Краткое содержание есенин анна снегина по главам за 2 минуты пересказ сюжета

    Поэма «Анна Снегина» была написана Есениным практически в конце его жизни, в 1925 году. Это одно из лучших произведений поэта не только в эпическом плане, ибо раскрывает судьбы народа в революции, но и лирическом. Эта поэма удивительным образом отражает суть человеческих переживаний.

    В поэме лирический герой описывает жизнь людей на протяжении нескольких лет. Приехав в родные края, он наблюдает те изменения, которые произошли в деревне.

    Есенин поднимается до подлинного историзма в изображении революционных событий. Ведь именно то, что происходило в стране, главным образом влияло на судьбы людей.

    Трагична судьба помещицы Анны Снегиной. Очень тяжело она воспринимает смерть своего мужа. Герой поэмы не может помочь ей в этой беде:

    Убили.. Убили Борю…

    Уйдите прочь!    Вы – жалкий и низкий трусишка.    Он умер…    А вы вот здесь…

  •     Для лирического героя очень горьки и обидны такие слова.
  •     Русь в поэме не представлена как единое целое, поскольку в этом произведении некоторая нестабильность проявляется почти во всем. Так, в самом начале произведения возница рассказывает о том, как соседские мужики из деревни рубили дрова в Радово:
  •     Украдкой они рубили

    Из нашего леса дрова.    Однажды мы их застали…    Они в топоры, мы так    От звона и скрежета стали    По телу катилась дрожь…

    Совсем разные в поэме «мужики-крестьяне». Одни из них — труженики, которые поддерживают революцию, другие — различного рода люди, которых «еще надо варить». И, наконец, бездельники, которых не волнует их будущее, а тем более, будущее страны, они ищут легкой и сытой жизни.

    Я думаю, в поэме заложен глубокий смысл. В некоторых эпизодах, на мой взгляд, мысли лирического героя совпадают с идеями автора. Так, например, рассказчик повествует о том, что Временное Правительство призывает к войне до конца:

    Война «до конца», «до победы»,

    И ту же сермяжную рать    Прохвосты и дармоеды    Сгоняли на фронт умирать.    Но все же не взял я шпагу…    По грохот и рев мортир    Другую явил я отвагу –    Был первый в стране дезертир. 

    Лирический герой гордится тем, что оставил военное дело, ибо всей душой не может принять боль и страдание. Для рассказчика является огромным счастьем обычная, размеренная жизнь. Оказавшись один на один с природой, он понимает, насколько прекрасна жизнь:

    Я думаю:

    Как прекрасна    Земля    И на ней человек.

    Видя всю красоту природы, чувствуя спокойствие и радость в душе, герой не может не вспомнить тех, кого сломала и изуродовала война:

    И сколько с войной несчастных

    Уродов теперь и калек!    И сколько зарыто в ямах!    И сколько зароют еще.    И чувствую в скулах упрямых    Жестокую судорогу щек.

    Крестьяне не могут вернуться к спокойной жизни. Все еще происходят столкновения среди народа, кто-то не хочет мириться с новым укладом жизни, кто-то, наоборот, видит в революции спасение. Так, старуха-мельничиха сетует на «сплошные мужицкие войны»:

    А все это, значит, безвластье.

    Прогнали царя…    Так вот…    Посыпались все напасти    На наш неразумный народ.

    Революция коренным образом изменила судьбу и самой Анны Снегиной. Когда-то, еще в юности, она мечтала о славе, о прекрасном будущем. Но часто наши планы нарушаются какими-то внешними, не зависящими от нас, факторами.

Героине ничего не остается кроме того, как уехать за границу и искать счастья там. Хотя, я считаю, это было просто невозможно. За поверхностной легкостью письма, которое она написала рассказчику, проявляется тоска по родной земле.

Она вспоминает свою юность и счастливые, несмотря ни на что, годы жизни в России:

    Я часто хожу на пристань

    И, то ли на радость, толь в страх,    Гляжу средь судов все пристальней    На красный советский флаг.

    Да, конечно, этой женщине пришлось многое перенести, но, тем не менее, живя уже долгое время на чужбине, она все еще остается верна русской земле. Она является частью России, а этому способствуют, в первую очередь, воспоминания:

    Но вы мне по-прежнему милы,

    Как родина и как весна…

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/esenin-s-a/raznoe/3763-idejno-khudozhestvennoe-soderzhanie-poemy-s-esenina-anna-snegina

“Анна Снегина”, краткое содержание

Вариант 1

Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведется от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передается через отношение к ним лирического героя.
В первой главе речь идет о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан — зажиточных радовских мужиков. У радовцев идет постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась со счастья вожжа».
Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне — выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад — и в памяти возникают «далекие милые были» — девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»

Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, — мысли о безвинно изуродованных войной калеках.

От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых — убийца старосты Прон Оглоблин.

Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной — старой знакомой героя, — докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намеки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу — повидать знакомых мужиков. У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход.

Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы — о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он — вы». В третьей главе — события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину.

Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши.

Но сердца собеседников говорят о другом — они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз…» Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера.

Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он умер… А вы вот здесь…» Уязвленный, герой отправляется с Проном в кабак. Основное событие четвертой главы — известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз — и квас! в России теперь Советы и Ленин — старшой комиссар».

Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их.

И опять остается только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон». В пятой главе — эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет.

«Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон — но «гаснет удел хлебороба», «фефела! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» дает себя выдрать кнутом». Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налет в соломе, требует себе за храбрость красный орден. Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью — весточка от Анны. И хотя внешне адресат остается холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остается. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.

  • Вариант 2

Автор едет в радовские предместья отдохнуть, возница ему рассказывает о своем селе Радово, о своей судьбе. В селе около 200 дворов, оно богато лесом и водой, пастбищами и полями, у каждого в селе крыши крыты железом, у каждого сад и гумно, по праздникам мясо и квас, «недаром когда-то исправник любил погостить у нас». Старшина помимо оброка требовал себе еще «по мере муки и зерна», но это «народу было не в тягость». Но по соседству было село Криуши, в котором жили плохо, мужики оттуда украдкой рубили радовские дрова, однажды радовские их застали за этим занятием, схватились за топоры, в стычке случайно убили старшину, за это десятерых услали в Сибирь, с тех пор и в Радове начались неурядицы. Автор замечает, что он тоже игрушка в чужих руках, что война, которую вели «купцы да знать», не имеет к нему никакого отношения.
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку
Купил себе «липу», и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил 17-й год.
Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне.
Война «до конца!», «до победы!» —
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоеды
Сгоняли на фронт умирать.
Но все же не взял я шпагу…
Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу —
Был первый в стране дезертир.

К ночи возница довозит автора в Радово, торгуется, требует много денег за провоз — выпить в шинке самогонки. Автор приезжает на мельницу. Старый мельник очень ему рад, приглашает к чаю. Мельник расспрашивает автора о его планах, откуда он приехал.

Автор отвечает, что приехал на год. Мельник говорит, что таких мест не найти нигде, напоминает, что уже четыре года автор уже не был здесь.

Автор идет спать на сеновал, по дороге вспоминая о своей первой любви, когда в шестнадцать лет «девушка в белой накидке сказала мне ласково «Нет!»

2
Мельник будит автора, приглашает к завтраку, сообщает, что сам идет к помещице Снегиной, чтобы отнести настрелянных им вчера дупелей. Автор выходит с сеновала, смотрит на окружающую его величественную природу, вспоминает, что из-за войны на земле теперь столько «уродов и калек», чувствует несоответствие между этими двумя вещами.

Автор утверждается во мнении, что он правильно сделал, не пойдя на войну. Старуха, жена мельника, сообщает автору, что и в селе теперь неспокойно, что «сплошные мужицкие войны — дерутся селом на село». Добавляет, что все это из-за безвластия, из-за того, что прогнали царя, выпустили из острогов преступников.

Каторжане дернулись по домам, старуха говорит, что и в соседнее село Крйуши вернулся Прон Оглоблин — «булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян. И нагло в третьевом годе, когда объявили войну, при всем честном народе убил топором старшину. Таких теперь тысячи стало — творить на свободе гнусь. Пропала Расея, пропала, погибла кормилица-Русь».

Автор собирается и отправляется поздороваться с местными мужиками. По дороге ему навстречу попадается мельник на дрожках. Мельник рассказывает, что только что был у Снегиных, что дочь Снегиных, «замужняя Анна», интересовалась автором, не он ли поэт, вспоминала, что он когда-то был в нее влюблен. Автор идет дальше, ему хорошо среди лесов и полей.

Он доходит до Криуши, где не был три года. Деревня в запустении, хаты гнилые, никакого добра нет, на крыльце у Прона «горластый мужицкий галдеж — толкуют о новых законах, о ценах на скот и рожь». Автор здоровается с мужиками, те приглашают его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь. Хотя они автора и считают не из своего круга, но все же «свойским, мужицким, нашим».

Интересуются, отойдут ли без выкупа крестьянам пашни господ, не понимают, почему с этим тянут. Наконец спрашивают: «Кто такое Ленин?» «Я тихо ответил: «Он — вы».

3
Автор простудился и четыре дня пролежал, болея. Мельник, у которого он гостил, очень обеспокоен. «Поехал, кого-то привез… Я видел лишь белое платье да чей-то привздернутый нос». На пятые сутки автор выздоровел, и выяснилось, что за ним ухаживала та самая младшая Снегина, в которую он был в юности влюблен. Она вспоминает о тех днях, когда они любили зместе сидеть у калитки и мечтать о славе.

«И вы угодили в прицел, меня же про это заставил забыть молодой офицер». Автор рад гостье, приглашает ее садиться, начинает читать стихи про кабацкую Русь. Снегина говорит о том, что ей обидно, что его пьяные дебоши известны по всей стране.

Читайте также:  Краткое содержание зощенко голубая книга за 2 минуты пересказ сюжета

Интересуется, не следствие ли это неудовлетворенной страсти, и когда узнает, что это не так, удивляется еще больше: «Тогда еще более странно губить себя с этих лет. Перед вами такая дорога…» Все, что было в юности, оживает в душе автора, с Анной они расстаются на рассвете. Утром прибегает мельник с запиской от Прона Оглоблина, в которой тот приглашает автора прийти. Автор идет в Криушу.

Оглоблин подбивает народ отправляться к Снегиной требовать угодья без всякого выкупа. Оглоблин приглашает автора ехать вместе с ними. Взяв лошадь, едут. Скоро приезжают в усадьбу Снегиных. Прон входит и с порога требует отдать угодья. Сергей входит к Анне, та плачет, так как получила известие, что ее муж убит на фронте.

Она просит оставить ее в покое, обвиняет Сергея в том, что ее мужа убили, а он отсиживается здесь. Автор уходит, говорит Прону, что «сегодня они не в духе… уходит, говорит Прону, что «сегодня они не в духе… Пойдем-ка, Прон, в кабак».

4
Все лето автор проводит в охоте. Недавние события постепенно забываются. Мельник с Сергеем собираются на охоту на зайцев, в это время приходит Прон и приносит известие о том, что теперь новая власть — Советы — которая без всякого выкупа с лета отдает все пашни и леса, «и Ленин — старшой комиссар».

Оглоблин очень рад, говорит, что «я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». У Прона есть брат Лабутя, который с японской войны «носил на груди две медали», но, несмотря на это, трус и хвастун. Заходя в кабак, он попрошайничал, потом, напившись, рассказывал о «сдавшемся Порт-Артуре» и о своей отваге.

Когда к власти пришли Советы, медали он спрятал в сундук, «но с тою же важной осанкой, как некий седой ветеран, хрипел под сивушной банкой про Нерчинск и Турухан». Прон не любит своего брата, постоянно его ругает, но тем не менее они едут вдвоем описывать снегинский дом. Мельник приводит бывших помещиц к себе. «И снова нахлынуло что-то…

» Анна извиняется перед автором за то, что оскорбила его при их последней встрече, объясняет, что боялась «преступной страсти», говорит, что любила мужа, ей не хотелось, чтобы Сергей ее бросил, «как выпитую бутыль…» Сергей переводит разговор на другое, интересуется, как они относятся к тому, что устроили в их усадьбе.

Анна не отвечает, но «как-то печально и странно она опустила свой взор…». Под вечер они уезжают, куда — неизвестно. Конца истории автор так и не узнал, так как «я быстро умчался в Питер — развеять тоску и сон».

5
Автор вспоминает «суровые, грозные годы».
Эх, удаль!
Цветение в далях!
Недаром чумазый сброд
Играл по дворам на роялях
Коровам тамбовский фокстрот.
За хлеб, за овес, за картошку
Мужик залучил граммофон, —
Слюнявя козлиную ножку,
Танго себе слушает он.

Сжимая от прибыли руки,
Ругаясь на всякий налог,
Он мыслит до дури о штуке,
Катающейся между ног.
Шли годы, размашисто, пылко,
Удел хлебороба гас.
Немало попрело в бутылках
«Керенок» и «ходей» у нас.
Фефела! Кормилец! Касатик!
Владелец землей и скотом,
За пару измызганных «катек»
Он даст себя выдрать кнутом.

Мельник присылает автору письмо, в котором рассказывает о судьбе Оглоблина Прона. С момента последнего приезда Сергея в Криушу прошло шесть лет. Оглоблина Прона в двадцатом году расстреляли, когда в деревню нагрянул отряд деникинцев.

Его брат Лабутя залез в солому, где просидел до отъезда казаков, а после этого «по пьяной морде» голосит: «Мне нужно бы красный орден за храбрость мою носить!» Мельник уговаривает Сергея приехать в деревню. Автор собирается и отправляется на родину.

Скоро он снова на мельнице, мельник рад, сообщает, что у него есть письмо для Сергея, которое лежит здесь уже почти два месяца. На письме лондонская печать. Письмо от Снегиной. В письме Снегина тоскует о России, говорит, что часто ходит на пристань, заканчивает письмо словами: «Дорога моя ясна…

Но вы мне по-прежнему милы как родина и как весна…» Автор берет овчинную шубу и идет на сеновал, вспоминая, что когда-то ему было шестнадцать лет и что у калитки, которая видна с сеновала, «девушка в белой накидке» ему ласково сказала «нет».
Далекие, милые были!…
Тот образ во мне не угас.
Мы все эти годы любили,

Значит, любили и нас.

Источник: http://interesnyeknigi.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/anna-snegina-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание поэмы «Анна Снегина» и отзыв для читательского дневника (С.А. Есенин) | Литрекон

«Анна Снегина» — поэма-автобиография С. Есенина, которая была написана в 1925 году. Она содержит впечатления о посещении родного села, мысли о революции, воспоминания о любви.

Основные события из поэмы произошли в реальной жизни поэта, так что сюжет книги в сокращении поможет Вам узнать известного автора поближе.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения и отзыв о нем, который может дополнить Ваш читательский дневник. Приятного просвещения!

Кратчайшее содержание (502 слова). Действие поэмы происходит в 1917-1923 годах.

Начинается произведение с песни возницы, который начал с небольшого описания села Радово. Жили там хорошо, пусть судья и прибавлял к оброку «по мере муки и пшена». Но в располагающейся рядом деревне Криуши жилось, напротив, плохо, потому её жители завидовали соседям. После стычки с криушанами из-за леса у жителей села Радово тоже дела пошли не лучшим образом.

Лирический герой едет домой с фронта и вспоминает войну, на которой ему довелось побывать. Подъехав к селу, расплачивается с возницей, который попросил много денег. После этого посещает мельника, который очень рад его видеть. После чаепития рассказчик отправляется к сеновалу, попутно вспоминая родные края.

Поэт несколько раз отмечает, как война калечит людей. Он не хотел больше участвовать в этом масштабном убийстве и стал «первым в стране дезертиром».

В разговоре со старухой, жительницей Радово, герой снова слышит о мужицких войнах с соседним селом. Женщина считает, что все эти беды от «безвластья», что без царя выпустили из острогов «злодеев лихих». Таковым является Прон Оглоблин, человек с сомнительным прошлым, который подбивает местных крестьян на бунт.

Потом идёт поэт к мужикам «как старый знакомый и гость», а его догоняет мельник и говорит о Снегиных, в дочь которых, уже замужнюю Анну, лирический герой был когда-то влюблён. Остальное мельник обещал рассказать позже. 

Поэт же продолжает свой путь в деревню Криуши. Там он отмечает, что не слышно лая собак, так как теперь охранять нечего — хаты у всех гнилые и внутри никаких богатств. Местные мужики спрашивают у него, когда они получат земли господ, но этого герой не знает. Тогда они задают вопрос: «а кто такое Ленин?», на что поучают ответ «он — вы».

Потом лирический герой заболевает, а в это время его посещает старая знакомая Анна Снегина. Они вспоминают прошлое: первая любовь лирического героя не была взаимной, но они вспоминают о юности с трепетом. Анна все такая же красивая, весь ее образ описан в белых тонах (символ непорочности). Теперь она замужем за белогвардейцем и ждет от него вестей с фронта.

Далее поэт получает письмо из деревни Криуши, приезжает, и от Оглобина Прона узнаёт, что тот собирается к Снегиной «просить». После революции беднота хочет разорить барские усадьбы и присвоить земли господ. Прон и его товарищи видят в крестьянине (лирический герой не имеет высокого происхождения) своего попутчика и хотят использовать его в деле насаждения коммунизма.

Через какое-то время когда-то помещичий дом Снегиных стали разорять, самих же женщин приютил мельник. Крестьяне пришли реквизировать дом и землю, а помещиц некому было защитить.

В отношениях лирического героя и Анны тоже назрел конфликт: она упрекает его в дезертирстве, ведь получает неутешительные вести о муже. Поэт и Анна вспоминают юность, любовь, которую не вернуть.

Ещё позже Снегины уехали, а потом уехал и сам лирический герой. 

После их отъезда происходит череда таких событий, как появление отряда Деникина и расстрел Прона. Начинается полномасштабная гражданская война.

Вернувшись из Петербурга, лирический герой получает письмо с английскими печатями от Анны. Она пишет, что ей по-прежнему мила Россия, но вернуться она не сможет. Заканчивается поэма словами «Мы все в эти годы любили,/ Но, значит,/ Любили и нас».

Отзыв (386 слов): Мне понравилась поэма «Анна Снегина». Эта небольшая книга отразила переломный момент в истории России, когда вчерашние господа стали сегодняшними изгоями.

Конфликт простого люда и элиты показывается не только в настоящем времени, но и в прошлом, где дворянка Анна отвергает крестьянского сына.

Мое мнение о тех событиях имеет двойственную природу, как и авторская позиция: с одной стороны, нельзя лишать угнетенных людей права на бунт, ведь у них нет иного выбора; с другой стороны, разрушая дворянскую Россию, они не могут предложить ничего взамен.

Поэма «Анна Снегина» заставляет задуматься о судьбе деревни после революции. По сюжету герой возвращается в родные места, вспоминает период, когда ему было 16 лет, и когда ему отказала девушка. Несмотря на тяжелые крестьянские будни, ему дорога эта патриархальная деревня Радово, где люди жили не так уж и плохо.

Он встречается с Анной, которая теперь замужем. Прекрасная женщина представлена во всем белом, и автор акцентирует внимание на ее чистоте и невинности: она не виновата ни в чем перед народом, но становится его жертвой из-за своего происхождения. Белый цвет ассоциируется и с белым движением, которое противостояло большевикам.

Но мое впечатление об этом цвете другое, это знак беспомощности. Снегины жили «в белых перчатках», они не готовы были снять их и дотронуться белыми изнеженными руками до реальной жизни, поэтому они обречены. «Снегины» растают и легко отдадут поля Радово красному зареву.

Для меня этот глубокий символизм, отражающий перемены в России и их причины — это и есть главная мысль поэмы «Анны Снегина».

Мораль в произведении «Анна Снегина», прежде всего, касается отношения к войне. В книге показывается исторически точное описание быта людей после Первой Мировой войны, а также после свержения царя.

Люди ещё сами не знают, как устроить свою жизнь, и выбирают легчайший путь — отобрать у тех, кто богаче. Автор-рассказчик не хочет участвовать ни в войнах, ни в спорах.

Он учит нас миролюбию и гуманности, ведь если все люди откажутся воевать, то и войны не будет.

Поэма заставляет задуматься о том, как проходила жизнь в русской глубинке в те времена, когда люди получают искаженную информацию и не знают, что с ней делать.

Но на мое отношение к «Анне Снегиной» повлиял не трагизм изложенных событий, а жизнеутверждающий финал. В конце поэмы появляются не только мысли о невозможности вернуть прошлое, воспоминания о котором приносят светлые впечатления.

Появляется надежда, что все трудности и тяготы можно пережить. На этой несколько счастливой ноте книга заканчивается.

Александра Новикова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/anna-snegina-i-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika-s-a-esenin/

Краткое содержание Анна Снегина. С. А. Есенин

1

Поэт едет отдохнуть в радовские предместья, возница рассказывает ему о своем селе. Там около 200 дворов, оно богато, зажиточны и его жители. Помимо оброка с крестьян брали еще «по мере муки и зерна», но излишек им был «без тягот».

По соседству было село Криуша, где жили плохо. Тамошние мужики украдкой рубили радовские дрова. Однажды их застали, схватились за топоры, в стычке случайно убили старшину, за это десятерых услали в Сибирь, и с тех пор в Радове неурядицы.

К ночи возница привозит автора на место, требует добавить денег: «Я выпью в шинке самогонки. За ваше здоровье и честь».

Автор приезжает на мельницу. Мельник ему рад, расспрашивает о его планах. Автор приехал на год. Мельник напоминает, что автора не видали уже четыре года. Автор идет спать на сеновал, вспоминая о своей первой любви:

  • Когда-то у той вон калитки
  • Мне было шестнадцать лет,
  • И девушка в белой накидке
  • Сказала мне ласково: «Нет!»
  • 2
  • Мельник будит автора к завтраку, говорит, что едет к помещице Онегиной:
  • Ей
  • Вчера настрелял я к обеду
  • Прекраснейших дупелей.

Автор выходит, любуется природой, вспоминает, что из-за войны теперь столько несчастных «уродов и калек». Жена мельника говорит, что и в селе теперь неспокойно, что идут «сплошные мужицкие войны — дерутся селом на село», все это от безвластия, оттого, что свергли царя и выпустили из тюрем преступников.

В соседнее село Криушу вернулся Прон Оглоблин — «булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Автор идет поздороваться с мужиками. Ему встречается мельник на дрожках, он рассказывает, что был у Онегиных, их дочь «замужняя Анна» интересовалась автором («Не тот ли поэт?»), вспоминала, что он ког- да-то был в нее влюблен.

Автор идет дальше, ему хорошо среди лесов и полей, доходит до Криуши. Деревня в запустении, хаты гнилые, на крыльце у Прона «горластый мужицкий галдеж — толкуют о новых законах, о ценах на скот и рожь». Мужики приглашают автора послушать про их жизнь. Они считают автора человеком хоть и не из их круга, но все же признаются: «Ты — свойский, мужицкий, наш».

Спрашивают, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ, потом: «Кто такое Ленин?» Автор тихо ответил: «Он — вы».

3

Простудившись, автор проболел четыре дня. Выздоровев на пятые сутки, он узнал, что за ним ухаживала та самая младшая Снегина. Она вспоминает, как они любили вместе сидеть у калитки и мечтать о славе:

  1. И вы угодили в прицел,
  2. Меня лее про это заставил
  3. Забыть молодой офицер…
Читайте также:  Краткое содержание толстой отец сергий за 2 минуты пересказ сюжета

Автор предлагает почитать стихи про кабацкую Русь. Онегиной обидно, что его пьяные дебоши прославились по всей стране. Все, что было в юности, оживает в душе автора, с Анной они расстаются на рассвете. Утром мельник приносит записку, в которой Прон приглашает автора к себе.

Тот идет в Криушу. Прон зовет людей идти к Онегиной отбирать угодья и предлагает автору сопровождать их. Прон входит к помещице и с порога требует угодья. Анна плачет, так как получила известие о смерти мужа, она обвиняет Сергея в том, что ее муж убит, а он «вот здесь».

Автор уходит с Проном в кабак.

4

Все лето автор проводит в охоте. Собирается с мельником за зайцами, но тут приходит Прон и сообщает, что теперь новая власть — Советы, которая без всякого выкупа отдает пашни и леса.

Прон собирается строить в селе коммуну. У Прона есть брат Лабутя, который с войны «носил на груди две медали», но на самом деле трус и хвастун.

В кабаках он попрошайничал, а потом, напившись, рассказывал о «сдавшемся Порт-Артуре» и о своей отваге:

  • Но с тою же важной осанкой,
  • Как некий седой ветеран,
  • Хрипел под сивушной банкой
  • Про Нерчинск и Турухан…

Прон с братом едут описывать снегинский дом. Бывших помещиц мельник приводит к себе.

«И снова нахлынуло что-то…» Анна просит прощения за то, что обидела автора при их последней встрече, говорит, что не хотела, чтобы Сергей ее бросил, «как выпитую бутыль…».

Сергей спрашивает, как они относятся к тому, что устроили в их усадьбе. Анна не отвечает, а под вечер помещицы уезжают. Автор тоже уезжает в Питер — развеять тоску.

5

Автор вспоминает «суровые, грозные годы». Ему приходит письмо от мельника, в котором тот рассказывает о судьбе Прона. В двадцатом году его расстреляли деникинцы. Его брат Лабутя залез в солому, а после отъезда казаков голосил: «Мне нужно бы красный орден за храбрость мою носить!»

Мельник приглашает Сергея в деревню. Автор снова на мельнице. Мельник сообщает, что у него для Сергея письмо. На письме лондонский штемпель, это письмо от Снегиной. В письме она тоскует по России, говорит, что часто ходит на пристань, заканчивает словами:

  1. Дорога моя ясна…
  2. Но вы мне по-прежнему милы,
  3. Как родина и как весна…
  4. Автор берет овчинную шубу и идет на сеновал, вспоминая:
  5. Когда-то у той вон калитки
  6. Мне было шестнадцать лет,
  7. И девушка в белой накидке
  8. Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

  • Тот образ во мне не угас.
  • Мы все в эти годы любили,
  • Но, значит,
  • Любили и нас.
  • ПИСЬМО МАТЕРИ (1924)
  • Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

  1. Пусть струится над твоей избушкой
  2. Тот вечерний несказанный свет.
  3. Пишут мне, что ты, тая тревогу,
  4. Загрустила шибко обо мне,
  5. Что ты часто ходишь на дорогу
  6. В старомодном ветхом шушуне.
  7. И тебе в вечернем синем мраке
  8. Часто видится одно и то ж:
  9. Будто кто-то мне в кабацкой драке
  10. Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

  • Это только тягостная бредь.
  • Не такой уж горький я пропойца,
  • Чтоб, тебя не видя, умереть.
  • Я по-прежнему такой же нежный
  • И мечтаю только лишь о том,
  • Чтоб скорее от тоски мятежной
  • Воротиться в низенький наш дом.
  • Я вернусь, когда раскинет ветви
  • По-весеннему наш белый сад.
  • Только ты меня уж на рассвете
  • Не буди, как восемь лет назад.
  • Не буди того, что отмечталось,
  • Не волнуй того, что не сбылось, —
  • Слишком раннюю утрату и усталость
  • Испытать мне в оюизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

  1. К старому возврата больше нет.
  2. Ты одна мне помощь и отрада,
  3. Ты одна мне несказанный свет.
  4. Так забудь же про свою тревогу,
  5. Не грусти так шибко обо мне.
  6. Не ходи так часто на дорогу
  7. В старомодном ветхом шушуне.

Произведение посвящено матери поэта. В нелегкий момент жизни пишет он это письмо, в котором спешит утешить, успокоить самого близкого человека, оправдаться, не дать поверить сплетням («тягостной бреди»).

Поэт мечтает о возвращении, мать представляется ему единственной помощницей, способной вывести из жизненного тупика, человеком, который все поймет.

В стихотворении поэт использует просторечные выражения, которые соседствуют с высоким стилем, создает образ белого сада, символизирующего весну, юность.

  • * * *
  • Неуютная жидкая лунностъ
  • И тоска бесконечных равнин,
  • — Вот что видел я в резвую юность,
  • Что, любя, проклинал не один.
  • По дорогам усохшие вербы
  • И тележная песня колес…
  • Ни за что не хотел я теперь бы,
  • Чтоб мне слушать ее привелось.
  • Равнодушен я стал к лачугам,
  • И очажный огонь мне не мил,
  • Даже яблонь весеннюю вьюгу
  • Я за бедность полей разлюбил.
  • Мне теперь по душе иное…
  • И в чахоточном свете луны
  • Через каменное и стальное
  • Вижу мощь я родной стороны.
  • Полевая Россия! Довольно
  • Волочиться сохой по полям!
  • Нищету твою видеть больно
  • И березам, и тополям.
  • Я не знаю, что будет со мною…
  • Может, в новую жизнь не гожусь,
  • Но и все же хочу я стальною
  • Видеть бедную, нищую Русь.
  • И, внимая моторному лаю
  • В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
  • Ни за что я теперь не желаю
  • Слушать песню тележных колес.
  • 1925

В стихотворении отразился духовный кризис поэта. Русская природа — символ неустроенности его судьбы. Произведение перекликается с «Родиной» Лермонтова («Люблю! за что — не знаю сам»).

Поэт разлюбил пейзажи, которые раньше вызывали его восхищение: «по дорогам усохшие вербы», «тележную песню колес», «очажный огонь», «лачуги». Поэт пишет о своем новом настроении: «Мне теперь по душе иное», он восхищен новой, каменной, стальной, мощной страной.

Поэт стремится принять новую действительность, но свою судьбу воспринимает трагически («Я не знаю, что будет со мною»). Композиция стихотворения построена на противопоставлениях, антитезах.

Например, с образом «нищей» Руси связаны яркие метафорические образы — «тележная песня колес», «яблонь весенняя вьюга», в то время как новая Россия несет с собой лишь «моторный лай». Поэт подспудно сопротивляется бездушной мощи новой страны. Видимо, Есенин не разлюбил ту Россию, которую воспевал в юности.

  1. * * *
  2. Спит ковыль. Равнина дорогая,
  3. И свинцовой свежести полынь.
  4. Никакая родина другая
  5. Не вольет мне в грудь мою теплынь.
  6. Знать, у всех у нас такая участь,
  7. И, пожалуй, всякого спроси —
  8. Радуясь, свирепствуя и мучась,
  9. Хорошо живется на Руси.
  10. Свет луны, таинственный и длинный,
  11. Плачут вербы, шепчут тополя.
  12. Но никто под окрик журавлиный
  13. Не разлюбит отчие поля.
  14. И теперь, когда вот новым светом
  15. И моей коснулась жизнь судьбы,
  16. Все равно остался я поэтом
  17. Золотой бревенчатой избы.
  18. По ночам, прижавшись к изголовью,
  19. Вижу я, как сильного врага,
  20. Как чужая юность брызжет новью
  21. На мои поляны и луга.
  22. Но и все же, новью той теснимый,
  23. Я могу прочувственно пропеть:
  24. Дайте мне на родине любимой,
  25. Все любя, спокойно умереть!
  26. 1925

Это стихотворение о любви к родине, в нем поэт описывает картины русской природы (ковыль, вербы, тополя). Поэт размышляет о судьбе своего народа, высказывает уверенность в его силах.

Новое видение, перемены в жизни, мировоззрении не повлияли на истинные чувства поэта: «Все равно остался я поэтом золотой бревён- чатой избы».

Поэт находит успокоение в единении с родиной: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть».

Источник: https://lit-kratko.ru/kratkoe-soderzhanie-anna-snegina-s-a-esenin/

Краткое содержание: Анна Снегина, Есенин — Сочинение

АННА СНЕГИНА

1

Автор едет в родные места, где прошли его юные годы и где он уже давно не был. Возница всю доро­гу занимает своего пассажира беседой. Он расска­зывает о селе Радове:

  • Село, значит, наше — Радово,
  • Дворов, почитай, два ста.
  • Тому, кто его оглядывал,
  • Приятственны наши места.
  • Богаты мы лесом и водью,
  • Есть пастбища, есть поля.
  • И по всему угодью Рассажены тополя.

Возница, сам житель Радова, рассказывает, что радовцы живут хорошо: «Дворы у нас крыты железом, //У каждого сад и гумно. //У каждого крашены ставни, // По праздникам мясо и квас». Беда пришла неожиданно. В соседней деревне Криуше крестьяне жили плохо — землю пахала вся деревня одной парой «заезженных кляч».

Криушане воровали лес на дрова из радовских уделов. Но однажды радовцы поймали воров. За­вязалась драка.

  1. В скандале убийством пахнет.
  2. И в нашу и в их вину
  3. Вдруг кто-то из них как ахнет! —
  4. И сразу убил старшину.

За убийством последовал суд. Десятерых чело­век сослали в Сибирь. С тех пор окончились дни бла­годенствия и для радовцев:

  • С тех пор и у нас неуряды.
  • Скатилась со счастья вожжа.
  • Почти что три года кряду У нас то падеж, то пожар.
  • Такие вести сообщил возница рассказчику, ко­торый ехал в радовские поместья отдохнуть.

Рассказчик сообщает, что он был на войне, где ему приходилось стрелять в «близкое тело» «за чей-то чужой интерес». Но он понял, что является марионеткой, и решил «в стихах воевать». Он ку­пил себе поддельный документ. Тем временем на­ступал 1917 год. Началась война. И снова

…ту же сермяжную рать Прохвосты и дармоеды Сгоняли на фронт умирать.

Но рассказчик не пошел воевать: «Другую явил я отвагу — // Был первый в стране дезертир». Ге­рой прибывает в Радово. Он пытается расплатить­ся с возницей, но долго не может сойтись в цене — тот требует гораздо больше, чем ему предлагает пассажир. Объясняет свои требования возница так:

  1. «Сегодня плохая рожь.
  2. Давайте еще незвонких Десяток иль штучек шесть —
  3. Я выпью в шинке самогонки За ваше здоровье и честь…»

Рассказчик на мельнице. Мельник несказанно рад гостю.

  • Объятья мельника круты,
  • От них заревет и медведь,
  • Но все же в плохие минуты Приятно друзей иметь.

Мельник расспрашивает гостя, откуда он, на­долго ли. Рассказчик говорит, что приехал на год.

  1. После беседы, ужина и чаепития гость отправ­ляется спать на сеновал, захватив с собой овчин­ный полушубок, как когда-то раньше. Герой вспо­минает юные годы:
  2. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет,
  3. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!»
  4. Далекие, милые были.
  5. Тот образ во мне не угас…
  6. Мы все в эти годы любили,
  7. Но мало любили нас.
  8. 2
  9. Утром мельник будит своего гостя сообщением, что собирается ехать к помещице Снегиной для того, чтобы отвезти подстреленную дичь.

Рассказчик чувствует душевный подъем — вес­на, цветение яблонь создают прекрасное настрое­ние. Одно печалит: война погубила много людей, и при мысли об этом герой чувствует «жестокую судоргу щек».

Он приветствует жену мельника, замечает, что она сдала за эти годы. Старуха жалуется на то, что «одолели дела», что жизнь стала неспокойной из-за мужицких войн. Причина же войн, считает старуха, — безвластье:

  • А все это, значит, безвластье.
  • Прогнали царя…
  • Так вот…
  • Посыпались все напасти
  • На наш неразумный народ.
  • Открыли зачем-то остроги,
  • Злодеев пустили лихих.
  • Теперь на большой дороге
  • Покою не знай от них.
  • Она рассказывает о жителе Криуши Проне Оглоблине, которого тоже выпустили из тюрьмы.
  • Булдыжник, драчун, грубиян.
  • Он вечно на всех озлоблен,
  • С утра по неделям пьян.
  • Оглоблин Прон при «честном народе» убил стар­шину, а теперь вот он на свободе.
  • Старуха говорит, что таких, как Оглоблин, сей­час в России тысячи.
  • Пропала Расея, пропала…
  • Погибла кормилица Русь…

Рассказчик идет поздороваться со знакомыми мужиками. Ему встречается мельник, возвращаю­щийся на дрожках от Снегиной. Он спешит доло­жить, что утром в поместье Снегиной рассказал о том, что у него гость. Замужняя дочь Снегиной Анна стала расспрашивать подробнее, кто именно у мельника гостит. Она говорит матери:

  1. —   Ах, мамочка, это он!
  2. Ты знаешь,
  3. Он был забавно Когда-то в меня влюблен.
  4. Был скромный такой мальчишка,
  5. А нынче…
  6. Поди ж ты…
  7. Вот…
  8. Писатель…
  9. Известная шишка…
  10. Без просьбы уж к нам не придет.

Мельник говорит, что позже он расскажет еще что-то. Главный герой идет в Криушу, где не был три года. В деревне не слышно собачьего лая, ви­димо, стеречь нечего — повсюду лишь «гнилые ха­ты». На крыльце у Прона Оглоблина собрались му­жики и обсуждают новые законы.

  • Рассказчик здоровается с мужиками, те расспра­шивают его о жизни в Питере. Главный вопрос, вол­нующий крестьян, следующий:
  • Скажи:
  • Отойдут ли крестьянам
  • Без выкупа пашни господ?
Читайте также:  Краткое содержание короленко слепой музыкант за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказчик не может ответить им на этот во­прос. Но когда мужики спрашивают его, кто такой Ленин, он отвечает: «Он — вы».

3

Главный герой заболевает. Четыре дня его тря­сет лихорадка. Мельник привез кого-то. Рассказ­чик помнит лишь «белое платье //Да чей-то при- вздернутый нос».

На пятые сутки болезнь отступила, и он услы­шал веселый женский голос. То была Анна Снеги­на. Она отмечает, что они оба изменились. Теперь она — замужняя дама, он — известный поэт.

Когда-то в юности они вместе сидели у калит­ки и мечтали о славе. У него мечтания юности сбы­лись. Анна упрекает поэта в дебошах, известных всей стране. Рассказчик говорит, что встреча с Ан­ной всколыхнула что-то в душе:

  1. И в сердце хоть прежнего нет, По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет.
  2. Расстались мы с ней на рассвете С загадкой движений и глаз…
  3. Мельник носит записки своему гостю. Однажды он приносит послание следующего содержания:
  4. «Придите.
  5. Вы самый близкий.
  6. С любовью
  7. Оглоблин Прон».

Рассказчик приходит в Криушу. Мужики соби­раются идти к Онегиным отбирать угодья. Для это­го Оглоблин и пригласил поэта. Они подъехали к до­му Снегиных и услышали женский плач и слова утешения:

«Рыдай — не рыдай, — не помога…

Теперь он холодный труп…»

Они постучали, дверь открыла мать Анны. Прон сразу стал говорить о земле. Рассказчик же про­шел к Анне. У нее беда — убили на войне мужа. Она, будучи не в себе от горя, обижает поэта:

  • «Убили… Убили Борю…
  • Оставьте!
  • Уйдите прочь!
  • Вы — жалкий и низкий трусишка.
  • Он умер…
  • А вы вот здесь…»
  • Расказчик уходит.
  • 4

Все лето рассказчик проводит на охоте. Как-то вечером к нему пришел Прон. Он поздравляет всех с новой властью:

  1. Мы пашни берем и леса.
  2. В России теперь Советы
  3. И Ленин — старшой комиссар.
  4. Дружище!
  5. Вот это номер!
  6. Вот это почин так почин.

Прон собирается первым на селе устроить ком­муну. У Прона был брат Лабутя, хвастун и трус. Он любил, напившись в кабаке, похваляться сво­ей отвагой.

Такие всегда на примете.

Живут, не мозоля рук.

Одним из первых Лабутя приехал описывать дом Снегиных. Мельник же привез Снегиных к се­бе. Рассказчик и Анна снова встретились.

Тогда я всю ночь напролет Смотрел на скривленный заботой Красивый и чувственный рот.

Она просила прощения за то, что обидела его тог­да. Под вечер женщины уехали. Очень скоро уе­хал и рассказчик в Питер «развеять тоску и сон».

5

Автор рассказывает о суровом времени для России — о революционных и послереволюцион­ных годах. Мельник присылает письмо рассказ­чику, в котором сообщает, что в двадцатом году Прон Оглоблин был расстрелян отрядом Деники­на. Его брат Лабутя спасся, спрятавшись в соломе. Мельник зовет поэта снова в гости, говорит о том, что не видел его уже шесть лет.

Рассказчик собирается в дорогу. Он видит зна­комые места.

И сердце по-старому бьется,

Как билось в далекие дни.

На мельнице мельник встречает автора сооб­щением, что для него есть подарок. Этим подар­ком оказывается письмо от Анны Снегиной. Оно пришло уже более двух месяцев назад. Анна пи­шет из Лондона. Она тоскует по родине, часто хо­дит на пристань смотреть на советские суда. Анна говорит, что поэт ей по-прежнему дорог. Послание Снегиной автор оценивает так:

  • Письмо как письмо.
  • Беспричинно.
  • Я в жисть бы таких не писал.

Как и прежде, с овчинным полушубком автор идет ночевать на сеновал. Он идет садом, и все во­круг напоминает ему годы юности, когда он был влюблен в Анну.

Далекие милые были!..

  1. Тот образ во мне не угас.
  2. Мы все в эти годы любили,
  3. Но, значит,
  4. Любили и нас.

Здесь искали:

  • анна снегина краткое содержание

Источник: https://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhnie-anna-snegina-esenin/

Анна снегина

С. А. Есенин

  • Анна снегина
  • Краткое содержание:
  • 1
  • Автор едет в радовские предместья отдохнуть, возница ему рассказывает о своем селе Радово, о своей судьбе. В селе около 200 дворов, оно богато лесом и водой, пастбищами и полями, у каждого

в селе крыши крыты железом, у каждого сад и гумно, по праздникам мясо и квас, «недаром когда-то исправник любил погостить у нас». Старшина помимо оброка требовал себе еще «по мере муки и зерна», но это «народу было не в тягость».

Но по соседству было село Криуши, в котором жили плохо, мужики оттуда украдкой рубили радовские дрова, однажды радовские их застали за этим занятием, схватились за топоры, в стычке случайно убили старшину, за это десятерых услали в Сибирь, с тех пор и в Радове начались неурядицы.

Автор замечает, что он тоже игрушка в чужих руках, что война, которую вели «купцы да знать», не имеет к нему никакого отношения.

  1. И, твердо простившись с пушками,
  2. Решил лишь в стихах воевать.
  3. Я бросил мою винтовку
  4. Купил себе «липу», и вот
  5. С такою-то подготовкой
  6. Я встретил 17-й год.
  7. Свобода взметнулась неистово.
  8. И в розово-смрадном огне
  9. Тогда над страною калифствовал
  10. Керенский на белом коне.

Война «до конца!», «до победы!» —

  • И ту же сермяжную рать
  • Прохвосты и дармоеды
  • Сгоняли на фронт умирать.

Но все же не взял я шпагу…

  1. Под грохот и рев мортир
  2. Другую явил я отвагу —
  3. Был первый в стране дезертир.
  4. К ночи возница довозит автора в Радово, торгуется, требует много денег за провоз — выпить в шинке самогонки.

Автор приезжает на мельницу. Старый мельник очень ему рад, приглашает к чаю. Мельник расспрашивает автора о его планах, откуда он приехал. Автор отвечает, что приехал на год.

Мельник говорит, что таких мест не найти нигде, напоминает, что уже четыре года автор уже не был здесь.

Автор идет спать на сеновал, по дороге вспоминая о своей первой любви, когда в шестнадцать лет «девушка в белой накидке сказала мне ласково «Нет!»

2

Мельник будит автора, приглашает к завтраку, сообщает, что сам идет к помещице Снегиной, чтобы отнести настрелянных им

вчера дупелей. Автор выходит с сеновала, смотрит на окружающую его величественную природу, вспоминает, что из-за войны на земле теперь столько «уродов и калек», чувствует несоответствие между этими двумя вещами. Автор утверждается во мнении, что он правильно сделал, не пойдя на войну.

Старуха, жена мельника, сообщает автору, что и в селе теперь неспокойно, что «сплошные мужицкие войны — дерутся селом на село». Добавляет, что все это из-за безвластия, из-за того, что прогнали царя, выпустили из острогов преступников.

Каторжане вернулись по домам, старуха говорит, что и в соседнее село Криуши вернулся Прон Оглоблин — «булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян. И нагло в третьевом годе, когда объявили войну, при всем честном народе убил топором старшину. Таких теперь тысячи стало — творить на свободе гнусь.

Пропала Расея, пропала, погибла кормилица-Русь». Автор собирается и отправляется поздороваться с местными мужиками. По дороге ему навстречу попадается мельник на дрожках. Мельник рассказывает, что только что был у Снегиных, что дочь Онегиных, «замужняя Анна», интересовалась автором, не он ли поэт, вспоминала, что он когда-то был в нее влюблен.

Автор идет дальше, ему хорошо среди лесов и полей. Он доходит до Криуши, где не был три года. Деревня в запустении, хаты гнилые, никакого добра нет, на крыльце у Прона «горластый мужицкий галдеж — толкуют о новых законах, о ценах на скот и рожь». Автор здоровается с мужиками, те приглашают его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь.

Хотя они автора и считают не из своего круга, но все же «свойским, мужицким, нашим». Интересуются, отойдут ли без выкупа крестьянам пашни господ, не понимают, почему с этим тянут. Наконец спрашивают: «Кто такое Ленин?» «Я тихо ответил: «Он — вы».

3

Автор простудился и четыре дня пролежал, болея. Мельник, у которого он гостил, очень обеспокоен. «Поехал, кого-то привез… Я видел лишь белое платье да чей-то привздернутый нос». На пятые сутки автор выздоровел, и выяснилось, что за ним ухаживала та самая младшая Онегина, в которую он был в юности влюблен.

Она вспоминает о тех днях, когда они любили вместе сидеть у калитки и мечтать о славе. «И вы угодили в прицел, меня же про это заставил забыть молодой офицер». Автор рад гостье, приглашает ее садиться, начинает читать стихи про кабацкую Русь. Онегина говорит о том, что ей обидно, что его пьяные дебоши известны по всей стране.

Интересуется, не следствие ли это неудовлетворенной страсти, и когда узнает, что это не так, удивляется еще больше:

«Тогда еще более странно губить себя с этих лет. Перед вами такая дорога…» Все, что было в юности, оживает в душе автора, с Анной они расстаются на рассвете. Утром прибегает мельник с запиской от Прона Оглоблина, в которой тот приглашает автора прийти. Автор идет в Криушу, Оглоблин подбивает народ отправляться к Снегиной требовать угодья без всякого выкупа.

Оглоблин приглашает автора ехать вместе с ними. Взяв лошадь, едут. Скоро приезжают в усадьбу Снегиных. Прон входит и с порога требует отдать угодья. Сергей входит к Анне, та плачет, так как получила известие, что ее муж убит на фронте. Она просит оставить ее в покое, обвиняет Сергея в том, что ее мужа убили, а он отсиживается здесь. Автор уходит, говорит Прону, что «сегодня они не в духе…

Пойдем-ка, Прон, в кабак».

4

Все лето автор проводит в охоте. Недавние события постепенно забываются. Мельник с Сергеем собираются на охоту на зайцев, в это время приходит Прон и приносит известие о том, что теперь новая власть — Советы — которая без всякого выкупа с лета отдает все пашни и леса, «и Ленин — старшой комиссар».

Оглоблин очень рад, говорит, что «я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». У Прона есть брат Лабутя, который с японской войны «носил на груди две медали», но, несмотря на это, трус и хвастун. Заходя в кабак, он попрошайничал, потом, напившись, рассказывал о «сдавшемся Порт-Артуре» и о своей отваге.

Когда к власти пришли Советы, медали он спрятал в сундук, «но с тою же важной осанкой, как некий седой ветеран, хрипел под сивушной банкой про Нерчинск и Турухан». Прон не любит своего брата, постоянно его ругает, но тем не менее они едут вдвоем описывать снегинский дом. Мельник приводит бывших помещиц к себе. «И снова нахлынуло что-то…

» Анна извиняется перед автором за то, что оскорбила его при их последней встрече, объясняет, что боялась «преступной страсти», говорит, что любила мужа, ей не хотелось, чтобы Сергей ее бросил, «как выпитую бутыль…» Сергей переводит разговор на другое, интересуется, как они относятся к тому, что устроили в их усадьбе.

Анна не отвечает, но «как-то печально и странно она опустила свой взор…». Под вечер они уезжают, куда — неизвестно. Конца истории автор так и не узнал, так как «я быстро умчался в Питер — развеять тоску и сон».

  • 5
  • Автор вспоминает «суровые, грозные годы».
  • Эх, удаль!
  • Цветение в далях!
  • Недаром чумазый сброд
  • Играл по дворам на роялях
  • Коровам тамбовский фокстрот.
  • За хлеб, за овес, за картошку
  • Мужик залучил граммофон, —
  • Слюнявя козлиную ножку,
  • Танго себе слушает он.
  • Сжимая от прибыли руки,
  • Ругаясь на всякий налог,
  • Он мыслит до дури о штуке,
  • Катающейся между ног.
  • Шли годы, размашисто, пылко,
  • Удел хлебороба гас.
  • Немало попрело в бутылках
  • «Керенок» и «ходей» у нас.

Фефела! Кормилец! Касатик!

  1. Владелец землей и скотом,
  2. За пару измызганных «катек»
  3. Он даст себя выдрать кнутом.

Мельник присылает автору письмо, в котором рассказывает о судьбе Оглоблина Прона. С момента последнего приезда Сергея в Криушу прошло шесть лет. Оглоблина Прона в двадцатом году расстреляли, когда в деревню нагрянул отряд деникинцев.

Его брат Лабутя залез в солому, где просидел до отъезда казаков, а после этого «по пьяной морде» голосит: «Мне нужно бы красный орден за храбрость мою носить!» Мельник уговаривает Сергея приехать в деревню. Автор собирается и отправляется на родину.

Скоро он снова на мельнице, мельник рад, сообщает, что у него есть письмо для Сергея, которое лежит здесь уже почти два месяца. На письме лондонская печать. Письмо от Снегиной. В письме Онегина тоскует о России, говорит, что часто ходит на пристань, заканчивает письмо словами: «Дорога моя ясна…

Но вы мне по-прежнему милы как родина и как весна…» Автор берет овчинную шубу и идет на сеновал, вспоминая, что когда-то ему было шестнадцать лет и что у калитки, которая видна с сеновала, «девушка в белой накидке» ему ласково сказала «нет».

Далекие, милые были!..

  • Тот образ во мне не угас.
  • Мы все эти годы любили,
  • Значит, любили и нас.



Источник: https://scribble.su/short/kratkoe/181.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector