Краткое содержание достоевский село степанчиково и его обитатели за 2 минуты пересказ сюжета

Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад.

Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется Фома Фомич Опискин, ранее бывший шутом “из-за куска хлеба” у Крахоткина, но сумевший всецело подчинить своему влиянию генеральшу и ее свиту из “перезрелых” девиц благодаря чтению им “душеспасительных книг”, толкованию “христианских добродетелей”, снов, “мастерскому” осуждению ближних, а также безудержному самовосхвалению. “Олицетворение самолюбия самого безграничного”, “загноившегося” из-за прежних унижений и “выдавливающего из себя зависть и яд при каждой встрече, при каждой чужой удаче”, ничтожество Опискин находит в доме Ростанева идеальные условия для проявления своей натуры. Добрейший, совестливый, уступчивый, склонный к самообвинению хозяин Степанчикова по своему характеру не способен утвердить собственные достоинство, независимость и интересы. Главное его стремление – мир и “всеобщее счастье” в доме; довольство окружающих – глубокая душевная потребность, ради которой он готов жертвовать почти всем. Убежденный в доброте и благородстве человеческой природы, он бесконечно оправдывает даже самые дурные, эгоистические поступки людей, не хочет верить в злые замыслы и побуждения. В итоге полковник оказывается жертвой моральной тирании своего приживальщика и самодурки матери, обращающихся с ним, как с провинившимся ребенком. “Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет”. Ростанев же почитает обоих наглецов людьми “высших качеств” и возвышенного благородства.

Теперь Фома с генеральшей хотят принудить полковника к браку с немолодой, но очень богатой девушкой Татьяной Ивановной, приглашенной с этой целью погостить в Степанчиково. Это доброе простодушное создание всего лишь игрушка в руках интриганов. Неожиданно вознесенная богатым наследством из унизительного прозябания, она “тронулась” умом.

“Мания к амурным делам” делает ее поведение смешным и странным; любой проходимец с помощью дешевых “романических” эффектов может завлечь, обобрать и бросить ее. Жалея Татьяну Ивановну, Ростанев, однако, противится планам обогащения своих домашних, так как влюблен в молоденькую гувернантку своих детей Настасью Евграфовну Ежевикину.

Девушка из бедной семьи, она получила воспитание и образование за счет полковника, прежде любившего ее как дочь. Настя и сама сердечно привязана к отцу Сашеньки и Илюши. Но оба не признаются себе и друг другу в своей любви: Ростанев – из-за разницы в возрасте, Настя – из-за разницы в социальном положении.

Тем не менее уже полгода их взаимная симпатия не секрет для соглядатаев, почуявших угрозу своему господству. В самом деле, Настя, в отличие от старшего друга, открыто возмущается тиранией и выходками Опискина и явно не потерпит подобного, став хозяйкой Степанчикова.

Наглецы требуют позорного изгнания девушки из дому, прикрываясь бессовестной демагогией о “феноменальном сластолюбии” на деле деликатного и целомудренного Ростанева и заботой о нравственности Насти, якобы дурно влияющей на детей.

Готовый на бесконечные уступки, в этом вопросе полковник проявляет некоторую твердость: решает выдать Настеньку замуж за своего двадцатидвухлетнего племянника Сергея Александровича, недавно окончившего университет, и вызывает его письмом из Петербурга Юноша тоже учился на средства любящего дяди, который теперь мечтает о счастливой совместной жизни в деревне с обоими своими воспитанниками.

Приехавший в Степанчиково ранним июльским утром петербуржец находит здесь настоящий “сумасшедший дом”. Богач хозяин трепещет перед нищим приживальщиком, боясь его “обидеть” своим превосходством.

Он втайне встречается со своими же крепостными, прослышавшими о намерении “подарить” их деспоту Опискину. Они в отчаянии умоляют барина не давать их в “обиду”.

Тот соглашается, удивляясь, почему Фома, заставляющий крестьян учить французский язык и астрономию, им “так не мил”.

Сергей Александрович, подобно дяде, вначале подозревает в Опискине “натуру необыкновенную”, но “озлобленную” обстоятельствами и мечтает “примирить его с человеком” уважением и добротой. Переодевшись, он идет в чайную, где собралось все общество: генеральша с дочерью и приживалками, бедный молодой человек Обноскин с матерью, бедный родственник

Мизинчиков, Татьяна Ивановна, Настя и дети. Фомы нет, так как; он “сердится” на Ростанева за неуступчивость в вопросе о женитьбе. “Сердятся” и другие домашние, обвиняющие полковника вслух в “мрачном эгоизме”, “убийстве маменьки” и прочем вздоре. Добряк же всерьез переживает и неловко оправдывается.

Одна Саша говорит об Опискине правду: “он глуп, капризен, замарашка, неблагодарный, жестокосердный, тиран, сплетник, лгунишка”, “всех нас съест”.

Претендующий на необыкновенный ум, талант и знания, Опискин к тому же ревнует к “ученому” племяннику Ростанева, в результате чего бедный приезжий подвергается крайне нелюбезному приему у генеральши.

Наконец Фома входит: это “плюгавенький человечек” “лет под пятьдесят”, с ханжескими манерами и “нахальной самоуверенностью” на лице. Все заискивают перед ним. Он же начинает издеваться над дворовым мальчиком Фалалеем, попавшим к нему в немилость из-за своей красоты и расположения к себе генеральши.

Отчаявшись выучить Фалалея по-французски, Фома решает “облагородить” его сны. Не умеющему соврать Фалалею все время снится “грубый, мужицкий” сон “про белого быка”, в чем Фома усматривает “растлевающее” влияние Ростанева.

Накануне Опискину удалось поймать свою жертву на другом “преступлении” – исполнении “неприличного” танца про комаринского мужика. Истязатель с наслаждением попирает “живой бифстекс” на том основании, что знает “Русь” и “Русь” его “знает”.

Пытающегося вмешаться в “ученый” разговор полковника грубо обрывает и прилюдно отчитывает: “Занимайтесь хозяйством, пейте чай, но оставьте литературу в покое”. Сам Фома мнит себя писателем в преддверии всероссийской “славы”.

Далее он куражится над камердинером Гаврилой, заставляя его при всех отвечать по-французски. Это смешно, и бедная “ворона” не выдерживает: “такого сраму, как теперь, отродясь над собой не видывал!” Возмущенный “бунтом” Фома, взвизгнув, убегает. Все идут его утешать.

В саду Сергей Александрович встречается со своей предполагаемой невестой, получает отказ и узнает о ее намерении в тот же день покинуть Степанчиково. Из окон слышны звуки скандала.

Полковник не желает уступить Настю и решает расстаться с Опискиным “благородным образом, без всякого унижения” для последнего. Во время разговора наедине в чайной он великодушно предлагает Фоме пятнадцать тысяч и обещает купить для него домик в городе.

Опискин же разбрасывает деньги, прикидываясь неподкупной добродетелью. Полковник, оказывается, попрекает его куском хлеба и тщеславится своим богатством. Бедный Ростанев кается, умоляет о прощении.

Оно возможно лишь при условии, что он смирит свою “гордыню” и назовет приживальщика “вашим превосходительством”, то есть признает его достойным “генеральского сана”. Несчастный добряк идет и на это унижение. Ненадолго умиротворенный Фома “прощает” его и Гаврилу.

Поздно вечером во флигель к Сергею Александровичу приходит Мизинчиков в тщетной надежде обрести в юноше платного помощника. Его “идея” заключается в увозе Татьяны Ивановны, женитьбе на ней и овладении ее деньгами.

Кстати, это избавит Ростанева от нежеланного брака. Мизинчиков обещает поступить с больной женщиной гуманно, предоставив ей достойную жизнь и душевное спокойствие.

Правда, он боится, что его опередит Обноскин, которому он по неосторожности открылся.

После ухода Мизинчикова появляется дядя с лакеем Видоплясовым. Это “секретарь” Опискина, сбитый им с толку глупец, понимающий “благородство души” как вычурность и презрение ко всему народному, естественному.

Терпя за свое зазнайство насмешки от дворни, он умоляет сменить его “неблагозвучную” фамилию на Олеандрова, Уланова, Эссбукетова и т. п. Свои стихи называет “воплями Видоплясова”.

Ростанев сообщает племяннику, что все “уладил”: Настя остается, так как Сергей Александрович объявлен ее женихом, а сам дядя завтра же делает предложение Татьяне Ивановне. Узнав о готовящемся отъезде Настеньки, полковник бросается ее остановить.

Племянник идет вслед за ним по ночному саду и видит в беседке Татьяну Ивановну с Обноскиным, явно укравшим “идею” Мизинчикова. Вскоре он встречает и встревоженного дядю: только что Фома застал его в минуту поцелуя с Настенькой, признавшейся ему в любви.

Намереваясь завтра же сделать предложение любимой девушке, полковник тем не менее боится осуждения Опискина и “трезвона”, который тот может поднять.

Ночью он пишет “брату и другу”, умоляя не разглашать о свидании в саду и содействовать согласию генеральши на его брак с Настей.

На рассвете обнаруживается побег Татьяны Ивановны с Обноскиным. Ростанев бросается в погоню и вырывает безумную из рук мошенника. Она снова в Степанчикове.

Днем происходит всеобщее собрание в комнатах Фомы Фомича по случаю именин Илюши. В разгар праздника Опискин, уверенный, что его никуда не отпустят, разыгрывает комедию “изгнания” из поместья в “простой, мужичьей телеге”, с “узелком”. “Напоследок” он рвет письмо Егора Ильича и оповещает присутствующих, что видел его ночью с Настей “в саду, под кустами”.

Рассвирепевший полковник вышвыривает вон хама, явно не ожидавшего такой развязки. Гаврила увозит его на телеге. Ростанев просит у матери благословения на брак, но та не слушает сына и только умоляет вернуть Фому Фомича. Полковник соглашается при условии, что тот публично извинится перед Настей.

Тем временем струсивший и присмиревший Опискин возвращается сам – Ростанев находит его “уже на селе”.

Хитрец проделывает новый “фокус”: оказывается, он доброжелатель Насти, защитник ее “невинности”, которой угрожали “необузданные страсти” полковника.

Простодушный Ростанев чувствует вину, а Фома неожиданно для всех соединяет руки влюбленных. Генеральша их благословляет. Присутствующие в восторге благодарят Опискина за устроение “всеобщего счастья”.

Прежние “бунтовщики” просят у него прощения.

После свадьбы Фома еще прочнее воцарился в доме: “киснул, куксился, ломался, сердился, бранился, но благоговение к нему “осчастливленных” не уменьшалось”. Генеральша скончалась через три года, Опискин – через семь. Найденные после его смерти сочинения оказались “необыкновенной дрянью”. Детей у Ростанева и Насти не было.

Вариант 2

Ростанев Егор Ильич, подполковник в отставке, – человек честный, благородный, добрый, но очень мягкий и поддающийся влиянию.

Совершенно неожиданно для себя и окружающих он получает в наследство поместье Степанчиково, куда переезжает вместе с детьми (сыном Ильюшей и дочкой Сашей) и престарелой овдовевшей матерью. С матерью едет Фома Опискин, бывший слуга отчима Ростанева.

Владелец богатого поместья Ростанев – не хозяин у себя дома. Уступчивый и совестливый, он старается угодить матери, ее приживальщицам, а больше всего Фоме Фомичу, который пользуется добротой Ростанева и ведет себя нагло и дерзко.

В Степанчиково появляются новые персонажи: немолодая и достаточно обеспеченная, но немного “с придурью” Татьяна Ивановна, молоденькая и хорошенькая гувернантка Настасья, ее отец, племянник-студент из Петербурга Сергей Александрович, Мизинчиков, Обноскин с матерью

Ростанев испытывает довольно сильную симпатию к Настасье, она отвечает ему взаимностью, но истинное отношение друг к другу скрывают из-за предрассудков. Настю беспокоит разница в их социальном статусе, а полковника – в возрасте.

Тем временем, маменька и Фома решают женить его из корыстных побуждений на Татьяне Ивановне, чтобы увеличить его и свое состояние. Им страшно от того, что он может жениться на бедной Насте. Настю они собираются выдворить из дома.

Чтобы ее оставили в покое, полковник зовет в гости племянника в качестве Настиного жениха.

Сергей Александрович, юноша 22-х лет отроду, получает письмо от дяди, которое очень его обеспокоило и привело в гости из Петербурга, где он учился на деньги своего обожаемого дяди. В Степанчиково все ему кажется странным и напоминает “сумасшедший дом”. Фома возомнил себя выдающейся личностью, учителем, философом и писателем.

Создает видимость, что пишет что-то стоящее, учит крестьян французскому и требует от полковника называть себя “превосходительством”. Также, он хочет, чтобы Ростанев даже не думал о Насте и сделал предложение Татьяне Ивановне. Мизинчиков с Обноскиным наперебой пытаются сосватать богатую невесту, а Настя, наконец-то, признается полковнику в своих чувствах.

Фома случайно видит их поцелуй и оповещает о нем всех присутствующих на Дне Рождении Ильюши.

Впервые Ростанев совершенно выходит из себя и прогоняет Фому, но мать полковника умоляет вернуть Опискина обратно. Ростанев соглашается в обмен на извинения Фомы перед Настей. Фома же, неожиданно для себя и всех в Степанчиково, соединяет руки и сердца влюбленных. Мать вслед за Фомой дает им свое благословение.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-selo-stepanchikovo-i-ego-obitateli-dostoevskij/

"Село Степанчиково и его обитатели": краткое содержание и анализ

«Село Степанчиково и его обитатели» — шуточное — и легкое произведение, описывающее забавные события, которые происходили в помещичьей усадьбе на протяжении всего двух дней.

«Село Степанчиково и его обитатели»: краткое содержание

Владелец села, помещик Егор Ильич Ростанев, обладает теплым и добрым характером, за что крестьяне чтут его, как родного отца. В усадьбе Ростанева проживает Фома Фомич Опискин — по месту рождения горожанин, приближающийся годами к старости. У покойного отца Ростанева он служил кем-то вроде шута.

В течение многих лет он служил предметом насмешек и помалкивал, но теперь обнаружил, что новый хозяин является человеком мягким и добрым, и поведение Опискина постепенно меняется в худшую сторону: он ловко перетягивает на свою сторону старую и слабоумную мать Ростанева. Из шута он превращается в своевольного господина, так что уже нельзя понять, кто в доме хозяин.

Читайте также:  Краткое содержание чехов чайка за 2 минуты пересказ сюжета

В общем, «с Фомой именно сбылась пословица: посади за стол, он и ноги на стол».

Пользуясь своими весьма поверхностными познаниями, Опискин помыкает обитателями усадьбы и даже приступает к обучению крестьян — он заставляет их учить французский язык и нещадно бранит их за то, что те могут ничего толком запомнить.

И никто не может остановить этого хитрого дурака.

Жители деревни обращаются к помещику за помощью, но тот настолько незлобив, что оправдывает Фому, говоря, что все должны сочувствовать ему, поскольку ввиду многих несчастий у него испортился характер, за что сам Фома не несет никакой ответственности.

Когда между Ростаневым и молодой умненькой домашней учительницей Настенькой возникает любовная связь, Фома, возомнивший себя «абсолютным монархом», заявляет, что их отношения — безнравственны.

И тогда уже сам Ростанев не может сдержать гнева, поскольку оскорбляют его чистую Настеньку, и в конце концов выгоняет Фому из дома. Однако его престарелая мать души не чает в Фоме, и под ее напором Ростанев волей-неволей вынужден согласиться возвратить прежнего шута в дом.

К этому времени, однако, он уже возвратился сам — хоть он и покидает деревню с оскорбленным видом, но идти ему некуда.

Возвратившийся в усадьбу Фома по-прежнему мнит себя существом особым, которого никто не понимает, и продолжает свои нелепые выходки, но, однажды выгнанный, он все-таки понимает, что гораздо лучше не издеваться над людьми, а быть им благодарным. Он перестает своевольничать, и поэтому заслуживает заботу Ростанева и других обитателей Степанчикова.

«Село Степанчиково и его обитатели»: анализ произведения

В конце 50-х годов, когда писалась эта повесть, в России повсюду вспыхивали крестьянские волнения, великая реформа по освобождению крестьянства от крепостного права стояла в политической повестке дня.

Однако в произведении Достоевского ни о чем подобном не говорится.

Возможно, что, как это видно и по «Дядюшкину сну», бывший политкаторжанин опасался цензуры и не осмелился описать неспокойные настроения в среде крестьян.

Деревенская жизнь появляется уже в дебютном произведении Достоевского — «Бедных людях» — в письмах Вареньки Доброселовой.

Но эта деревня не имеет никакого отношения к деревне реальной, это идеальная деревня, придуманная Достоевским. И в «Селе Степанчикове…» Достоевский снова описывает вымышленную русскую деревню.

Свою юношескую мечту об идеальных социальных отношениях он опрокидывает в эту вымышленную деревню под названием Степанчиково. 

Идеальное сообщество, которое с распростертыми объятиями принимает к себе любого испорченного человека, оставалось мечтой и чаянием писателя на всем протяжении его жизни. В письме к брату Михаилу (от 11 апреля 1859) Достоевский отмечал, что он вывел в своей повести «два серьезные характера и даже новые, небывалые нигде», под которыми он имел в виду Фому и Ростанева.

Однако похоже, что читатели, которые оставались верны ему начиная с «Бедных людей», не посчитали эти характеры за «новые».

Им было ясно, что и самовлюбленный (без всякого на то основания), жалкий и смешной Фома, и не способный к упрекам прекраснодушный Ростанев — это такие персонажи, которые присутствуют в произведениях писателя; они отражают его понимание человека или же обусловлены психологией самого Достоевского.

Образ Фомы Опискина

Фома не красавец и не богач, способностей тоже нет. Словом, в нем нет никакого очарования. Тем не менее, он совершенно по-детски хочет, чтобы его признали, чтобы о нем заботились. Все нелепые, самодурские проделки Фомы объясняются его желанием быть кем-то признанным и кем-то любимым.

И в этом ничтожном человеке тоже есть нечто героическое, и проистекает оно от страстного желания доказать, что ты — создание выдающееся.

Когда Ростанев в самых униженных выражениях попросил его покинуть без скандала свой дом и предлагает Фоме пятнадцать тысяч рублей, тот презрительно взял деньги и «разбросал всю пачку денег по комнате» (правда, «он не разорвал и не оплевал ни одного билета»), заявил, что его сердце неподвластно силе денег, и произнес блистательную речь, восхваляющую собственное благородство. При этом он «пыхтел, как будто от невыразимого волнения». Фома чувствовал себя как на седьмом небе, когда ему предоставлялся случай показать свое «величие». У него не было тайного намерения взять больше денег. Потому что, как иронично замечает Достоевский, это человек непрактический, это тоже в своем роде какой-то поэт».

С молодых лет Достоевский часто описывал достойных осмеяния жалких людей, подобных Фоме. Никчемный трус и дурак, человек с невообразимым самомнением, но все равно страдающий — вот такие «странные существа» больше всего интересовали Достоевского, их он все время и исследовал.

Исследователи, которые пишут о «Селе Степанчикове…», в общем и целом придерживаются точки зрения, высказанной советским литературоведом Юрием Тыняновым еще в 1921 г. Тынянов полагал, что Фома — это карикатура на Гоголя.

Мне, однако, кажется, что Фома приходится «братом» героям самого Достоевского 40-х годов (Голядкин из «Двойника», Ползунков), родственен он и некоторым позднейшим персонажам (герою «Записок из подполья», Степану Трофимовичу из «Бесов»).

Если мы поставим Фому в этот ряд, то лучше поймем, что интересовало Достоевского в человеке и что составляло сердцевину этого интереса.

Интерес писателя обычно силен, но узок, и сменить предмет такого интереса весьма непросто. Вот и Достоевского интересовало в человеке то же самое, что и до ссылки. В «Петербургской летописи» он отмечал: «Коль неудовлетворен человек, коль нет средств ему высказаться… то сейчас же и впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие» и, «наконец, с ума сойдет от амбиции…»

Таков был взгляд на человека молодого Достоевского. После ссылки он не только не изменился, но, пройдя проверку временем, стал еще более сосредоточенным на том же самом. Об этом свидетельствует и образ Фомы из «Села Степанчикова…».

Образ Ростанева

В этом произведении мысли автора «доверены» Ростаневу. Если мы поймем его, идеи самого Достоевского станут нам тоже более понятными.

Ростанев добр со всеми, но еще более добр он по отношению к жалкому ребенку — Фоме. Он сочувствует Фоме, он понимает его желания, он хочет быть его другом. Ростанев, таким образом, является для Достоевского воплощением «прекрасного человека».

Почему Фома прилепляется не к кому-нибудь, а именно к Ростаневу? Потому что Ростанев — такой типаж, которому хочется заключить обладателя дурного сердца в свои горячие объятия.

И Фома чувствует это его желание, его тягу. И потому его исковерканное сердце хочет оказаться в поле действия этой прекрасной души.

Фома и Ростанев тянутся друг к другу — точно так же, как и Рогожин и Мышкин из «Идиота».

Ростанев изо всех сил защищает свой идеал такого сообщества, где все живут дружно. Он недурен собой, он великодушен и относится к лучшим представителям помещичьего слоя; когда подвергается сомнению его идеал о дружном сообществе, он, как и Вася из «Слабого сердца», становится чрезвычайно раним — он боится того, что его идеалы могут быть разрушены.

Село Степанчиково напоминает лечебницу для умалишенных — потому, что его «директор» Ростанев не в состоянии справиться со своевольничанием Фомы, которое выходит за рамки всякого здравого смысла и меры.

Но стоит только Ростаневу повысить голос, как детское своевольничанье Фомы улетучивается. Сам Фома как бы «вычисляет», что может позволить ему Ростанев. Он как бы ждет, когда же его выбранят.

Но Ростанев не способен положить предел проделкам Фомы.

Ему изо всех сил хочется верить, что все люди по своей природе — хороши. Ему трудно упрекнуть человека, даже если тот действительно плох. Он предчувствует, что если он станет упрекать человека, то это нанесет непоправимый ущерб его идеалам.

Он боится, что в этом случае его убеждение в доброй природе человека будет разрушено. Он — мечтатель, который поражен болезнью под названием «прекраснодушие».

Ростаневу нужен «ребенок» Фома — точно так же, как Мышкину нужны «несчастная» Настасья и «испорченный» Рогожин.

Это — типичный пример «прекрасного человека» Достоевского. Ему ни за что не хочется признавать, что люди живут, испытывая злобу по отношению друг к другу, что они обижают один другого.

«Прекрасный человек» Достоевского смотрит на мрачный, несчастный, глупый и низкий мир сквозь розовые очки, чтобы не нарушить спокойствия своей души.

Он не видит мир таким, как он есть, он хочет думать, что на самом-то деле всякий обитатель этого мира является ангелом.

Начиная с Девушкина из «Бедных людей», мы все время встречаем у Достоевского такой тип, который страстно желает видеть «хорошего человека» даже в своем враге. Даже в тех молодых чиновниках, которые подвергают его осмеянию, Девушкин обнаруживает, что они, в сущности, люди хорошие, просто они еще не достигли нужной степени зрелости.

Не высказав эту мысль, сердце Девушкина не может обрести покой. Мышкин — таков же, что и Ростанев, он является таким же представителем «прекрасных людей», которые, признавая в других недостатки, ощущают себя ответственными за них и мучаются угрызениями совести.

Мышкин тоже выступает защитником мечты о том, что все люди должны жить в любви и дружбе.

Достоевский воплощает мечтания о «прекрасном человеке» через тип, который исполнен желания не нажить себе врагов, а его идеал людского сообщества выражается в таких человеческих отношениях, когда каждый прощает каждому, когда каждый жалеет каждого. Этот «прекрасный человек» избегает соперничества, противостояния и упреков — каким бы ни был другой человек.

В этих представлениях прячется нелюбовь к самостоятельному, «автономному» человеку. В душе Достоевского таится глубокий комплекс зависимости, этот комплекс находит свое выражение в мечтах о «прекрасном человеке» и о сообществе, где каждый прощает каждому.

Фома, человек обделенный с рождения, свою ненависть и униженность являет в своих диких и самовольных выходках, направленных против всех вокруг. Ростанев не упрекает его, он безоговорочно оправдывает и прощает Фому, проявляет сочувствие.

Рассказчик из «Записок из подполья» обрушивает скопившуюся у него в душе злобу на женщину, но потом обливается слезами и признается этой женщине, что не видел добра от людей, что он не привык к добру. «Мне не дают… Я не могу быть добрым!» Женщина же соглашается с ним и без лишних слов заключает его в свои объятия. Достоевский считал такие отношения «прекрасными».

Достоевский хочет нам сказать, что «сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

В портретах и восприятии «доброго человека», который появляется в произведениях Достоевского («Записок из подполья», «Идиот», «Кроткая», «Сон смешного человека»), наблюдаются определенные отличия, но мы видим одну и ту же парадигму отношений между «незрелым ребенком» и «прекрасным человеком» (идеальным сообществом). Мы не находим таких сочувственных отношений между здоровыми и самодостаточными людьми.

У «прекрасного человека» Достоевского отсутствует жизненная сила, которая позволила бы ему полностью охватить другого. В нем не хватает «нормальности», в нем ощущается какая-то болезненность.

Если бы вдруг Чехов принялся изображать такие отношения, которые представлены в «Селе Степанчикове…», он бы, без всякого сомнения, четко написал, что и Ростанев, и Фома —люди ненормальные, что они составляют такую пару психических больных, каждый из членов которой не может обойтись без другого.

Наверное, и Достоевский чувствовал нечто похожее, недаром он определяет Ростанева как «ребенка в сорок лет». И Мышкина, тоже «прекрасного человека», Достоевский тоже наделяет чертами, которые свидетельствуют, что он не совсем в своем уме.

Я сказал, что мечты Достоевского об идеальном сообществе рождены его глубоким комплексом зависимости. Достоевский говорит об этом сообществе так, будто оно находится где-то вовне, но с нашей точки зрения будет правильнее говорить о глубоко спрятанной и очень ранимой частичке его души.

Это «женская» («материнская») часть души, которая подвигает ее чрезмерно впечатлительного и приниженного обладателя прилепляться к чему-то большему. Такое поведение вряд ли возможно для уверенного, здорового, победительного и сильного человека.

Подверженный кризисам, слабый и больной человек все время страстно желает, чтобы его поняли, он хочет душевного умиротворения и спокойствия. И Достоевский выставлял такой душевный строй в качестве некоего идеала. Герои Достоевского не апеллируют к разуму, они сосредоточены на своем внутреннем мире, их заботит, как бы не были разрушены их мечтания.

Когда по внутреннему миру Мышкина наносится удар, он уже не может оставаться нормальным, что свидетельствует о его психологии, перегруженной мечтами о прекрасном.

Представления Достоевского о прекрасном идеале не принимают ясную форму разумного воления, он боится прямого изображения своих идеалов, что свидетельствует о его болезни.

Другие герои

В «Селе Степанчикове…» Достоевский говорит о своих героях: «Чудаки! их как будто нарочно собирали сюда!» И еще раз: «коллекция этих чудаков».

Вокруг Ростанева и Фомы группируются странноватые люди, которые имеют эпизодические роли, но сообщают повествованию известную живость. Это и шут Ежевикин, и разумный эгоист Мизинчиков, и красивый, но придурковатый мальчик Фалалей.

Читайте также:  Краткое содержание гранин зубр за 2 минуты пересказ сюжета

Здесь и Татьяна Ивановна, старая «озабоченная» дева. Думаю, что она в какой-то степени списана с Марии Исаевой, с которой Достоевский недавно вступил в брак. Достоевский выставляет эту полубезумную женщину за «чистого человека», в чем проявляются фантазии Достоевского-утописта — трактовка ее характера имеет общее с трактовкой Катерины из «Хозяйки».

Видоплясов же походит на Смердякова из «Братьев Карамазовых». Над Видоплясовым все время смеются его друзья и приятели, он — дурачок, который страдает неисправимым многословием. Видоплясов описан юмористически, но в нем чувствуется какая-то испорченность и отсутствие корней. Достоевский хорошо видел и ощущал таких слабых людей, от которых исходит запах тлена.

Все эти персонажи попадают в копилку писателя, где уже собрались мечтатели другого рода. 

Особенности композиции

В заключение отмечу некоторые особенности построения текста «Села Степанчикова…».

Текст «Села Степанчикова…» устроен таким же образом, как и «Дядюшкин сон»: рассказчик представляет нам неких персонажей, которые затем вступают между собой в разнообразные диалоги. Это важный для Достоевского прием, который роднит прозу писателя с драматургией.

Советский исследователь творчества Достоевского Л. П. Гроссман назвал технику Достоевского «конклавной». То есть действующие лица собираются в одном месте, высказывают свою точку зрения, проводят дискуссию, затем наступает развязка, и затем все разъезжаются. Начиная с «Села Степанчикова…

» такое построение произведения встречается у Достоевского все чаще.

Советский философ и литературовед Михаил Бахтин говорил о «карнавале» с его перевертыванием ролей. По отношению к «Дядюшкину сну» и «Селу Степанчикову…» его теория карнавала выглядит вполне уместной.

В особенности это касается «Села Степанчикова…» с его мощной текстовой энергетикой и шумной атмосферой действия.

Читая это произведение, видишь, что в писателе совершается подготовительная работа по написанию романов.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/selo_stepanchikovo_i_ego_obitateli_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/66-1-0-939

Село Степанчиково и его обитатели

Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев — владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад.

Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется Фома Фомич Опискин, ранее бывший шутом «из-за куска хлеба» у Крахоткина, но сумевший всецело подчинить своему влиянию генеральшу и ее свиту из «перезрелых» девиц благодаря чтению им «душеспасительных книг», толкованию «христианских добродетелей», снов, «мастерскому» осуждению ближних, а также безудержному самовосхвалению. «Олицетворение самолюбия самого безграничного», «загноившегося» из-за прежних унижений и «выдавливающего из себя зависть и яд при каждой встрече, при каждой чужой удаче», ничтожество Опискин находит в доме Ростанева идеальные условия для проявления своей натуры. Добрейший, совестливый, уступчивый, склонный к самообвинению хозяин Степанчикова по своему характеру не способен утвердить собственные достоинство, независимость и интересы. Главное его стремление — мир и «всеобщее счастье» в доме; довольство окружающих — глубокая душевная потребность, ради которой он готов жертвовать почти всем. Убежденный в доброте и благородстве человеческой природы, он бесконечно оправдывает даже самые дурные, эгоистические поступки людей, не хочет верить в злые замыслы и побуждения. В итоге полковник оказывается жертвой моральной тирании своего приживальщика и самодурки матери, обращающихся с ним, как с провинившимся ребенком. «Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет». Ростанев же почитает обоих наглецов людьми «высших качеств» и возвышенного благородства.

Теперь Фома с генеральшей хотят принудить полковника к браку с немолодой, но очень богатой девушкой Татьяной Ивановной, приглашенной с этой целью погостить в Степанчиково. Это доброе простодушное создание всего лишь игрушка в руках интриганов. Неожиданно вознесенная богатым наследством из унизительного прозябания, она «тронулась» умом.

«Мания к амурным делам» делает ее поведение смешным и странным; любой проходимец с помощью дешевых «романических» эффектов может завлечь, обобрать и бросить ее. Жалея Татьяну Ивановну, Ростанев, однако, противится планам обогащения своих домашних, так как влюблен в молоденькую гувернантку своих детей Настасью Евграфовну Ежевикину.

Девушка из бедной семьи, она получила воспитание и образование за счет полковника, прежде любившего ее как дочь. Настя и сама сердечно привязана к отцу Сашеньки и Илюши. Но оба не признаются себе и друг другу в своей любви: Ростанев — из-за разницы в возрасте, Настя — из-за разницы в социальном положении.

Тем не менее уже полгода их взаимная симпатия не секрет для соглядатаев, почуявших угрозу своему господству. В самом деле, Настя, в отличие от старшего друга, открыто возмущается тиранией и выходками Опискина и явно не потерпит подобного, став хозяйкой Степанчикова.

Наглецы требуют позорного изгнания девушки из дому, прикрываясь бессовестной демагогией о «феноменальном сластолюбии» на деле деликатного и целомудренного Ростанева и заботой о нравственности Насти, якобы дурно влияющей на детей.

Готовый на бесконечные уступки, в этом вопросе полковник проявляет некоторую твердость: решает выдать Настеньку замуж за своего двадцатидвухлетнего племянника Сергея Александровича, недавно окончившего университет, и вызывает его письмом из Петербурга Юноша тоже учился на средства любящего дяди, который теперь мечтает о счастливой совместной жизни в деревне с обоими своими воспитанниками.

Приехавший в Степанчиково ранним июльским утром петербуржец находит здесь настоящий «сумасшедший дом». Богач хозяин трепещет перед нищим приживальщиком, боясь его «обидеть» своим превосходством. Он втайне встречается со своими же крепостными, прослышавшими о намерении «подарить» их деспоту Опискину. Они в отчаянии умоляют барина не давать их в «обиду».

Тот соглашается, удивляясь, почему Фома, заставляющий крестьян учить французский язык и астрономию, им «так не мил». Сергей Александрович, подобно дяде, вначале подозревает в Опискине «натуру необыкновенную», но «озлобленную» обстоятельствами и мечтает «примирить его с человеком» уважением и добротой.

Переодевшись, он идет в чайную, где собралось все общество: генеральша с дочерью и приживалками, бедный молодой человек Обноскин с матерью, бедный родственник Мизинчиков, Татьяна Ивановна, Настя и дети. Фомы нет, так как; он «сердится» на Ростанева за неуступчивость в вопросе о женитьбе.

«Сердятся» и другие домашние, обвиняющие полковника вслух в «мрачном эгоизме», «убийстве маменьки» и прочем вздоре. Добряк же всерьез переживает и неловко оправдывается. Одна Саша говорит об Опискине правду: «он глуп, капризен, замарашка, неблагодарный, жестокосердный, тиран, сплетник, лгунишка», «всех нас съест».

Претендующий на необыкновенный ум, талант и знания, Опискин к тому же ревнует к «ученому» племяннику Ростанева, в результате чего бедный приезжий подвергается крайне нелюбезному приему у генеральши.

Наконец Фома входит: это «плюгавенький человечек» «лет под пятьдесят», с ханжескими манерами и «нахальной самоуверенностью» на лице. Все заискивают перед ним. Он же начинает издеваться над дворовым мальчиком Фалалеем, попавшим к нему в немилость из-за своей красоты и расположения к себе генеральши.

Отчаявшись выучить Фалалея по-французски, Фома решает «облагородить» его сны. Не умеющему соврать Фалалею все время снится «грубый, мужицкий» сон «про белого быка», в чем Фома усматривает «растлевающее» влияние Ростанева.

Накануне Опискину удалось поймать свою жертву на другом «преступлении» — исполнении «неприличного» танца про комаринского мужика. Истязатель с наслаждением попирает «живой бифстекс» на том основании, что знает «Русь» и «Русь» его «знает».

Пытающегося вмешаться в «ученый» разговор полковника грубо обрывает и прилюдно отчитывает: «Занимайтесь хозяйством, пейте чай, но оставьте литературу в покое». Сам Фома мнит себя писателем в преддверии всероссийской «славы».

Далее он куражится над камердинером Гаврилой, заставляя его при всех отвечать по-французски. Это смешно, и бедная «ворона» не выдерживает: «такого сраму, как теперь, отродясь над собой не видывал!» Возмущенный «бунтом» Фома, взвизгнув, убегает. Все идут его утешать.

В саду Сергей Александрович встречается со своей предполагаемой невестой, получает отказ и узнает о ее намерении в тот же день покинуть Степанчиково. Из окон слышны звуки скандала.

Полковник не желает уступить Настю и решает расстаться с Опискиным «благородным образом, без всякого унижения» для последнего. Во время разговора наедине в чайной он великодушно предлагает Фоме пятнадцать тысяч и обещает купить для него домик в городе.

Опискин же разбрасывает деньги, прикидываясь неподкупной добродетелью. Полковник, оказывается, попрекает его куском хлеба и тщеславится своим богатством. Бедный Ростанев кается, умоляет о прощении.

Оно возможно лишь при условии, что он смирит свою «гордыню» и назовет приживальщика «вашим превосходительством», то есть признает его достойным «генеральского сана». Несчастный добряк идет и на это унижение. Ненадолго умиротворенный Фома «прощает» его и Гаврилу.

Поздно вечером во флигель к Сергею Александровичу приходит Мизинчиков в тщетной надежде обрести в юноше платного помощника. Его «идея» заключается в увозе Татьяны Ивановны, женитьбе на ней и овладении ее деньгами.

Кстати, это избавит Ростанева от нежеланного брака. Мизинчиков обещает поступить с больной женщиной гуманно, предоставив ей достойную жизнь и душевное спокойствие.

Правда, он боится, что его опередит Обноскин, которому он по неосторожности открылся.

После ухода Мизинчикова появляется дядя с лакеем Видоплясовым. Это «секретарь» Опискина, сбитый им с толку глупец, понимающий «благородство души» как вычурность и презрение ко всему народному, естественному.

Терпя за свое зазнайство насмешки от дворни, он умоляет сменить его «неблагозвучную» фамилию на Олеандрова, Уланова, Эссбукетова и т. п. Свои стихи называет «воплями Видоплясова».

Ростанев сообщает племяннику, что все «уладил»: Настя остается, так как Сергей Александрович объявлен ее женихом, а сам дядя завтра же делает предложение Татьяне Ивановне. Узнав о готовящемся отъезде Настеньки, полковник бросается ее остановить.

Племянник идет вслед за ним по ночному саду и видит в беседке Татьяну Ивановну с Обноскиным, явно укравшим «идею» Мизинчикова. Вскоре он встречает и встревоженного дядю: только что Фома застал его в минуту поцелуя с Настенькой, признавшейся ему в любви.

Намереваясь завтра же сделать предложение любимой девушке, полковник тем не менее боится осуждения Опискина и «трезвона», который тот может поднять.

Ночью он пишет «брату и другу», умоляя не разглашать о свидании в саду и содействовать согласию генеральши на его брак с Настей.

На рассвете обнаруживается побег Татьяны Ивановны с Обноскиным. Ростанев бросается в погоню и вырывает безумную из рук мошенника. Она снова в Степанчикове.

Днем происходит всеобщее собрание в комнатах Фомы Фомича по случаю именин Илюши. В разгар праздника Опискин, уверенный, что его никуда не отпустят, разыгрывает комедию «изгнания» из поместья в «простой, мужичьей телеге», с «узелком». «Напоследок» он рвет письмо Егора Ильича и оповещает присутствующих, что видел его ночью с Настей «в саду, под кустами».

Рассвирепевший полковник вышвыривает вон хама, явно не ожидавшего такой развязки. Гаврила увозит его на телеге. Ростанев просит у матери благословения на брак, но та не слушает сына и только умоляет вернуть Фому Фомича. Полковник соглашается при условии, что тот публично извинится перед Настей.

Тем временем струсивший и присмиревший Опискин возвращается сам — Ростанев находит его «уже на селе».

Хитрец проделывает новый «фокус»: оказывается, он доброжелатель Насти, защитник ее «невинности», которой угрожали «необузданные страсти» полковника.

Простодушный Ростанев чувствует вину, а Фома неожиданно для всех соединяет руки влюбленных. Генеральша их благословляет. Присутствующие в восторге благодарят Опискина за устроение «всеобщего счастья».

Прежние «бунтовщики» просят у него прощения.

После свадьбы Фома еще прочнее воцарился в доме: «киснул, куксился, ломался, сердился, бранился, но благоговение к нему «осчастливленных» не уменьшалось». Генеральша скончалась через три года, Опискин — через семь. Найденные после его смерти сочинения оказались «необыкновенной дрянью». Детей у Ростанева и Насти не было.

Вы прочитали краткое содержание повести Село Степанчиково и его обитатели. В разделе нашего сайта — краткие содержания, вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести «Село Степанчиково и его обитатели» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/selo-stepanchikovo-i-ego-obitateli

Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

«Село Степанчиково и его обитатели» – шуточное и легкое произведение, описывающее забавные события, которые происходили в помещичьей усадьбе на протяжении всего двух дней.

Владелец села Степанчиково, помещик Егор Ильич Ростанев, обладает теплым и добрым характером, за что крестьяне чтут его, как родного отца. В усадьбе Ростанева проживает Фома Фомич Опискин – по месту рождения горожанин, приближающийся к старости. У покойного отца Ростанева он служил кем-то вроде шута.

Много лет Фома был предметом насмешек и помалкивал, но теперь обнаружил, что новый хозяин – человек мягкий и добрый, и постепенно распоясался.

Опискин ловко перетягивает на свою сторону старую и слабоумную мать Ростанева и превращается из шута в своевольного господина, так что уже нельзя понять, кто в доме хозяин.

Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели. Экранизация, 1989

Пользуясь своими весьма поверхностными познаниями, Опискин помыкает обитателями усадьбы и даже приступает к «распространению образованности» среди крестьян. Он заставляет их учить французский язык и нещадно бранит за то, что они не могут ничего толком запомнить. Никто не может утихомирить этого хитрого дурака.

Жители деревни обращаются к помещику за помощью, но тот по незлобивости оправдывает Фому, говоря, что все должны сочувствовать ему, ибо характер Фомы испортился от несчастий.

Читайте также:  Краткое содержание байрон манфред за 2 минуты пересказ сюжета

Когда между Ростаневым и молодой домашней учительницей Настенькой возникает любовная связь, Фома, возомнивший себя высшим моральным судиёй, заявляет, что их отношения – безнравственны. И тогда Ростанев не может сдержать гнева: оскорбляют его чистую Настеньку.

Он выгоняет Фому из дома. Однако престарелая мать Ростанева души не чает в Фоме. Под ее напором Ростанев волей-неволей соглашается вернуть прежнего шута в дом.

Впрочем, Фома уже возвратился сам – хоть он и покинул перед этим деревню с оскорбленным видом, идти из неё ему некуда.

Возвратившись в усадьбу Фома по-прежнему мнит себя особым существом, которого никто не понимает, и продолжает нелепые выходки, но, однажды выгнанный, он наконец все-таки понимает, что издевательство над людьми может стать опасным. Фома перестает своевольничать, и заслуживает заботу Ростанева и других обитателей Степанчикова.

На нашем сайте вы можете также прочитать литературный анализ повести «Село Степанчиково и его обитатели» и статью об истории её создания

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3987-dostoevskij-selo-stepanchikovo-i-ego-obitateli-kratkoe-soderzhanie

Село Степанчиково и его обитатели — Федор Достоевский — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

  1. Тут никто никого не убивает топором. Совсем. Никто не убивается по своей воле. Совсем. Никто не строит умопомрачительных теорий обо всём и всех. Совсем. Тут даже нету банальных убийств. Совсем. Нету ни одной проститутки. Совсем. И блэкджека тоже нет. Однако, традиционное достоевское ощущение «что-за-чёрт-тут-происходит?!» всё равно в полной мере присутствует.

    Если коротко охарактеризовать, то почти всех героев можно назвать lucky idiots. И ещё там есть Серёжа, который не понимает, что вокруг происходит.

    Было бы логично, если бы он проснулся и понял, что всё это сон – так было бы всё ясно-понятно тогда. Или мы внезапно обнаруживаем, что это такой весёлый шутка и на самом деле эту книгу написал Кафка, например.

    Но это не сон, и это написал не Кафка, это происходит «на самом» деле; это — фарс.

    Это такая дилемма: если ты в окружении дураков и ты ничего не понимаешь, то ты тоже дурак? С одной стороны, если ты разумен, то должен бы понять, что происходит; но с другой стороны, если ты понял дураков, то сам дурак, наверное.

    Герои делают нелогичные поступки. Все они представляют какие-либо крайние степени всяких разных идиотизмов. Один подвержен влиянию других, причём, в своём же доме и от своих приживальщиков-дармоедов. Без истеричных капризных барышень не обошлось.

    Ещё есть самодур, который настолько самодур, что своей верой в свою избранность смог убедить не только себя в этом, но и других всех. Парочка любовных интрижек для проформы и сюжета.

    И ещё есть приехавший в это милейшее место Серёжа, который ходит, глазками хлопает, а в голове у него скачет обезьянка и орёт «что за достоевский тут происходит, Кафку вашего за ногу!», но Серёжа виду старается не подавать и обезьянку тщательно прячет внутри головы, затыкает ей рот и всячески улыбается.

    Конечно, Достоевский уже не тот. Стоп, не так: конечно, Достоевский уже Гоголь. Стоп, опять не так, это уже у Белинского было. Хм. Во: конечно, Достоевский уже Грибоедов. Или не Грибоедов… Я запутался, кажись.

    В общем, Достоевский отличился от себя самого, это очень другой Достоевский в сравнении с более «популярными» его произведениями.

    Впрочем, почитать стоит определённо, хотя бы для того, чтобы увидеть талант Фёдора Михайловича в другом проявлении.

  2. Скажите мне только одно и успокойте меня: я в настоящем сумасшедшем доме или нет?

    Абсолютно спонтанно взявшись за «Село Степанчиково», я неожиданно открыла для себя совершенно другую сторону творчества Достоевского — язвительно-ироничную.

    Ко всегда свойственному ему умению невероятно точно подбирать слова для выражения своей мысли и великолепному «вскрыванию» причуд и пороков отдельных представителей человечества здесь добавляется еще и гротескная «комедия положений», невероятный фарс, что делает это произведение необычным для автора, но крайне интересным для прочтения.

    Здесь вы не встретите ни философских размышлений, ни бедных и угнетенных людей, ни серого Петербурга, ни даже чахотки и эпилепсии. Напротив, вас ждет деревня, лето, привольная и обеспеченная жизнь и…

    вечный праздник бессмертного идиотизма. Потому как на страницах этого небольшого романа Достоевский собрал целую галерею образов, один другого краше, так что не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать.

    Повествование ведется от лица молодого человека по имени Сергей, который получил от своего дяди Егора Ильича довольно странное письмо с просьбой как можно скорее приехать, чтобы жениться на гувернантке его детей. Согласитесь, тут уже из одного любопытства стоило поехать, что племянник и делает. Но попав в Степанчиково, он видит не столько усадьбу достойного помещика, сколько некий парад уродов на дому.

    Маменька-генеральша с толпой собачек и приживалок, дальний родственник с далеко идущими планами по устроению собственного благополучия, лакей-литератор, помешавшаяся от внезапно свалившегося богатства и всеобщего внимания перезрелая девица

    И, конечно, сам дядя, добродушный и мягкий человек, идеалист, видящий во всех вокруг исключительно хорошее, которым каждый может управлять, как ему вздумается.

    Егор Ильич решительно ни за кем не хочет признавать никаких дурных наклонностей или помыслов, а если уж что и случается — то, уж конечно, виной тому никто иной, как он сам:

    Оно, конечно, я виноват. Я, братец, еще не знаю, чем я именно провинился, но уж, конечно, я виноват…

    А царствует надо всем этим Фома Фомич Опискин, великий манипулятор и непризнанный гений актерского мастерства. Будучи по сути своей никем (а в прошлом — шутом у старого склочного генерала), живя в доме полковника, он умудряется подчинить себе весь дом во главе с хозяином.

    Представьте же себе человечка, самого ничтожного, самого малодушного, выкидыша из общества, никому не нужного, совершенно бесполезного, совершенно гаденького, но необъятно самолюбивого и вдобавок не одаренного решительно ничем, чем бы мог он хоть сколько-нибудь оправдать свое болезненно раздраженное самолюбие.

    Фоме Фомичу крайне повезло встретить такого человека, как Егор Ильич. Уж тут его способности проявились в полной мере. Все вокруг заглядывают ему в рот, ожидают его одобрения, не смеют ни засмеяться, ни слова сказать, не оглянувшись предварительно на великого и ужасного Опискина.

    А как же ж, он ведь образованный человек, литературой занимается. Не чета кому-нибудь там.

    Сочинение пишет! — говорит он, бывало, ходя на цыпочках еще за две комнаты до кабинета Фомы Фомича. — Не знаю, что именно, — прибавлял он с гордым и таинственным видом, — но уж, верно, брат, такая бурда… то есть в благородном смысле бурда.

    Надо отдать должное Фоме Фомичу — его ораторским способностям могли бы позавидовать многие. При других обстоятельствах он бы только с их помощью мог далеко пойти.

    Неподражаемый пафос и самоуверенность невольно заставляют людей не слишком большого ума прислушиваться к нему и видеть в нем сильную и мудрую личность.

    Его способность к манипулированию тем сильнее, что он и сам верит в то, что говорит — что он непризнанный, непонятый, всеми обиженный человек добрейшей души и непревзойденного благородства. А какой актерский талант! Хотела было написать «пропадает», но он вовсе не пропадает, а очень даже используется на всю катушку на благо своего обладателя.

    Неужели вы не понимаете, что я, так сказать, раздавил вас своим благородством?

    Фома Фомич у меня вовсе не вызывал никакого раздражения и желания поставить его на место.

    А над кем бы я тогда так смеялась?! Хотя остальные тоже способны подарить массу положительных эмоций, один Видоплясов с его воплями чего стоит (а как великолепно его чтец озвучивал в аудиокниге! Как и всех остальных, впрочем).

    Еще один из моих фаворитов — это господин Бахчеев. Так бы и слушала вечно это его ворчание.

    Эх, прокисай всё на свете!

    А Сережа, рассказчик наш то есть, бродит из угла в угол с разинутым ртом и пытается уяснить: это мир сошел с ума или он сам чего-то не понимает в этой жизни? Хотя сам-то он тоже недалеко от дяди ушел.

    Хоть и не до такой степени наивный и мягкосердечный, он из-за своей деликатности и неопытности столь же неспособен оказать хоть какое-то влияние на сложившуюся в доме нелепую ситуацию и остается пассивным наблюдателем.

    Хотя события и без его участия разворачиваются достаточно быстро.

    Достоевский, оставаясь все же верным себе, и в этой книге нам подарит немало душераздирающих сцен со всеобщими слезами и экзальтацией, вот только здесь они настолько гротескны и театральны, что только большим усилием воли читатель может удержаться от приступа гомерического хохота. Впрочем, зачем и удерживаться? На то ведь и фарс, чтобы люди над собой немного посмеялись. Тем более, когда написано это настолько ярко, остро, живо и иронично.

    А финал шикарен. И по всему видать, веселая жизнь в селе Степанчиково на этом не заканчивается… Хотя печально все это, конечно.

  3. «Село Степанчиково и его обитатели» — это поистине шедевр русской классики! Шикарный концентрированный гротеск, великолепная трагикомедия! Достоевский в роли сатирика – это лебединая песня мировой классической литературы! Повесть Достоевского о том, что добро должно быть с кулаками, читается на удивление легко. Язык произведения богат и колоритен, характеры персонажей показаны во всей многогранности.

    Итак, главные действующие лица:

    Полковник, он же дядя, — мягкий и слабохарактерный человек, истово нуждающийся в спасении, наивно обрекший себя на добродушное рабство ради матери и общего мнимого спокойствия. Он обманывается из лучших побуждений сам и принуждает других принимать игру некоего Фомы Фомича, «захватившего власть» в доме.

    Матушка полковника — капризная идиотка, вторящая во всем запудрившему ей и без того засохшие мозги, приживальщику.

    Фома Фомич (далее ФФ) — наследник гордой фамилии Опискиных (вообще фамилии героев в произведении говорящие – Опискин, Обноскин, Мизинчиков, Видоплясов). ФФ не имеет за душой ни гроша и долгое время подвизывался в доме генерала ничтожным чтецом-шутом, да так и достался по наследству пасынку почившего генерала, то бишь, дяде-полковнику.

    Теперь он занимает более важную должность в структуре помещичьего мирка – теперь он сатрапствующий неблагодарный приживальщик, эдакий провинциальный Тартюф, чьи основные достоинства — владение в совершенстве искусством осуждать ближнего и непомерно раздутое самолюбие.

    Опискин – редкостного полета мозгоклюй, способный довести до края любого, даже самого терпеливого человека, и вывернуть, казалось бы, безвыходную ситуацию в свою пользу, давя на лучшие человеческие чувства и порывы. Удивительный образ, яркий, двуликий – тут и плюгавенький лгунишка и деспотичный геракла, затмевающий своим длинным языком солнце для жителей имения.

    Как называет его сам автор – «бесполезный, малодушный выкидыш из общества», вот только выкидыш цепкий, тщеславный, хитрый и до омерзения прилипчивый. Весь мир вертится только вокруг него и покорен только ему.

    Племянник – прифигевший от открывающихся перспектив молодой человек, хорошо воспитанный и жаждущий спасти погибающего дядюшку.

    Прочие действующие лица из мещан и дворни либо служат декором в спектакле, либо являются орудием в руках главных действующих лиц и используются исключительно для достижения разнообразных целей.

    Сюжет.Попытка мозгоклюя ФФ при поддержке тяжелой артиллерии (капризной матушки полковника) женить полковника-дядю на деньгах и оттяпать оные деньги для собственного пользования, а также пожать все возможные плоды с нивы хлебного Степанчикова.

    Встречающееся сопротивление со стороны второстепенных действующих лиц немедленно сминается танковой атакой ФФ (угрозами не уважать/уйти/помереть) и редкими сбросами бомб (нравоучительно-мозговыносительными беседами).

    Действо изредка разбавляется безумными амурами сбрендившей от свалившегося на голову наследства старой девы из второстепенных действующих лиц.

    И лишь само присутствие рыцаря в белом тарантасе (племянника), вынуждает тёмную силу ФФ сделать финт ушами и, получив в результате по тыковке, обиженно совершить недолгий, но показательный великий исход из земель Степанчиковых. Пораженный же молнией раскаяния и уподобившийся мокрой курице, ФФ по-хамелеоньи перелицевавшись в мудрого «гения добра», возвращается на тепленькое местечко.

    Так, не столь благодаря умению действующих лиц, сколь волею случая, был спасен и осчастливлен счастием интимного толка полковник-дядя.

    Занавес.

    P.S. Прочитав эту замечательную повесть, по объему больше похожую на роман, я внезапно поняла, что мне очень хорошо знакомы некие двойники Опискина, Мизинчикова,… И вообще я ежедневно пребываю в селе Степанчикове, не таких, конечно грандиозных масштабов, но все же аналогия четко прослеживается. Офис ты мой родной, село моё, Степанчиково…

Источник: https://MyBook.ru/author/fedor-mihajlovich-dostoevskij/selo-stepanchikovo-i-ego-obitateli/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector