Краткое содержание дом с мезонином чехова за 2 минуты пересказ сюжета

В 1896 году в журнале была опубликована пьеса «Дом с мезонином», краткое содержание которой представлено ниже. В ней Антон Павлович выстраивает не только любовную линию, но и затрагивает проблему земств. Характеры героев пьесы были списаны Чеховым со своих знакомых. В этой пьесе писатель отразил свой жизненный опыт и впечатления.

История написания

Прежде чем начать описывать краткое содержание «Дом с мезонином», нужно ознакомиться с историей создания этой пьесы. В записях Антона Павловича были найдены заметки, свидетельствующие о том, что сюжет произведения развивался постепенно. Основная сюжетная линия окончательно была сформирована к весне 1895 года.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

В одном из своих писем Чехов отмечает, что работает над рассказом «Моя невеста», в котором он сообщил, что его невесту звали Мисюсь, ее он сильно любил. Литературоведы так и не пришли к единому мнению: было ли это сказано про героиню «Дома с мезонином», краткое содержание которого представлено ниже, или же речь шла о реально существовавшей женщине, которая была очень дорога Чехову.

Антон Павлович планировал отправить рукопись в печать еще в декабре, но все постоянно откладывалось. Сначала из-за того, что в процессе написания замысел пьесы стал более обширным. Потом у него гостило много людей. И лишь весной 1896 года пьеса была опубликована в журнале.

Действующие лица: «Дом с мезонином»

Главные герои — художник и две юные особы. От лица художника ведется повествование. Он рисует пейзажи, ведет довольно праздный образ жизни.

Лидия Волчанинова — девушка 23 лет. Работает учительницей в земской школе. Волевая личность, стремится улучшить жизнь крестьян.

Женя Волчанинова — младшая сестра Лидии. Наивная, непосредственная девушка. Восхищается пейзажами художника, благоговеет перед своей сестрой.

Екатерина Павловна — мать семейства, вдова. Любит своих дочерей, ласкова и заботлива. Подвержена влиянию старшей дочери.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

Знакомство с Волчаниновыми

Продолжим рассматривать краткое содержание. «Дом с мезонином» начинается с того, что художник приезжает в гости к молодому помещику Белокурову.

Во время одной из своих окрестных прогулок он видит прекрасную усадьбу с мансардой (это небольшая пристройка над средней его частью).

Художник увидел двух милых барышень: одна была постарше, имела строгое и волевое выражение лица. Другой девушке было лет 17-18, и имела она немного сконфуженный вид.

Старшая барышня приехала к Белокурову. Она стала серьезно и по-деловому рассказывать о своей общественной деятельности.

Она занималась сбором пожертвований в помощь крестьянам-погорельцам, жившим в соседнем селе. Получив помощь, молодой хозяин рассказал своему гостю, что это была старшая из сестер Волчаниных, Лидия.

Она вместе со своей сестрой и матерью живет в том самом красивом доме с мансардой.

Семейство было богато, но Лидия была весьма незаурядной личностью. Она отличалась прогрессивными взглядами, энергичностью, по собственному желанию работала в земской школе, получала жалованье и гордилась тем, что жила на эти деньги.

Помещик и художник нанесли визит Волчаниновым. Их приняли там хорошо. озяйкой была Екатерина Павловна, уже пожилая женщина, заботливая, но под сильным влиянием старшей дочери. Меньшую звали Женя, но для всех родных она была Мисюсь.

Она сразу расположила к себе гостей своей непосредственностью и добротой.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

Отношение сестер

Продолжим изучать краткое содержание. «Дом с мезонином» Чехова раскрывает характеры сестер Волчаниных. Главный герой стал частым гостем в имении сестер. Деятельная Лидия занималась больными, раздавала книжки крестьянам, а по вечерам только и говорила, что о земстве и о школах.

Художник считал, что ее деятельность имела наигранный характер. Ее мать тоже считала, что в стремлении приносить пользу Лида доходила до крайности. Ей уже нужно было задумываться о семье, иначе она рисковала остаться в одиночестве с книгами да аптеками. Но Екатерина Павловна робела перед дочерью и потому ничего ей не говорила.

Лидия почувствовала, что художник несколько пренебрежительно относится к ней. Поэтому девушка стала отвечать ему неприязнью. Она считала, что он ведет слишком праздный образ жизни. Мисюсь совсем была не похожа на сестру.

Она была романтична по своей натуре, мечтательна. Женя часто читала в одиночестве и восхищалась тем, как художник пишет пейзажи. Они стали настоящими друзьями: много гуляли вместе, девушка делилась с гостем всем.

Женя восхищалась своей сестрой, но, как и мать, робела перед ней.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

Конфликт между Лидой и художником

В произведении «Дом с мезонином» происходит развитие конфликта между старшей сестрой Волчаниной и гостем. Лидия стала порицать гостя за то, что он только и делает, что пишет пейзажи, которые никак не улучшают условий крестьянского быта.

Художник ответил, что ему очень важен общественный вопрос. Но он считал, что важнее улучшить духовную жизнь крестьян. Герой считал, что жители деревни должны делить поровну труд, чтобы у них оставались силы для того, чтобы заниматься прекрасным.

А «прогрессивные мыслители» ничем не помогают. Их попытки смешны: простым мужикам заумные книжки не помогут. Медицинские больницы в селах примитивны, но и за них, и за книжки крестьянам нужно платить дополнительные деньги. Поэтому трудиться им приходится еще больше.

Лидии не понравились рассуждения художника. Но она лишь смогла ему возразить тем, что так говорят лишь те, кто пытается оправдать свое равнодушие и бездействие. Художник попрощался и отправился домой.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

Признание Жени

Женя, подойдя попрощаться к художником, призналась ему, что ей понравилось, как он отвечал ее сестре. Художнику давно нравилась простая и искренняя Мисюсь. И он стал целовать ее на прощание. Женя сказала, что обо всем расскажет матери и сестре, потому что от них у нее секретов нет.

На следующий день художник пришел к Волчаниным, но к нему вышла только Лидия. Она церемонно и сухо сказала ему, что мать и Мисюсь уехали. По дороге героя догнал мальчишка и передал ему записку от Жени. В ней она сообщала, что Лида настаивает на том, чтобы они прекратили с ним общаться. Они с мамой не посмели ее ослушаться, хотя это решение далось им нелегко.

Больше художник не видел Мисюсь. Он знал только, что она больше не живет в том доме. Иногда он вспоминал эту милую девушку и ему казалось, что она тоже думает о нем.

В литературном творении «Дом с мезонином» Чехова герои отличаются тем, что их характеры отмечены психологическим аспектом. Несмотря на простоту повествования, сюжет пьесы затрагивает важные социальные вопросы, связанные с крестьянами и земствами. В этом произведении ирония сочетается с обыденностью повествования.

Источник: https://www.syl.ru/article/359352/a-p-chehov-dom-s-mezoninom-kratkoe-soderjanie

«Дом с мезонином»: краткое содержание

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета«Дом с мезонином» – одна из знаменитейших повестей мастера короткой прозы Антона Павловича Чехова. Произведение было опубликовано в 1896 году. В нем описывается любовное чувство, возникшее между скучающим художником и молоденькой помещичьей дочкой, а также затрагиваются социально важные вопросы бедственного положения русского крестьянства и возможные пути изменения сложившегося положения дел.

В повести «Дом с мезонином» 5 основных действующих лиц:

  • Художник (он же рассказчик) – скучающий интеллигент, приехавший в деревню развеяться от городской суеты, но по сути продолживший скучать, хандрить и вести праздный образ жизни;
  • Белокуров – помещик, приятель Художника, в его имение рассказчик и приехал погостить;
  • Екатерина Павловна Волчанинова – помещица, соседка Белокурова;
  • Лида – старшая дочь Волчаниновой, красавица, активистка, ярый борец за преобразования, приверженка метода «малых дел»;
  • Женя (для домашних Мисюсь) – младшая дочь Волчаниновой, мечтательная, жизнерадостная, открытая особа, предмет пылкой страсти Художника.

Главный герой пишет акварели, он художник. Правда, уже давно искусство практически не вдохновляет его. Ничто не будоражит главного героя, ни какая стойкая эмоция или сильное переживание не резонирует в его душе.

Чтобы сменить обстановку, он отправляется в деревню к своему приятелю помещику Белокурову. Последний ведет не более активный образ жизни. Он безвыездно просиживает в своем поместье. От праздного образа жизни его речь приобрела какой-то тягучий характер.

Белокурову даже лень жениться, он вполне довольствуется сожительницей, по мнению рассказчика, больше похожей на раскормленную гусыню.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжетаВпрочем Белокурова не томит такая жизнь, он вполне счастлив в своем блаженном безделье. А вот для нашего Художника праздность томительна. Он словно обречен ничего не делать. Существование в деревне стали сливаться в один длинный-предлинный день. Но однажды гость повстречал девиц Волчаниновых, и все изменилось.

Их было двое. Обе очень красивы, но каждая по-своему. Старшая, Лида, была тонкой, белокожей, статной, по ее плечам раскинулась копна густых каштановых волос. С этой красотой диссонировал тонкий упрямый рот и строгое выражение лица.

Вторая, Женя (дома ее звали веселым прозвищем Мисюсь, так маленькая Женя называла гувернантку француженку), тоненькая, миниатюрная, как куколка, большеротая, глазастая. Эти-то открытые искренние глаза и восхитили Художника.

Мисюсь проводила незнакомца восторженным любопытным взглядом, Лида же едва взглянула на мужчину.

Вскоре соседи Волчаниновы пригласили Художника в гости. Во время первого визита стало ясно, кто в доме хозяин. Уже с порога слышался громкий голос Лиды, которая дала какие-то распоряжения. Матушка Екатерина Павловна при дочери робела, ну, а Мисюсь по-детски соглашалась с любым авторитетным решением старшей сестры.

С первого же визита между Художником и очаровательной Мисюсь возникла влюбленность. Он словно проснулся после продолжительного сна. Эта маленькая белокожая фея пробудила его к жизни. Но чем больше Художник привязывался к младшей сестре, тем более накаленными становились его отношения со старшей.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжетаЛида Волчанинова была членом земства, ярым борцом за активные реформы. Она инициировала открытие аптек, библиотек, школ для бедного крестьянства. «Правда, мы не спасаем человечества. Но мы делаем, что можем, и мы правы». Ключевое «и мы правы» как нельзя лучше характеризует самоуверенную Лиду. Отсутствие гибкости, самокритичности, умения слушать и слышать приводит Лиду к продолжительной и, увы, бесплодной идейной полемике с Художником.

«Я был ей несимпатичен, – отмечал Художник. – Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд и что я, как ей казалось, безразличен к тому, во что она так крепко верила».

С каждым новым спором пропасть между Лидой и Художником увеличивалась. В конце концов властная сестра отправила младшую сперва в другую губернию, а затем за границу. Мисюсь не смогла противиться воле Лиды, а Художник оказался слишком инертен, чтобы спасать свою любовь.

Главная идея

В повести «Дом с мезонином» можно выделить два сюжетных пласта: любовную и идейную линии. Если говорить о любовной линии, то здесь Чехов в первую очередь сделал акцент на том, как часто люди не ценят свое счастье. Антон Павлович писал: «… люди так легко проглядывают, упускают жизнь, сами отказываются от счастья».

И здесь нужно смотреть шире любовной истории Мисюсь и Художника, ведь по сути «Дом с мезонином» – это история о трех несостоявшихся счастьях. Не сложилось счастье Художника и Мисюсь, прозябает в глуши помещик Белокуров и деятельная Лида, решившая положить свою жизнь на служение народу, тоже отказывается от личного счастья ради идеи, целиком овладевшей ей.

Итак, на примере трех судеб автор подчеркивает – нужно любить жизнь, пользоваться всеми благами, которые предоставляет судьба. Рок все равно украдет многие радости, но самолично обворовывать себя – кощунство.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжетаИдейная линия прослеживается главным образом в спорах Лиды и Художника. Ошибочно приписывать автору сторону кого-то из персонажей (традиционно Чехова отождествляют с рассказчиком). Автор не задавался целью дискредитировать теорию «малых дел», он лишь показал два типа отношения человека к жизни. Так, Лида убеждена, что нужно начинать с малого: открывать аптечные пункты, библиотеки, школы. Интеллигентный человек просто не может сидеть сложа руки, когда вокруг нищета, безграмотность, смерть. По мнению Художника, все эти «аптечки и библиотечки» положения дел не изменят. Это лишь обман, видимость деятельности. Когда кто-то сидит на цепи, ему не станет легче, если эту цепь выкрасят разноцветными красками. Вместе с тем Художник не предлагает никакого конкретного плана действия. Ему, как и большинству праздных философов, слишком лень крепко браться за изменения судеб народа.

И, наконец, главное – идея (какой бы она ни была) не должна иметь власть над человеком, не может идти вразрез с его интересами и интересами окружающих. Так, Лида стала одержима своими «малыми делами», оказывая помощь далеким «другим», она не заметила, что стала тираном для своих близких.

Читайте также:  Краткое содержание гончаров обломов за 2 минуты пересказ сюжета

Анализ произведения

Повесть «Дом с мезонином» построена в форме воспоминания о прошлом. Дом с мезонином – символ того уютного давно ушедшего, необратимого, но незабытого прошлого, о котором так приятно вспоминать. Для рассказчика не только обитатели поместья, но и сам дом был живым существом.

С какой нежностью он говорит о нем, называет «милым», «наивным», «старым», «казалось, что окнами своего мезонина дом глядел, как глазами и понимал все». В этом доме старые амосовские печи, вокруг него растут старые ели, а на ветках заводит песню иволга-старушка.

В этом доме-воспоминании остановилось время, целый жизненный уклад, который ушел и никогда не возвратится.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжетаНазвание произведения

Мезонин (в архитектуре) – надстройка, полуярус; надстройка над крыльцом, парадными дверями, средней частью жилого дома, нередко имеет балкон.

Композиция повести кольцевая. Мы встречаемся с рассказчиком, когда он одинок, разочарован и безучастен к жизни. Молниеносная любовь к Мисюсь возрождает в нем жизненные силы, становится спасеньем от одиночества, в жизни появляется долгожданная надежда. После того как роман завершился, Художник долго не терзается, им вновь овладевает привычная хандра и безразличие.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/dom-s-mezoninom.html

«Дом с мезонином»: пересказ, краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Краткое содержание новеллы «Дом с мезонином» познакомит с героями и проблематикой, но не раскроет всех загадок этого гениального произведения. Каждый берет от классики столько, сколько может унести. Но для ответа на уроке достаточно и сжатого пересказа.

Основные персонажи

Повествование ведется от лица Художника. Он талантлив, известен столичной публике, но в настоящий момент лишен вдохновения, разочарован и одинок. Судьба сводит его с обитателями соседней усадьбы, где и разворачивается основное действие повести. В доме с мезонином жили сестры Волчаниновы – Лида и Женя.

  • Лидия – старшая сестра, озабочена состоянием народа. Учит детей, лечит крестьян, собирает помощь для погорельцев, организует партию против уездного председателя Балагина. Художнику кажется, что Лида презирает его, потому что он «в своих картинах не отражает народных нужд”.
  • Женя – младшая сестра, с ласковым прозвищем Мисюсь (так звала она в детстве мисс-гувернантку). В её обществе Художник чувствует себя в своей стихии: девушка много читает, с обожанием слушает его пространные рассуждения. С таким же обожанием относится Мисюсь к сестре и матери.
  • Екатерина Петровна – мать сестер Волчаниновых, вдова тайного советника, добрая, заботливая женщина. Екатерина Петровна во всем подчиняется старшей дочери – «адмиралу в юбке» – и одновременно тревожится о том, что та не торопится замуж.
  • Помещик Белокуров, у которого Художник жил в эти летние месяцы, больше раздражает, чем импонирует пейзажисту. Белокуров целиком находится под влиянием сожительницы – пухлой и дородной Любови Ивановны, которая старше его лет на 10.

Вначале автором была задумана небольшая новелла «Моя невеста», которую в окончательном варианте Чехов назвал «Дом с мезонином».

По-видимому, главную роль в произведении играет не отдельный персонаж, а «милый, наивный, старый дом», окна которого, как и глаза его обитателей, излучали понимание, нежность и любовь. Здесь не держат тайн друг от друга, все дышит порядочностью, нет осуждения и зависти.

Очень краткий пересказ

Краткое изложение сюжета рассказа «Дом с мезонином» умещается в нескольких предложениях. По соседству с имением Белокурова в доме с мезонином живет вдова с двумя дочерями. Атмосфера семейства Волчаниновых согревает душу разочарованного в жизни пейзажиста.

Он часто гостит у соседей, привязывается к младшей дочери – Мисюсь. Старшая дочь – властная и деятельная Лида – кажется ему чересчур самоуверенной. Привыкший к беззаботности и праздности, он был равнодушен к её усердным хлопотам по улучшению жизни народа.

Безразличие гостя к «школам, библиотечкам, аптечкам» вызывало ответную негативную реакцию девушки.

После очередного спора с Лидой он покидает дом раздраженный и расстроенный. Ему вдруг стало «особенно жутко остаться в одиночестве», наедине со своими мыслями. Художник умолял провожающую Мисюсь остаться с ним, покрывая девочку поцелуями. Она же, как и обещала, рассказала о свидании матери и сестре, от которых у неё не было тайн.

Наутро художника встретил опустевший дом – Екатерина Петровна с младшей дочкой уехали в Пензенскую губернию, а затем и за границу. Лида решила, что так будет лучше для всех. Назад Мисюсь так и не вернулась.

Краткое содержание

В небольшой новелле «Дом с мезонином» краткое содержание всех эпизодов удобнее запомнить по главам, каждая из которых играет свою роль в общей композиции произведения.

Глава I Повесть является воспоминанием Художника о событиях 6-летней давности. Почему они так важны для него?

Потеряв творческое вдохновение, он убивал летние дни в чужом имении. На дом с мезонином Художник набрел во время одной из своих прогулок. Тенистые аллеи, пруд с купальней, деревушка и колокольня с горящим на солнце крестом, грациозные фигурки двух милых девушек у старинных ворот – первое впечатление было сродни сладким снам детства.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета«У старинных крепких ворот со львами стояли две девушки»

Роль завязки в повести играют два визита: приезд Лиды в имение Белокурова с подпиской на погорельцев и ответный визит Петра Петровича с Художником к Волчаниновым. Здесь мы знакомимся с атмосферой дома, с кругом интересов его истинной хозяйки – старшей дочери Лизы. Первые впечатления Художника о девушке – самые положительные: «живая, искренняя, интересная».

Глава II Все чаще, посещая дом с мезонином, Художник чувствует отчуждение Лиды. Она словно отгораживалась от него фразой: «Вам это неинтересно». Зато с Мисюсь беззаботному гостю было легко и свободно. Роль этой девочки в доме приоткрывает эпизод, где она хочет понять, почему художника так раздражает Лида.

Его ответ: «Она не права» – печалит Женю, которая хочет (и умеет) понимать самых разных людей: Лиду, маму, художника, Белоусова, наконец. Без её связующего участия в доме станет холодно всем. Художник и сам считает, что ради Лиды стоит «истаскать, как в сказке, железные сапоги».

Но не умеет искренне высказать свою симпатию; привычнее для него – осуждение, критика, презрение.

Глава III Спор художника и Лиды в третьей главе – кульминация повести. Даже краткий пересказ полемики XIX века вряд ли вызовет сегодня интерес у читателя. Лидия защищает точку зрения о том, что культурный человек хотя бы малыми делами должен облегчать жизнь народа. Художник отвергает пользу таких дел.

Его аргументы – набор революционных идей (надо «разрубить цепь, опутавшую народ»); утопий («сообща, всем миром искать правды и смысла жизни»), откровенного нигилизма («Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!»).

После последних слов Лида отсылает Мисюсь из комнаты, прекращает спор, а художник покидает дом с мезонином.

Глава IV Мисюсь вышла к воротам проводить гостя. Боясь одиночества, художник стал целовать обожавшую его девочку. В ответ она крепко обняла его – и вернулась в Дом к матери и сестре. Долго смотрел Художник на светящиеся окна мезонина. Ему, влюбленному в Женю, было не по себе от мысли, что здесь живет и Лида, которая ненавидит его.

На следующий день все было кончено: Женю с матерью отправили в Пензенскую губернию, а затем за границу. Вдогонку уходившему из дома художнику доносилась методичная диктовка Лиды: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру»… Но сыр выпал.

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета«Я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз»

Несколько лет спустя художник узнает, что в опустевшем доме живет одна Лида, по-прежнему занимается полезными делами и даже сумела «прокатить» на выборах неугодного народу Балагина. Зеленый свет Жениного окошка в мезонине больше не горит, но продолжает поддерживать в минуты отчаяния. Художник чувствует: его не забыли, о нем думают. “Мисюсь, где ты?” – Дом с мезонином осиротел без тебя.

Основная мысль рассказа

Даже современникам, хорошо знавшим Чехова, не удавалось однозначно выразить главную мысль рассказа. А уж их-то привлекало в «Доме с мезонином» не только краткое содержание.

Возможно, ключ к разгадке состоит в том, что персонажи-антагонисты – зеркало самого автора. Лида – отражение его деятельной натуры, Художник – образ духовных исканий.

Бесплодны обе крайности: чересчур практичная Лида утрачивает чуткость, способность сопереживать; погруженный в себя художник теряет вдохновение, впадает в депрессию.

Примиряющее крайности начало – любовь, способность принять любого человека и увидеть в нем свет. Носительницей любви в доме с мезонином и была Мисюсь.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov/dom-s-mezoninom.html

Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

Произведения Антона Павловича Чехова – это жемчужина русской классической литературы. В них сочетается тонкое понимание человеческой натуры и дух того замечательного времени, в которое жил великий писатель.

Яркий пример его творчества – рассказ «Дом с мезонином». Он вызывает противоречивые чувства, заставляя читателя сопереживать всем героям повествования. А тем, у кого нет времени читать «Дом с мезонином», краткое содержание рассказа помогает в общих чертах понять суть произведения. Пользуясь подробным пересказом, можно восполнить пробелы в знаниях, сдать экзамены или тесты.

Краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином» содержит описание четырёх глав этого произведения. Именно в таком виде изложение событий, происходящих в рассказе, запоминается лучше всего.

Дом с мезонином: краткое содержание по главам

Этот рассказ Антон Павлович Чехов написал в 1896 году. Тогда было модно писать от первого лица так, как будто читатель изучает личный дневник главного героя. С первых строк рассказа начинаются воспоминания одного художника, история его любви и проблем общества.

Глава I

В начале «дневника» художник описывает своё недавнее прошлое. Его воспоминания касаются событий, произошедших за 7 лет до начала повествования.

Сначала описывается его образ жизни. Молодой человек открыто и без стеснения признаёт, что в то время вёл праздную, не обременённую переживаниями о насущном жизнь. Он гостил в имении своего друга Петра Петровича Белокурова, где много читал, совершал променады, любовался окружающими пейзажами.

Всё изменилось в тот день, когда во время очередной прогулки главный герой забрёл в не знакомую усадьбу. Это было красивое здание белого цвета с просторной террасой и надстройкой – мезонином.

Впрочем, архитектура незнакомой усадьбы отошла на второй план, когда он увидел возле неё двух красивых девушек. Они были похожи между собой бледностью кожи и стройностью фигур. У старшей было очень строгое, холодное лицо, а младшая девушка была весёлой и открытой. Отметив необычную красоту незнакомок, художник отправился обратно к своему товарищу, помещику Белокурову.

Вскоре после той первой, случайной встречи, он снова столкнулся с ними. Во время совместной прогулки с Петром Петровичем он повстречал старшую девушку – Лидию Волчанинову.

Лидия была обеспокоена судьбой жителей соседнего села, пострадавших от пожара. Она обратилась к Белокурову с просьбой оказать помощь погорельцам.

По окончании беседы с помещиком Лидия пригласила обоих джентльменов на ужин.

После того как девушка уехала, Пётр Петрович рассказал художнику о том, что Лидия – старшая дочь владелицы той самой усадьбы с мезонином, Екатерины Павловны Волчаниновой.

Девушка отличалась прогрессивными взглядами, остро сопереживала простым людям, а потому работала учительницей. О младшей сестре Лидии Белокуров сказал лишь только то, что её зовут Женей.

Но так как она ещё очень молода, в семье её называют детским прозвищем Мисюсь.

Отозвавшись на приглашение Лидии и побывав в гостях у Волчаниновых, главный герой остался приятно впечатлён. Ему понравилось общество обеих девушек и приятная атмосфера, царившая в усадьбе.

Глава II

Во второй главе начинается основное развитие событий и раскрываются характеры персонажей рассказа. Основное внимание уделяется Лидии.

В начале второй главы главный герой рассказывает, что с момента первого визита зачастил к Волчаниновым. Ему нравилось общаться с сёстрами и их матушкой. При этом он очень быстро заметил, что Лидия питает к нему неприязнь. Конечно, как любой воспитанный человек, девушка тщательно скрывала раздражение, однако её недовольство всё же хорошо ощущалось.

Причиной неприязни было то, что Лидия была фанатично увлечена остросоциальными проблемами общества: нищетой, голодом, отвратительным состоянием медицины и образования. В связи с этим её раздражал праздный образ жизни художника и его творчество, не имеющее отношения к волнующим девушку проблемам.

При этом Женя, младшая сестра Лидии, жила примерно в том же ритме, что и главный герой. Она с удовольствием посвящала свою жизнь чтению, прогулкам, общению с художником. Он привлекал её как старший и умудрённый жизненным опытом товарищ.

Читайте также:  Краткое содержание опер и балетов за 2 минуты

Что касается их матушки, Екатерины Павловны, то её отношения с дочерями были весьма необычными. Мисюсь Екатерина Павловна понимала без слов, искренне любя младшую дочь, а к Лидии её отношение было немного другим.

Казалось, что Екатерина Павловна побаивается старшую дочь. Разговорившись с художником, она поделилась своей болью.

Матушка переживала, что Лидия слишком увлечена чужими проблемами, а потому даже не пытается устроить свою личную жизнь.

После одного из визитов к Волчаниновым главный герой спросил Белокурова, отчего он даже не пытается поухаживать за девушками. Романтичному художнику казалось удивительным, что друг до сих пор не влюбился в одну из них. Пётр Петрович ответил, что влюблён в свою сожительницу и вполне доволен ею.

Глава III

В третьей главе произошла кульминация событий. Во время беседы с Екатериной Павловной Лида воодушевлённо рассказывала об обещаниях князя построить больницу. Она не смогла сдержать своей неприязни к художнику и пренебрежением отметила, что эта тема ему неинтересна.

В свою очередь, главный герой высказал своё мнение относительно бесполезности усилий Лидии. Он сказал, что для облегчения жизни крестьян ей стоило бы взять на себя часть их работы, а не заниматься просвещением.

Между Лидией и художником начался спор. В этом споре каждый был по-своему прав. С точки зрения Лидии, облегчить жизнь простым людям могли бы школы, аптеки и больницы. Художник считал, что этого мало, так как непосильный труд, голод и нищета уничтожают народ. Никто из спорщиков не хотел уступать. Чтобы не конфликтовать с девушкой, главный герой покинул усадьбу.

Глава IV

Мисюсь решила сгладить впечатление от неприятного спора и ожидала художника у ворот. Она хотела проводить молодого человека, чем несказанно его поразила. Главный герой почувствовал, что влюблён в девушку.

В порыве эмоций он обнял Женю, начал целовать её руки, плечи и лицо. Девушка отвечала взаимностью, но сразу предупредила, что не держит секретов от матери.

Поэтому сразу после возвращения в усадьбу Мисюсь рассказала Екатерине Павловне о произошедшем.

На следующий день главный герой приехал в усадьбу Волчаниновых, чтобы объясниться с девушкой и её матерью. К его огромному удивлению в усадьбе никого не было. Молодому человеку передали записку от Жени. В ней было сказано, что Лидия высказалась против отношений сестры с художником. Мисюсь с Екатериной Павловной не осмелились спорить.

Через несколько лет главный герой начал наводить справки о своей возлюбленной. Пётр Петрович рассказал ему, что Женя с тех пор так и не появлялась в усадьбе, а Лидия продолжает работать учительницей. Повествование заканчивается воспоминаниями художника об удивительной и нежной девушке, мечтами снова встретить её.

Заключение

О чём в целом был рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином», краткое содержание которого пересказано выше? Пожалуй, о судьбе людей со слабым характером. В конце концов все герои рассказа остались глубоко несчастны. Художник с Женей не смогли отстоять свои отношения, Екатерина Павловна сдалась под напором максималистично настроенной дочери, а сама Лидия так и осталась одинокой.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/dom-s-mezoninom-kratkoe-soderzhanie.html

Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

«Дом с мезонином» — рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье, о том времени, когда он был влюблен, и как прошла эта влюбленность. Начинается рассказ с описания зарождения любви, а заканчивается рассказом о потере Мисюсь.

В начале рассказа герой чувствует себя раздраженным, сетует, что в его жизни нет любви, после чего он все же встречает девушку, которая становится для него центром. Но в конце герой все равно возвращается к обычной жизни, полной скуки и безысходности. Таким образом, с первых строк читатель видит, как герой пытается изменить свою жизнь, но в конце возвращается к прежнему.

Если читатель прочтет произведение один раз, то даже может и не заметить любовь, которая быстро зарождается и быстро потухает.

Любовь к Мисюсь была только бегством от реальности, которая надоела герою, бегству к семейной жизни, теплу и уюту.

Но в это же время автор говорит и о недостатках Мисюсь, а это значит, что герой не смог бы прожить с ней долгое время, даже если бы им не помешала Лида.

Описания природы, дома звучат с грустью, это говорит о том, что семейная жизнь не полна счастья и наслаждения.

По мимо этого, есть и три другие линии неудавшегося счастья.  История Белокурова и Лиды схожи. Лида отрицает счастье, возвышает себя в уезде, а Белокуров не хочет чувствовать любовь — ему лень. Он привык жить с девушкой, которая сама имеет достаток. Все они похожи друг на друга тем, что так легко не пускают и отпускают свое счастье, они постепенно духовно умирают.

Также в рассказе поднимается проблема отсутствие самостоятельности, герои не управляют своей жизнью, они не размышляют о роли народа в жизни общества, о взаимоотношении его с аристократами.

Чехов стремился показать людей, которые ни на что не способны: им не удается личная жизнь, они не проявляют интереса к происходящему в обществе.

Вариант 2

Это один из известнейших рассказов, написанных в конце XIX века. О чем произведение? Автор выносит на суд общественности, личные переживания, субъективное описание мест, в которых побывал.

Рассказ отличителен тем, что каждый персонаж имеет реальный прототип, так или иначе связанный с жизнью дореволюционного писателя. Первая публикация состоялась в альманахе  «Русская мысль».

Рассказ написан на старорусском в 1896 году.

Сюжет

Рассказ адресован читателю в первом лице художника, проживавшего в имении помещика. Существование главного героя не выглядит слишком обремененным заботами. Во время одного из моционов он знакомится с молодой девушкой, работающей преподавателем и гордящейся тем, что она живет честным благородным трудом.

У художника и девушки часто возникали споры из-за социальных вопросов: необходимость постройки земских учреждений, улучшение быта крестьян. Во время одной из дискуссий они серьезно ссорятся, что вынуждает художника покинуть дом. Но перед этим он успевает влюбиться в младшую сестру героини и та отвечает ему взаимностью.

Но потребность защищать сестру не дремлет. Старшая сестра настоятельно требует разорвать отношения с творцом, что она и делает, слезно извиняясь. Это был окончательный конец пребывания художника в поместье и тот отбывает в столицу. По прошествии нескольких лет его гложет ностальгия, и он с трепетом вспоминает время, проведенное в том уютном сестринском доме.

История написания

Как уже отмечалось выше, произведение имеет реальную подоплеку. В частности, сохранились письма, где это обстоятельство прекрасно заметно.

Автору долго не удавались вкрапления социальных взглядов о земствах в любовную историю, которая превалирует в рассказе, в этой связи публикация произведения неоднократно откладывалась.

Как и во многих других рассказах писателя, большое внимание уделено описанию быта персонажей, что традиционно вызвало недовольство критиков. Утверждали, что автор часто теряет сюжетную нить, отдавая ее на откуп описательной части.

Сам же Чехов парировал, мол, это особенность его литературного стиля. В данном противостоянии хочется, конечно, встать на сторону автора. Действительно, без интересных словесных портретов его произведение было бы читать не так интересно.

Автор всеми силами пытался уйти от классического повествования, утяжеляющего прочтение рассказа, поэтому даже самые драматичные, либо философские изречения написаны простым языком. Это тоже плюс для произведения — оно остается привлекательным для легкого чтения и по сей день.

Можно только порекомендовать рассказ для прочтения. Он дает представление о поместной жизни в конце XIX века. Есть возможность узнать о мнении автора о реформах местного самоуправления и общей социальной ситуации в провинциальной среде.

Анализ рассказа Дом с мезонином

В рассказе «Дом с мезонином» Антон Павлович Чехов повествует нам о не состоявшейся любви художника и девушки с интересным именем Мисюсь. Так же писатель затрагивает идейные споры, которые касаются достаточно важных вопросов всего общества.

Эти вопросы волнуют достаточно давно, и многие писатели затрагивали эту тему наряду с темой любви. Сколько бы люди не спорили о порядках, условиях, положении народа так ничего и не меняется.

Единственно споры каждый раз по истечении времени меняют свою окраску.

Художник рассказывает о себе о своем счастье, о влюбленности. Все это было когда-то, но он еще помнит ощущение счастья, которое, как и влюбленность ушли.

Автор не просто представляет нам рассказ героя, но и пытается донести до нас состояние, в котором находился он и что чувствует сейчас.

Чехову важно чтобы читатель прочувствовал, что творилось в душе у рассказчика до влюбленности и во время нее, а также о его состоянии сейчас, когда потерял Мисюсь навсегда.

Художник так описывает свое состояние, что до того, как встретиться с любовью, чувствовал себя одиноким, ненужным соответственно всем недовольным.

И вот почувствовав любовь к девушке из никчемного, раздраженного человека он становится любящим, ощущающим свою необходимость.

И со временем, когда все заканчивается герой опять возвращается в то состояние ненужности и одиночества как ему кажется.

Любовь в рассказе настолько мимолетная, что ее можно вовсе не заметить или принять за легкое увлечение. Возможно так и было для Мисюсь. Это для главного героя девушка была спасательным кругом в его одинокой жизни. Встретив ее, он немного встрепенулся и почувствовал вкус к жизни.

Разумеется, для него, как творческого человека тихое семейное счастье вскоре бы наскучило и тогда пришлось бы искать новое увлечение, которое бы дало толчок к вдохновению, дело еще и в том, что со временем были бы заметны недостатки девушки.

Они рано или поздно начали бы раздражать героя и как человека и как художника.

Очень жаль, что наш герой не смог постичь даже мимолетного семейного счастья. На протяжении всего рассказа проходит грустная тема о несбывшихся мечтах. И как многие писатели чехов призывает природные явления, чтобы подчеркнуть тоску и безысходность.

В своем рассказе «Дом с мезонином» Чехов хотел сказать, что никто не виноват в никчемном существовании людей. Они сами отказываются от своего счастья, тушат огонек своей любви, при этом обвиняя во всем другую сторону. Как бы ни спорили герои рассказа они достаточно сильные противники, не желающие уступать друг другу ни в чем.

10 класс

Краткое содержание Дом с мезонином Чехова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/analiz-rasskaza-chexova-dom-s-mezoninom-sochinenie

Архиерей (краткий пересказ содержания). Чехов Антон Павлович

Архиерей

Краткое содержание произведения

Под вербное воскресенье, в начале апреля, преосвященный Петр служит всенощную. Церковь полна народом, поет монашеский хор. Архиерей нездоров уже три дня, он чувствует тяжесть и усталость. Точно во сне или в бреду ему кажется, будто в толпе подошла к нему его мать, которую он не видел уже девять лет.

И почему-то слезы потекли у него по лицу. Вблизи него кто-то еще заплакал, потом еще и еще, и мало-помалу церковь наполняется общим тихим плачем. После службы он возвращается домой, в Панкратиевский монастырь. Тихая, задумчивая луна, красивый колокольный звон, дыхание весны в мягком холодном воздухе.

И хотелось думать, что так будет всегда.

Дома он узнает, что действительно приехала его мать, и засмеялся от радости. Молитвы на сон грядущий мешаются у него с мыслями о матери, воспоминаниями о детстве, когда он (тогда его звали Павлушей), сын дьякона в бедном селе, ходил в крестный ход без шапки, босиком, с наивной верой, с наивной улыбкой, счастливый бесконечно.

У него жар. Он разговаривает с отцом Сисоем, иеромонахом, всегда недовольным чем-нибудь: «не ндравится мне!» — обычные слова Сисоя.

На другой день, после служб, он принимает дорогих гостей, мать и племянницу Катю, девочку лет восьми. Преосвященному заметно, что мать, несмотря на ласковость, стесняется его, говорит почтительно и робко.

Вечером он лежит в постели, укрывшись потеплей. Теперь ему вспоминается, как восемь лет он жил за границей, служил в церкви на берегу теплого моря.

Слепая нищая у него под окном пела о любви, и он тосковал по родине.

Преосвященный Петр принимает просителей. И теперь, когда ему нездоровится, его поражает пустота, мелкость всего того, о чем просили, его сердят неразвитость, робость.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов червоточина за 2 минуты пересказ сюжета

За границей, должно быть, он отвык от русской жизни, она нелегка для него.

За все время, пока он здесь, ни один человек не поговорил с ним искренне, попросту, по-человечески, даже старуха мать, кажется, уже не та, совсем не та!

Вечером монахи пели стройно, вдохновенно. Преосвященный во время службы сидел в алтаре, слезы текли по лицу.

Он думал о том, что вот он достиг всего, что было доступно человеку в его положении, он веровал, но все же не все было ясно, чего-то еще недоставало, не хотелось умирать; и все еще казалось, что нет у него чего-то самого важного, о чем смутно мечталось когда-то, и в настоящем волнует все та же надежда на будущее, какая была и в детстве, и в академии, и за границей.

В четверг — обедня в соборе, возвращение домой в теплый солнечный день. Мать все так же робка и почтительна. Только по необыкновенно добрым глазам, робкому, озабоченному взгляду можно было догадаться, что это мать.

Вечером в соборе чтение двенадцати евангелий, и во время службы преосвященный, как всегда, чувствует себя деятельным, бодрым, счастливым, но к концу службы ноги совсем онемели и стал беспокоить страх, что он вот-вот упадет.

Дома он тихо признается Сисою: «Какой я архиерей? Меня давит все это… давит».

Наутро у него началось кровотечение из кишок: брюшной тиф. Старуха мать уже не помнила, что он архиерей, и целовала его, осунувшегося, похудевшего, как ребенка, и впервые назвала Павлушей, сыночком. А он уже не мог выговорить ни слова, и ему представлялось, что он, уже простой, обыкновенный человек, идет по полю, свободен теперь, как птица, может идти куда угодно!

Преосвященный умер под утро в субботу, а на другой день была Пасха — с радостным звоном, всеобщим весельем — как было всегда, как будет, по всей вероятности, и в будущем.

Через месяц назначили нового архиерея, о прежнем уже никто не вспоминал, а потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, когда выходила в своем глухом городишке под вечер на выгон, чтобы встретить корову, рассказывала другим женщинам, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят…

И ей в самом деле не все верили.

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=83&bookid=4

Краткое содержание рассказа Чехова «Дом с мезонином» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1896Краткое содержание рассказа

Читается за 5 минут, оригинал — 35 мин

Рассказчик (повествование идёт от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик — художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал.

«Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрёл в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми.

Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашён в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта».

Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живёт она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника.

Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи».

Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодёжь должна составить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас молодёжь.

Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребёнком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого.

Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.  Да, прекрасная, интеллигентная семья…»

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке  Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его.

Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна.

«Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авторитет был непререкаем.

Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руководство семьёй.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре.

«Мы не имеем тайн друг от друга…» Когда на следующий день он пришёл к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тёте, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу.

По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых.

Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живёт в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина.

«Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где». Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «…мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/50972-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-chehova-dom-s-mezoninom.html

Краткое содержание

А.П. Чехов – рассказ «Дом с мезонином». Тему несостоявшегося счастья А.П. Чехов развивает в рассказе «Дом с мезонином». Сюжет – несостоявшаяся любовь, бессильная против обстоятельств и противостояния окружающих людей. Герой рассказа – художник, приехавший на лето в именье к своему знакомому.

В соседней усадьбе, в доме с мезонином, живет семья: старушка-мать и две девушки-сестры. Старшая, Лида, увлечена общественной деятельностью. Она работает учительницей в земской школе и гордится тем, что «живет на собственный счет».

Она целиком поглощена своей деятель­ностью, и кроме этих интересов – школ, аптек, медицинс­ких пунктов – для нее ничего не существует. В семье ее ува­жают и, пожалуй, боятся. Строгая, умная, красивая, она ка­жется матери и сестре особенным, недосягаемым существом.

Младшую же сестру считают ребенком, ее домашнее про­звище – «Мисюсь» (так в детстве Женя называла свою гу­вернантку).

Юная, наивная девочка Мисюсь – один из самых обая­тельных женских образов Чехова. Между художником и Же­ней завязываются отношения, дружба, влюбленность. Они близки друг другу непосредственностью, поэтическим вос­приятием жизни, простотой.

Автор дает нам понять: эти герои могли бы быть счастливы вместе. Но Лида не переносит ху­дожника из-за его безыдейности. В результате она разрушает это намечавшееся, хрупкое счастье. Она отсылает мать с сес­трой к тетке, в Пензенскую губернию.

Когда художник при­ходит в дом с мезонином, то там уже нет Жени. Потрясенный, он возвращается домой. По дороге дворовый мальчик вручает ему записку Мисюсь: «Я все рассказала сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением.

Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!»

Рассказ заканчивается тем, что прошло много лет после случившегося и художник (он же герой-рассказчик) начина­ет забывать про «дом с мезонином»: «и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и по­тирал руки от холода. А еще реже, когда меня томит одиноче­ство и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

«Дом с мезонином» – это рассказ о доброй и спасительной силе любви. Художник у Чехова находится в состоянии ду­шевного кризиса, глубокого нравственного разлада, который лишает его желания работать.

Ему невыносимо сознавать, что он всего лишь создает удобства жизни, между тем «до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и все клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеря­ло навсегда всякую жизнеспособность». Но любовь к Ми­сюсь исцеляет его душу.

Художник испытывает к этой девуш­ке трогательную нежность. «Худенькое тело», «тонкие плечи», «бледное лицо с большим ртом и большими глазами» – этот портрет передает хрупкость, трепетность героини, ее детскость. Женя верит художнику, и он видит в ней своего доброго гения.

Однако сам тон повествования говорит о том, что эта история не будет иметь счастливого конца. Грустный финал предваря­ют описания увядающей природы в начале произведения. По мере того как рождается любовь, подспудно нарастает и тревожное чувство, и ощущение неизбежной драмы.

В лице Лиды и художника Чехов представляет нам два раз­личных миросозерцания. Эти герои ожесточенно спорят о том, какая деятельность является достойной, в чем состоит народ­ное счастье. Лида – убежденный защитник популярной в те времена теории «малых дел».

Она занимается благотворитель­ностью, пытается помогать крестьянским семьям, собирает на погорельцев, воюет с председателем земской управы.

Ху­дожник же считает, что вопрос о народном счастье нужно рас­сматривать в глобальном плане: «все эти Анны, Марфы, Пе­лагеи с раннего утра до потемок гнут спины, болеют от непо­сильного труда… рано блекнут, рано старятся и умирают в гря­зи и вони, их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже живот­ных – только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх…» Герой смотрит на жизнь шире, он говорит о прекрас­ном будущем, в котором соединятся духовный и физический труд. И это столкновение взглядов заканчивается неприми­римой враждой.

Авторское отношение к героям проявляется в использова­нии Чеховым определенных художественных деталей, в ав­торских описаниях. Так, Лида Волчанинова говорит всегда серьезно, не улыбаясь, не глядя на собеседника. Мать и Женя постоянно повторяют о том, что она замечательный человек.

Но мы видим, что она держит всю семью в беспрекословном повиновении. Мы часто слышим громкий, самоуверенный голос Лиды. Характерно описание девушки: Лида, «стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, осве­щенная солнцем, приказывала что-то работнику».

А следом за этим она, «торопясь и громко разговаривая», принимает двух-трех больных. Здесь отчетливо видно авторское отноше­ние к героине, чувствуется тонкая авторская ирония.

Лида Волчанинова – самоуверенная и высокомерная девушка, не чуждая аристократической спеси, при всей ее земской дея­тельности. Этот хлыст в руках остается в памяти читателя.

Характерна и финальная сцена повести. Лида диктует кре­стьянской девочке басню Крылова «Ворона и Лисица».

На минуту отвлекаясь, она небрежно отвечает художнику, что мать с сестрой уехали к тетке, а зимой – уедут за границу.

Душев­ная холодность, отсутствие чуткости подчеркиваются тем, что текст басни умертвляется громкой, монотонной диктовкой, и тем, с какой торжествующей самоуверенностью вершит она человеческие судьбы.

Душевное потрясение героя Чехов обозначает через незна­чительные детали: художник смотрит, ни о чем не думая, на пруд и на деревню, и ему по-прежнему становится «скучно жить».

Рассказ завершается «открытым» финалом. Мы не знаем, встретится ли художник с Мисюсь. Но в жизни человека не­пременно должна быть надежда, мечта – таков смысл чехов­ского финала.

Источник: https://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-dom-s-mezoninom-chehov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector