Краткое содержание декарт рассуждение о методе за 2 минуты пересказ сюжета

Эссе по Философии:

Задание

Нужна помощь профессионала в выполнении эссе. Препод очень строгий!

Читать больше

выполнения этой или любой другой работы

  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%

от 2 дней

Узнай стоимость

Это не займет и 60 секунд 🙂

Теория по предмету Философия

Потребность в теоретическом определении системы отношения «универсум — человек» появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и теченияПредставителями материализма….

Читать дальше

Существует два уровня научного познания — эмпирический и теоретический. Эти уровни также называют эмпирическим и теоретическим исследованием.В эмпирический уровень научного познания входит эксперимент. Группировка, наблюдение, классификация и описание результатов наблюдения и эксперимента, модели….

Читать дальше

Закрепившаяся сущность диалектики (в идеалистических и материалистических формах) отражена в определенных принципах, законах и категориях, который способствуют раскрытию сущности процессов развития для духовного (идеального) и физического (материального) бытия.Однако, в практической деятельности,….

Читать дальше

Итоговый результат деятельности людей не зависимо от ее формы (научная, практическая или иная) определяется рядом факторов. Во-первых, действующим субъектом и направленностью деятельности – спецификой ее объекта. И во-вторых, существенным образом влияет то, как совершается данный процесс, т.е. с ….

Читать дальше

Лайфхаки по написанию эссе

Эссе — вид творческого задания, в котором автор должен аргументировано изложить свою позицию. Эссе может быть как аудиторной или домашней работой, так и частью экзамена по иностранному языку: его пишут на ЕГЭ или при .Если хотите получать больше полезных советов и интересной информации о студенче…

Читать дальше

  Жизнь студента полна невероятных сложностей: мало того, что приходится что-то выдумать, собирать все  мысли в кучу и грамотно излагать их на бумаге, так это еще нужно правильно оформить. А между тем, для сдачи ЕГЭ с хорошей отметкой не обойтись без знаний по оформлению эссе.Прежде, чем приступа…

Читать дальше Все лайфхаки по написанию эссе

Источник: https://Zaochnik.com/zayavki/dekart-r-rassuzhdenie-o-metode-kratkoe-izlozhenie-materiala-svoimi-slovami-kommentarii-vyvody-1487522/

Читать

Рене Декарт

Рассуждение о методе

© Перевод. Г. Г. Слюсарев, наследники, 2019

© Перевод. С. Я. Шейнман-Топштейн, наследники, 2019

© ООО «Издательство АСТ», 2019

* * *

Разыскание истины посредством естественного света

который сам по себе, не прибегая к содействию религии или философии, определяет мнения, кои должен иметь добропорядочный человек относительно всех предметов, могущих занимать его мысли, и проникает в тайны самых любопытных наук

Добропорядочный человек не обязан перелистать все книги или тщательно усвоить все то, что преподают в школах; более того, если бы он потратил чересчур много времени на изучение книг, это образовало бы некий пробел в его воспитании.

В течение жизни ему необходимо совершить много иных дел, и его жизненный досуг должен быть распределен настолько верно, чтобы бо́льшая часть этого досуга отводилась на свершение добрых дел, понятие о которых бывает ему внушено его разумом, даже если он иных наставлений не получает.

Однако в этот мир он приходит невежественным, и, поскольку ранние его познания основываются лишь на неразвитом чувственном восприятии и на авторитете его наставников, почти невозможно, чтобы воображение его не оказалось в плену бесчисленных ложных мыслей до того, как его разум примет на себя руководящую роль, и в дальнейшем ему нужны большая сила характера или же наставления какого-либо мудреца – как затем, чтобы избавиться от занимающих его ум ложных теорий, так и для того, чтобы заложить первоосновы прочного знания и открыть себе все пути, идя которыми он может поднять свои знания на высшую доступную ему ступень.

Об этих-то вещах я и решил написать в данном труде, дабы пролить свет на истинные богатства наших душ и указать каждому человеку средства для отыскания в самом себе, без заимствований у других, всего того знания, какое необходимо ему для правильного жизненного поведения и для последующего достижения – с помощью самостоятельных занятий – всех тех самых интересных знаний, какими может располагать человеческий разум.

Но, опасаясь, как бы величие моего замысла не преисполнило ваши умы таким изумлением, кое сразу же исключило бы доверие, я хочу предупредить вас, что предприятие мое не столь непосильно, как это могло бы показаться: ведь все знания, не превышающие возможности человеческого ума, связаны между собой столь чудесной цепочкой и могут быть выведены одно из другого с помощью столь необходимых умозаключений, что для этого вовсе не требуется особого искусства и восприимчивости, если только, начав с самых простых умозаключений, мы сумеем, ступенька за ступенькой, подняться к самым возвышенным. Я постараюсь показать вам это здесь с помощью ряда столь ясных и доступных доводов, что всякий поймет: было бы ошибкой не видеть впереди правильного пути и задерживаться мыслью на уже высказанных мной соображениях, если он сумел заметить то же, что и я; ведь я заслуживаю славу открытия этих вещей не более чем прохожий, в силу счастливого случая наткнувшийся на некий богатый клад, который многие долгое время до этого усердно, но бесполезно искали.

Право, я изумлен, что среди стольких незаурядных умов, кои могли бы выполнить эту задачу гораздо лучше меня, не нашлось ни одного, у кого хватило бы терпения разрешить эти вопросы: почти все они напоминали путников, покинувших столбовую дорогу ради боковой тропки и заблудившихся среди терновника и обрывов.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Однако я вовсе не стремлюсь исследовать, что́ знали другие или чего они не знали; мне довольно заметить, что, если бы даже вся наука, какой только можно желать, содержалась в написанных книгах, все равно то хорошее, что в них есть, перемешано с таким количеством бесполезных вещей и беспорядочно раскидано в такой куче огромных томов, что для прочтения всего этого потребовалось бы больше времени, нежели нам отпущено в этой жизни, а для выборки полезных истин – больше ума, нежели требуется для самостоятельного их открытия.

Это позволяет мне надеяться, что вы охотно усмотрите здесь более легкий путь и истины, кои я изложу, будут хорошо вами приняты, хотя я и не заимствовал их ни у Аристотеля, ни у Платона; полагаю, что они получат распространение в мире, подобно монете, коя не менее ценна, когда она извлекается из сумки крестьянина, чем тогда, когда ее выдает банкир. Итак, я попытался сделать их одинаково полезными для всех людей; для достижения этого я счел наиболее удобной манерой стиль учтивой беседы, в ходе которой каждый из собеседников дружелюбно раскрывает перед своими друзьями лучшее, что у него есть на уме; пользуясь именами Евдокса, Полиандра и Эпистемона, я рисую, как человек посредственного ума, суждение которого, однако, не извращено никакими предубеждениями и чей разум сохраняет всю свою первозданную чистоту, принимает в своем сельском доме, где он живет, двух незаурядно умных и наиболее любознательных людей своего века, один из которых никогда не учился, а другой, наоборот, педантично знает все, что можно усвоить в школах; там среди других разговоров, кои я предоставляю вам дорисовать в своем воображении, точно так же как вид местности и все ее детали, служащие, по моему замыслу, для примеров, помогающих им изъяснить свое мировоззрение, они намечают тему своей последующей беседы, протекающей на протяжении этих двух книг вплоть до самого их конца.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов анатолия алексина за 2 минуты

Полиандр, Эпистемон, Евдокс

Полиандр.

Я почитаю вас столь счастливым человеком по причине того, что вы читали обо всех этих прекрасных вещах в греческих и латинских книгах, что, думается мне, если бы я занимался столько же, сколько вы, я стал бы так же отличаться от самого себя, как ангелы отличны от вас; мне трудно было бы простить моим родителям ошибку, которую они совершили, послав меня совсем юным ко двору и на военную службу, ибо полагали, что книжные занятия делают храбрецов трусами; меня всю жизнь будет преследовать сожаление по поводу моего невежества, если только я не вынесу каких-то знаний из беседы с вами.

Эпистемон.

Самое верное из того, что можно вам здесь поведать, – это что жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью; а поскольку изъяны в нашей душе начинают удручать нас с того момента, как мы их осознаем, у вас есть в сравнении с нами известное преимущество, ибо вы не замечаете, подобно нам, сколь многого вам недостает.

Евдокс.

Возможно ли, Эпистемон, что, будучи столь ученым, вы внушили себе, будто в природе есть подобная общераспространенная болезнь и против нее нет лекарства? Мне же представляется, что, подобно тому как на любой земле существует довольно плодов и источников для удовлетворения голода и жажды всех живущих в мире людей, так же существует и достаточное количество истин, познаваемых в каждой области и способных полностью удовлетворить любознательность умеренных душ, причем умы тех, кто постоянно трудится в силу ненасытной любознательности, не менее далеки от здорового состояния, чем тело человека, больного водянкой.

Эпистемон.

Некогда я хорошо усвоил, что наша жажда не может естественным образом распространяться на вещи, кои нам кажутся немыслимыми, и что она не должна устремляться к вещам порочным или бесполезным; однако остается все же столько объектов познания, представляющихся нам возможными и являющихся не только почтенными и приятными, но и весьма необходимыми для руководства нашими действиями, что я не могу себе представить, чтобы кто-то познал их в таком объеме, который справедливо не оставлял бы места для жажды еще больших знаний.

Евдокс.

Но что вы скажете тогда обо мне, если я заверю вас, что более не жажду ничего знать и что я больше удовлетворен тем небольшим запасом знаний, коим я располагаю, чем Диоген когда-либо удовлетворялся своей бочкой; при этом у меня не возникает всякий раз нужды в философствовании. Ведь знания моих ближних не ограничивают мое знание подобно тому, как земли моих соседей окружают здесь небольшой клочок земли, коим я владею, и ум мой, располагая по своему усмотрению всеми встречающимися ему истинами, не мечтает об открытии новых; он наслаждается таким же покоем, каким наслаждался бы король какой-нибудь далекой страны, настолько отграниченной от всех прочих стран, что он мог бы вообразить, будто за пределами его земель нет больше ничего, кроме бесплодных пустынь и необитаемых гор.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=74381&p=1

Рассуждение о методе — Рене Декарт — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

Рене Декарт интересная личность в философии и довольно необычная. Попробую кратко описать его мысли, прочитанные в книге. Декарт пишет, что с детства его учили читать и утверждали, что умные книжки помогут приобрести надежное знание что будет полезно в жизни. Когда он завершил курс наук то изменил свое мнение.

«Я настолько запутался в сомнениях и различных ошибках, что вся моё образование привело к осознанию моего невежества».

Декарт пишет, что, хотя и философией занимались самые светлые умы прошлых веков, но несмотря на все их усилия, в ней и по сей день не обнаружено ни одной мысли, вокруг которой не велось бы дискуссий, и которую можно было бы считать несомненной.«

Как только возраст позволил мне выйти из-под влияния моих наставников, я забросил книжные занятия и решил не искать иной науки, чем ту которую смогу найти в себе, или в великой книге мира».

Декарт считает, что геометрия и алгебра подчинена законам и формулам, и не может развивать умственные способности в полной мере. Поэтому он решил искать новый метод.

Декарт создает метод познания и описывает четыре правила:

Первое — принимать за истину только то, что со всей очевидностью кажется мне правильным. Иначе говоря — всячески избегать поспешности и предубеждений, не допускать в свои суждения ничего, что разум не видел бы предельно ясно и четко, исключая всякие сомнения.

Второе — делить каждую из проблем, которую я исследовал, на столько маленькие части, на сколько возможно и нужно для более успешного ее решения.

Третье — располагать свои мысли в точном порядке, начиная с предметов простейших и удобнее познаваемых и восходя постепенно к познанию более сложного. Причем такую очередность надо строить (в уме) и для тех вещей, которые в естественном порядке не предшествуют друг другу.

Четвертое — везде (как при решении узловых трудностей, так и просматривая составляющие каждой) тщательно пересчитывать детали и внимательно осматривать целое, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Итоги:

Данный метод, по мнению Декарта позволяет нам использовать наш разум если не идеально, то во всей полноте наших возможностей. Практикуя его Декарт был уверен, что сумерки перед умозрительными вещами – рассеиваются и ум все лучше воспринимает предмет, четче и подробнее.

Актуален ли этот метод сейчас? По моему скромному мнению, человечество и в 21веке не избавилось от догм и предрассудков. В эпоху потока информации, способность критически мыслить и анализировать – является довольно редким явлением. Поэтому я считаю данный метод очень актуальным и нужным.

Это умение анализировать, видеть каузальные связи и аргументировано мыслить. Рекомендую данную книгу, тем кто, как и я учится мыслить.Достоинства

Источник: https://MyBook.ru/author/rene-dekart/rassuzhdenie-o-metode-2/

Декарт. Рассуждение о методе

Декарт Рассуждение о методе

Часть
1 («Соображения, касающиеся наук»)


своего рода введение, где Декарт высоко
оценивает здравый смысл, «обычный ум
человека»: это «единственное, что
отличает нас от животных и что в полной
мере присуще каждому» Но «мало иметь
хороший ум, главное — хорошо его
применять». «Книжной науке» (какими бы
полезными и утонченными ни были ее
результаты) Декарт предпочитает
ознакомление с «великой книгой мира»,
т. е. путешествия, наблюдения, общение
с людьми и т. д. Ибо «в рассуждениях
каждого о делах, непосредственно его
касающихся… гораздо больше истины, чем
в бесполезных спекуляциях кабинетного
ученого…». Употребив несколько лет на
изучение «книги мира», Декарт «принял
решение изучать самого себя». Для
«Рассуждения о методе» вообще характерны
свободные, исповедальные биографические
экскурсы.

Читайте также:  Краткое содержание оперы масканьи сельская честь за 2 минуты пересказ сюжета

Во
второй части

(“Основные
правила метода”)

Декарт предлагает четкие и легкие
правила познания истины. Он предлагает
четыре
правила
,
считая, что большое количество правил
ведет к несоблюдению их. «Вместо большого
количества правил, образующих логику,
я счел достаточным твердое и непоколебимое
соблюдение четырех следующих»:

  • Первое-
    никогда не принимать за истинное ничего,
    что я не познал бы таковым с очевидностью,
    иначе говоря, тщательно избегать
    опрометчивости и предвзятости и включать
    в свои суждения только то, что представляется
    моему уму столь ясно и столь отчетливо,
    что не дает мне никакого повода подвергать
    их сомнению.
  • Второе-
    делить каждое из исследуемых мною
    затруднений на столько частей, сколько
    это возможно и нужно для лучшего их
    преодоления.
  • Третье-
    придерживаться определенного порядка
    мышления, начиная с предметов более
    простых и наиболее легко познаваемых
    и восходя постепенно к познанию наиболее
    сложного…
  • И
    последнее

    составлять всегда перечни столь полные
    и обзоры столь общие, чтобы была
    уверенность в отсутствии упущений».

Правила
простоты подчеркивают необходимость
полного осознания этапов, на которое
распадается любое строгое исследование.
Они являются моделью знания именно
потому, что ясность и отчетливость
защищают от возможных ошибок или
поспешных обобщений.

При
решении сложных проблем и выяснении
непонятных явлений следует выделить
простые элементы, далее неделимые, чтобы
потом полностью исследовать их. Простота,
по Декарту, не есть всеобщее из традиционной
философии, так же как интуиция не есть
абстракция.

Декарт
пишет: «Больше всего в этом методе
удовлетворяло меня то, что он давал мне
уверенность, что я во всем неуклонно
применяю свой разум если и не совершенным
способом, то по крайней мере наилучшим
из доступных мне. Кроме того, применяя
его, я чувствовал, что мой ум мало-помалу
привыкает мыслить более ясно и отчетливо».

Установив
правила метода, следует подтвердить
их, или, точнее, выявить универсальность
и плодотворность. Декарт применяет свои
правила к традиционному знанию с целью
проверить, содержит ли оно такие истины,
с помощью которых можно избавиться от
любых сомнений.

Если с помощью этих
правил нельзя достичь надежной истины,
то это знание бесплодно. А если применение
этих правил приведет к несомненной
истине, то ее надо признать основой
знания.

Достаточно изучить основы, на
которых держится традиционное знание,
если рухнут основы, то следствия не
будут иметь силы.

Прежде
всего, надо отметить, что большая часть
традиционного знания имеет в качестве
основы чувственный опыт. Но знания,
исходящие из чувств нельзя считать
бесспорными, так как чувства обманчивы.
Этот принцип представляется Декарту
неясным и ненадежным.

Нет
опоры, дом рушится, ибо подорван фундамент.
Ничто не устоит от разъедающей силы
сомнения. «Возможно, что все, что я вижу
– ложно»,- пишет Декарт. Сомнение
методично, ведь это обязательный этап
на пути к истине. Отрицание сменяется
утверждением, сомнение – уверенностью.

Подвергнув
все сомнению, он считает, что «необходимо,
чтобы я, так думающий, сам был чем-то».

Декарт рассуждает так: «Заметив, что
истина: я мыслю, следовательно я существую,
столь прочна и столь достоверна, что
самые причудливые предположения
скептиков не способны ее поколебать, я
рассудил, что могу без опасения принять
ее за первый искомый мною принцип
философии.» Это и есть истина без какого
бы то ни было посредничества.

Прозрачность
«я» для себя самого, и, тем самым, мысль
в действии указывает, почему ясность –
основное правило познания и почему
фундаментальна интуиция. Декарт говорит,
что мыслящая субстанция – мысль в
действии, а мысль в действии – мыслящая
реальность.

Так
он достигает неоспоримого факта, что
человек – это мыслящая реальность.

«Я
есть субстанция, вся сущность или природа
которой состоит только в мышлении и
которая, чтобы существовать, не нуждается
ни в каком месте и не зависит ни от какой
материальной вещи.

Так что мое я, то
-есть душа, благодаря которой я есмь то,
что я есмь, совершенно отлична от тела
и более легко познаваема, чем тело, и
если бы тела даже вовсе не было, душа не
перестала бы быть всем тем, что она
есть».

В
части 3 (“Некоторые правила морали,
извлеченные из этого метода”)
представлены
следующие “временные правила
нравственности”:

Первое
— это подчиняться законам и обычаям
моей страны, блюдя религию… и во всем
остальном руководствоваться мнениями,
наиболее умеренными и далекими от
крайностей…”

Второе
правило

— “оставаться возможно более твердым
и решительным в своих действиях…”.

“…Моим
третьим
правилом

было стремиться всегда побеждать скорее
самого себя, чем судьбу, и менять скорее
свои желания, чем порядок мира…”.

В
4-й части (“Доводы, доказывающие
существование Бога и человеческой души,
или Основание метафизики”)

излагается в краткой форме “методическое”
движение по пути сомнения к “первому
принципу философии”, а именно к идее
“я мыслю, следовательно, я существую”,
а от нее — к идее субстанции, “вся
сущность и вся природа которой состоит
только в мышлении и которая, чтобы
существовать, не нуждается ни в каком
месте и не зависит ни от какой материальной
вещи”.

Аналогичным
образом “я знаю некоторые совершенства,
мне не присущие”, и по контрасту
представляю себе существо, способное
быть “бесконечным, вечным, неизменным,
всесведущим, всемогущим”, т. е. прихожу
к идее Бога.

В
частях 5 (“Порядок физических вопросов”)
и 6 (“Что необходимо, чтобы продвинуться
вперед в исследовании природы”)

излагаются принципы и порядок
естественнонаучных исследований:
сначала отыскиваются “вообще принципы,
или первопричины всего того, что есть
и может быть в мире…

”, затем выясняется,
“каковы первые и самые обычные следствия”,
какие можно вывести из этих причин. На
этом пути предметом исследования стали
небеса, звезды, земля, а на земле — вода,
огонь, минералы, т. е.

вещи “наиболее
общие из всех и наиболее простые, а
следовательно, и наиболее легкие для
познания” (там же); в частности, была
предложена гипотеза о возникновении
Земли, Солнца из хаоса материального
движения, затем совершился переход “к
более подробному рассмотрению Земли”.

Таким же образом вначале исследовались
движения животных и человеческого тела;
Декарт подробно обсуждает движение
сердца, крови, чтобы доказать, что “все
это согласуется с правилами механики,
являющимися и правилами природы”.

Отличие человека от животных — наличие
“разумной души”, которая “никоим
образом не может быть продуктом
материальной силы наподобие других
вещей” и которая сотворена Богом и
является бессмертной. Хотя принципы
философии “крайне просты и очевидны”,
ученые мужи не торопятся обладать светом
истины, ограничиваясь “тщеславной
видимостью всезнайства”. Впрочем,
своими судьями Декарт желает иметь тех,
“кто соединяет здравый смысл с ученостью”.

Читайте также:  Краткое содержание цветаева повесть о сонечке за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://studfile.net/preview/1814707/

Рене Декарт – «Рассуждение о методе». 4 правила метода и 3 правила морали

Рене Декарт – «Рассуждение о методе». 4 правила метода и 3 правила 
морали.

2.2. Основные 
правила метода

Декарт говорил: «Мое намерение состоит  не  в  том,  чтобы  научить  здесь методу, которому каждый  должен  следовать,  чтобы  хорошо  направлять  свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом я  старался  направлять свой собственный разум.» (2).

  • В результате своих рассуждений, Декарт выводит четыре правила, которых
  • затем придерживался 
    всю жизнь.
  • Первое правило — «Никогда не принимать ничего на  веpу,  в чем с очевидностью  не увеpен; иными словами, стаpательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что пpедставляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим обpазом не может дать  повод  к  сомнению».

 Говоpить о ясных и отчетливых  идеях и говоpить  об  идеях очевидных  —  одно  и  то  же.

По мнению Декаpта это не  веpа  в шаткое  свидетельство человеческих  чувств  и не обманчивое суждение беспоpядочного вообpажения, но пpочное понятие ясного  и внимательного ума, поpожденная лишь естественным светом pазума  и благодоpя своей пpостоте более достовеpное,  чем сама  дедукция.

Речь идет о ясной и отчетливой идее, отpажающий  «чистый  свет  pазума»,  еще не согласованный с дpугими идеями, но увиденной сама собой,  интуитивно  данной и не доказанной. Речь  идет  об  идее,  пpисутствующей  в уме,  и об  уме. Достичь  этой взаимной пpозpачности — цель тpех дpугих пpавил.

Втоpое пpавило: «Разделять каждую пpоблему избpанную для изучения,  на столько частей сколько возможно и необходимо  для  наилучшего  ее  pешения». Если  для  опpеделенности  необходима  очевидность,  а для очевидности  необходима  интуиция,  то  для  интуиции  необходима  пpостота,

достижимая путем 
pасчленения сложного «на  элементаpные  части до  пpеделов возможного».  Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.

Третье 
правило: «Распологать  свои  мысли в опpеделенном  поpядке,  начиная с   пpедметов пpостейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням,  до познания наиболее сложных, допуская существование поpядка  даже  сpеди  тех, котоpые в естественном  ходе  вещей не  пpедшествуют  дpуг  дpугу».  И чтобы  избежать  спешки,  матери  всех  ошибок,  следует контролировать отдельные этапы работы.

Четвертое правило: «Делать повсюду перечни настолько полные и  обзоры  столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что  ничего  не  пропущено. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор — корректность синтеза».

  1. Если вкратце, то метод, разработанный Декартом, сводится к следующим четырем основным правилам: 
    1)   принимать за истинное только то, что мыслится вполне ясно и отчетливо;
  2. 2)   делить 
    каждую из исследуемых проблем 
    на столько частей, сколько это 
    возможно и нужно для лучшего 
    ее разрешения;
  3. 3)   начинать 
    исследование предметов наиболее 
    простых и легко познаваемых 
    и восходить постепенно к познанию 
    наиболее сложного;
  4. 4)   составлять 
    перечни столь полные и обзоры 
    столь общие, чтобы быть уверенным 
    в отсутствии упущений.

ВЫВОД: Выше изложенные правила просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается  любое  строгое  исследование.  Они являются моделью знания именно потому, что ясность и  отчетливость  защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений.

Таким образом, чтобы продвигаться вперед, не делая  ошибок,  следует по мнению Декарта,  повторять  в  любом  исследовании  процесс  упрощения  и строгого сцепления частей — операции, типичные для геометрии.

Простота,  по  Декарту,  не   есть всеобщее из традиционной философии, так же как интуиция не есть  абстракция.

Эти  правила  лежат  в  основе  метода,  разработанного   Декартом и позволяющего, по его мнению, постепенно увеличивать знания и довести  их  до высшей степени, которую допускает краткий срок жизни. Надо начинать с простейшего и  легко  познаваемого. 

По Декарту, единственное  достоверное  основание  —  сомнение. И   «заметив,   что   истина:   я   мыслю, следовательно я существую столь прочна  и столь достоверна,  что самые причудливые предположения скептиков не способны ее поколебать,  я  рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии».

2.3. Несколько правил 
морали, извлеченные из этого 
метода

  •       Третья глава 
    содержит «несколько правил морали, извлеченных  из  этого
  • метода», на основе которых Декарт строил свои жизненные принципы.
  • «Первым правилом было то, что нужно повиноваться  законам  и  обычаем  моей  страны,  неотступно   придерживаясь религии,  в  которой  по  милости  божьей,  я  был  воспитан  с  детства,  и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными  и  чуждыми  крайностей мнениями,  сообща  выработанными  самыми  благоразумными  людьми,  в   кругу которых мне приходилось жить.»

Декарт отмечает далее, что  для  того,  чтобы изучить эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а  не  слушать, что они говорят. Непременные  признаки истины — очевидность и отчетливость, и  здесь  достаточно  здравого  смысла, воплощенного в обычаях народа, среди которого проходит его  жизнь.

«Вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях,  насколько  это  было  в  моих  силах,  и  с  не  меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я их принял  за вполне правильные».

Декарт, аргументируя это 
правило,  при  водит пример  с путником, заблудившемся в лесу: —

«он не  должен  кружить  
или  блуждать  из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном  месте,  но  должен  идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному  поводу, хотя  первоначально  всего  лишь  случайность  побудила  его   избрать   это направление». Это правило призывает покончить с медлительностью и  преодолеть  неуверенность и нерешительность,  поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство  истины и доброты, которые служат идеалами человеческой жизни.

«Третьим правилом было всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что  в полной нашей власти находятся только наши мысли и что  после  того,  как  мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не  удалось, следует рассматривать как нечто  абсолютно  не  возможное». Идея Декарта — это изменение самого себя, что возможно  напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли  мы  укрепляем волю. По мнению Декарта, в этом и состоит секрет  философов,  которые  умеют поставить себя вне власти судьбы и,  не  смотря  на  страдания  и  бедность, соперничать в блаженстве с богами. Они пришли к убеждению, что в их   власти находятся только их мысли, и этого достаточно,  чтобы  не  стремиться  ни  к чему другому.

  1. ВЫВОД: Декарт  до  конца остался верен выработанным  им  правилам  морали.
  2.  Заканчивая рассмотрение 
    морали, Декарт говорит:  «употребить  всю  мою
  3. жизнь сколько я буду в 
    силах совершенствованию моего 
    разума и  продвигаться,
  4. насколько буду в силах, в 
    познании истины по принятому мной методу».
  5. Этих правил, возможно не бесспорных,  Декарт  придерживался всю свою
  6. оставшуюся жизнь. Для 
    того, чтобы лучше понять, почему Декрт пришел  к этим
  7. правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни 
    был  поиск  истины
  8. в науках. Философ  дорожил  каждой  минутой  своего  времени,  хотел  успеть
  9. сделать как можно больше.

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/rene-dekart—rassuzhdenie-o/187277.1541638.s1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector