Краткое содержание достоевский сон смешного человека за 2 минуты пересказ сюжета

«Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского чрезвычайно сложное произведение. По сюжету, на далекой планете, куда прибыл «смешной человек», моделируется история жизни на Земле. Как изображает Достоевский идеально счастливое состояние людей? Тут важны два момента:

1) никакого государственного устройства,

2) никакой техники и промышленности.

Рай ассоциируется с жизнью древних греков. Как-то в «Дневнике писателя» Достоевский обмолвился: «Золотой век еще весь впереди… а теперь — промышленность». То есть золотой век и промышленность как бы исключают друг друга.

Но вот вопрос: что означает эта ключевая фраза из рассказа «Я развратил их всех!»? И почему ни одним словом Достоевский не показывает, как именно удалось одному человеку развратить всех? Нет ли здесь некоторого иносказания? На помощь могут прийти высказывания старца Зосимы из шестой книги «Братьев Карамазовых». Зосима говорит, в частности, что каждый человек, помимо своих грехов, виноват и во всех грехах других людей. Не поэтому ли герой рассказа берет на себя вину за все грехи людей? В самом себе он видит то начало, которое губит и других людей, а значит, и все общество. В экспозиции рассказа, герой отталкивает несчастную девочку — этот холодный эгоизм и есть та болезнь, из-за которой болен мир. В себе ее надо найти и себя объявить виноватым за то, что мир еще не рай («Не ищи правду в других, коли ее в тебе нет»). Примерно таким представляется ход мысли Достоевского.

Краткое содержание Достоевский Сон смешного человека за 2 минуты пересказ сюжета

В конце рассказа на одной странице встречаются две взаимоисключающие мысли: «Но как устроить рай — я не знаю». А десятью строками ниже герой твердо уже заявляет, что знает выход из ситуации. И дальше прямо конкретный совет, как устроить: «Главное — люби других».

Так снимает Достоевский одной фразой столь важную для европейской утопии проблему государственного устройства, разделения функций и выдвигает на первое место нравственные ценности. Рассказ Достоевского, при всей своей сложности, вопль из глубины души. Душа эта не может смириться с тем, что люди страдают, что дети страдают, что не видно конца этим страданиям.

«Сон смешного человека» начинается и заканчивается словами героя: «Я знаю истину». В свете сказанного выше можно заключить, что слово «истина» употребляется здесь в значении «правда».

Возможно, вам также будет интересна статья:  451 градус по Фаренгейту описание

Какую же истину не столько даже понял, сколько, увидел, ощутил и пережил герой рассказа? Ту истину, что люди «могут быть прекрасны и счастливы», оставаясь людьми, а не ангелами.

Это прописная истина всех утопий, но в рассказе Достоевского она дается совершенно по-новому, как подлинное открытие и прозрение.

Напряжение создается тем, что герой увидел и пережил истину не наяву, а только во сне, да и заканчивая свой рассказ, как бы мимоходом бросает фразу: «Я все-таки буду проповедовать».

Это вопиющее противоречие может озадачить читателя и даже поставить в тупик. Давайте сопоставим его с тем местом, где дается главное прозрение «смешного человека»: он не верит, что зло является естественным состоянием человека». Как же примирить эти два места, две цитаты в рассказе? Именно «две цитаты», а не две точки зрения», «две концепции». Двух точек зрения здесь нет.

Обратим внимание на глаголы, характеризующие опыт рассказчика в первом и втором случае. Что раю не бывать — это он только «понимает» (область рассудка), а вот что зло не может быть нормальным состоянием людей — это он «увидел» своими глазами, в это он «не может» не верить, словом, это пережито всем его существом, а не только рассудком.

И поэтому рассказ заканчивается оптимистическим «И пойду! И пойду!».

Краткое содержание Достоевский Сон смешного человека за 2 минуты пересказ сюжета

Сам Достоевский остался верен обету своего героя и в последний раз выступил с проповедью братства и всеобщей гармонии за несколько месяцев до смерти в своей знаменитой пушкинской речи. Здесь писатель говорит, что назначение России — жить в гармонии.

Источник: https://factstore.ru/dostoevskiy_son_smeshnogo_cheloveka/

Сон смешного человекаТекст

Я сказал, что заснул незаметно и даже как бы продолжая рассуждать о тех же материях.

Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце – в сердце, а не в голову; я же положил прежде непременно застрелиться в голову, и именно в правый висок.

Наставив в грудь, я подождал секунду или две, и свечка моя, стол и стена передо мною вдруг задвигались и заколыхались. Я поскорее выстрелил.

Во сне вы падаете иногда с высоты, или режут вас, или бьют, но вы никогда не чувствуете боли, кроме разве если сами как-нибудь действительно ушибетесь в кровати: тут вы почувствуете боль и всегда почти от боли проснетесь.

Так и во сне моем: боли я не почувствовал, но мне представилось, что с выстрелом моим всё во мне сотряслось и всё вдруг потухло, и стало кругом меня ужасно черно. Я как будто ослеп и онемел, и вот я лежу на чем-то твердом, протянутый, навзничь, ничего не вижу и не могу сделать ни малейшего движения.

Кругом ходят и кричат, басит капитан, визжит хозяйка, – и вдруг опять перерыв, и вот уже меня несут в закрытом гробе.

И я чувствую, как колыхается гроб, и рассуждаю об этом, и вдруг меня в первый раз поражает идея, что ведь я умер, совсем умер, знаю это и не сомневаюсь, не вижу и не движусь, а между тем чувствую и рассуждаю. Но я скоро мирюсь с этим и, по обыкновению, как во сне, принимаю действительность без спору.

И вот меня зарывают в землю. Все уходят, я один, совершенно один. Я не движусь. Всегда, когда я прежде наяву представлял себе, как меня похоронят в могиле, то собственно с могилой соединял лишь одно ощущение сырости и холода. Так и теперь я почувствовал, что мне очень холодно, особенно концам пальцев на ногах, но больше ничего не почувствовал.

Я лежал и, странно, – ничего не ждал, без спору принимая, что мертвому ждать нечего. Но было сыро. Не знаю, сколько прошло времени, – час, или несколько дней, или много дней.

Но вот вдруг на левый закрытый глаз мой упала просочившаяся через крышу гроба капля воды, за ней через минуту другая, затем через минуту третья, и так далее и так далее, все через минуту. Глубокое негодование загорелось вдруг в сердце моем, и вдруг я почувствовал в нем физическую боль.

«Это рана моя, – подумал я, – это выстрел, там пуля…» А капля все капала каждую минуту и прямо на закрытый мой глаз. И вдруг воззвал, не голосом, ибо был недвижим, но всем существом моим к Властителю всего того, что совершалось со мною:

– Кто бы Ты ни был, но если Ты есть и если существует что-нибудь разумнее того, что теперь совершается, то дозволь ему быть и здесь.

Если же Ты мстишь мне за неразумное самоубийство мое – безобразием и нелепостью дальнейшего бытия, то знай, что никогда и никакому мучению, какое бы ни постигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать, хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества!..

Читайте также:  Краткое содержание куприн allez! за 2 минуты пересказ сюжета

Я воззвал и смолк. Целую почти минуту продолжалось глубокое молчание, и даже еще одна капля упала, но я знал, я беспредельно и нерушимо знал и верил, что непременно сейчас всё изменится. И вот вдруг разверзлась могила моя. То есть я не знаю, была ли она раскрыта и раскопана, но я был взят каким-то темным и неизвестным мне существом, и мы очутились в пространстве. Я вдруг прозрел.

Была глубокая ночь, и никогда, никогда еще не было такой темноты! Мы неслись в пространстве уже далеко от земли. Я не спрашивал того, который нес меня, ни о чем, я ждал и был горд. Я уверял себя, что не боюсь, и замирал от восхищения при мысли, что не боюсь.

Я не помню, сколько времени мы неслись, и не могу представить: совершалось всё так, как всегда во сне, когда перескакиваешь через пространство и время и через законы бытия и рассудка и останавливаешься лишь на точках, о которых грезит сердце. Я помню, что вдруг увидал в темноте одну звездочку. «Это Сириус?» – спросил я, вдруг не удержавшись, ибо я не хотел ни о чем спрашивать.

«Нет, это та самая звезда, которую ты видел между облаками, возвращаясь домой», – отвечало мне существо, уносившее меня, Я знал, что оно имело как бы лик человеческий. Странное дело, я не любил это существо, даже чувствовал глубокое отвращение. Я ждал совершенного небытия и с тем выстрелил себе в сердце.

И вот я в руках существа, конечно не человеческого, но которое есть, существует: «А, стало быть, есть и за гробом жизнь!» – подумал я с странным легкомыслием сна, но сущность сердца моего оставалась со мною, во всей глубине: «И если надо быть снова, – подумал я, – и жить опять по чьей-то неустранимой воле, то не хочу, чтоб меня победили и унизили!» – «Ты знаешь, что я боюсь тебя, и за то презираешь меня», – сказал я вдруг моему спутнику, не удержавшись от унизительного вопроса, в котором заключалось признание, и ощутив, как укол булавки, в сердце моем унижение мое. Он не ответил на вопрос мой, но я вдруг почувствовал, что меня не презирают, и надо мной не смеются, и даже не сожалеют меня и что путь наш имеет цель, неизвестную и таинственную и касающуюся одного меня. Страх нарастал в моем сердце. Что-то немо, но с мучением сообщалось мне от моего молчащего спутника и как бы проницало меня. Мы неслись в темных и неведомых пространствах. Я давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия. Я знал, что есть такие звезды в небесных пространствах, от которых лучи доходят на землю лишь в тысячи и миллионы лет. Может быть, мы уже пролетали эти пространства. Я ждал чего-то в страшной, измучившей мое сердце тоске. И вдруг какое-то знакомое и в высшей степени зовущее чувство сотрясло меня: я увидел вдруг наше солнце! Я знал, что это не могло быть наше солнце, породившее нашу землю, и что мы от нашего солнца на бесконечном расстояний, но я узнал почему-то, всем существом моим, что это совершенно такое же солнце, как и наше, повторение его и двойник его. Сладкое, зовущее чувство зазвучало восторгом в душе моей: родная сила света, того же, который родил меня, отозвалась в моем сердце и воскресила его, и я ощутил жизнь, прежнюю жизнь, в первый раз после моей могилы.

– Но если это – солнце, если это совершенно такое же солнце, как наше, – вскричал я, – то где же земля? – И мой спутник указал мне на звездочку, сверкавшую в темноте изумрудным блеском. Мы неслись прямо к ней.

– И неужели возможны такие повторения во вселенной, неужели таков природный закон?..

И если это там земля, то неужели она такая же земля, как и наша… совершенно такая же, несчастная, бедная, но дорогая и вечно любимая, и такую же мучительную любовь рождающая к себе в самых неблагодарных даже детях своих, как и наша?..

 – вскрикивал я, сотрясаясь от неудержимой, восторженной любви к той родной прежней земле, которую я покинул. Образ бедной девочки, которую я обидел, промелькнул передо мною.

– Увидишь всё, – ответил мой спутник, и какая-то печаль послышалась в его слове. Но мы быстро приближались к планете.

Она росла в глазах моих, я уже различал океан, очертания Европы, и вдруг странное чувство какой-то великой, святой ревности возгорелось в сердце моем: «Как может быть подобное повторение и для чего? Я люблю, я могу любить лишь ту землю, которую я оставил, на которой остались брызги крови моей, когда я, неблагодарный, выстрелом в сердце мое погасил мою жизнь. Но никогда, никогда не переставал я любить ту землю, и даже в ту ночь, расставаясь с ней, я, может быть, любил ее мучительнее, чем когда-либо. Есть ли мучение на этой новой земле? На нашей земле мы истинно можем любить лишь с мучением и только через мучение! Мы иначе не умеем любить и не знаем иной любви. Я хочу мучения, чтоб любить. Я хочу, я жажду, в сию минуту, целовать, обливаясь слезами, лишь одну ту землю, которую я оставил, и не хочу, не принимаю жизни ни на какой иной!..»

Источник: https://www.litres.ru/fedor-dostoevskiy/son-smeshnogo-cheloveka/chitat-onlayn/page-3/

Фёдор Достоевский «Сон смешного человека»

Рассказчик — смешной человек. Все его называют сумасшедшим, а сам он считает себя просто смешным. И ему совершенно всё равно, ничего его не трогает, причём настолько, что однажды он задумывает застрелиться…

Первая публикация — апрельском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г.

Входит в:

  • — антологию «Русская фантастическая проза XIX — начала ХХ века», 1986 г.
  • — антологию «Полдень, XIX век», 2005 г.
  • — антологию «Русская литературная утопия», 1986 г.
  • — антологию «Вечное солнце», 1979 г.

— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.

  1. — антологию «Мистические произведения русских писателей», 2011 г.
  2. — антологию «Знаменитые произведения русских писателей», 2009 г.
  3. — антологию «Мистические рассказы русских писателей», 2009 г.
  4. — антологию «Worlds Apart», 2007 г.
  5. — антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.

Экранизации:

— «Сон смешного человека» 1992, Россия, реж: Александр Петров

 1931 г. 1946 г. 1956 г. 1958 г. 1979 г. 1979 г. 1982 г. 1983 г. 1983 г. 1984 г. 1985 г. 1985 г. 1986 г. 1986 г. 1986 г. 1986 г. 1987 г. 1989 г. 1989 г. 1989 г. 1994 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г. 2005 г. 2007 г. 2007 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2006 г. 2006 г. 2009 г. 2009 г. 2015 г. Издания на иностранных языках: 2004 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. 2009 г.

Читайте также:  Краткое содержание богомолов зося за 2 минуты пересказ сюжета

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

margaritka, 30 ноября 2010 г.

Достоевского я не люблю давно. С нежного подросткового возраста во мне зародилась нелюбовь к его книгам, к этим вместилищам страданий, мучений, падений; к этому грязно-жёлтому, душному, тоскливому миру истеричек, сумасшедших и других «несчастных», которых нужно хотя бы жалеть, а лучше, жалея, жалостью, любить.

И этот рассказ не изменил моего отношения к творчеству этого писателя ни на йоту. Главный герой, который зовёт себя просто — «смешной человек» — типичнейший герой прозы Достоевского (обратите внимание, даже такое позитивное слово, как «смешной», употребляется Достоевским в негативном смысле, в значении «жалкий»). Самый первый абзац — очень показателен.

Буквально в первые пару строк автор вместил несколько основных мыслей, которые в том или ином виде прослеживаются во многих его произведениях: главный герой смешон (непонятен) для всех остальных, он страдает, но тем не менее он всех любит (к любви, разумеется, приложена грусть — куда ж без неё), да, ещё ему ведома истина, которая другим недоступна.

А дальше — разворачивание этих мыслей с вкраплениями других, не менее «оригинальных» и не менее «позитивных».

Краткое размышление на тему «может быть, весь этот мир и все эти люди — я-то сам один и есть» совершенно неинтересно ни с философской (солипсизм как философская позиция разработан гораздо интереснее, чем эти выжимки, которые демонстрирует нам Достоевский), ни с литературной точки зрения.

«Идеальный» мир, в который он попал, в конце концов был «развращён» самим же главным героем, из-за чего тот, разумеется, и страдает. Вообще, развратить(ся) и по этому поводу начинать страдать — одна из любимейших тем Достоевского. Кстати про любимые темы: здесь мы снова найдём персонажа, который страдает от припадков! Он не такой явный, как Мышкин или Смердяков, но, тем не менее, если внимательно смотреть, то увидите.

Если обратить внимание на литературные особенности рассказа, то и тут ничего выдающегося обнаружено не будет.

Простые слова складываются в простые предложения, которые все вместе, предположительно, служат большой цели — изображают «поток сознания».

Даже если говорить о зарождении этого метода, я бы лучше вспомнила Толстого и его описание Анны Карениной во время поездки в поезде; тут же мы имеем простое пересказывание чужих мыслей от первого лица.

Стиль вообще, на мой взгляд, характеризуется одной важной деталью: читатель плавно скользит по незамысловатым, без звучной, отточенной гладкости фразам, как вдруг — стоп! — и спотыкается на одном-единственном, выбивающемся из общего ряда односложных характеристик, эпитите: «с ювелирски-мелочною отделкой подробностей». И вроде должен он радовать, да не радует, какой-то он шероховатый, неотёсанный, неумелый получился у автора, хотя странно, конечно, что вообще получился.

В общем, нет, на мой взгляд в этом рассказе ничего цепляющего, ничего приятно-щекочущего, ничего ценного — ничего того, что могло бы оставить приятное послевкусие и улыбку удовольствия, которые могут подарить только по-настоящему хорошие книги.

Mierin, 28 сентября 2010 г.

Серая жизнь серого человека идет день за днем своими серыми шагами. В его жизни нет ничего, за что еще можно цепляться, на что можно надеяться, во что можно верить. Нет никого, кого бы он любил, нет никого, кто бы любил его. Он называет себя «смешным человеком». У него нет имени. Он – каждый из нас.

«Может быть, весь этот мир и все эти люди – я-то сам один и есть», — говорит он. И он прав. Потому что, если ты, человек, сейчас, сию же минуту перестанешь существовать, весь мир перестанет существовать тоже. Потому что в каждом из нас заключена вселенная. И потому что твой мир умирает вместе с тобой.

Достоевский, задолго до Пруста и Джойса, использует в рассказе поток сознания главного героя (одновременно и рассказчика), что ярче обнажает внутренний мир «смешного человека» . Этот прием построения текста позволяет читателю войти внутрь произведения, мысли героя начинают смешиваться с твоим собственным сознанием, ставя перед тобой вопросы и требуя ответов уже от твоего ума и сердца.

Изображение «другой Земли», этого иного, идеального мира похоже на все утопии. И, как в каждой утопии, не может существовать вечно. Потому что в таком мире отсутствует творчество. Наш мир – творческий, хоть и злой. Но в процессе борьбы с этим злым началом способно родиться что-то новое.

muravied, 10 декабря 2010 г.

Я смог дочитать этот рассказ в 20 страниц только с третьей попытки.

Поначалу мне показалось, что это просто бред, который творится в голове у сумасшедшего, который собирается покончить с собой.

Но когда я домучился до пятой главы (а в рассказе как раз 5 глав), то моё мнение кардинально поменялось. Описание того как Рай превращается в нашу обыденную жизнь выше всяких похвал.

Особенно меня зацепила часть где описывается появление религий и церквей, как один из этапов падения общества. Очень согласен!

А финальная мысль, которую в принципе многие говорили, но которая на 100% правильна гласит: Пусть каждый живёт для других и чуть-чуть для себя. Тогда и наступит та самая Утопия, о которой многие мечтают…

Таки дочитав, я решил прочесть ещё раз, что со мной бывает редко. А это значит книга оставила след в душе.

kerigma, 3 февраля 2012 г.

Морализаторская вещь формата чуть ли не Льюиса Стейплза. По уровню морализаторства, в смысле. С другой стороны, у ФМ идеи грехопадения и идеального общества до него гораздо органичнее воспринимаются, будучи дважды смягчены — с одной стороны, сном, а с другой, самой забавной персоной рассказчика.

Впрочем, любое размышление о потерянном рае, как его ни смягчай, уже сто лет как набило оскомину. Поэтому хорошо все, что не входит в описание самого сна — самопрезентация «смешного человека», момент с мокрой девочкой. А вот то, как описывается «рай», все эти пять страниц деталей, читаются как «бла-бла», да и грехопадение по большому счету не лучше.

Лучше б написал, чем там все с девочкой закончилось.

Lunetta, 22 марта 2018 г.

Очень тронул рассказ, взялась читать и проглотила минут в десять. Поверить не могла, что в конце сборника, который я читала, мне подвернется такой алмаз.

Пятую главу пожалуй надо распечатать и в раму повесить, а некоторые фразы заучить наизусть.

«Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности и поняли эти идеи. Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, что бы сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину»…

Читайте также:  Краткое содержание дикая собака динго, или повесть о первой любви фраермана за 2 минуты пересказ сюжета

Очень впечатлило в самом начале, как девочка тронула его за руку. Вот он увидел звезду и уже решил, что сегодня, и тут вдруг маленькая девочка…

Всегда поражаюсь, как у Достоевского точно выходят характеры людей. Такие живые, искренние.

Рассказ печальный, оставляющий тоску в сердце. Чем-то напомнил мне «Крохотки» А.Солженицына. То же щемящее чувство…

Iwwwanovich, 29 марта 2019 г.

Устал. Устал от грязи, холода, голода, боли, страданий. Устал не от того, что на себе это испытывает, а от того, что дети и матери трясутся в страхе, голодные и больные. И чем восприимчивей человек, тем он меньше может на это смотреть…

Могут, смогут люди в гармонии жить, но без науки никак! Мало на земле райских уголков, где солнце, вода, еда и нет жестокой стихии. Только наука накормит, согреет, вылечит… вот только в те времена и сейчас ни науки, ни тепла, ни доброты, один только жадный, ненасытный капитал и его рабы которые потеряли стыд, совесть и всякую меру.

Придет день!!! Выглянет солнце!!!

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: https://fantlab.ru/work68980

Ф.М.Достоевский «преступление и наказание» общий краткое содержание

Бывший студент университета Раскольников Родион Романович жил в маленькой комнатушке, боялся своей хозяйки, которой задолжал за квартиру. Мать с сестрой жили бедно, и помогать ему не могли. Иногда Раскольников ходил к старухе Алёне Ивановне, у которой брал деньги под залог. Последний раз он принёс ей часы, подаренные ему сестрой.

По дороге домой он встретился с Мармеладовым. Его уволили со службы за пьянство. Тот рассказал ему о своей тяжёлой жизни, о больной жене, о своей старшей дочери Соне, которая работала на панели, чтобы прокормить семью.

Раскольников вспомнил свою сестру, которая до этого работала горничной, а сейчас ради брата собирается выйти замуж за богатого, но бесчестного человека. И тогда он решает расстроить эту свадьбу. Он провожает пьяного Мармеладова домой.

Где их встретили жена Мармеладова, измученная безденежьем и пьянством мужа, голодные и замёрзшие дети. Раскольником незаметно оставил им свои последние деньги. Под впечатлением от всего увиденного и услышанного, он решается на убийство старухи-процентщицы.

Убивает он не только её, но и невольную свидетельницу его преступления – сестру старухи Лизавету. Раскольников считал, что убийство это идейное, но в душе его растёт чувство, будто он сам вычеркнул себя из списка людей. Когда приехала мать и сестра, он даже побоялся обнять родных ему людей.

От постоянных угрызений совести Раскольников заболел. За ним ухаживал его друг Разумихин. Во время болезни Раскольникова он познакомился с его сестрой Дуней и полюбил её.

Когда Родиону стало лучше, друг рассказал ему о том, что следователь подозревает его в убийстве. Возникли эти подозрения из-за статьи Раскольникова, которую он написал ещё в университете.

В ней он раскрывал свою теорию об исключительности людей, которых он называл необыкновенными, оправдывая их вседозволенность.

Раскольников узнаёт о смерти Мармеладова, а позже его жены Катерины Ивановны. Он идёт к Соне, чтобы поддержать её, и признаётся ей в своём преступлении. Девушка предложила ему покаяться, снять грех с души. После этого разговора он идёт в полицию и признаётся в убийстве.

За совершённое преступление его осудили на восемь лет каторги. Причин, которые смягчили приговор, было немало: его признание в убийстве, возвращённые до копейки деньги.

Не забыли даже случай, когда Раскольников вынес двух детей из горящего дома, целый год заботился о заболевшем товарище, заплатил за лечение собственными деньгами.

Соня Мармеладова тоже едет в Сибирь, чтобы хоть изредка видеться с Раскольниковым и поддерживать его. Каторжники относились к Родиону плохо, называли безбожником. Соню, наоборот, любили и радовались её приходу. Она для каждого находила слова поддержки и утешения. Заключённые смотрели на неё, как на ангела хранителя.

Раскольников мужественно переносил все тяготы каторжных работ, но в душе покоя так и не нашёл. Однажды он узнал, что Соня заболела. Страх за её жизнь льдом сковал его сердце.

Он понял, что всё самое лучшее, светлое в его душе – это любовь к Соне. Без неё жизнь теряла смысл. Об этом он сказал ей при первой встрече после её болезни.

С этого дня в душе Раскольникова поселились покой и надежда на счастье.

Источник: Краткое содержание Достоевский Преступление и наказание за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://matfaq.ru/question/fmdostoevskiy-prestuplenie-i-nakazanie-obshchiy-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание главы "Сон Обломова": краткий пересказ, глава в сокращении

1. Обломов в родной деревне Обломовка 

В начале сна Обломов видит свою родную деревню Обломовка. Это тихое место в глубинке России. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и однообразно. Семья Обломова — это добрые, спокойные, но ленивые люди, которые не видят пользы в труде. Жители Обломовки мало грустят и не задумываются о смысле жизни, поэтому они всегда веселы и здоровы. 

2. Обломов видит себя 7-летним мальчиком 

В продолжение сна Обломов видит себя 7-летним мальчиком у себя в деревне. 7-летний Илюша — это веселый, полный, здоровый мальчик, которому интересно все вокруг. Илюша хочет бегать и резвиться, но родители слишком опекают его. Они не дают Илюше сделать ни шагу самостоятельно, боясь, что мальчик ударится, перегреется на солнце, простудится и т.д. 

Родители Обломова — добрые, милые, но ленивые люди. Они мало занимаются своим имением. Отец Обломова весь день бездельничает и сидит у окна. Мать Обломова целыми днями пьет чай, гуляет по саду и почти не занимается хозяйством.

В Обломовке принято спать днем: каждый день в полдень обломовцы ложатся спать и вся Обломовка затихает. Спят и хозяева, и крестьяне. Даже старушка-няня Илюши засыпает. В эти моменты Илюша наконец обретает свободу и делает все, что хочет.

Он бежит туда, куда его обычно не пускают: на голубятню, в канаву, к оврагу. Когда все просыпаются, Илюша успевает вернуться к няне.

3. Обломов видит себя 13-14-летним мальчиком
В продолжение сна Обломов видит себя 13-14-летним мальчиком. Обломов учится в пансионе, который организовал немец Штольц, живущий неподалеку. В этом пансионе с Обломовым учится Андрей Штольц. Учась в пансионе, Андрей помогает ленивому Илюше делать уроки. 

Родители Обломова не видят смысла в учебе и знаниях. Они под любым предлогам оставляют Илюшу дома. Чтобы сын не ехал на учебу, родители находят массу оправданий: праздники, холод, жара, приезд гостей и т.д. Иногда Илюша пропускает нескольку недель учебы подряд.  

14-летний Илюша — это резвый и живой мальчик. Он хочет изучать мир, но родители не дают ему свободы. Зимой родители держат Илюшу дома, чтобы тот не простудился. По утрам слуга Захар одевает Илюшу. Днем слуги исполняет любой каприз мальчика. В результате резвый и живой Илюша превращается в вялого и несамостоятельного человека.
Конец сна.

Таково краткое содержание главы «Сон Обломова» из романа «Обломов» Гончарова: краткий пересказ, глава в сокращении.

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/05/kratkoe-soderzhanie-son-oblomova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector