Краткое содержание еще мама платонова за 2 минуты пересказ сюжета

В рассказе Платонова «Еще мама» повествуется о семилетнем Артеме Федотове, который собирался первый раз в школу. Ему не хотелось расставаться с мамой, он боялся, что она без него будет скучать, а то и вовсе помрет. Артем является главным героем повествования, впрочем, как и его мама, Евдокия Алексеевна. Женщине тоже не хотелось расставаться с сыном, но она взяла его за руку и повела в школу.

Когда Артем с мамой дошли до места, откуда уже была видна новая рубленная школа, мама велела сыну идти к ней самому. Она сказала, чтобы мальчик слушался учительницу, и она будет ему такая же родная, как мама.

Артем продолжил путь в одиночестве и вскоре на него набросился гусак, который защемил ему кожу на ноге. После этого мальчик увидел животное, напоминающее волка, и очень испугался.

Но через мгновение он узнал в нем собаку Жучку.

Артем дошел до школы и во дворе увидел ребят, они показались ему очень умными. Дети говорили о каком-то жирном шрифте и о хоботковых насекомых, о которых мальчик пока еще ничего не знал. На пороге школы стояла учительница Аполлинария Николаевна, и она тоже является главной героиней повествования.

Учительница позвала первоклассников в класс, но Артем забоялся и не пошел, пришлось женщине самой подойти к мальчику.

Он признался ей, что хочет домой к маме, на что Аполлинария Николаевна ответила ему, что в школе она ему будет мамой.

Учительница занесла Артема в класс на руках, но он побоялся сесть за парту, поэтому остался сидеть у неё на коленях. Позже он пересел за парту, но урок не слушал, поскольку думал о маме и о возможном пожаре в доме.

После уроков Артем хотел было побежать домой, но учительница его остановила и повела в свою комнату, которая была расположена в школе. Она обработала ему рану, а после этого предложила мальчику немного поучиться, поскольку урок он не слушал.

В классе Аполлинария Николаевна показала ему как пишется слово «мама» и Артем долго выводил буквы в тетради. Она пояснила мальчику, что сейчас она для него является мамой.

А когда в окно заглянул бык, перепугавший Артема, учительница заверила его, что в обиду его не даст.

Артем спросил у учительницы, есть ли еще у него мамы, и Аполлинария Николаевна ответила, что есть у него много мам, и вся Родина ему мама.

На следующий день Артем рано утром стал собираться в школу, к учительнице, и мама благословила своего сына.

Главная мысль рассказа состоит в том, что ребенок должен понимать, что кроме родной мамы, найдется еще множество людей, которые будут его любить. А самая главная мама для мальчика и всех людей — это Родина-мать.

Краткое содержание Еще мама Платонова за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2612203-platonov-esche-mama-kratkoe-soderzhanieglavnye-geroikakova-glavnaja-mysl.html

Отзыв о рассказе А.Платонова «Еще мама»

Краткое содержание Еще мама Платонова за 2 минуты пересказ сюжетаГлавный герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» — мальчик Артем, который живет в деревне. Артем не хотел идти учиться в школу, чтобы не расставаться с мамой, которую он очень любил. Но мама отвела сына в школу и сказала, что учительница будет ему, как мать.

В школе Артем всего боялся и поначалу сидел на руках у учительницы, и только потом сел за парту. Урок он не слушал и все время думал о маме и тревожился о ней. Учительница даже его спросила, о чем он так беспокоится, и Артем сказал ей, что боится пожара в своем доме. Но учительница его успокоила.

После уроков, когда все дети убежали, учительница принялась учить Артема писать слово «мама». Артем очень старался, и у него стало получаться писать это слово правильно. Ему так понравилось учиться, что он попросил учительницу показать ему другие буквы.

А потом Артем снова испугался, потому что в окно класса заглянул огромный бык. Но учительница сказала ему, что она защитит его от быка. На это Артем возразил, что учительница – не мама, и не сможет его защитить.

Учительница не согласилась с ним и сказала, что сейчас она ему мама. Артем этого не понял, как так получается: дома мама и в школе мама? Учительница сказала, что она — еще одна мама.

Артем спросил учительницу, есть ли у него еще мамы, и та ответила, что есть, их много, и что вся Родина Артему – еще мама.

На следующий день он так рано отправился в школу, что мама удивилась. Артем сказал, что в школе его ждет учительница и она по нему соскучилась. Мама поцеловала сына и пожелала ему учиться и расти большим.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама» заключается в том, что забота о детях – одна из главных забот развитого государства. И в таком государстве дети считают, что люди, которые о них заботятся – это еще мамы.

Рассказ учит заботиться обо всех детях, относиться к ним, как к своим, родным.

В рассказе мне понравилась учительница, которая хорошо отнеслась к первокласснику Артему, и он стал считать ее еще одной мамой. Школа — это второй дом, а учительница — это ещё одна мама. В спокойной, доброжелательной обстановке усвоение нового материала происходит лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Еще мама»?

Нет милее дружка, чем родная матушка.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родина – всем матерям мать.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_platonov_eshhe_mama/

Платонов Андрей рассказ

  • Платонов, Андрей Платонович
  • Название произведения: «Еще мама»
  • Число страниц: 8
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: Артем, Мама, Апполинария Николаевна, старик.

Характеристика главных героев:

  1. Артем Федотов — трусливый и боязливый мальчик.
  2. Заботливый и впечатлительный.
  3. Переживает за своих близких.
  4. Евдокия Алексеевна — мама мальчика.

  5. Добрая и простая.
  6. Очень любит своего сына.
  7. Аполлинария Николаевна — учительница Артема.
  8. Добрая, отзывчивая и заботливая.
  9. Полюбила мальчишку и стала ему второй мамой.

Краткое содержание рассказа «Еще мама» для читательского дневника

Пришло время Артему идти в школу, потому что исполнилось ему семь лет.

Вывела его мама на улицу, показала школу вдалеке и отправила одного.

Идет Артем, по сторонам озирается. Тут его гусь и укусил.

  • А потом собака зарычала, а потом жук в щеку ударился.
  • Много приключений было по дороге, но добрался Артем до школы и увидел других учеников.
  • Очень умных, о таких вещах рассуждающих, что Артему стыдно стало, что он ничего не знает. Т
  • олько хотел Артем домой повернуть, как учительница его увидела и в класс повела.
  • Сперва Артем у нее на коленях сидел, потом за парту сел.
  • Но не до уроков было Артему боялся он, что дом его сгорит.
  • После уроков учительница повела Артема на перевязку, да пристыдила, что тот ничего не выучил за целый день.
  • Стал Артем с учительницей буквы учить.

Вдруг в окно бык гудит: У-у-у! Артем испугался, а учительница его прижала и по голове погладила.

Понял Артем, что Апполинария Николаевна ему тоже мама.

Читайте также:  Краткое содержание драгунский кот в сапогах за 2 минуты пересказ сюжета

А она это подтвердила и сказала, что много мам теперь у Артема, вся Родина.

План для пересказа произведения:

  1. 1. Позиция Артема
  2. 2. Пора в школу
  3. 3. Переживания Артема
  4. 4. По пути в школу
  5. 5. Желание бежать
  6. 6. Забота учительницы
  7. 7. Слово «Мама»
  8. 8. Еще мама

Рисунок — иллюстрация к рассказу «Еще мама»

Синквейн:

  • Артем.
  • Маленький, пугливый.
  • Переживает, учится, радуется.
  • Появилась еще одна мама.
  • Детство.

Главная мысль «Еще мама»:

Родная земля, родина для человека столь же дорога и любима, как родная мама.

Чему учит произведение 

Рассказ учит нас любить свою родину, учит не бояться трудностей и учит их преодолевать.

Краткий отзыв о рассказе «Еще мама» для читательского дневника

  1. Рассказ «Еще мама» мне очень понравился.
  2. А особенно понравился главный герой — мальчик Артем Федотов.
  3. Хоть он и был мальцом, но уже поступал ответственно и мудро.
  4. А еще он был добрый.
  5. Артем боялся идти в школу, но сумел преодолеть свои страхи.

  6. В рассказе также описано внезапное взросление маленького мальчика, который вдруг понял, что мир вокруг не ограничивается одним его домом и одной мамой.
  7. Который понял смысл понятия Родина.
  8. Я уверен, что каждый вынесет мудрый урок из этого рассказа.

Отрывок из рассказа «Еще мама», поразивший меня больше всего:

– А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! – сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне.

– Правда, мама?– Правда, правда, – ответила мать.

– Чего тебе ходить!

Пословицы к рассказу «Еще мама»:

Родина любимая мать родимая.

Родная сторона мать, а чужая мачеха.

Неизвестные ранее слова и их значение

  • Плетень — ограда;
  • оробеть — испугаться, струсить;
  • осерчать — рассердиться.

Еще читательские дневники по произведениям Андрея Платонова:

  1. Рассказ «Цветок на земле»
  2. Рассказ «Юшка»
  3. Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/platonov-andrei-rasskaz-eshche-mama

Краткое содержание рассказа «Никита» А. Платонова

Рассказ «Никита» Платонов написал в 1945 году, он повествует о маленьком мальчике с добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, Никита видит жизнь во всех окружающих его предметах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Никиты» для читательского дневника.

«Никита» очень краткое содержание

Андрей Платонов «Никита» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: Никита — пяти летний мальчик, мать — колхозница, отец — солдат.

Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него – живое.

В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце – умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня – это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути.

Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата – его отца, который пришел с фронта. Занимаясь домашними делами, папа дал сыну важное задание – выпрямлять гвозди.

Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.

Вывод:

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения.

Важна главная мысль: труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Платонова был написан в 1938 года, и первоначально имел иное название – «Машинист Мальцев». Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «В прекрасном и яростном мире». В произведении отражен личный опыт писателя, который в юности работал помощником машиниста.

Короткий пересказ «Никита»

Краткое содержание «Никита» Платонов:

Пятилетний Никита — хозяин в доме. Он живёт с мамой, а отца даже не помнит, тот воюет на фронте.

Оставшись один дома, мальчик фантазирует, наделяя всё вокруг человеческими чертами: в бане он видит образ бабушки, солнце ему кажется дедом, а в бочке, что стоит в сарае, по представлениям Никиты, живёт маленький бородатый человечек. Испугавшись своих собственных фантазий, Никита бежит на работу к матери, но засыпает по дороге.

Вернувшись вечером, мальчик видит у себя дома неизвестного мужчину — это его отец вернулся с войны. Утром отец начинает заниматься хозяйственными делами. Никите он даёт выпрямлять гвозди. В первом же гвозде мальчик видит образ человечка, но, в отличии от вчерашних страхов, этот человечек добрый. На вопрос сына отец отвечает так:

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».

В отце он видит нечто родное, чувствует защищенность и силу. Отец преподают сыну важные уроки, которые очень помогут ему в дальнейшей жизни.

Вывод:

Рассказ учит малолетних читателей тому, что всем людям нужно стремиться к добру, и тогда они станут нужными. Назначение человека – преобразить мир посредством добрых дел; и выполняя это назначение, люди делают мир вокруг себя добрее.

Еще один рассказ «Волшебное кольцо» Платонова был написан в 1950 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Волшебное кольцо». В основу произведения легли сказочные и народные мотивы, которые благодаря авторской обработке приобрели форму увлекательной и поучительной сказки. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Сюжет рассказа «Никита» Платонов

«Никита» Платонов краткое содержание произведения:

В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе.

Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.

Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки.

Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает.

Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов джорджа байрона за 2 минуты

Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его.

Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.

Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе.

Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.

Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот – добрый.

И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.

Это интересно: Писатель Андрей Платонов, прежде всего известный повестью «Котлован» и романом «Чевенгур», отличается необычным стилем повествования, который ближе всего к сказочному слогу.

Этот стиль, протяжный и ироничный, нашел своё место и в его пересказе русских народных сказок.

Весёлые, поучительные, но не поучающие сказки, словно рассказанные ласковым дедушкой, как например сказка «Умная Внучка».

Видео краткое содержание Никита

Главным героем рассказа является Никита – мальчик лет пяти. Малыш каждый день остается дома один: его отец до сих пор не вернулся с фронта, а мать вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить себя и сына.

Однообразные будни раскрывают характер мальчика: чтобы не скучать, Никита фантазирует и выдумывает, ассоциируя разные предметы во дворе с доступными его пониманию образами существ. От собственных фантазий малышу становится страшно, и он призывает на помощь дедушку-солнце с неба, обращается в надежде получить защиту от «чужих людей», которыми полон двор, к бабушке-бане.

Вскоре домой возвращается его отец с фронта, и затаенная в уголках детской души любовь мальчика к нему выливается наружу. Краткое содержание рассказа «Никита» для читательского дневника позволяет увидеть мир ребенка, его фантазии и доброту.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/nikita-platonov.html

Платонов «Еще мама»: краткое содержание,главные герои,какова главная мысль?

Не нашёл ответ? Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

Урок литературного чтения направлен на осознание детьми нравственного смысла рассказа А.А.Платонова «Ещё мама». Скачать: ВложениеРазмер

urok._a.p.platonov_eshchyo_mama._3_klass.doc207 КБ

Предварительный просмотр:Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №15

Продолжение наблюдений над художественными средствами создания образов главных героев произведения. (Ребята представляют устные пересказы от имени главного героя — Артема.

Оценка учащимися пересказов проводится по тем же критериям, что и на предыдущих уроках.

Кроме того, учитель и ребята должны следить за тем, чтобы выполнялось главное условие пересказа: он должен вестись не от имени автора, а от имени героя.

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умения работать с текстом; воспитывать любовь и уважение к матери и своей Родине. Познавательные УУД: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное с целью оформления своих мыслей в монологическое речевое высказывание (рассуждение).

Рассказ АндреяПлатонова «Еще мама» описывает один день маленького Артема, который в первый разидет в школу. Мальчик преодолевая себя, входит в новый этап своей жизни. Он противитсятому, что нужно идти в школу, так как переполнен страхами перед неизвестным ибоится расставаться с мамой. Мальчик уверен, что, как он не может без нее, таки она – без него.

Подробнее: www.bezdvoek.com

Следующий вопрос >> Главная мысль рассказа заключается в том, что учительница в школе тоже как родная мать. Она относится к ученикам по матерински и с любовью. Выбрать
Загрузить файл

  • Сомневаешься в ответе?
    Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском
    на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи
  • ответ в течении нескольких минут.

Подробнее: obrazovalka.ru

Цель: учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Подробнее: videouroki.net

Маленький Артём Федотов считал, что он не будет ходить в школу. Но когда ему исполнилось 7 лет, мама взяла его крепко за руку и повела учиться. По дороге они разговаривали. Мать пообещала сыну не скучать и испечь ему блинов.

Когда в конце улицы показалось здание школы, мама поцеловала мальчика и сообщила, что дальше он должен идти один. Сама вздохнула и вернулась домой. Артём же продолжил свой путь. Ему пришлось испытать много приключений. Сначала его ущипнул гусак, потом он принял собаку Жучку за волка.

А ещё его ударил в щёку жук и напугал жарким дыханием какой-то зверь.

Главный герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» — мальчик Артем, который живет в деревне. Артем не хотел идти учиться в школу, чтобы не расставаться с мамой, которую он очень любил. Но мама отвела сына в школу и сказала, что учительница будет ему, как мать.

Подробнее: MadameLaVie.ru

Автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту. Своим рассказом «Ещё мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.

Источник: http://snegohodow.ru/platonov-eshhe-mama-kratkoe-soderzhanieglavnye-geroikakova-glavnaya-mysl-1064873/

Краткое содержание “Котлован Пересказ 2” Платонов

В день тридцатилетия рабочего Вощева увольняют с производства за то, что он размышлял о “плане жизни” в рабочее время. Его оправдания вроде: “Без думы люди действуют бессмысленно” не находят одобрения у руководства в завкоме . Вощев уходит из города на поиски истины.

Читайте также:  Краткое содержание андерсен истинная правда за 2 минуты пересказ сюжета

По дороге он наблюдает семейную ссору и уговаривает ругающихся супругов лучше почитать своего ребенка, потому что именно в нем смысл их жизни.

На подходе к другому городу Вощев знакомится с калеКой Жачевым, который постоянно хулиганит и вымогает у окружающих то деньги, то табак, то продукты.

Жачев передвигается на тележке , он потерял все зубы, но тем не менее “наел громадное лицо и тучный остаток туловища”. Вощев остается ночевать в сарае с какими-то незнакомыми людьми. Утром они оказываются мастеровыми, угощают Вощева завтраком. Старший среди них, Сафронов, дает согласие на то, чтобы Вощев работал в бригаде.

Инженер Пру – шевский сообщает старшему землекопу Чиклину о том, что бригада будет рыть котлован под новый дом.

“В Чиклине… многие нуждались как в укрытии и покое среди его верного тепла, но он хотел укрывать слишком многих, чтобы и самому было чего чувствовать, тогда женщины и товарищи из ревности покидали его, а Чиклин, тоскуя по ночам, выходил на базарную площадь и опрокидывал торговые будки или вовсе уносил их куда-нибудь прочь, за что томился затем в тюрьме и пел оттуда песни в летние вишневые вечера”. Среди прочих в бригаде работает Козлов. У него слабое здоровье, но он очень хочет дожить до светлого будущего, поэтому продолжает работать наравне со всеми. Вскоре он все же решает оформить пенсию по инвалидности, а заодно подобрать себе дело, которое ему больше по душе – надзирать за другими. “Инженер Прушевский уже с двадцати пяти лет почувствовал стеснение своего сознания и конец дальнейшему понятию жизни, будто темная стена предстала в упор перед его ощущающим умом. И с тех пор он мучился, шевелясь у своей стены, и успокаивался, что, в сущности, самое срединное, истинное устройство вещества, из которого скомбинирован мир и люди, им постигнуто, – вся насущная наука расположена еще до стены его сознания…” Иногда Прушевскому приходит в голову мысль погибнуть, о чем он и информирует письменно сестру.

Периодически на рытье котлована приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, и обещает рабочим какие-нибудь льготы.

К нему домой приезжает на тележке Жачев, шантажирует Пашкина и его жену, требует первоклассных продуктов. Затем Жачев приезжает к рабочим, которые также его кормят. В барак вечером приходит Прушевский.

Ему страшно оставаться одному дома, он обращается за поддержкой к Чиклину.

Утром Козлов прогоняет Прушевского из барака, мотивируя это тем, что рабочие еще не доросли своей сознательностью до инженера, а стало быть ему не к лицу смешиваться с непросвещенной массой.

Прушевский рассказывает Чиклину, что давным-давно, в ранней юности, мимо него прошла девушка, лица которой он не помнит, которую он не остановил, но которую любил потом всю жизнь.

Чиклин решает, что это была дочь кафельщика, потому что последняя оставила у него самого похожие воспоминания, однажды поцеловав его первая.

Чиклин обещает Прушевскому найти его мечту и привести к нему. Он отправляется на полуразрушенный кафельный завод, находит там умирающую женщину и ее маленькую дочь Настю. Перед смертью женщины Чиклин успевает поцеловать ее и узнать по этому поцелую. Он забирает Настю в барак. У девочки в голове – чудовищная смесь детских вопросов и революционной пропаганды.

Она объясняет, что ее мама умерла, потому что была буржуйкой, интересуется, что лучше – ледокол “Красин” или Кремль, знает, что Ленин – главный, а второй – Буденный, уверяет, что долго не рождалась, потому что ждала, когда исчезнут буржуи. На рытье котлована приходят жители соседней деревни и требуют отдать им сотню гробов, которые они зарыли в пещере вблизи котлована.

Им отдают гробы, оставив два для Насти . Сверху поступает распоряжение, чтобы котлован разрыли вчетверо больше. Товарищ Пашкин, которому поступает такое распоряжение, самостоятельно принимает решение увеличить котлован в шесть раз.

Сафронова и Козлова, отправленных было в соседнюю деревню, “чтобы бедняк не остался при социализме круглой сиротой или частным мошенником в своем убежище”, деревенские убивают.

Чиклин идет в деревню, убивает мужика, которого считает виноватым в гибели товарищей. Активист колхоза должен отчитаться о происшедшем, поэтому он даже радуется, когда обнаруживается еще один убитый “смертельный предатель Сафронова и Козлова”.

Активист в колхозе учит женщин и девушек грамоте. Например, на букву “а” у него начинаются слова “авангард”, “актив”, “аллилуйщик”, “аванс”, “архилевый”, “антифашист”.

Чиклин также выдвигается в активные организаторы колхоза, обобществляет оставшийся скот и орудия труда, сгоняет кулаков на плот, который должен унести их вниз по течению.

Мужики боятся идти в колхоз, забивают скотину, объедаются мясом – лишь бы ничего не сдавать в общий котел. Перед записью в колхоз они прощаются друг с другом словно перед казнью.

Вощев обращается к новым колхозникам с речью следующего содержания: “Вы стали теперь, как я, я тоже ничто!” По деревне зимой летят жирные мухи – они размножаются в тушах забитых животных.

Один из раскулаченных предупреждает: “Вы сделаете изо всей республики колхоз, а вся республика-то будет единоличным хозяйством!.. Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет.

Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!” После отплытия плота с кулаками в колхозе начинаются пляски.

Вощев ходит по деревне, собирает различный хлам, оставшийся от кулаков или просто валяющийся на улице, и сдает его под видом собственного имущества в колхоз. В основном все это идет на игрушки для Насти.

Прушевский, не находя себе применения, назначает день своей кончины и даже записывает его в книжку. Но мимо проходят молодые девушки, одна из них окликает его и зовет за собой “делать культурную революцию”.

Планы Прушевского меняются. Активист получает директиву, в которой говорится о перегибах в ходе организации колхозов. Не в силах разобраться, активист впадает в уныние. Жачев и Чиклин приходят разобраться с ним. Чиклин одним ударом убивает активиста, поводом для этого служит то, что активист снимает свой ватный пиджак с заболевшей Насти.

Девочка вся горит, просится к матери. Жачев и Чиклин стараются согреть ребенка, Настя, как когда-то ее мать, неожиданно целует Чиклина. Ночью Настя умирает. Вощев приносит ей целый мешок игрушек, но они ей уже не нужны. С Во – щевым приходит много мужиков, которые “хотят в пролетариат зачисляться”.

Чиклин согласен: ведь теперь котлован нужно увеличить до огромных размеров. На нем будет возведен самый большой общепролетарский дом, чтобы в нем хватило места каждому, кто раньше жил в бараке или в глиняной избе. Смерть Насти сильно действует на Жачева, который связывал с ребенком наступление коммунизма.

Сам для себя он не видит места в будущем, поэтому уезжает убивать товарища Пашкина и уже больше никогда не возвращается на котлован. Чиклин роет для Насти глубокую могилу и закапывает девочку.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/kratkoe-soderzhanie-kotlovan-pereskaz-2-platonov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector