Среди романов, повестей и рассказов Ефремова (в основном научно-фантастических) особо выделяются два исторических романа «Таис Афинская» и «На краю Ойкумены». Оба романа интересны, но отличаются друг от друга. «Таис Афинская» – книга о любви Александра Македонского и афинской гетеры очень хорош, но для детей и подростков он вряд ли подходит. Во-первых, он полон философскими рассуждениями, которые не будут понятны в этом возрасте, а во-вторых, в нём много откровенного эротизма (камень в огород тем, кто говорит, что в СССР эротики не было). «Таис Афинскую» стоит читать в юношеском и более зрелом возрасте.
А вот роман «На краю Ойкумены» очень подходящее чтение для подростков и взрослых.
Роман полон приключениями, увлекательными поворотами сюжета, описаниями природы Африки и рассуждениями о любви и дружбе (темы которые очень волнуют именно в подростковом возрасте). Каждый возраст найдёт в нём своё.
Взрослый читатель будет восхищен глубиной мысли Ефремова и сложностью проблем, которые им подняты, а подростки просто насладятся захватывающими приключениями в древней дикой Африке.
Роман Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» состоит из двух повестей: «Путешествие Баурджеда» и «На краю Ойкумены». Две повести были написаны в разное время, но затем сведены писателем в единый роман-дилогию. В первой повести «Путешествие Баурджеда» события происходят в Древнем Египте.
Египетскому фараону Джедефре достался Египет, разоренный постройкой гигантской пирамиды его отцом Хуфу (Хеопсом). Молодому фараону докладывают, что народ потерял страх и ропщет, что казна истощена строительством пирамиды. Жрецы бога Ра, возвысившиеся при его отце, говорят фараону, что для исправления ситуации нужно строить новую пирамиду.
Строительство пирамиды отвлечет народ от бунтов и власть фараона над ним вновь станет безграничной. Но фараон Джедефра не слушает жрецов Ра, а прислушиваются к жрецам бога Тота, которые внушают ему, что нужна не постройка новой пирамиды, а новые знания и реформы.
Фараон по совету жрецов Тота отправляет своего советника Баурджеда с большой экспедицией на поиски к югу от Египта легендарной страны Пунт и края мира. Приключения Баурджеда и его спутников по бурному океану и загадочной африканской земле составляют основное содержание первой повести.
Множество чудес предстоит увидеть путешественникам, испытать увлекательные приключения и понять, что страна Пунт (современный Судан) совсем не такая, какой они её себе представляли, а края у мира нет.
Вторая повесть романа «На краю Ойкумены» в два раза больше по объёму первой. Теперь мы переносимся через многие сотни лет. В Греции начинает складываться новая цивилизация, новая культура. Пока она только рождается и ищет пищу для своего развития. Молодой художник и скульптор Пандион тоже в поисках.
Он ищет способ изображать людей живыми, передавать в камне и рисунке движение тела, характер человека. У Пандиона ничего не получается и он решает отправиться на учебу на остров Крит, где когда-то давно была могущественная и культурная цивилизация, уже много столетий назад уничтоженная врагами и землетрясениями.
Спасаясь от разбойников, Пандион попадает на финикийский корабль, а затем и в загадочный Египет, где его отдают в рабство. Самыми близкими друзьями среди рабов становятся для Пандиона негр Кидого и этруск Кави. Друзья провоцируют бунт рабов и бегут из Египта.
Их приключения происходят практически по тем же самым местам Средней Африки, по которым давным-давно путешествовал Баурджед. Описания Ефремова-писателя в этой повести особенно хороши.
От кровавой сцены охоты на носорога и битвы друзей со страшным зверем «гишу» (гигантский полуволк-полумедведь, давно вымерший, но в глубокой древности еще обитавший кое-где в Африке) буквально шевелятся волосы на голове, а описание африканских степей-саванн и джунглей поражают своей красотой.
Благодаря книге Ефремова » На краю Ойкумены», многие полюбили историю Древнего Мира. В ней нет мёртвых страниц о прошлом, а есть бурная и кипучая жизнь, полная героизма и поисков истины. Роман писателя настоящая классика приключенческого жанра. В нём есть и глубокие мысли, заставляющие задуматься, и увлекательный сюжет, полный приключениями.
Роман Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» вышел в издательстве «Нигма» в многими любимой серии «Страна приключений». Книги серии всегда выделяются своим оформлением: твердая цветная с объёмным тиснением обложка, дорогая мелованная бумага, закладка-ляссе.
Иллюстрациям уделяется особенное внимание. В книге Ефремова рисунки Олега Пахомова, который нам уже хорошо знаком как художник многих книг из серии «Страна приключений».
Иллюстрации наполнены горячими красными и желтыми красками, которые дают чуть ли не физически почувствовать дикую атмосферу Африканского континента.
Книга рекомендована для детей среднего и старшего школьного возраста (с 12-13 лет), всем ценителям классики приключенческой литературы и качественных коллекционных изданий.
Дмитрий Мацюк специально для Букландии
Источник: https://MyBookland.ru/ivan-efremov-na-krayu-ojkumeny/
Иван Ефремов: На краю Ойкумены
Иван Ефремов
На краю Ойкумены
Часть первая
ПУТЕШЕСТВИЕ БАУРДЖЕДА
Глава первая
ЗАВЕЩАНИЕ ДЖОСЕРА
Над низкими глинобитными оградами взвились клубы пыли, послышались пронзительные крики. Что-то случилось в лабиринте узких улиц, у самой пристани города Белых Стен[1] — столицы Черной Земли, страны Та-Кем[2].
Уахенеб — кормчий царского казначея — стремительно поднялся и стал всматриваться в сторону города, откуда доносился тревожный шум. Сидевшие рядом гости не двинулись, даже не оглянулись на происходившее за стенами маленького сада.
— Что происходит там? — нетерпеливо спросил кормчий, пытаясь заглянуть в потупившиеся лица друзей.
— Вестники Великого Дома[3] ловят преступника… — неохотно ответил седовласый тесть Уахенеба.
— Но шум около дома Антефа, моего друга и друга детей моих! — с беспокойством воскликнул кормчий.
— Ловят самого Антефа, — вмешался молодой сосед. — Мы знаем, что за ним приходили вестники нашей окраины.
— Как! Ловят Антефа, а вы сидите, словно идет погоня за антилопой? — негодующе вскрикнул Уахенеб. — Этот человек не может быть преступником! Кто не знает корабельного плотника Антефа!
Кормчий негодующе оглянулся на неподвижные фигуры своих гостей и выскочил на улицу, а за ним оба его юных сына, такие же высокие и плечистые, как отец. К ним присоединились и корабельные ученики Уахенеба, находившиеся в числе гостей.
— Уахенеб слишком много времени проводит в плаваниях и еще не знает, как свирепствуют сейчас посланцы фараона… — тихо сказал тесть кормчего.
— Если не научится быть покорным, то скоро его поволокут, закованного, в каменоломни! — угрюмо проворчал худой кузнец.
— Стыдно тебе, говорящему худое, — вмешалась жена кормчего. — Мой Уахенеб умен и испытан в опасностях. Его любит и сам казначей бога Баурджед…
— Любит как крокодил антилопу, — бурчал упрямый кузнец, — пока у его лучшего кормчего все хорошо. Но стоит только Уахенебу оступиться — кто защитит его? Кто посмеет выступить против повеления Великого Дома?..
Крики приблизились к воротам сада, и жена кормчего тревожно выглянула на улицу.
Слева, в конце узкого прохода между однообразными оградами из серого речного ила, показался одинокий беглец.
Он опередил на два десятка локтей[4] своих преследователей, во главе которых неслись, словно гончие собаки, два полуобнаженных человека в пестрых поясах вестников фараона, вооруженные кинжалами и тяжелыми палками.
За вестниками бежал всякий сброд: бездельники — сыновья пристанских чиновников, погонщики ослов и случайные прохожие, обрадовавшиеся перемене в однообразии неторопливой жизни. Все вопили и визжали, будто увидели «отвращающего лицо» — злого духа пустыни или подземное чудовище древних преданий.
Беглец не походил ни на злодея, ни на чудовище. Его измученное лицо в разводах грязи, глаза, расширенные и полные отчаяния, могли вызвать только жалость и негодование в каждом, кто знал этого человека.
Беглец приблизился к Уахенебу.
— Антеф! — негромко окликнул его кормчий и продолжал скороговоркой: — Беги улицей Гребцов налево, повернешь у сада богини к складу товаров, доставленных нами… Скажи сторожу — я велел, и он укроет тебя среди тюков. Там жди ночи… Беги и не оглядывайся.
Антеф поравнялся с Уахенебом. Преследователи почти настигли свою жертву. Кормчий закричал и ринулся прямо на Антефа.
Наблюдавшая из сада женщина вскрикнула от негодования. Но, когда ее сыновья и трое из учеников мужа кучей бросились вслед Уахенебу, столкнулись с преследователями и свалились в густую пыль, она поняла, что Уахенеб и молодежь действуют по уговору.
Антеф исчез за углом, а молодые люди продолжали удерживать преследователей с криками «Поймали, поймали!..»
Бежавшая позади вестников толпа остановилась в недоумении. Наиболее азартные приняли участие в свалке, и пыль совершенно закрыла все происходящее на улице. Вестникам фараона не скоро удалось разобраться в сумятице и освободиться от рук своих усердных помощников. Но когда выяснилось, что беглец избежал поимки, то старший вестник подскочил к Уахенебу с угрозами:
— Как смел ты, старый бегемот, вмешиваться в дело Великого Дома? Твое глупое усердие и неловкость твоих щенков привели к тому, что преступный Антеф убежал от законного возмездия. Но кара не минует злодея, тебе же придется держать ответ перед начальником. Пойдем. — И вестник положил грязную, исцарапанную руку на плечо Уахенеба.
Читать дальшеКОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКАВы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену?ДА, ХОЧУ
Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/istoricheskaya-proza/204484-ivan-efremov-na-krayu-ojkumeny.html
Иван Ефремов «На краю Ойкумены»
Знаменитая историческая дилогия Ивана Ефремова, две повести объединённые историей голубого камня. Книга, повествующая о человеческом упорстве, стремлении к неведомому и о настоящей дружбе, которая сильнее расовых, культурных и социальных различий.
- В произведение входит:
- Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
- Входит в:
1952 г. 1956 г. 1956 г. 1959 г. 1959 г. 1961 г. 1975 г. 1982 г. 1986 г. 1986 г. 1988 г. 1989 г. 1992 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 1999 г. 2001 г. 2001 г. 2002 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2014 г. 2015 г. 2017 г. 2017 г. 2017 г. 2017 г. 2017 г. Издания на иностранных языках: 1955 г.
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Страницы: 12
Ученик Дьявола, 30 ноября 2019 г.
Отзыв мой будет, собственно, не о романе в целом, а о чрезвычайно изящном способе связать две его разрозненные части, изобретенном Ефремовым.
В самом деле, если египтянина Баурджеда и грека Пандиона разделяют многие века, что может быть более прочным и надежным связующим звеном, чем камень? Зеленый южноафриканский берилл привозит в Египет за две с половиной тысячи лет до нашей эры Баурджед.
Полторы тысячи лет спустя камень волею случая попадает к Пандиону, который во время своей «одиссеи» вырезает на нем гемму – миниатюрное изображение. Затем владельцем геммы становится этруск Кави, получивший ее от Пандиона на память. А еще через три тысячи лет берилл с геммой, найденный на Украине во время раскопок какого-то кургана, оказывается в Эрмитаже…
Короткая «ленинградская» вставная глава между «египетской» и «греческой» частями романа представляет нам камень и изображение на нем как загадочное сочетание несовместимых черт, не укладывающееся ни в какие исторические теории.
И когда – а такое, по правде говоря, случалось иногда – читать вторую, «греческую» часть становилось скучновато, я вспоминал о странной гемме и продолжал чтение, так как понимал, что рано или поздно дело должно дойти до раскрытия ее тайны.
Есть в «ленинградской» главе и еще пара более тонких нитей, связывающих воедино две ранее написанные различные повести. В ней упоминаются египетские фрески с изображениями странного крупного зверя вроде гигантской гиены, не соответствующими ни одному современному животному.
Зверь этот – явно гишу, такой же, как и убитый Пандионом, Кидого и Кави. А упомянутая в той же главе статуя, найденная в развалинах Ахетатона, – это та самая статуя, которую нашел там сначала Пандион, но, не желая отдавать ненавистным хозяевам-египтянам, снова закопал и никому ничего не сказал.
Тонкие штрихи – но именно благодаря им роман, составленный из двух написанных ранее разобщенных повестей, становится единым целым.
И, как это часто бывает, сумма качественно больше составных частей: объединенное произведение становится намного более масштабным, разом распространяя свое действие на четыре с половиной тысячи лет.
Кстати, где-то мне довелось прочитать, что «ленинградская» глава должна была послужить вступлением к полноценной, большой третьей части – по-видимому, уже относящейся к современности, – но она так и осталась ненаписанной. Жаль!
UnrealQW, 12 марта 2019 г.
Честно говоря, не понимаю исключительно восторженных отзывов на эту книгу. Роман — чистое приключенческое развлекалово: молодому парню не сиделось на месте, и из своей родной Древней Греции он неожиданно переносится в глубины Черной Африки, причем на бумаге это занимает буквально пару страниц.
Написано довольно контурно и незамысловато с литературной точки зрения. Я, конечно, не историк, но, как мне показалось, заметил множество мелких исторических нестыковок. Да и в логике я вижу проблемы, учитывая какие жестокие времена тогда были.
В целом ничего особо захватывающего я в романе не заметил; наверное, его нужно читать только в подростковом возрасте.
sergej210477, 6 ноября 2016 г.
Зачитывался этой книгой и в детстве и в подростковом возрасте. Это не фантастика, а исторический художественный роман. Какие великолепные приключения. А как описан мир Древней Греции, Египта! Пол учебника истории Древнего Мира поместилось в этом произведении.
Это сейчас Греция, Египет, Африка стали доступны для туриста. Да и телевидение постаралось. А когда я читал «На краю Ойкумены», это был волшебный, таинственный мир.
И Ефремов открыл его секреты, заставив читателя побывать там, пройдя через тьму веков, тысячелетий и расстояний.
Одна из лучших приключенческих книг, основанных на Древней истории.
strannik102, 4 августа 2016 г.
Путешествие Боурджеда
Всё-таки Иван Ефремов великолепный рассказчик. И допускаю, что в этом его мастерстве отчасти «виновато» научное академическое естество писателя — во всех картинках природы и во всех диалогах явно просматривается способность автора не только внимательно наблюдать, но и связно, полно и точно излагать, детально и беспристрастно описывать наблюдаемое.
А при необходимости автор скрупулезно делает ссылку на научность перевода той или иной фразы своего героя — кажется совершенно излишняя дотошность автора, но, с другой стороны, ловишь себя на полном доверии к автору и к тому, что и как он нам подаёт.
И отсюда же возникает полная включённость в повествование, ощущение документальности этой художественной исторической повести.
На краю Ойкумены
Опять-таки — совсем не хочется как-то комментировать сюжетные детали и подробности этой великолепной исторической книги (причём слово-термин «исторической» пожалуй вполне применимо в обоих его значениях). Потому что о сюжете этого повествования проще всего и правильнее всего узнать непосредственно из уст самого рассказчика — Ивана Ефремова. Но хочется просто сказать следующее:
Эта книга, при всей её схожести с фантастико-приключенческими книгами на исторические темы, всё-таки сильно смахивает на реконструкцию.
И не только потому, что (повторюсь) её автор и в самом деле крупный учёный и специалист в области археологии, палеонтологии, наверное отчасти антропологии, геологии и разных прочих других -логий, но ещё истории, а также социологии, футуристики и философии…
Но ещё и потому, что автор книги пишет эту (и другие свои произведения) не как вольную фантазию на знакомую тему, но максимально детализирует любое своё описание — хоть картин природы и ландшафта, хоть мелочи быта доисторических и прочих древних обществ.
Вот просто открываешь книгу в любом месте и тут же буквально тонешь в крупных ярких красках и пьянящих запахах, узнаёшь давно тебе известные растения и познаёшь африканскую природу во всей её красе — будь это пустыня или полупустыня, или же степи и саванны, а может быть лесистые зоны или какие-то иные ландшафтно-природные районы и местности. И автор старается не придумывать ни одной ненужной детали, не вводит в повествование никаких таких саблезубых и прочих гипотетических животных, но вместе с тем его манера может стать хорошей школой для любого начинающего фэнтезийного писателя — так описывать мир, как это сделал Иван Антонович Ефремов, станет честью для любого современного фЭнтаста!
Ну, говорить о писательском целомудрии автора наверное даже и не нужно — даже там, где казалось бы напрашивается эротическая картинка или сцена, Ефремов делает всё с такой нежностью и осторожностью, что вытаскивает за собой наверное любого адекватного читателя.
И читая эти повести из дня сегодняшнего просто поражаешься, как можно было обходится теми деталями и подробностями сюжета, которые включил Иван Ефремов в свои произведения, и не потерять при этом ни капли привлекательности и интересности, волнительности и остросюжетности написанных книг. Вот мастерство!
И вот ещё в голову пришло во время чтения, что вот писал-то он такую романтическую и немного возвышенную книгу во времена далеко не романтические и совсем далёкие от высоких материй — 1945-46 гг.
(время написания книги) совсем не отличались ни сытостью ни красотой бытовой жизни.
Но знаете, вот лично мне понятно, откуда растут ноги у «Туманности Андромеды» — первые ростки этого романа вполне можно разглядеть в этих повестях о Великой Дуге.
PS Непременно перечитаю «Туманность Андромеды» и ещё прочту «Лезвие бритвы«!
Mishel5014, 19 мая 2015 г.
Книги отличные. Правда, не совсем понимаю, почему их считают фантастикой — скорее это исторические приключения с философией и очень глубокой научной базой. Читать!
Мог бы выйти потрясающий фильм, только вряд ли снимут. Одна охота на носорога чего стоит…
Oreon, 18 мая 2015 г.
Давно хотелось почитать чего-нибудь такого исторически-фантастического и этой дилогии Ефремова судилось частично утолить это мое хотение. И хоть по сути здесь все — авторский вымысел, но роман производит впечатление реалистичности и историчности описываемых событий.
Вызывает уважение труд автора, в свое время наверняка потратившего много усилий на основательное изучение эпохи и места театра разворачивающихся в книге событий (и это — без интернета!). Чтение книги невольно побуждает к более глубокому изучению Египта, древности, фараонов.
Тем более, что эта страна имеет некий мистический ореол оставленный своей монументальной архитектурой, связью с истоками современных теорий мировой закулисы в виде ока Ра на верху пирамиды (смотреть на купюру доллара ;)) и т.п. Или хотя бы тем, как Моисей вел свой народ через пустыню из земли египетской в землю обетованную.
В общем египетский вопрос еще далеко не раскрыт и сулит темами еще для многих произведений в разных жанрах:).
Хотя, как водится, не обошлось и без мелких проколов в виде алмаза, легко разбитого на осколки для резцов, которыми создавалась гемма. Сквозь повествование сквозит не только воспеваемая везде в аннотациях к книге нить дружбы и взаимопомощи, расовой равноценности и т.п., но и ярко чувствуется нить восстания, революции против угнетения трудового класса.
Причем восстание не только рабов против надсмотрщиков, но и коренного не бедного египтянина Баурджеда против власти фараона. В духе произведения чувствуется коммунистическая идеология, хотя, к счастью, в легкой степени, недостаточной, чтобы существенно повлиять на оценку.
С другой стороны, уважаемый Сат-Ок, в своем отзыве показал коммунистичность автора несколько в другом ракурсе. Действительно, в самих идеях коммунизма, во взглядах автора, нет ничего крамольного: дружба, взаимовыручка, жертвенность идеалам и на благо общественной пользы, совместное строительство светлого будущего, в которое твердо верил автор…
Вот только в результате почему-то опять получается тирания и новый фараон, повелевающий почитать себя выше богов и запрещающий все, что может расширить кругозор обывателя и умалить собственное величие тирана. В таком ракурсе посмотреть на современную автору реальность и культ Сталина я как-то без Сат-Ок и не разглядел.
Хотя мне немного набивали оскому другие авторские параллели. Например к концу первой части обязательно должна была случится, надо понимать, такая милая сердцу автора революция, местами немного пафосно и излишне назидательно и т.п.
Наигранной мне показалась и сцена вроде бы очень редкой игры с быком, свидетелем которой «случайно» довелось стать Пандиону, но которая в итоге привела не только к пленению Пандиона и его путешествию в Египет, но и много позже помогла всему отряду рабов повалить носорога.
Еще я не понимаю почему две практически ничем не связанные между собой повести, кроме как косвенная связь частично по стране происходящих событий (между которыми пролегло несколько столетий) и куска камня, принято считать романом, это скорее условный цикл.
Если бы автор написал еще одну повесть, как этот кусок камня превратившись в гемму потом еще и попал в степи Украины — тогда точно вышел бы полноценный цикл про камень.
Теперь же, по крайней мере для меня, объединение двух мало связанных между собой повестей с разными мотивами, героями, временами, кажется несколько странным.
Я оценил обе повести одинаково, но «На краю Ойкумены» мне показалась ощутимо более интересной.
Хотя в обоих повестях автор больше внимания уделяет сюжету, описанию событий, назиданиям светлого будущего, а вот сами герои остаются несколько нераскрытыми, поверхностными и даже ГГ Пандион, по прочтению остается более-менее понятен, лишь как художник ищущий новые способы выразить живую красоту природы в камне. Но в целом признаю обе книги как хорошие, добротные произведения приключенческого плана, ..хоть и не шедевр.
PS: и очень сильно не хватало карты обеих путешествий (по крайней мере в моем издании их не было).
dmitras, 17 мая 2015 г.
Повесть, в которой Ефремов создал своего человека будущего, который реализуется в последующих романах. Человек воли поставивший свою силу и разум на службу морали и нравственности. Человек способный учиться и развиваться.
К сожалению большая часть повести, посвящённая путешествию и описанию природы Африки устарела, по причине появления различных документальных фильмов на данную тему. Это мешает не поставить более высокий бал.
Особенно это касается людей с визуальным восприятием. Эту повесть следует прочитать всем, кто хочет глубже проникнуть в философию Ефремова.
Для тех, кому нужна только «начинка», есть «Лезвие бритвы» и «Туманность Андромеды».
Electreek, 5 октября 2012 г.
Замечательная книга, особенно понравится должна тем, кто не слаб в географии и истории, а также любителям серии игр «Цивилизация». Особенно интересно мне было соотносить маршруты древних путешественников с современными картами.
Интересно, существую ли еще такие загадки, как описанная Ефремовым: камень из того материала, который не найти в месте, где проводили раскопки гробниц, с таким рисунком, который не могли изобразить художники того времени, не владея соответствующими знаниями и инструментами…..
А все дело в удивительных путешествиях древних первопроходцев.
Knyajna, 21 апреля 2010 г.
Очень хорошее произведение. Помню, еще в школьной программе нам ее задали на лето прочитать, это было много лет назад. Мне она тогда не понравилась, как говориться, не пошла.
Спустя нн-е количество времени, я читала «Таис Афинскую», которая мне очень симпатична, а после папа порекомендовал не отрываться от времени и прочитать «На краю Ойкумены» — и вот тогда у меня дело пошло! Мне понравилось произведение, в коротом повествуеться о дружбе, которой еще надо сегодня поучиться! Советую прочитать:smile:
Страницы: 12
Подписаться на отзывы о произведении
Источник: https://fantlab.ru/work43123?sort=date
Отзыв: Книга "На краю Ойкумены"
Интересный приключенческий роман, о лучшем, добром и светлом.
Начало было чуть непонятным, от того чуть «незатягивающим» — но это быстро прошло
Давно хотела прочитать «На краю Ойкумены», очень меня завораживало это слово «Ойкумена» — казалось, тут что-то внеземное, непознанное… но в школьные годы она мне не попадалась, попалась лишь недавно. «Ойкумена» — это обитаемая территория по понятиям древних жителей, тех самых, что были «до нашей эры».
Начинается книга в наши дни – молодая влюбленная пара в одном из российских музеев обращает внимание на замечательно красивые вещи и слушают рассказ музейного работника о странных и неожиданных местах нахождений некоторых из этих вещиц, рассказывает о многих таинственных для современной археологии фактах – как могла красивейшая скульптура руки греческого мастера попасть в седельную сумку кочевника за сотни и тысячи километров от Греции, как могли сохраниться некоторые артефакты в египетской долине, несколько раз ограбленной многими поколениями и о других загадочных вещах. Ведь эти статуэтки будут жить еще долго, когда уже не будет людей, которые их делали, не будет людей, во имя которых их делали, не будет уже и тех людей, которые ломали головы над смыслом этих вещей…
А в далеком-далеком прошлом прогрессивный фараон Джедефра посылает своего верного казначея Баурджеда в морскую экспедицию для того, чтоб изучить загадочную страну Пунт (территория современного Сомали), чтоб внести ценный вклад в историю своей страны.
Однако, пока Баурджед и его товарищи, распрощавшиеся с семьями навеки, борются со стихиями, фараона убивают, и на его место становится более угодный действующим жрецам фараон, мысли которого лишь об одном – о своем величии, во имя которого тысячи в рабских условиях строят очередную пирамиду, чуть выше предыдущей… Через 7 лет Баурджед и остатки его команды возвращаются, однако, власть сменилась и их открытия не только не нужны, а еще и опасны. Знания об огромных и необычных странах с их богатствами несколько снижают значимость фараона «всея Земли») Баурджеду запрещают говорить о своем путешествии, получается, что труд многих лет, стоивший многих жизней, останется напрасным? Жрецы бога Тота отвозят Баурджеда в секретный дальний храм, где в течение долгого времени рассказы Баурджеда вырезаются в стенах храма, там же остается главная реликвия путешествия – загадочный камень, который еще только ждет своего мастера.
А, спустя почти тысячу лет, в Греции, молодой талантливый скульптор Пандион отправляется на Крит, дабы отточить свой талант, а когда еще делать глупости и подвиги во имя стремления творить? На родине он оставляет возлюбленную Тессу. Однако, идет время, а он не возвращается и уже почти не остается надежды…
А Пандион тем временем попадает в рабство и оказывается в Древнем Египте – бесконечно далеком по тем временам.
Сколько еще лишений и угнетений придется пережить Пандинону, приобрести и потерять друзей, пройти пол-Африки пешком, чтоб вернуться на родину, оставить влюбленную девушку и возможную счастливую жизнь с ней во имя той, что, может быть, еще ждет… Какие красивые вещи создать, пытаясь выразить свои чувства.
Во время прочтения было так тяжело оторваться от современной глобализации и понять, что пересечь такое огромное расстояние, населенное дикими животными (когда нет оружия), где столько всяких опасностей и недругов, не иметь возможности в течение нескольких лет дать о себе весточку любимой, расставаться с друзьями, делившими с тобой все горечи путешествия и знать, что не увидишь их больше никогда (нет мобильных телефонов и социальных сетей) – думаю, современным школьникам почитать будет очень познавательно.
А как «На краю Ойкумены» будоражит дух странствий! Помнится, я долго сидела над атласом, пытаясь мысленно нарисовать путь Пандиона и его товарищей, занявший годы — теперь это расстояние можно было бы пересечь на самолете за несколько часов.
Теперь очень хочу прочитать еще его книги, особенно «Туманность Андромеды» и «Час Быка», теперь их найти не так просто – все-таки он не творчество Сергея Лукьяненко (тоже любимое мною), не в тренде, так сказать:-)
Иван Ефремов с его книгой «На краю Ойкумены» – а это вторая его книга, прочитанная мной, произвели на меня столь же неизгладимое впечатление, как и много лет назад его «Таис Афинская», как-то умеют его книги будоражить, побуждают к какому-то творчеству, желанию что-то после себя оставить, что-то изучить, что-то понять…
Источник: https://otzovik.com/review_144085.html
На краю ойкумены
«…Я прочла вашу замечательную книгу «Туманность Андромеды».
Поверьте, ее известность будет возрастать по мере того, как события в жизни будут
увязываться с ее содержанием, и в следующем веке о вас будут говорить лучше, чем
о Жюле Верне, потому что вы обладаете человеческим теплом и гуманизмом,, которыми
не обладал он…»
Так писала И. А. Ефремову читательница из Франции Дениз Бонтам
— одна из многочисленных почитательниц известного писателя за рубежом.
Что же касается нашей страны, то я, например, помню, с каким
нетерпением. ждал очередного номера «Пионерской правды», где с продолжениями печаталась
та же «Туманность Андромеды». Мгновенно «проглатывал» очередной фрагмент, а затем
вырезал и бережно складывал вырезки одна к одной, чтобы потом перечитать роман
еще раз, уже целиком.
И так поступал не только один я.
Мстислав Листов, руководитель
Центра ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова, вспоминал как-то, что
один из лучших космонавтов мира, дважды Герой
Советского Союза, генерал Владимир Джанибеков оставил в кабинете знаменитого
писателя фотографию с надписью: «Своей судьбой я обязан Ивану Антоновичу
Ефремову». И пояснил, что именно «Туманность Андромеды» зародила в нем мечту,
которая в конце концов и привела Джанибекова в отряд космонавтов.
Однако теперь мало кто знает, что
замысел известнейшего романа рождался в пустыне Гоби, где в трудные
послевоенные годы тогда уже известный ученый-палеонтолог, профессор Иван
Антонович Ефремов возглавлял Монгольскую палеонтологическую экспедицию
Академии наук СССР.
Ученые старались отыскать исторические свидетельства
существования неведомой нам жизни — останки гигантских ящеров, бывших владык Земли.
Эта трудная, даже опасная экспедиция требовала не только больших знаний и умений,
но и огромной выносливости — ведь предстояло исследовать малоизвестные районы
Монголии.
На старых, потрепанных машинах по бездорожью, переживая песчаные
бури, жару и холод, экспедиция под руководством Ивана Антоновича совершила подлинный
научный подвиг.
Из Гоби, после сложнейших раскопок, было вывезено 460 ящиков с монолитами
«костей дракона» — динозавров — общим весом более 120 тонн…
Сегодня реконструкции
громадных ящеров украшают экспозиции палеонтологических музеев в Москве и Улан-Баторе.
Но главное даже не в этом. Долгое время палеонтология оставалась
просто «музейной» наукой о вымерших чудовищах.
Ефремов вскрыл незримые связи между
такими, на первый взгляд, далекими областями науки, как палеонтология и исследования
космического пространства.
«Палеонтология — наука, погруженная, казалось бы,
в недра планеты, — служит окном в космос, через которое мы научимся видеть закономерности
истории жизни и появления мыслящих существ», —- писал он.
Такую широту взглядов, способность связывать, казалось бы,
несвязываемое, дала ему школа жизни. У Ефремова было непростое детство.
Его отец-лесопромышленник
происходил из староверов, был здоровяком, который запросто гнул подковы; этим умением,
кстати, до глубокой старости обладал и сам Иван Антонович.
Так что когда отец в
начале века покинул семью, то часть забот о ней легла и на малолетнего Ивана.
А потом началась Гражданская война. Вместе с авторотой 6-й
армии он дошел до Перекопа. После окончания военных действий уехал в Петроград,
где экстерном закончил 23-ю единую трудовую школу и пошел работать. Был пильщиком
дров, грузчиком, шофером. Одновременно умудрился закончить Петроградские мореходные
классы, где получил диплом штурмана каботажного плавания…
О юных годах Ефремов вспоминал в одном из своих писем: «Когда-нибудь
я напишу о своих первых плаваниях на Тихом океане. О том, как…
матрос, попавший
в одну компанию со всякой шпаной, сумел отстоять свое достоинство благодаря врожденной
силе и боксерскому умению; как он за краткое время стоянок в Японии увидел нечто
большее, чем портовые кабаки, и впервые смог понять — если не куда ему надо идти
в жизни, то какой стороны ее держаться…»
Он действительно плавал на Дальнем Востоке, совершал рейсы
на Камчатку, Сахалин… А в следующий сезон командовал катером на Каспии. Там и
заинтересовался палеонтологией, прочитав в журнале статью известного ученого, профессора
П. П.
Сушкина. Осенью он нашел Петра Петровича в Петрограде и попросился в ученики.
Сушкину понравился плечистый, самостоятельный юноша. И он предложил ему место препаратора
в Геологическом музее. Пришлось выбирать: море или палеонтология.
Сделать выбор Ефремову помог знаменитый капитан Д. А. Лухманов.
Он посоветовал: «Ступай-ка лучше в науку, а море, брат, что ж… все равно ты его
уже никогда не забудешь. Морская соль въелась в тебя…»
Но окончательный выбор был сделан все же чуточку позднее.
В 1925 году Ефремов оставил учебу на биофаке университета и перешел в Горный институт,
на геологическое отделение. Работал, учился вечерами и диплом защитил с отличием.
Более того, одновременно Иван Ефремов получил ученую степень кандидата наук за
оригинальное описание древнейших земноводных. И это в 17 лет!
С той поры он неоднократно участвовал в научных экспедициях.
Сначала вместе с Сушкиным, а после смерти учителя самостоятельно, Свое первое научное
открытие новоиспеченный ученый сделал в 18 лет…
Экспедиции, как правило, проходили вдали от жилья, в глухих
местах, где приходилось хлебнуть лиха. «В морозы ниже 40 °С приходилось туго…
Обшивали все металлические приборы, чтобы к ним можно было прикасаться, не рискуя
отморозить пальцы», — вспоминал Ефремов.
А один из участников тех экспедиций, тогдашний студент ЛГУ
Н. И. Новожилов рассказывал, что попутно прослушал у своего начальника целый курс
лекций — Иван Антонович обладал исключительной памятью. В редкие свободные часы
он мог прочесть на память «Алые паруса» или «Корабли в Лиесе»… Причем не пересказывал,
а именно читал наизусть.
Со временем он и сам начал писать. Первые литературные опыты
И. А. Ефремова относятся к годам Великой Отечественной войны. На фронт его не взяли,
а отправили со специальным заданием в Среднюю Азию, куда был эвакуирован Палеонтологический
институт АН СССР.
Но тут Ефремов заболел и, пока валялся на больничной койке,
написал несколько рассказов. Семь из них впоследствии составили сборник «Семь
румбов». По выходе сборника в свет Ефремова пригласил к себе А. Н. Толстой.
Он сказал, что Иван Антонович уже состоявшийся писатель,
и поинтересовался, когда это он успел выработать «такой изящный и холодный стиль»?
Ефремов ответил, что все это идет от науки — ведь ему постоянно приходится описывать
условия залегания пластов, окружающий ландшафт, не упускать из виду мельчайшие
подробности… А поскольку к тому времени у него было уже свыше четырех десятков
трудов, то опыта описывать ученому было не занимать.
Вот так от науки он пришел в литературу. В результате этого
синтеза стали рождаться произведения, которыми зачитывались наши современники.
Причем
перо Ефремова с одинаковой достоверностью описывало как приключения героев в Африке
и Древней Элладе в далеком прошлом («Путешествие
Бурджеда» и «На краю
Ойкумены»), так и в глубинах космоса в отдаленном будущем («Звездные корабли» и «Сердце Змеи»).
А потом пришла пора ставшей классикой научной фантастики «Туманности
Андромеды»; романов «Лезвие бритвы», «Час Быка» и «Таис Афинская» — произведений
философских, будоражащих мысли и воображение читателей и по сей день.,.
Но это вовсе не значит, что И. А. Ефремов все писал «из головы».
Он полагал, что герои будущего живут среди нас уже сегодня. Так, прототипом главного
героя романа «Лезвие бритвы» стал известный психолог, профессор К. К. Платонов.
А Таис Афинскую Иван Антонович в какой-то мере списал со своей жены — Таисии Иосифовны…
Однако одна из главных заслуг Ефремова- писателя состоит в
том, что он перевел литературу из области человековедения в область человечествоведения…
«Писатель-фантаст, — объяснял он, — обязан показать выход из грозных ловушек, которые
будущее готовит для человечества…»
Впрочем, не всем его прогнозы нравились. Социально-философский
роман Ефремова «Час Быка», написанный в конце 1960-х годов, находился под запретом
почти 18 лет. Не сразу нашла путь к читателю и «Таис Афинская». Были попытки «выправить»
и «Лезвие бритвы»…
Ефремов отстаивал свою точку зрения всеми возможными средствами
и до конца. Более того, в последние годы жизни он начал подготовку к написанию
романа «Чаша отравы», в котором, пожалуй, первым из советских писателей собирался
всесторонне осветить проблемы экологии, очищения ноосферы.
«Я хочу сказать, — пояснял
он свой замысел, — о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной
невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того,
чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум
и волю».
Он не успел написать этот роман, который оказался бы как нельзя
кстати в наши дни. Но многие его пророчества уже сбылись. Так, скажем, ему удалось
предвидеть развитие глобальных систем связи и коммуникаций, открытие голографии
и кимберлитовых трубок в Якутии, разгул международного терроризма и ухудшение экологии…
А ныне, похоже, мы приближаемся к раскрытию еще двух тайн,
описанных впервые И. А. Ефремовым. Так, в одном из рассказов им был описан «большой
и толстый червяк, неизвестный житель пустыни». Местные жители называли его олгой-хорхой.
«Это животное ни разу не попадало в руки ни одному человеку
отчасти потому, что живет в безводных песках, отчасти из-за страха, который испытывают
перед ним монголы, — писал Ефремов.
— Этот страх вполне объясним: животное убивает
на расстоянии. Что это за таинственная сила, которой обладает олгой- хорхой, никто
не знает.
Может быть, это огромной мощности электрический разряд или яд, разбрызгиваемый
животным».
Позднее известный популяризатор науки В. Мезенцев, анализируя
сообщения об олгое- хорхое, склонился к гипотезе, что он убивает сильнодействующим
ядом, например синильной кислотой. В природе известны существа, в частности многоножка
кивсяк, которая убивает свои жертвы на расстоянии струйкой, синильной кислоты.
Однако все большее подтверждение получает экзотическая гипотеза:
дескать, олгой-хорхой убивает с помощью небольших шаровых молний, которые формируются
во время мощного электрического разряда. Так, летом 1988 года газеты сообщили
о странных событиях, произошедших в городе Луганске.
Там 16 мая при проведении
земляных работ в районе городка завода им. Октябрьской революции пострадал один
из рабочих. Его доставили в больницу без сознания, с ожогом змееобразной формы на
левой руке.
Очнувшись, пострадавший объяснил, что почувствовал удар током, хотя
электрические кабели поблизости не пролегали.
Два месяца спустя погиб шестилетний мальчик. Причина смерти
— поражение электрическим током от неизвестного источника. Еще несколько подобных
случаев были зарегистрированы в 1989 и 1990 годах.
Все они связаны с земляными
работами либо со свежей землей, доставленной из другого места.
Один из пострадавших
рассказал, что прежде чем потерять сознание, он слышал странный звук, похожий на
всхлипывание ребенка.
Наконец, по свидетельству
кандидата физико-математических наук Валентина Псаломщикова, зимой 2000 года
вблизи теплотрассы при рытье ямы на территории усадьбы в Артемовском районе
Луганска было поймано странное существо, издававшее при нападении похожий
звук.
К счастью для себя, человек, рывший яму, был в толстых перчатках и не
пострадал. Он поймал существо, положил его в полиэтиленовый мешок и отнес
показать соседу, работавшему в биологической лаборатории.
Так неизвестное
науке животное оказалось в металлическом боксе лаборатории за толстым
бронированным стеклом. Похоже оно на толстого сиреневого червяка длиной
около полуметра. Заведующий лабораторией кандидат биологических наук В. М.
Куликов
утверждает, что это скорее всего неизвестный мутант. Но определенное сходство
его с таинственным олгой-хорхоем несомненно.
Другой прогноз Ефремова касается обнаружения разумной жизни
во Вселенной. Признаки разума в космосе ищут уже давно. Но только в 1999—2000 годах
астрономам удалось обнаружить свыше 50 планет за пределами Солнечной системы.
А в 2005 году работа выйдет на качественно новый уровень благодаря космическим
супертелескопам серии «Кеплер». Эти разведчики, рассредоточившись в окрестностях
нашей планеты, возьмут под наблюдение 250 звездных систем, находящихся на удалении
порядка 50 световых лет от Земли.
В них, по мнению специалистов, имеется по крайней
мере- 3 миллиона светил, подобных нашему Солнцу.
Кроме того, телескопы будут анализировать излучение этих
звезд с целью выявления, какой процент железа, углерода, водорода и кислорода содержится
в их излучении. Это поможет понять, насколько реальна белковая жизнь в той или
иной планетной системе. «Конкретных результатов наших поисков следует ожидать уже
к 2015 году», — убеждены исследователи.
Тогда, возможно, мы и узнаем, насколько был прав И. А. Ефремов в своих предсказаниях.
Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/blog/na_kraju_ojkumeny/2014-06-05-637