© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2018
© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2018
Черный кот
История, о которой я собираюсь поведать, совершенно чудовищна и в то же время очень проста. Я не жду, что кто-то поверит, будто такое могло случиться, и не прошу об этом. С моей стороны было бы истинным безумием ожидать доверия, ибо мой собственный разум отказывается верить свидетельствам чувств. И все же я не безумен… и уж точно то, что произошло, мне не приснилось. Но завтра я умру и сегодня я хочу облегчить душу. Моя цель – в простых словах, кратко и без комментариев поведать миру о череде самых обычных событий, произошедших у меня дома. О череде событий, которые вселили в меня страх… заставили страдать… привели к гибели. Но я не стану пытаться объяснить, что произошло, ибо для меня то, что было, – неизъяснимый ужас… хотя многим это покажется не столько страшным, сколько baroque[1]. Когда-нибудь, возможно, сыщется интеллект, который лишит пережитое мною иллюзий… какой-нибудь более сдержанный, более логический и гораздо менее возбудимый разум, чем мой, разум, который в тех обстоятельствах, о которых я вспоминаю с трепетом, увидит всего лишь обычную череду естественных причин и следствий.
С малых лет я отличался восприимчивостью и добротой. Мое мягкосердие было столь очевидно, что я даже превратился в своего рода посмешище для друзей.
Особенно я любил животных, и благодаря потакавшим мне родителям у меня всегда были домашние любимцы, с которыми я проводил почти все время, и для меня не было большего удовольствия, чем кормить их и играть с ними.
Эта особенность характера росла вместе со мной, и когда я повзрослел, животные стали для меня одним из главных источников удовольствия. Тем, кто знает, что такое любовь преданной и умной собаки, не нужно объяснять, какую радость это может приносить.
В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть что-то такое, что не может не волновать сердце того, кто имел возможность познать жалкую дружбу и призрачную привязанность, существующие между людьми.
Женился я рано и был рад узнать, что моя супруга разделяет мое увлечение. Видя, насколько для меня важно иметь домашнего любимца, она постоянно приносила в дом разных животных. У нас были птицы, золотая рыбка, породистый пес, кролики, обезьянка и кот.
Последний был большим и удивительно красивым животным, полностью черным и невероятно умным.
Что касается его ума, то жена моя, хоть суеверностью и не отличалась, не раз вспоминала о старом поверье, будто каждая черная кошка – это принявшая облик животного ведьма.
Не то чтобы она когда-либо относилась к этому серьезно, и я привожу эту подробность лишь потому, что сейчас есть повод об этом вспомнить.
Плутон (так звали кота) был моим любимцем. С ним я проводил больше всего времени. Только я кормил его, и он всегда сопровождал меня, когда я ходил по дому. Более того, мне даже стоило больших трудов не давать ему следовать за мной, когда я выходил на улицу.
Эта дружба продлилась несколько лет, но за это время мой характер и нрав полностью переменились, и перемена была недоброй, причиной чему стало (хоть мне и стыдно это признавать) неумеренное пристрастие к спиртному. С каждым днем я становился все мрачнее, все раздражительнее, меня все меньше беспокоили чувства других.
Я стал позволять себе несдержанные высказывания в адрес жены. Со временем дошло даже до рукоприкладства. Питомцы мои, естественно, не могли не чувствовать, что со мной происходит. Я не только забросил их, но даже стал поднимать на них руку.
Только к Плутону я сохранил уважение, не позволявшее мне обижать его, как я не моргнув глазом обижал кроликов, обезьянку и даже собаку, когда те случайно попадались мне на пути или ласкались.
Но болезнь моя захватывала меня все сильнее (есть ли болезнь страшнее алкоголизма!), и теперь даже Плутон, который к тому времени уже начал стареть и сделался несколько капризен, даже Плутон начал страдать от моего испортившегося характера.
Однажды ночью, когда я сильно выпивший вернулся домой после очередной «вылазки» в город, мне показалось, что кот избегает меня. Все же я поймал его, и он, боясь, что я причиню ему боль, слегка укусил меня за руку. И тогда в меня будто вселился демон. Я перестал быть самим собой.
Истинная душа моя в один миг покинула тело, и дьявольская злоба, подогреваемая выпитым джином, овладела мною. Я достал из кармана жилета перочинный нож, раскрыл его, взял несчастное животное за горло и вырезал ему один глаз.
Когда я вспоминаю об этом чудовищном поступке, я сгораю от стыда, меня трясет и бросает в жар.
Наутро, когда разум вернулся ко мне, когда сон выветрил из моей головы винные пары ночной попойки, вспомнив о своем злодеянии, я испытал чувство, похожее одновременно на ужас и на раскаяние, но даже это чувство было слабым и каким-то смутным. Душа моя осталась холодна. Я снова взялся за бутылку и вскоре утопил в вине все воспоминания об этом поступке.
https://www.youtube.com/watch?v=G1KqiXg6HcU
Со временем кот медленно пошел на поправку. Пустая глазница, правда, выглядела ужасно, но боли он, похоже, уже не испытывал. Он, как и раньше, разгуливал по всему дому, но, о чем нетрудно догадаться, едва заметив меня, тут же убегал в страхе.
Какая-то частица прежнего меня еще сохранилась в моем сердце, поэтому очевидная неприязнь, которую теперь испытывало ко мне существо, раньше меня так любившее, поначалу очень печалила меня, но вскоре это чувство уступило место раздражению. А потом, словно в подтверждение моего окончательного упадка, мною овладел дух противоречия. Философы не задумываются над этим понятием.
Но ничто не заставит меня усомниться в том, что дух этот является одним из главных побуждающих начал в человеческом сердце… одним из неотделимых первичных качеств или чувств, которые превращают человека в то, что он есть.
Кто не совершал тысячу злых или глупых поступков только лишь потому, что знал: так поступать не следует? Разве не заложено в нас неискоренимое желание вопреки здравому разуму нарушать то, что зовется «Законом», по той единственной причине, что мы его считаем таковым? Я повторю еще раз, пробуждение духа противоречия ознаменовало мое окончательное падение.
Это был тот непостижимый душевный порыв «сделать хуже самому себе», совершить насилие над собственной природой… сотворить зло ради самого зла, который заставил меня продолжить и в конечном итоге довести до конца издевательство над безобидным животным.
Однажды утром я хладнокровно накинул ему на шею петлю и повесил на ветке дерева… Когда я это делал, слезы текли у меня по щекам, сердце разрывалось на части… Я повесил его, так как знал, что он любил меня, и так как чувствовал, что он не дал мне ни единого повода так поступить с ним… Я повесил его, поскольку знал, что, делая это, я совершаю грех, страшный грех, который заставит, если такое вообще возможно, отвернуться от моей бессмертной души даже самого всемилостивого, самого страшного Бога.
Ночью того дня, когда был совершен этот жестокий поступок, меня разбудили крики о пожаре. Полог моей кровати был охвачен пламенем. Горел весь дом. Мне, моей жене и слуге лишь каким-то чудом удалось спастись от огня, но разрушение было полным. Погибло все, что у меня было, и с тех пор меня не покидало отчаяние.
Я не настолько слабодушен, чтобы усмотреть причину и следствие в своем злодеянии и случившейся беде. Но я излагаю факты в их последовательности и не хочу, чтобы из этой цепочки выпало хотя бы одно звено. На следующий день после пожара я пришел на руины. Все стены дома, кроме одной, рухнули.
Осталась стоять лишь одна из внутренних стен между комнатами, изголовьем к которой стояла моя кровать. Штукатурка на ней большей частью выдержала воздействие огня. Я приписал этот факт тому, что недавно эту стену чинили, и штукатурка была еще свежей.
У этой стены собралась довольно большая группа людей, которые, похоже, очень внимательно и с особым интересом рассматривали какую-то ее отдельную часть. Восклицания «Странно!», «Необычно!» и другие, подобные им, пробудили во мне любопытство.
Я подошел к толпе и увидел на белой поверхности стены изображение огромного кота, которое, словно bas-relief[2], въелось в штукатурку. Изображение было в самом деле поразительно достоверным. На шее животного четко просматривалась веревка.
Едва я узрел этот призрак (а другим словом я не могу это назвать), необычайное удивление и ужас охватили меня. Но позже разум пришел мне на помощь. Я вспомнил, что кот был повешен в саду, примыкающем непосредственно к дому.
Как только началась вызванная пожаром суматоха, в этом саду собралось множество людей, из которых кто-то, должно быть, перерезал веревку и бросил животное в открытое окно моей комнаты. Возможно, это было сделано для того, чтобы разбудить меня. При падении остальные стены могли впечатать жертву моей жестокости в свежую штукатурку.
Содержащаяся в ней известь вместе с огнем и аммиаком, выделяемым мертвым телом, и привели отпечаток в тот вид, в котором я его увидел.
Объяснив подобным образом этот удивительный факт, я успокоил свой разум (но не совесть), и все же это произвело на меня очень большое впечатление.
Несколько месяцев меня преследовал призрак этого кота, и я снова испытал некое смутное чувство, которое было похоже на раскаяние, но не им являлось.
Я дошел до того, что пожалел о том, что лишился этого кота, и в грязных притонах, где проводил теперь все больше времени, стал подыскивать другое животное того же вида и сходной наружности, которое могло бы занять его место.
Однажды вечером, когда, доведя себя почти до беспамятства, я сидел в пивной более чем сомнительной репутации, мое внимание неожиданно привлек какой-то черный предмет, лежащий на огромной бочке то ли джина, то ли рома, которая была главным предметом мебели в этом помещении.
Я уже несколько минут смотрел на эту бочку и сильно удивился, что не заметил лежащего на ней предмета раньше. Я подошел и прикоснулся к нему рукой. Это был кот… огромный черный кот, не меньше Плутона и очень на него похожий, с одним лишь различием.
У Плутона на всем теле не было ни одной белой шерстинки, а у этого кота было большое, хотя и нечеткое белое пятно почти во всю грудь. Как только я прикоснулся к нему, он сразу встал, громко заурчал и потерся о мои пальцы. Похоже, ему было приятно, что я обратил на него внимание.
Это было именно то, что я искал, поэтому я тут же предложил хозяину заведения купить животное, но он ответил, что это кот не его, он о нем ничего не знает и никогда раньше не видел.
Источник: https://MyBook.ru/author/edgar-allan-po/chernyj-kot-sbornik/read/
“Черный кот” краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
Автор ставит читателя в известность о том, что он собирается рассказать историю, поверить в которую может только сумасшедший. Он не рассчитывает дожить до завтра, поэтому хочет сегодня облегчить свою душу покаянием. Рассказ пойдет о чисто семейных событиях.
В детстве автор отличался послушанием и кротостью нрава. Нежная душа влекла его к животному миру. Рано женившись, он нашел в своей супруге те же наклонности.
В доме у молодой пары было много домашних животных. Одним из них был полностью черный, крупный и красивый кот – обладатель редкого ума. Плутон (так звали кота) очень любил автора и сам был его любимцем.
Дружба человека и животного продолжалась несколько лет.
За это время под влиянием алкоголя характер автора резко изменился: он стал мрачным, раздражительным и безразличным к чувствам окружающих; кричал на жену и даже поднимал на нее руку.
Животные не могли этого не чувствовать. К Плутону автор относился дольше всех хорошо, но потом сорвался и на нем, когда вернулся домой из кабака в сильном подпитии.
Решив, что кот его избегает, автор поймал его. Испуганное грубостью животное до крови укусило мужчину за руку. Последний впал в состояние дьявольской злобы и вырезал коту глаз.
Со временем кошачья рана зажила, но Плутон стал избегать автора. Мужчина первое время горько сожалел о содеянном, но потом стал ожесточаться и из духа противоречия повесил животное на суку.
В ночь после убийства кота загорелся дом автора. Он сам, его жена и слуга едва не сгорели заживо. Герой разорился и погрузился в отчаяние.
На пепелище он нашел единственную оставшуюся целой внутреннюю перегородку посреди дома, к которой примыкало изголовье его кровати. На ней было нечто вроде барельефа с изображением огромного кота с веревкой на шее. Автор решил, что это отпечаток повешенного кота, которого кинули ему в комнату, чтобы разбудить во время пожара.
Долгие месяцы героя преследовал призрак кота. Посещая притоны, он мечтал найти там животное, похожего на Плутона, и нашел. Черный кот с большим грязно-белым пятном на груди с радостью пошел за автором и прижился в его доме. Наутро герой обнаружил, что у нового кота нет одного глаза. Со временем он проникся ненавистью к животному.
Чем сильнее автор ненавидел кота, тем больше последний доставал его своими ласками.
Чувство вины и страх останавливали автора от новой расправы, но со временем душевные страдания вытеснили из него остатки добрых чувств.
Как-то раз спускаясь в подвал с женой, автор, запнувшись за кота, обезумел от бешенства, схватил топор и… раскроил голову жене, позволившей себе остановить его расправу над животным.
Труп жены автор замуровал в стену подвала. Ночью он спал крепким и спокойным сном. После исчезновения жены полицейские провели короткое дознание и обыск.
На четвертый день они вернулись, чтобы еще раз тщательно обыскать подвал.
Радуясь тому, что против него не найдено никаких улик, автор впал в состояние непонятного ликования и, желая доказать полицейским свою полную невиновность, начал колотить тростью по кладке.
Из-за стены раздался душераздирающий вопль. Вскрыв стену, полицейские обнаружили за ней тронутый распадом труп женщины с сидящим у нее на голове котом.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/chernyj-kot-kratkoe-soderzhanie-novelly-edgara-allana-po/
Краткое содержание Черный кот По
Во многих своих произведениях, Эдгар По ищет то, что мы называем противоречием душевной личности человека. Его всегда волнует вопрос, почему люди, зачастую поступают вопреки своим желаниям. Как может получиться такое, что бандиту необходимо разоблачение, а отзывчивый и добрый гражданин, совершает преступление.
В повести “Черный кот”, причины преобразования главного персонажа в плохого человека, описываются в прямом смысле. Человек, который был раньше мягким, любящим животный мир, чувствительный, превращается в черствого, благодаря алкогольной зависимости. Писателю, было хорошо известно, какую разрушительную силу, несет в себе это зелье.
Оно оказывает отрицательное влияние, как на физическое состояние, так и на психологическое. Образ героя рассказа неуклонно деградирует, изменяется его сущность. Если раньше герой просто обожал животных, и был добр и нежен со своей женой, то сейчас, он стал раздражителен и груб по отношению к животным. Он всячески издевается над обезьяной и собакой.
И только лишь один кот, Плутон, вызывает в нем какое-то чувство привязанности.
Как-то раз, когда герой рассказа пришел домой, в пьяном угаре, он вырезал коту глаз. Этот нечеловеческий поступок, пробудил в нем жалость в отношении животного. Однако, деградировавшая личность, не смогла долго сопротивляться своему второму “Я”, и в другой раз он повесил кота. Когда он это делал, то горько плакал, из-за осознания раздвоенности чувств.
Через некоторое время, наш персонаж увидел черного кота, который был подобен Плутону. У него было только одно отличие – белая шерсть на груди. Он берет кота к себе домой, но вторая личность берет снова верх над ним. Любовь кота, вызывает в нем раздражение, а белая шерсть кажется формой виселицы.
Персонаж не выдержал душевных мук, и попытался убить животное. Однако, ему суждено было убить свою жену, которая защищала кота. С холодной расчетливостью, он скрывает следы своего деяния, но справедливость настигает его.
Служители закона услышали крики животного, которого он замуровал вместе с трупом своей жены.
В произведении раскрыта одна мысли автора, который повествует о возмездии, настигающем преступника, и о том, что в каждом человеке заложена жестокость. Никто не сможет понять нашу сущность. И самое страшное, что мы не можем понять самих себя. Чтобы содержать свою душу в чистоте, необходимо ее очищать от дурных помыслов, которые иногда проникают в нее.
(2
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-chernyj-kot-po/
Эдгар Аллан По «Чёрный кот»
Народная примета не сулит ничего хорошего тем, кто сталкивается с черным котом. Но в этом рассказе Черный Кот лишь помогает наказать виновного.
В 1917 году этот рассказ под названием «Черный кот» без указания переводчика был напечатан в журнале «Преступление и наказание» (еженедельник «Война») №2, С.2-5
Входит в:
— сборник «Рассказы», 1845 г.
— антологию «Бойся кошек», 1993 г.
— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.
- — антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.
- — антологию «Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.
- — антологию «Ловец человеков», 1993 г.
- — антологию «Американская романтическая проза», 1984 г.
- — журнал «Weird Tales» December 1923-January 1924», 1924 г.
- — антологию «Demons: Encounters with the Devil and His Minions, Fallen Angels, and the Possessed», 2011 г.
- — журнал «Супер Триллер №33 (120)», 2006 г.
- — антологию «Классические кошмары», 2010 г.
- — антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
- — антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
- — антологию «Дом с привидениями», 2014 г.
- — антологию «Thrillers», 1994 г.
- — антологию «The Second Pan Book of Horror Stories», 1960 г.
- — антологию «65 Great Tales of Horror», 1981 г.
- — антологию «The Hell of Mirrors», 1965 г.
- — антологию «Лучшие мистические рассказы», 2014 г.
- — «Тёмные аллеи», 2007 г.
- — «Продолжение следует», 1993 г.
- — антологию «Land van de Griezel», 1976 г.
- — журнал «Ступени Оракула №7, 2003», 2003 г.
- — сборник «Двадцать пять историй о призраках», 1904 г.
- — антологию «Ghostly», 2015 г.
- — антологию «Opowieści nadzwyczajne tom II», 1913 г.
- — антологию «Вампир», 2020 г.
Экранизации:
— «Черный кот» / «Black Cat» 1981, Италия, реж: Лучио Фульчи
Издания: ВСЕ (152) /языки: русский (128), английский (18), шведский (1), голландский (1), украинский (2), польский (1), болгарский (1) /тип: книги (146), периодика (2), аудиокниги (4) /перевод: К. Бальмонт (14), Б. Лесьмян (1), Л. Маевская (1), С. Мартынова (1), В. Михалюк (3), В. Неделин (13), О. Федорченко (1), В. Хинкис (79), М. Энгельгардт (2) 1935 г. 1970 г. 1972 г. 1976 г. 1979 г. 1980 г. 1980 г. 1980 г. 1981 г. 1984 г. 1985 г. 1988 г. 1990 г. 1990 г. 1990 г. 1991 г. 1991 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1993 г. 1994 г. 1994 г. 1994 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1996 г. 1996 г. 1997 г. 1999 г. 1999 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2004 г. 2004 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. 2020 г. 2003 г. 2006 г. 2004 г. 2008 г. 2008 г. 2010 г. Издания на иностранных языках: 1904 г. 1913 г. 1924 г. 1960 г. 1965 г. 1976 г. 1981 г. 1991 г. 1994 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2015 г. 2016 г. 2018 г.
Доступность в электронном виде:
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Страницы: 123
Вертер де Гёте, 1 октября 2010 г.
- От высшего не скрыться рока —
- Я говорю начистоту —
- Детали моего порока
- Известны Чёрному коту.
- Запомни же, читатель, фразу,
- Что, без сомнения, верна:
- «Я знаю, совесть одноглаза
- И, как душа моя, черна».
- © Вертер де Гёте
Мотив неизбежной высшей кары для преступника — один из наиболее популярных у Эдгара По. Особенно занимало писателя не собственно наказание, а обличение преступления, принимающее порой особенно изощрённые формы.
Интересно, что и совершение преступлений и их обличение (преступник у По чаще всего невольно выдаёт себя сам) автор приписывает якобы существующему в каждом человеке чувству противоречия, которое и подталкивает на неожиданные поступки. В рассказе присутствуют жестокие сцены, но никакого смакования жестокости я не увидел.
Конечно, жестокость по отношению к животным всегда отвратительна, но особенно отвратительна она тем, что с неё и начинается жестокость по отношению к людям.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Наибольшего сочувствия достойна жена главного героя, которая не только терпела все его пьяные выходки и оставалась с мужем даже тогда, когда он всего лишился и жил в подвале, но и пыталась защитить кота. Но в результате получила то, что ей причиталось по замыслу автора — удар топором по голове. В ситуации спровоцированной, кстати, котом, став просто орудием мести в его лапах.
Orm Irian, 20 июня 2013 г.
По-моему, рассказ не о мистике и ужасах, а о том, до чего может довести алкоголь. Как-то сам по себе возникает вопрос: «А был ли кот?». То есть, первый, конечно, был. А вот второй вполне тянет на галлюцинацию сошедшего с катушек отравленного мозга. Он приходит, как страх содеянного.
Это даже не раскаяние, это именно страх, когда человек вдруг понимает, на что он оказался способен. Ему и хотелось бы забыть, но нет, он ищет такого же кота, чтобы вытеснить убиенного, но приходит лишь жуткая галлюцинация-напоминание. Ну или призрак-напоминание, это уж судите как хотите.
А если мы уберем все эти больные фантазии ГГ, то получится банальное бытовое убийство, навеянное алкогольной агрессией. К сожалению, и в наше время довольно распространенный сценарий, независимо от того, что там убийце в белочке померещилось или пришло в пьяную голову, как мотивация.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)И выдает он сам себя. Кота могло и не быть, полиции-то уж точно достаточно было его странного поведения при прощании…
Безумно жалко жену, которая это все время должна была терпеть. И животных тоже жалко, да. Невольно думаешь: хорошо, что у них не было детей.
И автор очень хорошо передает психологию такого пьяного убийцы — это же так просто, списать всю вину на алкоголь и какое-то неведомое наваждение… Он почти верит, что не виновен. Как всегда, Эдгар Аллан По очень искусно описывает больную психику.
И мастерски справляется с задачей подать ситуацию от первого лица, что, возможно, и послужило причиной неприятия со стороны некоторых читателей.
И самое страшное в рассказе — не черный кот, а то, как часто можно видеть подобную историю на страницах криминальной хроники в современных газетах.
ivan2543, 29 сентября 2013 г.
Один из первых прочитанных мной у Эдгара По рассказ, прочитал его первый раз примерно где-то учась в седьмом классе. Не сказал бы, что рассказ напугал, но впечатление оставил крайне гнетущее. Пожалуй, это один из лучших в мировой литературе рассказов о становлении маньяка.
Особую силу и достоверность придает ему повествование от первого лица – беспомощные самооправдания человека, катящегося со страшной скоростью в пропасть безумия.
Жутко видеть, как рассказчик, стыдясь и придумывая на ходу смягчающие обстоятельства, все больше и больше демонстрирует свои садистские наклонности.
Единственное, что еще нужно заметить – рассказ хорош, но крайне неприятен. Читатель, любящий животных, на середине повествования, как правило, отбрасывает книжку, матерясь. Даже концовка не сглаживает тягостного впечатления, поэтому впечатлительным людям эта история не понравится.
- Итог: шокирующая исповедь маньяка-неудачника.
- Оценка произведению: 9 из 10 (отлично).
- Оценка «страшности»: 5 из 5 (шокирует).
invikto, 21 декабря 2011 г.
Ужасное произведение! Что хотел сказать автор? Что расплата непременно придёт. Хорошо, допустим, что эту идею он смог донести до читателя. Но вот с атмосферой неизбежности прихода этой самой расплаты у автора ничего не вышло.
А не получилось у него это из-за главного героя. Ну не смог я влезть в шкуру рассказчика и прочувствовать всю гамму чувств, которые испытывал этот человек.
Фразы наподобие «я искренне раскаиваюсь», «я осознаю весь ужас содеянного», «в тот момент я себя не контролировал» чистой воды блеф! Кого он обманывает? Мало того, что главный герой урод, так он ещё и издевается над читателем, пытаясь втереться к тому в доверие.
Если Эдгар По хотел поведать страшную историю о коте-мстителе, то он ошибся и написал не тот рассказ. «Чёрный кот» — история о жестоком малодушном нытике, жалующимся о своей судьбе, в которой он сам виноват.
BroonCard, 14 мая 2015 г.
Отличный рассказ, просто отличный.
Мрачная атмосфера, столь свойственная Аллану Эдгару По, просто «переливается» своим антуражем через край. Волей-неволей, но от деяний и описания кота ты сам начинаешь оборачиваться по сторонам да искать взглядом данное животное.
Но не столько именно питомец жути придаёт, сколько разум и поступки главного героя — вот тут уже истинная психоделика.
Честно, давно я не был так захвачен ужасом, что, отдавая отчёт мурашкам, бегущим по телу, не смел отвести взгляд от произведения.
Отвадить себя от очередного восхваления словесного мастерства Эдгара По я вновь не сумею — шикарное разнообразие оборотов и вообще непроизвольно чувствуется истинная рука мастера.
Сие повествование не отождествляет себя к томному описанию характеров (хотя Аллан и подобное превращает в чистейшую усладу) нам демонстрируется история конфликта, вызванного ничем и закончившегося так, как и предполагалось… Но вот его развитие — это нечто. Посему к прочтению советую, особенно любителям таких деятелей как Говард Лавкрафт да Стивен Кинг.
Lainka, 11 декабря 2010 г.
Шикарный рассказ, от которого меня иногда даже в приятную дрожь бросает. В таком небольшом формате Маэстро умело раскрывает психологию главного героя и мистичность чёрных котов.
Где-где они ласковые и добрые, а где-где злопамятные и мстительные. 😉
Kalkin, 20 октября 2007 г.
Рассказ вызвал у меня двойственные ощущения. На эмоциональном уровне рассказ вызывает отторжение (как только вспомнишь, что описывается в рассказе, так сразу становится не по себе).
А вот по форме, как это часто бывает у По, рассказ просто великолепен.
Он выдержан в черно-красных тонах, силен своими описаниями и создаваемой атмосферой — атмосферой страха и одержимости, темного безумия и жестокости.
Главный герой — не просто слабый духом мерзавец, он выродок, одержимый, человек только по форме.
Рассказ запоминается, но эти воспоминания не из приятных, при всем моем уважении к таланту Эдгара По.
Alexus_404, 17 февраля 2019 г.
«Чёрный кот», пожалуй, вызывает гамму эмоций, особенно негативных, если говорить об отношении к главному персонажу. Однозначно и чётко ответить, какой посыл был заложен автором, нельзя, ибо простора для размышлений после прочтения остаётся довольно много ввиду довольно странной и даже местами сюрреалистичной сюжетной линии произведения.
Вероятно, рассказ показывает, сколь сильно чрезмерное употребление алкоголя способно разрушить личность человека, даже такого, если верить рассказчику, повествующему о собственном детстве. Рассказ показывает невероятно противоречивую сущность людей, автор как бы демонстрирует и наихудшую её сторону, которая присуща, к сожалению, лишь человеку.
Несмотря на необычное содержание, сюжетная линия выстроена неплохо, нагнетается мрачная атмосфера, и, возможно, здесь читатель знакомится с чуть ли не родоначальником жанра «триллер».
Довольно необычные ходы, способствующие развитию этого причудливого конфликта, даже поражают, и очень многие будут на стороне чёрного кота, сказания о котором в данном случае выстраивают образ скорее с положительной стороны, однако и одновременно остаётся ощущение ужаса от этих животных, что усиливается в этой поистине ужасной концовке.
Недаром говорят, что коты злопамятны, и здесь это показано в самой ужасной форме, которую можно вообразить. Эдгар По прекрасно показал образ крайне больного главного героя, и тот факт, что у многих читателей ниже он вызвал отвращение, лишний раз подтверждает гениальность этого автора.
Мы видим отчётливо, что персонаж запутался в своих суждениях, противоречит сам себе, а его нелогичные и мерзкие поступки действительно шокируют. Мистичен ли рассказ или нет, решать самому читателю. Возможно, протагонист действительно сошёл с ума, и призрак ему лишь почудился, а может, и нет.
alex1970, 14 ноября 2010 г.
Классический рассказ, один из определивших пути развития литературы ужасов. Неоднократно экранизировался.
История некогда приличного человека, допивающегося до ручки и очень быстро деградирует. Сначала он убил любимого кота Плутона, а затем и жену. Но кот сумел отомстить.
Прекрасное произведение.
Paganist, 10 декабря 2018 г.
Когда уже перечитал многое из творчества По, думаешь, что автор уже вряд ли чем-то может удивить или поразить. Но По — чёртов гений! — умудряется раз за разом впечатлять.
«Чёрный кот» сложно отнести к лучшим рассказам автора. Тем не менее, он не похож на другие «страшилки», которые довелось читать у мистера По. Хотя его стиль узнаваем, сюжетные повороты вроде бы достаточно типичны, но средства для достижения цели повествования совершенно безумные. Да-да, именно безумные — другого слова не подберёшь.
Есть, конечно, сюжетные недочёты, но их перекрывает атмосфера. В этом По силён — в умении создавать атмосферу и нагнетать страсти. Ну и финалы у него бывают просто сумасшедшие. «Чёрный кот» — как раз такой рассказ. Старый «добрый» хоррор.
Страницы: 123
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work8737
Пересказ произведения Эдгара По «Золотой жук»
Человек, поведавший эту историю (назовем его автор), сам является непосредственным участником описываемых событий. Однако главный герой – разорившийся французский протестант Вильям Легран. У него отличное образование, и ему нравится проводить время в долгих раздумьях.
Жизненные обстоятельства складываются для Леграна трагическим образом – он доходит до полной нищеты, так что в результате вынужден покинуть родные места и поселиться в США на небольшом (не более 1 квадратного километра) острове.
Итак, ХІХ век, Южная Каролина, Сэлливанов остров, отделенный от материка чуть заметным проливом.
Остров не пригоден для комфортного проживания, потому на нем практически не встретишь людей.
Однако именно на этом острове, в наиболее удаленной от материка части в густых зарослях душистого мирта, Легран строит себе хижину, в которой вдали от людских глаз проживает со своим преданным помощником, старым негром Юпитером.
В хижине очень много книг, однако большую часть времени Легран занимается тем, что охотится, ловит рыбу или бродит по острову в поисках раковин и насекомых. На этом острове наш автор и знакомится с Леграном. Знакомство со временем переходит в дружбу, и автор часто захаживает в гости к своему приятелю.
В один из пасмурных осенних дней автор решает, как обычно, навестить Вильяма. И вот он уже сидит возле горящего камина и слушает рассказ своего друга о его последней удивительной находке. Это жук, по его словам доселе неизвестный науке.
Так как свою находку до завтрашнего утра он отдал местному знакомому, то Легран за неимением бумаги рисует жука на клочке пергамента. Пока автор рассматривает рисунок в свете огня от камина, его друг с восторгом описывает свою находку.
Жук необычайно тяжелый, «весь золотой, … внутри и снаружи; только вот пятна на спинке». А по форме – «фирменный череп»! Три темных пятнышка на спинке напоминают отверстия глазниц и носовое отверстие.
На ощупь жук удивительно твердый и очень тяжелый, и весь он сверкает как полированное золото. Своей находкой Легран чрезвычайно взволнован. Автор возвращается домой в тот же день.
Через месяц автора навещает Юпитер. Он передает записку от своего хозяина, в которой тот просит своего друга немедленно приехать к нему по «делу чрезвычайной важности».
На расспросы о состоянии здоровья хозяина, Юпитер сообщает, что тот нездоров. Нет, он не лежит в постели. Напротив, он необычайно подвижен, будто одержим какой-то идеей.
Пропадает надолго из дому, разговаривает сам с собой, делает какие-то записи и постоянно вертит в руках золотого жука.
Автор с Юпитером добираются до острова на лодке. В ней лежат несколько лопат и коса, купленные Юпитером по приказу хозяина. Автор всерьез обеспокоен. Он предполагает, что у его друга помутился рассудок. Легран встречает гостей. Он нетерпелив и чрезвычайно возбужден.
На лице «мертвенная бледность», а в глазах – лихорадочный блеск. Автор умоляет друга немедленно лечь в постель, но Вильям нервно отмахивается и говорит, что совершенно здоров, хотя его и терзает волнение. Он показывает другу жука, и уверяет, что с его помощью вернет себе богатство.
Вильям прос…
конец ознакомительного фрагмента
Источник: https://iknigi.net/avtor-tatyana-chernyak/102421-pereskaz-proizvedeniya-edgara-po-zolotoy-zhuk-tatyana-chernyak/read/page-1.html