Краткое содержание гаршин attalea princeps за 2 минуты пересказ сюжета

Это рассказ о пальме, которая жила в оранжерее. Она мечтала о своей родной стране, где сможет любоваться голубизной неба, нежится в лучах солнца и наслаждаться теплым ветерком. Пальма Атталея смогла проломать стекло в оранжерее, но на волю так и не попала.

Сказка Attalea princeps скачать:  

Сказка Attalea princeps читать

В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду — огромная оранжерея из железа и стекла.

Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались лёгкие узорчатые арки, переплетённые между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стёкла.

Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало её красным светом. Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.

Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались.

Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней.

Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. Иногда, зимой, стёкла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. Крыша покрывалась наметённым снегом.

Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями.

Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съёживались и увядали.

Но стёкла вставляли очень скоро. Ботаническим садом управлял отличный учёный директор и не допускал никакого беспорядка, несмотря на то, что большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее.

Была между растениями одна пальма, выше всех и красивее всех. Директор, сидевший в будочке, называл её по-латыни Attalea! Но это имя не было её родным именем: его придумали ботаники.

Родного имени ботаники не знали, и оно не было написано сажей на белой дощечке, прибитой к стволу пальмы.

Раз пришёл в ботанический сад приезжий из той жаркой страны, где выросла пальма; когда он увидел её, то улыбнулся, потому что она напомнила ему родину.

— А! — сказал он. — Я знаю это дерево. — И он назвал его родным именем.

— Извините, — крикнул ему из своей будочки директор, в это время внимательно разрезывавший бритвою какой-то стебелёк, — вы ошибаетесь. Такого дерева, какое вы изволили сказать, не существует. Это — Attalea princeps, родом из Бразилии.

— О да, — сказал бразильянец, — я вполне верю вам, что ботаники называют её — Attalea, но у неё есть и родное, настоящее имя.

— Настоящее имя есть то, которое даётся наукой, — сухо сказал ботаник и запер дверь будочки, чтобы ему не мешали люди, не понимавшие даже того, что уж если что-нибудь сказал человек науки, так нужно молчать и слушаться.

А бразильянец долго стоял и смотрел на дерево, и ему становилось всё грустнее и грустнее.

Вспомнил он свою родину, её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами, её пустыни, её чудные южные ночи.

И вспомнил ещё, что нигде не бывал он счастлив, кроме родного края, а он объехал весь свет. Он коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и ушёл из сада, а на другой день уже ехал на пароходе домой.

А пальма осталась. Ей теперь стало ещё тяжелее, хотя и до этого случая было очень тяжело. Она была совсем одна. На пять сажен возвышалась она над верхушками всех других растений, и эти другие растения не любили её, завидовали ей и считали гордою.

Этот рост доставлял ей только одно горе; кроме того, что все были вместе, а она была одна, она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех тосковала о нём, потому что ближе всех была к тому, что заменяло им его: к гадкой стеклянной крыше. Сквозь неё ей виднелось иногда что-то голубое: то было небо, хоть и чужое, и бледное, но всё-таки настоящее голубое небо.

И когда растения болтали между собою, Attalea всегда молчала, тосковала и думала только о том, как хорошо было бы постоять даже и под этим бледненьким небом.

— Скажите, пожалуйста, скоро ли нас будут поливать? — спросила саговая пальма, очень любившая сырость. — Я, право, кажется, засохну сегодня.

— Меня удивляют ваши слова, соседушка, — сказал пузатый кактус. — Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я всё-таки свеж и сочен.

— Мы не привыкли быть чересчур бережливыми, — отвечала саговая пальма. — Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И кроме всего этого, скажу вам ещё, что вас не просят делать замечания.

Сказав это, саговая пальма обиделась и замолчала.

— Что касается меня, — вмешалась корица, — то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерёт.

— Но ведь не всех же нас обдирали, — сказал древовидный папоротник. — Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

Тут корица, забыв, что её обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за неё, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

— Зачем вы ссоритесь? — сказала Attalea. — Разве вы поможете себе этим? Вы только увеличиваете своё несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле.

Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стёкла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу.

Если одна какая-нибудь ветка упрётся в стекло, то, конечно, её отрежут, но что сделают с сотней сильных и смелых стволов? Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Сначала никто не возражал пальме: все молчали и не знали, что сказать. Наконец саговая пальма решилась.

— Всё это глупости, — заявила она.

— Глупости! Глупости! — заговорили деревья, и все разом начали доказывать Attalea, что она предлагает ужасный вздор. — Несбыточная мечта! — кричали они. — Вздор! Нелепость! Рамы прочны, и мы никогда не сломаем их, да если бы и сломали, так что ж такое? Придут люди с ножами и с топорами, отрубят ветви, заделают рамы и всё пойдёт по-старому. Только и будет, что отрежут от нас целые куски…

— Ну, как хотите! — отвечала Attalea. — Теперь я знаю, что мне делать. Я оставлю вас в покое: живите, как хотите, ворчите друг на друга, спорьте из-за подачек воды и оставайтесь вечно под стеклянным колпаком. Я и одна найду себе дорогу. Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, — и я увижу!

И пальма гордо смотрела зелёной вершиной на лес товарищей, раскинутый под нею. Никто из них не смел ничего сказать ей, только саговая пальма тихо сказала соседке-цикаде:

— Ну, посмотрим, посмотрим, как тебе отрежут твою большую башку, чтобы ты не очень зазнавалась, гордячка!

Остальные хоть и молчали, но всё-таки сердились на Attalea за её гордые слова. Только одна маленькая травка не сердилась на пальму и не обиделась её речами. Это была самая жалкая и презренная травка из всех растений оранжереи: рыхлая, бледненькая, ползучая, с вялыми толстенькими листьями.

В ней не было ничего замечательного, и она употреблялась в оранжерее только для того, чтобы закрывать голую землю. Она обвивала собою подножие большой пальмы, слушала её, и ей казалось, что Attalea права. Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для неё была тюрьмой.

«Если я, ничтожная, вялая травка, так страдаю без своего серенького неба, без бледного солнца и холодного дождя, то, что должно испытывать в неволе это прекрасное и могучее дерево! — так думала она и нежно обвивалась около пальмы и ласкалась к ней. — Зачем я не большое дерево? Я послушалась бы совета.

Мы росли бы вместе и вместе вышли бы на свободу. Тогда и остальные увидели бы, что Attalea права».

Но она была не большое дерево, а только маленькая и вялая травка. Она могла только ещё нежнее обвиться около ствола Attalea и прошептать ей свою любовь и желание счастья в попытке.

Читайте также:  Краткое содержание гадюка толстой н. а. за 2 минуты пересказ сюжета

— Конечно, у нас вовсе не так тепло, небо не так чисто, дожди не так роскошны, как в вашей стране, но всё-таки и у нас есть и небо, и солнце, и ветер.

У нас нет таких пышных растений, как вы и ваши товарищи, с такими огромными листьями и прекрасными цветами, но и у нас растут очень хорошие деревья: сосны, ели и берёзы.

Я — маленькая травка и никогда не доберусь до свободы, но ведь вы так велики и сильны! Ваш ствол твёрд, и вам уже недолго осталось расти до стеклянной крыши. Вы пробьёте её и выйдете на божий свет. Тогда вы расскажете мне, всё ли там так же прекрасно, как было. Я буду довольна и этим.

— Отчего же, маленькая травка, ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол твёрд и крепок: опирайся на него, ползи по мне. Мне ничего не значит снести тебя.

— Нет уж, куда мне! Посмотрите, какая я вялая и слабая: я не могу приподнять даже одной своей веточки. Нет, я вам не товарищ. Растите, будьте счастливы. Только прошу вас, когда выйдете на свободу, вспоминайте иногда своего маленького друга!

Тогда пальма принялась расти. И прежде посетители оранжереи удивлялись её огромному росту, а она становилась с каждым месяцем выше и выше. Директор ботанического сада приписывал такой быстрый рост хорошему уходу и гордился знанием, с каким он устроил оранжерею и вёл своё дело.

— Да-с, взгляните-ка на Attalea princeps, — говорил он. — Такие рослые экземпляры редко встречаются и в Бразилии. Мы приложили всё наше знание, чтобы растения развивались в теплице совершенно так же свободно, как и на воле, и, мне кажется, достигли некоторого успеха.

При этом он с довольным видом похлопывал твёрдое дерево своею тростью, и удары звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!

«Он воображает, что я расту для его удовольствия, — думала Attalea. — Пусть воображает!..»

И она росла, тратя все соки только на то, чтобы вытянуться, и лишая их свои корни и листья. Иногда ей казалось, что расстояние до свода не уменьшается. Тогда она напрягала все силы. Рамы становились всё ближе и ближе, и наконец молодой лист коснулся холодного стекла и железа.

— Смотрите, смотрите, — заговорили растения, — куда она забралась! Неужели решится?

— Как она страшно выросла, — сказал древовидный папоротник.

— Что ж, что выросла! Эка невидаль! Вот если б она сумела растолстеть так, как я! — сказала толстая цикада, со стволом, похожим на бочку. — И чего тянется? Всё равно ничего не сделает. Решётки прочны, и стёкла толсты.

Прошёл ещё месяц. Attalea подымалась. Наконец она плотно упёрлась в рамы. Расти дальше было некуда. Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что давило на решётки, и решётки уже подавались, хотя были сделаны из крепкого железа.

Маленькая травка следила за борьбой и замирала от волнения.

— Скажите мне, неужели вам не больно? Если рамы уж так прочны, не лучше ли отступить? — спросила она пальму.

— Больно? Что значит больно, когда я хочу выйти на свободу? Не ты ли сама ободряла меня? — ответила пальма.

— Да, я ободряла, но я не знала, что это так трудно. Мне жаль вас. Вы так страдаете.

— Молчи, слабое растенье! Не жалей меня! Я умру или освобожусь!

И в эту минуту раздался звонкий удар. Лопнула толстая железная полоса. Посыпались и зазвенели осколки стёкол. Один из них ударил в шляпу директора, выходившего из оранжереи.

— Что это такое? — вскрикнул он, вздрогнув, увидя летящие по воздуху куски стекла. Он отбежал от оранжереи и посмотрел на крышу. Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зелёная крона пальмы.

«Только-то? — думала она. — И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго? И этого-то достигнуть было для меня высочайшею целью?»

Была глубокая осень, когда Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие. Моросил мелкий дождик пополам со снегом; ветер низко гнал серые клочковатые тучи. Ей казалось, что они охватывают её.

Деревья уже оголились и представлялись какими-то безобразными мертвецами. Только на соснах да на елях стояли тёмно-зелёные хвои. Угрюмо смотрели деревья на пальму: «Замёрзнешь! — как будто говорили они ей. — Ты не знаешь, что такое мороз.

Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?»

И Attalea поняла, что для неё всё было кончено. Она застывала. Вернуться снова под крышу? Но она уже не могла вернуться.

Она должна была стоять на холодном ветре, чувствовать его порывы и острое прикосновение снежинок, смотреть на грязное небо, на нищую природу, на грязный задний двор ботанического сада, на скучный огромный город, видневшийся в тумане, и ждать, пока люди там, внизу, в теплице, не решат, что делать с нею.

Директор приказал спилить дерево.

— Можно бы надстроить над нею особенный колпак, — сказал он, — но надолго ли это? Она опять вырастет и всё сломает. И притом это будет стоить чересчур дорого. Спилить её!

Пальму привязали канатами, чтобы, падая, она не разбила стен оранжереи, и низко, у самого корня, перепилили её. Маленькая травка, обвивавшая ствол дерева, не хотела расстаться со своим другом и тоже попала под пилу. Когда пальму вытащили из оранжереи, на отрезе оставшегося пня валялись размозжённые пилою, истерзанные стебельки и листья.

— Вырвать эту дрянь и выбросить, — сказал директор. — Она уже пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить здесь что-нибудь новое.

Один из садовников ловким ударом заступа вырвал целую охапку травы. Он бросил её в корзину, вынес и выбросил на задний двор, прямо на мёртвую пальму, лежавшую в грязи и уже полузасыпанную снегом.

Источник: https://aababy.ru/skazki/russkie-skazki/vsevolod-garshin/skazka-attalea-princeps

Смысл сказки Гаршина Attalea princeps

«Attalea princeps» — уникальная «сказка для взрослых» Всеволода Михайловича Гаршина. Он — один из немногих авторов, который мог придать своим произведениям глубокий и уникальный посыл.

В нынешней литературе уже нельзя встретить произведений, схожих со сказками Гаршина, которые настолько сильно открывали бы читателю внутренний мир автора, рассказывали бы о его мыслях и чувствах. Не зря сказки Гаршина иногда называют гражданской исповедью для всего мира.

Также учёные считают, что его сказка «Attalea princeps» — это выраженная грусть писателя по революционерам того времени, погибшим в борьбе за свободу.

История появления сказки «Attalea princeps»

Сказка «Attalea princeps» появилась на свет в 1880 году, поэтому не сложно увидеть связь между ней и социально-политическими событиями в стране.

В 1870-1880-х годах набирало обороты революционное движение, в это время в Российской империи было много самоотверженных борцов за свободу, действующих в одиночку. Как правило, их борьба была обречена.

Многие писатели и критики того времени восприняли сказку Гаршина как пессимистический прогноз и как неверие в борьбу революционеров-одиночек.

Однако у Всеволода Гаршина, на самом деле, в сказке было не все так однозначно, поскольку он нарушает привычные традиции жанра. Образы писателя не могут поддавать однозначной трактовке.

Сюжет произведения

В одной оранжерее небольшого городка росло много экзотических растений, привезенных из жарких стран. Все они тосковали по солнышку, но более-менее приспособились к жизни в заточении. Среди всех обитателей выделялась лишь одна пальма Attalea princeps родом из Бразилии.

Она была самим высоким и гордым растением во всей оранжерее, больше всех грустила по своей родине и однажды решила бороться за свою свободу.

Другие тропические растения пытаются отговорить ее, лишь одна маленькая травка, посаженная лишь для того, чтобы закрывать голую землю, поддержала пальму.

Attalea princeps начала усиленно расти и однажды пробила собой крышу оранжереи. Вырвавшись на волю, она испытывает разочарование. На улице очень холодно, стоит поздняя осень: дует ветер и идёт снег.

Директор оранжереи приказывает срубить пальму и выкорчевать ее корни, чтобы она больше не вырастала и не портила крышу. Работники спиливают дерево и выбрасывают на улицу.

Судьбу пальмы разделяет и травка, которая поддерживала ее и росла под ней.

Анализ сказки

Главными героями в сказке выступают растения, живущие в оранжерее. Автор сравнивает теплицу с тюрьмой, а её обитателей называет заключенными. Растения умеют разговаривать, думать и анализировать, им не очень нравится их существование, они тоскуют по своей родине, но они все, кроме пальмы, предпочитают смириться, а не бороться за свою свободу.

В сказке четко звучит тема бунтарства, которая раскрывается за счет противопоставления пальмы с другими растениями, которые смиряются и предпочитают жить в плену. Автор пытается решить вопрос: что лучше, прожить долгую жизнь в неволе или же бороться за свободу, но погибнуть? При этом он не дает читателю однозначного ответа, оставляя этот болезненный вопрос открытым.

Читайте также:  Краткое содержание достоевский сон смешного человека за 2 минуты пересказ сюжета

Сказку Гаршина часто сравнивают со знаменитой поэмой Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», в которой герой также живет всю свою жизнь в неволе, но не хочет с этим мириться. Он решает бороться до последнего за свою свободу.

Различие между этими двумя произведениями только в том, что у Лермонтова герой все же сумел перед смертью познать радость от свободы, пусть даже она была и непродолжительной.

В то время как пальма у Всеволода Гаршина не достигает своей цели, перед смертью она испытывает горечь разочарования и понимает, что обречена.

Смысл сказки «Attalea princeps»

В сказке «Attalea princeps» Гаршин показывает своим читателям, что целью жизни может быть только свобода и борьба за нее, даже несмотря на то, что результаты этой борьбы могут быть пока что ничтожны и могут привести к гибели.

Действия пальмы привели её к разочарованию и смерти, но все же её жизнь достойна уважения, так как она пыталась достигнуть своей высокой цели, всячески сопротивлялась и боролась за свою свободу, не подчинилась и не покорилась обстоятельствам, не стала мириться с неволей.

Смысл сказки в том, что поступки настоящего героя должны быть мужественными и целеустремлёнными, он должен постоянно бороться за себя, свои идеи и за свою свободу. При этом он не должен своей борьбой причинять кому-либо страданий и горестей, он должен оставаться чутким и внимательным ко всем, кто находится рядом с ним.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-garshina-attalea-princeps/

Сказка Attalea princeps. Всеволод Гаршин

Сказка Attalea princeps – философская аллегорическая история, которая открывает разные взгляды людей на свободу и счастье. Сказка не предназначалась автором для детей. Но ее можно порекомендовать рассудительным старшеклассникам, которые готовы к серьезным раздумьям о жизни.

Сказка Attalea princeps читать

Краткое содержание сказки

Много экзотических растений росло в оранжерее. Растения-пленники были уроженцами жарких стран. Выделялась среди них пальма, которую директор ботанического сада называл по-латыни «Attalea». Гордая пальма тосковала по родной Бразилии и ее яркому солнышку. Другие растения приспособились к жизни в красивой тюрьме.

Хотя растения тосковали по родине, они не поддержали пальму, решившую бороться за свою свободу. Attalea осталась в одиночестве. Ее собратья отвернулись от гордячки. Только маленькая травка, росшая вокруг пальмы, поддержала свободолюбивые мечты Attalea. Поставив перед собой цель, пальма набиралась сил для борьбы.

Она пробила верхушкой стеклянную крышу оранжереи и гордо выпрямила ствол. На воле южную красавицу ждало разочарование: моросящий дождь со снегом и пронзительный ветер погубили теплолюбивое дерево. Нужно было починить крышу оранжереи, поэтому директор приказал спилить пальму и выбросить на улицу.

Судьбу пальмы разделила маленькая травка, росшая под ней. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Attalea princeps

По сюжету сказка близка к знаменитой поэме Лермонтова «Мцыри». В ней тоже автор воплотил вольнолюбивые идеи. Только Мцыри перед смертью познал радость свободы, а в сказке Гаршина Attalea, бунтуя против оранжерейного плена, погибает, не насладившись свободой.

Тема бунтарства и смирения раскрывается в сказке Гаршина через противопоставление пальмы другим растениям оранжереи, которые предпочли жить в неволе. Отказаться от борьбы и довольствоваться «оранжерейным раем» или погибнуть в борьбе? У Гаршина этот вопрос остается открытым.

Чему учит сказка Attalea princeps? Каждый извлекает из сказки-притчи для себя то, что ему ближе и понятнее.

Мораль сказки Attalea princeps

Как и в других произведениях Гаршина, в сказке о пальме нет прямого назидания. Герои и события дают пищу для размышления о выборе человека, побуждая каждого читателя задуматься о многих вещах. Выбор – дело ответственное в любом случае. Главная мысль сказки Attalea princeps прочитывается между строк: за свое счастье нужно бороться, даже если борьба не увенчается успехом.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Жизнь без цели – пустая жизнь.
  • Счастье – не палка – в руки не возьмешь.
  • Хоть от судьбы не уйдешь, но попытаться следует.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Гаршина читать

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/attalea-princeps-vsevolod-garshin/

Сочинение: Тема свободы в сказке Гаршина «Attaleaprinceps» — Сочинение

Тема свободы в сказке В. М. Гаршина «Attalea princeps»

Сказка Всеволода Михайловича Гаршина «Attaleaprinceps» — это грустная история о свободолюбивой пальме. Мир для неё поделился на две части: жизнь на родине и жизнь в оранжерее.

Произведение начинается с описания оранжереи: «Она была очень красива…». Гаршин даже сравнивает её с драгоценным камнем.

Но далее мы понимаем, что для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет их «заключёнными».

Рассказ о страданиях растений, о том, как «садовники постоянно обрезали ветви, под­вязывали проволоками листья», заставляет задумать­ся над тем, что красота и уют в оранжерее — это ви­димость.

«Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо» — этими строками Гаршин противо­поставляет «родной край и свободу» тесной и тёмной оранжерее.

Интересно, что главными героями в сказке явля­ются сами растения, которые могут разговаривать. С помощью такого сказочного приёма автор стремит­ся наиболее ярко, точно передать их переживания. Из диалога растений мы узнаём, что они очень раз­ные.

Однако всех их: саговую пальму, кактус, кори­цу, папоротник, цикаду, маленькую травку, Attaleaи другие растения — объединяет тоска по родине и свободе. Но лишь Attaleaи «самая жалкая и презрен­ная травка» сопротивлялись такой жизни и хотели вырваться на волю.

Остальные растения просто при­способились к тюрьме: «Что касается меня, — вме­шалась корица, — то я почти довольна своим поло­жением».

Гаршин противопоставляет и других героев: дирек­тора ботанического сада и бразильянца. Равнодушный, безжалостный директор практически не выходил из своей «стеклянной будочки» и «гордился знанием, с каким он устроил оранжерею». А бразильянец «объе­хал весь свет». Увидев пальму, он так сильно затоско­вал по родине, что даже уехал домой.

Встреча с бразильянцем стала решающей для паль­мы. Она сказала себе: «Я хочу… — и я увижу!» Несмот­ря на то, что все растения, кроме травки, отказались её поддержать, Attaleaстала бороться в одиночку, не жалея своих листьев. Она доказала себе и остальным, что способна пробить даже крышу, чтобы освободить­ся: «Молчи, слабое растение! Не жалей меня! Я умру или освобожусь!»

Читая сказку, мы видим, что пальма обречена. Она и сама это понимает, воскликнув: «Только-то?» Очень грустно представлять то, как садовники пилят паль­му и вырывают маленькую травку.

Несмотря на то что поступок пальмы привёл её к гибели, он достоин восхищения и уважения. Пусть Attaleaне смогла достигнуть своей «высочайшей цели», но она не подчинилась, не покорилась, не стала ми­риться с жизнью в неволе, а героически сопротивля­лась и боролась.

На примере поступков своих героев Гаршин учит нас не только быть мужественными, свободными, це­леустремлёнными, но и не причинять страданий дру­гим, всегда оставаться чуткими и внимательными ко всем, кто нас окружает.

Здесь искали:

  • attalea princeps анализ
  • чему учит сказка attalea princeps
  • гаршин attalea princeps Тема

Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-tema-svobody-v-skazke-garshina-attaleaprinceps/

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: В.М.Гаршин. Сказка «Attalea princeps». | Социальная сеть работников образования

  • (СЛАЙД 1) Тема: Всеволод Гаршин «Attalea princeps».
  • «Вперёд, к свету, к свободе, к небу!»
  • — Ребята, есть ли среди вас те, кто в 7 лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» или «Айвенго» Вальтера С кота?

Всеволод Гаршин в семилетнем возрасте прочитал и Гюго, И Вальтера Скотта, и Пушкина, и Лермонтова. Такой он был книгочей и книголюб.

Потом, будучи уже двадцатилетним юношей, перечитал

Гюго, но ничего для себя не открыл – настолько зрелыми оказались детские впечатления.

         Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 г. В старинной дворянской семье. В 9 лет поступил в Петербургскую гимназию, слыл там первым учеником. По окончании её был зачислен в Горный институт.

Это было в 1874 году, а через три года начнётся русско-турецкая война.

Гаршин, как только появляется манифест об объявлении войны, тут же подаст прошение об увольнении из института и через несколько недель его зачислят рядовым.

(СЛАЙД 2) В одном из сражений рядовой Гаршин проявил настоящий героизм, личным примером увлёк товарищей в атаку – и враг отступил. За храбрость он был произведён в офицеры, но воевать из-за ранения уже не мог.

Вернулся в Петербург, однако не захотел учиться на горного инженера и определился вольнослушателем на словесное отделение Петербургского университета. Постепенно он всецело посвятил себя сочинительству.

  1. (СЛАЙД 3) Вскоре появились сказки для детей.
  2. — Знаете их?
  3. («Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Медведи» и «Attalea princeps».)

        Прожил Гаршин всего 33 года. Он страдал душевной болезнью и рано ушёл из жизни, но в литературе он остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.

  1. Знакомство со сказкой.   (СЛАЙД 4)
  • Название сказки дано не на русском языке. Это научное

название пальмы. Но в процессе работы над сказкой попробуем перевести это название на русский язык.

  1. Работа над произведением.
  1. Разделимся на 4 группы.  (СЛАЙД 5)

Опираясь на ключевые слова и выражения, подготовьте сжатый пересказ эпизода.

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
  • Ботанический сад,
  • Оранжерея
  • Узорчатые арки
  • Железные рамы
  • Толстые стёкла
  • Родной край
  • Свобода
  • Зима
  • Бледнели
  • Умирали
  1. Учёный директор
  2. Стеклянная будочка
  3. Attalea princeps
  4. Научное имя
  5. Гость из Бразилии
  6. Роскошные леса
  7. Была гордой
  8. Голубое небо
  • Саговая пальма
  • Пузатый кактус
  • Корица
  • Древовидный папоротник
  • Злоба и раздражение
  • Глупости
  • Вздор
  • Гордые слова
  1. Пальма росла
  2. Решётки прочны
  3. Упёрлась в рамы
  4. Упрямое дерево
  5. Звонкий удар
  6. Осень
  7. Нищая природа
  8. садовник
  • (СЛАЙД 6) Вы знаете древнегреческого философа Сократа?
  • — А кто такой философ?
  • Фило́соф (любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего.
  • Так вот, он не сидел дома и не писал философских трактатов.
Читайте также:  Краткое содержание остров сахалин чехов за 2 минуты пересказ сюжета

Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным: ходит себе человек, пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал? Какие вопросы задавал?    

 Допустим такие: что такое красота, как устроен мир, почему этот человек добрый, а тот злой, зачем ты получаешь знания? 

Таким образом, он вступил в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать как можно больше о самой жизни, о человеке. А если это так, то и задаваемые вопросы не могли быть бессмысленными.

Были у него и последователи, которые ходили за ним и записывали его беседы. Учеников мудреца называли «сократиками». Самые известные сократики-философы Платон и Ксенофонт.

        Давайте и мы попробуем вступить в диалог с текстом и с автором этого текста – писателем. Попробуем себя в роли сократиков.

Анализ сказки.

— Возьмём первый и второй фрагменты сказки. Сформулируем по ним два вопроса, раскрывающие самую суть эпизода. На заданные вопросы вы обязательно должны найти ответы в тексте.

  1. Запомните, умение задавать разумные вопросы есть первый и важный признак ума.
  2.               (Ученики формулируют вопросы по 1-му и 2-му эпизоду)
  3. (СЛАЙД 7)
эпизоды вопросы Ответы
1-й эпизод выглядит оранжерея?чувствуют растения в ботаническом саду? Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города.Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.
  • — Какой вывод можно сделать, рассматривая два эти эпизода?
  • (СЛАЙД 8) Вывод: прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей.
  • (СЛАЙД 9)
2-ой эпизод 1.Что собой представляет директор оранжереи?2.Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)? Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его  интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: «её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.
— Какой вывод можно сделать, рассматривая два эти эпизода?Вывод: два персонажа- два характера. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой.Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.

— Мы рассмотрели только два эпизода, но оба они построены на одном приёме. Каком?

(СЛАЙД 10-1) (Антитеза)

— Что чему противопоставляется?

(С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой – заключённые растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы.

Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.)

— Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?

  1. (нет, они не главные)
  2. — Что мы узнаём из этих эпизодов?
  3. (СЛАЙД 10-2)
  4. ( Они выполняют функцию экспозиции к развитию действия рассказа. В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях, директоре и посетители из Бразилии)
  1.  Какой из эпизодов произведения является главным? Почему?

(эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой)

— Прочитаем по ролям этот эпизод. Послушаем разговор обитателей оранжереи. А затем попробуйте охарактеризовать каждого участника разговора.

  1. Каким мы увидели мир растений?  (СЛАЙД 11)
  • Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.
  • Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
  • Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.
  • Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.
  • И среди них королевская пальма – одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.)
  1. Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к

предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?

(они испугались – страх всему виной.

— Но чего?

Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы – для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт-противоречие)

(СЛАЙД 12-1)

— Что такое конфликт?

  1. Какой конфликт изображён здесь?

(С одной стороны, гордая пальма, с другой – обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)

  1. Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?

(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой)

  1. Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлениях к свободе? Что это за персонаж? Как относились к ней остальные обитатели оранжереи?

(маленькая, презренная травка – ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта «презренная травка» оказалась настоящим другом.

В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе)

  1. Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?

(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что «такие рослые экземпляры» южной пальмы «редко встречаются» и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был горд этим)

  1. Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора. Каким?
  1. ( оба они гордые)
  2.  В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы? (СЛАЙД 12-2)
  3. (гордость – 1) чувство собственного достоинства;
  4.                  2) чувство удовлетворения от чего-нибудь;
  5.                   3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе)
  6.               11) Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое – к директору?
  7. (гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе.

Директор высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)         

  1. Почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?

Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.

  • Прекрасная оранжерея – растения-заключённые
  • Образы директора и бразильца
  • Обитатели сада – королевская пальма
  • Гордость директора – гордость принцессы-пальмы
  • Мечта и реальность
  • Эти миры несовместимы:
  • — директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе;
  • — обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму – зачем она стремиться вырваться на свободу?
  •  Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание.
  • — Каково пальме или человеку в этом мире?

 (Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.)

— Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом.

– О чём?

(она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в этом мире.

— Послушайте миниатюру (стихотворение в прозе) В.М.Гаршина «Юноша спросил у святого мудреца Джиафара…» и соотнесите её с философской сказкой «Attalea princeps». Что их объединяет?

  1. Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:
  2. — Учитель, что такое жизнь?
  3. Хаджи молча отвернул грязный рукав своей рубашки и показал ему отвратительную язву, разъедавшую его руку.
  4.         А в это время гремели соловьи, и вся Севилья была наполнена благоуханьем роз.
  5. (антитеза: 
  • язва, боль – соловьи, благоуханье роз;
  • жизнь тяжёлая – жизнь счастливая и те, кто счастлив, тому нет дела до несчастных
  1. Итог. Выставление оценок.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/14/v-m-garshin-skazka-attalea-princeps

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector