Краткое содержание дидро монахиня за 2 минуты пересказ сюжета

Вся история рассказывается от лица центральной героини, девушки по имени Сюзанна Симонен, она просит о помощи некоего влиятельного аристократа, маркиза де Круамар, и подробно рассказывает ему всю историю своих злоключений, начиная с самого юного возраста.

Краткое содержание Дидро Монахиня за 2 минуты пересказ сюжета

Когда наступает день, назначенный для произнесения Сюзанной монашеского обета, она твердо отказывается это сделать перед лицом всех, кто присутствует на пострижении. Разъяренные родители отвозят ее домой и запирают в комнате, не желая с нею общаться.

Через некоторое время появляется духовник Сюзанны, именно он объясняет ей, что она действительно родилась не от господина Симонена, который об этом давно догадывается, и мать не намерена приравнивать ее к другим дочерям.

Часть наследства Сюзанны будет минимальной, ее хватит только на внесение соответствующего вклада в монастырь.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Затем мать все же решается откровенно побеседовать с младшей дочерью, говоря о том, что ее настоящий отец поступил когда-то с ней подло и бесчестно, и один вид Сюзанны уже напоминает ее матери о тех печальных событиях.

По словам женщины, теперь девушке уже не приходится рассчитывать на замужество даже без приданого, учитывая ее поступок в монастыре.

Когда мать начинает почти умолять дочку стать монахиней, Сюзанна все же сдается и обещает действительно принести обет, хотя это решение повергает ее в полнейшее отчаяние.

В монастыре Лоншана, куда привозят затем Сюзанну, настоятельница оказывается умной и доброжелательной женщиной, она всячески опекает девушку, и Сюзанна по-настоящему к ней привязывается.

Но во время пострига она фактически не осознает, что происходит, впоследствии она вообще не может вспомнить этого дня.

Вскоре после того как Сюзанна оказывается среди лоншанских монахинь, уходят из жизни и ее родители, и любимая ее настоятельница.

Сестра Христина, принявшая на себя руководство монастырем после смерти предыдущей настоятельницы, сразу же устанавливает там крайне жесткие порядки. Она вынуждает монахинь изнурять свою плоть, не проявляя к ним никакой доброты и внимания.

Сюзанна не может забыть умершую матушку и не в силах скрыть неприязни к сестре Христине. Ей категорически не нравится сектантство, насаждаемое новой настоятельницей, девушка старается наизусть запомнить устав монастыря, чтобы делать лишь то, что предписывается в нем.

Вскоре сестра Сюзанна начинает считаться среди товарок настоящей бунтовщицей. По наущению настоятельницы с ней не желают разговаривать, не позволяют нормально спать и читать молитвы, сознательно портят ту работу, которую она выполняет.

Сюзанне не хочется жить, но в то же время она понимает, что в монастыре только обрадуются, если она покончит с собой, и решает попытаться вырваться на свободу.

Одна из монахинь, сестра Урсула, которая неплохо относится к Сюзанне, соглашается передать ее записи и просьбу о расторжении обета, принесенного насильственно, какому-нибудь опытному адвокату.

Когда во время праздников в Лоншан приезжает множество мирских людей для того чтобы послушать церковный хор, Сюзанна, обладающая прекрасным голосом, производит на собравшихся самое приятное впечатление.

Именно тогда девушка знакомится со стряпчим, который соглашается вести ее дело.

Когда в монастыре узнают о том, что она намерена сложить с себя монашеское звание, к Сюзанне проникаются еще более глубокой ненавистью.

Девушку морят голодом, ставят на колени на битое стекло, изводят ее непрекращающимся шумом в ночное время, не давая хотя бы немного отдохнуть.

Однако викарий объявляет, что сестра Сюзанна вовсе не одержима дьяволом, и к ней следует относиться так же, как к остальным монахиням. Суд по расторжению обета проигрывается, но адвокат девушки добивается ее перевода в другой монастырь.

В следующей обители настоятельница с первого же дня ведет себя весьма ласково и заботливо по отношению к Сюзанне. В то же время одна из сестер, некая Тереза, явно испытывает при этом чувство ревности, Сюзанна догадывается о том, что прежде именно эта девушка была любимицей настоятельницы.

Здесь Сюзанну никто не обижает, напротив, ей достаются различные лакомства, и ее даже освобождают от участия во многих службах.

Но девушку удивляют манеры настоятельницы, та постоянно обнимает ее и целует, а однажды ночью даже приходит к Сюзанне в келью и просит разрешения улечься с нею в одну кровать, поскольку она замерзает от холода.

Во время исповеди Сюзанна рассказывает священнику о случившемся, хотя и не вполне понимает, почему настоятельница так себя ведет.

Он приходит в ужас от ее слов и требует, чтобы девушка никогда более не допускала ничего подобного, что в настоятельнице находится сам сатана. Сюзанна действительно старается отдалиться от матушки, и та приходит в полное отчаяние.

Через некоторое время настоятельница, едва не потеряв рассудок, расстается с жизнью, а Сюзанна снова становится врагом в глазах других сестер.

Новый духовник монастыря, которому девушка откровенно говорит о том, что всей душой ненавидит монашество, признается ей в том, что и его крайне тяготит принятое им звание, и он мечтает о другой, свободной, жизни. Вместе с ним Сюзанна решается на побег из монастыря, считая, что ей уже нечего терять. По дороге священник пытается подвернуть девушку насилию, однако ей удается отстоять свою честь.

После этого девушка под чужим именем устраивается работать к прачке, ее не пугает ни тяжелый труд, ни полуголодное существование.

Но Сюзанна знает, что сбежавшую монахиню усиленно разыскивают, и постоянно боится выдать себя.

Она умоляет маркиза де Круамар найти для нее хотя бы самое скромное место служанки в глубокой провинции, говоря о том, что неминуемо покончит с собой, если ей когда-нибудь снова придется вернуться в монастырь.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/pereskaz-romana-monahinja-deni-didro.html

"Монахиня" кратко

Главная героиня романа «Монахиня» Сюзанна (полное имя – Мария-Сюзанна Симонен) – незаконнорожденная дочь адвоката, насильно запертая в монастыре. Родная мать ненавидит ее и требует, чтобы она, исчезнув из мирской жизни, искупила грех своего появления на свет.

У нее есть две сестры, которых мать выдает замуж, обеспечив их приданным. Первая сестра вышла замуж за нотариуса в Корбейле (тот раньше ухаживал за Сюзанной). Поэтому с этой сестрой она не ладит. Вторая сестра вышла замуж за некого господина Бошона, торговца шелками в Париже. Живет с ним довольно хорошо.

О сестре из монастыря даже не вспоминает.

Краткое содержание Дидро Монахиня за 2 минуты пересказ сюжета

Оказавшись в застенках монастыря, Сюзанна мечтает лишь о том, чтобы вырваться на свободу…

Сюзанна в долю наследства не включена и чтобы даже не претендовала на него ее заточили в монастырь. Она не чувствует призвания монахини и не желает давать обет, но в конце концов, ее принудили это сделать.

Ее жизненный путь – это путь мытарств. Дени Дидро изобличает в романе двуличность человеческой натуры, показывая, что вполне благовоспитанный и уважаемый обществом человек может скрывать в душе настоящие пороки, которые этим же обществом и осуждаются.

Такова, например, мать главной героини, которая заставляет платить собственную дочь за ошибки своей молодости. Такова же и сестра Христина, настоятельница монастыря, куда заточили Сюзанну.

Словом, оторванная от мирской жизни, вместо покоя и умиротворения, героиня сталкивается с жестокостью и низменными наклонностями старших сестер и настоятельниц монастырей.

Сначала Сюзанна попадает в Лоншанский монастырь, где настоятельницей является г-жа де Мони. Героиня становится послушницей. Сюзанне нравится настоятельница, у нее она находит утешение своему горю. Во время пострига Сюзанна пребывает в прострации и едва ли понимает, что происходит.

Вскоре героиня узнает о смерти г-на Симонена, которого считала своим отцом, а затем умирает и ее мать, а также сама настоятельница. Перед смертью мать пишет ей письмо, где признается, что Сюзанна является плодом ее греха и просит своими добрыми делами искупить ее вину. На место г-жи де Мони заступает ограниченная сестра Христина.

Став новой настоятельницей, она пробует ввести новые порядки. Заставляет сестер участвовать в странных обрядах, применяет способы покаяния через изнурение плоти. Сюзанна восстает против такого обращения и увлекает остальных сестер, за что подвергается строгим наказаниям и репрессиям.

Особой жестокостью поражает сцена, когда ее положили в гроб и окропляли со словами: «Да почит с миром»! Находясь на грани самоубийства, Сюзанна решается действовать, и тайно передает через сестру Урсулу записки адвокату из мирян.

Прочие действующие лица «Монахини»

  • Каждый из персонажей описан в порядке появления в книге, с кратким описанием их влияния на судьбу юной монахини.
  • Господин Манури – адвокат Сюзанны.
  • Дело проиграно, но ее переводят в другой монастырь.

Сестра Урсула – помогала выдержать героине все издевательства сестер и настоятельницы.

Однажды даже спасла жизнь Сюзанне, но сама подорвала здоровье и умерла.

Господин Эбер – старший викарий, допрашивавший героиню относительно клеветнических обвинений в ее адрес.

Госпожа *** – настоятельница монастыря, куда перевели Сюзанну. Маленькая женщина, очень полная, но живая и проворная. При этом развращенная особа. Пыталась соблазнить Сюзанну.

Сестра Тереза – бывшая любимица госпожи настоятельницы, ревнует к Сюзанне, что она пользуется большей благосклонностью у госпожи.

Отец Лемуан – францисканец лет 45, духовник Сюзанны, запретивший принимать ей ласки от настоятельницы. Его вскоре заменили, как лицо неугодное.

Отец Морель – новый духовник (около 40 лет) героини. Человек с пламенной душой.

Сюзанна бежит из монастыря. Нищенствует в Париже, становится прачкой.

Маркиз де Крамуар – благодетель, на помощь которого очень рассчитывает Сюзанна и кому адресует свои мемуары. В конце она просит у него соизволения работать горничной где-нибудь в деревне, вдали от большого общества.

На этом и заканчивается книга.

Источник: https://alinec.ru/best-literature/monaxinya-deni-didro.html

Краткое содержание Монахиня Дени Дидро

Дени Дидро Монахиня Повесть написана в форме записок героини, обращенных к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец ее — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестер красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св. Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое.

Сюзанна не хочет; ее уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней.

Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет.

Через месяц ее отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают ее видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и ее матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что

мать не может приравнять ее к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму ее часть наследства, а поэтому ей ничего не остается, кроме как принять монашество. Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и ее ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила ее грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после ее смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу. После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается ее взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать. Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в ее последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство. Мать перед смертью передает для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина. Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони. Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы. Ее не могут ни в чем обвинить; тогда ее жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи. Сюзанне удается во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; ее допрашивает настоятельница и ничего не может добиться. Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поет в хоре и учит петь других монахинь. Среди ее учениц — Урсула. Сюзанна просит ее переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести ее дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей. Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то ее объявляют проклятой Богом; до нее нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили ее посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в ее келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло). Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удается защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями. Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день. Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула. Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну. Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, ее внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять. С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает ее и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздается стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан. Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в ее любви к Сюзанне. Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана. Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым ее шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Веселым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду. В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за нее молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своем отвращении к монашеству. Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит свое положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя ее. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.

Читайте также:  Краткое содержание здравомысленный заяц салтыков-щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; ее горести возобновляются. Духовник убеждает ее бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на ее честь. В Париже Сюзанна две недели живет в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удается поступить в услужение к прачке.

Работа тяжелая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший ее монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О ее побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живет в постоянной тревоге.

Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

(No Ratings Yet) Краткое содержание Монахиня Дени Дидро

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-monaxinya-deni-didro/

Дени Дидро — Монахиня

Произведение в форме повествования молодой послушницы, насильно отданной в монастырь и сначала с наивной непосредственностью передающей свои впечатления о монастырской жизни.

По мере того как она знакомится с жизнью монахинь, ей становится ясно, что в этом заполненном самыми земными интересами мирке не существует ни моральной чистоты, ни бескорыстия, ни религиозного самоотречения.

Развращенность монахинь, прикрытая лицемерием, их алчность и жестокость приводят молодую девушку к решению бежать из монастыря, чтобы избавиться от унизительного рабства и стать честной женщиной, занимающейся полезным трудом.

Забыла вам сказать, что я виделась с отцом и матерью, что я сделала все возможное, чтобы тронуть их сердца, но они оказались непреклонны. Некий аббат Блен, доктор Сорбонны, подготовлял меня, а епископ Аленский совершил надо мной обряд. Обряд этот и сам по себе не принадлежит к числу веселых, а в этот день он был особенно мрачен.

Хотя стоявшие вокруг монахини старались меня поддержать, колени мои подгибались, и я двадцать раз готова была упасть на ступени алтаря. Я ничего не слышала, ничего не видела, была в каком-то оцепенении. Меня вели, и я шла. Меня спрашивали, и кто-то отвечал за меня. Наконец этот жестокий обряд окончился.

Посторонние удалились, и я осталась посреди паствы, к которой меня только что приобщили. Товарки окружили меня.

Они обнимали меня и говорили друг другу: «Посмотрите, посмотрите, сестрицы, как она хороша! Как это черное покрывало подчеркивает белизну ее кожи, как идет к ней эта повязка, как округляет щеки, как оттеняет лицо! Как красивы в этой одежде ее стан и руки!..» Я едва слушала их, я была безутешна.

Все же, надо сознаться, я вспоминала их льстивые слова, когда осталась одна в своей келье. Я не смогла удержаться, чтобы не проверить их в маленьком зеркальце, и мне показалось, что в них была доля справедливости. К этому дню приурочены особые торжества; ради меня их сделали еще более пышными, но я обратила на них мало внимания.

Однако окружающие сделали вид, будто не замечают моего равнодушия, да еще попытались и меня самое убедить в том, что я в восторге. Вечером после молитвы ко мне в келью явилась настоятельница. «Право, не знаю, – сказала она, посмотрев на меня, – почему вы питаете такое отвращение к этой одежде. Она к вам очень идет, и вы в ней прелестны.

Сестра Сюзанна-премиленькая послушница, и за это ее будут любить еще больше. А ну, пройдитесь немного. Вы держитесь недостаточно прямо, не нужно так горбиться…» Она показала, как надо держать голову, ноги, руки, талию, плечи. Это был настоящий урок Марселя-урок монастырского изящества, ибо у каждого сословия есть свои нормы изящного.

Затем она села и сказала: «Ну, а теперь поговорим серьезно. Вы выиграли два года. Ваши родители могут еще переменить решение, но, может быть, вы сами пожелаете остаться здесь, когда они захотят взять вас отсюда, – это не так уж невозможно». – «Сударыня, об этом нечего и думать». – «Вы долго были среди нас, но вы еще не знакомы с нашей жизнью. В ней, конечно, есть свои горести, но она не лишена и отрады…»

Вы, сударь, отлично представляете себе, что еще она могла наговорить мне о мире и монастыре. Об этом написано много, и везде одно и то же, – благодарение Богу, мне давали читать целый ворох дребедени, где монахи восхваляют свое звание, которое они хорошо знают и ненавидят, понося мир, который они любят, но не знают.

Не стану подробно описывать вам мое послушничество. Никто не смог бы выдержать его, если бы строго соблюдались все правила; в действительности же это наиболее приятный период монастырской жизни. Наставница послушниц-это всегда самая снисходительная из всех сестер.

Ее задача – скрыть от вас все тернии монашества: это школа самого тонкого и самого искусного обольщения. Она сгущает окружающий вас мрак, убаюкивает вас, усыпляет, вводит в заблуждение, ослепляет. Наша наставница как-то особенно заботилась обо мне.

Не думаю, чтобы нашлась хоть одна душа, молодая и неопытная, которая смогла бы противостоять этому зловещему искусству. И в миру есть бездны, но я не представляю себе, чтобы к ним вели столь отлогие склоны. Стоило мне чихнуть два раза кряду-и меня освобождали от церковной службы, работы, молитвы.

Я ложилась раньше других, вставала позднее, устав не существовал для меня. Вообразите, сударь, в иные дни я даже мечтала о той минуте, когда посвящу себя Богу. В миру не было такой скандальной истории, о которой бы нам здесь не рассказывали.

Истинные факты искажались, сочинялись небылицы, а за ними следовали бесконечные хвалы и благодарения Богу, ограждающему нас от этих оскорбительных происшествий.

Между тем час, приход которого я иногда торопила в своих мечтах, приближался. Теперь я начала задумываться; я почувствовала, что мое отвращение к монашеству проснулось вновь, что оно растет, и решила признаться в нем настоятельнице или наставнице послушниц.

Эти женщины жестоко мстят за те неприятные минуты, какие мы им доставляем, ибо не надо думать, что им приятна разыгрываемая ими роль лицемерок и те глупости, которые они вынуждены нам повторять.

В конце концов это так им надоедает, становится таким скучным! И все же они идут на это, идут ради какой-нибудь тысячи экю, которая достается их монастырю. Вот та основная цель, ради которой они лгут всю жизнь и готовят простодушным девочкам муки отчаяния на сорок, на пятьдесят лет, – а быть может, и вечную гибель.

Ибо нет сомнения, сударь, что из ста монахинь, которые умирают, не достигнув пятидесяти лет, ровно сто губят свою душу, а другие, оставшиеся в живых, тупеют, теряют рассудок или впадают в буйное помешательство, ожидая смерти.

Как-то раз одна из таких помешанных убежала из кельи, где ее держали под замком. Я увидела ее. Вот начало моего счастья или же несчастья – в зависимости от того, как вы, сударь, поступите со мной.

Никогда я не видела ничего ужаснее! Она была растрепана и почти раздета; она волочила за собой железные цепи; глаза ее блуждали; она рвала на себе волосы, била себя кулаком в грудь, бегала, выла; она осыпала себя и других самыми страшными проклятиями; она пыталась выброситься из окна. Меня охватил ужас, я дрожала с головы до ног.

В судьбе этой несчастной я увидела свою судьбу, и у меня в сердце внезапно созрело решение скорее умереть, тысячу раз умереть, нежели подвергнуть себя такой участи. Окружающие поняли, какое влияние могло оказать на меня это происшествие, и решили предотвратить его последствия.

Мне наговорили об этой монахине множество лживых нелепостей, противоречивших одна другой: она будто бы уже была не в своем уме, когда ее приняли в этот монастырь.

Однажды – она переживала тогда критический возраст-ее сильно напугали, и ей стали являться привидения; она вообразила, что имеет общение с ангелами; она начиталась зловредных книг, которые и помутили ей рассудок; она наслушалась проповедников чрезмерно строгой морали, которые так сильно напугали ее судом Божьим, что ее потрясенный ум пришел в полное расстройство, и теперь ей чудятся дьяволы, ад и геенна огненная; все они, монахини, просто несчастные из-за нее: ведь это неслыханный случай-иметь в своем монастыре подобную личность; и не помню уж, что еще… Все это не оказало на меня никакого действия. Безумная монахиня то и дело приходила мне на память, и я вновь и вновь клялась себе не произносить никакого обета.

Но вот настал день, когда я должна была доказать, что умею держать данное себе слово. Как-то утром, после ранней обедни, настоятельница вошла ко мне в келью. Она держала письмо. Лицо ее выражало печаль и уныние, руки были бессильно опущены, словно тяжесть этого письма была чрезмерна для них.

Она смотрела на меня; казалось, слезы готовы были брызнуть из ее глаз. Она молчала, я тоже. Она ждала, чтобы я заговорила первая. Я едва не сделала этого, но удержалась.

Наконец она спросила, как я себя чувствую, не слишком ли затянулась сегодня служба, не кашляю ли я: вид мой показался ей не совсем здоровым. На все это я отвечала: «Нет, матушка». Она продолжала держать письмо в опущенной руке.

Задавая мне эти вопросы, она положила его на колени и слегка прикрыла ладонью. Наконец, направив разговор на моих родителей и видя, что я так и не спрашиваю, что за листок у нее в руке, она сказала: «Вам письмо…»

Читайте также:  Краткое содержание сартр экзистенциализм это гуманизм за 2 минуты пересказ сюжета

При этих словах сердце мое забилось, губы задрожали, и я спросила прерывающимся голосом: «От матушки?»

– Вы угадали. Вот, прочтите… Немного оправившись, я взяла письмо.

Сначала я читала его довольно твердым голосом, но с каждой строчкой страх, негодование, гнев, досада, различные страсти сменялись в моей душе, и у меня менялся голос, менялось выражение лица, я делала нервные движения: то я едва держала этот листок кончиками пальцев, то хватала так, словно хотела разорвать, то с силой сжимала в руке, словно собираясь скомкать и отшвырнуть подальше от себя.

– Ну что же, дитя мое, что мы ответим на это?

– Сударыня, вы знаете сами.

– Да нет, не знаю. Обстоятельства неблагоприятны: ваше семейство понесло убытки. Дела ваших сестер расстроены, и у той и у другой есть дети. Ваши родители исчерпали свои средства, выдав дочерей замуж, а теперь разоряются, чтобы поддержать их. Они не смогут прилично обеспечить вас: вы стали послушницей, что было связано с большими расходами.

Этим шагом вы дали им пищу для определенных надежд. В миру распространился слух о вашем будущем пострижении. Впрочем, вы можете по-прежнему рассчитывать на мою помощь. Я никогда еще никого не вовлекала в монашество насильно: это-звание, к которому нас призывает Бог, и очень опасно примешивать свой голос к его зову.

Я не стану пытаться взывать к вашему сердцу, если ему ничего не говорит благодать Господня.

До сих пор мне никогда не приходилось упрекать себя в чужом несчастье; ужели я захочу начать с вас, дитя мое, когда вы так дороги мне? Я не забыла, что первый шаг вы предприняли именно после моих уговоров, и не допущу, чтобы этим злоупотребили, принудив вас к чему-либо помимо вашей воли. Итак, давайте подумаем, обсудим это вместе. Хотите вы стать монахиней?

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/klassicheskaja-proza/page-2-138026-deni-didro-monahinya.html

Краткое содержание повести Д. Дидро «Монахиня»

Главная героиня романа – Сюзанна. Она терпит лишения и издевки в доме собственных родителей. Ей приходится жить в чулане, одеваться намного проще, чем все члены семьи. Она не понимает, почему к ней такое отношение. Со временем девушка начинает догадываться, что она не родная дочь своему отцу.

Стоит заметить, что кроме издевок, она вынуждена страдать еще и из-за зависти родственников, ведь она во многом превосходит их. Это красивая и талантливая девушка. Родители Сюзанны хотят отправить ее в монастырь, мотивируя это свои банкротством. То есть, они не смогут дать ей достойное приданое, а бесприданницу не возьмет в жены ни один порядочный человек.

Сюзанна противится, но ее все-таки уговаривают пробыть два год при монастыре. Девушка для виду соглашается, но сама планирует отказаться от обета на торжественном его произнесении. Это у нее получается. Ее отправляют домой. Но дома ей не дают жить спокойно. Девушку презирают и издеваются над ней.

Мать рассказывает, что она – ребенок от другого мужчины и просит пойти в монастырь, чтоб она таким образом искупила грех матери.

Сюзанна и тут соглашается с матерью. Она становится послушницей, но часто у нее плохое настроение, ибо она понимает, что скоро ей придется стать монахиней. Единственное ее утешение – настоятельница де Мони, которая всегда умеет поддержать и посоветовать. Во время принятия обета Сюзанна ничего не видит и не слышит. Она ходит, будто во сне. Со временем умирает и настоятельница.

Вместо нее появляется Христина – это абсолютная противоположность де Мони. Она жестока к девушкам, деспотична. Сюзанна становится бунтовщицей, потому что при каждом случае говорит о де Мони, как о лучшей.

Но наказать Сюзанну не получается – она выучила устав и не делает ничего, что могло бы ему перечить.

Таким образом, за ее наказание берутся сами девушки – они постоянно мешают Сюзанне, издеваются, не дают спать, устраивают всякие пакости.

Сюзанна хочет расторгнуть обет и для этого знакомится с мирянами. Но об этом узнают в монастыре и объявляют проклятой. Издевки только усиливаются. Но ей удается через знакомых добиться перевода в другой монастырь. Там настоятельница замечена за странной тягой к девушкам.

Невинная Сюзанна не понимает, что происходит, но по настоянию духовника старается избегать настоятельницу. От этого настоятельница заболевает и умирает. Во всем обвиняют Сюзанну. Девушке помогает сбежать ее духовник, но по пути пытается изнасиловать девушку. Сюзанна опять сбегает.

Она долго живет в притонах, а единственной ее мечтой становиться – жить и работать где-то в глуши, чтоб ее никто не знал.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/173-2014-08-05-09-59-01/3694——lr

Краткое содержание: Монахиня

Автор представляет свой роман, как записки, написанные главной героиней и предназначенные маркизу де Круамару. В своем письме женщина просит у маркиза помощи и оттого, излагает все свои несчастия на бумаге излишне подробно.Имя повествующей нам о своих несчастьях — Мария-Сюзанна Симонен. Родитель этой женщины был адвокатом и имел приличное состояние.

Однако саму женщину не любили в ее доме, не смотря даже на то, что она, несомненно, превосходила своих сестер по красоте и всевозможным качествам души и сердца. Именно это отсутствие любви и служит причиной подозрений Сюзанны в том, что господин Симонен не был ее отцом в действительности.

Ее родители предлагали ей стать монашкой, отправившись в монастырь святой Марии, под предлогом невозможности обеспечить девушку преданным, по крайней мере так они утверждали. Однако Сюзанна не соглашается и не желает посвящать себя служению Богу и молитвам. В конце концов, она дает свое согласие стать послушницей, но даже по истечении двух лет отказывается стать монахиней.

В итоге ее заключили в келью, где она для видимости дает соглашается принять остриг, но при этом желает в день когда ее будут посвящать в монахини, заявить громогласный и публичный протест, а для того, что бы этот акт был наиболее эффективным, девушка приглашает своих подруг и знакомых.

Замысел удается, и по прошествии месяца Сюзан оказывается в доме родителей, которые не желают ее видеть и оттого она снова попадает под замок.

Вскоре оправдываются подозрения девушки, которой отец Серафим, с разрешения матери, сообщает, что она не является ребенком господина Симонена, который догадывается об этом, и по этой причине не может быть приравнена матерью к родным его законным дочерям. Именно оттого, что бы сделать ее часть наследства минимальной, ей просто необходимо принять монашество.

После разговора с отцом Серафимом, мать соглашается встретиться со своей дочерью и заявляет, что сама Сюзан являет собой напоминание об измене, совершенным ее настоящим отцом, а оттого ненависть к нему отражается на девушке. Кроме всего прочего, мать хотела бы, что бы дочь искупила этот ее грех, а потому копит вклад для монастыря, в котором будет жить Сюзанна. Мать также говорит, что не хочет признаваться своему мужу в измене, а потому официально она не может лишить наследства свою дочь.

После разговора с матерью Сюзанна решает стать монахиней, чего все с нетерпением ожидают от нее, а монастырь в Лоншане соглашается принять юную девушку. В то время, когда Сюзанна приехала в монастырь, настоятельницей там была сестра де Мони — добрая и умная, которая хорошо понимала людей. После первого же знакомства между ними завязались самые теплые и дружеские отношения.

Став послушницей Сюзанна часто чувствует тоску и уныние охватывает ее сердце от мыслей, что в скором времени она станет монахиней.

В эти моменты она шла к настоятельнице, которая умеет утешить и успокоить, и все местные монахини непременно обращаются к ней, когда им бывает особенно трудно.

Однако, день пострига приближался и настроение у девушке портилось все чаще а депрессия была настолько глубокой, что настоятельница не знала того, как поступить и что с ней делать.

Наступил день посвящения Сюзанны в монахини. Девушка провалилась в непонятное состояние, в небытие, и после ни чего не помнила о том, как все это происходило.

В тот же год умирает господин Симонен, а также мать Сюзанны и настоятельница монастыря. Перед смертью мать передала своей дочери деньги и письмо, в котором просила дочь искупить ее грех добрыми поступками и примерной жизнью.

Умершую настоятельницу сменила сестра Христина, которая была ограниченной и очень мелочной женщиной. Ее увлечение новомодными религиозными верованиями приводит к тому, что она начинает заставлять монахинь принимать участие в каких-то непонятных и порой нелепых церемониях и обрядах.

Кроме всего прочего она вновь возрождает отмененные прежней настоятельницей способы покаяния, которые изнуряют тело человека. Сюзанна пытается не подчиняться обычаям и церемониям, введеныым после смерти уважаемой сестры де Мони, и неизменно восхваляет ее в сравнении с новой настоятельницей монастыря.

Девушка пытается отвергнуть любое проявление сектантства, а для этого наизусть учит устав монастыря и не делает того, что в нем не прописано. В конечном итоге вокруг нее собираются монахини, которым не по нраву новые порядки, и за ней закрепляется слава бунтовщицы.

Хотя Сюзанну не могут обвинить в чем-то, жизнь становится невыносимой: монахини портят работу, которую она выполняет, крадут личные вещи, запрещают другим общаться с девушкой. Все это приводит к тому, что она принимает решение расторгнуть данный в монастыре обет.

Прежде всего, девушка решает записать все, что происходит за стенами ее монастыря и после передать письмо кому-нибудь в мирской жизни. Для этого она просит у настоятельницы бумагу и говорит, что решила написать исповедь, но та подозревает, что она пишет совсем иное.

Далее героине удается передать написанное письмо своей подруге, сестре Урсуле, которая всегда, как могла, помогала Сюзанне. Саму Сюзанну обыскивают, допрашивают и пытаются найти сделанные ей записи, но не добившись результатов, бросают в застенки подземелья. По истечении трех суток ее выпускают.

Приближались дни, когда в Лоншане собираются послушать церковное пение люди приезжающие из самых разных мест. Наша героиня обладала великолепным голосом и участвовала в монастырском хоре, где не только пела сама, но и обучала искусству других девушек. Среди тех, с кем занималась Сюзанна, была сестра Урсула, которую она и просит перенаправить ее записи адвокату, что подруга и делает.

В результате, наша героиня встречается с господином Манури, адвокатом, который взялся вести ее дело. В конечном итоге, в монастыре узнают о том, что Сюзанна желает расторгнуть обет, за что объявляют ее проклятой Богом. Теперь никто даже не может дотронуться до несчастной девушки, ее перестают кормить и на просьбы дать ей поесть она получает только одни отбросы.

Жизнь Сюзанны превратилась в настоящий и сплошной ад: ей перебили посуду, убрали всю мебель, по ночам в ее комнате бьют стекла и бросают осколки ей под ноги. Монахини были абсолютно уверены, что в нее вселился бес, о чем немедленно сообщают господину Эберу, бывшему в то время старшим викарием.

Он прибывает в монастырь для того, что бы разобраться в этом вопросе, но девушке удается защититься от всех предъявленных обвинений, а потому она восстанавливается в своем статусе с другими монахинями. Однако дело в суде проиграно Сюзанна должна теперь несколько дней проходить во власянице, поститься через один день и бичевать саму себя. Девушка не выдерживает и ее подкашивает болезнь.

Во время болезни сестра Урсула присматривает и ухаживает за ней, а потому Сюзанна наконец встает с постели, но ее единственная подруга заболевает и умирает.

Однако господин Манури все же помогает своей клиентке, он договаривается, и ее переводят в монастырь святой Евтропии. Настоятельница здесь была нервной и ее характер была крайне противоречив, что проявляется в неумение держать определенную дистанцию со своими подопечными — она либо слишком добра и дозволяет все, либо излишне строга и требовательна.

В новом монастыре Сюзанна не сразу поняла что происходит. Новая настоятельница стала благоволить к ней с первого ее появления и неизменно хвалила, освободила от работ и всячески превозносила ее внешние и душевные качества.

Кроме всего прочего, девушка стала замечать, что одна из монахинь — сестра Тереза стала ревновать ее к настоятельнице.

Наивной и неискушенной героине не сразу удается понять, отчего настоятельница часто осыпает ее поцелуями и приходит от того в неистовое возбуждение.

В одну из ночей настоятельница заходит к Сюзанне и говорит, что ее ужасно знобит и ложится к ней под одеяло. В этот момент в двери постучались, и как оказалось, это пришла сестра Тереза, на что настоятельница сильно злится. Приходит время исповедоваться.

Настоятельница просит девушку не рассказывать о том, что происходило, но духовник общины сам спрашивает, задавая прямые вопросы, и после того, как Сюзана все рассказывает, он запрещает допускать подобные ласки, говорит, что в настоятельницу вселился бес, а потому ее необходимо всячески избегать и, по возможности, держаться подальше.

Однако настоятельница начинает вести себя совсем непонятным для наивной девушки образом: она начинает неизменно наблюдать за Сюзанной, ходит ночами, говорит, что не может жить без девушки.

Дни, когда настоятельница увлечена Сюзанной, а потому все пребывают в расслабленности, проходят и наступает время строгой дисциплины и порядка. Меланхолия сменяется благочестием, которое настоятельница превращает в полный бред. Она бичует себя, поститься, практически не прекращая, просит молиться за нее.

За эту перемену все в монастыре стали винить и ненавидеть именно Сюзанну. Обо всем этом девушка рассказывает новому духовнику монастыря, отцу Морелю. Кроме всего прочего, она поведала ему историю своей жизни и сказала, что ненавидит само монашество.

Духовник взаимно открывается и рассказывает, что ему тоже не по душе то, чем он занимается. После этого Сюзанна и отец Морель, начинают часто видеться, и между ними устанавливается взаимная симпатия.

Читайте также:  Краткое содержание перро рике с хохолком за 2 минуты пересказ сюжета

В скором времени, у доведшей саму себя истязаниями настоятельницы, начинается лихорадка. Она бредит и видит адское пламя, говорит о Сюзане. По прошествии нескольких месяцев настоятельница умирает, а немногим позже, умирает сестра Тереза.

Оттого, что в своем бреду покойная настоятельница говорила о Сюзанне, ее обвиняют в колдовстве, а именно в том, что она околдовала свою начальницу. Сюзанну снова начинают преследовать, и она опять испытывает унижения, муки, издевательства со стороны монахинь.

Отец Морель предлагает девушке бежать вместе с ним, а когда она соглашается, то в дороге он пытается овладеть ей. Прибыв в Париж, Сюзанна попадает в непонятный ей притон, откуда после двух недель сбегает. Ей удается устроиться в помощницы к одной прачке.

Работа была очень тяжелой, кормили отвратительно, но отношение хозяев было вполне нормальным. Отец Морель был к тому времени пойман, и ему грозило пожизненное заключение.

О побеге девушки уже стало всем известно, господина Манури уже нет в этом мире и потому Сюзане уже не с кем поговорить и посоветоваться о том, что ей делать дальше. Именно по этим причинам она умоляет маркиза де Круамара как то помочь ей. Она хочет одного, получить место служанки в каком-нибудь глухом, и неизвестном ни кому месте.

Краткое содержание романа «Монахиня» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Монахиня». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/didro/monahinja/

Монахиня

Повесть написана в форме записок героини, обращённых к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестёр красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св.

Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней.

Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть.

Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остаётся, кроме как принять монашество.

Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св.

Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу.

Продолжение после рекламы:

После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей.

Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать.

Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство.

Мать перед смертью передаёт для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина.

Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони.

Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы.

Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сюзанне удаётся во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться.

Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поёт в хоре и учит петь других монахинь. Среди её учениц — Урсула.

Сюзанна просит её переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей.

Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до неё нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло).

Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удаётся защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями. Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день.

Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула.

Продолжение после рекламы:

Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну.

Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять.

С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью.

Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздаётся стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан.

Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне.

Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана.

Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Весёлым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду.

В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за неё молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своём отвращении к монашеству.

Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит своё положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живёт в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удаётся поступить в услужение к прачке.

Работа тяжёлая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живёт в постоянной тревоге.

Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

Автор пересказа: А. А. Фридрих. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII−XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Источник: https://briefly.ru/didro/monahinja/

Монахиня — краткое содержание романа Дидро

Автор необычно написал данное произведение. Эта повесть состоит из записок, в которых описаны тяготы жизни главной героини.

Эта история расскажет о молодой послушнице, проживающей на территории монастыря святой девы Марии. Главную героиню зовут Сьюзанне Симонен.

Девушке повезло родиться в зажиточной семье. Отец известный адвокат. И вроде бы всё хорошо: большое состояние, влиятельный отец, достойный брак ей беспечен. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Ещё с раннего детства Сюзанна чувствовала непонятный холод со стороны родной семьи. Какое-то непонятное отчуждение…

И это абсолютная, правда. Никто в доме не любил эту особу только из-за того, что она отличалась не только внешней, но и внутренней красотой. У самой девушки в сердце закралось сомнение по поводу родителей. А может она и не родная им вовсе?

В то же время, отец и мать скорее не предлагают, а заставляют Сюзанну принять монашество. Но, девушка сопротивляется, как может. Ну, а как можно посветить всю свою молодость богослужению? Сколько балов, различных развлечений она пропустит. Сюзанн просто обожает светскую жизнь! И теперь, что? Придётся от всего этого добровольно отказаться? Но, это, же невозможно!

Однако, всё же её уговорили провести два года в качестве послушницы. И если ей будет по душе такая работа, то она станет монахиней.

Два года прошли. Девушка осталась непреклонна, тогда в наказание её заточили в келье. Сюзанна решила схитрить, чтобы выбраться из этого места. Она сказала, что готова стать монахиней, а в день пострига отказаться на виду у всех присутствующих от этого решения. И этот план срабатывает на ура! Девушку привезли домой, но родители и видеть её не желают.

Тут выясняется, что догадки Сюзанн были наполовину верны. Отец Серафим рассказывает, что адвокат не может быть отцом по крови. Мать когда-то в молодости по большой глупости изменила супругу, а теперь всеми силами хочет избавиться от этого груза.

Она буквально ненавидела свою дочь и на протяжении всего времени копила, чтобы Сюзанна могла жить в монастыре и отмаливать её грехи. Однако, адвокат догадывается о чём-то, ведь не просто так его дорогая жёнушка не ставить Сюзанну на ровне с остальными детьми и пытается всеми способами сократить долю наследства.

Если бы была возможность, то мать полностью лишила бы дочь богатства. Но госпожа Симонен боится, что муж всё узнает.

Узнав горькую правду Сюзанна, соглашается стать монахиней. Она уезжает в Лоншинский монастырь. Настоятельницей девушки стала некая де Мони – женщина с добрым и чутким сердцем. Они своего рода стали подружками.

Чем ближе день пострига, тем депрессивнее становиться состояние Сюзанны. Она никак не может смериться с приближающейся участью, не может отказаться от прошлой жизни. За помощью она бежит к настоятельнице, у той огромный дар утешения. Однако и женщина не в силах успокоить ту агонию, что в сердце юной девушки.

В момент принятия пострига Сюзанна ушла в себя. Она и не помнит, как всё происходило. К сожалению, этот год выдался не удачным для неё. Ведь помимо пострига, умерла наставница Мони, мать и отец.

Мать перед смертью пишет письмо, которое впоследствии вместе с деньгами получает Сюзанна. В послании говориться обо всё той же просьбе. Мать умоляет дочь искупить этот страшный грех добрыми поступками.

В этот же момент за место ушедшей Мони приходит новая настоятельница Христина, которая является полной противоположностью. Она алчная и не далёкая женщина.

После её прихода Сюзанне нет покоя и в монастыре. В один момент в голову стали приходить мысли о суициде, но доставить такую радость окружающим девушка не хочет. Сюзанна твёрдо уверенна, что должна расторгнуть данный обет и зажить нормальной жизнью. Но и тут появляется множество препятствий.

Через время монахини утверждают, что в Сюзанну вселился бес, однако её удаётся защитить от таких лживых обвинений. Благодаря Манури девушку переводят в другой монастырь. Но и там покоя ей нет. Сюзанну обвиняют в убийстве настоятельницы Манури, поэтому она бежит в Париж с духовником. Но и от него приходится сбегать, ибо он человек не благочестивых намерений.

Девушка устроилась работать помощницей прачки. Теперь у Сюзанны одно желание – поскорее залечь на дно, в глуши, чтобы никто и никогда не нашёл.

Эта повесть учит тому, что нельзя никогда сдаваться и принимать скороспешные решения. Даже если весь мир против тебя одного, обязательно найдутся добрые люди, которые помогут и поддержат.

Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/monahinya-didro-roman

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector