пересказы, статьи
школьная программа
В этой статье вы прочтете краткое содержание повести Горького «Фома Гордеев». Текст может быть использован в читательском дневнике.
Итак, краткое содержание повести
Фома был ребенком от второй жены Игната Гордеева, человека, начинавшего свое дело с должности водолива. В городе Игнат слыл богачом и «Шалым», но все купцы испытывали к нему уважение, потому что он был силен как физически, так и духовно. Был в нем основательный стержень, хоть и казалось иногда, что живет в нем три души.
Он много работал, затем беспробудно пил, а после беззаветно молился. До Фомы рождались у Игната только девочки, и те долго не жили, затем умерла и их мать. Игнат решил жениться снова и нашел себе Наталью Фоминишну — красивую, но задумчивую и молчаливую девушку. Во время родов Фомы она умерла.
Сразу после рождения Фому определили в большую семью Маякина, потому что его жена сама недавно родила девочку, Любу. Фома рос и воспитывался в этой семье до 6 лет. Единственным его развлечением было чтение библии по вечерам, которые устраивала набожная семья. С Любой он ладил хорошо, они вместе играли, и даже если иногда ссорились, то быстро мирились.
С 6 лет Фома переехал к отцу, где воспитывать его начала сестра отца, Анфиса, — она стала его другом, напарником по играм, рассказывала ему бесконечное количество сказок и заботилась о нем, как о собственном сыне.
Игната Фома боялся и воспринимал как пирата, но одновременно гордился им и любил.
В 8 его отдали в школу, где тот отучился 4 года, но дальше учиться не захотел, слушая отца, который говорил, что учиться надо от жизни, а не читая книги.
Фома ждал чудес от первого своего путешествия на отцовском пароходе, но их так и не случилось. Жизнь с отсутствием чего-то необычного и волшебного начинала казаться ему скучной. Он вырос мечтательным одиночкой, так и не разобравшись, чего хочет.
Еще большая пустота посетила его сердца, когда умер отец. Он начал много пить, устраивать беспорядки, оскорблять и высмеивать слабости купцов. Купцы во главе с Маякиным связали Фому и отправили в лечебницу, после Фома появлялся на улицах города как нищий, и жил у сестры во Флигельке.
Люди воспринимали его как блаженненького.
Повествование повести объясняет, что человек без цели, без реального восприятия картины мира, подобно разорванному облаку, будет несчастлив и отторгнут в обычной жизни и, возможно, не успешен в духовной, так и не поняв, чего он хочет.
Повесть пересказала Куренова Софья
Советую почитать другие отзывы и статьи:
Источник: https://chitatelnica.ru/stati/foma-gordeev-kratkoe-soderzhanie.html
"Фома Гордеев": анализ романа, образы героев (Яков Маякин, Игнат Гордеев, Фома Гордеев)
Максим Горький — человек великой тайны, которую он мучительно и самозабвенно открывал в самом себе через своих героев. Эта тайна — смысл человеческой жизни.
Наверное поэтому в его произведениях нет проходных персонажей — каждый значителен. Значителен именно своим, неповторимым жизненным опытом, личностным пониманием его смысла.
Но разве можно до конца познать то, что имеет миллионы решений, меняет свой облик, над чем человечество бьется тысячелетия? Каждый понимает, что дело в правде жизни.
«А если она, правда — то самое дорогое и есть? — говорит Яков Маякин — Ежели ее может быть, каждый молча ищет?.. Кто, кроме меня, интересы мои понимает?»
В вопросе о смысле жизни и счастии люди оказываются в таком же положении, как при строительств Вавилонской башни.
В романе «Фома Гордеев», художественном мире, созданном волей и талантом писателя, живут купцы-волгари, владельцы пароходств и заводов, и их дети — наследники богатого состояния.
С классовой точки зрения, жизненные интересы у них общие: выгодные сделки, прибыль, капитал, власть. Но помимо этого у каждого есть и нечто большее — жизненные ценности.
Иначе как же понять чувство одиночества и тоску Маякина о правде, которую каждый «молча ищет».
О Фоме Гордееве наше литературоведение привычно говорило как о личности «маргинальной», «выломившейся из своего класса»,— да и сам Горький, по его словам, хотел показать титана, «сваленного тучей комаров».
Ключ к главной мысли мы находим в начале романа.
Вспомним уклад семьи Маякина, традиционные вечерние чтения Библии, образ, возникающий в представлении маленького Фомы, слушающего «Книгу Иова», написанную библейским вольнодумцем: «Человек…
дорастая до неба, погружал свои темные руки в облака и, разрывая их, кричал страшным голосом: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?».
Так на кого же больше похож Фома: на этого человека, достающего до облаков, или на «титана, сваленного кучей комаров»? И кто такие эти «комары»: Маякин, Щуров, Игнат Гордеев?
Почему же купцы при всех отрицательных сторонах личности являются созидателями жизни (они налаживают и развивают торговые связи, организуют перевозки по Волге, необходимые всем, строят фабрики и заводы, по мере возможности помогают людям), а Фома Гордеев — главный герой — получается разрушителем не только дела, созданного трудом, умом и волей его отца, но и собственной жизни, и — что еще страшнее — собственной личности?
Ответ на этот вопрос дает система образов в романе.
В центре романа три фигуры: Игнат Гордеев, Яков Маякин, Фома Гордеев, связанные семейными узами, общим делом, но главное — представлением о совести человеческой (остальные персонажи как бы входят в орбиту каждого из них).
Но как жить в ладу с собственной совестью в мире, созданном против законов Совести? «…Совесть, — читаем мы на первой странице романа, — непобедима лишь для слабых духом; сильные же быстро овладевая ею, порабощают ее своим целям».
Если совесть «одолеет их души, то они, побежденные ею, никогда не бывают разбиты и так же сильно живут под ее началом, как жили и без нее…».
Так совесть напрямую сопрягается с силой или слабостью человеческого духа. Сильные легко заглушают голос совести, слабые полностью попадают под ее власть. Кого же Горький относит к сильным и слабым духом?
Критерии четкие: сильные — это люди, не «смятенные буйными страстями», не «полубезумные в стремлении забыть себя», те, которые сами управляют жизненным потоком или сознательно отдаются его течению. Слабые же «охвачены темной волной и несутся с нею, словно мусор». «Мутный, горячий поток» овладевает ими.
Значит герой романа — Фома Гордеев — оказывается личностью слабой именно за счет тех сторон его натуры, которые отличают его от других, за которые его любят окружающие. Это человек, имеющий по мнению его самого и близких ему людей, обостренное чувство стыда и совести.
Обратимся к жизненному пути каждого из героев романа.
Образ Якова Маякина
Яков Маякин — владелец канатного завода. «Умный старик. Он во всяком житейском деле изнанку видит. Он у нас — ристократ — от матушки Екатерины. Много о себе понимает» (Игнат Гордеев).
Главную цель своей деятельности он видит в устроении жизни, начиная с государства Российского, кончая судьбой отдельного человека.
Каждый должен знать место в жизни: если ты пожарный — стой на своей каланче.
В силу жизненной установки Маякин не тяготится своим делом, он не раб, а хозяин его. Прагматичный подход к человеку сочетается с уважением к нему.
Маякин твердо следует традициям и законам жизни, поэтому почти до конца борется за Фому, стараясь наставить его на путь, проложенный отцами, чтобы перед смертью было кому передать труд свой.
Смело лавируя в бурном потоке жизни, он то противостоит ему, то ложится на дно, то, улавливая волну, мчится на ее гребне. Это опытный, «опаленный жаром жизни» человек, «стойкий в своих желаниях», умеет ценить жизнь и по-звериному наслаждаться ее законами.
Внутренняя жизнь любого человека отражается на его внешнем облике. Вот и мы при первой встрече с Маякиным поражаемся тому, что у него как бы «два лица».
На протяжении романа Горький нигде не забывает подчеркнуть ту или иную деталь его облика: то сходство с каким-нибудь хищником, например, ястребом, то отмечает его «иконописное лицо», то его ехидную ядовитую улыбку, то манеру извиваться всем телом». И при всем том — напряженная работа мысли, взгляд умный, бойкий.
Речь Маякина тоже разная, по обстоятельствам: властная, вразумляющая, просящая, наставляющая, ехидная, насмешливая, полна ярких, глубоких, запоминающихся афоризмов.
Если он испытывает временами чувство одиночества, то это одиночество земного, житейского плана, без надрыва и томления духа, как у Фомы. Он познал законы жизни, среди которых отведено место Богу и церкви, причем место не формальное.
В его доме не отказывали нищим и нуждающимся, «обрядности исполнялись неуклонно, в них влагалась вся свободная сила обитателей».
В личной, общественно-деловой жизни Маякин по-домостроевски старается придерживаться христианских заповедей (хотя бывает и циничен), он разумен во всем: в вере, в делах богоугодных, но по сути политика его такова: Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Финал его жизни благополучен: он достигает всего, чего хотел — власти, уважения и почета сограждан, богатства.
Сын Маякина Тарас, вернувшись домой, не только наследует деньги, но и берет в руки все дела и, став крупным промышленником, вместе с зятем увеличивает капитал отца и занимает видное положение в городе.
Маякин любящий и заботливый отец: он приглядел дочери достойную партию — Люба выходит замуж за перспективного Смолина.
Маякин умирает так, как мог бы только пожелать: на руках любящих и уважающих его людей, в благополучной и полной достатка семье.
Образ Игната Гордеева
Под стать ему и Игнат Гордеев (Игнат, Игнатий — имя латинского происхождения, в дословном переводе означает «огнедышащий»), умный, волевой, удачливый именно потому, что обладал огромным запасом энергии, «не задумывающийся над выбором средств, не знающий закона, кроме своего желания». Успехом в жизни, богатством он был обязан только самому себе.
В сорок лет он, начавший карьеру с водолива на барже именитого купца, стал владельцем трех пароходов и десятка барж на Волге. Он тоже из тех сильных духом, которые находят компромисс со своей совестью. Игнат — натура страстная и противоречивая. В его жизни прослеживаются три постоянно сменяющие друг друга полосы.
Работа — время, когда он «ловил золото» и «в безумии жажды денег возвышался до поэзии». Его увлекает стихия, но жажда наживы находит удовлетворение не в деньгах, не в количестве пароходов, а в насыщении потребности души. Игнат осознает это как важное жизненное качество — «горела бы душа к работе».
Маякин замечает: «Кто так говорит — его хоть до гола раздень, он все богат будет».
Игнат умеет ценить в себе это состояние, потому что переживал тяжелые периоды апатии, полного безразличия к делу и имуществу. Душа мятежная, он даже получает чувственное наслаждение от треска ломающейся под натиском льда баржи, Это время сильно, с напором вырывающейся из него страсти.
Другой период — период кутежей, проматывания денег, нажитых большими трудами, умом и бесстыдством. Тогда он чувствует себя рабом дела. Как дикий зверь, он рвет цепи и бессилен их разорвать — и потому не находит себе успокоения.
Третья полоса жизни — стыд и покаяние, когда Игнат часами простаивал перед иконами, по нескольку дней сидел запершись в комнате, питаясь хлебом и водой.
Этот человек при всем буйстве характера был способен на глубокое, искреннее раскаяние, имел в сердце «страх Божий».
Он, как и Маякин, понимал, что не все в жизни зависит от человека, но многое совершается по воле Божьей. Игнат Гордеев и Яков Маякин не рвутся к идеалам, в небесные выси, — но заповеди христианские носят в сердце.
Как говорил Достоевский, русский человек грешит, но в отличие от всех других осознает, что безобразит.
Горький показывает силу его внутреннего и внешнего облика: «В мощной фигуре было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы».
За несколько месяцев до смерти Бог посылает ему встречу с «ангелоподобной женщиной» Медынской, похожей одновременно на «цветок и на икону» (такой она представляется Гордееву именно в тот период). Помогая ей, Игнат вкладывает деньги в богоугодное дело, заботясь не только о симпатии Медынской, но и о том, чтобы люди после его смерти «добром помянули».
Финал жизни Игната Гордеева тоже благополучен. Он, как и его кум, получил от жизни все, что хотел, — богатство, уважение. Он умирает с миром в душе как раз в тот момент, который давал ему уверенность, что его любимый сын прочно стоит на ногах.
Смерть приходит к Игнату как к праведнику. Любая смерть по своей сути безобразна, но как красива эта сцена в романе! Знание прихода смерти как бы дается Игнату заранее.
Он умирает без мучений, в одночасье, под благовест колоколов всех церквей, в белой рубахе, в саду под яблоней, полной созревших яблок, а рядом с ним надежда его жизни — сильный и красивый сын.
Свет восходящего солнца, розовые блики его лучей на белой рубахе, запах яблок, перезвон колоколов — все символизирует конец жизни человека достойного, «сумевшего сохранить себя цельным» и полностью реализовать свои силы.
Образ Фомы Гордеева
Издавна в литературоведении образ Фомы Гордеева рассматривался как образ мятежника, бунтаря, восстающего против несправедливости, затхлости жизни купечества, уклада жизни царской России.
В отличие от отца и крестного у Фомы нет жизнелюбия, его страсти суетны и мятежны. В момент похмелья, тяжелых раздумий он видит себя в стороне от «котлована жизни», в котором кипят люди. Ему хочется отойти в сторону и оттуда посмотреть, чтобы понять, «зачем дана жизнь человеку».
Образ реки, мутного потока, котлована, бездонного рва постоянно сопровождают Фому Гордеева — они неразлучны. Этого мы не находим в романе, когда ведется рассказ об Игнате, Маякине, Щурове.
Символом запутавшегося сознания Фомы становится в романе сова, которая в народных поверьях отмечена знаком мудрости. Когда-то в детстве Фома с приятелями спугнули в овраге сову и гоняли ее до тех пор, пока она, беспомощная днем, «не истрепалась вконец и где-то запряталась».
Сходство положения несчастной совы и Фомы Гордеева заставляет вспомнить слова из «Книги Иова»: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?» Фома, действительно, окружен на свету мраком.
Он ослеплен светом, который Бог дал людям, он «хотел научить людей жить, но как надо жить, не знал сам».
Но разве это только его вина? Скорее, беда — и не его одного. Он как бы часть сути чего-то исконно русского, роднящего его с родной природой.
Сочетание полусонного, скорее даже — спящего сознания с присущей молодости потребностью «вмешаться в жизнь», «командовать, рубить», продиктованной исключительно желанием «заставить всех обратить на себя внимание и показать всем силу, ловкость, живую душу в себе», приводит героя к тяжелейшему, душевному конфликту. Поглощающая Фому тяга к самоутверждению вязнет не в отсутствии условий для этого (их предостаточно), а в полной неспособности личности реализовать себя. Будет справедливым сказать, что Фома Гордеев вместе с врожденным комплексом неполноценности (стеснительность, замкнутость, робость) мучается еще и неумением что-то делать, говорить, по-житейски вникать в суть явления (он сам не раз признается: «я думать не умею»). А житейская сердцевина всякого торгового дела, которая противна Фоме, по Маякину, такова: «Или всех грызи, иль лежи в грязи… Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой — нож». Внутренняя душевная чистоплотность не позволяет Фоме принять фальшь отношений между людьми, преступные способы наживы, грязные деньги.
Но и простые мужицкие радости недоступны «хозяину» большого дела. Присущее Фоме Гордееву умение ценить красоту во всем (в природе, в труде, в человеческой внешности, манере поведения) заставляют его во время подъема баржи любоваться работой кудрявого веселого парня, но это восхищение тут же перерождается в жгучую зависть.
Ритм, слаженность действий дружного коллектива завораживают Фому настолько, что невозможность слиться, раствориться в нем поднимает со дна души быстро нарастающее раздражение и даже злое желание, чтобы цепи порвались, не выдержали — и баржа, его баржа, стоившая таких огромных усилий, не была поднята.
Когда же ее удалось все-таки поднять, то не результат труда, а вид этой «грязной, разбитой уродины» злит Фому и поселяет в его сердце обиду на себя.
На первый взгляд, здесь то же равнодушие к своему имуществу, что временами посещало и его отца, однако природа этих чувств не во всем одинакова. Игната волнует зрелище стихии, когда горит его «Волгарь»: «…
жалко — не видал я. Чай, какая красота, когда на воде, темной ночью, этакий кострище пылает? Большущий пароходище был…» Игнат весь отдается силе воображения; Фому же беспокоит только смена переживаемых настроений.
Неспособность Фомы Гордеева жить в этом мире (неважно, в каком историческом времени и обществе, — в мире людей) чувствуют все, поэтому каждый, по-своему любя его, дает наставления, не лишенные здравого смысла. Прав Маякин, говоря: «Любит тот, кто учит».
Отец учит жить, чтобы брать у жизни все, что она дает в изобилии; крестный — чтобы жизнь устроить для себя и для общества, исполнить долг, реализовав свои силы; Люба — чтобы отдать себя людям и т. д. Словом, нет человека в романе, который бы не поучал Фому.
И это вовсе не потому, что они намного умнее его и хотят похвалиться этим. Просто видят, что страдания его искренние, глубокие, они мучают его.
Все сначала учат, а потом уходят от него. Сочувствие не беспредельно, а переживание чужого страдания может заразить душевным нездоровьем и окружающих. Фома правильно угадывает причину своего духовного недуга — «бесчувствие», но это не совсем точно. Он не чувствует не испытывает ни к кому любви, милосердия, его душевные привязанности неустойчивы.
В итоге он никому не сделал добра, не сказал ласкового слова, не оказал поддержки и помощи. В пьяных кутежах Фома спускает все нажитое отцом, не задумавшись ни разу над тем, что его деньги могли бы помочь каким-нибудь несчастным. Какие чувства живут в его душе? Смятенность, злоба, злобная мстительность, раздражительность.
Полностью бесчувственным его назвать нельзя. Наследника жизни волнует только состояние собственной души, а в ней — «как в погребе» (вспомним Ларру в «Старухе Изергиль»). Перед подъемом баржи все мужики истово молятся, только Фома «забыл снять картуз» и перекреститься.
Он грубо обрывает подрядчика, посоветовавшего его обратиться за помощью к Господу, да и сами молитвы «ложились на душу ему, как тяжесть».
Для Фомы с детства существует один закон — его желание, а отсюда честолюбие, самолюбивая уверенность, что он лучше других. Укоры совести и стыд, испытываемые им, постоянно засыпаются плотным слоем пепла его страстей и греховных поступков. Избалованному любовью близких людей, ему и в голову не приходит (при сознании неправильности своей жизни и критике окружающих) покаяться в делах своих.
Именно сокрушения сердечного и смиренномудрия, которое «ни на кого не гневается, и никого не прогневляет» так не хватает Фоме Гордееву. Обратим внимание на имя и фамилию, которые дает Горький своему герою.
Фома — один из учеников Христа, получивший прозвище «неверующий» за свои сомнения.
Гордеев — явно имеет происхождение от слова «гордость», от «гордыни» (возношение себя перед людьми и Богом) — одного из тяжелейших грехов человеческих
Конец романа, конец судьбы Фомы Гордеева очень тяжелый. В народе говорят, что если Бог кого захочет наказать, он лишает разума. Так происходит и с Фомой: случается то, чего он больше всего боялся. «Он какой-то истертый, измятый и полоумный бродит по улицам — над ним смеются люди, которых когда-то он так ненавидел».
Характерны обстоятельства, при которых умерли Игнат Гордеев, Маякин, и «конец» Фомы, когда-то сильного, богатого и красивого человека. Их смерть носит отпечаток самодостаточности жизни — Фома же пропал для себя и людей. За что судьба так сурово покарала его?
В Игнате и Маякине (при всех их пороках) живет сила любви: к делу, к детям, жизни. Ее нет у Фомы, любви как оживотворяющего начала в судьбе любого человека.
Таковы печальные поиски смысла жизни одного из главных героев Горького — Фомы Гордеева.
Источник: Педчак Е.П. Литература. Русская литература ХХ века. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/gorkij_m/foma_gordeev_analiz_romana_obrazy_geroev_jakov_majakin_ignat_gordeev_foma_gordeev/107-1-0-1196
Краткое содержание «Фома Гордеев»
Действие повести происходит в городе на Волге, в конце XIX — начале XX веков.
Лет шестьдесят тому назад на одной из барж богача купца Заева служил водоливом Игнат Гордеев. Сильный, красивый и неглупый, он был из тех людей, которые не задумываются над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания. В сорок лет Игнат Гордеев сам был собственником трёх пароходов и десятка барж.
На Волге его уважали, как богача, но дали ему прозвище «Шалый», потому что жизнь его не текла по прямому руслу, а то и дело мятежно вскипала, бросаясь вон из колеи. В теле Игната словно жили три души. Одна из них, самая мощная, была жадна, и когда Игнат подчинялся ей, он становился человеком, охваченным неукротимой страстью к работе.
Но, отдавая много сил погоне за рублём, он не был мелочен, и иногда обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу. Время от времени, обычно весной, в нём просыпалась вторая душа — буйная и похотливая душа раздражённого голодом зверя. В нём словно вскипал вулкан грязи, он пил, развратничал, спаивал других и жил так неделями.
Потом вдруг являлся домой смирный и тупой, как овца, выслушивал упрёки жены и по нескольку часов кряду выстаивал на коленях перед образами — это брала над ним власть третья душа. Но во всех трёх полосах жизни Игната не покидало одно страстное желание — иметь сына.
Его жена, толстая, раскормленная женщина, родила ему за девять лет супружества четырёх дочерей, но все они умерли в младенчестве. После каждых родов Игнат с наслаждением бил жену за то, что она не родила ему сына.
Однажды, находясь по делам в Самаре, он получил известие о смерти жены. Хоронить её Игнат поручил куму Маякину, потом отслужил в церкви панихиду и решил поскорее жениться. В то время ему было сорок лет. Во всей его мощной фигуре было много здоровой и грубой красоты. Не прошло и полгода, как Игнат женился на Наталье Фоминишне, дочери уральского казака-старообрядца.
Он любил свою высокую, стройную красавицу-жену и гордился ей, но вскоре стал осторожно к ней присматриваться. Наталья была задумчива и безучастна ко всему, ничто не интересовало эту странную женщину. Она всегда была задумчива и далека, словно искала в своей жизни какой-то смысл, но никак не могла найти.
Лишь кум Маякин, умница и балагур, иногда вызывал у неё бледную улыбку.
Когда Наталья объявила о своей беременности, Игнат начал ходить за женой, как за малым ребёнком. Наталью же беременность сделала ещё более сосредоточенной и молчаливой. Она не вынесла трудных родов и умерла, родив Игнату долгожданного сына.
Игнат окрестил сына Фомой и отдал его в семью крёстного отца Маякина, у которого жена тоже недавно родила. Маякин жил в огромном двухэтажном доме, окна которого затеняли могучие старые липы, отчего в комнатах всегда царил строгий полумрак.
Семья была благочестива — запах воска и ладана наполнял дом, в душной атмосфере носились покаянные вздохи и молитвенные слова, по комнатам бесшумно двигались женские фигуры в тёмных платьях.
Семья Якова Тарасовича Маякина состояла из него самого, его жены Антонины Ивановны, дочери и пяти родственниц, самой младшей из которых было тридцать четыре года.
Был у Маякина и сын Тарас, но имя его не упоминалось в семье — Яков отрёкся от сына после того, как он уехал в Москву и женился там против воли отца. Яков Маякин — худой, юркий, с огненно-рыжей бородкой — был владельцем канатного завода и имел в городе лавочку. Среди купечества он пользовался уважением, славой «мозгового» человека и очень любил напоминать о древности своего рода.
В этой семье Фома Гордеев прожил шесть лет. Большеголовый, широкогрудый мальчик казался старше своих шести лет и по росту, и по серьёзному взгляду миндалевидных тёмных глаз. Фома по целым дням возился с игрушками вместе с дочерью Маякина — Любой. С девочкой Фома жил дружно, а ссоры и драки ещё больше скрепляли дружбу детей.
Жизнь Фомы была однообразной, единственным развлечением было чтение библии по вечерам. До шести лет мальчик не слышал ни одной сказки. Вскоре Игнат вызвал к себе свою сестру Анфису, и мальчика забрали в дом отца.
Анфиса, смешная, высокая старуха с длинным крючковатым носом и большим ртом без зубов, сначала не понравилась мальчику, но потом он увидел нежность и ласку в её чёрных глазах. Эта старуха ввела Фому в новый, до сих пор неизвестный ему мир.
Каждую ночь он засыпал под бархатные звуки голоса Анфисы, рассказывающей сказку, запас которых был у неё неисчерпаем. Отца Фома боялся, но любил. Из-за громадного роста и трубного голоса Фома считал отца сказочным разбойником и очень гордился этим.
Когда Фоме пошёл восьмой год, Игнат поручил сестре учить его грамоте. Азбуку мальчик освоил очень легко, и вскоре уже читал Псалтирь. Жизнь Фомы легко катилась вперёд. Будучи его учителем, тётка была и товарищем его игр.
Солнце ласково и радостно светило ветхому, изношенному телу, сохранившему в себе юную душу, старой жизни, украшавшей, по мере сил и умения, жизненный путь детям. Иногда Игнат являлся домой в дым пьяный, но Фома не боялся его.
А если Фоме не здоровилось, отец его бросал все дела и оставался дома, надоедая сестре глупыми вопросами.
Пришла весна — и, исполняя своё обещание, Игнат взял сына с собой на пароход. Перед Фомой развернулась новая жизнь. Целые дни он проводил на капитанском мостике рядом с отцом, смотрел на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он едет по серебряной тропе в те сказочные царства, где живут чародеи и богатыри. Но чудесные царства не появлялись.
Мимо проплывали города, совершенно такие же, как и тот, в котором жил Фома. Перед ним открывалась настоящая жизнь, и Фома был немного разочарован ею. Он стал реже, не так упорно смотреть в даль вопрошающим взглядом чёрных глаз. Команда парохода любила мальчика, и он любил этих славных ребят, которые возились с ним, когда Игнат уходил в город по делам.
Однажды в Астрахани, когда на пароход грузили топливо, Фома услыхал, как машинист ругал Игната за жадность. Вечером Фома спросил отца, на самом ли деле он жаден, и передал ему слова машиниста.
Утром мальчик узнал, что на пароходе новый машинист. После этого Фома чувствовал, что всем мешает, матросы смотрят на него неласково.
Случай с машинистом разбудило в мальчике стремление понять, какие нити и пружины управляют действиями людей.
— Ежели видишь — сильный, способный к делу человек, — пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен — плюнь на него, пройди мимо, — говорил сыну Игнат, а потом рассказывал о своей молодости, о людях и страшной их силе и слабости.
Осенью Фому отдали в школу. В первый же день школьной жизни Фома выделил из среды мальчиков двух, которые показались ему интересней других.
Толстый, рыжий Африкан Смолин был сыном кожевенного заводчика, а маленький, юркий и умный Николай Ежов — сын сторожа из казённой палаты, бедняк.
Ежов был первым учеником в классе, он давал Фоме и Смолину списывать домашнее задание в обмен на еду. Игнат большой пользы в учении не видел.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/peshkov-aleksey-foma-gordeev/
Фома Гордеев Горький М
На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев» . Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии. Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров.
Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой.
Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы.
По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит… » Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж.
Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни.
А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги. Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами.
Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен.
Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев. Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему ALLSoch.ru 2005 принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин.
Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири.
И от Африкана Смолина, «жулика первой степени» , ничего передового ждать нельзя. Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев.
Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца.
Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца» , — замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное» , — говорит Софья.
Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи» . Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес» .
Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу.
Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, — восклицает Фома. — Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится! »
Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму… » он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.
Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь! » трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».
Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/foma-gordeev-gorkij-m/
Краткое содержание «Фома Гордеев» Максима Горького
События в этом произведении Максима Горького происходят на рубеже 19 и 20-го столетий в одном из российских городов на Волге.
Водолив Игнат Гордеев, работавший у купца Заева, к сорока годам разбогател. Стал он владельцем трех пароходов и нескольких барж.
Окружающие относились к нему с почтением, но побаивались, поскольку нрав у Игната был непредсказуемый, недаром мужчина получил прозвище Шалый. Мог и разбуяниться, и впоследствии вести себя смиренно.
В достижении своей цели Гордеев ни перед чем не останавливался, и ни с кем не считался.
Игнат мечтал обзавестись наследником, но жена за девять лет совместной жизни родила ему четырех дочерей, которые умерли в младенческом возрасте. Когда глава семейства был в отъезде, до него дошло сообщение о том, что супруга скончалась. Сильно не переживая мужчина через полгода женился сызнова. Повторный брак был недолгим: женщина умерла при родах, но зато оставила Игнату сына.
Папаша нарек мальчика Фомой и отдал малыша в семейство кума Якова Маякина, у которого в семье также произошло пополнение – родилась дочь. Маякины жили благочестиво, соблюдали церковные обряды, крестника не обижали. Мальчику жизнь в чужой семье казалась однообразной, если бы не детские игры с Любой Маякиной.
Как только ребенок достиг возраста шести лет, Игнат забрал его к себе. Малыш отца обожал и перешел в родовое гнездо с радостью. Воспитывать дитя взялась родная сестра Игната – Анфиса. Женщина рассказывала племяннику сказки, а позже научила грамоте.
Как-то восьмилетнего Фому Игнат взял с собой на пароход. Юная душа соприкоснулась с настоящей простой жизнью, мальчишка поначалу подружился со всей командой.
Однако когда он передал отцу, как о нем за глаза отзываются некоторые его работники, обвиняют в жадности, тот их выгнал с судна, а отношение остальных рабочих к сынку хозяина резко изменилось. Кто-то перестал с ним любезничать, некоторые принялись заискивать пуще прежнего.
Отец внушал сыну, что жалости достойны только сильные люди, а слабых жалеть нечего, от них нет никакого проку, приучал к мысли, что он будущий господин, перед которым должны трепетать все те, кто ниже рангом.
Осенью Фому отправили учиться в школу, где он подружился с двумя мальчиками – толстым и рыжим Африканом Смолиным – сыном заводчика, и пронырливым и сообразительным Колей Ежовым – отпрыском сторожа. Ежов хорошо учился и помогал выполнять задания Гордееву-младшему, а тот, как и его отец, не видел прока в обучении.
Троица не раз собиралась на дворе Смолиных, гоняла голубей, и как водится у ребят в этом возрасте, проказничала, например, лазала за яблоками по чужим садам. В этих набегах Фома был особенно активен, никого не боялся. Когда парнишка однажды попался на краже, и его отпустили только на основании того, что он сын Гордеева.
Спустя пять лет Гордеев-младший окончил уездное училище, превратился в видного парня, чурающегося любых компаний, даже давних знакомых – Коли Ежова и Любы Маякиной. Ему было неуютно находиться среди тех, кто интеллектуально был более развит.
Фома вырос мечтательным и сентиментальным, полюбившим уединяться и предаваться несбыточным грезам.
Видя это, и чувствуя, что в сыне все сильнее проявляется степенный материнский характер, Игнат задумал приобщить того к своему делу: старался брать юношу на биржу, делиться впечатлениями о своих компаньонах.
Вскоре Гордеев-старший решает отправить девятнадцатилетнего сынка в самостоятельное плавание с двумя баржами с хлебом. Пароходом командовал капитан Ефим Ильич.
Именно он напутствовал юношу, как себя вести с окружающими, а особенно с особами женского пола. Благодаря Ефиму Фома впервые познал женщину вдвое старше себя.
На неопытного паренька черноглазая работница произвела такое впечатление, что он всерьез собирался жениться на ней.
Эти планы нарушились с приходом телеграммы от крестного, вызвавшего Фому срочно явиться домой. По приезду оказалось, что Маякин беспокоится о душевном здоровье Игната. Тот под влиянием жены городского архитектора Софьи Медынской не пожалел пожертвовать на благотворительность 75 тысяч. Фома познакомился с Софьей Павловной и покорился ее обаянию, хотя чувственного влечения к ней не испытывал.
После внезапной кончины отца Гордеев-младший принялся повсюду следовать за Медынской. Дама была довольна его вниманием, но не позволяла переходить определенные границы.
Под ее воздействием Фому избирают в комитет по надзору за строительством ночлежки, начатого на средства Гордеева-старшего.
Будучи в гостях у Медынской, молодой человек познакомился с некоторыми господами, в частности, с Ухтищевым, секретарем попечительного совета. Однако Фома не чувствовал со всеми ними единения.
Маякин не скрывал, что хотел бы видеть Фому своим зятем, и приумножить личные капиталы. Он очень был недоволен дружбой крестника с Медынской и отзывался о ней, как о доступной женщине. Но Фоме не нравилась начитанность Любы Маякиной, а та откровенно посмеивалась над молочным братом.
Вскоре Медынская дала понять Гордееву, что между ними ничего не может быть общего. Когда же один из высокопоставленных чинов нелицеприятно отозвался о Софье Павловне, Фома изрядно потрепал его.
Мимо молодого торговца проходила вереница разных людей: кто-то пытался поучать его, как крестный Маякин или купец Щуров. Других Фома открыто презирал, как знакомого купеческого сынка Званцева.
Ухтищев познакомил Фому с девушкой Александрой, ввел в свою компанию, и Гордеев прокутил с ними немало денег, а вдобавок в пьяном угаре разбил баржу. После этого он прибыл в дом Маякина и стал просить того забрать у него все деньги и отпустить на волю. Крестный заподозрил неладное и заявил, что определит зарвавшегося молодчика в «желтый дом».
Ссора с Маякиным так повлияла на Фому, что он принялся гулять с диким остервенением. Вино и женщины захватили его в свои сети. Саша решает покинуть гуляку, а Яков действительно распространил слух о сумасшествии Фомы, и высказал готовность взять над ним опеку.
Крестный помирился со своим сыном Тарасом, выдал дочь Любу за Африкана Смолина, вернувшегося из-за границы в Россию.
Случайно Фоме встретился друг детства Ежов. Тот получил университетское образование, но в большие люди не выбился. Работал в местной газете, сочинял фельетоны. В жизненных неудачах Коля обвинял не себя, а плохое окружение.
Однажды Маякина и Гордеева пригласили на обед, устроенный на пароходе купца Кононова. На нем Якова попросили сказать речь, и он принялся расхваливать купечество, называть его хранителем традиций и надежным оплотом русского народа.
Фома не выдержал и дал отповедь, злобно называя жизнь, устроенную купцами тюрьмой, и удивляясь долготерпению простого люда. Далее вошедший в раж Гордеев продолжил обвинять присутствующих в различных преступлениях и грехах.
Долго терпеть эту выходку не стали, а потому оратора окружили, скрутили, связали руки и ноги.
По прошествии трех лет Яков Маякин преставился. Его немалые доходы разделили между собой дочь и сын, и на эти средства создали торговое предприятие «Тарас Маякин и Африкан Смолин». О Фоме стали забывать. Поговаривали, будто он был отправлен к родственникам по материнской линии.
А затем Фома сызнова объявился в городе – вечно хмельной, с жалобной гримасой на лице. Его приютили Смолины во флигельке при своем дворе. С людьми он предпочитал не разговаривать, потому что обычно ему задавали как пророку один и тот же вопрос: когда наступит конец света?
Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-foma-gordeev-maksima-gorkogo.html
Краткое содержание “Фома Гордеев краткое содержание” Горький
Описание жизни и внешности Игната Гордеева. Человек он был красивый, неглупый и удачливый. Он один из тех, кто сколотил себе миллионное состояние на Волге. К сорока годам он уже являлся собственником трех пароходов и десятка барж.
Почитался как богатый и умный человек, но в то же время имел прозвище – “Шалый”, так как жизнь его текла не спокойно и размеренно, а постоянно взрывалась какими-то потрясениями. Игнат мечтает о сыне. Сына ему рожает вторая жена, но при родах, к сожалению, умирает. Устроив пышные похороны жены и окрестив сына
Фомой, он, скрепя сердцем, отдал его на воспитание в семью крестного отца Маякина. По словам автора, “смерть жены посеяла в его бороде много седин, но в блеске его глаз появилось нечто новое – мягкое и ласковое”.
Глава II Описание дома Якова Маякина. Жил он в огромном двухэтажном доме, который окружали старые липы. Семья Якова Маякина состояла, естественно, из его самого, его жены и дочери, и пяти родственниц.
Был еще у него сын Тарас, но Яков от него отрекся, так как тот поступил против воли отца женившись на ком-то в Москве. Яков был купец, владел канатным заводом и лавочкой у пристани. В семья Якова Фома прожил
шесть лет, и жизнь его в доме купца была очень недурна, как Вы сами можете догадаться. В свои годы Фома выглядел старше – и внешне и “по взгляду миндалевидных глаз”.
Но вот однажды Игнат решил забрать сына с себе домой . Яков, привязавшийся к Фоме, просил оставить его, но Игнат возразил “что не для него сына родил”.
В доме Игната за Фомой приехала присматривать сестра – Анфиса. С тех пор стал Фома каждый день засыпать под “бархатные звуки голоса старухи”.
Фоме шел восьмой год, когда Игнат сказал ему, что пора уже начинать учиться, а проучится зиму, возьмет с весны его в плавание.
Обещание отец сдержал, и весной взял сына с собой в плавание на “Ермаке”. Игнат напоминает Фоме, что они здесь хозяева, а матросы – их слуги. Фома слышит недовольные перешептывания по поводу отца. В конце главы происходит случай с утопленником – матросы толкают от бортов мертвеца, чтобы тот не забился в колесо.
Фома пугается, но Игнат объясняет, что так надо, утопцу ведь все равно, а параходу лишние проблемы с властями не нужны. Глава III Фома поступает в училище, где знакомится со Смолиным – сыном богатого заводчика и Ежовым – обычным бедным пареньком. Вместе с ними Фома занимается обычным ребячеством – ворует по садам яблоки и гоняет голубей.
Когда Фоме исполняется 19 лет он отправляется в первое самостоятельное плавание. Капитаном ведущего судна был Ефим, опытный матрос и хороший знакомый Фомы. Он просвещает Фому “по бабьим делам”, знакомит его с Пелагеей.
Игнат в это время, со скуки начинает сильно выпивать. Когда Фома возвращается из плавания домой отец уже плох и вскоре умирает… Глава IV Фома переживает по поводу смерти отца. Игната хоронят и устраивают поминальный обед. На закладке ночлежного дома Фома встречается с Софьей Медынской, которая приглашает его на обед.
Общество на обеде было Фоме не по душе. Фома разговаривает с Любой о жизни и кажется хорошо понимает ее. Маякин учит Фому философии. Глава V У Фомы складывается двоякое впечатление о Маякине. Бывший воспитатель всячески помогает Фоме в делах, в то же время он считает, что Маякин намеревается женить его на Любе.
Узнав, что Фома часто бывает в обществе Софьи Медынской предостерегает его. Фома признается Софье, что влюблен в нее. Опубликовал Frankinstion
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-foma-gordeev-kratkoe-soderzhanie-gorkij/
Краткое содержание «Фома Гордеев» Горького
Игнат Гордеев всю свою жизнь мечтал о сыне, но жена, с завидной регулярностью, рожала ему дочерей. К сожалению, не одна малышка не дожила и до трех лет. Вскоре, вслед за детьми, на тот свет отправилась и супруга Игната. Мужчина не стал долго горевать и женился вновь. Второй брак продлился недолго.
Жена Гордеева умерла при родах, подарив ему долгожданного сына. Ребенка Игнат назвал Фомой и сразу после рождения отдал на воспитание в семью своего кума Якова Маякина. Там Фому не обижали, однако жизнь его протекала скучно и однообразно. Единственным развлечением были игры с дочерью Якова Любой.
Когда мальчику исполнилось шесть лет отец забрал его домой.
Фома любил отца и уважал. Воспитывать ребенка Игнату помогала его сестра Анфиса. Мальчик души не чаял в старухе, ведь, она открыла ему, неведомый ранее, мир сказок. В восемь лет Фома уже умел читать и писать.
В тот же год Игнат взял сына с собой на пароход. С тех пор для мальчика началась новая жизнь, он очень многому научился. Пришла осень, а вместе с ней и время идти в школу.
Острый ум и природная смекалка позволяли Фоме преуспевать в учебе, но он не видел в этом никакой пользы. Школьная жизнь принесла новые знакомства и новых друзей.
Отучившись пять лет в уездном училище Фома начал потихоньку вникать в курс торговых дел отца. Игнат терпеливо передавал сыну свои знания и секреты ремесла.
Жизнь текла своим чередом. Фома превратился в статного красивого юношу, а Игнат все чаще болел — старость подкралась к нему незаметно. Вскоре парню пришло печальное извести о кончине отца. Это стало сильным ударом для Фомы. Боль и тоска поглотили юношу. Процессом похорон занимался кум Маякин.
После смерти отца Фома совсем утратил интерес к жизни, он не видел цели перед собой. Крестный отец объявил о своем желании выдать дочь Любу за Фому. Однако, юноше эта новость не понравилась. Люба раздражала его, и жениться на ней парню не хотелось.
В итоге девушка вышла замуж за школьного приятеля Фомы Африкана Смолина и зажила спокойной семейной жизнью.
Фома все чаще пил и прожигал деньги. Где-то в глубине души ему хотелось изменить свою жизнь, но он не знал, как. Мысли о женитьбе посещали юношу, но не видел Фома рядом с собой подходящую девушку.
Вскоре в город вернулся сын Маякина Тарас. Молодой человек много чего пережил в своей жизни: тюрьму, Сибирь, женитьбу на богатой дочери владельца золотых приисков, вдовство и смерть собственных детей.
Воссоединение семьи Маякиных больно задело Фому. Он ощутил всю ничтожность своей жизни. Неспособность, что ли бы изменить он топил в вине. Крестный подумывал об опеке над Фомой. Решаю роль в этом вопросе стала скандальная выходка юноши на торжественном обеде у купца.
Три года спустя, Яков Маякин предстал перед всевышним. Его состояние унаследовали дочь, сын и зять. О Фоме не было долго ничего слышно. Люди поговаривали, что он живет за Уралом.
Через некоторое время Фома появился в городе. Состояние его было плачевное — на лице бродила безумная улыбка, периодически сменяющаяся угрюмостью, а постоянный запах алкоголя говорил сам за себя.
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-foma-gordeev-gorkogo/
Поиск смысла жизни в романе «Фома Гордеев» М. Горького
В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со своей средой, «выламывание» из нее.
Фома Гордеев — сын купца, один из богатейших людей на Волге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формирования характера и взглядов Фомы.
И отец — хищный, умный Игнат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наследника и продолжателя дела.
Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только деньги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует «бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кровное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью постепенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.
Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным.
Он видит тяжелый труд одних и сытость других, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют».
Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным. Материал с сайта //iEssay.ru
Метафорой его духовных поисков является эпизод из детства, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет».
Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» буржуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.
Горький исторически верно отразил процесс раскола буржуазного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.
На этой странице материал по темам:
- поиск смысла жизни в рассказе фома гордеев
- поиск смысла жизни фома гордеев
- фома гордеев смысл
- упок романе горького фома гордеев
- смысл жизни в романе фома гордеев
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/sochineniya/foma-gordeev/poisk-smysla-zhizni-v-romane-foma-gordeev-m.-gorkogo