, забит и несознателен, но неистребим.
Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» был написан в 1869 году и является одним из первых сатирических сказок автора. Прочитать краткое содержание «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина можно на нашем сайте. Произведение относится к ярким примерам социально-политической сатиры в русской литературе реализма.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/konyaga-saltykov-schedrin.html