Краткое содержание дело артамоновых горького за 2 минуты пересказ сюжета

Приехал в город Дрёмов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна.

Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег — вот приехал строить.

У него три сына — Пётр (старший, задумчивый, постоянно дёргает себя за ухо), Алексей (весёлый, работящий, рубаха-парень) и Никита (горбун, некрасивый, ухаживает за садом, любит растения).

Илья приходит в деревне к их главному, Баймакову Евсею Митричу, сватается, просит отдать дочь Баймакова, Наталью за своего сына Петра. А деревня вся на этого Илью ополчилась — видят, что человек умный, ещё тут что-то строить пришёл, порядки у него не такие как все привыкли.

Баймаков ломался-ломался, потом умирая, жене своей Ульяне всё-таки говорит, что можно Наталью замуж выдать за Петра. Они играют свадьбу, а Илья Артамонов начинает тайно встречаться с Ульяной, потому что она вдова, ей нельзя. Так они некоторое время были любовниками, но потом село узнает, Ульяну порицают. Но ей уже всё равно — она Илью любит.

Фабрика строится, дело идет. у Натальи рождаются девочки, живут не долго, а нужен наследник, потом рождается сын Илья. Старший Илья Артамонов умирает нелепо — привозят какую-то машину для фабрики, пока её волоком несут до фабрики, у Ильи в голове лопается сосуд и он умирает. Петр остаётся за старшего. Сын Петра Илья не очень его уважает.

У Натальи рождается ещё пара дочек — Татьяна и Елена и сын Яков. Живут дружно, потом выясняется что Никита любит Наташу. Из-за безвыходности пытается повеситься, но его вынимают из петли, он решает уйти в монастырь. Уходит.

Пётр понимает, что фабрикой правлять — дело вообще не его, но из-за того, что так надо, он продолжает дело отца. Алексея это занимает мало, но он тоже принимает участие в управлении. У Алексея появляется невеста — Ольга.

По содержанию становится понятно что они умные интеллигенты. Дети все хотят учиться в гимназиях, а Петр говорит, что негоже учиться, надо жить как живёшь — в деревне, и заниматься делом предков.

У Ольги и Алексея сын Мирон. Дети всё же уезжают учиться в гимназиях. Яков ближе Петру чем Илья, от Ильи он просто отрекается. Илья — самый умный из детей. Яков глуповат, предпочитает отмалчиваться и не влезать в разговоры. Так они и живут. Петр от Натальи, конечно, отдаляется, она простая глупая сельская баба, а ему охота умных и красивых. Заводит себе любовниц.

Алексей умирает. Мирон женится на Анне — богатой девушке-куколке из Москвы. Умирает Никита. В живых остаётся самый старший брат из троих — Петр. Начинается первая мировая война. Яков уезжает жить в Москву, там его избивают, выбрасывают из вагона на полной скорости, он умирает через двое суток.

Начался бунт, рабочие работать не хотят, фабрика стоит, хозяйство запущено. Петру Артамонову 74 года. Он медленно умирает.

Красивый стройный мужчина Илья Артамонов сообщил населению города Дремов о своем намерении запустить фабрику полотна возле реки. Решил вложить в строительство фабрики деньги, которые он получил, работая приказчиком у князей.

Был он отцом троих сыновей. Старшего сына звали Петром. Он был всегда погруженным в размышления и теребил свое ухо. Второй сын – радостный, трудолюбивый Алексей. Никита — не хорош собой, любил ухаживать за растениями в саду.

Илья пошел свататься к старшему в деревне Баймакову Евсею Митричу. Просит выдать замуж его дочь Наталью за старшего сына. Опасаясь нововведений, жители деревни враждебно относятся к Илье.

Баймаков сначала был против свадьбы, но, будучи при смерти, дает свое согласие.

Наталья и Петр заключают брак. А Илья и жена покойного Баймакова, Ульяна, становятся любовниками. Когда жители деревни узнают об их тайной любовной связи, они упрекают Ульяну. Но она любит Илью.

Стройка фабрики идет хорошо. Молодожены становятся родителями двух дочек, которые вскоре умирают. Появляется на свет наследник Илья. А его дедушка Илья Артамонов погибает. Теперь Петр управляет делами на фабрике. Завоевать уважение сына не получается.

У Петра и Натальи рождается еще трое детей. Как оказалось, Никита давно влюблен в Наталью. Решает покончить жизнь самоубийством, но ему не дают этого сделать. Он становится монахом.

Ни у Петра, ни у Алексея нет желания управлять фабрикой, но все же они продолжают дело отца. Алексей женится на Ольге. У них рождается сын Мирон. Младший сын Петра ближе к отцу, от Ильи он отрекается. Илья самый смышленый из детей.

Все дети проявляют желание учиться в гимназиях и вопреки отцу уезжают поступать. Петр встречается с умными, симпатичными любовницами, его утомляет глупая жена.

Алексей и Никита умирают. Мирон берет в жены богатую столичную красавицу. Начинается первая мировая война. Яков умирает после избиения в поезде. Он направлялся в Москву. На фабрике дела идут плохо, начались беспорядки. Рабочие взбунтовались. В возрасте 74 лет Петр умирает.

Источник: https://www.allsoch.ru/gorkij/delo_artamonovih/

«Дело Артамоновых» — краткое содержание романа Максима Горького — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В период пребывания за границей Горьким был написан роман «Дело Артамоновых», краткое содержание которого поможет в сжатые сроки ознакомиться с текстом и пополнить читательский дневник. Произведение длинное, действия описаны подробно, с наличием мельчайших подробностей, помогающих окунуться в прочтение и ярко представлять персонажей с окружающим их бытом.

Знакомство с романом

Действия происходят в течение 50 лет от отмены крепостного права и до революции 1917 года. Чтобы ознакомиться с романом, нужно не менее 8 часов прочтения. Сэкономить время поможет краткий пересказ произведения по главам.

В первой главе Максим Горький знакомит читателя с семьёй Артамоновых. Главный персонаж — Илья Артамонов, отец трёх сыновей, 2 из которых родные, а третий — усыновлённый племянник. После смерти сестры Илья забрал парня к себе.

Все мальчики между собой непохожи:

  • Пётр, старший сын, стеснительный, любил деревню и хотел там жить, но подчинялся воле отца и работал на фабрике.
  • Никита — горбун. Любил ухаживать за садом и различными растениями. Был добрым, несколько неуклюжим, мечтал услышать доброе слово от отца.
  • Алексей, красивый, голубоглазый парень. Дерзок, задирист, весел. Не хотел работать на фабрике, но принимал участие в управлении после кончины родителя.
  • Сам Илья Артамонов — бывший крепостной, которого после службы наградили деньгами и хорошими рекомендациями. Он решает построить собственную ткацкую фабрику, чтобы разбогатеть и передать дело потомкам.

    В городе отнеслись к чужакам настороженно и враждебно. Илья, не обращая внимания на негативный настрой рабочих, всё же решает остаться и воплотить мечту. Он идёт к старосте и сватает его дочь Наталью за своего старшего сына. Староста сначала не соглашается, боясь отдавать свою единственную дочь за чужака.

    Перед смертью он благословляет детей на брак. Свадьбу сыграли пышную, почти через год после кончины старосты. Молодые смущались, но друг к другу относились трепетно и нежно.

    После свадьбы Наталья переехала жить к мужу. Через некоторое время в неё влюбляется Никита, но любовь эта безответная, так как женщине нравится Алексей. Но тот не замечает её, а влюбляется в Ольгу, которая в будущем будет его женой.

    У Натальи рождается девочка, но в младенчестве умирает. Через некоторое время она опять даёт жизнь девочке. Свёкор обвиняет невестку в невозможности родить мальчиков. Он ждёт наследников. С Натальей груб и неласков.

    Женщина постепенно замечает, что ей скучно и одиноко, и тайно завидует своей матери. Она пытается поговорить с мужем, но это ни к чему не приводит.

    Илья Артамонов вступает в любовную связь со своей сватьей Ульяной. Не замечая пересудов и не обращая на них внимания, они наслаждаются своим романом.

    Кончина Ильи Артамонова

    Отношения с городскими людьми постепенно налаживаются, рабочие начинают верить Илье и уважать его. Дело постепенно идёт вверх. Фабрика требует всё больше вложений и оборудования. Во время перевозки купленного котла случается несчастный случай — Илья Артамонов погибает на руках Ульяны.

    Читайте также:  Краткое содержание бианки синичкин календарь за 2 минуты пересказ сюжета

    Женщина, которая успела полюбить хозяина фабрики, была вне себя от горя. Очень переживал и сын Никита. Не успели похоронить Илью, как двое мужчин пришли просить Ульяну, чтобы она за деньги повлияла на своего зятя и он продал им фабрику. Это возмутило сватью, она выгнала негодяев из дома.

    Теперь главными персонажами становятся дети старшего Артамонова. У Петра и Натальи рождаются:

  • Елена.
  • Илья.
  • Яков.
  • Татьяна.
  • Пётр очень любит старшего, а вот Яков вызывает негативные эмоции из-за излишней полноты и отсутствующего взгляда.

    Середина произведения

    Во второй главе рассказывается, что у Петра с Натальей отношения складываются напряжённые. Она его не устраивает как любовница, поэтому он ищет утех на стороне. Постоянные ссоры также не способствуют миру в семье. Во время очередной размолвки жена обвиняет Петра, что он приставил «горбуна проклятого» следить за ней.

    Любивший её Никита был настолько потрясён беспочвенным обвинением, что решил покончить жизнь самоубийством и хотел повеситься. Его спас дворник Тихон. Но жить в семье брата горбун не захотел и ушёл в монастырь, отказавшись от своей доли наследства.

    Алексей женился на Ольге и стал жить в городе. Дети у них умирали, в живых остался лишь паренёк Мирон. Из романа видно, что они были интеллигентной семьёй.

    Правили фабрикой Пётр и Алексей вместе. Старший брат не любил племянника, зато в сыне Илье души не чаял. Когда сын спросил отца, правда ли, что у него появилась любовница, Петру пришлось наказать дитя. После этого случая их отношения стали напряжёнными.

    Отец часто придирался к друзьям сына, не понимая, что у парней может быть общего. Потом Илья уехал учиться в гимназию, а когда возвращался на каникулы, Пётр всё больше замечал отчуждённость сына.

    Заключительные части

    В третьей части речь идёт о частых изменах Петра своей жене. На Алексея он иногда злился за то, что тот не позволял себе таких слабостей, как старший брат. Пётр часто напивался. Дети его стали взрослыми, вступали в споры с друзьями, которые всё так же не нравились отцу.

    Наталья перестала следить за собой, постоянно ела. Дети её не уважали и не слушались. Располневшая, она казалась своему мужу отвратительной.

    Дочери тоже были Петру чужими. Елена была замужем за пьяницей. Но считала его весёлым. Ездила за границу. Её чрезмерная брезгливость сильно раздражали отца. И он специально при ней ходил или небрежно раздетым, или обутым по коврам.

    Младшая Татьяна очень страдала из-за своей неприглядности. Плохо училась. Не могла окончить гимназию. Курила папиросы. Считала, что царя надо свергнуть.

    «Дело Артамоновых» автор заканчивает четвёртой главой, в которой Пётр уже старый. Алексей умирает. Его семья убита горем.

    На похороны приезжают все родственники, включая Никиту — монаха. Он всё так же ласково смотрит на располневшую до неузнаваемости Наталью. И остаётся пожить у Ольги на чердаке, чтобы не стеснять вдову и её сына. Через некоторое время умирает Никита .

    Яков и Мирон женятся. Илья становится социалистом. Татьяна тоже привозит домой жениха, нескладного рыжего мужчину Митю. Но все его полюбили, и даже Пётр.

    Революционеры свергают богатых и отбирают фабрику. Пётр очень удручён. Отказывается от еды и злится на жену, которая пытается хоть как-то его утешить.

    «Дело Артамоновых» Горький М. написал в 1924 — 25 годах. Роман был экранизирован режиссёром Рошалем. Книгу можно читать онлайн бесплатно или же в печатном варианте.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/91645-delo-artamonovyh-kratkoe-soderjanie-romana-maksima-gorkogo.html

    “Дело Артамоновых” Горького в кратком содержании

    Приехал в город Дремов Илья Артамонов – красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна. Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег – вот приехал строить. У него три сына – Петр, Алексей и Никита.

    Илья приходит в деревне к их главному, Баймакову Евсею Митричу, сватается, просит отдать дочь Баймакова, Наталью за своего сына Петра. А деревня вся на этого Илью ополчилась – видят, что человек умный, еще тут что-то строить пришел, порядки у него не такие как все привыкли.

    Баймаков ломался-ломался, потом умирая, жене своей Ульяне все-таки говорит, что можно Наталью замуж выдать за Петра. Они играют свадьбу, а Илья Артамонов начинает тайно встречаться с Ульяной, потому что она вдова, ей нельзя. Так они некоторое время были любовниками, но потом село узнает, Ульяну порицают.

    Но ей уже все равно – она Илью любит.

    Фабрика строится, дело идет. у Натальи рождаются девочки, живут не долго, а нужен наследник, потом рождается сын Илья. Старший илья Артамонов умирает нелепо – привозят какую-то машину для фабрики, пока ее волоком несут до фабрики, у Ильи в голове лопается сосуд и он умирает. Петр остается за старшего.

    Сын Петра Илья не очень его уважает.

    У Натальи рождается еще пара дочек – Татьяна и Елена и сын Яков. Живут дружно, потом выясняется что Никита любит Наташу. Из-за безвыходности пытается повеситься, но его вынимают из петли, он решает уйти в монастырь.

    Уходит.

    Петр понимает, что фабрикой правлять – дело вообще не его, но из-за того, что так надо, он продолжает дело отца. Алексея это занимает мало, но он тоже принимает участие в управлении. У Алексея появляется невеста – Ольга.

    По содержанию становится понятно что они умные интеллигенты. Дети все хотят учиться в гимназиях, а Петр говорит, что негоже учится, надо жить как живешь – в деревне, и заниматься делом предков.

    У Ольги и Алексея сын Мирон. Дети все же уезжают учиться в гимназиях. Яков ближе Петру чем Илья, от Ильи он просто отрекается.

    Илья – самый умный из детей. Яков глуповат, предпочитает отмалчиваться и не влезать в разговоры. Так они и живут.

    Петр от Натальи, конечно, отдаляется, она простая глупая сельская баба, а ему охота умных и красивых. Заводит себе любовниц.

    Алексей умирает. Мирон женится на Анне – богатой девушке-куколке из Москвы. Умирает Никита. В живых остается самый старший брат из троих – Петр. Начинается первая мировая война.

    Яков уезжает жить в Москву, там его избивают, выбрасывают из вагона на полной скорости, он умирает через двое суток.

    Начался бунт, рабочие работать не хотят, фабрика стоит, хозяйство запущено. Петру Артамонову 74 года. Он медленно умирает.

    (1 votes, average: 5.00

    Источник: https://goldsoch.info/delo-artamonovyx-gorkogo-v-kratkom-soderzhanii/

    Читать

    Горький Максим

    Дело Артамоновых

    • М.Горький
    • Дело Артамоновых
    • РОМЕНУ РОЛЛАНУ ЧЕЛОВЕКУ, ПОЭТУ
    • I

    Года через два после воли (т.е. после отмены крепостного права в 1861 г. — Ред.), за обедней в день преображения господня (6 августа по ст. стилю, т.ж. яблочный спас — Ред.

    ), прихожане церкви Николы на Тычке заметили «чужого», — ходил он в тесноте людей, невежливо поталкивая их, и ставил богатые свечи пред иконами, наиболее чтимыми в городе Дрёмове.

    Мужчина могучий, с большою, колечками, бородой, сильно тронутой проседью, в плотной шапке черноватых, по-цыгански курчавых волос, носище крупный, из-под бугристых, густых бровей дерзко смотрят серые, с голубинкой, глаза, и было отмечено, что когда он опускал руки, широкие ладони его касались колен.

    Читайте также:  Краткое содержание в стране вечных каникул алексина за 2 минуты пересказ сюжета

    Ко кресту он подошёл в ряду именитых горожан; это особенно не понравилось им, и, когда обедня отошла, виднейшие люди Дрёмова остановились на паперти поделиться мыслями о чужом человеке.

    Одни говорили — прасол (мясник — Ред.), другие — бурмистр (управляющий в имении — Ред.

    ), а городской староста Евсей Баймаков, миролюбивый человек плохого здоровья, но хорошего сердца, сказал, тихонько покашливая:

    — Уповательно — из дворовых людей, егерь или что другое по части барских забав.

    А суконщик Помялов, по прозвищу Вдовый Таракан, суетливый сластолюбец, любитель злых слов, человек рябой, и безобразный, недоброжелательно выговорил:

    — Видали,- лапы-те у него каковы длинны? Вон как идёт, будто это для него на всех колокольнях звонят.

    Широкоплечий, носатый человек шагал вдоль улицы твёрдо, как по своей земле; одет в синюю поддёвку добротного сукна, в хорошие юфтовые (из бычьей кожи, выделанной по русскому способу, на чистом дёгте — Ред.) сапоги, руки сунул в карманы, локти плотно прижал к бокам.

    Поручив просвирне (женщина в каждом приходе, приставленная для печенья просвир; обычно вдова духовного звания — Ред.) Ерданской узнать подробно, кто этот человек, горожане разошлись, под звон колоколов, к пирогам, приглашённые Помяловым на вечерний чай в малинник к нему.

    После обеда другие дрёмовцы видели неведомого человека за рекою, на «Коровьем языке», на мысу, земле князей Ратских; ходил человек в кустах тальника, меряя песчаный мыс ровными, широкими шагами, глядел из-под ладони на город, на Оку и на петлисто запутанный приток её, болотистую речку Ватаракшу (устар. негодный, неуклюжий — Ред.).

    В Дрёмове живут люди осторожные, никто из них не решился крикнуть ему, спросить: кто таков и что делает? Но всё-таки послали будочника Машку Ступу, городского шута и пьяницу; бесстыдно, при всех людях и не стесняясь женщин, Ступа снял казённые штаны, а измятый кивер (головной убор — Ред.

    ) оставил на голове, перешёл илистую Ватаракшу вброд, надул свой пьяный животище, смешным, гусиным шагом подошёл к чужому и, для храбрости, нарочито громко спросил:

    — Кто таков?

    Не слышно было, как ответил ему чужой, но Ступа тотчас же возвратился к своим людям и рассказал:

    — Спросил он меня: что ж ты это какой безобразный? Глазищи у него злые, похож на разбойника.

    Вечером, в малиннике Помялова, просвирня Ерданская, зобатая женщина, знаменитая гадалка и мудрица, вытаращив страшные глаза, доложила лучшим людям:

    — Зовут — Илья, прозвище — Артамонов, сказал, что хочет жить у нас для своего дела, а какое дело — не допыталась я. Приехал по дороге из Воргорода, тою же дорогой и отбыл в три часа — в четвёртом.

    Так ничего особенного и не узнали об этом человеке, и было это неприятно, как будто кто-то постучал ночью в окно и скрылся, без слов предупредив о грядущей беде.

    Прошло недели три, и уже почти затянуло рубец в памяти горожан, вдруг этот Артамонов явился сам-четвёрт прямо к Баймакову и сказал, как топором рубя:

    — Вот тебе, Евсей Митрич, новые жители под твою умную руку. Пожалуй, помоги мне укрепиться около тебя на хорошую жизнь.

    Дельно и кратко рассказал, что он человек князей Ратских из курской их вотчины на реке Рати; был у князя Георгия приказчиком, а, по воле, отошёл от него, награждён хорошо и решил своё дело ставить: фабрику полотна. Вдов, детей зовут: старшего — Пётр, горбатого — Никита, а третий — Олёшка, племянник, но — усыновлён им, Ильёй.

    — Лён мужики наши мало сеют, — раздумчиво заметил Баймаков.

    — Заставим сеять больше.

    Голос Артамонова был густ и груб, говорил он, точно в большой барабан бил, а Баймаков всю свою жизнь ходил по земле осторожно, говорил тихо, как будто боясь разбудить кого-то страшного.

    Мигая ласковыми глазами печального сиреневого цвета, он смотрел на ребят Артамонова, каменно стоявших у двери; все они были очень разные: старший — похож на отца, широкогрудый, брови срослись, глаза маленькие, медвежьи, у Никиты глаза девичьи, большие и синие, как его рубаха, Алексей — кудрявый, румяный красавец, белокож, смотрит прямо и весело.

    — В солдаты одного? — спросил Баймаков.

    1. — Нет, мне дети самому нужны; квитанцию имею.
    2. И, махнув на детей рукою, Артамонов приказал:
    3. — Выдьте вон.
    4. А когда они тихо, гуськом один за другим и соблюдая старшинство, вышли, он, положив на колено Баймакова тяжёлую ладонь, сказал:
    5. — Евсей Митрич, я заодно и сватом к тебе: отдай дочь за старшего моего.
    6. Баймаков даже испугался, привскочил на скамье, замахал руками.

    — Что ты, бог с тобой! Я тебя впервые вижу, кто ты есть — не знаю, а ты — эко! Дочь у меня одна, замуж ей рано, да ты и не видал её, не знаешь какова… Что ты?

    Но Артамонов, усмехаясь в курчавую бороду, сказал:

    — Про меня — спроси исправника, он князю моему довольно обязан, и ему князем писано, чтоб чинить мне помощь во всех делах. Худого — не услышишь, вот те порука — святые иконы. Дочь твою я знаю, я тут, у тебя в городе, всё знаю, четыре раза неприметно был, всё выспросил. Старший мой тоже здесь бывал и дочь твою видел — не беспокойся!

    Чувствуя себя так, точно на него медведь навалился, Баймаков попросил гостя:

    — Ты погоди…

    • — Недолго — могу, а долго годить — года не годятся, — строго сказал напористый человек и крикнул в окно, на двор:
    • — Идите, кланяйтесь хозяину.
    • Когда они, простясь, ушли, Баймаков, испуганно глядя на иконы, трижды перекрестился, прошептал:

    — Господи — помилуй! Что за люди? Сохрани от беды.

    Он поплёлся, пристукивая палкой, в сад, где, под липой, жена и дочь варили варенье. Дородная, красивая жена спросила:

    — Какие это молодцы на дворе стояли, Митрич?

    — Неизвестно. А где Наталья?

    — За сахаром пошла в кладовку.

    — За сахаром, — сумрачно повторил Баймаков, опускаясь на дерновую скамью. — Сахар. Нет, это правду говорят: от воли — большое беспокойство будет людям.

    Присмотревшись к нему, жена спросила тревожно:

    — Ты — что? Опять неможется?

    — Душа у меня взныла. Думается — человек этот пришёл сменить меня на земле.

    Жена начала утешать его.

    — Полно-ко! Мало ли теперь людей из деревень в город идёт.

    — То-то и есть, что идут. Я тебе покамест ничего не скажу, дай подумаю…

    Через пятеро суток Баймаков слёг в постель, а через двенадцать — умер, и его смерть положила ещё более густую тень на Артамонова с детьми. За время болезни старосты Артамонов дважды приходил к нему, они долго беседовали один на один; во второй раз Баймаков позвал жену и, устало сложив руки на груди, сказал:

    — Вот — с ней говори, а я уж, видно, в земных делах не участник. Дайте — отдохну.

    — Пойдём-ка со мной, Ульяна Ивановна, — приказал Артамонов и, не глядя, идёт ли хозяйка за ним, вышел из комнаты.

    — Иди, Ульяна; уповательно — это судьба, — тихо посоветовал староста жене, видя, что она не решается следовать за гостем. Она была женщина умная, с характером, не подумав — ничего не делала, а тут вышло как-то так, что через час времени она, возвратясь к мужу, сказала, смахивая слёзы движением длинных, красивых ресниц:

    Читайте также:  Краткое содержание сказок андерсена за 2 минуты

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=57644&p=1

    Сюжет и композиция романа М. Горького “Дело Артамоновых”

    Роман «Дело Артамоновых» — это история русского капитализма, история угасающего рода, показа того, как положение «хозяев жизни» уродует и духовно губит людей, превращает их из хозяев «дела» в его рабов. Основой сюжета романа служит развитие дела Артамоновых.

    Илья Артамонов — основатель дела. Он энергичен, деловит, знает радость труда. У его сына Петра нет ни сильной воли, ни напористости, ни трудового задора, отличавшего отца. Он не любил «дела».

    «Дело» не только не подчиняется ему, но становится его повелителем, в душе появляется страх. Петр боится и ненавидит рабочих, Тихона, с остервенением ухватывающегося за Илью-младшего, ищет забвение в пьянстве, скандалах, окружает себя утешителями.

    В конце концов в большом артамоновском «деле» он оказывается «почти лишним, как бы зрителем».

    Другое артамоновское «среднее поколение» — Алексей. В отличие от Петра деловит, энергичен. Но история неумолимо клонит артамоновское «дело», как и весь капитализм, к закату, и его «ненасытная жадность» к игре делом, «неприятная то ропливость» не могли остановить исторические процессы.

    Пытается уйти от социальной действительности другой брат Петра Артамонова — Никита.

    Когда Горький рассказывает о замысле романа Льву Толстому, тот увидел в Артамонове, ушедшем в монастырь отмаливать грехи родных, воплощение нравственного величия. Но в романе Никита Артамонов не величествен, а несчастен.

    Он и сам не верит в свою проповедь и не может кого-либо уловить в сети утешительных иллюзий, отвлечь от борьбы за изменение жизни, потому что «терпеть надоело всем», потому что народ идет к революции, а не к религиозному утешению.

    В романе описывается исключительная конденсация жизненных впечатлений, событий, действий, психологии. Опыт, приобретенный Горьким в работе над предыдущими книгами, позволял создать необычайно емкое произведение.

    Менее двухсот пятидесяти страниц среднего формата потребовалось писателю для того, чтобы рассказать о пятидесяти четырех годах русской жизни. Автор лаконичен в характерах героев, описании их внешности, избегает развернутого .

    Роман поражает богатством использованного в нем фольклора: частушек, песен, пословиц, поговорок, в начале романа дано почти полное описание русских свадебных обрядов.

    Наряду со многими традиционными приемами и формами художественного творчества в «Деле Артамоновых» используются и новые.

    В первой части автор ведет повествование от своего имени, как бы подчеркивая, что нет особенной разницы в видении мира между ним и его героями.

    Во второй части мир все чаще показывается через пересечение точек зрения автора и Петра Артамонова, а в третьей — Петра, Якова и авторской.

    Авторские характеристики сменяются внутренними монологами и диалогами, заканчивающимися речью персонажа (сцена после объяснения Петра с сыном под дубом).

    При описании купеческого разгула на ярмарке, так же, как последнего периода жизни Петра Артамонова, Горький прибегал к тому, что в литературоведении иногда называют психологическим временем (когда одни впечатления как бы растягиваются во времени, а другие как бы вместе со временем исчезают в каких-то провалах, словно их и не существовало). Таковы, например, три недели, проведенные Петром на ярмарке.

    В центре романа стоит одна фигура — фигура Петра Артамонова. Она на первом плане именно потому, что происходит утрата «хозяином» власти над «делом».

    Как ни ярок, ни замечателен образ Ильи Артамонова-старшего, он не стал и не мог стать главным героем в романе.

    Безвременная смерть основателя «дела» пришлась как раз вовремя, чтобы закончить пролог — рассказ о возникновении «дела», где главную роль играет Илья-старший, и начать основное повествование — рассказ о росте «дела» и об упадке его хозяев, выдвигающее на первый план фигуру Петра.

    В романе есть и свой эпилог, когда Петр, отойдя в сторону от «дела», передает ведение его Мирону и Якову, но время отдает последнему и роль «стержнрвого» образа. Но сразу же обнаруживается, что отдает ее на время, чтобы снова выйти на первый план в самом финале и сказать последнее слово в истории падения, краха, гибели Артамоновых.

    Повесть «Дело Артамоновых» — это как бы история жизни трех поколений знакомой М. Горькому купеческой семьи. Ничего не скрывая, с ясностью и глубиной исторического мышления автор рассмотрел Артамоновых как представителей класса, их от ношение к «делу», опираясь на глубокое понимание сил, управляющих жизнью общества.

    Горького в сюжете повести интересовали не вопросы человеческой греховности, а безжалостное действие «закона вырождения», тема распада и деградации буржуазной семьи, не религиозно-моралистическая, а социальная проблематика в процессе развития капиталистического общества.

    История брожения буржуазной семьи в условиях капиталистического развития стала более понятной, после того как сама «действительность» замкнула круг капиталистического развития. В «Деле Артамоновых», разумеется, сохраняет всю силу мотив нравственного осуждения зла капитализма, артамоновских «преступлений».

    Но решающим оказывается другой приговор — приговор истории. Глубоко разработанная идея закономерности, исторической неизбежности гибели капитализма со всем его опустошающим жизнь хищничеством выдвигается на первый план.

    Буржуазная тема подается в другом разрезе: бесплодие социальной практики буржуазии, исчерпание ее исторических сил — вот что составляет центральный тезис романа.

    Естественно, подобного рода идея не могла раскрыться в сюжете о восстании «блудных детей» класса против своей среды. Она требовала более емкого конфликта. Таким конфликтом явилась борьба между буржуазией и пролетариатом, их состязание на исторической арене.

    Решение вопроса о том, кто является действительным хозяином жизни, ее подлинным устроителем и организатором, — вот что организует действие романа.

    В трех поколениях артамоновского рода Горький дал с необычайной выпуклостью художественную историю русской буржуазии, ее запоздалого, но бурного появления, ее недолгого торжества и гибели.

    Горький сумел с удивительным мастерством связать глубоко индивидуальные портретные характеристики своих героев с чрезвычайно широким социально-политическим обобщением. Автору удалось насытить каждое движение своих героев полнотой исторического смысла.

    То понимание истории, которое раскрывается в романе, основывается на признании труда единственным источником ценностей, выработанных человечеством, единственным двигателем истории вперед, решающей силой культурного развития.

    Только те общественные силы, которые активно участвуют в творчески созидательной, трудовой деятельности, способны на развитие, действенно жизнеспособны. Проклятие, тяготеющее над Артамоновыми, из поколения в поколение иссушающее их силу, в паразитизме эксплуататоров, в отрешенности собственнических классов от животворящей силы и стихии труда.

    Смерть Ильи, зачинателя «дела», проводит своего рода роковую черту на жизненном пути Артамоновых, за которой начинаются спад и увядание. Пусть его «дело» растет и ширится, но артамоновская колымага покосилась, потеряла колесо: из поколения в поколение оскудевает, вырождается сила рода, характеры утрачивают яркость и цельность, обедняются, обесцвечиваются.

    Активность преемников Ильи Артамонова направлена на власть, приобретательство, не одухотворена пафосом созидания, поэтому мелкими и ничтожными выглядят все эти претенденты на роль вождей капиталистической эпохи. Горький проводит своих героев через сходные положения.

    На параллелях и аналогиях с особой убедительностью раскрывается «понижение типа» в процессе развития буржуазного общества. Лишь один Илья-внук в

    новых условиях сохранил энергию и силу, прямоту и независимость деда, но, чтобы сохранить эти черты, он уходит из отчего дома, перестает быть Артамоновым, чтобы, в конце концов, вместе с революционным пролетариатом вернуться и уничтожить артамоновское господство.

    Источник: http://www.uznaem-kak.ru/syuzhet-i-kompoziciya-romana-m-gorkogo-delo-artamonovyx/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector